Ребенок от 0 до 1 года развитие. Новорожденный ребенок: первый месяц жизни малыша — развитие младенца, поведение и уход с рождения

В этой статье:

Как развивается малыш от 0 до 12 месяцев.

Вот вы и стали родителями. Для кого-то в первый раз, а кто-то уже знаком со всеми периодами жизни малыша. В любом случае, появление ребенка в семье это огромная радость. Вы видите, как он растет и развивается, с каждым днем учится новому, преподносит вам сюрпризы. Первые 4 недели могут стать тяжелым испытанием, но дальше вы будете наслаждаться новым статусом - родители.

У малыша с каждым месяцем появляются новые навыки, умения. Развивается его нервная система, крепнут кости. Уже скоро он начнет общаться с вами на своем, забавном, языке. Здесь важно ничего не упустить и наблюдать развитие ребенка до года по месяцам самим, посещать педиатра. Спокойная атмосфера дома, любовь родных, хорошие питание и правильные игры помогут ему еще быстрее начать делать первые шаги.

Счастье приходит в дом с ребенком

Ваш малыш попадает домой после роддома. Конечно, все уже готово - вы купили и собрали кроватку, подготовили детскую, купили игрушки и одежду. Все это дожидается своего маленького хозяина. Ваша квартира на долгое время станет для него целым миром. Он будет учиться ходить, держась за стены и стулья, возможно, разрисует обои. Здесь кроха получит свои первые знания о мире, коммуникации с людьми и животными, если они есть.

Ваш дом должен быть безопасным и уютным для того, чтобы принять нового жильца. Но, о том, как подготовить комнату малыша и вообще всю квартиру - это другая тема. Сейчас главное, что именно здесь вы будете наблюдать за его развитием. День за днем, месяц за месяцам он из новорожденной крохи будет превращаться в маленького человечка, а потом - во взрослого.

Правильное развитие: физическое и психическое

Врачи, педиатры и психологи составили график развития малыша по месяцам. Так, от 0 до 1 года он постоянно меняется. Ели вы хотите помочь ему развиваться быстрее, то отслеживайте, что происходит с ним сегодня.

0

Первые дни после рождения. Малыш только спит и кушает. Он может даже спать во время кормления, тут срабатывает сосательный рефлекс. Мама кормит его, не отходит от
кроватки. Первый месяц многим дается тяжело, ведь нужно полностью поменять свою жизнь. Ребенок спит по 20-22 часа в сутки, а в остальное время плачет, ест, его нужно купать.

В этот период дитя нуждается в постоянном контроле. Врач или медсестра из поликлиники должны приходить к вам домой 1-2 раза в неделю. Следите за этим. Ваша задача сейчас - сделать все для его комфортной, безопасной жизни.

Рекомендуется кормить только материнским молоком. Сейчас - это самое лучшие питание, ведь в нем нет ничего лишнего, сплошная польза. Все витамины, микроэлементы для первых дней жизни, развития иммунной системы. Ребенок постоянно спит, но внутри идет активная работа - организм перестраивается, все системы впервые пробуют работать слаженно. Если нет возможности кормить молоком - вместе в врачом подберите самую подходящую смесь.

Гулять на улице можно, начиная с третьей недели. Очень осторожно, только если хорошая погода. В холодное время, мороз, лучше не выносить такого маленького ребенка улицу. Просто хорошо проветривайте помещение.

1

Первые 28 дней позади. Теперь уже становится легче. В 1 месяц для малыша становится проще следовать режиму. Он все еще очень много спит, почти по 20 часов каждый день. У ребенка просыпается интерес к тому, что его окружает. Пока что - это кроватка или манеж. Подвешивайте красивые игрушки на колыбельку, они привлекают его внимание. Лучше всего, если на стенах будут картинки или цветные обои. Так малыш научится воспринимать цвета.

Своих родителей он уже может узнавать. Маму - по запаху. Она ближе всего к нему, уже умеет успокаивать. Малыш помнит очертания ее лица и фигуры. В это время следите за тем, кто приходит в ваш дом. Лучше всего - только близкие люди. Сейчас ребенок уже окреп, его иммунная система научилась противостоять простейшим угрозам. Встреча с серьезным вирусам ему еще «не по зубам».

Теперь кормить ребенка нужно 9-10 раз за день. Вы можете так распределить время кормления, чтобы ночью малыш дольше спал. Например, последнее кормление в 23-24:00. Тогда следующее можно проводить уже утром. Так вы поможете ему войти в режим дня и ночи.

Кроха уже делает первые попытки исследовать мир. тянется ручками, учится поворачивать головку. Его могут привлекать разные предметы, но он еще не может взять их ручкой. Уже скоро мелкая моторика разовьется достаточно.

2

Второй месяц - время первых эмоциональных реакций. Ребенок улыбается маме, когда видит, слышит ее голос. Это очень приятно для любой мамочки - наконец-то она получила
эту награду за свои старания и бессонные ночи. В этом возрасте ребенок уже приобретает собственные черты, его личико и тело меняются. Он становится более подвижным, если взять на руки.

Врачи советуют не оставлять его долго лежать на одном месте. Берите на руки, носите по комнате. Малыш еще не осознает происходящее, но ему явно нравится перемещаться. Однообразный пейзаж будет тормозить развитие. Даже в таком юном возрасте можно показывать ему книжки с яркими картинками, больше разговаривайте.

Пока что, мама и папа - самые близкие и знакомые люди. Чужих он может бояться, плакать, если его пытаются взять на руки. Теперь у малыша больше времени на исследование мира. Сон занимает всего 16-17 часов, все остальное время он активен.

Теперь и маме легче. Она хорошо понимает его жесты и звуки, гримаски. У малыша и мамы налаживается особая, необъяснимая связь без слов. Если в семье любовь и взаимопонимание, то такое состояние может продлиться очень долго.

3

Время колоссальных изменений! Начнем с того, что взгляд ребенка становится более осмысленным. Он целенаправленно рассматривает предметы, вглядывается в лица людей. Теперь он узнает не только маму с папой, но и других членов семьи, которые часто приходят в гости. Улыбается с радостью, когда чувствует, что на него обращают внимание.

Ребенок растет, крепнет его скелет. Теперь уже может держать головку, ловко поворачивает ее, следит за движениями взрослых. Кроха слышит разговор взрослых, но говорить еще не может. Его попытки - отдельные звуки. Так он участвует в разговоре, привлекает к себе внимание.

Важно, чтобы на третьем месяце малыш мог уверенно совершать хватательные движения. Взять игрушку, например. Он еще не может взять ее двумя-тремя пальчиками, но целой ладошкой - пожалуйста. В этот же период ребенок начинает все тянуть в рот. Следите, чтобы опасных предметов или лекарств не оставалось там, где он находится.

Три месяца - начала работы системы координации движений. Он ищет баланс тела, перекатываюсь по кроватке. Помогите ему почувствовать свои ручки и ножки - делайте простой массаж.

4

В 4 месяца ребенок все еще спит по 16-17 часов, зато его сон становится крепче. Его сон становится взрослым, глубоким. Ночью он может 6 часов проспать без проблем. Это дает маме и папе возможность отдохнуть, войти в привычный ритм жизни. За это время уже привык к режиму питания, с радостью ждет маму в определенное время.

Что очень важно, в 4 месяца ребенок запоминает свое имя, откликается на него. Другие слова тоже вызывают у него быстрые ассоциации. Вам становится проще общаться, ведь теперь он может показать что-то жестами, попросить пить, например. Предметы, игрушки и люди делятся на «любимые» и «нелюбимые». Малыш поменяет свое мнение много раз, поверьте и не расстраивайтесь, если на вопрос «любишь бабушку?» он будет уверено отвечать «нет».

Кушает все еще грудное молоко. Сейчас его достаточно, прикормка еще не нужна. Правда, для малыша стол и рацион взрослых вызывает интерес. Он ко всему тянется. Разрешается дать ему попробовать что-то, например, мягкое печение. Есть он не станет, но интерес удовлетворит.

5

Становится активнее и общительнее. Может узнавать людей на фотографиях, узнает себя. В этот период чаще подносите его к зеркалу - малышу полезно разглядывать себя, вас. Он радостно общается с теми, кого видит часто. Новые люди все еще вызывают беспокойство. Не стоит давать его на руки человеку, которого он боится. Все закончится длительным плачем.

Все больше интересует малыша движение. Он ползает по кроватке, крутится, старается за все ухватиться ручками. У детей в этом возрасте невероятная гибкость. Может пососать пальчик ноги без проблем. Эта гибкость сохранится еще какое-то время. Именно она означает, что кости все еще не окрепли для того, чтобы встать. А вот приподниматься на руках он пытается все чаще.

Радостная новость для усталых мам. Теперь, хотя бы минут на 15-20 его можно оставить в кроватке или манеже. Его занимают игрушки, он уже может играть самостоятельно, без вашей помощи. Конечно, скоро ему станет скучно, он опомнится, что потерял маму из виду. Но, это уже большой прогресс в сторону самостоятельности.

6

6 месяцев или полгода - солидный срок для маленького человечка. Теперь его можно сажать за детский стульчик, позвоночник уже крепче, выдержит сидячее положение. Если пустить его поползать по полу, малыш будет в восторге. Может спокойно переворачиваться со спинки на животик и обратно. Потихоньку вводите прикормку, ведь ему будет нужно больше еды и калорий.

Начинается период активного развития речи. Простые звуки и слоги он повторяет за вами, постоянно что-то говорит. Он уже придумал простые названия для своих игрушек,
предметов. Мамы быстро выучивают этот язык, могут болтать с малышом - обоим понятно.

Теперь крошка не просто берет игрушки, а выбирает. Может перекладывать из одной руки в другую - это важно сейчас, задействовать для игры обе ручки. Очень скоро он сможет совершать мелкие движения пальчиками. Обе руки должны быть равномерно развиты для этого.

Теперь малышу достаточно всего 14 часов сна, днем он почти все время активен. С этого возраста можно включать ему телевизор, но не более 30 минут в день. Это может быть мультик, программа для детей. Сейчас много таких каналов, предлагающих короткие развивающие сценки. Это займет его и расширит кругозор.

7

Время исследования начинается! Вам придется прятать все острое, несъедобное и опасное, потому что в доме появился неутомимый «ползун». Малыш открывает дверцы шкафов (научился от взрослых), достает вещи. Необходимо все трогать, рассматривать. К некоторым вещам он проявляет особый интерес. Эмоциональная сфера позволяет ему уже испытывать искреннее удивление чем-то.

Поощряйте его эмоциональные реакции. Научите выражать их словами, улыбкой, смехом. Теперь его смех становится более осмысленным, он понимает простые шутки. Ребенок
способен сам делать что-то забавное, чтобы окружающие похлопали, похвалили его. Похвала - отлично, но пришло время запретов.

Нужно обязательно научить кроху словам «нельзя», «нет», «не трогай!». Совсем скоро он сможет ходить сам, а значит, повторять их придется каждые пару минут. Запреты - неприятная тема, но тут нужно проявить строгость. Ребенок научился преодолевать препятствия, а значит, становится мало мест, куда не сможет добраться сам.

Он все дольше спит ночью - 12-13 часов достаточно. Иногда требуется ночью покормить ребенка. Некоторые же спять до утра. Обязательно укладывайте его днем спать на 1-2 часа. Очень активный период роста, постоянное движение. Если не отдохнуть днем, то к вечеру начнет капризничать. Речь становится все более богатой.

8

В этом возрасте он гораздо самостоятельнее, чем был еще пару месяцев назад. Ребенок сам занимает сидячее положение, легко встает. Ему интересно играть, сидя на полу. Машинки, куклы, игрушки - все это разложено там, где он проводит свой досуг. Мама может оставлять его в комнате на 20-25 минут. Эта комната должна быть безопасной: никаких проводов, острых углов, опасных предметов. Тогда вы можете оставить его на полчасика одного. Это полезно, развивает фантазию.

Ребенок уже запомнил некоторые простые действия. Он может махать ручкой на прощание, улыбаться приходящим. Теперь больше выбора в плане общения. Если есть сверстники,
то коммуникации налаживаются быстрее - он учится делиться игрушками, иногда уступать в играх. Общение с другими детьми должно приносить радость, а не агрессию. Если он бьет других, отбирает игрушки, необходимо отучать его всеми способами.

Нужно все меньше материнского молока, но исключать их рациона пока рано. Иммунная система окрепла, теперь она справляется со многими внешними угрозами. Укреплять иммунитет можно свежими фруктами, молочными продуктами. Сейчас лучше давать мягкие фрукты или пюре из них.

На сон будет уходить до 10 часов ночью, причем, спит не просыпаясь. Днем хватит 2-3 часов для отдыха. Активный малыш много времени проводит играя, ползая. Ему нужно отдыхать. Днем укладывайте его 2-3 раза.

9

9 месяцев он провел в животике мамы, а теперь прошло столько же уже вне. Конечно, ваш ребенок еще совсем кроха, ему нужны внимание, забота и ласка родных людей. Радует то, что с каждым днем он набирается новых знаний. Самостоятельное изучение мира - вот что его притягиваете. Мама и папа много чего запрещают, а ему хочется везде забраться, все потрогать. В это время малыш начинает делать первые попытки встать. Конечно, еще вряд ли получится.

Малыш часто просит, чтобы его водили, держа за руки. Ходьба для него становится новой целью, к которой он сам стремится. Некоторые дети в 9 месяцев уже могут стоять без помощи взрослых, пытаются делать первые шаги. Кости у всех развиваются с разной скоростью - давайте ему больше молочных продуктов, фруктов и овощей, богатых кальцием.

Ночью спит 10 часов, не просыпается. Очень редко дети 9 месяцев просят молока или поесть, если просыпаются. Его уже можно переводить в детскую комнату, если до этого ребенок спал с вами. Днем на отдых отводите 1,5-2 часа обязательно. Развивается его эмоциональная сфера, работает память. Это большое умственное напряжение для ребенка. Он уже узнает людей по именам, может показывать на выбранного человека, если вы произнесете его имя.

10

Наступает время, когда в доме появляется «маленький помощник». Желание подражать родителям очень сильно. Он хочет помочь вам. Складываете вещи? Он тут, пытается собрать свои майки и трусики, неумело разбрасывает их по комнате. Вытираете посуду? Малыш просит дать ему тоже чашечку и полотенце. Не пресекайте эти его порывы. Много чего будет испачкано, разбито или помято, но это бесценный опыт.

Ребенок понимает, что может выполнять такие же действия, как взрослые. Для него сейчас не очень-то видно различие между вами. Подражание доходит до смешного: ребенок берет телефон, начинает имитировать разговор с интонациями мамы. Его речь уже более осмысленная, знает отдельные слова.

Он уже достаточно развит, чтобы выбирать. Вы можете предлагать ему выбрать молоко или сок, яблоко или персик. Появляются продукты-фавориты. Главное тут, не потакать его желаниям. Детям, конечно, захочется есть только клубнику. Нужно сбалансированное питание, а не только любимые продукты. Старайтесь заинтересовать его, кушайте вместе.

Спит он уже хорошо, свои 10-11 часов в сутки проводит в покое. Крепкий глубокий сон радует родителей. Наконец-то наступает время и вам выспаться. Днем спит не охотно, ведь столько всего хочется сделать.

11

Теперь уже почти взрослый, не так ли? Мозг активно развивается, хочется все узнать, понять. Детей сейчас интересуют кипящие кастрюли и чайники, бибиканье автомобиля на улице, разная крупная техника. Он с радостью будет общаться с животными. Кстати, многие педиатры считают, что наличие животного в доме помогает развиваться ребенку. Если нет аллергии, то кошка или собачка станут отличными друзьями по играм.

Сейчас очень важно - речь. Он должен уметь выговаривать простые слова, иногда - коротенькие фразы. Речь должна быть окрашена эмоциями, а не монотонной. Радость или обида, грусть, просьба, страх - все это 11 месячный малыш уже может демонстрировать голосом и жестами.

Обычно дети хорошо спят, если на ночь едят что-то легкое. Можно давать отвары шиповника или листьев смородины. Они успокаивают его, подготавливают ко сну. Рекомендуются ванночки с эфирными местами. Ощущения от теплой воды всем нравятся, ребенок брызгается, играет, смеется. Брызги и игры в воде развивают мелкую моторику с одной стороны, с другой - расслабляют мышцы.

12

Вот вам и исполнился годик. Скорее всего, ваш малыш уже может вставать, самостоятельно делать несколько шагов. У него впереди очень много открытий, интересных моментов. Родителям обязательно нужно быть рядом, ведь только они могут защитить, объяснить и направить малыша. Теперь его развитие пойдет быстрее, ведь основные навыки он уже получил.

У него есть индивидуальный характер, любимые игры, свои названия для вещей. Дальше - целый мир неизведанного. После 12 месяцев родители должны подумать, как они могут помочь ему развиваться быстрее?

  • прогулки в парке;
  • знакомство с другими детьми, походы в гости;
  • развивающие группы для малышей;
  • собственные ноу-хау;
  • интересные игры и книги.

У вас масса возможностей сделать каждый новый день ребенка интересным.

Рост и Вес по месяцам

Вес и рост являются важными показателями, хотя могут варьироваться. Здесь многое зависит от генетики родителей. Высокие, склонные к полноте передают свои гены детям, так и худые, миниатюрные родители наделили этими качествами малыша.

Нижняя граница и ближнее значение, чаще всего, для девочек. Они всегда немного легче и меньше. Мальчики наоборот, стремятся к верхней границе значений. Но, опять же, все очень индивидуально.

Рост и вес малышей по месяцам

Месяц Рост см. Вес гр.
1 50-57 3800-4600
2 52-61 4500-5600
3 54-64 5200-6400
4 56-67 5800-7200
5 59-69 6300-7800
6 61-71 6800-8400
7 63-73 7300-8900
8 67-75 7600-9400
9 70-76 8000-9800
10 71-78 8400-10300
11 72-79 8700-10600
12 74-80 9000-10900

Ваш ребенок - уже удивительный, отдельный человечек. Конечно, он будет идти по своему собственному пути в жизни. Сейчас ваша задача сделать все, чтобы его первые шаги прошли с улыбкой.


Рождение долгожданного малыша наполняет дом сразу многим: плачем и криком, радостью и безмерным счастьем, светом. Жизнь семьи кардинально меняется - теперь главным жильцом становится не кто-то из родителей, а младенец. Конечно, все уже построенные планы в связи с его рождением придётся пересмотреть, подстраиваясь под его интересы.

Первый год развития

Для малыша первый год жизни самый важный и даже критический. За 12 месяцев ему нужно научиться держать головку, переворачиваться, сидеть, хватать предметы и удерживать их. А кроме того, смеяться, улыбаться, произносить первые слова и делать первые шаги. То есть ребёнок учится самостоятельно жить. Также с первых дней он пытается определять эмоциональное состояние окружающих людей. Ниже приведены ориентировочные примеры развития, поскольку у каждого маленького человечка собственный темп развития.
Физическое и психологическое развитие по месяцам:

1-й месяц

Малыш учится останавливать взгляд на ярких предметах и лицах окружающих. Близким он уже дарит свою беззубую улыбку. Лёжа на животе, пытается приподнимать голову и поворачивать её в направлении доносящегося звука. Сейчас он признаёт лишь маму, поскольку чувствует знакомый запах, голос и биение сердца. Мама - это его первый объект познания мира.

2-й месяц

У крошки тормозятся некоторые движения, зато он начинает быстрее реагировать на голосовое обращение к нему. Малыш способен, лёжа спокойно, рассматривать подвижные предметы, причём он уже может сопровождать их взглядом. Он уже пытается управлять движением конечностей, хотя пока это у него плохо получается, и движения остаются ещё очень хаотичными.

3-й месяц

Малыш уже способен несколько минут удерживать головку, а к концу месяца делает это уверенно. Когда взрослый держит его за подмышки, малыш пытается отталкиваться ножками. Он уже способен эмоционально реагировать не только на голоса родственников, но и просто пребывая в хорошем настроении, выражая его с помощью звуков. Малыш может в полный голос смеяться. При кормлении ручонками стремится «правильно» поддерживать грудь мамы или бутылочку.

4-й месяц

Малыш почти всё может слышать и видеть, а его зрение уже почти равно по полноценности зрению взрослого человека. Может различать основные цвета и различает родственников по голосам. Но родителям, начиная с этого возраста, нужно быть бдительными: раньше они могли спокойно оставить малыша на ровной поверхности, например, дивана или кровати. Теперь же, когда малыш научился легко переворачиваться со спины на живот и обратно, без ограничителей может запросто свалиться на пол. Также он пытается самостоятельно сесть.

5-й месяц

У малыша хорошо развитые хватательные рефлексы, позволяющие уверенно держать в руках небольшие предметы. В этом возрасте у детей начинает рефлекторно развиваться крупная и мелкая моторика пальцев, когда он перехватывает из рук взрослого заинтересовавший его предмет. Малыш уверенно держится вертикально. В этом возрасте начинает развиваться речь, первыми он пытается произносить простые гласные звуки. Родители ужасно радуются, когда в этом возрасте чадо вдруг произносит «мама» или «папа», хотя это ещё не осознанная речь, поскольку дитя само не понимает значения произнесённого слова.

У некоторых мам после рождения малыша не оказывается помощников, и им сразу же приходится ломать голову над тем, как не впасть в депрессию и справитьс...

6-й месяц

Развитие речи продолжается, уже произносятся первые слоги. Малыш с ложки ест уверенно, пытается ползать, переставляя ручонки. Уверенно сидит в окружении подушек.

7-й месяц

Умственная деятельность продолжает активно развиваться. Если постоянно упражняться, то кроха на вопрос «где?» укажет на предмет глазами или потянется к нему. Он всё увереннее ползает, а его опорно-двигательная система начинает стремительно развиваться.

8-й месяц

Малыш уже во многом самостоятельный: сам ложится и садится, и даже встаёт с опорой. С удовольствием повторяет за взрослым слоги и выполняет простейшие просьбы (покажи ручки и т. п.). Очень любит игру в ладушки.

9-10 месяцы

Достигнув этого возраста, дети пытаются делать первые самостоятельные шаги. Иногда они и вовсе начинают ходить, но только до первого падения и шишки, после чего относятся к хождению более осторожно.

11-12 месяцы

Малыш уже способен хорошо играть с предметами и осознанно произносить первые слоги и слова, обозначающие знакомые предметы.

Развитие малыша во второй год жизни

На протяжении второго года у ребёнка должно развиться мышление, память и внимание. Для этого придумано много пособий, но и они не заменят простые игры руками и различные прибаутки, на которых выросли многие поколения детей.

Речь

Малыш называет по именам всех членов своей семьи и может выговаривать простые слова. Пришла пора разучивать с ним простенькие четверостишия вне зависимости от степени успешности этого занятия.

Мышление и интерес к познанию

Ребёнок превращается в маленького неутомимого исследователя: простые вещи пытается разобрать, чтобы изнутри их рассмотреть. Ему нужно давать играть с кубиками, показывая, как из них можно сложить фигуры и пирамидки. Малыш с интересом изучает строение своего лица и тела. Ему нужно помочь научиться распознавать, где находится нос, рот, глаза и т. д.

Важные навыки

Малыш должен научиться проситься на горшок, понимать простые просьбы взрослых и выполнять их. Мячом должен уметь пользоваться по назначению, пиная его ногой или пытаться кинуть его. Ребенок уже может самостоятельно и достаточно уверенно пить из чашки, делает попытки есть с помощью приборов. Родителям нужно быть начеку, поскольку в этом возрасте малыша начинает интересовать содержимое шкафчиков, скрытое от глаз.

Развитие ребёнка в третий год жизни

Двухгодовалый малыш почему-то думает, что взрослые читают его мысли. Но к трём годам это проходит, стоит ему чуть лучше узнать окружающий мир. На третьем году жизни малыш с простыми навыками справляется самостоятельно. Но взрослым важно должно быть то, что в этом возрасте у ребенка обостряются развивающиеся эмоциональные ощущения. Крошка впервые оказывается в социальной среде (игры с детьми во дворе, детский сад). В этом возрасте формирующаяся детская психика ещё очень неустойчива. Малыша переполняют эмоции, с которыми ему трудно справиться. Поэтому между карапузами нередко вспыхивают и тут же утихают конфликты. Поэтому взрослые должны обращаться с малышами очень тактично и внимательно.
Малыш не способен ещё адекватно оценивать сказанные взрослым слова, поэтому они могут больно его ранить. А свою растерянность или неудовольствие малыш не всегда ещё может показать. Родители ни в коем случае не должны считать переживания своего чада чем-то пустяшным и не пытаться в них разобраться, ссылаясь на отсутствие времени.
Ближе к трём годам у ребёнка начинает проявляться собственное эго, он уже начинает замечать, что люди вокруг могут думать иначе, чем он.

Когда мамы признаются, что срываются на своих детей, то это звучит неприятно и грустно. Речь идёт не о простой злости, а о пересечении линии невозврат...

Методика раннего развития ребёнка в первые три года

Родители всегда могут подметить, к чему тянется их ребёнок и, зная это, должны выбрать для раннего развития ту или иную методику. Для грудничка внимание родителей играет огромную роль. Это то самое время, когда в него проще всего вложить навыки и знания, необходимые для формирования волевого, сильного характера. Долгое время среди педагогов бытовало мнение, что начинать развитие малыша рациональней незадолго до отправки его в детский сад, хотя за последние пару десятилетий эти взгляды существенно изменились. Современные крошки проявляют большую активность, легко вовлекаются в интересные занятия и проводимые в игровой форме обучающие программы.

Методика Монтессори

Существуют методики, основанные на тактильном, эмоциональном и визуальном восприятии. В последние годы большой популярностью пользуется методика доктора Марии Монтессори, предназначенная для раннего развития малышей. В её основу положено визуальное и тактильное восприятие окружающего мира. Монтессори полагает, что крошке нужно предоставить полную свободу действий. Он должен самостоятельно выполнять все упражнения, обучаясь в игре. Данная программа, конечно, предполагает помощь родителей, но она должна быть ненавязчивой, не сковывающей малыша. К ребёнку-дошкольнику нужно проявлять индивидуальный подход, с учётом всех его особенностей. Для занятий по системе Монтессори подошёл бы такой принцип: «Помоги мне сделать это самому».
Детские сады, работающие на основе методики Монтессори, существуют уже во многих городах. Здесь для каждого малыша разрабатывается индивидуальный план развития в социальной среде. Задача воспитателя состоит в такой организации деятельности ребёнка, в которой полнее раскроется его потенциал. Среду Монтессори можно создать и в семье, тогда карапуз в возрасте до трёх лет будет прямо на глазах у родителей раскрывать свои способности, у него будет прогрессировать логическое и творческое мышление, концентрация внимания, память, фантазия и воображение, моторика. Методику Монтессори можно начинать использовать с 8-10-месячными малышами.

Методика Дьенеша

Многие педагоги добиваются заметных успехов в развитии у ребёнка визуального восприятия с помощью методики Дьенеша. Он предложил использовать целый набор предметов, различающихся по цвету и форме. Эти предметы соответствуют различным условиям окружающей среды, родители могут быстрее найти общий язык с малышом, пользуясь списком заданий.

Методика Воскобовича и Никитиных

Традиционным способом развития у маленьких детей аналитических способностей является работа с разнообразными конструкторами, заставляющая их просчитывать собственные действия и мыслить творчески. В начале 90-х годов прошлого века российский инженер Воскобович разработал собственную методику и предложил множество разновидностей сказочных конструкторов для крошек старше двух лет. Сюда же можно отнести и разработанные многодетными родителями Никитиными развивающие игрушки: круги, кубики, пазлы и конструкторы различных форм, фактур и цветов. Предлагаемые обучающие программы позволяют быстрее сформировать у крошки представление об окружающем мире.

Дети чувствуют своих родителей интуитивно, это качество у них от природы, поскольку нужно для выживания. Но вместе с тем они также испытывают родных н...

Методика Зайцева и Чаплыгиной

Благодаря следующей группе обучающих программ у малыша можно развить интерес к чтению, математике и музыке. Сегодняшние дошкольники уже должны обучаться чтению, в помощь этому имеются две довольно интересные программы, разработанные Зайцевым и Чаплыгиной. Обе программы за основу берут чтение по слогам. В любом наборе есть специальный блок, в котором формируются слоги и набор кубиков с буквами. Малыши легче запоминают буквы, представленные в виде кубиков, поскольку здесь им ещё помогает ассоциация букв с разными цветами.

Методика Железновых

Семья Железновых предложила интересную методику для развития у малышей музыкальных талантов. В обучающую программу здесь входит прослушивание детьми современной и классической музыки, игры, связанные с танцами и забавные жесты, которые отлично тренируют как слух, так и визуальное восприятие.

Методика Кюизинера

Кюизинер считает, что обучать детей счёту и простейшим арифметическим действиям можно в раннем возрасте. Он внёс в обучение палочки, имеющие разную длину и окраску, которые должны ассоциироваться в детской голове с цифрами. С помощью этих палочек крошку можно быстро научить отличать большее число от меньшего. Цифры и буквы довольно сложно воспринимаются даже взрослыми детьми, но когда это происходит в игровой форме, да ещё с привлекательными цветами, то процесс обучения становится лёгким и весёлым.
Упомянутые методики предназначены для детей старше года, но есть также метод Ибука и теория Тюленева, согласно которым малыша только до трёх лет можно всему научить с помощью специальных пособий и игрушек. Несмотря на противоречивость, эти методики доказали эффективность, поэтому они могут также быть небезынтересными для родителей. Важно учитывать, что малыш всю информацию воспринимает зрительно. В начальной стадии обучения необходимо следить, как малыш воспринимает поступающую информацию.

1 0

Малыш в доме – безмерная радость для родителей, ночи без сна и груз ответственности за безопасность и развитие крохи. Насколько быстро и активно будет развиваться ребенок зависит, в первую очередь, от усилий родителей, уделяющих ему много внимания и заботы. Развивающие игры, веселые затеи в возрасте до года (с 1 до 12 месяцев) – это выражение любви к маленькому солнышку, поселившемуся в доме.

Развитие ребенка до года целиком и полностью находится на плечах родителей, которые должны посвящать малышу много времени, подбирать для него подходящие по возрасту и интересам занятия

До 3 месяцев

1 месяц

  • Общение с ребенком. Постоянно разговаривайте с малышом в возрасте от 0 до 3 месяцев во время прогулок, переодевания, купания и когда занимаетесь домашними делами. Используйте разные вариации голоса. Успокаивайте малыша тихим голосом и привлекайте его внимание более громким.
  • Лицо любимой мамы. Фокусируя взгляд на мамином лице, 1-месячный ребенок поворачивает головку или переводит взгляд в ту сторону, в которую перемещается мама.
  • Мамин голос. Часто называйте малыша по имени, когда находитесь с ним в комнате. Перемещаясь по помещению, зовите его вновь, чтобы ребенок слухом следил за вашими передвижениями.

Пользу массажа для детей 1-месячного возраста трудно переоценить. Используйте его так же часто, как и развивающиеся игры - частые прикосновения в течение дня (во время одевания на улицу, купания в ванне) способствуют развитию уверенности и спокойствия у малыша.

2 месяца

  • Колокольчик. Малыш все чаще любит лежать на животике и из такого положения поворачивать головку в сторону издаваемых звуков. Подвесьте колокольчик с какой-либо стороны кроватки и позвоните. В следующий раз, услышав звук колокольчика, ребенок снова повернет головку в сторону звука.
  • Мягкие варежки. Тактильные ощущения также очень важны. Гладьте ручки и ножки малыша разными видами тканей (вязаным шарфиком, хлопковым лоскутком, меховым помпончиком).
  • Фигурное плавание. Проводить занятие нужно в большой ванне. Уложите малыша на спинку, подложив под головку свою ладонь. Двигайте рукой по различным траекториям (кругами, восьмерками). Для 2-месячного ребенка это отличный способ научиться пространственному ориентированию. Водные процедуры – прекрасный способ снятия гипертонуса, а также чудесное времяпровождение.

Большинство модулей для кроватки снабжены колокольчиками и другими звуковыми элементами - когда малыш слышит звук, он поворачивает голову в его сторону, пытается дотянуться до игрушки

3 месяца

  • Занятия на фитболе. В 3-месячном возрасте ребенок уже уверенно держит головку, лежа на животе. Отличной тренировкой станут упражнения на надувном мяче. Для начала пробуйте легкие покачивания из стороны в сторону и вперед-назад. Развивается пространственная ориентация и улучшается вестибулярный аппарат.
  • Достань игрушку. Положите карапуза на животик, а на некотором расстоянии перед ним разложите несколько ярких игрушек-погремушек. Потрясите их, привлекая внимание малыша. Видя желание ребенка достать одну из игрушек, сделайте опору ладонью детским ножкам. Чувствуя надежную поддержку, малыш будет стараться оттолкнуться и немного проползти. Начав такую игру в 3 месяца, карапуз раньше научится ползать.
  • Звонкий браслет. Веселые колокольчики или бубенчики, зафиксированные на тканевом браслете, - тоже отличный способ научить ребенка ориентации в пространстве. Наденьте такие браслеты на ножки или ручки. Они будут звонить при движениях малыша - так он будет замечать зависимость звуков от его движений.

Упражнения на фитболе помогут грудничку развить координацию движений и положительно скажутся на мышечном тонусе

От 4 месяцев до полугода

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

4 месяца

  • Смена игрушки. Желательно для игры подобрать предметы с разной фактурой. Дайте сначала одну игрушку малышу в ладошку. Старайтесь помочь противопоставлять большой палец остальным. Пощупав одну игрушку, смените ее на следующую. Такое занятие будет готовить пальчики к развитию мелкой моторики, а тактильное восприятие полезно для развития мозга.
  • Зеркало. Игрушечные зеркала можно зафиксировать над кроваткой крохи на расстоянии примерно 25 см от лица. Малышу наверняка очень понравится разглядывать себя в зеркальце.

Первые перевороты. В 4 месяца малыш уже может освоить свои первые перевороты на животик и обратно. Стимулируйте такую двигательную активность яркими книжками с разнообразными интересными картинками.

5 месяцев

  • Мячики. С колокольчиком внутри поможет развить слуховое восприятие, с мягкими шипами – для мелкой моторики, тряпичный поможет сформировать хватательный навык, а также будет отличной тренировкой для координации работы рук. Начиная с 6 месяцев, малыш уже сможет самостоятельно играть с мячиком, сидя у мамы на ручках или лежа на коврике.
  • «Ку-ку». Любимая игра всех деток и не только в 5 месяцев. Мама закрывает ладонями лицо, затем открывает лицо и говорит «ку-ку». Можно прятаться за платочек.
  • Прыжки. Ребенок любит стоять на ножках при поддержке взрослых. Сопровождая занятие веселыми стишками, помогайте ему приседать и подпрыгивать.

6 месяцев

Для полугодовалого крохи попробуйте следующие варианты забав:

  • Ладушки. Старая добрая игра, любимая детками и взрослыми.

Ладушки - игра, знакомая многим поколениям детишек. Она помогает малышу развить логику, чувство ритма и крупную моторику, развлекает ребенка
  • Исследуем мир. Пришло время для активного исследования окружающего мира. По возможности исключите из поля зрения малыша опасные предметы, чтобы он без боязни трогал и изучал все, что попадается у него на пути.
  • Коробочки, кнопочки. Дети в возрасте 6 месяцев очень любят открывать всевозможные коробочки, а также нелишними будут игрушки с кнопочками (подробнее в статье: ).

От 7 до 9 месяцев

7 месяцев

  • Мешочки с крупой. Сшейте небольшие мешочки и наполните их разными крупами. Такие тактильные средства помогут развитию мелкой моторики, а также их так интересно исследовать (щупать, жевать, кидать).
  • Барабаны. Снабдите ребенка деревянной ложкой, а также дайте несколько кастрюлек, мисок и тарелок. Разный стук поможет улавливать звуковые различия, что полезно для формирования слуха и логики.
  • Тканевые и шуршащие книжки. Такие необычные книжки или кубики полезны для развития мелкой моторики. Сначала вы показываете малышу книжку, потом он сможет просматривать ее самостоятельно.

Книги из ткани можно сделать самостоятельно или купить готовые в магазине. Они послужат в качестве тренажера для мелкой моторики и помогут изучить цвета, формы, фактуры

8 месяцев

  • Бутылки с крупой и водой. В одну пластиковую бутылку налейте воды, в другую насыпьте гороха или гречки. Можно начинать звуковые эксперименты, которые помогут развивать внимание и зрение.
  • Пластиковая посуда, пищалки, кубики. Все это можно ронять на пол - так развивается мелкая моторика и потребность к познанию. С 9-месячного возраста можно немного усложнять задания: кидать предметы в корзинку или в ведерко.
  • Третий лишний. Малыша снабдите двумя игрушками (по одной в каждой руке). Положите на пол перед ребенком еще одну игрушку. Малыш захочет взять ее и для этого ему придется сообразить, что одну руку нужно освободить.
  • Музыкальные игрушки. Такие игрушки – отличное средство для развития слуха и мышления. Ребенок сопоставляет свои действия с результатом: после нажатия кнопки начинается музыка или выпрыгивает игрушка.

9 месяцев

  • Игры в ванной. Ребенок уверенно сидит и может играть с игрушками в ванной. Предложите ему попускать кораблик или выкупать утят.
  • Кубики и пирамиды. Играть начинайте с небольшими пирамидками, где колец не очень много. Такие занятия развивают моторику, помогают научить координировать работу рук. Кубики складывайте в башню, а ее падение озвучиваем «Бабах!».
  • Коробка с отверстиями. Небольшие отверстия будут служить «пропуском» внутрь. Игрушки можно проталкивать пальчиками, а потом можно посмотреть куда все они спрятались.
  • Копилки. Бутылочки, баночки с прорезями будут «впускать» в себя мелкие предметы через проталкивание (фасоль, пуговицы, шарики).

В ванной можно не только купаться, но еще и играть - набор игрушек или резиновые утята развеселят малыша, позволят совместить приятное с полезным

От 10 месяцев до года

10 месяцев

  • Машинки. С 10-месячного возраста ребенку будет интересно катать машинку. Покажите, как она поедет, если ее толкнуть. Инерционные машинки – отличный вариант для такой игры. Базовые движения (катание вперед-назад) будут полезны и мальчикам, и девочкам.
  • Музыкальные инструменты. Барабан или пианино тренируют слуховое восприятие и координацию движений. Помогайте малышу играть, напевая песенку или читая стих.
  • Конструкторы. Примитивные варианты будут полезны для улучшения моторики, логики и мышления. Чуть позже можно будет использовать более сложные варианты конструкторов.
  • Куклы. Главное, чтобы у куколок или игрушек были крупные черты лица, где легко можно найти глазки, носик, ушки. Используйте кукол, чтобы научить малыша частям тела. Видя, что малыш не справляется сам, помогите ему, двигая его пальчиком.

11 месяцев

  • Каталки. Всевозможные игрушки на колесиках будут кстати на прогулках. Устойчивые варианты будут хорошим подспорьем в обучении ходьбе.
  • Механические игрушки. Гусеницы, машинки и другие игрушки разовьют логику и моторику. Пусть малыш попробует сам завести игрушку.
  • Приближаемся к спорту. Приобретите качалку-коня или машинку-толокар, на которой можно ездить, отталкиваясь ножками. Такие игрушки – отличный вариант для развития координации и освоения бега. Проводите занятия только под присмотром взрослых.

Игрушка-каталка поможет малышу до года освоить один из самых важных навыков - самостоятельную ходьбу без помощи мамы и папы

12 месяцев

  • Игры с прищепками, кубиками и мячами, рисование и лепка – пусть малыш попробует все. Упражнения для детей до 1 года должны быть разнообразными и затрагивать максимальное количество рецепторов и мышц.
  • Обувь. Настало время тренировки самостоятельного обувания. Изначально помогайте ему в этом деле и всегда подбадривайте, хвалите за успехи. Улучшается моторика, развивается усидчивость, терпение и самостоятельность.
  • Фотоальбом. Малышу будет интересно находить знакомые лица на фотографиях, это поможет улучшить память. Будьте рядом, чтобы проследить за сохранностью ценной вещи.

Заключение

Развивающие игры, представленные в статье, не обязательно использовать строго по месяцам. Главное, чтобы ребенку было интересно заниматься. Почаще включайте ребенку музыку, а также не забывайте про массаж – это полезная нагрузка для всего организма.

Итак, в вашей семье счастливое событие — родился ребенок. Отныне ему предстоит пройти долгий путь от крохотного комочка до почти сознательного годовалого малыша. Неважно, с какой скоростью он будет развиваться, за первые 12 месяцев он научится очень многому и никогда больше не будет обучаться всему с такой скоростью (малыш учится наблюдать за окружающими, улыбаться, агукать, переворачиваться, сидеть на попе, ходить, играть и многому-многому другому…) . Молодым мамам не всегда понятно, есть ли у крохи проблемы в развитии или оно, наоборот, идет с опережением. Цель статьи — рассказать, какие изменения происходят с вашим ребенком в каждый из 12 месяцев его первого года, чему учится малыш в первый год своей жизни и как он воспринимает мир вокруг себя.

Каждый младенец, ровно также как и взрослый человек индивидуален и каждый ребенок развивается индивидуально, но, что-то общее в развитии новорожденных детей происходит одинаково.

Календарь развития по месяцам

Первый месяц

Сложный месяц для молодых мамочек. Первый месяц жизни новорожденного принято называть периодом адаптации. Практически 70% времени он спит. Сон весьма важен для младенца. Во сне он растет (в среднем в первый месяц ребенок вырастает на 2-3 см. ), а организм привыкает к новой обстановке. В период бодрствования хаотично машет сжатыми в кулачки ручками и согнутыми в колено ножками. Ближе к концу первого месяца ребенок уже способен удерживать ненадолго голову, фокусировать свой взгляд на ярких игрушка, лицах взрослых, издавать гласные звуки и прислушиваться к разговору окружающих.

Педиатры считают важным прикладывание в первые два часа жизни ребенка к груди мамы. Как они полагают, в это время между ребеночком и мамой создается «эмоциональный контакт». Это когда мама начинает чувствовать ребеночка на расстоянии, его ощущения, потребности.

Немало важным в этот период жизни ребенка является питание. В среднем за первый месяц ребенок набирает в весе около 600-700 гр. Ни в коем случаи не стоит во время питания торопить ребенка. Ведь когда он питается молоком матери, он также наслаждается в этот момент теплой и заботой матери.

При рождении у ребенка имеются врожденные рефлексы, благодаря которым он адаптируется в окружающей среде. Но в течение первых месяцев жизни часть из них пропадает. К таким рефлексам относятся рефлекс:

  • Сосательный (прикасания языка к предмету);
  • Плавательный (если положить его животом на воду, то он будет делать плавательные движения);
  • Хватательный (прикасаясь к его руке, он сжимает ее в кулачок);
  • Поисковый (поиск груди матери);
  • Рефлекс ходьбы (если придерживать ребенка, то он начинает передвигать ножками, как будто шагает) и многие другие.

Следующие рефлексы остаются с ребенком на всю его жизнь: моргание, чихание, зевота, вздрагивание и др.

Именно по рефлексам педиатры и детские психологи определяют состояние и развитие нервной системы ребенка. .

А мамам в первый месяц жизни ребенка нужно окружить его не только теплотой, заботой, безопасностью, но и также приучить его к концу первого месяца к режиму день-ночь.

В первые две недели не забывайте обрабатывать малышу пупочную ранку ().

  • Прибавка в весе примерно 600-700 грамм, в росте — 2-3 см.
  • Ест каждые 2 часа, в ночное время в среднем 3-5 раз.
  • Много спит, бодрствует 2-4 часа в сутки.
  • Действия пока рефлекторны.
  • Движения хаотичны, кулачки сжаты.
  • Когда ребенок лежит на животе, он старается поднимать голову.
  • Главный способ общения с миром — плач. Так ребенок дает понять, что голоден, что у него мокрый подгузник, что у него что-то болит или что он просто хочет внимания. Ребенок может хныкать или кряхтеть, так он тоже сообщает маме о дискомфорте.
  • Способен какое-то время фиксировать взгляд на неподвижных предметах — мамином лице или подвесной игрушке.
  • Реагирует на громкие и резкие звуки — звонка, игрушки, колокольчика. Он может прислушаться, вздрогнуть и даже заплакать.
  • Узнает мамин голос и запах, реагирует на них.
  • Если с ребенком все время общаются, то к концу 1 месяца начнет появляться его собственная «речь» — гуление, или агуканье.

Второй месяц

Второй месяц развития ребенка можно назвать периодом «оживления». В этот период он уже не только смотрит на ваше лицо, но и также может различать ваше эмоциональное состояние. Улыбаетесь вы ему или наоборот разозлены, спокойны или грустны. А когда вы подходите к его кроватке, то ребеночек начинает хаотично махать ручками и ножками. Во второй месяц жизни ребенок уже более уверенно держит голову. Ближе к концу второго месяца ребенок должен набрать в весе 800 гр, а рост его должен увеличиться еще на 3 см.

  • Вырос на 3 см, прибавка в весе составила от 700 гр до 1 кг.
  • Становится активнее — бодрствует в среднем по 15-20 минут в час. Может спутать день с ночью и захотеть играть и общаться, когда родители спят.
  • Способен поднимать и недолго держать головку.
  • Разводит руки в стороны, переворачивается с бока на спину.
  • Активно гулит, как бы пропевает звуки «а», «о», «у», сочетания «ага», «агу», «бу».
  • Демонстрирует «комплекс оживления». Он проявляется в широкой улыбке, протягивании к маме ручек и ножек и активном движении ими, гулении.
  • Успокаивается во время сосания и на руках.
  • Может провожать предмет взглядом, внимательно следить за приближающимися или удаляющимися объектами, поворачивать головку на источник звука.
  • Улучшается координация движений. Ребенок может раскидывать конечности в стороны, он уже нашел свои руки и с удовольствием их исследует — рассматривает, сосет пальчики.
  • Руки сжаты в кулачки, но можно расправить малышу ладошки и вложить туда погремушку, он попытается ее удержать.
  • Появляются первые попытки дотянуться до предмета.
  • Совершенствуется зрение, ребенок начинает различать цвета, появляется первое понимание, что мир полон красок.
  • Угасают рефлексы новорожденного.

Третий месяц

На третий месяц ребенок уже более уверенно держит голову. Может опираться на свои предплечья, если положить его на животик. Важно в этот период чаще переворачивать его на животик, это поможет ему избавиться от образовавшихся газов в животе и поможет укрепить мышцы шеи и спины. А также не позволяйте ему подолгу лежать на боку, это может привести к искривлению позвоночника.

В этот период ребенок уже более сосредоточенно смотрит на яркие игрушки. Может разговаривать с собой, издавать не только единичные гласные звуки, но также согласные. Становится более любопытным к окружающим его вещам и событиям. Сам высовывает соску изо рта, а потом пытается ее обратно засунуть.

К концу третьего месяца ребенок должен прибавить еще около 800 гр в весе и 3 см в росте. Период между сном может составлять 1-1,5 часа. Обязательно окружайте его заботой и теплом. Чаще разговаривайте с ним, обнимайте, целуйте, берите на ручки и гуляйте с ним по комнате.

  • Рост — прибавка 3-3.5 см. Вес — прибавка 750 гр.
  • Удлиняется ночной сон, укорачивается дневной.
  • Лежа на животе, ребенок удерживает голову в течение 20-25 секунд, в вертикальном положении — до 15 секунд, легко поворачивает ее в разные стороны.
  • Поворачивается со спины набок, в положении на животе старается опираться на локти.
  • Улыбается, узнает близких, гулит, «поет» во время общения.
  • Становится более эмоциональным, умеет громко смеяться вслух, пародирует мимику родителей.
  • Умеет криком и плачем выражать недовольство и требовать внимания. Наблюдательные родители могут даже заметить первые проявления характера своего крохи.
  • Легко распознает источник света и звука.
  • Если мама держит ребенка над твердой поверхностью, он отталкивается от опоры и как бы «подпрыгивает» и сучит ножками.
  • Ладошки уже расправлены, малыш тянет ручки к предложенной игрушке и пытается ее схватить, пытается ударить по находящейся над ним погремушке. Попавшую в руки игрушку он обязательно потянет в рот.
  • Малыш уже нашел свои ноги, а руками старается исследовать личико.
  • Движения в целом приобретают произвольный характер.

Четвертый месяц

На четвертый месяц ребенок уже уверенно может держать свою голову. Реагирует и оборачивается на звук. Лежа на животике, может опираться на свои руки и выпрямлять их. Может самостоятельно тянуться к игрушке, хватать ее, близко рассматривать, пробовать ее на вкус. Определить свою маму от других людей.

  • Рост + 2.5 см, вес + 700 гр.
  • Переворачивается со спины на живот, хорошо держит голову и вертит ею в стороны, уверенно поддерживает тело на локтях, когда лежит на животе.
  • Предпринимает первые попытки сесть, приподнимает верхнюю часть туловища.
  • Ползает на животе в кроватке или на коврике.
  • Произвольно захватывает и держит игрушку одной или двумя руками, пробует ее на вкус.
  • У ребенка появляются любимые игрушки.
  • Совершает первые осознанные манипуляции с предметами: стучит, бросает.
  • При кормлении поддерживает грудь или бутылочку.
  • На смену гулению постепенно начинает приходить лепет, появляются первые слоги — «ма», «ба», «па».
  • Фиксирует взгляд и пристально следит за движущимися объектами.
  • Разглядывает свое отражение в зеркале.
  • Ребенок при общении отдает предпочтение маме, капризничает, даже если она отошла совсем ненадолго.
  • Различает своих и чужих, активно улыбается, смеется, может даже визжать от восторга.
  • Реагирует на музыку — затихает, когда ее слышит и внимательно прислушивается.
  • Реагирует, когда произносят его имя.

Пятый месяц

Это новый скачок в развитии Вашего ребенка. В этот период он уже может самостоятельно переворачиваться. Некоторые в этом возрасте пытаются сидеть на попе. Ползать по полу или кроватке на животике. Пытаются встать на ноги. Очень важно придерживать малыша за подмышки и учить его ходить. Для того чтобы натренировать мышцы ног и избавить его в дальнейшем от плоскостопия и «подпрыгивания» во время ходьбы. Ребенок уже четко может определить близких его людей от чужих. Более уверенно издает звуки, правда еще не осознанные. Учите его произносить самые простые слова, такие папа, мама, деда, баба. В среднем за пятый месяц Ваш ребенок прибавит в росте около 2.5 см, а весе около 700 гр.

  • Рост +2.5, вес + 700 гр.
  • Умеет переворачиваться со спины на живот и обратно, опирается на ладони, уверенно держит голову в вертикальном положении, смотрит по сторонам.
  • Может сидеть с опорой некоторое время.
  • Важным признаком нормального развития нервной системы является различение своих и чужих. Ребенок может насторожиться при появлении чужого человека, неохотно пойдет к нему на руки, может испугаться и громко заплакать. Он предпочитает находиться на ручках у родителей.
  • Сам побуждает родителей к общению, тянет ручки к маме, улыбается, лепечет, произносит первые слоги. Если общения не хватает, ребенок капризничает.
  • Охотно играет с предметами — подтягивает к себе, бросает, стучит, облизывает.
  • Играет во время еды.
  • Некоторые дети сосут пальцы на ногах.
  • С интересом разглядывает лица на картинках.
  • У большинства детей начинают прорезываться зубы.

Шестой месяц

В этом возрасте ребенок уже может отличить свое имя от другого имени. Может без помощи сидеть на попе, хотя самостоятельно приседать еще не может. Уверенно держит игрушки в руках, перекладывает их из одной руки в другую. Лежа на животике, может подтягивать ножки и пытаться встать на четвереньки. Учится произносить отдельные слоги: па-па, ма-ма.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Многие в этом возрасте начинают кормить ребенка разнообразной пищей. Только старайтесь не давать ему соленую и сладкую пищу, т.к. почки и кишечник для этого еще не достаточно развиты. Проконсультируйтесь с врачом, какую пищу можно давать ребеночку в этом возрасте.

  • Рост +2.5 см, вес +700гр.
  • Самостоятельно садится и сидит некоторое время.
  • Ползает «по-пластунски», способен доползти до игрушки, лежащей в 10-20 см от него.
  • Встает на четвереньки и покачивается взад-вперед. Это важный показатель — так ребенок готовится к полноценному ползанию.
  • Наклоняется и поворачивается в разные стороны.
  • Пьет из кружки, если ее придерживать, играет с едой.
  • Поднимает упавшие предметы, перекладывает игрушку из руки в руку или из одной коробки в другую.
  • С интересом изучает и может ломать окружающие предметы.
  • Формируются простые причинно-следственные связи: толкнул предмет — он упал, нажал на кнопку — включилась музыка.
  • Находит взглядом крупный объект, о котором говорит мама.
  • Ребенок очень эмоционален, у него постоянно меняется настроение, он кричит, когда недоволен и громко смеется, когда с ним играют.
  • С удовольствием играет в «ку-ку», может хлопать в ладоши.
  • Внимательно слушает человеческую речь и воспроизводит звуки и слоги, активно лепечет. Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».

Седьмой месяц

На седьмой месяц ребенок уже становится непоседой. Он с легкостью может самостоятельно перекатываться со спины на животик или на бок. Различает предметы и если его попросить, к примеру, сказать, где находятся часы, он, немного покрутив головой по сторонам, покажет их. С помощью поддержки посторонних может ходить, самостоятельно ползать преимущественно назад. Бьет игрушки друг об друга, бросает их и сосредоточенно смотрит, как они падают на пол или бьются об стену, часто при этом улыбается.

Дети в этом возрасте любят купаться, так как уже уверенно сидят и могут играть игрушками. Поэтому нужно в этот период приучать к купанию. Рассказывать какая часть тела как называется и потом просить, чтобы он их показывал и называл. Для того, чтобы он запоминал как они называются.

В плане рациона будет полезно давать ребенку в этом возрасте немного творога и мяса, чтобы восполнить запас кальция в организме, для дальнейшего его роста и ускорить процесс прорезывания зубиков. Калия, для нормальной работы сердца и белка, для роста мышц.

Старайтесь следить в этом возрасте за чистотой пола, игрушек и тех предметов, которые ребенок может схватить. Потому что в этом возрасте он будет их пробовать на вкус, т.е. все что попадется, будет засовывать в рот.

К концу седьмого месяца ребенок должен прибавить в весе в среднем около 550-600 гр и росте 2 см.

  • Рост +2 см, вес + 600 гр.
  • Уверенно сидит, прямо держит спину, иногда опирается на руку.
  • Появляется или совершенствуется навык ползания, некоторые дети ползают задом.
  • Снимает пищу с ложки, пьет из кружки с поддержкой.
  • Сам встает у опоры, способен простоять некоторое время.
  • Любит «ходить», когда мама поддерживает его под мышки или за руки.
  • Совершенствуются хватательные движения, развивается мелкая моторика рук. Ребенок в восторге от пальчиковых игр — «Сорока-ворона», «Ладушки».
  • С удовольствием изучает свойства окружающих предметов: стучит ими, трясет, бросает на пол, разбирает, ломает, тянет в рот. Может держать по игрушке в каждой руке и стучать ими друг о друга.
  • Показывает, где у него находятся глаза, нос, рот, уши, изучает себя руками и при помощи рта.
  • Начинает копировать поведение взрослых.
  • Активно лепечет, пропевает звуки «та», «да», «ма», «на», «ба», «па», появляются звукоподражания «ав-ав», «ква-ква» и другие.
  • С удовольствием разглядывает картинки в книжках, листает страницы.
  • Определяет по тону голоса, что значит «нет».

Восьмой месяц

В этом возрасте главное не оставлять одного ребенка на высоте. Так как он уже может самостоятельно передвигаться, садиться. С интересом рассматривает новые игрушки. Может по фотографии определить маму и папу от посторонних людей. Может понимать игру «ладушки» или всем известную «ку-ку». Если его попросить помахать вслед рукой, он с удовольствием Вам помашет ее. Немного начинает понимать то, о чем его просят. Пытается кушать самостоятельно.

  • Рост +2 см, вес +600 гр.
  • Очень привязан к маме, даже недолгое расставание переживает очень болезненно, остерегается незнакомых людей.
  • Сам сидит, встает, ходит приставными шагами у опоры и вперед, держась за руки.
  • Свободно перемещается в знакомом пространстве.
  • Может выполнять несложные поручения — принести, показать.
  • Действия с предметами становятся соотносящими: ребенок накрывает баночки крышками, нанизывает кольца пирамидки.
  • Диапазон эмоций расширяется, можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость.
  • Появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «дай».
  • Словарный запас активно растет, постоянно появляются новые лепетные звуки и слова.
  • Любит слушать музыку, танцевать под нее, хлопать ручками и топать ножками.

Девятый месяц

Хватаясь за рядом стоящий стул, диван или манеж, ребенок может самостоятельно подняться и передвигаться, держась за них. Падает, плачет и встает обратно. В этот период ребенок учиться ходить самостоятельно. Любит повторять слова за взрослыми, точнее слоги. Уже может пить из чашки, которую придерживает взрослый.

  • Рост +2 см, вес +600 гр.
  • Встает из положения сидя, садится из положения лежа, стоит и ходит с опорой. Пытается залезть на диван, стул, кресло, открывать ящики.
  • Разворачивается во время ползания.
  • Знает, куда класть игрушки и куда мама убрала тот или иной предмет. Хочет достать все, что его окружает.
  • Активно проявляет эмоции по отношению к родителям — недоволен и вырывается, когда мама чистит ему уши или стрижет ногти, пугается, если потерял маму из вида.
  • Пытается манипулировать взрослыми при помощи крика и плача.
  • Пробует сам есть ложкой и проявляет первую самостоятельность в одевании.
  • Совершенствуется мелкая моторика — ребенок может брать мелкие предметы, засовывает пальцы в дырочки. Умеет мять кусочек пластилина и рвать бумагу.
  • Запоминает названия предметов, может показать их.
  • Повторяет действия взрослых и может выполнить некоторые поручения. Любит делать все публично, повторяет действие, если его попросят.
  • Знает значения слов «ложись», «дай», «иди», «сиди».
  • Активно развивается речь. Формируется собственный «язык» ребенка, понятный только близким людям.

Десятый месяц

В этом возрасте движениями ребенок подражает взрослым и животным. Может самостоятельно играть с игрушками, уверенно держит их в руках. Пальцами может перелистывать книжки. При помощи взрослых может играть с другими детьми. Понимает, когда ему говорят «нельзя».

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Садится из положения стоя, быстро передвигается ползком, может стоять без опоры и пытается ходить.
  • Любит танцевать, притопывать, хлопать в ладоши.
  • Мелкие движения пальцев становятся более совершенными, ребенок удерживает в одной руке два или три небольших предмета.
  • Выполняет усложненные действия: открывает и закрывает, прячет, забирает.
  • Повторяет движения и воспроизводит мимику взрослых.
  • Пользуется преимущественно одной рукой.
  • Понимает, что нужно делать с предметами — катает машинку, толкает неваляшку, собирает пирамидку, строит башенки из двух-трех кубиков.
  • Любит класть предметы друг в друга, перетаскивать их с места на место.
  • Больше интересуется мелкими предметами, чем крупными.
  • Находит логические связи — например, машинку может подвинуть при помощи палочки или тапка.
  • Может показать части лица у себя, у мамы, у куклы.
  • Может произносить названия окружающих предметов, животных.

Одиннадцатый месяц

Это уже практически «взрослый ребенок». Он самостоятельно передвигается с поддержкой, садится, ползает, встает. Понимает простые просьбы. Может назвать большинство предметов. Учится произносить первые слова, правда пока с интонацией.

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Активно передвигается, садится, встает, ложится, может пройти небольшое расстояние без опоры.
  • Старается проявлять самостоятельность — ест ложкой, пьет из кружки, одевает носки и обувь.
  • Очень ярко реагирует на новую игрушку, на незнакомую обстановку, чужих людей.
  • Понимает строгую речь. Знает, что такое «нельзя», понимает по маминой реакции, хорошо или плохо он поступил.
  • Любит похвалу.
  • Много лепечет и общается на своем «языке», отчетливо говорит слова «мама», «папа», «баба».
  • Использует разные средства выражения своих желаний, кроме плача — показывает пальчиком, переводит взгляд.
  • Машет рукой при прощании.
  • Утвердительно кивает или отрицательно качает головой.
  • Любит музыкальные игрушки, яркие иллюстрации в книжках.
  • Захватывает бусины или фасоль указательным и большим пальцем.

Двенадцатый месяц

В почти годовалом возрасте, в большинстве случаев ребенок уже начинают ходить самостоятельно без опоры, стоять. Активно участвуют в процессе питания, купания и одевания. Проявляет чувство заботы к игрушкам. Кормит их и укладывает спать. Повторяет звуки, которые услышит на улице, по телевизору или дома. Начинает произносить первые слова. Правда, эти слова не всегда всем понятны. Но те, кто будет внимательно слушать ребенка, их поймет.

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Стоит, встает из положения на корточках, самостоятельно ходит.
  • Перешагивает препятствия и приседает, чтобы поднять с пола предмет.
  • Активно участвует во всем, что его касается — одевание, мытье рук, чистка зубов.
  • Пользуется ложкой, пьет из кружки, умеет жевать твердую пищу.
  • Ярко проявляются пищевые пристрастия — малыш не ест, если еда ему не нравится.
  • Нуждается в родителях и привязан к своим игрушкам. Болезненно воспринимает отсутствие мамы или папы.
  • Собирает и разбирает игрушки; если нужно освободить руку, вкладывает предмет под мышку или в рот.
  • Знает, как пользоваться предметами — телефоном, молотком, веником.
  • Ищет предмет, даже если не видел, куда его положили.
  • Понимает все, о чем ему говорят.
  • Говорит о своих желаниях — «дай», «на», зовет маму, папу, бабушку. Словарный запас малыша в год — 10-15 слов.

Все приведенные выше показатели условны. Развитие ребенка зависит от многих моментов — это и наследственность, и бытовые условия, и социальная среда. Получайте радость от общения со своим малышом, хвалите его за успехи и не расстраивайтесь, если он пока чему-то не научился. Всему свое время. Ваш ребенок — самый лучший, и в ваших силах помочь ему стать гармоничным развитым маленьким человечком.

Обобщили:

Развитие ребенка за один год весьма стремительное. Всего за 365 дней, ребенок превращается из крохотного, не умеющим и не знающего ничего человечка в разумного. В 1 годик он уже умеет самостоятельно ходить, садиться, вставать, кушать, пить, играться, говорить, чувствовать и понимать. Главное оградить ребенка заботой и любовью в это время. Ни в коем случаи не ругайтесь при ребенке. Хоть он и маленький, но все-таки он все чувствует и понимает. Растите своих детей здоровыми, умными и сильными!

Таблица прибавки роста и веса

Открыть таблицу

и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!
Возраст Средняя прибавка в росте Средняя прибавка в весе
Месяц 1 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 2 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 3 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 4 2,5 см. 700 г.
Месяц 5 2,5 см. 700 г.
Месяц 6 2,5 см. 700 г.
Месяц 7 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 8 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 9 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 10 1 см. 350 г.
Месяц 11 1 см. 350 г.
Месяц 12 1 см. 350 г.
Развитие ребенка от 0 до 1 года

Анна Сокольчук

Особенности развития ребенка:


  • Ребенок развивается этапами;

  • Путь развития каждого ребенка очень индивидуален;

  • Развитие ребенка в определенный период может остановиться по ряду причин;

  • Развитие ребенка зависит как от наследственности, так и от окружающей среды.
Поистине удивительно то, как меняется ребенок в течение первого года своей жизни. Из младенца, не умеющего управлять своим телом и криком извещающего о своих желаниях, он становится маленьким пытливым человеком, который уже самостоятельно ходит и общается со взрослыми не только жестами и звуками, но и употребляет первые слова. За каждым этим достижением, много открытий, познаний законов окружающего мира, переживаний и ощущений.

ФИЗИОЛОГИЯ. МОТОРИКА.

Ребенок рождается беспомощнее, чем детеныши животных. Малыш рождается с набором безусловных рефлексов , помогающих приспособиться к внешней среде: регулирующие биологически необходимые функции (сосательный, оборонительный, ориентировочный); двигательные рефлексы (хватательный, опорный, рефлекс переступания). На большую же часть внешних воздействий ребенок реагирует движениями ручек и ножек.


  • 1-3 месяца – ребенок удерживает голову, лежа на животе.

  • На 2-4 мес. развиваются хватательные движения и манипуляции с предметами.

  • 2-4 мес. – рассматривает и захватывает предмет рукой.

  • 3-5 мес. – дотягивается до предмета рукой.

  • 4 мес. – самостоятельно переворачивается со спины на бок.

  • 5-5,5 мес. - самостоятельно переворачивается со спины на живот. Стоит при поддержке за обе руки. Пытается ползать. Четко берет предмет из руки взрослого.

  • В 5-7 мес. уже может перекладывать предмет из руки в руку.

  • В 5-8 мес. (чаще 6-6,5 мес.) ребенок может сидеть без поддержки более 30 секунд.

  • В 7-13 мес. начинает ходить с поддержкой.

  • 9-14 мес. – осваивает «пинцетный захват».

  • 10 мес. – Повторяет за взрослым «ладушки», «пока-пока». Под контролем зрения вкладывает пальцы в отверстие.

  • 9-17 мес. (чаще 12-13 мес.) – самостоятельно ходит, приседает, встает.
МОЗГ НОВОРОЖДЕННОГО

Врожденные рефлексы регулируются спинномозговыми и подкорковыми нервными центрами. Кора больших полушарий еще полностью не сформировалась, нервные клетки не имеют ответвлений, проводящие пути не покрыты защитными оболочками, как следствие усиленное возбуждение и затрудненное формирование условных рефлексов.

Сенсорный опыт и взаимодействие со взрослыми развивает познавательные способности:


  • Аккуратно подуйте на ладошки вашего ребенка;

  • Повторите "Этот ладошки“;

  • Подуйте на другие части тела (локти, пальцы, шею, щеки и т.д.).
Стремление за вещью помогает мозгу развить зрительно-моторную координацию:

  • Держите ребенка на коленях;

  • Вложите свой указательный палец в ладонь ребенка;

  • Вероятнее всего он схватит палец, это естественный рефлекс;

  • Каждый раз, когда он хватает ваш палец похвалите ("Какой ты сильный", "Удивительно").
Симуляция зрения обеспечивает хорошее его развитие:

  • Положите перед ребенком яркий цветной шарф, медленно его передвигайте и повторяйте, какой он яркий;

  • Убедившись, что ребенок смотрит на шарф, медленно переместите его в сторону;

  • Перемещая шарф поощряйте ребенка глазами следить за шарфом.
Чем больше ребенок видит, тем больше он хочет видеть. Посадив ребенка в перед зеркалом:

  • Улыбайтесь;

  • Шевелите разными частями тела;

  • Делайте разные гримасы;

  • Произносите разные звуки отчетливо шевеля губами;

  • Качайтесь вперед и назад.
Ощущение и запахи стимулируют образование новых соединений:

  • Прикоснитесь и протрите руки ребенка в различными тканями;

  • Создайте возможность понюхать различные ароматы (запах цветов, разрезанного апельсина).
Смена положения ребенка развивает чувство равновесия, пространственное понимание, стимулирует начало ползания:

  • Аккуратно поддерживайте ребенка прижав его спинку в своему телу;

  • Крутитесь с ребенком в разных направлениях.
Развитие мышц ребенка и способствует ходьбе и ползанию:

  • Положите ребенка на спину и двигайте его ноги, как-будто он едет велосипеде ("Туку туку / Мы едем по дорожке / туку туку");

  • Пока ребенок лежит на спине осторожно потяните его за ноги, пока они не выпрямятся ("Сгибаем, сгибаем маленькие коленки").
Использование мышц укрепляет их:

  • Положив ребенка на живот, держите перед ним плюшевого медведя и перемещайте его из стороны в сторону, чтобы ребенок, глазами и телом следил за ним;

  • Крепко поддерживая ребенка за подмышки "плюхнитесь" с ним на кровать;

  • Положив ребенка на живот положите перед ним игрушку и разрешите за ней тянуться.
Пеленальный стол – место для развития моторных навыков. Вы можете давать ребенку рассматривать разные интересные вещи. Двигайте перед ним яркий мячик. Поменяв подгузник, дайте ему потрогать этот мячик.

  • Имитация звуков, которые издает ребенок, стимулирует их повторение;

  • Если вы поощрите его после определенных звуков, он будет издавать эти звуки чаще;

  • Падражая различным звукам, дотрагивайтесь ладошкой ребенка к губам;

  • Количество слов, которые ребенок слышит ежедневно, влияет на его интеллект.
Игры с мячом развивают ловкость:

  • Когда ребенок научится сидеть, аккуратно катите ему мяч (лучше всего - мягкий);

  • Покажите, как его нужно ловить.
Игра "Куку". Способствует формированию связей головного мозга, развивает внимание, учит, что вещи исчезают и появляются, помогает научиться справляться с трудностями, учит последовательности:

  • Возьмите куклу и спрячьте ее и себя за спиной;

  • Покажите куклу, говоря: "Куку, имя ребенка";

  • Опять спрячьте куклу;

  • Повторяйте, пока вы видите, что ребенок с нетерпением ждет появления куклы;

  • Дайте ребенку куклу и следите, может быть, он будет подражать вам.
Игры в форме диалога готовят детей к сложным отношениям в жизни:

  • Спрячьтесь от ребенка за стул или дверь (чтобы он вас нашел);

  • В то время как вы прячетесь, повторяете: "Где я, найди меня, я здесь";

  • В конце, даже если вас не нашли, покажитесь ребенку.
Чем больше у ребенка слухового опыта, тем лучше у него будет развиваться речь:

  • Включите ребенка в повседневные разговоры – слушая он узнает больше слов;

  • Позвольте вашему ребенку слушать радиопередачи, записи сказок, чтобы он услышал разные голоса;

  • Поощряйте ребенка, отвечать на то, что он слышит, общайтесь с ним.
Чтение книг помогает узнавать

слова, развивает воображение:


  • Каждый день отведите определенное время для чтения (перед сном);

  • Разрешите подержать и полистать книжечки;

  • Достаточно кратко рассказать и показать, что изображено на картинках;

  • Поддерживайте разговор и интерес ребенка;

  • Самое главное: повторять и еще раз повторять.
Очень важен ранний опыт, разные ощущеня:

  • В погожий день разрешите ребенку поползать по траве, поваляться на ней;

  • Опишите каждый предмет, который заинтересует ребенка;

  • Нюхайте цветы, рассматривайте насекомых.
Когда вы касаетесь ребенка, лучше работает его пищеварительная система, он легче преодолевает стресс:

  • Покажите разные части вашего тела;

  • Возьмите ручку ребенка и покажите каждую часть его тела называя их.
Пойте и играйте купая ребенка:

  • Возьмите губку и мыло и проведите по ладони ребенка;

  • Говоря "плюх" опустите губку и воду создав брызги;

  • Вы можете двигать игрушки для купания;

  • Возьмите чашку воды и попробуйте перелить ее в пустую чашку, которую держит ребенок.
Подражание способствует развитию:

  • Скажите слово и поощряйте его повторить,

  • Выберите знакомые и короткие слова, звуки издаваемые животными;

  • Когда ребенок повторит, похвалите, обнимите его;

  • Совершите какой-либо жест и попросите его повторить.
Советы по позитивному воспитанию:

  • Говорите с ребенком. Ваш голос успокоит его.

  • Отвечайте, когда ребенок издает звуки. Повторяйте звуки добавляя слова.

  • Читайте ребенку, это поможет ему начать понимать речь и звуки.

  • Пойте малышу и вместе слушайте музыку.

  • Хвалите ребенка и уделяйте ему много внимание.