Мой ребенок матерится ну и что. Стыд – плохой помощник. Как добиться, чтобы ребенок не ругался нецензурными словами

Нецензурные, неприличные, грязные, скверные – каких только определений не придумали для слов, произносить которые в обществе решится далеко не каждый, но – увы! – только не ваш ребенок. Шок, ужас, потрясение – довольно сложно описать те чувства, которые вы испытали, когда узнали, что он, такой маленький, такой хороший и замечательный, ругается матом. И теперь вас мучают только два вопроса: кто в этом виноват и что теперь можно сделать для исправления ситуации? Давайте разбираться.

Почему дети ругаются матом

Нецензурная лексика так или иначе присутствует в жизни каждого человека даже против его воли: он может не употреблять в общении бранных слов, но он не в силах оградить от них свои уши. Эта беззащитность перед внешней вербальной средой касается как детей, так и взрослых. Так что не нужно уповать на то, что проблема употребления матерных выражений вашего домашнего ребенка никогда не затронет только потому, что вы его всячески от них ограждаете. Не обольщайтесь: коснется, и еще как. Но и не расстраивайтесь: если вовремя уловить момент знакомства ребенка с неприличными ругательствами, понять причину их присутствия в детской жизни и адекватно на этот факт отреагировать, то велика вероятность того, что проблема будет благополучно разрешена. А пока смиритесь с тем, что косвенных или прямых поводов для произнесения запретных слов у ребенка в том или ином возрасте может быть предостаточно:

  • Если вашему малышу от двух до трех лет , то, скорее всего, он завел дружбу с нехорошими словами неосознанно. Возможно, он услышал их где-то случайно, запомнил, а теперь просто повторяет, не понимая их смысла.
  • Четырех- и пятилетки более коварны: к этому возрасту они уже научились понимать, что хорошо, а что плохо, поэтому если такие дети начинают ругаться, то делают это с умыслом. Как правило, их цель – привлечь внимание родителей. Дети быстро осваивают этот прием: если тебя не замечают, нужно совершить что-нибудь эдакое, тогда окажешься в центре внимания, пусть даже негативного.
  • Те, кому от пяти и больше , могут ругаться в знак протеста против того, что им кажется деспотизмом и произволом старшего поколения. В этом возрасте дети кажутся самим себе уже очень взрослыми, они готовы отстаивать свою независимость любыми способами, в том числе и через нецензурную брань.
  • Иную цель, используя в своей речи матерные выражения, преследуют подростки : подобные слова помогают им самоутверждаться в среде сверстников, зарабатывать авторитет и не быть белой вороной.

Если лексикон вашего ребенка изменился под влиянием возраста, то этот момент нужно перетерпеть, но не пассивно, а корректно указывая своему чаду на недопустимость использования плохих слов в речи. По уверениям специалистов, ребенок «перерастает» эти периоды без особых проблем. Но дело в том, что дети могут ругаться матом не только под влиянием возрастной психологии, но и в силу других причин:

  • Ребенок в принципе не научен выражать отрицательные эмоции. Обида, гнев, разочарование, злость – все эти чувства требуют выхода, проще всего получить психологическую разрядку через ругательства.
  • Нецензурная брань помогает робким и застенчивым детям преодолевать страх перед чем бы то ни было – другими людьми, проблемами, жизненными переменами. Ругательства всем неуверенным в себе людям, в том числе и маленьким, дарят иллюзию могущества.
  • Ребенок всего лишь повторяет то, что слышит дома. Даже если ваша семья претендует на звание интеллигентной и добропорядочной, достаточно одного сказанного в сердцах бранного слова, чтобы ребенок его запомнил и ввел в свой лексикон.

Какой бы ни была причина употребления вашим ребенком нецензурных выражений, вы как нормальный родитель не можете на это не реагировать. Другой вопрос, что эта реакция должна быть адекватной.

Основные ошибки родителей, чьи дети ругаются матом

Многие родители, открыв в своем ребенке доселе неведомые им качества, теряются. Первая реакция – запретить употребление мата – вполне понятна. Но зачастую взрослым невдомек, что чересчур резкое и недипломатичное реагирование может сыграть роль бомбы замедленного действия. Если вы не хотите отдалиться от своего ребенка, то необходимо избегать следующих действий :

  • Наказывать за использование мата физически: бить по губам или заставлять полоскать рот мылом. Это не только не исправит ситуацию, но и сделает вас с ребенком врагами. Более того, физическое воздействие может нанести вред его психическому здоровью.
  • Безапелляционно запрещать ругаться. Как правило, дети не понимают, что значит «нельзя, и всё». Для них это не аргумент. Им обязательно нужно объяснять, почему нельзя.
  • Давать понять ребенку, что его способность употреблять бранные слова вас веселит, и переводить подобные ситуации в шутку. Ребенок, видя, что вам от его сквернословия весело, вряд ли будет отказывать себе в удовольствии доставлять вам радость снова и снова.
  • Стыдить ребенка при посторонних людях. Он только озлобится и замкнется, а ругаться от обиды на вас будет еще больше.
  • Пытать ребенка на предмет «кто тебя этому научил» или «где ты нахватался подобной гадости». Источник, скорее всего, так и останется неизвестен, но ваша агрессия отношения с ребенком испортит.
  • Не допускать воспитательного диссонанса: то, что не позволено ребенку, должно быть запрещено и вам. Невозможно добиться правильного вербального поведения от людей, если вы сами не стесняетесь в выражениях.
  • Попытаться изолировать ребенка от внешнего мира. В условиях современной информационной открытости это абсолютно невыполнимая задача.

Это не значит, что от проблемы детского сквернословия нужно самоустраниться. Для ребенка подобный шаг будет сигналом о том, что ничего плохого он не делает, значит, можно не просто продолжать, но и совершенствовать свое мастерство сквернословия.

Как отучить ребенка ругаться матом

Родители должны выбирать тактику поведения с учетом возраста своего ребенка. Проще всего будет с совсем юными сквернословами. Те, кому от двух до тех, вряд ли отдают себе отчет, что они говорят. Случайно повторенное за кем-то неприличное слово не трагедия. И тем более не станет ею, если не заострять на этом особого внимания. Детская память короткая: то, что легко пришло, может так же легко и уйти.

С теми детьми, кто постарше, будет сложнее, но и с такими новоявленными любителями бранных слов можно справиться, если последовательно придерживаться некоторых правил:

  • Объяснять ребенку-дошкольнику, что есть хорошие слова, а есть плохие и что употребление последних в вашей семье не приветствуется, потому что ваша семья живет по правилам красивого языка. Можно привести пример: ругаться – это как ковыряться в носу или плеваться. Большинство людей некрасивые слова обижают, ты же не хочешь, наш дорогой, обижать людей и выставлять себя как невоспитанного и грубого человека?
  • Формировать у ребенка-школьника правильную самооценку. Он должен усвоить, что значим сам по себе, а не потому, что умеет употреблять в своей речи скверные слова. А если ему так хочется быть непохожим на других, то жизнь может предложить немало вариантов для личных достижений в разных сферах: спорте, творчестве, учебе.
  • Чтобы помочь матерящемуся ребенку-подростку, нужно призвать на помощь мнения авторитетных лиц. Хорошо, если таковыми в его глазах являетесь вы, его родители. Тот факт, что люди, которых ценят, не ругаются матом, но при этом пользуются уважением окружающих, может заставить вашего отпрыска задуматься о целесообразности употребления неприличных слов.
  • Не оставлять ребенка один на один с жизненными проблемами. Одиночество – психологическое и социальное – порождает страх, а страх легко преодолевается через сквернословие. Будьте рядом, и ребенку не придется защищаться от враждебного мира негативной лексикой.
  • Наблюдать за кругом общения ребенка. Изолировать его от большой жизни не получится, но скорректировать детский круг общения или повлиять на него через воспитателей в детском саду или школьных педагогов вполне возможно. Помогайте ребенку дружить – приглашайте в гости его сверстников, разговаривайте с ними. Пусть дети видят пример адекватного интересного общения.
  • Научить ребенка выражать эмоции другими словами – то есть нужно придумать альтернативу брани.
  • Давать понять ребенку, что ругательства не украшают человека и что другим может быть за него стыдно. Извиняйтесь каждый раз за своего ребенка перед людьми так, чтобы он слышал и понимал, что вам за него неловко. Предупредите, что вы его любите, но вряд ли сможете взять с собой в приличное место, если он не перестанет ругаться.
  • Ограничить просмотр телевизора и следить за тем, какие сайты ребенок посещает в Интернете.
  • Следить за собственной речью. Бывает, что взрослые даже не замечают, как бранные слова проникают в их разговор, а дети тем временем тихо берут с них пример.

Конечно, плохие привычки прилипают к человеку гораздо быстрее и проще, чем формируются хорошие. Нецензурные слова в этом смысле очень коварны. Входят в нашу жизнь незаметно, но избавиться от них, как от назойливого соседа, очень сложно. Главное – не делать из этого трагедии: все поправимо. В конце концов, человека формирует среда, и в ваших силах сделать ее благоприятной.


Ненормативная лексика - бранные слова и выражения, употребление которых не допускается общественной моралью.

Иногда мы и сами не замечаем, как проскальзывают в речи матерные слова, но дети примечают все и, как показывает практика, именно такую лексику повторяют особенно охотно.

Если в семье используются нецензурные выражения – в ссорах, в разговоре, в экстренных ситуациях – не стоит требовать от ребенка, чтобы он их не повторял. Это выльется лишь в неразрешимое противоречие из разряда "им можно, а мне нельзя". Поэтому начинать всегда нужно с себя.


Как правильно реагировать

Реакция родителей на матерные слова из уст ребенка должна зависеть от возраста малыша:

Как реагировать? Совет психолога

"Реакция родителя только такая – не замечать! Потому что если родитель выскажется по поводу речи ребенка, произойдет так называемая фиксация. Что такое фиксация – ребенок видит, что то, что он говорит, вызвало большой интерес и эмоциональную реакцию у взрослого. И ему неважно, что это была негативная реакция. Главное, что такие слова очень сильно привлекли внимание взрослого.

И значит для ребенка это становится вдвойне интересно! "Запретный плод самый сладкий" – помните такое выражение? И тогда малыш хочет применять такие слова как можно больше. Если же взрослые в первый раз проигнорируют матерщинные слова ребенка, то он решит, что это не так занимательно и просто не будет их применять. По крайней мере, какое-то время", – советует Ирэна Пахомова, семейный психолог-консультант.

  • Дети 6-12 лет и старше уже понимают, что нарушают правила, когда ругаются матом. Но продолжают это делать по разным причинам – для самоутверждения, чтобы влиться в коллектив, выглядеть старше, сильнее, круче. Как правило, уже после 12 лет мат или становится нормой общения или же перестает восприниматься подростком как эффективное средство коммуникации.

Как реагировать? Совет психолога

"Если родители услышали от своего ребенка бранную речь, то вместо того, чтобы ругать его, надо сперва понять причину, разобраться, что побудило к подобным действиям. Причины могут быть разные, но в основном они связаны с защитной реакцией. И не только ребенка, но и взрослого человека. Люди прибегают к мату, когда им страшно, когда они хотят казаться сильнее и влиятельнее, чем они есть на самом деле, т.е. из-за неуверенности в себе. Иногда мат – это некий осознанный протест против установленных норм и правил.

Распознав мотив поведения ребенка, можно переходить к действию – откровенному разговору в доброжелательном тоне и разъяснению. Поговорите о том, почему люди используют в своей речи мат. Довольно часто учащиеся приходят к выводу, что ругательства употребляются, когда человеку плохо или как попытка восполнить бедность словарного запаса. Необходимо научить ребенка анализировать свои поступки и чувства, правильно реагировать на раздражители, проявлять негативные эмоции без мата и грубых слов, высказывать замещающие слова или фразы, обыгрывать ситуацию с юмором. И, конечно же, чаще разговаривать с ним и на личном примере объяснять, что такое хорошо и плохо", –говорит Ирина Стасенко, педагог-психолог ГБОУ Романовская школа.

Если ребенок ругается при посторонних

Если ребенок произнес матерное слово при посторонних – лучше сделать вид, что вы не заметили этого, а затем наедине поговорить о том, почему вам это неприятно. Важно говорить о себе и своих чувствах.

"Нужно обозначить свои чувства по поводу того, что вы слышите. И потом добавить: "Я прошу тебя при мне таких слов не произносить". "Почему только при мне?" – спросите вы. Потому что в данный момент вы находитесь рядом с ребенком и вы несете ответственность за те чувства и мысли, которые у вас возникают, когда вы слышите нецензурную речь своего ребенка. И поэтому вы договариваетесь именно о взаимодействии с вами. Все остальные люди, которые могут слышать речь малыша – это их ответственность, как реагировать и как договариваться с ребенком о способах и стилях взаимодействия", – говорит Ирэна Пахомова, семейный психолог-консультант.

Главное правило – любые воспитательные меры применять наедине с ребенком. Если вы начнете отчитывать его публично, он может почувствовать себя униженным и захочет в следующий раз поставить вас в еще более неудобное положение.


Еще несколько советов

Если ребенок сам пришел к вам и спрашивает, что означает матерное слово, то, прежде всего, выходите из ступора и постарайтесь не ужасаться, а спокойно и доступно объяснить не только значение, но и правила употребления таких слов и отношение к такого рода лексике в вашей семье.

К примеру, вы можете рассказать, что табуированные выражения пришли к нам из древности – на бескрайних просторах между Гималаями и Междуречьем жили немногочисленные племена пращуров индоевропейцев, которые должны были размножаться, чтобы расширить свой ареал обитания, поэтому огромное значение придавалось детородной функции.

А слова, связанные с детородными органами и функциями, считались магическими. Их запрещали произносить "всуе", чтобы не сглазить, не навести порчу. Нарушали табу только колдуны, за ними неприкасаемые и рабы, которым закон был не писан.


Интересно? Безусловно! И поверьте, если копнуть глубже, чем просто "можно" и "нельзя", а покопаться в истории возникновения и этимологии матерных слов, то в вашем арсенале появится как минимум 3 ярких истории (по количеству наиболее часто употребляемых матерных выражений), которые смогут увести интерес ребенка от простого обывательского употребления к исследовательскому. Ведь обсценная лексика - объект изучения для многих талантливых ученых.

Литература и источники

Живя в социуме, взрослые люди и маленькие дети периодически сталкиваются с непорядочным поведением, нецензурными словами из уст других или с тяжелыми судьбами личностей из ближайшего окружения. Уберечь от влияния на ребенка в детском саду или школе практически невозможно. Ругань, неожиданные словечки, крепкие фразы в ваш адрес могут свидетельствовать о том, что малыш явно «нахватался» новых знаний при стороннем общении. Это может произойти даже в том случае, если ваша семья является образцом для подражания. И вот дети ругаются матом — что делать родителям? Разберемся, почему конкретно это происходит и как отучить ребенка ругаться.

Почему ребенок начинает ругаться матом

В маленьком возрасте, когда ребенок только начинает осваивать речь и узнает новые слова, матерный лексикон становится легкой закуской. А что? Броские, яркие выражения, которые люди на улице (или дома) произносят с особой интонацией. Услышав звучное слово, маленький человечек начинает ругаться ненамеренно, не понимая смысла сказанного. При этом родителям важно не делать акцент на том, что ребенок ругается матом – наоборот, необходимо сделать вид, что вы ничего не заметили.

Стоит акцентировать внимание на матерном слове – посмеяться, поругаться, попытаться сразу объяснить плохой смысл – и вы услышите его еще не раз. На этот счет даже существует анекдот:

«Доктор, ребенок ругается матом – что делать?!» — «Радоваться! У вашего малыша прекрасный слух и память».

Важно понять, что, получив внимание после сказанного мата от родителей, маленький ребенок может потом начать манипулировать вами данным способом. Старайтесь быть мудрее и делать все, чтобы не ругаться матом самим и не погружать малыша в подобное общество.

Ругается матом младший школьник

Детки немногим старше 6 лет стараются всегда и во всем подражать взрослым. Особенно это касается родителей, которым необходимо внимательно следить за своим лексиконом. Зачастую, если в семье к нецензурным словам у всех негативное отношение, то мама и папа начинают винить во всех проблемах друзей ребенка или сверстников в школе. Однако это не всегда может оказаться действительно так.

Возраст 6-8 лет – тот период, когда дети проявляют свою индивидуальность. Они могут начать ругаться матом, просто пробуя в своем лексиконе новые непривычные слова, как бы прочувствовав их звучание и реакцию на них окружающих. Младшие школьники уже достаточно взрослые, чтобы понять значение всего того, что говорят в матерном контексте. Иногда это способ показать так называемую «крутость» или «брутальность», не быть белой вороной, если вдруг другие ребята в классе начали ругаться. Обычно, немного повзрослев, дети теряют эту привычку спонтанно.

Немаловажным является и половое взросление детей в возрасте 6-7 лет. Они уже не только знают многое о себе, но и понимают, чем отличаются мальчики и девочки принципиально. Сексуальная тематика, хоть и в шуточной форме, проскальзывает иногда в их разговорах. А ругаться матом – это во многом произносить интимные слова. Часто ребенок не понимает настоящего значения слова и произносит его, не считая матом то, что говорит.

А есть детишки с так называемым оральным вектором, которые рано и интенсивно начинают говорить, при этом целыми словами и предложениями – таких малышей рождается всего 5% из 100. Ругаться матом для них – почти всегда обычное дело, поскольку они хватаются за любые фразы, которые слышать на улице, в общественном транспорте или школе. В этом случае необходимо сделать совершенно другой подход к решению проблемы – отучить ребенка ругаться становится задачей не родителей, а психолога.

Ругается матом подросток

В наше время подросток, который не ругается матом – скорее исключение. Особенно это касается мальчиков. Показательные крепкие слова в лексиконе делают ребенка, по его мнению, взрослым – он так чувствует себя увереннее. Иногда мат для подростка становится способом самозащиты или источником выплеска негативных эмоций, которые в таком возрасте колеблются из крайности в крайность. Именно поэтому психологи считают, что посещение спортивных секций, бассейна, активные нагрузки, которые забирают нужное количество энергии, подавляет желание ругаться матом.

Еще одна возможная причина – поведение кумира. Известные киногерои, спортсмены, даже политики становятся для детей эталонами для подражания. И если любимчик вашего ребенка ругается матом – ищите проблему в этом ключе, здесь делать нужно что-то с самооценкой, поднимать собственный авторитет перед своим чадом или доказывать ему, что он сам себе – кумир.

Дети ругаются матом — что делать НЕЛЬЗЯ

Иногда в порыве злости на ребенка родители грозят ему за нецензурную брань сделать что-то обидное или болезненное. И ладно, если это безобидный билет в угол, где малыш останется наедине с самим собой, а если нечто серьезное? Ни в коем случае не делайте следующего в отношении ребенка, который вольно или невольно ругается матом:

  • Нельзя бить вообще. В частности, некоторые родители бьют детей за брань по губам или моют с мылом рот, как бы отчищая от всякой «грязи». Дети ругаются матом — что делать? Держать себя в руках, в первую очередь. Подумайте об эмоциональном состоянии ребенка, его уязвимой самооценке, впечатлительности. Жесткие меры могут привести к .
  • Нельзя при ребенке эмоционально рассказывать кому-то о том, что он ругается матом и как вы намерены его отучать и объяснять, что так делать нельзя. Это акцентирование внимания, которое только усугубит положение. Особенно не стоит смеяться над матом – ребенок сделает многое, чтобы снова поднять вам настроение.
  • Нельзя ругаться самим и запрещать это делать ребенку. Таким образов вы делаете акцент на взрослости матерных слов. Чтобы скорее вырасти, дитя будет ругаться в удвоенном режиме.
  • Нельзя стыдить ребенка за мат, особенно прилюдно. Это всегда тяжело воспринимается и может нанести тяжелую психологическую травму.
  • Нельзя ругать ребенка за первое же услышанное матерное слово. Быть может, вам показалось или это случайная оговорка. Очень может быть, что малыш сказал и забыл. Мат и грубая речь в принципе – это нечто похожее на вредную привычку. И одно неверное слово не делает ребенка ярым матюкателем. Делать из мухи слова в данном случае и отучать материться – это понятия из разных «весовых» категорий.
  • Нельзя просто запретить ребенку ругаться матом. Важно объяснить, почему ругаться матом – некрасиво, плохо. Объяснить стоит и то, что означают сказанные им слова. Конечно, не стоит это делать очень доходчиво – подберите правильные слова, которые охарактеризуют и не станут «вишенкой» на матерном торте. Например, так: «Когда ты говоришь это слово человеку, ты его очень обижаешь, называешь плохим. Мы тебя любим и хотим слышать от тебя только хорошие слова».

Подойти к вопросу воспитания, чтобы отучить ребенка ругаться матом, нужно рационально. В первую очередь, вы сами должны стать примером, на который захочется ровняться. Веский аргумент: «Ты когда-нибудь слышал от меня такие слова? А знаешь, почему не слышал? Говорить их – ниже моего достоинства. Мат не украшает речь, а портит ее. Друзья и одноклассники к тебе станут относиться плохо, если ты не прекратишь ругаться матом. Я хочу тебе помочь и подсказать, как важно научиться говорить красиво».

Дети ругаются матом — что делать НУЖНО?

Меры, которые вы можете принять, если ребенок стал ругаться матом, отличаются в зависимости от возраста, конкретной ситуации. Но все же можно свести их к одному примерному шаблону:

  • Изоляция от источников «неблагозвучия». Делать так, чтобы чадо совсем не выходило на улицу, конечно, не нужно. Но вы в силах не брать ребенка с собой в общественные места, где вероятность услышать мат очень велика: спортивные бары, пивные, гаражные кооперативы, СТО и прочие.
  • Первое матерное слово оставьте незамеченным. Оно не означает, что ребенок ругается матом – паника тут ни к чему, особенно, если малышу всего 2-3 года. Не реагируйте остро на брошенную фразу при посторонних. Сделайте озадаченную гримасу или изобразите на лице недоумение, но не ругайте, как бы вам стыдно при этом не было.
  • Часто дети просят сами, чтобы им объяснили значение того или иного слова. Это говорит о том, что они вам доверяют. Сделайте все возможное, чтобы донести до малыша негативную суть мата: плохое, обидное, некрасивое, грубое, недостойное. Второй вариант – сами попросите, чтобы он объяснил значение , которое вкладывает в слово. А уже на основе разъяснения сделайте выводы и постараетесь отучить ребенка ругаться матом, перевернув его представление о сказанном.
  • В случае, если мат – это способ выплеснуть негативные эмоции, предложите ребенку другой способ это делать. Например, нарисовать источник раздражения и скомкать лист. Или тоже говорить что-то, но не обидное, лишь характеризующее эмоции: «я очень злой», «как же меня это злит», «мне очень обидно».
  • Ребенок говорит, что остальные тоже ругаются матом, и считает это аргументом. Скажите, что красивая речь сделает его выше остальных, достойнее. С ним приятнее будет говорить. Если близкие среди друзей дети ругаются матом — что делать с этим, должны думать их родители, но вы в силах подсказать им существующую проблему.
  • Если мат – «фишка» авторитетного человека для вашего малыша, попробуйте ему невзначай предложить нового кумира , который ведет себя кардинально иначе. Так он сам отучится ругаться.
  • Сравните привычку ругаться матом с чем-то мерзким – например, с ковырянием в носу или почесыванием попы. В форме сказки для малыша можно придумать историю, где мальчик или девочка ругались матом, говорили плохие слова, и от этого у них плохо пахло изо рта, с ними никто не хотел дружить и общаться. Или можно придумать игру, в которой каждое нецензурное слово будет неким антибонусом. Например, 10 минут, которые вы вычтете из времени на прогулку. А день без подобных слов как-то поощрается.
  • Пустите в ход корректирующие игры . Дети любят магию и очень часто верят в какую-то магическую силу. Предложите написать на листке бумаги все плохие слова, которые ребенок знает, а потом сожгите его или разорвите на мелкие кусочки со словами «Теперь их больше нет». Еще один вариант – зайти в лес и дать возможность ребенку прокричать все известные ему плохие слова в чащу, тем самым отпустив их навсегда. Играть можно и иначе. Пусть дети придумают для себя какой-то тайный язык. Например, к каждому слогу в слове добавляется слог с той же согласной, но фиксированной гласной: «Солобалакала» — «Собака». Или слова-перевертыши: «Акчур» — «Ручка». Или «ферверский» язык, который использовал Калле-сыщик, герой Астрид Линдгрен. Он прибавлял перед каждым слогом в слове «фер»: «фер-Колфер-Бафер-Са» — «колбаса», «фер-Лофер-Шадь» — «Лошадь».
  • Кардинальный метод отучить ребенка ругаться матом – отвести его к психологу или нейропсихологу.

Дети ругаются матом — что делать? Будьте внимательны к своему ребенку с маленького возраста. Ведь мат чаще всего становится одним из действенных способов привлечь ваше внимание. Делайте свою речь вместе с ребенком и ради него красивее. Лучший метод – собственный положительный пример во всем. Малыш должен видеть, что с вами приятно общаться другим людям, потому что ваши слова всегда чисты, вы говорите с улыбкой и открыто. Взаимопонимания вам!

Произнесенное ребенком матерное слово может прогреметь, как гром среди ясного неба. Такая проблема случается даже в самых интеллигентных и благополучных семьях, в которых вообще не звучит нецензурная лексика. Источники, из которых сын или дочка может почерпнуть «знания», – телевидение, интернет, соседи, друзья и так далее. Что делать в такой ситуации родителям? Реакция должна быть адекватна возрасту ребенка и обстоятельствам, в которых было сказано ругательство.

Родителей матерное слово из уст ребенка может по-настоящему шокировать

Мат – насколько все плохо?

Можно ли ребенку употреблять в речи маты? Дурно это или нормально? Дать ответы на эти вопросы способны только его родители. В некоторых семьях на «матерном языке» разговаривают все и считают, что так и должно быть, это никого не касается. Однако большинство людей воспринимает нецензурную лексику негативно, особенно из уст ребенка.


Нужно объяснить ребенку, что матом ругаются недалекие и неуверенные в себе люди

Причины нецензурщины и реакция на нее специфичны для каждого возраста. Стоит отметить, что временные границы носят ориентировочный характер, поскольку психоэмоциональное созревание каждого ребенка индивидуально.

От 2 до 5 лет: что делать с маленьким «болтуном»?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Мат, произнесенный ребенком в 2 года, чаще всего является результатом речевого подражания. Услышав новое слово от разгневанного папы или проходившей мимо тети, малыш повторяет его, абсолютно не понимая смысла. В такой ситуации лучше всего никак не реагировать. Важно не рассмеяться и не умилиться, иначе кроха будет стараться радовать родителей, продолжая повторять забавное для всех выражение. Категорически нельзя ругать его. Он просто не поймет причину этого. Кроме того, это приведет к заострению внимания на проблеме.

В 3-5 лет малыш уже может уловить эмоцию, с которой был произнесен мат, и сделать для себя вывод, что это слово следует говорить тогда, когда на кого-то или на что-то злишься. Кроме того, дети в данный период примеряют на себя разные модели поведения, тестируя реакцию родителей и проверяя границы дозволенного.

Сыну или дочке в 3-4 года нужно сказать, что подобные фразы являются грубыми ругательствами и обижают окружающих. Следует сделать спокойное и строгое внушение: «У нас в семье такие выражения не произносят».


Нужно спокойно и корректно объяснить ребенку, что в его семье такие слова не используются

Если инцидент произошел в присутствии других людей, не стоит немедленно реагировать, а тем более – стыдить ребенка. Желательно перевести разговор в другое русло или пошутить. Воспитательную беседу лучше провести в спокойной обстановке без посторонних.

От 5 до 8 лет: как образумить бранящегося?

В 5-7 лет мотив для ругани в детском саду (в школе) или дома – желание привлечь внимание родителей. Разумеется, сквернословие вызывает негативную реакцию, но для малыша, которому не хватает участия в его жизни со стороны мамы и папы, крики, возмущение и наказания являются проявлением внимания.

С сыном или дочкой нужно поговорить о поведении. Пусть ребенок объяснит, что он на самом деле хочет сказать, когда произносит маты, как он понимает их смысл. Вполне вероятно, что наследник не до конца осознает, что именно означают нецензурные выражения. Важно донести, что произносить такие слова дурно.

Родителям обязательно следует проанализировать, как часто они общаются с ребенком, как выстраивают отношения. Если коммуникация сводится только к бытовому обслуживанию, проверке домашних заданий и «чтению моралей», то желание малыша привлечь внимание вполне законно. Стоит интересоваться увлечениями ребенка, беседовать с ним о его переживаниях, проводить досуг вместе.


Если в семье ребенок предоставлен сам себе, результаты этого могут быть неутешительными

В 7-8 лет чадо переживает кризис, проявляющийся в стремлении к самостоятельности. Ему необходимо разумное расширение границ свободы. Если родители продолжают предъявлять жесткие или противоречивые требования, то это неизбежно приводит к протесту, который иногда выражается в произнесении грубых слов. Следует постепенно снимать всеохватывающую опеку, предоставлять право выбора, но продолжать мягко контролировать ребенка.

Еще одной причиной нецензурной лексики в речи наследника может быть неумение выражать гнев по-другому. Его необходимо учить контролировать свои эмоции:

  • пусть произнесет, что именно его не устраивает, на что/кого он злится - разумеется, без нецензурщины;
  • важно выразить ему свою поддержку;
  • следует узнать у отпрыска, какой цели он хочет добиться в данной ситуации, помочь в ее реализации или предложить альтернативу.

Главное, чтобы ребенок знал: он не должен стыдиться своих эмоций и может рассчитывать на родителей. Следует научить его справляться с гневом без оскорбления других людей.


Гнев - нормальная эмоция, однако выражать ее необходимо без нецензурных слов

От 8 до 10 лет: как отучить ругаться?

В 8-10 лет дети часто выбирают себе образец для подражания, причем не всегда положительный. Это может быть друг, герой фильма/мультфильма, певец. Если «идеал» матерится, то ребенок будет следовать его примеру, желая казаться таким же взрослым, сильным, мужественным или веселым.

Задача родителей в такой ситуации – объяснить, почему нельзя ругаться. Не стоит «втаптывать в грязь» героя. Лучше сказать, что выбранный ребенком образец обладает определенными положительными чертами, но у него есть и недостатки, например, употребление нецензурных слов. Важно акцентировать внимание на том, что один из атрибутов взрослости – самостоятельность в формулировании мнений и принятии решений, а не слепое подражание «идеалу». Стоит попытаться натолкнуть его на выбор другого образца. Кроме того, важно следить за тем, какие фильмы, передачи и мультфильмы смотрит отпрыск.

Если десятилетний ребенок ругается матом, он может таким образом компенсировать свою неуспешность в одной из сфер социальной жизни: у него не складываются отношения с родителями, одноклассниками или не получается хорошо играть в футбол. При этом он слышит критику и упреки. В его голову закрадывается мысль: «Раз все считают меня плохим, я стану таким». В результате в его речи появляются нецензурные слова.

Родителям необходимо поднимать самооценку отпрыска, признавать его успехи, помогать ему налаживать контакты, а также перестать «прессинговать» его. Например, если комната сына находится в ужасном беспорядке, нельзя обзывать его неряхой и лентяем. Лучше сказать ему о своих чувствах: «Меня расстраивает, что ты до сих пор не сделал уборку».


Иногда детский мат - способ самоутвердиться и доказать свою значимость

От 10 до 16 лет: как найти общий язык?

В подростковый период дети ругаются матом с целью самоутверждения среди сверстников и вливания в коллектив. Ребенку кажется, что его не примут и не поймут, если он не будет употреблять «крепкие словечки» в личном общении с приятелями или в социальных сетях.

Для ребенка в 10-14 лет мат – способ защиты от враждебного мира. За нецензурными словами он скрывает свои слабости и страхи. Ему кажется, что произнося маты, он становится взрослее, а также внушает страх и уважением окружающим.

Мат может быть формой проявления агрессии. Психологи считают, что это нормальный этап в развитии личности, каждый ребенок должен его пройти. Не выплеснувшаяся в свое время агрессия способна привести к различным психологическим проблемам в будущем.

Если у ребенка нет особых сложностей в семье или в коллективе, то к 14-16 годам необходимость в нецензурных словах отпадает сама по себе. Он употребляет грубую лексику все реже, обычно для выражения эмоций, а затем его речь очищается.


Если подросток живет в благополучной семье, то примерно к 16 годам его речь очищается

Что делать родителям, если отпрыск в детском или подростковом возрасте начал ругаться? Способы коррекции поведения зависят от возраста чада, его характера и психоэмоционального состояния, но есть некоторые общие рекомендации:

  1. Нужно следить за тем, чтобы ребенок не слышал мата от окружающих людей, прежде всего от родителей. В противном случае объяснять ему что-либо бесполезно.
  2. Во время разговора о матах следует обратить внимание отпрыска на то, насколько плохо они звучат, как неприятно их слышать. Важно указать, что обычно мат является частью речи тех людей, которым не удалось достичь успеха в жизни. Однако не нужно обобщать – одно нецензурное слово не делает из ребенка преступника или маньяка.
  3. Если с чадом была проведена воспитательная беседа, но он продолжает ругаться, имеет смысл наказать его, но не слишком жестко. Например, стоит лишить его просмотра мультфильма. При этом надо четко объяснить, почему он наказан.
  4. Отучить подростка от ругательств сложнее всего. Строгие меры обычно только усугубляют проблему. В этом случае важно установить доверительные отношения с сыном или дочкой, провести разговор «по душам», попытаться разобраться, почему он ругается, предложить другие способы коммуникации.
  5. Оригинальный способ борьбы с матом – превращение его из «запретного плода» в доступный. Возможный вариант действий – дать ребенку почитать словарь ненормативной лексики.

Употребление мата в речи можно сравнить с зависимостью. Она менее разрушительно воздействует на организм, чем никотин или алкоголь, но приводит к обеднению словарного запаса. Нужно следить за тем, что влияет на культуру речи ребенка, корректировать негативные моменты. Важно не просто запретить нецензурную лексику, а доступно объяснить, что в ней плохого и чем она может навредить. Если у родителей не получается самостоятельно справиться с проблемой, лучше обратиться к психологу. Устойчивое употребление матов ребенком указывает на сложности с самоидентификацией и коммуникацией в семье.

Матерщина, сквернословие, «острое словцо», «плохие» и «грязные» слова, «русский матерный» – как ни назови мы эту часть языковой культуры, она никак не вписывается ни в одну современную педагогическую систему. Использование этих слов в обществе неприемлемо, но допустимо в определенных кругах, в которые, само собой, дети не вхожи. Тогда почему ребенок ругается матом?

Из этой статьи вы узнаете

Почему дети матеряться

Удивительно просто, но неочевидно для мам и пап то, что причины любых педагогических проблем сокрыты в поведении взрослых, например:

  • не учтены возрастные особенности;
  • невнимательность мам и пап к собственной речевой культуре;
  • общая педагогическая запущенность;
  • особенности формирования детской личности.

Именно родители несут ответственность за здоровье и образование своих детей и с раннего детства задают для них шаблоны поведения.

Виновато ли общество? Общество диктует общекультурные правила, навязывает стереотипы текущего времени. Но до 4–5 лет только семья может по-настоящему установить рамки, планку морали, этические нормы общения и приемлемый уровень личной культуры для маленького человечка.

Вербальная самозащита

Преодолевая кризис за кризисом, дети расширяют не только словарный запас и коммуникативные навыки, но и осваивают способы самозащиты. Так называемая вербальная агрессия может выходить на передний план, когда детям запрещены иные формы агрессивного поведения: покусы, удары, щипки и т.д. Происходит замещение физических действий на речевые. Происходит это из-за дисбаланса в возрастных особенностях и воспитательных мерах.

Эффективная стратегия. Перестроить модель воспитания, исключив из нее абсолютные запреты. Активно поощрять использование альтернативы, игнорировать ошибки.

В поисках причины, по которой ребенок ругается матом, родители частенько упускают из вида собственное поведение. А ведь именно оно задает основной педагогический тон в семье. Откуда взять образец поведения растущему человеку, если мама, папа и старшие родственники позволяют себе сквернословить в присутствии детей?

Эффективная стратегия. Важно, чтобы правила стали едиными для всех членов семьи. Детям непонятно, почему взрослым можно, а им нет. Девочке непонятно, почему значимым для нее мужчинам (отцу, брату, дедушке) можно применять мат, а ей запрещено.

Родительская невнимательность

Будь то попустительство, гиперопека или проблемы социального характера, в основе всего этого лежит невнимательность родителей к действительным потребностям малыша. Социально незрелый, безответственный или неопытный родитель порой даже сам себе не в силах объяснить, почему же детям нельзя материться.

Эффективная стратегия. Если родитель все же ощущает груз ответственности за своего педагогически запущенного малыша, но чувствует себя беспомощным, лучший путь – обратиться к специалисту. Получить от него необходимые педагогические советы и психологическую поддержку.

Как только взрослые правильно – то есть в соответствии с возрастом и жизненным опытом крохи – перестраивают ситуацию вокруг него и начинают вести себя эталонно, проблема сквернословия исчезает сама собой. Психически здоровому юному человечку и самому неуютно в состоянии постоянной самозащиты.

Возрастная психология

Это может удивить, но милая дочурка может материться просто потому, что… взрослеет! В ряде случаев родителям не нужно заострять внимание на проблеме, а лишь корректно направить энергию бунтующего чада в мирное русло:

  • В период активного расширения словарного запаса – 2–3 года – дети иногда повторяют бранные слова , и в этом нет проблемы. Доченька в платье принцессы не прекращает грязно ругаться при гостях, всех это веселит и забавляет – вот и привычка. Важно не поощрять эти эпизоды в присутствии малыша: не пересказывать как анекдот, не смеяться, не хвастаться перед знакомыми и т.д.
  • К возрасту первого социального бунта – 6–7 лет – редкий дошкольник остается незнаком с парой-тройкой ядреных ругательств. Отучение от грязных слов зависит от уровня сформированной внутренней культуры.
  • Экспрессивные поступки подростков, их демонстративность, неприкрытая агрессивность – тоже вариант нормы. Искоренить привычку «матюкаться», если она уже есть, можно постепенно по мере взросления, но никак не запретом.

Ребенок растет и развивается. На индивидуальном пути ему встречаются разные люди и ситуации, каждая его чему-то учит, независимо от родительских ожиданий. Конечно, редко удается постоянно выстраивать вокруг растущего малыша такую реальность, в которой мат – совершенно неприемлемая часть языка. Ребенок и нецензурная лексика время от времени сталкиваются.

Замечание педагога. Дети получают образование не только во время уроков. Они постоянно впитывают наш опыт, привычки, копируют слова и действия. И чем более значим для ребенка взрослый, тем более вероятно копирование его поведения как образца.

Образцы для каждого возраста свои. У грудничков – это мама и папа, у дошкольников – родитель противоположного пола, у младших школьников – первый учитель, а подростки подражают друг другу и своим кумирам.

И вовсе не возрастные кризисы виноваты в появлении матерных фраз в речи. В период кризиса они выходят на поверхность. А накапливается опыт раньше – в период, который называется сенситивным. Такие периоды молчаливого созерцания предшествуют каждому возрастному бунту в жизни человека.

Посмотрите небольшое видео, в котором доктор Комаровский вместе с психологом объясняют, как отучить ребенка ругаться матом.

Ребенок матерится в возрасте 2-4 года

Словарный запас начинает формироваться задолго до первых осознанных фраз. Чтобы матерные слова не вошли в активный словарь ребенка вместе с первыми шагами, родителям нужно избегать употребления мата.

Младенец все понимает! Да, он может еще не различать смысла сказанных фраз, но все, что говорят родители, мозг впитывает, как губка. Впитывает и фиксирует на будущее. Слова, сопровождающая их эмоциональная окраска, жесты, мимика – все это малыш покажет на следующем возрастном этапе.

Тактика борьбы с первым матом на втором году жизни ребенка сводится к эмоциональному диалогу. Эмоции родителей, как мы помним, — эталонные.

Если маме и папе не нравится, как пахнет «ка-ка», значит, это действительно «фу, ка-ка!» И мама с папой эту «ка-ку» всегда обходят стороной. Не восхищаются ею и не приносят домой с улицы, пока ребенок не видит. То же и со словами: если они «плохие», то они под запретом независимо от присутствия ребенка. Их нельзя использовать никому и ни при каких обстоятельствах.

Я – сам, и я – как вы!

В 2–4 года, когда дети идут в садик, у родителей возникают первые трудности с объяснением правил культурного поведения. И вот тут ребенок покажет все семейные речевые модели, с которыми сталкивался прежде. Именно теперь впервые возникает проблема, как отучить ребенка материться.

Просто говорить ему «нельзя!», наказывать, ругать или даже шлепать – неэффективно. Запрет рождает лишь повышенный интерес, а наказание мотивирует к действию. Бунт против всех правил предполагает другую тактику.

Самоконтроль. Он всегда на первом месте. Продолжаем следить за собственной речью. Любые требования к речи ребенка должны быть применимы и к высказываниям взрослых.

Фразы из предыдущего возрастного этапа «Фу, как некрасиво!» – не работают. Акцент с «ты – плохой» лучше перенести на «он – плохой»: «Ой, как мальчик ругается! Бедная его мамочка, ей так стыдно…» Секрет в том, что детям в этом возрасте легче анализировать чужое поведение и учиться этому анализу на внешних примерах.

Дошкольный возраст

В 4–5 лет проблема сквернословия редко возникает сама по себе. Обычно ее корни тянутся в кризис «Я – сам». К преддошкольному возрасту волевые процессы и контроль поведения уже достаточно сформированы. Поэтому матерные стишки и использование отдельных оскорблений – осознанны.

Речевой навык

Когда ругательства «гармонично» включены в речь ребенка, применяются и глаголы, и прилагательные, и существительные, мы имеем дело с речевым навыком. Искоренить его не так легко, требуется полная перестройка окружающей обстановки. Неплохо бы отправить ребенка на летний отдых в лагерь или к культурным родственникам, где не принято посылать на три буквы. Несколько недель в другой среде заставят малыша перестроиться и понять, что жить можно иначе, да еще и более комфортно.

Слова-связки

Мать и дочь могут обсудить кодекс принцесс, а папа и сын – побеседовать о правилах для джентльменов-супергероев. Можно опираться и на известные образы, положительные с точки зрения речевой культуры: Белоснежка, Золушка, Кларк Кент (супермен), Питер Паркер (Человек-паук). Подражая своему герою, кроха перестанет ругаться.

Манипуляции

Манипулирование нецензурной лексикой возникает либо для привлечения внимания, либо чтобы этого внимания избежать. В обоих случаях взрослым нужно тщательно пересмотреть воспитательную модель.

Всего ли хватает ребенку? Выполняются ли его истинные потребности? Достаточно ли правильного внимания он получает, не слишком ли суровы ограничения? Не попустительствуют ли бабушки? Не становятся ли гаджеты способом занять малыша? Не подменил ли бесцензурный Ютуб детские каналы и чтение полезных сказок на ночь?

В борьбе с манипуляциями основной метод – игнорирование. «Нецензурное» поведение, не замеченное взрослыми, заставит ребенка искать другой способ привлечь их внимание.

Важно ! Какого бы происхождения ни были маты, в 4–5 лет с ними можно справиться путем диалога. Во-первых, выясните. Понимает ли ребенок смысл слов и фраз. Во-вторых, расскажите о нецензурной лексике как о части языка – не литературной, не приемлемой для культурного человека, но существующей в определенных кругах: среди людей рабочих специальностей, в бедных районах, в тюрьмах, бандитских компаниях, у пьяниц и наркоманов и т.д.

Прием 1.

Сыграйте на знаниях ребенка о социальном статусе, расскажите о высококультурных предках, известных людях своей семьи. В рассказе о дедах упоминайте, что они были очень грамотными, очень культурными, требовательными к себе, умели изъясняться ярко и точно, но никогда не использовали дурных слов.

Говорите о самоуважении и уважении к окружающим. Погружение в семейную родословную и воспитательная беседа – способ не только избавиться от мата, но и через гордость за пращуров.

Прием 2.

Поговорите о происхождении бранных слов, их истории. Постарайтесь вместе с ребенком подобрать синонимы и договоритесь, что он будет вместо матов употреблять синонимы. Сработает это с точностью до наоборот, потому что на слова-синонимы типа «пися» и «попа» у малыша уже выработаны запреты. Эти слова неприемлемы за столом или в общественных местах. Поэтому через запрет на синонимы сработает и запрет на мат.

Школьный возраст

Если до этого возраста от привычки сквернословить не удалось избавиться, то ребенок научится ее контролировать, приспосабливать к обществу, в котором находится. Дома он будет переставать ругаться, а вот в дворовых играх вполне может и драться, и материться, «пока родители не смотрят». Казаться взрослым в среде сверстников – распространенный способ самоутверждения.

Вы же можете показать дошкольнику другие способы быть взрослым: контроль расходов, помощь по дому, участие в принятии решений, право на самостоятельный выбор (мебели, цветовой гаммы, подарка к празднику). Разговоры, терапевтические сказки, работа с психологом, смена обстановки – в ход можно пускать все средства. Но лучшее из них – собственный пример.

Пусть папа «бросает» ругаться вместе с сыном на условиях соревнования. Или подслушайте уличный диалог своего ребенка, а вечером за ужином отзовитесь без намеков: «Кто-то из ребят сегодня так страшно ругался, когда вы играли! Я случайно услышала и подумала: «Как хорошо, что наш мальчик не знает таких слов! » С совестливыми детками этот прием почти всегда срабатывает.

Внимательно отслеживайте, как и с кем общается чадо в социальных сетях, какие комментарии оставляет, каким контентом интересуется. Старайтесь применить все возможные фильтры, чтобы уберечь своего несмышленыша от потока агрессивной информации и юмора «ниже пояса».

На заметку ! Учитывая, что мат в своем естественном виде есть выражение негативных эмоций, стоит обратить внимание на психологические качества растущего человека. Воспитатели должны быть уверены в том, что ребенок не отражает через дурную лексику свои страхи, обиду, душевную боль, озлобленность, месть. Иначе стоит срочно обратиться к детскому психологу.

Подростковый возраст

Каждый родитель хорошо понимает, почему подростки матерятся. Для самоутверждения, для демонстрации своей взрослости, для управления ситуацией, для защиты от контроля старших. И несмотря на понимание причин, родители подростков часто действуют неверно, применяя неэффективные стратегии:

  • директивные запреты;
  • гиперконтроль;
  • строгие наказания, ограничения, лишения;
  • ультиматумы;
  • скандалы.

Подросток хочет быть равным в правах, но не готов принимать равные обязанности. Он хочет быть взрослым, но ни психологически, ни физически не готов к взрослым нагрузкам. Оптимальный путь в общении с подростком – сотрудничество, партнерство с элементами зависимости ребенка от взрослого. Даже дружба здесь будет неуместна, поскольку друзья – это категория избранных, в которую родители не включаются.

Избирайте обходные пути. Помогайте ребенку-подростку самоутверждаться через творчество, спортивные достижения, успешное обучение. Поддерживайте кумиров сына или дочери, но учите рационально оценивать внешность и поведение звезд.

Предложите разобраться в смысле любимой песни, как на уроке литературы. Позвольте ребенку спорить и аргументировать, поощряйте умение выражать мысль без мата. А заодно спросите, с какой целью автор рэп-сингла применил нецензурную речевую конструкцию: чтобы усилить эффект (так ведь есть и более яркие слова!) или просто рифмы другой не нашлось?

Не допускайте ошибки

Почти все взрослые забывают, что они тоже были детьми, безобразничали и нарушали правила. Не стоит пытаться превратить детей в тех, кем не смогли стать вы сами. Позвольте им развить собственное «я». Гармонично растущему человеку не нужно бунтовать, чтобы доказать свою состоятельность.

Педагогический климат

Отучать от дурного – через понимание. Стоит принять, что сын действительно талантлив в народных танцах, а математика для него – космическая даль. Дочери по душе архитектура и дизайн, а вовсе не необходимость продолжить династию врачей-физиологов. В преодолении любых психологических трудностей и проблем поведения лежит принятие себя и одобрение близких. Обеспечьте то и другое!

Будьте целеустремленными

В своем желании изменить поведение ребенка преследуйте одну-единственную цель – помочь ему стать лучше, а не просто отучить от мата. И совершенно не нужно озвучивать свои цели вслух. Просто знайте, чего именно хотите, и действуйте комплексно, системно и рационально.

Действуйте последовательно

Последовательность предполагает, что правила хорошей речи – для всех. Нет ситуации, в которой папе разрешено произнести яркое междометие. «Очень воспитанный сантехник во время работы постоянно говорит: «Ишь ты!»

Стыд – плохой помощник

Не путайте со стыдливостью! Стыдливость – положительное качество характера, стыд – яркая негативная эмоция. Чувство стыда влечет за собой переживание вины, а вина приводит к замкнутости, снижению самооценки и агрессии. Вербальная агрессия под действием стыда усиливается.

Правильное порицание

Чтобы понять этот принцип, определитесь для себя: вам не нравится ваш ребенок или неприятны его действия? Наверняка только действия. Именно их и следует порицать. Сам ребенок должен оставаться беззаветно любимым.

Как сделать замечание ругающемуся матом ребенку:

  • Оптимально : «Ты, наверное, хотел сказать, что недоволен?»
  • Допустимо : «Мне не нравится, как нехорошо ты ругаешься; это не вызывает у меня чувства гордости за тебя».
  • Неприемлемо : «Ты грубый, бессовестный, гадкий раздолбай. Я тебя не таким воспитывала».

Пустые запреты не имеют смысла

Строгие директивные указания и запреты вызывают желание их нарушить. Чтобы соответствовать детской психологии, они должны быть рациональны и обоснованны, и каждому необходимо предложить вариант альтернативного поведения – что делать вместо запрещенного.

Простые приемы на каждый день

Чтобы искоренить негативные привычки и черты характера, недостаточно сходить к психологу или поговорить один раз. Нужно постоянно жить с ребенком, постоянно взаимодействовать и на каждом шагу в соответствии с возрастом помогать ему выстраивать правильное поведение. Постараемся резюмировать информацию в виде нескольких коротких рекомендаций.

  1. Не материтесь сами и запрещайте это гостям и родственникам.
  2. Не акцентируйте внимание на мате из уст маленького ребенка. Проигнорируйте.
  3. Не выясняйте отношения прилюдно. Обсудите нецензурный инцидент, когда останетесь одни.
  4. Не повышайте голос. Ваша ругань ничем не отличается от подросткового мата.
  5. Не применяйте шлепки. Избегайте ссор с детьми. Старайтесь не ссориться с родными.
  6. Не поддерживайте крутой имидж матерных слов, порицайте мат в чужой речи. Старайтесь объяснять свое мнение на примерах.
  7. Поддерживайте ребенка на любом возрастном этапе.
  8. Умейте реагировать спокойно. Делайте осторожные, но внятные замечания в соответствии с возрастом.
  9. Переключайте внимание на спорт, творческие занятия и общение в хорошей компании.
  10. Поговорите о жаргоне. Научите ребенка понимать специфическую лексику.
  11. Обсудите вопросы культуры человека в современном обществе. Поговорите о значении слов «образованность», «воспитанность», «речевой этикет».
  12. Посещайте выставки, смотрите хорошее кино, пробуждайте вкус и эмоциональный интеллект.
  13. Не отрицайте кумиров, поддерживайте увлечения, сотрудничайте каждый день.
  14. Поощряйте чтение книг, развивайте общую культуру, а не только речь. Отваживать нужно от молодежной субкультуры в целом, а не только от дурных словечек.
  15. Контролируйте общение тинейджеров и младших школьников в интернете и социальных сетях.
  16. Не откладывайте консультацию с педагогом или психологом, если не удается самостоятельно отучить ребенка от мата. Специалист даст персональные советы, которые помогут преодолеть проблему.

С юной девушкой справиться легче, чем с подростком-хулиганом. Но даже самый яркий характер мальчика поддается коррекции. Возможно, нужен сильный авторитетный наставник на стороне – тренер или учитель. Чтобы перестать материться, ребенку потребуется время: тем больше, чем он старше. Поэтому не спешите получить быстрый видимый результат.

Делаем выводы

Кроха принес маты из детсада, дошкольник набрался «нового» на каникулах в деревне, школьник начал взрослеть и хорохориться перед одноклассниками, а подросток просто дорос до своего закономерного бунтарства. Для каждого возраста избирайте два параллельных пути:

  1. приверженность общей культуре и ее требованиям;
  2. приемы в соответствии с возрастом детей.

Чтобы отучить маленькую дочку от ругани, достаточно переключить ее внимание на другие слова, а «плохие» проигнорировать.

В 4–5 лет почитайте добрые книги и сказки о послушных и добрых героях, а с дошкольником установите договор-соревнование.

С подростком договориться сложнее, в его мир нужно войти авторитетным союзником. А сделать это через запреты и наказания невозможно!

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво