Арт терапевтические занятия с подростками. Профилактическая работа психолога в школе. Психологическая программа «Арт-терапия как метод развития способности к самопознанию и самовыражению подростков»

В настоящее время увеличивается количество людей, страдающих повышенной тревожностью, что приводит к нарушениям социальной адаптации, к депрессиям. Наиболее уязвимыми в этом отношении являются подростки. Применяемые методы арт-терапии позволяют компенсировать данное состояние, нормализовать психоэмоциональное состояние.

Скачать:


Предварительный просмотр:

САНКТ_ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОЙ ОРТОПЕДИИ И ТРАВМАТОЛОГИИ «ОГОНЁК»

Методическая разработка

«Арт-терапия тревожных подростков»

для учащихся 8-10 классов

(10 часов)

Составитель: Афанасьева Ольга Павловна,

Педагог-психолог

Санкт-Петербург

2018 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность

В настоящее время увеличивается количество людей, страдающих повышенной тревожностью, что приводит к нарушениям социальной адаптации, к депрессиям. Наиболее уязвимыми в этом отношении являются подростки, в период возрастного кризиса личностная тревожность может обостряться. У подростков очень часто нет знаний и умений для борьбы со своими страхами. Существует много методов коррекции повышенного уровня тревожности, одним из которых является арт-терапия (терапия искусством). У этого метода есть свои преимущества, позволяющие использовать его в работе с детьми и подростками.

Несмотря на большое количество исследований, посвященных тревожности и ее коррекции, эта тема является еще не до конца исследованной и требует ее дальнейшего изучения.

1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ ПРОГРАММЫ

Назначение:

Программа предназначена для работы с учащимися 8-10 классов общеобразовательных учреждений. Группа формируется на основе добровольного согласия участников, каждая группа состоит из 10–12 человек.

Цель: снижение уровня тревожности у подростков с помощью методов арт-терапии

Для достижения поставленной цели в ходе реализации программы решались следующие задачи:

  1. Осветить теоретические аспекты тревожности и арт-терапии;
  2. Проанализировать особенности применения арт-терапии в коррекции тревожности у подростков в научных работах;
  3. Исследовать уровень тревожности в группе подростков;
  4. Апробировать программу коррекции тревожности методами арт-терапии.


2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ ПРОГРАММЫ

2.1. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Продолжительность занятий:

Цикл практических занятий рассчитан на 12 часов, т.е. 10 занятий. Занятия проводятся с группой два раза в неделю

Тематическое планирование программы

Темы занятий

практ

теор

всего

  1. Вводное занятие. Понятие тревожности

1.1 Тревожность. Виды, причины возникновения

1.2. Профилактика и коррекция повышенной тревожности

1.3 Получение обратной связи

0,15

0,30

0,45

  1. Тревожность у подростков

2.1 Особенности подросткового возраста

2.2 Проявление тревожности у подростков

2.3 Психодиагностика личной тревожности

0,30

1,30

  1. "Арт-терапия как метод коррекции тревожности у подростков"

3.1 Арт-терапия. Понятие, виды, практическая значимость

3.2 Методы арт-терапии

3.3 Особенности применения арт-терапии в коррекции тревожности у подростков в научных работах

3.4 Практическое занятие на релаксацию (изотерапия/рисование мандал). Получение обратной связи

1,45

2,45

  1. Курс практических занятий по арт-терапии
  1. "Здравствуйте, это Я!"
  2. "Моё имя"
  3. "Настроение"
  4. "Эмоции"
  5. "Наши страхи"
  6. "Я больше не боюсь!"
  7. "Волшебный лес"
  8. "Мои ресурсы"
  9. "Волшебники"
  10. "Солнце в ладошке"
  11. Подведение итогов, заполнение анкеты обратной связи.

ИТОГО

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИКИ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В ходе занятий используются групповые и индивидуальные формы работы, применяются методы арт-терапии.

Методы и техники, используемые в программе:

1. Релаксация.

2. Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.

3. Концентрация.

4. Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

5. Арт-терапия.

6. Актуализация страхов, повышение уверенности, снижение тревожности.

7. Функциональная музыка.

Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.

8. Игротерапия, драма-терапия.

Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.

9. Телесная терапия.

Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.

Цикл практических занятий рассчитан на 7 часов, т.е 10 занятий. Занятия проводятся с группой два раза в неделю.

Структура занятия.

Ритуал приветствия - 2 минуты.

Разминка - 10 минут.

Коррекционно-развивающий этап- 20 минут

Подведение итогов- 6 минут.

Ритуал прощания - 2 минуты.

Тематическое планирование занятий: см. п. 4 таблицы

Коррекционная программа состоит из 10 занятий с использованием арт-терапевтических техник. Периодичность занятий два раза в неделю. В программе коррекции использованы упражнения таких авторов как Прутченков А.С., Ромек В.Г. , Битяновa М.Р., Сакович Н.А.

2.3. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ

ЗАНЯТИЕ 1. " ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЭТО Я!"

Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения подростков, эмоциональное и мышечное расслабление.

Материалы для занятия : магнитофон, спокойная музыка, большой лист бумаги, краски, макеты кочек.

"Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту".

Игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. Все движения выполняются под музыку.

2. Упражнение “Доброе утро…”

Подростки вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга Доброе утро Саша … Оля…и т.д. , которые нужно пропеть.

3. Упражнение “Что я люблю?”

Подростки в кругу, каждый говорит по очереди, что он любит из еды, одежды, любимое занятие

Один из игроков выходит за двери, остальные должны обнаружить, кто вышел из комнаты, и описать его.

5. Упражнение “Лягушки на болоте”

На полу выкладываются макеты кочек на разном расстоянии друг от друга, каждый должен попасть на все кочки по порядку.

6. Упражнение “ Художники - натуралисты”

Подростки рисуют совместный рисунок по теме “ Следы невиданных зверей”.

7. Завершающее упражнение «Горячие ладошки».

Ритуал прощания: участники берутся за руки и мысленно посылают друг другу позитивные мысли и пожелание успеха.

ЗАНЯТИЕ 2. " МОЁ ИМЯ"

Цель: раскрытие своего “Я”,Формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомы для рисования.

1. Упражнение-разминка "Гусеница"

Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встаёт в центр круга и старается узнать товарища по голосу.

3. Игра “Моё имя”

Психолог задаёт вопросы; дети по кругу отвечают.

· Тебе нравится твоё имя?

· Хотел бы ты, чтобы тебя звали по другому? Как?

Индивидуальный рисунок-ассоциация со своим именем.

4. Игра “Разведчики”

Подростки выстраиваются змейкой друг за другом. В зале расставляются стулья беспорядочно.Первый в колонне ведёт запутывая, а последний запоминает этот путь и должен будет потом его воспроизвести.

5. Рисование самого себя.

Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах:

· в зелёном- такими какими они представляются себе;

· в голубом - какими они хотят быть;

· в красном - какими их видят друзья.

6. Упражнение “ Доверяющее падение”

Дети встают друг против друга и сцепляют руки. Один из детей встаёт на стульчик и падает спиной на сцепленные руки.

ЗАНЯТИЕ 3. " НАСТРОЕНИЕ"

Цель : осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

Материалы для занятия : магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы с изображением круга-мандалы.

2. Упражнение “ Возьми и передай”

Подростки встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают настроение, добрую улыбку. Важно закончить на хорошем настроении.

3. Упражнение “Неваляшка”

Дети делятся по три человека. Один из них неваляшка, двое других раскачивают эту неваляшку.

4. Рисование мандалы на тему “Моё настроение”

После выполнения рисунков подростки рассказывают какое настроение они изобразили.

6. Упражнение “Закончи предложение”

Подросткам предлагается закончить предложение: Взрослые обычно боятся….; дети обычно боятся….; я обычно боюсь…

7. Упражнение “Горячие ладошки”

ЗАНЯТИЕ 4. " ЭМОЦИИ"

Цель : осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов.

Материал к занятию : магнитофон, спокойная музыка; краски, ватман; принесенные из дома подростками собственные фотографии с запечатленными различными настроениями.

2. Упражнение “Злые и добрые кошки”

Чертим ручеёк. По обе стороны ручейка находятся злые кошки. Они дразнят друг друга, злятся друг на друга. По команде встают в центр ручейка и превращаются в добрых кошек ласкают друг друга, говорят ласковые слова. Далее анализируем возникшие чувства.

3. Игра-ассоциация “ На что похоже моё настроение?”

Подростки по кругу при помощи сравнения говорят, на что похоже настроение. Начинает психолог: “ Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе”.

4. Упражнение « Портрет настроения»

Подростки работают в группе с заготовленными фотографиями. Задание: рассказать группе о том какое настроение на каждой фотографии, совместная работа по группированию фотографий со сходными настроениями. Обсуждение: Сколько групп настроений вышло?Какое настроение доминирует у каждого участника? Какое считаете оптимальным для себя?

5. Рисование на тему “ Автопортрет”

Детям предлагается нарисовать себя с тем настроением, с которым они пойдут с занятия.

7. Упражнение “ Горячие ладошки”

ЗАНЯТИЕ 5. "НАШИ СТРАХИ"

Цель: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса подростка.

Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы.

2. "Воздушный шарик"

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу".

3. Упражнение “ Расскажи свой страх”

Психолог рассказывает участникам о своих собственных страхах, тем самым показывая, что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем подростки сами рассказывают что они боялись, когда были маленькими, чего опасаются теперь.

4. Рисование на тему “ Чего я опасаюсь..”

Подростки рисуют свои страхи, не показывая никому.

5. Упражнение “ Чужие рисунки”

Участники по очереди показывают рисунки “страхов”,только что нарисованных, все вместе придумывают чего боялись и как им можно помочь. Все страхи остаются в кабинете у психолога.

7. Упражнение “ Горячие ладошки”

ЗАНЯТИЕ 6. " Я БОЛЬШЕ НЕ БОЮСЬ"

Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.

Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, подушка, задорная музыка.

1. Упражнение -разминка "Гусеница"

2. Драма сказки «Змей-Горыныч»

Участники выбирают ведущего - он страшный дракон. Он становиться на стул и говорит грозным голосом: “ Бойтесь, меня бойтесь!” Остальные отвечают: “ Не боимся мы тебя!” Так повторяется 2-3 раза. От слов группы дракон постепенно уменьшается (подросток спрыгивает со стула), превращается в маленького воробушка. Начинает чирикать,летать по комнате. Обсуждение: Что олицетворяет дракон для каждого участника? Каким способом можно превратить его в воробья?

4. Упражнение-сочинение “Фильм ужасов по кругу”

Подростки сочиняют вместе страшную историю. Они говорят по очереди, по 1-2 предложения каждый. Фильм должен нагромоздить так много страшного, чтобы это страшное превратилось в смешное. Обсуждение: Ваше эмоциональное состояние в начале истории, в середине, в конце? Стоит ли смотреть страшные фильмы и играть в ужасы за компьютером?

5. "Корабль и ветер"

"Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!"

Упражнение можно повторить 3 раза.

6. Упражнение “Я тебя не боюсь”

Один подросток стоит перед психологом, остальные начинают его пугать по очереди. Участник громким уверенным голосом говорит: “Я тебя не боюсь!”

7. Упражнение “ Горячие ладошки”

ЗАНЯТИЕ 7. " ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС"

Цель: развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, ватман или кусок обоев, макеты кочек,

1. Упражнение -разминка "Гусеница"

2. Упражнение “За что меня любит мама…папа…сестра…и т. д.”

Участникам предлагается сказать за что их любят взрослые и за что они любят взрослых.

3. Упражнение “Лягушки на болоте”

5. Игра “ Тропинка”

Участники выстраиваются в затылок и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде психолога по команде они преодолевают воображаемые препятствия. “ Спокойно идём по тропинке … Вокруг кусты, деревья, зелёная травка… Вдруг на тропинке появились лужи …Одна…Вторая…Третья.. Спокойно идём по тропинке… Перед нами ручей. Через него перекинут мостик. Переходим по мостику, держась за перила. Спокойно идём по тропинке… и т. д..

6. Коллективный рисунок по сочинённой общей истории на тему: “Волшебный лес”

Психолог предлагает детям представить тот лес, по которому шли по тропинке. Далее обсуждаем что получилось, что удалось нарисовать вместе.

7. Упражнение “ Доверяющее падение”

8. Упражнение “ Горячие ладошки”

ЗАНЯТИЕ 8. " МОИ РЕСУРСЫ"

Цель : Формирование положительной “Я-концепции”, самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности.

Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка краски, альбомные листы, начало страшной сказки.

1. Упражнение -разминка "Гусеница"

2. Упражнение «Ресурс»

Психолог предлагает каждому составить список своих помощников в трудной ситуации, разделить их на внутренние(собственные качества, умения) и внешние (помощь от окружения). Работа в группе: обсудить и уравновесить в паре количество внутренних и внешних поддержек. Затем обсуждение в круге.

3. Игра “ Ассоциации”

Подростки стоят по кругу. В центр ставится стул - это трон. Один участник садится в центр, другие говорят ему свои метафоры, с кем или чем он ассоциируется. Обсуждение: Какие ассоциации понравились, не понравились, не понятны.

4. Упражнение “Придумай весёлый конец”

Психолог читает ребятам начало детской страшной сказки. Необходимо придумать смешное продолжение и окончание.

5. Рисование на тему “ Волшебные зеркала”

Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах, но не простых, волшебных: в первом- маленьким и испуганным; во-втором - большим и весёлым; в третьем- уверенным и сильным.

После задаются вопросы: какой человек симпатичнее? На кого ты сейчас похож? В какое зеркало ты чаще смотришься?

6. Упражнение “ Горячие ладошки”

ЗАНЯТИЕ 9. " ВОЛШЕБНИКИ"

Цель : снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия

Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка,

1. Упражнение -разминка "Гусеница"

2. Игра “ Путаница”

Выбирается один водящий. Остальные дети запутываются не расцепляя руки. Водящий должен распутать клубок.

4. Упражнение “ Кони и всадники”

Участники делятся на пары: один превращается в “коня” , другой - во “ всадника” . “Коням” завязывают глаза, а всадники встают сзади, берут за локти и готовятся ими править. На скачках задача “коня” - бегать быстрее, а задача “всадника” - не допускать столкновения с другими конями. Обсуждение: чувства в роли коня и всадника.

5. Упражнение “ Волшебный сон”

Все дети отдыхают и всем снится один и тот же сон, который рассказывает психолог. Под релаксационную музыку.

6. Рисуем, что увидели во сне.

Каждый участник вспоминает, что он увидел во сне и рисует эту картинку.

7. Упражнение “ Горячие ладошки”

ЗАНЯТИЕ 10. " СОЛНЦЕ В ЛАДОШКЕ"

Цель: освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах повышение значимости в глазах окружающих.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, фотографии детей, краски альбомные листы.

1. Упражнение-разминка "Гусеница"

2. Упражнение “ Неоконченные предложения”

Детям предлагается предложения, которые нужно закончить.

“Я люблю…” , “Меня любят…”, “ Я не боюсь…”, “Я верю..”

“ В меня верят…”, “ Обо мне заботятся…”

4. Игра “ Комплименты”

Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседа, подросток говорит: “ Мне нравится в тебе….” Принимающий кивает головой и отвечает: “ Спасибо, мне очень приятно!”

5. Упражнение “ В лучах солнышка”

Психолог рисует солнышко, в лучах которой находятся фотографии участников. По сигналу психолога дети по очереди называют понравившиеся качества данного человека, которые он показал на занятиях.

6. Упражнение “Солнце в ладошке”

Психолог зачитывает стихотворение, затем участники рисуют и дарят подарки (рисунки) друг другу.

Солнце в ладошке, тень на дорожке,

Крик петушиный, мурлыканье кошки,

Птица на ветке, цветок у тропинки,

Пчела на цветке, муравей на травинке,

И рядышком - жук, весь покрытый загаром.-

И всё это - мне, и всё это- даром!

Вот так - ни за что! Лишь бы жил я и жил,

Любил этот мир и другим сохранил….

7. Упражнение “ Горячие ладошки”

3. ПАРАМЕТРЫ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ДИАГНОСТИКА

Для проведения психодиагностического обследования использован тест Спилбергера-Ханина. Специальную группу методов составили количественные и качественные методы обработки эмпирических методов (критерий Стьюдента для оценки эффектвности проведенной коррекционной работы).

Тест Спилбергера-Ханина принадлежит к числу методик, исследующих психологический феномен тревожности. Этот опросник состоит из 20 высказываний, относящихся к тревожности как состоянию (состояние тревожности, реактивная или ситуативная тревожность) и из 20 высказываний на определение тревожности как диспозиции, личностной особенности (свойство тревожности).

По результатам теста Спилбергера-Ханина можно судить лишь об оценке реактивной тревоги, как состояния в данный момент времени, и личной тревожности как черты характера.

Личная тревожность (черта характера) свидетельствует об устойчивой склонности воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации тревоги.

Реактивная тревога (состояние) характеризуется беспокойством, напряжением, нервозностью в конкретный момент или интервал времени.

4. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

4.1. Временные и материальные ресурсы. Группа формируется на основе добровольного согласия участников, каждая группа состоит из 10–15 человек. Занятия по программе проводятся в помещении с группами учащихся 8-10 классов. Программа рассчитана на 10 часов занятий. По запросу участников после окончания занятий возможно проведение индивидуальных консультаций.

Условия проведения: занятия проводятся в просторном, хорошо проветриваемом помещении, оборудованном для проведения релаксации, необходимы стулья по числу участников, ручки, краски, карандаши, ватманы, бумага, мяч, раздаточные материалы. Желательно иметь мультимедийный комплекс, презентации к занятиям.

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ :

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М.:ТЦ Сфера, 2008.- 665с.

2. Алексеева М. Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя. Учебно-методическое пособие для учителя иностранного языка. М.: АПК и ПРО, 2003. - 88 с.

3. Аметова Л. А. Формирование арттерапевтической культуры младших школьников «Сам себе арттерапевт». М.: Московский государственный открытый педагогический университет, 2003а. - 36 с.

4. Андреева Т. В . Социальная психология семейных отношений. СПб.: Питер, 2006.- 426с.

5. Астапов В.М. Тревожность у детей. М.: ПЕР СЭ, 2001.-160с.

6. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги.// Психологический журнал. 1995, № 5.-С. 111-117.

7. Басов А.В., Тихомирова Л.В. Тревожность у детей школьного возраста. -Ярославль, 1991.-28 с.

8. Березин Ф.Б. «Психическая и психофизиологическая адаптация человека». -Л., 1988.- С.13–21.

9. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Издательство МГУ, 2003.

10. Гришина А. В. Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, 2004.

11. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». / Под ред. А.И.Копытина. - СПб.: Речь, 2002. - 144 с.

12. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2001.- 388 с.

13. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов.- М.: ТЦ Сфера, 2004.-192 с.

14. Кон И.С. Психология ранней юности. -М.: Просвещение, 1989.-255с.

15. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М.: Ин-т практ. психологии, 1997. -336 с.

16. Копытин А. И. Арт-терапия в общеобразовательной школе. Методическое пособие. СПб.: Академия Постдипломного педагогического образования, 2005.

17. Копытин А. И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, 1999.

18. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002.

19.Лебедева Л. Д. Арт-терапия в педагогике // Педагогика. - 2000. -- №9. - с. 27-34.

20. Ленор Ш. Юнгианская песочная психотерапия.- СПб.: Питер, 2001.-320с.: ил. (Серия «Практикум по психотерапии»).

21. Мэй Р. Смысл тревоги.- М. : Независимая фирма “Класс”,: 2001.- 384с.

22. Оклендер В . Окна в мир ребенка. - М., 2007.

23. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. /Под ред. М.Р. Битяновой. СПб.: Питер, 2006. 302 с.

24. Прихожан A.M. Проблема подросткового кризиса.//Психол. наука и образование.- 1997, №1.-С.82-87.

25. Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. М.: Знание, 1990.-80 с.

26. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. // Психологическая наука и образование 1998. - №2.

27. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми. - М.: Знание, 1990.

28. Прихожан А.М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст. - СПб.: "Питер", 2007.

29. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика - Москва-Воронеж., 2000.

30. Прихожан А.М. Формы и «маски» тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности. / Тревога и тревожность. / Сост. В.М. Астапов. - СПб.: Питер, 2001.

31. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович.- СПб.: Речь, 2004.- 224

32. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: БАХРАХ-М, 2002. - С. 77 – 78.

33. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. Основы поведенческой психотерапии. Ростов н/Д.: СПб.: Речь, 2005.-174 с.

34. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., Александрова Н.В. Семейная психотерапия. - СПб., 2000.

35. Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни // Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Речь, 1999.

36. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. - М.: МПСИ, Воронеж НПО "Модэкс", 2001.

37. Юнг К.Г . О символизме мандалы (Относительно символизма мандалы). // О природе психе. / М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2002. - С. 95-182.

В психологической работе с детьми важно использовать эффективные и гибкие формы психотерапевтической работы. Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом.

Именно поэтому арт-терапия методики, которой позволяют погружаться в проблему настолько, насколько ребенок готов к ее переживанию, дает качественный результат. Рисуя, ребенок может дать выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях.

Рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.

Метафорический смысл терапии творчеством – достижение внутренней гармонии

Личности, раскрытие в ребенке Внутреннего Созидателя.

Таким образом, применение в психологической практике приемов и методов арт-терапии позволяет уйти с позиции «Всезнающего Взрослого» и вовлечь детей в процесс со-творчества, постижения своих возможностей, скрытых талантов и ресурсов.

Арт-терапия методики в психологической практике детского психолога

Методы арт терапии помогают:

  • Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам. Работа над рисунками, картинами является безопасным для ребенка способом выпустить “пар” и разрядить напряжение.
  • Облегчить процесс коррекции. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от “цензуры” сознания.
  • Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о ребенке, который может помогать в интерпретации своих произведений.
  • Наладить отношения между психологом и ребенком. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.
  • Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами предусматривают упорядочивание цвета и форм.
  • Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.
  • Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

2.3.1. Психологическая программа «Арт-терапия как метод развития способности к самопознанию и самовыражению подростков»

Актуальность. Согласно данным многочисленных исследований (Галигузова Л. Н., 1996; Пашина А. Х., 1993; Прихожан А. М., 2005; Рязанова Е. П., 1993; Толстых Н. Н., 2005 и др.), полученный в детстве травматический опыт отражается на общем развитии ребенка и ведет к нарушениям взаимоотношений с окружающими. В этих условиях довольно часто формируется специфическое отношение ребенка к себе, нарушается самопринятие. Значимое для подростков самопознание отходит на второй план, уступая место переживаниям неполноценности, ненужности, отверженности. Как правило, это вызывает внутреннюю напряженность, тревожность, неадекватность защитных реакций на обиды, повышенную чувствительность к мнению окружающих и пр. Как следствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций в семье и школе возникает дезадаптация. Внутренняя скованность, эмоциональная закрытость таких подростков мешает самораскрытию и самовыражению.

Данная программа нацелена на компенсацию последствий длительного воздействия травматических ситуаций - гармонизацию эмоциональной сферы, развитие способности к самопознанию и самовыражению подростков. Предлагаемый тренинг оказывает положительное влияние и на развитие способности к социальной адаптации. В основе программы лежат методы арт-терапии. Занятия проводятся в групповой форме, но многие упражнения могут быть использованы для индивидуальной работы.

В арт-терапевтических занятиях используются в основном средства изобразительного творчества. В целях профилактики психического пресыщения рисуночные упражнения желательно сочетать с использованием музыки, двигательных упражнений, психогимнастики 1 , с сочинением историй, методом образной визуализации и пр. Кроме того, данные методы способствуют выявлению, осознанию и проработке трудновербализуемых проблем и переживаний клиентов.

Подростковый и юношеский периоды благоприятны для применения арт-терапии. Общение через экспрессивную продукцию нередко предпочтительнее вербальной коммуникации, поскольку помогает молодым людям «спрятать» свои переживания в визуальных образах и избежать прямого контакта с взрослым (психологом, учителем). По мере осознания своих внутрипсихических проблем и конфликтов дети и подростки постепенно могут переходить к их вербализации, преодолению, разрешению.

Теоретические основы программы. Впервые термин «арт-терапия» (буквально - терапия искусством) был введен А. Хиллом при описании собственной работы в качестве арт-педагога с туберкулезными больными. Первоначально арт-терапия разрабатывалась в контексте теоретических идей З. Фрейда и К. Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса и А. Маслоу. Дальнейшее становление и развитие этого психотерапевтического направления связано с именами Д. Винникотта, В. Оклендер и др. Арт-терапия возникла на стыке науки и искусства и объединила достижения не только разных направлений психотерапии, но и педагогики, культурологии, социологии. Поэтому некоторые специалисты рассматривают это направление как разновидность творческой деятельности со значительным «лечебным» эффектом. Неклиническое определение, согласно А. И. Копытину, рассматривает арт-терапию как инструмент прогрессивной педагогики, развития потенциала психического здоровья и формирования полноценной творческой личности.

Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтное травмирующее событие и найти его разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.

Доказаны преимущества арт-терапевтической работы с детьми и взрослыми, подвергавшимися насилию или имеющими какой-либо другой травматический опыт. По утверждению многих авторов, из-за диссоциации травмирующих воспоминаний у пострадавшего нарушается способность к словесному выражению чувств, в силу мощной психологической защиты и особенностей нервных процессов, связанных с впечатлениями от драматических событий. При этом, отмечает автор, образы запечатлеваются как «вспышки», передающие, словно фотография, все мельчайшие подробности. Именно потому они могут быть воспроизведены лишь посредством визуализации. Изобразительные средства, в данном случае, предоставляют уникальную возможность для отражения, осознания и переработки травматических воспоминаний. А в процессе рисования удается наблюдать драматические события как бы со стороны, отвлеченно. Для этого используются техники графического моделирования ситуаций, рассказы в картинках, ретроспективный обзор работ, сочинение историй
и другие.

Задача арт-терапевтической работы - побудить участников группы учиться посредством того опыта, который ранее не был ими осознан, «вскрывать» логику и доводы тех или иных ранее неосознаваемых поступков. Чем более понятным человек станет для себя самого, чем лучше постигнет эффекты воздействия собственной личности на окружающих, тем более он будет способен к осмыслению возможных отклонений
в своем поведении.

Иными словами, в спонтанном рисунке бессознательное, скрываемое внутренней цензурой, не только проявляется, но и осознается. Узнавая что-то новое о себе, человек развивается интеллектуально и эмоционально.

Имеется широкий спектр показаний для проведения арт-терапевти-ческой работы с детьми, подростками и взрослыми.

Среди них:

    негативная «Я-концепция», дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия;

    трудности эмоционального развития, импульсивность, повышенная тревожность, страхи, агрессивность;

    переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества, стрессовые состояния, депрессия;

    неадекватное поведение, нарушения отношений с близкими людьми, конфликты в межличностных отношениях, неудовлетворенность
    в семейной ситуации, ревность, враждебность к окружающим.

Среди позитивных феноменов, зафиксированных как зарубежными, так и отечественными специалистами, можно назвать наиболее значимые.

Арт-терапия:

    Создает положительный эмоциональный настрой в группе.

    Облегчает процесс коммуникации со сверстниками и взрослыми. Совместное участие в художественной деятельности способствует созданию отношений взаимного принятия, эмпатии.

    Укрепляет культурную идентичность ребенка, способствует преодолению языкового барьера, особенно в многонациональных школах.

    Позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально.

    Дает возможность на символическом уровне экспериментировать
    с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме. Работа над рисунками, картинами, скульптурами - безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций (Руддестам К., 1993). Арт-терапия позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.

    Развивает чувство внутреннего контроля. Арт-терапевтические занятия создают условия для экспериментирования с кинестетическими
    и зрительными ощущениями, стимулируют развитие сенсомоторных умений и в целом правого (образного) полушария головного мозга.

    Способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом.

    Повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни и школе. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением.

    Эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития. Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.

    Позволяет выстраивать отношения с ребенком на основе любви
    и взаимной привязанности и тем самым компенсировать их возможное отсутствие в родительском доме.

Один рисунок стоит тысячу слов - гласит восточная мудрость. Действительно, графические методы дают человеку возможность самому
не только проецировать реальность, но и по-своему интерпретировать ее. Естественно, что полученный результат в значительной мере несет на себе отпечаток личности, ее настроения, состояния, чувств, особенностей внутреннего мира. Вот почему специалист, стремящейся разобраться
в содержании изобразительной продукции, должен ориентироваться не на умозрительные представления и собственные проекции, а на ассоциации самого автора и «язык» его тела (Гудман Р., 2000). Сказанное созвучно убеждениям М. М. Бахтина, согласно которым нельзя овладеть внутренним человека, увидеть и понять, делая его объектом безучастного нейтрального анализа. К нему можно подойти и раскрыть - точнее, заставить его самого раскрыться - лишь путем общения, диалогически.

Использование графических методов при работе с бессознательным клиента имеет свои особенности. В работах психотерапевта В. Оклендер содержатся простые инструкции, отражающие самую суть арт-терапев-тического обсуждения изобразительного материала, по оценке Р. Гудман, «золотые правила» .

    Дайте клиенту рассказать о своей работе так, как он этого хочет.

    Попросите прокомментировать те или иные части рисунка, прояснить их значение, описать определенные формы, предметы или персонажи. Это поможет избежать преждевременных предположений относительно содержания работы.

    Попросите клиента описать работу от первого лица, желательно для каждого из элементов изображения. Клиент может построить диалоги между отдельными частями работы, независимо от того, являются ли эти части персонажами, геометрическими формами или объектами.

    Побуждайте клиента фокусировать внимание на цветах. О чем они говорят ему? Фокусируясь на цвете, он может что-то осознать. Следует учесть, что цвета могут использоваться в разное время по-разному: в одних случаях они отражают свойства объектов, в других - отношение автора к этим объектам.

    Старайтесь фиксировать особенности интонации, положение тела, выражение лица, ритм дыхания клиента. Используйте эти наблюдения для дальнейшего расспроса либо, в случае сильного напряжения клиента, для переключения на другую тему. Поскольку изобразительный процесс сопряжен с выраженными физическими и эмоциональными реакциями, все они должны быть предметом для наблюдения со стороны арт-терапевта.

    Помогайте клиенту осознать связь между собственными высказываниями о творческой работе и его жизненной ситуацией, осторожно задавая вопросы о том, что и как из реальной жизни может отражать созданный им изобразительный продукт. Следует понимать, насколько клиент способен интегрировать интерпретации. Даже если ваши объяснения справедливы, они могут вызывать сопротивление. Но если вы правы,
    а клиент еще не готов их принять, помните, что еще будет возможность вернуться к этим объяснениям.

    Обратите особое внимание на отсутствующие части изображения
    и пустые пространства на рисунке. Вовсе не обязательно, что отсутствие той или иной части должно нести символическую нагрузку. Изображение может иметь «стенографический характер». Например, по утверждению специалистов, при изображении человеческой фигуры лицами, перенесшими насилие, отсутствие нижней части тела в одних случаях может говорить о подавленной сексуальности, а в других - об искаженном образе «Я».

    Помните, что иногда следует принимать изображение буквально, иногда искать нечто противоположное изображенному, в особенности, если есть основания для такого предположения. Часто дети стремятся отразить в рисунке идеальный, нереалистический образ «Я», в результате чего они всякий раз болезненно переживают крушение этого идеала.

    Просите клиента рассказать о том, что он чувство­вал в процессе создания работы, до ее начала, а также после ее завершения.

    Предоставьте клиенту возможность работать в удобном для него темпе и с сознанием того, что он будет изображать нечто, что может изобразить, и отражать те состояния, к исследованию которых готов. Независимо от степени директивности подхода, мы должны давать клиенту возможность почувствовать, что он сам контролирует изобразительный процесс и его результаты.

    Стремитесь выделять в работах клиента наиболее устойчивые темы и образы. С течением времени, по мере того как будут определяться смысловые связи, в них многое может проясниться и «заговорить». Со временем клиент будет готов к тому, чтобы увидеть в своих изображениях единые смысловые линии в контексте всей проделанной работы.

Особенности реализации программы. Структура занятий по предлагаемой программе такова, что каждое занятие начинается с создания
в группе так навызваемой «рабочей» атмосферы - подготовки участников к спонтанной художественной деятельности и внутригрупповой коммуникации. С этой целью используются разогревающие двигательные упражнения, элементы психогимнастики, а также несложные изобразительные приемы. Например, различные варианты техники «каракули» (по Д. Винникотту), «проба красок» и другие, предназначенные для того, чтобы снизить контроль со стороны сознания. Следующий этап занятия предполагает создание каждым в отдельности или группой в целом тематического рисунка. Этот этап занятия располагает к психодиагностике. Так, достаточно исчерпывающие сведения об авторе можно получить при интерпретации рисунков в соответствии с устоявшимися критериями известных проективных методик.

Следующий этап групповой работы - создание условий для внутригрупповой коммуникации. Считается, что вербализация внутренних переживаний помогает снизить их остроту и в какой-то мере освободиться от них. Поэтому каждому участнику предлагается показать свою работу
и рассказать о тех мыслях, чувствах, ассоциациях, которые возникли
у него в процессе изобразительной деятельности.

Заключительный этап предполагает рефлексивный анализ работы
в безопасной обстановке группы. Здесь обычно присутствуют элементы спонтанной «взаимотерапии» посредством доброжелательных высказываний, положительного программирования, поддержки. Атмосфера эмоциональной теплоты, эмпатии, заботы, как правило, складывающаяся на занятиях, позволяет каждому участнику тренинга пережить ситуацию успеха в той или иной деятельности. В итоге приобретается положительный опыт самоуважения и самопринятия, укрепляется чувство собственного достоинства.

Цель данной программы - гармонизация эмоциональной сферы
человека через развитие способности к самовыражению и самопознанию.

Задачи:

    Развитие способности к самовыражению личности.

    Развитие потребности в самопознании.

    Стимулирование социально приемлемого выхода подавляемых эмоций.

    Эмоциональное отреагирование травмирующих переживаний.

    Укрепление собственной личной ценности.

Расчетное время: 26 часов.

Материал: бейджи, цветные и простые карандаши, краски, маркеры, фломастеры, лист ватмана и др.

Особенности организации работы группы:

    На занятиях используют только краски, исключение составляет первое занятие, где участникам предлагается выбор между красками, карандашами и фломастерами. Это обусловлено тем, что многие подростки опасаются использовать краски как инструмент самовыражения на первых занятиях, мотивируя это тем, что не умеют «аккуратно» рисовать,
    т. е. «так, как им хочется». Свободный выбор средств самовыражения на первом занятии позволяет обеспечить «мягкий» переход к использованию красок.

    Занятия сопровождаются спокойной музыкой, что способствует
    в сочетании с использованием красок быстрому расслаблению участников группы.

    Каждое упражнение и занятие в целом обязательно заканчивается рефлексивным анализом сопутствующих чувств и мыслей.

    Арт-терапия эффективна в малых группах, численностью от 5 до 10 человек, так как это способствует созданию доверительной атмосферы. Кроме того, позволяет уделить больше внимания каждому участнику группы, что очень важно для подростков в процессе самопознания.

    Для проведения занятий желательна группа детей с разницей в возрасте не более 1-2 лет. Программа предназначена для подростков в возрасте 14-16 лет.

    Максимальная длительность каждого занятия 2-2,5 часа, при
    условии сочетания разнонаправленных упражнений, препятствующих психическому пресыщению.

программа занятий

Занятие 1

То, что кажется недоступным, подчас лежит на расстоянии вытянутой руки.

Восточная мудрость.

Цель - знакомство участников группы между собой, создание предпосылок для более свободного выражения своих чувств, представление себя.

Упражнение 1. Знакомство

Каждый из участников тренинга по желанию выбирает себе имя, каким его будут называть в группе, оно может не совпадать с настоящим. Члены группы пишут выбранное имя на карточке и прикрепляют к одежде. Затем участники по кругу представляются. Эти имена остаются за
каждым из них в течение всего тренинга. Представившись, каждый участник группы говорит несколько слов о себе.

Упражнение 2. Проба красок

Перед началом упражнения каждому участнику предлагается приготовить краски, кисти, стопку чистых листов бумаги. Далее следует взять лист бумаги, кисточку и наносить краски в любой последовательности,
не задумываясь, для чего это делается. Пусть рука сама ведет по листу бумаги, основная задача - не оставить лист чистым. Можно пользоваться всеми красками или только одной - как получится, главное полностью включиться в работу и использовать один лист бумаги за другим. Работа длится 10-15 минут. В общем, это занятие направлено на выявление общего эмоционального состояния художника на основе того, какие цвета доминируют на бумаге вначале, как они изменяются в процессе работы.

Упражнение позволяет эмоционально настроиться на дальнейший ход занятия, снять напряжение, естественно возникающее в начале тренинговых занятий.

Упражнение 3. Каракули

Это упражнение можно проводить в парах, где после образования каракулей партнеры меняются рисунками и создают образ.

Упражнение 4. Самопрезентация

Задача этого упражнения - представить себя группе, не прибегая
к словам, а пользуясь только изобразительными средствами. Рисунок может отражать образ жизни подростка, его интересы, ценности, семью, друзей, род занятий, особенности его мироощущения.

Упражнение 5. Рисунок себя в этом мире

Подросткам предлагается изобразить окружающий мир таким, каким они его себе представляют, и нарисовать себя в этом мире. Рисунок может быть метафорическим, символическим или реалистичным.

Данное упражнение используется как диагностическое, и дает информацию, которую целесообразно использовать при определении тактики проведения дальнейших занятий.

Психологический комментарий. На первых этапах работы участники различаются степенью готовности к экспрессии, контакту с арт-терапевтом, к открытости в вербализации своих переживаний. Некоторые воспринимают изобразительную деятельность как создание реалистичных, красивых рисунков. На этом этапе участникам объясняют, что их работы не будут оцениваться. Важна не эстетическая сторона «художественного произведения», а сам процесс его создания, эмоциональное состояние автора рисунка, его внутренний мир, поиск адекватных средств самовыражения.

Занятие 2

Искать мудрость вне себя - вот верх глупости.

Афоризм Древнего Китая

Цель - расширение спектра средств, используемых для самовыражения, развитие способности к вербализации собственных чувств и переживаний.

Упражнение 1. Корзина с фруктами

Всем участникам группы предлагается назвать себя каким-либо фруктом и представиться. Затем участники, за исключением одного, садятся
в круг на стулья. Оставшийся без стула - покупатель. Входит покупатель и говорит: «Я пришел с рынка - купил яблоко и грушу». При этом Яблоко с Грушей меняются местами, а за это время Покупатель должен успеть сесть на место одного из этих игроков. Тогда оставшийся становится новым Покупателем и все повторяется.

Упражнение позволяет эмоционально подготовить участников к тре-нинговому занятию, избежать «привязанности к месту», развивает память, внимание, ловкость. Обычно игра длится 5-7 минут.

Упражнение 2. Рисунок чувства

Подросткам предлагается на чистом листе бумаги нарисовать личные чувства, которые переполняют их в данный момент. Они могут выражаться в виде цветных линий, пятен, геометрических фигур. Не стоит пытаться рисовать что-то конкретное высокохудожественное. Главное - передать настроение. Поэтому нужно рисовать спонтанно все, что приходит в голову.

Упражнение 3. Чувства бывают разные…

Подросткам раздаются пустые карточки. Каждый пишет на ней название любой эмоции, чувства или состояния. Затем все карточки собираются, перемешиваются и раздаются вновь. Каждый участник рисует на листе бумаги то чувство, эмоцию или состояние, которое написано на карточке. Группа пытается отгадать эмоцию по рисунку.

Упражнение 4. Какая это эмоция?

Подросткам раздаются пустые карточки. Каждый пишет на ней название любой эмоции, чувства или состояния. Затем все карточки собираются, перемешиваются и раздаются вновь. Далее каждому участнику, по очереди, необходимо с помощью жестов, мимики, пантомимики изобразить то, что написано на карточках. Группа отгадывает изображаемую эмоцию, чувство или состояние.

Групповая рефлексия по итогам занятия.

Занятие 3

В жизни важно не то, сколькими талантами обладает человек, а то, смог ли он какие-нибудь из них развить.

Н. Энкельманн, немецкий психолог.

Цель - углубленный анализ подростками собственной личности, проработка ранее подавляемых мыслей и чувств, коррекция страхов.

Упражнение 1. Найди изменения

Одному из участников предлагается, запомнив расположение предметов в комнате и отдельные детали на каждом из участников, выйти за дверь на несколько минут. Остальные участники делают по одному изменению на себе и 5-6 изменений в комнате. Затем входит водящий и пытается обнаружить все изменения.

Упражнение 2. Персонажи моей личности

Подросткам предлагается изобразить себя в виде сообщества различных персонажей, отражающих различные грани собственного «Я».

Упражнение 3. Я в диком лесу

Участникам предлагается нарисовать себя, потерявшимся в диком лесу.

Данное упражнение обладает высоким диагностическим потенциа лом и позволяет проработать страхи и стратегии поведения в ситуаци ях боязни чего-либо. Важно акцентировать внимание подростков на возможных выходах из символической стрессовой ситуации.

Упражнение 4. Захвати руки

Участники становятся в круг, закрывают глаза и по сигналу ведущего начинают сходиться к центру, вытянув руки перед собой. Задача каждого - схватить как можно большее число рук, не открывая глаз. Потом открывают глаза и смотрят: кто чьи руки захватил, кто оказался оттесненным и т. д.

Групповая рефлексия по итогам занятия.

Екатерина Щитова
Арт-терапевтическое занятие «Сила творчества» (арт-терапия как метод формирования стрессоустойчивости в подростковой среде)

В настоящее время все больше людей во всем мире испытывают стресс . Это связано с большими эмоциональными нагрузками, которые возникают при разных жизненных ситуациях. Стресс испытывают разные возрастные группы : дети, начиная с дошкольного возраста, школьники, студенты и люди более старшего возраста.

Одна из причин стресса у детей – ожидание наказания со стороны родителей за различные провинности и плохую успеваемость в школе.

Подростки и молодежь подвергается стрессу по разным причинам . Это могут быть стрессовые состояния , связанные со сдачей экзаменов, проблемы взаимоотношений в семье, со сверстниками, трудности в учебе и др. Личностные особенности, такие как низкая самооценка, неуверенность в себе, страх неудачи, неуверенность в своем будущем также являются причинами стресса в подростковой среде .

В настоящее время в психологии все больше и больше внимания уделяется различным методам арт-терапии , которые служат для успешного преодоления стрессовых ситуаций и формирования стрессоустойчивости .

С английского языка «арт-терапия » переводится как «лечение, основанное на занятиях художественным (изобразительным) творчеством… ». Однако на практике арт-терапия далеко не всегда связана с лечением в строгом медицинском смысле слова. Существует много примеров применения арт-терапии как средства психической гармонизации и развития человека, как пути к разрешению социальных конфликтов.

Практически каждый человек (независимо от своего возраста, культурного опыта и социального положения) может участвовать в арт-терапевтической работе , которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Поэтому арт-терапия практически не имеет ограничений в использовании.

Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у подростков положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Арт-терапия является обращением к внутреннему личностному, жизненному опыту.

Благодаря арт-терапии можно избавиться от негативных мыслей, которые блокируют способности нашего тела, освободиться от вызывающих стресс эмоций . Как только негативные эмоции становятся доступными для направленной визуализации, появляется возможность избавиться от них, выразив их в рисунке, скульптуре или коллаже.

Арт-терапия является мощным инструментом в работе со стрессовыми ситуациями и выхода из них. С ее помощью человек высвобождает свои эмоции и тем самым снимает напряжение. Одним из важных ресурсных состояний человека является уверенность в своих силах , что приводит к спокойствию и концентрации мыслей при выполнении поставленных жизненных целей. При формировании стрессоустойчивости появляется уверенность в собственных ресурсах, повышается самооценка и восстанавливается внутренняя гармония человека, что приводит к удовлетворению жизни и развитию личности .

Арт-терапевтическое занятие «Сила творчества » .

Целевая аудитория : подростки

Количество человек : 10-12 человек.

Возраст :14-16 лет.

Цель – формирование стрессоустойчивости в подростковой среде , гармонизация развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания.

План занятия :

1. Подготовительное упражнение – «Раскрась картинку» (20 мин) .

2. Основные упражнения – «Выражаем тревогу» , «Рисование обеими руками» (45 мин) .

3. Заключительное упражнение – «Мой портрет в лучах солнца» (15 мин) .

Материалы : альбом или бумага для рисования; кисточки, краски, цветные карандаши; CD диски, магнитофон.

В первом упражнении участники занятия раскрашивают картинки. Данное задание – подготовительное. Целью подготовительного упражнения является : настроить ребят на занятие , создать благоприятную атмосферу для работы.

Участники сами выбирают то изобразительное средство , которым они хотят работать. По выбранной цветовой гамме можно судить об эмоциональном состоянии человека на данный момент. Рисунки чаще всего носят абстрактный характер, что способствует проявлению фантазии.

Основные упражнения самые длительные по времени. Они соответствуют целям и задачам занятия :

Упражнение «Выражаем тревогу» :

Участникам занятия предлагается занять удобную , расслабляющую позу;

найти в себе ощущение тревоги; определить, где она локализуется : в животе, лице, голове, ногах; взять цветные карандаши; субдоминантной рукой (не той рукой, которой участник занимается трудовой деятельностью) выплеснуть из себя тревогу и перенести ее на бумагу.

Упражнение «Рисование обеими руками» .

Участники выполняют рисунок обеими руками. Это упражнение позволяет активизировать обе руки и оба полушария головного мозга, помогает освободиться от ненужных тоскливых, тревожных мыслей, успокаивает нервы.

Целью заключительного упражнения является завершение занятия . Оно обычно короткое по времени и легкое в исполнении.

Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» .

Участники рисуют солнце, в центре солнечного круга пишут свое имя или рисуют свой портрет. Затем рисуют лучи и вдоль лучей пишут свои достоинства, все хорошее, что о себе знают. Необходимо постараться, чтобы лучей было как можно больше.

Библиографический список.

1. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми : Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми /М. В. Киселева. – СПб.: Речь, 2007. – 160 с.

2. Копытин А. И. Практикум по арт-терапии / А . И. Копытин. - СПб : Питер, 2001. – 448с.

3. Копытин А. И. Руководство по групповой арт-терапии / А . И. Копытин. – СПб : Речь, 2003. – 320с.

4. Логинова О. И. Как справиться со стрессом ? / О. И. Логинова // [Электронный ресурс] / Режим доступа : www.olga2901l.narod.ru

5. Мардер Л. Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми / Л . Д. Мардер. – М.: Генезис, 2007. – 143с.

6. Ульямс Х. «Говорящий» рисунок, или как познать свое глубинное «Я» / Х. Ульямс. – М.: АСТ : Астрель , 2007. – 205 с.