Как помочь первокласснику? Психологическая помощь первокласснику

Родители часто думают, что единственная новая задача, которая встает перед первоклассником, - это учеба. На самом деле перед ним встает куда больше разных задач, и справиться со всеми одновременно ребенку нелегко.

О том, как взрослые могут помочь детям адаптироваться к школе, рассказывает психолог Анна Смирнова .

Поделитесь опытом

Позаботьтесь о том, чтобы к 1 сентября будущий первоклассник был не только обеспечен всем необходимым для школы, но и представлял, что ему там надо будет делать. Естественно, у малыша могут возникнуть вопросы, на которые важно честно и доступно ответить. Когда в семье есть старшие школьники, они обычно делятся с младшими своим опытом. Если старших детей нет, расскажите ребенку о своих школьных годах сами, почитайте ему книжки, в которых герои ходят в школу.

Не требуйте многого

Не стоит ждать, что ваш малыш, словно по мановению волшебной палочки, немедленно превратится из неразумного дошколенка в сознательного школьника, который серьезно относится к учебе, прилежно выполняет задания, да еще и по дому помогает. На привыкание к новому статусу нужно время. Что-то у ребенка поначалу может не получаться.

Часто дети в это время забывают даже то, что умели, - так много жизненных ресурсов у них уходит на приспособление к новым обстоятельствам. Ведь им предстоит не только , им придется налаживать отношения с новыми людьми - одноклассниками и учителями, осваивать новое пространство, усваивать школьные правила. Все эти задачи наваливаются на первоклашку сразу и отнимают у него огромное количество сил.

Бывает, что к моменту возвращения домой он так устает, что начинает вести себя, как маленький. Особенно трудно тому, кто не ходил до школы в детский сад и не получил опыта так называемой «жизни в системе». Поэтому будьте снисходительны.

Позвольте ребенку расслабиться дома и позаниматься тем, чем он хочет, даже если это занятие, по вашему мнению, недостойно его «солидного» возраста.

Поддержите

В первом классе дети еще нуждаются в постоянном внимании взрослых. Видя, что у ребенка что-то не получается, предложите свою помощь, но не навязывайте ее - ему достаточно знать, что вы рядом и всегда готовы помочь. Разговаривайте о школе. Хороший повод для этого дает совместный сбор или разбор портфеля - лучше опираться на конкретные вещи, чем задавать отвлеченные вопросы, на которые детям обычно нелегко отвечать. Когда ребенок начнет что-то рассказывать, важно слушать его внимательно, без оценок и наставлений. Можно задавать наводящие вопросы, помогающие ему понять себя и ситуацию. Старайтесь всегда поддерживать положительный настрой, укрепляя в ребенке веру в собственные силы и способности.

Успокойтесь сами

Много родительских тревог связано с домашними заданиями. Не пугайтесь, если ваш ребенок долго не может решить элементарный пример. Это для вас он легкий, а малышу для выполнения даже самого простого задания может понадобиться много времени, а для усвоения простейшего правила - много повторений, и это нормально. Ваше спокойствие очень важно, поэтому не «взрывайтесь», не пытайтесь помогать чаду с уроками, если чувствуете себя раздраженно.

Первоочередная задача взрослых - любить и поддерживать своего ребенка, а не требовать от него высоких результатов. Вообще избегайте соблазна сводить всю жизнь школьника к учебе, надо, чтобы ваше общение строилось и вокруг других тем.

Не перегружайте

В первом классе рано отдавать ребенка в кружки и на дополнительные занятия - это Его отдых должен быть полноценным. А, например, такие популярные детские развлечения, как компьютерные игры и мультики, - это не отдых, а тоже нагрузка, которая не должна занимать больше 30 минут в день.

Некоторые дети, поступив в школу, нуждаются в обязательном дневном сне. Предоставьте им такую возможность.

Если возникнут проблемы

Первый класс может неожиданно .

Чтобы «подтянуть» отстающие участки мозга и таким образом облегчить ребенку учебную жизнь, понадобится помощь нейропсихолога.

Если , необходимо позвать на помощь школьного психолога - конфликт может затормозить учебную деятельность. При проблемных отношениях с учительницей родители должны сделать все возможное, чтобы наладить с ней диалог, а если это не получится - срочно перевести ребенка в другой класс или в другую школу.

Поход в первый класс и одновременный переход от состояния дошкольника к состоянию школьника - это не просто важный и практически неизбежный этап в жизни каждого человека, но еще и сложный психологический момент. Значительное количество специалистов обращают внимание на то, что в любом случае ребенку необходимо помочь, причем, сделать это как можно более не навязчиво, адаптироваться к новым условиям.

Как только их ребенок становится школьником, а тем более, если при этом не отличается какими - либо значительными успехами в поведении или же в самом обучении, родители стараются предпринять как можно более жесткие меры для того, чтобы избавиться от подобных проявлений как можно быстрее. Наиболее распространенными способами, наблюдающимися в этом случае, являются запреты на прогулки, а также постоянное рассказывание правил, касающихся необходимости перестройки поведения.

Чаще всего, по прошествии всего лишь нескольких месяцев родители наблюдают совершенно противоположный вариант. Виной всему выступает сформированное на подсознании мнение относительно того, что именно школа выступает в роли постоянного источник для наказаний. Подобная ситуация часто длится вплоть до окончания учебного заведения и в некоторой степени усугубляется при достижении подросткового возраста.

Чтобы не достигнуть подобного, родителям изначально стоит понять насколько сложно их чаду. Если есть определенные сложности, стоит обратиться за помощью к детскому психологу по ссылке . Он поможет разобраться с проблемой и предотвратить ухудшение ситуации, а также разъяснит, как справляться со сложными ситуациями и ребенку, и родителям. А главное, как не потерять доверительные отношения и взаимопонимание.

Важно, чтобы сын или дочь по-прежнему, несмотря на то, насколько успешно или, наоборот, безуспешно, проходит процесс обучения, мог в полной степени почувствовать любовь и заботу, которая исходит от родителей. И в этом психолог для ребенка может оказать неоценимую помощь.

Еще одной распространенной ошибкой является стремление родителей в определенной мере «загрузить» своего отпрыска выполнением домашних заданий. Причем, иногда не просто в ущерб развлечениям, но и обычных и к тому же достаточно полезных для здоровья, прогулок на свежем воздухе. С целью избегания различных неприятных моментов, желательно заранее обсудить с ребенком его новый распорядок дня.

Многие дети стремятся сегодня заниматься некоторыми видами спорта или же творчества в то время как родители считают посещение различных секций второстепенным по значимости моментом. Подобное также ни в коем случае не должно допускаться.

Для того чтобы узнать, положена ли вам государственная помощь при подготовке к школе или нет, следует внимательно изучить все нюансы подобной процедуры.

Какие районы России имеют право на оформление

Первоначальный вопрос, который интересует тех, кому положена выплата многодетным семьям на первоклассника - это: какие районы имеют право на оформление подобной процедуры? Такое пособие обязательно к выплате в следующих регионах:

  1. Московская область и сама столица.
  2. Санкт-Петербург и область.

Кроме того, такая выплата должна обязательно присутствовать в следующих областях:

  1. Архангельск.
  2. Белгород.
  3. Брянск.
  4. Владимир.
  5. Воронеж.
  6. Волгоград.
  7. Вологда.
  8. Иваново.
  9. Калининград.
  10. Калуга.

Наряду с ними, в данный список входят еще и следующие края:

  • Алтай.
  • Камчатка.
  • Красноярск.
  • Краснодар.

В будущем единовременная выплата первокласснику из многодетной семьи будет назначаться в следующимх республиках:

  1. Республика Коми.
  2. Кабардино-Балкария.
  3. Карелия.
  4. Мордовия.
  5. Чувашия.

Таким образом, практически в каждом районе лица из малоимущих или многодетных семей имеют право на подачу заявления о выплате единовременного пособия в государственные учреждения.

Разновидности материальной помощи от государства

Второй вопрос, волнующий граждан: какие выплаты положены первокласснику из многодетной семьи? В случае отнесения вашей семьи к малоимущим или многодетным государство оказывает два типа материальной помощи. Обе они выдаются после подачи и рассмотрения заявления. К такой государственной поддержке относятся:

  1. Одноразовая материальная помощь первокласснику.
  2. Денежная поддержка для приобретения канцелярских товаров каждый месяц.

На одноразовую помощь могут претендовать абсолютно все малоимущие или многодетные семьи. Выплачиваемые единожды, эти денежные средства имеют разный размер - в зависимости от региона - и могут выплачиваться для каждого ребенка в отдельности.

Ежемесячные выплаты первоклассникам из многодетной семьи от соцзащиты в виде приобретения канцелярских товаров осуществляются для тех же категорий семей, что и единовременные. Для их оформления в отдел соцзащиты по месту проживания подаются те же документы. Однако, размер такой помощи значительно ниже, нежели единовременная.

Перечень льгот, оплачиваемых государством

Наряду с выплатами ежемесячно и единоразово, малоимущим и многодетным семьям оказывается еще и дополнительная выплата многодетным семьям на первоклассника, выражаемая в виде следующих льгот:

  1. Внеочередной прием ребенка в детский сад обычного или санаторного типа.
  2. Бесплатные завтраки и обеды в школе на протяжении всего периода обучения.
  3. Выдача лекарственных средств по льготным талонам.
  4. Получение бесплатных путевок в санатории и оздоровительные лагеря.
  5. Получение протезов и ортопедической обуви бесплатно - при наличии медицинского заключения.
  6. Предоставление школой бесплатной повседневной и спортивной формы.
  7. Получение сниженной вполовину оплаты за проезд на любом виде транспорта в пределах Российской Федерации в санаторий или лагерь. Данная льгота действует также еще и в отношении родителя ребенка.

Каким семьям положены социальные выплаты?

Единовременная, ежемесячная и льготная выплата многодетным семьям на первоклассника назначаются, как было написано выше, малоимущим и нуждающимся. К таковым, в частности, можно отнести:

  • Родителей, имеющих небольшой доход. Под ним понимается заработная плата, размер которой не достигает прожиточного минимума.
  • Отсутствие кормильца или матери.
  • Многодетные семьи. Под ними понимаются те, в которых находится от двух и более детей несовершеннолетнего возраста.
  • Семья, в которой проживает призывник, отправившийся по месту ведения военной службы.

Наряду с данными критериями, существует еще и критерий дохода. Под ним подразумевается средний заработок всех членов семьи. Узнать его можно путем сложения всех доходов и разделения на количество людей, прописанных на одной жилплощади. В случае недостижения прожиточного минимума такая семья автоматически приписывается к малоимущим и нуждающимся.

Каким документом руководствуется соцзащита при назначении льготных выплат?

К сожалению, ситуация такова, что отнюдь не все представители социальной защиты добросовестно выполняют свои рабочие обязанности. Именно в таких случаях каждой семье, претендующей на категорию малоимущих и нуждающихся, необходимо знать документы, которыми руководствуются представители соцзащиты.

Главный документ, который относит любую семью к малоимущим и многодетным - это Указ Президента Российской Федерации № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 5 мая 1992 года, включающий в себя дополнения от 2003 года. В нем нет прямого понятия «нуждающейся семьи», однако дается указание самостоятельного назначения данной категории. Она должна устанавливаться согласно следующим данным:

  1. Культура определенного региона.
  2. Процент рождаемости и смертности.
  3. Экономическая ситуация.

После анализа полученных данных должен быть выпущен документ с показателями, согласно которым та или иная семья может считаться малоимущей в том или ином регионе.

В каком виде может осуществляться материальная помощь?

О том, какие выплаты положены первоклассникам из многодетных семей, список был размещен выше. Однако, не всегда они выдаются в денежном эквиваленте. Иногда выдается в виде вещей либо в другие сроки.

Например, в Нижнем Новгороде и Мурманске социальная защита руководствуется Постановлением о выплате денежных средств определенной категории семей, согласно которому нуждающимся выплачивается от 1600 до 3100 рублей на одного несовершеннолетнего.

А выплата многодетным семьям на первоклассника в Москве и области осуществляется только раз в год, и направлена она на приобретение школьной одежды на каждого ребенка из многодетных и малоимущих семей. Точно такой же политики придерживается и Петропавловск-Камчатский с дополнением в виде оплаты канцелярских товаров и обуви.

Исходя из данных показателей, становится очевидным, что выплата материальной помощи - это не всегда раз в месяц или единожды за всю жизнь ребенка. Для того чтобы точно узнать, положены ли выплаты первокласснику многодетной семье вашей, необходимо своевременно отправить запрос в органы социальной защиты населения.

Каким образом отправить запрос в соцзащиту?

Чтобы отправить запрос и узнать о возможности получения помощи от государства, можно воспользоваться одним из трех способов:

  1. Посещение местного органа социальной защиты населения.
  2. Отправка заявления по электронной почте главе администрации или губернатору.
  3. Оформление заявки на сайте органа социальной защиты населения.

При использовании одного из трех пунктов крайне необходимо уточнить информацию о списке льгот для вашей семьи, документации для предоставления.

Ответ, обычно, приходит в срок до 30 дней. При положительном решении требуется начать сбор документации.

Документальное оформление выплаты

При оформлении выплаты первоклассникам из многодетных семей суммы, как уже указывалось выше, выдаются разные. Однако, не только этот показатель может разниться в регионах, но и оформление документов. Наиболее точный перечень прописывается представителем социальной защиты. Однако, существует общий список документов, которые обязателен к предоставлению в госучреждении. К нему относится:

  1. Документ, удостоверяющий личность обращающегося.
  2. Свидетельство о рождении ребенка или детей.
  3. Справка о количестве проживающих на одной жилплощади.
  4. Документ из Министерства социального развития в регионе проживания. В нем должно указываться, что никаких выплат в пользу будущего школьника произведено не было. Особенно он необходим тем, чьи родственники проживают по другому адресу.
  5. Документ из образовательного учреждения о поступлении ребенка в 1 класс.
  6. Данные банковского счета, на который должны быть начислены денежные средства.

Подготовка документации (полного пакета документов) должна занимать не более полугода с момента перехода ребенка из сада в школьное учреждение.

Кроме того, следует заранее записаться на прием в местный орган социальной защиты. Для установки контактов данной службы можно воспользоваться помощью Всемирной паутины. Удобный сервис на сегодняшний день который доступен каждому человеку.

В течение какого периода времени должна осуществляться выплата?

Единовременная равно как и другие виды льгот, назначаются государственными структурами после получения запроса от Сама же выплата осуществляется в период с последнего летнего месяца до начала зимы настоящего года.

Однако, при неполных или неправдоподобно предоставленных данных от родителя или представителя выплата не осуществляется. В таком случае человека ждет отказ и выплата штрафа, сумма которой назначается в соответствии с действующим Законодательством Российской Федерации.

В каких случаях оформляется отказ в помощи?

Выплата от государства не осуществляется в следующих случаях:

  1. Отсутствие оснований для предоставления материальной помощи.
  2. Ложные или неполные данные в предоставленных в органы соцзащиты документах.
  3. Отсутствие оригиналов или заверенных копий документов либо запоздалое их предоставление.

Каждой семье, претендующей на категорию малоимущих и нуждающихся, необходимо знать документы, которыми руководствуются представители соцзащиты. При наличии любого из перечисленных пунктов материальная помощь в отношении заявителей оказываться не будет.

Помощь первокласснику в период адаптации к школе

Совет первый: самое главное, что вы можете подарить своему ребенку, - это ваше внимание. Выслушивайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. И помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день! Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он обязательно почувствует вашу поддержку. Слушая его внимательно, вы сможете понять, в чем малышу нужна ваша помощь, о чем следует поговорить с учительницей, что реально происходит с ребенком после того, как вы прощаетесь с ним у дверей школы.

Совет второй: ваше положительное отношение к школе и учителям упростит ребенку период адаптации. Спросите любого знакомого первоклассника, какая у него учительница. В ответ вы, скорее всего, услышите, что она самая лучшая, самая красивая, самая добрая, самая… Для первоклассника учительница становится одним из самых главных взрослых в жизни. В первые месяцы в школе учительница затмевает и маму и папу. Мудрым поступком будет поддержать эту «влюбленность» ребенка и не ревновать. Сотрудничайте с учителями вашего ребенка, предлагайте помощь, проявляйте активность. В классе с активными родителями, как подмечено, теснее и лучше отношения между детьми, интереснее жизнь, больше праздников и походов. Даже если лично у вас, как родителей, есть какие-то вопросы к учителям, вам кажется, что что-то нужно делать по-другому, все трения должны остаться между взрослыми. Иначе ребенок будет вынужден разрываться между любовью к родителям и авторитетом учителя. Очень вредны негативные или неуважительные высказывания о школе и учителях «в семейном кругу», это значительно усложнит ребенку адаптационный период, подорвет спокойствие ребенка и уверенность в заботе и согласии между важными для него взрослыми людьми.

Совет третий: ваше спокойное отношение к школьным заботам и школьной жизни очень поможет ребенку. Видя родителей спокойными и уверенными, ребенок почувствует, что бояться школы просто не нужно. Одна бабушка плакала, собирая внука с утра в школу. Она гладила его по голове, бегала между портфелем и одеждой и причитала: «Куда же мы тебя отпускаем! Тебя же там целый день кормить не будут! Как же ты там один без меня будешь!» И так каждое утро в течение месяца. Встречали мальчика из школы так, будто он только вернулся живым с войны. Родители мальчика заметили, что ре6енок начал «бояться школы». Основную работу провели с бабушкой. Ее пригласили на целый день школьных занятий, она присутствовала на всех уроках, завтракала вместе со всем классом, зашла в школьную раздевалку, медицинский кабинет, спортивный зал… Кстати, гордость мальчика не была уязвлена присутствием в классе бабушки. Ему пообещали, что он расскажет одноклассникам, что это его бабушка, только если захочет сам. После этого дня бабушка поняла, что внук растет и теперь школа ему по плечу. Очень быстро прошли страхи и у самого ребенка.

Совет четвертый: помогите ребенку установить отношения со сверстникам и чувствовать себя уверенно. Особенно ваша помощь понадобится, если ребенок не ходил до школы в детский сад. В этом случае он не привык к тому, что внимание взрослых распределяется сразу между несколькими детьми. Хвалите ребенка за общительность, радуйтесь вслух его новым школьным знакомствам. Поговорите ним о правилах общения со своими ровесниками, помогите стать вашему ребенку интересным другим. Учите его новым играм, чтобы он мог показать их друзьям. Пригласите одноклассников вашего ребенка к вам домой - простое чаепитие, а маленький хозяин научится принимать гостей.

Не стоит «подкупать» внимание школьных товарищей вашего ребенка дорогими игрушками и одеждой. Так ваш ребенок не научится быть нужным другим сам по себе. Ваш сын или дочь может столкнуться с завистью и неодобрением одноклассников.

Уверенный в себе, общительный малыш адаптируется к любой ситуации быстрее и спокойнее.

Совет пятый: помогите ребенку привыкнуть к новому режиму жизни. Ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. Многие дети в первом классе впервые сталкиваются с необходимостью вставать в одно и то же время с утра. На протяжении 3-6 часов школьного дня ребенок активно учится. В шесть-семь лет такая нагрузка равна напряженному рабочему дню взрослого человека. С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, зрение, слух ребенка.

Если до этого вы не придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести его Ваша дочь или сын нуждается в регулярном, продолжительном сне. Помогите школьнику научиться засыпать в одно и тоже время. Не заставляйте ребенка сразу садиться за уроки. Ребенку нужно время, чтобы отдохнуть. Это полезно и для самого процесса обучения. Мозг использует время отдыха, чтобы «уложить новые знания на нужные полочки». Ребенку, как и нам, после рабочего дня нужен кусочек тишины и отдыха. Позаботьтесь о здоровье вашего ребенка, так как в первые месяцы школьного обучения огрехи в режиме дня будут сказываться более серьезно, чем раньше.

Совет шестой: мудрое отношение родителей к школьным успехам исключит треть возможных неприятностей ребенка.

Многие мамы и папы так хотят гордиться своими детьми и так беспокоятся об их отметках, что превращают ребенка в приложение к школьному дневнику. Школьные успехи, безусловно, важны. Но это не вся жизнь вашего ребенка.

Школьная отметка - показатель знаний ребенка по данной теме данного предмета на данный момент. Никакого отношения к личности ребенка это не имеет. Хвалите ребенка за его школьные успехи. И помните, никакое количество «пятерок» не может быть важнее счастья вашего ребенка.

Давайте постараемся, чтобы самые первые шаги, сделанные каждым малышом в школьном мире, были для самого ребенка и членов его семьи радостными и уверенными.

Предварительный просмотр:

Родителям будущих первоклассников

Не нужно переживать, во сколько лет отдавать ребенка в школу. Конечно, можно пойти на консультацию к психологу, и попросить протестировать вашего ребенка. Но сначала попробуйте сами ответить на вопросы теста, чтобы понять, на сколько ваш ребенок готов к школе.

На языке психологии уровень готовности к школе называют школьной зрелостью, или психологической готовности к школе. Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Интеллектуальная зрелость для возраста 6-7 лет — это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и их координации.

Эмоциональная зрелость — это ослабление непосредственных, импульсивных реакций (умение держать себя в руках), и умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности поведения.

Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя.

За основу готовности к школе, таким образом, принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе.

Любой ли ребенок может пойти в школу и успешно в ней учиться? Очевидно, что это не так. Дело в том, что путь развития каждого ребенка индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то, наоборот, не умеет улыбаться, но зато начинает говорить целыми фразами, да еще и запоминает буквы. Поэтому к школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта — знаниями, умениями, навыками, привычками. Впоследствии каждый из них научится читать и считать и, может быть, даже станет грамотным, но к моменту поступления в школу важнее иметь не конкретные сформированные навыки, а способность воспринимать и усваивать новый материал, то есть способность ребенка к обучению.

Итак, поскольку школьная зрелость, как и вообще все развитие ребенка, подчиняется закону неравномерности психического развития, каждый ребенок имеет свои сильные стороны и зоны наибольшей уязвимости. Для того чтобы вы могли сами оценить подготовленность ребенка, предлагаем вам короткий тест. Готов ли ребенок к школе?

Тест для родителей

Хочет ли ваш ребенок идти в школу?

Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?

Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?

Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?

Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

Умеет ли он изменять существительные по числам?

Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?

Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?

Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?

Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.?

Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет:

15-18 баллов — можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;

10-14 баллов — вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;

9 и меньше — почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

Результаты могут вас разочаровать. Но помните, что все мы — ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе — это комплекс способностей, поддающихся упражнению. Упражнения, задания, игры, выбранные вами для развития ребенка, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, старшим братом — со всеми, кто располагает свободным временем и желанием заниматься. При подборе заданий обратите внимание на слабые места своего ребенка. Полезно, чтобы он все-таки умел читать и немного писать, считать — если ребенок опережает требования программы, он будет лучше себя чувствовать в школе.

Вы можете дать волю своей фантазии и видоизменять задания, а можете точно придерживаться инструкции, — в любом случае ваш ребенок растет и приближается к школе. Но помните, пожалуйста, несколько простых правил:

Занятия с малышом должны быть обоюдно добровольными.

Их длительность не должна превышать 35 минут.

Не пытайтесь предлагать ребенку задания, если он утомлен.

Постарайтесь, чтобы занятия имели регулярный характер — «мозговой штурм» при подготовке к школе не слишком эффективен.

Если вы опасаетесь за успехи своего ребенка, советуем вам не состредоточиваться на выработке конкретных навыков — не стоит «дрессировать» его на сложение и вычитание, чтение по слогам. Методические приемы обучения в начальной школе постоянно меняются, существует множество авторских программ, и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит в дальнейшем обучение ребенка. Куда полезнее будет использовать общеразвивающие упражнения, полезные для укрепления восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук. Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова - предлагайте ему внятно повторять слова, как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые («электрификация», «магистратура» и т. д.). Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами. Вспомните коллективные игры типа «Барыня прислала сто рублей», «Я садовником родился…» — они развивают произвольность действий, сосредоточенность, обогащают речевой запас детей.

Очень полезно запоминать различные предметы, их количество и взаиморасположение; обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки. Не забывайте почаще просить его сравнивать различные предметы и явления — что в них общего и чем они отличаются. Предложите ребенку запомнить последовательность цифр (например, номера телефонов). Хорошо стимулируют развитие концентрации внимания игры-лабиринты, в которых нужно «проследить» дорожку персонажа, а также задание на сравнение двух почти одинаковых рисунков.

Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами типа LEGO — все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка. Используйте подручные средства — можно отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички.

И, как бы ни продвигались объективные успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый!

Предлагаю протестировать вашего ребенка, чтобы определить его готовность к школе. Вопросы теста могут показаться вам слишком простыми, но на самом деле, это тест может показать ваши упущения в процессе образования ребенка.

Сможет ли ваш ребенок сходу назвать фамилию имя и отчество папы? А объяснить, почему снег идет зимой, а не летом? Попробуйте, тест небольшой, но в чем-то весьма любопытный.

Как проводить тестирование? Читайте ребенку вопрос, и отмечайте, верно он ответил, или нет. В конце тестирования посчитайте набранные баллы.

Если у вас хватит терпения, и вы пройдете тест полностью, будут очень интересны ваши отзывы о результате.

Ребенок должен ответить на следующие вопросы:

Назови свои фамилию, имя, отчество.

Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.

Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь - тетей или дядей?

У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?

Сейчас утро или вечер (день или утро)?

Когда ты завтракаешь — вечером или утром? Когда ты обедаешь - утром или днем?

Что бывает раньше — обед или ужин?

Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

Кем работает твой папа, твоя мама?

Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента (платье, карандаш)

Какое сейчас время года — зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

Когда можно кататься на санках — зимой или летом?

Почему снег бывает зимой, а не летом?

Что делает почтальон, врач, учитель?

Зачем в школе нужна парта, звонок?

Ты хочешь пойти в школу?

Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

Каких животных ты знаешь?

Каких птиц ты знаешь?

Кто больше — корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?

Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.

Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Оценка ответов

За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл (за исключением контрольных). На правильные, но неполные ответы на подвопросы ребенок получает 0,5 балла. Например, правильные ответы: “ Папа работает инженером”, “У собаки лап больше, чем у петуха”; неполные ответы: “Мама Таня”, “Папа работает на работе”.

К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15,22. Они оцениваются так:

№5 — ребенок может вычислить, сколько ему лет — 1 балл, называет год с учетом месяцев — 3 балла.

№8 — за полный домашний адрес с названием города — 2 балла, неполный — 1 балл.

№ 15 — за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики — 1 балл.

№ 22 — за правильный ответ — 2 балла.

№ 16 оценивается совместно с №15 и № 22. Если в № 15 ребенок набрал 3 балла, и в №16 — положительный ответ, то считается, что у него положительная мотивация к обучению в школе.

Оценка результатов: ребенок получил 24-29 баллов, он считается школьно-зрелым,

20-24 — средне-зрелым, 15-20 — низкий уровень психосоциальной зрелости.

Многие родители пребывают в сомнениях, во сколько лет отдавать ребенка в школу. В 6 или в 7 лет? Вопрос обычно легко решается, если на момент наступления 1 сентября ребенку только-только исполнилось, или скоро исполнится 7 лет. А как быть «зимним» детям, которые могут пойти в школу и в 6,5 и в 7,5 лет? По закону, сейчас идти в школу может ребенок, если на 1 сентября ему исполнилось 6,5 лет. Правда, есть дети, которых отдали в школу когда им еще не исполнилось и 6-ти лет, а есть те, которые пошли почти в 8.
Ситуации в жизни бывают разными. Кто-то спешит, и идет раньше, или наоборот ждет, чтобы попасть к выбранному учителю, когда тот набирает первоклашек. Кто-то находит другие аргументы.

Какие только доводы не приводят родители:

у меня мальчик, ему в армию, пусть идет в 6 — будет год на поступление в институт;

зачем лишать ребенка детства — пусть идет в 7,5;

да разве можно так поздно идти, он у меня уже читать умеет, ему скучно в 1 классе будет;

он у меня и так рослый (маленький), будет в 1 классе самым большим (маленьким).

Еще есть мнение, что отдавать ребенка в школу можно тогда, когда у него вырастут «шестерки» — коренные зубы. Это означает, что костная ткань ребенка достаточно окрепла, в организме хватает кальция, и позвоночник готов к повышенным нагрузкам, которые неизбежны в школе.

Во всех этих доводах есть разумное зерно, но пежде всего нужно ориентироваться на психологическую готовность ребенка, на зрелость его нервной системы.

Ведь затруднения в учебе могут возникать не только из-за того, что ребенок не понимает какой-то предмет, что плохой учитель, а из-за неусидчивости и невнимательности. И это не шалость с его стороны, а психологическая незрелость, возникающая в результате несформированности определенных психических процессов.

Задача родителей — развить эти психические процессы к школе, чтобы ребенок был подготовлен к новым событиям в своей жизни.


Как помочь первокласснику хорошо учиться.

(беседы для родителей)

· Подготовка к школе.

1. Истоки школьных проблем.

2. Пора ли в школу?

3. Чему и как учить до школы.

· Ребенок идет в первый класс

1. Адаптация к школе - что эта такое?

2. Здоровье и школьные нагрузки.

3. Режим первоклассника.

· Школьные проблемы детей и родителей.

1. Со всех сторон - трудности.

2. Что случилось с подчерком?!

3. Семейные проблемы и школьные трудности.

4. Понять и помочь.

ИСТОКИ ШКОЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ.

Что же такое готовность к школе? Из чего она складывается, чем определяется?

Проблема готовности ребенка к школе возникла несколько десятилетий назад. Вернее, была сформулирована как проблема, а существовала всегда. Решением этой проблемы заняты ученые не только в нашей стране, но и во всех цивилизованных странах. Методы обучения совершенствуются, современные дети тоже вроде бы развиваются быстрее...

Может быть, нечего им засиживаться дома, пусть идут учиться раньше, чем прежде? А с другой стороны, если маленький ребенок не готов. Не окажутся ли запросы систематического обучения чрезмерными и не приведут ли к нарушению его здоровья? Ведь у детей, не готовых к систематическому обучению. Труднее и длительнее проходит период приспособления к школе, у них гораздо чаще проявляются различные проблемы при обучении. Среди них значительно больше неуспевающих не только в начальной школе, но и в старших классах. И именно у них чаще всего отмечаются неполадки со здоровьем и прежде всего нервно- психические нарушения.

Известно, что одна из самых больших школьных бед и для детей и для взрослых - неуспеваемость. Так вот: более половины не готовых детей к школе плохо успевают! Значит. Борьба за успеваемость в значительной степени должна идти до школы.

Тревогу врачей и педагогов вызывают не только не успевающие, не готовые дети, но и хорошо успевающие. Эти дети выпадают из поля зрения и родителей, и учителя. Тревожиться ведь, на первый взгляд, не о чем- ребенок учится-то хорошо!

Но дело в том, что хорошая успеваемость ребенка при недостаточной психофизической готовности к обучению - достигается, как правило, очень высокой ценой, вызывая чрезмерное напряжение, приводя к утомлению и переутомлению, а в результате - к разного рода расстройствам. Этим детям необходимы особые, щадящий режим и особое внимание родителей.

Недостаточная готовность к обучению вовсе не фатальное препятствие которое ученику никогда не одолеть. Можно одолеть, важно только знать и учитывать особенности ребенка на которые может опираться педагог.

Конечно, в каждом отдельном случае необходимо решить основной вопрос: целесообразно ли данному ребенку идти в школу в 6 лет или лучше провести еще год в детском саду или дома? Для значительного числа « неготовых» детей режим детского сада лучше, чем в школе, способствует развитию и формированию школьно-значимых функций. И через год учиться ребенку будет много легче.

Иногда этот год необходим просто для укрепления здоровья, иногда требуется специальный комплекс занятий по формированию психологической готовности к школе, по развитию некоторых функций, важных для успешного обучения. Однако многие родители не только торопятся отдать ребенка в школу, но и настаивают на более интенсивной программе трехлетнего обучения.

Исследования показывают: больше всего не готовых детей в возрасте 5 – 5 с половиной лет - около 80%; в 6 лет таких детей уже намного меньше - 51%, а в 6 с половиной лет - 32%. В 7- летнем возрасте число не готовых к школе детей снижается до 13%.

Речь идет именно о систематическом обучении в условиях классно-урочной системы по определенной программе и в определенном темпе; по индивидуальной программе учить ребенка можно и в 4, и в 5 лет...

К концу дошкольного возраста ребенку уже мало одной игры_ у него формируется стремление к общественно значимой деятельности; оно и становится предпосылкой готовности к обучению. Постепенно ребенок начинает нуждаться в новых источниках знания, в новых отношениях, его уже не удовлетворяет обычный статус маленького, он хочет учиться.

Что привлекает ребенка в школе? Поначалу преимущественно внешние моменты школьной жизни - школьная сумка, тетради, учебники, сама школа, новые друзья.

Все это, конечно, еще не отношения к новому виду деятельности , не отношения к учебе как таковой, не желание учиться ради получения знаний, но это - основа желания изменить свое место в обществе. Однако желание ребенка далеко не всегда совпадает с его возможностями. Хватит ли у него волевых сил для нового образа жизни? ведь необходимо многое: чтобы он сумел безболезненно принять новые требования, суть самого процесса учения, требование учителя. Наконец, чтобы отличал учительницу от бабушки, с которой можно капризничать (а в школе этого делать нельзя).

Коллективная деятельность в классе предполагает интенсивнее общение и совместную работу как с другими учениками, так и с учителем. Не все дети готовы к такой работе. Специально исследования психологов показали: в игре - эксперименте, когда задания, которое давалось детям, можно было выполнить, только если дети договорятся друг с другом, многие из них вообще не обращали внимание на партнера. Всё их внимание было направлено непосредственно на игру как таковую. Выполнить поставленную перед ними задачу одни не стремились, другие не могли найти нужного взаимодействия, не знали, как это сделать; третьи устойчиво стремились к цели, но посредством соперничества, а не сотрудничества. И только некоторые смогли предварительно согласовать свои действия и действия партнера. Увы, такой уровень взаимодействия оказался скорее исключением, чем правилом...

Умение сосредоточиваться и внимательно, не отвлекаясь, слушать учителя, так же не всем детям присуще: не мало таких. Кто не может и пяти минут работать сосредоточенно. Причины такого не внимания могут быть самыми разными: это и особенности высшей нервной деятельности, и быстрая истощаемость и утомляемость из - за плохого здоровья, и собственно психологическая неготовность - слабые, не развитые возможности управления внимание и запоминанием. Умение и способности действовать по инструкции, управлять своим учебным процессом складываются. Как правило, не раньше 6 лет. И если мы заставим ребенка выполнять достаточно длительную работу, да еще потребуем сосредоточенности на какой - либо деятельности, а ребенок еще не готов к такой деятельности, чем это может кончиться? Вот чем: ребенок начинает увиливать от занятий, а то и прямо отказываться! Кстати, это еще наиболее безболезненный для него вариант... а вот если родители давят и настаивают, занятия не только не пойду впрок, но могут привести к резкому ухудшению детского здоровья.

Еще одну из частых причин родительского замешательства можно выразить формулой: « Он столько знает, а учиться не может!» Увы, определять готовность к школе лишь по запасы сведений и знаний - вечная ошибка и родителей., и, что гораздо хуже, учителей! Услышав от педагогов или еще от кого - то сведущего, что необходимо условие готовности к школе - знать то - то и то - то, родители в своих стараниях не знают меры, а возможности детей в расчет не принимаются. Такие родители, не научив ребенка толком шнурки завязывать, запихивают в него все возможные сведения. Не считаясь с возрастными особенностями. Не однажды, работая в школах, нам доводилось встречать таких детей.

Вот малыш, плохо произносящий несколько звуков, захлебываясь словами и не понимая смысла, читает: «Как ныне сбилаеться свещей Олег отместить нелазумным халазам..». А был еще один эрудит: знал все созвездия, но не знал на какой улице живет. Третий словно выучил наизусть энциклопедический словарь, но не способен даже на несколько минут сосредоточиться на самой простой задаче.

Учителя хорошо знают таких детей: они приходят в класс читающими, считающими, словом, перспективными... Проходит пол года - и их обгоняют тем, кто не умел ни читать ни считать, часто они словно не слышать учителя, если он не обращается непосредственно с ним, то есть не работает с ними один на один: так они привыкли, занимаясь дома с мамой или бабушкой. Они быстро теряют интерес к учебе, если учитель не обращает на них внимания (а он ведь не может разговаривать только с Колей или Катей, когда в классе 30 ребят). И начинают «перспективные» отставать: примерно с середины е первого учебного года учиться им становиться все труднее и труднее. А родители не могут понять в чем дело.

Хотите еще примеров? Ну вот хотя бы такой. При отборе детей в школу учительница записала в сой класс девочку, которой на первое сентября было 5 лет и 4 месяца. «Я была потрясена, - рассказывала учительница,- ребенок так много знал, он мне стихи читал и сказки Ершова рассказывал, и считал... В детский сад девочка не ходила, дома с ней занимались все - и бабушка, и дедушка, и мама с папой. Обещали и в дальнейшем мне помогать. Я и согласилась. Хотя чувствовала, что и мне, и ребенку будет трудно, но сформулировать это четко ни себе, ни родителям не смогла. Видела, что ребенок не может сосредоточиться очень быстро отвлекается, видела, что девочку больше интересовали игрушки (мы беседовали в игровой), а и внешне она была очень маленькой, худенькой. Тогда я не спросила родителей о здоровье ребенка, а оказалось, что « От малейшего дуновения ветерка» он простужается и болеет. Же в октябре мама заметила, что у девочки пропал интерес к школе, она стала жаловаться на головную боль, усталость на то, что в школе трудно, часто утром вставала и говорила «Сегодня у меня выходной, в школу не пойду». А сейчас просто беда, девочка совершенно не усваивает программу по письму, не помнит, как пишутся многие буквы, стала раздражительней, часто без причины начинает плакать» .

И здесь пришлось долго убеждать папу, маму и бабушку (все они пришли с ребенком) , что девочка гораздо лучше будет провести этот год дома, ей нужно больше прогулок на воздухе, закаливающие процедуры, а не сидение за уроками. Надо дать ей окрепнуть, больше уделить внимание развитию координации движений рук (лепка, рисование, работа с мелкими деталями конструктора, вышивание). Хорошо бы отдать ребенка в какую - нибудь физкультурную секцию - это позволит повысить его двигательную активность и будет способствовать контактам со сверстниками (девочка растет в окружении взрослых). К счастью, родители прислушались к нашим советам, и в следующем году адаптация к школе прошла совершенно безболезненно. Сейчас девочка учиться хорошо.

Важная примета интеллектуальной готовности к школе - не просто разрозненные знания. Представления о предметах, их свойствах, а прежде всего умение увидеть связи, закономерности, желание ребенка понять, что, от чего и почему.

Конечно, наивно надеяться, что наши советы дойдут до всех, тем более «трудных» родителей. Но все же чаще бывает, что ребенок из трудной семьи не полностью заброшен, о нем заботятся если не мама, так хоть бабушка. Вот для тех, кто заботится, а так же и для школьных педагогов, которые всегда могут оценить такую ситуацию, хотим показать ее на примере.

Илья поступил в школу в возрасте 6 лет 4 месяца. В детский сад не ходил, воспитывался бабушкой, а родители мальчика жили отдельно, навещали его редко. Отец страдал алкоголизмом; беременность и роды у матери были тяжелыми. В первый год жизни Илья был очень беспокоен: постоянно кричал, не спал по ночам, часто болел. В развитие ребенка отмечалась задержка: ходить он начал после года, говорить отдельные слова - только к трем годам.

При поступлении в школу он был излишне подвижен, не понимал правил поведения на уроке: вставал, ходил по классу, залезал под парту и сидел там, играя машинкой, сосредоточенно работать мог не больше пяти минут. Запас знаний и сведений, которыми он владел, не соответствовал возрасту: он не имел понятие, где живет, кем работают его родители, ничего не знал о временах года. Заметно была и задержка речевого и моторного развития. Такому ребенку нужно было бы еще год провести в детском саду, ему необходим был комплекс упражнений для выправления речевого и прочих отставаний. А он остался в школе (в детском саду не было место), а потом - на второй год, но так и не смог освоить школьную программу. Решением медико - педагогической комиссии ребенок был переведен в специальную школу. А ведь при специальной коррекции, проведенной во время, такого развития событий, можно было бы избежать..

Попробуем сделать некоторые обобщения.

И так, важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки; не учить писать, а создавать условия для развития тонко координированных движений руки и пальцев. И еще: развивать способность ребенка слушать, понимать смысл прочитанного, умение пересказывать. Важен не объем знаний ребенка, а качество его мышления! Необходимейшая предпосылка успешной адаптации к школе - уровень физического и функционального развития ребенка, состояние его здоровья. Эти показатели определяет врач, а родителям важно знать факторы риска в развитии ребенка.

Они чрезвычайно разнообразны: это и заболевания матери в течении беременности и родов, и родовые травмы, и болезни, перенесенные самим ребенком (особенно на первом году жизни). такой ослабленный ребенок будет очень быстро утомляться, работоспособность его будет снижена, и учебная нагрузка может оказаться не по силам, хотя он вроде бы уже подошел к школьному порогу...

Факторами риска могут быть и неблагоприятные условия, в которых ребенок растет и развивается. Нет нужды объяснять, как пагубно сказывается на развитии ребенка жизнь в обстановке постоянных конфликтов, ссор, страха, безнадзорности, пьянства одного или обоих родителей. Родители слышали от педагогов, что опасно и противоположное - гиперопека, чрезмерное натаскивание ребенка. Но в чем тут опасность? В занятиях не по возрасту? Не только. Главное, пожалуй, беда - отсутствие деловых контактов со сверстниками. Именно необходимость считаться с мнение и пожеланием других, подчиняться их требованиям, а не только своему желанию, и будет самым трудным для таких детей в школе.

… до школы Толя с детьми почти не общался. Мама старался подобрать ему « подходящих» друзей, но сними он играть не хотел. Толе много читали, учили писать, считать, покупали различные игры, все его желания исполнялись беспрекословно. Он склонен был рассуждать, употребляя незнакомые слова. А при встречах с детьми любимым его занятием было спросить: «А ты знаешь, что такое отрицательное число». Если ребенок не знал(а в большинстве случаев так и было), Толя быстро делал вывод «мне с ним не интересно, он ничего не знает» . не чувствовал Толя дистанции и в общении со взрослыми; ведь те взрослые, которые окружали его, полностью ему подчинялись...

Конечно, родители были уверенны: они хорошо подготовили ребенка к школе. И учительница оставалась довольной при вступительном собеседовании. Однако с первых дней стало ясно: Толя боится детей, не хочет вступать сними в контакт, даже из класса стремиться выйти, выждав момент, когда его никто не заденет. В тоже время ему хотелось показать, как много он знает, и поэтому на уроке он мог перебить ученика и учительницу, вставив фразу (не всегда подходящую по смыслу) для того, чтобы привлечь к себе внимание. Скоро ребята стал дразнить его воображалой, умником. Изо всего этого из-за сложности с педагогом(своими репликами Толя часто просто мешал вести урок), а так же из-за двигательной неловкости и связанных с ней трудностями с письмом мальчик совершенно потерял интерес к школе. И стал заметно отставать. А к тому же(как следствие неудач) появилась плаксивость, агрессивность .

Вот тогда мама с Толей обратились к нам за помощью. Очень долгий разговор был с мамой... Она никак не хотела признать ошибки в воспитании ребенка. Нам с трудом удалось убедить ее, что сыну вовсе не нужны те обширные знания, которые она старалась дать ему. И трудности обучения не от того, что «учительница к нему придирается, не любит его», а от того, что мальчик не имеет самых элементарных навыков общения со сверстниками и взрослыми, что не учили его работать да еще ненароком воспитали не уважение и пренебрежение к людям. Так вот, вроде бы из лучших побуждений, но движимые ложные идеи «уединенного развития», взрослые создали ребенку целую гору трудностей... А ведь первое, о чем стоило бы подумать им: школа - учреждение общественное; и здесь важнейшее - это умение работать вместе с другими и строить с этими другими(учителями и детьми) отношения сотрудничества.

А что же делать с теми, кому же семь, но они все равно не готовы к школе? Во - первых, им лучше учиться по программе четырехлетней начальной школы; во - вторых, необходим так называемый щадящий режим в семье и непременная коррекционная работа . Таким детям вторую половину дня желательно проводить не на продленке, а дома - это позволит снять дополнительную психологическую нагрузку. Им необходимо; два - часовой дневной сон, 2,5-3- часовые ежедневные прогулки на воздухе, достаточный по продолжительности(11 часов) ночной сон, полноценное питание, а при необходимости лечение.

Опыт показывает: у многих детей начало систематического обучения вызывает своего рода»ускорение» . поэтому решить, где будет лучше ребенку - в школе или еще год в детском саду,- не просто. Бывают случаи, когда еще год дома или в детском саду необходим; но может быть и так, что мы лишили ребенка возможности повзрослеть в борьбе с трудностями... Главное, знать и помнить: первое - дети, не готовые к обучению, могут учиться, но требуют специального подхода, отставание само собой не пройдет; второе - психологическая функциональная неготовность ребенка к обучению, как правило, не существует сама по себе, она тесно связана со здоровьем ребенка.

Поэтому давайте подробнее поговорим о том, что должны знать родители о здоровье своего ребенка и что можно и необходимо сделать, чтобы его укрепить, избавиться от тех или иных нарушений еще до поступления в школу.

Редко какая мама говорит, что ребенок ничем не болел. Как правило, с поступлением в ясли и детский сад начинается цепь так называемых простудных заболеваний. Постоянные ОРВИ, грипп, ангины , бронхиты - это очень серьезно. Серьезно еще и потому, что далеко не все родители относятся к ним с необходимой озабоченностью. Считается: корь, свинка и другие инфекции - это серьезно, а простуда - нет. Какая большая ошибка! Любое из этих заболеваний (а особенно они часты) значительно снижает возможности организма ребенка, создает фон для возникновения других, часто хронических, заболеваний, для повышенной утомляемости, низкой умственной работоспособности, нарушения поведения, и как следствие, низкой успеваемости в школе. Болеющего часто ребенка отличишь сразу среди многих детей: он бледен, мало активен, плаксив, у него может быть длительное повышение температуры, плохой сон и аппетит, быстрая утомляемость. Получается как бы замкнутый круг, острые болезни могут порождать хронические, а хронические нарушают нормальное развитие.

Сплошь и рядом до школы встречаются заболевания зубов; к 6-7 годам от 80 до 90 процентов детей имеют кариозные зубы, почти у половины обнаруживаются аномалии к деформации зубо - челюстной системы. А ведь дело не только в зубной боли: ангины, хронические тонзиллиты, заболевания сердца и сосудов, почек, суставов, органов пищеварения в определенной степени развиваются под влиянием болезней зубов.

Очень распространенны заболевания ЛОР - органов(уха, горло, нос). Почему же так нежелательны эти заболевания для будущих школьников? Затрудненное дыхание через нос возникает из - за значительного увеличения так называемых носовых миндалин (аденоидов). Это, естественно, препятствует поступлению достаточного количества кислорода в легкие и другие органы (и в головной мозг тоже) и приводит к быстрой утомляемости, снижению работоспособности, а в итоге - к учебным незадачам и отставанию.

Очень важно знать про состояние зрения детей. Среди поступающих в первый класс около 4% детей уже имеют близорукость , и в дальнейшем от года к году их зрение продолжает ухудшаться. В последнее время все более пристальное внимание уделяется детям, которые составляют группу риска по развитию близорукости, или предмиопии. Если ваш ребенок мало бывает на свежем воздухе, недостаточно двигается, рассматривает предметы на близком расстоянии или ослаблен частыми заболеваниями, развитие органов зрения может нарушиться, и, таким образом создаются условия для быстрого роста близорукости.

У вашего ребенка повышенный риск развития близорукости, если у него обнаружены:

Слабая дальнозоркость (недостаточный запас дальнозоркости); эти дети требуют ограничения зрительной нагрузки и усиления физических упражнений;

Эммитропия, близорукость, а так же дальнозоркость, если родители страдают близорукостью; эти дети требуют еще более строго ограничения зрительной нагрузки и расширения физических упражнений.

Существуют простейшие упражнения, которые целесообразно проводят во время занятий дома: быстрый перевод взгляда с близкого до удаленного объекта и обратно с интервалом 30 секунд до минуты. Это упражнение способствует улучшению функционального состояния зрения и особенно благоприятно действует при близорукости слабой степени.

Состояние зрения детей бывает связано с их осанкой. Очень часто дети с плохой осанкой страдают близорукостью. Да и вообще каждый третий ребенок, поступающий в первый класс, уже имеет здесь проблемы_ асимметрию плеч и лопаток, сутулость, а в более тяжелых случаях - искривление позвоночника (сколиоз). Дела с осанкой у наших детей не очень хорошие. А приводит к этим нарушениям родительская беспечность - взрослые не обращают внимания, в какой позе сидит ребенок перед телевизором, за каким столом рисует, играет с конструктором, как ходит, бегает.

И наконец, такая сторона детского здоровья, о которой много говорят, но так неохотно советуются с врачом,- это психическое здоровье. В каждом классе уже с первых дней выделяются дети, которым явно не по силам школьный режим и учебная нагрузка. Беспокойные, плаксивые, они очень быстро устают, ложатся на парту или ходят по классу, мешая другим и не обращая внимания на учителя, не могут овладеть навыками счета, письма, чтения. В итоге через несколько месяцев надо решать, что делать с ребенком дальше... И может ли он вообще обучаться в массовой школе?

Довольно часто это трагическая ситуация. Попытаемся разобраться: что же представляют собой такие дети? Часто ли встречается подобное? Являются ли для них неизбежными школьные трудности? И когда надо было им оказывать помощь?

Нарушения нервно - психического здоровья, о котором мы говорим, относятся к категории так называемых пограничных расстройств, то есть находящихся на грани нормы и болезни.

Мы уже говорили, что среди причин нарушения нервно- психического здоровья ребенка наиболее часто встречаются такие, как тяжелое течение беременности или родов матери, перенесенные ею в этот период инфекционные заболевания, прием некоторых лекарств. Родовая травма у ребенка, его частые болезни, особенно до года, любое воспаление, ушиб или отравление- все это может нанести удар по его лишь формирующейся нервной системе.

Один из вариантов общей нервной ослабленности - так называемая невропатия. Ее проявления многообразны:

Повышенная нервная чувствительность, склонность к эмоциональным расстройствам и беспокойствам;

Быстрая утомляемость при повышенной нервно - психической нагрузке, а так же при шуме, духоте, ярком свете;

Нарушение сна (сон поверхностный, чуткий, беспокойный или, напротив, чрезмерно глубокий, «мертвый»; ребенок плохо засыпает; у него нет потребности в дневном сне);

Нарушения типа энуреза, тиков и заикания. Если родители наблюдают у своего ребенка нечто подобное (вялость, раздражительность, чрезмерное двигательное беспокойство, нарушение сна, ночное недержание мочи, заикание, непроизвольное подергивание век, мышц лица)- необходимо идти к врачу немедленно, чтобы еще до школы провести курс лечения. Иначе, непролеченные, эти заболевания получают от школьных нагрузок такой толчок, последствия которого отзовутся и на здоровье ребенка, и на возможности успешного обучения.

Увы... Даже заботливые мамы, которые согласны показать ребенка любому врачу, к детскому психоневрологу и психиатру идут с большой неохотой и опаской. И только в том случае, когда нет другого выхода... А уж если такое случилось, при беседе с врачом не очень - то стараются откровенно говорить о своих трудностях, пытаются как-то помягче представить поступки, поведения ребенка, что - то оправдать, что - то сгладить. И это все из опасения, что ребенка поставят на учет, не примут в престижную школу и т. д. В подобных случаях родители думают о чем угодно (о «чести мундира», о том, чтобы «быть как все и не отставать от людей»), только не о судьбе ребенка. Не могут они понять: скрывая от врача истинное состояние сына или дочери, обрекают их на обучение непосильных условиях, ставя их здоровье под угрозу срыва. И в итоге часто оказывается так, что забеспокоились лишь тогда, когда помочь ребенку бывает невероятно трудно..