Воспитание ребенка до года: главные советы родителям. Воспитание ребенка до года: главные советы родителям От 3 до 9 месяцев

Восемь месяцев

Мир ребенка

Восьмимесячный ребенок - это в некотором роде загадка. У него просыпается любознательность, он начинает интересоваться окружающим миром и ищет приключений, уползая от родителей, чтобы обследовать новые территории. С другой стороны - это робкое существо. Малыш побаивается неизвестных людей, с опаской относится к новым местам и с трудом засыпает в незнакомой кроватке.

На самом деле как возросшая любознательность, так и робость ребенка объясняется ростом его самосознания. Все лучше запоминая происходящее, он начинает отличать новые ситуации от уже известных. Малыш понимает, что можно безопасно совершить побег в незнакомую комнату, поскольку мама где-то совсем рядом и обратный путь ему известен. Новый человек, новое лицо или новая кроватка - это совсем другое дело. Ребенок не может соотнести новый опыт с тем, что он уже знает, и не в состоянии предвидеть последствия. Он понимает только, что новый человек это не мама и не папа, что в новом месте не видно знакомых предметов и что новая кроватка это не то место, где можно поспать в тепле и безопасности. Малыш криком выражает свой страх, и если мама подойдет к нему проверить, что случилось, он будет прижиматься к ней, ища защиты.

Двигательные навыки

Для многих восьмимесячных детей одно из новых достижений - умение забираться по ступенькам. Как только ребенок освоил первые две ступеньки, следующие пойдут легче. Он полон энтузиазма и в состоянии залезть на самую верхнюю ступеньку. Однако спуститься по лесенке уже не так-то легко. К счастью, мама всегда рядом и выручит своего малыша.

Проблему лестницы родители решают по-разному. Обычно ее просто перегораживают, несмотря на неудовольствие прочих членов семьи. Другие родители, тревожась, что в какой-то момент «ворота» могут оказаться открытыми, предпочитают научить ребенка спускаться с лестницы так, чтобы не упасть. Конечно, ни то и ни другое решение не гарантирует полной безопасности, поэтому родители постоянно наблюдают за малышом.

Даже если у вас в доме нет никаких лестниц и по этому поводу можно не тревожиться, родители активного восьмимесячного человечка должны все время проявлять бдительность. Ребенок, который старается подтянуться и встать на ножки, может хвататься за электрический провод, подставки для растений -практически за все, что ему доступно. И поскольку у ребенка пока еще очень смутное представление о равновесии, особенно опасными становятся не слишком устойчивые предметы мебели.

Восьмимесячный малыш довольно ловко хватает большим и указательным пальцами небольшие кусочки пищи. Научившись самостоятельно передвигаться, он может оказаться в новых для него местах, поэтому особенно важно держать подальше от него бусы, пуговицы и другие мелкие предметы. Все мелочи, которые ребенок может схватить, легко могут оказаться у него во рту.

Восьмимесячный путешественник проявляет свое знание окружающей обстановки. Ползая по дому, он находит дорогу вокруг столов и стульев, огибает шкафы и, оказавшись под низкой кроватью, наклоняет головку. До некоторой степени ребенок в состоянии понять разницу между безопасным местом и местом, где ему может грозить беда. Скорее всего он не упадет с края кровати и не скатится с пеленального столика. Конечно, тот факт, что ребенок в основном ведет себя осторожно, не означает, что родители могут расслабиться, напротив, они все время должны быть начеку.

Способность видеть, слышать, чувствовать

В возрасте семи месяцев ребенка особенно привлекали игрушки из лоскутков или у которых есть ручки, шнурки и другие выступающие части, за которые он мог ухватиться. Хотя этот интерес сохраняется и в восемь месяцев, однако теперь ребенка просто завораживают игрушки, которые разбираются или каким-либо образом вставляются одна в другую. Малыш только начинает понимать, что такое емкость, и приходит в восторг, каждый день открывая для себя что-то новое - горшочки с землей, собачьи миски с водой, рот, в котором видны зубы, коробки с тряпками и сумочки со всевозможными восхитительными предметами. Теперь самым приятным занятием для малыша становится опустошение баночек и коробочек, а через месяц у него разовьется новый интерес - заполнять их чем-либо.

Опустошая баночки, сумочки и коробочки и изучая их содержимое, ребенок продолжает исследовать разные свойства предметов. Одна из основных идей, которую усваивает ребенок, заключается в том, что предметы продолжают существовать, даже если их и не видно. Скорее своими действиями, чем словами малыш все время спрашивает: «Когда я залезу рукой в ведерко, будут ли там ключи, которые только что упали в него?» Если на глазах у восьмимесячного ребенка что-нибудь спрятать, он уже может разгадать тайну пропавшего предмета. Накрытого простыней плюшевого мишку можно обнаружить, стянув с него простыню, а маленькую игрушку, исчезнувшую в кармане папиной рубашки, легко достать рукой. Каждый из таких опытов дает ребенку понятие о постоянстве существования предметов.

Однако лучше всего дети узнают об этом свойстве, наблюдая, как уходят и возвращаются родители. В силу особой привязанности ребенка к родителям, он чутко реагирует на любые признаки, свидетельствующие об их дальнейших действиях. Например, ребенок знает, что если мама уже в шляпке, а папа надевает собаке поводок, то они сейчас уйдут.

Находясь дома, малыш тратит много усилий, постоянно наблюдая за родителями. Он все время стремится держать их в поле зрения, но это не всегда ему удается. Взрослые входят и выходят из комнаты, чтобы выключить стиральную машину, поговорить по телефону или сделать другие домашние дела.

Поначалу восьмимесячный ребенок беспокоится и кричит, видя, что рядом нет мамы. Однако постепенно он начинает понимать, что родители дома, если до него доносятся их голоса. Ребенок, научившийся ползать, осмеливается самостоятельно отправиться в соседнюю комнату, а затем вернуться, проверив, тут ли мама и папа. Обнаружив в себе способность передвигаться, он все отчетливее осознает, что люди и предметы продолжают существовать, даже если их и не видно. Ребенок по-прежнему с восторгом играет в «прятки», отыскивая исчезнувшие предметы. Мама прячет голову под простыней, и малыш, стаскивая простыню с маминой головы, радостно смеется, как бы говоря: «Посмотрите, что я сделал. Я заставил мою пропавшую маму вернуться обратно».

Активно исследуя окружающий мир, ребенок все время сталкивается с новыми проблемами. Он пытается потрогать звук в заводной музыкальной шкатулке. Он удивляется тому, что через стекло аквариума нельзя достать золотую рыбку. Ему интересно, что произойдет, если потянуть за шнурок, к которому привязана игрушка, дернуть за волосы старшую сестру или стащить скатерть со стола.

Понимаем своего ребенка

Лепет восьмимесячного ребенка включает в себя почти все звуки родного языка. Любимой игрой для него может стать разговор по телефону. Некоторые дети предпочитают настоящий телефон, а другие пугаются, услышав в трубке голос, который всегда доносился из папиного рта.

В восемь месяцев ребенок еще не освоил значений слов, но своим лепетом он может прекрасно выражать желания и намерения. Веселое «па-па-па» - это скорее всего приглашение поиграть, жалобное «ма-ма-ма» может означать просьбу взять его на руки, а пронзительный крик, состоящий из одних гласных, выражает требование не оставлять его одного. В этом возрасте ребенок чутко реагирует на тон, которым произносятся слова. Не понимая полностью их значения, он хорошо чувствует ваше настроение: довольны вы или встревожены, сердитесь или спокойны.

Ребенку все еще нравится играть, передавая взрослому игрушку и тут же получая ее обратно. Однако теперь условия игры меняются. Малышу хочется играть с мячиком по своим правилам. Он возвращает вам мяч, который вы бросили ему через комнату, и ждет, пока вы вернете его обратно. Существует другой вариант подобной игры: сидя на высоком детском стульчике, ребенок кидает вниз игрушки и с интересом наблюдает за тем, как мама подбирает их; мама, конечно, устает при этом гораздо раньше ребенка.

Восьмимесячный ребенок с удовольствием подражает действиям взрослых. Копируя маму, он будет заставлять пищать куклу, бить по кастрюльке, пить из чашки или надевать на голову шляпу. Интересно, что теперь малыш повторяет движения взрослых, иногда даже не видя всех деталей их действий. Это можно объяснить тем, что зрительная память ребенка с каждым днем становится все лучше, и, кроме того, он уже понял, что предметы остаются на своих местах, даже если они не в поле зрения.

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Теперь ребенок научился самостоятельно передвигаться, и ему хочется исследовать весь дом. Постарайтесь сделать его мир интересным (и безопасным!). Хорошо, если в кухне вы устроите для вашего малыша отдельный «кабинет» с разными баночками, кастрюльками и ложками. А «личный» ящик в шкафчике ванной займет внимание «владельца», когда взрослым нужно на минуту выйти. В такой ящик можно положить всякие трубочки, коробочки, книги или игрушки. В комнатах, где бывает ребенок, есть смысл поставить небольшие корзинки с игрушками, таким образом, малыш сможет везде найти что-то новое и увлекательное для своих игр.

Общаясь с ребенком, старайтесь говорить короткими, но знакомыми фразами. Когда вы кормите ребенка, переодеваете, моете его или играете с ним, старайтесь все время комментировать происходящее.

Практические советы

У вашего малыша должна быть своя «библиотечка». Удивительно, но в восемь месяцев дети уже проявляют интерес к книгам. Особенно им нравятся такие книжки, как «Погладь кролика» или «Телефон», но хорошо, если в детской «библиотеке» будет разнообразие. Есть книги, где во всю страницу изображен всего один персонаж или предмет; такие картинки помогут вам научить малыша новым словам. Картинки других книг изобилуют деталями, многочисленными «героями», и тут у вашего ребенка есть возможность выбрать, кто ему больше нравится. А еще есть книги, где каждая картинка сопровождается коротеньким стишком.

Время игр Новые открытия

Гости! Гости! Гости! Восьмимесячные дети по-разному реагируют на незнакомые лица. Есть малыши, которым хочется пообщаться, «поговорить» и со взрослыми и с детьми. Но в этом же возрасте некоторые дети начинают бояться чужих. Желая помочь такому ребенку, постарайтесь, чтобы он почаще бывал в обществе разных людей.

Игры с телефоном Предложите малышу «поговорить» по телефону. Можно дать ему игрушечный аппарат, а лучше.настоящий, отключив его от сети. Ребенок с удовольствием подержит трубку и «поговорит» в нее.

Внимание к разным звукам Об ращайте внимание ребенка на разные звуки, всегда называя их источник: телефон, дверной звонок, папины шаги, дождик, вода, текущая из крана, лай собаки и т. д. Реагируя на звуки, маленький человек учится слушать, а это очень важно для развития речи.

Звуки, которые малыш слышит во время прогулки Возьмите ребенка на прогулку, устроив его в обычной или легкой летней коляске. Если по дороге вы увидите птичку, услышите звук пролетающего самолета или лай подбежавшей собаки, порадуйтесь вместе с ребенком этим встречам. Покажите малышу «объект» и назовите его. «Это самолет. Самолет. Ну-ка, посмотри, где самолет?» Ребенок научится смотреть, куда вы показываете, и слова постепенно начнут у него ассоциироваться с этими восхитительными предметами, умеющими летать и бегать.

Поиграйте со шляпой Дайте малышу вашу шляпу, пусть он постарается самостоятельно надеть ее. Отыскивая собственную головку, ребенок больше узнает о самом себе. Поиграйте таким образом с разными шляпами или даже с круглой пластмассовой вазой. Пусть этот модник полюбуется на себя в зеркало - собственное отражение вызовет у него восторг.

Разные «языки» У восьмилетнего малыша появляется интерес к животным. Дайте ему рассмотреть разных пластмассовых зверей, расскажите, кто это, и продемонстрируйте, какие звуки они издают: «Собачка говорит: „гав, гав“! Где у нас собачка?»

Форма для пирога с овсяной крупой В форму для пирога насыпьте овсяной крупы и дайте ее сидящему на траве малышу. Ему понравится размешивать крупу рукой или просыпать крупу сквозь пальчики.

Как улучшить координацию движений

Поприседайте вместе с ребенком, напевая при этом какую-нибудь песенку:

На лужайке прыгал зайка.

Вместе с ним барсук играл.

Тигр, нежась на лужайке,

Никого не обижал.

Пойте быстро, потом медленно, громко, потом тихо. Покачайте ребенка из стороны в сторону, вверх-вниз.

Прогулка «тележкой» Когда ваш малыш лежит на животе, возьмите его сзади за ножки и приподнимите на 5 - 10 сантиметров от пола (или от земли). Пусть ребенок попробует пройти немножко на руках.

Игра «в прятки» Малыши любят игры, в которых нужно прятаться и искать. Спрячьтесь за стулом, и пусть ребенок, подползая, попробует вас найти. Потом пусть малыш сам попробует спрятаться, а вы его ищите.

Как пробраться над, под и через Передвигаясь по дому ползком или уже на ногах, ребенок обнаруживает, что его тело и все окружающие предметы имеют определенные размеры. Ему хочется узнать, подо что можно подползти, через что перелезть, до чего можно дотянуться. Чем больше у ребенка подобного опыта, тем больше он узнает о размерах своего тельца и о пространстве. Помогите экспериментам вашего малыша, предложив ему пролезть через узкий проход и под столом, перебраться через гору подушек.

Качающийся ребенок Покачайте ребенка на руках, на качелях или посадите себе на колено, и пусть он покатается «верхом» вверх-вниз.

Такие игры развивают чувство равновесия, и малыш начинает контролировать свои движения.

Заберись и достань игрушку Если в вашей квартире есть лестница или ступеньки, используйте их для того, чтобы потренировать ребенка. Если ваш малыш находится около лестницы или на ступеньке, то положите яркую игрушку на ступеньку выше. Большинство детей любит лазать по лестнице, поэтому легче научить их забираться, чем попытаться удержать от этого занятия. Потрудившись, малыш будет особенно рад игрушке, однако не забывайте, что на ступеньках ребенок должен быть под постоянным наблюдением взрослых.

Решение проблем

«Делай, как я» Поиграйте с ребенком в «делай, как я». Бейте в «барабан», хлопайте в ладоши, машите рукой, дуйте, «дирижируйте оркестром», пусть малыш повторяет ваши движения.

Ложка – инструмент Дайте ребенку деревянную ложку и разные предметы, которые можно подвергнуть «битию»: плоскую формочку для пирога, сложенную бумажную салфетку, журнал. Покажите малышу, как колотить ложкой по их поверхности. Это занятие очень понравится ребенку, и он почувствует разницу в звуке и в ощущениях в зависимости от объекта.

Разрушаем «башню» Постройте «башню» из кубиков и покажите малышу, как толкнуть ее. «Башня» рухнет, а вы сокрушенно прокомментируйте ее падение: «Ох, все обвалилось!» Вскоре ребенок начнет получать удовольствие от сознания, что он такой сильный и может производить такой замечательный эффект.

Чашка вверх дном Положите на стол чашку вверх дном. Посмотрите, сможет ли ребенок взять ее за ручку и правильно поставить. Если малыш выполнит эту задачу, значит, у него есть понятие о том, в каком положении должны находиться предметы.

Положите игрушку на салфетку Когда ребенок сидит на своем высоком стульчике, положите перед ним на салфетку какую-нибудь небольшую игрушку, но так, чтобы он не мог до нее дотянуться. Когда ребенок потянет к себе салфетку, игрушка окажется у него в руках. Если он справится с задачей, это будет свидетельствовать о том, что у малыша появилось новое представление о предметных соотношениях. Ребенок усвоил, что один предмет может находиться на другом. Если вы держите игрушку слегка над салфеткой, а ребенок все-таки тащит ее к себе, ясно, что он еще не совсем понимает, что к чему.

Игрушка под одеялом На глазах у ребенка спрячьте под одеялом какую-нибудь игрушку. Пусть малыш сам приподнимет одеяло и найдет ее там. Ребенок еще только начинает понимать, что предметы, если их чем-то накрыть, не исчезают, а остаются на своем месте, и для него в такой игре присутствует элемент неожиданности, что вызовет неописуемый восторг.

Кастрюльки и сковородки Кастрюльки и сковородки доставляют малышу больше удовольствия, чем любые купленные в магазине игрушки, особенно если эти кастрюльки и сковородки блестят. Покажите ребенку, как закрыть кастрюльку крышкой, пусть попробует это сделать сам. Если он успешно справится с делом, дайте ему две разные кастрюльки и крышки к ним и понаблюдайте, сообразит ли малыш, какая крышка от какой кастрюльки. Еще можно позабавить любознательного человечка, спрятав в кастрюльки какие-нибудь интересные предметы. Пусть он, открывая крышки, ищет свой «сюрприз». Если вы ничего не имеете против небольшого шума, покажите ребенку, как бить крышкой о крышку.

Сделайте коробку для игрушек Для хранения детских игрушек можно приспособить большую картонную коробку. Это удобно и, кроме того, доставит ребенку большое удовольствие. В стенках коробки прорежьте большие отверстия, обклейте ее красивой бумагой. В коробку сложите игрушки и закройте ее. Теперь пусть малыш постарается достать свои игрушки через отверстия. Игрушки имеют разную форму и, чтобы вытащить их, ребенку каждый раз придется решать новую задачу.

Игрушки в вазе Большая пластмассовая ваза с круглым донышком внесет разнообразие в детские игры. Малыш может одной рукой держать вазу, а другой складывать в нее маленькие шарики или мячики. Если ваза не слишком устойчива, игра становится еще увлекательнее.

Формочка для кексов Играя с таким предметом, как форма для кекса, ребенок впервые сможет получить некоторое понятие о счете. Возьмите форму и в каждое углубление положите теннисный мячик, пусть малыш по очереди вынимает мячики и кладет их обратно.

Прозрачные и непрозрачные барьеры Когда ребенок научился играть в разнообразные «прятки», попробуйте еще один вариант. Положите игрушку за каким-нибудь прозрачным барьером. Понаблюдайте, что будет делать ребенок. Попытается ли он достать игрушку прямо, сквозь барьер, или обойдет преграду?

Как высыпать кукурузные хлопья Положите в пластмассовую бутылку немного кукурузных хлопьев. Понаблюдайте, сможет ли малыш перевернуть бутылку и поесть вкусненького.

Как найти картинку Наклейте на плотный картон яркую картинку. Поверните картонку в вертикальном положении, так чтобы малыш не смог видеть изображение. Понаблюдайте, поползет ли он вокруг картона, чтобы найти пропавшую картинку.

Игра с пасхальными яйцами Положите пластмассовые пасхальные яйца в коробочку для яиц. Передвигая яйца, малыш получит свой ранний урок в арифметике.

Повседневные дела

Время кормления

Для малыша, у которого растут зубки Сделайте для вашего ребенка леденцы из сока. (Для этого существуют специальные формочки с пластмассовыми палочками.) Ребенок будет с удовольствием облизывать и прикусывать леденец, помогая вам держать палочки. Некоторым детям нравятся замороженные бананы.

Покатать машинку можно и в ресторане Если вам пришлось взять малыша в ресторан, усадите его там на высокий детский стульчик со столиком и покажите, как можно поиграть с машинкой и покатать ее туда-сюда по поверхности детского столика.

Время купания и обтирания

Пойте песенку во время купания Когда ваш малыш сидит в ванночке и вы моете его, спойте ему какую-нибудь простенькую песенку.

Положите в ванночку лодочку Превратите коробочку из-под масла в банную игрушку - коробочка станет лодочкой, и, положив в нее маленький резиновый мячик, опустите в воду. Сначала малыш будет с удовольствием разглядывать мячик «в лодочке», а потом постарается его схватить.

Охота за своим пальчиком Обвяжите пальчик на ножке ребенка яркой ленточкой. Малыш будет увлеченно возиться, стараясь снять ленточку.

Самообслуживание Дайте ребенку купальную тряпочку или губку. Вскоре он начнет делать попытки самостоятельно помыть свои ручки, животик или ножки.

Время отдыха

«Осязательные» картинки Сделайте «осязательные» картинки из различных материалов и тканей. Можно взять кусочки плюша, атласа, резинового коврика - все это интересно потрогать и пощупать. Пусть малыш перед сном «почитает» свою осязательную «книжку».

Части тела Изобразите на куске картона очертания фигуры ребенка. Над разными частями этой фигурки (руками, головкой, плечами, ступнями, коленками или животиком) аккуратно приклейте или пришейте кусочки ткани. Теперь можно поиграть в новую игру типа «пряток». Когда малыш поднимает ту или другую занавесочку, называйте открывшуюся «часть тела». Со временем ребенок начнет сам узнавать, где головка, а где ножки, и тогда будет играть самостоятельно.

Чудесный вязаный комплект для самых маленьких малышей в возрасте от 3 до 9 месяцев понравится и принесет много восторга и радости. Он состоит из нескольких вариантов: комбинезона, шапочки и пинеток, жакета, джемпера, штанишек и сарафана. Восхитительный стиль и удобство этих моделей обеспечивают комфорт и уют.

Мягкая, теплая пряжа позволяет создать изысканный, идеальный трикотаж с красивыми ромбовидными рисунками и изящными жгутами. Особенно забавно выглядят фигурки щенят с яркими бусинками-глазами.

Имея такой уникальный комплект можно спокойно отправляться на прогулку или в гости. Ведь в нем есть предметы на все случаи и для любой погоды. Чудесные вещи можно связать своими руками из шерстяной пряжи. Понадобятся также спицы для вязания.








Вязаный комплект для новорожденного

Этот симпатичный и практичный комплект для новорожденного с вышивкой в виде игривого щенка с красной бусиной-глазом понравится и девочкам и мальчикам. Его можно носить в любую погоду. Возраст: 1 (3; 6; 9) месяц (полукомбинезон и сарафан); 3 (6; 9) месяца (жакет и шапочка); 3 (6; 9; 12) месяца (джемпер); 3 месяца (пинетки).

игры, направленные на развитие:

  • интеллекта,
  • речи,
  • двигательной активности,
  • эмоциональной сферы,
  • моторики,
  • навыков социализации;
  • рисование и аппликация;
  • лепка;
  • музыкальные игры;
  • пальчиковая гимнастика.

Принципы подачи материала

Мозг маленького ребенка устроен так, что за короткий период может усваивать огромный объем информации. Это стимулирует ускоренный рост его способностей. Часто малышу требуется не больше одной минуты, чтобы оценить и исследовать игрушку.

Отсюда и вытекает принцип подачи материала в «Знаечке»- увлекательная игровая форма и частая смена видов деятельности.

При таком подходе ребенок не устает, не теряет интерес, ведь интеллектуальные игры сменяются подвижными, игры на коврике занятиями за столами. Иногда мамам и малышам не сразу удается «втянуться» в общий темп работы, период их адаптации длится, как правило, 2 - 4 занятия.

Занятия для детей от 9 мес. до 1 года

Продолжительность 45 мин. Проводятся 1 раз в неделю.

Включают в себя от 6 до 8 развивающих игр и заданий, специально разработанных для детей указанного возраста. Особенно уделяется внимание развитию речи, коммуникативным навыкам, восприятию сенсорных эталонов (формирование представления о форме, цвете и размере предметов), мелкой и крупной моторике.

Дети, начавшие посещать наш Центр в столь раннем возрасте, впоследствии испытывают меньше трудностей при усвоении нового материала, при общении со сверстниками и, следовательно, более быстрыми темпами адаптируются к дошкольному учреждению.

Занятия для детей от 1 года до 1,5 лет

Возможности ребенка возрастают, малыш начинает ходить, а значит приобретает самостоятельность и пытливость в познании окружающего мира.

Увеличивается продолжительность и сложность занятий.

Количество игр и упражнений возрастает до 10.

Особое внимание уделяется развитию речи: пониманию слов взрослого и соответствующей реакции на услышанное, пополнению пассивного словаря ребенка новыми словами. В ходе выполнения музыкально-ритмических упражнений и элементов гимнастики развивается двигательная активность малыша и крупная моторика. Веселые приключения на занятиях способствуют дальнейшему развитию памяти, мышления и внимания ребенка. Усложняются способы лепки и рисования.

Занятия для детей от 1,5 до 2 лет.

Продолжительности занятий 1 час, посещение 1 или 2 раза в неделю.

По наблюдениям большинства мам и педагогов нашего центра, данный возраст для многих детей является достаточно сложным в эмоциональном и поведенческом плане. Новичкам, как правило, тяжелее адаптироваться к форме проведения занятий и их продолжительности. Они труднее привыкают к детскому коллективу и присутствию «чужого» взрослого педагога. Поэтому в данном возрасте мы уделяем особое внимание развитию эмоциональной и коммуникативной сферы, учим детей «дружить», уважать личность каждого, сопереживать, радоваться своим успехам и успехам других. Также тренируем концентрацию внимания, продолжаем пополнять пассивный словарный запас, побуждаем к активной речи.

В этом возрасте маленькие «знаечки» знакомятся с еще одним направлением художественной деятельности - аппликацией из разных материалов.

Развивающие занятия для детей от 2 до 2,6 лет и от 2,6 до 3 лет.

Продолжительность занятий 1 час, посещение 1 или 2 раза в неделю.

Вы уже обнаружили, что Ваш малыш - вполне самостоятельный человечек, умеющий думать, переживать, любить, видеть прекрасное, ощущать радость познания, созидания и творчества. Возраст - с 2 до 3 лет - по праву считается психологами переходным . В детях все еще замечаются некоторые черты раннего возраста, и при этом они стоят уже у рубежей к переходу в младший дошкольный возраст (с 3 лет).

В этот период необходимо уделять больше внимания развитию познавательного интереса. В наши занятия включаются элементы математического развития (простейшие операции с множествами, знакомство с геометрическими формами и размером предметов), графические упражнения (умение удерживать и пользоваться карандашом). На первый план выступают задания по формированию связной речи. Появляется такой важный элемент игровой деятельности как сюжетно-ролевая игра, которая играет огромную роль в умственном, физическом, психическом и социальном развитии. На занятиях дети разучивают небольшие стихотворения, пропевают веселые песенки. Появляется объемная лепка (фигурки животных, предметов, человека). Вводится коллективное творчество (совместное изготовление аппликации или рисунка).

Установлено, что в 7 месяцев хорошо развивающийся ребенок:

Стучит игрушкой, размахивает ею, перекладывает и бросает ее;

Хорошо ползает;

Находит по просьбе взрослого взглядом в привычном для него месте предмет;

Подолгу лепечет, произносит повторно одни и те же слоги.

К 8 месяцам:

Длительно и разнообразно занимается игрушками (вынимает, катает и т.п.);

Подражает действиям взрослого с предметами;

Сам садится, сидит и ложится;

Встает, держась за барьер, стоит и опускается;

Переступает, держась за опору;

На вопрос “где?” находит взглядом несколько предметов, находящихся в определенных, известных ему местах;

По просьбе взрослого выполняет разученные действия (“ладушки”, “дай ручку” и др.);

Держит в руке и ест кусок хлеба, пьет из чашки, которую держит взрослый.

К 9 месяцам:

Ходит, слегка придерживаясь;

На вопрос “где?” находит предметы в разных местах;

Знает свое имя;

Подражает взрослому, повторяет за ним слоги, которые есть в лепете;

Пьет из чашки, слегка придерживая ее руками.

Днем малыш спит 3 раза по 2-1,5 часа, т.е. после бодрствования до следующего кормления, обязательно на свежем воздухе. Продолжительность ночного сна – 10-11 часов.

Массаж и гимнастика

Более разнообразными становятся гимнастика и массаж.

Проводятся они ежедневно по 5-6 минут, через 30-40 минут после кормления.

Выполняются следующие упражнения:

    охватывающие или круговые движения руками;

    сгибание и разгибание ног;

    массаж спины;

    стимулирование ползания;

    приподнимание туловища из положения на животе;

    массаж живота;

    сгибание и разгибание рук;

    “скользящие” шаги;

    присаживание из положения на спине (ребенок держится за кольца);

    поднятие выпрямленных ног.

Закаливание

Во время переодевания, гимнастики, во время бодрствования ребенок принимает воздушную ванну (примерно 12 минут). Другие закаливающие процедуры – это “сухие” обтирания, делают фланелевой рукавичкой до слабого покраснения кожи (7-10 дней), а затем переходят к влажным обтираниям водой при температуре 35С, постепенно ее снижая до 30С.

Закаливание можно проводить только при полном здоровье ребенка.

Игрушки

Игрушки не только забава и развлечение ребенка. Они помогают общему развитию его речи, движений.

Для игры следует давать ребенку разнообразные игрушки, но немного, 2-3 сразу, и время от времени их менять. Надо учить малыша “правильно” играть ими. Ребенку можно давать: неваляшки, шары, мячики разной величины и цвета; погремушки, звучащие игрушки из различного материала. Мисочки, ведерки с вложенными в них игрушками, кастрюльки с крышками, кольца для надевания на руку; куклу, мишку, петуха, кошку, озвученные заводские игрушки.

Не следует давать мелкие игрушки, которые ребенок может взять в рот, а также игрушки с острыми углами. Игрушки должны быть прочно скреплены, хорошо вымыты.

Показатели развития ребенка от 9 до 12 месяцев

К 10 месяцам:

Ребенок длительно занимается игрушками, выполняет заученные действия, влезает на невысокий диван, ступеньку, ящик и слезает с него, по просьбе “дай” находит и дает знакомые предметы, подражая взрослому, произносит новые слоги.

К 11 месяцам:

Ребенок овладевает новыми действиями с игрушками и начинает выполнять их по просьбе взрослого:

    ставит кубик на кубик;

    снимает и надевает кольца;

    “водит” куклу и пр.;

    делает первые самостоятельные шаги;

    по просьбе взрослого приносит любую куклу, мячи и другие

    произносит первые слова (“дай”, “мама” и др.).

К 12 месяцам:

Ребенок выполняет более сложные действия с игрушками, ходит самостоятельно, без опоры, знает названия предметов, игрушки, имена некоторых взрослых, детей, названия действий и движений. Выполняет поручения (“принеси”, “найди” и пр.), легко повторяет за взрослыми новые слоги, употребляет 5-10 слов, “по-своему” произносит их. Самостоятельно пьет из чашки.

Днем 2,5 и 2-1,5 часа, оба раза малыш спит на свежем воздухе. Длительность ночного сна – 10-11 часов.

Занятие гимнастикой и массаж, как и в предыдущие месяцы, продолжается ежедневно, проводя по 5-8 минут через 30-40 минут после еды.

Гимнастика для ребенка 9 - 10 месяцев:

Упражнения : круговые движения руками, сгибание и разгибание ног, поднимание тела из положения на животе, наклоны туловища и выпрямление.

Гимнастика для ребенка 11 - 12 месяцев:

Упражнения : присаживание из положения на спине. Ребенка держат за отведенные в сторону руки, сгибание и разгибание рук сидя или стоя, “скользящие” шаги, присаживание из положения на спине (ребенок держится за кольца), поднятие ног.

Закаливание

Как и в предыдущие месяцы, проводятся воздушные ванны, обтирания. Одежда должна предохранять от излишней потери тепла, быть проницаемой для воздуха, не стеснять движений. Для ребенка, начинающего ходить, удобны длинные штанишки на бретельках, ботинки с каблуком.

Следует одевать ребенка по сезону и по погоде, не кутать. Раздевая ребенка после прогулки, обратите внимание на его состояние: если голова и спина мокрые, на следующую прогулку оденьте его легче (снимите лишнюю шапку, кофту или рейтузы), если ножки прохладные, наденьте шерстяные носки. В помещении старайтесь не перегревать ребенка: вспотев, он быстрее простужается.

Девять месяцев - важная дата в жизни ребёнка. Он развивает уже приобретённые навыки, учится постигать новые вершины. Что же должен уметь девятимесячный кроха и как родители могут способствовать его развитию?

Физиология ребёнка в девять месяцев

За девятый месяц жизни малыш подрос ещё на сантиметр и немного прибавил в весе. Девятимесячные мальчики в этом возрасте достигают массы тела в 7.3–11 кг и вырастают до 67.8–76.5 см. Немногим им уступают девочки: вес малышки в 9 месяцев составляет в норме от 7 до 10.5 кг, а рост 66–75 см.

Во время дежурного профилактического осмотра у педиатра специалист обязательно обращает внимание на окружность головы ребёнка. У мальчиков в этом возрасте она составляет 44–47.4 см, а у девочек - 42.9–46.4 см.

В 9 месяцев ребёнок спит 11–14 часов. Днём, как правило, он ложится спать дважды на 1.5 часа каждый раз. Отдельным малышам требуется ещё трёхразовый сон. В этом случае у него два коротких 40-минутных периодов отдыха и один продолжительный двухчасовой сон в обеденное время.

Нарушением в 9-месячном возрасте считается:

  • многоразовый (4–5 эпизодов) сон, длительностью 20–30 минут;
  • постоянный поверхностный беспокойный сон;
  • повышенная капризность после пробуждения из-за того, что ребёнок так и не смог полноценно отдохнуть.

Если по физиологии у специалистов нет вопросов к состоянию здоровья, провоцирующего нарушение сна, то причиной может быть перевозбуждение нервной системы из-за нарушенного режима дня.

Период бодрствования между эпизодами сна в 9 месяцев составляет уже 3–4 часа. В это время малыш с удовольствием познаёт мир: общается с родными, играет, гуляет, ест и осваивает новые навыки.

Навыки и умения

Девятимесячный ребёнок умеет многое. Он крепко стоит на ножках возле опоры и делает первые попытки сделать самостоятельные шаги с поддержкой.

Специалисты советуют развивать навыки и стимулировать малыша к передвижению. Например, можно взять любимую игрушку и поставить на небольшом расстоянии от крохи. Затем предложить ребёнку дотянуться до неё.

К 9 месяцам большинство крох умеют:

  • самостоятельно садиться и сидеть от 15 и больше минут;
  • нагибаться в разные стороны;
  • держать предметы, бросать на пол и поднимать с пола;
  • передвигаться по дому с помощью ползания (не все детки умеют ползать, некоторые пропускают этот этап);
  • реагировать на знакомые лица, выполнять простые просьбы «покажи носик, дай ручку»;
  • лепетать и делать попытки произнести первые полноценные слова;
  • делать первые шаги.

Возможные отклонения от нормы

Что должно насторожить родителей? Если малыш:

  • не реагирует на своё имя и не узнаёт родных;
  • не проявляет интереса к игрушкам;
  • не лепечет и не пытается подражать взрослым при воспроизведении звуков;
  • не удерживает крепко предметы в ладошке.

Календарь развития в 9 месяцев: что должен уметь малыш - видео

Уход за ребёнком в 9 месяцев

Для полноценного развития малыша в 9 месяцев важное значение имеют прогулки на свежем воздухе. Как и прежде, в тёплое время года можно проводить на улице весь световой день, а в зимнее время выходить на воздух дважды на 1.5–2 часа.

Девятимесячные дети очень любят купаться. Банные процедуры им можно устраивать каждый день, набирая воду в большую ванну. Во время купания крохи предпочитают играть с любимыми игрушками. Не отказывайте малышу в таком развлечении. Для этого можно использовать как покупные игрушки для ванны, так и подручные средства: крышки от шампуней, ложки, ковшики, которыми он будет зачерпывать воду и переливать её из меньшей ёмкости в большую.

В летнее время, при возможности, для малышей рекомендуется набирать воду в детские бассейны. Такие водные процедуры хорошо закаляют организм и тренируют иммунную систему.

Игры в бассейне - не только удовольствие для малыша, но и закаливание

Питание на девятом месяце жизни

Кроха в девять месяцев уже обладает несколькими зубами. Ему недостаточно одного материнского молока или адаптированной смеси. В этом возрасте его рацион должен состоять из каш, овощных супов, фруктовых пюре, творога, кефира, желтка, мяса. Можно знакомить ребёнка с нежирной рыбой и галетной выпечкой. Нет необходимости постоянно все пюрировать. Для развития жевательных навыков желательно постепенно приучать малыша к кусочной пище. Можно давать ему банан, очищенное яблоко, сухарик.

Прикорм 9-месячного ребёнка - таблица

Как развивать и чему можно научить

Малыши в 9 месяцев время бодрствования любят проводить активно. Родители замечают, что крохи с удовольствием занимаются развивающими играми и скучают при безделье. Этот период очень важен для развития мелкой моторики рук. Поэтому можно организовывать игры с учётом этого аспекта и учить ребёнка:

  • сортировать мелкие предметы по цветам;
  • насыпать ложечкой горох или крупы из одной ёмкости в другую,
  • рисовать на бумаге при помощи пальчиков.

Все игры должны проходить под постоянным контролем взрослого. Для безопасности не оставляйте ребёнка одного ни на минуту, когда он играет с мелкими предметами.

Популярные игры для малышей в 9 месяцев:

  • потешки «Сорока-ворона», «Ладушки»;
  • прятки;
  • складывание предметов (кубики, пирамидка, матрёшка).

В этом же возрасте можно начинать обучение цветам. Для этого хорошо подойдут подручные предметы ярких оттенков. «Урок» может выглядеть так: мама раскладывает перед ребёнком 3–5 кубиков разных цветов. Поочерёдно называет каждый. Затем просит малыша дать синий кубик; показать пальцем на красный и т. д.

Как делать массаж и гимнастику ребёнку в 9 месяцев

Для укрепления позвоночника и мышечного каркаса в 9-месячном возрасте большое значение имеют гимнастика и массаж. Поскольку в этот период движения у ребёнка уже более или менее согласованы, все упражнения рекомендуется сопровождать короткими понятными командами: сядь, сгибай, делай шаг. Малыш запоминает слова и уже вскоре будет следовать тому, что ему говорит взрослый.

Заданиями массажа и гимнастики для девятимесячного малыша являются укрепление и активизация мышц, которые берут участие при ходьбе. Родители могут выполнять следующие гимнастические упражнения:

  • согнуть ножки ребёнка в коленях. Поочерёдно распрямлять каждую ногу в скользящем движении;
  • посадить ребёнка и дать в каждую руку гимнастическое кольцо. При помощи пальцев сводить и разводить руки в сторону. Попросить малыша сделать это движение самостоятельно;
  • исходное положение с гимнастическими кольцами то же, только руки разводятся не в сторону, а поочерёдно вперёд и назад (имитация боксёрских движений);
  • поставить ребёнка, провернув к себе спиной. Придерживать руками за живот и колени. Попросить малыша поднять с пола игрушку. Во время наклона удерживать колени от сгибания.

Массаж включает поглаживающие и растирающие движения спинки, ножек, живота ребёнка:

  • круговыми движениями погладить область пупка по часовой стрелке; перейти на косые мышцы;
  • погладить спинку от затылка до ягодиц;
  • подушечками пальцев «поколотить» спинку и ягодицы, легонько пощипать;
  • тыльной стороной ладони растереть мышцы спины;
  • погладить ладонями область груди; проработать эту зону лёгкими вибрирующими движениями.

Каждое упражнение пройти в 2–3 приёма. Завершить массаж поглаживанием.

Массаж и упражнения для малыша 9–12 месяцев - видео

Мнение доктора Комаровского насчёт развития ребёнка в 9 месяцев

Педиатр Евгений Комаровский считает, что все детки развиваются по-разному. Поэтому не нужно подгонять их под единый стандарт. По его мнению, в 9 месяцев среднестатистический ребёнок умеет сидеть, стоять на ногах у опоры, делать первые шаги при поддержке, имитировать звуковые слоги, пытаясь сложить их в слова. Некоторые детки в этом возрасте уже умеют самостоятельно ходить и приучаются к горшку.

Главное, на чём акцентирует внимание доктор: не существует единого стандарта, согласно которому любой ребёнок в 9 месяцев должен обязательно обладать определёнными навыками и умениями. Дети развиваются индивидуально.

Доктор Комаровский о нормах и сроках развития - видео

Малыш в 9 месяцев - это уже сознательный человечек, который многое умеет и понимает и требует от родителей не только физической, но и эмоциональной поддержки.