История одежды: как одевались Древние Египтяне. Отдых в египте

Появившееся в начале 20 века направления в моде теперь получило вполне определенное название – этнический стиль, и характерные черты, как то: использование нарядов характерного кроя, определенных материалов, оттенков или декоративных орнаментов. У всех национальных групп есть особые традиции или обычаи, которые часто проявляются именно в манере одеваться.

Основных мотивов, которые используются в современной моде не так уж и много, по сравнению с реальным количеством, которых существуют многие десятки, если не сотни.

Египетский стиль

Популярен сейчас египетский стиль, который характеризуется определенными цветами – синий и бирюза, желтый и золотой, белый, с возможными черными, зелеными, красными и оранжевыми частями.

Геометрические узоры, такие как иероглифы, изображения богов и фараонов, пирамид и сверхъестественных существ, жуков скарабеев и цветов лотоса.

Лен, бархат, шелк и велюр, а также кожа и шерсть, и их сочетания – вот материалы, которые обычно используются. Для отделки используются металлические пластины или бахрома. Характерными для египетского стиля являются геометрические формы кроя (треугольник, ромб или трапеция).

Мужская одежда – это, в основном, туники и широкие рубашки, а также свободные штаны. Женский гардероб состоит из сильно декорированных облегающих платьев в пол (тяжелая ткань, разнообразные принты), а также туники и топы, и платья на одно плечо.

Аксессуары, типичные для этого стиля – это широкие пояса, браслеты в виде змей, а также шарнирные браслеты, перстни и ожерелья, изготовленные из небольших пластин, бусы и диадемы. Типичная обувь – сандалии. В макияже преобладают густо подведенные брови и стрелки, а также темный тональный крем. Прическа обычно средней длины с челкой, предпочтительно темного цвета.

Греческие мотивы

Греческие мотивы строятся на пастельных тонах, а также белом, синем и золотом цветах с растительными , обычно в виде ветвей деревьев (чаще олив). Ткани легкие и струящиеся по телу, например, шелк или тонкий трикотаж. Для одежды характерна асимметрия, когда открывается одно плечо, или создается диспропорция подола или туники.

Как аксессуары используются широкие пояса и браслеты, диадемы, кулоны и серьги – иногда, заколки для волос. Обувь характерная для обоих полов – сандалии со множеством ремешков (для женщин возможно присутствие шпильки).

Макияж используется неброский, очень естественный. Волосы укладываются локонами под обруч или же диадему. Также популярны различные косы, иногда украшенные цветами.

Также существуют подобные стили для индейских, индийских, японских и африканских мотивов. Одежда и аксессуары подбираются максимально аутентичные.

Понравился пост на сайте ? Забери к себе на стену: ! Будьте модной и стильной всегда! 🙂 Улыбайтесь и будьте счастливы, ведь вы - прекрасны!

Related Posts:

  • Модные тенденции сезона Весна/Лето 2017 — 55…

  • Платья из бархата — модные, красивые,…

Климат Египта с жарким летом и мягкой зимой благоприятствовал ношению легкой одежды из растительных волокон. В римский период самым популярным материалом был хлопок, который импортировали из Индии. Шерсть для изготовления материалов использовалась редко.

Материал одежды древнего Египта

В небольшом количестве одежда древнего Египта шилась из шелка, которым торговали преимущественно в восточной части Средиземноморья уже со второй половины II тыс. до н.э. Изделия из шелка находили в египетских гробницах.

Шкуры диких животных, прежде всего леопарда, носиди жрецы и фараоны. Такие наряды были найдены в усыпальнице Тутанхамона и достаточно часто изображались в сценах на стенах царских гробниц. В особых случаях представители династии одевали декоративную церемониальну одежду, украшенную перьями.

Производство одежды в Древнем Египте

Сундук из гробниц Тутанхамона с одеждой

Изготовление одежды было женской работой. Она производилась не только в домашних условиях, но и в мастерских, которые держали дворяне и состоятельные люди.

Наиболее важной частью текстиля было белье. Лен считался самым лучшим тканым полотном. Расписанный драгоценными камнями он использовался в ежедневном гардеробе представителей царской семьи. Из грубого материала шили одежду для крестья. В мастабах и гробницах хоронили состоятельных граждан и фараонов, завернутых в белье самого высокого качества.

В гробнице царя Пепи указано:

«… принимаемые небесами те, кого любит Бог, опираются на скипетры. Хранители Верхнего Египта должны одеваться в самое лучшее белье. Пусть пьют они вино и мажут себя самыми лучшими маслами…»

Впервые льняная одежда была мужского кроя. Растение собиралось на полях, из него извлекались волокна, которые собирались в нити. Этот этап работы выполняли женщины. Деревяные колышки вбивались в землю, так был сделан первый ткацкий станок. Ко времени Нового царства главным изобретением стало открытие вертикального ткацкого станка. Для работы на них требовалась физическая сила, поэтому работу стали выполнять, в основном, мужичины.

Пошив одежды в Древнем Египте был достаточно трудоемким процессом и требовал мастерства. Платье подгонялось под фигуру так, чтобы сделать ее визуально стройнее. Многие из них шились из прямоугольного куска ткани, оформлялись в виде драпировки вокруг талии и скреплялись поясом. Иногда добавлялись декоративные детали, как рукава или погоны. Швы, как правило, были простыми. Зигзаг и оверлог практически не применялся. Шили тремя видами стежков.

Применялись инструменты: ножи и иглы. Лезвия делали из камня, затем из меди и в период Нового царства – из бронзды и железа. Кремниевые ножи использовались вплоть до римских времен. Иглы затачивали из дерева, кости или металла. Их ширина достигала одного миллиметра, и в иглах также было ушко для нити. Ножницы стали важным элементом швейного дела только к концу существования древнего египетского государства, хотя были известны уже начиная со II тыс. до н.э.

Древние костюмы Египта

Египтяне носили туники из льна с бахромой, расклешенной у колен. Такой покрой назывался «каасирис». Также встречались плащи из шерстяной ткани.

В было найдено множество предметов одежды Древнего Египта: клетчатые юбки, туники, рубашки, пояса, фартуки, носки, головные уборы, руковицы, перчатки, шарфы и шапки. А также нижнее белье в виде треугольной набедренной повязки.

По традиции, представител царской династии всегда должны были закрывать все части тела, хотя глядя на статуи и рельефы мы видим их в трапецевидных юбках, называемых «килт» и с диадемой.

Из-за жаркого климата древние египтяне носили как можно меньше одежды. Если посмотреть на изображения слуг и рабынь, то можно увидеть, что они были одеты чаще всего только в нижнее белье и украшены ювелрными изделиями. Женщины, занятые на производстве или в сельском хозяйстве, чаще всего носили тунику каласирис.

Мужчины, занятые на сложных физических работах, носили набедренную повязку и широкую одежду – галабею. А если они работали в воде – то были без одежды. В течение жарких летних месяцев дети бегали в нижнем белье. В зимний сезон температура могла опускаться ниже 10С, поэтому в обиходе появлялись плащи.

При посещении религиозных мест было принято хорошо одеваться. Только небольшому количеству высших жрецов разрешалось войти в храм, где находилась статуя идола, без костюма. В обязанности Несухора, коменданта крепости на острове Элефантина на юге Египта, входило обеспечение культов все необходимым: слугами, ткачами, горничными и омывателями.

Костюмы были достаточно простыми: короткая набедренная повязка для женщин с ремнем. Одежда в Древнем Египте отражалась социальный статус и состоятельность граждан на протяжении всей истории существования государства.

Мужская одежда Древнего Египта

Армия Древнего Египта

Со времен Раннего до Позднего царства, мода была неизменной. Ткань обертывались вокруг тела и удерживалась с помощью ремня. Основными цветами был белый и украшенный египетскими изображениями. Красители для ткани тогда еще не были известны.

Нижнее белье было простого покроя. Платья высших чиновников плиссировали по горизонтали. В период Среднего царства существует три вида складок: одна часть с плиссировкой со складками в 1-2 см, другая часть – с узкими складками, третья – с узорами и складками по горизонтали и вертикали. Процесс изготовления таких костюмов был очень трудоемким. Дополнением к килте служили рукава и длинные одежды, хотя и не обтягивающие фигуру. Подол был заужен снизу.

Женская одежда Древнего Египта

Женщины носили тунику каласирис с одной или двумя лямками, перекинутыми через плечо или оба плеча. Верхняя чать могла находится от шеи до шеи, нижняя – касаться колен или лодыжки. Некоторые одежды были пошиты с рукавами, другие – без них. Силуэт фигуры подчеркивался поясом.

Шили платье из прямоугольного куска ткани. В центре делали проем для головы, затем складывали ткань вдвое. Нижние части сшивали, оставив отверстия для рук.

Слуги носили набедренные повязки или длинные платья с ремешками и ошейниками. Грудь оставалась наполовину голой.

Состоятельные особы могли позволить себе украсить платье бисером. Грудь была закрыта одеждой, хотя в некоторые периоды истории, была мода на открытую часть тела.

В период Древнего царства также можно встретить рисунки с изображением круглой накидки. Их делали, как правило, из льняного полотна, оставляя вырез для головы. Одежду декорировали. Во время Нового царства возникла мода на платки

В Египте с древних времен было известно, как добыть крахмал. Его получали из пшеничной муки, смешанной с кипящей водой. В крахмал замачивали бинты, который становились твердыми и жесткими после просушки.

Как стирали одежду в древнем Египте?

Геродот, посетивший Египет около VII в до н.э., рассказывал: «Чистота, по-видимому, стояла рядом с благочестием в Древнем Египте. Кто мог быть ближе к Небу, чем сам фараон. Одной из самых важных должностей при дворе был держатель королевской одежды, обязанностью которого было отбеливание царской одежды» (Эвтерпа, 2.37.1)

Ручная стирка была достаточно тяжелым физическим трудом. Состав мыла стал известен благодаря смешиванию касторого масла и селитры. Одежду тщательно намыливали, отжимали под паром. Около 1200 г. до н.э. были изобретены прачечные, которые облеглачи процесс стирки.

Бедные люди не имели доступа к таким услугам и стирали вещи на берегу реки или канала. Вода доставлялась в тяжелых глиняных сосудах. Особая опасность заключалась в том, что встретить мимо проплывающего крокодила. Отмечались несчастные случаи.

До появления промышленных технологий, труд в прачечной оценивался в гроши. Древние египтяне бережно относились к своей одежде, которой впрочем было не много относительно нарядов европейцев. Если платье рвалось, то хозяйка брала нитку и иголку, и начинала шить заплаты. В ходе археологических раскопок было найдено множество вещей, которые зашивались несколько раз.

Головные уборы Древнего Египта

Головные уборы древнего Египта

Если на фресках гробниц можно обнаружить фрески с изображением мужчин и женщин, головы которых украшены диадемами, то простые граждане обычно не нуждались в такой роскоши. Ношение тяжелых головных уборов было принято у народов юга: нубийцев и эритрейцев. Зажиточные граждане в Египте носили парики. Эта деталь гардероба служила признаком богатства, успеха и высокой должности. Порой они достигали огромных размеров во времена Нового царства. Гардероб дополняли всевозможные аксессуары: ожерелья из драгоценных металлов, кольца, браслеты, диадемы, перчатки, пояса. Для представителей царской династии характерно наличие на головном уборе урея — символа власти фараона Древнего Египта. Он изображался в форме кобры с поднятой головой и служил целью защиты для своего обладателя и обладал религиозным значением. Самые популярные в Египте цвета для украшений — золотой, синий, красный, черный, зеленый.

Обувь в Древнем Египте


Обувь Древнего Египта. Золотые сандалии Тутанхамона. Египетский музей древностей.

Народности, живущие вдоль побережья Средизнемного моря, обычно не носили обувь, за исключением хеттов, которые жили в анатолийском нагорье. Их сандалии имели поднятые носки.

Египтяне большую часть времени ходили босиком и в исключительных случаях для защиты ног одевали обувь.

Сандалии делали из тростника, закрепляли их двумя ремешками. Нос был обычно заострен вверх. Их делали из кожи и ткани. Через большой палец обязательно передевался ремешок.

Самая дешевая обувь была доступна для всех, кроме бедняков. Тот, кто мог их себе позволить, владел богатствами.

Цари одевали искусно украшенные расписанные сандалии зачастую из драгоценных материалов. Иногда они одевали декоративные перчатки.

В было найдено 93 пары обуви. Были среди них и изготовленные из дерева с изображением врагов на подошке.

Во времена Нового царства туфли вошли в широкий обиход. Наиболее широко они использовались солдатами и путешественниками.

Фараон Тутмос III говорил о странах, которые он завоевал, что они «были землей под моими сандалиями».

Среди самых интересных образов династического периода был сандаловый знаменосец фараона. А при царе Вени VI династии, эта должность имела важный этап в государственной карьере.

Идеалом женской красоты в древнем Египте считалась высокая, стройная брюнетка с широкими плечами, небольшой грудью, узкими бедрами и длинными ногами.
Черты лица были тонкими, губы полные, а глаза огромные и миндалевидные. Форма глаз подчеркивалась специальными контурами, а контраст тяжелых причесок с изящной вытянутой фигурой вызывали представление об экзотическом растении на гибком колышущемся стебле.

Особенность одежды Древнего Египта - прямые четкие линии и геометрические формы.
Калазирис - основа женской одежды на протяжении всей истории Древнего Египта. Изменялись только детали кроя (иногда вместо отдельных бретелей делали цельнокроеную рубашку с круглым вырезом горловины и небольшими рукавами). По сути, калазирис - это тот же сарафан, только в обтяжку.
Ткани были тонкими и полупрозрачными, и не скрывали фигуру, а наоборот подчеркивали. Юбка книзу настолько сужалась, что заставляла египтянок ходить медленно и держать спину ровно. От этого походка становилась грациозной и величественной.
Часто ходили топлесс, но грудь не подчеркивалась. Натурализм был такой споокойный, сдержанный.


Деревянная фигурка знатной женщины с высоким париком, одетой в каласирис из мягкой шелковой ткани

Каждое платье шилось по своим собственным меркам, и было чем-то вроде футляра для тела. Существует предположение, что первые каласирисы были вязанными.
Знатные египтянки часто покрывали плечи небольшой пелериной из плотной или тонкой прозрачной ткани, которую драпировали на груди. Существовали и большие покрывала, они окутывали всю фигуру или изящно драпировались на бедрах.

Богиня Изида провожает королеву Нефертари в загробный мир. Нефертари в белом каласирисе с золотым воротником, а Немизида в узорчатом прилегающем каласирисе.

Королева Нефертари в белом каласирисе, но на этот раз каласирис плиссированный

Египтяне занимались овцеводством, но шерсть считалась "ритуально нечистой" и одежду изготавливали из льна и хлопка.
Удивительно, как они делали из льна такие тонкие ткани. 240 метров нити весили всего 1 грамм. Не удивительно, что эти ткани сравнивали с «дыханием ребёнка» или говорили, будто они «сотканы воздухом».

Древнеегипетские ткани окрашивались в различные цвета, чаще всего в красный, зелёный и синий; в эпоху Нового царства появились жёлтые и коричневые красители.

В чёрный цвет ткани не окрашивали. Траурным считался голубой цвет одежды.

Древний папирус

Но самым распространённым и любимым у всех слоёв населения был белый цвет.

Принц Рахотеп и его жена Нофрет

Ткани могли быть как однотонными, так и узорчатыми. Излюбленными орнаментальными мотивами были перья (символ богини Исиды) и цветы лотоса. Рисунок наносился на ткань с помощью вышивки или особого способа окраски с применением различных протрав.
Египтяне украшали платья бисером или аппликацией.

Семитки в коротких каласирисах из цветной узорчатой ткани, возможно, набивной.

Египтяне часто ходили босиком, но во время торжественных случаев они надевали сандалии из кожи или из папируса.

Одежда древних египтян основана на контрасте цвета и материала. На мягком гладком материале женской одежды или на обнаженном теле выделяются рельефные цветные полосы фаянсовых бус (чаще всего синих и зеленых цветов), которые образуют как бы воротник.

Красочные украшения контрастируют чаще всего с белым цветом одежды, колоннообразные фигуры - с густыми черными волосами или париками, которые геометрически обрамляют лицо.

Изящную египетскую одежду дополняют драгоценности. Египтяне знали чеканку и гравировку. Ювелиры Древнего Египта использовали в своих изделиях в основном золото, серебро и электрум. Электрум - самый сложный сплав, это соединение золота, серебра и других металлов (в настоящее время его практически невозможно получить), которое похоже на серебро, но блеском напоминает платину.
Древние египтяне умели обращаться с драгоценными камнями и их заменителями. Именно в Египте возникли все виды украшений из драгоценных камней (перстни, броши, серьги, браслеты, диадемы).
Для древних египтян ювелирные изделия имели совсем не ту ценность, которую имеют сегодня для нас. Они верили, что драгоценности несут определенный магический смысл, что они защищают от злых чар, от огорчений и даже от физических нападений.
Есть особые, скрытые места, которые ощущались как священные, например грудь. Талисман или ювелирное изделие, которое носили на груди, всегда защищало сердце. Древние египтяне были убеждены в том, что сердце гораздо важнее головного мозга, что оно является источником жизни, источником всех вещей.
Некоторые украшения носили на середине лба (там, где находится "третий глаз", как говорят индусы). Египтяне закрывали эту точку символами воли и могущества. Таким символом была, в частности, змея Буто, которую зовут урей

Диадема царевны Сат-Хатхор-Иунит

Некоторые изделия носили на запястьях, плечах и лодыжках, закрывая точки, которые, опять-таки, индусы называют чакрами - это некие круги, колеса, считающиеся особыми нематериальными, эфирными органами человека, которые управляют нашей психической или духовной жизнью.

Браслет царицы Аххотеп. Ок. 1530 до н. э. Золото, лазурит, сердолик, бирюза, стекло

К числу самых изысканных египетских украшений относятся пекторали.

Пектораль в виде сокола. Ок. 1334 - 1328 до н. э. Золото, лазурит, сердолик, бирюза, обсидиан, стекло.

На них часто встречается изображение жука-скарабея и разных божеств.
Скарабей был символом жизненной силы, воскрешения, символом движения вперед: этот жук очень быстро бегает по песку и потому считается символом динамичности, подвижности. Кроме того, у скарабея видны только надкрылья, а крылья сложены внутрь, и тот, кто не знает этого, не верит, что этот жук умеет летать; тем не менее он удивляет нас своими полетами. Древние говорили, что такие же крылья мы можем создать в нашем сердце, крылья духовности, крылья силы, и что мы сами удивимся, почувствовав их. Внутри нашего тела, этого футляра из плоти и крови, мы можем обрести и расправить свои крылья.

Пектораль с изображением богини неба Нут.

Египетское ювелирное искусство, как со стороны техники, так и художественной выразительности, собственно никто и никогда не превзошел. Оно положило начало и нашему сегодняшнему ювелирному искусству.

Подвеска царицы Сат-Хатхор-Иунит. Ок. 1870 до н. э.

Браслет с изображением жука-скарабея

Диадема царицы Сат-Хатхор-Иунит. Ок. 1800 до н. э.

Украшение царицы Аххотеп. Золотые мухи

Бусы с подвеской лунулой

Прически древних египтян на первый взгляд кажутся достаточно простыми, но для оформления прически требовались услуги специально обученных рабов. Египтяне окрашивали волосы хной, украшали голову декоративными элементами.

Богиня Бастет

Древние египтяне заплетали волосы в тугие косички, укладывали их в различные прически. В общем-то, делали они это тоже не просто так и не только защищали голову от солнца. Плели косички с особым смыслом, читая в процессе плетения особые позитивные заклинания. Ношение такой прически приносило удачу и отпугивало злых духов, считали египтяне.
Самой глубокой философией наделяли дреды - их носили «просветленные» люди. Египтяне вплетали в дреды шерсть животных, растительное волокно.
Знатные люди, жрецы и фараоны носили парики.

Головные уборы женщины носили редко, за исключением цариц.

Знатные дамы носили повязки, обручи, диадемы.
Низшие слои населения носили платки из ткани, тростниковые, кожаные, соломенные шляпы и шапки.

Увлечение косметикой было так велико, что даже скульптурные портреты, мумии кошек и священных быков раскрашивались, что уж говорить о людях.
Более того, считалось даже позорным, если женщина не следила за собой и ходила по дому или показывалась на людях без макияжа, растрепанной, как попало одетой.
Египетская царица Клеопатра даже написала книгу по косметике «О лекарствах для лица».
Славились во всём тогдашнем мире египетские духи; самые дешёвые представляли собой просто воду, в которой вымачивались раздавленные цветы лотоса, а самые дорогие могли включать в себя десятки разнообразных ароматических веществ. Клеопатра имела для производства парфюмерных изделий целую фабрику.
Египтянкам были известны средства для ухода за кожей лица, тела, которые приготовлялись по специальным рецептам. Знатные дамы любили использовать для притираний растительные масла с добавлением сока водяных лилий, лотоса.
Мази использовались для питания кожи, защиты ее от палящих лучей солнца. В их состав входили оливковое, касторовое, подсолнечное, миндальное, кунжутное масла. Добавляли овечий и воловий жир, амбру. На парики прикрепляли ароматические башенки.
После умывания делали маникюр и педикюр. Зубы чистили содой.

Женщины чернили брови и ресницы специальным порошком кохоль, малахитом рисовали зеленые круги вокруг глаза.
Для подкрашивания век использовали мелкотертый сернистый свинец. Знатные дамы пользовались косметическими средствами, настоянными на травах; многие косметические средства были не только декоративные, но и имели лечебные свойства. Например, краска для век применялась как средство отпугивания насекомых (репеллент). Малахитовая зелень служила лекарством от глазных болезней.
Слишком тёмную кожу осветляли с помощью краски на основе жёлтой охры; охрой же румянили щёки. Ногти, ладони и ступни красили хной в оранжевый цвет. Вены на висках подчёркивали голубыми линиями.

Национальная одежда египтян в древние времена выполняла не только защитные функции, но и являлась отличительной чертой египетских сословий. Форма, длинна и отделка одежды оттачивалась столетиями, египетская национальная одежда подчинена строгим канонам и имеет разницу между общественными классами. Она делится на женскую и мужскую. Национальная мужская одежда с древних временем практически не изменилась. Традиционно Египтяне носили и носят льняные рубахи из растительного волокна, в основном из льна. Во времена фараонов египтяне уделяли большое значение внешности, особенно богатое сословие.

Они украшали её амулетами, драгоценными камнями, воротниками, поясами, вышивкой и рисунками. Льняная одежда была выбрана не случайно, так как лён обладает целым рядом гигиенических свойств: гигроскопичностью, хорошей капиллярностью и т д. В условиях жары, когда местами температура поднимается до 60 С, одежда из льна как раз то, что нужно. Предпочтение отдаётся белому цвету (по законам физики он хорошо отражает солнечные лучи). В прошлом веке, мужчины носили длинные рубашки с рукавами простого кроя и широкие штаны с кушаком, зауженные к низу, сверху надевалась жилетка или кафтан, на голове платок связанный в чалму. В настоящее время чалму заменяет платок шемаг в клетчатый орнамент (арафатка) с валиком вокруг головы, позаимствованный из Эмиратов и Саудовской Аравии. Современные галабей (длинные рубахи) стали более расширенной, трапециевидной формы, с воротничками, карманами и т.д. Мужская одежда, в связи с канонами мусульманской религией, традиционно не украшается золотом и вышивкой.

Женская мусульманская одежда в начале века состояла из абаи, с ручной вышивкой и орнаментом, платка украшенного цветными помпончиками, головного венка из цветов. При правлении президента Насера, Египет стал светским государством и женщинам не надо было носить традиционную мусульманскую одежду. При Мубараке всё вернулось на свои места и египтянки снова надели хиджаб, абайи и химар. Из Саудовской Аравии пришел никаб из легкой ткани, через которую легче стало дышать. Химар носят с галабеей, они бывают разных цветов из непрозрачных тканей.

В настоящее время мусульманки носят модные и современные шёлковые, атласные платки, длинные юбки, длинные платья, плащи, и современные модели хиджаба, с вышивками, с стразами, стеклярусом. Их изготавливают из крепа, шелка, хлопка и синтетики. Для очень богатых египтян существует женская одежда из очень дорогих тканей, украшенные драгоценными камнями. Высокую моду на современную одежду мусульманок можно увидеть на показах моды, проводимые в Египте. Старое поколение египтянок, воспитанные на строгих мусульманских традициях, придерживаются национальной египетской одежды.

Оригинал взят у victorsolkin в Древнеегипетский костюм. Краткий очерк.

Удивительно, насколько плохо обстоит дело с материалами по истории древнеегипетского костюма. Даже за рубежом. На русском вообще нет ничего. А между тем, ведь интереснейшая тема…

Характерной чертой древнеегипетского костюма на протяжении всех тысячелетий его существования было поражающее своим изяществом искусство драпировки, куда более изысканное и чаще встречающееся, нежели удачная кройка ткани и шитье. Многочисленные свидетельства, позволяющие нам увидеть одежды египтян от фараона до крестьянина, это как многочисленные статуи и рельефные изображения, так и прекрасно сохранившиеся в сухом египетском климате подлинные образцы одеяний, париков, аксессуаров.


Лен культивировался с древнейших времен, еще с эпохи неолита, а качественные образцы ткани, насчитывающие до 65 основных и 50 уточных нитей на квадратный сантиметр, порой превосходят продукцию современных ткацких станков. На сохранившихся одеждах-туниках зачастую изящной вышивкой покрыты контуры рукавов и отверстия для головы. О том, какие превосходные произведения принадлежали рукам египетских ткачей, чаще всего мужчин, мы можем судить по одеждам, сохранившимся в гробнице Тутанхамона и архитектора Ха, современника Аменхотепа II, богато расшитому поясу Рамсеса III из собрания Ливерпульского музея.

Одежды, найденные в гробнице архитектора Ха. 14 в. до н.э. Турин, Египетский музей. (с) фото мое, 2004 г.

Шерсть, обычно непопулярная, стала распространяться в Египте лишь в греко-римское время, так как исконно, как и кожа, считалась египтянами нечистым материалом. Древнейший образец хлопковой ткани, обнаруженный в Египте, также датируется временем римского владычества; шелк стал известен египетской знати лишь при Птолемеях.

Обычно одеяния и мужчин и женщин конструировались по принципу оборачивания фрагмента ткани вокруг тела и его закрепления с помощью поясов, лямок, пряжек и ювелирных изделий. Лишь изредка какая-либо часть костюма была действительно сшита. Основным цветом египетского костюма всегда был белый; использовавшимся материалом - тончайший, знаменитый во всем древнем мире лен. Именно материал и цвет костюма издревле отличали египтян от их соседей, «презренных народов Девяти луков», которые не брезговали неприемлемыми для канонов страны фараонов яркой расцветкой, орнаментами и кожей.

Иноземцы и их одеяния. Глазурованные плитки из дворца Рамсеса III в Мединет Абу. 12 в. до н.э. Лондон, Британский музей. Автор фото неизвестен.

Простая и лаконичная, одежда древнейших египтян с ходом истории становилась все более пышной и изысканной. Женский костюм был намного более консервативным, чем мужской и обычно у египтянина был значительно более богатый выбор стиля одежды, нежели у его супруги. В Древнем царстве мужчины чаще всего носили набедренную повязку или подобие юбки из куска льна, обернутого вокруг бедер и закрепленного самыми разнообразными способами. Древнейшие изображения подобного одеяния сохранились еще на памятниках додинастической эпохи. Длина набедренного опоясания на протяжении веков менялась, варьируясь от повязки, доходившей лишь до колена и до длинной повязки, прикрывающей ноги до середин икр. Если верхняя часть повязки туго обматывалась на талии, то ее нижний край, часто накрахмаленный, завершался впереди треугольным выступом. Набедренное опоясание вельмож зачастую было гофрированным; гофрировка издревле делалась египтянами с помощью особых досок с вырезанными рейками, меж которыми под пресс клали влажную ткань. Между тем крестьяне и ремесленники зачастую лишь повязывали бедра широким поясом со свисающим впереди длинным лоскутом ткани, или же вообще выходили голые. Длинные мужские плащи, закрывающие все тело и плечи в Древнем царстве были практически неизвестны. В отдельных случаях мужчины оборачивали тело в длинные куски ткани, закрывая лишь одно плечо.

Скульптурная группа Рахерка и Мересанх. Известняк, роспись. 26 в. до н.э. Париж, Лувр. (с) фото мое, 2004 г.

Женщины в Древнем царстве и позже традиционно носили длинные прямые платья, закрывавшие тело от груди до голени. Такие платья также изготавливались из целого куска ткани, державшегося на теле за счет широких бретелей, часто закрывавших грудь. Обычно подобные платья изображаются облегающими, прекрасно передающими контур тела, хотя на практике, скорее, были не столь совершенными. Порой ткань платья расписывалась или же вышивалась бисером, бусами или амулетами. Поверх подобного платья в это время знатные дамы часто одевали полупрозрачные накидки, под которыми проглядывали украшения и контуры основного одеяния. Туники с рукавами были известны, тем не менее, уже с раннединастического периода, однако, судя по тому, что крайне редко встречаются на изображениях, не были популярны; более того, одеяния с рукавами носили практически только женщины.

В Среднем царстве короткое набедренное опоясание остается основным элементом мужского костюма, часто как внутренний элемент одежды, поверх которого надевалось длинное подобие юбки из более тонкой ткани. Верхняя повязка впереди была обычно длиннее, чем сзади и часто была плиссирована. Длинные повязки, завязывающиеся почти под грудью, также получили в эту эпоху широкое распространение, причем порой вельможи надевали сразу несколько таких одеяний.

Статуя неизвестного чиновника, изображенного в длинной тунике. Известняк. 19 в. до н.э. Бруклинский музей. (с) фото - Патрисия Лэймон Бэзилон.

Со Среднего царства в обиход входят и совсем просторные одежды, состоявшие из квадратного куска ткани, сложенного пополам; на сгибе делался вырез для головы, сбоку ткань подшивали, оставляя прорези для рук. Позже этот тип туники получит широкое распространение в Новом царстве. Во второй половине Нового царства широкое распространение получили длинные плащи, оборачивавшиеся вокруг тела, как одеяло.

В начале Нового царства древние формы костюма были заново переосмыслены и дополнены новыми деталями. При XVIII династии одежды для верхней части тела стали куда более изысканными, нежели раньше. Мужчины часто изображаются одетыми в широкие туники, сочетающиеся с обычными формами набедренных повязок. Самые короткие повязки достигали колен, длинные - касались нижней кромкой лодыжек. Известно, что для подобного опоясания требовался кусок высококачественной льняной ткани длиной 142 см и шириной 89 см. Такое одеяние зачастую было очень объемным. Иногда сверху на плечи набрасывалась накидка, которую драпировали вокруг левого плеча и стягивали сзади. Экземпляр такой накидки, сохранившийся в одной из фиванских гробниц, был выполнен из превосходного тончайшего льна и имел 188 см в длину и около 58 см в ширину. Позже в Новом царстве охотно носили и более объемные накидки, свободно закрывающие оба плеча.

Сдержанность и лаконичность, характерные для костюма начала Нового царства, постепенно сменились пышностью и невероятной декоративностью одеяний современников царей второй половины XVIII династии. Со времени правления Аменхотепа III все части одеяния были покрыты тончайшей плиссировкой, длинные туники обязательно закрывали ноги до нижней части лодыжек, а поверх традиционных элементов одеяния накидывались длинные полупрозрачные или же зимой, плотные накидки с рукавами. Туника часто подвязывалась широким поясом наподобие передника, часто плиссированным, обернутым вокруг ягодиц и стянутым впереди.

Знатная дама Чепу. Фрагмент росписи из гробницы Небамона в Фивах. 14 в. до н.э. Бруклинский музей.с) фото - Патрисия Лэймон Бэзилон.

Парик господина Аменмеса. Фрагмент рельефа из гробницы Именеминета в Саккаре. Известняк, роспись. 14 в. до н.э. Париж, Лувр. (с) фото мое, 2004 г.

С каждым поколением мода стремительно менялась, причем предпочтение отдавалось все более рафинированным и сложным формам костюма. В эпоху Рамессидов внешнее одеяние, похожее на длинную рубашку, небрежно подворачивалось кверху, из-за чего было видно находящееся под ним набедренное опоясание. Искусственный парик, сандалии из кожи, порой золоченой, или папируса, богатые ювелирные украшения и широкое ожерелье усех, жезл и посох дополняли внешний облик достойного египтянина Нового царства. Знатная дама могла украсить один из вариантов массивного парика живыми цветами лотоса и ароматическим конусом. В это же время рабочие, солдаты и бедняки довольствовались лишь традиционной короткой набедренной повязкой, удобной для повседневного труда.

Родственники художника Сеннеджема. Роспись из его гробницы в Дейр эль-Мединэ. 13 в. до н.э. (с) фото мое, 2005 г.

Женский костюм начала Нового царства состоял все из того же узкого длинного, но очень изящного платья, которое носили их предшественницы еще за века до них. Постепенно на женщинах появляются и длинные туники, подобные тем, что носили мужчины. К середине XVIII династии женский костюм претерпевает значительные изменения, став очень изысканным и нарядным. Несмотря на то, что для женского одеяния порой использовался такой же кусок ткани, что и для мужского, конструировалось оно иначе. Типичное женское платье изготовлялось из фрагмента хорошего льна как минимум 200 см в длину и 100 см в ширину, плиссированного и бахромчатого по краям. Отрез ткани оборачивался сначала вокруг нижней части торса, затем драпировался через плечи и в итоге завязывался особым узлом под грудью. Таким образом, без единого стежка создавалось пышное полупрозрачное одеяние, формой напоминающее изысканное платье, элегантное и практичное под палящим африканским солнцем.

Знатная семья. Факсимильная копия росписи из гробницы Ипуи в Дейр эль-Мединэ. 13 в. до н.э. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Автор фото неизвестен.

Конечно же, особенно богатым и символичным, издревле было одеяние членов царской семьи. Все основные виды царского костюма а также многие виды царских корон и скипетров впервые засвидетельствованы на памятниках, отстоящих от нашего времени на пять-шесть тысяч лет. На палетке Нармера царь в образе могучего быка повергает вражескую крепость и преследует противников, спасающихся бегством; с древнейших времен привязывавшийся к набедренному опоясанию фараона бычий хвост демонстрировал силу царя. Змея-урей, дочь солнечного божества, на протяжении веков являвшаяся центральным символом египетского царского дома, помещается, свернувшись кольцами, на лбу повелителя. Короны, которые боги возлагают на царя во время коронации, - это не только знаки отличия его ото всех остальных смертных, но и сильнейшее магическое орудие, помогающее ему как в жизни земной, так и в жизни загробной, бессмертные символы, имеющие тесную связь с миром вышним. «Как счастливы те, кто видит царя в диадеме с чела Ра, - говорится в «Текстах пирамид», - в переднике, дарованном богиней Хатхор, перо (на короне) его - перо сокола (т.е. Хора)». Так, например, хеджет, Белая корона Верхнего Египта во многих текстах имеет тесную связь с луной и лунными божествами, такими как Осирис и Тот; более того, в «Текстах саркофагов» хеджет описывается как истинное воплощение самого Тота. Одновременно, Белая корона также символизировала Око Хора, змею-урей и нож из метеоритного железа, которые отражали своим пламенем и сиянием любых врагов богов и царя.

Корона связывает царя с его предками и потомками, помогает в мире ином обрести просветление и, присоединившись к сонму бессмертных божеств, обрести новое существование среди нетленных звезд в северной части неба. Другая корона, уререт - «та, что делает великим», согласно «Текстам пирамид», не только способствовала его скорейшему воссоединению с божествами, но и давала ему право на власть и первенство среди просветленных духов. Текст «Книги мертвых» утверждает, что эта корона является великим символом Ра и Осириса: «Его диск, - это твой диск, его лучи - это твои лучи, его корона уререт - это твоя корона уререт, его величие - это твое величие, его восход - это твой восход».
Вместе с дешрет, красной короной Нижнего Египта, убор хеджет составлял па схемти - корону Обеих земель, наиважнейший и, наверное, самый распространенный на изображениях головной убор египетского царя.

Корона "па схемти", украшенная венком из уреев. Рельеф из храма Сети I в Абидосе. 13 в. до н.э. (с) фото мое, 2003 г.

Головной убор «немес». Фрагмент ушебти Рамсеса IV. Известняк, роспись. 12 в. до н.э. Париж, Лувр. (с) фото мое, 2004 г.

Головной убор немес, получивший столь широкую известность благодаря погребальной маске Тутанхамона и представлявший собой платок из плиссированной ткани, также был очень символичным. Как и короны, священная ткань, из которой изготовлялся немес, считалась воплощением сияния и света, а кроме того, цветовая гамма его золотых и лазуритовых полосок символизировала соответственно божественную плоть и божественные волосы.

Корона «атеф», установленная на классическом трехчастном парике. Фрагмент статуи Птаха-Сокара-Осириса. Дерево, роспись. 7 в. до н.э. Турин, Египетский музей (с) фото мое, 2004 г.

Царская головная повязка "хат", распространенная в ритуалах заупокойного культа. Рельеф из храма Сети I в Абидосе. 13 в. до н.э. (с) фото мое, 2003 г.

Среди других распространенных головных уборов царя следует упомянуть большую корону атеф, состоявшую из белой короны Верхнего Египта, обрамленной двумя страусовыми перьями; атеф считалась особо парадным головным убором, который фараон одевал во время торжественных богослужений. За ней по значимости следуют корона хену, в которой перья и солнечный диск, укрепленные на платформе, сочетались с двумя видами бараньих рогов; корона хемхемет, особенно популярная в греко-римское время, состоящая из трех связок тростника и солнечных дисков, помещенных на бараньи рога и платформу.

Рамсес II в короне «хепреш». Диорит. 13 в. до н.э. 7 в. до н.э. Турин, Египетский музей (с) фото мое, 2004 г.

Как в битве, так и в мирное время фараон часто одевал синий кожаный «шлем» хепреш, на лбу которого вздымалась священная кобра или золотой «шлем» хаит, покрытый, как и хепреш, десятками маленьких кружочков, символизирующими солнце. На короткий синий «ливийский» парик ибес царь мог возложить , или же надеть корону чени, состоявшую из двух перьев, уреев и солнечного диска, установленных на бараньих рогах.

Корона хаит. Рельеф из храма Сети I в Абидосе. 13 в. до н.э. (с) фото мое, 2003 г.

Корона «чени», установленная на немесе. Фрагмент скульптурной группы Рамсеса II, Амона и Мут. Гранит. 13 в. до н.э. Турин, Египетский музей. (с) фото мое, 2004 г.

"Ливийский" парик "ибес". Фрагмент статуи Тутмоса IV. Гранит. 15 в. до н.э. Каир, Египетский музей. (с) фото мое, 1998 г.

Благодаря коронам царь не только получал равноправие с богами в ином мире, но и становился живым богом на земле; увенчав голову священными эмблемами, право на которые он получал во время коронации, он тотчас воссоединялся с божественной сутью своих небесных родителей.

Одеяния, которые носил царь, также очень разнообразны. Все они восходят к древнему ритуалу, во время которого культовую статую бога «оборачивали в свет», символом которого было освященное полотно. Основу царского одеяния составляла плиссированная набедренная повязка, шендит, которая засвидетельствована на самых древних изображениях египетских властителей.

Повязка "шендит" на царе, классические длинные платья на богинях. Скульптурная группа царя Менкаура с Хатхор и покровительницей нома. Граувакка. 25 в. до н.э. Каир, Египетский музей. (с) фото - insecula.com

Она дополнялась самыми различными передниками, зачастую изготовлявшимися из золота с использованием драгоценных камней и техники перегородчатой эмали; эти передники были подлинными шедеврами ювелирного искусства, их декорировка часто восходила к орнаменту риши - символическому изображению радужных перьев священных птиц или богинь, своими крыльями защищающих царственную персону. Набедренное опоясание могло комбинироваться с льняной рубашкой с короткими рукавами, иногда расшитой, а также с широкой полупрозрачной накидкой из плиссированного льна, закрывающей всю фигуру. Существовали и особые церемониальные одежды, такие, как, например, сохранившееся на рельефах храма Амона в Луксоре, роскошное «Хорово одеяние», имитирующее детали оперения священного сокола , одевая которое, царь Аменхотеп III магическим образом становился воплощением небесного божества. В гробнице Тутанхамона было обнаружено другое не менее уникальное дополнение к коронационному костюму фараона - т.н. золотая кольчуга Это церемониальное украшение состояло из массивного ожерелья усех, выполненного в технике перегородчатой эмали, к которому с помощью двух «лент», собранных из сотен ювелирных изображений перьев, крепилась фигурная пектораль и основная масса одеяния, состоявшая из множества золотых, лазуритовых, бирюзовых и сердоликовых бусин, также имитировавших божественное оперение.

Среди скипетров, постоянно встречающихся в руках египетских царей, отметим знаменитые хекет и нехеху - «крюк» и «плеть», также являвшиеся атрибутами бога Осириса, и скипетр хереп, использовавшийся для освящения даров, приносимых в храм и считавшийся воплощением бога Тота.

Не менее сложная и разнообразная символика лежала и в основе костюма египетских цариц. Одеяния супруг правителей Древнего царства поражают не только свои изяществом, но и лаконичностью: на ней длинное облегающее платье из льняной ткани, на голове - классический трехчастный парик, в основе которого порой скрывается небольшая диадема с изображением священной змеи.

Царь Менкаура с супругой - Хамерернебти II. На нем - опоясание "шендит" и платок "немес", на ней - длинное классическое платье и трехчастный парик. Граувакка. 25 в. до н.э. Бостон, Музей изящных искуccтв. (с) фото - MFA

Этот строгий и одновременно величественный костюм начнет претерпевать значительные изменения только в Среднем царстве. Появляется знаменитый «хаторический» парик, заканчивающийся на груди двумя характерными массивными буклями и придающий царице облик богини любви.

Один из ранних примеров "хаторического" парика. Статуя царицы Нефрет, супруги Сенусерта II. Гранодиорит. 19 в. до н.э. Каир, Египетскйи музей (с) фото мое, 1998 г.

В 1914 году в пирамидном комплексе Сенусерта II в эль-Лахуне было обнаружено погребение его дочери Сатхатхориунет. Среди выдающихся произведений ювелирного искусства, найденных в гробнице принцессы, особо следует упомянуть ее головной убор - массивную золотую диадему, украшенную цветами лотоса, выполненными в технике перегородчатой эмали, фигурой урея, инкрустированной полудрагоценными камнями и двумя стилизованными соколиными перьями. Диадема одевалась на парик, многочисленные косички которого были украшены небольшими цилиндрами из золотой фольги.

Реконструкция головного убора Сатхатхоиунет. Музей Метрополитен. Оригинал диадемы - золото, инкрустации, 19 в. до н.э. Каир, Египетский музей (с) фото - ancient-egypt.org

В эпоху Нового царства наиболее характерной короной «великой супруги царской» была шути. Этот колоссальный головной убор состоял из двух страусовых перьев, укрепленных на особой платформе - модиусе. Платформа в свою очередь помещалась на чеканного золотого коршуна, священную птицу богинь Нехбет и Мут, фигура которого сверху покрывала синий парик царицы; одновременно между перьев мог быть помещен еще и золотой солнечный диск.

Шути, широкое ожерелье "усех", скипетр хетес. Под париком видны собственные волосы, причесанные на прямой пробор. Фрагмент скульптурной группы Аменхотепа III и царицы Тейе. Глазурованный стеатит. 14 в. до н.э. Париж, Лувр. (с) фото мое, 2004 г.

История короны шути уходит в глубокую древность: двумя перьями на рельефе, происходящем с Синайского полуострова, увенчана голова фараона Снофру, отца Хуфу. Два пера продолжают быть важным элементом царской иконографии как в Среднем, так и в Новом царствах. Только со времени правления XVIII династии, этот убор становится прерогативой главной царской супруги, выделяя ее из числа других цариц, обитательниц гарема. Также являющаяся атрибутом некоторых мужских божеств, таких как Амон, Мин и Монту, корона шути символизировала двойственные силы вселенной: запад и восток, Верхний и Нижний Египет, Шу и Тефнут, Исиду и Нефтиду, холмы горизонта, между которыми восходит солнце и, наконец, правый и левый глаз бога. «Твои два пера (шути) стремятся к небу. Да увидишь ты ими небеса, - говорится в одном из солнечных гимнов эпохи XVIII династии, - Восток твой - у твоего левого глаза, запад твой - у твоего правого глаза. Глаза твои - на голове твоей, как два пера».

Т.н. "круглый" или "нубийский" парик. Крышка канопы царицы Кийа. Алебастр. 14 в. до н.э. Каир, Египетский музей. (с) фото - SCA

В это же время головные уборы цариц, в основном младших, украшает изображение двух газелей, сюжет ранее известный только по изображениям и диадемам принцесс азиатского происхождения, так как при этих дворах газель почиталась в качестве эмблемы женщины царской крови. В Египте этот образ трансформировался в двойной символ Исиды и Нефтиды, отличительный знак дам из царского гарема. Самый древний памятник с изображением газелей, обнаруженный на территории Египта, это восхитительная диадема из электрума, обнаруженная в погребении гиксосской принцессы (XVI в. до н.э.) в эль-Сальхгийе (восточная Дельта), хранящаяся в музее Метрополитен в Нью-Йорке. По настоящему «варварское» с точки зрения египетского искусства украшение, диадема украшена чередующимися изображениями четырех газелей и цветов с острыми лепестками. В центре диадемы расположена голова оленя с массивными ветвистыми рогами.

Фрагмент диадемы гиксосской принцессы из эль-Сальхгийе. Электрум. 16 в. до н.э. Нью-Йорк, Музей Метрополитен. Автор фото неизвестен.

Принцесса Сатамон. Фрагмент ее кресла. Дерево, золото, инкрустации. 14 в. до н.э. Каир, Египетский музей. (с) фото мое, 2000 г.

В эпоху XVIII династии диадемы уже только с двумя газелями встречаются на изображениях царицы Яхмес-Нефертари, дочерей вельможи Менна, ставших царскими наложницами, дочери Аменхотепа III принцессы Сатамон; при XIX династии - на изображениях принцесс дома Рамсеса II. Еще одна великолепная золотая диадема с изображением газелей, принадлежавшая одной из трех сестер - сирийских жен Тутмоса III и обнаруженная в их общей гробнице, также хранится в музее Метрополитен.

Реконструкция одного из головных уборов, найденных в гробнице сирийских жен Тутмоса III в Вади Куббанет эль-Кируд. Оригинал - 15 в. до н.э. Нью-Йорк, Музей Метрополитен. Автор фото неизвестен.

Говоря о коронах египетских цариц, следует особо остановиться на так называемом «высоком синем головном уборе» Нефертити, который, со времени находки Людвигом Борхардтом в 1912 году уникального бюста царицы, широко известен, если не сказать знаменит. Справедливости ради следует отметить, что бюст из мастерской Тутмоса далеко не единственный памятник, изображающий царицу в ее парадном уборе.

Скульптурный портрет Нефертити в высоком синем парике. Совмещенные ракурсы. Известняк. 14 в. до н.э. Берлин, Египетский музей (с) фото - SMPK

Известно, что подобный убор украшался золотыми инкрустированными лентами, уреем, иногда перьями или символом Хатхор - коровьими рогами, между которыми восходит солнечный диск. На некоторых изображениях его поверхность покрыта стилизованными локонами, которые позволяют предположить, что это был парик синего цвета, цвета волос богов. Нефертити вовсе не была первой царицей, на чью голову одевался высокий синий убор. Корона подобной формы засвидетельствована на рельефных изображениях Тейе, супруги Аменхотепа III, представленной в виде сфинкса в храмовом комплексе в Седеинге (Нубия), где она была обожествлена и почиталась еще при жизни. Идентичность убора Тейе и убора Нефертити не вызывает сомнений. Кроме того, высокий головной убор носила еще одна царица - Мутноджемет, сестра Нефертити и супруга царя Хоремхеба.

Мутноджемет в облике азиатского сфинкса в высоком парике, украшенном цветами. Рельеф на престоле скульптурной группы Хоремхеба и Мутноджемет. Гранит. Турин, Египетский музей. (с) фото мое, 2004 г.

Споры по поводу происхождения загадочного убора все еще не утихают. Наиболее обоснованной, на наш взгляд, является гипотеза о его азиатском происхождении. Прежде всего, самые ранние точные аналогии изображениям Тейе и Мутноджемет в виде крылатых женских сфинксов в высоких головных уборах сохранились на пластинах из слоновой кости, обнаруженных при раскопках города Мегиддо в Сирии. Исходя из контекста подобных изображений египетских цариц, можно заключить, что таким образом они рассматривались в качестве воплощения грозной дочери Ра, его Ока, которая в гневе удалилась в чужеземные страны и, умиротворившись, вернулась в Египет.

Отметим также, что высокий синий парик, название которго, увы, нам не известно, кроме того, был спутником обожествленных при жизни цариц, занимавших особое место рядом с супругом; цариц, которые почитались не только как «великие царские супруги», но и как воплощенные богини. Знаменательным представляется и тот факт, что высокий синий головной убор просуществовал в иконографии египетских цариц недолго. Только эпоха Амарны и предшествующие ей годы изменили символику взаимоотношений царя и царицы, которые традиционно были теологически связаны с культами Хора и Хатхор. Амарна же представила царственную пару в виде Шу и Тефнут, непосредственных детей солнечного божества. Вслед за внутренним содержанием изменились и внешние формы проявления царской идеологии в искусстве, в результате чего и появился знаменитый скульптурный портрет Нефертити в высоком синем головном уборе.

Сохранилось огромное количество изображений одеяний египетских цариц. Их основой всегда было узкое платье из белого льна, которое подвязывалось красным поясом, символизировавшим богиню Исиду. На это платье часто надевалась полупрозрачная туника из плиссированной ткани, либо особая сетка из бус, которая при ходьбе издавала мелодичный звон, а кроме того, сама по себе часто являлась защитным амулетом: бусины в сетке имели форму самых различных священных знаков, зачастую складывавшихся в систему имен супруга «госпожи Обеих земель». В согнутой руке царица часто держит особый скипетр - хетес, имеющий форму удлиненного цветка лотоса.

Andrews С. Ancient Egyptian Jewellery. - London, 1996.
Craig Patch D. Tutankhamun’s Corselet: a Reconsideration of its Function.// BES 11 (1991/92), pp. 57-77.
Egypt Golden Age: The Art of living in the New Kingdom. - Boston, 1982, pp. 170-181.
Ertman E. The Search for the Significance and Origin of Nefertiti’s Tall Blue Crown.// Sesto Congresso Internazionale di Egittologia. Atti. Vol. I. - Torino, 1992, p. 189-193.
Goebs K. Some Cosmic Aspects of the Royal Crowns. // Proceedings of the 7th International Congress of Egyptologists, Cambridge. - Leuven, 1998, pp. 452-458.
Inventaire iconographique des statues en manteau jubilaire de l’époque thinite jusqu’à leur disparition sous Amenhotep III. // Hommages à Jean Leclant. Vol. I. - Le Caire, 1993, pp. 499-530.
Mysliwiec K. Quelques remarques sur les couronnes à plumes de Thoutmosis III. // Mélanges Gamal Eddin Mokhtar. Vol. I. - Le Caire, 1985, pp. 149-166.
Podgórski T. The Horus Dress as Represented in the Temple of Amenhotep III in Luxor.// Studies in Ancient Art and Civilization 4. - Krakow, 1992, pp. 27-31.
Russmann E. Vulture and Cobra at the King’s Brow. // Cheef of Seers. Egyptian studies in Memory of Cyril Aldred. - London, 1997, pp. 266-284.
Troy L. Patterns of Queenship in Ancient Egyptian Myth and History. Uppsala, 1986.
Цит. с дополнениями по: Солкин В.В. Костюм // Древний Египет. Энциклопедия. М., 2005.
Илл. наверху: Фрагмент статуи царицы Тейе. Глазурованный стеатит. 14 в. до н.э. Париж, Лувр. (с) фото мое, 2004 г.