Психологические упражнения для родителей дошкольников. Разогревающее упражнение «Ассоциации». Упражнение «Запрещаем – разрешаем»

Тренинг для родителей детей раннего возраста

Оптимальное количество участников - 10–15 человек.

Все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии.

ХОД ВСТРЕЧИ:

1. Приветствие.

Здравствуйте! Мы рады, что вы нашли время прийти на эту встречу, которую мы проводим в форме тренинга) .

В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому просьба ко всем участникам: подписать и прикрепить визитки-бэйджики , чтобы все знали, как к вам обращаться.

2 . Цели и задачи тренинга , организационные моменты: режим работы.

Цель: гармонизация взаимоотношений ребенок–взрослый.

Активно слушать, то есть уметь слышать, что ребенок хочет сказать родителям;

Осознание родителями особенностей психофизического развития детей

Предмет дискуссии - дети и способы взаимодействия с ними родителей.

На этой нашей встрече мы поработаем над некоторыми очень важными моментами нашего взаимодействия с детьми.

3. Принятие норм и правил групповой работы

Право на собственное мнение

Регламент высказывания

Конфиденциальность

Добровольность участия

Высказывание по одному

Правило «здесь и сейчас»

4. Знакомство.

Упражнение «Нас с вами объединяет...»

Сейчас мы по кругу будем передавать вот такую игрушку (мяч, мягкая игрушка), ваша задача: представиться , сказать, чьи вы родители и закончить следующее предложение: : « Я думаю, нас с вами объединяет...» (либо фразу «Мой ребенок...»)

Каждый раз мяч попадает к новому участнику до тех пор, пока мяч не получит каждый.

5. Основная часть.

Психологи отмечают важность раннего периода для дальнейшего развития ребенка. Е.О. Смирнова отмечает:

«Первые три года жизни ребенка оставляют неизгладимый след не только в памяти родителей, но и в душе ребенка. За это время он проходит громадный путь в своем развитии. Он учится видеть мир. Понимать значение окружающих предметов и пользоваться ими, общаться с людьми. Именно в первые годы закладывается его отношение к людям, к себе, к миру. Первые детские впечатления накладывают отпечаток на дальнейшую жизнь человека. Ведь это начало всех его будущих качеств и способностей».

Психолог: Каждый из нас ЛЮБИТ и ПОНИМАЕТ своего ребенка. Это ПРИНЯТИЕ находит свое выражение в нашей мимической реакции на действия ребенка, в наших жестах, в наших размышлениях, в наших словах, обращенных к ребенку ,

Упражнение «Что таится в имени моего ребенка» («Тайна имени»)

Родителям предлагается назвать имя своего ребенка и охарактеризовать его по первой букве имени. Например: Женя - жизнерадостный.

Упражнение «Погружение в детство»

Ведущий. Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию: оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство - в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам три-четыре года. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице. Посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, а рядом с вами близкий человек. Посмотрите, кто это. Вы берете его за руку и чувствуете ее тепло и надежность. Затем вы отпускаете руку и убегаете весело вперед, но недалеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете глаза и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему, снова берете за руку, идете дальше и вместе с ним смеетесь над тем, что произошло.

А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда будете готовы, вы откроете глаза.

Рефлексия

Удалось ли окунуться в детство?

- Почувствовали ли вы надежное плечо, сопровождающее вас в детстве?

Что для вас значит «надежное плечо»?

Какие чувства у вас были, когда вы потеряли поддержку?

Что хотелось сделать?

Психолог : Зачастую родители и воспитатели, делая замечания малышам в опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того, чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо.

В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его делать наоборот (Например. Что будет делать ребенок на слова: «Не подходи к телевизору!»).

Обращение к ребенку должно быть позитивным, т.е. предполагать ответное действие, а не бездействие.

Упражнение «Недетские запреты»

Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, - то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом капроновой лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» - завязывается рот, «Не бегай» - завязываются ноги и т.д.

После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи - говори спокойно».

Рефлексия

Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:

Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?

Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?

Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?

Что хотелось развязать в первую очередь?

Что вы чувствуете сейчас?

Рефлексия участников, игравших роль взрослого:

Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?

Что вам хотелось сделать?

Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

Какие чувства вы испытываете сейчас?

Психолог: Известно, что готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.

У ребенка представления о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача – задача взрослых людей , окружающих ребенка, – помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша. Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в то же время научит разбираться в бесконечных “нельзя“ и “можно“! Чтобы научить этому детей, педагогам самим нужно отлично в этом разбираться.

Предлагаю вам пройти групповой тест “Можно и нельзя“.

Тест “Можно и нельзя”

Наказание невозможно

Наказание возможно

Ребенок болеет

Перед сном

Сразу после сна

Во время еды

Во время занятий

Во время игры

Непосредственно после душевной или физической травмы

Ребенок искренне старается что-­то сделать, но у него не получается

Воспитатель находится в плохом настроении

После выполнения теста проводится его обсуждение :

Когда, в каких ситуациях можно, а когда нельзя наказывать ребенка?

В заключение педагогам предлагается отрезать ножницами колонку теста “Наказание возможно”. ­

Оставшаяся часть в качестве “памятки” может использоваться в работе.

Психолог: Как много сердечного тепла бывает загублено из-за неспособности понять другого и самого себя. Скольких драм, больших и малых, не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь, и это умение не дается матерью-природой.

Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, - это дефицит ласки . Родители порой не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей заставляет родителей быть чрезмерно суровыми с ними.

Это задание позволит каждому из нас проявить чуть больше ласки, внимания, любви.

Упражнение «Солнце любви»

Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей.

Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.

Психолог: Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.

6. Подведение итогов работы. Рефлексия.

Что вам больше всего понравилось в нашей работе, что не понравилось?

- Какие чувства сопровождали во время всего цикла занятий?

Какая информация оказалась для вас наиболее актуальной?

Цель: Создать благоприятные условия для работы в группе. Развить способность родителей к децентрации. Выяснить ожидания и опасения родителей. Актуализировать образ ребенка в себе.

Знакомство с правилами работы в группе и их принятие.

  • Максимальное доверие друг к другу. Первый шаг - единая форма обращения на «ты».
  • Во время занятия говорить только о том, что волнует именно сейчас и обсуждать только то, что происходит «здесь» «сейчас».
  • Во время сеанса говорить только о том, что думаете по поводу происходящего.
  • Все, что происходит в группе ни под каким предлогом не выносить за её пределы.
  • Во время общения подчеркивают только положительные качества человека, с которым работают.
  • Внимательно слушать говорящего, задавать вопросы только после того, как он закончил говорить.

Знакомство участников друг с другом.

  • Назвать свое имя
  • Рассказать о своем ребенке
  • Рассказать о том, что стало причиной прихода на занятия

1. Упражнение «Мое имя – мой характер»

Подумайте о значении вашего имени. Нравится ли оно Вам, что оно выражает?

Задание заключается в том, чтобы назвать черты своего характера, начинающееся на каждую букву вашего имени. В течение 2 минут назовите черты характера на буквы вашего имени.

2. Упражнение «Я тебя понимаю»

Инструкция: Закончите приведенные ниже примеры так, как, по вашему мнению, закончил бы их ваш ребенок:

  • Мне бывает радостно, когда…
  • Я очень грущу, когда…
  • Мне бывает страшно, когда…
  • Я сержусь…
  • Я очень горжусь…

После того, как родители закончат предложения, они сравняют их с ответами детей (дети выполняют этот тест накануне с психологом). Степень совпадения будет говорить о вашей способности поставить себя на место ребенка, о способности к децентрации.

Провести обсуждение, в чем было совпадение.

3. Упражнение «За что меня ругают»

Каждый из участников завершает следующие предложения:

  • «Я себя ругаю за то, что я…»
  • «Другие меня ругают за то, что я…»
  • «В детстве меня ругали за то, что я…»

После каждого круга отводится немного времени для обсуждения:

  • «Что вы почувствовали?»
  • «Что, может быть, вас удивило?»

4. Упражнение «Маленькому – защиту».

Инструкция: «Представьте себя маленьким ребенком 5 или 6 лет, загляните глубоко в глаза этому малышу. Постарайтесь увидеть глубокую его тоску и понять что это – тоска по любви. Протяните руки и обнимите маленького ребенка, прижмите его к своей груди. Скажите ему, как сильно Вы его любите. Скажите, что вы восхищаетесь его умом, а если он делает ошибки, то это ничего, все их делают. Пообещайте ему, что вы всегда придете ему на помощь, если это необходимо. Теперь пусть побудет ребенок маленьким, величиной с горошину. Положите его к себе в сердце. Пусть он поселится там в самом уютном уголке. Сделайте это нежно и ласково. Наполните этот уголок голубым светом и запахом цветов. Почувствуйте себя любимым. Всякий раз, заглядывая в свое сердце и видя маленькое личико своего ребенка, отдавайте всю вашу, так важную для него любовь.

Почувствуйте тепло, которое разливается по вашему телу, мягкость и нежность.

Обсуждение занятия, подведение итогов.

Занятие №2

Цель: помочь родителям овладеть способами личностно – ориентированного взаимодействия. Транслировать положительный образ ребенка.

1. Упражнение «Психологическая скульптура»

Провести рефлексию, обратить внимание на то, что наилучший и продуктивный контакт происходит тогда, когда собеседники занимают позицию «глаза в глаза».

2. Упражнение «Дистанция общения».

Инструкция: Участникам предлагается начать вести диалог, сидя напротив друг друга, а затем необходимо отодвинуться друг от друга на расстояние не менее четырех метров и продолжать вести беседу.

3. Упражнеие «Пространство общения».

Инструкция: Повернитесь, пожалуйста, друг другу спиной и начните беседу. Затем поделитесь чувствами о том, получился ли продуктивным разговор.

Информация о том, чтобы получилось содержательным общение, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, чувство доверия к миру, надо взаимодействовать с ребенком не «рядом» и не «над», а вместе. Очень важным является безусловное, положительное отношение к ребенку.

4. Упражнение «Мама и ребенок»

Инструкция: Участники разбиваются по парам, в которых исполняют роли матери и ребенка. «Мама» должна выразить чувства к «ребенку», прикасаясь к его телу (от головы до ног) при этом необходимо сопровождать свои действия ласковыми словами. Через три минуты нужно поменяться ролями.

Провести обсуждение, кем понравилось больше быть – ребенком или матерью? Почему?

5. Упражнение «Что мне нравится в моем ребенке, так это…»

Описать все положительные качества, которые есть в ребенке.

Обсуждение занятия.

Занятие №3

Цель: познакомить родителей с техникой активного слушания, пробовать использовать такие приемы активного слушания как пересказ, отражение чувств.

1. Упражнение «Подарок».

Инструкция: участники по очереди дарят подарок своему соседу слева, но делают это невербально, то есть без слов. После завершения круга каждый говорит, какой подарок он получил.

Информационная часть . Ведущий рассказывает о том, что слушание может быть пассивным (безмолвное) и активным (рефлексивное). Безмолвное слушание предполагает минимум ответных реакций («Да, да», «Я тебя слушаю», поддерживающее выражение лица, кивание в знак согласия. А если ребенку важно высказаться и быть выслушанным, такого слушания может быть вполне достаточно. Но когда у ребенка есть эмоциональная проблема (он расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда обошлись с ним грубо) его надо активно выслушать. Активное слушание создает отношения тепла, облегчает решение проблем ребенка. Приемами активного слушания являются: пересказ, отражение чувств, уточнение, резюмирование (подведение итогов) Пересказ – это изложение своими словами то, что сказал собеседник. Ключевые слова пересказа – это «Ты говоришь…», «Как я понимаю…» Пересказ является своеобразной обратной связью ребенку: «Я тебя слышу, слушаю и понимаю».

Уточнение (выяснение) относится к непосредственному содержанию того, что говорит другой человек. Например: «Объясни, пожалуйста, что это значит?», «Не повторишь ли еще раз?»Уточнение следует отличать от выспрашивания. Выспрашивание может разрушить желание говорящего сообщать что-либо.

Отражение чувств – это проговаривание чувств, которые испытывает другой человек. «Мне кажется, ты обижен». «Ты чувствуешь себя расстроенным». Чувства надо называть в утвердительной форме, так как вопрос меньше вызывает сочувствия. Этот прием способствует установлению контакта, и повышает желание другого человека рассказывать о себе.

Проговаривание подтекста заключается в дальнейшем проговаривании мыслей собеседника. Оно не должно превращаться в оценивание.

Например: «Ты мог бы быть и поскромнее». Оценивание блокирует желание рассказывать о проблеме.

Резюмирование используется в продолжительных беседах и переговорах («Итак, мы договорились с тобой, что»)

2. Упражнение .

3. Упражнение направлено на умение отражать чувства ребенка. Родителям предлагаются ситуации, а они должны описать чувства, которые испытывает ребенок и то, что бы они ответили ему в этих случаях.

Ситуация и слова ребенка

Чувства ребенка

Ваш ответ

Сегодня, когда я выходил из дома, мальчишка– хулиган выбил у меня из рук портфель и все из него высыпалось.

Огорчение, обида.

Ты очень расстроилась, тебе было очень обидно.

Ребенку сделали укол, он плачет «Доктор плохой.»

Физическая боль, злость.

Тебе стало больно и ты разозлилась.

Старший сын говорит маме: «Ты всегда ее защищаешь, говоришь: маленькая, маленькая, а меняникогда не жалеешь».

Тебе хочется, чтобы я тебя тоже защищала.

Сегодня на занятии по математике я ничего не поняла и сказала об этом воспитателю, а все дети засмеялись.

Стыд, обида.

Тебе было очень неловко.

Ребенок роняет чашку, та разбивается: «Ой моя чашечка».

Страх, досада.

Ты испугалась, тебе стало жаль такую красивую чашку.

Домашнее задание. В общении с ребенком использовать методы и приемы активного слушания.

В заключительной части занятия ведущий предлагает сесть поудобнее, постараться расслабиться и прослушать сеанс аудиозаписи «Подводный мир».

Занятие №4

Цель: Помочь родителям освободиться от деструктивного влияния негативных эмоций. Познакомить с типами родительских высказываний, мешающих активному слушанию.

Информационная часть.

По мнению американского ученого Луизы Хей: «Любовь – единственный ответ на любую нашу проблему и дорога к такому состоянию – через прощение. Прощение растворяет обиду».

1. Упражнение «Прощение»

Сядьте удобнее, расслабьтесь. Представьте, что вы в затемненном театре и перед вами большая сцена. Поставьте на сцену человека, которого вам надо простить (человека, которого вы больше всего ненавидите), этот человек может быть живым или мертвым. И ваша ненависть может быть как в прошлом, так и в настоящем. Когда вы ясно увидите этого человека, представьте, что с ним происходит что-то нехорошее – то, что для него имеет большое значение. Представьте его улыбающимся и счастливым. Задержите этот образ в вашем представлении несколько минут, а потом пусть он исчезнет. Затем, когда человек, которого вы хотите простить, покинет сцену, поставьте туда себя. Представьте себя счастливым и улыбающимся. Представьте вашу маму, когда ей было четыре или пять лет – испуганную и жаждущую любви. Протяните ей руки и скажите, как вы её любите. Скажите ей, что она может на вас рассчитывать, что – бы ни случилось. Когда она успокоится и почувствует себя в безопасности, положите её на сердце. А теперь представьте своего отца маленьким мальчиком трёхчетырёх лет. Он тоже чего-то боится и громко плачет. Вы увидите слезы, которые градом катятся по его личику. Прижмите его к своей груди и почувствуйте, как он дрожит. Успокойте его.

Пусть он почувствует вашу любовь. Скажите ему, что вы всегда рядом с ним. Когда его слезы высохнут, пусть он тоже станет совсем крохотным. Положите его в своё сердце вместе с вами

Провести рефлексию после проведенного упражнения.

Информационная часть. Ведущий говорит о том, что в последнее время психологи выделили несколько типов родительских высказываний, мешающих активному слушанию. К ним относятся следующие:

  • Приказы, команды. «Сейчас же перестань!» «Убери!» «Замолчи!»
  • Предупреждения, предостережения, угрозы. «Если ты не прекратишь плакать, я уйду». Еще раз это повторится, и я возьмусь за ремень!»
  • Мораль, нравоучения, проповеди. Ты обязан себя вести как подобает. «Ты должен уважать взрослых.»
  • Советы, готовые решения. «Я бы на твоем месте дал сдачи!»
  • Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции». «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки». «Сколько раз я тебе говорила!»
  • Критика, выговоры, обвинения. «На что это похоже!» «Опять все сделала не так!»
  • Похвала.
  • Обзывание, высмеивание. «Плакса-вакса». «Не будь лапшой».
  • Догадки, интерпретации. «Небось, опять подрался» «Я все равно вижу, что ты меня обманываешь..»
  • Выспрашивание, расследование. «Ну почему ты молчишь?» «Что же все-таки случилось?»
  • Уговоры, увещевания, сочувствие на словах. «Успокойся.» «Не обращай внимания».
  • Отшучивание, уход от разговора. «Не до тебя». «Вечно ты со своими жалобами».

Практическое упражнение: Попробуйте определить к какому типу ошибочных высказываний относятся ответы родителя:

Девочка пяти лет – отцу (плачет): «Посмотри, что он (брат двух с половиной лет) сделал с моей куклой. Нога теперь болтается».

Папа: «Да действительно, а как это случилось?»

Дочь: «Не знаю! Моя ку-у-колка моя…»

Папа: «Ну успокойся, Давай что-нибудь придумаем».

Дочь: «Не могу, ку-у-колка моя…»

Папа (радостно): «О, я придумал! Представь себе, что она попала в аварию и стала инвалидом: симпатичный такой инвалидчик». (Улыбается)

Дочь (плачет сильнее): Не смейся. Я его тоже обижу».

Папа: «Что это ты такое говоришь! Чтобы я никогда таких слов больше не слышал!»

Дочь: «Я пойду к маме».

Домашнее задание родителям: понаблюдайте за своими беседами с ребенком, особенно в те моменты, когда у него что-то случилось.

Попробуйте провести день без слов критики и упрека в адрес вашего ребенка. Замените их словами одобрения по любому поводу. Посмотрите на реакцию ребенка.

2. Упражнение.

Родителям предлагается сесть поудобнее, максимально расслабиться и прослушать сеанс аудиозаписи «Путешествие на Марс»

Обсуждение занятия.

Занятие №5

Цель: обсудить и проанализировать ситуации, которые возникли при выполнении домашнего задания. Научиться способам эффективной коммуникации родителей при разрешении проблем во взаимодействии с детьми.

1. Упражнение «Клубочек»

Инструкция: участники передают друг другу клубочек, при этом говорят, что им нравится в этом человеке.

  • Обсуждение домашнего задания. Родители рассказывают о том, какие приемы активного слушания они использовали при взаимодействии с ребенком.

2. Упражнение «Семейные заповеди».

Участникам предлагается написать список семейных заповедей (обычаев, правил, установок, запретов, привычек, взглядов, которых придерживаются все члены семьи). Затем происходит взаимообмен написанными по кругу. Как показывает опыт, родителям интересно знать, какова семейная жизнь других людей. Это позволяет сравнить свои представления о ней с представлениями других.

Информационная часть. Ведущий рассказывает о двух формах обращения к другому человеку: ты – сообщениях и я - сообщениях. Американский психотерапевт Томас Гордон сделал примечательное наблюдение: оказывается большинство используемых взрослым замечаний это Ты - сообщения. Ты - сообщения часто нарушают коммуникацию, так как вызывают у ребенка чувство обиды и горечи, создают впечатление, что прав всегда родитель (Ты всегда оставляешь грязь в комнате», Прекрати это делать»). Я - сообщения являются более эффективным способом в плане влияния на ребенка с целью изменения его поведения, которое родитель не приемлет. Я - сообщения отличаются от Ты - сообщений тем, что позволяют выразить взрослому негативные чувства в необидной форме, поэтому энергия ребенка направлена не на то, чтобы обижаться, возмущаться, злиться, а на то, чтобы исправить ситуацию. Я - сообщения не портят доброжелательных отношений между людьми. Например: Томас Гордон предлагает такую схему сообщений для родителя, который устал и не испытывает желания играть со своим сынишкой.

2. Упражнение .

Ведущий предлагает родителям потренироваться в применении я - сообщений. Он зачитывает приготовленные ты - сообщения и предлагает участникам переформулировать их в я - сообщения.

Примеры ты - сообщений

  1. Ну что у тебя за вид!
  2. Перестань тут ползать, ты мне мешаешь!
  3. Ты не мог потише?

Примерные содержания сообщений я – сообщений.

  1. Я не люблю, когда дети ходят растрепанными и мне стыдно от взглядов соседей.
  2. Мне трудно собираться на работу, когда под ногами кто- то ползает, я все время спотыкаюсь.
  3. Меня очень утомляет громкая музыка.

4. Упражнение «Ладошка»

Инструкция: каждый участник на отдельном листочке обводит контур своей ладони, подписывает свой листочек и оставляет на своем месте. Затем все пишут на этих листочках прощальные пожелания друг другу. После этого участники читают написанное.

5. Итоговое обсуждение тренинговых занятий.

Ведущий предлагает родителей ответить на вопросы в письменном виде.

  • Какая тема (занятие, или просто информация) показалась вам наиболее интересной?
  • Какое открытие для себя вы сделали в ходе занятий в группе?
  • Какие изменения, которые произошли в семье, вы отметили бы?
  • Что вы хотели бы добавить в программу, какую тему углубить?

Занятие заканчивается обменом впечатлениями и мнениями, возникшими в ходе проведения тренинга.

программы для родителей, которые помогут, например, избавиться от ревности между братьями и сестрами, помочь тревожному ребенку справиться со страхами. www.familyland.ru

2. ЦЕНТР СИСТЕМНОЙ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ (Москва):

группа для родителей малышей 2−3 лет. На интерактивных семинарах расскажут об особенностях детского развития, важности эмоционального контакта и значении ограничений в жизни ребенка. family-therapy.ru

3. ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОГО УСТРОЙСТВА (Москва):

тут ведут занятия известный психолог Людмила Петрановская и другие специалисты. Есть тренинги для семей, где растет приемный ребенок, есть для всех желающих — например, «Конфликты и их эффективное разрешение» или «Школа: перезагрузка» — для детей и родителей, испытывающих трудности во взаимоотношениях со школой. irsu.info

4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ» (Москва):

«Группа для неидеальных родителей» — это еженедельные встречи для тех, кто хочет понять, что происходит в его отношениях с ребенком, ищет новые способы взаимодействия и семейную гармонию, кто тревожится о том, насколько он хорош в роли родителя. www.zdes-i-teper.ru

5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «САМ Я» (Челябинск):

родительские тренинги и вебинары про то, как достичь взаимопонимания, как справиться с детскими капризами и найти свой уникальный стиль воспитания, как научить детей быть ответственными и как договориться с подростком. psysami.ru

6. СЕМЕЙНЫЙ ЦЕНТР «УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЖИРАФ» (Звенигород):

семинары и мастер-классы для всех, кому интересны современные педагогические тенденции. А также обмен опытом с другими родителями, дискуссии и психологические игры. Есть и курсы для мам, где помогут научиться управлять эмоциями и стать спокойнее и увереннее. ugiraf.ru

7. АССОЦИАЦИЯ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ «ЕСТЬ КОНТАКТ!» (Москва):

тренинги для детей и родителей. Тут помогут разобраться в причинах сложностей со взаимопониманием в семье и конфликтов с детьми, восстановить потерянный близкий контакт и даже научат, что делать, если ребенок хочет делать уроки только с вами. atdt.ru

8. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТУДИЯ ПЕРСОНА ГРАТА (Москва), проект «Уверенные родители»:

полезные занятия для самых молодых родителей и для мам и пап подростков. personagrata-studio.ru

9. ЦЕНТР ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (Санкт-Петербург), тренинг «Родительский курс»:

в общении с ребенком нужны не только любовь, поддержка, принятие и прощение, но и способность не поддаваться на манипуляции, выдержать линию, быть последовательным — то есть найти баланс и удерживать его. www.cgt.su

10. КУРСЫ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ (Москва):

на двухдневном тренинге для родителей расскажут (и покажут!), что делать, если ребенок подавился, обжегся, упал — в общем, как спокойно действовать в экстренных случаях. www.allsafety.ru

11. ВЫСШАЯ ШКОЛА ПОВАРСКОГО ИСКУССТВА (Москва), курс «Кулинария для домохозяек»:

родителям предложат изучить особенности детского питания для малышей и школьников, а также освоить различные лечебные и оздоровительные диеты. www.kurspovar.ru

12. КУЛИНАРНАЯ СТУДИЯ ЮЛИИ ВЫСОЦКОЙ (Москва):

всех желающих тут научат готовить вкусные и полезные блюда домашней кухни. studio.jvcompany.ru

13. КУЛИНАРНЫЕ КУРСЫ «ЗАПЕКАЙКА!» (Санкт-Петербург):

учиться вкусно готовить можно в любом возрасте, сюда можно прийти и с ребенком, и с мужем. vkontakte.ru/zapekaika

14. ЦЕНТР ЕСТЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА (Москва), психологические лекции для родителей:

тут расскажут о детских возрастных кризисах (и способах не потерять рассудок в эти периоды), о важности роли папы в воспитании, о том, с какими проблемами может столкнуться многодетная семья, и еще о множестве полезных вещей. www.centr-rebenka.ru

15. ЦЕНТР «СОЗВЕЗДИЕ» (Москва), семинары для родителей:

как помочь ребенку-левше развить свои способности, как достичь взаимопонимания с детьми, даже когда это очень сложно, и т. д. www.center-sozvezdie.ru

16. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТУДИЯ «ASM-МАСТЕР» (Санкт-Петербург):

тренинги посвящены эмоциональному и психическому развитию ребенка. www.asm-master.ru

17. ТРЕНИНГОВЫЙ ЦЕНТР КОТ (Москва):

семейный тренинг поможет улучшить отношения в семье, научиться понимать и слышать друг друга, решить осложняющие жизнь проблемы. Есть и тренинг «Как использовать деньги эффективно»: родителей научат управлять личным бюджетом и составлять для себя и своей семьи личный финансовый план, чтобы правильно ставить цели и распределять средства. tren-kot.ru

18. ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И БИЗНЕСА (Москва):

строго говоря, это просто тренинги личной эффективности, но полученные навыки (организованность, управление временем, постановка и достижение целей и т. д.) будут полезны и самым обычным родителям. person.eduevents.ru

19. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «БОГАТСТВО ЖИЗНИ» (Уфа):

семинар-тренинг «Секреты семейного воспитания или что делать, когда старые методы уже не работают?» подойдет для родителей подростков в возрасте от 11 лет и старше. bogatstvo-zhizni.ru

20. РОДИТЕЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ «СУПЕР СЕМЬЯ» (Новосибирск), курс «Безопасность моего ребенка»:

авторы курса предлагают составить психологический портрет ребенка, чтобы определить его уровень тревожности и отношение к опасности, а затем научат всю семью навыкам безопасного поведения. www.суперсемья.рф

21. ПРОЕКТ «АРРРБУЗ» (Москва):

тренинги и семинары для родителей помогут облегчить школьную жизнь, учиться с увлечением и легко делать уроки. Программа предназначена для учащихся 3−5 классов и их родителей. arrrbuz.ru

22. ОНЛАЙН-КУРС «ФОТОГРАФИРУЙТЕ ДЕТЕЙ ИГРАЮЧИ»

предназначен для родителей и фотографов, которые хотят освоить и совершенствовать навыки игровой фотосъемки детей и последующей обработки фото — а потом с гордостью показывать близким и друзьям семейный фотоархив. fotodeti.ru

23. СИСТЕМА ЗНАНИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «НАШИ ДЕТИ» (Москва), практический курс по детской безопасности:

программа разработана в сотрудничестве с ведущими специалистами Центра правовой и психологической помощи Михаила Виноградова — автора многочисленных научных трудов о природе насилия и владельца детективного агентства. www.deti-security.ru

24. ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР «ЗДОРОВЬЕ И УСПЕХ» (Пятигорск):

тренинги эффективного родителя. Тут помогут сделать детско-родительские отношения по‑настоящему гармоничными, а также с пониманием отнестись к сложному подростковому возрасту. www.pglu.ru

25 СЕМЕЙНЫЙ ЦЕНТР «ПТИЦА РУ» (Краснодар):

тренинг для родителей «Любить и понимать». На занятиях развенчают самые опасные родительские мифы и убеждения, помогут найти причины детско-родительских конфликтов и научиться их разрешать, разобраться в правильной иерархии в семье с двумя и более детьми, научиться конструктивному общению с бабушками и дедушками. pticaru.com

26 ТРЕНИНГОВАЯ КОМПАНИЯ «GRC-ЦЕНТР ВЗАИМООТНОШЕНИЙ» (Екатеринбург):

тренинг «Секреты детского поведения». Родителям помогут научиться сотрудничеству, улучшить отношения с детьми, найти причины «плохого» поведения и истерик, способы решения конфликтов и создать настоящую семейную команду. grc-ural.ru

27. АВТОМОБИЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ (Москва):

курсы безаварийного вождения машины будут очень полезны для всех «мам-такси», кто ежедневно возит ребенка в школу и на кружки. Есть курсы для тех, кто недавно окончил автошколу и получил права, и программы безопасного вождения для более опытных водителей: зимняя дорога, правильное поведение в стрессовых ситуациях. www.safetydriving.ru

28. «ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ», КУРС ГЛЕБА АРХАНГЕЛЬСКОГО (Москва):

тайм-менеджмент — важнейший родительский навык, который поможет справиться с неизбежными суетой, хаосом и дефицитом свободного времени в семье, где больше одного ребенка. С помощью простых упражнений этот навык помогут развить — и научиться разумно распределять время и силы, отделять главное и срочное от второстепенного и в итоге все успевать. www.ov1.ru

29. ШКОЛА ОСОЗНАННОГО РОДИТЕЛЬСТВА «БОЛЬШАЯ МЕДВЕДИЦА» (Москва):

на семинарах и вебинарах тут обсуждают очень важные темы — как совместить семью и работу, какая мама нужна ребенку и что вы можете сделать, чтобы стать такой, как путешествовать с детьми, чтобы это приносило и радость, и пользу. Занятия ведут приглашенные лекторы — известные психологи, педагоги и врачи. vk.com/bmshkola

30. ОНЛАЙН-ШКОЛА ЛЕНЫ ДАНИЛОВОЙ:

курсы, семинары и вебинары про физическое, умственное и эмоциональное развитие детей. Вы узнаете, как и зачем учиться правильно играть с детьми, как рассказать им о мире и научить самостоятельности. Есть циклы вебинаров, посвященные творчеству и образованию. Кстати, обратите внимание на блог автора, посвященный образованию в разных странах. Очень интересно! www.danilova.ru

Как это происходит

Как это происходит?

Яна АГАРУНОВА, руководитель «Родительской академии»

Наверное, не найдется родителя, который хотя бы пару раз в день не почувствовал бы раздражения, связанного с детьми. Участникам семинара «Как перестать раздражаться на детей и при детях» (курс «Искусство быть родителем») мы сначала предлагаем подумать и составить два списка, по десять пунктов в каждом. В первый войдут те конкретные действия ваших детей, которые гарантированно вызовут у вас приступ раздражения. Во второй — те ваши действия и качества, которые, как вам кажется, вызывают раздражение у ваших детей, мужа, близких. Теперь посмотрите на ваши списки: наверняка между пунктами найдется что-то общее. Затем мы обсудим возможные причины вашего раздражения. Их много: бывает, что дело в физиологиии — ПМС, усталость, расстройство из-за ссоры с мужем. Может быть, у вас (как и у многих родителей) отсутствует навык идентификации собственных эмоций — я еще только раздражаюсь или меня уже все бесит? А часто поведение других просто не соответствует вашим ожиданиям, и поэтому вы злитесь. Нам может мешать наш собственный детский травматический опыт или страх быть «плохой мамой» — раз мой ребенок капризничает, я плохо его воспитала!

Частая причина — нарушение границ: и ваших — ребенком, и вами — детских. А вот справиться с раздражением поможет навык осознанности — понимание, что со мной происходит, с какой интенсивностью. Помогут и игры, «легализующие» ваши чувства, и их выражение через тело, голос: попрыгайте вместе с ребенком, покричите!

Учитесь, тренируйтесь — и все получится.

«Родительская академия», курс «Искусство быть родителем»: academy.relations-center.com

В настоящее время особую актуальность в работе школьного психолога приобрели вопросы, связанные с взаимоотношениями взрослых и детей внутри семьи.

Тренинг, предлагаемый вашему вниманию, представляет собой второй этап программы обучения взрослых навыкам партнерского общения с детьми. Предполагается, что взрослые участники группы получили соответствующую подготовку на занятиях тренинга родительской эффективности (см. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок-2004”, раздел “Служба сопровождения”, Сацердова С.Н. “Тренинг родительской эффективности в системе работы школьного психолога”).

Целью данного тренинга является формирование навыков сотрудничества взрослого с ребенком на основе развития доверительных отношений в семье.

Тренинг предназначен для родителей учеников 1-3-х классов. В реальной работе, учитывая возрастные, интеллектуальные, личностные особенности участников группы, он может быть модифицирован для родителей старших дошкольников или младших подростков.

Тренинг рассчитан на 4 встречи продолжительностью 2 часа каждая с очередностью 1 раз в неделю. Состав группы 4 – 6 пар “родитель – ребенок”, то есть 8-12 человек.

В основе программы лежат методические разработки Ю.Б. Гиппенрейтер, И.М. Марковской, К. Фопеля, О.В. Хухлаевой.

После прохождения тренинга каждый участник будет уметь:

  1. Устанавливать теплые, доброжелательные отношения в семье и заботиться об их сохранении.
  2. Оказывать психологическую поддержку партнеру по общению.
  3. Учитывать при достижении собственных целей цели партнера по общению, даже если партнер – ребенок.
  4. Находить эффективные решения конфликтных ситуаций по типу “выиграть – выиграть”.
  5. Выбирать продуктивную стратегию общения осознанно и компетентно.

Проведение занятий предполагает помещение с наличием свободного пространства и стенами, к которым легко крепятся рисунки. В комнате должны быть несколько столов, стулья по количеству участников, магнитофон. Для проведения некоторых упражнений понадобятся бумага, цветные карандаши (фломастеры), скотч (кнопки), клубок ниток, повязки на глаза, свеча.

Общие замечания ведущему:

  • Данный вариант тренинга является игровым, так как дети младшего школьного возраста довольно быстро устают от групповых занятий и не имеют опыта рефлексии. Ведущему нужно внимательно следить за состоянием участников группы. Иногда есть смысл прервать упражнение, продолжив его с другими участниками после короткого отдыха или энергетической разминки.
  • Предметом обсуждения в группе являются взаимоотношения родителей и детей, возникающие во время выполнения упражнений; стратегии общения, которые выбирают партнеры (сотрудничество, соперничество, игнорирование и т.д.); новый эмоциональный опыт. Ведущему важно учитывать возраст детей, темперамент и личностные особенности участников, чтобы, с одной стороны, провести анализ упражнения, а, с другой стороны, не затянуть его, превратив в нудное мероприятие.
  • В программе подробно описано первое занятие, поскольку оно является самым важным для установления эмоционального контакта между участниками группы и ведущим. В дальнейшем приводится перечень и описание упражнений. В некоторых случаях даны ссылки на соответствующие источники.

Занятие 1

Цель: знакомство детей и родителей между собой, установление дружелюбной атмосферы в группе, активизация коммуникаций в семье.

Тем участникам, кто пришел на занятие раньше других, можно предложить нарисовать рисунки на темы “Автопортрет”, “Дружеский шарж на самого себя”, “Чем я люблю заниматься в выходные дни” и т.д. Это снижает эмоциональное напряжение, создает взаимный интерес у детей и взрослых, настраивает на дальнейшее общение. Перед началом занятия рисунки развешиваются на стенах комнаты.

1. Упражнение “Круг знакомств” (20 мин.)

Оборудование: доска для записей, пушистый клубок ниток.

Часть 1. Участники группы садятся в круг. Ведущий задает вопрос: “Как вы думаете, кто сегодня здесь собрался?” и записывает на доске варианты ответов – мамы и дети, люди, взрослые и не очень, и т.д. Когда вариантов набирается достаточно много, ведущий предлагает: “Давайте знакомиться!”, и начинается вторая часть упражнения.

Часть 2: игра “Паутинка”. В руках у ведущего – клубочек пушистой пряжи. Начиная знакомство, ведущий называет свое имя, обматывает конец нити вокруг своей ладони и перекатывает клубок кому-нибудь из детей. Каждого ребенка ведущий просит не только назвать свое имя, но и рассказать о своей маме (папе), для того, чтобы по описанию можно было угадать, кто из сидящих в кругу людей – его родитель. Можно задавать разные вопросы, например:

  • Какая твоя мама?
  • Что она любит делать?
  • Что ей нравится, что ей не нравится?

Взрослый, в руках которого оказался клубочек, рассказывает о своем ребенке. Прежде, чем перекатить клубочек следующему рассказчику, каждый член группы обматывает нитью свою ладонь так, чтобы “паутина” была более-менее натянута. Когда клубок возвращается к ведущему, он спрашивает: “На что похоже то, что у нас получилось?”. Ответов бывает много – сеть, паутина, звездочка, грибница и т.д. Ведущий обращает внимание группы на то, что в жизни наши взаимоотношения с близкими и друзьями напоминают подобное переплетение нитей.

В конце упражнения клубок сматывается в обратном порядке, при этом необходимо еще раз повторить все имена, чтобы участники запомнили их.

2. Упражнение “Поменяйтесь местами те, кто…” (10 мин.)

Ведущий убирает свой стул и встает в центр круга.

Инструкция: сейчас я скажу некое утверждение. Те из вас, к кому это утверждение относится, должны будут встать и быстро поменяться местами. Те, к кому это утверждение не относится, остаются сидеть на своих местах. Итак, поменяйтесь местами те, кто пришел сюда сегодня… кто любит мороженое… у кого есть брат.

Когда правило игры станет понятным всем в группе, ведущий при очередной смене мест занимает чей-нибудь стул. Оставшийся без стула участник группы становится ведущим.

Такая игра хорошо поднимает настроение в группе и сближает участников.

3. Принятие групповых правил (10 мин.)

Оборудование: большой лист бумаги, фломастеры, скотч или кнопки.

Ведущий говорит о необходимости принятия правил и предлагает каждому участнику выразить свое отношение к правилам: согласен с принимаемым правилом – подними большой палец вверх, не согласен – опусти палец вниз и расскажи, чем, по-твоему, это правило не подходит для тебя или группы.

Примерный перечень правил:

  • На занятии может говорить только один человек.
  • Говорить можно только в круг, нельзя шептаться с соседом.
  • Другим людям, даже близким, можно рассказывать только о том, что делал или чувствовал на тренинге ты сам. Нельзя рассказывать о том, как вели себя или что говорили другие участники группы.
  • Старайся участвовать во всех упражнениях.
  • Позаботься о себе сам: устал сидеть – тихонько встань, захотел попить – сделай это, не мешая другим, и т.д.

Правила лучше фиксировать в виде рисунков-символов на плакате. Это вполне может сделать кто-либо из участников группы. Плакат крепится к стене на все время работы группы.

4. Упражнение “Знакомство руками” (20 мин.)

Оборудование: повязки на глаза по числу пар, магнитофон, кассета с записью спокойной музыки.

Участники садятся на стулья в два круга: внутренний и внешний. Дети во внутреннем кругу сидят спинами друг к другу, перед каждым ребенком лицом к нему садится во внешний круг взрослый. Далее этот способ расстановки участников будем называть “каруселькой”.

Инструкция: сейчас мы попробуем необычный способ общения – руками. Взрослые, пожалуйста, завяжите детям глаза. Вернитесь на место. Закройте глаза, сделайте три спокойных вдоха и выдоха (включите музыку). Протяните вперед руки, найдите руки своего партнера. Поздоровайтесь с ними, познакомьтесь, подружитесь (все команды даются неторопливо). А теперь – поборитесь, поссорьтесь… и снова помиритесь, попросите прощения. А теперь – поблагодарите и попрощайтесь. Взрослые, откройте глаза и пересядьте на один стул вправо. Вам предстоит новая встреча. Закройте глаза, протяните вперед руки и т.д.

5. Перерыв 5 мин.

6. Упражнение “Рисунок вдвоем” (30 мин.)

Оборудование: листы бумаги формата А4, наборы цветных карандашей по числу пар, скотч или кнопки для крепления рисунков, магнитофон и кассета с записью спокойной музыки.

Инструкция: сейчас вы будете работать в парах родитель – ребенок. Я предлагаю каждой паре нарисовать рисунок, который будет называться “Наш дом”. Бумага и карандаши уже лежат на столах, найдите, пожалуйста, себе место (за каждым столом работает только одна пара). У вас есть 15 мин., чтобы выполнить задание, но вам нельзя договариваться о том, что вы будете рисовать, и вообще говорить друг с другом! После того, как все закончат, каждая пара представит свое произведение.

Во время выполнения упражнения ведущий может включить спокойную музыку.

На представлении работ (15 мин.) ведущий просит ребенка рассказать, как был нарисован рисунок, кто был инициатором идей, что помогало или мешало работе, каким образом договаривались о прорисовке деталей. Обсуждаются также те особенности взаимодействия родителей и детей, которые проявлялись на различных этапах выполнения задания: сотрудничество, соперничество, ориентация на интересы партнера или их игнорирование.

7. Завершение занятия (10 мин.)

Ритуал, который необходимо проводить в конце каждого занятия. Ведущий просит всех сесть в круг и по очереди коротко ответить на вопросы:

  • Что тебе запомнилось из сегодняшнего занятия?
  • Что показалось необычным?
  • Что для тебя было особенно трудно выполнить?
  • Если тебе было скучно, что в следующий раз ты сможешь сделать по-другому, чтобы изменить это отношение?

Такая практика чрезвычайно важна, поскольку делит ответственность за происходящее в группе между ведущим и участниками.

8. Родительский круг (10 мин.)

Если есть возможность сразу обсудить с родителями проведенное занятие, то предметом обсуждения могут быть типичные формы взаимодействия между детьми и родителями; отношения, возникающие между ребенком и взрослым во время выполнения упражнений; неожиданные для родителя поведенческие проявления ребенка в группе и т.п.

Занятие 2

Цель: формирование представлений о невербальных средствах общения, развитие умения понимать партнера без слов, развитие навыков сотрудничества.

1. Приветствие ведущего, актуализация важных для участников моментов прошлого занятия, определение задач сегодняшней встречи (10 мин).

2. Упражнение “Договорись взглядом” (5 мин.)

Инструкция: сейчас каждый из вас мысленно выберет себе партнера. Вам нужно будет договориться с ним глазами и одновременно встать со стульев (или поменяться местами, если участники не сидят, а стоят в кругу). Помните, пожалуйста, что кивать головой, подмигивать, махать руками запрещается.

Примечание ведущему: если упражнение идет легко, то после его завершения можно просто предложить обобщить, какие наши действия способствуют установлению контакта. Однако, довольно часто в группе есть дети, которые не могут включиться в эту игру. В этом случае игра приостанавливается, и анализ проводится сразу.

3. Упражнение “Волшебный ящик” (15 мин.) – см. , часть 2, стр. 45

Цель: тренировка воображения, развитие способности понимать жесты и движения.

4. Упражнение “Зеркало” (10 мин., выполняется в “карусельке”)

Оборудование: магнитофон, кассета с записью ритмичной музыки.

Инструкция: сейчас вы сможете потренировать и свое воображение, и свое умение внимательно наблюдать за партнером. Сначала те, кто стоит во внутреннем кругу, будут зеркалом. Их задача – точно повторять движения, которые показывают партнеры, стоящие во внешнем кругу. Потом вы поменяетесь ролями.

Во время упражнения ведущий может включить ритмичную музыку.

5. Упражнение “Старенькие бабушки” (15 мин.) – см., стр. 43

Оборудование: повязки на глаза по числу пар, две длинных веревки или мел.

6. Перерыв 5 мин.

7. Упражнение “Угадай, чьи руки” (20 мин.)

Оборудование: повязки на глаза по числу пар.

Инструкция: сначала дети наощупь определяют, кто кем является, пытаясь угадать имя. Затем родители находят с завязанными глазами руки своего ребенка. Подробнее см. , стр. 103.

8. Упражнение “Мигалки” (5 мин.)

Инструкция: вам нужно разбиться на пары. Один человек из пары садится в круг, другой встает за его стулом. Руки у стоящих спрятаны за спиной. Перед одним из стоящих – пустой стул, это – водящий. Задача водящего – переманить к себе кого-нибудь из сидящих, подмигнув ему. Задача стоящих участников игры – удержать своего седока, положив руки ему на плечи. Если седок все-таки перебежал, то прозевавший становится водящим. Через некоторое время вы поменяетесь ролями.

9. Упражнение “Пальчики-предлагалки” (15 мин., выполняется в “карусельке”)

Часть1. Инструкция: сейчас вы будете встречаться в карусельке без слов. Если вы показываете партнеру кулак, то остаетесь на месте, всем существом демонстрируя, что вы отвергаете партнера. Если вы показываете партнеру один палец – значит, просто остаетесь без контакта; два пальца – рукопожатие и улыбка; три пальца – почти объятие, четыре – свободные объятия; пять – тесная близость (осуществление каждого выбора надо наглядно показать). Если в паре несогласованность в выборе, то контакт осуществляется по меньшему выбору.

Часть 2. Инструкция: каждый человек, стоящий во внутреннем кругу, обращается к своему партнеру со словами: “Я вижу в тебе…” и в течение 30 сек. говорит, а партнер только слушает. Затем те, кто стоят во внешнем кругу, обратятся к своим партнерам с такой же фразой. Когда они закончат говорить, то сделают шаг вправо, и произойдет смена пар.

После нескольких смен пар проводится аналогичное упражнение, начинающееся со слов “Мне нравится в тебе…”.

Часть 3. Повторяется первая часть упражнения.

10. Завершение занятия (10 мин.)

11. Родительский круг (10 мин.)

Занятие 3

Цель: развитие навыков сотрудничества в паре взрослый – ребенок, развитие умения работать в группе.

2. Упражнение “Монстр” (10 мин.) – см. , часть 2, стр. 83

Цель: развитие умения устанавливать контакт с помощью взгляда.

Примечание ведущему: перед началом игры нужно договориться, каким образом звать на помощь взрослых – “тетя Лена” или по имени-отчеству, что слишком долго. Обычно все охотно соглашаются называть себя по имени.

3. Упражнение “Сладкая проблема” (10 мин.) – см. , часть 1, стр. 132

Цель: развитие умения принимать совместные решения путем переговоров, учитывая как свои интересы, так и интересы партнера.

Оборудование: салфетки по числу пар, пачка печенья.

4. Упражнение “Корабль среди скал” (25 мин) – см. , часть 2, стр. 104

Цель: развитие умения сотрудничать в паре родитель – ребенок.

Оборудование: повязка на глаза.

5. Перерыв (5 мин.)

6. Упражнение “Ночной поезд” (20 мин.) – см. , часть 3, стр.70

Оборудование: повязки на глаза по числу участников.

7. Упражнение “Остров” (10 мин.)

Оборудование: два газетных листа, склеенных скотчем.

Инструкция: представьте себе, что произошло кораблекрушение, и вы – оставшиеся в живых пассажиры корабля. Перед вами – небольшой островок, размером буквально с газету, я ее сейчас положу на пол. Очень интересно, сможете ли вы разместиться на этом островке?

Примечание для ведущего: в начале игры газета свободно вмещает всех участников. После того, как группа легко разместилась на газете, ведущий говорит: “Очень хорошо! Но произошло наводнение, и островок уменьшился – газета складывается пополам. Как вы поступите теперь? Ни рвать, ни раздвигать газету нельзя”. Затем газета складывается вчетверо, и т.д.

8. Упражнение “Щепки на реке” (10 мин.) – см. , часть 3, стр. 96

Цель: развитие сплоченности группы.

9. Завершение занятия (10 мин.)

10. Родительский круг (10 мин.)

Занятие 4

Цель: развитие навыков межличностного общения, получение обратной связи от участников, завершение работы группы.

1. Приветствие ведущего, актуализация важных для участников моментов прошлого занятия, определение задач сегодняшней встречи (10 мин.)

2. Упражнение “Смеяться запрещается” (5 мин.) – см. , часть 2, стр. 28

3. Упражнение “Преодолей препятствие” (15 мин.)

Оборудование: стулья и столы для сооружения “препятствия” посредине комнаты.

Инструкция: сейчас вся группа соберется у одной из стен. Каждому из вас нужно добраться до противоположной стены. Для этого необходимо преодолеть препятствие. Можно это делать всей группой сразу, можно по очереди. После того, как все участники соберутся на той стороне, мы обсудим, как вы это делали.

4. Упражнение “Мост над пропастью” (15 мин.)

Оборудование: длинная веревка.

Инструкция: сейчас вы будете работать в паре “родитель – ребенок”. Пожалуйста, договоритесь, какая пара начнет работать первой, второй и т.д. Первая пара останется здесь, остальные выйдут за дверь, будут ждать своей очереди.

Дальнейшая инструкция дается по очереди каждой входящей паре: представьте, что вы – путешественники, находитесь сейчас в разных точках маршрута (участники расходятся довольно далеко друг от друга), и в один прекрасный момент своего путешествия вы оказываетесь по разные стороны вот этого моста (между участниками кладется на пол длинная веревка). Мост довольно узкий, река под ним бурная и холодная. Каждому из вас нужно перейти мост и, не задерживаясь, двигаться по своему маршруту дальше. Как вы будете это делать?

5. Упражнение “Аплодисменты по кругу” (10 мин.) – см. , часть 4, стр. 111

Цель: повышение уровня групповой сплоченности, снятие эмоционального напряжения.

6. Перерыв 5 мин. Упражнение “Дрожащее желе” (5 мин.) – см. , часть 2, стр.31

Цель: формирование позитивного настроя на предстоящую совместную деятельность.

7. Упражнение “Волшебный круг” (10 мин.) – см. , часть 3, стр. 87

Цель: развитие взаимного доверия в группе.

8. Упражнение “Создание статуи” (10 мин.) – см. , часть3, стр.85

Цель: развитие навыков межличностного общения.

9. Упражнение “Открытка” (30 мин.)

Оборудование: плотная бумага формата А4, карандаши, фломастеры.

Инструкция: каждый участник складывает лист бумаги пополам, кладет на внешнюю сторону “открытки” свою ладонь, обводит ее карандашом и пишет внутри “руки” свое имя. Открытки одновременно передаются соседу слева, который должен написать что-нибудь внутри. Открытки передаются до тех пор, пока каждый не напишет по предложению остальным.

10. Упражнение “Последняя встреча” (10 мин.)

Оборудование: магнитофон, кассета с записью спокойной музыки, свеча, зажигалка.

Инструкция: встаньте, пожалуйста, в большой круг. Я включу музыку, а вы закройте глаза, сделайте три спокойных вдоха и выдоха. Представьте себе, что наши встречи в группе закончились, вы идете домой. Вспомните, какими вы пришли на первое занятие, чего ожидали от группы. Вспомните самые неожиданные, самые смешные, самые трогательные моменты. Подумайте о том, что вы не сказали группе, но хотели бы сказать. Через минуту у вас будет возможность это сделать (пауза). Сделайте глубокий вдох, откройте глаза и скажите это.

Примечание ведущему: к этому моменту нужно зажечь свечу. Ведущий говорит слова благодарности кому-то из участников и передает ему горящую свечу. Когда выскажутся все желающие, и свеча побывает в руках у каждого члена группы, ведущий произносит заключительные слова, протягивает свечу на ладони в центр круга, жестами просит группу подойти ближе и единым выдохом задуть свечу.

Список литературы

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: МАСС-МЕДИА, 1995. – 240 с.
  2. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: ООО Издательство “Речь”, 2000. – 150 с.
  3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. – М.: Генезис, 1998.
  4. Хухлаева О.В. Лесенка радости. Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте. Методическое пособие для психологов детского сада и начальной школы. – М.: Изд-во “Совершенство”, 1998. – 80 с.
Тренинги с родителями позволяют мне на практике показать взрослым весь диапазон альтернативного поведения при решении проблем возникающих в семье. На встречах мы с родителями обсуждаем эпизоды из жизни, в игровой форме обыгрываем конфликтные ситуации. Родители, обменявшись мнениями и поделившись своими трудностями, осознают, что они не одиноки и могут преодолеть любые трудности.

У каждого педагога-психолога свой индивидуальный подход.....Структура тренинга аналогична уроку...

    Стадия вызова интереса

    Стадия осмысления проблемы

    Рефлексия

Но есть и свои особенности...... как и на уроке самопознания я использую метод приветствия, минутку тишины, Элементы и приемы:

    сказкотерапия (чтение и обсуждение, сочинение, рисование сказки; работа с метафорой)

    игровая терапия(игры и упражнения, психогимнастика, ролевые игры)

    арттерапия (работа с рисунком, визуализация образов)

Предлагаю начать так.....-Здравствуй солнце золотое............(руками поздоровались -контакт пошел..)

    Приветствие и знакомство участников : все стоя в кругу по очереди говорят: «Здравствуйте, меня зовут... Сегодня я такая...(мимикой или жестом показывают свое эмоциональное состояние)».

Группа отвечает: «Здравствуй, ... Сегодня... такая (отображают действия участника)»

    Обсуждение: « Правила работы в группе »:

    открытое общение

    активность

    безоценочные суждения

    добровольное участие

    здесь и сейчас

    Обсуждение: « Цели и задачи тренинга »:(мы научимся сегодня находить компромисс в семейных отношениях, лучше понять своего ребенка)

Себе же я ставлю Цель : повышение функциональной психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми.

Задачи тренинга:

    усиление способности родителей к пониманию и чувствованию эмоционального мира своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдения и совместной деятельности;

    изменение неадекватных родительских позиций;

    оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.

    Установка ( Ожидания участников от работы.)

Сегодня я научусь....

Сегодня я стану.........

Для сплочения и раскрытия коллектива-(родители сидят в кругу..)

Упражнение «Перебежки»:

    Встать и поменяться местами тем, у кого один ребенок;

    Встать и поменяться местами тем, у кого хорошие отношения с детьми;

    Встать и поменяться местами тем, кто часто играет с ребенком.

Учитель:

Время – вроде замкнутого круга:
Год мелькнул, как месяц, день, как час.
Почему-то выслушать друг друга
Не хватает времени у нас.
Может, стоит нам остановиться
Среди этой вечной кутерьмы?
Может, разглядеть поближе лица
Друг у друга всё ж успеем мы?

    Вот и пригласили мы вас сегодня, чтобы вы немного отвлеклись от будничных дел, увидели, какие чудесные, талантливые ваши дети; чтобы ваши дети увидели, как мамам и папам интересно быть рядом с ними, чтобы вы почувствовали себя семьёй. Мир впервые дети открывают для себя в семье.

    Учитель:

    Когда появилось слово “семья”?
    Когда-то о нём не слыхала Земля.
    Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
    - Сейчас я тебе семь вопросов задам –
    Кто деток родит мне, богиня моя?
    И Ева тихонько ответила: “Я”.
    - Кто их воспитает, царица моя?
    И Ева покорно ответила: “Я”.
    - Кто пищу сготовит, о радость моя?
    И Ева всё так же ответила: “Я”.
    - Кто платье сошьёт, постирает бельё,
    Меня приласкает, украсит жильё?
    “Я, я” - тихо молвила Ева. – “Я, Я”…
    Сказала она знаменитых семь “Я”.
    Вот так на Земле появилась семья!

Предлагаю ученикам нарисовать свою семью (играет спокойная музыка)

Рисуночный тест "Моя семья"

Рисунок семьи может стать своеобразным тестом на определение эмоционального благополучия ребёнка, поможет глубже понять своего ребёнка, его восприятие окружающего мира, семьи и вас самих.

А тем временем работа с родителями...

В наше современное время (как говорит Владимир Леви) не трудные дети а трудные родители.........

Ребенок взрослеет и меняется, так же должны изменяться и развиваться детско-родительские отношения. А для этого необходимо учиться понимать, смотреть и видеть друг друга. Опыт работы с семьями свидетельствует о трудностях установления контакта как следствие непринятия проблем ребенка. Групповые формы работы дают уникальную возможность снять ощущение единственности, уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь(и от взрослых, и от детей) и взглянуть на свой педагогический опыт с иной точки зрения.

Вопрос взаимодействия и понимания друг друга становится все более актуален внутри семьи по мере взросления ребенка,

Из пеленок дочка моя, малышка,

Вырывается, да силенок мало.

Ты зачем ее туго запеленала,

Ручки-ножки ей затянула слишком?

Ты зачем ее связала, сдавила,

А малышка, тужится, рвется – видно,

Хочет вольно жить и дышать свободно.

Посмотри, как ей трудно, крохе малой.

Отпусти, ослабь ее путы, мама.

Сердце гневное, маленькое, живое.

Пусть меня держала ты на аркане,

В страхе связывала своими руками,

Отпусти хоть дочку мою родную,

Развяжи, не бойся дать ей свободу.

Всем на свете ради нее рискну я,

Пронесу, спасу ее в непогоду.

Там, где солнце, месяц, свет и прохлада,

Вырастай привольно, моя отрада,

Прутик мой, тростинка моя прямая.

Отпусти ее на свободу, мама!

Не смиряется, бьется, требует воли

Сердце смелое, маленькое, живое!

М. Макатаев

-Кто прав? Чью позицию занимаете ВЫ?

Многие молодые семьи в наше время живут с родителями то-есть бабушками и дедушками.... И принципы воспитания незримой чертой как пропасть встают между поколениями... Жесткие времена наших предков закалили их, и такого же крепкого духа хотят они для своих внуков, Родители же в наше современное время прогресса хотят дать все своему ребенку чтобы он не отличался от других детей, не был хуже....

Предлагаю занять позицию бабушек и позицию родителей......(выбираю участников- делю на 2 группы)

ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ИЛИ КАК СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ ВАМ НЕ ЗАВИДОВАЛИ, КАКОЙ У ВАС ВЫРОС РЕБЕНОК.

    Сделай своего ребенка центром внимания, позволяй ему все, что ему придет в голову, для исполнения его желаний будь готов к любым отречениям и жертвам.

Ни от чего не отказывайся ради него. Не выполняй даже самых необходимых и разумных его просьб и пожеланий.

    Сдувай с него пылинки, предупреждай его желания, сделай все, чтобы у него не было неприятностей, чтобы он ни о чем не жалел и не испытал стыда, даже если он виноват.

Предоставь его самому себе. Брось его сразу в глубокую воду по принципу: «Пусть научится плавать или пусть утонет».

    Убеждай его своим поведением, что ему принадлежит все, что все обязаны о нем заботиться. Давай ему столько денег, сколько хочет и не контролируй, на что эти деньги потрачены.

Внуши ему что он не может в жизни рассчитывать ни на что, кроме того, что сам сможет урвать для себя. Вообще не давай ему денег и ничего из того, что в его возрасте имеют все.

    Воспринимай его как взрослого и знающего, чего он хочет уже в 12 лет. Не раздражай его контролем, не выясняй, где и с кем он бывает, не назначай вечером времени обязательного возвращения домой.

И в 16, и в 18 лет считай его по-прежнему «глупым щенком», который должен слушаться, а не рассуждать. У него не должно быть собственного мнения. Его жизнь должна быть заполнена домом и учебой.

    Иди навстречу всем его вкусам, все, что он делает гениально! Музыка, которую он слушает, гениальна, хотя от нее у тебя болит голова. Его прическа – верх совершенства (можешь то же устроить у себя на голове).Этим ты доказываешь духовную близость молодежи.

Истребляй в нем любое проявление индивидуальности, считай важнейшей проблемой шириной его брюк или цвет прически. Выброси плейер, мобильный телефон и диски. Пусть слушает по 2 часа в день органную музыку!

    Реши раз и навсегда, что он прав всегда и во всем. Учителя и соседи сговорились, чтобы оклеветать невинное дитя. Соглашайся с его утверждением, что виноваты во всем только окружающие.

Не допускай даже мысли, что он когда-либо бывает прав. Когда его накажут, не выясняй степень его вины, а добавь ему, не вникая в вопрос, кто прав.

    Ничего ему не запрещай, не наказывай даже тогда, когда он совершил нечто мерзкое сознательно.

Окружи его запретами, как колючей проволокой, наказывай не только за проступок, но и профилактически, наказывай его тогда, когда ты сам зол и измучен.

    Наставляй его на путь истинный с помощью нотаций и наставлений, нарушая их тут же, у него на глазах.

Сними с него розовые очки, научи его ловчить, мошенничать, убеди его в том, что «работа дураков любит» и всяких подобных премудростях. Подкрепи «теорию» практикой, своим поведением.

    Устраивай за него его дела, выполняй домашние задания, извиняйся за него, если он где-то напакостил, пиши ему липовые справки, если он сбежал с уроков, копи деньги, чтобы ребенок гарантированно попал в вуз и т.д.

Никогда ему не помогай, даже если он болен, устал, в тупиковой ситуации, даже если он умоляет о помощи.

    Когда к нему придет первая любовь, просвети его, как предохраняться и что делать, чтобы ликвидировать нежелательные последствия этого романа.

Потребуй порвать немедленно с девушкой под угрозой изгнания из дома, надавай пощечин, устрой скандал девушке и ее родителям. Перехватывай и читай его письма, проверяй карманы.

Вот мы и нашли золотую середину........ для этого маленького, хрупкого незакаленного жизнью детского сердца ! (А вам оно нравится?, яркое, легкое, красное, гладкое?, Лопаю- а теперь нравится? -вот таким оно может стать после всех семейных разногласий......

А теперь делаем вывод......... везде должна быть золотая середина, у ребенка есть свое мнение на которое он имеет право, не устраивать разборки-ссоры на глазах у ребенка)

если же вы не прислушаетесь к советам.....или будите придерживаться одной из точки зрений поколений...ГАРАНТИЯ!!!

После 15 – 18 лет воспитания в любом из двух вариантов ВАМ НИКТО НЕ ПОЗАВИДУЕТ, КАКОЙ ВЫРАСТЕТ У ВАС РЕБЕНОК.

Демонстрация детских рисунков "Моя семья"

Просмотр видеоролика "День семьи"

Игра на укрепление детско- родительского коллектива: Сесть поочередно и положить ладошки на колени соседа и при команде начать легкое похлопывание по цепочке- удалось-здорово-можите работать слаженно!)

Демонстрация проекта "Моя семья" Солодовник Олеся.

Упражнение "Урна" или "Мусорное ведро" Вспомните и напишите на листе бумаги те отрицательные качества своего ребенка (родителя) от которых вы бы хотели его избавить и подумать как это можно сделать представили что вы это сделали уже.........(скомкали. кидаем в мусорное ведро-сжигаем)

Минутка тишины

    Дети, теперь давайте сядем в круг. (Дети садятся на стульчики или на ковер). Послушайте меня внимательно. Я вам расскажу одну необыкновенную историю. Для этого нужно сесть удобно, чтобы спинка была ровной, ручки и ножки не скрещивать и, конечно же, ножками не болтать. Нужно сидеть тихо-тихо, и тогда случится чудо. А чтобы не отвлекаться, можно закрыть глазки и только слушать: золотистый солнечный луч, который входит в вашу голову, опускается ниже, согревает ваше горло и освещает центр груди. Там находится ваше духовное сердце. В нем растет бутон цветка. От света и тепла цветок раскрывает свои лепестки один за другим. Он чудесный, нежный и ароматный. Это Цветок Любви.

Свет проходит по вашим рукам до самых кончиков пальцев, ваши руки становятся светлыми, теперь они будут делать только хорошие, полезные, добрые дела. Свет опускается ниже, согревая ваш живот, освещает ваши ноги до самых кончиков пальцев. Теперь ваши ноги становятся крепкими, уверенными; они поведут вас только в хорошие места. По позвоночнику свет поднимается в голову, освещает ваш ротик, ушки, глазки они будут говорить, видеть и слышать только доброе, хорошее, светлое.

Давайте мысленно отправим свет друг другу.

Наполним светом весь наш класс, всю школу, весь город. Представим, как солнечные лучи озаряют, освещают все вокруг.

Давайте отправим свет своим родителям, всем родным и друзьям.

Подарим свой свет всей Земле, осветим каждое растение, каждое животное, каждого человека, чтобы не осталось ни одного темного уголка, почувствуем, как свет возвращается к нам, умноженный тысячекратно!

Чудесный цветок в нашем сердце открыл свои лепестки и стал таким удивительно большим и красивым! Он навсегда останется в нашем сердечке, в нашей душе. Такой цветок, взращённый в душе с любовью, будет всегда и бесконечно радовать нас. Полюбуйтесь на волшебное творение своей души. Посмотрите на этот удивительный цветок.

Когда вы закончите им любоваться, можно потихоньку открывать глазки… (Дети выполняют упражнение в процессе рассказа учителя).

    Какие чувства навевает на вас мой рассказ?

    Какой цветок вы видели внутри своего сердца? (Ответы детей).

Заканчиваем на позитиве..........

Упражнение «Хвасталки» «Я..., мой ребенок...» Каждый участник 3-мя позитивными прилагательными должен охарактеризовать себя и своего ребенка. Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!»

    Рефлексия Установка

Сегодня я понял....

Сегодня я стал.........

Сегодня я научился...

Отныне я буду..........(всегда выслушивать и стараться понимать своего ребенка, не быть диктатором)

Приложение:

Родители...

    Сделай своего ребенка центром внимания, позволяй ему все, что ему придет в голову, для исполнения его желаний будь готов к любым отречениям и жертвам.

    Ничего ему не запрещай, не наказывай даже тогда, когда он совершил нечто мерзкое сознательно.

    Иди навстречу всем его вкусам, все, что он делает гениально! Музыка, которую он слушает, гениальна, хотя от нее у тебя болит голова. Его прическа – верх совершенства (можешь то же устроить у себя на голове).Этим ты доказываешь духовную близость молодежи.

Бабушки, дедушки.....

    Ни от чего не отказывайся ради него. Не выполняй даже самых необходимых и разумных его просьб и пожеланий.

    Окружи его запретами, как колючей проволокой, наказывай не только за проступок, но и профилактически, наказывай его тогда, когда ты сам зол и измучен.

    Истребляй в нем любое проявление индивидуальности, считай важнейшей проблемой шириной его брюк или цвет прически. Выброси плейер, мобильный телефон и диски. Пусть слушает по 2 часа в день органную музыку!