Методы формы и понятие семейного воспитания. Методы и формы воспитания детей в семье. Примерная классификация содержит несколько типов

Страница 9 из 23

Методы и приемы воспитания в семье

Всеобъемлющее влияние родителей на детей, а также содержание и характер этого влияния объясняются теми механизмами социализации ребенка, которые с наибольшей эффективностью активизируются в семейном воспитании. В качестве таких механизмов психологи определили подкрепление, идентификацию, понимание. Рассмотрим пути освоения ребенком этих механизмов в условиях семейного воспитания.

Подкрепление - формирование типа поведения, который отвечает ценностным представ-лениям семьи о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ценностные ориентации в разных семьях существенно отличаются. Один папа считает, что сын должен быть добрым, уступчивым, другой, наоборот, идеал мужчины видит в физической силе, в умении постоять за себя. Словом и делом родители одобряют, поощряют, стимулируют то поведение ребенка, которое соответствуют их представлениям о «хорошем» человеке. А если ребенок поступает вразрез с этими представлениями, то его наказывают, стыдят, порицают. Для маленьких детей важно эмоциональное подкрепление: одобряемое, желательное поведение подкрепляется положительно и тем упрочивается, негативное поведение - отрицательно и поэтому выводится из поведенческого репертуара. Так изо дня в день в сознание ребенка внедряют систему норм, правил, формируют представление, какие из них допустимы, а каких следует избегать. Однако несмотря на бытующее мнение, что ребенок - «зеркало семьи», он не усваивает «моральный кодекс» своей семьи от А до Я. Пропуская его через призму личного опыта, ребенок «создает» свой свод правил поведения, взаимоотношений, деятельности и следует ему в силу привычки, а потом - внутренней потребности.

Идентификация – признание ребенком родителей, их авторитета, подражание им, в большей или меньшей степени ориентация на их пример поведения, отношений с окружающими, деятельности и т.д. В воспитании детей не создавать такие обстоятельства и условия, когда ребенок обратит внимание на образцы поведения, деятельности взрослых. Дело в том, что родители совершают много хорошего за пределами дома, находясь вне поля зрения ребенка, мимо его внимания зачастую проходит и то, что мама и папа изо дня в день делают в семье. В таком случае нельзя надеяться на эффективную идентификацию.

Понимание направлено на содействие формированию самосознания ребенка и его личности в целом. Сделать это лучше родителей никто не сможет, поскольку они знают внутренний мир ребенка, чувствуют его настроение, быстро реагируют на его проблемы, создают условия для раскрытия его индивидуальности.

Сами по себе рассмотренные механизмы указывают только пути социализации, тогда как содержание социального опыта зависит от конкретной семьи. Ведь мальчик, например, может подражать дебоширу отцу, а девочка - сухой и строгой матери... В одной семье чутко относятся к потребностям, проявлениям ребенка, а в другой просто не умеют это делать. Таким образом, можно говорить не об объективности механизмов социализации ребенка в семье, а о субъективном содержании приобретаемого в процессе домашнего воспитания опыте, его обусловленности всей атмосферой родительского дома.

В семье наиболее распространенными мерами воздействия на детей являются наказание и поощрение - метод кнута и пряника, возникший в глубокой древности.

В педагогике издавна ведется полемика о том, являются ли наказания необходимыми при воспитании детей. В.А. Сухомлинский выступал с идеей о том, что детей надо воспитывать только добром и лаской, целесообразно организовав их жизнь в семье, детском саду, школе.
А.С. Макаренко придерживался той точки зрения, что без наказания можно обойтись, если с первых лет жизни приучать ребенка к режиму, выполнению требований, делать это терпеливо, без раздражения. Безнаказанность вредна: там, где наказание нужно, оно является таким же естественным методом, как любой другой метод воспитания.

Наказание - воздействие на ребенка, которое выражает осуждение его действий, форм поведения, противоречащих принятым нормам. Смысл наказания мудро выражен в русской пословице: «Детей наказывай стыдом, а не кнутом». Наказать - значит помочь ребенку осознать свой поступок, вызвать чувство вины, раскаяния. Под влиянием наказания у ребенка должно укрепиться стремление поступать впредь соответственно с установленными правилами. Итак, наказание - это не столько действие со стороны взрослого, сколько то, что происходит в наказываемом ребенке, то, что он при этом переживает. С психологической точки зрения наказание - хорошо известное каждому человеку неприятное, давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется скорее избавиться и никогда больше не переживать. Поэтому не следует напоминать ребенку о прошлых наказаниях, упрекать ими.

Если ребенок не чувствует свою вину, не осознает, что он неким образом нарушил хорошие взаимоотношения с близкими людьми, наказание будет восприниматься им как акт насилия, вызовет лишь обиду, досаду, злость против того, кто это совершает. Следовательно, неправильное использование наказания приводит к тому, что этот метод теряет педагогический смысл. Однако далеко не всякий детский проступок требует наказания. Следует иметь в виду возрастные особенности маленьких детей, которые могут быть причиной проступка. Иногда достаточно ограничиться репликой, замечанием. Часто ребенок своим поступком сам наказывает себя, поэтому больше нуждается в сочувствии и утешении со стороны взрослых, чем в карательных мерах. Например, неосторожно ткнул пальцем в красивый воздушный шар – и тот лопнул; полез в лужу за корабликом – упал, промок... Если ребенок ждет за каждую ошибку наказания, то страх парализует его стремление самому строить свое поведение.

В практике семейного воспитания неправильное использование наказания проявляется в том, что родители часто наказывают ребенка в состоянии раздражения, усталости, по подозрению, суммируют несколько проступков. Ребенок не понимает справедливости подобных наказаний. Они порождают новый конфликт в отношениях с родителями. Недопустимы наказания трудом («сломал игрушку - иди убирайся в своей комнате»), наказания, вызывающие страх («сиди один на темной террасе»). Грубая брань, оскорбления, прозвища травмируют психику ребенка, ослабляют волю, вызывают недобрые чувства к взрослым.

Многие современные дети в своих семьях страдают от телесных наказаний. Почему на пороге XXI в. о физических наказаниях в условиях семьи заговорили на международном уровне, что отразилось в «Конвенции о правах ребенка» (1989)? Дело в том, что многим родителям не хватает элементарных знаний об особенностях развития маленького ребенка, выдержки и терпения в его воспитании. Другие находятся в плену иллюзии относительно того, что с помощью физических наказаний удается достаточно быстро добиться послушания ребенка, забывая при этом о постоянном повышении «дозы» воздействия. Третьи просто морально деградировали. Отметим, что любые телесные наказания (даже «невинные» шлепки) перечеркивают всю воспитательную работу с ребенком. Дети, подвергающиеся дома побоям, не верят в доброе слово взрослых, скептически воспринимают такие моральные нормы, как «не обижай маленьких, помогай слабым». После розги и ремня дети не чувствительны к другим мерам воздействия.

Возможны наказания в виде лишения развлечений, отстранения от какой-то деятельности («Ссоришься и споришь с детьми - посиди, подумай, кто не прав: ты или твои товарищи»).
В отдельных случаях уместен метод естественных последствий: забрызгал зеркало - вытри, насорил - убери. Старшие дети чувствительны к лишению доверия. («Не могу пустить тебя одного во двор, в прошлый раз ты выбегал за мячом на проезжую часть улицы»). Дети тяжело переживают изменение отношения к себе. Поэтому в качестве наказания взрослые могут проявить к ребенку сдержанность, некоторую официальность, холодность.

Поощрение как воспитательное средство более действенно, чем наказание. Стимулирующая роль поощрения - ориентация на хорошее, доброе в развивающейся личности, закрепление стремления и продвижения ребенка в этом направлении. Переживание радости, удовлетворения от одобрения его усилий, стараний, достижений вызывает у ребенка бодрость, способствует благоприятному самочувствию. В гамме этих чувств и переживаний, испытываемых ребенком от поощрения, значительное место занимает осознание радости, которую он принес близким и любимым людям своими действиями, поступками, словами. Если похвала, подарок становятся для ребенка самоцелью поведения, взаимоотношений («Что вы мне за это дадите?»), то это свидетельствует о том, что в воспитании не все ладно.

Поощрение теряет педагогическую ценность, когда у ребенка появляется привычка ожидать похвалу, материальное подкрепление за успехи в любых делах, даже таких, выполнение которых не вызывает особых усилий, вполне доступно ему по силам и возможностям. Не следует злоупотреблять поощрением: то, что ребенок выполняет по обязанности, что ему легко и доступно, не нуждается в похвале. В домашнем воспитании должно стать правилом: поощрение надо заслужить, мобилизовав свои усилия, проявив самостоятельность. Укладывая ребенка вечером, можно вспомнить о его добрых делах, заслугах, отметить достижения.

Основное средство поощрения - это слово взрослого, обращенное к ребенку, похвала. Педагогическая же ценность «материального» выражения поощрения, столь распространенного в семье: пообедал - куплю мороженое и т.д. - весьма сомнительна, оно больше похоже на шантаж, чем на средство воспитания личности ребенка. Родители хотят сделать ребенка удобным (быстро поел, самостоятельно оделся), поэтому культивируют стиль общения, основанный на личной выгоде, на принципе: «Ты - мне, я - тебе». Подобное общение формирует и у детей прагматическое поведение: соблюдение норм и правил в условиях внешнего контроля.

Где найти золотую середину в воспитании ребенка? В прощении. Многие ученые считают что взрослые должны овладеть искусством прощать. Прощение - значит примирение, которое поднимает в сердце ребенка волну добрых чувств к родителям. Прощение маленький ребенок воспринимает как добро, доверие любимых людей. Строгие, не прощающие родители постоянно углубляют пропасть между собой и ребенком, толкая его к иным советчикам, друзьям, которые могут завести не в самую лучшую сторону. Но и постоянная готовность прощать ребенка чревата потерей авторитета и возможности влиять на ребенка.



Оглавление
Роль воспитания. Роль семейного воспитания в формировании личности.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Влияние семьи на развитие ребенка

Существует немало методов воспитания детей в семье. В основу одной из самых популярных методик воспитания детей порядком убеждения, повторения, поощрения, наказания и подражания, легли подходы Г. И. Щукиной, В. А. Сластенина и Ю. К. Бабанского.

Эта форма воспитания основана на методологии целостного подхода к деятельности и формированию модели поведения. Эти же средства воспитания упоминает в своей книге «Общаться с ребёнком. Как?» известный российский психолог Юлия Гиппенрейтер.

Убеждение

Многие психологи классифицируют убеждение (внушение), как отдельную форму воспитания детей. Такая классификация выглядит не совсем корректно, ибо большинство перечисляемых в системах воспитания методов включает в себя осуществление убеждения.

Убеждение является психологическим инструментом, оказывающим интеллектуальное и эмоциональное воздействие на разум, чувства, волю и эмоции подопечного. Убеждение использует логику, доказательства и харизму убеждающего, противопоставляемые доверию и гибкости убеждаемого.

Про внушение можно сказать то же самое, однако внушение воздействует на подсознание подопечного, в отличие от логического убеждения, на интуитивном уровне. Результат применения внушения зависит от авторитета, эмпатических способностей воспитателя и восприимчивости воспитанников.

Любое психологическо-педагогическое воздействие имеет в основе метод убеждения и внушения. Простыми словами, воспитывая детей, мы так или иначе стараемся навязать им правильную, по нашему мнению, точку зрения.

Практикуя словесное убеждение, необходимо наращивать навыки логического обоснования, приведения корректных примеров и элементарного налаживания доверия между вами и ребёнком — это ключевые факторы успешного воздействия любых методов воспитания.

Чаще всего родители применяют эти методы в чистом виде: говорят ребёнку, какой он умница, внушают ему, что он со всем справится. Этот инструмент хорошо работает, но только в том случае, если ребёнок действительно умница. Не следует создавать у него ложное впечатление своей неотразимости, если вы на самом деле понимаете, что он поступил неправильно.

Не стоит игнорировать его промахи, но, указывая на них, действуйте по принципу еврейских мам. Они не говорят детям: «Ты плохо поступил», они говорят: «Как такой хороший ребёнок мог так плохо поступить?». И на практике это действует гораздо эффективнее, вызывая у ребёнка осознание проступка, чувство стыда и стремление не делать глупостей.

Повторение

Психолог Анна Быкова в своей книге «Самостоятельный ребёнок, или как стать «ленивой мамой»» неспроста уделяет много внимания тактике повторения. На самом деле это очень простой метод, и он нужен для того, чтобы наладить контакт между родителем и ребёнком.

Говоря «повторение» мы имеем ввиду не привычный термин из поговорки про «мать учения», а повторение услышанного. Простой пример: кроха прибегает из спальни после того, как вы её уже уложили, выдохнули и пошли заниматься своим делом. Что сделает плохой родитель? Вероятнее всего отправит спать обратно, не особо разбираясь в причинах поведения малыша. Хороший, подкованный в воспитании детей родитель возьмёт малыша на руки и выслушает лепет о том, что кроха не может уснуть, крохе кажется, что под кроваткой монстры или просто без мамы/папы очень скучно.

В такой ситуации необходимо внимательно слушать, что говорит ребёнок, а затем повторить его слова, продолжив своей мыслью, например: «Я понимаю, тебе страшно, потому что в комнате темно и тебе кажется, что под кроватью кто-то есть. Давай мы сейчас вместе пойдём и убедимся, что там никого нет, а потом я зажгу твою любимую лампочку в виде совы, хорошо?».

Методика повторения — это принцип проговаривания проблемы с целью показать ребёнку, что мы его понимаем, и возможность успокоить его и расположить к выслушиванию ваших советов и объяснений.

Для того, чтобы ребёнок легко поддавался воспитанию, необходимо не только, чтобы он понимал вас, но и чтобы он был уверен, что вы его понимаете. С этой точки зрения ребёнку действительно важно слышать повторение его слов из уст взрослого, но и взрослый, повторяя эти слова, сам лучше осознаёт суть стоящей перед ребёнком проблемы.

Наказание и поощрение

Метод кнута и пряника в славянских странах издавна считается основным методом воспитания: ругать за плохое, хвалить за хорошее. В то время, как европейцы подходят к методу воспитания наказаниями крайне осторожно (Карен Прайор в книге «Не рычите на собаку» рекомендует не наказывать, а игнорировать), российские родители предпочитают более жёсткие методы, иногда переходящие даже в жестокие.

Каждый родитель сам устанавливает для себя меру допустимой нормы поощрения и наказания, однако с психологической точки зрения у обоих методов есть свои правила (рекомендации по использованию). По отношению к поощрению психологи рекомендуют:

  • Поощрять ребёнка не только наедине, но и в общении с другими людьми, причём подстраивая так, чтобы ребёнок это слышал, тем самым удваивая эффект;
  • Поощрять ребёнка необходимо пропорционально его успехам: за мелкие успехи — сдержанно, за крупные — активно;
  • Стоит чаще отмечать поступки ребёнка, как бы констатируя факт, а не выражая открытую похвалу: если ребёнок убрался в комнате со всем старанием — не стоит засыпать его комплиментами, а просто радостно отметить, как теперь чисто и аккуратно стало в детской;
  • Поощрение должно быть построено так, чтобы ребёнок сделал выводы на будущее и прочувствовал свои способности;
  • Нельзя заранее обещать поощрение, например, говорить: «Куплю велосипед, если будешь хорошо учиться». Так вы заставите ребёнка учиться только для стимула в виде подарка, но другой цели в образовании он не увидит. Далеко не каждое действие должно совершаться ради чего-то, иногда в жизни нужно делать что-то просто так: заботиться о ближних, помогать нуждающимся, выполнять свою работу. Учить этому необходимо с детства;
  • Не заменяйте поощрение сладостями. Вы можете спровоцировать появление излишнего веса и зависимость от сахара у ребёнка в малом возрасте.

В случае с наказаниями необходимо быть аккуратнее. С точки зрения психологии, метод наказания имеет несколько подводных камней:

  • Наказание должно быть справедливым: не уверены в причине проступка — выясните, затем разбирайтесь;
  • Не унижайте собственное достоинства ребёнка, критикуя и наказывая концентрируйтесь на проступке, а не на ребёнке;
  • Не концентрируйтесь только на наказаниях и запретах. Отмечайте как плохие аспекты поведения, так и хорошие. Например, накажите за двойку в дневнике, но отметьте, что ребёнок умница, потому что разобрал стих со своей точки зрения, а то, что она не соответствует точке зрения учителя, не является его виной;
  • Не лишайте поощрения за предшествующий проступку хороший поступок. Если ребёнок заслужил поощрение в виде похода в парк с лодочками за помощь по дому, не отменяйте его потому, что он принёс двойку на следующий день. Придумайте наказание за это после того, как сходите в парк.

В меру поощрять, в меру наказывать — вот основной метод воспитания детей. У всего должна быть мера.

Отличный приём воспитания — это создание примера. Нормально, что дети копируют родительскую модель поведения. В этом есть своя выгода, успешный процесс воспитания базируется на простой морали: ведите себя так, как хотели бы, чтобы вели себя ваши дети. Глядя на ваше отношение к окружающим, к повседневным вещам и распорядку жизни, они будут неосознанно его копировать. Это позволит не только избежать наказаний, но и воспитывать, практически ничего не делая, лишь изредка подправляя.

Примером для детей могут быть не только родители, но и другие люди, другие дети, персонажи книг, мультфильмов, историй. Важно вовремя обращать внимание ребёнка и окружать его правильными примерами.

Загвоздка одна: потребуется долго и кропотливо работать над самим собой. С этим методом необходимо быть крайне внимательными, так как дети перенимают не только позитивные, но и негативные аспекты поведения.

Лучший вариант — поставить себе установку вести себя всегда исключительно в соответствии с общепринятыми нормами поведения, тогда вы можете быть более-менее уверены, что дети начнут перенимать хороший пример.

Подводим итог

Средства воспитания по сути просты и понятны, но сложны в применении. У каждого родителя есть закреплённая с детства модель поведения, перенятая у собственных родителей, у окружения, у времени, в которое они росли. Не все понимают, что для того, чтобы вырастить воспитанных детей, нужно работать над собственным воспитанием.

Пытаясь понять, что же делать и с какой стороны подойти, многие родители обращаются за советом к знающим людям: педагогам, психологам, авторам книг и ведущим тренингов.

Существует огромное количество книг известных психологов, таких же мам и пап, которые на собственном опыте учились воспитывать детей и передают свои знания всему миру. Классикой педагогики считают такие книги, как:

  • «После трёх уже поздно» Масару Ибука — книга о том, как научить детей тому, что им необходимо с самого раннего возраста, когда они активно впитывают информацию;
  • «Большая книга про вас и вашего ребёнка» Людмилы Петрановской — дилогия известнейшего российского психолога о взрослении детей, конфликтах, капризах и воспитании уверенности в себе;
  • «Ленивая мама» Анны Быковой, вся трилогия, а именно: «Самостоятельный ребёнок, или как стать «Ленивой мамой», «Развивающие упражнения «Ленивой мамы», «Секреты спокойствия «Ленивой мамы» — книги с интригующим названием, говорящие о злободневном: как вырастить самостоятельного и умного ребёнка, избавить от инфантильности и научить его делать всё самому;

Среди проблем неполных семей особенно острой предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей среднего дошкольного возраста. Сегодня в каждой пятой семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей.

Неполная семья, как и любая семья, вообще, призвана выполнять такую важную функцию, как воспитательную. Именно через воспитание демонстрируется ценность пословицы: «Как аукнется, так и откликнется» .

Процесс воспитания в неполной семье обычно деформирован. Дети из неполных семей испытывают острую потребность в определенном социальном статусе, хотят иметь обоих родителей. При разрыве отношений, родители часто занимают противоположные позиции в деле воспитания, что, несомненно, сказывается на детях. Воспитательные позиции родителей могут существенно расходиться, что вызывает у ребенка чувство растерянности и неполноценности, т.к. оба родителя являются для него значимыми другими.

Формы воспитания – это способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности детей.

Форма как часть процесса воспитания зависит от целей, содержания, методов и одновременно обусловливает их осуществление, воплощение в конкретном деле. В связи с этим формы воспитания зависят от конкретных ᴨȇдагогических ситуаций, и в связи с этим они так разнообразны, носят творческий характер и порой индивидуально неповторимы.

Можно выделить следующие методы воспитания детей среднего дошкольного возраста в неполной семье:

  1. убеждение (объяснение, внушение, совет) ;
  2. личный пример;
  3. поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива) ;
  4. наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания) .

В некоторых семьях по совету педагогов создаются и используются воспитательные ситуации.

Методы воспитания детей среднего дошкольного возраста в неполной семье – это пути (способы) , с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителя на сознание и поведение детей.

Методы воспитания имеют свою специфику:

  • влияние на ребенка индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособлено к личности
  • выбор методов зависит от педагогической культуры родителя: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и т.д.

Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителя и неотделимы от них. Сколько родителей – столько разновидностей методов. Например, убеждение у одних родителей – мягкое внушение, у других – угроза, крик. Когда в семье отношения с детьми близкие, теплые, дружеские, главный метод – поощрение. При холодных, отчужденных отношениях, естественно, превалируют строгость и наказание. Методы очень зависят от установленных родителями приоритетов: одни хотят воспитать послушание, и поэтому их методы нацелены на то, чтобы ребенок безотказно выполнял требования взрослых. Другие считают более важным учить самостоятельному мышлению, проявлению инициативы и, естественно, находят для этого соответствующие методы.

Выбор и применение методов родительского воспитания детей среднего дошкольного возраста опирается на ряд общих условий:

  1. Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают. Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы.
  2. Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы. Нет совместной деятельности - нет ни повода, ни возможности для общения.
  3. Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны. Следовательно, учить педагогику, овладевать секретами воспитательного воздействия - вовсе не роскошь, а практическая необходимость.

Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они тесно связаны. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, родителей.

Методы гуманистического воспитания – запрещение телесных наказаний, не говорить слишком много, не требовать повиновения, не потакать и др. Однако все это сводится к одному: детям в семье рады должны быть всегда, при любых обстоятельствах, не важно, послушно он себя ведет или шалит.

Родители должны приучать с малых лет ребенка к тому, что труд является главным источником жизни. В детстве это должно происходить в форме игры, затем задачи усложняются.

В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, видоизменяясь от возраста к возрасту.

Особое место среди методов семейного воспитания занимает метод нравственного воспитания ребенка. В первую очередь это воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к старшим, младшим и слабым. Родители должны показывать хороший пример своим детям. Это также относится к методам родительского воспитания.

Под средствами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди - воспитатели - воздействуют на других людей - воспитанников - с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения.

К ним можно отнести всевозможные виды научения, связанные с формированием поступков человека, убеждение, внушение, преобразования когнитивной сферы, социальных установок. Особое место среди средств воспитательного воздействия отводится комплексным, рассчитанным на оказание глобального эффекта на личность, затрагивающего все или большинство ее сторон. К ним, например, можно отнести психотерапию, социально-психологический тренинг, различные другие виды психокоррекции.

Средствами воспитания могут стать личный пример матери (отца) , образцы поведения, демонстрируемые окружающими людьми, поступки, описываемые как нормативные и высоко оцениваемые в педагогической, художественной, публицистической и другой литературе. Воспитательное воздействие на ребенка среднего дошкольного возраста может оказывать все, что так или иначе личностно затрагивает его и способно повлиять на его психологию и поведение.

На основе анализа литературы можно выделить несколько способов воздействия родителей на самосознание ребенка среднего дошкольного возраста в процессе общения:

  1. Прямое или косвенное (через поведение) внушение родителями образа или самоотношения. При этом внушаемый образ может быть как положительным (умный, добрый, способный) , так и отрицательным (неумный, невоспитанный) .
  2. Опосредованная детерминация самоотношения ребенка путем формирования у него стандартов выполнения тех или иных действий, формирования уровня притязаний.
  3. Контроль за поведением ребенка, в котором ребенок усваивает параметры и способы самоконтроля.
  4. Косвенное управление формированием самосознания путем вовлечения ребенка в такое поведение, которое может повысить или понизить его самооценку, изменить образ самого себя.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. Семья - это тот институт, который обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не смог бы стать человеком и личностью. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

В неполной семье складываются специфические условия для воспитания детей. Распад семьи отрицательно влияет на отношения между родителями и детьми, нарушает стабильность эмоциональной атмосферы. В связи с тем, что родители сами испытывают душевные переживания, им обычно не достает сил, чтобы помочь детям справиться с возникшими проблемами как раз в тот момент жизни, когда те особенно нуждаются в их любви и поддержке.

По мнению Мухиной В.С. следует обсудить ситуацию, когда в семье нет одного из родителей. По сложившейся традиции у нас при разводе ребенок остается с мамой. Пока ребенок был совсем маленьким, ему не приходило в голову, что у него нет папы. Но, став постарше в возрасте 4-5 лет, малыш вдруг обнаруживает, что у него только одна мама. Это открытие чрезвычайно волнует малыша, он становится обеспокоенным, легко возбудимым. Теперь мама должна думать, кто же из ее родных и близких мужчин поможет малышу справиться с нереализованной потребностью в отце. Взрослый мужчина может дать ребенку многое, если сумеет стать его другом. Но самый лучший выход из создавшегося положения, если воспитанием ребенка будет заниматься родной отец.

Как бы то ни было, родители должны нести ответственность за своего ребенка. Хорошие родители, создав или не создав новые семьи, не должны снимать с себя ответственности за своего общего малыша, ведь он ничем не провинился перед ними.

Даже если мать старается восполнить отсутствие отца и делает все возможное, чтобы соединить в себе обоих родителей, она в принципе не может реализовать одновременно обе родительские позиции - материнскую и отцовскую. Понимая, что сыну необходим отец, одинокая мать сознательно или бессознательно стремиться компенсировать ребенку его отсутствие и берет на себя мужские функции (строгость, требовательность, жесткие стратегии воспитания) . В результате мальчик лишается не только отца, но, в некотором смысле, и матери – материнской любви, терпимости, теплоты. Как известно, именно эти черты материнского отношения в среднем дошкольном возрасте являются главным условием уверенности ребенка в себе, доверия к окружающим и общего положительно самоощущения.

Психологические исследования показали: очень хорошо эмоционально развиваются в неполных семьях те дети, матери которых готовы с находчивостью отвечать на их вопросы, комментировать их поступки, проявлять интерес к «их открытиям» . Для этого нет необходимости долго и много заниматься с ребенком,

проблемы с половой самоидентичностью, а это приводит к снижению самооценки и общему психологическому дискомфорту.

Для того чтобы ребенок, воспитывающийся В связи с этим, психологи З. Матейчек, В. Сатир, А.И. Захаров, определяют самый острый вопрос, который возникает в неполной семье - сложность сформировать для ребенка среднего дошкольного возраста здоровую половую идентификацию. Ведь именно в возрасте 4 – 5 лет ребенок обнаруживает внешние различия мужчин и женщин в одежде и манере себя вести. Модели для такой идентификации он вынужден искать вне семьи, и сложность в том, есть ли она поблизости и какого качества.

В неполных семьях вопросу воспитания ребенка среднего дошкольного возраста необходимо уделять значительно больше внимания, так как ответственность за всестороннее гармоничное развитие личности ребенка ложится на плечи одного из родителей.

Таким образом, формы воспитания – это способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности детей.

Применяются следующие методы воспитания детей среднего дошкольного возраста в неполной семье:

  1. убеждение,
  2. личный пример,
  3. поощрение,
  4. наказание.

Выделяют следующие средства воспитания детей среднего дошкольного возраста в неполной семье: всевозможные виды научения, связанные с формированием поступков человека, убеждение, внушение, преобразования когнитивной сферы, социальных установок.

Выбор методов зависит в первую очередь от общей культуры родителей, их жизненного опыта, психолого-педагогической подготовки и способов организации жизнедеятельности. Использование тех или иных методов воспитания детей в семье также зависит:

  • · от целей и задач воспитания, которые ставят перед собой родители;
  • · отношений в семье и образа жизни;
  • · родственных связей и чувств родителей, других членов семьи, которые часто склонны идеализировать возможности детей, преувеличивать их способности, достоинства, воспитанность;
  • · личностных качеств отца, матери, других членов семьи, их духовных и моральных ценностей и ориентиров;
  • · опыта родителей и их практических умений при реализации комплекса воспитательных методов с учетом возраста и психофизиологических особенностей детей.

Наиболее сложным для родителей является практическое применение того или иного метода воспитания. Наблюдения, анализ письменных и устных ответов детей показывают, что один и тот же метод многими родителями используется по-разному. Наибольшее количество вариантов наблюдается при применении методов убеждения, требования, поощрения, наказания. Одна категория родителей убеждает детей доброжелательно, в процессе доверительного общения; вторая - воздействуя личным положительным примером; третья - назойливыми поучениями, упреками, окриками, угрозами; четвертая - наказаниями, в том числе физическими.

Реализация метода родительского требования может быть представлена следующим образом:

Таблица. Основные условия действенности родительского требования

Кнут или пряник? - это один из наиболее часто задаваемых вопросов.

Если родители воспитывают ребенка только добротой, постоянно исполняя все его требования, запросы, капризы, тогда в семье вырастет безответственный, безвольный ребенок, он будет проявлять неуважение к другим людям и самолюбование. Ему будет присущ открытый, скрытый или утонченный эгоизм. Если же родители воспитывают ребенка только строгостью, постоянно требуют что-то выполнять, контролируют каждый его шаг, при этом проявляют неудовлетворенность и подозрительность, в такой семье вырастет ребенок, чертами которого будут лицемерке, подозрительность, грубость, агрессивность, недисциплинированность.

Большинство отечественных и зарубежных ученых-педагогов, а также родителей сходятся во мнении, что в воспитании детей одновременно необходимы и любовь, и требовательность, их органическая взаимосвязь и взаимодействие. Это же подтверждает н народная мудрость: "Люби дитя так, чтобы любви не знало", "Дай детям волю, сам будешь в неволе" и др. Детям всегда нужна родительская любовь. Под ней понимается доброжелательное отношение родителей не только друг к другу, но и к детям. Доброжелательное отношение к детям- это нежность и ласка, близость и симпатия, забота и помощь, защита и уважение достоинства.

Во Франции был проведен эксперимент: созданы ясли, в которых строго выполнялись режим дня и правила гигиены. В них определяли детей из бедных семей. Специалисты считали, что в этих ясляхдети будут полноценно развиваться, расти здоровыми, получат хорошее воспитание. Однако результаты оказались самыми неожиданными: дети плохо развивались, их здоровье не улучшилось, а, наоборот, ухудшилось. Чего же не хватало в образцовых детских яслях? Ответ однозначен: детям не хватало того, что они привыкли получать в семье (если, разумеется, они в ней желанны),-родительской любви, ласки, нежности, заботы. Они не ощущали поддержки, сочувствия, соучастия, сопереживания, защищенности. Даже взрослый человек без любви становится неактивным, грустным, неудовлетворенным, что уж говорить о ребенке. В ходе одного из исследований ученые выяснили, если в возрасте от 4 до 5 месяцев ребенок не получает необходимой материнской любви, то уже в школьные годы н позже он может стать безразличным к другим, агрессивным, равнодушным человеком.

А вот пример, который приводит французский специалист по воспитанию детей Л. Пэрну в книге "Маленький мир вашего ребенка". Одна молодая женщина имела двух дочерей и очень хотела родить сына. Однако у нее родилась третья дочь. Женщина была разочарована. Она обеспечивала младшую дочь всем необходимым, но не любила ее. Девочка уже в младенческом возрасте чувствовала себя нежеланной, не видела улыбки матери, не ощущала нежности ее рук, когда училась ходить, не слышала ее ласкового голоса, когда произносила первые слова. В результате и улыбка, и ходьба, и речь девочки были замедленными.

Для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста любовь и ласка матери, отца, эмоциональное самочувствие и защищенность в семье остаются самой большой ценностью. Для него все это более важно, чем материальный достаток. Понаблюдайте за своими детьми, и вы увидите, как они часто спрашивают, любите ли вы их. Делают они это для того, чтобы почувствовать себя защищенными, уверенными, ощутить надежность своего положения в семейном микро-коллективе и в жизни вообще. Когда дети ощущают любовь, ласку, заботу, то чувство страха и тревоги покидает их, исчезает неуверенность в действиях и поступках.

Для подростков, юношей и девушек родительская любовь, ласка и забота также важны. Если их в семье нет или недостает, дети, как правило, отстают в интеллектуальном и эмоциональном развитии. Например, если у ребенка нет семьи (он воспитывается в детском доме, школе-интернате, доме ребенка), то отставание в развитии будет весьма ощутимым. Причем, если интеллектуальное развитие такого ребенка можно будет как-то компенсировать, то эмоциональное - никогда. Всю дальнейшую жизнь этот ребенок будет эмоционально "толстокожим", не сможет тонко понимать других людей, сочувствовать и сопереживать им, по-настоящему любить собственных детей.

Как родителям выразить свою любовь? - это следующая актуальная проблема в семейном воспитании. Обычно родители выражают свою любовь к детям с помощью слов (вербально) или жестов, взглядов, мимики, пантомимы (невербально). К детям дошкольного и младшего школьного возраста (от 1 года до 10 - И лет) мама и папа обращаются со словами: "Котик мой", "Зайчик", "Ласточка моя", "Золотой(ая)", "Дорогой", "Любимый", "Ты моя самая любимая", "Ты мой самый лучший в мире".

К подросткам, юношам и девушкам в некоторых семьях обращаются так же, но чаще всего: "Ты у меня умница", "Молодец!", "Ты мой рыцарь", "Ты мой защитник", "Ты мой будущий кормилец" и т. п. Самыми распространенными способами невербального выражения любви являются контакт глаз и физический контакт. Открытый и доброжелательный взгляд важен для ребенка любого возраста. Он помогает не только установить коммуникативное взаимодействие, но и удовлетворить эмоциональные потребности сына или дочери, избавиться от неуверенности, страха, напряжения, стресса. Отец и мать допускают серьезную ошибку, если в качестве наказания нарочно не смотрят в глаза детям.

Не менее, чем контакт глаз, для полноценного развития ребенка важен физический контакт. С рождения до 7-8 лет ребенок желает, чтобы его постоянно гладили, обнимали, баюкали, ласкали, прижимали к груди, усаживали на колени, целовали и т. п. Физическое проявление любви является важным фактором в развитии мальчика до 7-8 лет. В возрасте 8 лет дети становятся более независимыми от родителей. Большинству из них уже не нравится, если их ласкают и целуют на людях. У детей появляется чувство собственного достоинства, они хотят, чтобы их уважали, часто подражают сверстникам. В этом возрасте могут появиться плохие манеры (не моют руки, плохо ведут себя за столом, толкают друг друга), признаки бунтарства. Подростки в 11-15 лет все меньше склонны "терпеть" объятия и поцелуи родителей. Но потребность в любви, ласке, заботе у них остается. Особенно это необходимо, когда дети переживают, болеют, испытывают трудности в учебе, страх во сне и т. п. Поэтому не бойтесь обнять за плечи, прикоснуться к руке, потрепать по голове, прижать к себе ваших детей. Требуйте по правилам приучить детей к порядку, дисциплине непослушанию, помните, что они должны знать, какие поступки допустимы, а какие нет. Требования старайтесь высказывать не в форме приказания, что всегда вызывает у детей протест, а спокойным, доброжелательным тоном, при этом показывая личный пример ("Аккуратно моем руки", "Чистим зубы", "Учимся красиво читать и говорить" и т. п.). Когда дети проявляют очевидное непослушание, то родители должны действовать решительно и непримиримо, с тем чтобы обязательно одержать победу. Однако после этого необходимо ребенка успокоить, дать ему. почувствовать, что его по-прежнему любят. Кроме основных положений существует еще ряд правил:

  • * Не смешивайте требование с назойливой опекой, с постоянным одергиванием ребенка ("Нельзя!", "Не кричи!", "Не бегай!", "Не вертись!"). Запрещая что-либо, все же давайте возможность ребенку чаще "ошибаться", чтобы он сам начинал понимать, что "хорошо", а что - "плохо". Избегайте непонятных для детей обращений; "Не делай больше плохого!", "Не будь гадкий мальчиком!", "Не дружи с плохой девочкой!" и т. п.
  • · Всегда объясняйте причину запрета; "Нельзя играть с мячом в квартире, т. к. можно что-то разбить; испортить".
  • · Старайтесь облечь требования в занимательную игровую форму: "Сегодня наша квартира - это корабль. Нам с тобой предстоит надраить палубу-пол, чтобы на ней начать интереснейшую спортивную игру".
  • · Не унижайте личность подростка. Не говорите ему: "Большей глупости ты не смог сделать?", "Непонятно, что у тебя вместо головы", "Ты только и знаешь, что говоришь разные глупости!" и т. п.
  • · Учитывайте возраст ребенка. Бывает, что взрослые требуют от детей выполнить такое задание, справиться с которым ни самим не под силу.

Самая распространенная ошибка неопытных родителей, особенно молодых, заключается в том, что они ожидают немедленного выполнения детьми их требований: "Бросай игру, одевайся!", "Заканчивай подготовку уроков, собирайся!", "Перестань читать, иди ужинать!". Опытные родители в данном случае требуют неназойливо: "Заканчивай игру, через 10 минут выходим из дома", "Закончишь подготовку уроков, начинай собираться, мы тебя ждем", "Не забывай, что ужин через полчаса". Особенно важно быть последовательными в своих требованиях. Если в семье заведено. что дети выполняют уроки каждый день с 15 до 17 часов, то при любых обстоятельствах этот факт должен учитываться всеми членами семьи. Несогласованность в требованиях взрослых ("Сделай сейчас!", "Сделаешь позже!", "Бросай подготовку к урокам, сбегай в магазин!") приведет к необязательности со стороны ребенка. Бывает, что родители свои требования выражают одними и теми же словами, фразами, не задумываясь, что их можно предъявить:

  • · в виде примера: "Посмотри, как это сделал дедушка";
  • · пожелания: "Мы хотим, чтобы ты был более чутким";
  • · совета: "Вместо просмотра телепередач советую прочитать вот этот исторический роман";
  • · просьбы; "Может, в этот день ты мне поможешь с уборкой квартиры?";
  • · напоминания: "В случае успешного окончании учебного года тебя ожидает необычная поездка";
  • · оказания доверия: "Два дня мы будем отсутствовать, ты останешься в доме за старшего";
  • · поручения: "На протяжении недели выполнишь порученную отцом работу";
  • · тактичного приказа: "Сегодня выполни эту работу, так как никто из взрослых не сможет это сделать";
  • · предупреждения: "Ты слишком увлекся футболом, поэтому и отстал в учебе; если не исправишь дело, придется временно перестать заниматься футболом";
  • · переключения: "Давай лучше вместе покатаемся на лыжах" (в ситуации, когда подросток несколько часов смотрит телевизор);
  • · импровизации: "Не надо ничего говорить, я уже и так все знаю, вижу по глазам" и т. п. (в ситуации, когда отец и мать хотят потребовать от ребенка необходимых положительных действий и поступков).

Существование проблемы как разработки классификации методов семейного воспитания в настоящее время стоит достаточно остро. Какие именно методы воспитания применяются в современной семье? Данная проблема позволяет заключить то, что исследование, объектом которого является само воспитание в семье на предмет исследования - изучение методов семейного воспитания детей, является актуальным.

Целью статьи является анализ методов воспитания в семье и их влияния на формирование личности.

У любого человека возникает необходимость в самовоспитании на определенном этапе его развития, что свидетельствует о его успешной социализации. Социализация - это процесс становления личности, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, ценностями, правилами, знаниями, навыками, позволяющими ей успешно ориентироваться в обществе. Предпосылкой этого является воспитание, непосредственно, семейное. Ведь именно в семье ребенок получает впервые знания об окружающем мире, знакомится с нравственными ценностями и социальными нормами, принятыми как в семейном кругу, так и в обществе в целом.

Рассуждая о семейном воспитании, мы замечаем, что на ребёнка невольно начинают действовать обстоятельства жизни семьи и ближайшее окружение. Как отмечает в своей работе известный советский педагог и психолог А.Г. Ковалев, «к таким обстоятельствам относятся материальные и моральные условия, психологическая атмосфера. Решающее значение имеют семейные отношения. Когда в семье царят заботливость, доверие, уважение, взаимопомощь, формируются важнейшие нравственные качества личности ребёнка. Отсюда следует, что в процессе воспитания родителям предстоит регулировать не только собственные взаимоотношения и отношения к детям, но и образ жизни, образ собственных мыслей, с тем чтобы обеспечить формирование полноценной и счастливой личности» (Ковалев, 1980, с. 34).

Воспитательные методы и их роль в становлении личности анализировали такие педагоги, философы, психологи, как Е. Вишневский, А.Дистервег, Ю. Грицай, Т. Ильина, В. Костив, Б. Ковбас, А. Макаренко, Т. Кравченко, И. Песталоцци, Н.Заверико, Дж. Мид, Ж.-Ж. Руссо, В. Сухомлинский, С. Соловейчик, К. Ушинский, Г. Щукина, В. Федяева, О. Беспалько, П. Юркевич и другие.

Воспитание воспринимается ими как относительно социально контролируемый процесс формирования личности. К примеру, А. Мудрик рассматривал воспитание как «относительно осмысленное и целенаправленное воспитание человека в семье, в религиозных и воспитательных организациях, которое более менее последовательно способствует адаптации человека в обществе и создает условия для его отделения в соответствии со спецификой цели, содержания и средств семейного, религиозного, социального и коррекционного видов воспитания» (Мудрик, 2000, с. 16). Таким образом, в процессе семейной социализации используются методы воспитания, применяемые в педагогическом воздействии воспитателя на воспитанников.

Слово «метод» с греческого языка означает путь, способ познавательной, практической деятельности людей. Под методом О. Безпалько понимает «кратчайший путь достижения оптимальных результатов, соответствующих поставленным целям» (Безпалько, 2003, с. 43). Метод считается инструментом любого воспитания.

Имеются различные подходы как к определению термина «методы воспитания» так и к их классификации. В частности, Н. Заверико полагает, что «методы воспитания - это пути и способы совместной, взаимосвязанной деятельности социального педагога и клиента (воспитанника), направленные на достижение цели и решение поставленных задач» (Заверико, 2011, с. 19).

Существует достаточно много классификаций методов воспитания, но между ними, безусловно, много общего. Например, О. Безпалько приводит такую классификацию воспитательных методов:

1) Методы формирования сознания, с помощью которых формируются понятия, суждения, оценки, мировоззрение личности. К этой группе относятся убеждение, внушение, пример. Метод убеждения применяется тогда, когда с помощью логически аргументированной информации влияют на рациональную сферу личности с целью изменения взглядов, установок, убеждений, оценок объекта воспитательного воздействия. Убеждение направляется на логическое мышление ребенка и его ум, на способность мыслить и рассуждать. Внушение , наоборот, направлено на эмоции человека, его готовность получить соответствующие полные инструкции к действию. Также в эту группу методов входит пример . Этот метод опирается на сознательное воспроизведение личностью определенных способов поведения.

2) Методы организации деятельности (тренировка, создание воспитывающих ситуаций, прогнозирование, формирование общественного мнения ) способствуют формированию и закреплению положительного опыта поведения, действий и поступков, межличностных отношений.

3) Методы стимулирования деятельности - (игра, соревнование, поощрение, одобрение ). При их использовании происходит стимулирование личности к улучшению или изменению своего поведения, развивается мотивация на социально одобренные способы и виды деятельности.

4) Методы самовоспитания (самоанализ, самоосуждение, самоприказ, самовнушение ) влияют на сознательное изменение ребенком собственной личности в соответствии с требованиями общества и личностного плана самосовершенствования (Безпалько, 2003, с. 43).

Н. Заверико разделяет методы воспитания на методы формирования сознания (беседа, диспут, рассказ, пример, лекция ), методы организации деятельности (педагогическое требование, общественное мнение, упражнение, метод организации общественно полезной деятельности, творческая игра и т.п.) и методы стимулирования деятельности (поощрение, наказание, метод «взрыва» ) (Заверико, 2011, с. 19).

В. Федяева, изучая историю развития семейного воспитания, выделяет следующие основные методы воспитания детей в семье: пример, педагогическое требование, упражнения, внушение, словесные методы, поручение, поощрение и наказание. Рассмотрим их последовательно. Пример во все времена существования семьи был и является основным методом воспитания детей в семье. Используя его, родители показывают детям образец способа деятельности или формы поведения, которые присущи данной семье и обществу, знакомят детей с собственными нормами и ценностями. Дети, таким образом, овладевают на практике нормами общественной жизни, подражая своим родителям. Ведь дети стремятся быть похожими на своих родителей, если старшее поколение является авторитетом для подрастающей личности (Федяева, 2010, с. 258).

Педагогическое требование членов семьи как метод воспитания будет иметь положительный результат, если требования родителей совпадают. Индивидуальные требования могут выражаться через указание, распоряжение, команду, запрет, предостережение, просьбу, угрозу, пожелание, взгляд, через наделенные юмором советы, намеки, оказанное доверие, которое ребенок воспринимает как рекомендацию к действию (Федяева, 2010, с. 259). К коллективным требованиям относятся правила, которые действуют в семье и являются обязательными для выполнения всеми членами семьи. Метод требования должен применяться доброжелательно, ведь ребенок должен не просто подчиниться, потому что этого требуют взрослые, а понимать важность данного требования, иметь возможность сделать выбор правильных действий.

Большое значение в формировании личности детей в семье играет использование метода упражнений, который реализуется через научение. В. Федяева отмечает, что без длительных, систематических усилий, повторения отдельных действий и операций ребенок не научится не только четко говорить, читать, писать, играть разными игрушками, рисовать, делать различные изделия из бумаги, дерева, но и выполнять определенные правила гигиены, одеваться, соблюдать правила этикета, правил поведения на улице, сдерживать себя в разговорах, дискуссиях, планировать свое время, бороться с вредными привычками (Федяева, 2010, с. 259). В конечном итоге ребенок овладевает навыками и умениями, которые будут нужны ему в жизни.

Используя метод внушения, родители чаще всего применяют словесные методы. Так они могут донести детям сведения о последствиях тех или иных опрометчивых действий, что способствует позитивной направленности личности и успешной ее социализации. Родители могут похвалить ребенка, поддержать, сделать оценку его действиям, убедить, привлечь - и все это с помощью слова.

Поручение как метод воспитательного воздействия родителей на детей, за В. Федяевой, имеет две составляющие: полномочия и меру ответственности. Этот метод при правильном использовании, несет в себе элемент игры. Следует обратить внимание на то, что давая ребенку, поручение выполнить что-то, следует учитывать его возрастные особенности.

Благодаря методам поощрения, ребенок верит в свои силы. Родители должны поддерживать ребенка в его начинаниях, признавать правильность его действий. Для поощрения взрослые используют подарки, похвалу, благодарность. Это вызывает у ребенка радость, гордость за свои поступки, желание и в дальнейшем быть активным, самостоятельным, последовательным в своих действиях.

Большое значение в формировании личности ребенка в семье имеет наказание. Родители, используя этот метод, должны знать, что в наказании важна не форма, а его функционально-динамическая сторона, то есть эмоции, которые появляются у ребенка, и мотивы, которые возникают в результате переживания ситуации наказания (Федяева, 2010, с. 262).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что все методы воспитания важны и что в любой семье их следует применять комплексно. В зависимости от стиля воспитания в семье, от позиции родителей отдается предпочтение тем или иным методам воспитания детей. Однако только во взаимодействии воспитательных методов, особенно, в их комплексном использовании можно добиться успешного становления личности, а, следовательно, и социализации ребёнка в социуме.

Статья основана на экспериментальных данных и является результатом многолетнего труда многих философов, педагогов и психологов.