Праздник русского валенка. Сценарий народного гуляния

Рачкова Мария Владимировна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШНО № 196 г. Москвы

В начальной школе ГБОУ СОШНО № 196 г. Москвы в течение 2012-2013 учебного года реализовывался проект «И в старом красоту находим...». В течение всего учебного года учителя, ученики и их родители собирали предметы русского быта, перечитывали русские народные сказки и наглядно изучали старинные предметы быта, а также сочиняли загадки, рисовали рисунки, подбирали пословицы к данным предметам, учили русские народные песни, игры. Постепенно организовался мини-музей русской избы с печкой и домашней утварью. В данном мини-музее ученики организовывают различные игры по сей день, пользуются всеми старинными предметами: умеют поставить чугунок в печь ухватом, «принести воду» на коромысле, сесть за прялку и попробовать попрясть с помощью веретена и т.д. Во время уроков литературного чтения часто словарная работа проводится наглядно - многие предметы есть в нашем мини-музее.

Итогом данного проекта стал праздник «И в старом красоту находим...». На этом празднике учащиеся показывали своё умение пользоваться предметами старины (в процессе инсценировок сказок), а также узнали новые сведения об истории некоторых предметов (например, печке, утюге, корзинке и т.д.) и русских обычаях. В празднике приняли участие и родители, и ученики, и учителя. Роль домового и ведущего исполняли учителя, родители пели песню, дедушка одного из учеников аккомпанировал на гармони мелодию для танца и для исполнения частушек.

Сценарий внеклассного мероприятия «И в старом красоту находим...»

Цель: приобщение учащихся к культуре и традициям русского народа.

Задачи:

    Создать условия для формирования интереса к старинному русскому быту и русским ремёслам;

    Создать условия для общения и сотрудничества между учениками, учителями и их родителями;

    Создать условия для развития творческих возможностей учащихся и расширения их кругозора.

Материалы и оборудование: все экспонаты мини-музея (список прилагается), детские музыкальные инструменты, куклы и декорации для кукольного спектакля, музыкальное оформление для инсценировок (музыкальный центр), выставка рисунков учащихся.

Форма проведения: внеклассное мероприятие, праздник для учащихся начальной школы.

Место проведения: класс, в котором создан мини-музей.

План проведения праздника:

    Организация детей. Эмоциональный настрой на праздник.

    Рассказ учеников о русской избе, печке.

    Инсценировка с домовым.

    Кукольный спектакль «Гуси-лебеди».

    Рассказ учащихся об ухвате, кочерге, чугунке.

    Инсценировка сказки «Каша из топора».

    Частушки «Лапти-лапоточики».

    Игра «Достань лапоть».

    Рассказ учащихся о прядении, ткачестве.

    Русский народный танец.

    Русская народная песня «Пряха».

    Инсценировка сказки «У страха глаза велики».

    Русская народная песня «Пошла млада за водой».

    Сценка «Двое из ларца».

    Русская народная песня «Во кузнице».

    Игра на музыкальных инструментах «Светит месяц».

    Рассказ о каравае. вынос каравая.

    Чаепитие.

Практическая реализация: дети выступают в русских народных костюмах, свободно владеют предметами русского быта и рассказывают о них, участвуют в инсценировках, поют песни, загадывают загадки. Так как численность обучающихся небольшая, то каждый ребёнок участвует на празднике в какой-либо роли. Вместе с детьми участвуют педагоги и родители.

На празднике всё выстроено в русских традициях: оформление (мини-музей), костюмы, декорации, музыкальное оформление и т. д.

Анализ итогов мероприятия: праздник прошёл интересно, ярко, эмоционально. Каждый ребёнок участвовал в этом празднике и имел определённую роль. На празднике дети свободно владели предметами старинного русского быта. Наряду с имевшимися навыками и знаниями, ученики узнали много новых сведений и проявили интерес к познанию неизученного.

Ведущая. Здравствуйте, гости дорогие! Приглашаю вас на праздник, где мы поговорим об истории предметов, которыми пользовались наши бабушки и дедушки, а может даже прабабушки и прадедушки. Сегодня мы на время окажемся в прошлом и познаем быт и жизнь наших предков.

(музыка, открывается занавес и мы видим экспозицию предметов старины)

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Ученик 1. Нет в мире нигде дома уютнее, чем русская изба. Считается, что название происходит от древней печи: топка со временем преобразовалась в истопку, затем в истьбу, потом в избу.

Ученик 2. Срублена изба была из сосновых брёвен, воздух в ней всегда пах смолой. Строительный материал для избы выбирали заранее. Деревья рубили зимой. Пилой не пользовались, только топором – он будто закупоривал ствол и сохранял от порчи.

Ведущая. Что нужно было устроить в доме, прежде всего, с чего начать? Отгадайте загадку.

Ученик. Наша толстая Федора

Наедается не скоро.

Но зато когда сыта

От Федоры теплота.

( Печь .)

Ученик. Печь играла в доме главную роль. Появилась даже поговорка «Плясать от печки», то есть начать с главного. Печь использовали для отопления помещения, приготовления пищи людям и животным, для вентиляции помещения. На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок... Зимой около нее держали птицу и молодых животных. В печке даже мылись. Настелит хозяйка в печь чистой соломы, поставит чугунок с горячей водой, положит липовую мочалку - так и моются в печном пару.

Ведущая. Кто это из-за печки со мной разговаривает?

Ведущая. Запечный житель? А как тебя зовут, запечный житель? Может, ты из-за печки вылезешь да с нами поговоришь?

Ведущая. Как не слыхать? Говорят, ты по ночам любишь пугать стонами да охами. И не только людей, но и домашних животных? Правда это, а?

Ведущая. Обижаться не надо. Мы с ребятами хотим на тебя посмотреть. Давайте дружно позовём его все вместе:

Домовой, Домовой,

Приходи к нам домой!

Появляется Домовой (кукла)

Домовой (кукла): (неуверенно) Здравствуйте, это вы меня звали?

Ведущая. Мы, Домовой. Как мы тебе рады! Правда, ребята? Проходи, Домовой, садись к печке - здесь тебе будет уютнее.

Домовой . Спасибо.

Ведущая.

Скажи, пожалуйста, Домовой, ты - запечный житель?

Домовой. Да, в каждом доме, где есть печка, должен обязательно быть Домовой. Он за печкой ухаживает, сковородки серебрит, а ночью, когда все спят, сладкие сны навевает.

Мама ученика. А я слышала, что Домовые проказники. Оставит хозяйка с вечера в чугунке кусок мяса, утром проснется - все съедено. Говорят - Домовой доел. Потеряется в доме какая-нибудь вещь, опять говорят - Домовой утащил. Правда это?

Домовой. Да не проказники мы, а помощники. Поищет-поищет человек потерянную вещь, а когда найдет - вспомнит, что сам ее, когда разозлился, вчера вечером в угол бросил. Вот и запомнит - у каждой вещи в доме свое место должно быть. Чтобы ничего не терять и наутро головы не ломать. А насчет того, что мы лакомки, это правда - любим за хозяевами сковородки подчищать. Только от этого нас отучить легко - надо изредка оставлять нам возле печки блюдечко с водой и крупой. Поест Домовой, что ему оставили, тогда и хозяйкина еда целее будет.

Ведущая. Домовой, скажи, а где сейчас можно узнать о печке?

Домовой. Где-где, в сказках, конечно же. Кстати, какие народные сказки вы знаете, в которых упоминается печка? А что делает она? (ответы учеников )

Ведущая. Предлагаю вам посмотреть отрывок из сказки «Гуси-лебеди».

Кукольный спектакль в исполнении учащихся 4 класса.

(Сценарий прилагается)

До мовой: Печка - деревенская кормилица. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. А что хозяйка ставит в печь? Отгадайте загадку:

Чернец – молодец, в красно золото залез

До смеху хохочет, выскочить хочет. (Чугунок.)

Ученик. Чугунок не заменим был в хозяйстве. В нём готовили еду. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. (Ученик показывает этот предмет )

Ученик. Но не только в чугунке готовили пищу в старину. Её также готовили в глиняных горшках и прямо в горшке блюдо подавали на стол. Для семьи горшок был предметом первой необходимости, как и чугунок. Но в отличие от чугунка, он со временем давал трещины, потом его обматывали берестяными полосками - пеленали. Горшок продолжал служить, правда, в печь его уже не ставили. Но когда он падал и разбивался на черепки, его выкидывали за окошко. (Ученик, рассказывая, показывает глиняные горшки)

Домовой. В печку ставят три больших чугуна. Первый - для щей, второй - для каши, а третий - для всех остальных надобностей. Но чтобы чугун или горшок поставить, хозяйке нужен был ещё один предмет, отгадайте его:

Не бык, а бодает, не ест, а хватает,

Схватит, отдаёт, а сам в угол идёт. (Ухват)

Ученик. Ухватом хозяйки ставили горшок или чугунок в печь. Он похож на рога быка. К нему прикреплялась длинная деревянная ручка. Умение подхватывать чугунки требовало определённых навыков, которые приобретались длительной практикой. (Ученица демонстрирует, как подхватывают чугун ухватом и ставят в печь )

Домовой. Чтобы при уходе хозяина из дома не ушел домовой, то есть Я, необходимо было загородить печь ухватом. (Ведущая показывает, как это делалось )

А вот еще одна загадка.

Черный конь

Скачет в огонь. (Кочерга .)

Ученик. Кочерга представляет собой короткий, толстый железный прут с загнутым концом, укрепленный на длинной деревянной ручке. Это приспособление для размешивания углей в печи. (Ученик показывает кочергу и «размешивает угли» в печи)

Домовой. Да-а-а. Много вы узнали о печке и предметах, с ней связанных. Вы сейчас смотрите ещё одну сказку, а мне пора опять прятаться. Куда? (ответы детей )

Инсценировка сказки «Каша из топора» учащимися 3 класса

(сценарий прилагается)

Ведущая. Куда хозяйка посадила солдата? (За стол)

Кто знает, где находился стол в русской избе? (В красном углу)

По диагонали от печи в избе находился красный угол. Это было святое место - в нём помещались иконы, поэтому его ещё называют «святым». В красном углу находился и стол, вдоль которого стояли лавки и скамьи.

Частушки «Лапти - лопоточики» (исполняют девочки)

Ведущая. Кто знает, что такое лапти? Из чего их плели?

Ученик. Плели лапти из лыка и плести их умел каждый мужчина. Лыко – это тонко надранные ленты из липы. Получалось, что за лапти не надо было платить, поэтому носили их самые бедные люди. Подошва лаптя называлась спинкой, передняя часть – головкой, ушками называли – петельки, в которые продевались верёвочки, удерживающие лапоть на ногах.

Игра «Достань лапоть»

К лаптю привязывают 2 веревочки к носку и пятке, кладут лапоть на пол под стулья. 2 стула стоят спинками друг к другу, игроки садятся на стулья и по команде должны наклониться и за веревочку достать лапоть.

Ученик. Раньше все предметы первой необходимости делали своими руками. Одежду носили домотканую – льняную или шерстяную. (Демонстрация старинной домотканой одежды ) Чтобы сшить одежду, надо было сначала напрясть нити.

Ученик. В возрасте 5 лет девочка выпрядала свою первую нить. «Непряха», «неткаха» – были крайне обидные прозвища. Шить, вышивать, прясть раньше умели все девушки, даже из царских семей.

Ученик. Ткачество одно из самых древних ремесел. Для ткачества широко использовали лен. Приходилось немало потрудиться, прежде чем лен превращался из растения в полотно - его пололи, дергали, стлали, трепали, чесали, пряли, ткали.

Показываю чем и как чесали лён (ручной гребень)

Ведущая: Что делали изо льна? (простыни, скатерти, полотенца, рубахи)

(показываем экспозицию)

Русский народный танец

Ведущая. Отгадайте загадку: Пляшу по горнице

С работою моею,

Чем больше верчусь,

Тем больше толстею. (Веретено .)

Это элемент прялки – веретено, то есть «вертящаяся палочка».

Показываю как пряли

Русская народная песня «Пряха» в исполнении родителей

Ученик. А сейчас отгадайте такую загадку:

То назад, то вперед,

Ходит-бродит пароход.

Остановишь – горе:

Продырявит море. (Утюг .)

Ведущая. Для чего нужен утюг?

Ученик. На Руси гладили так: сухое белье или одежду наматывали на ровно обструганную палку и начинали катать по столу толстой прямоугольной палкой с короткой рукоятью. На внутренней рабочей поверхности делались поперечные рубцы. Назывался такой «утюг» рубель. (Девочка демонстрирует)

Ученик. Затем появился «угольный» утюг. Внутрь закладывали горящие угли и начинали гладить. А чтобы утюг не остывал, им нужно было размахивать. В отверстия попадал воздух, и угли внутри вновь разгорались. (Ученик показывает) А сейчас мы пользуемся электрическими утюгами.

Инсценировка сказки «У страха глаза велики» (сценарий прилагается)

Ученик. Вот с таким коромыслом хозяйки по воду ходили (показывает). Делали его из липы или сосны. Заготовку обрабатывали, а затем в воду опускали, в кипяток. После чего сгибали вручную. Получалась дуга, похожая на радугу. Такое коромысло было в каждой избе.

Русская народная п есня «Пошла млада за водой»

Ведущая. Отгадайте ещё одну загадку:

Новая посудина, а вся в дырках. (Корзина.)

Ведущая. А для чего нужны были корзины? (С корзиной ходили в лес, в них собирали оставшиеся в поле колоски, хранили в зимнее время мелкие предметы, носили в них бельё полоскать на речку, огромные корзины плелись для деревянных саней и служили коробом для них, в корзинах даже перевозили почту ямщики).

Ведущая. А из чего их плели? (из ивы, из ивового прута)

Рассматриваем корзинку с колосками

Ведущая. Вдоль стен в русской избе стояли сундуки, в которых хранились вещи. Количеством сундуков измерялся достаток хозяев, они служили обязательной частью приданого невесты и хранилищем ее одежды и украшений.

Давайте откроем и посмотрим,что находится внутри нашего сундука (пытаюсь открыть) Почему- то он не открывается… Значит, сундук не простой, и нам нужны какие-то волшебные слова! Ребята, а вы знаете волшебные слова, которые встречаются в сказках? Давайте вместе вспоминать! Крибле - Крабле - Бумс!… Нет, не подходит… (Выслушиваем различные варианты детей) Опять не то! Нам нужны волшебные слова из русских сказок! «Двое из ларца - одинаковы с лица»! Давайте все вместе:…(повторение)

(Под веселый русский наигрыш из сундука выскакивают два скомороха)

1-й скоморох. Я-Фомка!

2-й скоморох. А я - Ерёмка!

Ведущая. А что вы интересного предложите ребятам?

Фомка. Я предлагаю игру- кто громче заорет!

Ерёмка. Нет! Лучше я - кто откроет шире рот!

Ведущая. Нет, это нам совсем не подходит! А другого вы не умеете?

Фомка. Как это не умеем?! Да мы умеем петь, плясать…

Ерёмка. На гармошке играть…

Фомка. Сказки сказывать…

Ерёмка. Да загадки загадывать!

Ведущая. Ну давайте ваши песни!

Русская народная песня «Во кузнице»

Ведущая. Что ещё вы нам покажете?

(Кованые предметы - гвозди)

Ведущая. Что ещё нам можете предложить?

Фомка. Хотите Барыню или Камаринского? Мы все можем!

Ерёмка. А хотите, мы вам сыграем! На ложках!

Фомка. И не только!

Ведущая. Конечно, сыграйте, это интересно! Пожалуйста, начинайте!

Ерёмка. Ребята, помогайте!

Игра на музыкальных инструментах.

Мелодия русской народной песни «Светит месяц...»

Ведущая. Спасибо, ребята! Фомка и Ерёмка, чем еще порадуете?

Фомка. Мы предлагаем игру - «Бюро находок»

Ведущая. А что за игра?

Ерёмка. А вот…в нашем сундуке есть вещи, которые использовались в быту, но часто встречаются и в сказках. Ваша задача угадать, из какой сказки этот предмет. (Зеркальце, 3 ложки, топор, ступа, колоски и серп)

Ведущая. Ребята, оставим наших гостей на празднике? Куда их посадим? А чем угощать будем? (Ответы детей)

Ведущая. По старинному русскому обычаю, дорогих гостей угощают хлебом-солью. А главный хлеб на Руси – каравай. Слово «каравай» происходит от слова «круг», потому каравай – круглый.

Входит девочка и выносит каравай

Затем все садятся за накрытые столы и пьют чай с караваем и выпечкой, приготовленной родителями.

Список использованной литературы

1. Богданов, В. В . История обыкновенных вещей / В. В. Богданов, С. Н. Попова. – М.: Педагогика-Пресс, 1992. – 208 с: ил.

2. Большая детская энциклопедия / Пер. с англ. А. И. Кима и В. В. Демыкина. – М.: ООО «Росмен-Издат», 2000. – 333 с.

3. Ильин, М . Рассказы о вещах / М. Ильин. – М.: Дет, лит., 1968. – 191 с.

4. Князева, О.Л. «Как жили люди на Руси» / О.Л. Князева. - Спб: Детство - Пресс, 1998. - 24 с.

5. Короткова, М.В. «Путешествие в историю русского быта» / М.В. Короткова. - М.: Дрофа, 2003. - 236с.

6. Русская изба (Внутреннее пространство, убранство дома, мебель, утварь): Иллюстрированная энциклопедия / Авт.-сост.: Д. А. Баранов, О. Г. Баранова, Е. Л. Бадлевская и др. – СПб.: Искусство-СПб., 1999. – 376 с.

7. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История вещей. – М.: ООО Фирма Издательство АСТ: ЗАО «Издательский дом «Семейная библиотека», 1998. – 512с.

8. Опоцкая, О.В. « В русской избе» / О.В. Опоцкая [электронный ресурс]. Адрес:

9. Праздник с элементами викторины «Русская изба» (для уч-ся 1-4 классов ) [электронный ресурс]. Адрес:

10. Сценарий русского праздника [электронный ресурс]. Адрес:

Приложение 1.

Список собранных экспонатов:

    Прялка

    Веретено

    Коромысло

    Гребни для льна - 3 шт.

    Ухват - 2 шт.

    Чугун - 2 шт.

    Кочерга

    Ступа

    Корзинка

    Детская распашонка

    Салфетка с вышивкой

    Салфетки выбитые

    Салфетка вязаная

    Валёк

    Рубель

    Угольный утюг

    Стиральная доска

    Глиняные жбаны - 2 шт.

    Кованые гвозди

    Зеркальце

    Глиняный горшок

    Глиняная кружка

    Берестяный туесок

    Макет печки

Приложение 2.

Сценарий кукольного спектакля учащихся 4 класса

(отрывок из сказки «Гуси-лебеди»)

Баба Яга (грозно закричала ): Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!

Девочка: Речка, матушка, спрячь меня!

Речка: Поешь моего простого киселька.

Девочка: (поела кисель ) Спасибо, реченька. (Спряталась под кисельный берег )

Девочка: Яблоня, матушка, спрячь меня!

Яблоня: Поешь моего лесного яблочка.

Девочка: (ест яблочко ) Спасибо, яблонька!

Девочка: Печка, матушка, спрячь меня!

Печка: Поешь моего ржаного пирожка.

(Девочка быстро ест пирожок, прячется в печку ).

Девочка: Спасибо, тебе, печка! (бежит домой ).

Приложение 3.

Русская народная сказка «Каша из топора»

Действующие лица:

Старуха

Старый солдат

Солдат: Пустите отдохнуть дорожного человека!

Старуха: Заходи служивый!

Солдат: А нет ли у тебя,хозяюшка, перекусить чего?

Старуха: Ох, добрый человек, и сама ещё ничего не ела: нечего.

Солдат: Ну, нет так нет. Коли нет ничего иного, можно сварить кашу из топора.

Старуха: Как так кашу из топора?

Старик: А вот как, дай-ка чугунок.

2-ой автор: Старуха принесла чугунок, солдат вымыл топор, опустил в чугунок, налил воды и поставил на огонь. Старуха на солдата глядит, глаз не сводит. Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.

Старуха: Ну, как?

Солдат: Скоро будет готова, жаль вот только, что посолить нечем.

Старуха: Соль-то у меня есть, посоли.

Солдат: Хороша! Ежели бы сюда да горсточку крупы!

Старуха: Бери, заправь как надобно.

Солдат: Бери, старуха, ухват, доставай кашу из печи!

Солдат:Ох, и каша хороша! Как бы сюда чуток масла - было б и вовсе объедение.

Солдат: Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть!

Старуха: Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить. Служивый,когда ж топор будем есть?

Солдат: Да, вишь он не уварился, где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю! Прощай, хозяюшка!

Приложение 4.

Инсценировка отрывка из сказки «У страха глаза велики» учащимися 2 класса

Выходит бабушка. В руках у неё вёдра. Идёт, тяжело вздыхает.

Ёжик: Бабушка, что вздыхаешь так тяжело? Расскажи, что с вами случилось в прошлый раз!

Бабушка: Да вот шли мы с Внучкой, Курочкой и Мышкой, вёдра на коромыслах несли. Зайка нас напугал так, что мы вёдра с коромыслами все побросали и убежали от страха! Я подумала, что это серый Волк за мной гонится. Да, жалко, что прошлый раз я коромысло своё обронила, тяжело теперь воду носить.

Ведущий: А вот и Зайка из той сказки! Может он знает, где коромысло? (Выскакивает Зайка)

Зайка: Да, напугали меня прошлый раз водоносы! Ядаже подумал, что это охотники гнались за мной с собаками. Вот я страху-то натерпелся!

Бабушка: Зайка, так это был ты? Мы с Внучкой никакие не охотники! И собак у нас не было, а только вёдра с водой! (Показывает на вёдра )

Бабушка, Зайка, Ёжик: Верно говорят: «У страха глаза велики, чего нет и то видят!»

Ёжик: Зайка, а ты не знаешь, где коромысло бабушкино? Ей ведь тяжело воду из колодца носить.

Зайка: Коромысло? А что это такое?

Ёжик: Я знаю. Вот с таким коромыслом хозяйки по воду ходили (показывает рисунок). Делали его из липы или сосны. Заготовку обрабатывали, а затем в воду опускали, в кипяток. После чего сгибали вручную. Получалась дуга, похожая на радугу. Такое коромысло было в каждой избе.

Зайка: А-а-а-а-а! Может вот это? (достаёт из-под куста и отдаёт бабушке ) Бери и больше не теряй своё коромысло!

Бабушка: Спасибо вам!

(Бабушка демонстрирует как носят вёдра на коромысле )

Ведущий: А ты, Зайка, знаешь теперь, что такое коромысло?

Зайка: Знаю!

Наталья Путинцева
Спортивно-познавательное мероприятие для детей старших и подготовительных групп с участием родителей «Русский лапоть»

Досуг для старших – подготовительных групп

«Русский лапоть »

Спортивно-познавательное мероприятие

Цель. Приобщать детей и родителей к совместной деятельности. Развивать двигательную активность. Расширять представление о русских народных традициях , в частности, о старинной обуви .

Действие. Звучит музыка, в зал входят Иван и Марья.

Иван и Марья (вместе) . Здравствуйте, люди добрые!

Марья. Меня зовут Марья.

Иван. А я Иван.

Марья. Мы к вам издалека пришли. Из тридесятого царства…

Иван. Сказочного государства.

Марья. Встретили нас в вашем детском саду хозяйки ласковые – заведующая, ст. методист и т. д., и мы с Иваном пригласили их на нашу встречу в качестве жюри У нас для вас ребята есть загадка.

Не сапоги, не туфли

Не шиты, не вязаны,

К ногам тесьмой привязаны. Что это?

(Лапти)

Иван. Молодцы ребята, правильно! А что вы знаете о русских лаптях ? Ведь вы их не нашивали.

Марья. А может быть, даже и не знаете, как они выглядят.

Иван да Марья достают из котомки разные виды лаптей, рассказывают о них

Иван. Обувка удобная, легкая, дешевая.

Марья. А вот лапти плетеные, из лыка беленого!

Иван. Вот лапти сувенирные, для интерьера квартирного!

Марья. Есть лапти-игрушки для вашей куклы –подружки!

Иван. У нас лапти всякого размера – для гнома и для Гуливера!

Лапти-лапоточки ,

Для сына и для дочки,

Для девицы-подружки,

Для старика- старушки ,

Хоть по улице гулять,

Хоть работать, хоть плясать!

Иван. Выходите, люди добрые, на пляску веселую!

Звучит русская народная песня «Лапти» .

Марья. Ребята. Вы все, наверное, носите туфли да босоножки, ботинки да сапожки. А раньше на Руси «лыковые корытца» носили разные лица.

Иван. В древности на Руси лапти были самой распространенной обувью. Был у них один недостаток. Уж очень быстро они изнашивались. Пара лаптей служила хозяину не больше недели. А потом – меняй, да новые надевай.

Марья. В каких же магазинах из покупали? (дети отвечают)

Иван. Торговали лаптями на ярмарках. Но в каждой деревне хозяин дома должен был не только сам лапти плести, но и сына этому научить. В семь лет каждый деревенский мальчик уже знал, откуда лапти берутся, а подростка, который не умел лапти, плести называли безлапотником , и смеялись над ним.

Марья. Лапти плести – дело хитрое. Хороший мастер за день мог не больше двух пар сплести.

Иван. Плели лапти из лыка. В конце весны и в начале лета заготавливали материал : обдирали кору с молодых липок, да вязов, собирали бересту с берез. Лыко нарезали узкими, да длинными полосками и высушивали. Материал готов. Замочит мастер белые лыковые ленты в воде, станут они гибкими и эластичными. Можно их на деревянную колодку крепить, брать кочедыгу – кривое шило - и приступать к делу : переплетать ленты лыковые да покрепче стягивать.

Марья. Чтобы были лапти прочными и в дождь не промокали, лыковые ленты плотно прилаживали одну к другой.

В старые времена много известных мастеровлапотников жили и трудились во Владимирской губернии. А сейчас лапти - это уже история.

Иван. Не заскучали вы, люди добрые, за разговорами?

Марья. Может быть порезвимся-потешимся? Любите ли вы в игры играть, силой да удалью меряться? (Да) Так выходите добры молодцы и красны девицы, да берите с собой своих батюшек да матушек. Народ распотеште, да и сами разомнитесь.

Проводятся командные эстафеты.

1. «Бег в лаптях» . Участники по очереди надевают лапти, добегают до ориентира и возвращаются к месту старта . Лапти одевает следующий член команды. Выигрывает та команда, которая быстрее всех справится с заданием.

2. «Заготовь лыко» . Участники по очереди проходят дистанцию, сматывают по одной ленте на палочку, возвращаются и месту старта , кладут ленту в корзину. Побеждает команда, первая справившаяся с заданием.

3. «Прыжки в лаптях» . Участники по очереди прыгают из обруча в обруч, огибает ориентир, бегом в лаптях бегут до линии старта . Передают лапти, как эстафету. Побеждает команда, которая быстрее справилась с заданием.

4. «Канатоходцы» . Участники поочередно проходят в лаптях по канату, перепрыгивают с кочки на кочку, огибают ориентир и возвращаются к месту старта . Побеждает команда выполнившая задание быстрее остальных.

5. «Забрось луковицу» . Участники по очереди забрасывают по 3 луковицы в лапоть , лежащий на полу на расстоянии : 3 метра для родителей и 1 ,5 метра для детей . Победа за командой, которая наберет большее количество баллов за точность попадания.

Иван. Ай да удальцы-молодцы! Присядьте, отдохните, да вспомните, какие сказки или картины вы видели и знаете в которых герои носили на ногах лапти.

Марья. А нашему уважаемому жюри мы предлагаем в это время заняться подсчетом результатов наших состязаний.

Иван. А ну народ честной выходи на игру заводи! А игра называется «Повозочка да сноп» . Главное в игре – правила соблюдать, да соседу на ноги не наступать! А все остальное нам Марья расскажет.

Марья рассказывает правила игры. Дети играют и садятся на места.

Иван да Марья читают стихи.

Лапти деревенские,

Мастером сплетенные.

Лыковые лапти

Нынче сувенир!

В прошлом были обувью,

До того мудреною,

Эко за столетие

Изменился мир.

Лапти, лыком шитые,-

Русская история !

Сколько ими хожено

По России всей!

Я любуюсь с радостью

И с какой-то болью

Деревенской мудростью

Родины моей !

Иван. А теперь пусть наше жюри назовет победителей нашей сегодняшней встречи.

Иван. Поздравляем победителей, желаем здоровья и больших побед ребятишкам да и вам, уважаемые взрослые.

Марья А нам пора. Пойдем мы с Иваном и другим деткам поведаем о русской истории . Ведь только та нация считается сильной, которая знает свою историю. До свидания!

Публикации по теме:

«Бал цветов». Праздник к 8 Марта для детей старших и подготовительных групп Бал цветов Вед. – Наступила весна, солнышко чаще улыбается и посылает свои теплые лучики на землю, природа пробуждается от зимнего сна,.

Сценарий праздника «Масленица» для детей старших и подготовительных групп Масленица. Сценарий для детей старших и подготовительных групп Дети входят, садятся. 1-й ведущий. Все! Все! Все! Все на праздник! Масленицу.

Масленица. Сценарий развлечения для детей старших и подготовительных групп детского сада Дети выходят на улицу, их встречают скоморохи. 1-ый Скоморох: Все! Все! Все! Все на праздник! Масленицу встречам, зиму провожаем, весну.

Проект «Экологическая ситуация в поселке» для детей старших и подготовительных групп МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ СЕРПУХОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН МДОУ «ОБОЛЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЛЕСНАЯ СКАЗКА» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ.

«Путешествие в Зимландию». Спортивное развлечение на улице для детей старших и подготовительных групп ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМЛАНДИЮ Спортивное развлечение на улице для детей старших и подготовительных групп Цель: Создание условий для развития.

Сценарий физкультурного досуга «Весёлые старты» для детей старших и подготовительных групп Цель: Создать условия для физического развития воспитанников. Совершенствовать технику прыжков, добиваясь естественности, лёгкости и точности.

Конкурсная программа на улице.
Место проведения: площадь у ДК.
Оформление: угол избы с печкой, большая кукла-матрешка, лавка, стол с большим чайником или самоваром (рис. 1). Все элементы плоские, вырезаны из ДВП и расписаны. Задник сцены украшен домоткаными половиками.
В ДК оформлена выставка украшенных валенков, детских рисунков, проводятся мастер-класс по украшению валенков: взрослые – «Декорирование валенка, выполненного в лоскутной технике», детский - по рисованию «Зимние узоры на валенках».

Перед открытием праздника звучат русские народные песни. Появляются скоморохи.

1 скоморох. Эх и славненький денек
Нынче разгуляется!
Посмотри-ка, и народ
Дружно собирается!

2 скоморох. Не сидится, видно, им
Дома у окошка,
Коль на улице поет
Русская гармошка!

1 скоморох. Доброго денька, друзья!

2 скоморох. Здравствовать вам, люди!

1 скоморох. Праздник здесь у нас сегодня!
Веселиться будем!

2 скоморох. Нам морозы не помеха,
Не удержат холода.
Больше снега, больше смеха,
Прогуляться есть куда!

1 скоморох. Покататься лихо с горки
И с метелью песни спеть.
Чтобы праздник наш удался,
Надо просто захотеть!
Исполняются песни о зиме.

2 скоморох. Всем, друзья, кто стар и мал,
Всем, кто весел и удал,
Мы сегодня объявляем:
Русский валенок здесь славим!

Звучит микс песни «Валенки». На сцене - хореографическая картинка «Валенки». Танцоры передают валенок друг другу, в результате он оказывается у скоморохов.

1 скоморох. Если дома, на работе
Валенок у вас в почете -
Празднику пришла пора.
Начинаем, господа!

Выходит Дед Егор в лаптях.

Дед Егор. Матрена! А, Матрена! Валенки мои где?

Смотрит на лапти, затем, делая шаг, сталкивается с матрешкой, испуганно отскакивает и кричит.

Тьфу ты, господи! Помереть со страху можно. Матрена, где ты есть-то?

Из-за матрешки выходит Бабка Матрена.

Матрена. Чего ты орешь как оглашенный? Откуда я знаю, где твои валенки? Вчера тут ставила.

Дед Егор (поглядывая на матрешку). Это кто?

Матрена. Да ты чего, Дед Егор? Матрешку не узнал? Да она на всех русских праздниках присутствует как символ. А у нас сегодня русское гуляние!

Дед Егор. Чего-чего? Какое гуляние?

Матрена. Праздник русского валенка! Видишь, сколько любителей этого вида обуви собралось!

Дед Егор. Как праздник, как гуляние? А почему я ничего не знаю? И где, наконец, мои валенки?

Матрена. А я-то почем знаю? Может, внучка Дашенька обула да к Алешке побежала. Она на праздник его позвать собиралась. Любовь у них. Вот!

Дед Егор. У них-то любовь, а я без валенок остался! (Смотрит на лапти.) И куда мне теперь?

Дед и Матрена уходят. Звучит песня «Валенки».

Дед Егор (появляясь). Ну вот, старенькие, не старенькие, а какие-то нашел.

Любуется на валенки, подходит к Матрене, фасонится.

Да и вообще, я еще ох-ох-хо да хоть куда!

Матрена (руки в боки). Нет, вы посмотрите, люди добрые! Сто лет в обед, а он туда же! Еще хоть куда!

Выбегают веселые Алеша и Даша в валенках.

Даша. Бабуленька, Дедуленька, мы с Алешей уже готовы идти на праздник. А вы никак ссоритесь?

Дед Егор. Да что ты, внученька! Это мы с Матреной разговоры разговариваем, об жизни, об любви.

Обнимает Матрену, она отстраняется.

А вы скажите, молодежь, что вы о валенках знаете, что народу рассказать можете?

Даша. Много чего знаем, Дедушка, и с гостями поделимся. Правда, Алеша?

Алеша. Дамы и господа, событие XXI века!
Горячая новость дня: валенки необходимы человеку!

Даша. Человеку без них нельзя,
Особенно когда холода!

Алеша. Не перебивай!
Не страшны сибирские морозы,
Хоть до ветра беги поутру.
И вообще, холода не угроза,
Если адрес набираем…

Вместе. Валенки точка ру!

Звучит русская народная музыка. Появляются скоморохи

2 скоморох. Кому валенки - зимой сидеть на завалинке?
Сегодня возьмешь - зимой не пропадешь.

1 скоморох. Дешево отдаем - за игру, за пляску,
за детскую сказку.

2 скоморох. Валенки не возьмешь для праздника -
Забабанят в «Одноклассниках»!

1 скоморох. Не берут?

2 скоморох. Не берут…

Алеша. А это о чем говорит? Что позабавиться пора!
А забава та - игра!

Даша. Игра-соревнование,
То есть состязание!

Дед Егор. Праздник вы придумали хороший -
Все про валенок сибирский рассказать.
Мы повеселимся с вами тоже.
Очень хочется попеть и поплясать!

Алеша. Дорогие зрители! К борьбе за звание «Заслуженные любители валенок» готовы? Тогда переходим к состязаниям.

Конкурс «Зимний боулинг». Напротив команд ставятся по 5 валенок (как кегли), и каждый игрок пытается их сбить. В конце подсчитывается общий итог сбитых валенок. Побеждает команда, сбившая большее количество валенок.

Конкурс «Конные скачки». Командам выдаются деревянные лошадки. Каждый игрок на лошадке добегает до валенка и, возвращаясь, передает лошадку следующему игроку, и так до тех пор, пока команда не закончит игру. Побеждает та команда, которая первой закончит скачки.

Конкурс «Обуй валенки». Напротив команд ставятся валенки и калоши по числу человек в команде. По сигналу игрок бежит к валенкам, берет один, надевает на него калошу и, оставив валенок с калошей, бежит обратно, передавая эстафету другому. Побеждает команда, которая первой обует все валенки.

Выходят Даша и Алеша.

Алеша. Даша! А не пора ли устроить передышку и с гостями пообщаться?

Даша. Ты прав, Алеша! А вдруг они что-то про валенки знают? Так пусть тоже призы получают! Но сначала мы их порадуем песней, чтобы думать им стало интересней.

Алеша. Точно! Надо поразмяться,
В танце лихо оторваться!

Звучат песни о зиме.

1 скоморох. Все, времени нет отдыхать - валенок русский надо прославлять.

2 скоморох. Дорогие гости, пока вы плясали, мы вопросы для вас сочиняли.

Даша. А кто лучше всех будет отвечать - подарки от нас будет получать! Дед Егор, Бабушка Матрена, вы нам помогайте, чтобы не было неразберихи.

Алеша. Треплют, катают, а зиму таскают. (Валенки.)

Даша. Все в шерсти, а кожи нет. (Валенки.)

Алеша. Знает взрослый человек,
Знает даже маленький:
Чтоб зимою не болеть,
Надевают… (Валенки.)

1 скоморох. (Демонстрирует приз.) Вот этот сувенир от меня получит тот, кто назовет полное имя певицы, которая первой исполнила знаменитую песню «Валенки». (Лидия Андреевна Русланова.)

Правильно ответившему на вопрос ведущий вручает приз.

Даша. А кто знает, как изготавливают валенки? И из чего?

Валенки - единственная обувь, полностью сделанная из натуральных материалов: с овец состригают шерсть и перерабатывают ее. Потом обрабатывают шерсть кипятком, сбивают в общую массу - войлок - и катают сначала на столе, а потом на колодке нужного размера.

Алеша. А знаешь, Даша, в старину валенок использовали для гаданий в Святки.

Даша. А кто подскажет, как гадали?

Перекидывали через забор и, когда он упадет, смотрели, в какую сторону смотрит носок - там милый и живет.

Алеша. Как много наши гости знают о валенках!

1 скоморох. Берем гостей мы в оборот: кто лучшую рекламу валенка нам проведет?

1 скоморох. Если включить воображение, то валенок похож…

2 скоморох. На удивление на ласты он похож,
Хотя для плавания не совсем хорош!

Помощники выносят валенки для конкурса, на голенищах которых надеты резинки. Игроки команд по очереди просовывают ноги в резинки (валенок выступает в качестве подошвы), проходят дистанцию.

1 скоморох. Замечательный прошел забег - хоть вприпрыжку, хоть вразбег.

2 скоморох. Остановиться есть причина: у меня для зрителей викторина.
Скажите-ка мне, как по-иному еще на Руси называли валенки?

Чесанки, пимы, катанки, коты и т. д. За правильные ответы вручаются призы.

1 скоморох. Хорошо отвечаем!

1 скоморох. А мы продолжаем!
Валенок похож на пушку, а еще похож
на клюшку!

Звучит фонограмма песни «Трус не играет в хоккей».

2 скоморох. Тогда весело, вместе и дружно играем в хоккей!

1 скоморох. Шарики нам тоже пригодились.
Команды, следите, чтоб никуда
не закатились!

Игрок из команды, орудуя валенком как клюшкой, проходит определенную дистанцию змейкой вокруг кегель до точки и бегом возвращается к команде. Таким образом, в хоккей играет вся команда.

Алеша. Валенок - это хорошая штука! Это ж целая наука!
Ластой может быть, клюшкой может быть.
Люди, как такой не купить?
Чего задумалась, подруга?

Даша. Пусть лупасят валенком друг друга.

Алеша. Лупасить друг друга без причины могут только мужчины.

Из команды выбираются 2 игрока-мужчины. Сервис-группа выносит табуреты. Игроки встают на табуреты, взяв валенки. Задача - сбить соперника с табуретки.

1 скоморох. Эх, хорошо валенком бока разминать,
массаж тела проводить.

2 скоморох. Самое главное надо не забыть -
Рекламу валенка пора проводить.

Гости праздника по очереди перечисляют, как можно использовать валенки.

2 скоморох. Вот, замечательно!
Решение купить валенки окончательное?

2 скоморох. Подожди, а как же победители?

1 скоморох. А победители сегодня - наши зрители.
Они зрелище получили, мы их играм научили,
Настроение создали.

2 скоморох. И за это им медали?

1 скоморох. Награды героям, что нам помогали
И настроение игрой создавали.

2 скоморох. Всем на удивленье из валенка угощенье!

На фоне музыки Даша с валенком, из которого участникам раздаются призы.

Даша. Все хорошо, но вот беда: зима прошла,
валенки уже не в моде!

Алеша. Это не беда: валенок нет - сапоги имеются.
Слушай, народ, сапоги пошли в оборот!

Звучит фонограмма песни «Сапожки русские». Хореографическая зарисовка с сапожком.

2 скоморох. Новые сапожки для любой дорожки!
Померяешь в антракте - оценят «ВКонтакте».

1 скоморох. Люди, граждане, товарищи! Сапожки для пляски -
Танцуют сами, словно в сказке.

2 скоморох. Заходите на mail, ей-богу, не вру!
Будет программа…

Вместе. Сапоги точка ру!

Дед Егор: А что, Матрена, песнями да сказками сыт ее будешь. Готовы ли блины да каша?

Матрена: Давно готовы. Да и самовар вовсю пыхтит, кипит!

Дед Егор: Ну, тогда, дорогие гости, самовар встречайте!

Выходит Самовар.
Самовар: Кто здоровым хочет быть,
Должен чаю больше пить,
Он - бальзам от всех болезней,
И напитка нет полезней.
Чай с вареньем и с лимоном,
Приглашаю всех с поклоном!

Самовар, дед Егор, Матрена:
Рады всех вас пригласить,
Вволю чаем напоить!

Чаепитие на улице. Затем гости приглашаются в ДК на выставки, мастер-классы.

Сценарный план областного праздника декоративно-прикладного творчества

13. 00 - Встреча участников и гостей праздника.
14.30 - Посещение гостями праздника святого источника.

«Народный праздник лаптя»
Место действия - перехвальская пажица, условно поделена на несколько опорных точек, которые обозначены вывесками:
1. концертная площадка - «Поющие лапотники». Установлена сцена 4,5 х 4,5, задником которой служат три березки, украшена порталами с народными узорами. (Открытие и закрытие праздника, концертная программа, выступления и поздравления гостей и хозяев мероприятия, элементы театрализации и ряд конкурсов; «Лапотная краса», «Лучший знаток о лаптяных историй» - загадки, пословицы и поговорки про лапоть).
-Рядом со сценой, на финале мероприятия, проводится открытие Памятника лаптю, который накрыт покрывалом.
2. Игровая площадка- «Лапотные забавы». Пространство обозначено гирляндами с шарами, установлен небольшой пандус для затейников и ведущего.
3. Мастеровое подворье - «Народные ремесла». На территории расположены лавки мастеров декоративно-прикладного творчества Липецкой области, центром служит «Перехвальское подворье», обозначенное плетенью и небольшой площадкой для театрализации и представления выставки.
3. Детская площадка - «Детские забавы» - батут, качели, горка, тир.

15.00 - Открытие праздника.

Пролог
Площадка «Поющие лапотники»

Диктор : Услышь нас, сердцу милая русская земля, распахни ты свои красные ворота, да прими наш праздник светлый, торжество души православной, мастерства людей придонья искусного да ладного, традиций древних и великих!

Под динамичную музыку гуслей.

1-й краснобай:
Долгого, доброго здравия вам, россияне!
Светлого дня, нашей шумной и звонкой поляне!
2-й краснобай:
На престольный праздник древней Перехвали
Добрые сельчане люд честной созвали!
1-й краснобай:
В день Ильи Пророка, влагой жить святою,
Что б сердца наполнить любовью с добротою!
2-й краснобай:
Со всех концов придонья, мы собрать смогли,
Мастеров ремесел, знатной липецкой земли!
1-й краснобай:
Сегодня мы все будто родные, дружные братья,
Вместе:
На празднике творчества - великого русского лаптя!
2-й. краснобай:
Итак, мы с радостью вам объявляем
Хозяев на сцену сюда приглашаем!
1-й краснобай:
Купца Ивана Лыкова,
Да Елену Перехвалину!

Музыкальный акцент. Выходят Иван Лыков и Елена Перехвалина.

Иван : Всем перехвальцам и гостям званым….
Елена: Всем мастерам и умельцам земли русской поклон низкий.
Иван: Нынче праздник у нас яркий да ладный. Замечательный повод, престольный праздник села Перехваль, позволил нам отметить его на областном уровне в лучших русских традициях.
Елена: Наши славные, самобытные мастера народных промыслов и декоративно-прикладного творчества приехали сюда с новыми творениями, которые представлены на замечательном подворье народных ремесел.
Иван: Нынче вы, досточтимые зрители, можете воочию убедиться в таланте хранителей нашей великой культуры, в каждую работу вложена душа и простосердечное уважение к прекрасному.
Елена: Все готово, что бы каждый из вас смог пообщаться с мастером, полюбоваться изделиями, оценить и даже купить, на долгую добрую память любой сувенир.
Иван: На выставке вы найдете многочисленные художественные народные изделия: Из глины и дерева, живопись и лозоплетение, вышивка и многое другое.
Елена: Пора представить мастеров…

Появляется лапоть.

Лапоть: Стойте, стойте…
Елена: Кто таков?
Лапоть:
Я пришел на праздник славный,
Вы забыли - я же главный!
Лапоть я, ядрена вошь!
Неужели не похож?
Иван:
Ох,
Извини, ну да, ну да,
Вышла просто ерунда!
Елена:
Где ж ты был перед началом,
Растуд-рит твоё в мочало?
Лапоть:
Дел сегодня, целый воз,
А у вас давно склероз!
Поднялась у вас рука
Нас одеть на мужика!
Он и рад вестям,
и пошел по гостям,
Такой здесь обычай
Престольные приличии.
Нацепил, как сандалии
И по Перехвали…
В семи избах побывал,
А в восьмой, устал, упал.
Встал, поработал в поле,
На Перехвальской воле.
Постерег домашний скот
Справил петлю у ворот,
Огород полол, полил
Бедный выбился из сил.
И на грядке с репкой
Уснул крепкою

Знал бы меру,
Все по делу.
Но вы так нашумели,
что с мужика мы парою слетели.
Он один поймал,
а я убежал
к вам навстречу,
ведь вы недалече.
Вот пришел к своим друзьям
Вон они - и там и сям…
Иван: Что ж, дорогие сельчане и гости, пора сказать о главном герое праздника - русском лапте. Эта история, рассказанная нашем персонажем, говорит о невероятных похождениях лаптей по великой истории Руси, лапти - труженики, лапти - праздничные, да и ещё о служивой правде немудрёных плетёнок. Эта древняя русская мода уходит своими корнями на тысячелетия в прошлое русского народа.
Елена: И вполне заслуженно, сегодня, все события будут происходить во круг лаптя, ради которого, были объединены усилия многих талантов Липецкой области и организаторов.
Перехвальцы по праву удостоены чести принимать у себя областной праздник. Здесь бережно сохранены многие традиции и обряды, фольклорные песни и даже знаменитый на всю страну перехвальский говорок. Ну и что немаловажно живо ремесло плетения лаптей.

Музыкальный акцент.

Иван: Наступает торжественное представление мастеров лапотного искусства!
Елена: Ради благородного дела возрождения народных ремесел объявляется - парад лапотников!

Музыкальный акцент.
Парад лапотников.
Звучит динамичная народная мелодия.

На сцене вокальная группа РДК, по краям сцены выстроены девушки в р.н. костюмах с венками полевых цветов и сувенирами от организаторов праздника (значки, буклеты с историей Перехвали, Данкова и происхождения лаптя)
- ведущие называют мастеров плетения лаптей, которые проходят к авансцене. Персонаж - Лапоть приветствует каждого, девушки надевают на мастеров венки и вручают сувениры.
- В заключении ведущие парада называют остальных мастеров - участников выставки декоративно-прикладного творчества прибывших из муниципальных образований Липецкой области.
(Информация Областного центра культуры и народного творчества)

Иван: Дорогие друзья, самое время открыть областной праздник декоративно-прикладного творчества.
Елена: Звучит величальная лаптю Руси, которая специально была написана к этому празднику.
Иван: Давайте, взявшись за руки встанем в хоровод во круг лаптя.
Елена: В честь олицетворения русской души поднимается флаг праздника.

Исполняется «величальная лаптям Руси», поднимается флаг девушки, организую хоровод вокруг лаптя.

Величальная лаптям Руси.

Сл. В. Заломова, муз. О. Евдокимова.
Сотни верст прошли по бездорожью,
Отплясали в праздничной пыли,
Потрудились вдоволь в поле с рожью
Отстояли честь родной земли….
Припев:
Лапти Руси,
Век не сносить, -
Символ великих традиций.
Лапти Руси,
Бог оросил
Чистой святою водицей.
В перелете липовом родные
Канувшие в лету времена
Но осталась в памяти доныне,
Лапотная гордая страна.
Припев:
В мудрости людей не шитых лыком
Кроется один простой секрет, -
В малом ты познаешь о великом
Что бы свой оставить добрый след.
Припев:

Официальная часть.

Уважаемые сельчане, гости и участники праздника, вас приветствуют:
Приветствие руководителей района, местного муниципалитета представителей областного центра, почётных гостей и организаторов праздника.
Обряд на возрождение народных традиций.

Иван: Уважаемые друзья, сегодня большое событие для Перехвали. Престольный праздник, начавшийся с утренней службы в местном храме, плавно перетек в яркий народный праздник.
Елена: Но всех нас объединяет с перехвальцами одно большое благородное дело. Каждый, кто пришел сюда, становиться соучастником возрождения исконно русских традиций, покрытых крепким обжигающим паром драматической истории России.
Иван: Народная и православная культуры, благодаря Богу и сильному духу людей, ныне на пути к своей настоящей, светлой и милому сердцу вере.
Елена: На нашем празднике настоятель местного храма отец Александр, который благословит нас на правое дело - возрождение народной и православной культур.

Благословение настоятеля.
-В заключение слов батюшки, под звон колоколов, участникам праздника, преподносится девушками святая вода со перехвальского Святого источника.
Звон колоколов микшируется на народную мелодию.
Мастера занимают свои места на выставочном подворье.

Иван: Ну вот и настал тот час, ради которого мы все здесь собрались. Вокруг лаптя вас ждут игры, конкурсы, забавы, концерт, но центральная часть отводится экспозициям народных умельцев липецкой области.
(Возможна информация о выставке)
Елена: Где вы можете, не только творчеством насладится, но и хорошенько подкрепится народными кулинарными изысками.
Иван: Почётное право открыть областную выставку декоративно-прикладного творчества «Вокруг лаптя» предоставляется:

На музыкальный акцент перерезается лента, выстреливается пневматическая хлопушка.

Иван: Доброго и веселого праздника всем!
Елена: В добрый путь вокруг лаптя!

Выставка, концерт, забавы.

Начинают свою работу все площадки праздника лаптя. На «подворье ремесел» проводится творческие встречи почетных гостей, которые подготовлены каждым муниципальным образованием.
-Приглашаются «Завлекалками» посетители.
-Проводиться мастер-класс по плетению лаптей.

1-й краснобай:
Эй, народ простой,
Проходи, не стой!
Хочешь, смейся, хочешь плачь,
Хочешь, ешь сухой калач.
2-й краснобай:
На нашем празднике,
Любому проказнику
Вагон развлечений,
Призов, угощений!
1-й краснобай:
Тута песни и стихи,
Там частушки от снохи.
2-й краснобай:
Для танцоров целый луг,
Можно даже впречьтся в плуг!
1-й краснобай:
Перехвальский запас,
Ядрёный квас!
Кто выпьет кружку,
Тому калач и подружку!
2-й краснобай:
На выставке - сувениры!
Украшайте квартиры!
Лапти отменные,
Необыкновенные!
1-й краснобай:
Из липы и вяза,
Все без заразы!
Хотите сами вяжите,
Хотите купить поспешите!
2-й краснобай:
Вас ждут состязанья,-
Лаптяные метанья.
В лаптях эстафета,
Бежавшим - конфета!
1-й краснобай:
Всем предлагаем узнать,
Как в лаптях воду таскать!
2-й краснобай:
Прехваль полна затей
Для взрослых и для детей!
1-й краснобай:
А еще, народным роем,
Лаптю памятник откроем!
2-й краснобай:
А сейчас нам на смену
Поющие лапотники на сцене!

Концертная программа.
Первая часть концертной программы состоит из номеров народного плана. Вторая эстрадного плана. В ней принимают участие коллективы села Перехваль, Данковского района и Липецкой области.

На сцене в течении концертного времени, проводятся два конкурса «Лапотная краса» и «Знаток пословиц и поговорок о лапте».

Лапотные забавы.
Пространство обозначено гирляндами с шарами, установлен небольшой пандус для затейников и ведущего.
- проводятся игры: «Лапотная миля», «Лапотные потехи» (таскание воды в лаптях из ведра в корыто), «Лапотная мера» (кто дальше кинет лапоть), «Лапотная эстафета» (командные состязания).

Эпилог.

Центральная площадка.
Звучит музыка гуслей.

Диктор: Любовь наша - Россия! Пусть живет твоя великая культура, сквозь душу народного творчества пропуская всю историю русского народа, И дивится человек красоте творений простых, но мудрых и неповторимых!

Выходят ведущие.

Иван: Дорогие друзья, наш праздник подошел к своей кульминации.
Елена: Казалось, такой простой предмет, как лапоть окружил нас общей любовью к своему прекрасному началу, помогая, не забыть кто мы и вспомнить свои национальные корни.
Иван : Во круг лаптя было интересно и весело всем. Отдавая дань уважения простоте русской, продолжая новые традиции России, мы сегодня здесь в центре древней Перехвали открывает памятник лаптю.
Елена: Почетное право открыть памятник лаптю предоставляется мастерам:

Музыкальный акцент. Открытие памятника. Взлетают в небо гелиевые шары.

Иван: На процессе открытия.
Не забыть, не отбросить, не спрятать
Слёзы канувших в лету минут…
И душа, как потрёпанный лапоть,
Ждёт, пока за ней бесы придут.
Елена:
Но сегодня упрямо часами,
Как художник своим полотном,
Мы любуется под небесами
К лаптю мы подошли на поклон!
Иван:
Вот где спрятана истина Мира!
Вот где главный завет Бытия!
Вот где нежная, чистая Лира
И Основа осталась своя!..
Елена:
От чего ж так не хочется плакать,
Видя солнца блестящую медь?..
Покорил нас простой русский лапоть,
Не дадим же ему умереть!..
Иван: Поклон низкий мастерам и мастерицам.
Елена : Пусть живет ваше творчество на радость потомков!
Иван: Славные и добрые перехвальцы, спасибо вам за теплый прием! Желаем вам счастья и большой любви!
Елена: Все звёзды неба вам! Все цветы земли!
Иван: Еще не окончен праздник. Впереди танцевальный марафон!
Елена: А мы прощаемся с вами, до новых радостных встреч!

Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение

Фабричная основная общеобразовательная школа

пгт Лальск Лузского района Кировской области

Классный час

«Лапти-лапоточки»

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МОКУ ФООШ пгт Лальск

Пластинина Галина Григорьевна

2016 г

Цели :

Развивать интерес к изучению родной страны;

Познакомить учащихся с обычаями и традициями народов России;

Воспитывать учащихся на традициях русского народа, любви к Родине;

Показать учащимся богатство народного творчества,

Воспитывать у них уважение к русской старине и бережное отношение к истории своей страны и народа.

Оборудование: презентация «Лапти-лапоточки», музыкальные заставки, две пары лаптей, 2 корзинки, 15 воздушных шариков, цветные карандаши.

Техническое обеспечение : персональный компьютер, демонстрационный экран, мультимедийный проектор.

Ход занятия

I. Вступительное слово

Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну.

Липовые корытца на ногах одеты

Что это?

Правильно лапти! О них мы и поговорим сегодня.

(Звучит музыкальная заставка «Лапти да лапти»)

(слайд № 1,2)

Носим мы сейчас с вами ботинки и кроссовки, босоножки и сапожки, а не знаем того, как радовалась нога русского человека в мягких лыковых лапоточках.

А что такое лапти?...

Лапти —плетёная, низкая обувь, распространённая на Руси в старину, но, тем не менее, бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые и другие) или бересты. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти. (слайд № 4,5)

Ученик.

Дед лапти плёл и с лыком лыко

Сплетал, а кот у ног мурлыкал.

А в доме лампа с керосином,

Трещат поленья в печке знойной

Не из какой нибудь осины,

А из берёзы белоствольной.

Мороз за окнами трескучий,

Как и огонь, такой же жгучий.

Дед лапти сплёл,остатки лыка

Забрал и я, чтоб плесть оборы,

И что-то плёл, а кот мурлыкал

Под наши с дедом разговоры

(слайд №6)

В начале XX века Россию еще нередко называли страной "лапотной", вкладывая в это понятие оттенок примитива и отсталости. Лапти, ставшие своего рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях.

В России в лапти обувались только деревенские жители, то есть крестьяне. Ну а крестьяне составляли подавляющее население Руси. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники... Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими — ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.

(слайд №7)

Кожаная обувь ценилась не дешево. В 19 веке пару хороших лыковых лаптей можно было купить за три копейки, тогда как самые грубые крестьянские сапоги стоили пять-шесть рублей. Для крестьянина-земледельца это большие деньги, чтобы собрать их, нужно было продать четверть ржи (одна четверть равнялась почти 210 литрам сыпучих веществ). Сапоги, отличавшиеся от лаптей удобством, красотой и прочностью, для большинства крепостных крестьян были недоступны. Даже для зажиточного крестьянина сапоги оставались роскошью, их надевали лишь по праздникам. Вот и обходились лаптями. Зимой мужик носил одни лапти не более десяти дней, а летом в рабочую пору стаптывал их в четыре дня.

Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черными шерстяными (а не пеньковыми) оборами (то есть тесьмой, закрепляющей на ногах лапти) или вязовые красноватые семерики. Для осенних и весенних работ во дворе более удобными считали высокие плетеные ступни, вовсе не имевшие обор.

(слайд №8)

Обувь плели не только из древесной коры, в дело шли и тонкие корни, а потому и сплетенные из них лапти прозывались коренниками. Модели, изготавливаемые из полосок ткани и суконных покромок, называли плетешками. Лапти делали и из пеньковой веревки — курпы, или крутцы, и даже из конского волоса — волосянники. Такую обувь чаще носили дома или ходили в ней в жаркую погоду.

(слайд №9)

Любил русский народ свои лапти-лапоточки. Самые сноровистые работники успевали за сутки сплести пять пар лаптей. Легко давались подошва, перед и обушник (бока). А вот запятник давался не каждому: на нём сводятся все лыки и связываются петли так, чтобы продетые в них оборы не кривили лаптя и чтобы было удобно, ногу, чтоб не натирали.

(слайд №10)

Плели лапти, как правило, мужчины и мальчики-подростки, это считалось исключительно мужским занятием; женщинам доверяли только «ковырять» подошвы. Умение женщины сплести хороший лапоть вызывало недоверие мужиков и особое уважение баб-односельчанок. Обучать мальчиков плетению лаптей начинали рано, в 7 - 8 лет, а наблюдать за этим процессом они могли с пеленок, поскольку все мужики в семье в зимнее время готовили лапти для всей семьи на весь год, пар по 5 - 6 каждому. Уже к десяти-двенадцати годам подросток мог сплести лапоть не хуже взрослого, хотя и не так сноровисто, т.е. быстро.

Ребята, а кто знает что такое лыко? (слайд №11)

Лыко - это тонкий слой мягкой коры под основой, толстой коры дерева. По весне или в начале лета деревенские мужики отправлялись в лес драть липовое лыко - в эту пору оно легко снимается с деревьев. Для изготовления одного лаптя требуется семь лык по два метра длиной каждое. Ширина одного лыка равна примерно ширине большого пальца на руке мужчины, который сам и заготавливал лыко и, впоследствии, сам плёл лапти. Для плетения требовалось лыко с ровной части ствола липы, чтобы по всей длине оно не имело дефектов. То есть, для заготовки лыка выбирались взрослые, ровные, высокие липы

На пару лаптей обдирали целых три молоденькие липки.

(слайд №12)

Нужно было лаптей немало - и себе, и на продажу. А снашивались лапти очень быстро, недаром говорили в те времена: «В дорогу идти - пять пар лаптей плести».

(слайд №13,14)

Способы плетения лаптей — например, в прямую клетку или в косую, с пятки либо с носка — были свои у каждого племени и вплоть до начала нашего века разнились по областям. Так, древние вятичи предпочитали лапти косого плетения, новгородские словене — тоже, но большей частью из берёсты и с более низкими бортиками.

(слайд №15)

Нередко лапти именовали по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти, хотя бывали экземпляры, где количество лык доходило до двенадцати. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего, как правило, в ход шли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку (подковырку).

Самые красивые считались вызовые лапти (из лыка вяза). Их выдерживали в горячей воде - тогда они розовели и становились твёрдыми. В праздники деревенские молодухи надевали писаные лапти с передами из белого липового и розового лыка,а по бортику с венчиками из узких полос лыка.

(слайд №16)

Поговорок о лаптях народ придумал немало.

Ребята,давайте прочитаем и объясним, как понять эти народные пословицы.

«Путает, словно кашу в лапти обувает», так говорили о тех, кто путал в деле и разговоре. О никчёмном шатающемся без дела человеке отзывались: «не всякое лыко в строку…», а вот ещё одна: «Это вам на лаптем щи хлебать», то есть «не так то просто».

У лаптей много имён. На Черниговщине лапти из коры молодых дубов называли дубочарами. Лапти плели не только из липового лыка, но из верёвок, из пеньки. Были у таких лаптей и другие названия: курпы, крутцы и шептуны. В районах, где лыка не было и закупать его дорого, крестьяне из тонких корней плели коренники; из конского волоса - волосяники. А наши лапти - настоящие! Да ещё с сюрпризом! Вот такие они наши русские лапти.

II. Игротека

1.Конкурс частушек о лаптях» (частушки зараннее разданы детям)

Ты гуляй, гуляй, онуча,

Гуляй Лаптева сестра,

Ты гуляй онуча с лаптем

Хоть до самого утра!

Ты, Алёша, ты Алёша,

У тебя гармонь хороша,

Лапти новые скрипят,

Танцевать тебе велят

Моя милка из дворянок,

Не ест хлеба - дай баранок,

Вместо лаптей дай галоши!

Я найду себе попроще!

Мне не нужен дом кирпичный -

Был бы милый симпатичный,

Коль возьмёт он за душу -

И в лаптях я похожу.

Попляшите мои лапти,

Ведь недолго вам плясать,

Выйду замуж - буду плакать,

Вам под лавкою лежать.

Ты, гребёнка, часты зубья,

Не греби макушку,

На-ка, лыковые лапти,

Вам пора в дорогу.

2. «Лапотные забавы»

1. Лапотные одевания.

Детям даются в руки лапти, кто быстрее оденет и завяжет лапти.

2. Лапотная мера.

3. Лапотные потехи

Чья команда больше перенесёт воздушных шариков из одной корзины в другую.

III. Проверь себя (слайд №17)

IV. Итог занятия (слайд №18)

Лапти оберегают семейные ценности и семейный бизнес, особенно если расположены над порогом или рядом с калиткой. Но не только на забор вешают лапти. Пару лаптей нужно иметь в прихожей и размещать их обязательно слева от входной двери: такой оберег не пустит в дом плохих гостей. Сейчас продаются маленькие лапти, словно на куклу. Но и они тоже играют роль оберега - дело не в размере.

V. Рефлексия

Ребята, кто из вас узнал много интересного сегодня на занятии тот раскрасит лапоть в оранжевый цвет, а кому из вас было неинтересно, скучно тот раскрасит лапоть в синий цвет.