Для чего необходимо музыкальное развитие дошкольников. Развитие музыкальных способностей дошкольников – таланта чувствовать музыку. Успех музыкального развития детей зависит от методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности, применя

Одна из важных задач, стоящих перед обществом, - это воспитание гармонической личности. Это, прежде всего, формирование духовной куль­туры, частью которой является музыкальная культура. Необходимо с ран­него возраста создавать условия для общения детей с музыкой, развивать их потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы, воображение, расши­рять кругозор, побуждать детей к творчеству. Приобретая в процессе му­зыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. А это способствует развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Музыке в развитии ребенка отводится важнейшая роль, поскольку это та область искусства и общечеловеческих знаний, к которым необходимо и возможно приобщать ребенка на самых ранних этапах развития и становления личности.

Цель: ввести ребенка в мир музыки, вызвать эмоциональный отклик на нее, способствовать развитию интереса к музыке, развитию музыкальных и творческих способностей, создавать предпосылки для развития музыкально-эстетического сознания.

Общение с музыкой, картинами великих художников, с литературными произведениями создает благоприятные условия для развития творческой личности, эстетических эмоций, эстетического отношения к окружающему миру, к искусству. В музыке и музыкальной деятельности чувства и эмоции составляют главное содержание. Благодаря музыке в ребенке пробуждается представление о возвышенном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка помогает детям познать мир, развивает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, природе, ко всему окружающему. Это помогает формированию полноценной личности человека, способного чувствовать и сострадать.

Поэтому приоритетным направлением в музыкальном развитии современных дошкольников является обогащение духовного мира через высокохудожественные образцы музыкального искусства. Знакомство с ними вносит черты целостности и гармонии в мироощущение и характер детей, определяет нормы поведения и взаимоотношений.

Помня о том, что музыкальная деятельность весьма значима для дошкольника, необходимо организовать ее так, чтобы она вызывала положительное эмоциональное отношение к ней. Процесс приобщения к музыке и музыкальной деятельности должен быть основан на хорошем знании ребенка: его интересов и предпочтений, музыкального опыта, эмоционального состояния, возрастных психофизиологических особенностей.

Задачи:

1. Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.

2. Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей).

  1. Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.
  2. Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.
  3. Развивать коммуникативные способности.
  4. Научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни.
  5. Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.
  6. Обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре.

Методические принципы

1. Одним из главных принципов в работе с детьми является создание обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно. Нельзя принуждать детей к действиям (играм, пению), нужно дать возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии.

Нежелание ребенка участвовать в занятии обуславливается несколькими причинами:

  • Стеснительность, застенчивость. Этот факт не должен уходить от внимания педагога. При каждой возможности педагог должен давать положительную оценку действию ребенка.
  • Неумение, непонимание. Это относится к тем детям, которые не адаптированы пока к новой, на первых порах незнакомой, среде. Здесь требуется большое внимание к ребенку, проявление индивидуального подхода.
  • Неуравновешенный, капризный стиль поведения. Лучшее для педагога - акцентировать внимание ребенка на игру, сюрпризы; положительные оценки быстрее отвлекут ребенка.

2. Второй принцип - целостный подход в решении педагогических задач:

  • Обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование.
  • Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности.

3. Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания.

4. Четвертый принцип - соотношение музыкального материала с природным и историко-культурным календарем. В силу возрастных особенностей дети не всегда могут осмыслить значение того или иного календарного события. Нужно дать им возможность принять в нем посильное участие, посмотреть выступления других детей и воспитателей и в какой-то мере проявить свои творческие способности (станцевать, спеть песенку или частушку, принять участие в веселой игре).

5. Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип партнерства. Авторитарный стиль поведения педагога («Я взрослый», «Я больше тебя знаю», «Делай, как я говорю») - недопустим. Общение с детьми должно происходить на равных, партнерских отношениях. «Покажите мне», «Кто мне поможет» - эти фразы должны быть в лексиконе педагога. Дети, общаясь на таком уровне, интуитивно все равно воспринимают взрослого как учителя, педагога. Но мягкий, спокойный тон и дружеское общение создают непринужденную, теплую и доверительную обстановку. Следовательно, группа детей, воспитатель и музыкальный руководитель становятся единым целым.

6. Немаловажным является и принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве. Что бы и как бы ни сделал ребенок - все хорошо. Это особенно актуально для самых маленьких детей - 3-4 лет. Можно и нужно ли делать замечания детям 5-6 лет? Безусловно, да. Но в очень корректной, деликатной и доброжелательной форме. Обучаясь в школе, других учебных заведениях, дети будут получать замечания. Поэтому задача педагогов-дошкольников - научить детей правильно и адекватно на них реагировать. Детям в этом возрасте нужно говорить, обязательно акцентируя на положительных моментах: «Ты старался, попробуй вот так»; «Ты молодец, но немного ошибся», «Очень хорошо, но я вижу маленькую ошибку. Может, ты заметишь се сам или кто-то из детей хочет подсказать»; «Ты меня огорчил, вчера было лучше»; «Ты поторопилась, не подумала, постарайся сделать еще раз» и т. д. При более серьезных замечаниях: «Так нельзя, это неправильно», «Вы не справились с заданием, потому что…», «Давайте еще раз повторим, но будем все стараться». Тон педагога должен оставаться спокойным, добрым. Улыбка обязательна. Дети спокойно воспринимают такие замечания и стараются все сделать лучше.

7. Принцип паритета. Любое предложение ребенка должно быть зафиксировано, использовано. Оно должно найти свое отражение в любом виде музыкальной деятельности. В силу очень маленького опыта дети не могут подать интересную идею, показать яркое оригинальное движение. Подчас это получается у детей непроизвольно, стихийно. Педагог, внимательно наблюдая за детьми, должен увидеть этот момент, зафиксировать его, похвалить ребенка. Дети, понимая, что к ним прислушиваются, их хвалят, их замечают и хорошо оценивают, начинают думать, стараться, творить.

Педагогический процесс предполагает организованное обучение. В каждой возрастной группе еженедельно проводятся два музыкальных занятия и одни вечер досуга. Музыкальные занятия проводятся в утренний отрезок времени. Вечер досуга - во второй половине дня. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется на музыкальных занятиях, вечерах досуга, в самостоятельной игровой деятельности. Музыкальные занятия - основная форма организации музыкальной деятельности детей, на которых наиболее эффективно и целенаправленно осуществляется процесс музыкального воспитания, обучения и развития ребенка.


В этой статье:

Детей, которые не проявляют к музыке ровно никакого интереса, единицы. Музыка положительно влияет на малышей еще в утробе матери: они замирают, с интересом вслушиваясь, или, наоборот, начинают активно двигаться, имея всего несколько месяцев от роду, а затем с удовольствием поют и танцуют, как только обучаются говорить и ходить.

Неудивительно, что неравнодушных активных родителей интересует вопрос о том, как правильно развивать музыкальные способности ребенка в дошкольном возрасте и какие способы существуют для того, чтобы привить любовь малышу ко всему, что имеет отношение к музыке.

Сразу нужно отметить, что любовь к музыке может развиваться только природным путем и никогда не станет искренней и на всю жизнь, если с детства «вбивать» в голову ребенка ноты, заставлять его упражняться с гаммами и требовать учить этюды и менуэты. Все это можно будет ввести в жизнь ребенка со временем, когда он пойдет в школу, но дошкольников такие методы быстро утомляют – закономерным результатом становится полная потеря интереса к музыке.

В дошкольном возрасте целью взрослых должно стать не раннее обучение малыша игре на каком-либо музыкальном инструменте, а формирование интереса к музыке и желания познакомиться с ней ближе. Не редкость, что малышей дошкольного возраста учат музыкальной грамоте, заставляя осваивать сложные инструменты, при этом оставляют без внимания
простые детские песенки, которые дошкольнику понравились бы гораздо больше.

Монотонные уроки музыки не воспринимаются детьми 3-7 лет как творческие занятия, а становятся для них настоящей пыткой. Помочь ребенку полюбить музыку и ускорить развитие его способностей могут деликатные и разумные родители и педагоги, для которых интересы ребенка не станут пустым звуком. Как это делать правильно, какие есть специальные методики для дошкольников? Об этом ниже.

Что такое эмоциональное восприятие музыки?

Чтобы развитие музыкальных способностей дало свои результаты, родители должны с раннего возраста ребенка личным примером показывать любовь к музыке. Конечно же, не все детки от природы одарены музыкально, поэтому, прежде чем активно взяться за развитие способностей малыша, не помешает его протестировать. Главными составляющими музыкальной одаренности являются эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальный слух.

Если у малыша нет ни того, ни другого, то развитие его музыкальных способностей станет весьма затруднительным. Кроме того, если малыш не проявляет интереса и желания познавать
музыкальный мир, излишняя настойчивость взрослых может пагубно отразиться на формировании его личности.

Эмоциональная отзывчивость ребенка дошкольного возраста на музыку - это основной показатель наличия у него музыкальных способностей. На ее основе можно будет планировать работу по развитию слуха и ритма. То, насколько глубоким является эмоциональное восприятие, можно определить как во время прослушивания мелодий, так и в процессе их исполнения.

Как ребенок реагирует на музыку, которою слышит? Вслушивается и пропускает ее через себя? Значит, с отзывчивостью у него все в порядке. Дошкольник игнорирует любую музыку, категорически отказывается слушать, петь или наблюдать за тем, как это делают другие? Скорее всего, эмоциональное восприятие у него пока не развито.

Какое же влияние оказывает музыка на развитие дошкольников в целом? В первую очередь, она воздействует на настроение ребенка, помогает ему формировать образы, вызывает поток мыслей и умозаключений.

Систематическое прослушивание музыки влияет на развитие музыкальных способностей, а также способствует эмоциональному развитию детей, которые таким способом получают возможность, создавая образы выделять героев и сопереживать им.
Музыка - это особый язык без слов, способный вызывать особые эмоции, и в жизни дошкольника роль музыки неоценима.

Цель музыкального развития ребенка

Как уже было отмечен выше, первое знакомство с музыкой у малыша происходит в утробе матери. Женщина слушает, напевает, танцует, а в это время у малыша уже происходит формирование его первых музыкальных вкусов.

Дошкольный возраст - самый важный этап для развития музыкальных способностей у малыша и подходящий период для приобщения ребенка к культуре музыки. Уделяя время расширению музыкально-эстетического создания
ребенка дошкольного возраста, родители закладывают фундамент для гармоничного развития его личности в будущем.

Именно музыка способствует умственному развитию детей, позволяет проникнуть в мир талантливейших композиторов, что расширяет кругозор малыша, улучшает словарный запас, учит выражать эмоции. Ребенок, воспитанный на музыке, раньше и глубже начинает чувствовать мир, учится сравнивать и анализировать музыкальные произведения, запоминает и даже пытается их воспроизводить.

В мире современной педагогики музыка - действенное средство для активного эмоционального развития дошкольника: это способ научить его чувствовать прекрасное, отличать добро от зла и стремиться сделать мир лучше.

Какой бывает музыкальная деятельность?

На формирование музыкального вкуса дошкольников влияет музыкальное воспитание, которое, в свою очередь, состоит из четырех основных видов деятельности. Речь идет о:

Все эти виды деятельности могут работать в совокупности друг с другом или по отдельности. Каждый из них имеет огромное значение для развития музыкальной личности ребенка. Игнорирование какого-либо из видов музыкальной деятельности может стать причиной появления дисбаланса в формировании ребенка как музыкальной личности.

Эмоциональное восприятие музыки станет у ребенка более осознанным в 6-7 лет. Прослушивая композиции, он сможет выделять не только основные образы, но и средства, которые были использованы композитором для их формирования.

Исполнение имеет некоторые особенности в зависимости от возраста ребенка. Так, дети 3-4 лет могут двигаться под музыку, не вслушиваясь в ритм, таким образом пытаясь выразить эмоции, тогда как дошкольники старшего возраста уже способны формировать движения с учетом ритма и даже придумывать интересные движения под собственное пение.

Творческие проявления также более
активны у детей старшего дошкольного возраста. В 6-7 лет малыши уже не просто с готовностью выполняют задания, но и способны додумывать собственные элементы.

И, конечно, образовательная деятельность является одной из важнейших составляющих в процессе формирования музыкальных способностей у дошкольников.

Арт-терапия на основе взаимосвязи музыки с речью и движением

Приобщать малышей в возрасте от 3 до 7 лет к музыке можно с помощью арт-терапии, в основе которой лежит взаимосвязь музыки с движениями и речью.

Дело в том, что зоны мозга и движения в мозге расположены по соседству, и их влияние друг на друга неизбежно. Мы всегда активно помогаем себе руками, что-то рассказывая, и, наоборот, сопровождаем речью жестикуляцию. Если ввести в этот вид деятельности музыку, то воздействие на ребенка окажется полным и целостным.

Тандем музыки и движения наиболее благоприятен для поддержки здоровья дошкольника и его развития как в общем, так и в музыкальном отношении. Правильно подобранные движения под музыку помогут малышу:

  • научиться расслабляться;
  • выражать эмоции;
  • быстрее восстанавливаться после умственных и физических нагрузок.

Ритм, воспринимаемый головным мозгом, способствует расслаблению ребенка, а сам танец станет хорошим помощником для налаживания дружественных связей в незнакомом коллективе.

Именно музыкальное движение (исполнение) считается ведущим видом деятельности от 3 до 7 лет. Выполняя его, ребенок всесторонне развивается, учится работать в коллективе, повышает самооценку. Кроме того, малыш испытывает чувство искренней радости, получает удовольствие от собственных физических
достижений. В этом возрасте именно эти ощущения станут подспорьем для становления музыкальной личности и развития способностей ребенка.

Таким образом, ритмичные движения под музыку - это самый действенный способ для развития музыкальности, ведь в основе его лежит двигательная реакция на звуки, природные для каждого человека.

Музыкальное воспитание: основные задачи

Процесс музыкального воспитания дошкольников складывается из двух видов задач.

Коррекционно-профилактические задачи включают в себя:


Специальные задачи для восприятия музыки:

Чтобы добиться результата, педагогу очень важно укрепить взаимосвязи движения, речи и музыки у дошкольников, а также наладить прочную связь с учеником, пользуясь у него безоговорочным авторитетом.

Основные методы музыкального воспитания

Педагоги, которые работают с дошкольниками, пользуются следующими видами воспитания музыкального вкуса:


Наглядный метод разделяют на слуховой и зрительный. Слуховой считается основным методом музыкального воспитания дошкольника, тогда как зрительный играет роль дополнительного. Он подразумевает использование картинок и видеоизображений для иллюстрирования, чтобы помочь детям в формировании образов, познакомить с музыкальными инструментами, композиторами и т.д.

Словесный метод строится на подробных разъяснениях и рассказах, которые сопровождаются ритмичными движениями.

Третий и самый важный – практический метод, суть которого сводится к демонстрации педагогом ритмичных движений, исполнения песен, игры на музыкальных инструментах.

В ходе таких занятий у дошкольников происходит развитие способностей к музыке, они учатся выражать ее содержание в движении, практикуют ее точное и глубокое восприятие.

Во время музыкально-двигательной активности дошкольники учатся взаимодействовать друг с другом, познавая мир музыки, сравнивать и запоминать движения других детей, анализировать их на предмет соответствия представляемым музыкально-двигательным образам. Таким простым способом дошкольники учатся сопереживать друг другу и работать в коллективе.

Музыка, движение и речь в комплексе - это коррекционно-развивающий процесс на основе двух основных направлений. Первое направление построено на совершенствовании вербальных процессов. Второе связано с профилактикой нарушений речи и совершенствованием техники дыхания, чувства ритма и такта.

Логоритмика: основы и средства для осуществления

Логоритмика – один из основных способов музыкального воспитания, который осуществляется с помощью:


Средства логопедической ритмики - это постоянно усложняющиеся задания, которые касаются основной деятельности дошкольников. Главная задача логоритмики - развитие у ребенка чувства ритма посредством развития слухового внимания.

Во время занятий важно уделять особое внимание совершенствованию чувства ритма у детей, которые пока не понимают, как «подвести» движения под музыку, из-за неумения ее воспринимать так, как взрослые. Дети обычно делают резкие, слишком порывистые движения, имеют проблемы с координацией. Задача педагога - научить ребенка работать под музыку и получать от этого удовольствие.

Очень важно, чтобы в процессе у ребенка формировалось позитивное настроение и желание вступать в контакт со взрослыми и другими детьми во время выполнения упражнения.

Урок музыкального восприятия для дошкольника: основы и задачи

Чтобы добиться результата, на занятиях с дошкольниками нужно стараться максимально логично подавать материал, разбивая его на части. Новую тему нужно разбить на несколько занятий для лучшего закрепления.

Так, на первом уроке детей можно познакомить с песней, танцем или музыкальной игрой. На втором занятии они могут поучаствовать в процессе исполнения, принимая за образец действия педагога или более старших и опытных детей. Третий урок станет подходящим временем для самостоятельного исполнения закрепленных движений, песен. Как правило, к третьему уроку дошкольники
уже могут свободно ориентироваться в содержании песни или танца, способны передавать настроение.

Каждое музыкальное занятие необходимо начинать со спокойной ходьбы, чтобы помочь детям настроиться на урок, проникнуться ритмом. Маршировка под музыку - оптимальный способ подготовки к занятию из-за максимально понятного для малыша счета и четко прослушиваемого ритма. Маршируя, детки учатся контролировать движения в такт музыке, улучшают координацию, проще ориентируются в пространстве.

По ходьбе, бегу или прыжкам ребенка можно определить его настроение и уровень физического развития.

Музыкальное воспитание: упражнения для дошкольников

В ходе музыкального воспитания дошкольников крайне важны дыхательные упражнения, которые учат деток контролировать силу, продолжительность
и постепенность выдоха, что важно в процессе исполнительской деятельности.

Не менее важную роль играют упражнения, развивающие память и внимание у дошкольников. Они необходимы для обучения детей быстрому переключению внимания с одного задания на другое, гармоничного распределения внимания между несколькими вариантами деятельности.

Упражнения для развития чувства ритма у детей также являются важной составляющей их музыкального воспитания. Начинать лучше с самых примитивных заданий, которые ребенок должен будет повторить за педагогом. Чтобы упростить задание, необходимо привлечь внимание детей к эмоциональной составляющей мелодии, после чего продемонстрировать ритмичное исполнение, используя подручные предметы, начиная от мячей и заканчивая бубном.

Задания на устное восприятие могут быть построены на использовании как инструментальной, так и вокальной музыки. У дошкольников интерес будет вызывать «инструментал», связанный с известным им сюжетом из сказки или рассказа, а также так называемая
изобразительная музыка с включением природных звуков: щебета птиц, шума прибоя или ветра.

После прослушивания музыки нужно обсудить ее с детьми, продемонстрировать им картинки, соответствующие эмоциональной составляющей проигранной мелодии.

Такие обсуждения помогают детям учиться слушать и понимать музыку, делать умозаключения, что, в свою очередь, способствует формированию глубины музыкального восприятия и обогащению гаммы чувств.

Роль игры и танца в музыкальном воспитании дошкольников

Игра в дошкольном возрасте - это основное занятие детей, и ее можно эффективно использовать для привлечения малыша к разным видам музыкальной детальности. На развитие музыкальных способностей ребенка особое влияние могут оказать
музыкальные подвижные игры. Именно они будут способствовать:

  • развитию соревновательного духа;
  • умению действовать в коллективе;
  • развитию образного мышления;
  • становлению творческой фантазии.

Но самое главное – слушая музыку в процессе игры, ребенок научится на нее реагировать. Если подвижные игры помогут улучшить реакцию, координацию и чувство ритма у дошкольника, то игры с пением помогут формированию интереса к музыке, развитию слуха.

Одним из преимуществ игр с пением является улучшение звукопроизношения, развитие музыкальности и поэтического слуха. Разучивать текст лучше в игровой форме, учитывая существование двусторонней связи, за счет которой в игре улучшается речь, а сама игра становится совершеннее под ее влиянием. В процессе игры дошкольники получают уникальную возможность полностью реализовать музыкальные способности.

Положительным образом на развитие детей влияют танцы с песнями и хороводами. Включение танцев и хороводов в занятия с детьми дошкольного возраста позволит улучшить их координацию, чувство ритма, музыкальное исполнение. Детей старшего дошкольного возраста можно привлекать к разучиванию сюжетных и национальных танцев, предлагая им
импровизировать, избегать однообразных и скучных движений, тем самым подогревая интерес к происходящему.

Гармоничное сочетание движений, музыки и слов обязательно даст свои плоды в процессе музыкального воспитания ребенка. Дошкольник научится понимать и реализовывать свои возможности, получая поддержку со стороны как взрослых, так и сверстников.

Особенности музыкального развития младших дошкольников

Говоря о развитии музыкальных способностей в домашних условиях без участия специалистов и о применении описанных выше методов, стоит отметить некоторые различия работы с детьми дошкольного младшего и старшего возраста. Поговорим о том, каким образом родители могут помочь формированию музыкального вкуса деткам от трех до пяти лет.

Нужно понимать, что в три года кроха уже умеет достаточно, чтобы начинать приобщать его к музыке. Для малышей в этом возрасте характерно особое восприятие музыки: они знают, что музыку можно слушать, под нее можно петь и даже танцевать.

На основании этих знаний дошкольника родители могут планировать занятия, направленные на развитие его музыкальных способностей. Очень важно, чтобы задания для малыша были интересными и несложными.

Важную роль в формировании музыкальных вкусов детей младшего дошкольного возраста играет слуховое восприятие. Дети по-разному реагируют на тихую и нежную мелодию, четко отличая ее от веселой песенки или громкого и тожественного марша.

Малыши умеют выделять самые яркие моменты музыкального произведения, поэтому задача родителей - научить ребенка анализировать составляющие произведений, вместе с ним обсуждая кульминацию, вступление или основную часть.
Также детки в этом возрасте обращают внимание на яркие мелодические образы, напоминающие им звуки, воспроизводимые животными, транспортом или птицами.

Повлиять на формирование слуха у ребенка младшего дошкольного возраста можно, играя с ним в музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию сенсорных и музыкальных способностей, связанных с высотой, силой, тембром и продолжительностью звуков.

Умение подражать голосам взрослых также является важным этапом в формировании музыкальности малышей. Таким образом у него формируется голосовой аппарат, совершенствуется речь. Естественно, что дети не смогут в три года сразу запомнить куплет или целую песню, но они с удовольствием будут подпевать взрослому, запоминая основные слова. Такие повторения ускорят формирование музыкального слуха малыша.

А вот на формирование чувства ритма у младшего дошкольника повлияет мелодичное распевание песенн с растягиванием гласных.

Развитие музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста строится на:

  • прослушивании произведений;
  • музыкально-ритмичных движениях;
  • пении;
  • играх;
  • элементарном освоении игры на музыкальных инструментах.

Чтобы добиться эффективного результата, родителям следует выбирать комплексный подход, работая с детками по всем вышеперечисленным направлениям. Оптимальный вариант - посещение музыкальных занятий в дошкольных учреждениях, где музыкальное воспитание осуществляется с применением описанных методик.

Особенности музыкального развития дошкольников старшего возраста

Заниматься с дошкольниками старшего возраста нужно по той же схеме, что и с младшими, но немного усложняя задачи. Для развития музыкальных способностей детям лучше заниматься под присмотром педагога, который сможет подобрать соответствующий уровню его развития и подготовки репертуар, объединив в занятиях основные виды музыкальной деятельности. Дошкольники с удовольствием участвуют в таких занятиях, учатся проявлять эмоции и творческие способности.

Так же, как и в случае с малышами, на развитие музыкальных способностей старших дошкольников очень влияет слушание. Заниматься слушанием ребенок может как в присутствии взрослых, обсуждая прослушанное, так и самостоятельно. Нельзя исключать и музыкально-дидактические игры, знакомство с музыкальными инструментами и уроки танцев, способствующие музыкальному воспитанию.

В возрасте 6-7 лет у дошкольников уже, как правило, сформирован собственный музыкальный вкус: они способны выбирать и оценивать предлагаемые им для ознакомления музыкальные произведения. Дошкольники к этому времени уже с удовольствием поют, получая радость от того, как звонко и четко звучат их голоса. Диапазон голоса у детей становится на порядок шире, появляются навыки владения ритмом и интонацией.

Принимая участие в музыкальных занятиях, дети учатся не только музыке, но и развивают умственное и эстетическое воспитание, что способствует их личностному становлению. В задачу взрослых, направляющих детей в этом возрасте, входит:

  1. Прививание любви к музыки и развитие желания раскрываться во время прослушивания.
  2. Расширение кругозора ребенка путем знакомства его с новыми авторами музыкальных произведений, разными направлениями музыки.
  3. Обогащение словарного запаса дошкольников новыми словами из музыкального мира (простые термины).
  4. Работа над совершенствованием голосовых и двигательных навыков ребенка.
  5. Обучение анализу произведения после прослушивания.
  6. Развитие творческой самостоятельности и умения импровизировать во время танца, песни или музыкальной игры.

В заключение отметим, что цель развития музыкальных способностей дошкольников - формирование целостной гармоничной личности с развитым чувством вкуса, такта, пониманием прекрасного и умением слушать, анализировать, эмоционально реагировать.

Важно помнить о том, что музыка - это прежде всего то, что поможет детям вырасти добрыми, честными, чувствительными.
Это не инструмент для воспитания музыкального вундеркинда, каким некоторые родители хотят видеть ребенка – и лишают его детства, прилагая усилия для его обучения только для того, чтобы утолить собственные амбиции и желания.

Музыкально одаренный ребенок даже при минимальном музыкальном воспитании сможет найти себя в этой сфере и обязательно достигнет высот, уготованных ему от рождения. А задача взрослых на этом этапе - деликатно ввести его в мир музыки и поддержать в любых начинаниях.

Потёмкина Оксана Николаевна
Музыкальное развитие детей дошкольного возраста

МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА .

Для чего, скажи, мой друг, музыка нужна ?

Чтоб понять печаль и горе, пенье соловья!

Чтобы в радостном порыве петь и танцевать!

Чтобы чувства, настроение мы без слов могли понять!

Музыкальное развитие детей , как и развитие речи ребенка , немыслимо без активного участия Вас, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки. Здесь вы найдете материалы по музыкальному развитию малышей .

Музыкальное воспитание в детском саду №149 г. Воронеж осуществляет музыкальный руководитель Потёмкина Оксана Николаевна.

Занятия ведутся во всех возрастных группах по программе «От рождения до года» . Также используются в нашей работе программы :

* «Музыкальные шедевры » О. П. Радыновой.

* «Элементарное музицирование» Т. Э. Тютюнниковой.

* «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной.

* Программа «Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой, технология Т. Суворовой.

Музыкальное воспитание в детском саду - важнейшее направление эстетического развития .

Значимость музыкального воспитания в детском саду трудно переоценить. Оно является одним из основных компонентов эстетического воспитания дошкольников . С самого раннего возраста дети очень чутко и эмоционально реагируют на музыку . Она является важнейшим элементом психологического комфорта. Кроме того, занятия музыкой позволяют раскрыть творческие способности детей , развить артистизм и воображение, развивает физическую координацию

Музыка - источник особой детской радости в дошкольном детстве . Ребёнок открывает для себя волшебную силу искусства и, при достаточном богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через музицирование.

ЦЕЛЬ : создать условия развития особого неравнодушного, активно преобразующего отношения ребёнка к миру - эстетического отношения, в котором переплетаются качества нравственности, эстетического и эмоционального начала, его образного мышления, творческих способностей.

ЗАДАЧИ :

* способствовать формированию у дошкольника эмоционально-ценностного отношения к миру;

* развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка и его художественно-образное мышление как основу развития творческой личности ;

* способствовать развитию у детей способности к восприятию произведений искусства;

* воспитывать понимание красоты произведений искусства, потребность общения с ними;

* расширение культурного кругозора дошкольников , создание предпосылки для вхождения детей в мир шедевров классической и современной музыки ;

* приобретение опорных знаний, умений и способов музыкальной , речевой, изобразительной деятельности, обеспечивающих базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой , музыкального самообразования и самовоспитания

* помочь родителям в сотрудничестве с педагогом в формировании музыкальной культуры ребёнка , а через неё и художественной и эстетической культуры, пробудить эмоции и чувства, развить его воображение , фантазию, художественные способности через систему творческих заданий.

ЧТО ДЕЛАЕТ МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ?

Осуществляет и развивает все виды музыкально -художественной деятельности детей . Формирует интерес и любовь к музыке , знакомит детей с различными жанрами музыкальных произведений , композиторами. Совершенствует у детей навык различения звучания музыкальных инструментов , формирует певческие навыки. Развивает чувство ритма , формирует навыки исполнения танцевальных движений. Музыкальный руководитель в начале года проводит диагностику музыкальных способностей детей . На основе полученных данных подбирает индивидуальные музыкальные упражнения для детей .

Организует тематические музыкальные праздники и развлечения , театрализованные представления и концерты. Проводит нестандартные занятия («Богатыри земли русской» , интегрированные («Что у осени в корзине?» , доминантные по пению («Прекрасен мир поющий» ). Проводит работу по развитию творческого потенциала дошкольников средствами театрализованной деятельности. На музыкальных занятиях дети разучивают музыкально - театрализованные игры, музыкальные этюды , считалки, скороговорки, которые способствуют развитию творческой активности.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ.

Мы, маленькие дети, счастливей всех на свете.

Мы весело живём. Танцуем и поём!

Под таким девизом проходят мои музыкальные занятия . Музыкальные занятия позволяют ребёнку не только в увлекательной игровой форме войти в мир музыки , но и развивает умственные и физические способности, а также способствуют социальной адаптации ребёнка. Весёлые песенки, упражнения под музыку , потешки, народная и классическая музыка оказывают самое позитивное влияние на развитие личности ребёнка , формирование его творческих способностей. Занятия развивают двигательные навыки , координацию, концентрацию внимания, речь (подпевания, дети учатся взаимодействию в коллективе, развивают музыкальный слух , обучаются игре на музыкальных инструментах . На музыкальных занятиях детей учат петь , танцевать, слушать музыку , играть на музыкальных инструментах . Большое внимание уделяется также театрализованной деятельности. В нашей работе используется много фольклорного материала : потешки, весёлые песенки, дразнилки, частушки и т. д. Музыкальные занятия эмоционально раскрепощают ребёнка, обогащают впечатлениями, формируют музыкальные способности . Занятия проводятся 2 раза в неделю.

ПРАЗДНИКИ В ДЕТСКОМ САДУ.

Праздник в детском саду - особый день для ребёнка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни. Праздник помогает выразить свои эмоции в музыке , художественном слове, изобразительном искусстве, пробуждает интерес к творчеству, обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет знания, развивает речь , художественный вкус, активизирует их.

НА ДЕТСКОМ ПРАЗДНИКЕ

Добро пожаловать на детский праздник к нам.

И с правилами ознакомиться мы предлагаем Вам.

Мы в музыкальном зале рады видеть всех.

Всегда звучат здесь песни, детский смех.

И чтобы праздник был спокойней, веселей,

Не надо брать с собой грудных детей .

Устанут, будут плакать, и кричать. Нехорошо артистов огорчать.

В день праздника вы постарайтесь раньше встать.

Чтоб на утренник в детский сад не опоздать.

Чтоб Ваша дочка или ваш сынок. Костюм надеть спокойно смог.

А вот фотоаппарат иль камеру возьмите,

И обязательно весь праздник нам снимите.

А что же можно? Спросите вы нас! Мы очень просим, дорогие вас,

Аплодисментами поддерживать детей ,

Чтобы артисты стали посмелей. А если уж пришлось вам опоздать.

То постарайтесь никому не помешать. Вы между номерами паузу дождитесь.

Пройдите в зал и у дверей садитесь. И не забудьте снять пальто и шапки.

Снимите сапоги, наденьте тапки. А лучше туфли на высоких каблуках.

Чтоб все вокруг сказали : «Ах!» Ещё хотим, друзья вам предложить.

Шутить, на сцене роль сыграть. Танцуйте, пойте, веселитесь с нами.

И знайте, ждем всегда мы очень встреч, приятных с вами!

Памятка для родителей по музыкальному воспитанию .

1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребёнка как можно раньше. Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание : даже если оно будет красиво снаружи, оно всё равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения», - считают педагоги. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребёнка, будет невосполнимо.

2. Путь развития музыкальности каждого человека одинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у нашего малыша нет настроения что-нибудь спеть, или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

3. Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык» - немузыкальный , если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить .


«Только музыка имеет силу формировать характер…При помощи музыки можно научить себя развивать правильные чувства.» сквозь века верна истина древнегреческого философа и ученого, ученика Платона и учителя Александра Македонского – Аристотеля. Музыка — относится к одному из самых действенных и богатейших средств эстетического воспитания, воспитывает вкус, формирует чувства. Музыка обладает невероятной созидательной силой эмоционального воздействия, все, что неподвластно слову, не находит в нем своего выражения — находит отражение в музыки. Давно подмечено, что постоянное общение с музыкой пробуждает в человеке острую наблюдательность не только к звучанию природы, но и развивает умение ассоциировать различные явления окружающего мира.

Важно! Детство – период, когда ребенок особенно сильно привязан к дому, семье и те ценности, которые признают его родители – становятся важнейшими и в его жизни. Что значит, прежде всего, мы сами должны быть заинтересованы во всестороннем развитии ребенка, и в том числе музыкальных его задатков. Необходимо развивать, формировать у ребенка культуру восприятия музыки, творческую активность и эмоциональную отзывчивость. Именно дошкольный период является наиболее сензитивным, и если не заниматься развитием, то природные задатки останутся так и нереализованными.

Как развить музыкальные способности?

Для решения поставленной задачи, от нас родителей не так уж и много требуется – всего лишь помочь развиться врождённому умению малыша слушать и слышать, используя для этого всевозможные методики и развивающие программы.

1. Методика Железновых. Отец и дочь – Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна являются авторами программы и методических разработок раннего музыкального развития «Музыка с мамой». Ими выпущено много разнообразных аудио и видеодисков с веселой музыкой, красивыми мелодиями, простыми песенками, ярким исполнением, направленных на развитие музыкальных способностей и абсолютного слуха малышей практически с самого их рождения. Методика «Музыка с мамой» пользуется популярностью во многих странах мира.

Зародилась она в начале 90-х годов прошлого столетия. Первоочередной ее целью было выявить и развить музыкальные способности детей 3-5 лет, с дальнейшей подготовкой в музыкальные школы. Организовывались занятия, на которых ребята пели и одновременно играли по нотам на клавишных инструментах. И тогда-то возникла острая потребность в тематических материалах, по которым можно было бы, проводить занятия с детьми более раннего возраста. Железновы – Сергей Станиславович — педагог с консерваторским образованием и его дочь Екатерина Сергеевна – по специальности дирижер, музыкальный руководитель тогда – то и стали сами сочинять игровые веселые песенки, разрабатывать музыкальные упражнения, в результате чего родилась известная нам всем и по сей день методика « ».

2. Игра на развитие слуха — «Угадай, что звучит». Для этой игры вам понадобятся используемые в быту предметы, такие как: тарелка, кастрюлька, фарфоровая чашка и даже обычный стакан. Приготовьте обычный карандаш. Ну все, можно приступать! Возьмите карандаш за самый кончик – важно не заглушить звук, и постучите по каждому предмету по очереди, а малыш пусть наблюдает. Далее попросите ребенка отвернуться, и постучите по любому предмету из вышеперечисленных: «а ну-ка, угадай-ка, что звучит!».

3. Используйте периодически творческие задания типа тестов креативности Торренса. – выступает как один из показателей одаренности, она может характеризовать личность в целом или ее отдельные возможности. Поль Торренс занялся исследованием креативности в 1958 году, креативность им определялась как процесс появления чувственности к дефициту знаний – естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающий в ситуации неопределенности. Рассмотрение креативности как процесса, дает возможность выявить не только способности к творчеству, но и условия, стимулирующие этот процесс.

Тест 1. Нарисуйте картинку. В качестве основы рисунка берется овальное пятно, вырезанное из цветной бумаги. Задание – дать название своему рисунку.

Тест 2. Дорисуйте незаконченные фигуры и дайте каждому рисунку название .

Тест нацелен выявить самый важный показатель креативности – оригинальность, которая определяет степень творческого мышления тестируемого. А далее постарайтесь найти ребенку сверстника с такими же способностями – для ребенка очень важно иметь друга того же возраста и пола, имеющего не только схожие интересы, но и несомненно способности.

4. Записывайте выступления малыша на аудио — или видео. Поддерживайте его, хвалите, поощряйте.

5. Делитесь с малышом разнообразными сведениями о музыке, тем самым вы обогатите его словарный запас образными словами и выражениями, которые характеризуют чувства. Но занимаясь музыкальным воспитанием, «не забрасывайте» и общее развитие.

6. Игра на детских музыкальных инструментах. Музыкальные игрушки и инструменты вызывают у детей огромный интерес. А знаете ли вы что, инициатором данного вида обучения был – Николай Афанасьевич Метлов — педагог, музыкальный деятель, один из основоположников дошкольного музыкального воспитания в нашей стране. Он разработал методику слушания музыки. Им же была проведена работа, по отбору высокохудожественных инструментальных и вокальных произведений выдающихся композиторов прошлого. Это он сделал акцент на том, что необходимо привлекать детей к восприятию выразительности тембра каждого инструмента, твердо настаивая, что со временем у ребенка выработается музыкальная отзывчивость. А я приглашаю вас на веселые нотки (онлайн видео), где юные музыканты овладевают навыками игры на металлофоне и мелодике, ложках и маракасах, синтезаторе и треугольнике, узнают основы нотной грамоты и создают маленький оркестр.

Программа музыкального воспитания дошкольников Н.А. Ветлугиной

Цель программы — развитие у ребенка общей музыкальности, путем его музыкальной деятельности. Ветлугина выделяет 4 вида деятельности:

  1. восприятие музыки
  2. исполнительство
  3. творчество
  4. музыкально – образовательная деятельность.

Непременно с включением элементов песенного, игрового и танцевального творчества.

Репертуар программы Н.А.Ветлугиной подобран на произведениях классиков. Данная методика предполагает также обучение детей пению по нотам.

Музыкально–дидактические игры

Требование к играм – важно ее интересное и красочное оформление. Вырежьте яркие, забавные кружочки — ноты, и пропойте их с малышом все до одной.

Затем организуйте игру «Музыкальный магазин» : ребенок — продавец, и его основная задача: продавая покупателю диск, воспроизвести мелодию своим голосом. От его попадания зависит, купят диск или же попросят другой. Цель игры – отработать чистоту звука и передачу оттенков исполнения. Такие игры очень увлекают детей, а вы играючи раскрываете таланты малыша.

Игра «Где мои детки?» — разовьет умение различать звуки, разные по высоте. Детки с удовольствием ответят тоненьким голоском маме – кошечке, птичке или же уточке. При этом обязательно сочетайте музыкально – дидактические игры с элементами танцевальных движений.

Воспитывайте настоящего, чувственного, мыслящего Человека! Желаю вам удачи!

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности…» Гармоническое развитие личности невозможно без постижения гармонии и звуков, ритмов. Музыка оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: она заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства не эффективны.

Чтобы открыть перед ребенком дверь в этот мир музыки, надо развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности.

Надо прежде всего воспитать у ребенка музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость — два важнейших компонента музыкальности. Вне их невозможно приобщить ребенка к этому прекрасному миру, невозможно и целостное развитие личности.

Музыка передает и вызывает такие чувства, переживания, какие подчас не находят своего полного, детального словесного выражения.

Может быть понятно и объяснимо основное содержание музыкального произведения, его основная идея, развертывающаяся во времени. Но так как данное содержание раскрывается специфическими музыкальными средствами (мелодией, гармонией, ритмом, ладом, темпом и другими средствами), то для его понимания необходимо иметь представление о выразительном значении всех этих средств. Таким образом, понимание музыкального произведения предполагает осознание основной его идеи, характера, настроения, передаваемых специфическими средствами музыкальной выразительности.

Развитие эстетического восприятия музыки требует определенной системы и последовательности.

Применительно к детям дошкольного возраста восприятие музыки возможно путем подбора соответствующих произведений.

Детям прививаются простейшие навыки, закладывающие первые основы культуры слушания:

  • умение выслушать произведение до конца;
  • следить за его развитием;
  • запоминать и узнавать его;
  • различать его основную идею и характер, наиболее яркие средства музыкальной выразительности.

В процессе слушания музыки, в единстве с музыкально-эстетическими, осуществляются и задачи всестороннего развития ребенка: совершенствуется его нравственный облик, формируются умственные способности, укрепляется физическое состояние. Музыка помогает ребенку не только ощутить прекрасное, но и создавать его. При систематическом слушании музыки дети начинают различать и осознавать ее выразительные средства, жанры, композицию произведений, что, естественно, углубляет эстетические чувства.

Музыкальность — это своеобразная форма ориентировки в музыкальных явлениях. Содержание понятия «музыкальность» охватывает самые разные свойства — от способности дифференцировать музыкальные звуки до высших творческих проявлений, поскольку музыкальная деятельность многосоставна и разнообразна. Б.М. Теплов определяет музыкальность как «…тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, и притом необходим для любого вида музыкальной деятельности».

Музыкальность предстает как комплекс способностей.

Теплов выделяет среди них три основные, способствующие наиболее успешному выполнению музыкальной деятельности:

1. Ладовое чувство, способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, то есть чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения.

2. Способность к слуховому представлению, то есть способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное и ритмическое движение мелодии. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.

3. Музыкально-ритмическое чувство, то есть способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать музыкальную выразительность ритма и точно воспроизводить последний в движениях.

Развитие музыкальности зависит от планомерного педагогического воздействия, от учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, от окружающей среды.

Слушание музыки — один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности.

В процессе слушания дети приобретают самый большой, в сравнении с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений:

  • учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее;
  • у них развивается музыкальное восприятие-мышление — универсальная музыкальная способность, необходимая для любого вида музицирования.

Музыкальное восприятие — состоявшееся восприятие, прочувствованное и осмысленное. Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как художественный эстетический феномен. В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, «как нечто слышимое и действующее на орган слуха».

Музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста, работа по слушанию и восприятию музыки углубляется. Она выступает и как раздел занятия, и как методический прием работы, и как самостоятельное занятие. Восприятие детей этого возраста становится более осознанным, управляемым. Чувства, вызываемые музыкой, носят более дифференцированный характер. Развивается произвольная память, внимание. Дети замечают сходство музыкальных произведений одного жанра, сопоставляют знакомые произведения по их образному содержанию, характеру звучания. Появляется заинтересованность музыкальным произведением, устойчивость переживаний и чувств. Значительная динамика наблюдается в мышлении детей: происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению.

Внимание детей уже более устойчиво, поэтому они могут слушать довольно сложные произведения.

Успех музыкального развития детей зависит от методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми.

Музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста осуществляется в основном посредством занятий. Подобранный репертуар системы позволяет выстраивать занятия вокруг какой-либо темы, объединить их сюжетом, сказкой, игрой и облегчает варьирование их видов. Для развития образной речи детей использовала стихотворения, сказочные сюжеты. Сюжетные занятия расковывают детей, способствуют проявлению их творчества в разных видах музыкальной и художественной деятельности.

Дети встречаются со слушанием музыки в процессе всей музыкальной работы с ними — в пении, музыкально-ритмических движениях, музыкально-дидактических играх, игре на инструментах. Перед тем, как начать разучивать пляски или игры, детям предлагаю послушать соответствующий музыкальный материал.

Использую в повседневной жизни детского сада активное восприятие музыки :

  • тематические концерты,
  • беседы-концерты,
  • вечера.

Сосредоточиваю внимание детей на какой-либо важной музыкальной теме, расширяющей их представления о стилях, жанрах.

Например, рассказываю о старинной музыке и даю послушать ее в исполнении различных музыкальных инструментов, для которых она написана (клавесин, флейта, камерный ансамбль, оркестр, орган). Беседу о музыке сопровождаю показом репродукций картин, дающих представление о жизни, обычаях людей той эпохи, в которую было создано произведение, об искусстве тех времен. Беседу-концерт посвящаю творчеству композиторов как зарубежных, русских, так и современников.

Чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальных занятиях, можно сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии, в том числе и компьютерные . Применяя ИКТ в работе с дошкольниками, я использую в своей работе мультимедийные возможности компьютера для повышения мотивации к восприятию музыки и облегчения усвоения детьми музыкального материала различной направленности.

Так, например, музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста осуществляется с использованием цифровых технологий в фото- и видеосъемке. Включаю в слайд-шоу или презентацию в качестве вариативной наглядности образ, хорошо знакомый ребенку, при этом запускаю сразу несколько психических процессов:

  • узнавание музыкального образа вызывает радость, а для детей дошкольного возраста это немаловажно;
  • способствует развитию обобщения;
  • обратный процесс, когда, встретив в своем окружении предмет, о котором уже говорили и видели его на экране, у ребенка выстраивается цепочка воспроизведения остального материала, связанного с этим предметом (ассоциативная память).

Использование в работе информационных и коммуникационных технологий в процессе музыкального развития дошкольников помогает значительно разнообразить музыкальную деятельность детей, повышает познавательный интерес дошкольников во время музыкальных занятий. Мультимедиа-средства по своей природе интерактивны, поэтому дети, воспринимая мультимедиа-продукты, не остаются пассивным, информация подается с видеосюжетом и музыкальным сопровождением.

Музыкальное восприятие развивается не только на занятиях. Ребенку необходима музыкальная среда, слушание музыки в более свободных формах.

В каждой группе имеются аудиокассеты с записями классической, народной и детской музыки.

Слушание музыки в семье обладает большой силой воздействия на детей. И поэтому работу с семьей необходимо вести параллельно , с самого начала выявления и привития детям интереса к музыке. Формы нашей работы с родителями разнообразны. Они включают в себя проведение бесед и консультаций, организацию докладов на родительских собраниях, а также оформление стендов.

Краски и звуки в искусстве сосуществовали всегда. Одной из форм непосредственного отклика ребенка на музыку является детский рисунок. Л.С. Выгодский считал, что ребенок обращается к рисованию не случайно, а потому, что именно рисование представляет ему возможность легко выразить то, что им владеет.

Интегрированные занятия , на которых восприятие музыки объединялось с рисованием, дали ряд примеров интересных цвето-звуковых соощущений у детей. Так, они с восхищением слушали и прекрасно запоминали сказочно-таинственную музыку, а затем воплощали свои впечатления на бумаге.

Дети передают в своих рисунках и процесс развития музыкального образа. Можно сказать, что в процессе рисования они «живут» в музыке, воплощая ее динамичный характер.

Значительным для детей и взрослых событием является выставка детских рисунков , которая оформляется в группе. Дети с радостью демонстрируют родителям свои рисунки, рассказывают о том, какую музыку они нарисовали. После выставки дети уносят свои рисунки домой. Воплощенная в красках музыка продолжает «звучать», становится для ребенка еще более близкой и интересной.

В заключении, могу сказать о том, что организованная система по формированию у детей музыкальной восприимчивости, на музыкальных занятиях, и использованных разнообразных форм организации музыкальной деятельности по слушанию и восприятию музыки способствует развитию у детей музыкальности, формированию музыкальной культуры, сознательному и прочному усвоению знаний, активизации познавательной деятельности эмоциональной сферы.

Список используемой литературы:

  • Апраскина О.А. Из истории музыкального воспитания. М.: Просвещение, 1990.
  • Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1981.
  • Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М., 1993.
  • Дошкольное воспитание. Основы системы музыкального восприятия.
  • Метлов Н.А. Музыка — детям. М.: Просвещение, 1985.
  • Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2000.
  • Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
  • Радынова О.П. Музыкальные шедевры. М., 1999.
  • Новые формы организации игрового и учебно-воспитательного процесса с использованием ИКТ и обучающих развивающих программ для дошкольного образования. Учебно-методическое пособие, Москва, 2012
  • Чайнова Л.Д. Развитие личности ребенка в компьютерно-игровой среде // Детский сад от А до Я. – 2003. — № 1.