Можно ли отказаться от комиссии пмпк. Ребенка направили на пмпк. что будет после психолого-медико-педагогической комиссии

Публикация делает монстра из психолого-медико-педагогической комиссии. Любые страшилки - есть сильное преувеличение реальности. Разберёмся по порядку. Первое предложение уже искажает действительность, так как не договаривается цель направления. Школа направляет ребёнка на ПМПК, чтобы иметь справку, позволяющую создать подходящие для него условия обучения и оправдывающую дополнительные затраты на оплату педагогов, занимающихся индивидуально с ребёнком. (Детям с ОВЗ полагаются ещё и бесплатные завтраки)
Всем известно, что безвозмездный труд педагогов давно канул в Лету... И не конкретными учителями изменены программы так, что детям с каждым годом становится всё труднее и нуднее учиться... И с родителями не всем детям повезло... И медицинских диагнозов с каждым годом у детей становится всё больше...
Что делать педагогу, когда конкретный ребёнок по разным психолого-медико-педагогическим причинам не в состоянии усваивать программу на равных с другими учениками?
Обычно "тихим" детям, закрыв глаза, учителя ставят "тройки" до самого 9 класса, а потом кричат "Ужас-ужас-ужас, он не сдаст экзамены!" С "буйными" сложнее, они сами не учатся, и другим не дают, постоянно отвлекая своим поведением внимание учителя (то есть, страдает уже весь класс), поэтому их направляют на ПМПК гораздо раньше.
При явке родителей с ребёнком на комиссию необходимо иметь тетради, дневник, мед.амбулаторную карту с выпиской от лечащего врача. Если по амб.мед.карте ребёнок абсолютно здоров, и не за чего "зацепиться", чтобы дать индивид.обучение, или требуется перевод на облегчённую программу, тогда первое слово - за психиатром.(указанный в письме диагноз с точки зрения психиатрии - "ни о чём", ставится только до 18 лет, не предполагает лечения, не означает "постановку на учёт", а числится в "консультативном приёме" .
При этом на всех этапах спрашивают согласия родителя. Даже когда решение вынесено, даны рекомендации, родитель имеет право эту бумажку никому и никогда не показывать, если не согласен (ПМПК о решениях НИКУДА НЕ СООБЩАЕТ). К психиатру тоже идти не обязательно, если есть надежда справиться с помощью репетиторов.
Родитель имеет право обучать ребёнка в любой школе, по любой программе и форме. А если фактически ребёнок не знает таблицу умножения и читает 20 слов в минуту, например, в 6 классе общеобразовательной школы? Всё равно учителя сейчас склонны ставить "3" и переводить в следующий класс, чтобы не снизилась "наполняемость". То есть, на ПМПК ребёнок попадает далеко не сразу, как становится неуспевающим. За это время он дезадаптируется эмоционально (кто как), пробелы в знаниях нарастают, как снежный ком. Умные родители в этом случае сами приходят на комиссию (большая редкость!) или благодарят за оказанную помощь, так как не видят другого выхода.
Единицы - пишут подобные письма, которые ставят под вопрос умственные способности самого родителя.
Действия матери, описанные в письме, выглядят неадекватно ситуации. Вместо того, чтобы больше сил направить на формирование у дочери адекватных эмоциональных реакций, на развитие её умственных способностей, она сражается с учителями, администрацией разных школ, с ПМПК. Обычно родители "по тихому" не являются на ПМПК (ведь за решением комиссии надо приходить каждый год), пока в 9 классе, с понурой головой не приходят за справкой о щадящей форме сдачи экзаменов. Никто не "отслеживает" их поведение.
Письмо в статье написано одной из конфликтующих сторон. В конфликте всегда виноваты обе стороны. А в письме, конечно, - ни слова о собственных художествах. Считаю непрофессиональными и однобокими подобные публикации. И вред наносится здесь, в первую очередь, ребёнку, так как конфликт лишь раздувается подобным образом, а ГИА - не за горами.

Работа учителя ____________ с родителями учащихся, направленных на ПМПК, Методика. Беседа и консультирование.

Освидетельствование ребенка на ПМПК является тяжелым эмоциональным стрессом, и для родителей, и для ребенка. Это объясняется рядом причин – фактор неизвестности, возможность порой значительного изменения в привычном укладе жизни ребенка смена образовательного маршрута, социальные последствия связанные с решением комиссии, сама процедура обследования, когда все сферы личности ребенка подвергаются внимательному изучению – все это и многое другое, безусловно, является серьезной психологической нагрузкой для ребенка и родителей.

Обычно проблемы, которые привели к направлению на ПМПК, возникают задолго до того, как родителей поставят перед фактом необходимости прохождения комиссии. Как правило, причиной обращения на ПМПК служит плохое усвоение учащимся школьной программы или нарушения поведения, препятствующие нахождению ребенка в классе. Довольно часто родители бывают недостаточно осведомлены об истинном положении дел в школьной жизни ребенка, и постановка вопроса о необходимости смены программы обучения звучит для них как «гром среди ясного неба». Поэтому для учителя очень важно установить тот момент, когда ученик перестал усваивать программу и попытаться проанализировать причины этого. И если учитель убеждается в том, что имеющиеся проблемы ребенка не решаются педагогическими методами, он должен поставить вопрос о необходимости консультации у врача-психиатра и дальнейшего обследования на ПМПК. Очень часто в своей работе учителя общеобразовательных школ сталкиваются с нежеланием родителей направлять своего ребенка для прохождения психолого – медико-педагогического обследования.

Родители, как правило, оказываются неподготовленными к данной ситуации, чувствуют свою беспомощность и растерянность. В сложившийся ситуации они начинают использовать все доступные им средства и возможности с целью опровергнуть тот факт, что их ребенок не такой как все, и доказать обратное. Это в свою очередь, можно объяснить тем, что родители имеют достаточно низкую психологическую культуру (как и большинство общества). Многие родители переживают главным образом из–за того, что их ребенку будет поставлен диагноз, бояться оценки окружением того факта, что их ребенок отстает в развитии (особенно если ребенок отстает в интеллектуальном развитии). В наиболее сложных случаях (когда проблемы обучения и поведения достаточно выражены) у родителей может возникнуть даже страх – не отправят ли их ребенка в какую-нибудь специальную школу.

У родителей начинают формироваться негативные, настороженные чувства по отношению к окружающим людям и специалистам сфер здравоохранения и образования. Это в свою очередь приводит к отказу родителей от сотрудничества со специалистами всех сфер.

Одним из направлений деятельности учителя являются консультирование родителей. Консультирование семьи ребенка с проблемами обучения и развития имеет ряд отличительных особенностей. Как правило, у родителей наблюдаются эмоциональная неготовность к такому роду консультирования, в некоторых случаях эмоциональное неприятие, иногда даже явная оппозиция. Необходимо помнить - родители испытывают тревогу, которую не всегда сами осознают. Переживаемая тревога, а нередко и чувство уязвленного самолюбия часто заставляют взрослых занимать неконструктивные позиции по отношению к проблемам своего ребенка. Некоторые родители избегают консультации или скрывают негативные особенности развития. Таким родителям можно объяснить, что провести диагностическое обследование, пройти консультацию и получить рекомендации специалистов необходимо в интересах ребенка, следование советам поможет ему в его трудностях. Иногда родители искренне полагают, что школьные проблемы их ребенка обусловлены недостаточными прилежанием и мотивацией.

Во многих случаях семья не доводит до конца консультирование или, неудовлетворенные результатами обследования начинает искать другого, «более удобного» специалиста, который дал бы более благоприятную информацию, отвечающую наличным потребностям и состоянию родителей. Родители надеются, что такую «хорошую» информацию, в свою очередь, они могли бы представить в школу и тем самым «развеять» опасения и жалобы учителей. В результате могут быть потеряны значительные силы, средства и, что более важно, время, так необходимое для работы с ребенком. Исходя из принципов соблюдения интересов ребенка, необходима такая организация процесса консультирования, чтобы:

    «удержать родителей от преждевременного его прерывания;

    свести до минимума количества посещения других учреждений и специалистов в целях «снятия» или смягчения диагноза, сохранить время на работу с ребенком;

    достичь в определенной степени адекватного осознания проблемы;

    «подвести» родителей к принятию адекватных состоянию ребенка решений по его воспитанию, обучению.

Основой эффективности такого рода консультирования является психологическая готовность родителей воспринимать и усваивать передаваемую информацию.

Специалистам, работающим с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья важно учитывать такой показатель как эмоциональное состояние родителей. Это поможет организовать процесс консультирования наиболее эффективно и своевременно подготовить родителей к прохождению психолого-медико-педагогической комиссии.

Необходимо иметь позитивный настрой при общение с родителями ребенка, уметь выражать уважение и признавать права родителей на наличие определенных чувств, права им самим принимать решения. Будут ли родителями приняты рекомендации, зависит от степени доверия, установившегося у них с консультирующим специалистом.

Беседа должна строиться таким образом, чтобы уменьшить у близких ребенка чувство тревоги, вины и безысходности. Обсуждая проблемы ребенка и возможные пути помощи ему, следует стремиться к тому, чтобы родители приняли его со всеми его особенностями и перешли на конструктивную позицию. Имеет смысл им объяснить, что такие определения, как плохой, ленивый, слабо мотивированный, подменяя собой истинное понимание трудностей ребенка , не могут мобилизовать его, принижают чувство собственного достоинства и могут действовать как «самоосуществляющееся» пророчество.

Учитель должен взаимодействовать с семьей в определенной последовательности, не пропуская и не преуменьшая значения каждого этапа консультирования, причем на каждом этапе коммуникативного общения родители должны сами определять свои страхи и опасения, осознавать свой взгляд на сложившуюся информацию.

Можно привести определенную последовательность процесса консультирования, заключающуюся в следующих моментах:

    первоначально необходимо выявить уровень понимания родителями характера трудностей ребенка и уровень адаптации семьи к ним.

    необходимо проанализировать проблемы. Поэтому для учителя очень важно установить тот момент, когда ученик перестал усваивать программу и попытаться проанализировать причины этой неуспеваемости. Любые возникающие проблемы, в данной ситуации, необходимо решать совместно с родителями. Родители часто бояться, что на ребенка повесят клеймо интеллектуально неполноценно или клеймо «душевно больного», что в свою очередь, негативно отразится на его жизни. Для того, что бы преодолеть этот психологический барьер, необходимо в ТАКТИЧНОЙ и доступной форме рассказать родителям о тех особенностях и отклонениях, которые отмечаются у ребенка в процессе обучения (по возможности на примерах его поведения), чтобы родитель сумел сравнивать замечания специалиста со своими собственными наблюдениями. Вместе с родителями изучить рабочие тетради учащегося. Можно попросить родителей привести собственные примеры наблюдений за ребенком.

В этом случае родитель, вероятнее всего, согласиться с тем, что выявленное нарушение у ребенка присутствует.

    Обсуждение и выявление причин нарушения у ребенка. Если родитель согласился с тем, что его ребенок имеет то, или иное нарушение, то, вероятнее всего он попросит объяснить причины этого нарушения. Необходимо объяснить им, что в обучении и поведении ученика имеются определенные отклонения, причинами которых могут быть особенности его психического развития. Можно проанализировать это с родителями, не давая своей оценки, особенно негативной к выясненным обстоятельствам. Необходимо убедить родителей, что сам факт отклонений в развитии не является чем-либо постыдным, что такие особенности встречаются достаточно часто, но для дальнейшей успешной жизни и обучения ребенку необходима адекватная помощь. Здесь очень важно избежать появления у родителей чувства вины, поскольку за этим последует сопротивление дальнейшей работе, так как они не хотят признавать, что допустили ошибку в воспитании своего ребенка. Или, наоборот, включаются в работу столь рьяно, что могут спровоцировать какое – либо другое нарушения. Поэтому имеет смысл сказать, что, по-видимому, были какие – то объективные причины. Какие? В дальнейшем, с целью уточнения истинных причин, привлекших к нарушениям в развитии у ребенка, можно будет порекомендовать пройти обследования у других специалистов (медицинских работников, педагогов различного профиля и.т.д.). Насколько четко и глубоко учитель может выразить свое понимание проблем и свою позицию, зависит от самой семьи, ее эмоционального статуса, культурного уровня, принадлежности к определенному социальному слою.

    Решение проблемы. В подобных ситуациях родители обычно спрашивают: «Что делать?», т.е. они понимают, что нарушения имеются, но важно знать, каким образом можно изменить сложившуюся ситуацию. Специалистом, способным оказать такую помощь, на данном этапе, является врач-психиатр. В данном случае педагог должен тактично и деликатно порекомендовать пройти консультацию у врача – психиатра с целью более точного установления истинных причин нарушения у ребенка и дальнейшего обследования на ПМПК с целью получения рекомендаций, касающихся дальнейшего обучения. В данном разговоре следует упомянуть о деятельности, специфики работы ПМПК для профилактики негативного настроя у родителей к прохождению обследования.

Следует пояснить, что в самой процедуре обследования у врача-психиатра и на ПМПК нет ничего страшного и предосудительного. Специалисты выслушают родителей и ребенка, педагога, воспитателя, расспросят их об имеющихся проблемах.

В работе комиссии принимает участие врач-психиатр. В результате обследования психиатр сможет выявить причины имеющихся отклонений, что в свою очередь позволит разработать план дальнейших оздоровительных и реабилитационных мероприятий. Кроме этого, только врач-психиатр сможет объяснить родителю суть и причину аномалий и доказать важность и необходимость соблюдения предложенных рекомендаций. Кроме того, в ходе работы врач-психиатр может оказать родителям консультативную помощь по подбору и применению медикаментозных средств, а так же, при необходимости, направить в учреждения здравоохранения для углубленного и динамического обследования и лечения.

Наиболее важным в процессе консультирования является этап принятия родителями решения. Насколько адекватно принятое решение, насколько оно осознано семьей, и насколько родители будут следовать ему в дальнейшем, - все это определяет эффективность консультирования в целом. Необходимо, чтобы родители поняли и осознали, что это решение повлияет на дальнейшею судьбу ребенка. Учитель очень часто оказывается единственным, кто может оказать в этот момент какое – либо влияние на нереалистические фантазии и ожидания родителей и профессионально грамотно подвести к принятию самостоятельного решения родителей о необходимости обследования на ПМПК.

Специалист, проводящий консультирование семьи с «проблемным» ребенком, должен ясно и четко понимать цели и задачи такого консультирования, реально оценивать огромную тяжесть подобной работы и ответственность за свою деятельность. Важно учитывать следующее, что психологически правильно построенное обсуждение тревог и опасений семьи может значительно ослабить некоторые из неприятных реакций, повысить эффективность самого консультирования.

Консультации и беседы для направления на ЦПМПК

декабрь

2015 год

январь 2016

февраль

2016

апрель 2016

май 2016

август 2016

16 Ноября 2015, 19:05, вопрос №1041877 Белоусова Екатерина , г. Калининград

    школьный психолог

500 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (6)

    получен
    гонорар 33%

    Юрист, г. Санкт-Петербург

    Общаться в чате
    • 8,0 рейтинг

    Здравствуйте!

    При прохождении ПМПк между родителями и образовательным учреждением должен быть подписан договор. То есть если родитель отказывается от прохождения этой процедуры он может изначально его не подписывать, либо расторгнуть в последующем. Согласия в данном случае не нужно.

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
    от 27 марта 2000 года N 27/901-6 О психолого-медико-педагогическом консилиуме(ПМПк) образовательного учреждения
    9. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников . Медицинский работник, представляющий интересы ребенка в образовательном учреждении, при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей) направляет ребенка в детскую поликлинику.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    • получен
      гонорар 33%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 9,0 рейтинг

      Если ребенку необходимо дальнейшее обследование специалистов по рекомендации психолога, а родитель отказывается, то имеет ли право психолог или школа просить написать отказ родителя от прохождения специалистов ПМПК, включая врача-психиатра.
      Белоусова Екатерина

      Добрый день. Одного заключения психолога для направления ребенка на ПМПК недостаточно и соответственно наличие или отсутствие согласия родителей на это не требуется. Вопрос первоначально должен быть решен коллегиально на заседании психолого-медико-психологического консилиума в образовательном учреждении.

      В этой связи Вам стоит ознакомиться с Письмом Минобразования РФ от 27.03.2000 N 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения»

      1. ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.
      2. ПМПк может быть создан на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов.
      3. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения.
      4. ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника, договором между ПМПк и ПМПК.
      5. Примерный состав ПМПк: заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума), учитель или воспитатель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), представляющий ребенка на ПМПк, учителя (воспитатели ДОУ) с большим опытом работы, учителя (воспитатели) специальных (коррекционных) классов/групп, педагог-психолог, учитель-дефектолог и/или учитель-логопед, врач-педиатр (невропатолог, психиатр), медицинская сестра.
      6. Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.
      7. Задачами ПМПк образовательного учреждения являются:
      - выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;
      - профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
      - выявление резервных возможностей развития;
      - определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;
      - подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.
      8. Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации. Специалистам может быть установлена доплата за увеличение объема работ, размер которой в соответствии со ст. ст. 32 и 54 Закона Российской Федерации «Об образовании» определяется образовательным учреждением самостоятельно. С этой целью необходимые ассигнования для оплаты труда специалистов за работу в составе ПМПк следует планировать заблаговременно.
      9. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников. Медицинский работник, представляющий интересы ребенка в образовательном учреждении, при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей) направляет ребенка в детскую поликлинику.
      10. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка.
      11. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.
      12. На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк.
      13. Изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в данном образовательном учреждении) осуществляется по заключению ПМПк и заявлению родителей (законных представителей).
      14. При отсутствии в данном образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
      15. Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые и проводятся под руководством председателя.
      16. Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное, всестороннее обсуждение проблем детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации; плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в квартал.
      17. Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседания ПМПк.
      18. На период подготовки к ПМПк и последующей реализации рекомендаций ребенку назначается ведущий специалист: учитель и/или классный руководитель, воспитатель ДОУ или другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную специальную (коррекционную) работу. Ведущий специалист отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой ему помощи и выходит с инициативой повторных обсуждений на ПМПк.
      19. На заседании ПМПк ведущий специалист, а также все специалисты, участвовавшие в обследовании и/или коррекционной работе с ребенком, представляют заключения на ребенка и рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов; подписывается председателем и всеми членами ПМПк.
      20. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.
      21. При направлении ребенка на ПМПК копия коллегиального заключения ПМПк выдается родителям (законным представителям) на руки или направляется по почте, копии заключений специалистов направляются только по почте или сопровождаются представителем ПМПк. В другие учреждения и организации заключения специалистов или коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только по официальному запросу.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 33%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 9,0 рейтинг

      И еще, что касается деятельности самой ПМПК, то согласно приказу Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082«Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»

      15. Для проведения обследования ребенка его родители (законные представители) предъявляют в комиссию документ, удостоверяющий их личность, документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка, а также представляют следующие документы:
      а) заявление о проведении или согласие на проведение обследования ребенка в комиссии;
      б) копию паспорта или свидетельства о рождении ребенка (предоставляются с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии);
      в) направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии);
      г) заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);

      т.е. повторюсь еще раз без заключения психолого-медико-педагогического консилиума на ПМПК направить не получится.

      И не могли бы уточнить, а родители давали согласие на работу с ребенком психолога-педагога?

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      Завтра мама придет на обследование с ребенком ко мне. Принцип у нас в области такой: для подачи ребенка на областную ПМПК требуется педагогическая хар-ка, представление психолога, выписка из педсовета, мед.выписки. Никогда не было претензий или проблем. Но мама отказывается еще не зная результатов писать "отказ" от прохождения комиссии специалистами областной ПМПК, если на то будет необходимость.

      получен
      гонорар 33%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 8,3 рейтинг
      • эксперт

      Екатерина, добрый вечер!

      Согласно указанному коллегой выше письму Минобразования № 27/901-6

      14.При отсутствии в данном образовательном учреждении условий, адекватных
      индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости
      углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов
      специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям)
      обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

      20.Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до
      сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания
      форме
      , предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.

      21.При направлении ребенка на ПМПК копия коллегиального заключения ПМПк выдается родителям (законным представителям) на руки или направляется попочте , копии заключений специалистов направляются только по почте или
      сопровождаются представителем ПМПк. В другие учреждения и организации
      заключения специалистов или коллегиальное заключение ПМПк могут
      направляться только по официальному запросу.

      Согласно форме договора между обр. учреждением и родителями (приложение №4) если родители выражают несогласие договор не подписывается. Не совсем понятно для чего вам нужен письменный отказ родителей. Вы провели обследование, направили заключение почтой или выдали на руки под роспись, с вас дальше спроса нет если отсутствует согласие родителей. Как вариант при вручении заключения можно просить указать на вашем экземпляре, что на направление на ПМПК не согласен.

Мой ребенок ходит в специальный детский сад. Сначала отношение со стороны администрации садика было хорошим, но сейчас стали возникать проблемы с педагогами – ребенок по их мнению не справляется с программой, не участвует в общих занятиях и пр. Несколько дней назад мне сообщили о необходимости пройти внутреннюю психолого-медико-педагогическую комиссию, подозреваю, для решения вопроса о том – будет ли мой ребенок ходить в данный детский сад. Я опасаюсь, что ребенка просто выведут из сада по решению данной комиссии. Что можно сделать в данном случае?

Если Вы уверены, что ребенку полезен данный детский сад и более того, специалисты рекомендуют посещение соответствующего детского учреждения, то необходимо защитить право своего ребенка на дошкольное образование. Итак, Вам сообщили о необходимости пройти ПМПК. Вы, как родитель, вправе не давать согласие на такое обследование, например, если заранее уверены, что ребенка намерены вывести из учреждения. При этом, если Вы хотите чтобы ребенок все-таки посещал учреждение, необходимо мотивировать свой отказ, например тем, что Вас устраивает коррекционная работа с ребенком, он привык к педагогам, и Вы считаете, что нет оснований для подобного обследования и пр.

При обострении ситуации с администрацией учреждения, а также, если у Вас имеются опасения, что ребенка обследуют без Вас, необходимо составить заявление следующего содержания:

ЗАЯВЛЕНИЕ

Я, ______________________, (Ф.И.О. родителя) сообщаю об отказе от обследования моего сына, __________________, (Ф.И.О. ребенка)

воспитанника ДОУ № ____. Напоминаю, что на основании статьи 32 «Основ законодательства об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1), статьи 4 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (в ред. от 22.08.2004) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», статьи 50 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» и п. 32 Письма Минобразования РФ от 14.07.2003 N 27/2967-6 «Об инструктивном письме о психолого-медико-педагогической комиссии» обследование несовершеннолетнего может проводится с согласия и в присутствии родителей или их законных представителей.

Число, подпись родителя (законного представителя) ребенка.

Если ситуация не улучшится, обращайтесь с жалобой в органы образования, копию направив в прокуратуру, Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки.

Что делать, если ребенка обследовали специалисты на ПМПК без согласия родителя? Такие действия со стороны администрации учреждения являются незаконными. При обследование ребенка медицинскими работниками необходимым предварительным условием для этого является информированное добровольное согласие родителя (законного представителя) статья 32 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1). Кроме того, Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (в ред. от 22.08.2004) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в статье 4 закреплено: «Несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет, а также лицу, признанному в установленном законом порядке недееспособным, психиатрическая помощь оказывается по просьбе или с согласия их законных представителей…». Обследование детей на ПМПК проводится в присутствии родителей или их законных представителей (Пункт 32 Письма Минобразования РФ от 14.07.2003 N 27/2967-6 «Об Инструктивном письме о психолого-медико-педагогической комиссии»).

Соответственно, если после подобного обследования администрация учреждения будет предлагать забрать документы ребенка, так как невозможность его обучения в данном учреждении будет «подтверждена» соответствующими рекомендациями специалистов ПМПК, Вам не следует спешить забирать документы ребенка. Вы вправе сообщить администрации учреждения о своем несогласии с решением ПМПК. Если администрация учреждения все-таки будет настаивать забрать документы и отношения перейдут в конфликтные, предупредите руководителя о том, что в противном случае Вы будете вынуждены обратиться в органы образования или в прокуратуру для разрешения ситуации. Если положение не изменится, обращайтесь с жалобой в органы образования, копию направить в прокуратуру, Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки.

  • E-mail
  • Подробности Опубликовано: 24.10.2015 11:31 Просмотров: 4786

    Цветкова С.В.,

    учитель-дефектолог

    Проблемы у ребенка возникают не вдруг и не на пустом месте. Педагоги, работающие с ребёнком, очень часто одними из первых замечают трудности в развитии, в обучении, в общении и понимают, что ребенку нужна помощь.

    К сожалению, время иногда бывает упущено. В этом случае консультации специалистов, корекционно-развивающие занятия и даже смена образовательной программы не всегда приводят к ожидаемому результату.

    Почему так происходит?

    Достаточно часто педагоги пытаются оказать помощь ребенку и его родителям (законным представителям) самостоятельно или направить семью к специалистам, если сами справиться с трудностями уже не в силах. И вот тут, как правило, возникают трудности: родители ребёнка, имеющего проблемы в развитии или обучении, отказываются обращаться к кому бы то ни было, утверждая, что с их ребёнком всё в порядке. В худшем случае родители (законные представители) могут обвинить педагогов и специалистов в профессиональной непригодности, в предвзятом отношении к ребенку, в личной неприязни и т.п.

    Стратегии поведения родителей (законных представителей) могут быть разные:

    1. Родители догадываются о трудностях своего ребенка, но не имеют достаточно знаний и информации о возможных причинах неуспеха ребенка и путях их преодоления.
    2. Родители понимают, что с ребенком не всё в порядке, но предпочитают закрывать на это глаза из-за простого нежелания признаться себе в том, что трудности есть и ими надо заниматься.
    3. Родители, видя проблемы ребёнка, не хотят верить в их реальность и ищут любые доказательства их несерьезности.
    4. Родители не хотят прикладывать усилия для решения проблемы, надеясь, что «само все решится».

    Поэтому, главная задача педагогов – это показать родителям, что определённые трудности в обучении и(или) развитии ребёнка существуют и мотивировать их к скорейшему решению возникших проблем всеми возможными методами и способами . Этот шаг является одним из самых важных, так как дальнейшее оказание помощи ребёнку просто невозможно.

    Что же делать педагогам, чтобы близкие ребёнка поняли, что трудности его реальны, а не выдуманы, и вызвать у них желание обратиться за помощью к специалистам?

    Рассмотрим принципы работы педагогов с семьей, имеющей ребенка с проблемами в развитии.

    1.Своевременно сообщать родителям о трудностях ребенка и о том, что вас беспокоит.

    Как это сделать?

    Бывает, что педагоги сами не спешат рассказывать родителям детей, как на самом деле у тех обстоят дела с развитием, с учёбой, так как не хотят их расстраивать или думают, что родители и сами всё прекрасно понимают.

    Для того, чтобы информация воспринималась близкими ребенка адекватно следует знакомить родителей с требованиями, предъявляемыми к уровню развития или к уровню освоения образовательной программы (т.е. у родителя должно быть чёткое представление о том, что может/умеет делать ребенок в том или ином возрасте или что нужно освоить ученикам в том или ином классе, а также познакомить их с системой оценивания - за что конкретно ставится та или иная отметка по каждому предмету).

    Необходимое условие работы с родителями на данном этапе - объективное оценивание деятельности ребёнка . Иногда учителя, особенно в начальных классах, завышают отметки, стремясь таким образом стимулировать ученика к дальнейшему обучению («не отбить у него желание учиться») или просто «жалея» его. В результате подобной практики ребёнок, вопреки ожиданиям, вовсе не стремится преодолевать появляющиеся перед ним учебные трудности, и родители такого ребенка, видя в дневнике и тетрадках положительные отметки, также спокойны, считая, что пусть худо-бедно, но всё же их ребенок учится. В итоге у родителей не возникает желание обратиться за помощью к специалистам. Поэтому, объективность оценивания уровня развития или знаний ребенка - важный фактор успешности работы с родителями ребенка с проблемами в развитии.

    Чем раньше родители узнают о проблемах ребенка, тем больше шансов, что ребёнок преодолеет трудности и сможет впоследствии успешно найти своё место в жизни.

    Реально убедиться в том, что ребёнок испытывает трудности в развитии, в усвоении учебной программы, родителям помогает наблюдение за ребенком на некоторых занятиях или уроках . Такое наблюдение со стороны способствует лучшему пониманию трудностей у своего ребенка, пониманию адекватности программы, по которой учится ребёнок, в соответствии с его возможностям и способностям.

    2. Говорить родителям о каких-либо трудностях ребенка без его присутствия, выделяя при этом также достоинства ребёнка. Информирование в таком ключе поможет педагогам в установлении доверительных отношений с родителями и, в конечном итоге, в достижении положительных результатов педагогического сопровождения ученика.

    3. Привлекать родителей к обсуждению проблем ребёнка, поиску средств для их преодоления. Важно разделить ответственность с родителями ребенка, имеющими трудности в развитии, обучении. Чётко оговорите свои и их конкретные действия по преодолению трудностей. Педагогам важно будет подчеркнуть, насколько заботливыми, заинтересованными, любящими будут близкие, и как сильно в их участии нуждается ребёнок, а также описать конкретные шаги помощи со стороны педагогов, работающих с ребенком.

    4. Дать родителям полную и достоверную информацию специалистах, работающих с детьми, имеющими трудности в развитии, обучении, социальной адаптации; о психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК), процедуре обследования. Часто бывает, что многие мамы и папы не соглашаются обращаться в ПМПК, так как слышали от кого-то, что все дети, прошедшие комиссию, непременно отправляются в коррекционные школы, и перспективы дальнейшей их жизни весьма безрадостны.

    На самом деле по результатам обследования ребёнка специалисты ПМПК не ставят никаких диагнозов, а делают выводы о том, имеются ли у ребенка особенности в психическом, физическом развитии, и дают рекомендации о том, какую образовательную программу сможет успешно освоить ребенок, какие формы и методы психолого-медико-педагогической помощи необходимы ребенку для преодоления возникших трудностей и какие специальные условия получения образования требуются обучающемуся. При этом родители самостоятельно принимают решение о предъявлении заключения ПМПК в образовательную организацию .

    Используя данные принципы, педагоги, могут успешно убедить родителей (законных представителей) в том, что у их ребенка действительно имеются трудности в развитии или в обучении, а также замотивировать близких ребенка обратиться к специалистам или в психолого-медико-педагогическую комиссию.