Закаливание детей на летний оздоровительный период в детском саду. Летняя оздоровительная работа

Летний период в дошкольном учреждении - возможность полностью посвятить работу сберегающим здоровье технологиям. Во время подготовки к оздоровительному процессу педагогический персонал разрабатывает маршруты прогулок и экскурсий, пополняет картотеку подвижных игр и коррекционных упражнений. Составляется подробный план летней оздоровительной работы в ДОУ. В нем отмечаются основные моменты работы с детьми - закаливающие процедуры, физкультурные досуги, интегрированные мероприятия.

С чего начинается летний сезон?

Летом дошкольники много времени проводят на участке, на свежем воздухе. Именно летом дети получают максимум впечатлений и положительных эмоций - подвижные игры, физкультурные развлечения, закаливающие процедуры, спортивные праздники.

В то время как составляется план летней оздоровительной работы в ДОУ,на территории проводятся необходимые работы. Безопасность детей должна стоять на первом месте. Необходимые мероприятия перед началом летнего периода:

  1. Ревизия уличного инвентаря.
  2. Покраска спортивной площадки.
  3. Необходимый ремонт (веранды, качели, скамейки).
  4. Субботник на территории всего сада.
  5. Инструктаж персонала о безопасности детей при проведении праздников, походов.

Начинается оздоровительная работа в ДОУ в летний периодс планирования. Творческой группой разрабатываются формы работы с детьми и родителями.

Цели оздоровительного периода

В последние десятилетия в работе с дошкольниками делается акцент на здоровьесберегающие технологии.Программа оздоровительной работы в ДОУ - это только направление, в котором должны двигаться педагоги учреждения для получения необходимого результата.

Базовая программа обычно дополняется методическими разработками. Это может быть «Точечный массаж» Уманской А.А., «Мышечная релаксация» Дж. Джекобсона, «Гимнастика для пальцев» Пак Дже Ву, «Психогимнастика» Чистяковой М.И.

Основными целями оздоровительной работы являются сохранение, укрепление здоровья детей (эмоционального, физического, психического). При этом в работе обязательно следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ по ФГОС своей основной целью ставит охрану, укрепление физического здоровья и психического благополучия ребенка. Введение стандарта позволяет видеть в перспективе результат работы и стремиться к нему.

Задачи оздоровительного периода

Одна общая цель помогает сориентироваться в направлении оздоровительной работы. Задачи ведут к комплексному решению поставленной цели. Они помогают структурировать работу в разных направлениях:

  • Повышение адаптационных возможностей организма с помощью различных форм закаливания.
  • Формирование положительного эмоционального настроя.
  • Создание условий для самостоятельной двигательной активности малышей.
  • Совершенствование физических функций детского организма.
  • Развитие культуры движения.
  • Формирование потребности в физических упражнениях, гигиенических процедурах, здоровом образе жизни.

Обязательно провести диагностику психофизического состояния здоровья детей до и после оздоровительного периода. Оповещать родителей о проведении закаливающих, гигиенических процедур или иных мероприятий.

Планирование летней оздоровительной работы в ДОУ

Планирование работы с детьми состоит из нескольких основных этапов:

  • Диагностика здоровья.
  • Полноценное питание и питьевой режим (гигиена и эстетика приема пищи, правильный подбор мебели).
  • Закаливающие мероприятия (контрастное обливание ног и рук, ходьба босиком, стопотерапия, утренняя гимнастика, солевые дорожки, занятия в бассейне).
  • Профилактические мероприятия (дыхательная гимнастика, сказкотерапия, гимнастика для глаз, самомассаж).
  • Коррекционные мероприятия (фонетическая ритмика, индивидуальные занятия по развитию речи, мелкой моторики, осязания, социально-бытовой ориентировки).
  • Витаминизация (фиточай, сок, кислородный коктейль, витамины).
  • Работа с родителями.

План летней оздоровительной работы в ДОУ не обходится без физкультурных, музыкальных, интегрированных занятий, праздников и развлечений. В них входят:

  • физкультурные занятия с валеологическими беседами;
  • утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением;
  • индивидуальные игры и упражнения;
  • физкультурный досуг с родителями;
  • после тихого часа;
  • игры в сухом бассейне;
  • интегрированные занятия на свежем воздухе;
  • спортивно-музыкальные праздники.

Формы оздоровительной работы в ДОУ

Вся работа сводится к 3 основным блокам:

  1. Инициатива взрослых - это специально организованные моменты, в которых взрослые выступают в роли ведущих, а дети - ведомых.
  2. Совместная деятельность взрослых и детей - это наличие равноправных взаимоотношений, обоюдное желание взаимодействия.
  3. Самостоятельная деятельность детей - это спонтанное желание в игре, творчестве воплотить уже известные приемы.

Формы оздоровительной работы помогают от 1-го блока со временем перейти к 3-му блоку. Важно не только показать ребенку основы гигиены и Важно мотивировать его на постоянное использование полученных знаний.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУпридерживается таких форм, как:

  • занятия-тренировки;
  • спортивные соревнования;
  • беседы о сохранении здоровья, строении тела;
  • физкультминутки;
  • викторины;
  • двигательные разминки;
  • экскурсии;
  • занятия в бассейне;
  • туристические походы;
  • праздники, досуги, спартакиады.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ по ФГОСможет принимать самые разнообразные формы. Необходимо помнить, что летом учебные занятия не проводятся. Поэтому больше внимания следует уделять подвижным играм, спортивным развлечениям и целевым прогулкам.

Закаливающие мероприятия

Закаливание состоит из целого комплекса мероприятий, которые можно проводить и дома с родителями. При этом учитывать эмоциональное и физическое состояние ребенка.

Организация оздоровительной работы в ДОУ начинается с создания условий для проведения лечебно-профилактических мероприятий. Именно летом проводятся основные закаливающие процедуры:

  • свето-воздушные ванны;
  • обливание ног и рук прохладной водой;
  • закаливающая гимнастика после дневного сна;
  • ходьба босиком по «дорожкам здоровья»;
  • полоскание рта после еды.

Основные принципы закаливания - регулярность и постепенность. Если ребенок ежедневно ходит в детский садик,то за лето он усвоит основные принципы гигиены, узнает о закаливающих процедурах. Главное - положительный эмоциональный настрой, который будет способствовать общему оздоровлению организма.

Коррекционные мероприятия

Коррекционные мероприятия в летний период проводят все специалисты детского сада - логопед, музыкальный руководитель, преподаватель ИЗО, инструктор по физической культуре, хореограф, психолог.

Коррекционные игры можно проводить в индивидуальном порядке или включать их в общие занятия:

  • Коммуникативные игры.
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Логоритмические упражнения.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Упражнения по телесной терапии.
  • Игры на релаксацию.
  • Фонетическая ритмика.
  • Ритмопластика.
  • Ортопедическая гимнастика.

Важность коррекционных игр состоит в том, что ребенок видит, как выполняют упражнения другие дети. Так малыши быстрее преодолевают стеснение и страх, получают необходимые навыки и умения. Когда ребенок посещает детский садик, то появляется и соревновательный эффект - сделать лучше других.

Профилактические мероприятия

К профилактическим мероприятиям относятся комплексы упражнений. Они предупреждают появление сколиоза, плоскостопия, нарушение зрения. Нетрадиционные методы также используются в целях профилактики заболеваний, укрепления нервной системы и формирования положительного эмоционального фона:

  • Гимнастика для глаз.
  • Самомассаж.
  • Точечный массаж.
  • Арт-терапия.
  • Музыкотерапия.
  • Сказкотерапия.
  • Психогимнастика.
  • Игротренинги.
  • Драмтерапия.
  • Кинезотерапия.

Как и коррекционные, профилактические мероприятия проводятся не только воспитателями, но и всеми специалистами учреждения.

В обязательном порядке опирается на возрастные особенности оздоровительная работа в ДОУ. В средней группе профилактические мероприятия значительно отличаются от упражнений для подготовишек. Постепенное усложнение - основополагающий фактор для полноценного развития детей.

Работа с родителями

План летней оздоровительной работы в ДОУвключает в себя Тесное взаимодействие семьи и сада помогает ускорить процесс приобретения гигиенических привычек. Для родителей выставляют на улицу на которых можно найти консультации о здоровом образе жизни, формировании гигиенических навыков.

На родительских собраниях или в приватной беседе медсестра расскажет о способах закаливания. Поможет советом в организации необходимых процедур дома. В памятках для родителей воспитатель напишет рецепт фиточая или правила артикуляционной игры.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ также не обходится без участия мамы и папы. Совместные спартакиады и соревнования, дни здоровья и походы помогут включить родителей в воспитательно-оздоровительный процесс.

В некоторых садах созданы экологические тропы. Они позволяют совершать небольшие экскурсии с детьми и родителями по территории детского дошкольного учреждения.

Особенности летнего периода

В летний период увеличивается время пребывания детей на открытом воздухе. Следует учитывать погодные условия при выходе на прогулку.

Утренняя гимнастика и физкультурные занятия проводятся на улице. При хорошей погоде рисование, аппликация, лепка, ручной труд, музыкальные занятия проходят на открытом воздухе. Ежедневно проводятся закаливающие процедуры и коррекционные упражнения.

Максимально часто с учетом погодных условий следует проводить игры с песком, водой. Организовать наблюдательную деятельность (за солнцем, ветром, насекомыми, растениями).

Организацию труда и наблюдения должен учитывать план летней оздоровительной работы в ДОУ. ФГОС рекомендует создать оптимальные условия для самостоятельной деятельности детей. Поэтому игрушки, инструменты должны быть у каждого ребенка. На участке надо разбить клумбы или сделать небольшой огород. Тогда дети смогут сами высаживать цветы, овощи. Наблюдать за их ростом и ухаживать за растениями.

Проектная деятельность

Малоподвижный образ жизни, повышение заболеваемости детей делают актуальным проект оздоровительной работы в ДОУ.Практическая ориентация поможет организовать предметную среду и вовлечь в воспитательно-оздоровительный процесс детей, родителей, сотрудников.

В проекте указывается, для чего нужен здоровый образ жизни, как он поможет жизнедеятельности человека. В теоретической части прописываются цели, задачи, ожидаемый результат, используемые методы и технологии.

Практическая часть включает в себя беседы с детьми, наблюдения, театрализацию сказок о ЗОЖ, дидактические игры, чтение рассказов, просмотр мультфильмов и видеофильмов. Они должны подтолкнуть детей к осознанию необходимости гигиенических, закаливающих навыков.

Реализация проекта начинается с мониторинга заболеваемости детей. После этого составляется план оздоровительной работы, подбор упражнений и методик.

Организационные моменты работы

В летний период не стоит допускать переутомления детей. Перегрузка сердечно-сосудистой, костно-мышечной систем организма может привести к серьезным последствиям. Поэтому обязательно чередовать периоды двигательной активности со спокойными играми, релаксацией.

Утро. Гимнастика на улице, подвижные игры. Гигиенические процедуры после прогулки, завтрак. После еды - полоскание рта. Чтение книг, беседы о здоровье. На прогулке - упражнения на развитие крупной и Упражнения в равновесии чередуются с гимнастикой расслабления, гимнастикой глаз и артикуляционными занятиями. Практикуются игры-хороводы, хождение босиком по траве, спортивные игры (бадминтон, игры с мячом, боулинг, катание на велосипедах и самокатах).

День. Гигиенические процедуры перед обедом. Обливание ног и рук по локоть прохладной водой. При хорошей погоде окна открыты в течение всего дня. Обязательно практиковать дневной сон без маек. После него - корригирующая гимнастика на кроватях. Перед полдником - наблюдение за растениями в группе, разучивание стихов о природе.

Вечер . Во время вечерней прогулки можно на веранде устроить творческую мастерскую: дети по желанию выбирают лепку, рисование, ручной труд. После спокойных занятий устроить соревнования со спортивными атрибутами. Чередовать их с элементами В завершение - прогулка по экологической тропе с родителями.

Праздники для детей: «Как ручеек в гости ходил», «Учим Лунтика делать зарядку», «Бережем природу», «Веселая спартакиада», «Эстафета с Лесовичком», «День солнца», «Закаляемся, не стесняемся», «Рисуем на песке», «Игры с водой», «Летняя Олимпиада», «Мойдодыр и Лето».

Консультации для воспитателей: «План оздоровительной работы в летний период», «Эстетика участка», «Питьевой режим», «Основы закаливания», «Подвижные игры летом», «Режим дня по СанПиНу», «Организация двигательной активности», «Как составить беседу о строении тела», «ЗОЖ для детей», «Посильный труд на воздухе».

Консультации для родителей : «Подвижные игры на пляже», «Игры с песком, водой», «Учимся плавить и нырять», «Как играть с ребенком летом?», «Солнечный ожог и тепловой удар», «Закаляемся вместе», «Какие ягоды можно есть?», «Мы на даче с малышом», «Если укусила оса», «Ребенок на дороге», «Безопасность летом», «Как самостоятельно сделать дорожки здоровья?»

Совместные с родителями мероприятия : «День веселых игр», « В гостях у Светофора», «Как микробы на руки попали», «Веселые старты», «День чистюль», «День Нептуна».

Оздоровление дошкольников в летний период.

Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику. Важно всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться, чтобы ребёнок окреп, поправился и закалился, научился понимать и полюбить удивительный, прекрасный мир растений и животных. Летом природа представляет большие возможности для развития познавательных способностей дошкольников.

Летом продолжается систематическая и полномочная работа по разделам программ. Все виды деятельности переносятся на воздух. Каждому виду отводится место и время в распорядке дня.

Нужны ли занятия с детьми в летний период? Не будет ли это препятствовать полноценному их отдыху? Надо иметь в виду, что организовать летний отдых детей не значит предоставить им полную свободу в выборе, их необходимо объединять для коллективных занятий, иначе они устают, излишне возбуждаются.

Первое и основное требование - на воздухе должны проходить не только игры, но и занятия. Это требование должно выполняться независимо от погоды.

Удобно расположенные на участке, с учетом теневых мест, столы и скамейки, физкультурная площадка, песочницы, что необходимо для активной и полноценной жизни детей в летнее время, облегчает организацию воздушного режима.

Чем легче одежда, чем меньше частей тела она закрывает, тем лучше привыкает кожа к колебаниям воздушной среды.

В жаркую погоду мы стараемся ограничиваться однослойной одеждой. Не боимся оставлять детей в легкой одежде и в более прохладные дни. Плохую услугу оказывают родители и воспитатели детям, надевая на них колготки и свитер, как только погода становится прохладной. Нередко приходится при этом преодолевать сопротивление детей: более послушные подчиняются неохотно, непокорные протестуют. По существу они правы: закаленная кожа уже не нуждается в слишком большой защите. Принцип индивидуального подхода и здесь соблюдается.

Хорошо закаляет детей и хождение босиком. На чистом, убранном участке детского сада, на полянке во время прогулки, не следует лишать детей этого прекрасного в смысле закаливания народного обычая. Но необходимо соблюдать осторожность, особенно в первое время, пока кожа подошвы еще очень нежна и может быть легко повреждена.

Разнообразные подвижные игры в теплое время года - прекрасное средство закаливания.

Увеличение пространства для движений, облегченная одежда, соответствующий подбор игрушек позволяют детям лучше удовлетворить свою потребность в движении, а воспитателю удлинить пребывание детей на воздухе.

На участок мы выносим обручи, мячи, кегли и другие для игр. Дети широко используют эти пособия в самостоятельных играх.

Учитывая состояние погоды, мы выбираем игры, которые могут быть проведены на ограниченном пространстве: игры с бегом по кругу ("Карусель", "Кошки - мышки" и др.), с ходьбой по доске между начерченными линиями ("Поезд", "Метро"), игры с прыжками в длину с места ("Через ручеек", "Не замочи ног") и другие.

Теплые летние дни дают возможность более свободного выбора игр. Проводим игры с бегом на скорость ("Кто быстрее к флажку", "Чье звено скорее соберется"). Широко используем игры с мячом.

Не страшно, если детям иногда приходится пробежать по сырой траве, по лужам или попасть под теплый дождь во время прогулки - это еще больше повысит устойчивость их организма.

В летний период с целью закаливания мы пользуемся душем. Душ действует сильнее, чем, например, обливание или обтирание, так как здесь к температурному фактору присоединяется эффект давления струи. Вода, льющаяся из душа под напором, оказывает массирующее действие. Вода из душа ощущается как более теплая, чем вода той же температуры при обливании или обтирании. Это поднимает тонус мышечной системы, увеличивает работоспособность, придает бодрость, способствует подъему энергии.

Душ используется и для поддержания чистоты тела ребенка. В летнее время это особенно важно, т.к. открытые части тела легко загрязняются. Поэтому, прежде всего, нужно вымыть ноги и руки с мылом.

С целью закаливания мы используем и утреннюю гимнастику. С наступлением теплой погоды гимнастика переносится на воздух. Одежда детей постепенно облегчается.

Построение утренней гимнастики на воздухе близко к построению в помещении. Содержание ее, подбор упражнений зависят от состояния погоды и закаленности детей.

Общие требования

1. Создание экологически благоприятных условий в помещениях для

игр и занятий детей:

Соблюдение санитарных и гигиенических требований;

Сквозное проветривание (3-5 раз в день в отсутствие детей);

Специальный подбор комнатных растений, поглощающих вредные

химические вещества, выделяющих фитонциды и увлажняющие воздух;

Поддерживание температуры воздуха в пределах 20-22 0С.

2. Высокая культура гигиенического обслуживания детей (туалет,

кормление, сон, одевание на прогулку).

3. Обеспечение психологического комфорта на протяжении всего

времени пребывания в детском саду.

4. Индивидуализация и дифференциация режимных процессов и их

воспитательная направленность с учетом здоровья и развития детей.

Организованная двигательная деятельность

1. Утренняя гимнастика (ежедневно)

2. Занятия физкультурой (2 раза в неделю)

3. Подвижные игры на первой и второй прогулках (ежедневно)

4. Самостоятельная двигательная деятельность с разными

физкультурными пособиями:

После завтрака

На прогулке

После сна

На второй прогулке

5. Базовая и игровая деятельность

6. Закаливание:

Оздоровительные прогулки, ежедневно

Умывание прохладной водой перед приемом пищи, после каждого

загрязнения рук

Полоскание рта после каждого принятия пищи и после сна водой

комнатной температуры (прохладной)

Воздушные ванны после сна, на занятии по физкультуре

Ходьба босиком в обычных условиях и по ребристым дорожкам

после сна, на занятиях физкультурой (время увеличивается

постепенно)Система мероприятий в старшей группе будет отличаться от

приведенной двигательным режимом и более сильными дозами закаливания

(например, умывание, полоскание горла может проводиться прохладной,

холодной и даже ледяной водой, увеличивается продолжительность

воздушных ванн и ходьбы босиком и т.п.).

Оздоровительная работа

1. Сквозное проветривание

2. Санитарный режим

4. Индивидуализация режимных процессов с учетом здоровья и развития

5. Оптимальный двигательный объем (4 ч в день)

6. Утренняя гимнастика

7. Физкультурные занятия

8. Подвижные игры

9. Закаливание:

Оздоровительные прогулки;

Умывание прохладной водой;

Воздушные ванны:

а) гимнастика после сна (с элементами дыхательной гимнастики);

б) дорожка здоровья;

в) облегченная одежда;

г) сон с открытой фрамугой.

10. Употребление лука, чеснока в осенне-зимний период

11. Употребление витаминов в период вспышки заболеваний

12. Витаминизация III блюда

Основные принципы и средства закаливания

С давних времен использовались и сейчас остаются основными и

самыми действенными средства закаливания естественные силы природы:

солнце, воздух и вода.

Целью физического воздействия является воспитание здоровых,

стойких, мужественных людей, активных строителей коммунистического

общества и бесстрашных защитников Родины. Закаливание организма детей

служит той же цели.

организма к меняющимся условиям погоды и климата. Но говоря о

закаливании как средстве физического воспитания, мы имеем в виду нетолько приспособление организма, происходящее под влиянием

сопротивляемость организма, воспитывающих способность быстро и без

вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды.

Закаливание следует начинать с самого раннего детства и продолжать в

течение всей жизни, видоизменяя формы и методы его применения в

зависимости от возраста. Оздоровительное значение воздушных, солнечных

ванн, водных процедур несомненно. Закаленные дети меньше болеют, легче

переносят заболевания. Доступность средств закаливания заключается в том,

что они всегда под рукой, главное в том, что можно использовать в том или

ином виде, в любое время года, в любых условиях. Они не требуют сложной

аппаратуры и специальных кабинетов; способы их применения в умелых

руках не представляют затруднений.

При закаливании надо руководствоваться определенными принципами,

к числу таких относятся: постепенность, систематичность, учет

индивидуальных особенностей ребенка. Если не будут соблюдаться эти

принципы, то закаливание будет носить случайный характер.

Нельзя предъявлять слишком больших требований к

неподготовленному организму, - он может не справиться с ними.

Соблюдение принципа постепенности особенно важно для детей, так как

детский организм еще не обладает большой сопротивляемостью. Чтобы был

эффект от закаливания необходимо постепенно усиливать нагрузку.

Нельзя прерывать начатые мероприятия. Но систематичность нужна не

только в проведении того или иного специального мероприятия. Если

проводятся все мероприятия, а дети мало гуляют, одеваются слишком тепло,

не в соответствии с погодой, то закаливание нельзя считать полноценным.

Закаливание должно проводится систематично, лучше всего с самого

рождения и продолжаться в течение всей жизни. Необходимо также

Есть дети чувствительные, к ним применяются более нежные средства

закаливания или более постепенно, осторожно, но совсем отказываться от

средств закаливания нецелесообразно. Дети должны принимать активное

участие в закаливающих мероприятиях, знать порядок их проведения.

Большое значение имеет и заинтересованность детей. Личный пример

взрослых также имеет большое значение: если взрослые сами боятся холода,

не любят прогулок, вряд ли они смогут воспитать детей закаленными.

"ВОДА"

Вода - общепризнанное средство закаливания. Преимущество воды

перед другими средствами закаливания заключается в том, что водные

процедуры легко дозировать.Принцип постепенности легче всего выдержать именно при

применении воды: можно взять воду той температуры, которая нужна в

данном случае, постепенно снижая ее.

При проведении водных процедур с детьми дошкольного возраста

следует придерживаться следующих правил:

1. Надо, чтобы дети к воде подходили с теплым телом, при этом нужно,

чтобы в помещении, где это происходит, температура должна

соответствовать принятым для данного возраста, а также, чтобы детям не

приходилось долго ожидать своей очереди.

2. Надо проследить за своевременным появлением покраснения кожи.

Если эта реакция запаздывает, надо способствовать ее наступлению,

тщательным растиранием кожи полотенцем "до красноты".

3. Чем холоднее вода, тем короче должно быть время ее

"соприкосновения с телом".

Существует несколько отдельных способов закаливания водой:

1. Обтирание - самая нежная из всех водных процедур. Его можно

применять во всех возрастах, начиная с младенческого. Обтирание

производится смоченной в воде материей, ткань которой должна

удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть

слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но

вода не должна с них капать.

После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание

сопровождается легким массирующим действием, а массаж всегда делают от

периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу вверх (руки от

кисти, ноги от стопы). Снижение температуры на один градус через 2-3 дня.

2. Обливание - бывает местное и общее. Местное обливание: обливание

ног, чаще всего используется в яслях и младших группах. Начальная

температура воды +30, затем доводят до +18, а в старших группах до +16.

Время обливания ног 20-30 секунд.

Общее обливание надо начинать с более высокой температуры

преимущественно детом, а в осенне-зимний период надо организовать так,

чтобы вода охватывала возможно большую поверхность тела, спину, затем

грудь и живот, затем правый и левый бок. После окончания - растереть

полотенцем. Время под струей 20-40 секунд. Душ действует сильнее, чем

простое обливание. Вода из душа оказывает массирующее действие,

ощущается как более теплая, чем даже вода при обливании.

3. Купание проводится в естественных условиях, то есть в водоемах

(реке, озере, море) в летнее время - является одним из лучших способов

закаливания. Можно купать детей с раннего возраста, начиная с температуры

24 - 26 воздуха и не ниже +22 воды, более закаленных детей можно купать

при температуре +19 - 20 воды. Длительность пребывания в водеувеличивается от 1-2 минут до 5-8 мин. после купания всегда должны быть движения.

Купание противопоказано детям с заболеванием сердца, болезнями

посек, почечных лоханок, детям, недавно перенесшим плеврит, воспаление

легких.В каждом отдельном случае вопрос о применении купания решается

"ВОЗДУХ"

Воздух - это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается

с кожей - непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой

дыхательных путей. Из специальных мер закаливания воздухом в детских

садах применяются: сон на воздухе, в холодное время и воздушные ванны. В

детском саду мы используем воздушный режим.

"СОЛНЦЕ"

Закаливающее значение действия солнца своеобразно. Солнце является

сильно действующим средством закаливания. Солнечные лучи оказывают на

организм общее укрепляющее действие, повышают обмен веществ в

организме, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует

теплообмен. Но солнце может оказывать и отрицательное действие. Поэтому

надо к этой процедуре подходить очень осторожно. У младших детей

особенно полезны солнечные ванны, но важен при этом индивидуальный

подход. Проводить солнечные ванны надо в движении, но игры надо

проводить спокойного характера. Солнечные ванны увеличиваются

постепенно:

В младших группах до 20-25 мин.

В старших группах до 30-40 мин.

Солнечные ванны лучше принимать с 8 до 9 ч и с 15 ч до 16 ч.

Начинать надо после еды, чтобы прошло не меньше полутора часа, и до

начала еды за полчаса. Надо опасаться перегревов. Нужны светлые панамки.

Если ребенок перегрелся, надо накрыть лицо полотенцем, отвести в тень,

умыть, дать воды.

В детском саду закаливание осуществляется путем включения

элементов закаливания в повседневную жизнь детей и проведения

специальных мер закаливания. Закаливание в режим дня повседневной жизни

сводится к следующему:

а) создание привычки к широкому пользованию свежим наружным

воздухом в помещении;

б) рациональная одежда;в) длительное пребывание на воздухе независимо от погоды;

г) воспитание привычки к холодной воде.

Применение закаливания несколько видоизменяется в зависимости от

времени года и от возраста детей.

Все закаливающие процедуры должны проводиться ежедневно.

Обтирание и обливание проводятся после сна, строго под наблюдением

медицинских работников.

Одежда детей на прогулке в зимнее время года

    от + 6 до - 3: 4-хслойная одежда: белье, платье, трикотажная кофта,

колготки, рейтузы, куртка или демисезонное пальто (без трикотажной

кофты, если t0 выше 0 градусов).

    от -3 до -8: 4-хслойная одежда: белье, платье, кофта, колготки, рейтузы,

зимнее пальто, утепленные сапоги.

    от -9 до -14: 5-тислойная одежда: белье, платье, кофта или свитер,

колготки, рейтузы (2 пары), зимнее пальто, утепленные сапоги.

Сон в группе при t

0 +16 +15 - теплая рубашка с длинными рукавами или пижама, теплое одеяло.

Одежда детей при различной t 0 воздуха помещения

+ 23 и выше

1-2-х слойная одежда: тонкое х/б белье, легкое х/б платье, с короткими

рукавами, носки, босоножки.

+21- 22

2-х слойная одежда: белье, платье х/б или полушерстяное с длинным

рукавом, колготки для детей 3-4х- лет, для детей 5-7-ми лет - гольфы, туфли.

+18 – 20

2-х слойная одежда: белье, платье с длинным рукавом, колготки, туфли.

+16 – 17

3-х слойная одежда: х/б белье, трикотажное или шерстяное платье с

длинным рукавом, кофта, колготки, туфли или теплые тапочки.

Организация закаливания летом

В системе физического воспитания детей дошкольного возраста

закаливанию принадлежит большое место.

Сделать организм человека стойким, гибким и выносливым,

обладающим высокой способностью к сопротивлению и борьбе с

неблагоприятными условиями окружающей его среды - такова задача

закаливания.

Закаливание чаще всего рассматривается как процесс приспособления

организма к меняющимся условиям погоды и климата. Но, говоря о

закаливании и как о средстве физического воспитания, мы имеем ввиду не

только приспособленность организма, происходящего под влиянием

неблагоприятных условий. Закаливание надо рассматривать как сознательное

применение в определенной системе мероприятий, повышающих

сопротивляемость организма, воспитывать способность быстро и без вреда

для здоровья применяться к различным условиям внешней среды.

Закаливание следует начинать с самого раннего детства и продолжать

всю жизнь, изменяя формы и методы его в зависимости от возраста.

Закаляя детей дошкольного возраста, мы ставим перед собой

следующие конкретные задачи:

Повысить стойкость детского организма в борьбе с заболеваниями (так

называемыми "простудными" и другими);

Приучать детей чувствовать себя хорошо в различных меняющихся

условиях;

Воспитывать у детей потребность в свежем воздухе, приучать их не бояться

холодной воды и других факторов закаливания;

Воспитывать умение преодолевать трудности.

Наиболее широкие возможности для оздоровления предоставляются

летом. Использование в полной мере таких естественных факторов природы,

как солнце, воздух, вода, обогащение питания свежими фруктами,

повышение двигательной активности, все это благоприятно влияет на

здоровье детей.

Закаливание в режиме повседневной жизни сводится к следующему:

Создание привычки к широкому пользованию свежим наружным воздухом в

помещении;

Рациональная одежда;

Длительное пребывание на воздухе независимо от погоды

Привычка к прохладной воде.

Закаливание

Закаливание - один из наиболее эффективных методов повышения

сопротивляемости детского организма резким колебаниям температуры

воздуха и, что особенно важно, так называемым простудным заболеваниям.

Для закаливания используются факторы внешней среды – воздух, вода,

солнце. Основной принцип закаливания – постепенное воздействие на

организм тренирующих факторов, выработка выносливости к нарастающим

по силе и длительности воздействиям.

Существуют несколько обязательных правил:

Во-первых, любые закаливающие процедуры надо проводить

систематически. При нерегулярном их проведении организм не может

выработать необходимые реакции. Закаливание нельзя проводить как бы

впрок. Если закаливающиеся процедуры прекращаются (обычно в холодное

время года), то образовавшиеся в организме условия связи на раздражения

холодом быстро угасают и сопротивляемость снижается. Поэтому при

изменении условий, связанных с сезоном года, следует не отменять

закаливающие процедуры, а просто несколько изменить их.

Во-вторых, следует соблюдать принцип постепенности в увеличении

силы раздражающего воздействия. Это необходимо для успешного

приспособления организма к изменяющимся условиям. Особенно важна

постепенность при закаливании детей раннего возраста, организм которых не

способен быстро реагировать на холодные факторы.

В - третьих, очень важно учитывать индивидуальные особенности

ребенка, его реакцию на применяемые раздражители. Закаливание можно

проводить только при положительном отношении ребенка к процедуре.

Необходимо учитывать состояние здоровья ребенка, особенности его

высшей нервной деятельности. Более осторожно проводить закаливание

ослабленных и часто болеющих детей.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКАЛИВАЮЩИХ ПРОЦЕДУР

Закаливание воздухом начинается с проветривания помещения, в

результате которого температура воздуха в комнате должна снизиться более

чем на 1°С. Помещение проветривают несколько раз в день в холодное время

года и постоянно в теплое.

Наиболее мягкой закаливающий процедурой являются воздушные

ванны. Сначала проводятся местные воздушные ванны, когда у ребенка

обнажены только руки и ноги (например, во время утренней гимнастики).

Позднее применяют общие воздушные ванны при обнажении всего тела

ребенка. Продолжительность воздушной ванны увеличивается постепенно,

достигая 5-8 мин.Температуру воздуха в помещении надо постепенно снижать на 1-2°С

через 2-3 дня. Начинают закаливающие процедуры при обычной температуре

воздуха 21-22°С. Конечная температура воздуха 16-18°С. При этом

необходимо следить за признаками переохлаждения (появления «гусиной

кожи»). У детей с аллергическими реакциями охлаждение организма

наступает быстрее.

Закаливание водой начинают с самых слабых воздействий, которые

вскоре заменяются общими процедурами. Наиболее мягкой водной

процедурой является влажное обтирание, после которого кожу ребенка

необходимо растереть мягким сухим полотенцем. Сначала обтирают руки и

ноги, затем все тело.

К местным процедурам относится обливание ног водой. При этом

смачивают нижнюю половину голени и стопы. Обливание ног проводят при

t° воздуха в помещении не ниже 20°С.

К местным водным процедурам относятся местные ванны для рук и

ног. Ручные ванны можно проводить во время игры с водой. Ножные ванны

оказывают не только местное, но и общее воздействие на организм ребенка.

Ножные ванны проводятся детям с 1,5 лет. Сначала ребенку моют ноги

теплой водой, затем все более холодной (снижают t° через 4-5 дней на 1°С и

доводят до 22°С, детям старшим 18°С). Продолжительность ножной ванны от

1 до 3 мин. Ноги должны быть при этом теплыми. В этом случае воздействие

холодной воды вызывает соответствующую реакцию со стороны

кровеносных сосудов. При обливании или мытье холодных ног такой

реакции не наступает. Поэтому обливание ног нужно проводить после

дневного сна.

Душ является более сильным закаливающим средством, чем обливание,

поскольку на кожу ребенка оказывают воздействие более сильные струи

воды, возбуждающие ребенка. Особенно он полезен детям вялым и

заторможенным.

Закаливание солнцем происходит обычно во время прогулок.

Продолжительность солнечных ванн от 2-3 до 10 мин. одномоментное. Очень

важно следить за индивидуальной реакцией ребенка на облучение, не

допуская перегревания.

Первым требованием для проведения закаливания является создание

гигиенических условий. Это обеспечение чистого воздуха и рационального

сочетания t° воздуха и одежды детей, бактериальная и химическая чистота

воздуха в помещении достигается сквозным проветриванием, которое

создает возможность многократной смены воздуха за короткий срок.

Сквозное проветривание очень кратковременно, в течение 5-7 мин.

Необходимо сквозное проветривание:

а) перед приходом детей;

б) перед занятиями;

в) перед возвращением детей с прогулки;

г) во время дневного сна (в группе), после сна (в спальне);д) после полдника;

е) после ухода детей домой.

Температура воздуха в группе восстанавливается через 20 мин. В

каждом групповом помещении находится график сквозного проветривания с

указанием времени. Для поддержания t° воздуха в группе используют

постоянное одностороннее проветривание, но не сажать под открытые

фрамуги детей и следить, чтобы не было сквозняка. В туалетной и

умывальной комнате никаких сквозных и односторонних проветриваний в

присутствии детей не должно быть. Следить чтобы дети долго не находились

в туалете, чтобы не мочили рукава, т.к. мокрая одежда вызывает резкое

охлаждение, и вызывает простудные заболевания.

Оздоравливающее действие воздуха необходимо использовать при

организации дневного сна, путем правильной одежды и проветривания.

Спать дети должны при открытой фрамуге, в любое время года.

Древнейший способ закаливания– хождение босиком. Существует

много способов тренировки к босохождению. Утром и вечером нужно ходить

босиком по комнате от 15 до 30 мин. Каждый день время удлиняется на 10

мин. и доводится до 1 часа. Особенно хорошо действует хождение босиком

по твердому грунту земли или мелкому гравию. Огрубевшая кожа на ступнях

притупляет болевые ощущения и возбудимость к холоду. Для закаливания

холодной водой. Начальная t° воды 23-28° понижая через каждую неделю на

1-2° и постепенно доводить до t° воды из крана водопровода.

Практически здоровые дети могут сразу начинать закаливающие

полоскание, начав с t° 25° снижая ее каждые 2-3 дня. Через месяц можно

перейти на полоскание отварами трав, просто водой из крана, раствором

морской соли.

С помощью средств закаливания достигается высокая сопротивляемость

организма различным неблагоприятным факторам. Достичь высокого

эффекта можно лишь при соблюдении определенных принципов проведения

закаливающих процедур.

Прежде всего закаливающие процедуры следует проводить

систематически , а не от случая к случаю. Только регулярно проводимые

закаливающие процедуры позволят нервной системе приспособиться к

меняющимся условиям внешней среды. Закаливание надо проводить

ежедневно. Практика показала, что организм привыкает к холоду быстрее,

если охлаждение проводить каждый день по 5 мин., а не через день по 10

мин. Длительные перерывы в закаливании ведут к угасанию, а то и полной

утрате приобретенных защитных реакций. Обычно уже через 2-3 недели

после прекращения процедур организм теряет устойчивость к простуде.

Значит перерывы недопустимы. Если же перерыв был, то закаливание

возобновляется с «мягких» процедур. Очень важно выработать привычку к

закаливающим процедурам, чтобы они со временем переросли в насущную

потребность на всю жизнь.Другое обязательное условие закаливания – постепенность в усилении воздействия процедур. Только последовательный переход от малых доз к

большим, нарастающее усиление того или иного раздражителя обеспечивает

желаемый эффект.

Закаливание детей требует немалых усилий и упорства. Только

набравшись терпения, вы добьетесь гармонии организма с природой, их

благоприятного взаимодействия. Действие закаливающих факторов должно

ощущаться детьми как естественное и приятное. Тогда верными друзьями

будет – солнце, воздух и вода.

Традиционные виды закаливания детей.

    утренний прием на свежем воздухе, гимнастика

    оздоровительная прогулка

    воздушные ванны

    воздушные ванны с упражнениями

    сон с доступом свежего воздуха

    умывание в течение дня прохладной водой

    полоскание рта прохладной водой

    хождение босиком до и после дневного сна

    хождение босиком по «дорожке здоровья»

    (массажные коврики) после дневного сна

    солнечные ванны

Примерная схема закаливания детей от двух до семи лет

    Температура воздуха в помещении, где находится ребенок, + 18, +20градусов.

    Воздушная ванна-10-15 минут. Ребенок двигается, бегает; одетый в трусики, майку с короткими рукавами, тапочки на босу ногу или короткие носочки. Часть времени (6-7 минут) отводится на гимнастические упражнения из приведенного комплекса.

    2. Умывание водой, температура которой с +28 градусов снижается к концу года закаливания летом до +18, зимой до +20. Дети старше двух лет моют лицо, шею, руки до локтя, старше трех- верхнюю часть груди и руки выше локтя. Исходная температура воды для детей старше трех лет тоже +28, а минимальная летом +16, зимой + 18 градусов.

    3. Дневной сон летом с доступом свежего воздуха, зимой-в хорошо проветренной комнате при температуре + 15 +16 градусов.

    4.Сон без маечек. Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.

    5. Прогулка два раза в день при температуре до -15 градусов продолжительность от 1-1,5 часа до 2-3 часов.

    6. В летнее время солнечные ванны от 5-6 до 8-10 минут два-три раза в день; пребывание на свежем воздухе и в тени неограниченно.

    7. Полоскание рта (дети двух- четырех лет), горла (дети старше четырех лет) кипяченой водой комнатной температуры с добавлениемнастоя ромашки или шалфея два раза в день-утром и вечером. На каждое полоскание используется около 1/3 стакана воды.

Комплекс оздоровительных мероприятий после сна

Воспитатель звонит в колокольчик:

Колокольчик золотой,

Он всегда, везде со мной.

«Просыпайтесь!» - говорит.

«Закаляйтесь!» - всем велит.

Комплекс закаливающих упражнений.

1. «Киска просыпается! (Предложить детям вытянуться в кроватке,прогнуть спину, вытянуть вверх руки).

На коврике котята спят,

Просыпаться не хотят.

Вот на спинку все легли,

Расшалились тут они.

Хорошо нам отдыхать,

Но уже пора вставать.

Потянуться, улыбнуться

Всем открыть глаза и встать.

2. «Игры с одеялом» (Дети прячутся под одеяло 2-3раза)

Вот идет лохматый пес,

А зовут его Барбос!

Что за звери здесь шалят?

Переловит всех котят.

3. «Легкий массаж». (Поутюжить руки, ноги от пальчиков вверх,разгладить спинку, грудь)

4. Дети выходят из спальни в группу. Ходьба по «дорожкам здоровья»

1-я дорожка – массажные коврики

2-я – ребристая

3-я – с жесткой мочалкой

4-я перешагивание через препятствия (кирпичики)

Зашагали ножки, топ-топ-топ!

Ну-ка, веселее, топ-топ-топ!

Вот как мы умеем, топ-топ-топ!

Топают ножки, топ-топ-топ!

Прямо по дорожке, топ-топ-топ!

5. Гигиенические процедуры.

Кран откройся! Нос умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойся, мойся, обливайся!

Закаляйся! Закаляйся!

Некоторые приёмы закаливания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи

1. Обширное умывание

Ребёнок должен:

Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ей от кончиков

пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.

Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими

одновременно к подбородку, сказать «раз».

Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части

груди, сказать «раз».

Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.

Примечание.

Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно:

каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая

«раз, два» и т.д.

2. Сон без маечек.

Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за

перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть

подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется,

температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов.

Комплекс оздоровительных мероприятий по возрастным группам

Младшая группа

 Приём детей на улице (при температуре выше -15°)

    Утренняя гимнастика в группе 8.00

    Полоскание полости рта после завтрака, обеда, ужина.

    Физкультурные занятия (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю

    Фитонциды (лук, чеснок)

    Прогулки: дневная 10.30-11.40; вечерняя 17.45-18.30

    Оптимальный двигательный режим

    Сон без маек

    Дыхательная гимнастика в кровати

    Элементы обширного умывания

Средняя группа

    Приём детей на улице (при температуре до -15°)

    Физкультурные занятия в зале (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю

    Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения

    Фитонциды (лук, чеснок)

    Прогулки: дневная 10.15 – 11.50; вечерняя 17.30 – 18.30

    Оптимальный двигательный режим

    Сон без маек и подушек

    Упражнения на профилактику плоскостопия

    После полдника полоскание полости рта

Старший дошкольный возраст

    Приём детей на улице (при температуре до -15°-18°)

    Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на улице, с октября по апрель– в зале по графику)

    Физкультурные занятия в зале (босиком) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю

    Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения,массаж ушных раковин

    Перед прогулкой полоскание полости рта чесночным настоем (с октября по апрель)

    Фитонциды (лук, чеснок)

    Прогулки: утренняя 7.00 – 8.00; дневная 10.45 – 12.10; вечерняя 16.20-18.00)

    Оптимальный двигательный режим

    Сон без маек

    Дыхательная гимнастика в кроватях

    Обширное умывание, ходьба босиком

Закаливание - комплекс оздоровительных мероприятий. повышающих устойчивость организма к неблагоприятным средовым и, в первую очередь, метеорологическим воздействиям путем тренировки механизмов терморегуляции. Помимо оздоровительного эффекта, закрепление навыков закаливания путем создания бодрого, жизнерадостного настроения способствует формированию утверждению принципов и правил здорового образа жизни

В работе с детьми необходимо соблюдать основные принципы закаливания:

    Осуществлять закаливание следует только при полном здоровье детей;

    Интенсивность закаливающих процедур целесообразно увеличивать постепенно, соответственно возрастающим в процессе закаливающей тренировки компенсаторным возможностям растущего организма:

    Систематичность и последовательность - залог эффективности закаливания;

    Перерыв в закаливании на 2-3 недели и более снижает сопротивляемость организма ребенка простудным факторам;

    Необходим тщательный учет индивидуальных особенностей ребенка, его возраста, возможности наличия у него повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям;

    Недопустимо проведение закаливания при наличии у ребенка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства), что может приводит к невротическим расстройствам;

    Избегать перегревающей одежды.

В летний оздоровительный период из системы закаливающих мероприятий исключается контрастное обливание ног. Оно заменяется обливанием ног холодной водой (+18°С), которое проводится по возвращении с прогулки перед дневным сном.

Детей продолжают обучать прополаскивать рот водой комнатной температуры, мыть прохладной водой руки по локоть, шею, верхнюю часть груди, ходить по ребристым дорожкам.

Рекомендуется организовывать обширное умывание после дневного сна. Ребенок должен открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ей от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать: «Раз», то же проделать левой рукой.

Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать: «Раз».

Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «Раз».

Намочить обе ладошки и умыть лицо.

Ополоснуть, «отжать» руки, вытереться насухо.

Примечание : через каждый месяц длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, грудь, шею лети умывают по 2 раза, проговаривая «раз», «два».

При рассеянном солнечном облучении рекомендуется принимать солнечные ванны на открытом воздухе, но при температуре ниже 18 градусов С и скорости ветра 5м/сек. и более время приема ванн сокращается. Необходимо обеспечивать двигательную активность во время приема воздушных ванн - это является непременным условием их эффективности. Не допустимо принимать воздушные ванны лежа, тем более на земле, даже в теплую погоду, так как известны случаи выраженного охлаждения уже при температуре воздуха +22 градуса С, потому что земля обладает выраженным теплоотнимающим действием.

Во время летнего - оздоровительного периода на время дневного сна детям надевают легкое белье с короткими рукавами, а в жаркие дни дети могут спать в трусах. Помещение, в котором спят дети должно быть проветренным. В спальне должно быть несколько градусников измерения температуры воздуха, на разном расстоянии от открытого окна, фрамуги.

Екатерина Ершова
Летняя оздоровительная работа

Летний сезон справедливо считается благоприятным периодом для оздоровления дошкольников . Можно больше находиться на воздухе, играть, закаляться, в полной мере насладиться его дарами : свежим воздухом, солнечными лучами и теплой нежной водой.

Основная цель работы в летний оздоровительный период - это создание в группе максимально эффективных условий для организации оздоровительной работы и развития познавательного интереса детей.

Задачи летней оздоровительной работы :

1. Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.

2. Реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей, их нравственное воспитание, развитие любознательности и познавательной активности, формирование культурно – гигиенических и трудовых навыков.

3. Осуществить педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период .

При организации воспитательно-образовательной работы соблюдался режим дня с учётом летнего периода :

Утренний приём и гимнастика на воздухе,

Прогулки не менее 4 часов,

закаливающие мероприятия : солнечные ванны, нахождение детей без одежды, обливание ног перед сном, обливание рук до локтя,

Увеличение времени сна,

Витаминизация и калорийность питания,

Физкультурные мероприятия,

Соблюдение питьевого режима.

Оздоровительная работа с детьми .

Бодрящая утренняя гимнастика на свежем воздухе – залог хорошего настроения на весь день, поднимающая мышечный тонус. В комплексы утренней гимнастики входят точечный массаж Су-Джок с использованием шишек, дыхательная гимнастика, ОРУ с шишками, мячиками, кубиками.

Большое внимание было уделено закаливанию детей в процессе повседневной жизни. При любой погоде, кроме особенно холодных дней, вся жизнь детей проходила на свежем воздухе. Использовались такие средства закаливания : хождение босиком, облегченная одежда, воздушные и солнечные ванны, тропа здоровья.

Из специальных мер закаливания - закаливание водой – приобрели детские бассейны для плескательных игр. В жаркие дни дети залезали в бассейн с ногами и плескались, а в прохладные-«рыбачили» . После возвращения с прогулки обливали детям ноги водой.

Родители информировались об оздоровительной работе в летний период .

Для качественного выполнения физического развития на свежем воздухе была использована спортивная площадка, на которой проводились физкультурные занятия, досуги, праздники, проводились подвижные игры и эстафеты и на веранде участка (в особенно жаркие дни) . Для этого были изготовлены маски животных : кошка, пес, курочка, петушок и пр.

Проведенные физкультурные занятия, развлечения давали детям эмоциональный подъем, так как они были наполнены различными упражнениями с предметами, основными движениями в игровой, сюжетной форме, разными подвижными играми.

Особое внимание уделили вопросу организации условий для игр на участке. Зеленые лужайки создавали отличные условия и возможность поиграть и в подвижные, и в спокойные игры не мешая друг другу.

В течение летнего периода проводилась индивидуальная и подгрупповая работа с детьми по развитию основных движений на прогулке и направлена она была на повышение и развитие двигательных качеств, повышение двигательной активности.

Вся физкультурно-оздоровительная работа имела высокую результативность в реализации тематического планирования.

Воспитательно-образовательная работа .

Очень понравились детям экскурсии по экологической тропе на территории д/с. Дети знакомились со сказочными персонажами (по сказке «Колобок» , «Муха-Цокотуха» , Буратино, Смоляной бычок, Курочка Ряба, обустройством водоема, цветниками, изучали разнообразие лекарственных трав и насекомых, познакомились с солнечными и цветочными часами, играли с «домашними животными» на фланелеграфе «Деревенское под ворье» .

Был посажен огород, на котором росли : салат, редиска, перец, свекла, морковь, тыква. Детей привлекали к труду на нем и показывали приемы работы : как надо держать лейку, как поливать растения. В индивидуальной работе также была организована прополка от сорняков, сбор свежескошенной травы. Ухаживали и наблюдали за ростом растений. Постоянно проводились наблюдения в природе, где они узнали много интересного о жизни растений, насекомых, птиц.

Летние дни были насыщены увлекательными, познавательными мероприятиями. Для детей были организованы и показаны кукольные театры артистами г. Н. Новгорода «Мойдодыр» , Дзержинского театра кукол «Карлсон проказничает опять» , театра кукол «Сказки из кузовка, выступление человека-оркестра, циркового шоу «Арлекин» . Сами дети также участвовали в театрализованной деятельности, знакомились с перчаточными куклами, смотрели сказку «Репка» на новый лад о здоровом питании, театр на магнитах Теремок, инсценировали эту сказку сами, используя маски, а для сказки «Репка» -куклы, выполняли этюды и разные театральные упражнения.

В летний оздоровительный период по плану в детском саду проводились тематические дни. Особенно детям запомнился День юмора и смеха, День подготовки к Олимпиаде, День Светофора, День Космоса, День пожарной безопасности, День Цветов, День кляксографии, также проводились тематические беседы : «Безопасность на дороге» , «Осторожно, ядовитые цветы» , «Кто такие птицы» , об Олимпиаде и насекомых, «Белый, синий, красный – главный триколор России» и другие интересные мероприятий : танцы, хороводы, просмотр мультфильмов в дождливую погоду и много других соответственно плану.

В течение лета были изучены свойства песка. Игры с песком и сооружение построек из него – одно из самых увлекательных занятий в летнее время . А результатом явилось пополнение знаний о свойствах песка.

Проводилась опытно-экспериментальная деятельность : проведение опытов и экспериментов по изучению свойств воды, песка, ветра, коллекционирование камней, листьев.

Проводилась работа по предупреждению бытового и дорожного травматизма, противопожарной безопасности. Проводились игры и беседы.

Наличие выносного игрового оборудования (на нашем участке имеется разнообразный материал для игр детей : песочные наборы, формочки, ведра) очень облегчало организацию самостоятельной двигательной активности, сюжетно – ролевых игр, опытов, дидактических игр. Этому способствовал и режим дня. Дети много времени проводили на свежем воздухе. Детям предлагали разнообразный материал для игровой деятельности : куклы, машины, наборы домашних и диких животных, сюжетно-ролевые игры, как «Семья» , «Больница» , «Ремонтная мастерская» , «Регулировщик» , «Шоферы» , а также физкультурное оборудование : скакалки, обручи, мячи, кегли, кольцеброс.

Дети очень много рисовали с помощью нетрадиционных техник согласно тематическому плану : «Волшебная клякса» , Угадай, на что похоже (кляксография, «Светофор» , Путешествие к звездам, рисование в мыльно-шампуневой технике «Солнышко и дождик» , ладошками «Два веселых гуся» , в пальчиковой живописи.

Много времени отводилось чтению художественной литературы : сказки, загадки, разучивание стихов. Отмечали Дни рождения писателей и поэтов чтением их произведений : С. Козлов, Д. Биссет, Т. Янссон, Г. Гладков.

Работа с родителями .

Родители тоже принимали активное участие в жизни детского сада. Они помогали оформлять участки, обновили песок в песочницах, были привлечены к работе по прополке цветников.

На летний период были оформлены родительские уголки :

Проведены консультация для родителей :

- «Улицы города : о профилактике детского травматизма в летний период »

- «Лето – самое удобное время для закаливания»

- «Отдыхаем вместе с детьми»

- «Если ужалила оса»

По профилактике кишечных инфекций;

Подводя итоги летней оздоровительной работы в нашей группе , можно сделать вывод, что благодаря педагогическому мастерству, энтузиазму, умению сотрудничать с родителями воспитанников коллективу за летние месяцы удалось организовать полноценный интересный и насыщенный событиями и делами отдых дошкольников, успешно реализовать все поставленные воспитательно-образовательные задачи.

Проведенная работа с детьми способствовала укреплению здоровья детей, их физическому, интеллектуальному и эстетическому развитию.

Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на их всестороннее развитие. Основная задача взрослых при этом как можно полнее удовлетворить потребность растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении. Обеспечить необходимый уровень физического и психического развития детей поможет четко спланированная система мероприятий развлекательного, познавательного и оздоровительного характера. Лето – удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период они много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей. Успех летней оздоровительной работы с дошкольниками во многом определяется тем, насколько грамотно и своевременно подготовился к ней весь коллектив дошкольного учреждения. В помощь педагогам заместитель заведующего по УВР подобрала необходимую справочную и методическую литературу, конспекты проведения досуга и развлечений, подобрала картатеку игр м водой, игр-экспериментирований, игр по формированию у детей здоровому образу жизни. Большую помощь воспитателям может оказать использование материала из опыта работы с детьми летом в предыдущие годы:; практические советы и методические рекомендации:

  • Рекомендации по предупреждению детского травматизма в летний период).
  • Рекомендации по правилам дорожного движения

Для полноценной воспитательной работы с детьми необходи,

На заключительном педагогическом совете в мае педагоги знакомятся с основными задачами работы ДОУ в летний период: -развивать экологическое мышление детей через расширение представлений о растительном и животном мире, природных явлениях, труде людей в природе, экспериментирование; -учить способам ухода за посадками сада, леса, цветника — воспитывать желание за растениями, трудиться — развивать эмоционально- доброжелательные отношения к живым объектам природы и сверстникам в процессе общения с ними. — совершершенствовать двигательные навыки детей; — развивать психофизические качества личности ребенка; —учить самостоятельно кататься на 3-х колесном велосипеде, самокате План летней оздоровительной работы детально обсуждается в коллективе детского сада, определяется роль каждого педагога в его выполнении. При этом учитываются пожелания и предложения воспитателей, специалистов, их творческие идеи, которые потом воплощаются в интересные мероприятия. Учебные занятия в летний период не проводятся. Рекомендуется организовывать спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др., а также увеличивать продолжительность прогулок (в соответствии с СанПиН) Любые виды детской деятельности (игра, труд, художественное творчество и др.) организуются на воздухе. Все это приносит дошкольникам много радости, улучшает их эмоциональное состояние, способствует умственной активности.