Откуда пошла традиция ставить елку на новый. Новогодняя елка: история возникновения и интересные факты. Почему начали встречать новый год с елкой в ссср

Традиция празднования новогодних праздников с ёлкой, настолько сильно вошла в наш быт, что почти никто не задаётся вопросами: а откуда пришла к нам ёлка? Что она символизирует? Почему именно ёлка неотъемлемый атрибут на Рождество и ? Когда же появилась у нас ёлка и откуда она пришла, и попытаемся выяснить мы в данной статье. В 1906 году философ Василий Розанов писал: «Много лет назад я с удивлением узнал, что обычай рождественской ёлки не принадлежит к числу коренных русских обыкновений . Ёлка в настоящее время так твёрдо привилась в русском обществе, что никому в голову не придёт, что она не русская …»

Как вам уже известно из статьи , традицию празднования Нового Года с ёлкой в Россию своим указом принёс в 1699 году. Вот небольшой фрагмент из этого указа (буква «ъ » в конце слов не читается):

«…нынъ отъ Рождества Христова доходитъ 1699 годъ, а будущаго Генваря съ 1 числа настанетъ новый 1700 годъ купно и новый столетный векъ и для того добраго и полезнаго дъла, указалъ Великій Государь впредь лъта счислять въ Приказахъ и во всякихъ делахъ и крепостяхъ писать съ нынешняго Генваря съ 1 числа отъ Рождества Христова 1700 года. А въ знакъ того добраго начинанія и новаго столътнаго века въ царствующемъ граде , после должнаго благодаренія къ Богу и молебнаго пенія въ церкви и кому случится и въ дому своемъ, по большимъ и проезжимъ знатнымъ улицамъ знатнымъ людямъ и у домовъ нарочитыхъ духовнаго и мірскаго чина передъ вороты учинить некоторыя украшенія отъ древъ и ветвей сосновых, елевыхъ и можжевелевыхъ противъ образцовъ, каковы сделаны на Гостинъ дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротамъ, учинить возможно…»

Тем не менее, к будущей рождественской ёлке указ Петра имел всего лишь косвенное отношение: во-первых, город декорировался не только еловыми, но и другими хвойными деревьями; во-вторых, в указе рекомендовалось использовать как целые деревья, так и ветви, и, наконец, в-третьих, украшения из хвои предписано было устанавливать не в помещении, а снаружи – на воротах, крышах трактиров, улицах и дорогах. Этим ёлка превращалась в деталь новогоднего городского пейзажа, а не рождественского интерьера, чем она стала уже намного позже. Текст государева указа свидетельствует нам о том, что для Петра во вводимом им обычае, с которым он познакомился во время европейского путешествия, важной была как эстетика – дома и улицы велено было украсить хвоей; так и символика – декорации из вечнозелёной хвои следовало создавать в ознаменование празднования именно .

Важно, что петровский указ от 20 декабря 1699 года является, чуть ли не единственным документом по истории ёлки в России XVIII века. После смерти самозванца новогодние ёлки ставить перестали. Лишь владельцы трактиров украшали ими свои дома, причём эти ёлки стояли на трактирах круглый год – отсюда пошло их название – «ёлки-палки ».

Государевы предписания сохранились лишь в убранстве питейных заведений , которые перед Новым Годом продолжали украшать . По этим ёлкам, которые были привязаны к колу, установлены на крышах или же воткнуты у ворот, опознавались кабаки. Ёлки стояли там до следующего года, накануне которого старые заменяли новыми. Возникнув в результате петровского указа, этот обычай поддерживался в течение XVIII и XIX веков.

Пушкин в «Истории села Горюхина» упоминает «древнее общественное здание, украшенное ёлкою и изображением двуглавого орла» . Эта характерная деталь была хорошо известна и время от времени отражалась во многих произведениях русской литературы. Иногда же вместо ёлки на крышах кабаков ставились сосенки: «Здание кабака... состояло из старинной двухэтажной избы с высокой кровлей... На верхушке её торчала откосо рыжая иссохшая сосенка ; худощавые, иссохшие ветви её, казалось, звали на помощь».

А в стихотворении Н.П. Кильберга 1872 года «Ёлка» кучер искренне удивляется тому, что барин по вбитой у дверей избы ёлке не может признать в ней питейного заведения:

«Въехали!.. мчимся в деревне стрелой,
Вдруг стали кони пред грязной избой,
Где у дверей вбита ёлка ...
Что это?.. – Экой ты, барин, чудак,
Разве не знаешь?.. Ведь это кабак !..»

Вот почему, кабаки в народе стали называть «ёлками» или же «Иванами-ёлкиными»: «Пойдем-ка к ёлкину, для праздника выпьем »; «Видно, у Ивана ёлкина была в гостях, что из стороны в сторону пошатываешься »; «ёлка (кабак) чище метлы дом подметает ». Вскоре, весь комплекс «алкогольных» понятий постепенно приобрёл «ёлочные» дуплеты: «ёлку поднять » – пьянствовать, «идти под ёлку » или «ёлка упала, пойдем поднимать » – идти в кабак, «быть под ёлкой » – находиться в кабаке; «ёлкин » – состояние алкогольного опьянения и т.п.

Где же зародился праздник ёлки?

Оказывается, что у многих европезированных славяно-арийских народов во время рождественского сезона издавна использовалось рождественское или святочное полено , громадный кусок дерева или пень , который зажигался на очаге в первый день Рождества и понемногу сгорал в течение двенадцати дней праздника. Согласно распространённому верованию, бережное хранение кусочка рождественского полена в течение всего года защищало дом от огня и молнии, обеспечивало семье обилие зерна и помогало скотине легко выносить потомство. В качестве рождественского полена использовались обрубки стволов ели и бука. У южных славян – это так называемый бадняк , у скандинавов – juldlock , у французов – le buche de Noël (рождественский чурбан, что, по сути, если прочитать эти слова по-русски, получим бух – русское обух – обратная сторона топора-секиры, вполне есть чурбан или полено; и но-ёл похоже на слияние слов – норвежская ёлка или новая новогодняя ёлка, или лучшее и самое точное попадание ночная ёлка ).

История превращения ели в рождественское дерево до сих пор точно не восстановлена. Наверняка известно лишь то, что случилось это на территории Германии , где ель во времена ведической была особо почитаемой и отождествлялась с мировым деревом: «Царицей германских лесов была вечнозеленая ель ». Именно здесь, у древних славян, предков германцев, она и стала сначала новогодним, а позже – рождественским растительным символом. Среди германских народов издавна существовал обычай идти на Новый год в лес, где выбранное для обрядовой роли еловое дерево освещали свечами и украшали цветными тряпочками, после чего вблизи или вокруг него совершались соответствующие обряды.

Со временем еловые деревца стали срубать и приносить в дом, где они устанавливались на столе. К деревцу прикрепляли зажжённые свечки, на него вешали яблоки и сахарные изделия. Возникновению культа ели, как символа неумирающей природы способствовал её вечнозелёный покров, позволявший использовать её во время зимнего праздничного сезона, что явилось трансформацией издавна известного обычая украшать дома вечнозелёными растениями.

После крещения и латинизации славянских народов (чистокровные немцы – это не арийцы, а славяне, точнее святорусы – голубоглазые и светловолосые), населяющих территорию современной , обычаи и обряды, связанные с почитанием ели, начали постепенно приобретать христианский смысл, и её стали употреблять в качестве рождественского дерева , устанавливая в домах уже не на Новый Год, а в Сочельник т.е. канун Рождества Солнца (бога), 24 декабря, отчего она и получила название рождественского дерева – Weihnachtsbaum (интересное слово, которое если прочитать по частям и по-русски очень похоже на следующее – святой ночи полено , где если к Weih добавить «s», то получим русское слово свят или свет ). С этих пор в Сочельник (Weihnachtsabend) праздничное настроение стало в Германии создаваться не только рождественскими песнопениями, но и ёлкой с горящими на ней свечами.

Рождественское дерево со свечами и украшениями впервые упомянуто в 1737 году. Пятьюдесятью годами позже датируется запись некой баронессы, которая утверждает, что в каждом немецком доме «приготавливается еловое дерево, покрытое свечами и сластями, с великолепным освещением» .

Во Франции долго сохранялся обычай жечь в Сочельник рождественское полено (le buche de Noël) , и ёлка усваивалась медленнее и не столь охотно, как в северных странах. В рассказе-стилизации писателя-эмигранта М.А. Струве «Парижское письмо», где описываются «первые парижские впечатления» русского юноши, отмечавшего Рождество 1868 года в , говорится: «Комната... встретила меня приукрашенной, но ёлки , любезной мне по петербургскому обычаю, даже хотя бы и самой маленькой, в ней не оказалось …»

Чарльз Диккенс в очерке 1830 года «Рождественский обед», описывая английское Рождество, о ёлке ещё не упоминает, а пишет о традиционной для Англии ветке омелы, под которой мальчики, по обычаю, целуют своих кузин, и ветке остролиста, красующейся на вершине гигантского пудинга…

Теперь, зная правду о ёлке и праздниках, с ней связанных, можно отлично отпраздновать Рождество Солнца (подробности читайте в моей статье ) и без ёлки, и без Деда Мороза, и без и не в полночь, и самое главное – в настоящий день Рождения Солнца , который празднуется вечером с 24-го на 25 декабря, а не по нашему стилю с 6-го на 7-е января.

Получается, что весь христианский мир правильно празднует Рождество Солнца , а нас, русов, как всегда, обманули и подсунули нам чужих богов, чужие традиции и праздники, и в чуждые истине дни! Празднуя, не забывайте, ради чего все собрались за столом, и чьё Рождество празднуете…

С егодня сложно представить новогодний праздник без снега и ели. Но еще несколько столетий назад вечнозеленое дерево не было атрибутом Нового года, да и сам праздник в России отмечали в сентябре.

Традиция украшать новогоднюю ель известна с кельтских преданий. Древние славяне вместо елки наряжали дуб или березу.

В Европе традиция встречать Новый год с зеленой красавицей началась в Германии с древней немецкой легенды о деревьях, пышно расцветающих во время зимних холодов. Вскоре украшение елок стало модным и распространилось во многих странах Старого Света. Для того чтобы избежать массовой вырубки лесов, в XIX веке в Германии стали производить искусственные ели.

Старая рождественская открытка

Сергей Коровин. Рождество

В Россию новогодняя традиция пришла в канун 1700 года, во время правления Петра I, которым был отдан приказ о переходе на новое летоисчисление (от Рождества Христова) с 1 января 1700 года и о том, чтобы Новый год встречать 1 января, а не 1 сентября. В указе говорилось: «…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых… а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на ворота или над храминою [домом] своею поставить…»

После смерти царя предписания сохранились лишь относительно убранства питейных заведений, которые перед Новым годом продолжали украшать елками. По этим деревьям опознавались кабаки. Деревья стояли возле заведений вплоть до следующего года, накануне которого старые елки заменяли новыми.

Генрих Манизер. Елочный торг

Алексей Чернышев. Рождественская елка в Аничковом дворце

Первую публичную елку установили в здании Екатерининского вокзала (ныне Московского) в Санкт-Петербурге лишь в 1852 году.

В разные времена и елки наряжали по-разному: сначала фруктами, живыми и искусственными цветами, чтобы создать эффект цветущего дерева. Позже украшения стали сказочными: позолоченные шишки, коробочки с сюрпризами, сладости, орехи и горящие рождественские свечи. Вскоре добавились игрушки, сделанные своими руками: дети и взрослые мастерили их из воска, картона, ваты и фольги. А в конце XIX века на смену восковым свечам пришли электрические гирлянды.

Во время Первой мировой войны император Николай II объявил елочную традицию «вражеской». После Октябрьской революции запрет отменили, но в 1926 году власть рабочих и крестьян вновь ликвидировала «елочную» традицию, сочтя ее буржуйской.

Новогодняя елка в Колонном зале Дома Союзов. 1950-е. Фотохроника ТАСС

Новогодняя елка в Кремлевском Дворце съездов. Фотография: Н. Акимов, Л. Портер / Фотохроника ТАСС

Лишь в 1938 году огромная 15-метровая елка с десятью тысячами украшений и игрушек появилась в Москве, в Колонном зале Дома Союзов. Ее стали устанавливать ежегодно и проводить там детские новогодние праздники, получившие название «новогодние елки». С 1976 года главной новогодней елью страны стало дерево, установленное в Государственном Кремлевском дворце.Малыши в новогодних колпаках около елки. Фотография: Т. Гладских / фотобанк «Лори»

Обычай украшать новогоднюю елку пришел к нам из Германии. Существует предание о том, что начало традиции украшать елку положил немецкий реформатор Мартин Лютер. В 1513 году, возвращаясь домой в канун Рождества, Лютер был очарован и восхищен красотой звезд, усыпавших небесный свод так густо, что казалось, будто и кроны деревьев искрятся звездочками. Дома он поставил на стол елочку и украсил ее свечами, а на верхушку водрузил звезду в память о звезде Вифлеемской, указавшей путь к пещере, где родился Иисус.

Известно также, что в XVI веке в Центральной Европе в рождественскую ночь было принято ставить на середине стола маленькое деревце бука, украшенное сваренными в меду маленькими яблочками, сливами, грушами и лесными орехами.

Во второй половине XVII столетия в немецких и швейцарских домах уже был распространен обычай дополнять украшение рождественской трапезы не только лиственным, но и хвойным деревом. Главное, чтобы оно было игрушечной величины. Сначала маленькие елочки подвешивались к потолку вместе с конфетами и яблочками, и лишь позже установился обычай наряжать в гостевой комнате одну большую елку.

В XVIII-XIX веках традиция украшения елки распространилась не только по всей Германии, но и появилась в Англии, Австрии, Чехии, Голландии, Дании. В Америке новогодние елки появились также благодаря немецким эмигрантам. Вначале елки украшали свечами, плодами и сладостями, позднее в обычай вошли игрушки из воска, ваты, картона, а потом и стекла.

В России традиция украшения новогодней елки появилась благодаря Петру I. Петр, еще в молодые годы гостивший на Рождество у своих немецких друзей, был приятно удивлен, увидев странное дерево: вроде бы ель, но на ней вместо шишек - яблоки и конфеты. Будущего царя это позабавило . Став царем, Петр I издал указ отмечать Новый год, как в просвещенной Европе.

В нем предписывалось: «...По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых...».

После смерти Петра указ был подзабыт, а распространенным новогодним атрибутом елка стала лишь веком позже.

В 1817 году великий князь Николай Павлович женился на прусской принцессе Шарлотте, крещеной в православии под именем Александра. Принцесса убедила двор принять обычай украшать новогодний стол букетиками из еловых веток. В 1819 году Николай Павлович по настоянию супруги впервые поставил в Аничковом дворце новогоднюю елку, а в 1852 году в Санкт-Петербурге в помещении Екатерининского (ныне Московского) вокзала впервые была наряжена публичная рождественская елка.

В городах начался елочный ажиотаж: из Европы выписывали дорогие елочные украшения, в богатых домах устраивали детские новогодние утренники.

Образ рождественской елки хорошо вписался в христианскую религию. Елочные украшения, сладости и фрукты символизировали дары, принесенные маленькому Христу. А свечи напоминали освещение той обители, в которой останавливалось Святое семейство. К тому же на верхушку дерева всегда вешали украшение, которое символизировало Вифлеемскую звезду, взошедшую с рождением Иисуса и указавшую дорогу волхвам. В результате елка стала символом Рождества.

Во время Первой мировой войны император Николай II посчитал традицию украшения елки «вражеской» и категорически запретил ей следовать.

После революции запрет отменили. Первую общественную елку при советской власти устроили в Михайловском артиллерийском училище 31 декабря 1917 года в Петербурге.

С 1926 года украшение елки уже считалось преступлением: ЦК ВКП(б) назвал обычай устанавливать так называемую рождественскую ель антисоветским. В 1927 году на XV съезде партии Сталин заявил об ослаблении антирелигиозной работы среди населения. Началась антирелигиозная кампания. Партконференция 1929 года отменила «христианское» воскресение: страна перешла на «шестидневку», запрещено было празднование Рождества.

Считается, что реабилитация елки началась с небольшой заметки в газете «Правда», опубликованной 28 декабря 1935 года. Речь шла об инициативе организовать к Новому году детям хорошую елку. Подписал заметку второй секретарь ЦК компартии Украины Постышев. Сталин согласился.

В 1935 году был организован первый новогодний детский утренник с наряженной лесной красавицей. А в канун нового 1938 года в Колонном зале Дома союзов поставили огромную 15-метровую елку с 10 тысячами украшений и игрушек, ставшую с тех пор традиционной и называвшуюся позднее главной елкой страны. С 1976 года главной елкой стала считаться елка в Кремлевском Дворце съездов (с 1992 года - Государственный Кремлевский дворец). Вместо Рождества елку стали ставить на Новый год и назвали новогодней.

Сначала елки украшали по старинке конфетами и фруктами. Потом игрушки стали отражать эпоху: пионеры с горнами, лики членов Политбюро. Во время войны - пистолеты, десантники, собаки-санитары, Дед Мороз с автоматом. Им на смену пришли игрушечные автомобили, дирижабли с надписью «СССР», снежинки с серпом и молотом. При Хрущеве появились игрушечные трактора, початки кукурузы, хоккеисты. Затем - космонавты, спутники, персонажи русских сказок.

В наши дни появилось немало стилей украшения новогодней елки. Наиболее традиционный из них - украшение елки разноцветными игрушками из стекла, электрическими лампочками и мишурой. В прошлом столетии натуральные деревца начали заменять искусственными, некоторые из них весьма искусно имитировали живые ели и украшались обычным способом, другие были стилизованными, не требующими украшений. Возникла мода на оформление новогодних елок в определенном цвете - серебристом, золотистом, красном, синем, в моду прочно вошел минималистский стиль в оформлении елки. Неизменным атрибутом украшения елки остались лишь гирлянды из разноцветных огней, но и здесь на смену электрическим лампочкам уже приходят светодиоды.

Скоро Новый Год. Мандарины, шампанское, оливье, бенгальские огни, красавица-ёлочка. Все эти неотъемлемые атрибуты любимого праздника знакомы всем с детства. Пробьют Куранты, и старый год под песни с хоровод ами уступит новому дорогу. С утра ребятишки побегут доставать из-под елочки подарки. В нашей стране традиции празднования Нового года известны каждому. А известно ли, откуда к нам пришла традиция наряжать елку?

Нарядная, сверкающая огнями, игрушками, пушистая красавица. Кто может представить себе новогодние праздники без главного символа? Но кто же придумал наряжать елку на Новый Год? Откуда к нам пришел обычай украшать елку?

Красивая традиция имеет несколько легенд возникновения.

Германия

Большинство людей склоняется к версии, что традиция наряжать елку пришла к нам из Германии. Э то неудивительно, оттуда к нам пришли многие сказочные персонажи, легенды о ведьмах и вурдалаках, вампирах и русалках. Средневековые германские замки хранят тысячи тайн. Одной из таких тайн, исследователи считают и традицию наряжать елку.

Согласно одному старому поверью, ель способна расцвести в ночь перед Рождеством и принести плоды. Древнегерманские племена верили в силу духов, которые, по их мнению, жили на верхушках вечнозеленых деревьев. А потому старались задобрить их, украсив священное дерево фруктами и орехами. Только в дом такое дерево никто не носил, наряжали прямо в лесу.

Позднее, Мартин Лютер пытался искоренить в населении привычку бегать по лесам перед Рождеством, поскольку это более подходило язычникам, нежели чем христианам. Легенда гласит, что однажды ночью Лютер увидел на поляне ель, освященную лунным светом. О на напомнила ему о Вифлеемской звезде, что привела волхвов к Иисусу. Тогда он первым принес ель в дом и украсил ее свечками, а наверху водрузил символ Рождества - звезду. Это было в 1513 году.

Потом традиция распространилась по Европе. Немецкие принцессы выходили замуж за принцев других династий и увозили с собой и традицию наряжать елку . Документально подтверждено, что первая елки в Англии и Франции были наряжены именно по приказу немецких невест.

Потом к массовой традиции подключились США, Российская империя.

Египет

Часть людей склоняется к мнению, что прародительницей нашего новогоднего символа, стала древнеегипетская пальма.

Египтяне с древних времен украшали пальму на зимнее солнцестояние. Они возносили благодарность своим богам за урожай, за осадки, за все добрые дела, в которых боги проявили участие в минувший год. Они приносили богатые дары, восхваляя верховных духов.

Кельты - самый воинствующий народ в Европе. Они обладали жестоким нравом. И жестокими традициями. Они искренне верили, что смерть наступает только тогда, когда у врага отрублена голова. Только тогда душа покидает этот мир.

Ель была для кельтов обителью злых сил, которые помогают им в сражениях и налетах. Дерево жертвоприношений. Человеческих и животных жертв. Друиды развешивали на елях внутренности с тем, чтобы задобрить духов.

Когда жертвоприношения стали запрещены, то на ветвях ели появились шары и гирлянды, как знак уважения к покровительствующим духам.

Кельты считали, что недополучив свою порцию жертвоприношений, к ним на порог придет Великий Старец Севера с мешком, чтобы получить новый труп. Поэтому жители поселка в праздничную ночь приносили ему в жертву одну юную девушку. Раздевали ее и привязывали на морозе к столбу. Обледенелый труп считался хорошим знаком, принятым божеством.

Некоторые источники утверждают, что старец и юная девушка являются прообразами современных Деда Мороза и Снегурочки.

Древняя Греция и Древний Рим

Обычай наряжать елку у древних римлян и греков возник еще на заре цивилизаций. Э то опять же связано с желанием задобрить духов. Но в этой легенде, дерево ассоциируется исключительно со здоровьем.

Вечнозеленым деревьям приписывалось свершение самых смелых ожиданий. Украшенная веточка могла подарить обитателям дома вечную молодость, здоровье, смысл жизни, исцеление, прибавление в семье.

Елочку благодарили за помощь в уходящем году и просили о помощи в наступающем.

Распространению такого обычая очень способствовали лекари, которые убеждали людей, что хвойный лес - это источник долголетия и здоровья. И они не ошибались.

Сказочная притча Северной Европы

В ночь, когда на свет появился младенец Иисус, на небе загорелась звезда. Та самая, что привела к Вифлеему волхвов. Согласно легенде, растения тоже двинулись в путь, чтобы выказать Божьему Сыну почтение.

С севера последней пришла ель. Она не решалась подойти ближе, поэтому стояла в стороне. Она так спешила взглянуть на Спасителя, что позабыла о подарке. А когда все растения уже преподнесли свои дары, елочка вдруг преобразилась, похорошела, заискрилась. Младенец заулыбался, и на макушке елочки засияла звезда.

Другая легенда говорит о том, что к младенцу елочку не подпустила пальма. Она указала ей на колючки и смолу. Елочка засмущалась и скромно отошла в сторонку. Ангел-хранитель, видя разговор, пожалел ее и наградил яркими звездочками, чтобы в это Рождество она сияла и искрилась, неся доброту и тепло.

Бонифаций и Дуб Тора

Бонифаций - миссионер, несущий Слово Божье к языческим племенам. Он совершил много экспедиций, много прошел дорог с тем, чтобы образумить язычников и донести до них правду. В пути с ним следовали воины и ремесленники. Они обустраивали места стоянок великого Апостола всех немцев.

Бонифаций слыл реформатором франков. Однажды он оказался на границе франков и германцев, у самого дуба Бога Тора. Дуб был величайшей святыней язычников. Бонифаций срубил дерево, желая доказать, что никакого гнева богов за этим не последует.

Согласно поверью, падая, дуб сломал все, что находилось под ним. Не тронул только ель. Тогда язычники, присутствующие при «казни» дуба, сразу же возвели ель в ранг священных деревьев.

И сегодня есть люди, считающие, что обычай наряжать елку пришел от франко-немецких язычников, как наследство от павшего Дуба Тора.

Российская Империя

В России традиция наряжать елку появилась с Петром Великим в 1700 году. Однако, не прижилась, и после смерти государя, быстренько сошла на нет. В России с древних времен ветками ели устилалась дорога покойника, и люди не хотели встречать с таким деревом праздник.

Еще одну попытку возобновить традицию наряжать елку к Новому Году предприняла урожденная немка Александра Федоровна, приказав в канун 1819 года украсить елку.

Потом снова попытался Николай I, уже в тридцатых годах. Публично приняты народом елки стали только к 1852 году, когда пушистые красавицы стали повсеместно появляться на улицах и площадях.

Так было до 1918 года. Потом Советская власть «приговорила» елку к бездействию до 1935 года. Поскольку обычай украшать елку был связан с церковными легендами, значит, ему не было места в «новой жизни».

Через 17 лет в газете появился призыв украсить ель для детей к новогоднему празднику. Советские власти смилостивились к вечнозеленой пленнице и вернули ее. Правда, Вифлеемскую звезду на верхушке сразу заменили на пятиконечную Красную Звезду - символ власти, чтобы в каждом доме помнили про великую силу великой державы. Но ель стала символом только Нового Года, поскольку коммунистическая партия не признавала такого праздника как Рождество.

Однако, и годы Советов прошли. А елочка-красавица и по сей день является символом Нового Года и Рождества Христова.

Декабрь в разгаре, самое время подумать о главном символе праздника - новогодней елке. Когда она появляется в доме, вся его атмосфера наполняется трепетным ожиданием чуда и предвкушением зимней сказки. Интересно, что традиция украшать елку к зимним праздникам существует в абсолютно разных уголках планеты. Почему именно ель стала символом Нового года и Рождества чуть ли не во всем мире?

Существует множество теорий происхождения традиции наряжать елку на зимние праздники, поэтому история возникновения этого ритуала весьма запутана и непонятна - кратко никак не расскажешь… Кстати, новогодней ель считается именно в странах бывшего соцлагеря, а во всем мире - она рождественская. Что же попробуем разобраться!

Как елочка стала символом: древние верования

Много-много лет назад, когда человечество находилось в зародыше своего развития с самым примитивным укладом жизни, одним из предметов поклонения для людей было дерево. Его одухотворяли и наделяли «высокодуховными» свойствами. По ряду преданий с разными вариациями считалось, что деревья - это живые существа, в которых живут души наших близких, отошедших в мир иной. Или же в ветках деревьев таятся духи, которые находят себе здесь комфортный приют. Так что украшать деревья еще в незапамятные времена люди начали для того, чтобы «задобрить» этих духов. Ведь они могут быть как благосклонны к еще живущим на Земле, так и агрессивны.

И в аспекте таких верований особая роль отводилась, конечно, вечнозеленым деревьям. Это же сродни какому-то чуду - все увядает, а в елях, соснах, туях и т. д. жизнь теплится и зимой, и летом. Так, древние люди верили, что это происходит потому, что они выбраны Солнцем. А оно как источник тепла и жизни - главное божество в большинстве языческих мифологий.


Истоки традиции наряжать елку в разных странах

Мифология славян предполагала веселье возле елового новогоднего символа - песни, пляски, игру на музыкальных инструментах. Таким образом, наши предки верили, что своим хорошим настроением разбудят богиню весны - Живу. Та, в свою очередь, должна была бы соблаговолить к людям и прислать на Землю своего сына - Света. На этом сложная цепочка событий не останавливалась: Свет, по преданиям, отправлялся в царство Деда Мороза, чтобы пробудить там жизнь и избавить Землю от оков льда.

А древние германцы, например, украшали свои дома ветками еловых деревьев в честь зимнего солнцестояния. Народность хантов подносила елям жертвы. Удмурты - зажигали на этих деревьях свечи и молились богам в первый день Нового года…

По одной из версий, ярче и интенсивней всего традиция наряжать елку на зимние праздники проявлялась в Германии. А оттуда уже и распространилась по всей Европе.

Елка, установленная в естественном положении, в каком мы ее узнаем - вероятнее всего появилась уже в XVI веке. По крайне мере, первые документальные данные о елке как о символе Рождества принадлежат к этому столетию. Тогда уже христианство начало шагать по свету, привнося новые традиции и впитывая языческие ритуалы: «прибрало к своим рукам» и елку, сделав ее рождественской.


Новогодняя елка: легенды

Откуда пошла традиция наряжать елку: теория Древнего Рима

Самые древние теории гласят, что истоки традиции украшать елку на зимние праздники находятся в истории Древнего Рима, который существовал с 753 до 476 гг. до н. е. Там было принято украшать еловыми жилища в честь бога земледелия Сатурна. Тогда они просто развешивали зеленые хвойные ветки по дому и украшали их свечами и какими-то блестящими безделушками. Эти, наиболее вероятно, самые первые ели свисали с потолков и были призваны защищать обитель от злых духов. Позднее, в первом тысячелетии нашей эры, когда христианство уже возникло, но еще не было сильно распространено, римляне отмечали 25-го декабря Праздник Солнца «Sol Invictus». И хоть христианство уже активно ползло по империи, Рождество еще не праздновали. Потому как не была установлена точная дата явления Христа на свет. Правда, было известно, что произошло это зимой, поэтому «Sol Invictus» постепенно преобразовался в его День рождения.


Елочка - рождественский символ: германская теория

Так, параллельно с древнеримской теорией существует и германская. Хоть германские племена не так известны миру, как Римская империя, но первые упоминания о их цивилизации датируются уже первым тысячелетием до н.э. в труде «Германия» автора Тацита. А в VIII—VI веках до н. э. они были вполне обособленной народностью, пусть и не имевшей официальной страны с названием «Германия».

Так вот уже с этими временами связаны легенды об германской традиции украшать ель. Доподлинно точно неизвестно, когда, но абсолютно точно, что еще в дохристианские времена в конце декабря у германцев существовал обычай празднования середины зимы. В подготовке к нему люди в своих домах ставили в воду веточки деревьев. Это могли быть фруктовые или черемуха. С особым трепетом к, так называемому, тогдашнему новому году, ждали цветения на этих веточках. Это был символ продолжения жизни в природе, несмотря на зимнее умирание. Зачастую «доморощенные деревья» и правда-таки радовали хозяев цветами и почками. Но так происходило далеко не всегда. И, конечно же, это считалось плохим знаком от Неба. А ведь эти растения в доме зимой призваны-то вселять надежду на весну и спасать от зимнего холодного уныния. Так что постепенно фруктовые ветки начали заменять вечнозелеными. И люди стали ставить в домах целые деревца: пихту, сосну, ель.

Истоки традиции новогодней елки: украинская версия

Есть еще одна смелая версия появления традиции наряжать елку, и она говорит, что зародился обычай именно в Украине и уже от нас попала в Западную Европу. Наши предки славяне - древние язычники, проживавшие на нынешней территории Польши и Украины, по преданиям, на праздник зимнего солнцестояния (который потом преобразовался в Рождество) создавали декор, символизирующий семя и новую жизнь. Они верили, что именно в эти зимние дни врата неба открываются, чтобы послать на землю новую жизнь, новые идеи, новое добро, новую судьбу и новую благодать. Это до сих пор сохранилось в мистическо-магических традициях наших святок. И в честь праздника наши прямые предки проводили «волшебный» ритуал с елкой - сжигание дерева. Перед торжественным ритуалом дерево украшали, в его огонь бросали семена, яблоки, орехи и монеты. Это символизировало просьбу благосклонности у богов.


Зачем наряжают елку верующие?

Есть и религиозные варианты происхождения рождественской символичности ёлки. По одной из легенд, все земные деревья пришли поздравить божественного младенца в ночь его рождения с явлением на свет. А кто смог добраться до Иисуса первым? Те, кто рядом росли. Вифлеемские пальмы, потом - буки, кипарисы, ивы, дубы и т.д., а вот самой последней пришла на поклонение - маленькая елочка из Севера. За пышным растительным окружением Христа, скромную ель совсем не было видно. Но вдруг на нее прямиком с неба начали падать звезды - северная красавица, украшенная звездным свечением, засверкала-засияла. Вот вам, например, и прекрасный вариант, как объяснить ребенку появление елки на Новый год.

Даже на происхождение в Германии традиции украшать ель на зимние праздник у христианства свой взгляд. Одна из религиозных легенд связывает появление елки как праздничного символа зимы в Германии со святым Бонифацием - ее крестителем. В VIII веке он проводил на этих землях, так сказать, священную религиозную пропаганду. До христианства германцы поклонялись дубу. И во время одной из проповедей Бонифаций захотел доказательным образом низвергнуть этот языческий символ, демонстративно срубив его. Дуб повалился, «потащив» за собой все окружающего его деревья. И на этом чистом пространстве выстояла только одна маленькая елочка. Бонифаций в сердцах и провозгласил ее деревом Христа. Вот и является ель с тех пор символом Рождества и появляется к концу декабря в европейских домах.

А есть еще легенда и у протестантов на эту тему. Они приписывают праздничной ели более позднее появление и связывают ее с именем Мартина Лютера Кинга. В XVI веке он сделал религиозную революцию в Германии, борясь против папской политики канонической католической церкви и вошел в историю как лидер Реформации. Так вот существует мнение, что он был одним из первых, кто поставил у себя дома нарядную ель в честь Рождества. Хоть этот обычай был, по сути, языческим и существовал задолго до него, Лютера можно смело назвать весомым популяризатором елочной традиции в Европе. В чем заключалась причина таких его действий по отношению к нашей любимой елочке, легенда не конкретизирует.

Также существует легенда, которая связывает истоки традиции украшать ель с иудейской Ханукой, которую тоже празднуют в декабре в честь прославления чуда. На праздник зажигают светильник, который состоит из восьми свечей. Некоторые ученые утверждают, Ханука - символичный прообраз нашего новогоднего дерева с призывом «елочка зажгись».


Елка идет по миру: истоки традиции наряжать ель в разных странах

Только в ХIХ веке можно сказать, что традиция наряжать елку «расцвела» в полной мере в мире. Тогда во всей Европе елка стала обязательным атрибутом рождественских и новогодних празднеств, хотя ее торжественное шествие началось значительно раньше.

В английской стороне елка впервые появилась в 1800 году при дворе короля Великобритании Георга III с подачи его жены Шарлотты, уроженки Германии. Но официальным зачинателем этой традиции в Англии считается король Альберт Саксен-Кобургский - муж королевы Виктории, тоже германец по происхождению. Потому что при Шарлотте елка стала мало кому известным декором для избранных аристократов.

А вот Альберт начал внедрять традицию наряжать елку в массы посредством личного примера в 40-х годах того же века. И в 1848 году в газете «Illustrated London News» появилась фотография королевской семьи возле пышной рождественской ели. И уже за каких-то 10 лет все англичане, восхищенные примером своей королевской семьи, с удовольствием наряжали в домах праздничные зеленые деревья. К тому же ель сразу стала здесь главным символом зимних веселей - теперь все торжества проходили вокруг елки.

Во Франции впервые установили рождественскую ель в 1807-м году по приказу Наполеона I в Касселе. Он узнал об этой традиции в военных походах и решил таким образом порадовать своих немецких солдат. А уже в 1837-м году нарядная ель появилась во французском дворце Тюильри при дворе короля Луи Филиппа по приказу Орлеанской герцогини, врожденной германской принцессы Хелены фон Макленбург. Правда, королевские особы не сочли нужным украсить праздничное дерево свечами, поэтому оно не сияло и не было привлекательным для масс. Так что во Франции традиция приживалось долго и не очень оживленно.

Точно известно, что в 1817-м ель появилась на официальных зимних праздниках в Венгрии. В 1820-м году - в Чехии, в 1829-м - в Скандинавии, а в 1840-м - и в Российской империи (стало быть и Украине, которая в то время была ее частью).

Во многих странах рождественская елка появилась благодаря Англии, потому что она активно «развозила» эту традицию по своим колониям.

И только к концу XIX рождественская традиция ели была завезена в США. И опять-таки, благодаря германским иммигрантам. Немцы, живущие в Америке, просто стали украшать и устанавливать ели возле своих домов, не скупясь на свечи и подарки в качестве украшения деревьев. Так что это зрелище впечатляло их соседей, и они стремительно брали с них пример. Обычай разносился по американским семьям так стремительно, что буквально каждый желал себе такого яркого нарядного украшения к рождественским праздникам.

Уже в 1848-м году в Нью-Йорке даже появилась первая елочная ярмарка. Отсюда и пошел обычай нарядных новогодних базаров. Там же в 1882 году на елке впервые появились электрические свечи, то есть наши любимые гирлянды. Их создали по специальному проекту вице-президента электро-компании «General Electric».


Символ Нового года и Рождества: первая официальная ель

Про то, где официально была установлена первая общественная ель на Рождество в Европе ведутся жаркие споры. Германцы утверждают, что в Страсбургском кафедральном соборе - 1539 год. На то даже есть доказательства Александра Демандта - знаменитого немецкого историка.


Официальные истоки традиции на Руси: елка и Петр I

Привить елку как символ зимних праздников жителям Российской империи пытался еще Петр I. Он привез елку в Российскую империю со своего первого путешествия в Европу в конце ХVII века. Тогда 20 декабря 1699 года в своем указе он ввел новый праздник: Новый год с 1-го сентября перенесли на 1-е января. Там же указывалось украшать к этому дню жилища из сосновых, можжевеловых и еловых ветвей - европейских символов Рождества. Но тогда его насильственные навязчивые действия не ввели эту традицию народ. Так, она венчала новогоднее убранство только в официальных зданиях.

Народ же не спешил следовать такому декору, а вот хозяева различных злачных заведений активно начали украшать экстерьер своих зданий еловыми деревьями. Видимо, для привлечения клиентов. С тех пор в народе повелось называть придорожные бары - «елками». Но на самом деле впервые елка попала в Россию в 1817-м году во времена правления Николая I. Потому что его жена была выходцем из германской Пруссии и скучая по родине попросила украсить дворец на зимние праздники елово-сосновыми.

И только в XIX веке пушистая красавица стала по-настоящему повсеместным народным символом Нового года. Тогда в 40-х годах первую публичную елку нарядили в здании петербургского Екатерининского вокзала местные иммигранты из Германии. Тогда ее пышно украсили фруктами и лентами, а увенчали большой звездой на макушке. По их примеру начали поступать городские жители, а потом и деревенские - так что к концу века практически в каждом доме стояла красивая рождественская ель.


Почему начали встречать Новый год с елкой в СССР?

Наша страна некоторое время была одной из республик Советского союза (этот факт мы отрицать не можем), а значит была подвержена властному влиянию партийного коммунизма Страны Советов. И у коммунизма к праздничному хвойному дереву было свое особое отношение. Так с началом истории Советского Союза в 20-е годы, естественно, Рождество, как и все религиозные обычаи, праздновать было о запрещено. В следствие категорического неприятия Лениным христианства и т. п. в немилость попала и нарядная зимняя ель, а Дед Мороз приравнивался к врагам народа. Все это преподносилось пропагандой как злостные буржуйские традиции. Но ель - весьма живучий символ праздника! В конце концов он с язычества пережил навалу христианства, так и коммунизм победил.

Уже через 10 лет, оказалось, что партии нужна волшебная зимняя сказка. Ведь зима, как ни крути, тяжелое и депрессивное время, которое без мистики и огоньков, раскрашивающих облезлую природу, трудно пережить даже во имя построения светлого коммунизма. Так советская власть решила реабилитировать нарядную елку, но уже убрав ее привязку к Рождеству - в новый культ было возведено празднование Нового года. Теперь вечнозеленое дерево в СССР стало символом нового советского года, который сулит новые победы и свершения в борьбе за всеобщее равенство и благоденствие. Украшать елку разрешалось чем угодно, но только не буржуазно-религиозными символами. Так Вифлеемская звезда на верхушке праздничного дерева была заменена на коммунистическую - и делу с концом.

Новогодняя елочка, без преувеличений, дарила сказку и ощущение чуда в холодные темные дни, не только детям, но и взрослым людям. Помогла пережить и страшные военные годы. Тогда елочная мода была не замысловатой - ее украшали игрушками, сделанными вручную, или подручными материалами, отражавшими суть времени. Военные елочные украшения - это собачки-санитары, пистолеты, парашютисты. Позднее советская идеология приложила руку и к этому. На елках стали появляться красноармейцы, флаги, пионеры, автомобили «Победа», снежинки с серпом и молотом. В 50-е -во времена расцвета сельского хозяйства и знаменитых Хрущевских с/х реформ на новогодней елке появилась игрушечная кукуруза. А в 60-е, эпоху космонавтики - спутники, космонавты, авиаторы и даже мирный атом. Интересно, как это выглядит?