Сказочная гжель. Мастер-класс «Декоративная тарелочка «Сказочная Гжель

Воспитатели МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №108" г. Сыктывкар, Республика Коми

Цель: формирование и развитие нравственного, духовного и творческого потенциала ребенка, на основе культуры и творчества русского народа.

Задачи:

  • Познакомить детей с русским декоративным искусством «Гжель» ;
  • Обогащать впечатления детей произведениями современных поэтов и композиторов (по данной тематике) , русской лирической музыкой;
  • Создавать условия для развития здоровых чувств, нравственности и творчества на примере культуры русского народа.

Под русскую народную мелодию дети входят в музыкальный зал и становятся полукругом (дети одеты в фартуки и платочки, расписанные гжельским узором)

Ведущая: Здравствуйте! Сегодня я Вас, приглашаю в сине – голубую сказку. (Дети стоят полукругом) .

В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умелые, веселые и красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как им свое мастерство показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую-белую, решили лепить из нее посуду разную. Да такую какой свет не видывал. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Ребенок:

В тихом Подмосковье
Речка Гжелка бежит.
Вдоль этой речушки
Деревенька стоит.

Резные оконца,
На крыше конек,
Из чистого колодца
Водицы глоток.

Заросли ивы вдоль речки бегут,
Умельцы в той деревеньке живут:
Расписную посуду они мастерят,
Синим по белому чудо творят.

Выходят мастера и показывают гжельские изделия. Дети держат в руках белые плоскостные изделия, делая вид, что расписывают их.

На экране показываются слайды: изделия гжельских мастеров.

Ведущая: А кто мне скажет, откуда произошло название деревни? (В названии этой деревушки слышится слово «жечь» )

Да, правильно! Жители деревушки с радостью называют себя Гжельцами и говорят, что нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.

Почему же гжель так полюбилась людям? (потому, что сделана она народом с любовью и в первую очередь за её необыкновенный цвет)

Посуда у мастеров выходит белоснежная, а узор на ней одной единственной синей краской. Но узор этот настолько удивительный, что хочется смотреть на него снова и снова.

Ведущая: У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая. Её трава шелковая, её цветы весенние и мастерство волшебное достойное восхищения.

Дети читают стихи и показывают посуду.

Чудо с синими цветками,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.

На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из-под белого снежочка,
Растут синие цветочки.

Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели?
Поверить трудно: неужели,
Всего два цвета? Чудеса!

Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера.

И сине-белые бутоны,
Прекрасны нынче, как вчера!

Л. Куликова.

Сине - белая посуда,
Расскажи – ка, ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела:

Голубыми, синими,
Нежными, красивыми…
Так, что глаз не оторвать,
Ах, какая благодать.

С. Вахрушев.

Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы
Животные и птицы
Невиданной красы.

Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь.
Известно всем в народе
Ее название … (Гжель)

Сине-голубые
Розы, листья, птицы,
Увидев нас впервые,
Каждый удивится.

Чудо на фарфоре
Синяя капель.
Это называется
Просто роспись гжель.

П. Синявский

Чашки, чайники и вазы,
отличите их вы сразу.
Белый фон, снегов белей,
Синий, небушка синей.

Кружевное это чудо
Приехало к нам откуда?

(дети – из Гжели)

Музыка пение птиц.

Ведущая: Посмотрите, ребята, к нам в детский сад птичка – синичка принесла письмо. Давайте мы откроем и посмотрим, что же там внутри. (внутри письма вопросы от гжельских мастеров) (Проверка знаний детей) .

Из чего гжельские мастера делают свои изделия? (Из глины)

Какие изделия делают мастера из глины? (Посуду, цветы, цветы разные колокольчики маки, тюльпаны, ромашки., но самое любимое чайная роза, шкатулки, игрушки, подсвечники изображая в рисунках природу, животных, птиц, города, сценки из жизни людей (гуляние, посиделки, хороводы, чаепитие) и даже целые города.

Каким узором украшают свои изделия умельцы? Волнистые линии, точки, спираль, решетки, полоски, сеточки, капельки, розы, бутоны, цветочки.

Делают «Растяжение цвета» от темно-синего до бледно-голубого. Делают мазки синей краской, а затем сухой чистой кистью убирают лишнюю краску.

Дети поют частушки.
По полю гуляла я
Три цветка я там нашла.
Белый, синий, голубой…

Я любуюсь красотой.
Дома краски я нашла,
Синим глазки подвела,
Щечки подрумянила…

Мама не ругай меня
Юбку белую надела
Синюю ленту заплела
Вот какая стала я,

Полюбуйтесь на меня.
На окошке два цветка,
Синенький и беленький.
Когда, мама, подрасту,

Подарю их миленькой.
Посмотрите на меня
Платье с гжелью у меня
Сине-белые цветы чудо

сказочной красы
Я в окошечко смотрю
На березку и на ель.
Приглашу с собой Кирилла

На экскурсию в Гжель
Мыла гжельскую посуду,
Разлетелись брызги всюду.
Брызги вытру, не беда!

Ох, посуда хороша!
Мы пропели вам частушки
Хорошо ли? Плохо ли?
А теперь мы вас попросим

Чтобы вы похлопали.
Ведущая читает стихотворение
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой.

Не встретите на свете вы
Красоты такой!

Жители деревеньки Гжель очень любили водить хороводные игры.

Игра «Матушка Гжель»

Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбирается ведущий - матушка Гжель, она стоит в центре круга, в руках синяя ленточка. С началом музыки, она идет внутри круга, дети идут хороводом в другую сторону и поют:

Матушка Гжель по полю гуляла,

Ленточку синюю потеряла,

Кто ленту найдет, тот талант обретёт!

С окончанием пения, хоровод останавливается, а матушка Гжель взмахивает голубой лентой перед остановившейся парой, как бы разбивая её. Затем бросает ленту на пол. Дети бегут в разные стороны за кругом. Кто первый прибежит, становится ведущим, а другие становятся в общий круг. Игра повторяется вновь.

После игры предлагают детям сесть на места.

Ведущая. Какие вы у меня молодцы, ребята. Как много уже знаете. Каким же узором украшают мастера серединку своих изделий? (гжельской розой) . А в жизни разве роза бывает синей? (ответы) . Наверное, эта роза сказочная.

Драматизация сказки «Гжельская роза» .

Жили-были в царском городке Гжель недалеко от Москвы мастера Иван да Марья. Ладно, да мирно они жили. Душа в душу. Иван посуду делал и на царскую службу в Москву ходил, а Марья в избе ждала, да посуду расписывала. Вот как-то Царь Московский говорит:

Отправляйся Иван за моря, за океаны с дарами для царя заморского, чтобы ему поведать какие мастера живут на Руси. Покажи всем платки Посадские, игрушки Дымковские, и посуду Хохломскую и Гжельскую.

Оправился Иван за моря и океаны к царю заморскому. Подплывает к острову, а там город дивный, с дворцами высокими, теремами расписными и садами красивыми. И правит там царь заморский.

Говорит Иван:

Я прислал тебе поклон от царя Московского и подарки от мастеров русских.

Удивился царь заморский и говорит:

Хороши ваши мастера – русские умельцы, никогда такой красоты не видал. Спасибо тебе Иван, хочу тебя за это дорогими подарками отблагодарить.

А Иван в ответ:

Дорогих даров мне не надо, но видел я у тебя в саду цветок небывалой красоты.

В саду твоем растет много цветов, но среди них в саду есть особенный цветок необычной красоты. Разреши мне его взять с собой, порадовать жену Марью.

Царь говорит своему садовнику:

Выбери самую красивую розу и вручи её Ивану.

Взял Иван розу поблагодарил царя заморского и отправился обратно в путь, он долго путешествовал и вернулся домой. Так и оказалась роза вместе с Иваном на Руси. А у нас на Руси сильные морозы. Роза от мороза не завяла, а просто посинела.

Когда Иван вернулся домой, подарил розу заморскую Марье.

Марье синяя роза очень понравилась и она сказала:

Какая красота, нарисую синюю розу на своей гжельской посуде.

И с тех пор, когда мастера расписывают посуду, главный узор – синяя чайная роза, которая так и называется гжельская.

Звучит русская лирическая мелодия.

Ведущая: Разлилася Гжель, над Землей плывет,
Наша чудо Гжель - лазури хоровод!
Эти синие цветы мы в узоры заплели,
Выходи, честной народ, танцуй Гжельский хоровод!

«Лазури хоровод» , музыка и слова М. Кузьмичевой

После исполнения дети продолжают стоять в кругу.

Ведущая: Вот и закончилось наше путешествие к мастерам гжели!

А в память о нашем празднике мы подарим вам тарелочки с гжельской росписью, чтобы вы надолго запомнили удивительных мастеров Гжели.

Звучит лирическая музыка, раздаются детям тарелочки.

«Сказочная Гжель»

Конспект занятия для старшей группы детского сада.

Программное содержание:

  • Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу - гжельский сервиз.
  • Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.
  • Учить оформлять объемную плоскость элементами узора гжельской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография».
  • Закреплять представления детей о народных промыслах: Филимоново, Дымково, Городец, Хохлома.
  • Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на объемной плоскости.
  • Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса, формированию прекрасного.
  • Развивать речь детей, мелкую моторику рук.


Оборудование:

слайдовая презентация «Сказочная Гжель», изделия народных промыслов, белый кукольный сервиз, пластилин синего цвета, салфетки, доски. ТСО.

Аудиозапись песни «Незабудковая Гжель» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.

Предварительная работа:

Знакомство с гжельским промыслом. Лепка детьми пластилиновых шариков к занятию.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?

Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. А каких умельцев, вы сейчас расскажете сами.

Сегодня рано утром почтальон принес посылку. Здесь написан адрес: Россия, г. Мичуринск, детский сад №26 «Колосок», детям группы №4.

Посмотрите, какая она необычная? (на посылке наклеены предметы разных промыслов).

Кто же нам ее прислал и что в ней? (дети высказывают свои предположения)

Откроем посылку? Посмотрите, здесь много разных предметов. Давайте их достанем и рассмотрим.

Воспитатель:

Вот игрушки. Какие они веселые, яркие, нарядные.

Как хороша - эта девица-душа:

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво.

Барышня так красива!

А вот индюк нарядный,
Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Воспитатель: Откуда нам их прислали?

Воспитатель: Из чего делают дымковские мастера свои игрушки?

Воспитатель: А вот это изделие есть у ваших мам. Это разделочная доска.

Отгадайте загадку:

Славится по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя.

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Разноцветные узоры тонко вывела рука!

Чудо-птицы там порхают,

И кувшинки расцветают!

Будто в сказку нас зовя!

Воспитатель: Вот ложки расписные деревянные (стучит в ложки).

Воспитатель: Как называется эта роспись?

Воспитатель: Послушайте стихотворение и найдите предметы, о которых в нем говорится.

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки -

Быль или небыль?

Изделия рук золотых!

Да! Это синяя сказка -

Глазам загляденье,

Словно весною капель!

Ласка, забота, тепло и терпенье -

Русская звонкая Гжель!

(дети находят в посылке предметы Гжели)

Воспитатель: Скажите, дома у вас есть изделия с такими синими узорами?

Ответы детей:

Воспитатель: Дети, мы отправляемся в путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку. Почему она так называется? Сейчас вы поймете сами.

Расскажу вам сказку.

Так вот. В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель.(слайд №2) Давным-давно жили там смелые да умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек.

Стал каждый мастер свое умение показывать. (слайд №3) Один мастер слепил чайники: носик в виде головки курочки, а на крышке - петушок красуется.

При виде гжельских чайников глаза разбегаются. Уж очень они хороши! (слайд№4)

А этот совсем необычный, невиданный! Его словно составили из двух чайников.(слайд №5)

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Услышал он сказку про кита, да сделал масленку.(слайд №6) На спине кита вылеплен сказочный город с башенками и церквушками. Добрый молодец на коне скачет, за ним собачка бежит. Над головой кита - фонтан с завитушками, а глаза рыбы - точно роза.

Третий мастер полюбовался красотой такой, а сам еще лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.(слайд№7)

Гжельские мастера большие фантазеры. Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные - фигурные, затейливые. И ручки у всех разные.(слайд №8)

Лепили гжельские мастера животных и птиц. (слайд №9) Занятно сделан петух с пышным хвостом, мышка-норушка, гордый конь и задира кошка.(слайд №10) Никому не страшен такой лев. Он немножко смешной. Грива-то его как роза!

Делают в Гжели и часы. (слайд №11) Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они снизу доверху цветами, а на самую макушку петушок забрался. Так и кажется, сейчас прокукарекает: «Спать пора!»

У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая.(слайд №12) Её трава шелковая, её цветы весенние и мастерство волшебное достойное восхищения.(слайд №13)

Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись.(слайд №14)

Воспитатель: Понравилась вам сине-голубая сказка?

Ответы детей:

Беседа по сказке.

Воспитатель:

О каком промысле эта сказка?

Из чего гжельские мастера делают свои изделия?

Каким узором украшают мастера свои изделия?

Какие изделия делали мастера из глины?

Воспитатель : Давайте отдохнем.

Физкультминутка «Цветы»

Наши синие цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши синие цветки закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

Воспитатель: Дети, в группе открылась выставка «Сказочная Гжель», приглашаю вас ее посетить. Рассмотрим изделия гжельских мастеров, полюбуемся на это голубое чудо.

(Рассматривание изделий народного промысла)

Для чего нужны гжельские изделия?

Почему Гжель называют сине-голубой?

Воспитатель: Есть на выставке и необычный чайный сервиз. Поглядите на него, всего один чайник украшен гжельским цветком. Дети, пришло время стать вам народными умельцами и украсить этот сервиз гжельским узором. Только мастера свою посуду расписывали красками, а вы это сделаете необычным способом - при помощи пластилина. Сегодня нам пригодятся наши пластилиновые шарики. С их помощью мы сделаем гжельский узор на посуде.

Дидактическое упражнение «Чудесный мешочек»

Воспитатель : Сейчас вы выберете посуду, которую будете украшать. В «чудесном мешочке» спрятаны карточки, на которых нарисована посуда. Каждый из вас достанет карточку и выберет предмет из сервиза, который будет соответствовать рисунку.

(Дети выбирают посуду и садятся за столы)

Воспитатель: Узор на всех предметах сервиза должен быть одинаковым. Рассмотрим узор на чайнике.

Какими узорами украшен чайник? (цветком и бордюром из точек).

Где расположен цветок? (В середине, на одной стороне посуды).

Из каких элементов состоит цветок? (Серединка и лепестки).

На что похожи лепестки цветка? (На капельку).

Капелька - один из любимых элементов мастеров Гжели.

Этапы выполнения работы.

  • Серединка цветка . Взять шарик и прижать (расплющить) его в центре изделия.
  • Лепестки-капельки. Из шарика делаем овальную форму, раскатывая его прямыми движениями пальцев рук. Затем с одной стороны прищипываем по кругу. Получилась капелька. Эту капельку размещаем на посуде и расплющиваем.

Воспитатель: Дети. Как надо располагать лепестки-капельки вокруг серединки, чтобы получился красивый цветок?

  • Бордюр. Расплющить шарики по краю посуды, располагая их равномерно.

Воспитатель: Дети, с чего вы начнете работу?

Поможет вам в работе песня «Незабудковая Гжель».

(Звучит аудиозапись песни «Незабудковая Гжель»)

В конце занятия дети выставляют свои работы на столе, покрытом белой скатертью.

Воспитатель : Вы все расписали по одному предмету, а вместе получился красивый, нарядный сервиз. Нравится он вам? У русских людей есть поговорка «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит». Она о вас. Своей работой вы подарили радость себе и окружающим людям.

О каком промысле мы сегодня беседовали?

Ответы детей:

Воспитатель: О Гжели послушайте стихотворение. (Стихотворение читает ребенок)

Сине-голубые

Розы, листья, птицы,

Увидев нас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре

Синяя капель.

Это называется

Просто роспись Гжель.

Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса!..
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Л. Куликова.

Гжельская роспись - это древнее, традиционно русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке уже более 670 лет назад.

«Нежно-голубое чудо - сказочная гжель» - так ласково называли люди на Руси - всем полюбившуюся, удивительно украшенную керамику из белоснежной глины. Без сомнения, гжельская посуда, сувениры и игрушки - эти уникальные самобытные произведения искусства - испокон веков и по сегодняшний день очень ценятся во всем мире.

Примеры посуды в стиле Гжель:

Совершенство в каждой детали:

Сегодня у нас есть отличная возможность познакомить ребенка с Гжельской росписью, приобщить к исконно русскому творчеству, и даже испытать себя в роли народного мастера. Занятие также поможет развитию у него эстетического вкуса, фантазии, умению по мотивам составлять общий узор.

Вообще этот урок расчитан на ребенка 5-9 лет, но в принципе, для разнообразия можно вовлечь и трехлетнего малыша, не требуя, конечно, от него слишком точного исполнения росписи.

Будет просто замечательно, если фоном к рисованию Вы включите русские народные песни в специальной обработке - для детей. Их у нас можно скачать бесплатно по этой ссылке .

Урок рисования: Сказочная Гжель

Нам потребуется:
- альбомные листы,
- гуашь - 2 баночки: былого и лазурного цвета,
- кисти - в идеале беличьи: тонкие (№ 2-4), средние (№6-8) и толстые (№10-12),
- остальное: вода в баночке, палитра, мягкая тряпочка (для снятия лишней краски), ножницы, простой карандаш и резинка (для детишек постарше).

Ход работы:

1) Для начала рассмотрим самые простые элементы гжельских узоров - точки, штрихи и линии.

Попытайтесь поэксперементировать со смешением цветов, разбавляя синюю краску с белой и получая все новые и новые оттенки.

2) Бордюры - простейшие орнаменты: детям необходимо уловить их закономерность.

3) Капельки , и составные из них узоры : приближаемся к флористическим мотивам (цветы, растения). Капельками хорошо изображать лепесточки, листочки и веточки. Детям проще всего делать капельки - примакиванием кисти.

4) Мазок с тенью - или "мазок на одну сторону". Особенность такого мазка - в том, что след после кисти остается в плавным переходе цвета - от темного к светлому.

Секрет этого мазка: правильное распределение краски на кисти - с одного края ее должно быть больше (с этого края и подучится более темный оттенок). Кисть должна быть широкой (№ 10-12), ее форма - лопаточка.

На рисунке ниже Вы увидите основные типы мазка с тенью, а также последовательность рисования цветочка: синей розы.

Итак, мы сделали вывод. что в своей работе мастера Гжели используют завитки, дуги, сеточки, полосочки, травинки, точки. мазки с тенью.

А теперь:

Мастер-класс - Рисование птицы в стиле Гжель:

Эту птицу можно рисовать только кистями, а можно в последнем шаге - где тоненькие завитки, использовать синюю гелевую ручку поверх высохшей краски.

Мастер-класс - Роспись тарелочки в стиле Гжель:

Для основы можно использовать одноразовую бумажную тарелочку.

Или распечатать на принтере и вырезать по форме вот эту тарелочку (нажмите на изображении правой кнопкой мыши --> открыть изображение --> Файл --> Печать):

Тарелочка-основа для росписи Гжель:

А можно взять вот такой симатичный чайничек, он называется кумган .

Чайник-кумган - основа для росписи Гжель:

Как вариант - можно самим нарисовать и вырезать из бумаги заготовки-основы для росписи - это сделать несложно. Примеры - на рисунках ниже.

Рисуют дети - Гжель:

И напоследок, может быть, Вам пригодится - в качестве идеи орнамента или просто пораскрашивать ребенку:

Раскраски в стиле Гжель

Желаю Вам приятного творческого времяпрепровождения!

Юлия Sovenok (педагог сайта «У Совенка»)

Примечание: В уроке были использованы фрагменты книги "Сказочная Гжель" Ю.Э. Дорожина, раскраски "Гжель" Е. Субочевой

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из-под белого снежочка

Растут синие цветочки.

Неужели, неужели

Вы не слышали о Гжели?!

(Презентация «Нежно-голубое чудо - сказочная Гжель»)

Ребята, так что же такое «Гжель»?

«Гжелью» сегодня называют очень разнообразные изделия: посуду и светильники, декоративные вазы и небольшие скульптуры, даже изящные наборы шахматных фигур. Но все - это белоснежная керамика с синей росписью. Всего два цвета - белый и синий, а какая Гжель нарядная, праздничная!

Слайд 3 - Слайд 7

А как же появилась такая посуда, откуда пришел этот народный промысел. Послушайте легенду о том, как появилась бело-голубая красота.

Давным-давно это было. В некотором царстве,

в российском государстве, недалеко от Москвы,

средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель (Слайд 8). Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины (Слайд 9). Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре (Слайд 10). И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал (Слайд 11). Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке - курочка красуется (Слайд 12). Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его (Слайд 13). Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница (Слайд 14). Стали дальше думу-думать.

Как бы украсить такую затейливую посуду? Разошлись по домам (Слайд 15). Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется (Слайд 16). Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым.

И цветы, и люди, и птицы, и трава (Слайд 17).

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель» (Слайд 18). На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси (Слайд 19).

Вот такая история. Но что-то мы, ребята, засиделись.