Сценарий фольклорного праздника «Кузьминки» в подготовительной группе

Воспитание духовно-нравственной личности в процессе комплексного освоения народной культуры посредством фольклорного праздника «Кузьминки»

Полторацкая Наталья Викторовна, преподаватель класса Музыкальный фольклор
Место работы: МАОУДО "Детская школа искусств №15", г. Кемерово
Пояснительная записка: Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит - и сохранение ее в детях. Знание традиционного наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог плодотворного развития народа в будущем.
Прививать детям любовь к фольклору, интерес и уважение к своим национальным истокам – не только эстетическая, но и прежде всего, идейно-нравственная задача современного образования и культуры. Приобщение детей к народной культуре дает безграничные возможности для развития творческого мышления, инициативы, способностей, творческой реализации и развития личности ребенка.
Жизненная необходимость возвращения достижений народного искусства в наш быт, в праздники, в повседневную культуру общения, в наш духовным мир, в сферу этических и эстетических ценностей становится все более осознанной, а само это возвращение к национальной специфике – безотлагательным. Естественнее же и легче всего приобщение к родным истокам происходит в детском возрасте, и чем раньше – тем органичнее.
Благодаря мудрости наших предков, через фольклор у ребенка формируется иное отношение к окружающему миру. Народная педагогическая практика выработала многочисленные нормы, приемы, традиции воспитания. Слыша еще в колыбели песни матери, сказки и потешки, загадки и поговорки, ребенок естественным образом усваивал народный музыкально-поэтический язык, постигал основы традиционной культуры. Взрослея, дети так же естественно включались в систему трудовой и празднично-обрядовой жизни взрослых, крестьянской общины. Связь детей с родителями, с семьей, общиной была тесной и глубокой. При этом взрослое население общины относилось к малышам с любовью, заботой и терпимостью. Но поменялся быт, жизненный уклад – и прервалась цепочка изустной, непосредственной передачи традиции. В наши дни даже сельская молодежь относится к народной песне, игре, обычаям как к проявлению чего-то устаревшего и никому не нужного. Городские родители сегодняшних 5-6-леток сами были лишены всех ценностей народной культуры, ибо уже несколько поколений россиян от нее были отторгнуты.
Одним из путей преодоления этого разрыва, одним из способов восстановления преемственности стало целенаправленное изучение традиционной культуры. Таким образом, дети усваивают нравственные нормы, бытовую этику, духовные ценности, доброту, красоту и полезность того, что оставил нам в наследство наш народ. Через фольклор дети знакомятся с историей и художественно-эстетической спецификой различных видов народного творчества, с традициями их бытования, с их ролью и местом в традиционных народных календарных и семейно-бытовых праздниках и обрядах. Слово, музыка, живопись, театр, декоративно-прикладное искусство и этнография в народном творчестве настолько переплетены, что требуют всестороннего, универсального подхода к нему.
Цель – воспитание духовно-нравственной личности детей в процессе комплексного освоения народной культуры, через народный календарный праздник.
Настоящая разработка предусматривает реализацию следующих воспитательно- образовательных задач :
Развитие познавательного интереса к традиционной культуре своего народа, в частности, к празднику «Кузьминки»;
Знакомство с малыми фольклорными жанрами – народные игры, прибаутки и др.;
Развитие творческих способностей детей посредством фольклора;
Формирование исполнительских, творческих навыков в области пения, движения, музицирования посредством музыкального фольклора;
Способствование накоплению словаря детей старинными народными словами.
Включая всю традиционную культуру в систему детского музыкального образования необходимо опираться на принципы фольклорного обучения и воспитания, которые вырастают из природы фольклора, его основных признаков - устности, импровизационности, коллективности, многовариантности, традиционности. Кроме того, возникает необходимость создания системы, соединяющей обучение с естественным бытованием фольклора, при условии «погружения» участников процесса в традиционную культуру, «проживания» ими осваиваемого материала. Перед педагогами ставится задача найти такие формы и методы работы с детьми, чтобы доступно, увлекательно познакомить ребят с важнейшими понятиями народной педагогики. Народная мудрость гласит: «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю - запоминаю». Таким образом, ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания.
Формы ознакомления с народной культурой могут быть самыми разнообразными. На занятиях класса «Музыкальный фольклор» в Детской школе искусств №15 дети учатся не только петь народные песни, водить хороводы, ориентироваться в народных праздниках, обычаях и приметах, но и развиваются творчески, овладевают игрой на народных музыкальных инструментах, осваивают теоретические сведения, а также знакомятся с народными промыслами, особенностями крестьянского костюма, встречаются с народными исполнителями и мастерами
Это познавательные занятия, наблюдения, изучение и вовлечение в народные календарные праздники. Но в любом случае, необходимо создать особую атмосферу деятельности детей, в которой ребенок почувствовал бы себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности. Вряд ли на первых порах работы с начинающими фольклористами над народными песнями, играми встанет задача достижения высокого профессионального уровня исполнения. Пусть дети станут более раскрепощенными, научатся слушать друг друга, полюбят занятия, которые станут необходимой частью их бытия. На начальном этапе это самое главное.
В практике обучения детей музыкальному фольклору общедидактические принципы
- доступность и системность;
- постепенность и последовательность;
- наглядность;
- индивидуальный подход в условиях коллективного творчества;
- природосообразность
иногда приобретают нетрадиционную трактовку, наполняясь практикой народной педагогики. Количество и разнообразие жанров народного исполнительства открывает перед педагогами и учащимися большой музыкальный мир, в котором через игру, танец, песню, обрядовое представление ученик приобретает основные навыки ансамблевого пения. Ключевая задача методики обучения заключается в том, чтобы найти простой и доступный способ, который преобразует сложные певческие действия в простые и ясные понятия, помогающие раскрыть содержание и глубину материала. Для целостного восприятия музыкального материала на занятиях по предмету «Фольклорный ансамбль» необходимо вводить хореографические перестроения (хороводы, бытовые народные танцы, дроби, пляски), драматическую игру (разыгрывание ролей, представление обрядовых сцен, праздников), духовые и шумовые народные инструменты (окарины, кугиклы, рубель, дрова, свирели и т.д.)
Уровень развития фольклорного коллектива зависит от уровня каждого учащегося. Каждый учебный коллектив должен иметь свое «творческое лицо» - репертуар, исполнительский стиль, сценический образ, которое целенаправленно должен формировать преподаватель, исходя из возможностей детей. Используя жанры музыкального фольклора, учитывая возраст, музыкальную подготовку, темперамент учащихся, преподаватель распределяет запевы в песнях, роли в хороводно-драматических играх, обрядовых сценах, что дает возможность проявить способности каждому ребенку.
И дети с большим удовольствием и интересом проявляют себя – а это определяет их физическое и духовное здоровье. Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни.
Детей дошкольного и младшего школьного возраста лучше всего приобщать к народной культуре через песенно-игровые традиции, календарно – обрядовые праздники, которые всегда были связаны с игрой.
Праздники – особая, яркая, живая сторона народной культуры, отражающая древние традиции, исторический опыт народа. Праздником на Руси встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали начало и завершение работ. На Руси всегда умели хорошо работать и отмечать праздники от всей души. Уже сейчас можно утверждать, что в традиционной народной культуре отдых от физического труда, веселье ни когда не понимались как безделье, как полностью свободное, ничем не занятое время. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек наиболее остро ощущал себя одновременно личностью и членом коллектива, внутри праздника осуществлялся контакт и свободное общение, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность человека.
“Наконец, праздник - это проявление всех форм и видов культуры данного коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая демонстрацией нарядов и использованием традиционных песен” (А.Н. Зимина).
Народные праздники, как совместная деятельность педагогов и учащихся оказывают большое влияние на усвоение детьми нравственных норм, воспитание нравственного поведения. Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы старались дать выход детским стремлениям к творчеству, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.
Настоящая разработка построена с учетом народных традиций осеннего праздника «Кузьминки», в основе которых фольклорный материал: песня, танец, игра, обрядовые сценки, народная музыка. Игровая основа, традиционное развитие действия праздника, развлечения, юмор, шутка, пляски внесли радость, духовную красоту, эмоциональный комфорт в жизнь наших детей. Они стали ненавязчивой формой приобщения детей к народному творчеству и воспитания духовно-нравственной личности.
Необходимо также активно привлекать детей и родителей к практической деятельности по организации праздничного действа. Они сами могут смастерить обрядовую куклу Козьмы и Демиана и подготовить творческую выставку своих работ.
Я надеюсь, что представленная разработка поможет педагогам выбрать для себя нужный материал для подготовки и проведения занятий, праздников, учитывая интересы и индивидуальные особенности детей.
ХОД ПРАЗДНИКА:
До начала праздника звучат русские народные песни.
Зал украшен элементами русской избы: столы накрытые угощением, вязаные коврики, прялка, муз. инструменты, кухонная утварь.В избе на лавке сидят отец и дочь. Отец играет на гармошке, дочь Маша сидит рядом. Мать хлопочет по хозяйству.

Маша: Зимний вечер тёмен, долог,
Насчитаю сорок ёлок,
То на лавке посижу,
То в окошко погляжу
(задумывается, затем, как будто что-то вспоминает и обращается к отцу).
Батюшка, сыграй нашу любимую!
Отец: Марья, а позови-ка ты ребят к себе на посиделки, будут песни, будут пляски.
Мать: Нынче день особый – посиделки начинаются.
Маша: А и правда! Эй, подруженьки-подружки, веселушки-хохотушки,
Эй, ребята-молодцы, озорные удальцы,
Приходите поплясать, зимний вечер скоротать.
Маша запевает песню «Аленький наш цветок». В процессе песни девочки-подружки выходят на сцену, в руках корзинки с рукоделием. Они подпевают Маше и заводят хоровод.
Девочки: Здравствуйте, тетушка Арина, дядя Матвей! Здравствуй, Машенька!
Мать: Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать!
Проходите дружно в нашу светлицу: рукодельничать, хороводы водить, петь да веселиться.
Отец: Да праздник, стало быть, отметить!
Маша встречает подруг. Девочки рассаживаются на скамейках, достают из корзинок свое рукоделие и начинают работу: кто вышивает, кто клубок ниток сматывает, кто кудель прядет.
Девочки: Тетушка Акулина, а какой сегодня праздник?
Мать: Сегодня праздник Кузьмы и Демьяна – Кузьминки, начало посиделок. Сегодня не столько работают, сколько веселятся.
Маша: Матушка, а кто это Кузьма и Демьян? Что-то я про них не слышала.
Девочки: И почему в их честь праздник?
Мать: Ну, слушайте. Жили-были давным-давно два брата Козьма и Демиан. Мать воспитывала братьев в трудолюбии и послушании, и получили они от Бога способности к врачеванию. Лечили не только людей, но и домашних животных от многих болезней. Денег за это не брали, так как помнили заповедь Христа «Даром получили – даром давайте».
Отец: Козьма с Демианом большие работники были, они и кузнецы, и плотники. Парням помогают хлеб
молотить, девушкам – пряжу вить. Они охраняют наш дом от беды, от всякого лиха.
Девочки: У хозяюшки у нашей супрядка была гуртовая. Что ты, хозяюшка, нам прясть дашь?!
Мать: Старым старушкам шерсти клочок, а красным молодушкам белый ленок.
Отец: Вот и посмотрим, какие вы мастерицы. Ведь с детства не научишься – всю жизнь намучишься. Ну-ка, кто хочет своё умение показать?
(Выходят три девочки).
Мать: Как песню мы начнём спевать,
Надо ниточку в клубочек намотать.
А как кончим мы петь да плясать,
Значит, хватит вам и ниточку мотать.
Понятно задание? Начнём соревнование!
ИГРА «СМОТАЙ НИТКИ В КЛУБОЧЕК»
Пока девочки сматывают клубочки, все исполняют песню «Мы девицы-мудреницы»

Мать: Ну-ка, как вы потрудились? Чей клубочек больше?
(Мать определяет победительницу.)
Отец: Хорошо поработали, можно и подкрепиться
1 девочка: Чем же нас сегодня, тетушка Арина, потчевать будешь?
Мать: Кашей пшенной с молоком да куриною лапшой.
Ну-ка, Акулинка, пойди сюды! Лей из кувшина в кастрюлю воды!
А ты, Настенка, суй туда куренка!
А теперь на самое дно насыплем пшено!
Надо только не забыть хорошенько посолить.
Ну а ты, Матрешка, помешай скорее ложкой!
Ну вот, каша почти готова. Надо ее в печь поставить!

Печка-барыня, не вари кашу крутую–
Вари мягонькую, да разваристую!
Отец: Ну а пока каша готовится, не плохо бы и повеселиться.

Отец начинает играть на баяне веселый наигрыш. Девочки встают в круг. Раздается стук, Маша подбегает гостей встречать и входят мальчики. Один из них наряжен (Кузьма-Демьян)кузнецом, за кушаком молоток.
Девочки: Кузьма-Демьян! Кузьма-Демьян пришел! Встречаем тебя хорошенько, угостим на славу.
1-я девочка: Кузьма-Демьян молодец,
Кузьма-Демьян удалец
2-я девочка: Тебе мы песню поем.
Тебе мы честь отдаем.
3-я девочка: Станем мы тебя хвалить, не ругать,
Станем мы тебя хвалить, не бранить.
4-я девочка: Приведи нам зимушку морозную!
Приводи нам зимушку с заносами!
Мать: Проходи, честной народ,
Не пыли дорожки.
Добры молодцы пришли
Погулять немножко.
Мальчики: Здравствуй, хозяин с хозяюшкой!
Отец: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, не стесняйтесь!
1 Мальчик: Хозяева, а вам работнички нужны?
Отец: А что вы умеете делать?
Кузьма: Мы мастера на все руки от скуки: хоть ковать, хоть петь да плясать!
2 Мальчик: Вам уменье наше в доме всегда пригодится. У меня папка мастеровой, научил меня во как работать. (показывает топор (нужно обязательно топор затупить!)

1 Мальчик: И у нас в кузнице не хуже (показывает молоток).
Исполняют песню «Посмотрите как у нас-то в мастерской» (молоток и топор используют в песне в качестве инструментов в шумовом оркестре).
Кузьма: Дома ли Марья, дома ли Дарья,
Дома ли душенька-Катюшенька?
Девочки: Мы – туточки!
2 мальчик: Здравствуйте, девушки! Здравствуйте, красавицы!
Девочки: И тебе не хворать!
3 мальчик: Что расселись по местам, как синички по кустам?
Соня: А что? Синичка – зимняя птичка, воробью сестричка!
Даша: Немного синичка ест и пьет, да весело живет! А ты зачем пожаловал?
Кузьма: Все село я обошел, краше вас я не нашел!
Исполняют песню «У нас по кругу»
Мать: Я вот всё смотрю и радуюсь: сколько у нас сегодня гостей!
Отец: А много гостей – много новостей!
Дети: А каких новостей?!
Отец: Да весёлых. Вот послушайте.
Дети подсаживаются к отцу, кто на лавку, кто на пол, кто стоя стоит. Отец спрашивает у ребят:
- Андрейка, детка, о чём плачешь?
- Об ворота ударился.
- Когда это случилось?
- Вчера.
- А что ж ты сегодня плачешь?
- Да вчера дома никого не было!

Где ты был, Иван?
- В горнице.
- Что делал?
- Петру помогал.
- А Пётр что делал?
- На печи лежал.

Ты пирог съел?
- Нет, не я!
- А вкусный был?
- Очень
Дети смеются.
Мать: Ребята, а вы знаете, что Кузьминки – это курьи именинки! В этот день селяне ходили в гости с вареными, жареными курами, варили кашу с курицей, а потом шли воровать кур у соседей.
Дети: Воровать?
Отец: В этот день соседи и не обижались, считали, что от этого кур будет водиться больше. Давайте-ка про курочек споем, чтобы они у нас водились и не болели.
Маша: (выбирает по считалке водящего)
Чтобы курочки водились,
На насеточку садились,
Ушастенькие, головастенькие!
Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку!
Игра:«Куря вывела детей»
Кузьма: Понравилось мне у вас! Особенно девчата хороши!
Мать: Смотри, Кузьма, сколько красавиц, выбирай по душе.
Песня-игра «Сидит Дрема»
Мать: Ну, выбрал невесту?
Кузьма: (просыпается, хватает первую попавшуюся девочку)
Выбрал! Во какая! Самая красивая! Давай скорей свадьбу играть, пока она не убежала.
Отец: Ишь, какой быстрый! А невеста-то согласна?
Кузя: (не дает девочке сказать, перебивает) Согласна, согласна…
Мать: А! Ну, тогда давай за невесту выкуп!
Кузьма: Какой еще выкуп?
Отец: Какой полагается – злато-серебро!
Кузьма: Осень и Зима – мое злато-серебро! Осень всю землю покроет золотым листком, да серебряным снежком.
Мать: Да мала еще наша девка-то взамуж идти.
Отец: Приходи на будущую осень, годков через восемь. (хохочет и начинает играть частушечный наигрыш. Дети поют частушки)
1 ребенок: Эх, топни сапог, топни правенький,
Я плясать сейчас пойду, хоть и маленький!
2 ребенок: Разрешите поплясать, разрешите топнуть,
Неужели в этом доме половицы лопнут?
3 ребенок: Эх, топни нога, не жалей сапога,
Вместе: Тятька новые сошьет или эти подошьет! (Запевают)
Вместе: Ходи, хата, ходи, хата,
Ходи, курица, хохлата,
Ходи, сени и порог,
И сметана, и творог.
Мальчики: Девочки-беляночки,
Где вы набелилися?
Девочки: Мы вчера коров доили,
Молоком умылися!
1 Девочка: Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках,
Все ребята говорят,
Что я как картинка!
Мальчики: Трень-брень дребедень!
Выступал бы целый день!
Мне учиться неохота,
А частушки петь не лень!
2 Девочка: Посылала меня мать
Загонять гусака,
А я вышла за ворота
И - давай плясака!
3 Девочка: У меня на сарафане
Косолапы петухи;
Я сама не косолапа -
Косолапы женихи.
4 девочка: Я не тятькина
Я не мамкина -
Я на улице росла,
Меня курица снесла
Вместе: Ох, довольно мы напелись,
Дайте смену новую.
Ой, спасибо гармонисту
За игру веселую.
(Дети танцуют бытовой танец «Краковяк с хлопками», Кузьма после танца падает)
Дети: Ох, упал родимый…
Отец: Знать осени, конец!
Мать: Ох, разлюбезные мои гостюшки! Пришла пора проводить нашего желанного батюшку! Пришли
Кузьма и Демьян, потешили нас, осень с собой увели, дорогу зиме вымостили.
Дети: Милый ты наш Кузюшка, мы тебя славили!
Мы тебя славили, в хоровод поставили!
Мы тебя встречали, тебя величали,
Распрощаемся с тобой, ты иди на покой!
Мать: Кузьминки – встреча зимы.
Отец: Кузьминки – об осени поминки.
Дети: Приходи, зима, приходи
С морозами трескучими,
С вьюгами сыпучими,
С ветрами завьюжными,
С метелями дружными,
С Рождеством, Колядой,
С Масленицей молодой!
Мать: Чем богаты, тем и рады.
Милости просим еще!
(Дети уходят и уводят за собой Кузьму. Мать, Отец и Маша садятся на лавку. Отец играет на балалайке наигрыш)
Отец: В речке щука да елец. Вот и сказочке конец!

Список литературы:
1.«Гусли звончатые». Фольклорные праздники, народные песни, игры, обрядовые сценки, хороводы для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сост. С.И. Мерзлякова, Е.Ю. Комалькова / М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 г.;
2.«Наш веселый хоровод»: Музыкально-игровойматериал для дошкольников и младших школьников. Выпуск 1. Сост. Мерзлякова С.И. Мерзлякова Т.П./ М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002 г.;
3.Науменко Г.М. фольклорный праздник в детском саду и в школе. Песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
4.Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Осенние праздники, игры и забавы для детей. – М.: ТЦ «Сфера», 2001 г.;
5.Русский фольклор. Детские музыкальные праздники. Автор-составитель Т.Ю. Камаева / Изд. «Лайда», 1994 г.;
6.Русский фольклор. Детские музыкальные праздники. Автор-составитель Т.Ю. Камаева / Изд. «Лайда», 1994 г.;

Цели : познакомить с традициями народного праздника Кузьминки, раскрыть широту русской души, умение народа работать и отдыхать, воспитывать доброе отношение к народным традициям, любовь к народной культуре.

1-й ведущий.

Что за славный денёк,

На бугре солнцепёк,

Собирайся, народ, у ворот!

Петь, шутить, хороводы водить,

Весну красную веселить!

2-й ведущий. 14 ноября издавна считался на Руси праздничным днём. Его именовали Кузьма-Демьян. А ещё в народе этот день называли Кузьминки.

Кузьминки - мол, об осени поминки.

Кузьминки - встреча зимы...

В этот день и молодёжь и дети - все примечали, какой будет погода. Немало народных примет было связано с этим днём.

1-й ведущий. Вот, например, если на Кузьму-Демьяна лист останется на дереве, то другой год будет морозным.

Снег на Кузьминки обещает будущей зимой большой разлив.

А вы, ребята, знаете ещё народные приметы, связанные с этим праздником?

Дети из зала приводят примеры народных примет. Раздаются звуки балалайки, появляются Фома и Ерёма.

Фома и Ерёма.

Здрасьте. А вот и мы оба,

Фома да Ерёма.

Фома. Потешки услыхали, к вам прибежали.

Вместе . Мы ребята удалые, озорные.

Фома . В общем и в целом прекрасно живём.

Ерёма . А ну, Фома, присядем у ворот да потешим народ.

Фома . Нынче вам расскажем в лицах весёлые небылицы. (Садятся.)

Ерёма (толкает Фому). Начинай.

Фома.

Нет, ты начинай.

Оба вместе начнём, а вы подпевайте.

Фома и Ерёма, имитируя игру на балалайке, исполняют «Небылицы».

Фома. Вы послушайте, ребята, чепуху мы будем петь.

Ерёма. На дубу коза пасётся, в бане парится медведь.

Здорово, здорово у ворот Егорова.

А у наших у ворот всё идёт наоборот.

Фома.

Рано утром вечерком, поздно на рассвете,

Баба ехала пешком в ситцевой карете.

Все . Здорово...

Ерёма.

А наш дедушка Иван посадил кота в карман,

Котик плачет и рыдает, громко дедушку ругает.

Фома.

На заборе чепуха жарила (варила) варенье,

Куры съели петуха в это воскресенье.

Ерёма.

Сидит ёжик на берёзе, новая рубашечка,

На головке сапожок, на ноге фуражечка.

Фома. Черти вилами поели из баранины уху,

Не пора ли нам, ребята, кончить эту чепуху.

Фома и Ерёма кланяются и убегают со сцены.

1-й ведущий . Кузьма и Демьян - большие искусники, они покровители всех ремесел: кузнечного дела и женского рукоделия.

С Кузьмой и Демьяном женщины принимались за зимнюю пряжу и при этом обращались к святым, прося помочь им не отстать от подруг, от тех, кто начал работу раньше.

Вот так: «Батюшка Кузьма-Демьян, помоги, сравняй меня позднюю с ранними»...

2-й ведущий. Кузьминки повсюду слыли больше девичьим праздником. Что это значит?

В некоторых местах существует по сей день обычай, по которому девушка-невеста считается в день Кузьмы-Демьяна первой хозяйкой всего дома.

Она сама готовит богатые кушанья и гостей угощает.

Молодёжь в эти дни не ограничивалась чаем, за рукодельем девушки пели песни.

На сцену выходят девочки в русских сарафанах с различным рукодельем в руках, рассаживаются по лавкам и начинают петь «Пряху».

Молодая пряха у окна сидит.

Молода, красива, карие глаза,

По плечам развита русая коса.

Русая головка, думы без конца,

Ты о чём мечтаешь, девица-краса?

В низенькой светелке огонёк горит,

Молодая пряха у окна сидит.

1-й ведущий. Кузьма и Демьян - праздник кузнецов. В народе рассказывают, что святые были кузнецами и за работу денег не брали ни с кого, отчего и прозвали их бессеребренниками.

2-й ведущий . В уезде Вологодчины полагали, что Кузьма и Демьян были простыми работниками, которые охотнее всего нанимались молотить, но при этом никогда не требовали платы, просили только, чтобы хозяева их накормили кашей, поэтому ещё их называют «кашечниками».

3-й ведущий. В Курской губернии наряду с кашей крестьяне считают необходимым бить 14 ноября трёх куренков и есть их утром, в обед и вечером, чтобы птица водилась.

Трапеза в этих местах всегда сопровождалась молитвой.

1-й ведущий. Следуя старинным народным традициям, мы решили в этот день отведать кашу различную и похлебать куриной лапши. Так и поступили. Но сначала с рецептами ознакомились.

Каждый класс представляет на сцене свою кашу, расхваливая её.

2-й ведущий. А какой же праздник без русских удалых частушек?

На сцену выходят мальчики и девочки, одетые в русские сарафаны и косоворотки, и исполняют частушки.

На весёлое гулянье

Я пришёл без ремешка.

Девяносто песен знаю,

Ещё дома полмешка.

Полотенце вышивала

Петухами, утками.

Я миленка поджидала

Часами и минутками.

Ехал Ваня на баране,

Нова дудочка в кармане.

Ваню бабушка любила,

Кашей масляной кормила.

На окошке два цветочка -

Голубой да аленький.

Я (мальчишка) парнишка боевой,

Хоть и ростом маленький.

Я частушек много знаю

И хороших, и плохих.

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких.

Я плясал на три ноги,

Потерял я сапоги.

Оглянулся я назад -

Сапоги мои лежат.

Мы пропели, что сумели,

Поплясали от души.

Выходи на круг, кто смелый,

Пой погромче и пляши.

Повторяют и вызывают детей из других классов петь частушки.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Пикалёвская детская школа искусств

Сценарий фольклорного праздника

«Кузьминки»

Методическая работа

Преподаватель по классу

Народного хорового пения

Руководитель ансамбля р.н.п. «Ладушки»

Егорова О.Н.

Г. Пикалёво

2014 год

Из истории праздника

На Руси 14 ноября отмечался праздник «Кузьма-Демьян-рукомесленники, курятники» или просто Кузьминки.

Кузьма и Демьян – покровители ремёсел, главным образом, кузнечного дела и женского рукоделия. С Кузьмы-Демьяна женщины принимались за зимнюю пряжу, просили помочь им не отстать в работе от тех, кто начал раньше: «Батюшка Кузьма-Демьян! Сравняй меня позднюю с ранними».

Кузьминки – праздник кузнецов. В народе рассказывали, что святые были кузнецами и за работу денег не брали, от чего их звали бессребрениками.

По традиции в день, когда праздновалась память этих святых, в деревнях носили в церковь кур и варили кашу, отведать которую приглашали и святых угодников: «Кузьма-Демьян, - приходите к нам кашу хлебать!».

После церкви ремесленники собирались на складчину – сытник – и веселились всю ночь. Изба и двор, выбранные для пиршества, становились своеобразным театром и райком, и ярмаркой. Мастера приносили свои лучшие изделия, шутливой пантомимой, танцами, песнями и былями рассказывали о том, что умели делать.

Кузьминки слыли и девичьим праздником. В некоторых деревнях существовал обычай, в силу которого девушка-невеста считалась в день Кузьмы-Демьяна хозяйкой дома, она готовила для семьи кушанья и угощала всех, причём в качестве почётного угощения подавалась куриная лапша.

На три дня Кузьминок девушки снимали помещение, устраивали ссыпчину (складчина, ссыпанные вместе припасы) и приглашали парней. Нередко они обходили дома и выпрашивали припасы для Кузьминок. Собрав продукты, девушки все вместе готовили пиршество, обязательным блюдом была каша. В избе молодёжь не ограничивалась угощением. Непременно звучали песни и разыгрывались поцелуйные игры.

Считалось, что Кузьма-Демьян покровительствует свадьбам, усиливают женское начало, оказывают помощь женским работам, семейному ладу и продолжению рода.

В некоторых деревнях существовал обычай в Кузьминки устраивать «похороны Кузьмы-Демьяна». К вечеру последнего дня праздника девушки изготавливали чучело: набивали соломой мужские штаны и рубаху, приделывали к ним голову, подвязывали кушаком, обували в старые лапти и усаживали посреди избы. Сначала устраивали потешное венчание на одной из девиц, затем клали на носилки и утаскивали в лес или на зады. Там чучело раздевали, раздёргивали, плясали на соломе, а потом сжигали.

Сценарий праздника

Сцена украшена в народном стиле: лавки, прялка, старинная посуда, вышитые полотенца, домотканые половики, ухват.

Выходят перед сценой две девушки.

1-ая девушка : Здравствуйте, гости дорогие, милости просим, рады всем, кто пришёл к нам в гости.

2-ая девушка : Вот и наступила поздняя осень, на полях убран последний урожай, пришло время посиделок. Будем песни петь, плясать да в игры играть.

Звучит весёлая музыка. Девушки поднимаются на сцену. Раздаётся стук. Входят девочки, участницы ансамбля.

Девочки : Здравствуйте, хозяева. Мир вам и мы к вам.

1-ая девушка : Давно мы вас ждём, где вы, матушки загулялись?

Девочки : А мы покуда пирогов напекли, да сарафаны нагладили - тут и времечко прошло.

2-ая девушка : Ну что же, девицы - красавицы, душеньки – подруженьки, проходите в нашу горницу, во светлицу.

Девочки : А это вам гостинцы: пироги да пряники, пирожки да булки, всего понемножку да куриную ножку!

Девочки отдают хозяйкам корзинку с угощением, сами рассаживаются на лавки, в руках у них принесённое с собой рукоделие.

1-ая девушка : А что это с вами парней нет?

Девочки : Не споткнутся, прибегут. Была бы роща, а соловьи найдутся.

2-ая девушка : Сегодня праздник Кузьминки, праздник ремесла и домашнего очага.

1-ая девушка : Праздник не безделья, праздник рукоделья, так что, пока парней нет, давайте-ка за работу примемся.

Девочки берут в руки полотенца ручной работы, имитируют вышивание.

1-ая девушка : А ну-ка, девочки, запевайте-ка песню, с песней и работа веселей.

Девушки исполняют песню «Как была Дуняша тонкая прядёха».

1-ая девушка (рассматривает работу девочек ): Ай, да девицы, ай, да мастерицы!

2-ая девушка : Любо-дорого смотреть на ваше рукоделие!

Раскладывает работу девочек на видное место.

2-ая девушка : Пусть народ полюбуется вашим мастерством!

Раздаётся шум, смех. Появляется группа парней, участников ансамбля.

Парни исполняют «Кулёмские припевки»

1-ый парень : А вот и мы!

Расступись-ка, народ, не пыли, дорожка, добры молодцы идут погулять немножко!

2-ая девушка : Давно мы вас ждём, девоньки уж и затосковали без вас, ведь сегодня праздник. Не столько работать, сколько веселиться надо.

Один из парней подходит к девочкам, пытается сесть между ними на лавку.

Девочка : (поёт с юмором )

Не садись-ка, милый рядом,

Тебе место на бревне.

Я тогда с тобой гуляла,

Когда не с кем было мне!

Парень : (притворно возмущается ) Ах, так!

У меня милашка Машка

Рукодельная была.

В решете коров доила,

Кочергой полы мела!

Девочка: (дразнится )

Федя-медя съел медведя!

Парень : Села Олеся, с печи ноги свеся!

Девочка: Андрей-воробей, не гоняй голубей!

Гоняй галочек из-под палочек!

Парень : Любопытной Варваре на базаре нос оторвали!

1-ая девушка : Да ладно вам дразниться! Лучше бы рассказали что-нибудь.

Парень :

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота,

Выскочила палка с бабкою в руке

И давай дубасить коня на мужике!

Девочки : Чепуха! Чепуха! Это просто враки!

«Куры съели петуха», -

Говорят собаки!

Парень : Лошадь ела сало,

А мужик – овёс,

Лошадь села в сани,

А мужик – повёз!

2-ая девушка : Да что это вы за небылицы рассказываете!

Давайте лучше загадки отгадывать.

Темнообразные птицы.
Две созирают,
Две сожидают.
Одна повелевает. (Писец и бумага)

Щука ныряет, весь лес валяет и поднимает. (Коса косит сено)

Пять овечек стог объедают,
А пять-прочь отбегают. (Женщина прядет)

Вкруг поля хожу, в одну жердь колочу. (Набивка обручей)

Зайду на гору-горушку,
Задеру эту телушку,
Кожу брошу, мясо съем. (Лесорубы и дерево)

Рукой трясет, а другой дерет. (Лен чешут)

Принялась кума за дело,
Завизжала и запела,
Ела-ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб. (Пила)

Железный нос в землю врос;
Роет, калечит, зеркалом сверкает. (Плуг)

Ни свет, ни заря пошел горбатенький со двора. (Серп)

Зубасты, а не кусаются. (Грабли)

Летом на лугу, а зимой на крюку. (Коса)

Сам с локоток, а борода с веник. (Молоток)

В лес идет-домой глядит;
Домой идет-в лес глядит. (Топор)

Маленький, горбатенький,
Все поле обскакал,
Домой прибежал,
Всю зиму пролежал. (Серп)

Летом обувшись, а зимой разувшись. (Соха)

Щука блеснет-лес завянет,
На том месте город встанет. (Сенокос)

Травы поем-зубы вытуплю,
Песку хвачу-опять наточу. (Коса)

Девушки и парни поочерёдно загадывают друг другу загадки.

2-ая девушка : Ну, что же, сразу видно, что вы смекалкой да умом не обижены!

1-ая девушка : А как насчёт быстроты да ловкости?

2-ая девушка : А это мы сейчас проверим!

Проводится игра «Клубочки»

Парень : (поёт)

Эх, гармошечка моя,

Нет тебя дороже,

Я без шуток не могу,

Без частушек тоже!

Исполняются частушки с приглашением.

У меня на сарафане

Косолапы петухи,

Я сама не косолапа,

Косолапы женихи!

За окном стоит корова

За воротами телега-

Никто замуж не берёт!

А я чайничала,

Самоварничала,

Всю посуду перебила,

Накухарничала!

На окошке два цветочка –

Голубой да аленький!

Я парнишка боевой,

Только ростом маленький!

2-ая девушка : Ой, подружки, выходите, хоровод наш заводите!

Исполняется игровой хоровод «Сидит Дрёма»

1-ая девушка : Вот спасибо, гости любезные! Развеселили нас да порадовали! А теперь милости просим к нашему столу! Лапши куриной отведать, чайку с пирогами попить!

Все вместе исполняют песню «Никанориха телегу продала». Уходят со сцены.

После представления со зрителями проводятся игры, водятся хороводы, традиционные пляски и танцы, желающие исполняют частушки и т.д.


Актуальность: 14 ноября по-народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили: «Кузьминки – об осени поминки» . Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц. Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, которые оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека.

Цель: Приобщение детей к миру народной культуры.

Задачи:

  • Знакомить детей с поэтическим, музыкальным, игровым фольклором.
  • Воспитывать интерес к культуре русского народа.
  • Способствовать созданию благоприятной среды общения взрослых и детей дошкольного возраста.

Действующие лица: Воспитатель в костюме «Осень» , ведущая, дети старшего возраста.

Все участники одеты в русские народные костюмы.

Ход праздника.

Воспитатель в костюме «Осень» встречает детей в праздничном зале под русскую народную песню «Ах, улица, улица широкая» , выполняя в кругу танцевальные движения.

Ведущая: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть?

Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться? Рады будем видеть вас у себя в гостях, ждет вас праздник большой, праздник радостный. По обычаю старинному Кузьминками называются. Кузьминки – по осени поминки. Кузьминки – встреча зимы.

Осень: В народе говорили:

Закует Кузьма – Демьян, до красной зимы не расковать!

Не заковать реку без Демьяна!

Кузьма – Демьян – кузнец, кует лед на земле и на воде!

Кузьмы и Демьяна путь – проводы осени, встреча зимы, первые морозы!

Ведущая: Обычно в эту пору умеренные морозы:

Демьянов путь – не путь, а только перепутье!

То есть, проводы осени и встреча зимы, первые морозы, поэтому и говорили,

что «Кузьминки – по осени поминки» .

На Руси, в честь этого праздника устраивались народные гуляния с песнями и плясками.

Осень: Ото всех дверей, ото всех ворот

Приходи скорей, торопись, народ!

Собирайтесь поскорей, дорогие зрители!

Ждём на праздник и детей, ждём и их родителей!

Хоровод «Осень – гостья дорогая» Л. Олифировой

1 ребенок: Осень! Осень золотая!

Голубая неба высь!

Листья желтые слетая,

На дорожку улеглись.

2 ребенок: Теплый луч ласкает щечки,

Приглашает нас в лесок

Там под елкою, в тенечке

Вырос маленький грибок!

Песня «Осень в лесу» В. Журбинской

3 ребенок: Сад раскрасился цветами

Астр, пионов, георгин

А вверху огнем пылают

Грозди красные рябин!

4 ребенок: Что грустить теперь о лете!

Осень в гости к нам пришла

В позолоченной карете

Всем подарки привезла!

Хоровод «Осенние подарки» Анисимовой

Осень: К ноябрю заканчиваются полевые работы, крестьяне собирают урожай.

С ранней весны до осени хлеборобы растили хлеб, трудились, не покладая рук, чтобы на каждый стол хлеб пришел. Об этом народ слагал пословицы и поговорки:

Дети поочередно: Что посеешь, то и пожнёшь,

Что пожнёшь, то и смолотишь,

Что смолотишь, то и смелешь,

Что смелешь, то и съешь!

Игра «Жнец и колоски» укр. нар. мелодия

Ведущая: А сейчас, милые детушки, не зевайте, русские пословицы рассказать помогайте.

Я начинаю, вы продолжайте, громко, хором отвечайте:

  1. Какие труды… (такие и плоды) ;
  2. Семь раз отмерь… (один отрежь) ;
  3. Землю красит солнце… (а человека труд) ;
  4. Красна птица перьем… (а человек уменьем) ;
  5. Под лежачий камень… (вода не потечёт) ;
  6. На печи заседать… (хлеба не видать) ;
  7. Труд человека кормит… (а лень портит) ;
  8. Скучен день до вечера… (коли делать не чего) .

Осень: А знаете ли вы какая работа начиналась у крестьян после того, как они собрали урожай с полей и

огородов? Заготовка овощей!

Танец «Капуста» Львова – Компанейца.

Ведущая: Одна из самых важных работ была – рубка капусты. В эти дни дворы были завалены грудами

качанов. Рубили капусту в корытах. Отдельно – которая позеленей, отдельно белую,

что послаще на вкус. Во время рубки капусты в избе стоял своеобразный звук.

Говорили: «Жвакает, будто по снегу рубят!»

А давайте в игру поиграем? Называется – «Капуста» !

Игра «Капуста»

Дети водят хоровод и поют; в центре круга – хозяин, он охраняет капусту (мячи) .

За кругом – зайцы. По окончании песни дети опускают руки, а зайцы пытаются забрать капусту.

Хозяин может их ловить только на территории круга.

Я на камушке сижу, мелки колышки тешу

Мелки колышки тешу, огород свой горожу

Чтоб капусту не украли, в огород не прибегали

Волк, лиса, бобёр, куница, заинька усатый

Медведь толстопятый!

Ведущая: Праздник этот ремесла.

Домашнего очага,

Праздник не безделья,

Праздник рукоделия.

А как шили – вышивали,

Так и песню напевали,

Пели, правда, от души,

Но и песни хороши.

Русская народная песня «Прялица» .

Ведущая: Так всегда на Руси было. После трудового дня девушки собирались в самой большой горнице,

вышивали, пряли пряжу, вязали и обязательно пели, чтобы и работа спорилась, и веселее было. Есть песня об одной девушке-мастерице.

Русская народная песня «Дуня-тонкопряха» .

Ведущая исполняет начальные такты русской пляски.

Мальчики: А что-то пляска не видна?

Девочки: Нет, неправда, вот она!

Мальчики: Плясуны не хороши!

Девочки: Сам пойди да попляши!

Мальчики: Мы присядем – ногу в бок!

Девочки: А мы ногу на носок!

Мальчики: Топотушками пойдём!

Девочки: А мы сядем, отдохнём!

Мальчики: С вами мы плясать пойдём!

Девочки: Лучше после отдохнём!

Русская народная пляска «Варенька»

Ведущая: На Руси уж так идёт,

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец,

И на ложках он игрец..

Исполнение песни с ложками «Ложки деревенские» муз. З. Роот.

Осень: Вот и подошла наша встреча к концу.

Кузьминки были хороши.

Повеселились мы, ребята, от души!

Ведущая: И по старой русской традиции, осень нужно прославить величальным хороводом,

чтобы приходила матушка Осень каждый год не с пустыми руками, а с богатым урожаем: хлебами, овощами, да фруктами!

Хоровод «Осень просим» Ломовой

Осень: Вот спасибо вам, люди добрые

За то, что вы меня любите и почитаете,

Ждёте и прославляете!

Но все, говорят, что я очень щедра,

Когда настает урожая пора,

Друзей я сегодня хочу угостить,

И фруктов корзину могу подарить.

(Осень передает ведущей корзину с фруктами)

Осень: А теперь пора прощаться,

Ведь всему приходит срок –

Зима явится на порог! (под музыку уходит)

Ведущая: Собрались все не напрасно

С Осенью чудно и прекрасно!

А теперь пора всем нам

Пригласить на танец мам!

Танец с родителями «Золотая осень» Еремеевой

Ведущая: Вот и кончилось веселье

Гостям домой спешить пора

А нас ждет в группе угощенье

Поспешим скорей, детвора!

Чаепитие и дискотека в группе.

"Кузьминки-посиделки" осеннее развлечение для старших групп детского сада

Кремень Елена Ивановна, музыкальный руководитель МКДОУ "Гаврилово-Посадский детский сад №1"
Православные праздники отмечаются в детских учреждениях наряду с Новым годом, праздником 8-ое марта, выпускными и другими мероприятиями. В нашем детском саду педагоги стараются вовлечь детей и их родителей в такие развлечения, как Пасха, Рождество, Масленица, Яблочный спас. А еще у нас есть традиция совместных мероприятий, проводимых педагогами различных детских учреждений. В этом году, я решила обратится еще к одному православному празднику Космы и Дамиана (Кузьмы и Демьяна) и провести праздник –развлечение между воспитанниками старших групп детского сада №1 и детского сада №3 нашего города.

Цель:
- Познакомить детей с православным праздником «Кузьминки», традициями русского народа.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями русского народа.
- Развивать у детей интерес к русскому фольклору.
- Воспитывать уважение и любовь к русской культуре.
Предварительная работа:
- Знакомство детей с народными приметами, поговорками и пословицами по данной тематике.
- Разучивание хороводов, песен.
- Изготовление сувениров для гостей праздника «Красочные подковы».
Оформление зала:
Зал оформлен в виде горницы – стол с красочной скатертью, на столе самовар, чашки поднос с пирогами. Недалеко стоит стилизованная русская печь, лавки, где будут сидеть дети.
Ход праздника:
Дети, под народную музыку входят в зал и садятся на лавки.
Ведущая: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости!
Мы рады приветствовать Вас в нашем нарядном зале! А собрались мы здесь именно сегодня, чтобы отпраздновать «Прощение Осени». А какие вы знаете осенние месяцы?
(Ответы детей).
Сентябрь в старину называли рябинник, хмурень, потому что именно в сентябре поспевала рябина и устанавливалась осенняя, холодная погода.
Октябрь называли – свадебник, листобой. В этот месяц активно желтели, краснели и опадали листья с деревьев. А молодые справляли свадьбы.
А какой сейчас месяц осени? (Ответы детей) .
Да, на дворе ноябрь – самый холодный месяц осени, с длинными, темными вечерами, заморозками. До этого времени уже весь урожай был собран и убран, а из-за морозов на полях и огородах замерзали комья земли. В народе ноябрь называли – грудень.
А за осенью какое время года следует?
(Ответы детей) .
Правильно, зима! Сегодня 14 ноября – это праздник, который называется Кузьминки. Кузьминки – это осени поминки.
В этот день прощались с осенью и встречали зиму. В старину люди в это время отмечали окончание работ в поле и огороде, и приступали к домашним делам. Считалось, что именно с этого дня начинались морозы на улице. А сейчас, я вам расскажу легенду. (Сопровождается слайдами)
Легенда.
Давным-давно жили два брата и звали их Косма и Дамиан, в народе их называли Кузьма и Демьян.


Они были знаменитыми, искусными врачами. Братья ходили по городам, деревням и лечили людей. Про них говорили, что даже словом могли излечить от тяжелого недуга людей и животных. За свою работу лекари не брали денег, поэтому их называли «бессребрениками», т.е. не жадными.
Кузьма и Демьян – покровители ремесел, в народе они слывут прекрасными кузнецами. Поэтому, 14 ноября свой праздник отмечают кузнецы.


У нас в России, день Кузьмы и Демьяна называют по-разному - Кузьминки, Проводы осени, Встреча зимы. А еще называют Курячим праздником, потому что в этот день готовили кашу с курятиной. Праздник широко отмечался. К этому дню уже заканчивались все полевые работы, заготовки на зиму были припасены и народ брался за домашнюю работу. Женщины долгими зимними вечерами занимались рукоделием – пряли, вышивали, вязали.
На Кузьминки, народ собирался в большой избе. Угощались кашей с курятиной, пирогами и другими блюдами.

Веселились – плясали, пели песни и играли в народные игры.

Вот так ярко и весело отмечалась «Встреча Зимы».
Ведущая: Вот мы и познакомились с праздником «Кузьминки».
А теперь, посмотрите, как украшен наш зал! Как будто, мы находимся в деревенской избе. Наверное, впору встречать Хозяйку этой избы.


Под русскую мелодию входит Хозяйка .
Ведущая: Здравствуй Хозяюшка, вот мы на огонек к тебе зашли.
Хозяйка: Здравствуйте, коль не шутите. У меня для каждого есть местечко и доброе словечко. Праздник Кузьминок нынче. На дворе ноябрь студеный, холодный, с длинными темными вечерами. Недаром русский народ говорит «Не сковать реку зиме, без ноября кузнеца».
Ребята, а какие вы знаете пословицы, поговорки и приметы?
Дети по очереди выходят и говорят поговорки и пословицы.
1. Кузьминки – по осени поминки.
2. Кузьминки – встреча зимы
3. Кузьма и Демьян кузнецы, куют землю и воду до весны.
4. Кузьма и Демьян слывут в народе кузнецами.
5. Осень – перемен восемь.
6. Труд человека кормит, а лень портит.
7. Умелые руки не знают скуки.
8. Землю красит солнце, а человека труд.
Хозяйка: Ой, какие молодцы! Сколько вы пословиц знаете. А вы знаете, почему праздник называется «Кузьминки»?
(Ответы детей).
Правильно, потому что Кузьма и Демьян были кузнецами.
Ведущая: Хозяюшка, а давайте, вместе с ребятами споем песню «Во кузнице».
Исполняется «Во кузнице».
После исполнения дети садятся на места.

Хозяйка: Ребята, а любите загадки? Давайте, с вами поиграем. Отгадайте мои загадки.
1. В избе изба, на ней труба.
Зашумело в избе, загудело в трубе
Видит пламя народ,
А тушить не идет. (Печка)

2. Стоит бычок, подбоченевши бочок.
Шипит и кипит
Всем чай пить, велит. (Самовар)

3. В брюхе баня, в носу решето,
На голове пупок,
Одна рука, и та на спине. (Чайник)
4. Летит, рычит, ветки ломает
Пыль поднимает,
Слышишь его, а не видишь его. (Ветер)

5. Невидимкой осторожно, он является ко мне,
И рисует, как художник, он узоры на окне. (Мороз)

6. Не пешеход, а идет
Мокнут люди у ворот
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка. (Дождь)
Хозяйка: На Кузьминках-посиделках девицы занимались рукоделием, пряли пряжу, вязали, шили и вышивали. А еще пели, плясали и играли. Давайте-ка поиграем, наши ножки разомнем.
Ведущая: В этой игре участвуют только девочки.
Проводиться игра «Разбери платочки».

Хозяйка: Молодцы, девицы. А ну-ка, парни-молодцы, разгуляйтесь молодцы,
выходи на состязание. Покажите, как вы умеете собирать картошку.
Проводиться игра «Собери картошку».
Ведущая: А вы знаете, что «Кузьминки» называют куриным праздником, потому что в этот день, 14 ноября кашу с курятиной и пирог-курник.
Хозяйка: Ой, ребята, помогите мне, я случайно рассыпала горох в фасоль. Может вы разберете отдельно горох и фасоль?
Проводится игра «Курочки и петушки».


Хозяйка: А теперь, поиграем и попляшем.
Проводится игра «Солнце»
После игры исполняется хоровод «На горе-то калина».


Хозяйка: Вот мы пели, играли, плясали. Славно справили Кузьминкины посиделки. И сейчас, я хочу вас угостить пряничками.
Раздает угощение.


Хозяйка: Делу время, а потехе час. Вот и закончились наш праздник. А я, прощаюсь с вами и жду вас еще к себе в гости.
Прощается и уходит.
Дети детского сада №1 дарят подарки «Подковки на счастье» детям детского сада №3.