Педагог впервые применивший термин социальная педагогика. Социальная педагогика, ее предмет и задачи

социальный педагогика наука

Анализ социальной педагогики как сферы научного знания невозможен без актуализации знаний о науке в целом. Как известно, наука представляет собой форму духовной деятельности людей, направленную на производство знаний о природе, обществе и самом процессе познания.

Непосредственная цель науки - постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению. Наука - сложная область интеллектуальной деятельности человека, которая исторически возникла позже религии, искусства и образования.

В современном понимании наука имеет два основных аспекта. С одной стороны, это - творческая деятельность по получению нового знания; с другой стороны, это и результат этой деятельности в форме совокупности знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов.

Каждая наука вычленяет из окружающей нас реальности определенную область, природную или социальную, явления которой могут быть исследованы инструментарием данной науки. Эти явления и составляют объект науки. Как правило, объект науки специфичен и имеет множество сторон, свойств, связей, одна из которых становится предметом науки . Предмет науки рассматривается как главная системно-структурная характеристика целостной картины исследуемой реальности, определенная часть, своеобразный «срез» объекта. Цель науки - описание, объяснение и прогнозирование процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею закономерностей.

Профессионализация социальной педагогики является характерным признаком современного общества, показателем его гуманистической ориентации и зрелости. Возникнув как отклик на социальные процессы и явления, социальная педагогика к настоящему времени превратилась не только в профессиональную деятельность, но и в сферу социально-гуманитарного знания, требующего научного осмысления и научного обоснования.

Социальная педагогика как сфера научного знания раскрывает основные пути и технологии гуманизации среды, исследует закономерности совершенствования взаимодействия человека и его социального окружения. Как любая прикладная область научного знания она нацелена на расширение границ и возможностей практики. Как наука социальная педагогика исследует закономерности конкретных социальных процессов и явлений, порождаемых социальными отношениями и непосредственно связанных с жизнедеятельностью личности ребенка, семьи, подростково-молодежной группы, а также детей и подростков, попавших в трудную жизненную или социально опасную ситуацию и нуждающихся в социально-педагогической помощи.

Анализ концептуальных подходов к теории социальной педагогики свидетельствует о том, что в настоящий момент природа знаний, используемых в теории и практике социально-педагогической деятельности, имеет интегративный, не только педагогический, а обобщенно-социальный и целостно-антропологический смысл, так как использует закономерности, принципы и методы других наук: философии, истории, экономики, социологии, психологии, антропологии, физиологии, медицины, правоведения, демографии и др.

Однако специалисты в сфере теории социальной педагогики называют ее прикладной социальной наукой на основании таких критериев как:

  • - наличие специфической, обособленной предметной области;
  • - сложившийся категориально-понятийный аппарат;
  • - установленность закономерностей и принципов теории социальной педагогики;
  • - система идей, позволяющих объяснить множество фактов из практический опыта социально-педагогической деятельности.

Объект социальной педагогики как любой социальной науки лежит в сфере социальной реальности. Как отмечает И.А. Липский, основной объект познания в социальной педагогике- «взаимодействие человека и социума (в различных его видах и типах)…» (3, С.129).

Предмет социальной педагогики в научной литературе, как правило, не определен однозначно и включает весь корпус научных знаний, представленных совокупностью инвариантов социально-педагогической деятельности по гармонизации этого взаимодействия на уровне практической работы. Но данная проблемная ситуация вполне объяснима, поскольку предмет развивающейся науки не может быть стабильным, так как находится в постоянном движении, развитии, как и сам процесс познания истины.

Это особенно актуально для социальной педагогики, так как она развивается на «стыке» научный дисциплин благодаря влиянию деятельности ученых из смежных наук: политологов, историков, социологов, психологов, психотерапевтов, педагогов, экономистов, юристов, медиков.

Развитие социальной педагогики как науки связано с развитием методики и методов исследования. В сфере социальной педагогики они достаточно междисциплинарны и предполагают адаптацию к предметной области социальной педагогики с целью формирования специальных методов и специфической методики исследования.

Как наука социальная педагогика выполняет ряд важных функций, связанных с процессом исследования: 1.информационную - накапливает и содержит сведения о реальных социальных и социально-педагогических процессах; несет в себе новые знания, новации, которые расширяют представления о той области предметного пространства, которая в социальной педагогике не исследована или исследована недостаточно; 2.объяснительную - описывает и объясняет причинно-следственные связи, закономерности, тенденции; 3.эвристическую - выявляет существенные необходимые связи, закономерности, принципы и методы преобразования социальной реальности с целью минимизции нарушений нормальной социализации человека. 4. прикладную - служит теоретической основой для совершенствования практики социально-педагогической деятельности; формирует на основе научных знаний новый стиль мышления, иную философию и культуру поведения, социальную адаптированность в микросоциуме.

Основные понятия : взаимосвязи и взаимозависимости наук, философия, психология, социология, социальная политика, политология, антропология, биология, социальная медицина, культурология, право, этика, семейная социальная педагогика, дошкольная социальная педагогика, психология социально-педагогической деятельности, пренатальная социальная педагогика, социально-педагогическая профилактика наркозависимости, история социальной педагогики, отраслевая социальная педагогика.

Место социальной педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками. В течение всего периода своего существования социальная педагогика была тесно связана со многими науками, которые оказывали неоднозначное влияние на ее становление и развитие. Развиваясь в недрах педагогической науки, социальная педагогика приобрела многие взаимосвязи и взаимозависимости по наследству. Некоторые из этих взаимосвязей возникли давно, еще на этапах выделения и оформления педагогики как пауки, другие являются более поздними образованиями, на уровне становления социальной педагогики. В числе первых сложились связи социальной педагогики с философией, социологией и психологией, которые и сегодня являются необходимым условием развития социально-педагогической и педагогической теории и практики.

Представим взаимосвязь с каждой из гуманитарных и естественных наук (рис. 2.2).

Трактовка связей философии и социальной педагогики долгое время носила оппозиционный характер.

Сегодня общепризнанной является методологическая функция материалистической философии по отношению к педагогике, что является вполне правомерным и обусловливается самой сущностью философского знания, мировоззренческого по своей природе и соответствующего решаемым задачам осмысления места человека в мире. Значительное влияние сегодня на социальную педагогику оказывает социальная философия.

От системы философских взглядов (экзистенциальных, прагматических, неопозитивистских, материалистических и др.), которых придерживаются исследователи социальной педагогики, зависят направления социально-педагогического поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса, его взаимосвязь с потенциалом социума, закономерностями его реализации в условиях образования. В формировании содержания социальной педагогики реализуются основные законы диалектического материализма: закон единства и борьбы противоположностей, согласно которому, например, личность как объект социального воспитания рассматривается одновременно и как часть социума, составляя его единство, и как самостоятельный субъект, противостоящий социуму; закон перехода количественных изменений в качественные, объясняющий процессы качественного изменения личности под воздействием многочисленных стимулирующих и сдерживающих факторов социума; закон отрицания отрицания, раскрывающий механизмы развития личности в процессе социализации, которые обеспечивают смысл ее понятийно-категориального аппарата.

общей педагогикой заключается в естественной преемственности теоретических основ педагогической науки и сдерживании социологических тенденций в развитии самой социальной педагогики. Интегрируясь с социологической наукой, с ее учением о социализации и о социуме, социальная педагогика остается педагогической наукой, рассматривая социум как новый педагогический ресурс и возможность для решения проблем социализации, педагогических по сути задач.

Социум для социальной педагогики представляет научный интерес с точки зрения реализации педагогического потенциала для разрешения проблем социализации личности или группы, равно как и его развитие (восстановление) для тех же целей.

Любые метаморфозы (взаимодействие) с потенциалом социума осуществляются с использованием принципов, методов и форм педагогической науки.

Рис. 2.2.

Связи социальной педагогики с социологией относятся к числу традиционных, так как обе работают над планированием социального образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах. Социология предоставляет социальной педагогике учение о социуме и о социализации, о менеджменте, методы получения социально-педагогической информации: опрос, беседа, анкетирование, интервьюирование, анализ результатов деятельности и многие другие. Социальная педагогика, в свою очередь, предоставляет социологии данные об использовании и развитии (восстановлении) потенциала социума в социально-педагогической деятельности.

Связь социальной педагогики с психологией является наиболее традиционной. Требования понимания свойств человеческой природы, ее естественных и социальных потребностей и возможностей, учета социальных механизмов, законов психической деятельности и развития личности, построения образования (обучение и воспитание) в соответствии с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями социальной среды становятся неотъемлемой стороной новой отрасли педагогической науки. Наиболее ощутима взаимосвязь социальной педагогики с социальной психологией . И одна и другая науки развиваются по аналогии на основе социологии, интегрируясь с определенной областью социологического знания. Разница лишь в том, что социальная психология в своем развитии опирается на социологическое учение о малых и больших социальных группах, а социальная педагогика – на социологическое учение о социуме и социализации.

Связь социальной педагогики с социальной работой заключается в том, что социальная работа является практическим полем реализации идей педагогической помощи различным категориям детей и взрослых, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. С социальной работой социальная педагогика взаимодействует на уровне социально-педагогической деятельности, являющейся основным средством реализации идей социальной педагогики на практике. Одно время в развитии социальной педагогики был период, когда она рассматривалась как отрасль социальной работы и в науке была представлена в виде педагогики социальной работы. В данный период педагогическая помощь детям и взрослым ошибочно была подменена социальной помощью, что нарушило естественный процесс развития и социальной педагогики как отрасли педагогической науки, и социальной работы как области социологического знания. В целом развитию теории социально-педагогической деятельности социальная педагогика во многом обязана социальной работе, в недрах которой прошел практическую апробацию новый вид профессиональной деятельности, по содержанию и по сути педагогический.

Связь социальной педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий. Социальная педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей и установок в условиях конкретного социума. На этой основе социальная педагогика активно взаимодействует с социальной политикой . Эта связь выражается в том, что социальная педагогика в изучении педагогического потенциала социума активно использует потенциал политических партий как социальных институтов, значимых для разрешения проблем социализации личности, а следовательно, опирается на положения социальной политики о ведущих силах общества, социальной активности различных социальных и возрастных групп населения, а также о формах реализации педагогического потенциала общественных организаций и молодежных объединений.

Связь социальной педагогики с педагогической антропологией просматривается в области развития человека в процессе социального воспитания. Педагогическая антропология есть человековедение, служащее воспитанию и обучению людей. Предметом педагогической антропологии является объект педагогики – человек развивающийся. Она стремится понять, как очеловечивается человек и как люди разного возраста влияют друг на друга; насколько воспитаем ребенок на разных этапах жизни; каковы причины и процессы становления личности; каков характер различных групп (числом членов от двух до всего рода людского) и как личность взаимодействует с ними. Законы индивидуального и группового развития становятся базой педагогического совета, предупреждения об опасностях. Исследуя свой объект, педагогика в силах разработать предмет, направленный на взаимодействия людей, влекущие за собой желаемые изменения в мотивационной, интеллектуальной, поведенческой сферах личности.

Социальная педагогика предполагает проникновение в природу человека, понимание его сущности. В качественном преобразовании человека она исходит из истины человеческой природы в ее реальном историческом бытии. "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях", – это положение К. Д. Ушинского было и остается неизменной истиной для всей реалистической отечественной науки о воспитании.

Знание "обо всей широте человеческой жизни" (К. Д. Ушинский), добываемое психологией, философией, историей, социологией, самой педагогикой, другими науками о человеке, религией, искусством, – призвано дать фундамент для природосообразного воспитания.

Этика является учением о морали, нравственном освоении человеком действительности. Социальная педагогика использует этическое знание о морали и нравственности для развития моральных норм и нравственных правил взаимодействия между людьми, между человеком и социумом для реализации в социально-педагогической деятельности нравственного характера тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности.

Связь социальной педагогики с правом проявляется в систематической опоре на нормативно-правовую базу, регламентирующую реализацию социально-педагогических идей в практике деятельности специалистов различного профиля, осуществляющих помощь людям, имеющим проблемы социализации. Сама социально-педагогическая деятельность как разновидность профессиональной деятельности "человек-человек" нуждается в постоянном правовом обеспечении. Например, огромную роль в решении социально-педагогической помощи детям и подросткам играет ювенальное право.

Связь социальной педагогики с культурологией заключается в реализации одного из основных принципов социальной педагогики – принципа культуросообразности, для чего социальная педагогика активно использует потенциал культурологии как гуманитарной науки, заключающейся в изучении содержания различных мировых культур, форм и методов реализации их потенциала в повседневной жизнедеятельности детей и взрослых.

Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека – центральная для социальной педагогики. Она является важнейшей и для биологии , изучающей индивидуальное развитие человека. В силу этих совпадений связь социальной педагогики с биологией проявляется в использовании законов и закономерностей биологического развития человека на различных возрастных периодах его жизнедеятельности. Важной областью взаимодействия двух наук является здоровый образ жизни человека и социально-педагогические условия его поддержания.

Связь социальной педагогики с социальной медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей с отклонениями в развитии в различных условиях социума. Во взаимосвязи с медициной (учреждениями здравоохранения как социальными институтами общества) она разрабатывает систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и облегчаются процессы социализации детей, компенсирующие имеющиеся у них дефекты.

Связь социальной педагогики с математикой отмечается в проведении опытно-экспериментальных исследований и разработок, в ходе которых социальная педагогика активно использует различные математические методы: математической статистики, математической обработки данных и др. В свою очередь, социальная педагогика предоставляет математической науке методы развития математического потенциала социума и формы его реализации для разрешения проблем социализации личности.

Анализ связей социальной педагогики с вышеназванными науками позволяет выделить следующие их формы взаимодополнения:

  • – использование социальной педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук;
  • – творческое заимствование методов исследований, применяемых в этих науках;
  • – применение в социальной педагогике конкретных результатов исследований, полученных в психологии, физиологии высшей нервной деятельности, социологии и других науках;
  • – участие социальной педагогики в комплексных исследованиях человека и социальной среды его проживания.

Развитие взаимодействия, творческих связей социальной педагогики с другими науками приводит к выделению новых отраслей педагогики – пограничных научных дисциплин.

В настоящее время социальная педагогика представляет собой сложную подсистему педагогических знаний. В ее структуру входят:

  • семейная социальная педагогика, исследующая основные закономерности семейного обучения и воспитания как разновидности социального воспитания на основе реализации педагогического потенциала семьи как социального института;
  • психология социально-педагогической деятельности как интегративная область психолого-педагогического знания, раскрывающая внутренние ресурсы и возможности этого вида профессиональной деятельности но разрешению проблем социализации личности в условиях конкретного социума;
  • пренатальная социальная педагогика – область педагогического знания о формах и методах оказания социально-педагогической помощи взрослым на этапе рождения ребенка, сохранения материнства и отцовства в различных условиях социализации на основе реализации педагогического потенциала социума;
  • социально-педагогическая профилактика наркозависимости как значимая форма социально-педагогической деятельности, интегративная область научного знания социальной педагогики и наркологии по разрешению проблем социализации наркозависимых больных средствами педагогического потенциала социума;
  • история социальной педагогики, изучающая развитие социальнопедагогических идей и практики социального образования в различные исторические эпохи.

Процесс дифференциации на различных направлениях в педагогической науке продолжается. В последние годы заявляют о себе такие ее отрасли, как философия образования, сравнительная педагогика и др. Дальнейшая интеграция педагогики с другими гуманитарными и естественными науками способствует появлению новых отраслей педагогической науки и расширению влияния социальной педагогики на различные сферы жизнедеятельности

Объект и предмет исследования социальной педагогики. Особенности развития социальной педагогики. Из истории развития социальной педагогики за рубежом. Социальная педагогика и социальная работа.

Наука, как известно, это сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию новых, объективных знаний и представлений о деятельности. Так, философию называют наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления; социологию - наукой об обществе как целостной системе; психологию - наукой о закономерностях развития и функционирования психики человека, педагогику - наукой об образовании, воспитании и обучении подрастающего поколения.

Чтобы понять особенности социальной педагогики как науки, необходимо разобраться в том, что она должна изучать, вычленить ее собственную область исследования. Для этого в науке существуют понятия объект и предмет исследования.

В качестве объекта исследования той или иной науки выступает определенная область реально существующего мира, реальной действительности. Предметом же любой науки является результат теоретического абстрагирования, позволяющего ученым выделить те или иные стороны, а также закономерности развития и функционирования изучаемого объекта. Таким образом, объект науки - это фрагмент объективной реальности, предмет - результат ее осмысления.

Один и тот же объект может изучаться различными науками. Например, человек выступает объектом изучения биологии, философии, психологии, социологии, педагогики и других наук. Но каждая наука имеет свой предмет, т.е. то, что она изучает в объекте, в данном случае - в человеке. Так, психология изучает закономерности и механизмы психологического развития человека, педагогика - закономерности воспитания и образования личности и т.д.

Прежде чем разобраться в объекте и предмете исследования социальной педагогики, обратим внимание на сам термин «социальная педагогика». Как видим, он состоит из двух слов - «педагогика» и «социальная», как бы объединяя их значения. Такое объединение двух понятий не случайно, оно связано с процессами дифференциации и интеграции в науке.

По мере роста новых знаний, расширения сферы проникновения научной мысли в реальную жизнь, по мере возникновения новых проблем и потребностей общества наблюдаются тенденции дифференциации и специализации наук, т.е. разделения основной науки на ряд более частных областей, развивающихся самостоятельно. С другой стороны, в решении ряда проблем наблюдается явление интеграции, объединения ряда самостоятельных наук, которые изучают один объект, но с разных точек зрения. Например, на стыке педагогики с различными науками выделились самостоятельные области исследования: с философией - философия образования, с социологией - социология воспитания и социология образования, с психологией - педагогическая психология. Таких примеров можно привести множество.

В педагогической науке процесс дифференциации и специализации за последнее время значительно усилился. Некоторые из специализированных областей уже оформились в самостоятельные научные отрасли педагогики, такие как дошкольная педагогика, педагогика школы, специальная педагогика, профессиональная педагогика, история педагогики и др. К их числу может быть отнесена и социальная педагогика.

Тот факт, что социальная педагогика выделилась из педагогики, означает, что в поле ее зрения находится те же процессы и явления, которые изучаются педагогикой, но рассматриваются они в определенном, специфическом аспекте. Очевидно, что специфика этой новой области педагогических знаний отражена в слове «социальная».

Понятием «социальный» (от лат. socialis - общий, общественный), как известно, объединяется все то, что связано с совместной жизнью людей, с различными формами их общения и взаимодействия. В таком случае, если педагогика - это наука о воспитании и образовании подрастающего поколения, т.е. детей и молодежи, то социальная педагогика особо выделяет в процессах воспитания и образования те аспекты и явления, которые связаны с включением ребенка в совместную жизнь в обществе. Этот процесс «вхождения» ребенка в общество, приобретения им определенного социального опыта (в виде знаний, ценностей, правил поведения, установок) называют социализацией.

Социализация ребенка - процесс длительный и очень сложный. С одной стороны, любое общество, которое на каждом этаже своего развития вырабатывает определенную систему социальных и нравственных ценностей, свои идеалы, нормы и правила поведения, прежде всего само заинтересовано в том, чтобы каждый ребенок, приняв и усвоив их, смог жить в этом обществе, стать его полноправным членом. Для этого общество в той или иной форме всегда оказывает целенаправленное воздействие на личность, осуществляемое через воспитание и образование. С другой стороны, на ее формирование большое влияние оказывают и разнообразные стихийные, спонтанные процессы, происходящие в окружающей жизни. Поэтому суммарный результат таких целенаправленных и стихийных влияний не всегда предсказуем и не всегда отвечает интересам общества.

По своему устройству общество представляет собой многообразие различных взаимосвязанных и взаимодействующих социальных институтов - исторически сложившихся форм организации и регулирования общественной жизни людей. Именно через них и происходит приобщение и усвоение ребенком общественных норм и правил поведения.

Однако роль различных социальных институтов в социализации ребенка неодинакова. Одни из них оказывают стихийное явление на ребенка в процессе его развития и социального становления, другие же выполняют функцию целенаправленного воздействия на формирование его личности. К таким социальным институтам, которые можно с полным правом назвать институтами социализации, относятся семья, образование, культура и религия.

Семья является главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает определенные ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в данном обществе.

Другой социальный институт, имеющий такое же важное значение для успешной социализации ребенка, как и семья, это - образование. Через образование ребенок также приобщается к ценностям, господствующим в данном обществе. Приобретая в процессе образования знания, он не только развивается, но и адаптируется к жизни в обществе.

Культура - это именно тот социальный институт, который вбирает в себя созданные человечеством материальные и духовные ценности. Говоря о роли культуры в социализации ребенка, мы следуем словам выдающегося ученого, представителя русской религиозной философии П.А. Флоренского (1882-1937), который утверждал, что «культура - это среда, растящая и питающая личность». И в этом смысле трудно переоценить то влияние, которое оказывает на ребенка в процессе его становления и развития культура: литература, музыка, живопись, средства массовой информации и многое другое.

Религия как социальный институт представляет собой сложное общественное явление, целостную систему особых представлений, чувств, культовых действий, учреждений и различных объединений верующих. Вечные нравственные ценности, которые проповедует церковь (любовь и забота о ближнем, честность, терпение и пр.), религиозные праздники и традиции, религиозная музыка и др. могут оказывать большое влияние на усвоение ребенком моральных норм общества, правил поведения в нем. Поэтому для ребенка религия может играть важную роль в процессе его социализации.

Схематично путь вхождения ребенка в общество через основные институты социализации можно представить следующим образом:

Исторически значения различных социальных институтов в социализации ребенка изменяется. На разных этапах развития общества те или иные институты играют то большее, то меньшее значение. Наглядно это можно проиллюстрировать на примере развития нашей страны на протяжении ХХ века, которое условно разделяется на три этапа: досоветский, советский и постсоветский.

В досоветский период особенно сильное влияние на нравственное становление ребенка и его интеграцию в общество оказывали семья и религия.

На втором этапе возрастает роль образования и культуры. Провозглашение приоритетов общественного воспитания перед семейным переместил центр тяжести воспитания с семьи на школу. Литература, кино живопись, музыка целенаправленно выполняли социально значимые задачи пропаганды и формирования у детей и молодежи коммунистических идеалов, а такой важный институт социализации, как религия, вследствие репрессирования церкви фактически перестал играть в жизни общества какую-либо существенную роль.

В постсоветский период по-прежнему сохраняется важная роль образования в социализации ребенка. Наряду с этим начинает возрастать значение семьи и религии. Зато значительно изменяется роль культуры, деидеологизация которой привела к тому, что ее воздействие на личность ребенка стало приобретать в большой степени стихийный, спонтанный характер.

Если социальные институты успешно справляются со своими задачами, то процесс социализации ребенка происходит «естественным путем». Однако в этом процессе могут происходить «сбои», причина которых заключена или в самом ребенке, или в социальном институте, который не выполняет задачи целенаправленного влияния на формирование личности. Например, для ребенка слепого и глухого с рождения или с существенными отклонениями в умственном развитии процесс социализации более трудный, чем для здорового ребенка, а ребенок, у которого родители - алкоголики, испытывает негативное влияние с их стороны, чем также значительно усложняет процесс его социализации. И в том и другом случае ребенку потребуется специальная помощь.

Итак, вернемся к объекту и предмету социальной педагогики. Их мы будем определять в сравнении с педагогикой, из которой выделилась эта новая научная отрасль. Мы помним, что объектом изучения педагогики является ребенок, а предметом исследования - закономерности воспитания и образования ребенка. Тогда объектом изучения социальной педагогики является ребенок, а предметом ее изучения становятся закономерности социализации ребенка.

По сравнению с педагогикой ее предмет несколько сужается в том смысле, что таких сложных, многогранных социальных явлениях, как воспитание и образование, выделяется только те аспекты, которые непосредственно связаны с процессом социализации ребенка. Но, в то же время, предметом специального изучения социальной педагогики становятся такие процессы и явления, которые, которые традиционно изучаются другой наукой - социологией. Именно эта наука исследует общество в социальные отношения в нем, пытается выяснить, как люди взаимодействуют между собой, почему они объединяются в те или иные группы, как возникают социальные связи и многие другие вопросы жизни общества. Социальная педагогика начинает исследовать эти проблемы в несколько ином, отвечающем ее научным задачам ракурсе.

Таким образом, социальная педагогика фактически является междисциплинарной областью научных исследований. Она рождается на педагогики, пользуется богатейшим историческим наследием, использует педагогические методы и средства, как наследием, использует педагогические методы и средства. С другой стороны, поскольку явление социализации как часть общества и общественных отношений изучается социологией, социальная педагогика использует и некоторые социологические теории, некоторые методы и средства, используемые в социологии. Но при этом социальная педагогика вырабатывает и свои собственные теории, методы, средства и технологии. Условно взаимодействие социальной педагогики с педагогикой и социологией как областями научных знаний можно изобразить следующим образом:

Следует также помнить, что социальная педагогика вбирает в себя и многое из того, что исследуется другими науками о человеке (философией, психологией, медициной и др.).

Любая наука «вырастает» из конкретной реальной действительности, является ее отражением, систематизирует знания о ней. Однако научные, теоретические знания не могут развиваться сами по себе, в отрыве от практической деятельности, поэтому наука и практическая деятельность неразрывно связаны между собой. Более того, именно практика является источником любой науки. С другой стороны, любая практическая деятельность тем эффективнее, чем больше она основывается на достижениях науки. Теория, являясь основой для практической деятельности, дает возможность ее направлять, преобразовывать и совершенствовать. Это означает, что теоретические исследования должны непременно идти рука об руку с развитием практической деятельности.

Когда мы говорим о социальной педагогике, мы тоже должны четко различать две ее взаимосвязанные стороны - научно-теоретические знания в этой области и собственно социально-педагогическую деятельность, т.е. непосредственную работу социального педагога с конкретным ребенком или группой детей, с той или иной конкретной средой, в которой живет и развивается ребенок и которая способствует или препятствует его социализация. Иначе говоря, необходимо различать социальную педагогику как науку и как сферу практической деятельности, которые неразрывно связаны между собой.

Кроме того, социальная педагогика может выступать в качестве учебной дисциплины. Учебная дисциплина - это предмет, изучаемый в общеобразовательных или профессиональных учебных заведениях. Учебная дисциплина исходит из соответствующей области науки, в ней обычно находят отражение факты и явления, которые доподлинно известны науке. Хотя не исключается изложение и дискуссионных вопросов, являющихся предметом спора ученых, их разных точек зрения на тот или иной объект исследования.

В России развитие социальной педагогики - и как области научного знания, и как сфера профессиональной практической деятельности, и как учебной дисциплины - имеет свои особенности.

С одной стороны, в отечественной науке и педагогической практике истоки и предпосылки выделения социальной педагогики в самостоятельную область знания можно найти еще в трудах и практической деятельности таких классиков педагогики, как К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и многие другие. Особое значение для становления социальной педагогики имел тот этап в развитии отечественной педагогической науке, который приходится на 20-30 годы нашего столетия. В это тяжелое время деятельность таких выдающихся педагогов, как А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский, была направлена, прежде всего, на помощь «выбитым из социальной колеи детям», т.е. по сути, они были именно социальными педагогами, а деятельность организованных ими и многими другими педагогами детских опытных станций, коммун и других учреждений стала практическим воплощением социальной педагогики.

Однако эволюционное развитие социальной педагогики в России не состоялась. Сначала произошел значительный разрыв между новой, советской педагогикой и тем, что было накоплено педагогикой в дореволюционный период, когда печально известный тезис «весь мир насилья мы разрушим до основанья…» был распространен и на педагогику. Высказывание видного педагога 20-30-х годов А.П. Пинкевича о том, что необходимо забыть все, написанное в области педагогики до революции, было поддержано многими педагогами-марксистами. Затем, начиная с конца 30-х годов, когда в стране была провозглашена победа социализма, возникла и прочно укрепилась тенденция замалчивания социальных проблем, которые стали рассматриваться как отдельные, легко искоренимые «пережитки прошлого», что также не способствовало развитию социальной педагогики.

В результате, как уже отмечалось ранее, в 1990 г. социальная педагогика была введена императивно, «сверху». Это привело к тому, что научная и практическая сферы социальной педагогики начали развиваться одновременно и в отрыве друг от друга: практика не могла опереться на научные знания, так как науки еще фактически не было, а науке нечего было осмыслять, поскольку сфера практической деятельности только начала формироваться.

Отразилось это и на становлении социальной педагогики как учебного предмета, которое также происходило одновременно со становлением области практической социально - педагогической деятельности и развитием науки. Несформированность и той, и другой обусловили то, что учебный предмет «Социальная педагогика» и сегодня еще включает много спорных, дискуссионных вопросов, различных точек зрения относительно сущности тех или иных категорий и понятий, даже самого предмета социальной педагогики.

Эти объективные обстоятельства являются факторами, тормозящими развитие социальной педагогики как науки. Однако потребности практики так остры и злободневны, что этой областью науки стали заниматься многие научные коллективы: Центр социальной педагогики Российской академии образования (РАО), Академия социального образования, научные коллективы педагогических университетов в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Омске и других городах. Созданы и активно работают, решая теоретические и прикладные вопросы социальной педагогики, различные общественные объединения и государственные учреждения.

И на сегодняшний день уже можно констатировать, что накопилось достаточно много эмпирических и теоретических знаний, которые требуют осмысления и систематизации, позволяют выделить приоритетные научные направления, т.е. создают условия для более интенсивного развития социальной педагогики, оформления ее как самостоятельный науки. Для дальнейшего развития социальной педагогики необходимо также перечитать и переосмыслить с новых позиций труды отечественных педагогов - как дореволюционного, так и советского периодов, чтобы отыскать ее истоки, отвечающие культурным и историческим традициям нашего народа. Немаловажное значение имеет и освоение зарубежного опыта с целью адаптации его применительно к нашей российской действительности.

Изолированность советского государства от «капиталистического мира» в течение 70 лет разрушила научные связи наших ученных с коллегами из многих стран, где социальная педагогика все это время активно развивалась, где в настоящее время накоплен значительный научный потенциал в этой области знаний. Даже сегодня, когда «железный занавес» между Востоком и Западом разрушен, этот иностранный опыт для отечественных ученых остается пока малодоступным. Специальной зарубежной литературы по социальной педагогике у нас практически нет. Если и встречаются единичные переводные издания, то они не могут дать полного, систематического представления о самой науке. В результате российские ученые вынуждены порою «изобретать велосипед» вместо того, чтобы его совершенствовать.

Поэтому для становления и развития социальной педагогики в России имеет большое значение опыт других стран, анализ тех проблем и трудностей, которые возникали в процессе развития этой области научных знаний и практической деятельности за рубежом, выявление самих истоков - причин возникновения этой науки, ибо известно: отыщи всему начало и многое поймешь.

Социальная педагогика выделилась из педагогики сравнительно недавно. Однако и сама педагогика оформилась в самостоятельную научную область только в XXII в. Связано это событие с именем выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670) и его гениальным произведением «Великая дидактика», в котором был определен предмет исследования этой науки. Вместо с тем история педагогики уходит своими корнями в глубокую древность, потому что, не будучи самостоятельной наукой, педагогика на протяжении многих веков развивалась в рамках философии, которая с давних времен была известка как наука, занимающаяся исследованием проблем роли и места человека в мире, смысла жизни, значения культуры и религии в нравственном становлении личности и т.п.

В этом смысле социальная педагогика - не моложе самой педагогики, поскольку она всегда присутствовала в педагогике как ее неотъемлемая составляющая, развивалась в ее русле и вместе с ней. Поэтому не случайно ученые, занимающиеся исследованием истории социальной педагогики, находит ее историки и предпосылки в произведениях великих мыслителей философии, в трактах классиков педагогики всех времен и народов.

Если рассматривать социальную педагогику таким образом, то в ее развитии можно выделить ряд периодов.

Первый - начальный период, который длился с древнейших времен вплоть до XXVII века, связан с осмыслением практики воспитания и формированием педагогической и социально - педагогической мысли. В этот период происходит становление воспитания как социального явления, его преобразования из стихийного действия в осознанную деятельность, возникают различные теории воспитания.

Переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому, а затем к феодальному, зарождение капиталистических отношений выдвигали свои проблемы воспитания и защиты ребенка. Еще в античности были высказаны такие основополагающие социально-педагогические идеи, как идеи о необходимости начинать воспитание с раннего возраста, учитывать при этом природу ребенка и влияние окружающей среды, опираться на авторитет взрослого, прежде всего родителей и многие другие. Период Возрождения связан - развитием гуманистических идей в воспитании ребенка. К этому времени относится и воплощение в реальную жизнь ряда идей, как, например, создание итальянским педагогом - гуманистом Витторино Да-Фельтре (1378-1446) одной из первых в истории школы интернатного типа с характерным названием «Дом радости».

Второй период - XXII-XIX вв. - характеризуется развитием ведущих идей и научных концепций социальной педагогики, становлением ее как науки.

XXIII и XIX века вошли в историю мировой культуры как период буржуазно-демократических революций. Видные ученые (педагоги, философы, социологи, психологи) искали решение социально-педагогических проблем на путях сотрудничества с общественностью и государством. Вопросы воспитания рассматривались в русле идей преобразования общества, наделения всех людей равными правами, реальной свободой. В этот период социальная педагогика развивается в тесной связи с практической социально-педагогической деятельностью. Видные педагоги не только высказывают те или иные идеи, но и реализуют их на практике, создавая приюты для детей сирот и беспризорных, детские сады, школы и другие учреждения для детей с различными проблемами.

На протяжении всего XIX века шел длительный и неоднозначный процесс отделения социальной педагогики от педагогики. При этом на ее развитие, кроме философии и педагогики, большое влияние оказывали и другие науки, такие как психология, социология, антропология (наука о происхождении и развитии человека), медицина и др. То есть наряду с процессом отделения социальной педагогики от педагогики одновременно шел и другой процесс - ее интеграции с другими науками.

В конце XIX века социальная педагогика выделяется в самостоятельную область педагогической науки. Это событие связано, прежде всего, с именами немецких ученых Адольфа Дистервега, Пауля Наторпа и др.

Сначала ХХ века начинается третий период - период развития социальной педагогики как самостоятельной науки, который отнюдь нельзя назвать «безоблачным».

До сих пор среди ученых разных стран ведутся дискуссии о том, какое место занимает социальная педагогика среди других педагогических наук; является ли она наукой или только областью практической деятельности; как соотносятся социальная педагогика и социальная работа и др. Во многих странах термины «педагогика», «социальная педагогика», «социальный педагог» вообще не употребляется. Так, в США в учебных заведениях вместо педагогики студенты изучают курс философии образования, а область практико-ориентированной помощи людям относится к социальной работе, хотя среди социальных работников есть специалисты, которые ориентированы именно на оказание помощи детям с различными проблемами. В Бельгии используется термин «ортопедагогика», близкий к понятиям «специальная педагогика» и «социальная педагогика».

Таким образом, в разных странах в зависимости от их исторических и культурных традиций, уровня развития общества, развития соответствующих областей наук есть свои отличия, как в терминологии, так и в сущности понятий. Однако есть и то общее, что их объединяет. Любое общество всегда решало, решает и будет решать «вечные проблемы» развития, воспитания и образования детей, особенно таких, которые имеют проблемы, препятствующие их успешному и полноправному включению в жизнь общества.

Так как социальная педагогика представляет собой вклад, прежде всего, немецкой науки в историю развития педагогики, мы сделаем краткий экскурс в историю развития социальной педагогики в Германии, которая насчитывает более ста лет и тесно связана с историей социального, экономического, политического развития страны.

Термин «социальная педагогика» введен в дискуссию о воспитании в 1844 г. К. Магером и далее распространен А. Дистервегом. С момента возникновения этого понятия до настоящего времени в немецкой литературе прослеживаются две его различные трактовки, определяющие различные подходы в развитии этой отрасли научного знания. Согласно первой трактовке, социальная педагогика имеет нечто общее с социальной стороной воспитания (К. Магер); согласно второй - она выступает как педагогическая помощь в определенных социальных условиях, ситуациях (А. Дистервег).

Несмотря на кажущуюся близость этих подходов, они имеют существенные различия. В первом случае речь идет о социальном аспекте воспитания и соответствующих ему задачах, во втором - о педагогическом аспекте общественного развития и его задачах.

Представителями первого направления были К. Магер, П. Наторп (20-е годы), Е. Борнеманн, Ф. Шлипер (60-е годы), Д. Пегелер (80-е годы) и др. со времен К. Магера в развитии социальной педагогики рассматриваются предпосылки, методы и средства воспитания человека в обществе, для общества, через общество.

Наиболее яркий представитель социальной педагогики Пауль Наторп (1854-1924) рассматривал социальную педагогику как часть, аспект общей педагогики. Рассматривая основные функции человеческого существования, П. Наторп выдвинул три основные функции социальной педагогики. Первая - связана с половой жизнью ребенка, которая раскрывает в нем в кругу семьи и в контакте с ближайшим окружением. Вторая - с волей, которая формируется в школе и связана с осуществлением передачи знаний, при этом у ребенка развивается эмоциональные, социальные и моторные способности. Третья - разум - раскрывается в общности. П. Наторп считал социальную педагогику педагогикой для всех молодых людей, задача, которой - воспитание в молодежи начал солидарности и общественности.

Развивая идеи П. Наторпа, представители этого направления рассматривали социальную педагогику как интегративную науку. Интересна в этом отношении трактовка Е. Борнеманна, который рассматривает социальную педагогику как науку, объединяющую лечебную педагогику, экономическую педагогику и др. ее задачи - способствовать индивидуальной самостоятельности в социальных группах и социальной общности, заботиться о культуре и гуманистическом развитии общества. В силу своей интегративности социальная педагогика проникает во все сферы воспитания, т.е. она выступает одним из принципов педагогики. Таким образом, согласно этой трактовке социальная педагогика выступает как принцип воспитания.

Второй подход отражен в трудах А. Дистервега (40-50-е годы XIX в.), Г. Ноля, Г. Боймер (20-30-е годы XX в.), К. Молленгауэра (50-е годы) и др. начиная с А. Дистервега, представители этого направления пытаются дать ответ на социальные вопросы своего времени, такие как социальная незащищенность рабочего класса, образования народа, беспризорность и др.

Герман Ноль (1879-1960) видел задачу социальной педагогики в экстренной помощи, которая необходима в том случае, если семья и школа не могут по каким-либо причинам выполнять свои функции. Идея Г. Ноля, по сравнению с П. Наторпом, выглядела намного убедительнее, конкретнее и практичнее. Его идеи нашли отражение в принятом в 1922 г. законе о благотворительной деятельности молодежи - это был первый государственный документ в Германии, который регулировал воспитание молодежи вне школы.

С тем пор социальная педагогика стала на практике «педагогикой экстренных случаев», которая должна была восполнять существующие в семье и школе пробелы по воспитанию молодежи.

Гертруда Боймер, одна из представительниц этого направления, в отличие от сторонников первой точки зрения, считала социальную педагогику не принципом, а составной частью педагогики. Все, что не относится к воспитанию в семье и школе, есть проблема социальной педагогики.

Развивая понятие беспризорности, К. Молленгауэр отмечал, что, если отдельные общественные институты не в состоянии решить эту проблему ребенка, то возникает необходимость, создания третьего пространства воспитания (кроме семьи и школы) - государственной помощи. При этом социальная педагогика, считал он, должна иметь дело не с передачей культурного содержания, а исключительно с решением проблем, возникающих в процессе и включения в общество подрастающего поколения.

В 60 - годы это направление окончательно складывается и обосновывает свои позиции - теоретическое осмысление и обоснование социального воспитания как помощи детям, совершившим правонарушения, внешкольная работа по месту жительства, воспитательная работа в домах ребенка, детских школах, школах-интернатах и других учреждениях.

В настоящее время в Германии издано и издается так много работ в области социальной педагогики, что возникает впечатление, будто все вопросы социальной педагогики, то возникает впечатление, будто все вопросы социальной педагогики уже исчерпаны. На самом деле, как считают немецкие ученые, хотя основные направления социальной педагогики как рефлексивной деятельности и науки основательно проработаны, однако это не означает, что все проблемы уже исследованы. Общий облик теории все еще остается пока неясным и будет оставаться таким и впредь, поскольку и продолжающаяся дифференциация смежных дисциплин (психологии, социологии, социальной работы и др.), и быстрое изменение в акцентах практических требований не дают возможность дать полное описание теории социальной педагогики. Это закономерно для естественного процесса развития любой науки. С другой стороны, что означает, что теоретический горизонт дискуссий социальной педагогики ХХ в. значительно расширяется.

Вместе с развитием социальной педагогики как науки в Германии активно развивается сфера профессиональной деятельности специалиста в области социальной педагогики. С 1908 г. начата подготовка социальных педагогов; в начале 70-х годов в университетах Германии начата подготовка социальных педагогов с высшим образованием.

Следует отметить, что в Германии, наряду с социальной педагогикой, на протяжении ХХ века активно развивается как самостоятельная область знания и практической деятельности социальная работа. Однако профессиональная деятельность социальных педагогов и социальных работников имеет много общего, поэтому в настоящее время она регулируется единым стандартом, в котором названия этих специалистов употребляются как синонимы через дефис: социальный работник / социальный педагог. Они выполняют в обществе следующие функции: воспитательную, информационную, консультативную, поддержки, помощи, организации, защиты и представление интересов клиента. Однако в их деятельности есть и свои отличия. Главное из них заключается в том, что традиционными адресатами социальной педагогики являются дети и молодежь; она концентрирует свое внимание на помощи в воспитании и образовании.

В России институт социальной работы также был введен в начале 90-х годов почти одновременно с социальной педагогикой. Их введение явилось ответом на реальную действительность, когда потребовались специалисты, которые могли бы оказать помощь социально незащищенным слоям населения. И с тех пор обе эти сферы практической деятельности активно развиваются, развиваются и соответствующие области научного знания, ведется профессиональная подготовка специалистов для обеих профессиональных сфер.

История развития социальной педагогики и социальной работы очень близки. Прежде всего, их объединяют культурно-исторические отношения к людям, требующим особой заботы и внимания. Не случайно «милосердие», «благотворительность», «помощь» и другие понятия широко используются и в социальной педагогике, и в социальной работе.

Однако они имеют и ярко выраженную специфику, которая выявилась с самого начала их развития в нашей стране как официально признанных институтов. Так, социальная работа начала развиваться в сфере социальной защиты населения, а социальная педагогика, как отмечалось ранее, - в системе образования и учреждениях комитетов по делам молодежи.

Постепенно сферы длительности социальных педагогов и социальных работников стали расширяться, пересекаясь и взаимно дополняя друг друга. В различных государственных и негосударственных учреждениях, например, в некоторых детских домах и школах, сегодня одновременно работают и социальные работники, и социальные педагоги; однако каждый из них имеет свой круг обязанностей и решает свои функциональные задачи.

Их отличия обусловлены тем, что они выделились как прикладные области знания из разных наук: социальная педагогика - из педагогики, а социальная работа - из социологии. Как науки и та, и другая в России фактически делают свои первые шаги. Развитие теории социальной работы происходит так же трудно и противоречиво, как и развитие социальной педагогики. Существуют различные точки зрения на предметы и объекты этих наук, в том числе и на их соотношение: делаются попытки подчинить социальную педагогику социальной работе и наоборот, что нужно рассматривать как закономерное явление в развитии наук.

Однако, пока ведутся эти научные дискуссии, в практической деятельности различное происхождение социальной педагогики и социальной работы проявляется достаточно четко в том, что социальные педагоги в своей работе опираются, прежде всего, на теоретические и методические основы педагогической деятельности, тогда как социальные работники используют, главным образом, социологические теории и технологии и социологические методы исследования.

В тоже время области практической деятельности социальной педагогики и социальной работы настолько близки и по функциям, и по содержанию, и по методам работы, что они не могут не пересекаться.

Схематично это соотношение сфер практической деятельности социального педагога и социального работника можно изобразить следующим образом.

Попробуем выделить то общее и специфическое, что связывает социальную работу и социальную педагогику как области практической деятельности. В первую очередь, это касается их объекта, или адресата.

В поле зрения социальной работы попадает человек, но не любой, а тот, у которого есть проблемы, мешающие человеку быть успешным, благополучным членом общества, жить полноценной жизнью.

Те или иные проблемы возникают фактически у каждого человека в течение всей его жизни. Они могут носить психологический, медицинский, правовой, материальный и иной характер, могут быть связаны с внешними, не зависящими от человека факторами (экологические, социальные, техногенные, межнациональные и другие катаклизмы), или внутренними личностными проблемами (нездоровье, отклонения в физическом или психологическом развитии и пр.). Для социальной работы важно то, что человек не может разрешить эти проблемы самостоятельно и поэтому нуждается в чьей-то профессиональной помощи.

Таким образом, можно сказать, что объектом социальной работы является человек, нуждающийся в помощи в процессе его социальной жизни, т.е. человек как социальный субъект, независимо от его возраста.

В поле зрения социальной педагогики попадает ребенок, который требует помощи в процессе его социализации - превращения индивида в социального субъекта, т.е. ребенок как развивающаяся, формирующаяся личность.

Сопоставление этих объектов наглядно показывает и то, что сближает эти две науки и области практической деятельности, и то, что их концептуально отличает. Показательно с этой точки зрения и то, что человек, которому оказывается помощь, в социальной работе, как правило, называют клиентом, в социальной же педагогике обычно употребляется слово ребенок.

СОЦ. ПЕДАГОГИКА

Социальная педагогика - это отрасль педагогики, кото­рая рассматривает социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей в специально созданных для этого организациях. Социальная педагоги­ка, или педагогика среды, это научная дисциплина, инте­грирующая научные достижения смежных наук и реализую­щая их в практике общественного воспитания. В основе социальной педагогики лежит прошлый педагогический опыт обучения и воспитания и практика воспитания и обу­чения в других странах. Социальная педагогика является основой для таких отраслей педагогики, как:

Дошкольная педагогика;

Педагогика школы;

Педагогика профессионального образования;

Воспитание в закрытых учреждениях;

Детских и юношеских организациях;

Педагогика клубной работы;

Педагогика среды;

Военная педагогика;

Производственная педагогика;

Педагогика временных объединений;

Педагогика социальной работы.

Каждое из этих направлений социальной педагогики имеет свои особенности, свои методы и может рассмат­риваться как самостоятельное направление.

Социальная педагогика включает в себя изучение фи­лософии воспитания, особенностей воспитания в совре­менном обществе.

Особенностью современной социальной педагогики является ее гуманистическая направленность, т. е. акцент на содружестве и сотрудничестве воспитателя и ребенка.

Гуманизм социального воспитания заключается в том, чтобы личности помочь, а не заставить. Гуманизм соци­ального воспитателя выражается в том, чтобы принимать человека, его поступки без осуждения, оказать поддержку в критической ситуации.

В настоящее время социальная педагогика - это само­стоятельный раздел педагогики, обладающий особой ме­тодикой социальной воспитательной и образовательной деятельности. Методика социальной педагогики направ­лена на личность, на ее самосовершенствование, само­организацию.

Общественный смысл социальной педагогики состоит в том, чтобы помочь семье, ребенку найти свой путь со­циального жизненного самоопределения, развиваться в обществе на основании своих способностей и задатков. Помочь в стремлении человека выйти на путь нравствен­ных человеческих отношений.



Социальная педагогика - не новый раздел в педагоги­ке, а сложившаяся система семейного, сословного, на­родного и христианского воспитания.

Функции социальной педагогики:

1)первостепенной задачей является изучение ребен­ка, его состояние в стадии конфликта;

2)оказание помощи ребенку, попавшему в беду, на­хождение путей, вариантов выхода из кризиса, поддерж­ка в трудное время;

3)анализ состояния социального воспитания в различ­ных социальных сферах, которые окружают ребенка и воз­действуют на него;

4)социальная педагогика призвана анализировать, изу­чать и распространять, пропагандировать позитивный опыт;

5)она должна направлять деятельность ребенка на са­мовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовать свою жизнь и поступки;

6)социальный педагог занимается координацией и объединением различных специалистов, организаций, решающих проблемы ребенка, имеющих отношение к со­стоянию его кризиса, к защите его прав;

7)одна из функций социальной педагогики сводится к организации исследований различных проблем соци­ального воспитания, анализу работы социальных педаго­гов, коллективов, различных педагогических центров.

Воспитательная функция обозначает включение ребен­ка в окружающую его среду, процесс его социализации, его адаптацию в процессе обучения и воспитания.

Социально-правовая функция означает заботу государ­ства о детях, их правовую защиту.

Социально-реабилитационная функция - это воспита­тельная и образовательная работа с детьми-инвалидами, физически или психически неполноценными, где основ­ные социальные функции выполняет педагог.

Прикладные задачи социальной педагогики состоят в том, чтобы:

1)воспитывать в сознании ребенка понятия добра и справедливости, любви к ближнему, ко всему живому, творчеству, взаимопониманию;

2)поставить перед ним цель самостоятельно выйти из кризиса, наметить пути выхода, научиться общению с ок­ружающими людьми, определить цель и смысл жизни;

3)развивать стремление познавать окружающий мир, человека, его уникальность, физические и духовные осо­бенности, права и обязанности в обществе;

4)развивать чувство собственного достоинства, само­стоятельности, уверенности в себе;

5)прививать подростку умение и желание общаться с детьми, в малых и больших группах, в объединении сверстников, в семье, в труде, в школе.

Здесь социальному педагогу необходимы знания воз­растных особенностей своих воспитанников, для того чтобы научиться разрешать конфликты между людьми, личностью и обществом.

Основываясь на положениях «Кодекса этики социально­го работника и социального педагога», можно выделить следующие принципы.

1.Принятие человека таким, каков он есть. Клиентом социальной работы может быть отдельный человек или группа лиц, имеющих индивидуальные и групповые осо­бенности. Каждый клиент имеет право быть принятым и выслушанным любым социальным работником, право на получение помощи в улучшении социальной ситуации.

2.Уважение права клиента на принятие самостоятель­ного решения на любом этапе совместных действий. Это означает проявление уважения и соблюдение его прав. Клиент имеет право отказаться от предложенного вариан­та действий, от продолжения уже начатой работы, если его мнение или ситуация изменились. Клиент имеет пра­во отказаться от взаимодействия на любом этапе совмест­ной работы с уверенностью в сохранении конфиденциальности сведений о нем.

3.Конфиденциальность сотрудничества социального работника и социального педагога с клиентом. Конфиденциальной информацией является все, что касается усло­вий жизнедеятельности клиента, его личностных качеств и проблем, а также все остальное, что будет определено клиентом во взаимодействии с социальным работником и социальным педагогом.

Нарушение конфиденциальности возможно только в усло­виях непосредственной опасности для клиента.

4. Полнота информирования человека о предпринима­емых в его интересах действиях. Соблюдение принципа

защиты прав клиента обусловливают обязанность социаль­ного педагога информировать человека, обратившегося к нему за помощью, обо всех действиях, предпринимае­мых им для решения его проблем.

5. Ответственность социального педагога за результа­ты своей деятельности. Социальный педагог, занимаясь решением конкретных проблем клиента, несет личную ответственность за результаты своей деятельности, за качество и эффективность, своевременность и действен­ность социальной помощи и за ее последствия.

6. Порядочность социального работника и социально­го педагога во взаимодействии с клиентом. Порядочность социального педагога является весьма важным принци­пом в связи с необходимостью обеспечить баланс инте­ресов, как своих личных, так и интересов клиента и его социального окружения; интересов профессионального сообщества социальных работников и социальных педа­гогов, общества в целом. Социальные педагоги делают для своего клиента все, что, по их мнению, необходимо для разрешения проблемы.

Что изучает социальная педагогика. В самом общем виде ответ на этот вопрос таков: социальная пе­дагогика изучает социальное воспитание человека, которое осуществляется фактически на протяжении всей его жизни.

Определить место и роль социального воспи­тания в жизни человека можно, лишь соотнеся его с такими процес­сами, как развитие и социализация (здесь это наметим «пункти­ром», а подробнее рассмотрим в следующих разделах).

Развитие - это реализация имманентных (внутренне присущих) задатков, свойств человека.

Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окру­жающей среды в самом общем виде можно определить как про­цесс и результат его социализации, т.е. усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живет.

Социализация происходит: а) в процессе стихийного взаимодей­ствия человека с обществом и стихийного влияния на него различ­ных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни; б) в процессе влияния со стороны государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий людей; в) в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т. е. воспитания; г) в процессе саморазвития, самовоспитания человека. Таким образом, можно счи­тать, что развитие - общий процесс становления человека; социали­зация - развитие, обусловленное конкретными социальными усло­виями.Воспитание же можно рассматривать как относительно со­циально контролируемый процесс развития человека в ходе его социа­лизации (определение понятия воспитания будет дано в главе II).

Воспитание осуществляется в семье. В этом случае мы имеем дело с семейным, или частным, воспитанием, которое - объект се­мейной педагогики.

Воспитание осуществляется религиозными организациями. В этом случае мы имеем дело с религиозным, или конфессиональ­ным, воспитанием; оно - объект конфессиональной педагогики.

Воспитание осуществляется обществом и государством в соз­даваемых для этого организациях. В этом случае мы имеем дело с социальным, или общественным, воспитанием, которое и является объектом изучения социальной педагогики.

Воспитание осуществляется в криминальных и тоталитарных политических и квазирелигиозных сообществах. В этом случае мы имеем дело с диссоциальным, или контрсоциальным, воспитанием.

Поскольку социальное воспитание (как и семейное, и конфес­сиональное) лишь составная часть процесса социализации, по­стольку социальная педагогика изучает его в контексте социали­зации, т. е. она рассматривает, какие социальные обстоятельства прямо или опосредованно влияют на воспитание человека в мас­штабах планеты, страны и места его проживания (региона, горо­да, села, микрорайона), какую роль играют в его жизни и воспи­тании средства массовой коммуникации, семья, общение с окру­жающими людьми и некоторые другие факторы.

Как возникла социальная педагогика. Термин «социальная педагогика» был предложен неемецким педагогом Фридрихом Дистервегом в середине XIX в., но стал активно употребляться лишь в начале XX в.

Педагогика возникла и развивалась как теория и методика воспитания детей в учебно-воспитательных учреждениях. С конца XVIII в., когда в качестве относительно самостоятельного этапа развития личности стал выделяться ранний юношеский возраст, юноши и девушки также стали объектом внимания педагогики.

Во второй половине XIX в. начинает расширяться заказ педаго­гике и системе общественного воспитания. Во-первых, в него по­следовательно «включается» воспитание молодежи и более старших возрастных групп. Во-вторых, адаптация и перевоспитание пред­ставителей всех возрастных категорий (в первую очередь, конечно, детей, подростков и юношей), зачастую не вписывающихся в соци­альную систему или нарушающих установленные в ней нормы.

Расширение заказа было связано с теми социокультурными про­цессами, которые происходили в Европе и Америке. Индустриа­лизация породила массовую миграцию сельского населения в го­рода, где оно оказалось неприспособленным для жизни в новых условиях, зачастую не могло создать полноценных семей и дало всплеск преступности, аморального поведения, став основным по­ставщиком беспризорных, бродяг и нищих. В Америке положение усугублялось массовой иммиграцией из преимущественно слабо­развитых регионов Европы.

Урбанизация в Европе совпала со становлением националь­ных государств, а в Северной Америке - с формированием аме­риканской нации. И то и другое объективно требовало культивирования определенных ценностей (провозглашаемых или подразу­меваемых как национальные) во всех социальных слоях, во всех возрастных группах населения.

Церковь как традиционный воспитатель, хотя и продолжала играть существенную роль в жизни людей, утратила монопольные позиции в сфере морали и воспитания (кроме того, она далеко не сразу осознала появление новых социокультурных реалий).

Образовался вакуум, который необходимо было заполнить. Это и попытались сделать некоторые педагоги, начав разрабаты­вать социальную педагогику.

Возникает вполне резонный вопрос: почему понадобилось раз­рабатывать новую отрасль педагогического знания? И другой: могла ли уже сложившаяся педагогика и пыталась ли она дать ответ на изменившийся социальный заказ?

Педагогика дала свои ответы. Во-первых, появилась андрогогика - педагогика взрослых. Но она с самого начала (т.е. с сере­дины XIX в.) и по настоящее время занимается в основном про­блемами образования взрослых. В последние десятилетия от андрогогики отпочковалась герогогика (педагогика старости), которая стала заниматься главным образом различными вари­антами образования людей пожилого возраста. Во-вторых, в конце XIX в. зародились и в течение нашего столетия сформи­ровались педагогика перевоспитания детей и подростков, а так­же исправительная (пенитенциарная) педагогика, которые зани­мались исключительно трудными, проблемными детьми.

Таким образом ответы, которые дала традиционная педаго­гика на изменившийся социальный заказ, оказались ограничен­ными. Этому есть вполне резонное основание. Каждая отрасль знания достаточно консервативна и объективно сопротивляется изменению или расширению объекта своего исследования.

Консерватизм педагогики оказался столь силен, что даже поя­вившуюся новую отрасль - социальную педагогику - ряд ученых стремились свести к изучению проблематики традиционных «клиен­тов» педагогики - детей, подростков, юношей. Это нашло отра­жение в том, что ряд основоположников социальной педагогики (Г. Ноль, Г. Боймер и др.) предметом ее исследования считали со­циальную помощь обездоленным детям и профилактику правона­рушений несовершеннолетних.

Принципиально иначе определял предмет социальной педагоги­ки немецкий ученый Пауль Наторп. Он считал, что социальная педагогика исследует проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. Такое понимание в достаточно полной мере соответствовало социаль­ному заказу новейшего времени и позволяло рассматривать социальную педагогику как отрасль знания о воспитании человека на протяжении всего жизненного пути.

В России социальная педагогика, зародившись в конце XIX в., получила определенное развитие в 20-е гг. XX в. в виде разработ­ки и попытки реализации идеи связи школы с жизнью и социаль­ной средой. Эта идея получила теоретическое обоснование и от­носительно адекватное практическое воплощение у С.Т. Шацкого, в трудах и опыте ряда ярких педагогов-теоретиков и практиков. Однако в массовом опыте она воплощалась в довольно упрощен­ном виде, что, по сути, вело лишь к компрометации идеи как та­ковой.

Интерес к проблематике, характерной для социальной педаго­гики, обострился как у нас, так и за рубежом в 70-е гг. XX в., что было связано с очередным кризисом системы воспитания. У нас этот интерес проявился, в частности, в появлении различных вариантов работы с детьми по месту жительства и в разработке соответствующих методических рекомендаций (В.Г. Бочарова, М.М. Плоткин и др.). Несколько позже, уже в 80-е гг., на Урале М.А. Галагузова, а также В.Д. Семенов и его коллеги наряду с изучением опыта МЖК (молодежные жилищные комплексы) и СПК (социально-педагогические комплексы) приступают к теоре­тическим изысканиям в сфере собственно социальной педагогики, возрождая у нас и это понятие, и само направление исследований.

За рубежом теоретическая разработка проблем социальной пе­дагогики возобновилась лишь в 50-60-е гг. в Германии. Однако фактически и в Европе, включая Германию, и вСША уже начиная с концаXIX в., все более широкое распространение получала практическая деятельность, обозначавшаяся термином социальная работа, организуемая государственными институтами, религиоз­ными и общественными структурами. Содержанием ее была по­мощь семье, различным группам населения, интеграция воспита­тельных усилий школы и других организаций и т. п.

Зачем изучать социальную педа­гогику. Воспитание образно можно определить как искусство предвидеть неизбежное и умень­шать эффект случившегося . Социальная педагогика - отрасль знания, изучив которую можно узнать, во-первых, о том, что неизбежно произойдет или может произойти в жизни человека того или ино­го возраста в тех или иных обстоятельствах. Во-вторых, как мож­но создать благоприятные условия для развития человека, для предотвращения «сбоев» в процессе его социализации. А в-третьих, как можно уменьшить эффект влияния тех неблагоприятных об­стоятельств, в которые человек попадает, эффект того нежела­тельного, что случается в процессе социализации человека.

Социальная педагогика как учебный предмет имеет своей за­дачей охарактеризовать будущим педагогам (да и всем тем, кому предстоит работать в качестве организаторов и руководителей человеческих общностей) картину социально-педагогической дей­ствительности . Решение этой задачи предполагает достижение студентами ряда целей в процессе изучения социальной педагоги­ки: овладение теоретическими знаниями в объеме, необходимом и достаточном для реализации профессиональной деятельности; раз­витие умения видеть и решать проблемы, возникающие в сфере социального воспитания; формирование гуманистических соци­альных установок по отношению к субъектам и процессу соци­ального воспитания.

Социальная педагогика как отрасль знания изучает социальное воспитание в контексте социализации . Это определяет построение учебного курса «Социальная педагогика». Он начинается с рас­смотрения социализации как социально-педагогического явления. Затем раскрываются обстоятельства, в которых происходят соци­альное воспитание, его содержание и методика. Завершает курс краткая характеристика проблемы социализированности челове­ка и издержек социализации.