Педсовет по нравственно патриотическому воспитанию в доу. Методическая разработка на тему: Педагогический совет «Система патриотического воспитания в современных условиях

Тематический педагогический совет по теме:

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Старший воспитатель Гусева Н.М.

Москва, 2013

Цель: Систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам патриотического воспитания. Закреп ить знания воспитателей о современных требованиях по формированию у детей дошкольного возраста патриотических отношений и чувств к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родной страны, воспитанию собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Форма проведения: «круглый стол».

Подготовка к педсовету.

  1. Оформление информационного листа о планируемом педсовете на доске для воспитателей.
  2. Проведение оперативного контроля «Анализ средовых условий группы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста».
  3. Оформление тематической выставки в методическом кабинете «Патриотическое воспитание» (литература, опыт, методические разработки, пособия).
  4. Проведение консультации для воспитателей: «Патриотическое воспитание дошкольников» (Старший воспитатель).
  5. Проведение смотра-конкурса по теме «Герб моей семьи» в подготовительных группах.
  6. Проведение анкетирования родителей по теме «Патриотическое воспитание ребенка».
  7. Проведение анкетирования воспитателей
  8. Проведение тематической проверки « Анализ работы воспитателя по патриотическому воспитанию дошкольников».

Повестка дня:

  1. Вступление. Актуальность темы педсовета. Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГОС ДО и преемственности с начальной школой.
  2. Нормативно-правовая база по патриотическому воспитанию дошкольников.
  3. Патриотическое воспитание дошкольников через ОО «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы». Из опыта работы воспитателей разных возрастных групп. Выступление воспитателей: ….
  4. Обсуждение проектов по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Традиции и культура народов…. (название выбранной страны)»
  5. Обзор программ, методических разработок, литературы по данной теме.
  6. Анализ анкет и результаты тематической проверки. Итоги смотра-конкурса «Центр по патриотическому воспитанию».
  7. Итог и решение педсовета.

Ход педсовета

1. Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Мы, взрослые, все учились в школе и прекрасно помним, какое значение им ело когда-то воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма.

Изменения, прошедшие в нашем обществе в последние десятилетия привели к деформации этих понятий, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны. Некрасовские строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» - неожиданно приобрели новое весьма актуальное звучание.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

Еще классики педагогики, такие как Я.А.Каменский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. К.Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой.

В процессе патриотического воспитания огромную роль имеет преемственность между дошкольным и начальным образованием.

Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.

Разработка и апробация моделей содержания и организации образовательного процесса по теме «Патриотическое воспитание дошкольников», способствует преемственному развитию детей дошкольного и школьного возраста.

2. Чтобы правильно строить работу по патриотическому воспитанию, за основу необходимо взять следующие документы:

Конституция Российской Федерации.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утверждённой Правительством РФ от 5.10.2010 г., ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г.

Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19 мая 1995г .

Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"» от 5 апреля 2013 г.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, разработка которой обусловлена необходимостью выполнения Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»

3. По третьему вопросу выступила старший воспитатель …. В своем выступлении она затронула вопрос: «Что такое патриотическое воспитание?» и показала презентацию «Растим патриотов России».

Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.

Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу.

Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, мы, воспитатели, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам. Вы знаете, что любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого младшего возраста.

Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через такие формы как:

Создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;

Тематические занятия;

Взаимодействие с родителями;

Взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, району, в музей, выставочный зал).

Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины.

О воспитательно-образовательной работе с детьми младшего дошкольного возраста рассказала воспитатель ……………………, среднего возраста – ..., старшего возраста – …., детей подготовительной группы – …. О патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста через приобщение их к художественной литературе рассказала ….

4. По четвертому вопросу прошло активное обсуждение и выбор стран для проектов по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Традиции и культура народов…. (название выбранной страны)». Прошло обсуждение того, что должно быть сделано в рамках этого проекта, а также была назначена примерная дата защиты проектов.

5. Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание.

  • Алёшина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников»
  • Зеленова Н. Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России»
  • Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
  • Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина»
  • «Мой родной дом» под редакцией Оверчук Т. И.
  • Новицкая М.Ю. «Наследие»

6. Перед педсоветом было проведено анкетирование родителей и педагогов по теме «Патриотическое воспитание ребенка», а также была проведена тематическая проверка и оценка работы воспитателей старших и подготовительных групп.

Родителям предлагалось анонимно ответить на такие вопросы, как:

  • Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
  • Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
  • Что, по Вашему мнению, означает выражение «быть патриотом»?
  • Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей?
  • Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, государственными лидерами, традициями, памятными датами?
  • Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи?
  • Есть ли в Вашем доме семейные традиции? Какие?

Проанализировав ответы, можно с уверенностью сказать, что большинство родителей понимают патриотическое воспитание как воспитание любви к своей Родине, родным местам, родной природе. 18% ответивших на анкеты родителей, считают, что патриотическое воспитание – это знание и уважение культурных традиций своего народа, а также знание истории страны.

При ответе на вопрос о возможности патриотического воспитания в детском саду, лишь … человек (…%) ответили отрицательно, а остальные родители считают, что не только возможно, но и нужно обязательное знакомство с фольклором, традициями, песнями, народным творчеством родной страны.

Быть патриотом, по мнению родителей, это значит любить свою Родину, несмотря на все трудности, жить в своей стране. …% ответивших, считают, что быть патриотом – это преданность и верность своей стране, своему народу, а также гордость за свою страну, свою нацию.

…% ответивших родителей считают, что основную ответственность за патриотическое воспитание детей должна нести семья, …% – что семье должна помогать школа, и еще …% - что ответственность за патриотическое воспитание дошкольников должны нести и семья, и школа и детский сад.

Всего лишь … человека (…%) отрицательно ответили на вопрос о том, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, государственными лидерами, традициями, памятными датами.

На вопрос об ознакомлении с родословной семьи, родители отметили не только актуальность этой темы, но и необходимость изучения истории своей семьи, как части общества, возникновения своей фамилии. И всего лишь 1 человек (…%) ответил, что эта тема неактуальна.

На вопрос о семейных традициях, …% родителей затруднились ответить или ответили отрицательно. А остальные отметили, что семейные традиции, в основном, это семейные праздники, дни рождения, проведение совместного отдыха, прогулки всей семьей по выходным.

Из всего вышесказанного видно, что многие родители заинтересованы в том, чтобы детям с дошкольного возраста прививали чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, города, родины. Ведь всем известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре.

Воспитателям старших и подготовительных групп (... педагогов) раздавались анкеты «Моя система работы по патриотическому воспитанию дошкольников» , в которых они ответили на следующие вопросы:

  • Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания?
  • Правомерно ли говорить о патриотическом воспитании применительно к детям дошкольного возраста?
  • Обладаете ли Вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей?
  • Считаете ли Вы нужным увеличить запас знаний по истории и географии России?
  • Хорошо ли Вы знаете народную культуру, традиции?
  • Достаточно ли у Вас знаний о городе, в котором вы живете?
  • Позволяет ли Вам ясность, образность и выразительность речи донести до сознания детей информацию по проблеме патриотического воспитания?
  • Можете ли Вы проектировать и планировать работу по данному направлению с детьми той возрастной группы, с которой работаете?
  • Владеете ли Вы соответствующими методиками и технологиями?
  • Правильно ли организована в групповой комнате предметно- развивающая среда: подобран демонстрационный материал, дидактические игры по патриотическому воспитанию?
  • Проводите ли вы досуги и развлечения по теме?
  • Востребована ли тема патриотического воспитания детей в работе с семьей?

Анализ анкет и результаты проверки показали: почти все воспитатели отметили, что они владеют методиками и технологиями по вопросам патриотического воспитания, но не имеют достаточных знаний о русской народной культуре и традициях, о Москве. По вопросу о создании в группе соответствующей предметно-развивающей среды, только один педагог считает, что такая среда в его группе организована не достаточно хорошо.

Итоги смотра-конкурса центров по патриотическому воспитанию.

В конце октября 2013г. был проведен смотр-конкурс центров по патриотическому воспитанию детей в старших и подготовительных группах.

Все центры были оснащены в соответствии с требованиями ФГОС ДО, методическая и художественная литература соответствовала возрасту детей.

  1. место заняла группа №…
  2. место - группа №…
  3. место поделили между собой группы №… и …. С чем мы их и поздравляем.

7. Решение педсовета:

  1. Провести анализ календарного и перспективного планирования воспитательно-образовательной работы по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.
  2. Взять одной из годовых задач на 2014-2015 уч.год следующую задачу: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение их к истокам русской народной культуры».
  3. Провести мастер-класс по проектам на тему: «Традиции и культура народов…». Обобщить практический материал, собранный для создания проектов. Ответственные: воспитатели, ст. воспитатель.
  4. Провести консультации для родителей: «Где побывать с ребенком», «Как провести свой досуг».
  5. Провести конкурс в старших и подготовительных группах «Я и моя Москва». Условия конкурса: небольшие рассказы и фотографии детей и их родителей на фоне их любимых мест в городе, а также на фоне достопримечательностей Москвы.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Пед.совет

"Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников".

Цель: выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по национально-патриотическому воспитанию дошкольников.

Задачи:

· изучить сложившуюся в детском саду систему работы по данному направлению;

· обновить содержание и формы работы по гражданско–патриотическому воспитанию, учитывая возможности взаимодействие педагогов, детей и родителей.

Участники: администрация и педагоги детского сада.

Подготовка:

· Создание инициативной группы по проведению педагогического совета;

· Анкетирование родителей;

· Изучение научно – методической литературы по обсуждаемой проблеме;

· Составление проекта решения педсовета.

Оборудование и инвентарь.

Проектор, подготовлены рабочие места для участников заседания, мультимедийная презентация по теме педсовета.

ХОД ПЕДСОВЕТА

I. Вступительная часть.

Краткое выступление методиста о задачах и замысле педагогического совета.

Перед вами листочки бумаги А3 и стикеры разных цветов. На белом листе нарисуйте дерево с 4 ветками. По ходу пед.совета мы будем дерево дополнять стикерами.

Выступление

Академик Д.С.Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Сегодня будущее цивилизации всё больше связывается с внутренним преобразованием самого человека, его духовностью. Человечество осознаёт, что гуманистические ориентиры должны стать исходными при разрешении глобальных проблем.

Нет сомнений в том, что в наше время возникает проблема патриотического воспитания дошкольников. В предыдущее десятилетие это направление воспитательной деятельности было недостаточно развито. Как результат этого мы видим выросшее поколение, для которого чуждо понятие "Родина", "Патриотизм", "Отечество". Поэтому стали актуальными проблемы воспитания защитников Родины, законопослушных граждан, воспитание милосердия и человеколюбия.

Сегодня будущее планетарной цивилизации всё больше связывается с внутренним преобразованием самого человека, его духовностью. Человечество осознаёт, что гуманистические ориентиры должны стать исходными при разрешении глобальных проблем.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.

Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

Вопрос к педагогам:

Что такое патриотическое воспитание? Ответы на стикерах клеят на дерево.

По новой программе, в какой области?

В новой программе в области «Познание» в ознакомлении с окружающим, раздел «Моя Родина Казахстан»

Формирование любви к Родине:

    в младшем возрасте идёт через… любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира

    в среднем возрасте проходит через …(сначала педагоги пишут ответы на стикерах, потом один «озвучивает») познание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребёнка

    в старшем дошкольном возрасте через … (сначала педагоги пишут ответы на стикерах, потом один «озвучивает») познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры, через закладывание основ уважительного отношения к другим культурам, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.

Вопросы к специалистам

Через музыкальное воспитание…

Через физкультурное…

На занятиях у психолога…

У логопеда…

Понятие патриотизма

Вопрос к педагогам? Патриот, кто он?

    Человек, одушевленный патриотизмом.

    Человек, преданный интересам какого- либо дела, горячо любящий что-то.

ПАТРИОТИЗМ – преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу.

Цели патриотического воспитания:

    ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛЮБВИ К РОДИНЕ

    ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ:
    Нравственное сознание
    экологическое сознание
    эстетическое сознание

Компоненты сознания

    Знание человеком фактов культуры, истории, которые он воспринимает как фразу «Я знаю, что это наше!»

    Положительное отношение к определенным «нашим» фактам истории и культуры. («Я горжусь, одобряю такие события»).

    Готовность участвовать в деятельности по развитию культуры, жизни в нашей стране. («Я готов действовать на благо своей страны»)

Задачи современного патриотического воспитания

    РАСШИРЕНИЕ СПЕКТРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ.

Направления патриотического воспитания

    ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ

    ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЕ

    КУЛЬТУРНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ

    СПОРТИВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ

II. Информационно-теоретическая и аналитическая части педсовета:

“Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...”

К.Д. Ушинский .

Данное направление включает в себя следующие мероприятия: (сначала педагоги пишут ответы на стикерах, потом один «озвучивает»)

· Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины;

· Проведение уроков Мужества, классных часов к Дням Воинской славы, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны.

· Сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн. Знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ;

· Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов;

· Проведение военно – спортивных соревнований, а также других праздничных мероприятий (концертов), посвященных великим праздникам;

В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Традиционным является связь детского сада и ветеранов ВОВ и труда, проживающих в городе. Ежегодным стало приглашение их на праздничный концерт, посвященный Дню Победы, традиционно проводятся встречи с участниками Великой Отечественной войны.

Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. В этом направлении проводятся разнообразные мероприятия: (сначала педагоги пишут ответы на стикерах, потом один «озвучивает»)

– экскурсии в музей;
– уроки-знакомства с историко-архитектурными памятниками города и края;
– оформление стенгазет "Страницы истории родного края", "К родному краю с любовью";
– конкурсы лучших чтецов «С чего начинается родина?»;

Выступление Султангереевой Г.М. учителя каз.языка

Таким образом, проанализировав работу по краеведению, можно сделать вывод:

Какой?

Краеведение практически отсутствует. Работа по краеведению носит не целостный характер, а представляет собой эпизодические включения в воспитательно-образовательный процесс.

Предложено: Составить план для всех возрастных групп. Организовать «Кинозал» с просмотром видео роликов, презентаций по теме.

Гражданин должен не только любить свою родину, но и знать и уметь защищать свои права. (сначала педагоги пишут ответы на стикерах, потом один «озвучивает»)

– изучение правил поведения в детском саду, в школе и общественных местах;
– знакомство с правами ребенка

4 направление. Воспитание на культурных традициях народа. (сначала педагоги пишут ответы на стикерах, потом один «озвучивает»)

– занятия по ознакомлению с окружающим;
– организация и проведение тематических бесед;
– изучение обычаев, традиций, праздников своего народа «Наурыз», «День Независимости», «День единства народов Казахстана»;

– изучение своей семьи, составление генеалогического дерева семьи;
– организация и проведение КВН, проектов на нравственные и этические темы.

Все эти мероприятия повышают интерес детей к истории Отечества, дают понимание значимости роли простого человека в исторических событиях, способствует воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, любви к Родине, чувству долга и патриотизма.

III. Аналитическая работа.

Сейчас развенчивают и критикуют разные стороны нашей истории, имена. А кто не уважает своей родины, тот не уважает себя, тот не имеет права на уважение к себе со стороны других лиц. Сегодня мы прекрасно понимаем: патриотическим воспитанием наших детей надо серьезно заниматься. Ведь нам, поколениям, которые с пеленок воспитывались на почве любви и преданности своему Отечеству, отнюдь не безразлично кто придет нам на смену.

Для выявления уровня гражданственности и патриотизма было проведено анкетирование среди родителей.

IV. Выработка решения.

Проект решения педагогического совета:

1. Совершенствовать и разнообразить формы и методы работы по данному направлению, выявляя и используя в практической деятельности позитивный опыт гражданско-патриотического воспитания.

2. При планировании и организации воспитательной работы на 2 полугодие

– продолжить проводить мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию;
– использовать в работе с учащимися разнообразные педагогические, информационные технологии, мультимедиа, интернет, dvd, а также документальные, художественно-исторические фильмы;
– приглашать для участия в мероприятиях ветеранов ВОВ, тружеников тыла, Афганистана, а также родителей учащихся.

3. Ежегодно проводить анкетирование по гражданско – патриотическому воспитанию, с целью выявления уровня гражданской позиции родителей.

V. Оценка работы педсовета.

Оценка деятельности участников педсовета, полезность, результативность.

Каждый участник педсовета поднимает квадратик того цвета, который соответствует высказыванию под этим цветом.

Патриотизм – вещь замечательная. Более того, без любви к родине, к своей земле, своим друзьям и соседям вряд ли можно стать гражданином. Правда, любовь не должна быть слепой. И, наверное, стоит различать любовь к государству, к власти (особенно к существующей) или к правящей партии, и любовь к своему краю, к своей стране, со всеми ее недостатками и трагедиями.

Истинные учителя всегда учили людей только тому, чему они сами следовали в жизни. Именно потому их советы имели силу.

Провести педсовет №3 от 27.02.2017г. « Современные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО » в форме конференции

Повестка педагогического совета:

1.Организационный момент

2.Выполнение решений предыдущего педсовета, аналитическая справка по итогам тематического контроля.

3. Отчеты педагогов « Инновационные формы работы с детьми по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию дошкольников» (фотоотчеты)

4. Презентация дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников (воспитатели всех возрастных групп)

5. Итоги смотра-конкурса по нравственно- патриотической среде. Награждение победителей.

Предварительная работа:

1. Изучение методической литературы по теме педсовета.

2.Выставка методической литературы по теме педсовета

3 . Тематический контроль и оформление аналитической справки «

4.Разработка положения и проведение смотра-конкура предметно-пространственной среды по нравственно-патриотическому воспитанию

7. Разработка дидактических игр нравственно-патриотическому воспитанию.

8. Подготовка почетных грамот по итогам смотра-конкурса.

Ход педагогического совета

Задача нравственно-патриотического воспитания сегодня очень актуальна. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мола знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.

Цель педагогического совета: Систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам нравственно-патриотического воспитания.

Задачи педсовета:

    совершенствовать работу в ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию детей.

    обновить содержание и формы работы по патриотическому воспитанию, учитывая возможности взаимодействия педагогов, детей и родителей.

    пополнить знания педагогов в области нравственно-патриотического воспитания.

Выступление старшего воспитателя:

Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу.

Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, мы, воспитатели, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам. Вы знаете, что любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого младшего возраста.

Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Мы, взрослые, все учились в школе и прекрасно помним, какое значение им ело когда-то воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма. Изменения, прошедшие в нашем обществе в последние десятилетия привели к деформации этих понятий, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны. Некрасовские строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» - неожиданно приобрели новое весьма актуальное звучание. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Еще классики педагогики, такие как Я.А.Каменский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. К.Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой.

Чтобы правильно строить работу по патриотическому воспитанию, за основу необходимо взять следующие документы:

Конституция Российской Федерации.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утверждённой Правительством РФ от 5.10.2010 г., ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г.

Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19 мая 1995г.

Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"» от 5 апреля 2013 г.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, разработка которой обусловлена необходимостью выполнения Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»

Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание.

Алёшина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников»

Зеленова Н. Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России»

Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина»

«Мой родной дом» под редакцией Оверчук Т. И.

Новицкая М.Ю. «Наследие»

Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через такие формы как:

Создание развивающей среды по нравственно-–патриотическому воспитанию;

Тематические занятия;

Взаимодействие с родителями;

Взаимодействие с социумом (экскурсии по родному поселку, в музей, библиотеку и др.).

Дискуссия с педагогами:

1. Ответьте на вопросы:

1.Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны?

(государство)

2. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы?

(флаг)

3.Официальная эмблема государства?

(герб)

4. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство?

(семья)

5. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом?

(страна)

6.Старинный женский головной убор замужней женщины?
(Кокошник)

7.Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку?
(Косоворотка)

8.Украшение и оберег от сглаза на одежде?
(Вышивка)

10.Население определенной стороны? (Народ)

11.Отечества страна, в которой человек родился? (Родина)

12.Человек любящий свою страну? (Патриот)

2.Аналитическая справка по итогам контроля (приложение)

3.Презентация дидактической игры по нравственно-патриотическому воспитанию.

4.Задание на сообразительность: Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:

«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».

«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) – «Глаза – зеркало души».

«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».

«Кто воду носит, тот и кувшин ломает» (турецкая) - «Тот не ошибается, кто ничего не делает».

«Если бы кошке крылья, воробьям бы не жить» (лезгинская).«Бодливой корове Бог рогов не дает».

«Как постелешь, так и поспишь»-(гагаузская). «Как аукнется, так и откликнется.»

«На море много черного, но не все это тюлени» (финская). « Не все то золото, что блестит».

«Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает» (ассирийская). «У семи нянек дитя без глазу.»

«Во рту козла – трава сладкая» (персидская). «На вкус и цвет товарища нет.»

«Жена и муж – словно палочки для еды: всегда парой» (вьетнамская). «Муж и жена – одна сатана».

5.Творческое задание: нарисуйте образ, возникающий у Вас при слове Родина.

Решение педагогического совета:

1.. Продолжить работу по нравственному воспитанию дошкольников, используя новые технологии обучения и воспитания, совершенствуя формы, методы и приемы работы по данному направлению.

2. Грамотно оформлять документацию по воспитательно - образовательной работе; планирование, конспекты ООД.

4. Пополнять уголки по нравственно-патриотическому воспитанию

5. Оформить электронный сборник материала по нравственно-патриотическому воспитанию.

приложение №1

Аналитическая справка

по итогам тематического контроля « Организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»

На основании годового плана работы на 2016-2017 учебный год, в срок 13.02.2017г. по 27.02.2017г. в Центре развития ребенка «Сказка» проходил тематический контроль с целью определение уровня воспитательно- образовательной работы по организации работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей среднего и старшего дошкольного возраста, выявление уровня знаний у дошкольников; выявление причин и факторов, определяющих качество работы по данному направлению.

Основные методы контроля:

*оценка профессиональных умений воспитателей. (Просмотр организованной образовательной деятельности).

*анализ создания условий в группах (в рамках смотра-конкурса).

*анализ планирования работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

*анализ форм взаимодействия с родителями по данной проблеме.

В ходе реализации годовой задачи по нравственно - патриотическому воспитанию проведены следующие мероприятия:

· Смотр-конкурс среды по нравственно-патриотическому воспитанию (средние, старшие, подготовительная группы).

· Консультация для педагогов и родителей

Методическая неделя в форме взаимопосещение педагогами и анализ открытых занятий

Тематическая проверка была проведена в форме посещения и анализа образовательной деятельности, наблюдения за качеством выполнения режимных моментов воспитателями, за самостоятельной деятельностью детей, анализа планов, беседы с воспитателями, обследования материальной базы и развивающей среды в группе.

В результате проведённого контроля было установлено, что средние, старшие и подготовительная группы детского сада организуют нравственно-патриотическую деятельность детей в соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой ДОУ. Работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ проводится систематически через организованную образовательную деятельность.

Педагоги всех возрастных групп знают программные задачи своей возрастной группы, ориентируются в формах организации детской деятельности по привитию у детей нравственно-патриотических чувств, методике проведения различных видов деятельности с детьми. Проводимая педагогами работа с дошкольниками отражается в планах воспитательно-образовательной работы. В информационных уголках группы также не отражается работа с родителями воспитанников, в виде консультаций.

1. Наблюдение педагогического процесса .

В ходе тематической проверки была организована методическая неделя и просмотрены занятия. Просмотренные занятия были направлены на знакомство с новым и закрепление пройденных тем. Педагоги использовали разнообразные игровые приёмы, проблемные ситуации, дети в конце занятия дети подводили итоги. Анализируя просмотренные занятия можно отметить, что у детей имеются определённые знания по заявленным темам. Все просмотренные занятия были по обобщению и закреплению пройденных тем. Дети старшего дошкольного возраста в большинстве знают название улиц родного поселка, его достопримечательностей, имеют представление о символике Российской Федерации, знают президента Российской Федерации. Педагоги знакомят детей с семьей, малой Родиной, Родиной РФ, государственной символикой и т.д.

В рамках тематического контроля были проведены открытые просмотры:

    Средняя группа «Вишенка», тема «Народные промыслы», дети показали системные знания о народных промыслах: гжель, хохлома, городецкая роспись. Воспитатель Смирнова Л.С. интересно в игровой форме провела занятие, первая часть которого была в виде подведения итогов по народным промыслам, на которой дети отвечали на поставленные воспитателем вопросы, вторая часть продуктивная дети рисовали городецкую роспись.

    Средняя группа «Дюймовочка»,воспитатель Т.А.Волкова занятие было организовано с применением ИКТ, дети рассказывали, что такое доброта, правила поведения, по сказкам определяли плохие и хорошие поступки героев, проговаривали пословицы о доброте.

    Старшая группа «Цветик –семицветик», занятие «Мой родной поселок», воспитатель Н.Б.Куваева организовала занятие с применением ИКТ в форме путешествия по родному поселку, где дети называли улицы поселка и домашний адрес, здания и достопримечательности родного поселка. Читали пословицы и стихи о Родине.

    Старшая группа «Капитошка» занятие «Наша Родина Россия», воспитатель Т.С.Ильина показала итоговое занятие по данной теме, в ходе занятия дети рассказывали о Родине, называли столицу Москвы, крупные города, города нашей области. У детей выстроены знания о геральдике – флаг, гимн, герб. Много назвали пословиц о Родине.

    Подготовительная группа «Ромашка» тема занятия «Космос», воспитатель Л.Н.Поздышева провела занятие с использованием ИКТ, на занятии дети рассказывали когда празднуется в России день космонавтики, называли известных космонавтов, отгадывали загадки о космосе, называли планеты.

Но вместе с тем анализ просмотренных занятий показал, что воспитатели недостаточно системно организуют образовательную деятельность, т.е. не достаточно логично выстроена структура занятия и подобраны правильно вопросы и задания.

Педагогам необходимо больше заниматься самообразованием, изучать современные технологии и применять их в своей образовательной работе.

Не забывать, что даже на итоговом (обобщающем занятии), необходимо внести небольшую по объёму информацию (новые сведения).

2. Анализ профессионального мастерства воспитателей.

Анализ профессионального мастерства педагогов показал, что педагоги знают цели и задачи своей возрастной группы по нравственно-патриотическому воспитанию. В организованной образовательной деятельности и нерегламентированной совместной деятельности с детьми умеют точно и доступно формулировать вопросы к детям, использовать их как один из активизирующих приёмов, умеют построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты. Все педагоги в доступной для детей форме объясняют новый материал, но не всегда точно и доступно формулируют вопросы к детям . Воспитатели довольно грамотно подбирают демонстрационный и рационально его размещают во время проведения занятия.

3. Анализ РППС.

В ДОУ, группах созданы условия по нравственно- патриотическому воспитанию

В методическом кабинете имеются подборка детской художественной, методической литературы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Приобретены в 2016-2017 уч.году учебно- наглядные и дидактические пособия: «Семья» «Государственные символы России», «Государственные праздники», «Детям о космосе», «Народы мира», «Народы России и ближнего зарубежья», «Права ребенка», «Расскажи про детский сад», «Российская армия», «Славянская семья, родство и занятия», «Эволюция транспорта», «Чудо узоры, народные промыслы», «Народные костюмы», «Российская геральдика и государственные праздники».

Во всех группах имеются дидактические, настольно-печатные игры, в которых можно закрепить знания по темам, отрабатывать партнёрские взаимоотношения детей в игре. Во всех возрастных группах созданы условия для развёртывания сюжетно-ролевых игр «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Мы - строители» и др.. В игровых уголках имеется вся необходимая атрибутика, некоторые предметы сделаны руками детей и педагогов из бросового материала.

По итогам смотра-конкурса предметно-пространственной среды по нравственно- патриотическому воспитанию , за лучшее оформление, за творческий и инновационный подход к оформлению уголка, за богатое содержание материалов комиссия признала лучшими:

1место – группа «Вишенка» воспитатель Л.С.Смирнова

2место - группа «Пчелка» воспитатель Т.В.Михайлова, Е.В.Горева

3 место – группа «Цветик- семицветик» воспитатель Н.Б.Куваева

Отметить номинацией «Фольклор для малышей» группу «Звездочка» воспитатель Н.Л.Шабарова, в уголке представлено разнообразие материала для развития детей по фольклору и оформление в данном стиле; «Старина» группу «Божья коровка» воспитатель Н.В.Махова - в уголке представлен уголок - музей русской избы с домашней утварью и хозяевами, «Хлеб всему голова» группу «Кораблик», воспитатель И.С.Махрова- оформлен мини – музей русской кухни, в оформлении уголка приняли активное участие родители.

4. Анализ планирования воспитательно-образовательной работы.

В результате проведённого контроля было установлено: все группы детского сада организуют нравственно-патриотическую деятельность детей в соответствии с основной образовательной программой ДОУ. Планирование данной работы проводится по темам: «Моя семья» через игры, беседы и рассматривание иллюстраций знакомят детей с понятием семье, членами семьи, профессиями и т.д, «Мой родной поселок», где закрепляют улицы,здания, достопримечательности поселка, учат с детьми домашний адрес, моя родина Россия,Космос,День народного единства, День защитника Отечества, Международный женский день, Народная культура и традиции и т.д. Работа по каждой теме включает в себя занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам - праздники. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы берутся из комплексно-тематического планирования предложенного в ООП, изменяется содержание, объем познавательного материала и сложность в зависимости от возраста детей.

Воспитателями запланированы ряд мероприятий, который включает беседы: «Знакомство с детским садом» «Как вести себя в группе», «Учимся здороваться, прощаться, благодарить», «Что такое хорошо, что такое плохо», «О вежливости» , «Мы жители большой страны», «Человек славен трудом». Чтение и обсуждение рассказов известных детских писателей: Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Э. Успенского и др. Заучивание наизусть, продуктивная деятельность.

Собеседование с педагогами показало, что работа по данной теме осуществляется в процессе занятий познавательного и художественно-эстетического цикла, а также в совместной деятельности с детьми: экскурсии и целевые прогулки; праздники и развлечения; беседы, рассматривание наглядного материала, чтение художественной литературы; дидактические, сюжетно-ролевые игры; продуктивный труд по созданию макетов природных уголков родного края; создание мини-музеев; выставки результатов продуктивной деятельности (поделки, рисунки о родном крае).

Но хочется отметить, что в группах педагоги недостаточно уделяют внимание театральным играм (кукольный театр, фланелеграф, настольный театр). Воспитатели не достаточно планируют работу по ознакомлению детей с историей родного поселка, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

1. Всем педагогам отражать в планах воспитательно-образовательной работы с детьми всю проводимую в данном направлении работу.

2. Воспитателям средней, старшей и подготовительной к школе групп продолжать знакомить детей с достопримечательностями и природой нашего поселка, историей и почетными гражданами.

3. Продолжать работу по формированию представлений об Отчизне, социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

5. Работа с родителями.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Совместно с родителями создаются альбомы «Моя семья», «Мой родной поселок», «Родина Россия», «Русский быт», «Космос», «Русская кухня»,«Все о хлебе», «Народные промыслы» и др. Родители принимают активное участие в оформлении выставок и мини-музеев по данному направлению.

Анализ результатов проверки по работе с родителями по нравственному воспитанию показал, что педагоги используют разнообразные формы взаимодействия - это наглядно- текстовая информация; рекомендации для родителей по данной проблеме; рубрика «Читаем детям», родительское собрание «Воспитание культуры поведения у дошкольников»; индивидуальные консультации, беседы. Совместно с родителями отмечаются общественные праздники: День матери, 23 февраля, Международный женский день и др..

Выводы по тематическому контролю .

Проведённый тематический контроль « Организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС» продемонстрировал эффективность воспитательно-образовательной работы в Центре развития ребенка «Сказка» по данному направлению . В образовательном учреждении созданы предпосылки, раскрывающие систему взглядов на проблему нравственно-патриотического воспитания детей в целом. Дети среднего и старшего дошкольного возраста на достаточном уровне владеют нравственными знаниями, в процессе совместной с воспитателями и самостоятельной деятельности приобретают представление о нормах и правилах поведения, развитии нравственных чувств и эмоций, учатся следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор. По результатам тематического контроля видно: предметно - развивающая образовательная среда в группах создана в соответствии с ФГОС ДО, обновляется и пополняется в соответствии с возрастом детей. Прослеживается система в планировании работы педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию. Педагоги воспитывают у дошкольников любознательность, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, его обычаям, традициям в разных видах деятельности.

Работа педагогического коллектива по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста ведется целенаправленно, систематически. Грубых нарушений не выявлено. Имеют место недочеты в работе отдельных групп и педагогов. Считать работу по реализации годовой задачи удовлетворительной

1. Продолжить работу по нравственному воспитанию дошкольников, используя новые технологии обучения и воспитания, совершенствуя формы, методы и приемы работы по данному направлению.

3. Грамотно оформлять документацию по воспитательно - образовательной работе; планирование, конспекты ООД.

4. Планировать проведение совместных мероприятий с родителями, совершенствуя формы работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

5. Пополнять уголки по нравственно-патриотическому воспитанию. Собрать и оформить во всех возрастных группах картотеку русских пословиц и поговорок, отражающих разные стороны: доброту, трудолюбие, любовь к матери, к Родине. Срок – до мая 2017г. (итоговый пед.совет) Ответственные – воспитатели всех групп.

6.Оформить электронный сборник работ по нравственно-патриотическому воспитанию в виде презентаций обучающего характера:

Группа «Божья коровка» «Русский быт» (старина), воспитатель Н.В.Махова; «Народные традиции и обычаи», воспитатель О.М.Зубарева

Группа «Золотая рыбка» «Наш любимый детский сад», воспитатель Г.А.Комиссарова

Группа «Звездочка» «Фольклор» , воспитатель Н.Л.Шабарова

Группа «Кораблик» «Хлеб всему голова», воспитатель И.С.Махрова

Группа «Пчелка» «Семья», воспитатель Т.В.Михайлова

Группа «Вишенка» «Народные промыслы», воспитатель Л.С.Смирнова

Группа «Дюймовочка» «Уроки вежливости», воспитатель Т.А.Волкова; «Достопримечательности родного поселка», воспитатель Е.В.Горева

Группа «Цветик –семицветик» «История родного поселка», воспитатель Н.Б.Куваева; «Богатство природы родного края», воспитатель Т.В.Гутченко

Группа «Капитошка» «Наша родина Россия» воспитатель Т.С.Ильина; «День победы» воспитатель Л.В.Солдубаева

Группа «Ромашка» «Космос» воспитатель Л.Н.Поздышева», «Российская армия» воспитиатель И.Н.Абаимова.

Срок – до мая 2017г . (итоговый пед.совет) Ответственные – воспитатели всех групп

План тематического контроля:

Цель: Определение уровня воспитательно - образовательной работы по организации деятельности по нравственно- патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, выявление уровня знаний у дошкольников; выяснение причин и факторов, определяющих качество работы по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников.

тематическая проверка осуществлялась по следующим направлениям:

    наблюдение педагогического процесса;

    оценка профессиональных умений воспитателя;

    анализ РППС в группе;

    наличие в планировании работы мероприятий по нравственно- патриотическому воспитанию;

    оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме.

Организация и условия его проведения

    Сроки проведения конкурса – с 30.01.17г. - 20.02.2017г.

    Участниками являются все возрастные группы детского сада, начиная с младшего возраста.

    Руководство и подведение итогов возлагается на комиссию в составе:

Г.В.Густова – заведующий

Т.И.Пыхова - старший воспитатель

В.В.Быстрова – воспитатель

И.Н.Тихомирова –педагог-психолог

4. Аналитическая справка по итогам контроля составляется старшим воспитателем и зачитывается на педагогическом совете№3

Ольга Суворова
Педагогический совет «Патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Боровиха

Педагогический совет

на тему : «Патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ».

Составил :

старший воспитатель 1категории

Суворова О. В.

с. Боровиха 2017

Цель :

повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми и родителями по проблеме патриотического воспитания .

Повестка :

1. Педагогический тренинг – Суворова О. В., ст. воспитатель ;

2. Патриотическое воспитание в ДОУ – Колчанова Л . А., заведующий;

3. Защита проектов (домашнее задание) ;

4. Мини-викторина “Патриотическое воспитание в ДОУ”

5. Выработка проекта решения.

Задача патриотического воспитания сегодня очень актуальна.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.

В дошкольном возрасте формируются основные качества человека, закладывается фундамент будущего человека. Для дошкольного периода характерны наибольшие обучаемость и податливость педагогическим влияниям , сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период – знания, умения, навыки – являются особенно прочными. Особенно важно заложить в восприимчивую душу ребенка человеческие ценности, зародить интерес к истории России.

Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени дети приобретают не только определённые знания, но и важные нравственные качества :

Основы гражданственности,

Любовь к Родине,

Бережное отношение к её природе, историческому и культурному наследию,

Уважение к старшим и сверстникам,

Уважение к культуре и традициям других народов.

Таким образом, система и последовательность работы по патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом :

Семья – Детский сад – Родная улица, район – Родной город – Страна, её столица, символика.

Конечно, данная схема не отражает всей полноты работы по патриотическому питанию , включающей воспитание у детей любви к родной природе, уважение к людям труда. Все эти задачи включены в общую систему работы по данной проблеме : патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с умственным, трудовым, экологическим, эстетическим воспитанием .

Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина , ему необходимо помочь осознать свое собственное Я, свои корни.

Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы”, утвержденная постановлением Правительства РФ от 20.12.2015 № 1493, ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней - от дошкольного до высшего профессионального.

В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья - источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный , интимный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания - воспитание с любви к родителям , близким, дому, детскому саду, малой родине. Малыш должен знать историю своей семьи, кем были его деды и прадеды. Важно, чтобы ребёнок ими гордился. Бесполезно специально вдалбливать ему патриотические знания – от такого воспитания в лучшем случае не будет никакой пользы.

Тренинг на создание образа «Родина» .

Предлагаю создать образ Родины.

Закрыть глаза, представить тот образ, который возникает при слове «Родина» . (педагоги описывают те образы , которые возникли : берёза, чистое поле и т. д);

Обмен мнениями, прослушивание народных песен и просмотр видеозаписи «Картины родной природы» ;

Выработка общего понятия «Родина» ;

Подбор родственных слов к слову «Родина» (Родина, род, народ, родители, дородный, борода, родник) .

Просмотр видеоролика «Моя Родина – Алтай»

«Патриотическое воспитание в ДОУ » – Колчанова Л. А., заведующий;

Защита проектов (домашнее задание) ;

Мини-викторина “Патриотическое воспитание в ДОУ” – Суворова О . В.

1. Игра «Мозговой штурм» .

Ведущий : А сейчас мы с вами проВедущийущийем небольшую разминку. Ответьте на предложенные вам вопросы.

Вопросы педагогам :

1. Как вы понимаете, что такое нравственно-патриотическое воспитание ? (Это воспитание любви к Родине , себе, близким, окружающему)

2. Составьте схему осуществления работы по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста (воспитателям предлагается заполнить предложенные им схемы. Затем Ведущий заполняет общую схему на доске для проверки) .

Вопросы командам :

1. Какие задачи включаютс работе с дошкольниками по патриотическому воспитанию ?

2. Через какие формы охватывается система патриотического воспитания ?

1. Условиями для наиболее эффективного решения задач патриотического воспитания являются :

2. Какие средства относятся к патриотическому воспитанию ?

Игра «Внимательные глазки» .

Ведущий : А сейчас мы проверим вашу наблюдательность, как у вас развиты нравственно-патриотические чувства . Вспомните и ответьте на вопросы :

Опишите герб России. (Мы точно не знаем, почему царь остановил свой выбор на сочетании белого, синего и красного цветов. Возможно, он использовал древний герб московских князей : белый – Святой Георгий Победоносец, синий – развевающийся плащ всадника, красный – фон, щит герба.)

Сколько корон у орлов на гербе России? (Три. Они желтого цвета, а это цвет солнца. Желтый цвет у нас всегда символизировал добро и справедливость)

Что держит орел в правой лапе? (скипетр)

Что держит орел в левой лапе? (жезл. Это символы власти)

А что еще изображено на гербе? (Георгий Победоносец. Наш герб символизирует победу добра над злом)

А что он держит в руке? (Копье. От этого копья получила название копейка)

Форму какого предмета имеют гербы? (щит)

«Бабушкин сундучок»

Ведущий : Назовите как можно больше пословиц и поговорок о Родине и семье. За каждый ответ команда получит балл.

Ведущий : Назовите названия стихов о Родине и о семье. За каждый ответ команда также получит баллы.

Коллективная творческая работа «Коллаж – мы Россияне»

Команды составляют коллаж, который будет использован в тематической выставке «Наша Родина – Россия» .

Выработка проекта решения.

1. Продолжить работу педагогов во всех группах по данной теме. Ответственные : воспитатели возрастных групп . Срок : постоянно.

2. Продолжить работу по краеведческому воспитанию дошкольников , используя новые технологии обучения и воспитания (метод проектного обучения, музейная педагогика , видео-презентации) привлекая родителей воспитанников . Ответственные : воспитатели старшей , подготовительной и старше – подготовительной групп. Срок : постоянно.

3. Повышать уровень профессиональной компетентности педагогов через самообразование, активизацию педагогического мышления в соответствии с требованиями времени. Ответственные : воспитатели возрастных групп . Срок : постоянно.

4. Разработать перспективный план работы на 2017 – 2018 уч. год. по кварталам по теме : «Формирование патриотических чувств у дошкольников на примере знакомства со своей малой Родиной». Ответственный : старший воспитатель . Срок : август 2017 г. (установочный педсовет ) .

Публикации по теме:

«Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников в современных условиях ФГОС» Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников в современных условиях ФГОС Подготовила: воспитатель МКДОУ д/с №411г. Новосибирска.

Педагогический проект «Организация взаимодействия с семьей в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Актуальность: В настоящий момент всё больше внимания уделяется взаимодействию детского сада и семьи. Важнейшим способом реализации сотрудничества.

Пояснительная записка В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей,.

Педагогический совет «Формирование социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников» Педагогический совет «Формирование социально – коммуникативной компетентности у дошкольников» Подготовила и провела старший воспитатель.

Педагогический совет «Игра как средство социализации, воспитания и обучения детей в условиях реализации ФГОС ДО» Цель: повысить значимость игры в воспитательно-образовательном процессе детского сада, как основного вида деятельности детей. Задачи: 1.

Педагогический совет «Речевое воспитание детей, родителей и педагогов» Педсовет на тему: "Речевое воспитание детей, родителей и педагогов". Форма проведения: педсовет-дискуссия. Цель: 1. Раскрытие роли воспитателя.

Педагогический совет «Совершенствование педагогических компетенций педагогов доо в Соответствии со стандартом педагога» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ Составила старший воспитатель МБДОУ детский сад № 93 г. Владикавказ Моргоева Н. И. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ.

Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении» Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении». Цель: систематизация работы педагогического коллектива по трудовому.

Педагогический совет «Воспитание трудом» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №248» Протокол № 2 от 16.11.2016г. Педагогический совет.

Педагогический совет «Этноэкологическое образование дошкольников» Цель педсовета: провести системный анализ педагогической деятельности по этноэкологическому образованию дошкольников. Задачи: 1. Актуализация.

Библиотека изображений: