ККонспект НОД в старшей группе «Опытно-экспериментальная деятельность» (экспериментирование с водой и воздухом). Конспект занятия для детей старшей группы (экспериментальная деятельность) "В поисках сокровищ"
Конспект занятия для детей старшей группы
(экспериментальная деятельность)
color:blue">
воспитатель II категории
МКДОУ № 000
Пояснительная записка
Занятие по экспериментированию по теме «Вода» я решила провести в форме путешествия, так как считаю, что нетрадиционная форма проведения учебно-игровых занятий с дошкольниками, способствует созданию атмосферы психологического комфорта и заинтересованности детей, непринужденному общению между детьми и взрослыми. Кроме этого, именно при проведении подобного рода занятий наиболее эффективно идет становление субъективной позиции ребенка в наиболее специфичных для него видах деятельности – игре, общении, продуктивной деятельности.
Элементы таинственности и сюрприза выбраны не случайно – их роль очень велика для создания мотивации детских видов деятельности, атмосферы психологического комфорта и активного речевого общения.
Использование практического метода – работа с картой-схемой эффективно решат задачи развития мышления детей, речевой самостоятельности и активности.
Тип занятия: опытно-экспериментальная деятельность.
Форма занятия: игра-путешествие.
Цель занятия: расширить представление детей о свойствах воды. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды.
Задачи:
· развивать умения детей планировать свою деятельность;
· стимулировать самостоятельное формулирование выводов;
· развивать познавательные способности детей, любознательность, логическое мышление, воображение;
· воспитывать навыки работы в коллективе сверстников.
Организация непосредственно-образовательной деятельности
Воспитатель заводит детей в зал. Навстречу выходит пират Джек.
Джек: Как же мне найти эти затонувшие сокровища. Вот задал задачку морской царь Нептун. Мне одному не справиться. О… дети! Может быть вы поможете?
Дети: Да!
Джек: Давайте знакомиться! Я пират Джек. Но вы меня не бойтесь. Я не разбойник, а любитель приключений и путешествий.
(пират здоровается)
Джек: Мой сундук с золотом лежит на дне морском, в царстве царя Нептуна. Чтобы его забрать нужно, узнать много о воде. Поможете мне?
Дети: Да, конечно!
Джек:
Ну, тогда мы должны отправиться в путешествие в подводное царство. Для этого нужно сказать волшебные слова. Повторяйте за мной:
«Сейчас кругом я повернусь, на дне морском я окажусь». (Дети проговаривают волшебные слова, поворачиваясь вокруг себя).
(Играет «волшебная» мелодия).
Джек: А что вы видите?
Ответы детей. Пират указывает на карту.
Джек: Что это? Как вы думаете? Для чего нужна карта?
Предположения детей.
Джек: Куда же нам идти, как вы считаете?
Дети указывают по карте дорогу.
Джек: Нам нужно дойти до Соляного рифа.
Дети и пират идут к Соляному рифу, изображая передвижение в воде.
1 остановка. Соляной риф.
На столе стоят: 2 сосуда с водой (500мл), 1 - емкостью 1 л. На первом сосуде написано - соленая вода, на втором сосуде – пресная вода, третий сосуд – пустой; 1 яйцо, ложка.
Джек: Смотрите морской царь приготовил нам первое испытание. Что находится в сосудах? Как вы думаете?
Ответы детей.
Джек: А для чего нам нужно яйцо?
Предположения детей.
Джек: А давайте яйцо опустим в воду. В какую воду мы опустим его сначала?
Дети выбирают воду. Пират помогает одному ребенку аккуратно опустить яйцо в сосуд с водой при помощи ложки. Если яйцо опустят в сосуд с соленой водой, то оно всплывет. Если они опустят яйцо в сосуд с пресной водой, то яйцо опустится на дно.
Джек: Что произошло, ребята? Как вы думаете, почему?
Ответы детей.
(Воспитатель подводит детей к выводу, что в соленой воде из-за содержания большого количества соли яйцо не тонет).
Джек: А хотите, побалуемся? Если смешать соленую и пресную воду, что получится?
Ответы детей. Проводится опыт.
Положить яйцо на дно большого сосуда. Постепенно подливая по очереди воду из обеих банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное посередине раствора.
После этого дети подходят к карте, сообщают свои выводы, а воспитатель заносит их в виде символов в мнемотаблицу.
Джек: Нам нужно двигаться дальше. Куда указывает стрелка на карте?
Дети указывают направление по стрелкам на карте и отправляются в путь.
2 остановка. Мыс чистой воды.
Джек: Что у нас здесь?
Дети перечисляют все предметы, которые видят на столе.
Джек: Пить хочу!
Берет колбу с грязной водой. Пытается пить. Дети не дают выпить эту воду, объясняя почему (она грязная, плохая, мертвая, не пригодная для питья).
Джек: Какую воду можно пить?
Ответы детей (чистую, ключевую, питьевую).
Джек: Что мы можем сделать с этой водой, чтобы её можно было пить?
Дети: Её можно очистить.
Джек: А как?
Ответы детей.
Воспитатель показывает активированный уголь.
Джек: Кто-нибудь знает, что это такое?
Предположения детей.
Джек: Это уголь, но необыкновенный, а специально очищенный. А называется он «активированный уголь». Для чего он нужен?
Выслушиваются предположения детей.
Джек: Где же его можно взять?
Джек: Попробуем очистить воду этим углем? Давайте сделаем угольный фильтр.
Джек показывает детям последовательность проведения опыта. Дети повторяют, используя собственные приборы.
Опыт: взять чистую колбу. В неё опустить воронку, в которую кладется ватный диск, а сверху кладется активированный уголь. Аккуратно переливать грязную воду через воронку в чистую колбу. Благодаря ватному диску и активированному углю вся грязь останется на вате, а в колбу будет капать очищенная вода .
Джек: Ребята, что у вас получилось?
Ответы детей.
Воспитатель подводит детей к выводу, что воду можно очистить, используя активированный уголь.
Джек: Запомните, ребята, грязную воду использовать нельзя! Ее можно очистить, сделав такой фильтр.
На карте выводы заносятся в мнемотаблицу, используя символы.
Дети указывают направление на карте.
Джек читает на карте название.
3остановка. Остров волшебных кувшинок.
Дети и Джек идут к конечной остановке, к «Острову волшебных кувшинок».
Джек: Что же здесь нас ждёт?
Дети перечисляют всё, что видят на столе. (Кувшинки розовые, белые, индивидуальные тарелочки с водой для каждого ребенка).
Джек: Какие кувшинки для нас приготовил морской царь? А почему они закрытые? Как вы думаете?
Джек: Как вы думаете, что мы с вами сейчас должны сделать, чтобы наши кувшинки раскрылись, ожили?
Ответы детей.
Джек: Точно, вы правы. У вас есть свои маленькие водоемы , давайте их опустим туда.
Дети опускают цветы в воду и кувшинки начинают распускаться.
Джек: Это чудо! Что произошло?
Ответы детей.
Воспитатель подводит детей к выводу, что вода проникает везде, в том числе и в листья кувшинки, питает, заставляя их раскрываться.
Джек: Какие же вы молодцы! Давайте заполним последнюю таблицу на карте царя Нептуна.
Дети подходят к карте, заполняют вместе с воспитателем мнемотаблицу.
Джек: Посмотрите, мы прошли весь путь. Много узнали нового о воде. Ну, а теперь вперед к золоту!
В это время появляется сундучок с сокровищами. Дети находят его.
Джек: Спасибо вам за помощь! Вам пора возвращаться в детский сад, а мне продолжать свое путешествие. А на память о себе, я подарю вам настоящий пиратский головной убор и золотые монеты .
Джек вручает детям подарки
Джек: Закроем глаза и скажем волшебные слова: «Сейчас кругом я повернусь и в садике я окажусь!»
(Звучит волшебная музыка. Дети поворачиваются вокруг себя, проговаривая слова)
Джек: Ну, вот мы и в саду, пойдемте я вас провожу к вашим друзьям в группу.
Дети и воспитатель уходят.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 000 комбинированного вида «Теремок»
г. Новосибирск, ул. , т. 2 ,
e - mail:*****@***ru, *****@***ru
«Земное притяжение»
Опытно-эспериментальная
деятельность с детьми подготовительной группы
,
воспитатель
II квалификационной категория
Цель:
Расширять представления детей о космических объектах и их свойствах.
Задачи:
Образовательные: активизировать знания детей о строение Земли, сформировать у детей понятие «магнитное притяжение Земли»;
Развивающие: развивать способность устанавливать причинно-следственные связи; самостоятельно делать выводы;
Воспитательные: воспитывать коммуникативные компетенции – умение слушать и слышать говорящего, задавать вопросы по существу, кратко и исчерпывающе отвечать на вопросы.
Используемые материалы:
· аудиозапись
· видеокассета «Планета Земля»
· глобус
· плакат-схема «Строение Земли»
· схема «Магнитное притяжение Земли»
· магниты разной величины
· мячи резиновые и пластмассовые
· камни
· бумага
· мелкие предметы из разных материалов
· листы ватмана для записи детских ответов
Предварительная работа:
В данное время в группе идет реализация большого проекта «Этот загадочный космос». Изучены следующие подтемы проекта:
- «Вселенная»
- «Солнечная система. Планеты солнечной системы»
- «Земля – наш дом во вселенной»
- «Животные в космосе»
- «Первые космонавты»
- «Летательные космические аппараты»
По изученным подтемам реализованы мини проекты:
· выставка детских рисунков «Этот загадочный космос»,
· создан макет «Солнечная система»,
· оформлен стенд детских работ «О космосе»,
· работаем над созданием книги «Этот загадочный космос» - пишем фантастические рассказы, готовим иллюстрации,
· создание коллажа «Освоение космоса»
им. М. Горького «Космическое путешествие».
«Магнитное притяжение Земли» изучается в рамках данного проекта и является одной из тем, предложенных детьми.
Словарь:
Магнит, притяжение, магнитное притяжение.
Организация непосредственно образовательной деятельности :
I Вступительная часть
Дети входят в научно-экспериментальный центр «Почемучка».
Приветствие – дарим друг другу улыбку и ласковое слово;
Обращаемся к раннее предложенным детьми вопросам о космосе.
Воспитатель: «Ребята помните, когда вы задавали вопросы про космос, Алеша спросил:
Почему люди ходят по Земле и не падают вниз головой?
Сегодня мы вместе постараемся найти ответ на этот очень интересный вопрос. Как вы сами думаете, почему люди не падают?
II Основная часть
· игра «Волшебный микрофон» (ответ на вопрос «Почему люди ходят по Земле и не падают вниз головой?»)
Дети высказывают свои предположения, воспитатель записывает ответы на мольберте.
Воспитатель: «А сейчас мы вспомним строение нашей планеты Земля.
· просмотр фрагмента из видеофильма «Планета Земля»;
· вопросы для обсуждения просмотренного фрагмента:
О чем рассказал нам фрагменты фильма?
Из каких частей состоит Земля?
· работа с плакатом-схемой «Строение Земли», повторение знакомого детям материала;
Дети называют части Земли и показывают их на плакате.
· рассказ воспитателя о ядре Земли и магнитном поле;
Воспитатель: «Ребята, а ведь именно ядру мы обязаны тем, что мы ходим по Земле и не падаем вниз головой. Мы с вами уже знаем, что ядро – это твердый шар, состоящий из раскаленного металла. Внутри ядра происходит движение частиц, за счет этого накапливается электрический заряд, в результате возникает магнитное поле.
· работа со схемой «Магнитное притяжение Земли»;
Воспитатель: «Магнитное поле устроено так, будто в центре планеты находится гигантский магнит. Невидимые силовые линии магнитного поля исходят из северного магнитного полюса и входят в южный. Дети, а вы чувствуете притяжение Земли?
· Физкультминутка
Воспитатель: «Давайте вместе подпрыгнем вверх. Куда мы вернулись? А теперь прыгнем вперед – кто дальше?
· вопросы для обсуждения:
1) Почему мы, подпрыгнув, возвращаемся на Землю?
2) От чего зависит дальность прыжка?
Воспитатель: Что такое «магнитное притяжение» и как действует невидимое магнитное поле мы можем почувствовать и увидеть в экспериментах с магнитами.
· опыты с магнитом: а) все ли предметы притягивает магнит?
Б) как магниты притягивают друг друга?
Детям предложены предметы из разных материалов – дерево, бумага, пластмасс, металл, резина, ткань и др.
· вопросы для обсуждения:
1) Какие предметы притягивает магнит, какие – нет?
2) Почему? Как вы думаете?;
· воспитатель записывает вывод на мольберте;
· игра «У кого быстрее» - опыты с предметами разной массы
· вопросы для обсуждения:
1) Куда упали все предметы? Почему?
2) Предметы упали одновременно или нет?
3) Какие предметы упали быстрее?
4) Почему одни предметы падают быстрее, другие – медленнее?
Дети высказывают свои предположения.
· воспитатель записывает вывод на мольберте;
Воспитатель: «Магнитное притяжение Земли действует только в пределах атмосферы Земли. А что происходит с предметами за пределами земной атмосферы? Как вы думаете? Это будет наша следующая загадка, на которую мы постараемся найти ответ
III Итоги
Обсуждение с детьми нового, полученного в ходе занятия материала.
Дети получают в подарок игрушки с магнитами.
Спокойная игра «Выбери пару» с использованием считалки:
Я вчера летал в ракете
На далекой был планете.
Там обедал в синеве,
А под вечер был в Москве.
Из ракеты той друзья,
Самым первым вышел Я,
Потом выбрал я тебя.
(следующий ребенок говорит:
«Вторым вышел Я, потом выбрал (имя) тебя»и т. д.)
Дети парами уходят.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 000 комбинированного вида «Теремок»
г . Новосибирск, ул. , т. 2 , e - mail : dou _451@ mail . ru
font-size:24.0pt;line-height:115%;color:#984806">(конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы)
Используемые материалы : аудиозапись, цветы с цифрами, макет реки, 1 шнурок, 3 моста разной ширины, вазы с отверстиями для геометрических фигур, набор геометрических фигур, логические блоки Дьенеша, 3 домика для сказочных героев, два рисунка для сопоставления, плакат с геометрическими фигурами для решения логических задач, кукольный театр
Задачи :
1. Развивающие :
ü развивать умение сравнивать, классифицировать и обобщать геометрические фигуры по определенным признакам;
ü закреплять навыки устного счета (прямого и обратного);
ü развивать внимание, логическое мышление, развивать умение пользоваться логическими блоками Дьенеша;
ü развивать умения находить решения возникающих проблем?
2. Воспитательные:
развивать коммуникативные навыки, желание оказывать помощь, развивать чувства сопереживания и эмоциональной удовлетворенности от «совершения добрых дел и поступков».
Примерный ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель заходит вместе с детьми в группу и говорит: «Ребята, давайте поиграем!» (В это время раздаётся стук в дверь. Воспитатель выходит за дверь и возвращается обратно с посылкой).
Воспитатель:
Ребята, смотрите, что нам принесли! Что это? (Ответы детей) – Что нам надо сделать с посылкой? (Ответы) – Что внутри? (Ответы) – Что нам надо сделать с кассетой? (Ответы) – Давайте поставим в магнитофон и послушаем.
Воспитатель включает кассету. На кассете слышится грубый голос: «Ха-ха-ха! Что, ребятки, испугались? А меня узнали? Нет? Я - Карабас Барабас! У меня для вас есть новость: вы знаете Буратино? Ах, бедненький Буратино! Так вот я его похитил и спрятал в надёжном месте. Вы, конечно, если захотите, можете его освободить! Мои помощники дадут вам все указания. Вы знаете моих помощников? Это кот Базилио и лиса Алиса. Ну, всё! Пока!»
Воспитатель: «Ребята, что же нам делать? (Ответы: спасать Буратино) А где же эти помощники Карабаса Барабаса?»
В это время появляются кот Базилио и лиса Алиса:
- Ну, что заждались нас? А вот и мы! Вам что, в самом деле, нужен Буратино? Пойдёте его спасать? Вы что спасатели? (Ответы детей) Ну, решили, так решили! Слушайте инструкцию: сначала вы должны дойти до цветочной полянки, вон она! Мы там уже побывали и устроили вам сюрприз (Смеются) Ну, всё, вперёд, встретимся! (Смеются и убегают).
Дети с воспитателем приходят на цветочную полянку, по дороге считая шаги:
Ребята, что за цветы здесь растут? Почему кот и лиса засмеялись, когда сказали, что здесь уже побывали? Что в цветах необычного? (Ответ: они с цифрами).
А посмотрите, как они растут? В правильном порядке? (Не по порядку). Давайте их расставим правильно. По порядку прямого счета. Каждый из вас берёт по одному цветочку и встает в порядке от 1 до 10. (Каждый ребенок называет свою цифру, вызвать одного из детей и попросить сосчитать в прямом порядке, а другого – в обратном порядке.) Пока дети встают по порядку, кот и лиса пытаются сбить их с толку, подсказывая неправильно.
Кот и лиса удивляются:
Что неужели справились, ну, следующее задание точно не выполните: вам нужно попасть к домику Мальвины, а чтобы попасть туда, надо перейти через широкую реку, течение там быстрое, холодное. Всё, вперёд, чего стоите?
Ребята подходят к речке. Воспитатель: «Как же через неё перейти? Что нам для этого нужно? (Дети говорят, что нужен мостик) – Перед вами три мостика, какой мостик выбрать? Как узнать, какой подойдёт? (Нужно измерить ширину речки и ширину мостиков и найти подходящий.) Чем мы будем измерять? (Когда дети сообразят, что измерить можно шнурком или другим предметом, воспитатель даёт им предмет). В это время кот и лиса торопят детей, над ними посмеиваются.
Воспитатель: «Молодцы! Нашли подходящий мостик! Теперь можно и через речку перейти! А вот и домик Мальвины!»
Дети подходят к домику и видят печальную Мальвину. 0 " style="border-collapse:collapse;border:none">
Дети находят отличия между картинками.
Кот и лиса: «Признаём, вы в самом деле внимательные и умные. Теперь вас от Буратино отделяет один шаг. Вам нужно из геометрических фигур собрать домик, в котором находится Буратино. Будьте внимательны - это домик не с треугольной и не с красной крышей, не с зеленым и не квадратным окном». Дети из фигур строят домик.
Кот и лиса: «Ничего не скажешь, хорошо поработали, таким даже не жалко Буратино отдавать. Забирайте!» К детям выходит Буратино, благодарит их и спрашивает: «Ребята, а как вы думаете, почему вам все удалось, почему вы победили? (Ответы детей). В знак благодарности Буратино предлагает потанцевать под любимую музыку.
Процесс обучения и воспитания в детском саду направлен на раскрытие в личности ребёнка тех качеств, которые будет ему необходимы для достижения любых целей в будущем. Развивать пытливость ума, знакомить со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов, формировать умение планировать и анализировать практическую работу - это задачи современной системы образования. Ребёнок способен к самостоятельному поиску знаний, если педагог подготовил к этому соответствующие условия.
Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ: задачи, приёмы, виды
Современная система образования в детском саду отходит от способа передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от педагога - воспитаннику). Согласно ФГОС педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и совершенствовать способности в открытии особенностей и свойств объектов окружающей действительности. Исследовательские качества наблюдаются у детей 1–2 лет. Экспериментирование с объектами происходит при помощи элементарных действий: размазывание краски по листу, попробовать на вкус, испытать на прочность (укусить, бросить), извлечь звук (хлопнуть ладонью, стукнуть о твёрдую поверхность). С развитием мелкой моторики и координации движений опытные исследования становятся насыщеннее, но спонтанность в экспериментировании сохраняется до достижения 5–6 лет. Средние дошкольники способны к более длительным наблюдениям, они активно пополняют словарный запас и стремятся использовать в самостоятельной деятельности приобретённые навыки. Воспитанники старшей и подготовительной групп проводят опыты и эксперименты по самостоятельно продуманному плану, фиксируют и оценивают полученные сведения. Следовательно, на протяжении всего периода обучения в детском саду воспитанники совершенствуют способность решения проблемных ситуаций практическими методами, как в совместной с педагогом деятельности, так и самостоятельно в различных режимных моментах.
Воспитанники младших групп экспериментируют совместно с педагогом
Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание. Педагог работает в этом направлении во время проведения занятий НОД, на прогулках, тематических досугах, мотивирует к экспериментированию в самостоятельной деятельности. Для опытных исследований организуется предметно-пространственная среда: создаётся уголок исследований, центр экспериментирования или мини-лаборатория. Детское экспериментирование во многом похоже на научное, дети испытывают положительные эмоции от ощущения важности проделанной работы, получения видимых результатов, новой информации.
Детское экспериментирование похоже на научное, а результаты опытной деятельности имеют большую ценность для детей
Задачи опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ - таблица
Образовательные задачи |
|
Развивающие задачи |
|
Воспитательные задачи |
|
Во время проведения экспериментов дети приобретают исследовательские навыки, делают умозаключения и выводы на основе проведённых опытов
Методы и приёмы опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ
Среди приёмов и методов организации опытно-экспериментальной деятельности выделим актуальные для использования в дошкольном образовательном учреждении:
- Проблемно-поисковый метод.
Воспитателем создаётся проблемная ситуация, в которой детям предстоит определить требующих решения вопрос, выдвинуть гипотезы по способам решения проблемы, провести опытную деятельность и подвести итоги. Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной системы обучения, в нём через оживлённую дискуссию с педагогом у детей возникает мотивация к активному экспериментированию и стремление получить результат.
В русле проблемно-поискового метода строится большинство занятий в детском саду
- Наблюдения за объектом.
Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности у дошкольников.
Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности дошкольников
- Опыты и эксперименты.
Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч.), малыши приобретают сведения об их свойствах. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая к периоду старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.
Опыт по установлению зависимости растений от факторов внешней среды
Виды детского экспериментирования - таблица
По характеру познавательной деятельности детей |
|
По месту в образовательном цикле |
|
По характеру мыслительных операций |
|
По способу применения |
|
В опытно-экспериментальной деятельности осуществляется развитие умственных и практических способностей детей. Если в процессе исследования задачей было получение новой информации при помощи совершенствования практических навыков, то опытно-экспериментальная деятельность в этом случае носит познавательный характер. Формирование новых навыков экспериментирования и обучение работать с различными инструментами осуществляется в рамках исследовательской опытно-экспериментальной деятельности.
В опытно-экспериментальной деятельности развиваются как познавательные, так и исследовательские способности детей
Виды занятий по экспериментированию
Индивидуализация заданий опытно-экспериментальной направленности
Организация детского экспериментирования осуществляется в рамках личностного подхода в обучении и воспитании. Реализация этого подхода возможна во время занятия НОД, когда детям даются задания различного уровня сложности на проведение опыта. Например, на занятии «Тонет - не тонет» первой подгруппе воспитатель детей даёт задание провести опыт на определение плавучести кубиков одинакового размера из разных материалов (дерево, пластмасса, стекло, металл, пенопласт, камень), а второй подгруппе - определить плавучесть предметов разного веса и формы, но состоящих из металла (кубик, миска, кораблик). Первое задание предполагает выводы о плавучести более лёгких материалов, второе задание подразумевает сложный вывод о способности предметов плавать в зависимости от их общей плотности и объёма.
Разноуровневые задания даются во время прогулок по проведению экспериментирования с водой, песком, воздухом. Ребята так же делятся на подгруппы, проводят опыты, после проводится совместное обсуждение.
Самостоятельная деятельность воспитанников инициируется педагогом с целью совершенствования навыков проведения экспериментов с учётом личных интересов детей. В различных центрах активности могут быть организованы игры-эксперименты, изучение моделей и макетов, наблюдение за жизнедеятельностью растений, проведение собственно опытов с веществами.
Возможность практической работы в подгруппах позволяется осуществить личностный подход в опытно-экспериментальной деятельности
Мотивирующее начало занятий
У детей дошкольного возраста сильно стремление к наблюдениям, непосредственному контакту с изучаемыми предметами, постановке опытов и экспериментов. Особенно их привлекают занятия в мини-лабораториях, где можно использовать специальные инструменты и непривычные материалы для исследования.
Педагогу важно организовать занятие по опытно-экспериментальной деятельности так, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации. Зачастую случается, практическая сторона вызывает у детей настолько яркие положительные эмоции, что в них теряется радость собственно открытия, к чему стремится проведение каждого опыта и эксперимента. Поэтому рекомендуется начало занятий посвящать активации внимания и усилению мотивации к решению какой-либо проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос. В этих целях используется наглядный материал (плакаты, карточки и открытки, иллюстрации книг, энциклопедии), устраиваются подвижные и дидактические игры, тематические гимнастика и зарядка, проводятся дискуссии, в которых ребятам даётся возможность привести примеры из личного опыта, привлекаются к участию сказочные персонажи.
Варианты мотивирующих начал - таблица
Тема занятия, возрастная группа | Вариант мотивирующего начала |
«Таяние снега», первая младшая группа | Включение в игровую ситуацию. В группу приходит письмо от Снежной Королевы, она приглашает ребят в своё царство. Припомощи волшебного портала дети попадают в мир вечного льда и снега, где им предстоит выполнить задания сказочной хозяйки и принять участие в эксперименте по изучению свойств снега. |
«Домик для ёжика», вторая младшая группа | Создание сюрпризного момента. В группу приходит сказочный персонаж Ёжик, он фырчит и ничего не говорит, но выглядит очень взволнованным. Он принёс ребятам письмо от лесных жителей, в котором рассказывается о попытках Ёжика сделать себе домик: в коробке было жёстко, на шишках неудобно, в мох он проваливался. Лесные жители просят ребят помочь Ёжику в создании удобного домика. |
«Свойства воды», средняя группа | Изучение плаката «Круговорот воды в природе». Проведение познавательной беседы о формах воды в природе. Проведение подвижной игры «Дождик и солнышко». |
«Мусор в землю закопаем», старшая группа | Просмотр презентации о загрязнении почвы и её возможных последствиях. Проведение дискуссии о том, какой мусор можно закапывать в землю, а какой требует других способов переработки. |
«Выращивание кристаллов соли», подготовительная группа | Изучение иллюстраций о способах добычи соли. Отгадывание загадок о соли и сахаре. |
Привлечение наглядного материала активизирует внимание воспитанников и вызывает интерес к поиску новой информации
Примеры организации опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ
Предлагаем ознакомиться с вариантами опытно-экспериментальной деятельности дошкольников на занятиях в детском саду.
Опытно-экспериментальная деятельность на прогулке - видео
https://youtube.com/watch?v=4awlGoQsXko Video can’t be loaded: Опытно-экспериментальная деятельность на прогулке.MPG (https://youtube.com/watch?v=4awlGoQsXko)
Опыты в младшей группе - видео
https://youtube.com/watch?v=IsvJEpzi-2w Video can’t be loaded: Опыты в младшей группе Гномики 1 (https://youtube.com/watch?v=IsvJEpzi-2w)
Экспериментальная деятельность во второй младшей группе «Безопасный фейерверк» - видео
Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе «Свойства песка» - видео
https://youtube.com/watch?v=PcvhM4eqcuY Video can’t be loaded: Видео урок опытно-экспериментальной деятельности в средней группе, МБДОУ№31, г.Нижнекамска, РТ (https://youtube.com/watch?v=PcvhM4eqcuY)
ООД для детей старшей группы «Свойства воздуха» - видео
https://youtube.com/watch?v=mZPkbPTMf3E Video can’t be loaded: ООД для детей старшей группы «Свойства воздуха» (https://youtube.com/watch?v=mZPkbPTMf3E)
Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Зимняя вода» - видео
Опытно-экспериментальное занятие в детском саду
Занятие опытно-экспериментальной направленности в детском саду строится с учётом возрастных особенностей детей в условиях временных рамок по нормам САНПиН:
- младшая группа - 15 минут;
- средняя группа - 20 минут;
- старшая группа - 25 минут;
- подготовительная группа - 30 минут.
Для профилактики переутомления используются различные формы деятельности: игровая (дидактические игры), физическая (физкультминутки, подвижные игры), развлекательная (пение), познавательная (изучение наглядного материала, проведение беседы).
Практическую работу предваряет повторение правил техники безопасности и проговаривание последовательности выполнения действий во время эксперимента. По завершении опыта каждый воспитанник приводит в порядок своё рабочее место, помогает воспитателю убрать инструменты.
Обязателен этап рефлексии в конце занятия: ребята сообщают результаты эксперимента, делятся эмоциями от процесса открытия.
Картотека опытов и экспериментов - талица
Область экспериментирования | Тема занятия | Цель экспериментирования | Материалы |
Объекты неживой природы | «Свойства» | Знакомство со свойствами песка | Баночки с сухим песком, бутылка с водой, лопатки, оргстекло, магнит |
«Очистка воды» | Познакомить со способом фильтрования воды | Стакан с грязной водой, пустой стакан, ватные фильтры для очистки воды | |
«Ткани» | Формирование представлений о свойствах различных видов ткани | Ёмкости с водой, ножницы, образцы тканей | |
«Металлы» | Формирование представлений о свойствах металлов | Спиртовка, спички, ножницы, образцы металлов (демонстрационный опыт, проводится педагогом) | |
«Магнетическое свойство Земли» | Знакомство с магнетическими свойствами Земли | Магнит, стакан, иголки, макет земного шара, намагниченная английская булавка, вода, растительное масло | |
«Радуга» | Познакомить с механизмом распада света на цветовой спектр | Гранёное стекло (деталь от хрустальной люстры) | |
«Как достать скрепку?» | Расширение представлений о свойствах магнита и его применении человеком | Ёмкость с водой, скрепки, магнит | |
«Полярное сияние» | Расширение представления о магнитных силах Земли | Магнит, металлические опилки, два листа бумаги, трубочка для коктейля, воздушный шар, мелкие кусочки бумаги | |
«Космос в рюмке» | Выяснение факторов, влияющих на форму планет | Рюмка с водой, масло, спирт, пипетка | |
Объекты живой природы | «Корни тянутся» | Установление связи видоизменения частей растений от влияния внешних факторов | Растения в горшках с поддонами, имитирующими различные внешние факторы воздействия |
«Свойство испарять жидкость» | Установление зависимости количества испаряемой жидкости от размера листьев растения | Три комнатных растения: с мелкими листьями (фикус ретуза), со средними листьями (фикус Бенджамина), кактус | |
«Свет и рост» | Установление взаимосвязи между освещением и ростом растений | Комнатные растения, лист бумаги, карандаши | |
«Запасливые растения» | Знакомство со свойством некоторых растений накапливать влагу | Ёмкость с водой, пищевые красители, деревянные бруски, губки | |
«Как цветок пьёт воду» | Формирование представления о движении воды от корня растения по стеблю к листьям и цветку | Стаканы с водой, пищевые красители, белые гвоздики | |
«Тепло и холод» | Установление влияния температурного режима на рост растений | Веточки с нераспустившимися почками, стаканчики с водой | |
«Растения дышут» | Установление потребности растения в воздухе | Комнатные растения, трубочки пластиковые, вазелин, лупа | |
«Живой кусочек» | Установление способности растения питаться и расти за счёт корня | Корнеплоды (морковь, редька, редис, репа, свёкла) | |
Человеческий организм | «Ухо и носоглотка» | Установление связи уха с носоглоткой | Модель строения уха и носоглотки |
«Запах и вдох» | Установление необходимости вдоха для определения запаха | Плотный матерчатый мешочек с различными ароматическими материалами: мыло, апельсиновая цедра, ароматическая свеча, флакон духов. | |
«Восприятие холода и тепла» | Определить расположение на теле человека воспринимающих тепло и холод точек | Ёмкости с горячей и холодной водой, спица | |
«Глаза» | Знакомство со строением глаза | Модель человеческого глаза | |
«Зрачок» | Изучить влияние света на зрачок | Зеркало | |
«Храп» | Познакомить с причинами появления храпа у человека | Вощёная бумага, ножницы, линейка |
Опытным путём ребята узнают, как достать металлические предметы из ёмкости с водой, не намочив рук
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности во второй группе раннего возраста «Водичка, водичка…» - таблица
Цели |
|
Оборудование | Игрушка «Лунтик», прозрачный стакан с водой, совочки из песочного набора, тряпочки. Стакан холодной воды, ёмкость с горячей водой (воспитатель выносит её только во время эксперимента, без доступа для детей). |
Ход занятия | Ребята вместе с воспитателем выходят в приёмную. В этот момент в группе раздаётся громкий звук. Когда воспитатели и дети возвращаются в группу, видят на столе лужу воды и рядом «Лунтика». Воспитатель: Ребята что произошло в группе? Кто к нам пришёл в гости? Вы его знаете? Дети: Лунтик! Воспитатель: Здравствуй, Лунтик. Ребята, давайте поздороваемся с Лунтиком. Дети: Здравствуй, Лунтик. Воспитатель: Ребята, кажется, Лунтик чем-то расстроен. Он сказал, что так спешил с вами познакомиться, не заметил на столе стакан с водой и нечаянно опрокинул его. Что случилось с водой, которая была в стакане? Дети: Разлилась. Воспитатель: Нужно убрать воду со стола. Поможем Лунтику? Дети: Да. Воспитатель: Лунтик мне сейчас шепнул, что воду нужно собрать в стакан так же, как мы собираем игрушки. Как вы думаете, можно сложить воду в стакан? Мы же собираем игрушки на место ручками, вот и воду соберём! Выходите (Вызывает несколько малышей), помогите нам собрать воду. Дети выполняют поручения. Воспитатель: Получилось у вас собрать воду в стакан? Дети: Нет! Воспитатель: А, может, мы соберём воду совочками. Песок же собираем! Вызывает ещё нескольких деток для выполнения поручения. Воспитатель: Ребята, вода никак не возвращается в стакан. Как можно ещё собрать воду со стола? Дети: Тряпочками. Воспитатель: Давайте попробуем. Выходят дети, которые ещё не участвовали в эксперименте. Воспитатель: Посмотри, Лунтик, мы с ребятами всё вытерли. Помогли нам в этом тряпочки. А, знаете, почему мы не смогли собрать воду руками и совочком? Потому что вода жидкая. Когда мы жидкое что-то разливаем, получается лужа. И собрать лужу как раз и помогают тряпочки. Какие вы ещё знаете жидкости? Ответы детей. Воспитатель: Жидкое ещё бывает молоко, чай, какао, суп. Что наша няня делает, когда что-то вдруг разольётся? Дети: Вытирает тряпочкой. Итог. Воспитатель: Лунтик благодарит вас, ребята, за помощь и говорит, что теперь-то он точно запомнил, что поможет ему собрать жидкость, если вдруг разольёт. Лунтик прощается с малышами. |
Дети устанавливают способ, как убрать пролитую воду с поверхности стола
Фиксация результатов экспериментальной деятельности воспитанников ДОУ
Фиксация результатов практического исследования или наблюдения является обязательным этапов опытно-экспериментальной деятельности. Приучать детей к фиксированию нужно постепенно, поскольку этот вид работы считается сложным для дошкольников. А необходим этот этап для того, чтобы результаты экспериментирования запечатлелись в памяти воспитанников (зрительной, сенсорной, слуховой, двигательной, обонятельной).
Способы фиксация результатов детского экспериментирования:
- Графический. Простейший способ фиксации результатов наглядно при помощи готовых форм: карточки, картинки, графические схемы, фотографии, объёмные изображения, аудиозаписи. Этот способ можно применять в экспериментировании с детьми 3–4 лет, предлагая выбрать им из нескольких готовых форм ту, которая представляет собой изображение результатов практической работы на текущем занятии. С воспитанниками средней группы используются простые графические схемы или мнемокарты.
- Ментальный. Для фиксации результатов опытно-экспериментальной деятельности используются речевые навыки детей: ребёнок рассказывает о результатах практического исследования. Ментальный способ применяется в работы с детьми средней группы: воспитанники формируют умение самостоятельно проговаривать итоги эксперимента, сравнивают их с результатами подобных опытов, проводимых ранее. Старшие дошкольники во время ментальной фиксации совершенствуют умение обобщать и систематизировать знания об объектах.
- Практический. Заключается в фиксировании результатов экспериментирования на бумаге - зарисовыванием или записыванием. В работе с дошкольниками чаще используется схематическое зарисовывание и зарисовывание условными символами. С этой целью дети ведут дневники наблюдений, журналы опытов, заполняют карточки экспериментов. Записывание рассказа о результатах практического исследования в детском саду осуществляет воспитатель со слов детей, например, для закрепления отчёта о проделанной работе в журнале группы, на стенде в уголке познания.
Воспитанники зарисовывают результаты эксперимента в листах наблюдений
Консультация для родителей
Рекомендуется несколько раз в течение учебного года проводить собрания с родителями, на которых освещает работа детей в рамках опытно-экспериментальной деятельности. Родителям сообщаются цели и задачи детского экспериментирования, они должны понимать его значимость для становления личности ребёнка. Познавательная активность и стремление к проведению практических исследований необходимо поощрять и в домашних условиях.
Поддержка опытно-экспериментальной деятельности детей осуществляется через реализацию следующих задач:
- поощрение любознательности ребёнка, инициативности в экспериментировании;
- проявление интереса к занятиям в детском саду;
- мотивировать личным примером.
На консультациях для родителей педагог предоставляет примерные темы для совместной опытно-экспериментальной деятельности с детьми в домашних условиях и на прогулках (для инициативных родителей - темы краткосрочных исследовательских проектов): сезонные наблюдение на улице, описание выполнения опытов в ванной комнате, на кухне. Следует указать на важность фиксирования результатов практических исследований: родители совместно с детьми могут вести дневники и журналы, рисовать плакаты, делать коллажи из фотографий и лэпбуки (книжки-раскладушки на тему проведённых опытов - «Три формы воды», «Условия роста растений», «Способы очистки почвы», «Свойства воздуха»). Экспериментирование в кругу семьи (с мамой и папой, братьями и сёстрами, дедушками и бабушками) - это не только приобретение знаний, но и положительные эмоции.
Проведение опытов в домашних условиях создаёт положительную атмосферу в семье и надолго фиксируется в памяти
Мониторинг и отчёт по экспериментальной деятельности в ДОУ
Для оценивания результатов и эффективности экспериментальной деятельности воспитанников педагогом проводится мониторинг по следующим критериям:
- умение постановки проблемы воспитанниками;
- грамотное формулирование вопросов;
- выбор способов исследования;
- умение описывать наблюдения во время опытной деятельности;
- наличие мыслительных умений (анализирование, сравнивание, обобщение, систематизация);
- степень самостоятельности в проведении эксперимента;
- способность к умозаключениям, выводам, подведению итогов;
- умение фиксировать результаты экспериментирования.
О высоком уровне опытно-экспериментальной деятельности свидетельствует устойчивая мотивация к проведению практических исследований, в том числе в самостоятельной деятельности (на прогулках, в центрах самостоятельной активности, дома). Ребёнок с развитым исследовательским типом мышления проявляет инициативу в выборе материалов и инструментов для проведения опытов, определяет проблемные вопросы, проверяет собственные предположения опытным путём, стремится довести начатое до конца, чтобы узнать и зафиксировать результат эксперимента.
Для выявления отношения воспитанников к экспериментальной деятельности и определения уровня овладения практическими навыками воспитатель проводит мониторинг, заполняя анкеты на каждого воспитанника несколько раз в течение учебного года (в сентябре, в середине года, в мае). Мониторинг выявляет степень самостоятельности на всех этапах детского экспериментирования, для имеющих низкие показатели воспитанников педагог подбирает приёмы коррекции.
Оформление центра экспериментирования
Важным условием организации опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является создание предметно-познавательной среды. Это могут быть уголки для практических исследований в помещении группы, зелёные зоны на подоконниках для наблюдений за растениями. Возможна подготовка отдельной комнаты для функционирования кружка по познавательно-исследовательской деятельности. В исследовательском уголке или лаборатории должно быть выделено место для демонстрации проектов воспитанников или для тематических выставок. Для хранения познавательной литературы, материалов для опытов и приборов выделяются стеллажи, доступ к которым будет открыт всем ребятам. Для проведения опытов продумывается место: демонстрационный стол, ученические парты и стульчики. Наглядно должны быть представлены правила техники безопасности при проведении опытов (например, в виде плаката).
Особое внимание в настоящее время уделяется созданию центров воды и песка в группе. Экспериментируя с этими веществами, дети не только получают знания, но и совершенствуют мелкую моторику, а также восстанавливают баланс эмоционального состояния (занятия с водой и песком успокаивают, устраняют симптому переутомления, снимают напряжение мышц).
Материальное оснащение центра экспериментирования:
- природные материалы: песок, камни, глина, грунт, образцы древесины, листья, зёрна;
- приборы: магниты (в т. ч. магнитная стружка), увеличительные линзы, линейки, подзорная труба, весы, микроскоп, термометр, лампы;
- сосуды: стаканы, миски, баночки, мензурки, колбы;
- медицинские материалы: латексные перчатки, пинцет, одноразовые шприцы без иглы, ватные диски, марля и бант;
- вещества: соль, сахар, марганцовка, пищевые красители, мука;
- фартуки, защитные очки, шапочки или косынки, перчатки, нарукавники;
- листки наблюдений и журналы для фиксирования результатов экспериментирования.
Цель : познакомить детей со свойствами песка; обучать навыкам проведения лабораторных опытов.
Задачи :
- развивать наблюдательность, смекалку, мелкую моторику руки, логическое мышление, речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память,
- учить детей определять физические свойства песка и делать умозаключения по результатам обследования,
- воспитывать умение работать в паре, соблюдать меры безопасности.
Материалы и оборудование: Сухой чистый песок, вода чистая и грязная, трубочки, палочки, лупа, воронки, ватные диски, пластиковые ложечки, пластиковые тарелочки, стаканчики, клей ПВА, кисточки, цветной песок, картон, салфетки, мультимедийное оборудование, отрывок из мультфильма “Откуда берётся песок”.
Предварительная работа : рассматривание книг, иллюстраций с изображением гор, песка на берегу морей, рек и озёр, изготовление цветного песка (измельчение цветного мела и смешивание с песком), изготовление заготовок для рисования. просмотр познавательных мультфильмов “Приключения Адибу”.
Словарная работа: исследователями, эрозия, песчинки
Ход занятия
Воспитатель : Сегодня у нас гости. Давайте поприветствуем их.
Дети : Здравствуйте.
Воспитатель : У нас сегодня необычное занятие. Хотите быть исследователями?
Дети : Да.
Воспитатель : Кто такие исследователи?
Дети : Кто изучает, проводит исследования чего-либо.
Воспитатель : Что будем исследовать, узнаете, если отгадаете загадку
Петя замок строит ловко
Маша торт печет ведерком,
Здесь у моря на часок
Всех детей собрал... .
Дети : Песок.
Воспитатель : Хотите узнать, насколько удивителен песок.
Дети : Да.
В это время звонит мобильный телефон. Адибу (инопланетянин) приглашает всех детей в гости.
Дети дотрагиваются до шара и происходит телепортация в мультфильм “Приключения Адибу”.
Просмотр отрывка из мультфильма “Откуда берётся песок”.
Воспитатель : Вам понравилось в гостях?
Дети : Да.
Воспитатель : Что интересного увидели?
Ответы детей.
Воспитатель : Как появился песок?
Дети : Под воздействием окружающей среды воды, ветра, холода и жары горы разрушались и в течение многих лет камни превращались в песок.
Воспитатель : А как этот процесс называется, кто запомнил?
Дети : Эрозия.
Воспитатель : Песок остается лежать на том же месте, где образовался?
Дети : Нет. Реки, моря своим течением постоянно выносят песчинки или вымывают из почвы, поэтому большинство песка скапливается по берегам рек, озёр и морей.
Воспитатель : Кто был на море?
Ответы детей.
Воспитатель : Какого цвета песок был на пляже?
Ответы детей.
Просмотр слайдов.
Посмотрите на эти картинки. Здесь собраны фотографии разноцветных пляжей со всех концов мира. Сравните песок?
Дети: Фиолетовый, оранжевый, зелёный, розовый, красный, черный, серый, белый.
Воспитатель : Как вы думаете, почему песок на морских пляжах разный?
Ответы детей.
Воспитатель : Всё зависит, из каких горных пород образовался песок.
Есть уголок на нашей планете, где песок от природы раскрашен в семь цветов. Он находится в юго-западной части Индийского океана, на острове Маврикий.
Нам пора обратно в группу.
Дети дотрагиваются до шара.
Воспитатель: Вот мы и вернулись. Приглашаю в нашу мини-лабораторию.
Какие правила надо соблюдать при работе с песком?
Дети :
- Не тереть грязными руками глаза.
- Не брать песок и грязные пальцы в рот.
- Не обсыпаться.
- Аккуратно работать за столом.
Воспитатель: Посмотрите на коллекцию из песка, привезённых с разных мест.
Какого цвета песок?
Ответы детей.
Воспитатель : Сели за стол.
Опыт 1. “Свойства и качества сухого песка”.
Воспитатель : Что на тарелочке?
Дети : Песок.
Воспитатель : Возьмите песок в ладошку, пересыпьте из одной ладошки в другую. Песок сыпется -значит он
Дети : Сыпучий.
Воспитатель : Потрите песок между пальчиками. Что ощущаете? Какой песок
Дети : Шершавый.
Воспитатель : Возьмите лупу, рассмотрите песок. Из чего состоит песок?
Дети : Из песчинок.
Воспитатель : Как они выглядят, одинаковые или разные они?
Дети : Разные, маленькие или побольше, темные и светлые.
Воспитатель : Песчинки скреплены между собой?
Дети : Нет, поэтому песок рассыпается.
Воспитатель : Песок может двигаться?
Ответы детей.
Воспитатель : Давайте проверим.
Возьмите трубочки, аккуратно подуйте. Что случилось с песком?
Дети : Песок сдувается, двигается.
Воспитатель : Где применяют движение, сыпучесть песка?
Дети : Песочных часах.
Воспитатель : Песочные часы люди использовали в древности. Сейчас, где можно увидеть их?
Ответы детей.
Воспитатель : Попробуйте слепить из сухого песка куличик.
Дети : Не лепится.
Опыт 2. “Свойства мокрого песка”
Воспитатель : Налейте немного воды и размешайте ложечкой. Рассмотрите через лупу. Какой стал песок?
Дети : Мокрый, липкий, темнее.
Воспитатель : Попробуйте слепить из мокрого песка куличик.
Почему сухой песок не лепится, мокрый – лепится?
Ответы детей, если дети затрудняются, объясняет воспитатель.
Когда песок намокает, воздух между песчинок исчезает, мокрые грани песчинок слипаются и держат друг друга.
Воспитатель : Сравните мокрый и сухой песок.
Дети делают вывод: Сухой песок сыпучий. Мокрый песок нельзя сыпать, но принимает любую форму, становится более тёмным.
Появляется Кикимора, просит детей помочь, посоветовать, как очистить воду?
Предположения детей.
Воспитатель : Не волнуйся Кикимора, мы тебе поможем.
Опыт 3 “Фильтр из песка”.
Есть метод очистки воды песком. Возьмите воронку, вниз положите ватный диск и насыпьте песок до половины. Налейте медленно грязную воду.
Что происходит?
Дети : Вода очищается, течёт чистая вода.
Воспитатель : Где остаётся грязь и мусор?
Дети : Грязь и мусор остаётся на песке, а вод проходит сквозь песок.
Воспитатель : Но воду эту нельзя пить, надо прокипятить.
Вывод : Песок-это природный фильтр, он пропускает воду, очищает.
Кикимора : Спасибо за помощь. У меня есть для вас сюрприз.
Физкультминутка.
Танцуют под песенку “Почемучка”.
Воспитатель : Где используют ещё песок, расскажут дети.
Просмотр слайдов и комментарии детей. (Песок используют для очистки воды, в строительстве, посыпают дороги зимой, входит в состав стекла, песочнице, песочных часах, делают сувениры, применяют в медицине для лечения).
Воспитатель : Песком можно ещё рисовать. Как можно получить цветной песок.
Дети : Смешать измельчённый цветной мел с песком.
Для рисования предлагается клей ПВА, кисточки, картон с нарисованным контуром предмета, цветной песок. Вместе с Кикиморой рисуют цветным песком.
Дети дарят Кикиморе картину. Кикимора благодарит и уход.
Дети выставляют готовые работы.
Конспект занятия в подготовительной группе по теме
«В стране волшебства»
Жаринова Ирина Романовна;
Воспитатель;
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №3 «Одуванчик» комбинированного вида г.Новотроицка Оренбургской области;
Цель: расширять представление детей о действии магнитных сил на основе опытнической деятельности.
Образовательные задачи: сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; познакомить об использовании магнита человеком.
Развивающие задачи: развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность, активизировать словарь детей, умение делать выводы.
Воспитательные задачи: способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств.
Раздаточный материал: магниты, металлические, пластмассовые, деревянные, стеклянные, бумажные предметы в тарелочках, 5 глубоких чашек с водой (1 чашка на 4чел.), по одной монетке каждому, 5 чашек с крупой (1 чашка на 4чел.), рабочие листы.
Методические приёмы: сюрпризный момент, работа с алгоритмами, беседа, опыты, вопрос-ответ, логическая задача, художественное слово.
Ход занятия
Воспитатель: к нам на занятие прилетела гостья. Что это за птица?
Дети: сорока.
Воспитатель: сорока очень любопытна, любит везде летать, хватать разные предметы и обо всём хочет знать. Сегодня она ходила вокруг дерева и нашла какой-то предмет, но не знает, что это за предмет и что с ним можно делать. В детский сад она не ходит, в школу тоже, поэтому она и прилетела к нам. Сорока уверена, что вы сумеете ей помочь. Она знает, что в нашей группе ребята любознательные, умные.
– Сорока, покажи ребятам свой предмет. Что же это?
Дети: магнит.
Воспитатель: "Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит".
Воспитатель: вы готовы помочь сороке? А как же мы сможем ей помочь?
Дети: проведём опыты, расскажем, покажем.
Воспитатель: Я предлагаю вам, отправится в путешествие. Город под названием «Магнитбург».
Давайте узнаем, почему он так называется и что интересного, полезного для себя мы можем найти здесь.
Легенда для любознательных:
В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой - притягивать к себе некоторые предметы. Неподалеку от горы был город Магнезия, в котором жил храбрый рыцарь Магнитолик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело разгуливал Магнитолик, где хотел. Только в одном месте еще ни разу не был - возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо нее проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает…
Но Магнитолик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за колдовство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернется. Но как ни был Магнитолик силен и отважен, гора все равно притянула его к себе. Магнитолик был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от нее освободиться и освободил всех рыцарей».
Воспитатель: ребята, вы догадались, как называлась эта гора?
Какой способ нашел Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы?
Дети: снял доспехи, сделанные из железа.
Воспитатель: Где используются магниты? (Ответы детей)
Воспитатель: в нашей группе конструктор, магниты-значки, кукла на магните с одеждой, в магнитофонных колонках динамиках, в холодильниках, даже в сверхскоростных поездах вместо обычных колес и рельс человек придумал использовать магнит, ожерелья и браслеты могут иметь магнитную застежку).
Улица «Узнай-ка» .
Воспитатель: Что же может магнит? (притягивать металлические предметы). Давайте докажем это сороке.
Инструктаж по Т.Б.
На столах, в тарелочках, находятся предметы из разных материалов: железа, дерева, пластмассы, бумаги и стекла. Возьмите магнит и с помощью него разделите ваши предметы на две группы: в первой группе у вас будут предметы, которые притягиваются магнитом, а во второй группе - предметы, которые не притягиваются магнитом.
Воспитатель: Из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом? (Из железа)
Воспитатель: Из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом? (Из дерева, изпластмассы)
Вывод: магнит притягивает железные предметы через воздух. Это свойство называется магнитной силой.
Магазин «Веселые ножницы».
Воспитатель: Вот вам задачка посложнее. Подумайте, как можно помочь маленькому магниту стать большим? И заставить ножницы танцевать? (Ответы детей).
Воспитатель: соединить несколько магнитов вместе.
Игра «Притянет – не притянет».
Мяч - это магнит, дети – предмет, который называет воспитатель. (Дети должны определить, притягиваются они магнитом или нет, в соответствии - ловят или не ловят мяч).
Бассейн «Водная стихия»
Воспитатель: необходимо достать ключ, не намочив рук, воду сливать нельзя, как же это сделать? (ключ достаем при помощи магнита)
Воспитатель: в воде находится ключ. Опускаем магнит на нитке в воду. Что происходит?
Вывод. Магнит сохраняет свои свойства в воде. Магнитная сила действует в воде. Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.
Спортивный комплекс «Волшебный лабиринт».
Воспитатель: А как вы думаете, может ли магнит притягивать предметы через преграду. Для этого возьмем магнит, приблизим его к монетке, которая лежит на стеклянной тарелочке, и попробую ее передвинуть к краю тарелочки.
Вывод: магнит воздействует через стекло. Сила магнита действует и сквозь стекло.
Воспитатель: у вас у всех лежат карточки с дорожками. Попробуем по этим дорожкам провести монетку с помощью магнита через картон. Для этого монетку положите сверху на дорожку, а магнит приложите снизу. Нужно двигать монетку с помощью магнита как можно точнее, не сходить с намеченного пути.
Вывод: Сила магнита действует через картон.
Библиотека сказка «Золушка».
Воспитатель: Кто ей помог перебрать чечевицу с горохом? (Птицы).
Воспитатель: а сейчас злая мачеха перемешала крупу с шурупами, болтами и гайками и опять заставила перебирать Золушку, птицы помочь в этот раз не могут, боятся сломать клювики.
Воспитатель: Может быть, мы сможем помочь? Как это сделать быстрее?
Дети: при помощи магнитов.
Сказка «Колобок»
Жили-были старик со старухой. Не было у них детей. Решили они сделать себе помощника. Долго они думали из чего сделать, из бумаги, ткани, дерева. Да только жили они так бедно, что ничего у них не нашлось. Уж мела, мела старуха по амбару, скребла по сусекам - ничего не нашла. Помел старик по сараю, намел немного гаечек, болтов и шурупов. Вздохнул: «Разве из этого что-нибудь сделаешь?» Открыл печь, швырнул туда горсть с железками, да и пошел спать.
Наутро собрались печь топить, открывают, чтобы дрова положить, а там «колобок» лежит, да не простой, а железный. Обрадовались старики, что у них помощник появился.
А колобок оказался любознательный. Попросился он как-то погулять, свет посмотреть. Катится, катится и поет свою песенку:
Я колобок, колобок,
Я железный бок.
Я хочу гулять,
Все на свете знать.
Услышал его песенку З аяц . Говорит: «Колобок, железный бок, я тебя съем!» Схватил, да не смог даже от земли оторвать, такой тяжелый и твердый. Так и остался заяц ни с чем, а колобок покатился дальше.
Катится, катится, а навстречу ему В олк : «Колобок, железный бок, я тебя съем!» Схватил колобка, чуть приподнял, да не удержал, уронил и прямо себе на лапы. Завизжал волк, а колобок в это время покатился дальше.
Катится, катится колобок, а навстречу ему Медведь: «Колобок, железный бок, а я тебя съем!» Схватил колобка и думает « зайду подальше в лесок, сяду на пенек и съем колобка». Тропинка
проходила возле Магнитной горы. Пока медведь мечтал, как колобка есть Магнитная гора притянула колобка к себе. Колобок прилип к горе, не может освободиться. Так и остался медведь ни с чем,
А тут мимо горы бежала Лиса . Видит - колобок к горе примагнитился. Подбежала, хотела оторвать, не получилось. Ходит возле него: и понюхает, и полижет. Только зубы обломала. Постучала по нему - понравился звон, который он издавал. Этот звон услышал дедушка, он колобка уже давно ходил, искал. Вытащил дедушка магнит, притянул к себе колобка и забрал его домой.
С тех пор стали они вместе жить. Радуются старик со старухой. Вот и сказке конец!
Вывод: Нельзя брать чужое. Легко железо притягивается к магниту.
Рефлексия . Я приглашаю вас встать в круг.
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И, скажу, вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья,
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют творить.
Чуткие руки умеют дружить.
Итог занятия.
Сорока – белобока, узнала много интересного и полезного о магните. Я думаю, теперь она знает, как правильно использовать магнит.
Что нового и интересного вы узнали о магните?
Программное содержание:
Формировать представление о воздухе, его свойствах (бесцветный, имеет вес, не имеет запаха, легче воды, движется; Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. - расширять и активизировать словарь детей;
Оборудование:
- игрушка «Лягушонок»
- полиэтиленовые пакеты (по количеству детей)
- миска
- стакан
- стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей
- чеснок, пресс для чеснока
- веера по количеству детей
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Ребята, а что вы знаете и можете сказать о воздухе?
Вся наша планета окутана воздушным покрывалом. Воздух – везде: на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас.
(Из-за дверей доносятся звуки)
Лягушонок: Ой, помогите, спасите, лечу!!!
Воспитатель: Кто это там кричит (открывает двери) ?
(В комнату на воздушных шариках залетает лягушонок) .
Здравствуй лягушонок! Как ты к нам попал?
Лягушонок: Здравствуйте ребята! Я гулял с шарами, но вдруг ветер подхватил меня и понес, понес и принес к вам в детский сад.
Как у вас здесь интересно! А что это вы здесь делаете? Можно мне остаться?
Воспитатель: Конечно, оставайся. Мы сегодня с ребятами говорим о воздухе.
Лягушонок: О воздухе? А что такое воздух? Что-то я о нем слышал, но никогда с ним не встречался. Может, его вовсе нет?
Воспитатель: Погоди лягушонок. Я тоже никогда с ним не встречалась, но знаю, что он вокруг нас.
Лягушонок: Ничего я не вижу. Где же он? Куда он спрятался?
Воспитатель: Никуда он не спрятался. Ребята, давайте докажем лягушонку, что воздух действительно есть. Я приглашаю всех в мини-лабораторию, чтобы мы могли проводить опыты как настоящие ученые (дети переходят за столы) .
Опыт №1 «Как поймать воздух» .
Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
Лягушонок: Я уверен, что там ничего нет!
Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
(Воспитатель подносит пакет к лягушонку) .
Лягушонок: Я его не вижу, но чувствую.
Воспитатель: Молодец лягушонок! Ты сам сделал правильный вывод, что воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Опыт №2 «Что в стакане?»
Воспитатель: Посмотрите, у меня в руках стакан. Как вы думаете, он пустой?
Лягушонок: Это же всем понятно, что в нем ничего нет.
Воспитатель: Вот мы сейчас проверим. Нам понадобится емкость с водой и этот стакан.
Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно.
Что вы видите? Попадает ли вода в стакан?
Вытаскиваем. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри?
(Воспитатель предлагает детям потрогать стакан внутри) .
Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод?
Правильно, в стакане находится воздух, он не пускает туда воду.
А теперь, попробуем опустить наш стакан в воду, но держать его будем немного наклонив. Смотрите внимательно, что появилось в воде?
Мы наблюдаем пузырьки воздуха. Откуда он взялся?
Какой можно сделать вывод?
При опускании стакана в воду, она постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место.
Лягушонок: Ребята, я тоже вспомнил, как можно увидеть воздух! Я сидел в пруду и пускал через соломинку пузыри в воду. Было так весело.
Воспитатель: Молодец лягушонок! Ты мне подсказал еще один интересный опыт с воздухом.
Опыт № 3 «Воздух легче воды»
Воспитатель: Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берется?
Лягушонок: А почему пузырьки поднимаются на поверхность?
Воспитатель: Потому, что воздух легче воды.
Что это? Как вы думаете, что находится внутри пузырей?
Физкультминутка.
Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)
Рукава засучим смело (засучиваем рукава)
Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)
Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)
Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)
И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)
Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте)
Лягушонок: А мне интересно, имеет ли воздух запах? Как вы думаете ребята?
Воспитатель: Попробуйте втянуть воздух носом. Пахнет?
Дети: Нет!
Воспитатель: Но мы ведь можем его почувствовать носиком. Я возьму чеснок и раздавлю его.
Лягушонок: Ой! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать.
Воспитатель: Что ты, Лягушонок! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.
Воспитатель: Лягушонок, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Ребята, хотите устроить ветер?
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
Лягушонок: Ой, спасибо. Значит, когда воздух движется, получается ветер.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.
Лягушонок: Вот спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе!
Лягушонок: Присаживайтесь поудобнее, я вам расскажу сказку про воздух. Сказка эта не простая, а волшебная. А ещё - поучительная, полезная, интересная.
Презентация
В одном сказочном лесу жил веселый Воздух. Он был чист и прозрачен. Каждое свое утро он проводил на маленькой поляне в глубине леса, играя со своими друзьями-зверятами.
Они прыгали через веселый ручей, зайчата гонялись за листьями, а белочки с лисичками играли в догонялки.
Всем было радостно играть на свежем воздухе.
Однажды на поляну пришла Баба Яга и захотела построить себе дом. Места ей было мало на полянке и она начала рубить деревья вокруг.
Баба Яга построила себе дом и начала топить печь, но чтобы топить печь ей снова понадобились деревья, и Баба Яга вырубила почти все деревья в лесу. Дым, выходящий из трубы, попал в Воздух. Воздух заболел. Он задыхался, кашлял и стал мрачным. Для того чтобы вылечиться Воздуху нужны деревья, но их осталось очень мало.
Вместе с Воздухом заболели зверята и взрослые звери. Всем стало понятно, что Баба Яга принесла беду в их сказочный лес. И тогда звери пошли к Бабе Яге чтобы рассказать ей как сильно они болеют, что без чистого свежего воздуха им плохо. Звери показали Бабе Яге, что случилось с лесом. Баба Яга посмотрела вокруг и не увидела ни одного дерева, не услышала ни одной поющей птички. Она очень расстроилась и спросила у зверят:
«Что же мне теперь делать?»
А звери ей ответили: «Для того чтобы вылечить Воздух нужно перестать топить печь и перестать рубить деревья!»
Баба Яга снова спрашивает: «А как же я без печки то буду?»
А зверята ей отвечают: «А ты расстели побольше соломы в доме, как мы все это делаем и тогда у тебя будет тепло. Сажай каждый день новые деревца и наш сказочный лес будет тебя согревать и оберегать!»
Баба Яга послушала зверят, перестала топить печь и принесла много соломы в дом. Помогла зверятам посадить новые деревья
Постепенно Воздух стал отчищаться, а жители сказочного леса каждый день высаживали маленькие деревца, хотя все понимали, что вырубить деревья
можно быстро, а на то, чтобы вырастить лес, нужно очень много времени.
До свидания ребята! До новых встреч!