Ответственность матери за воспитание ребенка. Обязанности родителей по воспитанию детей

Российское законодательство относит детей к социально незащищенным категориям. Их права и интересы подлежат государственной защите в первоочередном порядке. Власти заставляют матерей и отцов исполнять свои прямые обязанности по воспитанию. За ненадлежащее выполнение возложенных на них функций виновных ждет наказание. Ответственность родителей за несовершеннолетних детей выражается в различных формах и проявлениях. Семейный кодекс устанавливает, что она длится до того, как сыну или дочери исполнится 18 лет.

Даже если родитель не проживает совместно с ребенком, например, если супруги развелись, отец и мать должны в равной степени реализовывать свои обязательства по воспитанию несовершеннолетнего. Данное понятие включает духовную, материальную, моральную и физическую составляющую. Когда со стороны родителей производятся действия, нарушающие права детей, они плохо и безответственно относятся к малышу, их следует привлечь к ответственности в рамках действующего гражданского, административного или уголовного кодекса.

Статьи КоАП и ГК РФ

Ответственность родителей определяется согласно статьям и положениям действующего законодательства. Мера наказания имеет связь со степенью тяжести наступивших последствий от противоправных деяний и устанавливается согласно нормам Семейного кодекса, а также регламентируется:

  • Гражданским кодексом;
  • КоАП;
  • уголовно-процессуальным законодательством.

Для наступления ответственности со стороны родителей несовершеннолетних детей достаточно совершения однократного противоправного поступка (причинения вреда) или допущения постоянных нарушений их прав. Если вам вменяют вину по ГПК РФ, то следует изучить статьи 1073–1075, поскольку именно они определяют меры и характер применяемой ответственности. Когда дело рассматривается как административное правонарушение, следует обратить внимание на статью 5.35 КоАП. Уголовная ответственность наступает при наличии факторов и обстоятельств, предусмотренных в статье 156 УК РФ.

Ответственность родителей за плохое воспитание детей наступает не только, когда отец или мать намеренно нарушают права ребенка, но и в случае, если они бездействуют, когда кто-то посторонний посягает на их безопасность.

Правильное воспитание - основа для дальнейшего развития малыша и его реализации в жизни. Когда человек с ранних лет имеет представление об институте семьи, это позволяет личности полноценно сформироваться. Дети вырастают морально и психически здоровыми, правильно расставляют жизненные приоритеты, устанавливают цели и достигают их. Неправильное воспитание провоцирует развитие детского алкоголизма и преступности. Предотвратить подобное будущее можно, если государство будет осуществлять жесткий контроль за тем, как в семье выполняются воспитательные функции и обязанности.

Виды ответственности родителей и других лиц

Ответственность введена для того, чтобы защитить интересы несовершеннолетних, чьи права систематически ущемляются, детей, попавших в сложные жизненные обстоятельства. Осуждение безответственных матерей и отцов осуществляется не только на юридическом, но и на общественном уровне. Наказание для лица, посягнувшего на права и интересы малолетнего, может проявляться в разных формах. Чаще всего используются:
  • присвоение семье статуса неблагополучной, постановка ее на учет и осуществление постоянного контроля за жизнью граждан;
  • ограничение прав на ребенка с необходимостью выплаты алиментов;
  • лишение прав на детей с отсутствующей возможностью восстановления.

Даже если малыш или подросток перейдет под ответственность государства или другого родственника, на родителей будет возложена обязанность по его содержанию в виде выплаты алиментов. Вопрос о выборе меры наказания рассматривается в суде. В подобных производствах всегда участвуют представители органов опеки и попечительства. За жестокое обращение с несовершеннолетними (причинение им морального и физического вреда) ждет уголовная ответственность по статье 156.

Аналогичные меры наказания применяются к гражданам, несущим ответственность за детей, - опекунам, педагогам, сотрудникам других организаций и учреждений. В результате уклонения от уплаты алиментов или совершения другого деяния, ущемляющего права ребенка, к лицам могут применяться следующие меры наказания: штрафы, исправительные и обязательные работы, временный арест и лишение свободы.

Как наказать родителей за неисполнение своих обязанностей

Призвать лиц к ответственности за невыполнение родительских обязанностей и неучастие в воспитании могут различные службы и уполномоченные инстанции. Одной из таких является комиссия по правам детей, созданная на базе учебного заведения. Уполномочены открыть дело против родителей, наносящих моральный или физический вред, социальные службы и органы правопорядка. Если в отношении несовершеннолетних граждан рассматривается вопрос жестокого обращения, дело должен курировать суд.

Чтобы человеку была назначена определенная мера ответственности за невыполнение родительских обязанностей, по факту нарушения прав или нанесения вреда малолетнему, должностные лица или представители полиции должны составить протокол об административном правонарушении. После подписания документа он передается в комиссию по делам несовершеннолетних, где и принимается окончательное решение по делу и мера ответственности за совершенное противоправное деяние.

СЕМЕЙНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ

Бурдо Е.П.

3.2. СЕМЕЙНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ИМИ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ В СЕМЕЙНОМ ПРАВЕ РФ

Бурдо Евгений Петрович, канд. юрид. наук. Должность: Уполномоченный при Гпаве Республики Марий Эл по правам ребенка. Место работы: Администрация Гпавы Республики Марий Эл. E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье рассматриваются правовая ответственность родителей за неисполнение ими прав и обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей в семейном праве РФ.

Ключевые слова: родители, ответственность родителей за неисполнение ими прав и обязанностей, воспитание несовершеннолетних детей.

Burdo Evgeniy Petrovich, Ph.D in Law. Position: Children’s Ombudsman in Mari El Republic. Place of employment: Administration of the Head of Mari El Republic. E-mail: [email protected]

Annotation: The article considers the legal responsibility of parents for failure to perform their rights and duties in the education of minor children in the family law of the Russian Federation.

Keywords: parents, the parents " responsibility for failure to perform their rights and duties, the education of minor children.

Вопрос понятия семейно-правовой ответственности родителей является дискуссионным, поэтому единого мнения ученых, в данной области семейного права, нет.

Ряд ученых считает, что при наступлении семейноправовой ответственности происходит лишение субъективного семейного права в отношении определенного несовершеннолетнего ребенка.1 Другие исследователи относят семейно-правовую ответственность к «виду лишения конкретного субъективного родительского права и отдельных элементов содержания семейной правоспособности».2 Существуют также мнения, что семейно-правовую ответственность следует расценивать, как «ограничение семейной правоспособности».3

Определенный интерес вызывает точка зрения А.М. Нечаевой, предлагающей с момента возникновения семейно-правовой ответственности «лишать такого гражданина привилегий по труду, пенсионного обеспечения, предоставления жилья, заносить данные о лишении родительских прав в трудовую книжку и паспорт, аргументируя, что лица, утрачивающие родительские права, не воспринимают решение суда как

Смирновская С.И. К вопросу об ответственности родителей по семейному законодательству России и Франции / С.И. Смирновская // Семейное и жилищное право. - 2010. - № 1. - С. 7.

3Крылова О.А. Неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних детей как основание применения к родителям мер юридической ответственности / О.А. Крылова // Современное право. - 2009. - № 8. - С. 59.

ущемление, так как теряют то, что в их глазах давно уже перестало быть ценностью».4

Предложение А.М. Нечаевой справедливое, но больше с нравственной позиции защиты прав несовершеннолетнего, действующей по принципу - каждый человек должен получать по своим заслугам, ну, а с юридической позиции подобное ужесточение санкции, по нашему мнению, вряд ли целесообразно. Так как еще не факт, что указанная жесткая санкция удержит, или остановит родителей от нарушения прав своего несовершеннолетнего ребенка.

Тем не менее, мы согласны с мнением исследователей, выдвинувших предложение о том, что семейноправовая ответственность влечет за собой ограничение семейной правоспособности. Данное суждение нам кажется наиболее верным, так как в соответствии со от. 127 и от. 146 СК РФ, лица, в отношении которых принималась мера семейно-правовой ответственности, не могут стать усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями. Ограничение семейной правоспособности четко прослеживается в указанных выше нормах семейного права. Однако возможность обладания родительскими правами в отношении других детей, при наличии привлечения родителя к мере семейно-правовой ответственности, в дальнейшем законодателем не ограничивается.

Это означает, что правоспособность как предпосылка возникновения родительских правоотношений, при рождении другого ребенка не ограничивается. Биологическая связь между ребенком и родителем, лишенным в отношении него родительских прав, не утрачивается, в отличие от прав которые вытекают из факта родства.

Следовательно, в случае применения к родителям семейно-правовой ответственности, родители лишаются прав личного неимущественного характера, таких как: право на воспитание, право на защиту интересов детей, право на истребование детей от других лиц, право на дачу согласия на совершение детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет сделок, право на ходатайство об ограничении или лишении ребенка в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, право на дачу согласия на эмансипацию несовершеннолетнего.

Одной из проблем семейного права является система мер семейно-правовой ответственности, а именно институты лишения и ограничения родительских прав (от. от. 69-76 СК РФ),5 а также отобрания ребенка у родителей в административном порядке (от. 77 СК РФ).6 С введения в действие положений о семейноправовой ответственности прошло более пятнадцати лет, и накопленный опыт применения этих норм позволяет нам делать некоторые выводы.

В подавляющем большинстве случаев родители, в отношении которых предъявлены требования о лишении родительских прав, относятся к исходу судебного разбирательства безразлично. Зачастую мать, лишенная родительских прав в отношении одного ребенка, производит на свет второго и третьего, и в их отношении ее последовательно продолжают по суду лишать прав. Безразличное отношение матерей и отцов к сво-

4Нечаева А.М. Семейное право: актуальные проблемы теории и практики / А.М. Нечаева. - Москва: Юрайт-Издат, 2007. - С. 68.

5См.: Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ: принят ГД ФС РФ 8 декабря 1995 г. // СЗ РФ. -1996. - № 1. - Ст. 16.

Пробелы в российском законодательстве

ему потомству имеет в своей основе массу причин, причем главными среди них являются неясность смысла существования и бесцельное пребывание в среде себе подобных в состоянии каждодневного алкогольного опьянения. Более того, родители не очень огорчены, что их лишили родительских прав, поскольку освобождаются от ответственности за своих детей.

Неэффективность проводимых в настоящее время судебных процедур наиболее ярко проявляется в невозможности защитить интересы ребенка при лишении родительских прав. На основании п. 4 ст. 71 СК РФ ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением. Как правило, после вступления в законную силу судебного решения, ограничивающего родителя в правах, ребенка помещают в учреждение для детей-сирот. При этом родитель продолжает пользоваться жилым помещением, а ребенок вынужденно проживает в условиях общежития. Очевидно, что права ребенка в этом случае нарушаются, однако никто не предпринимает мер к их защите.

К сожалению, редко применяется такая мера ответственности, как ограничение родительских прав. В соответствии со ст. 73 СК РФ ограничение родительских прав применяется в двух случаях: во-первых, когда оставление ребенка с родителем опасно для ребенка по обстоятельствам, не зависящим от родителя, во-вторых, когда не установлены достаточные основания для лишения родителя родительских прав. Казалось бы, второе основание ограничения родительских прав способно создать действенную систему предупреждения нарушений прав детей, поскольку в этом случае родитель, отстраняясь временно от воспитания ребенка, еще может изменить свое поведение. В действительности этого не происходит, поскольку органы опеки и попечительства медлят обращаться в суд и дожидаются, когда появятся достаточные основания для лишения родительских прав.7 Тем самым упускается драгоценное время, когда еще можно сохранить семью и способность родителей воспитывать своего ребенка.

Таким образом, надо признать, что лишение и ограничение родительских прав, традиционно относимые в науке и практике к мерам юридической ответственности (семейно-правовой), не выполняют в настоящее время ни задач наказания и перевоспитания родителей, ни функций защиты прав детей.

Представляется, что назрела необходимость по-новому подойти к правовому регулированию процедуры лишения и ограничения родительских прав. Данные меры должны быть направлены на защиту интересов ребенка (ребенок всегда хочет остаться с родителями, какими бы они ни были), а не на освобождение нерадивых родителей от ответственности за воспитание ребенка. Поэтому такие родители должны быть ограничены в родительских правах и направлены на принудительное лечение от алкоголизма (ранее такой механизм был эффективным), совмещая и общественные работы. Только после прохождения данной процедуры и в случае неисправления родителей можно применять процедуру лишения родительских прав.

Рассуждая о достоинствах и недостатках предусмотренной действующим семейным законодательством

Афанасьева И.В. Ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних / И. В. Афанасьева // Вопросы ювенальной юстиции. - 2008. - № 1. - С. 14.

процедуры отобрания ребенка, необходимо исходить, как всегда, из главного - из интересов ребенка, приоритетная защита которых является одним из принципов семейно-правового регулирования (ст. 1 СК РФ). Отобрание ребенка, осуществляемое на основании акта органа местного самоуправления, имеет единственную положительную сторону - оно осуществляется оперативно. С позиции ст. 77 СК РФ отобрание должно происходить немедленно после получения сведений об угрозе жизни ребенка или его здоровью, однако в действительности органу опеки и попечительства требуется некоторое время, необходимое для издания акта органа местного самоуправления (исходящего, как правило, от главы администрации или иного должностного лица). Тем не менее, в необходимых случаях изъятие ребенка из обстановки, угрожающей его жизни, производится в считанные часы. Практика показывает, что органы опеки и попечительства неохотно прибегают к использованию ст. 77 СК РФ, опасаясь со стороны родителей обжалования в суд их действий как неправомерных.

Однако это не должно порождать сомнений в целесообразности существования самого института отобрания ребенка, поскольку он предусмотрен для чрезвычайных ситуаций - угрозы жизни ребенка или его здоровью.8

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что семейное законодательство не является совершенным в вопросе воспитания детей и требует более глубокого осмысления затрагиваемых вопросов и их скорейшего законодательного разрешения.

Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних влечет и административную ответственность (ст. 5.35 КоАП РФ).9

Необходимо отметить, что применяемое в ст. ст. 5.35, 6.10 и 20.22 КоАП РФ понятие «родители или иные законные представители несовершеннолетних» не охватывает весь возможный круг специальных субъектов административной ответственности по данным составам. Получается, что не несут административной ответственности лица, которые осуществляют воспитание детей по договору. Однако такие лица являются субъектами гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный несовершеннолетними (п. 3 ст. 1073 ГК РФ).10

Нужно уточнить круг субъектов ответственности по указанным составам и отнести к их числу родителей, иных законных представителей, а также лиц, на которых договором возложены обязанности по надзору за несовершеннолетним.

Дети, пребывающие в детских домах, интернатах, домах ребенка, уже претерпели страдания, причиненные действиями их родителей, и ненадлежащая забота о детях со стороны администрации таких учреждений причиняет дополнительный вред их физическому и нравственному развитию. К сожалению, факты нарушения прав детей, содержащихся в образователь-

8Михеева Л.Ю. Ответственность родителей за воспитание детей: направления реформы законодательства / Л.Ю. Михеева // Семейное и жилищное право. - 2005. - № 4. - С. 20.

9См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ: принят ГД ФС РФ 20 декабря 2001 г. // СЗ РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.

10См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ: принят ГД ФС РФ 22 декабря 1995 г. // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.

СЕМЕЙНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ

Бурдо Е.П.

ных, воспитательных, лечебных либо иных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нередки.

Неисполнение указанными лицами обязанностей по воспитанию детей при определенных условиях, когда оно соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, влечет также и уголовную ответственность по от. 156 УК РФ.11

Под неисполнением обязанностей подразумевается неучастие в воспитательном процессе в виде полного отстранения от него либо участие не в полном объеме, а также частичное выполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего со стороны лиц, на которых возложены обязанности по его воспитанию (родители, учителя и т.п.). Следует особо отметить, что неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего является преступлением только в том случае, если оно соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Жестокое обращение - это прежде всего физическое или психическое насилие, применяемое в отношении несовершеннолетнего (нанесение побоев, умышленное причинение легкого вреда здоровью, совершенное без хулиганских побуждений, связывание, систематические угрозы причинения вреда здоровью, сексуальные домогательства и т.п.), издевательство над его личностью (лишение пищи, тепла, воды).11 12 Жестокое обращение с детьми может проявляться и в применении к несовершеннолетним недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей).13

Лица, лишенные родительских прав, не могут нести уголовную ответственность по от. 156 УК РФ, так как они, будучи не освобожденными от обязанности по содержанию своих детей, освобождаются от обязанности по их воспитанию (п. 1 от. 71 СК РФ).

Субъективная сторона рассматриваемого состава преступления характеризуется умышленной виной. Виновный посредством неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей по воспитанию потерпевшего в сочетании с жестокостью по отношению к несовершеннолетним осуществляет продуманный способ совершения преступления. Большинство специалистов считают, что субъективная сторона выражается только лишь в прямом умысле.14 Некоторые авторы, работающие над этой проблемой, допускают и косвенный умысел.15 Еще одна группа авторов полагает, что по отношению к наступлению вредных последствий для здоровья ребенка вина может состоять и в неосторожности. Ими допускается двойная форма вины.16 Нам представляется, что при

11См.: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ: принят ГД ФС РФ 24 мая 1996 г. // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

123айцева И.И. Жестокое обращение с детьми / И.И. Зайцева // Юридический мир. - 2008. - № 10. - С. 54-55.

1зСм.: п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 27 мая 1998 г. № 10 (в ред. Постановления Пленума ВС РФ от 6 февраля 2007 г. № 6) «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» // РГ. - 1998. - 10 июня (№ 110).

14Галлямов Н.А. Детство без жестокости и насилия: защита и помощь / Н.А. Галлямов // Вопросы ювенальной юстиции. - 2010. - № 3. - С. 15.

15Шипунова Т.В. Жестокое обращение с детьми в семье: определение, генезис, перспективы исследований / Т.В. Шипунова // Криминология: вчера, сегодня, завтра. - 2002. - № 1. - С. 98.

163айцева И.И. Жестокое обращение с детьми / И.И. Зайцева // Юридический мир. - 2008. - № 10. - С. 55.

неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего умысел на жестокое обращение с ним должен быть всегда прямым.

Ситуация сегодня такова, что большинство лиц, привлекаемых к уголовной ответственности по ст. 156 УК РФ, в связи с их образом жизни имеют крайне низкие доходы. Зачастую доход этих лиц не является стабильным и легальным. К сожалению, неисполнение родительских обязанностей, соединенное с жестоким обращением с ребенком, - преступление, совершаемое чаще всего в беднейших слоях российского общества, - идет рука об руку с пьянством, наркоманией, попрошайничеством. Эффективным воздействием на правонарушителей в этом случае может быть только принудительный труд, поскольку при отсутствии у преступника заработка применение к нему такой меры уголовного наказания, как штраф, не сыграет ни превентивной, ни карательной роли.

Таким образом, проблема неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних остается одной из самых серьезных с точки зрения ее социальных, экономических и демографических последствий, что говорит о необходимости совершенствования всего комплекса механизмов применения юридической ответственности в рамках семейного, административного и уголовного законодательства РФ.

Рецензия

на статью «Семейно-правовая ответственность родителей за неисполнение ими прав и обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей в семейном праве РФ» кандидата юридических наук Бурдо Евгения Петровича

В статье Е.П. Бурдо рассматриваются правовая ответственность родителей за неисполнение ими прав и обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей в семейном праве РФ.

Актуальность данной статьи не вызывает сомнений, так как вопрос понятия семейно-правовой ответственности родителей является дискуссионным и единого мнения ученых, в данной области семейного права, нет.

Научная статья Е.П.Бурдо «Семейно-правовая ответственность родителей за неисполнение ими прав и обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей в семейном праве РФ» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

Проректор по научно-исследовательской работе АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт» М.Л.Блинова

(264,8 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Повышение правовой культуры родителей по вопросам юридической ответственности за воспитание и обучение детей.

Задачи:

  • Познакомить родителей с нормативно-правовыми документами.
  • Содействовать формированию у родителей ответственности за воспитание детей, способности адекватно и эффективно действовать в сложной проблемной ситуации.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер.

Оформление: изречения:

  • “По моему глубокому убеждению, педагогика должна стать наукой для всех и для учителей, и для родителей” (В.А. Сухомлинский).
  • “Большое зло нашего времени... заключается в том, что наши отцы и матери почти полностью лишились осознания того, что... могут сделать для воспитания своих детей” (И.Г. Песталоцци).
  • “Родители должны любить своего ребёнка таким, какой он есть, а не таким, каким он мог бы быть” (Монте)
  • “Дети никогда не поступают так, как мы велим поступать; они поступают, как поступаем мы сами” (Л.Хей)

Форма проведения: родительский лекторий

Подготовка:

  • Изучение научно-методической литературы, нормативно-правовых документов.
  • Анкетирование родителей “Правовое воспитание”
  • Подготовка памятки для родителей.
  • Составление презентации.

Ход родительского собрания

1. Вступительное слово классного руководителя

Добрый вечер, дорогие друзья и гости родительского собрания! Мы рады тому, что, Вы, не смотря на свои многочисленные хлопоты и заботы, несмотря ни на что, пришли сюда. В любой школе, в любом классе есть дети со своими учебными и личностными особенностями. В каждой семье, где растёт ребёнок, неизбежны вопросы, связанные с тем, как вырастить его здоровым, физически и психически закалённым, обогащённым духовно и нравственно, подготовленным к жизни и труду. Не обойтись здесь без сомнений и раздумий, желания узнать об опыте других родителей, о новых методах воспитания. Каждому родителю не хотелось бы учиться на своих ошибках, но как же не допустить ошибки в воспитании самого дорогого и всем сердцем любимого - своего ребёнка. Именно этим занимаются педагоги в школе, т.к. школа, семья и ребёнок - это краеугольный камень, на котором держится и развивается общество. Мы, призваны вместе решать все проблемы.

А сейчас, когда идёт становление характера, особенно необходимо ваше внимание. Многое начинает меняться в его жизни и поведении. И что за ним кроется?

“Об ответственности родителей за воспитание детей”

Воспитание детей – старейшее из человеческих дел. Зависит оно от трех переменных: взрослые, дети и отношения между ними. Домашнее воспитание – это задача с тремя неизвестными.

Ведь как бы высоко не занесла нас судьба, как бы круто не обошлась с нами, счастье или несчастье наше – в детях. Чем старше становимся, тем больше это понимаем. Часто учим одному, а научаем другому.

Одной из причин неблагополучия во всех сферах нашей жизни является бездуховность подрастающего поколения. Она влечет за собой нежелание некоторой части молодых людей честно трудиться и зачастую приводит их на путь совершения преступлений. Многие родители, представители общественности заблуждаются, считая, что центром воспитания является школа. Это не так. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: Семья – 50%, СМИ – 30%, школа – 10%, улица –10%.

К сожалению, у нас немало родителей, которые уклоняются от своих прямых обязанностей. На родительские собрания ходят в основном женщины. Мужского влияния на сыновей и дочерей не хватает и в школе и в семье. А ведь главная задача нашего общества – вернуть ребенку родителей, ведь успех воспитания зависит в основном от семьи. Порой трудно понять тех, кто после рождения ребенка, переложив его воспитание на бабушкины плечи, продолжает жить так, будто бы ничего в собственной жизни не изменилось. Зачем вообще ребенок, если он не становится главным содержанием наших мыслей и чувств. Любая женщина знает, что порой приходится пользоваться дистанционным управлением. Кто из нас не слышал телефонных переговоров работающих мам со своими детьми. Печальная необходимость, но объяснимая и простительная. И невозможно понять ни мужчин, ни женщин, знающих, что дома в одиночестве пребывает 10 летний сын или дочь и, тем не менее, не спешащих домой. Ребенок не может быть дополнением к жизни.

У родителей вечно недостает времени поговорить с ним. В пору, когда ему еще хочется, чтобы поговорили и расспросили. А эта пора так быстро проходит. Конечно, можно устроить свою жизнь так, чтобы ребенок не слишком обременял. Знаю такие семьи, где даже гордятся тем, что уже 6-7 лет малыша оставляют в доме на вечер одного. И он не проказничает, посмотрит телевизор и ляжет вовремя спать сам. Удобный ребенок. Только как оно откликнется это удобство, когда обрушатся на ребенка бури переходного возраста и он откажет родителям в праве интересоваться тем, где он был, с кем гулял, что читал.

Когда ребенок отстает, это тяжело, мучительно и для него и для родителей, но если он опережает остальных детей, тоже забот хватает. Одаренный ребенок (а родителям свойственно и преувеличивать меру одаренности) пробуждает весьма опасного зверя – родительское честолюбие.

Ребенок садится за рояль – маме с папой уже мнится: не Моцарт ли растет в их доме. Первые рисунки тоже наводят на мысль о чем-то исключительном. А математические способности. Родительские ожидания тяжким грузом ложатся на детские плечи, потому что этим ожиданиям надо обязательно отвечать. К сожалению, взрослые бывают легкомысленными, если не сказать больше: они иногда недооценивают проступки ребят и даже вольно или невольно – порой поощряют их.

Здесь налицо беспечность родителей, их невнимание к интересам ребенка, к его товарищам. Отсутствие должного контроля.

“Доверяй, но проверяй” – гласит народная мудрость. Конечно, делать это родители должны тактично и деликатно, не оскорбляя достоинства ребенка, не высказывая подозрений, а наоборот, всячески подчеркивая, что верят ему. Например: беря сдачу, принесенную сыном из магазина, можно сказать: “Давай сын посмотрим, как ты считаешь, не ошибся ли? Должно получиться столько-то”.

Всем взрослым, а родителям особенно, важно подавать ребенку только положительные примеры, требуя от себя того же, что требуют от него. Если мать и отец говорят о том, что воровство позорно, а сами приносят домой моток шерсти с фабрики, где работают – грош цена их словоизлияниям, они будут перечеркнуты их поступками. Если же дети постоянно видят честность, принципиальность, щепетильность родителей, особенно в отношении чего-то чужого, они растут честными людьми. Так, что, рассматривая родительскую должность как творческую, хорошо бы в то же время помнить, что ребенку предстоит самостоятельная жизнь.

Вывод: Родителям все время надо думать о том, как он будет жить вдали от их зоркого глаза среди людей. Как будет строить собственные отношения с окружающими, а когда-нибудь собственный дом. Высшая родительская доблесть как раз и определяется мерой готовности отпустить ребенка от себя.

Завуч школы по воспитательной работе “Правовое воспитание родителей”

Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели - отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи - это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.

Семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни. В семье закладываются основы понимания ребёнком мира, с первых лет он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции. Воспитание ребёнка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей. Чтобы воспитать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне.

Различают три уровня нормативно-правовых материалов.

1-й уровень - международный:

Декларация прав Ребенка (принята ООН в 1959 году)

Декларация в отличие от Конвенций, носит не столько законодательный характер, сколько “характер нравственного ориентира”;

Четыре принципа осуществления прав детей:

Первый принцип: ребенку должна предоставляться возможность нормального развития (материального и духовного). Голодный ребенок должен быть накормлен, больному ребенку должен быть предоставлен уход, порочные дети должны быть исправлены, сиротам и беспризорным детям должно быть дано укрытие и все необходимое для их существования.

Второй принцип: ребенок должен быть первым, кто получит помощь при бедствии.

Третий принцип: ребенку должна быть предоставлена возможность зарабатывать средства на существование, но он должен быть огражден от всех форм эксплуатации.

Четвертый принцип: ребенок должен воспитываться с сознанием того, что его лучшие качества будут использованы на благо следующего поколения.

Признавая ребенком каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, она рассматривает детей как особую демографическую группу населения, нуждающуюся в специальной системе защиты, создании благоприятных условий для выживания, здорового и гармоничного развития каждого ребенка как личности, признавая его самостоятельным субъектом права. Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его “в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства, солидарности”.

Нормы, зафиксированные в ней, служат ориентиром для государств в разработке собственных программ в отношении детей. Конвенция определяет задачи государства, его роль в защите прав детей, а также права ребенка как субъекта международного права.

Конвенция, в отличие от всех предшествующих международных актов по правам ребенка, ввела ряд новых прав: на выживание и развитие; на сохранение индивидуальности; на свободное выражение свои взглядов; на неучастие в военных действиях; на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации.

2-й уровень, регулирующий права ребенка:

Конституция Российской Федерации ст.38,42

Гражданский кодекс Российской Федерации (некоторые разделы, например, раздел о дееспособности несовершеннолетних детей).

Семейный кодекс РФ ст.61 “Равенство прав и обязанностей родителей”, ст.63 “Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей”, ст.64 “Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей”, ст.65 “Осуществление родительских прав”

3-й уровень, регулирующий права ребенка:

Федеральная президентская программа “Дети России”, в составе которой целевые программы “Дети-инвалиды”, “Дети-сироты”, “Планирование семьи”, “Одаренные дети” - утверждена Указом Президента РФ от 18.08.94 г. № 1696;

Федеральный закон “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений” - принят 28.06.95 г.

Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” - принят 24.07.1998 года, действует в редакции от 20.07. 2000 года.

Образовательная правосубъектность ребенка возникает с момента его поступления в образовательное учреждение. Изменение правового статуса влечет не только возникновение новых прав ребенка, но и расширение объема его юридической ответственности.

Родители учащихся являются участниками образовательных правоотношений. Их правосубъектность в сфере образования определяется ст. 38, 42 Конституции РФ;

  • ст. 14-18, ст. 52 Закона РФ “Об образовании”;
  • ст. 63 Семейного кодекса РФ;

Типовым положением об образовательном учреждении;

Уставом образовательного учреждения.

К основным правам родителей обучающихся относят:

  • выбор формы обучения, вида образовательного учреждения для своего ребенка;
  • защиту законных прав и интересов ребенка;
  • участие в управлении образовательным учреждением;
  • ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса. а также оценками успеваемости обучающегося;
  • ознакомление с Уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса;
  • согласие на оставление ребенком до получения им основного общего образования образовательного учреждения по достижении 15 лет;
  • согласие на проведение начальной профессиональной подготовки в общеобразовательных учреждениях;
  • согласие оставления ребенка на повторный курс обучения в случае получения им на итоговой аттестации двух и более неудовлетворительных оценок;
  • оформление договора об оказании образовательным учреждением платных образовательных услуг.

Родители (законные представители) несовершеннолетних лен получения последними основного общего образования не только имеют права, но и несут юридические обязанности за их воспитание, образование и содержание.

Родители обучающегося, воспитанника обязаны:

  • заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте;
  • подать заявление о приеме ребенка в образовательное учреждение;
  • оформить договор с образовательным учреждением, если ребенок поступает в данное учреждение;
  • обеспечить получение детьми основного общего образования;
  • отвечать за воспитание своих детей и создание необходимых условий для получения ими образования;
  • выполнять Устав образовательного учреждения;
  • контролировать проведение перевода обучающегося в специальные (коррекционные) группы и классы только с их согласия и по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий;
  • контролировать осуществление гражданским образовательным учреждением военной подготовки учащихся только с их согласия и на факультативной основе;
  • контролировать проведение начальной профессиональной подготовки общеобразовательным учреждением только с их согласия и согласия их ребенка;
  • контролировать привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, только с их согласия и согласия их ребенка;
  • отвечать за ликвидацию академической задолженности в течение следующего учебного года, если обучающиеся были переведены в следующий класс условно.

Обязанности и права родителей, не предусмотренные вышеуказанными документами, могут закрепляться заключенным между ними и образовательным учреждением договором в соответствии с Уставом данного учреждения.

Инспектор КДН или социальный педагог “Защита детей от жестокого обращения”.

Уважаемые родители!

Пусть Вас не удивляет тема моего выступления на сегодняшнем родительском собрании. К сожалению, жестокое обращение с детьми имеет место быть в нашем обществе, и, как не прискорбно мне сейчас об этом говорить, данное явление мы наблюдаем и в семьях некоторых наших воспитанников. Когда же мы начинаем говорить о недопустимости жестокого обращения с ребёнком в семье, некоторые родители искренне недоумевают: я же ничего такого не делаю, просто живу как всегда и воспитываю своего ребёнка, как могу и как умею. Очевидно, они не знают о том, что могут быть подвергнуты как административной, так и уголовной ответственности за неподобающее обращение с ребёнком, так же может быть принято решение об изъятии ребёнка из семьи и лишении родителей родительских прав в отношении данного ребёнка. Вот для того, чтобы ликвидировать данный пробел в Вашем правовом образовании я и попросила слова на сегодняшнем собрании.

Защита детей от жестокого обращения начинается на очень высоком уровне. Конвенция о правах ребёнка, которая является Законом международного уровня, предусматривает обязательство государства защитить детей, которые “подвергаются пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам общения или наказания”.

Международные правовые акты не дают конкретного определения жестокого обращения с ребенком. Каждое государство разработало свои механизмы защиты детей от жестокости, насилия, эксплуатации.

В нашей стране жестоким обращением с детьми считается действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Рассмотрим подробно каждую из форм насилия над ребёнком и задумаемся: а не делаю ли я что-то такое со своим ребёнком, что подпадает под определение “жестокое обращение”.

1. Физическое насилие - действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения. Какое же влияние оказывает физическое воздействие на ребёнка?

Признаки физического насилия над ребенком:

  • раны и синяки:
  • ожоги:
  • укусы:
  • “синдром тряски ребенка”: сопутствующие признаки - синяки на плечах и груди, имеющие отпечатки пальцев.

2. Психическое насилие (эмоционально дурное обращение с детьми):

  • обвинения в адрес ребенка (брань, крики);
  • принижение его успехов, унижение его достоинства;
  • отвержение ребенка;
  • длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы со стороны родителей;
  • принуждение к одиночеству;
  • совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;
  • причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.

Влияние на ребенка:

  • задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста;
  • импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;
  • попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни;
  • уступчивость, податливость;
  • ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;
  • депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.

3. Сексуальное насилие над детьми - любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

Влияние на ребенка:

  • обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия;
  • может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым;
  • может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий;

Прислушайтесь внимательно к моим словам; в Вашей семье происходит что-то подобное? Я не буду сейчас называть адреса и фамилии, но акты посещения семей воспитанников школы, рассказы детей, запущенный вид некоторых из них, постоянно возникающий вопрос с педикулёзом, конечно, наводят нас на размышления.

Я не пытаюсь учить Вас жизни или давать советы, просто задумайтесь, найдите в себе силы признать, что необходимо как-то менять жизнь, делать так, чтобы Вашим детям было хорошо в Ваших семьях, чтобы нам не приходилось защищать их от Вас, самых родных и близких для них людей.

В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

1. Административная ответственность

Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации “Об административных правонарушениях” (ст. 5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

2. Уголовная ответственность

Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

3. Гражданско-правовая ответственность

Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности. В соответствии с семейным законодательством: лишению родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации), ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации).

4. Дисциплинарная ответственность

Наступает, если должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допускают сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

Вывод: Известно, что жестокость порождает жестокость, если Вы исчерпали все аргументы, пытаясь воздействовать на ребёнка, никогда как последнюю меру не применяйте физическое наказание, ни к чему хорошему это не приведёт, ребёнок просто затаит на вас обиду, замкнётся в себе, вы потеряете с ним всякий контакт, а проблема так и останется нерешённой. Успехов Вам и помните, что Ваши дети - это самое дорогое из того, чем наделил Вас Господь.

Психолог школы “Психологическая поддержка”

  • Оказание психологической поддержки ребёнку весьма необходимо.
  • Психологическая поддержка - это процесс, в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах подростка

Психологическая поддержка - один из способов улучшить взаимоотношения между взрослыми и детьми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.

Поддержать ребенка - значит верить в него

Эффективная поддержка позволяет достичь следующего: Укрепить самооценку, поверить в себя и в свои способности, избежать ошибок, пережить неудачи.

Психологическая поддержка осуществляется и при неудачных ситуациях. Надо дать понять ребенку, что его неудача ни в коей мере не умаляет его достоинств. Ненавязчивое прикосновение даёт сигнал ребенку - “Что бы ни произошло - я тебя люблю, и ты находишься под моей защитой”. Надо научить ребенка переживать неудачи и не зависать в негативе. Само депрессивное состояние является пагубным для взрослого человека, тем более для ребенка. Жизнь состоит взлетов и падений. Каждый негатив это урок, что здесь что-то не так, нужно пережить этот момент и сделать вывод.

Памятка родителям

Для успешности своего ребенка родителям необходимо видеть его на пьедестале. Для этого:

Разговаривайте с ребенком о своих делах и о его делах независимо от того, сколько Вашему ребенку лет, даже если Вы сильно устали за день.

Помните, жалея себя, вы теряете драгоценное время для установления доверия. Вы теряете доверие своего ребенка - это дорогая потеря, а оно восстанавливается с великим трудом.

Говорите о своей любви ребенку. Если Вы раньше стеснялись это делать, сегодня ещё не поздно. Ребёнок в любом возрасте хочет слышать, что его любят, видеть ласковые глаза. Дорогие предметы не заменят ему искренних слов о любви.

Доверяйте ребенку. Доверие - это ответственность за свои поступки, умение открыто анализировать их с Вашей помощью.

Не сравнивайте ни с кем своего ребенка. Если ребенок слышит хвалебные слова в сравнении, то тем самым вы переворачиваете его душевный мир. Подсознание получило информацию, что он хуже, что он не любим. Не удивляйтесь потом откуда у Вашей дочери ужасающий цинизм или жестокость. Дети не могут быть теми, кто Вам нравиться. Вы не хотите принимать такими, какими они есть - и они мстят Вам за Ваше предательство. Эта злая черта характера может пройти через всю жизнь.

Обратитесь к специалисту, если ваши отношения не налаживаются. Воздержитесь от мнения, что только ребёнку можно пойти к педагогу или психологу и что Вы сами не нуждаетесь в помощи. Это трудно, но ребёнку еще труднее, чем Вам.

Чувство собственного достоинства развивайте. Любая неудача не должна восприниматься как провал. Если ты упал в пути, то это не значит, что ты идёшь неверной дорогой.

Используйте свой авторитет. Папа и мама для ребенка являются теми, кто открывает ему взрослый мир. Авторитет взрослого человека играет огромную роль для него при формировании взглядов и убеждений, способствует становлению его самостоятельных суждений, влияет на его поведение. Если на глазах сына отец оскорбляет мать, то эта модель воспринимается им как норма. Если добрый юмор, ненавязчивые прикосновения, улыбка присутствуют в семье, для ребенка это тоже воспринимается как норма.

Заключительное слово классного руководителя

Рефлексия

Мы достаточно продуктивно провели время. Правила жизни: чтобы поняли тебя, должен и ты понять другого. А поэтому старайтесь жить так, чтобы в семье было все хорошо. Пусть ваши дети будут здоровы и физически и духовно, поддерживайте их, направляйте на благие дела и Вы увидите - ваш труд будет не напрасен. И в ваших семьях всегда будет светить солнышко, которое будет греть вас своими лучами, излучающее: добро, ласку и заботу.

Счастлива та семья, где есть взаимопонимание. Только когда мы вместе - ребёнок чувствует себя комфортно. А это в наших силах и возможностях.

оспитание ребенка с четким представлением ы. Это целенаправленный и жедневный процесс, в котором происходит его амосовершенствование и саморазвитие. Данная работа ведет к риумфy личности ребенка. Это путь к динению ученика, его родителей и школы.

Источники.

  1. Конституция РФ. М., 2000
  2. Гражданский кодекс РФ. М., 2000 г.
  3. Семейный кодекс РФ. М., 2002 г.

Литература.

  1. “Простые истины воспитания” Б.Т. Лихачёв, издательство Москва “Просвещения”
  2. “Каким должен быть твой ребёнок?” Хельмут Штольц, Москва “Просвещение”
  3. “Дети и семейный конфликт” - Линда Анзорг Москва “Просвещение”
  4. Журнал “Классный руководитель” № 8, 2000 г., рубрика “Семья и школа” - стр. 77-83
  5. Журнал “Классный руководитель” № 7 , 2002 г., Поляков С.Д. “Возрастные проблемы и классный руководитель” стр. 93-105
  6. Болотова Е.Л. Права ребенка в современной России. М.: Школьная пресса, 2005 г.
  7. Правовое воспитание в школе. Волгоград. Учитель, 2007 г.

Приложение

Анкета для учащихся “Я и моя семья”

  1. С кем ты в семье особенно дружен?
  2. Кому доверяешь секреты?
  3. Все ли знают о тебе родители?
  4. Понимают ли тебя папа и мама?
  5. Всегда ли справедливы к тебе в семье?
  6. Если тебе плохо, то кому первому расскажешь о своих огорчениях?

Анкета для родителей “Правовое воспитание” Что такое права?

  1. Какие международные документы о правах детей Вы знаете?
  2. Основополагающие законы РФ - закрепляющие права детей?
  3. Какими статьями Семейного кодекса РФ определяются права и обязанности родителей?
  4. Правовой статус ребенка?
  5. Какие меры поощрения и наказания Вы применяете к своим детям?

Памятка для родителей

  1. Разговаривайте с ребенком.
  2. Говорите о своей любви.
  3. Доверяйте ребенку.
  4. Не сравнивайте ни с кем.
  5. Обратитесь к специалисту
  6. Развивайте чувство собственного достоинства.
  7. Используйте свой авторитет.

Казалось бы, вопрос об ответственности родителей за воспитание детей, как моральная, так и юридическая, понятна всем и не вызывает никаких сомнений. Тем не менее, далеко не в каждой семье, имеющей ребенка, существует представление об этом, и далеко не каждая семья может показать образец адекватного отношения к детям. Так же, как и то, что не в каждой семье существует порядок, дисциплина и режим, но главное – доверительные отношения с ребенком и членами семьи. Некоторые родители вообще не могут и не должны воспитывать детей и даже находиться рядом с ними. Так какова же за воспитание детей, в моральном и законном плане?

Воспитание и моральная ответственность

Воспитание детей представляет собой многогранный сложный процесс, результатом которого является формирование морально правильной личности, способной адаптироваться в социуме, приносить пользу себе и людям, жить полноценной счастливой жизнью. Все воспитание детей включает в себя многие аспекты – это воспитание ребенка как духовно богатой личности, это воспитание человека в морально-этическом плане, воспитание физическое, сексуальное, воспитание определенных черт характера. Воспитание – это ответственность родителей, отличная от любой другой работы или обязанности.

Задача родителей – привить ребенку правильные моральные ценности, устои и взгляды, основанные на принципе «Не навреди». При этом, если сами родители не имеют этих моральных ценностей, не обращают внимания на нравственные аспекты своих поступков, не руководствуются законами этики и морали, вряд ли они воспитают нормальную полноценную личность, способную в свою очередь нести ответственность за своих детей или просто за свои поступки. Личный пример родителей – это единственно верный и мощный воспитательный метод, непонимание которого ведет к перекосам, трагедиям и бедам в семьях.

Но кроме ответственности за моральное воспитание, существует родительская ответственность и за другие аспекты воспитания, упомянутые выше. Именно родители закладывают детям первые представления о том, что правильно, а что неправильно, как нужно делать и чего не нужно делать, как смотреть на мир и как его оценивать, как относиться к вопросам пола и так далее. Чистые детские души восприимчивы ко всему, но родительское слово бывает для них самым веским, даже если они этого не осознают.

Помимо моральной ответственности в самом широком смысле этого слова, родители ответственны и перед законом за то, как они воспитывают своих или приемных детей. Закон говорит об этом прямо: родитель обязан оказывать своим или приемным детям всяческую поддержку и помощь, присматривать за ними, удовлетворять их физические и материальные потребности. Также родители должны защищать своего ребенка, его права, обеспечивать его всем необходимым для полноценной жизни. В Конституции и Семейном кодексе – документах, содержащих вопросы воспитания детей, говорится об обязанностях и ответственности родителей перед обществом и самими детьми. Родители обязаны присматривать за детьми, заботиться о них, обеспечивать питанием, обучать и развивать своих детей до достижения ими 18 лет. Родители ответственны за психическое и , за их физическое здоровье

Ответственность родителей по закону

Законом также предусмотрена ответственность за неисполнение своих родительских обязанностей или ненадлежащее их исполнение. Законом предусматривается уголовно-правовая ответственность, административно-правовая, гражданско-правовая ответственность.

Правовые аспекты ответственности родителей за воспитание детей

Семья - естественная среда обитания ребенка. Именно здесь закладываются предпосылки развития физически и духовно здорового человека. К тому же семья для ребенка - это и своего рода убежище, обеспечивающее его выживание. Вот почему одним из основных прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье. Поэтому важнейшим вопросом в развитии личности ребенка является роль родителей в его воспитании.

Люди вступают в брак добровольно, как правило, хорошо осознавая не только свои права, но и обязанности. У супругов рождаются дети. В выборе своих матери и отца они не властны. Закон обязан защищать их интересы. Что касается родителей, то с рождением ребенка они вступают в новые правовые отношения – отношения родителей и детей, приобретают права и обязанности родителей.

Право родителей на воспитание детей обеспечивается не только и не столько благодаря помощи государства, а главным образом исполнением родителями обязанностей по их воспитанию. В круг этих обязанностей входит забота о здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии ребенка. Таковы в самом общем виде наиболее важные обязанности родителей, составляющие как бы две группы. Одна имеет прямое отношение к физическому развитию ребенка, которое во многом зависит от его питания, среды обитания. Вторая касается психического, духовного, нравственного развития несовершеннолетнего и предполагает существование более сложных по своей природе средств и методов формирования ребенка как личности. В настоящее время все более очевидной становится роль родителей в исполнении обязанностей подобного рода. Именно от этого во многом зависит духовный мир ребенка, его готовность к межличностному общению, стремление к знаниям, способность властвовать над своим умом и чувствами. Выполнение родительских обязанностей не только способствует реализации родительских прав, но и служит образцом желаемого, одобряемого поведения - его моделью.

Права и обязанности родителей в отношении своих детей регулируются целым рядом законов РФ. Основные из них: Конституция РФ, Семейный, Гражданский, Административный, Уголовный Кодексы РФ; Закон РФ « Об образовании». Кроме того, в нашей стране действуют положения Международной Декларации прав человека и Конвенции ООН о правах ребенка. Приведем некоторые положения законов, определяющие права и обязанности родителей.

Семейный Кодекс РФ. Глава 12. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИРОДИТЕЛЕЙ

Статья 61. Равенство прав и обязанностей родителей

1.Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

В соответствии с ч. 2 ст. 38 Конституции РФ - забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Следовательно, речь идет не только о нравственном долге каждого родителя, но и о его конституционных правах и обязанностях. Наделение родителей правами в отношении их несовершеннолетних детей означает, что им предоставляется возможность совершать одобряемые, желательные с точки зрения государства действия и поступки, направленные на благо ребенка. Права родителей порождают соответствующие обязанности.

2. Родительские права, предусмотренные настоящей главой, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия. ( вступление в брак и эмансипация (п. 2 ст. 21 ГК и ст. 27 ГК).

Семейный Кодекс РФ. Глава 12. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Право на воспитание ребенка есть личное неотъемлемое право каждого родителя. Утратить это право можно лишь в случаях, предусмотренных законом: при лишении родительских прав и усыновлении ребенка.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования.

Закон РФ "Об образовании" рассматривает образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Этот процесс обеспечивает не только государство, но и родители.

Из Закона Российской Федерации «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»:

Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей)

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

2. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования (пункт введен Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 71-ФЗ).

3. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения.

4. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.

5. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования.

Согласно п. 4 ст. 43 Конституции РФ родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми полного общего образования. В повседневной жизни выполнение этой обязанности родителями заключается в обеспечении того, чтобы их ребенок учился. Он может совмещать свою учебу с работой, творческой, предпринимательской, коммерческой деятельностью, но какой бы ни была семейная ситуация, уровень материальной обеспеченности семьи, состояние здоровья родителей, ребенок должен получить необходимое образование . Уклонение от выполнения этой обязанности служит основанием для лишения родительских прав, отстранения опекуна (попечителя).

От родителей также зависит, какое дополнительное образование и где получат их дети. Свое право выбора родители осуществляют с учетом мнения ребенка. При этом неважно, сколько ему лет. Для детей младшего возраста может иметь значение привязанность к друзьям, с которыми он хотел бы учиться, его способности, склонности. Дети более старшего возраста действуют осознанно и реалистично, сообразуя свой выбор со своей будущей профессиональной ориентацией. На выбор родителем и его ребенком вида образовательного учреждения, формы обучения оказывает воздействие и состояние здоровья ребенка, степень материальной обеспеченности семьи, семейные традиции, профессия родителей и т.п. В любом случае учет мнения ребенка означает уважительное к нему отношение. Однако родители вправе не посчитаться с точкой зрения несовершеннолетнего, если она противоречит его интересам или ее невозможно реализовать по объективным причинам.

Семейный Кодекс. Глава 12. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Статья 65: При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращении, оскорбление или эксплуатацию детей.

Обладающие родительскими правами лица несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Эта ответственность является общей и обязательной для обоих родителей, где бы они ни находились и определяет особое значение ответственности родителей в обеспечении прав и интересов своих детей. Одновременно оказывается воздействие на формирование чувства ответственности за ребенка, его воспитание, от полноты которого в значительной степени зависит качество семейного воспитания. Предполагается существование ответственности, как нравственного порядка, так и предусмотренной различными отраслями законодательства (административного, гражданского, семейного, уголовного и др.). В первом случае ответственность влечет за собой моральное осуждение, во втором - дополнительное обременение или даже наказание в установленном законом порядке. Под дополнительным обременением понимаются неблагоприятные для нарушителя прав последствия, выходящие за рамки принудительного исполнения обязанностей. Типичной ответственностью за ненадлежащее семейное воспитание детей является лишение родительских прав.

Семейный кодекс РФ. Статья 69 предусматривает лишение родительских прав тех родителей, которые уклоняются от выполнения обязанностей по воспитанию детей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, вредно влияют на них своим аморальным поведением, являются хроническими алкоголиками или наркоманами. Лишая безответственных родителей родительских прав, государство устраняет не только их неблагоприятное, вредное влияние на детей, но и прекращает фикцию воспитания, т. е. такое положение, при котором создается педагогический вакуум, заполняемый нередко отрицательными стихийными воздействиями. Лишенные родительских прав родители не освобождаются от обязанностей по содержанию детей. Они должны платить алименты тем, кому ребенок передан на воспитание, а сами перестают получать назначенные детям пособия. Основой элементного обязательства являются семейные отношения – брак, усыновление (удочерение) и др.. Право на алименты имеют несовершеннолетние дети, а в ряде случаев нетрудоспособные взрослые члены семьи. На детей алименты выплачивают в первую очередь родители (усыновители), а в случае их смерти – другие члены семьи (дед, бабушка, взрослые братья и сестры и другие так называемые фактические воспитатели). В соответствии с Семейным Кодексом РФ алименты взыскиваются по схеме: из заработка перечисляются ежемесячно 25% на содержание одного ребенка, 30% на содержание двоих детей и 50% на содержание троих и более детей. Судам предоставлено право увеличивать или уменьшать размеры алиментов с учетом материального и семейного положения сторон. Кроме того, закон лишает таких родителей соответствующих прав, предусмотренных нормами гражданского и трудового права.

Семейный Кодекс Глава 12. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей

1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.

Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

В нашей стране существует система органов и учреждений, которые обязаны заниматься профилактической работой с семьями, защищать права несовершеннолетних, контролировать деятельность детских учреждений. В них входят:

    Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

    Органы управления социальной защитой

    Органы управления образованием

    Органы опеки и попечительства

    Органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения

    Органы по делам молодежи, службы занятости

    Органы внутренних дел

Современное право достаточно подробно регламентирует права и обязанности родителей по отношению к своим детям. И все же, в заключение хотелось бы привести слова Льва Николаевича Толстого:

«Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру.

Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо,

И вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей».