Занятия от года. Основные направления для развития

Игры с малышами первых месяцев жизни – очень бережные и осторожные. Их главная задача – показать ребенку, что новый для него мир – добрый и невраждебный, что мама и папа очень любят кроху. Первые игры с грудничком способствуют лучшему развитию органов чувств малыша – зрения, слуха, осязания. Но они также нужны и родителям, потому что помогают установить с маленьким человечком прочную эмоциональную связь, проявить свою любовь и нежность…

Что малыш умеет?

Подбирая игры для самых маленьких, важно понимать, какие навыки и умения малыш приобретает в том или ином возрасте, что он может, что понимает, на что реагирует.

Итак, в возрасте 1 месяца ребенок способен несколько секунд удерживать голову в вертикальном положении, а лежа на животе, старается ее приподнимать. В ответ на раздражители малыш начинает двигать ручками и ножками. В течение первого месяца кроха адаптируется к условиям окружающей среды, привыкает к маминым рукам, ее голосу, запаху. В этом возрасте особенно полезны игры, связанные с прикосновениями, поглаживанием, ношением на руках, ласковыми разговорами.

К 2 месяцам ребенок уже может удерживать головку вертикально 1–1,5 минуты, реагирует на речь, поворачивает голову в сторону говорящего, замечает яркие игрушки и другие предметы. Если вложить малышу в руку погремушку, он хватает ее ладонью и крепко удерживает. На втором месяце у ребенка появляется так называемый комплекс оживления: видя лицо близкого взрослого, кроха сосредоточенно замирает, затем начинает улыбаться, двигать ручками и ножками, издавать гортанные звуки. Наибольшую пользу принесут игры с погремушками и другими звучащими игрушками, привлечение внимания к лицу взрослого, разговоры с малышом.

Три месяца – это уже совсем «солидный» возраст. Кроха уверенно держит головку, пытается переворачиваться со спины на бок, а потом и на живот. Ищет взрослого глазами, тянется за игрушкой, любит, когда с ним разговаривают и играют, заливисто смеется, гулит. Лучше всего кроха реагирует на эмоциональные игры, когда взрослый ему улыбается, произносит разные звуки, поет песенки. Не забывайте и об играх с погремушками, о первых спортивных играх для малыша, укрепляющих мышцы маленького человечка и стимулирующих движение.

1 месяц

Итак, первый месяц – период приспособления малыша к новым условиям жизни. С помощью игр поможем ему побыстрее с этим справиться.

«Посмотри на меня». Мамино лицо – самая лучшая игрушка для малыша. Наклонившись над крохой, начните ласково разговаривать с ним. Когда малыш сосредоточит взгляд на вашем лице, медленно отодвиньтесь сначала вправо, затем влево. Постепенно он научится следить за вами глазами.

«Погремушка, погреми!». Возьмите в руки яркую погремушку и потрясите ею перед крохой на расстоянии 40–45 см от его лица, привлекая внимание. Погремите справа от малыша, слева, медленно подвигайте рукой, стимулируя желание ребенка следить за игрушкой глазами. Желтый, красный, оранжевый цвета дети начинают различать раньше других. Так что первые погремушки лучше выбирать именно этих цветов.

«Ну-ка, оттолкнись!». Когда малыш лежит на пеленальном столике, подойдите к нему поближе, чтобы он оперся согнутыми ножками о ваш живот и смог оттолкнуться. Проделывайте такое упражнение почаще.

«Баю-баю, чмок». Покачивая малыша на ручках, спойте ему колыбельную песенку. А после каждого куплета целуйте то в щечку, то в носик, то в лобик.

«Хватай-ка!». Вложите свои указательные пальцы в ладошки малыша. Благодаря врожденному хватательному рефлексу кроха тут же сожмет кулачки и ухватится за пальцы. Если в это время ребенок лежит на спинке, чуть-чуть поднимите руки вверх, потянув малыша, и плавно опустите его обратно. Забава хорошо укрепляет его ручки и пальчики.

«Ай да ножки!». Возьмите в руки ножку малыша и погладьте указательным пальцем наружный край стопы. Он повернет ногу наружу. А затем погладьте внутренний край стопы. Ножка тут же развернется вовнутрь. Дотроньтесь до подушечек на стопах возле пальцев – кроха подожмет пальчики ног. Если потрогать середину стопы, пальчики распрямятся. Можно приговаривать:

Что за ножки, что за ножки
У тебя, у нашей крошки!
Скоро ножки, скоро ножки
Будут бегать по дорожке.

2 месяца

К двум месяцам расширяются и возможности ребенка, и диапазон игр.

Гримасы. Глядя на малыша, измените выражение лица: широко раскройте глаза, наморщите нос, надуйте щеки и шумно выдохните, вытяните губы. Кроху обычно забавляют мамины гримасы. Он наблюдает за ними, а когда становится чуть старше, смеется и пытается гримасничать в ответ.

«Ветерок». Подуйте малышу на ручку и скажите: «Ветерок подул на ручку. Вот ручка!» Потом легонько подуйте на носик: «Вот носик!» Дуйте на разные части тела малыша: коленку, животик, лобик, шейку и называйте их.

Яркие носочки. Малыш уже стал замечать свои ручки и может подолгу их рассматривать? Наденьте на ручки маленького наблюдателя яркие носочки. Теперь рассматривать ручки станет еще интереснее. А в следующий раз наденем носочки другого цвета и с другим узором.

«Ку-ку». Наклонитесь над малышом, поговорите с ним немножко, а затем скажите «ку-ку» и закройте лицо руками, как будто вы спрятались. Через несколько секунд уберите руки от лица: «Ку-ку, малыш!» Повторите игру несколько раз. Разнообразьте игру, закрывая лицо не ладонями, а пеленкой или ярким шарфиком.

«Хвать!». Схватить игрушку – это действие кажется нам таким простым! Но крошечному человечку нужно, во-первых, заметить предмет, во-вторых, оценить, как далеко он находится, затем заставить мышцы двигаться и, наконец, точно подвести неумелую пока ручку к предмету и схватить его. Чтобы стимулировать желание малыша захватывать предметы, чаще показывайте крохе разные игрушки, двигайте ими. А когда кроха протянет ручку, вложите в нее игрушку. Малыш ее уронил? Ничего страшного, повторите игру сначала.

«Где звенит?». Встаньте так, чтобы малыш вас не видел, и позвените в колокольчик. Пусть он попробует отыскать источник звука. Для игры всякий раз используйте разные звучащие предметы: погремушки, игрушки-пищалки, детские музыкальные инструменты, коробочки с наполнителями (крупы, фасоль) и т. п. Эта простая забава помогает развивать слух малыша.

3 месяца

Играть с трехмесячными малышами - сплошное удовольствие! Кроха уже многое понимает и радостно реагирует на внимание близких.

Любимые стихи. Когда малыш не спит, старайтесь все время с ним разговаривать – это полезно для развития речи крохи. Самое лучшее – это рассказывать ему стихи. Можно детские, а можно и взрослые, те, которые нравятся вам.

«Что мы видим?». Каждый день носите малыша на ручках и устраивайте ему экскурсию по квартире. Рассказывайте обо всем, что видите. И делайте это эмоционально: «Вот часики. Часики. Тик-так. Тик-так. А вот стиральная машина. Она стирает, гудит: у-у-у… Слышишь, как гудит? Цветочки, смотри, цветочки! Как они пахнут? Ах! Как пахнут!» Так кроха будет накапливать пассивный словарный запас и чуть позже запросто покажет, где часики, а где стиральная машина.

Бибабо. Куклы-перчатки – прекрасные помощники в играх с малышами. Когда ребенок лежит в кроватке, наденьте куклу на руку, спрячьтесь за бортик и покажите ему куклу. Пусть она подвигает ручками, похлопает в ладоши, покачает головкой, покрутится из стороны в сторону, потанцует. Кукла может поздороваться с малышом, рассказать ему сказку, спеть песенку. Зовите эту игрушку на помощь, чтобы успокоить и отвлечь плачущего ребенка.

«Музыкальный носочек». Пришейте к детскому носочку маленькую погремушку и наденьте малышу на ножку. Двигая ножкой, кроха будет слышать звон и постепенно догадается, откуда он идет. Он станет увлеченно дергать ножкой и пытаться дотянуться до погремушки рукой. В следующий раз наденьте музыкальный носочек на другую ножку. А если надеть его на ручку?

«Поем вместе». Малыш уже активно «разговаривает»? Замечательно! Попробуйте выразительно повторять все его звуки. Малыш «агу» – и мама «агу», кроха запел песенку «а-а-а» – и мама подпевает. У вас получится очень веселый дуэт!

«Свет мой, зеркальце…». Поднесите ребенка к большому зеркалу, покажите на его отражение: «Вот Мишенька!» Затем покажите, где у него в зеркале носик, глазки, щечки, ножки, ручки. Возьмите пальчик малыша и дотрагивайтесь до зеркала: «Вот Миша! Вот мама! Вот у Миши носик. Вот у мамы носик…»

«Мягкое, колючее…». Для развития тактильной чувствительности пусть малыш дотрагивается ручкой до предметов с разной фактурой поверхности и различной температурой. Обязательно все комментируйте, называйте свойства предметов. Провели ручкой крохи по шелковому покрывалу: «Вот как гладко!» Потрогали мех: «Мягенький!» Приложили ладошку к щетке: «Жесткая, колючая!» Дотронулись до кусочка льда из холодильника: «Ай! Холодный!»

«Качели». Сядьте на диван, уложите малыша животиком на свою голень, придерживая его за спинку и плечи. Немного покачайте кроху на ноге, двигая ею вверх-вниз. При этом можно приговаривать:

На качелях я лечу,
Веселюсь и хохочу!
Раскачаюсь я повыше
И рукой достану крышу…
(Ю. Каспарова)

Игр с малышами очень много! И, конечно, у каждой мамы, папы и их малыша есть свои собственные игры, ими вместе придуманные и любимые. Ведь именно они по-настоящему сближают родителей и детей, учат их любви, заботе, взаимопониманию.

Многих родителей терзают сомнения по поводу того, стоит ли нагружать такого кроху занятиями и не повредит ли ему нагрузка. Специалисты сходятся во мнении, что развивающие занятия окажут на кроху только благотворное влияние. Однако помните, что ни в коем случае не стоит заставлять ребенка выполнять какое-либо задание, оптимально провести его в форме веселой и увлекательной игры. Опыт показывает, что чем раньше вы начнете занятия, тем лучше. Специалисты по раннему развитию уверены в том, что с малышом можно заниматься практически с первых дней жизни.

0-3 месяца

Уже с самого рождения малыш усиленно развивается физически и умственно, он готов к общению, взаимодействию и игре. Любовь и забота, которую Вы дарите своему малышу в первые месяцы его жизни, совершенно необходимы для его социального, умственного и физического развития, к тому же они приносят фантастическую радость Вам двоим. Играя, дети обнаруживают и вырабатывают определенные навыки и способности, получают представление об окружающем мире и учатся новому. Начинать занятия — игры с ребенком никогда не рано!

На протяжении всего раннего возраста занятия с детьми направлены на решение следующих задач:

  • развитие речи, расширение ориентировки в окружающем;
  • развитие деятельности анализаторов (сенсорная культура);
  • развитие движений;
  • усложнение различных видов и форм деятельности (действия с предметами, зачатки изобразительной и конструктивной деятельности);
  • создание положительно эмоциональных состояний.

Новорожденный ребенок много спит независимо от времени суток. Примерно с четырехнедельного возраста в ответ на похлопывание, поглаживание, ласковый голос и взгляд взрослого он начинает улыбаться, и это значит, что у него уже появилось зрительное и слуховое сосредоточение. С этого времени особенно необходимо систематическое общение взрослого с ребенком, которое частично протекает в форме очень коротких занятий, направленных на формирование этих важных функций.

Сначала игры и занятия проводятся преимущественно в манеже. Предварительно нужно убрать игрушки, в которые ребенок играл самостоятельно, чтобы они его не отвлекали, позаботиться о том, чтобы ребенок был удобно одет, и проверить, сухой ли он.

Иногда можно позаниматься с ребенком на пеленальном столике. Например, во время переодевания младенца, не умеющего удерживать голову, положить на несколько секунд на живот. Можно заниматься также, держа ребенка на руках, с целью повеселить его. Для развития понимания речи полезно показывать ему что-нибудь в комнате (часы, куклу, картину).

Ребенок рождается с органами чувств, более или менее готовыми к восприятию внешних раздражителей. Сравнительно более зрелыми являются вкусовой, обонятельный, кожно-тактильный анализаторы, а также вестибулярный аппарат, ведающий положением тела в пространстве. Анализаторы, действующие на расстоянии (зрительный и слуховой), развиты слабее.

Ребенок жмурится от яркого света, вздрагивает от громкого звука, но не различает предметов и не реагирует на слабые звуки. Постепенно зрительный и слуховой анализаторы развиваются под влиянием внешних впечатлений, общения со взрослым и специальных игр-занятий.

Начиная с 3-4-недельного возраста можно учить сосредоточить взгляд ребенка на предметах, движущихся перед его глазами. Поэтому для развития зрительного сосредоточения следует с 3-4 недель ненадолго подвешивать над детской кроваткой яркую игрушку и двигать ее в различных направлениях. После 4 недель жизни у ребенка возможно зрительное сосредоточение на находящейся в движении яркой цветной игрушке. Игрушки надо подвешивать на высоте 45-50 см перед ребенком, под углом зрения 45°.

Более успешно зрительное сосредоточение развивается в сочетании со слуховым. Именно поэтому лучшей игрушкой в этом возрасте является яркая погремушка, приятно звучащая при потряхивании, или же подвешенный на яркой ленте легкий мелодичный колокольчик.

Новорожденный ребенок не умеет удерживать голову . Для развития этого умения следует с 4-5 недель несколько раз в день выкладывать малыша на живот, чтобы он приподнимал голову. Как только он ее опустит, нужно перевернуть его на спину. Когда ребенок сможет длительно удерживать голову, его следует большую часть времени держать в положении на животе. К 3 месяцам ребенок обычно свободно лежит на животе, упираясь на предплечья. Для развития умения удерживать голову в вертикальном положении следует несколько раз в день брать ребенка на руки.

Положительный эмоциональный комплекс

Цель. Вызвать появление зрительно-слухового сосредоточения, улыбки, произношение звуков и общих оживленных движений.

Ход занятия . Перед началом занятий мама кладет ребенка в манеж. Она наклоняется над лежащим на спине ребенком, ловит на себе его взгляд, тормошит, улыбается ему и разговаривает с ним ласково, певучим голосом или напевает на мотив любой колыбельной песни.

В конце первого — в начале второго месяца жизни ребенок отвечает матери только улыбкой. При ежедневном повторении данного занятия на протяжении 2-го и 3-го месяцев ребенок прислушивается к голосу взрослого, сосредотачивает свой взгляд на его лице, начинает издавать радостные звуки, быстро и ритмично двигать руками и ногами, т.е. у него появляется “положительный эмоциональный комплекс”, или “комплекс оживления”.

Одним из наиболее простых упражнений, укрепляющих мышцы шеи и спины у малыша, является ежедневное выкладывание ребенка на животик. Месячного карапуза можно так тренировать до трех раз в день. Продолжительность упражнения в этом возрасте составляет 5-10 секунд, а к трем месяцам она увеличивается до 30 секунд.

Удерживание головки

Цель. Развивать умение поднимать и удерживать голову, лежа на животе.

Ход занятия . Ребенок находится на пеленальном столе или в манеже. Мама выкладывает ребенка на живот. Для этого она берет лежащего на спине малыша под лопатки и переворачивает его себе на правое предплечье. Левой рукой быстро подхватывает ножки ребенка, опускает его на стол и, как только ребенок коснется стола ногами, переводит свою левую руку к голове ребенка и поддерживает голову, чтобы он не стукнулся лбом. Затем освобождает правую руку и поправляет ею ручки малыша.

Для переворачивания ребенка обратно на спину мама берет его под грудь, переворачивает лицом кверху на правую вытянутую руку, быстро левой рукой подхватывает ножки ребенка и плавно опускает на стол. Как только ребенок прикоснулся к столу ягодицами, левую руку переносит к затылку ребенка и тихонько опускает на стол, освобождая правую руку.

Удерживание головки при вертикальном положении ребенка

Цель . Развивать умение удерживать голову, находясь в вертикальном положении. Занятие проводится на пеленальном столе или в манеже.

Ход занятия . Мама обеими руками берет ребенка, подхватив под мышки и поддерживая четырьмя пальцами каждой руки его голову. Крепко придерживает его корпус своими предплечьями и бережно поднимает ребенка к своему правому плечу. Затем отводит левую руку и обхватывает ладонью ягодицы ребенка. Правую руку переводит на грудь ребенка. Держа ребенка таким образом, отодвигает его от своего плеча. Как только ребенок приподнимет голову, мама прикладывает его обратно к правому плечу. Сначала правую, затем левую руку отводит под мышки, поддерживая пальцами голову, захватывает предплечьями ребенка и плавно опускает на стол. Когда малыш сможет удерживать голову, следует держать его в вертикальном положении дольше, ласково разговаривая или весело напевая песенку.

Полезны и упражнения, когда мама двигает ручками и ножками ребенка. Например, она может играть с малышом в «ладушки» , разводя его ручки в стороны, а затем соединяя их на груди.

Существуют и упражнения на развитие хватательного рефлекса , ребенок 2 месяца жизни уже может выполнять их. Для таких занятий мама использует либо свои пальцы, либо погремушки, которые отлично захватываются детской ручкой. Малыши с удовольствием хватают то, что попадает им в ладошку. Мама может разводить ручки ребенка в стороны, тем самым, тренируя его двигательные навыки.

Используя хватательный рефлекс, хорошо делать упражнения для тренировки мышц шеи и спинки малыша . Для этого мама осторожно поднимает вверх ручки ребенка, заставляя его немного приподнять шею, головку и верхнюю часть туловища.

Таким же образом следует разрабатывать и ножки ребеночка . Мама может заниматься с малышом, лежащим на спине, «лыжами», «бегом» или «ходьбой». Разумеется, двигать ножками ребенка следует очень осторожно, не прикладывая особых усилий. Мама берет его за голени и плавно делает шажок за шажком.

Хорошо, если она при этом слегка массирует стопы малыша. Массажные упражнения приносят развитию ребенка огромную пользу, они значительно улучшают циркуляцию крови и активизируют физиологические процессы, происходящие в организме малыша.

Ребенок 3 месяца может уже немного приподниматься на локтях, лежа на животе . Это прекрасное упражнение, поэтому несколько раз в день следует выкладывать ребенка на животик на некотором расстоянии от яркой, интересной игрушки.

Отличным развивающим двигательные навыки упражнением является переворачивание на бок. Малышам второго месяца жизни мама помогает переворачиваться на бочок из положений лежа на спинке и на животе, а ребенок 3 месяца иногда уже самостоятельно может переворачиваться с животика на бочок, например, для того, чтобы достать игрушку.

Игрушка в данном возрасте является основным двигателем развития, она помогает формировать у ребенка 3 месяца и зрительные навыки, и концентрацию внимания . Яркая погремушка в руках мамы поможет удерживать внимание малыша в течение некоторого времени. Лежа на спине, он тянется ручками вверх, чтобы достать ее, а, лежа на животе, приподнимается на локтях, чтобы лучше видеть предмет своего интереса.

Комплекс упражнений для детей в возрасте от 1,5 до 3 месяцев

К 2,5-3 месяцам надо приучать ребенка поднимать и удерживать головку, поощрять движения на животе.

I. Массаж рук - поглаживание

2. Массаж груди - поглаживание

3. Массаж живота — поглаживание

4. Массаж ног - поглаживание

5. Вызывание зрительного рефлекса яркой игрушкой

6. Поворот ребенка на бок (ножки держать вилкой), рефлекторное прогибание позвоночника - большим иуказательным пальцами вдоль позвоночника от крестца к шее - ребенок прогибается 1-3 раза.

7. Парение на спине - ребенка приподнимают на ладонях - он рефлекторно сгибает ножки к животу, голову тянет вперед.

8. Массаж стоп - поглаживание.

9. Рефлекторное сгибание и разгибание стоп.

10. Массаж спины - поглаживание.

11. Рефлекторное ползанье - ребенок лежит на животе, к стопам подставляют прямую ладонь, от которой и отталкивается ножками.

Для малышей с рождения можно приобрести развивающий коврик tiny love, который будет способствовать развитию мелкой моторики ребенка,координации движения, зрительных навыков.

С момента рождения малыш уже может поворачивать головку , услышав голос мамы, знакомый ему ещё с того времени, когда он находился внутри. Он может узнавать знакомую музыку, например, мелодию, которая звучит в Вашем любимом сериале. Новорожденные всматриваются в лица людей, малышу достаточно даже одного дня для того, чтобы научиться узнавать лицо мамы и отличать маму от незнакомых людей. Что более удивительно, если Вы покажете язык только что родившемуся малышу, он, скорее всего, повторит за вами это действие, высунув свой язычок в ответ. Это будет первая игра в его жизни. Помните, что даже самые маленькие дети любят общение . Копируйте жесты и мимику малютки, говорите с ним на его языке.

Несмотря на то, что дети в раннем возрасте ещё не могут самостоятельно дотянуться до игрушки и взять ее в ручки, им нравится смотреть на то, как Вы покачиваете игрушечным медвежонком или погремушкой у его кроватки, развлекая его. Но не стоит забывать о том, что сейчас ребенок нуждается в большом количестве сна, он легко утомляется. Внимательно следите за поведением своего малютки, чтобы не переутомить его. Если ребенок начинает смотреть по сторонам или капризничает после нескольких минут игры, дайте ему отдохнуть.

· Носите малыша на руках так, чтобы он видел, что происходит вокруг, танцуйте и покачивайтесь с ним в такт музыке.

· Разговаривайте с ребенком и пойте для него – со временем, когда он станет старше, изображайте комичные гримасы, прыгайте, веселите малыша, заставляйте его смеяться.

· Играйте с малышом, ласково щекочите ребенка, пробегая пальцами по его животику.

· Подвесные музыкальные вращающиеся погремушки над кроваткой ребенка будут способствовать развитию зрительной координации.

· Детский манеж с подвесной игровой аркой будет стимулировать ребенка к тому, чтобы дотягиваться до игрушек и стучать по ним.

· Игровой мат, состоящий из материалов с различной текстурой, помогает ребенку познавать окружающий мир.

· Небьющееся зеркало, отражающее смешные детские гримаски, удовлетворяет желание ребенка наблюдать за лицами.

· Держательная погремушка демонстрирует причинно-следственную связь.

· Книжки с яркими цветами веселы, как для совместного чтения, так и для хватания.

· Мягкие, текстурные игрушки легко сжимать и трясти. Таким образом, игрушки стимулируют хватательный рефлекс.

Внимание, которое родители уделяют своему двух или трехмесячному ребенку, время, потраченное на занятия с карапузом, позволят малышу быстрее развить стандартные двигательные навыки.


Развитие ребенка 2 месяца жизни продолжается с исследования им всего, что происходит вокруг. Пока он только наблюдает: смотрит, слушает, иногда пытается попробовать на вкус.

Взгляд малыша в этот 2 месяц уже может удерживать движущиеся предметы. Ребенок с удовольствием следит, как приходит мама, как она двигается по комнате в пределах его видимости.

Малыш вполне осознанно радуется склонившимся к нему родителям, его улыбка выражает удовольствие от их присутствия. Она уже не редкость, и ребенок может дарить ее всем, кто ему симпатичен.

Описывая развитие ребенка 2 месяца, следует заметить, что дети развиваются по-разному. Одни - быстрее, другие – медленнее, одни – делают скачки в развитии, другие – плавно постигают основы физического и психического плана. Поэтому понятие нормы не является некой непреложной истиной, а обладает гибкими контурами.

Эта гибкость позволяет характеризовать развитие малыша в любой период его детства в рамках среднестатистических событий и достижений детей в этом возрасте. Поэтому не стоит беспокоиться, если ребенок на 2 месяце редко дарит вам улыбки. Возможно, он просто очень серьезный молодой человек!

В конце 2 месяца жизни малыш начинает интересоваться звучащими игрушками. Он поворачивает голову на звук и пытается следить за его источником. Погремушки, подвешенные над кроваткой, будут интересовать его гораздо больше чем месяц назад. Вероятно, он даже попытается поднять ручку и дотронуться до них.

Все свои открытия и действия ребенок 2 месяца жизни может выполнять под аккомпанемент попыток произнесения гласных звуков. Его пение кажется бессмысленным, но на самом деле малыш пробует произносить звуки, которые слышит от взрослых: ааааа-эээээ-ууууу. Такая распевка предшествует гулению, поэтому стоит помочь ребенку и тоже попеть гласные вместе с ним.

На 2 месяце малыш больше времени проводит, бодрствуя, поэтому он значительно больше двигается. Может, например, сам разжать кулачок и тут же засунуть высвободившийся пальчик в рот. Хватательный рефлекс проявляется в фактах захвата маминых волос или папиных пальцев.

На 2 месяце жизни малыш способен уже сам повернуться из положения лежа на боку на спинку. Это происходит, конечно, не осознанно, однако, характеризует физические навыки малыша.

Развитие ребенка 2 месяца ознаменовывается и тем, что он продолжает улучшать свои способности: самостоятельно приподнимать и удерживать головку в положении лежа на животе. Его рекорд может достигать 10-20 секунд.

Эти достижения будет совершенствоваться ребенком в следующие месяцы жизни, а пока он доволен тем, что рядом с ним мама, что ему тепло, сухо и он сыт.

На 3 месяце жизни малыш начинает по-настоящему гулить. Звучащие ранее гласные превращаются в слоги: гу, агу и т.д. Ребенок может несколько минут поддерживать такой разговор с благодарным собеседником.

Вообще малыш начинает требовать больше внимания. Он смеется и улыбается, когда мамочка обращается к нему, и вполне может громко расстроиться от недостатка внимания.

Игрушки над кроваткой наконец-то находят своего благодарного почитателя. Бодрствующее чадо будет с удовольствием трогать их ручками, тянуться к ним, греметь и т.д.

Погремушка сможет отвлечь ребенка от плохого настроения на несколько минут. Однако она должна быть чистой, поскольку развитие ребенка 3 месяца основано на оральных ощущениях, т.е. малыш все воспринимает через вкусовые рецепторы, расположенные во рту. Поэтому игрушки должны быть безопасными: из прочного экологически чистого материала, не иметь мелких деталей.

Лежа на животике в кроватке, малыш уже может приподниматься на локтях на несколько секунд. Это значительно расширяет его обзор и позволяет не выпускать из виду главного человека в его жизни – маму.

Действия ребенка в 3 месяца становятсяболее осознанными. Если возникнет необходимость что-то лучше рассмотреть, малыш может из положения лежа на спине перевернуться на бок. Так гораздо удобнее тянуться за игрушкой.

Часто малыша можно застать за разглядыванием собственных ручек – они уже не плотно сжаты в кулачки. Ладошки теперь раскрыты и ищут новых ощущений. Маленькие пальчики пытливо трогают и исследуют не только игрушки, но и себя.

В таких исследованиях мама может стать незаменимым помощником. Кто еще расскажет и покажет, где носик у крохи, а где у мамы?! Естественно такая демонстрация должна сопровождаться тактильными ощущениями – малыш обязан все потрогать. Совместные игры можно сопровождать детскими песенками, пестушками, которые будут открывать для ребенка мир новых знаний.

Обычное развитие ребенка 3 месяца предполагает, что он уже может упираться ножками, когда его поддерживают за подмышки. В таком положении можно поиграть в игры, связанные с навыками ходьбы, каждый упор ножками, сопровождая строчкой пестушки. Ребенку очень понравится такая игра еще и потому, что он будет пребывать в стоячем положении, из которого видно гораздо больше, чем лежа.

Головку малыш уже может поддерживать самостоятельно и поворачиваться на любые раздражители: звук, свет. Причем развитие ребенка 3 месяца предполагает, что он отличает разговор людей от звуков музыки.

Действия малыша на 3 месяце жизни становятся все более осознанными, возрастает тяга к исследованию себя и окружающего мира.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

1. Слушание музыки.
Музыкальное приветствие «Доброе утро»

Доброе утро, сладенький мой.
Доброе утро, сыночек дорогой.
Мы уже проснулись да-да-да,
Сладко потянулись да-да-да.

Доброе утро, сладенька моя.
Доброе утро, доченька моя
Все уже проснулись да-да-да,
Маме улыбнулись да-да-да.

Ласково пробуждаем малыша, напевая ему нежную песенку.

2. «Потягушеньки» — первые нежные прикосновения

Потягушеньки моей душеньке,
Тянем ноженьки, тянем рученьки.
Сон скорей уйди, сила приходи,
Улыбнись, глазок, хоть один разок.

Поглаживаем малыша, негромко напевая ему песню.

3. Упражнение на развитие зрительного и слухового сосредоточения .
«Колокольчик»
Наклонившись над ребенком, мама негромко и ласково напевает без слов
«ля-ля-ля» и играет небольшим колокольчиком.
Вначале это вызывает слуховое сосредоточение ребенка, а в дальнейшем – все более устойчивое внимание, прислушивание и отыскивание взглядом источника звука.

4. Игра – пляска «Во саду ли в огороде» русская народная плясовая
Держа ребенка на руках, тихонько двигаемся пританцовывая в такт музыке.

5. «Колыбельная песенка» — поглаживая равномерно тельце ребенка в ритме музыки, напеваем нежную песню .

Баю-баю, спи, дружок,
Повернись на правый бок.
Только ты один не спишь,
Закрывай глаза, малыш!
(проигрыш)
Лунный лучик-озорник
Сквозь окошечко проник,
Примостился на подушке,
Шепчет песенку на ушко.
(проигрыш)
Баю-баю, баю-баю, баю
Песню напеваю.
Мы уже устали,
Долго все играли.

Такое чередование в звучании веселой народной плясовой и спокойной колыбельной позволит в дальнейшем малышу различать веселый и спокойный
характер музыки.

Это сообщение было написано Четверг, Август 1st, 2013 в 17:01 в разделе , . Вы можете получать сообщения подписавшись на ленту. Вы можете

Анохина Надежда
Игры с малышами первого года жизни

ИГРЫ С РЕБЕНКОМ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ ПО МЕСЯЦАМ

Улыбка чеширского кота. Улыбаясь и ласково разговаривая с крохой, медленно перемещайте ваше лицо вправо и влево, чтобы ребенок мог следить за вашими движениями. Чуть позже то же самое повторите с яркими игрушками.

Калейдоскоп звуков. Познакомьте малыша с разнообразными звуками : звоном погремушки, мелодией музыкальной шкатулки. Постепенно приближайте и удаляйте от крохи источник звука.

Кто здесь? Положите малыша на животик и позвените погремушкой, чтобы кроха немного приподнял голову в поисках звука.

Игрушки в этом возрасте малышу не нужны .

Знакомство на ощупь. Вложите в ручку крохе небольшой предмет или игрушку из пластмассы, затем замените его на мягкую тряпочку, потом на влажную салфетку, далее может следовать мягкая игрушка и так меняйте предметы, пока малышу не надоест .

Монохромный мир. Окружите малыша игрушками и предметами с черно-белыми узорами для тренировки зрения. Кроха будет с интересом рассматривать черно-белые полосы шириной 5 см, черные точки на белом фоне диаметром 2,2 см, шахматную доску и концентрические круги, а также люстры и силуэты на фоне окна. Расположите игрушки и предметы так, чтобы крохе было удобно рассматривать их, и периодически меняйте на новые.

Игрушки крупные, яркие, черно-белые или одноцветные, простой формы - круг, квадрат.

Абракадабра. В моменты особой „разговорчивости” крохи гулите вместе с ним, учите малыша новым звукам .

Самолет. Положите ребенка животиком себе на руку и полетайте по комнате, громко жужжа.

Танцпол. Включите приятную музыку, прижмите к себе малыша и потанцуйте вместе . Что может быть прекраснее вальса?

Ножки. Положите ребенка на спинку и „поработайте” его ножками под потешку.

Игрушки предпочтительнее из мягкой ткани, периодически их меняйте, чтобы не наскучили. Показывайте крохе и бытовые предметы : зеркальце, ложку, часы.

Гляделки. Поймайте взгляд малыша и медленно наклоняйте свою голову в сторону - кроха повернет свою. Поверните ребенка на бок, и он повернет голову, чтобы снова видеть ваше лицо.

Прятки. Накройте свою голову платком и спросите : „Где мама?”. Снимите платок и покажитесь малышу : „Вот мама!”. И спрячьтесь снова.

Ну-ка отними! Держите игрушку перед лицом малыша - ребенок обеими ручками загребет ее к себе. Будьте терпеливы и держите игрушку, покачивая ею, пока малыш ее не схватит .

Игрушки подбирайте контрастных цветов, яркие с полосками, например. Лучшие игрушки для малыша этого возраста - его собственные ручки.

5 месяцев

Тянем-потянем. Позвольте малышу ухватить вас за прядь волос. В этот момент громко скажите „Ай!”. Повторяйте, пока вас обоих это будет веселить.

Катание на валике. Положите под живот малыша мягкий , но упругий валик так, чтобы, отталкиваясь ногами, кроха мог перекатываться на нем вперед и назад. Обязательно страхуйте ребенка во время таких катаний!

Миниатюры. Разыграйте с помощью игрушек небольшие миниатюры. Например, зайчик прыгает по кроватке, затем прячется и появляется снова и т. п.

По кочкам, по кочкам. Посадите малыша к себе на колени и на каждый ударный слог покачивайте ребенка вверх-вниз под веселую потешку.

Игрушки подберите разной текстуры и формы - кубики, кольца, треугольники. Проследите, чтобы их было удобно хватать и чтобы кроха мог до них дотянуться.

6 месяцев

Мир прекрасного. Окружите ребенка разными изображениями. Пусть это будут детские картинки, черно-белые и цветные фотографии, репродукции картин. Время от времени меняйте изображения.

Волшебный мешочек. Сложите разные предметы в мешочек или коробочку и предоставьте малышу вытаскивать содержимое. -Рассмотрите вместе каждую вещь, расскажите и покажите крохе, зачем она нужна.

-Снова и снова! Повторим : с горки съезжает машинка или скатывается мяч, из-за ширмы появляется и прячется игрушка.

Мини-спектакли. Разыграйте маленькие спектакли. Вот идет медведь, а навстречу ему едет зайка на машинке. Сел медведь в кузов, и поехали зверята в лес за орехами.

Игрушки малыши любят мять , нажимать на них, и хорошо, если они в ответ будут издавать разные забавные звуки. Установите над ребенком дугу с игрушками или положите кроху на развивающий коврик.

7 месяцев

Кто в книге? Вместе с малышом откройте книгу с крупными иллюстрациями. Показывая на рисунок, спросите „Кто это?”. Немного подождите и сами ответьте : „Мишка”, укажите на следующий рисунок и т. д.

Ты мне, я тебе. Сядьте напротив малыша и толкните к нему большой мяч. Подождите, пока ребенок сделает то же самое.

Это ты! Поднесите кроху к зеркалу, покажите, где у него глазки, где носик, ротик.

Игрушки, интересующие ребенка этого возраста, и игрушками-то назвать сложно. Малыш будет в восторге от всего, чем можно пошуршать, комкая это в кулачке - бумаги, фольги, целлофана и т. п.

8 месяцев

Кто сказал мяу? Познакомьте малыша с „языком” животных . Покажите на картинке кошку и спросите : „Как говорит киса?”. Немного подождите и сами ответьте : „Мяу-мяу”. Расскажите ребенку, как говорит собачка, лягушка, цыпленок, сова и т. д.

Доползти до игрушки. Положите недалеко от ребенка интересную игрушку, и словами побуждайте малыша доползти до нее . Когда дистанция будет взята, похвалите кроху, дайте время немного поиграть с добычей. Затем положите игрушку чуть дальше - так малыш будет преодолевать все большие и большие расстояния.

Игрушки, которые издают громкие звуки или мигают, понравятся малышу такие . Например, пищащий молоточек или металлофон.

9 месяцев

Одно в другое. Предоставьте малышу предметы разной величины и покажите, как складывать маленькие вещи в большие. Например, сложите маленькие стаканчики в коробку, а вот коробка в стаканчик ну никак не влезает!

Гром гремит! Дайте ребенку в руки пару небольших сковородок или крышек от кастрюль и покажите, как можно в них стучать. Малыш получит огромное удовольствие!

Переливайка. Поставьте перед малышом два стаканчика , налейте в один из них воду и перелейте ее в -другой стаканчик, а затем обратно. Посмотрим, справится ли кроха!

Игрушки подойдут крупные, с ярко выраженными деталями. Например, кукла, у которой хорошо видны глазки, носик, ротик, ушки.

10 месяцев

Вверх дном. Хорошо знакомые ребенку игрушки и вещи положите перед ним лицом вниз или перевернув их вверх ногами. Попросите малыша положить вещи так , как они должны быть.

Художники. Положите перед крохой блокнот и нарисуйте на листе простой рисунок - елочку или солнышко. Ребенок поймет, что карандаш оставляет на бумаге след. Затем вложите карандаш в детскую руку, пусть попробует.

Лоскуточки. Соберите небольшие лоскуты от разных тканей. Сложите их в коробочку или мешочек и предоставьте малышу вытаскивать лоскутки по одному и внимательно изучать.

Попрыгунчик. Держа ребенка под мышки, помогите ему невысоко подпрыгивать на месте, приговаривая „прыг-скок, прыг-скок”. Затем сделайте перерыв и повторите. Скомандуйте „прыг-скок”, когда малыш просто стоит , и кроха сам начнет подпрыгивать.

Игрушки уже есть и любимые. Таким верным другом может стать медвежонок, зайчик, кукла Маша или любая другая игрушка.

11 месяцев

Снаружи и внутри. Положите игрушку малыша в коробочку или прозрачную пластиковую бутылку и покажите, что предмет можно доставать из емкости, а затем снова прятать. Пусть теперь попробует сам.

Рыбалка. Привяжите несколько разных предметов и игрушек на длинные веревочки и закрепите их на высоком стульчике малыша . Покажите крохе, как нужно тянуть за нити, чтобы вытянуть чтонибудь интересное. Ну, ловись, рыбка, большая и маленькая!

Мегафон. Сверните из картона трубу, поднесите один конец к ребенку, а в другой поговорите с малышом . Затем предоставьте малышу возможность самому сказать что-нибудь в рупор.

Игрушки понадобятся такие, над которыми малышу будет интересно призадуматься. Отлично подойдут пирамидки, матрешки, стаканчики и т. п.

12 месяцев

Где звенит? Спрячьте предмет издающий громкий звук (например, будильник) под подушку, в ящик стола или под кровать и попросите кроху найти его. Малыш с интересом примется искать предмет по звуку.

В гостях у сказки. Рассказывайте ребенку маленькие сказки, такие как „Колобок”, „Репка”, „Курочка ряба”. Со временем малыш начнет сам озвучивать героев сказки и их действия.

Перекладываем! Поставьте перед ребенком две мисочки, в одну из которых насыпьте горох или изюм. Покажите малышу , как перекладывать мелкие предметы из одной мисочки в другую. Кроха с увлечением примется за новое дело.

Человек-паук. Натяните между двух стульев или другой мебели мягкую веревочку или резинку. Поднимая и опуская ее, продемонстрируйте малышу , как он может перешагивать, подлезать и проползать под веревкой. -Устройте веселые соревнования.

Все по местам! Перенесите вещи, обычно стоящие в определенном месте, в другой конец комнаты. Покажите, как вы берете предмет и несете на место. А теперь пусть малыш сам наводит порядок .

Игрушки предложите такие, с которыми можно активно играть и передвигаться. Подойдут каталки, мячи, машинки на веревочках, детские коляски и т. п.

УПРАЖНЕНИЯ И РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Комната, в которой находится новорожденный, должна быть светлой, стены желательно оклеить в яркие цветастые обои. Поскольку ребенок смотрит в основном на потолок, он тоже может быть цветным.
Над кроваткой подвешивают яркие крупные игрушки (на расстоянии не ниже 40-50 см от глаз ребенка). Это могут быть, например, разноцветные надувные шары, которые легко приводятся в движение.
После двух-трех месяцев необходимо периодически сменять игрушки, но их не должно быть одновременно более трех-четырех.
С трех-пяти месяцев дети начинают обращать внимание на форму и цвет предметов, поэтому подвешивайте разнообразные игрушки не только по цвету, но и по форме. И в этом возрасте подвешивать игрушки следует на расстоянии вытянутых рук, чтобы ребенок мог легко схватить и ощупать их.
Когда ребенок начинает ползать и ходить, родители пытаются избавлять ребенка от любой опасности, убрав все с его пути.
Таким образом, они практически создают вакуум вокруг своего ребенка. В то время как ребенку необходимо постоянно расширять и обогащать свои тактильные ощущения. Поэтому нужно предлагать ему предметы жесткие и мягкие, грубые и нежные, тупые и острые, тяжелые и легкие. Ребенку интересно все, что его окружает. Он трогает и ощупывает прежметы, а иногда опрокидывает или рвет их на части, и это свидетельство его растущей любознательности и творческого потенциала.
Конечно, нужно убрать предметы, которые ребенок может схватить и пораниться ими: все бьющееся, все хрупкое и ценное, все, что ребенок может взять в рот (пуговицы, таблетки, скрепки и т.п.).
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА УДЕРЖИВАТЬ ГОЛОВУ
В двигательном развитии ребенка первого года жизни важнейшее значение имеет своевременное формирование способности удерживать голову. Если ребенок к двум-трем месяцам не удерживает голову, то формируется целая цепочка неблагоприятных факторов: нарушается развитие зрительного восприятия и вестибулярного аппарата, не вырабатывается способность к распределению тонуса мышц, обеспечивающих акт сидения. В итоге искажается вся схема двигательного развития, которое теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием.
Поэтому предлагаются упражнения, специально направленные на развитие этой способности ребенка.

1. Ребенок в положении лежа на животе. Положите руку на подбородок ребенка, а другой рукой прикасайтесь к стопам ног. В ответ ребенок начинает отталкиваться ногами и продвигаться вперед.
2. Ребенок в положении лежа на животе. Одну руку положите ему под подбородок, а другую - под живот и слегка подтягивайте ребенка вперед. Ребенок будет производить ползающие движения.
3. Поместите ребенка в вертикальное положение. Удерживайте его за бедра на весу в положении сидя, балансируя, чтобы не нарушить равновесия. Ребенок будет стараться удерживать в вертикальном положении голову и туловище.
4. Положение ребенка лежа на спине. Возьмите ребенка за кисти рук и слегка потяните на себя. Он будет стараться подтянуться вперед за руками.
5. Обхватите руками живот ребенка и удерживайте его на весу лицом вниз. Ребенок будет поднимать голову.
6. Вы так же удерживаете ребенка на весу, но в наклонно-боковом положении, обхватывая то правый, то левый бок. Он будет поднимать голову и выпрямлять ноги.
7. Поставьте ребенка на опору в вертикальное положение. В ответ он будет выпрямлять ноги, туловище, поднимать голову. Если же вы слегка потянете его вперед, то он сделает шаговое движение. Каждое из этих упражнений повторяйте в течение 3-4 минут, терпеливо ждите ответной реакции, не пытайтесь помогать ребенку выполнять необходимые движения.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
Развитие сенсомоторной сферы на первом году жизни ребенка - основное условие развития восприятия окружающего мира.
Основная задача сенсомоторного развития - помочь ребенку повысить двигательную активность, накопить представления о цвете, форме, величине предметов и т.д.
Заниматься с ребенком можно только тогда, когда он находится в спокойном состоянии, когда он сыт и его ничто не беспокоит.

* УПРАЖНЕНИЕ НА ЗРИТЕЛЬНОЕ И СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ (ДЛЯ РЕБЕНКА СТАРШЕ 7-10 ДНЕЙ)
Яркую игрушку (шарик, погремушку, кольцо) поместите на вытянутой руке в поле зрения ребенка на расстоянии 60-70 см над его лицом и подождите, когда взгляд малыша задержится на игрушке. После этого начинайте покачивать ею то вправо, то влево с амплитудой 5-7 см и частотой колебаний примерно два раза в секунду. В дальнейшем перемещайте игрушку в разных направлениях (вправо, влево, вверх, вниз), приближая к малышу на расстояние 20-30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки примерно на 1,5м от ребенка. Занятие продолжается 1-2 минуты, повторяясь два раза подряд, проводится 1-2 раза в день. Так же проводится занятие с игрушкой, издающей негромкий, мягкий звук.
* УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОЙ АКТИВНОСТИ (ДЛЯ РЕБЕНКА ОТ 25 ДНЕЙ И СТАРШЕ)
Для этого упражнения необходим небольшой колокольчик высотой 5-7 см. Ребенок лежит на спине. Вы держите колокольчик на вытянутой руке (ребенок не должен вас видеть) и негромко позваниваете. Делаете 2-3 колебательных движения и даете звуку затихнуть. Ребенок прислушивается к звуку. Позвоните в колокольчик еще раз. Прежде чем звонить, дайте звуку угаснуть. Держите колокольчик над грудью ребенка на расстоянии 60-70 см. Затем привяжите колокольчик к леске и перемещайте его вправо, заглушив звук. Переместив колокольчик на расстояние 80-100 см от центра, слегка позванивайте им, вызывая у ребенка поисковые движения глаз, поворотголовы в разные стороны. Таким же образом перемещайте колокольчик влево. Занятия проводятся 2-3 раза в день в течение 3-4 дней. Затем лучше сделать перерыв на неделю, и в дальнейшем можно проводить занятие на протяжении второго и третьего месяцев жизни 1-2 раза в неделю.
* УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОЙ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА (ДЛЯ РЕБЕНКА СТАРШЕ ОДНОГО МЕСЯЦА)
Подвешиваете на расстоянии 60-70 см погремушку-гирлянду. К ней прикрепляете с помощью лент еще одну погремушку-гирлянду на расстоянии 7-10 см от лежащего на спине ребенка. Привлекаете внимание ребенка к игрушкам, слегка покачивая их. Поймав взглядом погремушки, ребенок широко раскрывает глаза, затихает на несколоко секунд, а затем радостно вскидывает руки вверх, случайно задевая низко подвешенную погремушку. Верхняя погремушка начинает покачиваться, и малыш снова замирает, рассматривая ее. Затем наступает новый всплеск двигательной активности, и малыш снова наталкивается руками на нижнюю погремушку, приводя в движение верхнюю. Такой игрой ребенок может заниматься 5 минут. Через 2-3 дня поменяйте погремушки местами. Занимайтесь этим упражнением в течение одной-двух недель.
* УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО СОСРЕДОТОЧЕНИЯ (ДЛЯ РЕБЕНКА ОТ ОДНОГО МЕСЯЦА И СТАРШЕ)
Как можно чаще ласково разговаривайте с ребенком, всячески стараясь привлечь его внимание к себе, вызвать ответную улыбку. Папа держит ребенка на руках в вертикальном положении, чтобы малыш смотрел за плечо. Мама, ласково разговаривая с ребенком, приближает свое лицо к нему, стараясь попасть в поле его зрения. (Расстояние, с которого ребенок может увидеть лицо взрослого, 80-100 см, при более близком расстоянии малышу трудно охватить взглядом лицо.) Ребенок радостно рассматривает лицо взрослого, улыбается, агукает. Такое занятие можно проводить 2-3 раза в день.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОМОТОРНОЙ И РЕЧЕВОЙ СФЕР РЕБЕНКА
В 2-3 месяца стимулируйте ребенка фиксировать взгляд на движущихся и неподвижных предметах, побуждайте его к более длительному сосредоточению на предмете.
Возьмите в руку яркий шарик, когда ребенок поймает его взглядом, перемещайте шарик слева направо, вверх-вниз. При этом спрашивайте малыша: "Где же шарик? Посмотри, вот он где!"
В этот период широко используйте игрушки, издающие различные звуки. Перемещением звучащих игрушек привлекайте внимание малыша. Звените игрушкой слева, справа, сверху и снизу. Спрашивайте: "Где звенит? Динь-динь! А сейчас где?"
Дайте возможность ребенку совершать как можно больше ощупывающих движений руками. Одновременно ребенок должен видеть предмет, который он ощупывает. Для этого вложите в руку ребенка предмет и привлеките его зрительное внимание к этому предмету. Форма, величина, факрура таких предметов должна быть разнообразной, но удобной для захватывания.

* Произносите звуки, которые слышали ранее от малыша: "абу", "агу", "бубу", "а-а-а", "о-о", "га-га" и т.п.
* Поощряйте любое желание ребенка двигаться. Положите сбоку от ребенка мягкую, красивую игрушку, чтобы она привлекла его внимание, и помогайте тянущемуся к ней ребенку осторожно перевернуться со спины на живот.
* Для обучения ползанию положите игрушку на таком расстоянии от ребенка, чтобы он не мог ее схватить. Помогите малышу приблизиться к ней, подставив ладонь к ступням ног, чтобы он смог упереться и оттолкнуться.
* Играйте с ребенком в прятки. Накиньте платок себе на голову. Спросите: "А где мама? Куда мама спряталась? Найди маму." Помогите ребенку, если у него не получится, откройтесь сами и похвалите обязательно.
* А теперь набросьте платок на ребенка, как будто он спрятался сам. "А где Анюточка? Нету Анютки. Куда же она убежала? - Снимите платок: - А-а-а, вот где Анютка!" Продолжайте играть с ребенком, пока это ему будет интересно, придумывая разные варианты этой игры. Посадите ребенка к себе на колени и, листая книжку с красочными изображениями животных, показывайте и спрашивайте ребенка: "Вот это киска - мяу, мяу. Покажи, где киса? Это собачка - ав-ав. Покажи, где собачка?" и т.д. Предлагайте ребенку разные книжки, рассматривайте вместе картинки, разговаривайте с ним.
* Со второго полугодия, давая ребенку различные игрушки, одновременно называйте их ("Ляля", "би-би", "Миша").
* Старайтесь как можно чаще стимулировать предметную и игровую деятельность ребенка (постукивание предметом о предмет, выкладывание кубиков из коробки, бросание предмет, снятие колец с пирамидки, перекладывание из одной руки в другую и т.д.).
* Формируйте начальное ситуационное понимание обращенной к ребенку речи и подчинение отдельным словесным инструкциям: "поцелуй маму", "дай ручку", "скажи: до свидания", "покажи, какой ты большой". Как, например, развить выполнение просьбы "дай ручку"? Протягиваете руку к ребенку и просите "дай ручку", одновременно берете руку ребенка и вкладываете ее в свою, ласково поглаживая ее, потряхиваете. Затем освобождаете руку ребенка, вновь протягиваете свою и просите "дай ручку", слегка направляя движение руки ребенка. И так несколько раз подряд, пока ребенок сам на данную инструкцию не будет протягивать руку.
* Если вы видете, что малыш уже делает попытки встать на ноги, придерживаясь за кроватку, подержите яркую игрушку на таком расстоянии, чтобы он смог ее схватить только тогда, когда встанет.
* Ваш ребенок уже свободно стоит, держась руками за опору. Стимулируйте его к ходьбе. Для этого маните его жестами, игрушками или предметами, которые его особенно привлекают.
* Дайте ребенку разноцветные кубики (не более 6 штук). Покажите, как можно один кубик поставить на другой и построить башню. Помогайте ребенку, управляйте его руками и постепенно усложняйте игры, например, вы говорите: "Сначала дай мне красный кубик, нет, это желтый, а красный вот этот. Теперь зеленый. Где зеленый?" и т.д. Поиграйте с кубиками разной величины.
* В процессе купания ребенка поиграйте с ним, например, в такую игру: "Давай, Юлечка, помоем кукле личико. Где у нее глазки? Где у нее носик? Покажи. Теперь давай помоем ей ручки. Где ручки у куклы? Покажи" и т.д.
* Играйте с ребенком в "Теремок". Для этого нужно сделать домик из картона и 3-4 игрушки: петушка, зайчика, собачку, кошку. "Смотри, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Ну-ка, выходите, кто там живет. Ку-ка-ре-ку! Кто это? Петушок - золотой гребешок. Вот, погладь его. Ну, иди обратно в домик, петушок. Кто, кто еще в теремочке живет? Кто это такой серенький? Это зайчик. Ускакал зайчик опять в свой домик. Кто же еще там живет? Ав-ав. Я собачка. Ав-ав. Какая хорошая собачка. Смотри, убежала, спряталась. А вот смотри, кто же там мяукает? Мяу-мяу. Кто это? Это киса. Погладь кису. Убежала киса. Все спрятались в домик. Давай позовем их. Помани их ручками. Вот все прибежали. Петушок, зайчик, собачка, киса". Когда ребенок запомнит названия всех животных, замените их на другие.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОМОТОРИКИ

* Для ребенка от 1,5 месяцев хорошим упражнением для развития психомоторики является массаж. Массаж нужно делать обязательно теплыми руками, смазанными детским кремом. Легкими движениями поглаживания вы массируете ребенку руки от кисти к плечу, затем туловище, грудь от середины к бокам, живот, спинку от шеи к ягодицам. Далее, пальцами слегка пощипываете ягодицы, поглаживая ноги, начиная от стопы. Растираете стопы ребенка от пальцев к пятке и обратно. Хорошо делать такой массаж ежедневно, перед купанием малыша. Продолжительность упражнений 5-6 минут.
* С четырех месяцев делайте с ребенком специальную гимнастику.

НАРОДНЫЕ ИГРЫ И ПОТЕШКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
Под влиянием различных игр и потешек младенец учится получать бессознательное удовольствие от особой ритмичной интонации, отличающей потешку от обычной речи.
Пока ребенку нет полутора лет, содержание не имеет особого значения. Важно само действие. Такие маленькие дети больше ценят различные звуки, фразы и ритмические конструкции.
Потешки оказывают комплексное развивающее влияние на психоэмоциональную, речевую, интеллектуальную сферу маленького ребенка.
Приведем некоторые примеры.

* "Идет коза рогатая". Наклоняетесь над ребенком, улыбаетесь, ловите его взгляд и приговариваете:
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп:
"Кто каши не ест,
Молока не пьет,
Того забодаю, забодаю, забодаю".
"Пободайте" ребенка пальцами, потормошите его. Играйте почаще в такую игру и вы увидете, что сначала ребенок будет улыбаться, прислушиваясь к вашему голосу, затем будет издавать радостные звуки и оживленно двигать руками и ногами. Такая ответная реакция свидетельствует о развитии положительных эмоций, зрительного и слухового восприятия.
* "Ладушки-ладушки". Возьмите ребенка на руки и, хлопая его ладошками, приговаривайте:
Ладушки-ладушки!
Где были? - У бабушки.
Что ели? - Кашку.
Что пили? - Бражку.
Кашку поели,
Бражку попили -
Шу-у-у... Полетели!
На головку сели.
При последних словах поднимите ручки ребенка к голове. Играйте в эту игру при каждом удобном случае. Сначала вы все движения делаете за ребенка, а затем он сам сможет в ладоши и поднимать ручки к голове. Развиваются внимание, память, понятийное мышление, эмоции.
* Игра "Сорока-белобока" хорошо развивает тонкую моторику пальцев рук, является отличным стимулом для речевого развития, дает малышу радостный телесный контакт с мамой. (Делайте это упражнение обязательно на правой и левой руке). Очень полезен массаж пальчиков.

ЛИТЕРАТУРА
М.Н. Ильина. Развитие ребенка с 1-го дня жизни до 6-ти лет. СПб., 2001.

По материалам сайта -

Ученые утверждают, что «сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и т. п.». С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Венгер Л.А. считает, что: «Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства».

Совершенно очевидно, что для полноценного развития ребенка младенческого возраста недостаточно осуществлять только гигиенический уход и кормление. Чем раньше взрослые начнут проводить специальные игры, способствующие успешному развитию младенца, тем лучше.

В моменты бодрствования ребенка взрослые разговаривают с ним, улыбаются ему, что способствует, пусть и не сразу, появлению ответной улыбки, радостных голосовых проявлений, оживленных движений рук и ног.

Научившись следить за предметами, малыш самостоятельно может подолгу рассматривать рисунок ковра, висящего на стене, посуду в серванте, рисунок на шторах и т. п., следить за входящей и выходящей из комнаты матерью. Нужно обратить внимание на то, как он прислушивается к голосам взрослых, звучащей мелодии, улыбается, услышав знакомый голос или увидев радостное лицо кого-либо из близких людей.

Общаясь с малышом, взрослый должен помнить, что его задача – научить ребенка с самого раннего возраста быть активным, относительно самостоятельно добывать интересующую его информацию. Поэтому необходимо соблюдать золотое правило – не делать за ребенка того, что он сможет сделать сам. Одним из условий успешности проводимой работы является грамотная организация пространства бодрствования ребенка. Нельзя заниматься с ребенком там, где он спит. Источник света не должен мешать малышу рассматривать окружающее, он должен находиться за головой младенца.

В раннем возрасте у ребенка при целенаправленном обучении выявляются следующие возможности:

Двухнедельный ребенок следит за перемещающимися предметами.

– В 3 недели ребенок внимательно рассматривает предметы окружающей обстановки, различает даже близкие цветовые тона: красный и оранжевый, оранжевый и желтый, и т. д.

– В возрасте одного месяца дифференцированно реагирует на веселую и грустную мелодии: затихает при грустной и оживленно двигает руками и ногами при веселой мелодии,

– В возрасте от 20 дней дети уже могут различать многие цветовые тона, предметы разной величины и формы,

– С полутора-двух месяцев дети впервые начинают практически действовать с предметами и постигать значение их свойств.

Своевременное начало деятельности всех органов чувств ребенка позволяет ему успешно развиваться в дальнейшем.

Около 2,5 месяцев малыш начинает активно захватывать предметы. С этого момента необходима целенаправленная работа по развитию движений, успешность которой во многом будет зависеть и от обстановки, в которой находится малыш. Его следует окружить разнообразными, соответствующими возрасту предметами, игрушками, постепенно переключая его внимание со взрослых на предметы. В противном случае, даже при изобилии внимания со стороны взрослых, должный развивающий эффект не будет достигнут. Венгер Л. А. утверждает, что своевременное развитие движений рук способствует и формированию общих движений. Научившись брать игрушки, ребенок стремится взять не только те, которые находятся непосредственно в поле досягаемости, но и неподалеку от него.

Накопление чувственного опыта при ознакомлении малыша с цветом, формой, величиной предметов обозначают накопление сенсорных впечатлений. Это важнейший раздел развивающей работы, так как именно эти впечатления способствуют последующему формированию у детей полноценного восприятия окружающего мира.

Очень важно то обстоятельство, что малыши, с которыми систематически проводятся игры с предметами, подолгу спокойно бодрствуют, не просясь на руки, так как они умеют сами найти для себя интересное занятие, конечно, если взрослые предоставят соответствующие игрушки.

Игры с ребенком можно проводить тогда, когда он спокоен, но не очень устал. Лучше всего – после кормления, когда ребенка ничто не беспокоит.

ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ

Игра «Красочные ленточки»

Цель: Развить мелкую моторику рук, тактильные ощущения у ребенка.

Оборудование: Несколько ленточек разных цветов.

Описание. Возьмите ручку ребенка в свою руку. Обмотайте пальчик ребенка ленточкой. Этот пальчик можно вложить в другую его руку. Малыш должен ощупывать незнакомый ему предмет.

Внимательно следите затем, чтобы пальчики ребенка не запутались в ленте. Эта игра подойдет детям в возрасте 6,5–7 месяцев.

Игра «Крепыш»

Цель: Развить мелкую моторику рук и тактильные ощущения у ребенка.

Оборудование: Специального оборудования не требуется.

Описание. Когда ребенок лежит в кроватке, потихоньку подойдите к нему и вложите свой пальчик в его ручку. Малыш должен крепко схватить ваш пальчик.

Постарайтесь малыша не испугать его.

Игра «Разные игрушки»

Цель: Развить координацию движений, улучшить восприятие цвета у ребенка, а также развить мелкую моторику рук.

Оборудование: Несколько игрушек разных форм (кубик, мяч и т.п.).

Описание. Положите ребенка в кроватку на бок. Перед ним разложите игрушки. Если ребенок не проявит интереса к игрушкам, продемонстрируйте ему их действия (возьмите в руки, покрутите ими перед малышом). Ребенок обязательно будет стараться взять в руки игрушки и рассмотреть их.

Эта игра понравится детям с 5-месячного возраста.

Игра «Квадратики, треугольники»

Цель: Развить мелкую моторику рук, тактильные ощущения, а также научить ребенка различать предметы разных форм.

Оборудование: Кубик, треугольник и маленький мячик.

Описание. Разложите перед ребенком подготовленные предметы. Он должен по очереди брать в руки эти предметы и рассматривать их.

Лучшего всего использовать предметы разных контрастных цветов. В первые месяцы жизни можно вкладывать эти игрушки в руку ребенка.

Игра «Оторви ленту»

Цель: Развить мелкую моторику рук, тактильные ощущения, мышление у ребенка, а также научить ребенка контролировать действия своих рук.

Оборудование: Прищепки и яркие ленточки (также можно использовать небольшие игрушки).

Описание. Над кроваткой ребенка укрепите на прищепках ленты. Покажите, что эти ленты можно легко снять. Ребенок будет постепенно снимать ленточки и рассматривать их.

Аналогичным способом можно снимать игрушки.

Игра «Шерстяные нитки»

Цель: Развить мелкую моторику рук и тактильные ощущения, а также цветовое восприятие у ребенка.

Оборудование: Небольшие клубки разноцветных шерстяных ниток.

Описание. Разложите перед ребенком разноцветные клубки ниток. Малыш будет по очереди брать в руки нитки и рассматривать их.

Следите, чтобы ребенок не запутался в этих нитках.

Игра «Интересная ниточка»

Цель: Развить мышление у ребенка, улучшить координацию его движений.

Оборудование: Несколько игрушек и длинная красочная лента.

Описание. Покажите ребенку одну или две игрушки. Прикрепите к ним ленты и спрячьте их на глазах у ребенка. Спрятать игрушки можно, например, под диван. Положите игрушку так, чтобы ребенок не мог ее достать рукой, а ленту положите на видное для ребенка место. Если ребенок сразу не сообразит, что игрушки надо доставать, потянув за ленту, то покажите ему, как это можно сделать. Если ребенок с легкостью справился с поставленной задачей, попробуйте класть различные предметы, с помощью которых можно доставать игрушку, например, небольшую палочку.

Игра «Подушечки»

Цель: Развить мелкую моторику рук и тактильные ощущения.

Оборудование: Несколько разноцветных подушечек, наполненных разнообразными материалами.

Описание. Малыш играет с подушечками из различных тканей, наполненные различным предметами различной формы (горох, фасоль, пуговицы и др.). Подушечка, на которой нашиты всевозможные пуговички, кнопочки и др. способствует развитию тактильных ощущений и тонких движений пальцев рук.