Доклад «Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ. Мастер- класс "экспериментальная деятельность дошкольников"

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Из чего должен исходить взрослый? Что для него важно? В процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска. Ведь знания формируются как результат взаимодействия субъекта (ребенка) с той или иной ин формацией. Именно присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание (А. Парамонова). Взрослому, формирующему у детей знания, необходимо преодолевать монологический дидактизм. Как этого добиться? Организацией осмысленной деятельности, в процессе которой детям предоставляется возможность открывать новые свойства предметов, их сходство и различия. Экспериментирование является основным видом ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности. И неслучайно. Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. При этом поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой. Суть в том, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это и накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят «пробующий» характер.

Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер - вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

Актуальность:

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Воспитателями делается все больший акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.

1. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

2. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

3. Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.

4. Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.

1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:

Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

Знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);

2. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);

3. Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух- его давление и сила; почва- состав, влажность, сухость);

4. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворения своих потребностей;

5. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;

6. Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;

7. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

8. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

1. Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического воздействия, сотрудничества, сотворчества.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справится с самыми простыми заданиями, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую область или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно- исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразней и интересней поисковая деятельность, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Н.Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.

Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй вид ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

Исследовательский подход к обучению представлен, в частности, в пособии «Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках» (М.В. Кларин, 1994). Распространенным в зарубежной педагогике является понимание исследовательского обучения, как обучения, при котором ребенок становится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) педагогом.

В наиболее полном, развернутом виде исследовательское обучение предполагает следующее:

Ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;

Предлагает возможные решения;

Проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

Делает выводы в соответствии с результатами проверки;

Применяет выводы к новым данным;

Делает обобщения.

Интеллектуальная сфера ребенка раннего возраста формируется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в часы свободной, самостоятельной практической деятельности. Процесс мышления предполагает не только готовые способы действия и отработанные схемы, но и построение новых (конечно, в пределах возможностей ребенка). И один из главных путей развития познавательной мотивации и умственной активности - детское экспериментирование. Данный тип мышления представляет собой единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и направлен на выявление скрытых от непосредственного наблюдения свойств и связей предметов. Этот вид деятельности взрослый не задает - ребенок осуществляет его самостоятельно.

Как у взрослых, так и у ребенка экспериментирование направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением. В процессе свободного экспериментирования ребенок приобретает возможность вызывать или прекращать какое-либо явление, изменять его в том или ином направлении; получая новую, порой неожиданную информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Открытия эти ведут к перестройке как самих действий, так и представлений об окружающих предметах. В данной деятельности явно представлен момент саморазвития: в результате преобразований объекты раскрывают новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют ребенку строить новые, более сложные преобразования. Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом и страх ошибиться, и скованность мышления готовыми схемами действия.

В чем заключается роль взрослого в этом процессе? Не только в том, чтобы показать способ действия или руководить действиями ребенка, но и в том, чтобы стимулировать его интерес к предметам, пробуждать любознательность и познавательную активность. Исполнение этой роли предполагает показ специальных интригующих, загадочных объектов, обладающих скрытыми свойствами. Возможность оперировать ими, открывать их новые свойства стимулирует, в свою очередь, самостоятельную поисковую активность.

Объекты, стимулирующие познавательную активность, должны обладать следующими свойствами.

Во-первых, быть новыми и неопределенными. Высокая степень неопределенности требует разнообразия используемых познавательных действий, что обеспечивает гибкость и широту обследования предмета. Кроме того, незнакомые и неопределенные предметы вызывают у ребенка любознательность, что является мотивационной основой познавательной активности. Любознательность такого рода может иметь как бескорыстный характер, не связанный с решением практической задачи, так и направленный на решение какой-либо конкретной задачи.

Во-вторых, такие объекты должны быть достаточно сложными. Чем более сложную и загадочную игрушку предлагают ребенку, чем больше в ней разнообразных воспринимаемых деталей, тем больше вероятность того, что она вызовет различные исследовательские действия.

Однако для того, чтобы ребенок развернул исследовательское поведение, необходим оптимальный уровень сложности объекта. Заметим: как слишком простые, так и слишком сложные объекты способствуют быстрому угасанию познавательной активности. Оптимален такой уровень сложности, который требует определенных усилий, таких, которые дают ясный и понятный для ребенка эффект.

Третий признак объекта, вызывающий познавательную активность ребенка, противоречивость, конфликтность предмета. Его знакомые и понятные признаки должны сочетаться с новыми и неожиданными.

Для успешного развития любознательности и потребности в самостоятельном поиске ответа на возникающие вопросы одинаково неблагоприятными представляются две ситуации.

1. Если действия ребенка наталкиваются на неизменное сопротивление, то всякая активность, прежде всего поисковая, обесценивается в его глазах и воспринимается как бессмысленная и даже ведущая к наказанию. Ребенок постепенно убеждается, что поиск опасен и не сулит удачи.

2. Если все желания ребенка удовлетворяются немедленно и без всяких усилий с его стороны, если взрослые оберегают его от малейшего проявления самостоятельности и бдительно следят за тем, чтобы они ни в чем не проявляли инициативы, если он выключен из контакта со сверстниками, в процессе которого волей-неволей приходится самостоятельно отстаивать свои интересы, потребность поисковой активности угасает, ибо в этом нет никакого смысла. Следовательно, необходимы несложные препятствия, развивающие вкус к поиску путей их преодоления. Отказ от борьбы, выработанный в одной ситуации при решении определенных задач, имеет тенденцию распространяться и на другие ситуации, в том числе достаточно простые. Поэтому наиболее актуален вариант, когда «высокая поисковая активность, направленная на решение определенных задач, повышает вероятность проявления активного поиска выхода и в других, незнакомых ранее ситуациях.

О чем должен помнить педагог, организуя экспериментальную деятельность детей?

1. Критика- враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей, использование директивных приемов.

2. Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.

3. Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку.

4. Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.

5. Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.

6. Подводить итоги эксперимента. Педагог может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать поставленную проблему, вспомнить все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, сформулировать правильный вывод и оценить свою работу.

Когда эксперимент закончен и сделаны выводы, можно задать вопрос: «Как определить правильный ли вывод мы сделали?» Детей следует подвести к мысли о том, что результаты эксперимента являются достоверными, если при повторении исследования они не изменяются.

Известно, что опыт экспериментальной деятельности приобретается только поэлементно и пооперационно.

На первом уровне педагог сам ставит проблему и намечает основные пути ее решения. Затем предоставляет детям возможность самостоятельно решить проблему и убедиться, что для достижения цели их знаний явно не достаточно. Взрослый сознательно подчеркивает возникшие противоречия, стимулирует попытки найти выход из создавшегося положения и принимает участие в построении доступной детям звеньев рассуждения. По мере накопления новых знаний дошкольники становятся более самостоятельны, в поиске решения.

На втором уровне педагог только ставит проблемы, а метод ее решения дети ищут самостоятельно (возможен коллективный поиск). Педагог лишь в крайнем случае оказывает минимальную помощь.

Переход от более низкого уровня экспериментальной деятельности к более высокому, основан на принципах сокращения сообщаемой детям информации и предоставления им все большей самостоятельности.

Экспериментальная деятельность дает больше возможностей для физического и социального включения ребенка в работу с группой сверстников, чем традиционные методы обучения, позволяет самореализоваться и самоутвердиться.

С точки зрения педагогики, в первую очередь важен сам процесс эксперимента. Для его осуществления оптимально разделение детского коллектива на малые группы (по 3-4 человека).

Работа в таком небольшом коллективе способствует максимальной заинтересованности каждого ребенка в экспериментальной деятельности, развитию самостоятельности, умения предлагать и формулировать варианты решения задачи, убедительно доказывать свою точку зрения и выслушивать мнения других, управлять своим эмоциональным состоянием. Все это повышает самооценку ребенка, развивает его коммуникативно- речевые умения и мышление, активизирует творческую, поисковую активность в новых нестандартных ситуациях.

В обыденной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать о них что-то новое, но это порой бывает опасно. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, законами природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. В ДОУ приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе и любознательности, присущих детям, и проводится в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений. Так эксперимент связывает творческие проявления ребенка с его эстетическим развитием.

2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников

Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.

Необходимое условие для первоначального ознакомления детей с природой - это создание предметно-развивающей среды при сохранении трёх принципов:

Активности - побуждающая к действию;

Стабильности - воспитатель стабилен, а среда меняется;

Комфортности - всем удобно.

Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи. Поэтому я веду целенаправленную, продуманную педагогическую работу по теме: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности", которая способствует и обогащает ребёнка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнает, оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развития его человеческих, социальных чувств.

Изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, мы обратили внимание на замечательное средство интеллектуального развития дошкольников -- детское экспериментирование.

С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком, водой - предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом наблюдений. И для того, чтобы ребенок как можно лучше познал мир, в нашей группе ведется работа по экспериментальной деятельности. Наша задача - на отдельных темах, наблюдениях сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире.

По мнению академика Н.Н. Поддьякова, «...в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс по знания -- творческий процесс, и наша задача -- поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Технологию экспериментальной деятельности мы разбили по месяцам, а в ряде случаев и по неделям: ее особенность - максимально эффективно использовать в работе с детьми по ознакомлению с явлениями природы благоприятные периоды каждого сезона. Например, познание свойств снега проводим в зимний период, а изучение песка - теплые месяца, в него можно играть; ознакомление же с Луной, звездами, ночным небом организовывается в ноябре, декабре, январе - в это время самый короткий день, и поэтому возможны наблюдения на прогулке и т.д.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Это подтверждают многочисленные примеры. Наверное, многие из вас сталкивались с такой проблемой: дети плохо пьют молоко. Разрешить эту проблему помогли сами ребята, создав вместе с Зайчиком-Любознайчиком замечательные напитки, добавив в молоко, по выбору, сироп, варенье, желе. «Румяные щечки», «Сластена», «Лесная ягодка» -- такие замечательные названия придумали ребята этим напиткам.

На прогулке юные исследователи решают другие важные проблемы: что произойдет со снегом, если его положить на трубу теплотрассы и можно ли на ней высушить варежки, как освободить бусинки из ледяного плена и т.п.

Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: “Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта тем больше способна она рассуждать”. Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием мы с детьми проводим различные опыты: с песком, воздухом, водой, с тенью, с магнитом.

Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос мы проводим ряд опытов:

Мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки)

У нас есть вдох и выдох.

Сколько весит воздух?

Можно ли поймать воздух?

Бывает ли воздуху холодно?

Вдунь шарик в бутылку.

Может ли воздух быть сильным?

Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.

Продолжаем знакомить детей с песком и глиной, их свойствами. Вместе с ними экспериментируем с песком:

Песчаный конус (течения песка)

Свойства насеянного песка.

Свойство мокрого песка.

Песочные часы.

Своды и тоннели.

Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам, что способствует пробуждению детской любознательности, вовлечению ребенка в активное освоение окружающего мира. Каждый раз даем детям возможность проявить фантазию и высвободить творческую энергию, развивать наблюдательность, умение делать выводы.

Познавательный интерес ребенка развивается в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды знакомим детей со свойствами жидкостей.

Вода один из главных источников жизни на Земле. Воды на планете очень много - суша занимает одну треть её поверхности. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пресная вода - в значительно меньших количествах имеется на суши в озерах, прудах, реках ручьях, родниках, болотах, лужах. Рассказываем и показываем где в природе есть вода и какими свойствами она обладает. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека. И проводим следующие эксперименты:

“Тонет, не тонет”. В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы. (Выталкивает более легкие предметы).

“Подводная лодка из яйца”. В стакане соленая вода в другом пресная, в соленой воде яйцо всплывает. (В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли).

“Цветы лотоса”. Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее и лепестки распускаются).

“Чудесные спички”. Надломить спички по середине капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, постепенно спички расправляются, (волокна дерева впитывают влагу, и не могут сильно сгибаться и начинают расправляться).

“Подводная лодка из винограда”. Берем стакан газированной воды и бросаем виноградинку, она опускается на дно, на неё садятся пузырьки газа и виноградинка всплывает. (Пока вода не выдохнется виноград будет тонуть и всплывать)

“Капля шар”. Берем муку и брызгам из пульверизатора, получаем шарики капельки (пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуют одну большую каплю, образование облаков).

“Можно ли склеить бумагу водой?” Берем два листа бумаги двигаем их один в одну другой в другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы - не двигаются (Вода обладает склеивающим действием).

“Чем пахнет вода”. Даем три стакана воды с сахаром, солью, чистую. В один из них добавляем раствор валерианы. Есть запах (Вода начинают пахнуть теми веществами, которые в неё положены).

“Сравнить вязкость воды и варенья”. (Варенье более вязкое, чем вода)

“Есть ли у воды вкус?” Дать детям попробовать питьевую воду, затем соленую и сладкую. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено)

“Испаряется ли вода?”. Наливаем в тарелку воды, подогреваем на пламени. Воды на тарелки не стало. (Вода в тарелки испарится, превратится в газ. При нагревании жидкость превратится в газ).

“Куда делись чернила? Превращение”. В стакан с водой капнули чернил, туда же положили таблетку активированного угля, вода посветлела на глазах. (Уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя).

“Делаем облако”. Наливаем в банку горячей воды 3 см на противень кладем кубики льда и ставим на банку, воздух внутри банки поднимается вверх, охлаждается. Водяной пар концентрируется, образуя облако.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Моя задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.

Я считаю, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно- ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.

Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л.С. Выготский.

Современные исследователи (Савенков А.И., Иванова А.И., Куликовская И.Э., Дыбина О.В. и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования и в работе с детьми дошкольного возраста. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую, - опыты. Их провожу как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть.

Актуальность

Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.

Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер.

Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.

Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» . Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного образования.

Цели:

  • Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
  • Развитие словаря
  • Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира;
  • Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.

Задачи:

  • Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
  • Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.) .
  • Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений
  • Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью
  • Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия

Образовательные задачи:

  • Познакомить детей со свойствами предмета исследования;
  • Формировать умение делать открытия и выводы;
  • Обучать плавному направленному выходу на предмет.

Развивающие задачи:

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать самостоятельность и активность в течение всего занятия;
  • Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.
  • Воспитывать аккуратность в работе.

Методы:

  1. Проблемно-поисковый метод: активные действия ребенка по обследованию объектов.
  2. Наблюдения за объектом
  3. Просмотр иллюстраций
  4. Беседа с элементами дискуссии
  5. Познавательный рассказ воспитателя
  6. Чтение художественной литературы.
  7. Проведение опыта, эксперимента.

Предметная среда:

  1. Лупы, зеркала, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, фонарики, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, шарики из разного материала, дерево, металл, мел, пластмасса
  2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины; мерки, воронки, сита, лопатки, формочки
  3. Природный материал: желуди, шишки, семена, спилы деревьев, камни разной величины, ракушки и т.д.
  4. Бросовый материал: пробки, палочки, трубочки, шланги резиновые и т.д.
  5. Неструктурный материал: песок, глина, краски, опилки, пенопласт, мел и т.д.

Формирование представлений у детей:

  • О предметном мире.
  • О материалах: песок, глина, вода, материал, камни и т.д.
  • О мире растений: выращивание из семян, луковиц, листа.
  • О природных явлениях: ветер, мороз, дождь, снег, туман, роса и т.д

Перспективное планирование

Познавательно – исследовательской деятельности

Вторая младшая группа

Сентябрь

Тема: Свойства песка

Задачи: Познакомить со свойствами песка: состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого.

Материал: Ведерки, совки, вода, песок.

Тема: Игры с веерами и султанчиками

Задачи: Познакомить детей с одним из свойств воздуха: движением; движение воздуха - это ветер.

Материал: Султанчики, вертушки

Тема: Звуки

Задачи: Учить определять и различать издаваемые шумовые звуки. Развивать слуховое внимание и память.

Материал: Бумага, деревянный молоток, погремушка, звуковая игрушка ит. д.

Декабрь:

Тема: Ткань

Задачи: Учить детей определять и называть качество ткани: мягкость, прочность, мягкость; свойства ткани: мнется, рвется, намокает.

Материал: Ткань: шелк, хлопок, синтетика, мех.

Тема: Древесина

Задачи: Учить детей узнавать предметы, изготовленные из древесины. Познакомить с качествами древесины: твердость, прочность, структура поверхности. Познакомить со свойствами древесины: режется, не бьется, не тонет в воде, горит.

Материал: Кусочки дерева, деревянные предметы.

Тема: Бумага

Задачи: Учить детей узнавать предметы, сделанные из бумаги. Познакомить со свойствами бумаги: мнется, рвется, режется, горит, намокает. А также с её качествами: цвет, гладкость, толщина, способность намокать.

Материал: Предметы из бумаги.

Март:

Тема: Посадка лука

Задачи: Формировать представления детей о росте лука из луковицы. Показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

Материал: Луковицы, сосуды с водой и без, бумажный пакет.

Тема: Веточка

Задачи: Наблюдение за появлением листьев на веточках: тополя, вербы - поставленных в воду.

Материал: Веточки вербы и тополя, сосуды с водой.

Тема: Из чего сделаны предметы

Задачи: Учить детей определять на ощупь материал, из которого сделан предмет. Активизировать в речи прилагательные, обозначающие материал: пластмассовый, деревянный, бумажный, резиновый.

Материал: Игрушки, изготовленные из различных материалов.

Тема: Солнечный зайчик

Задачи: Формировать представление детей о том, что «солнечный зайчик» - это луч солнечного света, отраженный от зеркальной поверхности.

Материал: Зеркальце.

Тема: Узнай по вкусу

Задачи: Продолжать знакомить детей с органами чувств и их назначением. Учить детей узнавать вкусовые свойства продуктов: кислый, сладкий, горький.

Материал: Продукты с разным вкусом: конфета, лимон, хлеб ит. д.

Тема: Запахи

Задачи: Формировать представление детей о способности определять запахи и их качества: кислый, сладкий, неприятный.

Материал: Предметы с различным запахом: духи, трава мята, чай, табак.

Литература

  1. Деркунская В.А. Игры – эксперименты с дошкольниками. / Центр педагогического образования, 2012
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
  3. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет/ Издательство «Речь» 2006Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, N 4, 2004, 4. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. / Детство-пресс 2013
  4. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002 6. Материалы Интернет-сайтов.
  5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред. Л. Н. Прохоровой

– детский сад №5 г. Можайска

Доклад

«Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ»

(из опыта работы)

Воспитатель

г. Можайск

Ребенок по своей природе исследователь. Важные черты детского поведения - это неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать, экспериментировать, самому найти ответы на вопросы «как» и «почему».

Мудрая китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Все усиливается прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и сам чувствует.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую в своей работе - это опыты. Их провожу как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Тематика исследований, доступных и увлекательных для детей разнообразна. Я работаю по таким направлениям:

1. Свойства самого удивительного вещества на земле - воды.

2. Свойства воздуха.

3. Исследование почвы - бесценной кладовой, песка, глины.

4. Изучение камней - удивительных созданий природы ровесников нашей планеты.

5. Эксперименты и опыты с растениями: размножение, рост и развитие.

Главными задачами в своей работе я ставлю не только приобретение знаний, развитие любознательности, но и формирование у детей бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Условия для проведения опытов у нас в детском саду есть. Создана развивающая среда: зимний сад, лаборатория, фруктовый сад, огород, экологическая тропинка, собраны мини-музеи «Морское дно», «Минералы», «Что у нас под ногами».

В нашей опытно-исследовательской лаборатории собраны различные емкости, пробирки, колбочки для экспериментирования, подносы для каждого ребенка, лупы, трубочки, песочные часы, лейки, воронки, стаканчики, материал для ухода за растениями, микроскоп, халаты и фартучки для юных исследователей. Заготовлены земля, песок, глина, соль, семена для посадки и проращивания в разных условиях. Составлены описание и план экологической тропинки, планы огорода и фруктового сада, схемы экосистем, различных сред обитания, дидактические игры, модели эколого - систематических групп.

В процессе проведения опытов пытаюсь задействовать каждого ребенка, занятия провожу и по подгруппам и со всей группой. Наши опыты чем-то напоминают детям фокусы: они необычные, а главное - дети проделывают все сами.

Так, к примеру, детям нравятся опыты с водой. На занятии «Волшебница вода» дети закрепляют знания о свойствах воды: текучесть, прозрачность, не имеет запаха, вода способна окрашиваться, растворять некоторые вещества (соль, сахар). На других занятиях, в зимнее время, дети узнают агрегатные состояния воды: жидкое, твердое, газообразное. Даю детям потрогать лед, растопить его в ладошках. Знания усиливаются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и сам чувствует. На этих же занятиях мы с детьми используем моделирование кружочками, маленькими человечками, действия обозначаем алгоритмами. Особенно дети любят моделировать маленькими человечками.

Метод моделирования маленькими человечками основан на том, что все дети представляют себе предметы и явления в виде множества человечков, эти человечки могут думать, производить какие-то действия, вести себя по - разному, у них разные характеры, они подчиняются разным командам. При моделировании ребенок может поставить себя на их место, лучше почувствовать и понять через действия, ощущения, взаимодействия.

Так, человечки твердого вещества (предмета) крепко держатся за руки. Чтобы их разъединить, нужно приложить какое-то усилие. Человечки жидкого вещества - человечки-капельки стоят рядом и слегка касаются друг друга, руки у них на поясе. Эта связь непрочна, таких человечков можно легко отделить друг от друга (отлить воды из стакана). Человечки газообразных веществ - воздушные человечки (газ, дым, пар, запах) неусидчивы, любят прыгать, летать, они много и независимо друг от друга путешествуют, лишь иногда они задевают друг друга.

На занятии «Как воду сделать чистой», дети фильтруют воду через бумажные фильтры, узнают, какими фильтрами мамы пользуются в быту, как они очищают воду. На каждом занятии детям напоминается, что воду необходимо беречь и когда они моют руки, кран нужно закрывать так, чтобы вода не капала.

Интересно занятие «Тайны соленой воды». На этом занятии я выпариваю соленую воду в пробирке (в ложке), дети наблюдают, как испаряется вода, а соль остаётся на дне пробирки. На этом же занятии дети узнают тайну соленой воды - она тяжелее пресной: дети опускают в сосуд с соленой водой картофелину и яйцо. На собственном опыте дети убеждаются, что соленая вода тяжелее, и поэтому в ней не тонет яйцо и картофелина.

Опыт «Выращивание кристаллов». Это очень красивый и будоражащий воображение опыт. И очень простой. Вырастить кристаллы можно из соли или соды. Главное в этом опыте – соблюдать осторожность при работе с горячей водой. Оборудование для эксперимента очень простое:

соль (сода), горячая вода, стеклянная баночка, проволочка или шерстяная нитка с петелькой на конце (к нитке можно привязать обыкновенную канцелярскую скрепку), деревянная палочка или карандаш, большая миска. Каждому ребёнку предоставляется возможность вырастить свой собственный кристалл. Дети с удовольствием наблюдают в течение одной-двух недель, как ниточки со скрепками начинают потихоньку обрастать кристаллами соли.

На занятии «Поиск воздуха» дети знакомятся со свойствами воздуха, убеждаются, что воздух вокруг нас, он везде, воздух - невидимка. Проводится опыт со стаканом, в котором пустой стакан опускается вверх дном в тазик с водой. Стакан остаётся пустым. Дети делают вывод, что и в пустом стакане есть воздух, только его мы не видим.

На занятии «Путешествие на воздушном шаре » дети знакомятся с еще одним свойством воздуха: воздух при нагревании расширяется. На занятии «Чистый и загрязненный воздух» узнают, что влияет на чистоту воздуха и состояние здоровья человека, и какую роль играют растения в нашей жизни.

Проводя цикл занятий о воздухе, я максимально пытаюсь рассказать детям о значимости воздуха для человека и для нашей планеты. Экспериментным путём показываю, как воздух помогает людям. Например, воздух надувает паруса (демонстрирую парусный кораблик в тазике), ведь ветер - это воздух, и кораблик движется. Ветер дует на ветряную мельницу и мельница вращается, помогает людям молоть муку (показываю игрушечную мельницу), если на нее подуть, она крутится, предлагаю детям подуть на нее.

Рассуждая с детьми о полёте птицы, мы делаем вывод, что крыльями птицы опираются на воздух, отталкиваются от него и летят. Так же и самолеты - у них есть крылья, и они ими опираются на воздух и летят. Если бы не было воздуха, то птицы и самолеты не смогли бы летать. Предлагаю детям сделать бумажные самолетики и каждому запустить свой самолетик.

Показываю детям, как работает вентилятор : его лопасти заставляют воздух двигаться - создают ветер, ветер - это воздух, который движется, и мы его чувствуем.

Для закрепления знаний о воздухе детям зачитываются фрагменты сказок, в которых упоминается ветер «Сказка о царе Салтане...», «Соловей - разбойник», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

У детей старшего возраста уже накоплен опыт игр с песком, поэтому они с удовольствием наблюдают за экспериментами с этим веществом, стремятся получить новую информацию о нём. На занятиях проводим опыты, на которых дети учатся различать и называть свойства песка: сухой, влажный , очень мокрый, сыплется, лепится, желтый (светло или темно - коричневый), хорошо пропускает через себя воду (вода уходит в песок). На сыром песке отпечатываются следы (от человека, птиц, игрушек, животных), по ним можно узнать, кто ходил по песку, на сухом песке вместо следов остаются ямки. По мокрому песку ходить легко - он уплотняется (при этом на подошве остаются песчинки); по сухому песку ходить трудно - он осыпается, ноги проваливаются. Предлагается рассмотреть небольшую горстку сухого песка. Дети делают вывод, что песок состоит из отдельных песчинок, они мелкие, твердые, неровные, разного цвета. В этом опыте использую лупы, микроскоп. Другое исследование – сравнение песка с речными камнями. Дети берут в руки камни, рассматривают их, жмут, гладят, называют их свойства (форму, цвет, твердость, особенности поверхности), сравнивают с песком, называют отличия и сходства. Делаю пояснения, что песчинки - это крохотные камушки, они образуются от трения, ударов друг о друга больших камней.

Выясняем с детьми, кому нужен песок для жизни, кто живет в песчаных пустынях, рассматриваем макет «Пустыня», ищем на глобусе пустыню Сахара, обсуждаем, как приспособлены к жизни в песках верблюды , ящерицы, черепахи, выясняем разные приспособительные особенности животных: способность запасать питательные вещества, подолгу обходится без воды (верблюд), впадать в спячку и так пережидать самое жаркое время (черепахи), использование маскировочной окраски (под песок), приспособленность животных к передвижению в песке, закапыванию в песок.

Для знакомства и проведения опытов с камнями в нашем саду есть коллекция «Минералы» из обычных камней: речных, морских и тех, что у нас встречаются под ногами. Провожу вместе с детьми такие опыты с камнями: опускаем в банку с водой, дети наблюдают, как камни падают на дно; пытаемся забить гвоздь в камень – показываю, как гвоздь согнулся. Делаем вывод: камень тверже дерева. В процессе беседы дети выясняют, что камни в природе есть в земле, в реках, в морях и океанах, поэтому их называют речными и морскими. Учимся различать камни, рассматривая их и обследуя. Делаем вывод: речные камни - неровные, разной формы, бывают с острыми углами; морские камни всегда округлой формы, гладкие - такими их сделали морские волны. Камни тяжелые, очень твердые и прочные, поэтому используются в строительстве зданий, дорог, мостов и других сооружений.

Даю первые представления о ценных камнях. Рассматриваем и обследуем коллекцию «Минералы». Дети сами рассказывают, где используются ценные камни: для украшения построек, в изготовлении сувениров, памятников (гранит, мрамор), в изготовлении украшений.

Так же интересные опыты проводим с глиной, детям она знакома с раннего детства. Сравниваем глину с песком, она не сыплется, плотная, может быть сухая и сырая: мокрая глина липкая, вязкая, мягкая - из нее можно лепить разные предметы, сухая глина твердая, похожа на камень, но не такая прочная - дети на опыте убеждаются, что при ударе или падении разбивается на куски. Делаем такой опыт: в одну прозрачную емкость кладем глину, в другую – песок, предлагаю воткнуть палочку в глину и в песок. Дети делают вывод: в песок палочка входит легко, а в глину с трудом. Предлагаю в емкости налить воды. Обсуждаем следующее свойство глины: песок воду пропускает, а глина нет, впитывает воду и становится мягкой. На прогулке находим места с преобладанием в почве песка и глины. Детям предлагается подумать и сказать, почему в одном случае нет луж после дождя, а в другом вода застаивается. Обсуждаем с детьми вопрос, кому нужна глина для жизни: вспоминаем ласточек - береговушек, которые устраивают гнезда - норки в отвесных глиняных берегах рек.

Проводим исследования почвы не только на огороде, но и в лаборатории. У каждого на бумажной тарелочке комочки земли и палочка, лупа. Рассматривая под лупой землю, дети видят в земле корешки, камешки, перегной, различную живность: жучков, червячков, делают вывод, что почва отличается по составу, цвету, запаху, почва бывает сухой и мокрой (влажной). Проводится беседа, какую пользу оказывают почве червяки.

В лаборатории у нас есть комнатный огород. Через стекло дети могут наблюдать и состав почвы, и то, как растут и развиваются растения, их корневая система. Сначала проращиваем семена самым простым способом, во влажной ткани. Сажаем с детьми семена пророщенные и не пророщенные. Сравниваем, наблюдаем за развитием. Делаем вывод, что пророщенные семена быстрее растут и развиваются, чем не пророщенные.

Чтобы закрепить знания детей, что необходимо для роста и развития семян делаем такие опыты.

Так, например, одну влажную коробочку с набухшими семенами располагаем на свету, другую - в темноте. Через два - четыре дня дети убеждаются, что состояние проростков в обеих коробочках, примерно, одинаковое. Делаем с детьми вывод: свет не играет никакой роли для прорастания семян. На свету и в темноте прорастание идет с одинаковой скоростью.

Экспериментируем и вегетативным размножением растений, при помощи любых органов растений: луковицами, клубнями, корнеплодами, кочерыжкой. Этим мы занимаемся в основном на огороде. Экспериментальным путём устанавливаем, сколько новых клубней получилось из одного клубня, сколько горошин получилось из одной горошины, как влияет густота посева на размер корнеплодов моркови. Проводится очень интересный, занимательный эксперимент «Как огурец попал в бутылку?» Предлагаю на огуречную грядку положить прозрачную бутылку с узким горлышком. Через горлышко внутрь бутылки помещаем отросток с маленьким огурчиком, который только что образовался на месте цветка. Под бутылку предлагаю подложить камешки, чтобы она не смещалась. Наблюдаем, как огурец растет, занимает свободное место в бутылке и постепенно принимает ее форму. Каково же удивление и радость детей! Особенно, когда мы разрезаем бутылку и вынимаем огурец. Осенью проводим опыт «Продлим жизнь растению цветника». Дети на собственном опыте убеждаются, что человек может реально помочь растению и наблюдает влияние отдельных факторов среды на жизнедеятельность растений.

Зимой проводится цикл опытов, чтобы показать детям роль снега в жизни растений. В январе-феврале предлагаю детям раскопать снег в том месте, где росла трава. Дети обнаруживают под снегом зеленую травку длиной 10-15 см. Снеговую ямку сразу же засыпаем, иначе растения вымерзнут. В период таяния снега, сравниваем состояние почвы в местах, где снега было много и мало. Дети убеждаются, где было снега мало (его сдувал ветер), почва будет сухой или слегка влажной, а там, куда мы присыпали снег, под деревья, кусты, почва - очень мокрая. Так же дети убеждаются, что на тех местах, где было много снега, раньше и гуще появляется трава.

В итоге у детей складывается осознанное представление о роли снега в жизни растений: зимой снег согревает растения, а весной при таянии растения получают много воды. Снеговая вода особо ценная, она намного полезнее, чем обычная, в талой воде молекулы располагаются упорядоченнее, поэтому она обладает повышенной биологической активностью; семена, намоченные в талой воле, быстрее прорастают, проростки растут более интенсивно, растения бывают более крепкими.

Примеров экспериментирования можно привести много. Я в своей работе стараюсь использовать подручный материал. Проводя эксперименты, я не делаю четкой границы между обычной жизнью детей и проведением опытов. Считаю, что эксперименты - это не самоцель, а только способ ознакомления детей с окружающим миром, в котором детям предстоит жить. Ведь только через действия ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.

Список использованной литературы:

1. Веракса Н. Е, Галимов - исследовательская деятельность дошкольников. - М.: Мозаика - Синтез,2012.

2. Иванова растений: Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. - М.: Сфера, 2010.

3. Ковинько природы - это так интересно. - М.: Линка-Пресс,2004.

4. Николаева эколог.- М.: Мозаика-Синтез,2004.

5. Рыжова у нас под ногами.- М.: Карапуз, 2005

Процесс обучения и воспитания в детском саду направлен на раскрытие в личности ребёнка тех качеств, которые будет ему необходимы для достижения любых целей в будущем. Развивать пытливость ума, знакомить со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов, формировать умение планировать и анализировать практическую работу - это задачи современной системы образования. Ребёнок способен к самостоятельному поиску знаний, если педагог подготовил к этому соответствующие условия.

Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ: задачи, приёмы, виды

Современная система образования в детском саду отходит от способа передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от педагога - воспитаннику). Согласно ФГОС педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и совершенствовать способности в открытии особенностей и свойств объектов окружающей действительности. Исследовательские качества наблюдаются у детей 1–2 лет. Экспериментирование с объектами происходит при помощи элементарных действий: размазывание краски по листу, попробовать на вкус, испытать на прочность (укусить, бросить), извлечь звук (хлопнуть ладонью, стукнуть о твёрдую поверхность). С развитием мелкой моторики и координации движений опытные исследования становятся насыщеннее, но спонтанность в экспериментировании сохраняется до достижения 5–6 лет. Средние дошкольники способны к более длительным наблюдениям, они активно пополняют словарный запас и стремятся использовать в самостоятельной деятельности приобретённые навыки. Воспитанники старшей и подготовительной групп проводят опыты и эксперименты по самостоятельно продуманному плану, фиксируют и оценивают полученные сведения. Следовательно, на протяжении всего периода обучения в детском саду воспитанники совершенствуют способность решения проблемных ситуаций практическими методами, как в совместной с педагогом деятельности, так и самостоятельно в различных режимных моментах.

Воспитанники младших групп экспериментируют совместно с педагогом

Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание. Педагог работает в этом направлении во время проведения занятий НОД, на прогулках, тематических досугах, мотивирует к экспериментированию в самостоятельной деятельности. Для опытных исследований организуется предметно-пространственная среда: создаётся уголок исследований, центр экспериментирования или мини-лаборатория. Детское экспериментирование во многом похоже на научное, дети испытывают положительные эмоции от ощущения важности проделанной работы, получения видимых результатов, новой информации.

Детское экспериментирование похоже на научное, а результаты опытной деятельности имеют большую ценность для детей

Задачи опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ - таблица

Образовательные задачи
  • Формирование представление о предметах: их свойствах и качествах.
  • Формирование способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями.
  • Формирование умения делать выводы, открытия.
Развивающие задачи
  • Развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ.
  • Развитие мелкой моторики и координации движений.
  • Развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия.
  • Развитие внимания и памяти.
  • Развитие речевых способностей.
Воспитательные задачи
  • Создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию.
  • Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований.
  • Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи.
  • Воспитание усидчивости и аккуратности.

Во время проведения экспериментов дети приобретают исследовательские навыки, делают умозаключения и выводы на основе проведённых опытов

Методы и приёмы опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ

Среди приёмов и методов организации опытно-экспериментальной деятельности выделим актуальные для использования в дошкольном образовательном учреждении:

  • Проблемно-поисковый метод. Воспитателем создаётся проблемная ситуация, в которой детям предстоит определить требующих решения вопрос, выдвинуть гипотезы по способам решения проблемы, провести опытную деятельность и подвести итоги. Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной системы обучения, в нём через оживлённую дискуссию с педагогом у детей возникает мотивация к активному экспериментированию и стремление получить результат.

    В русле проблемно-поискового метода строится большинство занятий в детском саду

  • Наблюдения за объектом. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности у дошкольников.

    Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности дошкольников

  • Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч.), малыши приобретают сведения об их свойствах. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая к периоду старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.

    Опыт по установлению зависимости растений от факторов внешней среды

Виды детского экспериментирования - таблица

По характеру познавательной деятельности детей
  • иллюстративное (детям известен результат, и опыт подтверждает знакомые факты);
  • поисковое (результат неизвестен, его необходимо получить опытным путём);
  • решение познавательных задач.
По месту в образовательном цикле
  • первичное;
  • повторное;
  • заключительное;
  • итоговое.
По характеру мыслительных операций
  • констатирующее (наблюдение особенностей объекта или явления вне связи с другими объектами или явлениями);
  • сравнительное (есть возможность увидеть изменение свойств или качеств объекта во время какого-либо процесса);
  • обобщающее (есть возможность определить закономерность какого-либо процесса, рассмотренного в виде отдельных этапов в предыдущих экспериментах).
По способу применения
  • демонстрационное;
  • фронтальное.

В опытно-экспериментальной деятельности осуществляется развитие умственных и практических способностей детей. Если в процессе исследования задачей было получение новой информации при помощи совершенствования практических навыков, то опытно-экспериментальная деятельность в этом случае носит познавательный характер. Формирование новых навыков экспериментирования и обучение работать с различными инструментами осуществляется в рамках исследовательской опытно-экспериментальной деятельности.

В опытно-экспериментальной деятельности развиваются как познавательные, так и исследовательские способности детей

Виды занятий по экспериментированию


Индивидуализация заданий опытно-экспериментальной направленности

Организация детского экспериментирования осуществляется в рамках личностного подхода в обучении и воспитании. Реализация этого подхода возможна во время занятия НОД, когда детям даются задания различного уровня сложности на проведение опыта. Например, на занятии «Тонет - не тонет» первой подгруппе воспитатель детей даёт задание провести опыт на определение плавучести кубиков одинакового размера из разных материалов (дерево, пластмасса, стекло, металл, пенопласт, камень), а второй подгруппе - определить плавучесть предметов разного веса и формы, но состоящих из металла (кубик, миска, кораблик). Первое задание предполагает выводы о плавучести более лёгких материалов, второе задание подразумевает сложный вывод о способности предметов плавать в зависимости от их общей плотности и объёма.

Разноуровневые задания даются во время прогулок по проведению экспериментирования с водой, песком, воздухом. Ребята так же делятся на подгруппы, проводят опыты, после проводится совместное обсуждение.

Самостоятельная деятельность воспитанников инициируется педагогом с целью совершенствования навыков проведения экспериментов с учётом личных интересов детей. В различных центрах активности могут быть организованы игры-эксперименты, изучение моделей и макетов, наблюдение за жизнедеятельностью растений, проведение собственно опытов с веществами.

Возможность практической работы в подгруппах позволяется осуществить личностный подход в опытно-экспериментальной деятельности

Мотивирующее начало занятий

У детей дошкольного возраста сильно стремление к наблюдениям, непосредственному контакту с изучаемыми предметами, постановке опытов и экспериментов. Особенно их привлекают занятия в мини-лабораториях, где можно использовать специальные инструменты и непривычные материалы для исследования.

Педагогу важно организовать занятие по опытно-экспериментальной деятельности так, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации. Зачастую случается, практическая сторона вызывает у детей настолько яркие положительные эмоции, что в них теряется радость собственно открытия, к чему стремится проведение каждого опыта и эксперимента. Поэтому рекомендуется начало занятий посвящать активации внимания и усилению мотивации к решению какой-либо проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос. В этих целях используется наглядный материал (плакаты, карточки и открытки, иллюстрации книг, энциклопедии), устраиваются подвижные и дидактические игры, тематические гимнастика и зарядка, проводятся дискуссии, в которых ребятам даётся возможность привести примеры из личного опыта, привлекаются к участию сказочные персонажи.

Варианты мотивирующих начал - таблица

Тема занятия, возрастная группа Вариант мотивирующего начала
«Таяние снега», первая младшая группа Включение в игровую ситуацию.
В группу приходит письмо от Снежной Королевы, она приглашает ребят в своё царство. Припомощи волшебного портала дети попадают в мир вечного льда и снега, где им предстоит выполнить задания сказочной хозяйки и принять участие в эксперименте по изучению свойств снега.
«Домик для ёжика», вторая младшая группа Создание сюрпризного момента.
В группу приходит сказочный персонаж Ёжик, он фырчит и ничего не говорит, но выглядит очень взволнованным. Он принёс ребятам письмо от лесных жителей, в котором рассказывается о попытках Ёжика сделать себе домик: в коробке было жёстко, на шишках неудобно, в мох он проваливался. Лесные жители просят ребят помочь Ёжику в создании удобного домика.
«Свойства воды», средняя группа Изучение плаката «Круговорот воды в природе». Проведение познавательной беседы о формах воды в природе.
Проведение подвижной игры «Дождик и солнышко».
«Мусор в землю закопаем», старшая группа Просмотр презентации о загрязнении почвы и её возможных последствиях.
Проведение дискуссии о том, какой мусор можно закапывать в землю, а какой требует других способов переработки.
«Выращивание кристаллов соли», подготовительная группа Изучение иллюстраций о способах добычи соли.
Отгадывание загадок о соли и сахаре.

Привлечение наглядного материала активизирует внимание воспитанников и вызывает интерес к поиску новой информации

Примеры организации опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ

Предлагаем ознакомиться с вариантами опытно-экспериментальной деятельности дошкольников на занятиях в детском саду.

Опытно-экспериментальная деятельность на прогулке - видео

https://youtube.com/watch?v=4awlGoQsXko Video can’t be loaded: Опытно-экспериментальная деятельность на прогулке.MPG (https://youtube.com/watch?v=4awlGoQsXko)

Опыты в младшей группе - видео

https://youtube.com/watch?v=IsvJEpzi-2w Video can’t be loaded: Опыты в младшей группе Гномики 1 (https://youtube.com/watch?v=IsvJEpzi-2w)

Экспериментальная деятельность во второй младшей группе «Безопасный фейерверк» - видео

Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе «Свойства песка» - видео

https://youtube.com/watch?v=PcvhM4eqcuY Video can’t be loaded: Видео урок опытно-экспериментальной деятельности в средней группе, МБДОУ№31, г.Нижнекамска, РТ (https://youtube.com/watch?v=PcvhM4eqcuY)

ООД для детей старшей группы «Свойства воздуха» - видео

https://youtube.com/watch?v=mZPkbPTMf3E Video can’t be loaded: ООД для детей старшей группы «Свойства воздуха» (https://youtube.com/watch?v=mZPkbPTMf3E)

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Зимняя вода» - видео

Опытно-экспериментальное занятие в детском саду

Занятие опытно-экспериментальной направленности в детском саду строится с учётом возрастных особенностей детей в условиях временных рамок по нормам САНПиН:

  • младшая группа - 15 минут;
  • средняя группа - 20 минут;
  • старшая группа - 25 минут;
  • подготовительная группа - 30 минут.

Для профилактики переутомления используются различные формы деятельности: игровая (дидактические игры), физическая (физкультминутки, подвижные игры), развлекательная (пение), познавательная (изучение наглядного материала, проведение беседы).

Практическую работу предваряет повторение правил техники безопасности и проговаривание последовательности выполнения действий во время эксперимента. По завершении опыта каждый воспитанник приводит в порядок своё рабочее место, помогает воспитателю убрать инструменты.

Обязателен этап рефлексии в конце занятия: ребята сообщают результаты эксперимента, делятся эмоциями от процесса открытия.

Картотека опытов и экспериментов - талица

Область экспериментирования Тема занятия Цель экспериментирования Материалы
Объекты неживой природы «Свойства» Знакомство со свойствами песка Баночки с сухим песком, бутылка с водой, лопатки, оргстекло, магнит
«Очистка воды» Познакомить со способом фильтрования воды Стакан с грязной водой, пустой стакан, ватные фильтры для очистки воды
«Ткани» Формирование представлений о свойствах различных видов ткани Ёмкости с водой, ножницы, образцы тканей
«Металлы» Формирование представлений о свойствах металлов Спиртовка, спички, ножницы, образцы металлов (демонстрационный опыт, проводится педагогом)
«Магнетическое свойство Земли» Знакомство с магнетическими свойствами Земли Магнит, стакан, иголки, макет земного шара, намагниченная английская булавка, вода, растительное масло
«Радуга» Познакомить с механизмом распада света на цветовой спектр Гранёное стекло (деталь от хрустальной люстры)
«Как достать скрепку?» Расширение представлений о свойствах магнита и его применении человеком Ёмкость с водой, скрепки, магнит
«Полярное сияние» Расширение представления о магнитных силах Земли Магнит, металлические опилки, два листа бумаги, трубочка для коктейля, воздушный шар, мелкие кусочки бумаги
«Космос в рюмке» Выяснение факторов, влияющих на форму планет Рюмка с водой, масло, спирт, пипетка
Объекты живой природы «Корни тянутся» Установление связи видоизменения частей растений от влияния внешних факторов Растения в горшках с поддонами, имитирующими различные внешние факторы воздействия
«Свойство испарять жидкость» Установление зависимости количества испаряемой жидкости от размера листьев растения Три комнатных растения: с мелкими листьями (фикус ретуза), со средними листьями (фикус Бенджамина), кактус
«Свет и рост» Установление взаимосвязи между освещением и ростом растений Комнатные растения, лист бумаги, карандаши
«Запасливые растения» Знакомство со свойством некоторых растений накапливать влагу Ёмкость с водой, пищевые красители, деревянные бруски, губки
«Как цветок пьёт воду» Формирование представления о движении воды от корня растения по стеблю к листьям и цветку Стаканы с водой, пищевые красители, белые гвоздики
«Тепло и холод» Установление влияния температурного режима на рост растений Веточки с нераспустившимися почками, стаканчики с водой
«Растения дышут» Установление потребности растения в воздухе Комнатные растения, трубочки пластиковые, вазелин, лупа
«Живой кусочек» Установление способности растения питаться и расти за счёт корня Корнеплоды (морковь, редька, редис, репа, свёкла)
Человеческий организм «Ухо и носоглотка» Установление связи уха с носоглоткой Модель строения уха и носоглотки
«Запах и вдох» Установление необходимости вдоха для определения запаха Плотный матерчатый мешочек с различными ароматическими материалами: мыло, апельсиновая цедра, ароматическая свеча, флакон духов.
«Восприятие холода и тепла» Определить расположение на теле человека воспринимающих тепло и холод точек Ёмкости с горячей и холодной водой, спица
«Глаза» Знакомство со строением глаза Модель человеческого глаза
«Зрачок» Изучить влияние света на зрачок Зеркало
«Храп» Познакомить с причинами появления храпа у человека Вощёная бумага, ножницы, линейка

Опытным путём ребята узнают, как достать металлические предметы из ёмкости с водой, не намочив рук

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности во второй группе раннего возраста «Водичка, водичка…» - таблица

Цели
  • познакомить детей с водой и её свойствами посредством опытно-экспериментальной деятельности: жидкая, льётся;
  • подвести малышей к различным способам решения проблемной ситуации и найти самый лучший вариант её решения;
  • активизировать в речи глаголы (течёт, льётся), прилагательные (жидкая, прозрачная).
Оборудование Игрушка «Лунтик», прозрачный стакан с водой, совочки из песочного набора, тряпочки. Стакан холодной воды, ёмкость с горячей водой (воспитатель выносит её только во время эксперимента, без доступа для детей).
Ход занятия Ребята вместе с воспитателем выходят в приёмную. В этот момент в группе раздаётся громкий звук. Когда воспитатели и дети возвращаются в группу, видят на столе лужу воды и рядом «Лунтика».
Воспитатель: Ребята что произошло в группе? Кто к нам пришёл в гости? Вы его знаете?
Дети: Лунтик!
Воспитатель: Здравствуй, Лунтик. Ребята, давайте поздороваемся с Лунтиком.
Дети: Здравствуй, Лунтик.
Воспитатель: Ребята, кажется, Лунтик чем-то расстроен. Он сказал, что так спешил с вами познакомиться, не заметил на столе стакан с водой и нечаянно опрокинул его. Что случилось с водой, которая была в стакане?
Дети: Разлилась.
Воспитатель: Нужно убрать воду со стола. Поможем Лунтику?
Дети: Да.
Воспитатель: Лунтик мне сейчас шепнул, что воду нужно собрать в стакан так же, как мы собираем игрушки. Как вы думаете, можно сложить воду в стакан? Мы же собираем игрушки на место ручками, вот и воду соберём!
Выходите (Вызывает несколько малышей), помогите нам собрать воду. Дети выполняют поручения.
Воспитатель: Получилось у вас собрать воду в стакан?
Дети: Нет!
Воспитатель: А, может, мы соберём воду совочками. Песок же собираем! Вызывает ещё нескольких деток для выполнения поручения.
Воспитатель: Ребята, вода никак не возвращается в стакан. Как можно ещё собрать воду со стола?
Дети: Тряпочками.
Воспитатель: Давайте попробуем. Выходят дети, которые ещё не участвовали в эксперименте.
Воспитатель: Посмотри, Лунтик, мы с ребятами всё вытерли. Помогли нам в этом тряпочки. А, знаете, почему мы не смогли собрать воду руками и совочком? Потому что вода жидкая. Когда мы жидкое что-то разливаем, получается лужа. И собрать лужу как раз и помогают тряпочки. Какие вы ещё знаете жидкости?
Ответы детей.
Воспитатель: Жидкое ещё бывает молоко, чай, какао, суп. Что наша няня делает, когда что-то вдруг разольётся?
Дети: Вытирает тряпочкой.
Итог.
Воспитатель: Лунтик благодарит вас, ребята, за помощь и говорит, что теперь-то он точно запомнил, что поможет ему собрать жидкость, если вдруг разольёт.
Лунтик прощается с малышами.

Дети устанавливают способ, как убрать пролитую воду с поверхности стола

Фиксация результатов экспериментальной деятельности воспитанников ДОУ

Фиксация результатов практического исследования или наблюдения является обязательным этапов опытно-экспериментальной деятельности. Приучать детей к фиксированию нужно постепенно, поскольку этот вид работы считается сложным для дошкольников. А необходим этот этап для того, чтобы результаты экспериментирования запечатлелись в памяти воспитанников (зрительной, сенсорной, слуховой, двигательной, обонятельной).

Способы фиксация результатов детского экспериментирования:

  1. Графический. Простейший способ фиксации результатов наглядно при помощи готовых форм: карточки, картинки, графические схемы, фотографии, объёмные изображения, аудиозаписи. Этот способ можно применять в экспериментировании с детьми 3–4 лет, предлагая выбрать им из нескольких готовых форм ту, которая представляет собой изображение результатов практической работы на текущем занятии. С воспитанниками средней группы используются простые графические схемы или мнемокарты.
  2. Ментальный. Для фиксации результатов опытно-экспериментальной деятельности используются речевые навыки детей: ребёнок рассказывает о результатах практического исследования. Ментальный способ применяется в работы с детьми средней группы: воспитанники формируют умение самостоятельно проговаривать итоги эксперимента, сравнивают их с результатами подобных опытов, проводимых ранее. Старшие дошкольники во время ментальной фиксации совершенствуют умение обобщать и систематизировать знания об объектах.
  3. Практический. Заключается в фиксировании результатов экспериментирования на бумаге - зарисовыванием или записыванием. В работе с дошкольниками чаще используется схематическое зарисовывание и зарисовывание условными символами. С этой целью дети ведут дневники наблюдений, журналы опытов, заполняют карточки экспериментов. Записывание рассказа о результатах практического исследования в детском саду осуществляет воспитатель со слов детей, например, для закрепления отчёта о проделанной работе в журнале группы, на стенде в уголке познания.

Воспитанники зарисовывают результаты эксперимента в листах наблюдений

Консультация для родителей

Рекомендуется несколько раз в течение учебного года проводить собрания с родителями, на которых освещает работа детей в рамках опытно-экспериментальной деятельности. Родителям сообщаются цели и задачи детского экспериментирования, они должны понимать его значимость для становления личности ребёнка. Познавательная активность и стремление к проведению практических исследований необходимо поощрять и в домашних условиях.

Поддержка опытно-экспериментальной деятельности детей осуществляется через реализацию следующих задач:

  • поощрение любознательности ребёнка, инициативности в экспериментировании;
  • проявление интереса к занятиям в детском саду;
  • мотивировать личным примером.

На консультациях для родителей педагог предоставляет примерные темы для совместной опытно-экспериментальной деятельности с детьми в домашних условиях и на прогулках (для инициативных родителей - темы краткосрочных исследовательских проектов): сезонные наблюдение на улице, описание выполнения опытов в ванной комнате, на кухне. Следует указать на важность фиксирования результатов практических исследований: родители совместно с детьми могут вести дневники и журналы, рисовать плакаты, делать коллажи из фотографий и лэпбуки (книжки-раскладушки на тему проведённых опытов - «Три формы воды», «Условия роста растений», «Способы очистки почвы», «Свойства воздуха»). Экспериментирование в кругу семьи (с мамой и папой, братьями и сёстрами, дедушками и бабушками) - это не только приобретение знаний, но и положительные эмоции.

Проведение опытов в домашних условиях создаёт положительную атмосферу в семье и надолго фиксируется в памяти

Мониторинг и отчёт по экспериментальной деятельности в ДОУ

Для оценивания результатов и эффективности экспериментальной деятельности воспитанников педагогом проводится мониторинг по следующим критериям:

  • умение постановки проблемы воспитанниками;
  • грамотное формулирование вопросов;
  • выбор способов исследования;
  • умение описывать наблюдения во время опытной деятельности;
  • наличие мыслительных умений (анализирование, сравнивание, обобщение, систематизация);
  • степень самостоятельности в проведении эксперимента;
  • способность к умозаключениям, выводам, подведению итогов;
  • умение фиксировать результаты экспериментирования.

О высоком уровне опытно-экспериментальной деятельности свидетельствует устойчивая мотивация к проведению практических исследований, в том числе в самостоятельной деятельности (на прогулках, в центрах самостоятельной активности, дома). Ребёнок с развитым исследовательским типом мышления проявляет инициативу в выборе материалов и инструментов для проведения опытов, определяет проблемные вопросы, проверяет собственные предположения опытным путём, стремится довести начатое до конца, чтобы узнать и зафиксировать результат эксперимента.

Для выявления отношения воспитанников к экспериментальной деятельности и определения уровня овладения практическими навыками воспитатель проводит мониторинг, заполняя анкеты на каждого воспитанника несколько раз в течение учебного года (в сентябре, в середине года, в мае). Мониторинг выявляет степень самостоятельности на всех этапах детского экспериментирования, для имеющих низкие показатели воспитанников педагог подбирает приёмы коррекции.

Оформление центра экспериментирования

Важным условием организации опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является создание предметно-познавательной среды. Это могут быть уголки для практических исследований в помещении группы, зелёные зоны на подоконниках для наблюдений за растениями. Возможна подготовка отдельной комнаты для функционирования кружка по познавательно-исследовательской деятельности. В исследовательском уголке или лаборатории должно быть выделено место для демонстрации проектов воспитанников или для тематических выставок. Для хранения познавательной литературы, материалов для опытов и приборов выделяются стеллажи, доступ к которым будет открыт всем ребятам. Для проведения опытов продумывается место: демонстрационный стол, ученические парты и стульчики. Наглядно должны быть представлены правила техники безопасности при проведении опытов (например, в виде плаката).

Особое внимание в настоящее время уделяется созданию центров воды и песка в группе. Экспериментируя с этими веществами, дети не только получают знания, но и совершенствуют мелкую моторику, а также восстанавливают баланс эмоционального состояния (занятия с водой и песком успокаивают, устраняют симптому переутомления, снимают напряжение мышц).

Материальное оснащение центра экспериментирования:

  • природные материалы: песок, камни, глина, грунт, образцы древесины, листья, зёрна;
  • приборы: магниты (в т. ч. магнитная стружка), увеличительные линзы, линейки, подзорная труба, весы, микроскоп, термометр, лампы;
  • сосуды: стаканы, миски, баночки, мензурки, колбы;
  • медицинские материалы: латексные перчатки, пинцет, одноразовые шприцы без иглы, ватные диски, марля и бант;
  • вещества: соль, сахар, марганцовка, пищевые красители, мука;
  • фартуки, защитные очки, шапочки или косынки, перчатки, нарукавники;
  • листки наблюдений и журналы для фиксирования результатов экспериментирования.