Цыганские обычаи. Обычаи и традиционная культура российских цыган

Ценности цыганской общины имеют глубокие корни, поэтому свадебное торжество отличается особым колоритом. Первая брачная ночь у цыган, в отличие от многих наций, проходит во время гуляния свадьбы и требует специального подтверждения. Удивлены? Предлагаем вам узнать о самых нетривиальных свадебных обычаях и особенностях цыганской первой брачной ночи.

Как проходит первая брачная ночь у цыган: свадебные обычаи

Для того, чтобы лучше представить себе колоритное свадебное торжество цыганского клана и самобытные обряды, Свадьбаголик.ru ознакомит вас с несколькими суровыми законами, исполняющимися до сих пор:

  • Согласно традициям, брак между цыганами совершается в юном возрасте. И если для европейской молодежи свадьба в 19 лет - достаточно редкое явление, потому что, якобы, рано, то невеста из рода цыган в таком возрасте уже считается старой и никому не нужной девой. Поэтому цыганские браки заключаются в возрасте 15-18 лет.
  • Сватовство вполне может произойти в тот момент, когда дети двух семей находятся в грудном возрасте. Если же невесту, к примеру, сосватали в десятилетнем возрасте, она может жить в семье жениха до пятнадцати лет, после чего будет сыграна свадьба.
  • Слово старших в цыганской семье - закон. Поэтому выбор кандидата в женихи или невесты осуществляется родителями, в основном, отцом. Согласие невесты во время сватовства считается формальным, так как против воли родных она не посмеет пойти.
  • Цыганская свадьба не предусматривает поход в ЗАГС, ведь развод в семьях не предусмотрен. Православные цыгане безоговорочно венчаются в церкви. Гуляние свадебного торжества обычно длится три дня и насчитывает около 300 гостей. Абсолютно все расходы берет на себя семья жениха, поэтому, когда в семье рождается мальчик, необходимо сразу же начинать собирать деньги на свадьбу. Интересно, что свадьбу в Индии по традиции, наоборот, оплачивает сторона невесты.
  • Мужчины и женщины обязательно сидят за отдельными столами, особенно жених с невестой, таков цыганский закон. Согласно традиции на второй день свадьбы , молодожены находятся рядом за одним столом.

Обряды у цыган после первой брачной ночи

«Вынос чести»

Ключевым обрядом на цыганской свадьбе считается обычай сведения или «вынос чести», следующий после первой брачной ночи. Молодожены будут навечно скреплены брачными узами, но перед этим событием невесте необходимо доказать свою невинность. Обязательным условием заключения брака является девственность молодой. Как ее проверяют? Существует три версии-предположения:

  1. Молодые уединяются в специальной комнате, где происходит сведение (первая брачная ночь), после чего на всеобщее обозрение цыган выносится простынь с характерными следами, подтверждающими невинность девушки.
  2. Невеста уходит с тремя почтенными женщинами, которые лишают ее невинности воспользовавшись простынью, намотанной на палец. Жених в этом ритуале не участвует.
  3. Первая брачная ночь, по некоторому мнению, проходит прямо на банкетном столе при гостях. Справедливости ради, торопимся успокоить - эта версия считается самой нелепой и неправдоподобной.

Во время отсутствия новобрачных, некоторые цыганские семьи устраивают театрализованные представления - отбивают у жениха украденную невесту. Выглядит это очень естественно, поэтому бытует мнение, что цыганская свадьба без драки - не свадьба. Однако, пьяные разборки вовсе недопустимы. Хоть праздничные столы ломятся от разнообразных блюд и алкоголя, напиться на цыганской церемонии бракосочетания равносильно позору.


После сведения молодых окровавленная простынь (по иной версии - рубашка), усыпанная красными лентами и цветами, выносится к гостям на подносе. Женщины, участвующие в ритуале выноса чести, поздравляют и благодарят родственников невесты за порядочность, а красные ленты вручаются каждому члену семьи жениха. Сама же невеста после первой брачной ночи и цыганского обычая с выносом, переодевается в красное платье и с этого момента становится женщиной. Есть такие, кто заплетает волосы в косы. Теперь она обязана ходить только с покрытой головой. Немного схожести с предоставлением доказательств целомудренности невесты имеет азербайджанская свадьба .

Интересно : Если доказательства невинности нет, брак тут же расторгается, а девушка навсегда остается незамужней, что для цыганок - тяжелое бремя. Кроме того, семью испорченной невесты ждет пожизненный позор и им лучше сразу же покинуть родной город. Бывают случаи, что девушке все же удается выйти замуж, но это стоит титанических усилий семье.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Большинство наших представлений о цыганской культуре - правда. Они действительно обожают яркие украшения и вычурность, а еще не скупятся на эмоции: если свадьба, так чтобы весь мир узнал, если ссора, так чтобы еще несколько будущих поколений друг с другом не разговаривали.

Современные общины, скажем, американских цыган выглядят несколько иначе, чем мы могли бы себе представить: женщины вовсе не обязательно одеты в длинные цветные юбки и платки. Однако есть то, чему неукоснительно следуют все члены общины.

Например, получить образование для цыганки большая редкость. Мы в сайт немало удивились этому и решили узнать и о других правилах поведения, которым должны следовать цыганские девушки.

Традиции замужества

Цыгане свято чтут свою культуру, и пришельца со стороны, претендующего на руку цыганки, называют Gorger - то есть тот, кто не принадлежит к их общине и не является цыганом. Девушки в основном находят свою любовь среди общины, за редким исключением. Желание сохранить собственную культуру настолько велико, что браки между двоюродными братьями и сестрами здесь не редкость.

Замуж девушка должна выйти девственницей. Что случится с цыганкой, не сохранившей свою невинность до свадьбы? Она считается грязной и осквернившей общину. Поступив так, она рискует остаться на мели: ни один мужчина-цыган не пойдет против правил общины, женившись на ней после того, как она отдалась другому.

Кстати, средний возраст замужества - 16–17 лет у девушек и 18–19 лет у парней, и этот брак, согласно традициям, должен сохраниться на всю жизнь. Цыганка, вышедшая замуж, может даже не помышлять о разводе. В цыганской общине повторные браки не приветствуются, и, чтобы не «осквернить» общину, женщина может вступить только в один брак на всю жизнь.

Крайне редко женщины все же расстаются с мужьями. И, как правило, они уже не вступают в новые отношения. В глазах общины это бросает тень не только на нее, но и на ее дочерей.

Подчинение родителям

Девочка, растущая в цыганской общине, с раннего возраста окружена правилами, которые диктуют родители. Конечно, такая система присутствует и в большинстве других культур, но в цыганской культуре родители (и в особенности отец) имеют огромный авторитет, и дочь обязана делать то, что ей скажут. Когда она становится старше, ей разрешается выходить из дома только в сопровождении членов семьи (и это не обязательно родители - сопровождать цыганку могут сестры, братья, тети и дяди).

По этой же причине родители часто выбирают мужа для своей дочери, не полагаясь на ее мнение. Браки по договоренности среди цыган не редкость. А после того как родители выдадут цыганку замуж, она будет обязана почитать и слушаться мужа точно так же, как и родителей.

У мальчиков в этом плане свободы намного больше - они могут выходить из дома в одиночку, самостоятельно выбирать невесту и т. д.

Нельзя звонить в полицию

Как правило, цыгане выясняют свои дела громко и шумно, зачастую бросаясь в драку с представителями враждебной семьи. И это тоже часть их традиций. Однако все проблемы решаются внутри семей, без привлечения закона. Подать в суд или вызвать наряд полиции не в их правилах: цыгане скорее придут толпой в дом соперников или устроят разборки на свадьбе. В худшем случае семья отречется от того, кто вызовет полицию на разборки. Любой человек в цыганской общине обязан знать, что поступать так - против правил. Мужчины это принимают, но некоторые девушки все еще пытаются призвать разбушевавшуюся родню к порядку с помощью закона.

Придется смириться с насилием

Статистика домашнего насилия в цыганских общинах невероятно высока. Исследование в Англии показало, что 61 % замужних цыганок в Англии подвергаются насилию со стороны супруга. Женщины вынуждены мириться с этим. Участница шоу Gypsy Sisters Мелли рассказывает, что однажды бывший муж запер ее в трейлере, а когда она сумела выбраться, несколько раз ударил ее. Семья девушки убедила ее принять мужчину обратно. Девушка объясняет, почему так: «Это цыганская традиция, и ее нужно чтить».

Поддерживать чистоту в доме

Если в большинстве стран женщина может позволить себе не быть домохозяйкой и иногда лениться делать уборку, то для цыганки такое непростительно. Гигиена в культуре цыган занимает важное место, и за поддержание чистоты в доме отвечает именно женщина. Она должна соблюдать несколько правил, в частности ни с кем не делиться своей посудой или столовыми приборами, в том числе и с супругом. Все предметы посуды промываются несколько раз: под проточной водой, в отдельной чаше с кипятком и снова под проточной водой.

Стирать мужскую и женскую одежду полагается отдельно. Верхняя часть тела считается чистой, в то время как нижняя - грязной, так что одежда «до пояса» и «ниже пояса» стирается отдельно друг от друга. Ну и само собой, нижнее белье тоже подлежит персональной стирке.

Беременность - особый период

Беременная женщина не должна вступать с кем-либо в физические контакты. В это время она даже не спит в одной кровати с супругом. Принимать водные процедуры полагается только в освященной воде. Кроме того, цыганская женщина, носящая ребенка, освобождается от выполнения домашних обязанностей: в этот период готовит пищу и содержит дом в чистоте ее муж.

Американские цыгане, впрочем, иногда пренебрегают этим правилом - их женщины более независимы.

Носить яркую и провокационную одежду

Несмотря на то что поведение цыганки должно быть целомудренным, ее наряд должен прямо-таки кричать об обратном. Таким образом, она может привлечь внимание будущего мужа, не прилагая к этому никаких усилий (потому что знакомиться с парнями первой цыганская девушка не может). Наиболее яркий пример такого поведения - это американские цыгане, которые каждый день наряжаются как на праздник. А уж если намечается свадьба или день рождения, в ход идут самые эффектные украшения и самые роскошные платья.

Нельзя подниматься на 2-й этаж

Фотограф Евгений Доманский запечатлел, как мужская и женская части табора цыган-котляров заходят в автобус через разные двери, чтобы не соприкасаться.

В цыганской культуре все еще широко распространено понятие «скверны», с которой напрямую связано то, что нижняя часть тела считается грязной. Это не относится к девочкам и девственным девушкам, а вот половозрелая замужняя женщина считается «нечистой» ниже пояса, и прикоснуться к ее юбке или обуви означает «оскверниться». Из-за этого, если семья живет в 2-этажном доме, женщине запрещалось подниматься на 2-й этаж - туда допускались только дети и юные девушки. Но в некоторых домах цыган на 1-м этаже имеется гараж, поэтому женщина автоматически оказывалась на 2-м. Про людей, живущих в таких домах, другие цыгане говорят, что они «опоганились». По этой же причине, из-за «скверны», во время застолья женщины сидят отдельно от мужчин.

Гости к мужчинам и женщинам тоже приходят отдельно

У цыган-котляров принято, что замужняя женщина может носить только юбку. Кирилл Кожанов рассказывает , что незамужние девушки-котлярки нередко носят джинсы, а после брака могут надеть юбку прямо поверх них.

Определенно, некоторые особенности цыганской жизни устарели. Мало того, они еще и довольно жестоки по отношению к девушке. А что вы знаете о каких-нибудь еще подобных традициях в других странах?

Цыгане представляют собой отдельный народ с богатой культурой и своими, иногда не похожими ни на чьи другие, традициями. На некоторых цыгане нагоняют страх и трепет, некоторые открыто интересуются их культурой и изучают их историю.

Но нет ни одного равнодушного, который бы не хотел узнать о свадебных традициях этого народа.

Многие цыганские традиции не похожи на привычные славянским государствам обряды и обычаи. Так и цыганская свадьба остается для нас загадкой и вызывает неподдельный интерес.

Пару своим детям выбирают родители, преимущественно отцы. Свадьбу же играют с размахом, песнями и плясками, колоритно и весело. О некоторых традициях и обычаях речь пойдет в этой статье.

Ранний брак в цыганской общине объясняется тем, что родители стремятся найти ребенку пару до того, как их ребенок вкусит запретный плод.

Именно поэтому у цыган нет никаких свиданий, совместных прогулок или же походов на дискотеки. Лучше обезопасить себя от сплетен и от нежеланных сердечных переживаний своих детей.

Где же можно найти жениха или невесту своему ребенку? Вариантов несколько:


Сватовство

Если молодой человек и его семья настроены решительно относительно какой-либо девушки, то начинается торг за невесту. Выкуп, который будет предложен за невесту определяет достаток жениха, поэтому родители невесты имеют право отказать, если выкуп им покажется недостойным их дочери.

Самое главное, чтобы девушка провела ночь в доме будущего мужа. Ведь тогда все будут считать ее испорченной, и чтобы выдать дочь «хоть за кого-нибудь», родителям приходится согласиться на брак.

Обычаи цыганской свадьбы

а или официального бракосочетания обряд свадьбы у цыган не предусматривает. Впрочем, разводов тоже практически не бывает, потому что женщина у цыган практически всегда считается виноватой, а в случае развода в отчий дом ее могут и не принять, поэтому она рискует остаться на улице. Венчаются цыгане крайне редко.

Жених и невеста всего лишь должны дать клятвы перед родственниками и гостями. С этого момента все будут считать их мужем и женой.

Свадьба – главное событие в жизни цыганского народа. К ней готовятся с рождения ребенка, а отмечают пышно и с размахом, насколько позволяют финансы. На свадьбу приглашается большое количество народа, чем больше, тем лучше.


Цыганская свадьба начинается с танцев и сопровождается ими весь день.
Молодожены должны танцевать со всеми присутствующими, но только не друг с другом. В день свадьбы молодые не должны целоваться, прикасаться друг к другу и даже общаться.

Даже случайно коснуться своего супруга нельзя, ведь тем самым его можно осквернить, и тогда в течение 4 недель с ним не будут общаться.

Цыгане чтят старшее поколение, поэтому за праздничный стол первыми садятся именно они: прадеды, деды, старшие дяди. Зал, где проходит гуляние условно разделяется на две половины: женскую и мужскую. Мужчины и женщины празднуют отдельно друг от друга.

Интересные традиции цыганской свадьбы

Цыганская свадьба сопровождается многими традициями, которые нам могут показаться интересными, а порой даже «дикими».

Вот некоторые из традиций:


Цыганская культура очень необычна и колоритна. И пусть этот загадочный народ нас порой пугает, нам всем интересно углубиться в их традиции и обычаи.

Традиции цыганской свадьбы могут показаться немного устаревшими, однако цыгане их чтут и сохраняют из поколения в поколение.

Мария Баченина: Здравствуйте!

Константин Куксин: Здравствуйте!

Даниил Кузнецов: Добрый день.

М.Б.: Когда я предложила вам поговорить о цыганах, вы сказали, что это ваш любимый народ. Если коротко, за что вы его полюбили?

К.К.: Я полюбил цыган, когда отправился к ним в первую экспедицию. Готовился я серьёзно, зная, какие они, - все деньги положил на карточку, а карточку зашил под рубашку, так как знал, что меня сразу обманут или ограбят. А потом я с ними подружился. И если бы мне пришлось вести кочевой образ жизни, наверное, я жил бы с цыганами. Мне этот народ казался с самого начала интересным и близким, и совсем недавно я узнал, что мой прадед - цыган. Я всё время думал, что бабушка у меня - еврейка: чернявая, Яковлевна. А папа недавно рассказал, что прадед был цыганом. Цыган Яков, скрипач, 13 детей.

М.Б.: Как вы с ними договорились? Это ведь как прийти в чужой дом и попроситься пожить.

К.К.: А что такое вообще работа полевого антрополога или этнографа? Мы приезжаем, видим в степи юрту, заходим, говорим, что приехали издалека, изучаем разные культуры. Спасает то, что люди почти все гостеприимные. Тебя приглашают, а потом, в процессе общения, отношения либо складываются, либо нет. Если не складываются, чего у меня не было, приходится уходить в другую юрту, шатёр, ярангу. Но обычно отношения складываются, и ты остаёшься там жить. Им же тоже интересно: приехал необычный человек издалека. Всегда встаёт вопрос, кто кого изучает: мы их или они нас.

С цыганами было сложно, потому что это закрытое сообщество. Они всех делят на своих и чужих. Цыгане - это "ромалэ" , "рома" .

М.Б.: Они так себя называют, да?

К.К.: Да, это самоназвание. А все остальные - "гажи" . "Гажи" ("гаджи") - не цыгане, они к ним плохо относятся. Если к гажи относятся плохо, то можно их обмануть, облапошить, это не грех. Очень трудно понять эту грань между "гажи" и "ромалэ". И если это удаётся сделать, то цыгане становятся твоими друзьями и начинают тебе доверять.

Д.К.: И как это происходит?

К.К.: По-разному. Например, с одной группой цыган я поступил так: я купил гармошку на базаре, пришёл к табору и начал играть на ней, цыганские дети прибежали и сами меня притащили в табор. Мужики там куют, я ковать умею. А вечером мы уже плясали вместе. Где-то цыгане бедно живут, а мы купили машину продуктов, приехали к ним, накормили и началось: песни, пляски.

Цыгане побаиваются незнакомых людей, потому что они не всегда официально живут на территории, не всегда у них есть документы. А вдруг ты из полиции? Если же они видят, что ты обычный человек, то они начинают доверять.

А с гаданиями как было: мы приехали в табор и попросили погадать. Цыгане сказали, что погадают, но попозже. А потом мы подружились, пели, танцевали. Утром просыпаемся, снова просим погадать, а нам отвечают, что не могут: своим не гадают. Но они же обещали, так что сели в машину, привезли гадалку из соседнего табора, она нам гадала.

М.Б.: То есть они друг другу не гадают?

К.К.: Цыганам нельзя обманывать друг друга.

Д.К.: А гадание - это всегда обман?

К.К.: Не всегда. Но это возможность заработать. А возможность заработать - это всегда немножко обман. Как говорят русские, не обманешь - не продашь.

М.Б.: А они в переписи населения участвуют?

К.К.: Да, но не все. Узнать, сколько цыган точно, - очень сложно.

М.Б.: А как к ним относятся в мире?

К.К.: По-разному. Вообще русские к цыганам изначально относятся хорошо. Просто мы такой народ, мы ко всем в принципе относимся хорошо. Над кем-то мы, может быть, посмеиваемся, но всё равно любим. Если бы русские были другими, не было бы Российской Федерации. Но мы же как-то живём все вместе.

Цыгане к русским тоже относятся хорошо. Они говорят, что русские добрые, щедрые и наивные - идеальные друзья. А в Европе к цыганам резко негативное отношение: в Румынии, Болгарии, Сербии. Приезжаем в Болгарию, сходим с поезда, таксист говорит: "Где ваши вещи? Аккуратнее, здесь цыган много". Мы даже не решились ему сказать, что мы к ним и едем.

Д.К.: То есть везде существуют стереотипы, что цыгане - воры и мошенники?

М.Б.: Почему они тогда исторически не организовали своё государство?

К.К.: Расскажу анекдот ещё царской эпохи. "Как-то цыгана спросили: "Что бы ты сделал, если бы стал царём?" Цыган почесал голову и сказал: "Как что? Украл бы сто рублей и сбежал".

М.Б.: Понятно, ментальность не та.

К.К.: Они не хотят и не могут. Это - удивительный народ, они живут уже много столетий среди других этносов и не растворяются в них. Я знаю два таких народа: евреи и цыгане. Евреев делает цельными религия избранного народа, а цыган - ощущение того, что они цыгане, не такие, как все. И ещё кастовая система.

М.Б.: А как тогда устроено их общество? Оно же существует - безземельное, безгосударственное?

К.К.: Да.

М.Б.: Какие там законы, правила, порядки?

К.К.: Первое - это миф о том, кто такой "цыганский барон". Никакого отношения к дворянскому титулу это не имеет, это от цыганского "баро" - большой, старший, главный. Как стать бароном? Например, нужно мне табор привезти из Кишинёва в Москву, я договорился с начальником поезда. Приехали, возникли проблемы с полицией, я пошёл, договорился. В общем, если я беру на себя ответственность, то люди говорят, что "вот он, наш барон". Если же я поступил неправильно, нечестно, цыгане скажут: "Какой ты нам барон?" И уйдут. Всё решает не барон, а "крис" - сход цыган. Решение криса - закон даже для барона.

Д.К.: То есть у цыган практически республика?

К.К.: Это такие кланы, где несколько семей живут вместе и вместе кочуют. Иногда к ним присоединяются другие семьи. И крис всё решает. Это, по сути, прямая демократия. И право голоса там имеют, например, взрослые женщины.

М.Б.: А в церковь они ходят? Они же православные.

К.К.: Обязательно. Они христиане. В советское время, когда русские кресты поснимали и иконы выкинули, цыгане остались христианами. Цыгане, которые жили в Османской Турции, платили налог мусульманам, но остались христианами.

М.Б.: А как они молятся? И ходят ли в храмы?

К.К.: В каждом шатре у них иконы, большие золотые кресты. Немножко кичевый стиль, но они искренне верующие: есть Бог, который их очень любит. "Святой Георгий вот заезжал недавно, стремя у него золотое стащили".

М.Б.: То есть это такая наивная вера?

К.К.: Очень живая, подлинная вера.

М.Б.: Про похороны хотела спросить. Является ли традицией то, что хоронят с имуществом, в той одежде, в которой человек умер, и для того, чтобы всё уместилось, копают яму размером с комнату, выкладывают стены кирпичом и коврами застилают?

К.К.: Экскаватор вызывают!

М.Б.: Мне на кладбище работники рассказывали.

К.К.: Да-да, джипы и компьютеры закапывают. Это - пережитки язычества.

М.Б.: Они потом охраняют эти могилы, извините меня за цинизм?

К.К.: Никто не решится с цыганами ссориться.

М.Б.: Мстительные? Око за око?

К.К.: Если вы сознательно обидите цыган, они отомстят. Но вообще они - очень мирный народ, криминальная хроника о них у нас за 600 лет собрана.

М.Б.: А как они мстят? Мне казалось, что цыгане не убивают.

К.К.: Не убивают. Это идёт с индийских времён: убьёшь - карму испортишь. Религия давно сменилась, но это осталось. Убийства крайне редки. Обмануть, украсть - да, это даже не очень-то и грешно, а убить - нет. Но вот деревню запалить - запросто.

М.Б.: "Не обидчивый, но дом спалю".

Д.К.: Получается, религия у них синкретическая: есть элементы христианства, индуизма, язычества.

К.К.: Цыгане пришли из Индии, и долгое время люди думали, какая же это была каста. Думали, что низшая, так как и там их все преследовали, и здесь унижают. Оказалось, что касты были разные. И кастовая традиция сохранилась. К примеру, если цыган был кузнецом, работающим с чёрным металлом, он не мог заниматься другим делом. Если раньше цыган разводил лошадей, то сейчас он торгует машинами, и так далее.

М.Б.: Но мы в XXI веке живём. Неужели не может родиться на свет человек, который скажет, что не хочет торговать машинами?

К.К.: Ему скажут: "Ну и иди отсюда, живи с "гажи", поступи в университет". Есть много цыган с высшим образованием, это прекрасные люди. Они по крови цыгане, но в голове - уже нет.

М.Б.: Получается, если он поступает в университет, он поступает по кастовости?

К.К.: Нет. Он должен жить в таборе и заниматься тем, чем занимались его предки. Вот у меня прадед - цыган, и чем я занимаюсь? Пою, танцую, байки вам рассказываю.

Бывают исключения, но цыгане пытаются найти в изменившемся мире эти ниши. Были лошади, теперь автомобили.

М.Б.: Если цыган уходит в общество, он уже отбился от табора, он сам по себе?

К.К.: Скорее всего, он будет жить в городе, не будет кочевать, оставит традиции. В итоге его потомки растворятся в другом этносе.

М.Б.: Если продолжать о традициях, что вы можете рассказать о цыганских свадьбах? Недавний ролик в Интернете поразил всех: там была невеста, увешанная деньгами, золотом. Это же бешеные деньги, они всю жизнь на свадьбу копят, что ли?

К.К.: Да, всю жизнь. Бывает, что после свадьбы богатая семья становится нищей, но никто не скажет, что у них была свадьба беднее, чем у соседей. Начинается всё с того, что у вас родилась девочка, у меня - мальчик, я к вам еду с берёзой, веточки которой сделаны из евро и долларов, и говорю: "У вас товар, у нас купец, давайте поговорим". Две недели вы говорите "нет", а я ваш табор эти две недели кормлю. Когда вы сказали, что ладно, поженим, вы уже кормите мой табор, а я вам дарю золотую монету, которая будет висеть над колыбелью. То есть девчонка при рождении уже просватана.

А если я, отец 15-летнего мальчишки, время упустил и поехал по таборам, думая, что найду ему сейчас умницу и красавицу, везде будут девушки с монетками - все просватаны. И я уже буду думать, что хоть какую-нибудь бы найти. Заранее нужно это делать.

Д.К.: А 15 лет - это уже поздно?

К.К.: Я видел 13-летнюю маму. В 11 лет цыганку могут отдать замуж. Они подвинуты на целомудрии.

М.Б.: Конечно, если в 11 лет девочку отдать замуж, вряд ли она могла потерять "целомудрие" до свадьбы.

К.К.: Это самый целомудренный народ. Ни одного случая в истории нет, чтобы цыганка была проституткой. Это удивительно.

М.Б.: Изнасилований тоже нет?

К.К.: Нет. В 11 лет она ещё точно девочка, я её отдаю, дальше за неё отвечайте.

Д.К.: А разводы бывают?

К.К.: Нет. Бывает, что сбегают.

М.Б.: Адюльтеры?

К.К.: Вот девчонка в колыбели, растёт, познакомилась с мальчишкой, влюбилась, а должна выйти замуж за другого цыгана, которого даже не знает. И она сбегает.

При мне был случай в Румынии. Мы едем к цыганке, переводчик звонит ей, а она говорит: "Только не говори отцу, я сбежала, мы уже у германской границы". Если вы сбежали, там начинается такой переполох, погоня - ужас. Нужно бежать в любую церковь, в ножки батюшке падать: "Обвенчай, любим друг друга". Либо в другой табор, где их не знают, барон обвенчает.

М.Б.: А свои простят когда-нибудь?

Д.К.: Или как накажут, если поймают?

К.К.: Его не убьют, но изобьют серьёзно. А дочери скажут: "Возьми икону, целуй и говори, что не сбежишь". Она говорит, что не будет, всё равно сбежит. Тогда я сам выкую кандалы и закую её, я же кузнец, например, чтобы позор на семью не навлекала. Вот она, пресловутая цыганская свобода.

Д.К.: А другой табор может их принять?

К.К.: Может. Может быть такое, что за ними прибежали, а барон уже их обвенчал, он имеет право на это.

М.Б.: При всех этих цыганских "понтах" попрошайничество не считается унизительным занятием?

К.К.: А что в нём унизительного?

М.Б.: Мне, например, сложно сказать: "Дайте мне денег".

К.К.: Это женская кастовая работа. Цыганка может выйти из пятиэтажного особняка с "лексусом" у подъезда и пойти босой на базар попрошайничать. В Индии есть каста воров, хотя они могут быть очень богатыми. Один богатый вор к другому приходит и специально оставляет что-то ценное - тот как бы ворует. Потом они меняются. Они соблюдают кастовую традицию. Так же и цыгане. Вообще, работа цыганки состоит из двух частей. Первая - это попрошайничество. Ох, как они попрошайничают! Некоторые не могут переломить себя, а вообще это же очень по-христиански, это смирение: упасть на колени, заплакать, подёргать за одежду, разжалобить.

М.Б.: Это отличный мастер-класс: просить помощи надо учить с детства.

К.К.: И это неплохо. Ведь цыганки-попрошайки до революции смягчали в русском обществе социальное напряжение, потому что крестьянин думал, что есть кто-то, кто живёт хуже него: вон, её все гоняют, она босая ходит зимой. И, если она что-то выпросила, не нужно упускать человека: "Ой, добрый человек, глаза ясные, сердце ласковое, дай погадаю тебе".

М.Б.: Это благодарность? Или чтобы всё остальное забрать?

К.К.: Смотря какой человек. Могут просто погадать, а могут и дальше раскрутить.

Д.К.: Загипнотизировать.

К.К.: Да. Мы целый бюджет потратили на исследование цыганских гаданий. Всё очень просто: когда цыганка просит ваш волос, заворачивает его в бумажку, она не вытаскивает у вас деньги. Серьги в ушах качаются, она что-то бормочет - это как транс. Я всё время пытался отследить момент, когда у меня изменяется сознание. Это невозможно.

Д.К.: А вас гипнотизировали?

К.К.: Да, конечно. Класс! Дважды я встречал настоящих гадалок. Они прямо всю жизнь рассказывают. Все остальные - суперпсихологи, они впитывают это с молоком матери. Они в толпе людей сразу видят, кто даст, кто - нет, к кому подойти, к кому не нужно. Как вы думаете, почему цыганки на вокзалах работают?

М.Б.: Там много народа.

К.К.: В метро ещё больше.

Д.К.: Человек в растерянности?

К.К.: Человек выпал из привычной среды. Он приезжает в Москву из провинции, он уже расшатанный. Вот недалеко от музея Матроны Московской на Таганке всё время цыганки работают. Женщины со своими проблемами идут к Матроне, и тут цыганки рядом - а вдруг получится?

М.Б.: А на чём базируются их гадания? Можно гадать на картах, по руке...

К.К.: Я могу гадать на чём угодно. Могу взять твой телефон и на нём погадать.

М.Б.: То есть у них разные способы?

К.К.: Конечно. Мы гадали на ракушке, на иконке Божьей Матери, на старой монетке. Это психология. Конечно, есть особые расклады карт. Причём гадают цыганки, а мужики крайне редко гадают. Я знаком с одним английским цыганом - очень сильным гадателем. Однажды он предсказал смерть семье, и в течение года они все умерли. После этого он взял в руки эту колоду, выкинул в реку и никогда больше не гадал.

Д.К.: : Это обычная колода или Таро?

К.К.: Можно гадать на Таро, можно на обычных, главное, чтобы на них не играли.

М.Б.: А как не поддаться или как выйти из гипнотического состояния? Мне знакомая врач написала, что вегетативная система даёт сбой, боковое зрение пропадает, всё клокочет. Я была загипнотизирована, могу сказать, что ты ощущаешь, что делаешь что-то не то, не по своей воле, но всё равно это делаешь. В это сложно поверить.

Д.К.: Можете описать какие-то приёмы?

К.К.: Они смотрят в глаза. У них особая частота речи, тембр. Это как удары в шаманский бубен. И постепенно таким образом они вводят в транс. Есть метод вопросов: расскажи мне то, это. Если она что-то угадала, то говорит: "Вот видишь, вижу тебя". Если нет, то просит рассказать больше. И так ты всё и выкладываешь о своей жизни, потом она выводит из транса, хлопнув в ладоши, и говорит: "Всё о тебе знаю!" И рассказывает всё о твоей жизни. Это производит неизгладимое впечатление, и ты начинаешь верить.

С мужчинами сложнее, конечно. Если есть возможность, цыганка подойдёт к девочке, потому что они готовы поверить ей. Хотя бывают и юноши наивные. У меня в экспедиции три девочки пошли погадать. Одна рыдала навзрыд, другая тоже зарыдала, начала с себя всё снимать. Это был наш табор, цыгане, наши друзья, смеются стоят. А потом пошла одна сотрудница - ученица шаманки. Это была "Битва экстрасенсов". Он ставила барьеры, цыганка прямо вздрагивала. Бабушку аж заколбасило. Я девочке говорю: "Пожалей старушку-то, её удар сейчас хватит". В общем, оказалось, что это очень похожие методики введения в транс.

М.Б.: Я нашла в Интернете инструкцию о том, как уберечься от цыган: "Вам понадобится карманное зеркальце. Не смотрите гадалкам в глаза, при встрече постарайтесь отвернуться и уйти как можно быстрее, ускорьте шаг, если она следует за вами. Не грубите и не старайтесь их задеть - это только навредит вам. Если всё-таки цыганка к вам подошла, достаньте зеркальце и направьте его на неё. Считается, что это обратит все её слова и намерения против неё самой. Воспользуйтесь замешательством и уйдите. Также не показывайте драгоценности и кошелёк". Про зеркальце - это бред сивой кобылы, по-моему. Или они боятся этого?

К.К.: Против Василиска зеркальце Гарри Поттеру помогало, я помню.

М.Б.: Ещё осиновый кол кому-то помогает.

К.К.: Да, и серебряные пули. Всё очень просто: не смотрите в глаза. Либо, если цыганка подошла в электричке, можно сказать: "Как здорово! Вы цыгане? А где ваш табор? Я работаю в Музее кочевой культуры, пишу научную работу о вашем народе, поехали к вам?" Вы договорить не успеете, как их уже не будет. Они любят узнавать всё о других, а он себе рассказывать не хотят. А если вас пригласят... Ну, поедете в табор, с цыганами познакомитесь.

М.Б.: А кто дома хозяин?

К.К.: Мужчина. Абсолютный хозяин.

М.Б.: А каков функционал женщины, её святые обязанности? И обязанности мужчин?

К.К.: Первое - за девушку положен выкуп, а с девушкой должно быть приданое. Цыгане стараются, чтобы выкуп и приданое были одной цены. И это прилюдно отдаётся, иначе табор скажет: "Мы купили её, кто она такая?" Положение женщин у цыган невысокое, особенно у молодых. Если она родила детей, то положение лучше. А вот взрослая цыганка, которая вырастила сыновей, - это очень уважаемая женщина. Бывает, что она даже управляет табором.

М.Б.: И сыновья слушаются и почитают её?

К.К.: Конечно.

М.Б.: А почему них дети такие грязные?

К.К.: Цыгане говорят: "Грязный ребёнок - счастливый ребёнок".

М.Б.: Это не только цыгане говорят.

К.К.: Детей они обожают, это их главное богатство. Им разрешают всё, не наказывают. Бывает, что отец даст по заднице, а потом: "Ой, маленький, дай поцелую, за что же я тебя так". Строгостью нельзя детей воспитывать. Им можно делать всё. Вон в электричке или в метро цыганёнок ходит, ко всем пристаёт, а мамочка улыбается: какой молодец!

Д.К.: А до какого возраста он ребёнком считается?

К.К.: В 11–12 лет мальчик - уже взрослый мужчина. Он ходит с гордо поднятой головой: он - цыган!

М.Б.: А что они готовят?

К.К.: Цыгане всегда жили внутри другого народа. Нет цыганских костюма, музыки, кухни. Ну, выпросили они немножко муки, огурчиков, помидорчиков, винограда, и что, мужчина скажет: "А ну, жена, что-нибудь цыганское приготовь мне"? Нет, что выпросили, то и едят. Или выпросили бы одежду и мужчина бы сказал: "Перешей в цыганское!" Нет, конечно. Обычно они пекут лепёшки прямо возле шатра в золе костра. Это очень плотный и питательный хлеб. Они обожают чай. Русские цыгане пили самоварами, из блюдечка, как купцы. А в Восточной Европе могут и фрукты в чай добавить.

Ещё цыгане ели ежей. Я сам не пробовал, но ёжиков запекали и ели.

Д.К.: С иголками?

К.К.: Да, запекали с иголками, а потом как-то снимали их. Вот это экзотика, да.

М.Б.: А вообще какое они мясо предпочитают?

К.К.: Какое есть. Но на свадьбе будет всё. Когда в старину цыгане играли свадьбу, они покупали бочку самогона, возили её на лошадях и поили все деревни русские.

Д.К.: Вы сказали про цыганских детей, но мы все читали книжку Гюго "Человек, который смеётся". Там описывается, как цыгане воруют младенцев, сажают их в чаны так, что они превращаются в неваляшек, делают шрамы на лице и прочее.

К.К.: А ещё у него есть книга "Собор Парижской Богоматери" про украденную Эсмеральду.

Д.К.: Это вообще базируется на реальных фактах?

К.К.: Конечно. Среди цыган появляются светленькие люди, русские, к примеру. Вообще, этот миф был развенчан газетой "Ведомости" ещё в XIX веке. Не воруют цыгане детей. Своих много, зачем лишний рот? Но бывает так, что цыганская семья бездетна, это трагедия для любой семьи, а для цыганской - особенно. Найти ничейного цыганского ребёнка невозможно, они все пристроены. Были такие случаи, когда цыгане кочевали по деревням, находили семью, в которой мать умерла в родах, мужик пьёт. А цыганская семья бездетна, и они вымаливали у них детей, даже деньги предлагали. И детей отдавали. "Ведомости" описывали случай: вырос мальчонка, с серьгой в ухе - русоволосый, голубоглазый Ваня. В таборе его нашли журналисты и говорят: "Ты русский, твоя мать умерла, тебя взяли цыгане". А он им с акцентом: "Зачем мне говоришь это? Я - цыган, вон моя мать в шатре гадает". Вот откуда все эти мифы.

Д.К.: Но раз у них клановая система, понятно, что они "скрещиваются" между собой и происходит накопление рецессивных генов...

М.Б.: Ошибок.

К.К.: Чтобы это накопление сработало, должны пройти тысячелетия, даже если жениться на своих сёстрах. Египет же долго вымирал.

Д.К.: Но цыганам же у нас тысячи лет.

К.К.: Но мы же берём из другого табора, из своего нельзя. То есть это экзогамия - женятся не на своих, никакого вырождения у цыган не прослеживается. Ну, и потом, кровь всё время освежается. У моего прадеда, например, жена-то русская была.

М.Б.: Его выгнали за это?

К.К.: Нет, он привёл её в табор, бедную. Он её безумно любил. У них было 13 детей. Когда она умерла от тифа, он был совершенно потерян, не знал, как их растить. Часть пристроил в детские дома, часть с ним кочевала. А сам он с горя через год умер от тоски по жене. Хорошо, что старший брат первый вышел из детского дома и всех собрал. Цыгане своих не бросают, это очень важно.

М.Б.: А пьянство у цыган есть?

К.К.: Не бывает. Даже люди, которые в Средневековье получали задание опорочить цыган, говорили: "У этого мерзкого народа есть одна черта - не пьют". Хотя на празднике у цыган вы увидите огромное количество алкоголя. Гуляют, но меру знают. Всё время дежурят двое молодых цыган. Если кто-то осоловел, его ведут под белы ручки в особую комнату. Если на цыганском празднике будет кто-то пьяный - это позор. Напоить русские деревни - это нормально, а сами умеренно употребляют.

М.Б.: Какой ваш любимый фильм про цыган?

К.К.: Много.

М.Б.: А самый любимый?

К.К.: Мне очень нравится "Заяц над бездной". Он очень смешной - о том, как в брежневское время цыган не может жениться, нет денег на выкуп. И отец девушки говорит: "Пригони мне лимузин Брежнева, как коня, тогда она твоя". И фильм о том, как он эту машину ищет.

М.Б.: А они стали менее популярными по сравнению с советскими временами? "Табор уходит в небо", "Мой ласковый и нежный зверь", "Жестокий романс", "Неуловимые мстители". Это же был какой-то бум, романтика.

К.К.: Это был не бум, а грамотная работа с населением советского правительства. Цыган стали брать в школу, они получили гражданство. С ними работали, их не гоняли, как в Европе. И, естественно, нужно было в массовую культуру внести какой-то позитивный образ "нового цыгана".

М.Б.: А какой из советских фильмов самый правдивый?

К.К.: "Табор уходит в небо" - хороший фильм.

М.Б.: Там Земфира.

К.К.: Земфира - это прототип всех цыганских женщин, пушкинская любовь. Когда Пушкина сослали в Бессарабию и он кочевал с цыганами, влюбился в Земфиру. Все понимали, что никогда русский дворянин не возьмёт в жёны таборную цыганку, особенно Пушкин. А он за ней увивался, и отец её в другой табор отправил. Но это же Пушкин! Он два пистолета за пояс - и в погоню. И барон навстречу: "Ах, что же натворил ты! Зачем за Земфирой моей погнался? Был в том таборе у неё любовник, узнал, что ты едешь, - нож достал и зарезал её, а потом себе нож в сердце вогнал. Похоронили мы их вчера". Пушкин рыдал две недели, а Земфира удачно вышла замуж за цыгана.

Д.К.: Обманули поэта.

К.К.: Не обманули, а подбросили ему сюжетик. И он всю свою тоску излил в поэме "Цыганы".

М.Б.: А имена Земфира, Кармен, Эсмеральда по-прежнему популярны?

К.К.: Есть цыганские имена, которые очень популярны. Лойко, например. Или Наско - производное от Атанас. Есть византийские имена, славянские. А есть обычные.

М.Б.: Маша, Саша, Серёжа?

К.К.: Да, конечно. Всё зависит о того, в какой стране живут цыгане.

Д.К.: А язык у них индоевропейский?

К.К.: Да. Мои румынские друзья-цыгане смотрят индийские фильмы без перевода, всё понимают. Но есть диалекты: руска рома, венгерска рома, польска рома. Это цыганский язык, куда вкраплены слова языка народа, среди которого они живут.

М.Б.: Это простой язык? Его легко выучить?

К.К.: Не простой, но выучить можно. Я пою песни на цыганском. Поёшь и узнаёшь слова.

Д.К.: Все видели фильм с Брэдом Питтом "Большой куш", там фигурируют цыгане. Есть они и в рассказах Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе. Но на самом деле этнически они практически все - ирландцы. Называются они пэйви, или Irish travellers, - ирландские путешественники. Но при этом все обычаи у них и язык - цыганские. Почему?

К.К.: Когда цыгане ушли из Индии, пришли в Византию. Там их очень хорошо встретили, они жили там 300 лет. Про них писали, что это был полезный народ, всю работу делал, стал вести оседлый образ жизни. Но цыгане эти были не высших каст, плохо знали ведическую религию и приняли греческое православное христианство. Более того, живя в Византии, они стали звать себя "рома" - ромеи . Сейчас это последние византийцы на планете. Но Византия погибала под натиском турок, и часть цыган решила уйти на Запад. Там было немало авантюристов - кто не такие люди, всё бросят и уйдут? И они пришли в Европу. Если бы все цыгане были честными, их судьба сложилась бы, возможно, иначе. Потому что они во многом настроили против себя народ. Самыми первыми были группы, которые добрались до Англии и Ирландии. Они туда приплыли, а куда дальше? Цыган мало, близкородственные браки запрещены, вот и стали смешиваться с англичанами и ирландцами. Поэтому их облик изменился, а язык и традиции остались цыганскими. Это были первые переселенцы из Византии в Западную Европу - тревеллеры. Сейчас многие живут очень богато, но не забывают, что они цыгане. Я не скажу, что "Большой куш" - очень правдивый фильм...

М.Б.: Но интересный.

К.К.: В общем, с цыганами лучше не связываться. Не обижайте их, относитесь к ним как к людям, и они к вам так же будут относиться. Главное - разбить брешь между "гажи" и "рома". Мне удалось, удастся и вам!

Цыгане в прессе и литературе часто представлены бесстыжими или распутными, а то и сочетающими эти два качества. Мне доводилось читать и про промискуитет в цыганской среде, и про право первой ночи со стороны барона, и про ветреность, неверность и своенравие цыганских жён, и про процветающую среди цыганок проституцию, и про многоопытность цыганских незамужних девочек, и что эти девочки специально беременеют, чтобы больше подавали. Всем знаком анекдот «мужик, дай рупь, я тебе пипиську покажу?», и бродят по интернету фотки с гадящими на оживлённых тротуарах смуглыми мужиками, и приходилось видеть некоторым цыганок, откровенно кормящих грудью на улицах и в других общественных местах, да и источники ещё 19 века упоминали о бесстыже открывающих грудь цыганах и цыганках (мужчинам тогда это тоже вменялось в бесстыдство).

В чём же тут фишка? Где правда, где вымысел, и как видят цыгане целомудрие и стыдливость?

Правда в том, что у разных цыган эти понятия довольно сильно разнятся, а цыганский закон тут очень краток.

Он требует скрытия бёдер и коленей у взрослых от посторонних глаз, порицает супружескую неверность, женскую проституцию и гомосексуализм, и не оставляет никакой возможности у цыган меняться жёнами на ночь или отдавать невесту на первую ночь кому бы то ни было.

У всех цыган, кроме мадъярских, очень строгое отношение к поведению незамужних девушек. Девушка должна или выйти замуж невинной, или за того парня, что лишил её девственности. С этим связаны два свадебных обычая. Первый - вынос простыни. Во время свадьбы жених должен удалиться в специальное помещение и лишить невесту девственности (если семья богатая, то свадьба играется подольше, и первый, простите, половый акт происходит ночью; впрочем, не везде); затем свекровь берёт эту простынь и демонстрирует её присутствующим, может станцевать с ней. В общем, так же, как в лучших домах Европы… в Средние Века ^_^. Второй обычай: если парень лишил девственности девушку до свадьбы (смиловались они или украл он её), то свадьба играется не такая роскошная, и вместо ритуала с простынёй парень кланяется в ноги гостям и просит прощения за свой грех. Обычно гости прощают. Это не принято говорить, но бывает, что парень покрывает совсем чужой грех из любви или жалости к невесте. А жалеть есть за что: в былые времена «нечестную» невесту могли побить камнями, или обрезать волосы и признать осквернённой (а значит, выгнать из табора), да и её родителям доставалось так или этак; например, могли отца за недогляд впрячь в телегу и катать на ней по очереди всех гостей, по нескольку за раз. Сейчас всё не так экстремально, но худая слава одна уже может испугать, ведь положение цыгана в цыганском обществе держится фактически на личном рейтинге, а простое родство с «нечестной» девушкой может его сильно подмочить. Особо сказывается «нечестность» невесты на самых близких родственниках: родителей стремают за недогляд и плохое воспитание, сестёр подозревают, что их родители тоже не ссумели воспитать.

Отсюда и сохранившаяся традиция подростковых браков: либо боятся не уберечь, либо уже не уберегли ^_^ за подростками, да ещё так рано созревающими, бывает трудно уследить, знаете ли! Являясь принципиальной противницей подростковых браков (чёрт, стрёмно-то как - я вышла замуж в 17! на третьем курсе института...) , я не могу не отметить две особенности цыганских подростковых браков, которые меня радуют: девушку никогда не отдадут замуж до появления первых менструаций, юношу - до появления поллюций (ну то бишь если он осеменить не в состоянии, о какой роли мужа может идти речь; цыганский закон очень строг в отношении половой зрелости вступающих в брак), и на разницу в возрасте между мужем и женой более трёх лет смотрят очень-преочень косо (правда, с определённого возраста максимально приемлемая цыганским обществом разница уменьшается, т.е. если 12 и 18 - это экстремальная разница, то 22 и 28 - туда-сюда). Эти особенности так радуют потому, что традиция ранних браков не превращается в педофилическую.
Мне в разговоре об этом как-то привели два случая, почёрпнутые из газет, по мнению оппонентов, явно опровергающих правило разницы. Однако я утверждаю и буду утверждать, что это исключения, подчёркивающие правило. В цыганской среде есть традиция подростковых браков, но нет традиции педофилических связей.
Надо сказать, по счастью, подростковые браки становятся всё менее распространёнными в странах, где цыгане более или менее интегрированны в общество. Я слышала, что если раньше у русских цыган девочка невестилась в 12-14 лет, то в наши времена этот период чаще приходится на 15-19. Тут вообще надо серьёзно исследовать, чтобы что-то точно утверждать, тем более по всем цыганам мира.


Однако вернёмся к бёдрам и коленкам. Как мы помним, бёдра взрослого человека особенно нечисты - особенно женские бёдра. Ноги тоже нечисты, но как-то не сами по себе, а потому, что находятся под бёдрами - отслеживаете логику, да? Бёдра же нечисты настолько, что их неприлично даже показывать, и говорить о них или чём-то, связанном с ними (о дефекации, например, или там о менструациях). Так что никакого не может быть «дай рупь, покажу пипиську» или прилюдного облегчения для цыгана, соблюдающего цыганский закон . Гамно, кстати, также является нечистой вещью, ну очень нечистой, так что никакой речи о том, чтобы оставлять его на виду во дворе, тоже не может быть. Про гамно мы ещё поговорим подробней в одном из следующих постов.


По цыганскому закону, грудь не является стыдной частью тела. Материнская грудь вообще вещь святая! Так что её открытие для цыган и цыганок вовсе не признак бесстыдства. Однако стоит вспомнить, что помимо цыганского закона цыгане ещё соблюдают нормы своей религии, ибо весьма и весьма набожны. Поэтому, например - русские и испанские цыганки будут осуждать показ груди и юбку, не закрывающую всю ногу до щиколотки. Причём религиозные законы настолько глубоко вросли в общество, что исполняющие их смешивают их с цыганским законом, не отличая одно от другого. Мне доводилось слышать от цыганских девушек, что крещение и закрытие груди предписывается именно цыганским законом, при том, что анализ цыганских правил разных этногрупп, позволивший выделить ядро закона, показывает, что изначально в законе ничего такого не было.
Есть версия, что использование платков замужними женщинами также связано с религиозными мотивами.

Супружеская верность у разных цыган трактуется по-разному. Совершенно одинаково трактуется верность жён: за измену могут признать осквернённой и выгнать из, кхм, табора (в диких местах может и муженёк до смерти забить), и вапще. А вот по отношению к мужьям супружеская верность спрашивается по другому. У одних цыган это реально верность, на том же уровне, что у жён. У других могут признать нечистым, если ну слишком активно гуляет, или принёс заразную болезнь. У третьих может гулять, но не имеет права бросать без обеспечения семью, т.е. верность выражена финансово. У ловарей понятие супружеской верности считается относящимся только к женщине, и фсё. Слышала, что не только у них, но точней не скажу.

Проституция запрещена цыганским законом только для женщин, а однополая любовь - только для мужчин. Это теоретически. А практически, опять же, есть вариации: у русских цыган мужская проституция запрещена, и на лесбиянку/ бисексуалку смотреть будут косо, если вообще не вычеркнут из списка цыган. В то время как от чешских и румынских цыганок я слышала рассказы, что мужчины из среды французских и испанских цыган безо всякой опаски остракизма могут продаваться богатеньким гаджичкам. Тут за что купила, за то продаю, но такой вариант не исключаю.