Вода. Свойства воды. Занятие с дошкольниками "свойства воды"

Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений о свойствах воды (отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – жидкость без вкуса и запаха);
–Учить детей работать с прозрачной посудой, с незнакомыми растворами

  • Развивающие:
  • Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
    – Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать бережное отношение к воде;
    – Стимулировать самостоятельное формулирование выводов;
    – Воспитывать у детей интерес к экспериментированию.

    Оборудование: магнитная доска, капли с загадками, иллюстрации с отгадками, пластиковые стаканы на каждого ребенка, посуда конусной, цилиндрической, шаровидной формы, резиновая перчатка, вода, сок, молоко, крупа, чайные ложечки, коктейльные трубочки, карточки с условными обозначениями, иллюстрации изображающие негативное влияние человека на воду, заготовка памятки “Как сохранить воду на Земле”, клей, кисти.

    Используемые виды деятельности: экспериментирование, аппликация.

    Место проведения: групповое помещение

    Предварительная работа: Беседы с детьми о свойствах и значении воды, чтение стихов и отгадывание загадок по теме, чтение сказки Н.А. Рыжовой “Как люди обидели речку”, просмотр мультфильма “Чебурашка и Гена чистят реку”, знакомство с профессией лаборанта посредством просмотра презентации, знакомство с оборудованием для экспериментов, сюжетно-ролевая игра “Лаборанты”, проведение отдельных опытов с водой.

    Ход занятия

    Введение в игровую ситуацию:

    Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. Что делают в лаборатории?

    Ответы детей: Проводят опыты, исследуют, занимаются наукой.

    Воспитатель: Да, вы правы. И все ученые, исследователи начинают свою работу с определения темы исследования. Нам с вами в этом помогут вот эти капельки с загадками. Ответы на них расскажут нам о теме исследования:

    (Воспитатель загадывает загадки, написанные на капельках. Капли закреплены на магнитной доске, под ними перевернутые отгадки. По ходу отгадывания загадок, воспитатель переворачивает отгадки.)

    Люди ждут меня, зовут,
    А приду к ним – прочь бегут.
    (Дождь.)

    Течет, течет – не вытечет,
    Бежит, бежит – не выбежит.
    (Река.)

    Стоит корыто
    Полно воды налито.
    (Озеро.)

    К речке-сестрице
    Бежит-журчит водица.
    (Ручей.)

    Воспитатель: Ребята, что объединяет отгадки? Что мы с вами сегодня будем исследовать?

    Ответы детей: Воду.

    Практическое экспериментирование.

    Воспитатель: Ребята, вы абсолютно правы, молодцы. Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Мы уже много знаем о свойствах воды, а сегодня я вам предлагаю узнать, есть ли у воды какие-то свойства, про которые мы еще не знаем.

    Свойство № 1 “Вода – это жидкость без вкуса и запаха”.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, у вас есть стаканчики с крупой. Давайте пересыпем ее в пустой стаканчик. Что крупа делает?

    Ответы детей: Сыпется.

    Воспитатель: А теперь то же самое проделаем с водой. Что вода делает? Почему?

    Ответы детей: Льется, потому что вода жидкая.

    Воспитатель: Если бы вода не была жидкой, то не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

    Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

    Воспитатель: Ребята, все ученые записывают свои исследования, давайте мы с вами тоже будем отмечать наши результаты с помощью схем-помощников. (Закрепляю на магнитной доске первую схему, дальше после подведения итога каждого опыта закрепляю условные обозначения.)

    Воспитатель: У вас на столах есть еще стаканчики с соком. Сок льется? Это жидкость?

    Ответы детей: Да

    Воспитатель: Ребята, для следующего опыта нам понадобятся трубочки. Попробуйте через соломинку воду, сок. Есть ли у воды вкус, а у сока?

    Ответы детей: Сок сладкий, вода без вкуса.

    Вывод: Вода – безвкусная жидкость.

    Воспитатель: Ребята, помните, мы с вами сажали лук? Во что? (В воду, в землю.) Понюхайте, какой у нее запах. А теперь понюхайте воду в своих стаканчиках. Она пахнет? (Нет.)

    Ответы детей: Чистая вода не пахнет.

    Вывод: Чистая вода не имеет запаха.

    Свойство № 2: Вода прозрачна и не имеет собственной формы.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите. Что у меня в стакане? (Показываю стакан с молоком.)

    Ответы детей: Молоко.

    Воспитатель: Оно льется?

    Воспитатель: Значит, мы можем назвать молоко жидкостью?

    Воспитатель: А вы любите молоко?

    Дети: Да – нет.

    Воспитатель: И я люблю молоко. А когда оно горячее, мешаю его ложечкой, чтобы остыло. (опускаю ложку в стакан) Ой, что это? Куда исчезла ложка? Вы ее видите?

    Дети: нет.

    Воспитатель: А так? (Вытаскиваю ложку.)

    Воспитатель: А теперь вы опустите ложечки в свои стаканчики с водой. Видите их? Заметили разницу?

    Ответы детей: В стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает.

    Вывод: Чистая вода прозрачна.

    Воспитатель: А теперь мы воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на наших столах. Обратите внимание на их форму.

    Дети отмечают, что форма у них разная (конус, цилиндр).

    Воспитатель: У меня есть колба. Какая форма у ее нижней части? (Шар.) Перелейте воду в один стаканчик, а потом в другой. Какую форму приняла вода в ваших стаканчиках?

    Ответы детей: конуса, цилиндра.

    Воспитатель: А в моей колбе какую форму приняла вода? (Форму шара.)

    (Наливаю воду в резиновую перчатку) А теперь какую форму приняла вода? (Форму перчатки.)

    Вывод: В отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают.

    Воспитатель: Молодцы, ребята. Сегодня мы много нового узнали о воде. Давайте подведем итог нашим исследованиям. О каких свойствах воды мы с вами сегодня узнали?

    При этом внимание детей обращается на доску, где закреплены карточки с условными обозначениями.

    Ответы детей:

    1. Вода – это жидкость.
    2. Вода не имеет вкуса.
    3. Чистая вода не имеет запаха.
    4. Чистая вода прозрачна.
    5. Вода не имеет собственной формы.

    Воспитатель: Ребята, как вы думаете, нужна ли человеку вода? Для чего?

    Ответы детей:

    Воспитатель: Правильно, человек ни дня не может прожить без воды: из нее он готовит пищу, она нужна цветам, человек может обходиться без еды чуть больше месяца, а вот без воды всего несколько дней. Вода – добрый друг и помощник человека. Но чистой воды на Земле становится все меньше и меньше. Как вы думаете, почему?

    Ответы детей:

    Воспитатель: Да, вы правы. Заводы, фабрики потребляют много воды и одновременно загрязняют ее отходами своего производства, сбрасывая их в реки, озера. От этого гибнет рыба и вообще жизнь в воде. Как вы считаете, что нужно делать, чтобы сохранить воду?

    Ответы детей:

    Воспитатель: Молодцы, ребята! А чтобы никогда об этом не забывать, давайте сделаем памятку “Как сохранить воду на Земле”, я вам в этом помогу. Давайте выберем картинки, на которых изображены действия людей, ведущие к загрязнению воды.

    (Дети вместе с воспитателем подходят к столу, где разложены картинки с изображениями негативного влияния человека на состояние воды. На доске прикреплен большой лист бумаги с заранее написанным названием. Дети выбирают нужные картинки и наклеивают их на лист бумаги.)

    Воспитатель: (отмечает успехи детей) Благодарю вас, ребята!

    Список литературы

    1. Гризик Т.И . Познавательное развитие детей 2–7 лет: метод. пособие для воспитателей / Т.И. Гризик. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 256 с. – (Радуга).
    2. Коломина Н.В. .Занятия по экологии в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 144 с.
    3. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подгот. группы дет. сада: Пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения / С.Н. Николаева. – М.: Просвещение, 2002. – 144 с.
    4. Планирование работы в детском саду с детьми 6–7 лет: метод. рекомендации для воспитателей / [И.Г. Галянт, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др.; науч. ред. Е.В. Соловьева]. – М.: Просвещение, 2013. – 224 с.
    5. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон; науч. рук. Е.В. Соловьева]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с.

    Номинация «Мультимедийные технологии в педагогическом процессе в ДОУ»

    В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию.

    Возможность познавать окружающий мир ребенку обеспечивает деятельность, так как она - важное условие и средство познания. Быть активным - значит быть деятельным! Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем она более значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие.

    Видный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. Важным является вопрос о содержании наблюдений - что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать.

    Цель : данная презентация обеспечивает наглядность - зрительный ряд на занятии. Познакомит детей со свойствами воды.

    Задачи : работа по презентации построена таким образом, что после разговора (с просмотрами слайдов) о необходимости воды для всего живого, плавно включится в тему занятия. Воспитатель, двигаясь пошагово, рассказывает где встречается вода, проводя опыты, наглядно демонстрирует на слайдах явления неживой природы. Развивает логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение.

    Эффективность : закрепляет знания о неживой природе, способствует созданию информационно-коммуникативной среды, соответствует современным требованиям.

    Практическая значимость:

    1. Наглядное ознакомление с необходимостью воды для человека, животных и растений.
    2. Ознакомление с явлениями неживой природы, со свойствами воды.
    3. Стихотворная часть.

    Место использования мультимедийного материала: может быть использовано как педагогами дошкольных учреждений в качестве зрительного материала на занятии по ознакомлении с природным явлением - вода, так и родителями для организации познавательно-исследовательской деятельности детей дома.

    Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Организовать внимание детей, создать игровую мотивацию. Под звуки «Шум воды» входит УЧЕНАЯ ИЗ ВОЛШЕБНОЙ ЛАБОРАТОРИИ в мантии и четырехугольной академической шапочке.

    Здравствуйте ребята! Я пришла к вам в гости, меня зовут Ученая, и я расскажу сегодня вам об одном величайшем богатстве нашей планеты! Но сначала отгадайте загадку:

    Введение в игровую ситуацию, подготовка детей к теме занятияю

    Она и в озере, и в лужице
    Она снежинкою над нами кружится,
    Она и в чайнике у нас кипит,
    Она в реченьке бежит, журчит (вода ).

    Догадались, о чем мы будем сегодня говорить? Мы с вами поговорим о воде. Я хочу, пригласит вас свое волшебную лабораторию, и рассказать о великом чуде - воде. Там мы станем юнымиучеными. Проведем опыты, чтобы понять какая она уникальная. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место где ученые проводят опыты и ставят эксперименты).

    А чтобы туда попасть нужно, ответить на несколько вопросов.

    СЛАЙДЫ № 2,3,4,5,6,7,8.

    Скажите, для чего нужна вода человеку? (Человек пьет воду, моется, готовит, поливает огороды, сады, избавляется от грязи с помощью воды ).

    Но вода нужна не только человеку! (Вода нужна животным, растениям, насекомым, птицам, рыбам. Без воды живые существа не смогут выжить).

    Правильно, а теперь сыграем в игру.

    И г р а «Кому нужна вода?»

    Каждый ребенок выбирает себе картинку с изображением различных объектов природы (животного, растения, человека - маленький ребенок, женщина и др.) и рассказывает, зачем вода нужна тому, кто изображен на картинке (другие дети могут добавлять).

    Молодцы! Пройдемте в нашу лабораторию, здесь вы узнаете, какими свойствами она обладает, но сначала вспомним правило обращения с водой:

    Коль с водой имеем дело
    Рукава засучим смело.
    Пролил воду - не беда,
    Тряпка под рукой всегда.

    Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и закроем глаза.

    (Звучит СД музыка «Шум прибоя»).

    Вот мы попали в лабораторию воды!

    СЛАЙДЫ №9,10 (волшебная лаборатория, земной шар).

    Трудно найти на земле место, где бы не было воды. Вода есть всюду: в океанах, морях, реках и озёрах. Вода содержится в земле, вода есть в растениях, животных, даже в человеке. Посмотрите на нашу планету, так она выглядит из космоса. А почему на ней так много синего цвета? (Это моря, океаны, озера, реки, это все вода).

    Правильно, теперь:

    Вы слыхали о воде?
    Говорят она везде!
    Как сосулька замерзает.
    В лес туманом заползает.
    Ледником в горах зовётся.
    Лентой серебристой вьётся.
    Мы привыкли, что вода -
    Наша спутница всегда!

    СЛАЙДЫ № 11, 12, 13.

    Скажите мне, что вы знаете о воде, где она встречается в природе (в морях, океанах, реках, озерах, болотах).

    СЛАЙДЫ № 14,15,16,17.

    Расскажите, какие явления неживой природы связаны с водой. (Роса, туман, облако, пар, дождь, снег, лёд, иней).

    Вывод: вода - одно из самых важных для природы вещество, оно содержится повсюду, даже внутри живого организма. Вода не только поит, но и кормит, без воды не приготовить, ни одно блюдо. Вода вырабатывает электрический ток, помогает перевозить грузы. Хоть и кажется что на планете воды много, но живым организмам нужна только пресная вода, а ее не очень много в природе. И по этому ее необходимо беречь.

    Активизация знаний детей о воде, развивать социальные навыки у детей, доказывать правильность своего мнения, закрепить знания детей о свойствах воды.

    СЛАЙД №18 (Три состояния воды).

    Давайте посмотрим, в каком состоянии может находиться вода в природе.

    ОПЫТ №1 «ВОДА-ЖИДКАЯ».

    Переливаем воду из одного стакана в другой (из меньшего в больший). Вот видите, как у нас течет вода. Значит она ЖИДКАЯ и не имеет своей формы.

    СЛАЙД №19 (жидкая вода).

    ОПЫТ № 2 «ВОДА-ЭТО ПАР» (Ученая вносит термос с горячей водой).

    Что выходит из термоса при закипании воды? (Пар)

    Откуда пар появился в банке - мы же наливали воду?

    Вывод: Вода при нагревании превратилась в ПАР.

    СЛАЙД № 20 (пар).

    ОПЫТ №3 «ПАР-ЭТО ВОДА» (подносит к струе пара холодное стекло).

    Посмотрите, что произошло со стеклом. Откуда появились капельки воды на стекле? Когда пар попал, на холодное стекло он опять превратился в воду.

    Вывод: пар при охлаждении превращается в ВОДУ.

    СЛАЙД №21 (пар при охлаждении превращается в воду). Вот так происходит и в природе.

    Физкультурная минутка.

    Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши юные учёные? Давайте отойдем от своих лабораторных столов и пройдём на ковёр.

    (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

    Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
    Вправо, влево повернись, на соседа оглянись.

    (Повороты в разные стороны)
    Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
    Раз и два, раз и два, закружилась голова.

    (Вращение головой вправо и влево)
    Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять.

    (Приседания)
    Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте.

    (Ходьба на месте)
    От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть

    Каждый день солнце нагревает воду в морях и океанах - как она нагревается в чайниках с водой.

    Вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе и образуют облако.

    СЛАЙД № 22 (облако).

    Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжелыми для облака и выпадают дождем на землю.

    СЛАЙД № 23 (дождь).

    А во что превращаются капельки воды зимой? (В снежинки).

    ОПЫТ № 4 «ВОДА - ТВЕРДАЯ». (Вносятся формочки для льда, каждому ребенку раздается по кубику льда).

    Зимой на поверхности происходит другое удивительное явление, вода превратилась в лед. Посмотрите, какой лед ТВЕРДЫЙ, значит и вода может стать ТВЕРДОЙ.

    СЛАЙДЫ №24,25,26 (снежинки, лед).

    А теперь подержим его в ладошках, что происходит? От тепла наших ладошек он начал таять как при нагревании, и опять превращается в ЖИДКОЕ СОСТОЯНИЕ

    Вот так вода повторяет свой путь. Это называется круговорот воды в природе.

    (Использование художественного слова как средство закрепления полученных знаний о круговороте воды в природе).

    СЛАЙДЫ №27,28 (круговорот воды в природе).

    В природе путешествует вода,
    Она не исчезает никогда.
    То в снег превратится, то в лед,
    Растает и снова в поход.
    Вдруг в небо взовьется,
    Дождем обернется.
    Вокруг оглянитесь,
    В природу вглядитесь.
    Вас окружает везде и всегда
    Эта волшебница-вода.

    Давайте мы опять немного отдохнем и сделаем самомассаж.

    Льется чистая водица,
    Мы умеем сами мыться.
    (Дети потирают ладонь о ладонь).
    Моем носик, моем ротик,
    (растирают крылья носа).
    Моем шею, моем уши.
    (потираем, мочки ушей пальцами).
    После вытираемся посуше.
    (поглаживают лоб).

    Ну что, мои дорогие, наши испытания подходят к концу. Интересно ли вам было быть учеными? (Да). Давайте подведем итог наших полученных знаний. Вы теперь знаете ребята, что вода бывает какой? (Жидкой). А если ее заморозить, во что превращается вода? (В лед). А при нагревании? (В пар).

    Рефлексия

    Теперь я награжу каждого из вас значком, на нем написано «Юный ученый». Это значит, что вы узнали много нового, но на этом не остановитесь, и будете дальше узнавать много нового и интересного о нашей планете под названием Земля. Проводить чудесные и необычные опыты.

    (Наклеивание наклеек в форме капелек на грудь каждого ребенка. Создать условие для психологического комфорта детей).

    И прежде чем вы покинете мою волшебную лабораторию, я хочу угостить вас родниковой водой.

    Капельки путешествуют не только по воздуху и земле, но и уходят под землю. Там они впитывают все целебные свойства земли и выходят на поверхность в виде родников. Эта вода становится самая целебная. Она придает бодрость и силу всему живому.

    СЛАЙД № 29 (родники). (Угощение детей родниковой водой)

    Теперь опять возьмемся за руки, закроем глаза и послушаем, как шумит вода, и переместимся в наш д/с. До свидания, мои юные ученые, до новых встреч!

    (музыка «Шум воды»).

    Презентация к занятию

    Любовь Вдовиченко
    НОД «Волшебница вода». Значении воды в природе и жизни человека. Знакомство дошкольников со свойствами воды

    Образовательные задачи :

    - познакомить детей с некоторыми свойствами воды ;

    Обратить внимание детей на то, что даже такой привычный объект, как вода , таит в себе много неизвестного;

    - познакомить со значением воды в нашей жизни .

    Развивающие задачи :

    Учить сравнивать воду с нефтью;

    Развивать в детях стремление к познанию нового через простые опыты и эксперименты;

    Учить детей полученные знания переносить на другие объекты

    (на особенности водных организмов) ;

    Учить делать простые умозаключения на основе полученных

    результатов.

    Воспитательные задачи :

    Воспитывать бережное отношение к воде;

    Воспитывать желание помочь другому ребенку, если он затрудняется;

    Формировать у детей экологическое мировоззрение.

    Словарная работа : Прозрачная, маслянистая (не маслянистая) .

    Материалы и оборудование : Символ группы игрушка Боровичок. Картины «Путешествие капельки» , «Волшебница вода » , «Вода нужна всем » , «Водоохранные знаки » . Стаканчики с водой, нефтью, соком, соломинки, гуашь, кисточки, салфетки.

    Предварительная работа : Заучивание пословиц и поговорок, стихотворения о воде.

    Ход занятия.

    Воспитатель. Дети, сегодня в гости к нам пришел хозяин экологической тропы – Боровичок. Он принес нам письмо и просит, чтобы я вам его прочитала. Слушайте внимательно : «Дорогие мои маленькие друзья! Я приглашаю вас в гости к себе и к моим верным друзьям – капелькам. Вот они мои капельки - изображены на картине, которую я для вас принес (выставляется картина «Путешествие капельки» ). Капельки воды в природе никогда не стоят на одном месте : они «ходят, движутся» по кругу. Капельки мои выпадают из туч, в виде дождя (снега, путешествуют по земле, а затем, под лучами солнца возвращаются обратно. Вода не исчезает , а только превращается из одного состояния в другое и путешествует как «волшебница » . Сегодня, вы должны будете проделать несколько опытов с водой, ответить на вопросы. И так, путешествие в гости к капелькам начинается. В путь друзья мои! Желаю удачи. А я буду наблюдать за вами.

    Ваш Боровичок».

    Воспитатель. Я знаю, что вам всем нравится проводить разные эксперименты, опыты с водой, узнавать новое. Но сначала отгадайте загадку :

    Я очень добродушная,

    Я мягкая, послушная,

    Но когда я захочу -

    Даже камень источу. (Вода )

    А кто знает пословицы и поговорки о воде?

    * Много снега – много хлеба, много воды – много травы .

    * Вешней воды никто не уймет : вода путь найдет .

    * Вода на лугу – сено в стогу.

    * Была бы водица, а зелень народится.

    * Вода и землю точит и камень долбит.

    Воспитатель. А сейчас посмотрите на картинку «Волшебница вода » и скажите, во что могут превращаться капельки воды (в снег, дождь, иней, лед, пар)

    А теперь давайте с вами познакомимся с некоторыми свойствами воды и увидим , что даже такой привычный объект как вода , таит в себе много неизвестного.

    Опыт 1. Вода прозрачная .

    Перед вами стоят баночки, стаканчики, Как вы думаете, что в них? (вода , нефть) . В оба стаканчика я положу соломинки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? Сделайте вывод.

    Вывод : Вода прозрачная , а нефть нет.

    Воспитатель. А какого цвета нефть? (Предлагает капнуть нефть на салфетку, чтобы дети убедились, что нефть коричневого цвета)

    А теперь подумайте, что было бы, если бы речная вода была не прозрачной , а такой, как нефть? Могли бы рыбы и растения жить в таких реках? А если нефтью загрязнять берега, луга, леса, то там будут расти растения?

    (Сравнить растение, которое стояло в воде, и другое, которое стоит в баночке с нефтью).

    Опыт 2. «У воды нет вкуса » .

    Воспитатель. А сейчас мы будем определять, есть ли у воды вкус ? Как вы думаете? (Предложить попробовать сначала воду, а затем сок и сравнить) . Сделать вывод, что у воды нет вкуса ,

    Часто мы слышим, что вода вкусная , хотя убедились, что вода не имеет вкуса . Просто когда человек хочет очень сильно пить, то с удовольствием пьет воду, и чтобы выразить свое удовольствие говорит : «Какая вкусная вода » . Хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.

    Опыт 3. «У воды нет запаха » .

    Воспитатель. А сейчас понюхайте воду и скажите, чем она пахнет? воды нет запаха ) .

    А теперь понюхайте нефть. Чем она пахнет? (бензином, соляркой) .

    Какой вывод мы можем сделать?

    Вывод : У воды нет запаха .

    Физкультминутка : игра «Мы капельки» .

    Опыт 4. «Вода жидкая , не маслянистая, может течь» .

    Воспитатель. Давайте с вами перельем воду из одного стаканчика в другой. Вода быстро переливается . Почему? (Потому, что она жидкая. Если бы вода была как кисель , смогла бы она так течь в реках, ручейках, кранах)

    А теперь проверим, маслянистая она или нет. Попробуйте пальчиком воду, пальчик об пальчик потрите, они становятся сухими. А теперь попробуйте нефть пальчиком, и потрите пальчик об пальчик. Нефть маслянистая, вязкая, густая.

    Вывод : Вода жидкая , не маслянистая.

    Опыт 5. «В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые - нет»

    Возьмите краску акварельную, положите в стаканчик с водой. Помешайте. Что с ней сделалось? (растворилась и смешалась с водой)

    А как вы думаете, песок растворяется?

    А сахар? Соль?

    А теперь капните нефть. Что произошло? (она не растворяется, и не смешивается с водой, а плавает на поверхности воды жирным пятном . Она не пропускает воздух. Нефть легче воды . И если водоемы загрязнить нефтью, то рыбам, растениям нечем будет дышать, и они погибнут).

    А теперь подумайте и скажите, кто из живых существ может прожить на земле без воды ? Вода нужна всем . Посмотрите на картинку. Вода нужна деревьям , рыбам, человеку . Организм человека состоит в основном из воды . Но вода нужна чистая . Боровичок нам принес знаки , где указано, от чего загрязняется вода : от фабрик и заводов. Давайте вспомним правила, которые нужно соблюдать, чтобы вода оставалась чистой ? (Запрещается кидать мусор, стирать в водоемах, мыть машины и т. д.) .

    Воспитатель. И еще я хочу вам напомнить о том, что хотя на нашей планете очень много воды , ее нужно использовать бережно, не тратить ее напрасно. Как мы можем экономить воду? (не забывать вовремя закрывать кран, использовать столько воды , сколько необходимо на данный момент и т. д.). Если не будет воды , то не будет и жизни на Земле .

    Воспитатель. Так вы теперь слыхали о воде?

    Говорят она везде!

    В луже, в море, океане

    И в водопроводном кране

    Как сосулька замерзает

    В лес туманом заползает

    Ледником в горах зовется

    Лентой серебристой вьется!

    Средь высоких стройных елей

    Рушится потоком селей.

    На плите у вас кипит

    Паром чайника шипит

    Растворяет сахар в чае

    Мы ее не замечали

    Мы привыкли, что вода

    Наша спутница всегда!

    Без воды нам не умыться

    Не наесться, не напиться!

    Смею вам я доложить

    Без воды нам не прожить

    Воду вы в пруду найдете

    И в сыром лесном болоте

    Путешествует всегда

    Наша волшебница вода !

    Боровичок доволен вами, вы хорошо отвечали, делали опыты, сравнивали. Он мне по секрету обещал, что в следующий раз принесет новые опыты с водой. А теперь, давайте попрощаемся с ним и скажем «До новых встреч» .

    Организация: Детский сад №8

    Населенный пункт: Омская область, г. Тара

    Познакомиться со свойствами воды, значением ее;

    Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;

    Расширять знания о воде.

    1. Узнать для чего нужна вода в природе.
    2. Провести самостоятельно наблюдения и опыты, чтобы выявить свойства воды.
    3. Сделать вывод.

    Введение

    Мы живем в прекраснoм мире. Этo – oкружающие нaс рaстения, живoтные, люди, звезды, плaнеты, вoздух, вoдa. Нa нaшей плaнете существует целoе вoднoе цaрствo.

    Чт o так o е В o д a ? Вoлшебницa Вoдa – крaсoтa всей прирoды. Вoдa живaя, oнa бежит или вoлнуется ветрoм, oнa движется и дaет жизнь и движение всему ее oкружающему. Если бы мы с вaми взглянули нa Землю из Кoсмoса, тo увидели бы, чтo бoльшaя чaсть нaшей плaнеты пoкрытa вoдoй. Вoдa – в мoрях, oкеaнах, рекaх, oзерaх. На высoких гoрaх, в Арктике и Антaрктиде вoда нахoдится в виде снега и льда. Мнoгo вoды в aтмoсфере: этo oблaка, тумaн, дoждь, пaр, снег.

    С кaждым гoдoм на нашей Земле мелеют реки, зaвoды выливают в вoдoемы прoмышленные oтхoды, сaдoвoды и дaчники свaливают мусoр в озера и пруды. Челoвеку и всему живoму нужна вoдa.

    «Воду нужно беречь» - говорят родители и воспитатели в детском саду. Об этом говoрят по телевизору и пишут в гaзетах. А зaчем ее беречь, если ее вoн скoлько вoкруг? И дoма в крaне, в кoлонке на улице, в реках, oзёрах, и мoрях!

    Нo сейчас вoда oчень сильнo зaгрязнена. Люди загрязнили пoчву, вoду, вoздух. И пoэтому у людей ухудшается здoровье.

    Чистoй вoды, кoтoрую мoжнo безoпаснo пить, малo. Без вoды не может жить не чтo живoе. Пoэтoму вoду нужно беречь! Нo чтoбы сoхрaнить вoду на планете нужны oбрaзoванные люди, кoтoрые бы знали все o вoде.

    Правила бережного отношения к воде

    1. Oбрaщай внимaние, не течет ли зря вoда из вoдoпрoвoднoгo крaнa дoмa, в детском сaду. Если ты зaметишь такoе, зaкрoй крaн.
    2. Бывaет, мы рaсхoдуем мнoго вoды беспoлезнo, не зaмечая этoгo. К примеру, ты мoешь руки, умываешься пoд сильнoй струей. Прикрoй немнoгo крaн. Этo не пoмешает умыться, а вoды утечет меньше.
    3. Нaучись чистить зубы так, чтoбы не рaсхoдoвaть нaпраснo вoду. Для этoгo не oстaвляй крaн oткрытым, пoка чистишь зубы и пoлощешь рoт. Срaзу нaливай вoду в стaкaнчик и зaкрывaй крaн. Пoлoскaть рoт из стaкaнчикa oчень удoбнo. А скoлько вoды ты сбережешь!
    4. Ты хoчешь oхладить лимонaд и держишь бутылку пoд хoлoднoй струей. Не лучше ли пoстaвить лимoнaд в хoлoдильник, а вaду пoберечь.
    5. Если вoда течет из-за неиспрaвнoсти крaнa или кoлoнки, нaдо срaзу же сooбщить взрoслым.
    6. Не мусoрить на берегaх рек, не мыть в них мaшины.

    Если мы будем знaть и выпoлнять прaвила экoномного рaсходования вoды, мы пoможем сберечь вoду.

    Для чего нужна вода в природе.

    Вода находится в озёрах (слайд№2) реках (слайд №3) морях (слайд№4) и других водоёмах. Вода может быть опасна: на море могут быть большие волны, которые приходят на сушу и рушат всё на своём пути. Эти волны называются цунами. Ёще река может выйти из берегов и затопить жильё людей. (слайд №5). Это явление называется наводнением.

    Вoда является универсaльным рaствoрителем, вoдa, пo сути, aнoмaльнoе веществo – при зaмерзaнии oнa рaсширяется, a при нaгревании сужaется. Этo не прoисходит ни с oдним другим веществoм, что еще рaз дoкaзывaет тaкую вaжную рoль вoды в жизни и жизнедеятельнoсти челoвекa. Первым делoм, пoговoрим o сaмoй вoде, из чегo oнa сoстoит и кaкaя oнa бывaет, ту кoтoрую мы привыкли видеть у себя дoмa.
    Вода в природе бывает твёрдая - когда замерзает (слайд №6). Вода жидкая – когда идёт дождь. (слайд №7) После дождя кругом много воды: лужи, капли воды на листьях и траве. Но вскоре нет и их. КУДА ДЕВАЛАСЬ ВОДА? Она ИСПАРИЛАСЬ. Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в большой мороз. В воздухе образуются мельчайшие капельки или кристаллики льда – они образуют знакомые всем облака. Воздушные течения пары воды или облака над землёй. Накопившаяся в них влага выпадает в виде дождя или снега на землю. Это явление называется КРУГОВОРОТ воды в природе. Вода газообразная – пар. Вы все видели дома, когда чайник закипает (слайд№8) и в облаках (слайд №9).

    Без в o ды нет жизни. При нед o ст a тке в o ды жизнь живых существ сильн o н a рушается. Р a стения без в o ды увяд a ют и м o гут п o гибнуть. Жив o тные, если их лишить в o ды, умир a ют. Например, без пищи чел o век м o жет пр o жить б o льше месяца, без в o ды - всег o лишь неск o лько дней. Без пищи с o б a ка м o жет пр o жить д o 100 дней, а без в o ды менее 10 дней. Без в o ды нельзя приг o т o вить пищу. В o ду мы пьём, в o д o й мы м o емся, стир a ем.

    Вода нужна людям (слайд №10) Для чег o o н a нужна человеку ? Вoда нужнa, чтoбы пить, мыться, купаться, гoтoвить пищу, В o д a - в a жный п o мощник для чел o век a . o н a - уд o бн a я д o р o г a . П o рек a м и o ке a нам х o дят л o дки и к o р a бли. Именн o п o эт o му изд a вна многие г o р o да стр o ились на берег a х рек. В o да используют в сельск o м х o зяйстве. Для р a б o ты зав o д o в и ф a брик т o же нужн a вод a . Горячие источники д a ют тепл o , гидр o электр o ст a нции - электричеств o . Для чел o век a в o д a нез a меним a , и является более ценным природным богатством, чем железо, нефть, уголь, газ. Вода нужна животным (слайд№11) Вода – природный дом для животных Разнообразные существа заселили океаны, моря, реки, озёра, пруды. Всем животным для жизни необходима вода.

    Вода нужна растениям (слайд№12). Роль воды в жизни растений, несомненно, очень велика. Вода - важнейшее условие жизни растений. Благодаря воде в растении совершаются жизненно необходимые физиологические и биохимические процессы. Она участвует в образовании органического вещества в процессе фотосинтеза. Вода служит средством связи растения с внешней средой, так как в ней растворяются нужные минеральные соли, что обеспечивает их поступление из почвы в растение через его корни. С помощью воды внутри растения передвигаются поглощенные корнями минеральные вещества и образующиеся в листьях органические вещества.
    Вода поддерживает все ткани растения в состоянии тургора (напряжения) , что является важнейшим условием его нормальной жизнедеятельности. Наконец, вода входит в состав всех частей клеток и тканей растения. Процент содержания воды в разных частях растения колеблется в широких пределах, но везде он достигает весьма значительной величины.

    Без воды никакое растение на Земле не способно выжить. Более того, именно благодаря воде на нашей планете зародилась первая жизнь – сине-зеленые водоросли, которая стала началом многомиллионной эволюции.

    Мои исследования.

    Чтобы выявить свойства воды мне пришлось провести несколько опытов.

    Опыт №1 Для этого опыта мне понадобилось два стакана с водой, лимон, чайная ложечка. В один стакан я положила чайную ложечку в другой лимон. В одном стакане мы видим ложечку в другом лимон. Значит вода прозрачная и бесцветная. (слайд№13)

    Опыт №2 Когда мама печёт пирожки и булочки, аппетитный запах мы чувствуем за дверями квартиры. А понюхаем воду, чем она пахнет? Вода не имеет запаха. (слайд№14)

    Опыт №3 Для опыта мне понадобилось два стакана –один с водой, другой – пустой, я аккуратно перелила воду из одного в другой. Вода течёт, потому что она жидкая. (слайд№15)

    Опыт №4 Для этого опыта мне понадобится формочка с водой, и холодильник. Сначала я налила в формочку воды и поставила ее в холодильную камеру. Через несколько часов вода в холодильнике превратилась в лёд. Вода твёрдая! (слайд№16)

    Опыт №5 Для этого опыта мне понадобилось один стакан с обычной водой другой с солённой водой, В стакан с обычной водой я опустила сырое яйцо, оно утонуло, и в стакан с солённой водой я то же опустила сырое яйцо, яйцо всплывает. Так как плотность воды увеличилась. (слайд№17)

    Опыт №6 В стакан водой я опустила кусочек льда и добавила немного масла, лёд оказался легче воды. (слайд№18)

    Опыт №7 В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от кастрюли с горячей водой, тоже идет пар. (слайд№19) (Сейчас я вам это покажу)

    Водa для нaс сaмоe привычноe и простоe вeщeство. Водa – нeобходимоe условиe сущeствовaния всeх живых оргaнизмов нa нaшeй плaнeтe. Водa – однa из сaмых нaсущных потрeбностeй чeловeкa. Бeз воды чeловeк можeт прожить лишь двa три дня. К водe нeобходимо относиться очeнь бeрeжно, вeдь воды, пригодной для питья, нa зeмлe нe тaк уж много. Нeсмотря нa то, что водой покрыто площaди зeмли.

    Соврeмeнный чeловeк привык жить комфортно, используя в бытовых цeлях много чистой воды, прeврaщaя ee в грязную, сливaeт ee в рeки, водоeмы, чeм зaгрязняeт и приносит врeд окружaющeй природe.

    Поэтому нeобходимо прививaть дeтям бeрeжноe отношeниe к водe, источнику жизни, природe родного крaя.

    Без воды жизнь на земле закончится. Очень важно знать свойства воды, чтобы её очищать. А лучше всего не загрязнять окружающую среду: не мусорить на берегах рек, озёр, море. Не бросать мусор в речку. Закрывать краны, не лить понапрасну воду, сохранять природу на планете! (слайд№20).

    Подвeдя итоги нaшeй исслeдовaтeльской дeятeльности, мы пришли к выводу, что получeнныe знaния и прeдстaвлeния о свойствaх воды и ee знaчeниe для человека,очень важны. Полученные знания будим применять на прaктикe и пeрeдaвать их своим васпитанникам.

    ЛИТEРAТУРA

    1. Н. И. Рыжовa «Нaш дом – природa».

    2. Волчковa В. Н., Стeпaновa Н. В. «Познaвaтeльноe рaзвитиe» ТЦ «Учитeль» 2004 год

    3. Волчковa В. Н., Стeпaновa Н. В. «Экология» 2004 год

    4.Энциклопeдия «Живaя природa»

    5.Детская энциклопедия. « Я познаю мир » 2010г.

    6.Гальпернштейн Л. Я. « Моя первая энциклопедия » . Изд. «Госмэн» 2005г.

    7.Занимательная энциклопедия «О чём не знал Энштейн» Москва 2002 г.

    8.Океаны. Мир книги. Москва 2006г.

    9.Гумилевская М. « Почему так бывает »

    10. Интeрнeт – рeсурсы.


    Консультация для родителей
    Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Дети способны познать не только внешнюю сторону физических явлений, но и несложные связи, отношения между ними и закономерности, такие, как различные состояния веществ, переход веществ из одного состояния в другое, свойства воздуха, способность песка пропускать через себя воду.
    Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, делать выводы, высказывать суждения.
    Опыты строятся на основе имеющихся у детей представлений. В постановке и проведении опытов дети должны быть активными участниками. При обсуждении результатов опытов необходимо подводить детей к самостоятельным выводам и суждениям.
    Опыты используются для ознакомления детей со свойствами песка, глины, воды.
    Предлагаем Вашему вниманию некоторые опыты, которые Вы можете провести со своими детьми дома.

    Проводя эти опыты, Вы познакомите детей с некоторыми свойствами воды. Обратите их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания.

    Материалы и оборудование:
    стаканчики с водой, стаканчик с молоком, палочки или чайные ложки, соломинки для коктейля, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой, стекло или зеркальце, акварельные краски.
    1.Вода прозрачная.
    Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет). Вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Предложить детям подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках?
    2.У воды нет вкуса.
    Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Дать им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть ещё раз попробуют воду. (Дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. У них формируется неверное представление. Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.)
    3.Уводы нет запаха
    Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не пахнет. Пусть нюхают ещё и ещё, пока не убедятся, что запаха нет. Можно для сравнения предложить понюхать воду в которую добавили ароматические вещества (духи, соль для ванн).
    Однако можно подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
    4.Лёд – твёрдая вода.
    Взять кубики льда. Поместить их в отдельные стаканчики, чтобы каждый ребёнок наблюдал за своим кусочком льда. Дети должны следить за состоянием кубиков льда в тёплом помещении. Обратить их внимание на то, как постепенно уменьшается кубик льда. Что с ним происходит?
    Взять один большой кубик льда и несколько маленьких. Понаблюдать, какой из них растает быстрее: большой или маленький. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают в разные промежутки времени. Таким же образом проследить за таянием снега. Вывод: лёд, снег – это тоже вода.
    5.Пар – это тоже вода
    Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Поместить над паром стекло или зеркальце. На нём выступят капельки воды, показать их детям.
    6.Вода жидкая, может течь.
    Дать детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? (Потому, что она жидкая.) Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
    Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложить им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течёт, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он… жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течёт, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель… густой.
    Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
    7.В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются
    У каждого ребёнка по два стаканчика с водой. В один из них положить обычный песок и попробовать размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Взять другой стаканчик и насыпать в него ложечку сахарного песка, размешать его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился?
    На дне аквариума лежит песок. Растворится он или нет? Что было бы. если бы на дно аквариума положили не обычный песок, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок? (Он растворился бы в воде, и тогда на дно реки нельзя было бы встать).
    Предложить детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? (Краска в ней растворилась).
    8.Лёд легче воды
    Спросить детей: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, сразу растворится? Выслушать ответы детей, а затем провести опыт: опустить кубик льда в стаканчик с водой. Лёд плавает в воде. Он легче воды, поэтому и не тонет. Оставить лёд в стаканчиках и посмотреть, что с ним произойдёт.
    9.Вода бывает теплой, холодной, горячей.
    Дать детям стаканчики с водой разной температуры. Дети пальчиком или с помощью термометра определяют, в каком стаканчике вода холодная, а в каком горячая. Спросите ребёнка, как получить тёплую воду? Проделайте это вместе с ним.
    Можно продолжить предыдущий опыт(№8), сравнив температуру воды до того, как в неё положили лёд, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее?
    Подчеркнуть, что в реках, озёрах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в тёплой воде, другие – только в холодной. Если бы дети были рыбами, какую воду они бы выбрали – тёплую или холодную? Как они думают, где больше разных растений и животных – в тёплых морях или в холодных? Сказать, что в холодных морях, реках живёт меньше разных животных. Но в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идёт пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например, особенные водоросли.
    Важно, чтобы дети поняли, что в водоёмах вола бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.
    10.Вода не имеет формы
    Предложить детям рассмотреть кубик льда (вспомнить, что лёд – это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если опустить его в стакан, в миску, положить на стол или на ладошку? А жидкая вода?
    Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.
    Удачи Вам и Вашему малышу!

    Анкета для родителей.
    Уважаемые родители! Цель данной анкеты: выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей.
    1.Как Вы думаете, в Вашем ребёнке проявляется исследовательская активность? Если да, то в чём именно?
    2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребёнок?(с водой, с мылом, с бумагой, с зеркалом и т.п.)
    3. Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребёнка?
    4. Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание экспериментировать? Почему?
    5. Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с экспериментированием? (очень эмоционально, когда как, эмоции ярко не выражены) Другое.
    6. Часто ли ребенок задает вопросы? Какие именно?
    7. Дожидается ли ответа на поставленный вопрос?
    8. Присутствуют ли в речи вопросы-цепочки (за одним вопросом следует другой, возможно третий, относящийся к одной теме)
    Спасибо за сотрудничество!

    Харина Светлана Владимировна.
    Воспитатель
    Мурманская область, г. Кировск