Как отучить себя от компьютера. Как отучить подростка от компьютера – важные советы родителям для профилактики компьютерной зависимости у детей

Цифровые устройства так стремительно вошли в повседневную жизнь человечества, что представить себе даже один день без них практически невозможно. Еще 20 лет назад компьютер был роскошью, мобильный телефон - неслыханным чудом, а как выглядит планшет, никто себе и представить не мог. Тогда как сегодня в каждом доме есть, как минимум, один компьютер.

Всего лишь десять лет назад мобильные телефоны могли только звонить и отправлять смс, и были в количестве одного на семью. Сейчас это полноценное устройство, мини-компьютер с набором следующих функций:

  • Звонки
  • Сообщения
  • Фотоаппарат
  • Видеокамера
  • Навигатор
  • Игрушка
  • Будильник
  • Калькулятор
  • Видеопроигрыватель
  • Аудиоплеер
  • Выход в Интернет

До чего удобная и нужная вещь! Не секрет, что каждому человеку хочется быть обладателем такого устройства, которое облегчит его жизнь, поможет или развлечет в любую минуту.

И вот, когда количество гаджетов в семьях перевалило за соотношение один к одному, а дети стали их активными пользователями, встал вопрос, насколько это вредно и как влияет на ребенка.

Ребенок и компьютер: "за" и "против"

Споры по поводу вреда компьютера для детей ведутся давно. С одной стороны, развитие, современные технологии, умение ориентироваться в потоке информации и множество развивающих игр для малышей, а с другой - посаженное зрение, испорченная осанка, нервозность и замкнутость. Разобраться и сделать выводы помогут наши «за» и «против».

Так чем же полезны, удобны или выгодны цифровые устройства для детей? Наши «за» :

  • Развитие ребенка . Целые корпорации работают над созданием развивающих компьютерных игр для детей. Они удобны, не занимают места, находятся в свободном бесплатном доступе и очень нравятся малышам. Яркие красочные персонажи в виде мультфильма или интерактивной игры развивают память, логическое мышление, внимание, фантазию и способствуют формированию творческих навыков.
  • Учеба в школе . Доступ в Интернет позволит ребенку научиться ориентироваться в большом объеме информации, перерабатывать ее, получать новые знания, развивать любознательность и основательно подготовиться к урокам. В свободном доступе можно найти много видеоуроков, которые помогут лучше освоить материал и быстро выполнить домашнее задание.
  • Мобильная библиотека . Электронные версии учебников облегчат детский рюкзак, а возможность скачать и прочитать практически любую книгу позволит ребенку не тратить время на поиски произведений любимых авторов и жанров.

Важно объяснить ребенку, что компьютер или планшет предназначен не только для игр, но и для поиска информации.

  • Полезный досуг . Всем родителям известно, как малыши переносят долгую дорогу или длинные очереди в поликлинике. Компьютер или планшет дадут возможность включить ребенку любимый мультфильм и отвлечь от длительных ожиданий. Это практически безупречный способ в нужный момент занять детей всех возрастов.

Однако средства массовой информации, вооружившись предупреждениями медиков, твердят о страшном вреде компьютеров для детского организма и психики. В чем же он состоит? Наши «против» :

  • Глаза . Если малыш проводит у экрана более получаса в день, есть риск снижения остроты зрения - глазные мышцы ребенка еще не до конца сформированы, быстрее устают, соответственно, больше перенапрягаются. Такое напряжение также негативно сказывается на сетчатке и сосудах глазного дна.

  • Позвоночник . Вред планшета для детей проявляется в том, что держа его в руках, ребенок все время наклоняет голову, находясь в одном положении длительное время, что может привести к сутулости, искривлению позвоночника, зажатию мышц. А длительное напряжение мышц шеи вызывает нарушение кровообращения, что чревато головными болями.
  • Мышцы рук . Если ребенок полчаса поиграл в любимую компьютерную игру и побежал гонять в футбол, конечно, ничего плохого не случится. Но если игра требует длительной концентрации и напряжения рук в течение нескольких часов, помимо болей в суставах это может вызывать судороги кистей и предплечья.
  • Центральная нервная система . Вред гаджетов для здоровья детей становится ощутим, когда любимая игрушка начинает занимать большую часть свободного времени ребенка, а то и весь день. Жалобы детей среднего школьного возраста на повышенную утомляемость, нарушения сна, слабость, головные боли медики связывают именно с длительным времяпровождением за компьютером или планшетом. Часто такие дети становятся излишне раздражительны или апатичны, рассеянны, не способны к длительной концентрации внимания, пугливы.
  • Проблемы с весом . Когда дети и гаджеты становятся лучшими или, что еще хуже, единственно возможными друзьями, ребенок готов жертвовать прогулками на улице и общением с друзьями под любым предлогом. Снижение двигательной активности приводит к набору лишнего веса и отсутствию физического здоровья. Кроме того, сидя за компьютером продолжительное время, ребенок либо забывает поесть, что приводит к похудению, либо не замечает, сколько съел, переедает и, соответственно, поправляется.
  • Социализация и общение со сверстниками . В настоящее время социальные сети - это то, без чего ни один школьник себя не представляет. Информация текстовая и визуальная, общение с друзьями, знакомства - все это так привлекает молодых людей, что без так называемой «связи с миром» они просто не могут существовать.

Зачастую, активно общаясь в мире виртуальном, в реальном мире подростки испытывают трудности коммуникации и адаптации коллективе.

Мы попробовали взвесить плюсы и минусы использования цифровых устройств детьми. Но, даже учитывая минусы, вряд ли стоит категорически запрещать общение ребенка с планшетом или компьютером.

В современном мире стоит ориентироваться в потоке информации и новинках технологий, главное, знать, что во всем нужна мера. Попробуем разобраться, как уменьшить времяпровождение ребенка у монитора.

Как отвлечь ребенка от компьютера

Если у родителей возникла потребность от чего-то отвлекать ребенка, значит, привыкание уже сформировалось. Влияние компьютера на психику детей настолько велико, что вызывает зависимость не меньшую, чем наркотическая.

Если ребенок находится перед монитором или планшетом несколько часов, он постоянно сконцентрирован. Такая сосредоточенность не свойственна организму, она возможна только на протяжении 15 - 20 минут. Поэтому возникает нервное и эмоциональное перенапряжение, вызывающее рассеянность, беспокойство и подавленность нервной системы.

Дети разного возраста реагируют на запреты по-разному. Малыши-дошкольники устраивают истерику: любимую игрушку отбирают, время ограничивают, соответственно обижают, а от бессилия и обиды он плачет. Это сигнал для родителей о том, что пора принимать меры.

Дети школьного возраста, особенно подростки, замыкаются, перестают разговаривать, таят обиду и видят в запретах вселенское непонимание. Как же избежать конфликтов и попытаться отвлечь ребенка другими занятиями?

Любящие родители должны понимать, что для этого нужно приложить усилия и старания. В помощь им мы собрали несколько идей о том, как провести время без гаджетов.

Отвлечь от планшета: 15 интересных идей для семейных развлечений

Попробуйте найти сферы творчества или развлечений, которые действительно заинтересуют малыша или подростка, а заодно помогут вам найти общий язык с ребенком.

  1. Вспомните о существовании пазлов. Для малыша будут интересны небольшие картинки из мультфильмов с крупными деталями. А ребенку постарше подойдет изображение с красивым пейзажем, машиной или натюрмортом из большого количества деталей, которую после сборки можно поместить в рамку и повесить на стену.
  2. Найдите в Интернете рецепт соленого теста для лепки. Дети очень любят с ним возиться. Можно сделать картину или просто фигурку, запечь ее, а потом разрисовать, и украсить стены кухни, прихожей или подарить бабушке.
  3. Сделайте с ребенком папье-маше. Найдите тарелочку или фигурку, которую можно оклеить кусочками бумаги, дайте высохнуть и разукрасьте вместе. Пусть вокруг будут остатки клея, но удовольствие от процесса вы получите точно.
  4. Попробуйте ребенка в сфере науки. И малышам, и подросткам нравится что-нибудь смешивать. Выберите в магазине детский набор для опытов или найдите пару несложных экспериментов в сети. Главное, соблюдать правила безопасности и обязательно рассказать об этом ребенку.
  5. Расскажите о коллекционировании. Вспомните, как сами собирали в детстве фантики, календарики и открытки. Предложите придумать, что можно собирать: монеты разных стран, наклейки или этикетки. Придумайте для коллекции место и систематизацию, а в красивом блокноте можно вести учет.
  6. Достаньте с антресолей давно купленную систему караоке. Поставьте диск с любыми песнями, возьмите микрофон и пойте. Не бойтесь быть смешным, шутите, балуйтесь, главное - будьте вместе!
  7. Устройте семейный день приключений. Подготовьтесь, как следует, и организуйте квест. Можно спрятать сладость в шкафу или зарыть клад во дворе, снабдив ребенка несколькими записками и указателями. Вовлеките в игру всех членов семьи. Чем интереснее задания вы придумаете, тем меньше вероятности, что ребенок вспомнит о любимом планшете.
  8. Попытайтесь заинтересовать ребенка астрономией. Понаблюдайте за звездным небом, покажите знакомые вам созвездия, научите их определять, предложите нарисовать карту звездного неба, поговорите о жизни на других планетах.
  9. Отыщите на дальних полках настольные игры. Дети с удовольствием поиграют с родителями в Монополию или Лото. Играйте, шутите, но не поддавайтесь! Дети этого не любят.
  10. Поговорите с ребенком о родственниках. Детям интересно, как звали прабабушек и прадедушек, как они выглядели. Предложите ребенку составить генеалогическое дерево - распечатайте фотографии, рисуйте, клейте, постарайтесь сделать его большим и ветвистым.
  11. Попробуйте писать смешные истории. Вспомните игру из своего детства, когда участники по очереди пишут фразы, отвечая на ряд вопросов. Прочитайте то, что получилось, вам точно будет, над чем посмеяться!
  12. Посадите вместе с ребенком растение, а лучше, чтобы он посадил его сам под вашим присмотром. Пусть это будет яблоня возле дома или лимон на окне. Главное, ухаживать за ним и наблюдать, как оно растет. Можно предложить вести дневник, и записывать туда, когда появились первые листочки, плоды или какие сезонные изменения с ним происходят.
  13. Научитесь делать события из мелочей. Разбудите ребенка рано утром, возьмите термос с горячим чаем и пару бутербродов и отправьтесь встречать рассвет в ближайший парк или даже на балкон. Посмотрите, как встает солнце, поговорите и научите ребенка улыбаться новому дню.
  14. Заведите семейную традицию, к примеру, субботнее вечернее чаепитие. Найдите новый рецепт и испеките вместе с детьми печенье. Пусть они сами вырезают и лепят, тем интереснее и вкуснее будет его пробовать.
  15. Запланируйте путешествие всей семьей. Неважно, в другую страну или соседний город. Составьте маршрут вместе с ребенком, отметьте на карте места, которые собираетесь посетить и отправляйтесь в дорогу. Распечатайте фотографии из путешествия, разместите их в небольшой альбом, сделав смешные подписи, чтобы воспоминания остались с вами надолго.

Конечно, все эти идеи требуют от родителей определенных усилий, фантазии и времени. Но это самое малое, чем можно пожертвовать ради детей. Зачастую и взрослым было бы не лишним забыть о планшете или телефоне, а увлечься лепкой, рисованием, пением или просто пообщаться с ребенком и вспомнить, что в жизни есть и другие интересы и ценности.

Проблема компьютерной зависимости у наших детей сегодня бьет все рекорды. Что подростки, что малыши – дети мгновенно погружаются в виртуальную реальность, вытесняющую обычную жизнь. Учитывая вред, который наносит «виртуал» и здоровью, и, особенно, психике ребенка, время использования ПК должно строго ограничиваться родителями. Подлежит контролю и информация, которую получает ребенок с экрана монитора. Как бороться с такой зависимостью у детей?

Как отвлечь ребенка-дошкольника от компьютера

– 5 родительских хитростей.
Для дошкольника время, допустимое для игры за компьютером, ограничено 15 минутами (без перерыва). «Время монитора» (как и ТВ) – только в строго дозированных «порциях». С заменой реального мира на виртуальный, происходит и замена ценностей: отмирает необходимость в живом общении, в получении удовольствия от жизни естественным путем.Теряется способность размышлять, портится здоровье, портится характер.Что делать, и как отвлечь своего дошкольника от монитора?
 Убрать компьютер и доставать только в строго определенное мамой время. Поставить ограничения на доступ к «взрослым» сайтам, а игры контролировать на предмет их пользы для ребенка.
 Общайтесь с ребенком. Никакой компьютер не заменит общения с мамой и папой. Несмотря на работу, занятость, проблемы и недоваренный борщ – будьте рядом с ребенком. Конечно, это здорово, когда можно отдохнуть и заняться собой, вручив ребенку ноутбук – «на, только не мешай», но со временем у ребенка просто отпадет необходимость в родителях, потому что виртуальный мир затянет его всей своей глубиной и «яркостью» впечатлений.
 Играйте вместе с ребенком. Конечно, в строго отведенное время, но вместе. Заранее подыщите игру, которая будет полезна для развития чада, и проведите время с пользой.
 Спрячьте компьютер на пару дней и займите это время пикниками на природе с поисками заранее спрятанного «клада», интересными развлечениями в городе и домашними вечерами с «лего», просмотром добрых фильмов, созданием бумажных змеев и пр. Покажите ребенку, что мир без компьютера гораздо интереснее.
 Отведите малыша в «кружок». Выбирайте такой кружок, в который малыш будет бежать каждый день, забыв не только о ПК, но и о вас. Ежедневное общение со сверстниками и преподавателем, новые знания и положительные эмоции постепенно вытеснят компьютер из жизни малыша.
Не говорите малышу – «эта игра – плохая, закрой ноутбук!».Говорите – «зайка, давай я тебе покажу более интересную игру». Или «малыш, а не слепить ли нам зайца к папиному приходу?».Будьте хитрее. Запрет всегда вызовет протест. Оттаскивать ребенка от компьютера за уши не нужно – просто замените компьютер собой.
Как оттащить ребенка младшего школьника от компьютера – проявляем чудеса изобретательности и инициативы
Для «лечения» зависимости младшего школьника советы останутся те же.Правда, учитывая более старший возраст, можно немного дополнить их несколькими рекомендациями:
 Заведите несколько ежедневных традиций. Например, во время приема пищи – никаких ТВ и телефонов-компьютеров за столом.Семейный ужин обязательно готовьте вместе – с сервировкой, интересными блюдами и созданием приятной атмосферы. Пусть ребенок принимает в этом участие. Достаточно его увлечь, а там – считайте, что на 2-3 вечерних часа ребенок вами у интернета отвоеван. После ужина – прогулка. Можно собирать листья на гербарий, лепить снеговиков, играть в футбол, кататься на роликах, ездить на велосипедах или рисовать пейзажи с натуры. Главное, вызвать положительные эмоции у ребенка. Положительный «адреналин» - сродни наркотику.
 Покажите ребенку «на пальцах», сколько времени он теряет зря. Распишите на бумаге, нарисуйте схему – «вот сколько ты просидел за ноутбуком за этот год, а мог бы уже научиться играть на гитаре (стать чемпионом в каком-нибудь виде спорта, вырастить сад и пр.). подтвердите свою готовность помочь в этом ребенку своими действиями – запишите его в спортивную секцию, купите гитару, подарите фотоаппарат и учитесь вместе искусству фотографии, откопайте на антресолях выжигатель по дереву и пр.
 Как можно чаще увозите ребенка из города. Поищите интересные и безопасные способы отдыха – катамараны, горные тропинки, прогулки на лошадях, путешествия, велосипедные прогулки из города в город с ночевками в палатках, и пр. Покажите чаду реальность «оффлайн» - захватывающую, интересную, с массой впечатлений и воспоминаний.
 У каждого ребенка есть мечта. «Мам, я хочу быть художником!». «Валяй», отвечай мама и покупает сыну фломастеры. А ведь можно дать ребенку реальный шанс – попробовать свои силы в этом деле. Устроить чадо в художественную школу или нанять преподавателя, вложиться в краски, кисти и мольберты, добиться регулярности занятий. Да, вы потратите немало времени, но ребенок будет сидеть над холстом вместе компьютера, а уж о пользе сего мероприятия и говорить не приходится. Если через год ребенок устанет от этих художеств – ищите новую мечту, и снова в бой!
 Радикальный метод: отключите в доме интернет.Оставьте себе модем, но включайте его только в моменты, когда ребенок занят своими делами. А интернет – под запрет. Вместо него – все, перечисленное выше.
И помните, что личный пример всегда и во всем эффективнее воспитательной беседы, крика и радикальных методов. Как бы вам не хотелось «посидеть в вк», «лайкнуть» новые фото подружки или скачать новенькую мелодраму, оставьте для себя компьютерные «сеансы» на поздний вечер, когда ребенок уже спит. Своим примером доказывайте, что жизнь прекрасна и без онлайна.
Как отучить подростка от компьютера – важные советы родителям для профилактики компьютерной зависимости у детей
Бороться с компьютерной зависимостью у чада-подростка сложнее всего:
 Во-первых, интернет уже не отключишь и ноутбук не спрячешь.
 Во-вторых, учеба сегодня предполагает и задания на ПК.
 В-третьих, отвлечь ребенка в подростковом возрасте конструктором и игрой в снежки невозможно. Как быть?

 Интернет не запрещайте, компьютер на шкаф не прячьте – позвольте ребенку быть взрослым. Но контролируйте процесс. Блокируйте все неблагонадежные сайты, установите фильтры для вирусов и для доступа на те ресурсы, где подростку делать нечего в силу еще пока неустойчивой психики и подверженности влиянию извне. Проследите, чтобы время на ПК использовалось с пользой – изучение новых программ, освоение фотошопа, рисование, создание музыки и пр. Отдайте ребенка на курсы, чтобы дома ему хотелось практиковаться в навыках, а не просиживать часы в соцсетях.
 Спорт, секции и пр. Удовольствие, которое ребенок получает от спорта, танцев и других подвижных занятий, не сравнится с радостью от очередного «лайка» или «партии» в стрелялки. Любит пострелять в интернете? Отведите его в соответствующую секцию – пусть стреляет в тире или на пейнтболе. Хочет в бокс? Отдайте его в бокс. Дочь мечтает о танцах? Купите ей костюм и отправьте туда, куда ей хочется. Ребенок стесняется общения в реальной жизни? В виртуале он – смелый супер-герой? Отведите его на тренинг, где помогут воспитать в себе уверенного сильного человека.
 Станьте вашему ребенку другом. В этом возрасте приказной тон и ремень – не помощники. Сейчас ребенку нужен друг. Слушайте свое чадо и участвуйте в его жизни. Интересуйтесь его желаниями и проблемами – именно в них вы найдете все ответы на вопрос «как отвлечь…».
 Дарите ребенку абонементы в спортзал или на фитнесс, билеты на концерт или путевки в молодежные лагеря отдыха. Постоянно ищите способы – занять подростка реальным интересным делом, которое будет и полезным, и эмоционально насыщенным. Исходите из того – чего не хватает вашему ребенку, от чего конкретно он бежит в интернет. Вполне возможно, что ему просто скучно. Это самый легкий вариант (найти альтернативу будет несложно). Гораздо сложнее, если уход от скуки в «виртуал» перерос в серьезную зависимость. Здесь придется немало потрудиться, потому что момент уже упущен.
 Самореализация. Сейчас самое время – глубоко и полностью погрузиться в ту сферу интересов, которая уже наверняка засела в голове ребенка. До взрослой жизни – совсем чуть-чуть. Если ребенок уже нашел себя, но не имеет возможности развиваться в выбранном направлении – дайте ему эту возможность. Поддержите морально и материально.

А как Вы справляетесь с компьютерной зависимостью у ребенка? Поделитесь своим опытом с нами!

Компьютер, игровая консоль, всевозможные портативные электронные гаджеты – все это невероятно популярные устройства, ставшие основными игрушками у наших детей. Но действительно ли идеальный процессор так необходим маленькому ребенку? Как со временем не стать заложником ситуации, не прививая любовь к технике, а скорее наоборот, буквально оттягивая ребенка от нее? Как отучить ребенка от компьютера: мнения экспертов и родителей.

Первое знакомство с компьютером: особенности

Все меньше маленьких девочек и мальчиков в качестве игрушек получают кукол и машинок – современные родители делают акцент на электронике. Дети 2-3 года учат цвета и формы, складывают пазлы и знакомятся с окружающей действительностью с помощью планшетов или специальных детских компьютеров. Впрочем, многие из них могут легко осилить и взрослый ноутбук. На первый взгляд кажется, что в этом нет ничего предосудительного – ребенок в понятной и доступной для него форме растет и получает знания. Но мнение психологов на этот счет не столь оптимистично.

Как отмечает психиатр Серж Тиссерон, подобные увлечения техникой имеют достаточно негативное влияние на детский мозг, поскольку компьютер по своей сути рассчитан именно на взрослого. Если зрелый человек понимает разницу между реальной и виртуальной реальностью, то у ребенка даже 4-7 лет мозг еще только формируется.

Для того чтобы развитие было полноценным, ребенку до 6 лет нужно постоянно использовать все пять своих основных чувств. Он должен пробовать на вкус, рассматривать, нюхать, прислушиваться и трогать.

Его ключевая задача в таком возрасте: развивать мелкую моторику, которая стимулирует работу определенных отделов мозга, а делать это нужно с помощью привычных детских манипуляций: раскрашиваний, лепки из пластилина, вырезания. Если ребенок не научился развлекать себя до 6 лет вне дисплея, в дальнейшем это крайне негативно отразится на уровне его интеллектуального развития.

Памятка родителям: как создать здоровое отношение ребенка к технике?

Дабы в дальнейшем не кусать локти, родителям необходимо еще на заре взаимодействия ребенка и компьютера придерживаться определенных правил. Такая политика гарантировано удовлетворит все стороны, но только при условии грамотного подхода. Итак, что нужно делать родителям, первый раз предложив ребенку компьютер:

  • Дозировать игры . Если ребенок младше 5 лет, компьютерные игры должны длиться не дольше 15 минут. В день может быть не более 4 таких подходов. Разумеется, никто не будет сидеть над ребенком с таймером, но общая логика понятна – короткие циклы. Со старшими детьми можно длительность циклов увеличивать, например до получаса, но и их количество в день и неделю будет меньше.
  • Обсуждать каждый цикл. Представьте, что ваш ребенок не играет в компьютерную игру, а читает книгу или общается с другом. Вполне логично, что вам захочется узнать его мнение на этот счет. Эту же логику можно применять и после 15 минут игры за компьютером. Расспрашивайте его о том, что он понял, какая суть и цель игры, почему она ему нравится.

Детские нейропсихологии единодушны во мнении: специальные детские компьютерные игры помогут натренировать память, логику, пространственное мышление, но они абсолютно бессильны в вопросе развития речи и социализации. Общение с родителем помогает ребенку прогрессировать и в эмоциональной сфере.

  • Подбирать правильные игры. Если речь идет о детских компьютерах, то там по определению не может быть других игр. Если же ребенок пользуется родительской техникой, то чаще всего все крутится вокруг шаблонных игр, которые скорее помогают убить время, чем несут нечто полезное. В сети на профильных ресурсах можно найти хорошие, правильные игры, разработанные при участии педагогов.
  • Следовать правилу «3-6-9-12». В основе правила лежит следующий принцип: до 3 лет ребенок не должен пользоваться компьютером; до 6 лет ему не нужны приставки, до 9 лет ему совершенно не нужен Интернет; до 12 лет он выходит в глобальную паутину только в присутствии взрослого.

Подростки и компьютеры: особенности взаимоотношений

Если трехлетка может еще и не понимать всех прелестей компьютера, ограничиваясь 2-3 любимыми играми, то ребенок 8-12 лет – это уже полноценный юзер, которого достаточно сложно направлять в какое-либо русло.

Анна (40 лет, журналист, в разводе, растить сына Николая): «Сыну 15 лет. Наблюдаю, что с появлением в нашем доме компьютера у него резко снизилась успеваемость. Может до 2 часов ночи просидеть за играми, а потом не могу поднять его в школу. Успеваемость плохая, его ничего не интересует, только прохождение нового уровня. Устала бороться».

Ситуация распространенная. Действительно, от онлайн игр гораздо больше негатива, чем положительных моментов. Научные сотрудники Кембриджского университета провели любопытное исследование на более 800 подростках 14 лет. Им были заданы вопросы о том, сколько времени они тратят на выполнение домашнего задания, сидя в социальных сетях, играя в игры или просматривая телевизор. В течение нескольких недель они носили специальный датчик, который отслеживал частоту сердечных сокращения для понимания динамики физической активности ребенка. Результаты были неутешительны: ученики, которые по время выполнения домашних заданий, отвлекались на игры или телевизор, сдали экзамены гораздо хуже тех ребят, которые концентрировались только на учебе.

Кирстен Кордер, старший научный сотрудник Кембриджского университета, считает, что полностью увести детей от компьютеров нереально, и в этом мало смысла, поскольку в этом есть образовательный подтекст.

Задача родителей – донести до ребенка идею, что жизнь вокруг может быть не менее интересной, чем виртуальная. И лучше всего это делать не в виде нотаций или конфликтов, а с явным предложением альтернативы.

Например, проанализировав склонности ребенка, тип характера и темперамента, можно подобрать для него оптимальную секцию или кружок по интересам.


Эффективные методики борьбы с компьютерной зависимостью

Если родители пропустили процесс привыкания, и компьютерная зависимость уже настигла их чадо, то пора постепенно, но настойчиво отучать ребенка от компьютера. Что может сделать каждый родитель, озабоченный тем, как отучить ребенка от компьютерной зависимости: рассмотрим основные советы психолога по данному вопросу.

  • Обсудите с ребенком суть проблемы и тревоги по поводу его успеваемости и будущего. Объясните, что из-за игра на компьютере он, например:
    - Пропустил уроки;
    - Перестал общаться с друзьями;
    - Исключен из секции за непосещаемость и т.п.
    Важно не юлить, а прямо объявить ребенку, что вы намерены отучать его от компьютера. И далее предложить ряд мер по отказу от зависимости.
  • Откажитесь от запретов , криков, скандалов и ультиматумов. Все это породит утаивание и ложь. К тому же, любой ребенок, скажем, в 8 лет будет воспринимать это как повод отдалиться от родителей. А если вы будете агрессивны или враждебны, особенно с подростком в 13 лет, то он вообще откажется с вами общаться и замкнется в себе.
  • Ограничивайте время за компьютером . Если речь идет о зависимости от игр, то тут нужны строгие правила: сколько раз в неделю ребенок может играть, в какие игры он будет играть, и сколько будет длиться каждый сеанс. Родителям важно не только отслеживать, соблюдаются ли правила, но и обязательно хвалить ребенка, если он следует договоренностям. Если же что-то пошло не так, то лучше спокойно обговорить с ребенком детали: почему он не вложился в установленный график, что помешало.
  • Поощряйте действия «вне компьютерной жизни» . Если мама и папа каждый вечер сидят перед телевизором, ребенку ничего не остается, как развлекать себя, например с помощью онлайн игр. Придумывайте совместный досуг в семье или стимулируйте общение с ровесниками. Играйте вместе в «монополию», собирайте пазлы или модели самолетов. Или приглашайте домой друзей сына или дочки, предлагайте устроить вечеринки с ночевкой для любителей поиграть в компьютер ночью.
  • Интересуйтесь жизнью ребенка. Очень часто дети в виртуальной реальности чувствуют себя всемогущими, независимыми. Если же в реальной жизни ребенок далек по своим самоощущениям от всего этого, то вполне оправдано его желание находиться в вымышленной реальности как можно дольше. У родителей в таком случае один выход – помочь ему обрести уверенность в себе, чувства защищенности и комфорта и в обычной жизни. Стоит больше интересоваться переживаниями ребенка, разговаривать, активно задавать вопросы о его эмоциях. Необходимо акцентировать внимание на положительных событиях, происходящих в его реальной жизни.
  • Предложите постоянную альтернативу. Как правило, лучшей альтернативой станет спортивная секция. Если ребенку не интересен спорт, но он очень любознательный, поощряйте это. Заведите правило на выходных ходить в зоопарки, на разные шоу, ездить на природу. Покажите как интересна жизнь вне компьютера. Дома в будние дни постарайтесь найти ребенку хобби. Процесс созидания очень полезен для развития, поэтому конструирование, сборка 3-х мерных моделей, любое творчество станут прекрасной альтернативой компьютеру.
  • Обратитесь к психологу. Если все методики испробованы, но ничего не помогает, пора обращаться к специалисту.

Родителям очень важно найти точку соприкосновения со своим ребенком по данной проблеме. Сделать это непросто, учитывая, с каким нежеланием дети «лечатся» от компьютерной зависимости. Но дабы этот процесс был максимально результативным и прошел безболезненно, родителю необходимо спокойно и с понятной ребенку аргументацией объяснить, почему виртуальный мир не может заменить полноценной жизни:

  • Прежде всего, постоянные компьютерные игры отвлекают и снижают концентрацию на реальных достижения и намеченных целях.
  • Во-вторых, (если речь идет о подростке) в компьютерные игры взрослые люди не играют. Эту идею нужно вкладывать в подростка постепенно, акцентируя внимания на гармоничном взрослении.
  • Виртуальное пространство, каким бы захватывающим и увлекательным оно ни было, не может быть альтернативой полноценному общению. И для детей младшего школьного возраста, и для подростков крайне важны навыки социализации.

О важности личного примера

Борясь с зависимостью от компьютера, очень важно быть для ребенка не только наставником и помощником, но и быть достойным примером для подражания. Если, придя с работы, отец тут же садиться за компьютер и коротает досуг за онлайн играми, едва ли стоит надеяться, что у ребенка будут формироваться какие-то другие увлечения.

Светлана (38 лет, воспитывает сына Арсения): «Кажется, что все современные мужчины буквально помешены на танках. В них играет и мой муж, и мой сын. На выходных их никакими уловками не оттянешь из-за компьютера. Это отражается не только на наших отношениях, но я заметила, что мой 14-летний сын стал раздражительным, редко общается с друзьями, о высоких оценках говорить вообще не приходится – домашнее задание делать некогда. Муж пытается вразумить сына, но он же и сам зависим от компьютера».

И таких семей – каждая третья.

Сложно бороться с зависимостью ребенка, если ты сам от нее страдаешь.

Главная проблема любого родителя с подобным «недугом» – инфантильность. В таком случае, даже при условии самых благих намерений для ребенка, взрослому придется начинать с себя.

Видео по теме

В 70-80-е годы ХХ века не было компьютеров и мобильных телефонов, но и спортивных и творческих секций было немного, да и позволить заниматься в них ребенку мог далеко не каждый родительский карман. Однако нам кажется, что мы тогда были совсем другими детьми: возможно более общительными, более открытыми, более самостоятельными и целеустремленными. Мы днями гоняли большущей компанией по двору, строили и штурмовали снежные крепости, собственными руками делали себе игрушки, читали под одеялом с фонариком книжки...

Скажите, а вы видели этой зимой, такой замечательной и снежной, хотя бы одного снеговика или снежную крепость? Я — нет... А весной или летом прыгающих в резиночку или классики девочек?...

Сейчас детям доступно практически все: любые развивающие игры и игрушки, книги, фильмы, всевозможные спортивные, музыкальные и творческие секции и кружки. Однако многие дети (даже при условии финансовой обеспеченности родителей) не желают в этих секциях и кружках заниматься, их не выгонишь гулять на улицу, они живут в собственном мире компьютерных игр, социальных сетей и чатов...

В чем же дело? Как и чем же заинтересовать любимое чадо?

Рецепт № 1: с ребенком необходимо общаться

Компьютерные игры — это своеобразный уход от реальной жизни, повседневных проблем, это некий параллельный мир, в котором можно жить, не умирая, быть героем или злодеем, строить и завоевывать целые цивилизации, где можно поговорить по душам в чатах и социальных сетях.

Ребенку не хватает в реальной жизни элементарного общения и понимания его личных проблем, идей, потерь, успехов и мечтаний. В школе учителя, к сожалению, с детьми почти не разговаривают, а только задают кучи домашних заданий, спрашивают их и ругают за невыполнение.

Дети — такие же люди, как и взрослые. Как нам необходима помощь, поддержка, совет, беседа, так и им тоже.

Попробуйте хотя бы раз, вернувшись с работы домой, повести себя нестандартно. К примеру, у сына-подростка можно спросить совета, какую лучше всего тактику применить при разговоре с начальником, а с дочерью посоветуйтесь, какой костюм (галстук) или платье выбрать для корпоративного мероприятия. Они большие эксперты в подобных делах. Только не спорьте с ними, а просто примите их совет.

Начните сначала сами делиться с детьми проблемами и радостями, и тогда дети станут больше доверять и тоже начнут рассказывать про все-все на свете. Освободитесь от привычки их за все ругать и критиковать, а если не согласны, то обязательно выслушивайте точку зрения ребенка, а потом приводите доводы в защиту своей. Аксиомы из разряда "так будет, потому что я так сказал(а)" — тут не подходят. Только диалог на равных, но с авторитетом вас как взрослого, с приведением примеров из семейной истории, из книг, политики и т.д. и т.п. Пожалуйста, разговаривайте со своими детьми!

Придумайте некие заседания тайного семейного совета, на котором за круглым столом вся семья будет обсуждать вопросы за день или за неделю, решать конфликты. Подайте ребенку лишь идею подобного коллегиального органа, а название, регламент заседаний он с удовольствием додумает сам, сам же будет вести протокол...

В одном из подмосковных детских лагерей, в котором мне довелось работать, ребята каждое утро и вечер проводят так называемые общие сборы. На утренних сборах планируются дела на день, идет награждение участников и победителей вчерашних мероприятий. На вечерних сборах, которые иногда проходят в форме "свечек", подводятся итоги дня. Дети всегда могут высказать вслух свой восторг, дать оценку происходящему, друг другу в глаза высказать свое недовольство или, наоборот, поблагодарить. Они учатся слушать друг друга, вместе или один на один (в присутствии взрослого) всегда готовы решить конфликтную ситуацию. И у них это получается. Они превращают "свечки" из приятно-таинственного завершения дня в очень тонкий психологический тренинг. Взрослые постоянно общаются с детьми, дети постоянно общаются между собой, учатся слушать, а самое главное — слышать и быть услышанными. И это в равной степени относится как к детям 7-11 лет, так к подросткам 12-17 лет.

Как показывает опыт проведения таких "свечек", в результате прохождения игр и тренингов на лидерство и сплочение, занятий по актерскому мастерству, дети начинают лучше понимать друг друга и взрослых, становятся общительнее, добрее и терпимее друг к другу, у них появляются навыки работы в команде, они не бояться высказывать свое мнение, брать на себя ответственность. Отношения сотрудничества, которые устанавливаются в лагере, переносятся потом и в школу и семью. Но их необходимо поддерживать, иначе ребенок может еще больше замкнуться и даже ожесточиться.

Поэтому, уважаемые родители, общайтесь со своими детьми как можно больше, делитесь с ними сокровенным, будьте с ними предельно искренними. И тогда ребенку не понадобиться параллельный мир, в каком бы заманчивом виде он не представал. В виде компьютерной игрушки или в каком-то другом обличье. Он будет относиться к компьютерной игрушке именно как к игрушке, в которую можно иногда поиграть в свободное время или в качестве поощрения за хорошую учебу (быть может, даже вместе с родителями — почему нет, если это игра в цивилизацию или интересный квест). Поверьте, ребенок будет играть совсем недолго, так как у него уже появятся более важные дела и интересы.

Рецепт № 2: ребенка необходимо заинтересовать своим примером

Наверняка вы можете вспомнить пару примеров из собственного детства, когда внезапно захотелось чем-то увлечься.

Снова приходит в качестве примера опыт работы все в том же детском лагере. Вспомните свое детство. Кем являлся для вас в лагере действительно хороший вожатый? Авторитетом. Круглосуточное общение с детьми, игры, разговоры, участие в самых разнообразных конкурсах и шоу. Вместе с вожатыми — студентами 18-25 лет дети познают новое, начинают интересоваться самыми обычными (как, например, футбол, изобразительное искусство, вокал, гитара) или совсем необычными (пои, геокешинг, тестопластика и гончарное дело, китайский язык и фэн-шуй) видами спорта и творчества. Вожатый как авторитетный взрослый не только своим примером стимулирует интерес к тому или иному занятию, но и объясняет смысл и полезность каждого увлечения, возможность его практического применения в жизни.

Вы можете себе представить, чтобы школьник, причем далеко не отличник учебы, с удовольствием на летних каникулах занимался на кафедре русского языка и литературы? А это возможно, дети сами записываются на эту кафедру, потому что вожатая, ведущая эту дисциплину, их заинтересовала. И детям просто интересно с ней общаться. А кроме того она замечательный преподаватель русской словесности.

Если вы сами еще не занимаетесь спортом, эстрадным вокалом, изготовлением открыток из бисера, фотографией — срочно записывайтесь на соответствующие курсы! Не знаете куда именно? Замечательно — попросите совета у своего ребенка и идите заниматься вместе с ним!! Да, именно вместе!

Если вы сами не интересуетесь ничем, кроме своей работы, как сможете стать для ребенка примером?! И не говорите, что жутко устаете на работе и поэтому необходима банка пива, пульт от телека и полный покой. Активный отдых — самый лучший отдых! Кстати, во многих детских центрах и при детских лагерях проводятся различные мастерские и мастер-классы в выходные дни, где могут принимать участие как дети, так и взрослые.

Катайтесь вместе с детьми на лыжах, коньках, роликах, стреляйте из лука и арбалета, займитесь конным спортом или керлингом, учите вместе старославянский или древний язык майя.

Вспомните, о чем мечтали в детстве, но так и не осуществили эту мечту. Идите в кружок моделирования, вышивки, игры на ударных инструментах. Играйте дома и на даче в твистер, монополию, домино, бегите быстрее всей семьей во двор лепить снеговика или пускать в ручейках бумажные кораблики! И приглашайте всех соседей, пока они не пришли в себя от вашего шокирующего предложения! Купите настольный хоккей и присоединяйтесь к Олимпийским играм, составьте свою турнирную таблицу — это ужасно интересно!

Кстати, даже самые обычные морской бой и крестики-нолики вполне могут входить в перечень олимпийских дисциплин.. И обязательно назначьте призы всем участникам и главный приз победителю. Пусть это будут значки или небольшие игрушки, а главным призом — фирменный бабушкин пирог. Вы увидите, как это будет стимулировать всех игроков, причем как детей, так и взрослых.

Устраивайте семейные праздники с викторинами и пикниками, празднуйте всем двором Масленицу , День всех влюбленных, 23 февраля и 8 марта. Мы, к примеру, 5 лет всем двором и друзьями выходим в ближайший лес на пикник на Масленицу: с горой блинов и чаем в термосах. Мы прыгаем через костер, устраиваем конкурсы и проводим ритуал сожжения чучела. Проводим и конкурс на лучшее чучело — готовимся еще дома заранее.

Конечно, переключить ребенка от компьютера за один день не получится. Вам придется приложить некоторые усилия и в первую очередь перебороть свои собственные привычки, злость, лень, нежелание меняться.

Меняйтесь сами, дорогие родители, и ваши дети будут меняться вместе с вами.

Обсуждение

Чем отвлечь ребенка от компьютерных игр?
Компьютерные игры - это своеобразный уход из реальной жизни, от детских и взрослых проблем, это некий параллельный мир, в котором можно жить, не умирая, быть героем или злодеем.
Но можно плавно вывести ребенка из этого мира не отрывая от монитора!
Не создавая конфликтов!
Достаточно просто подарить ему шестиструнную гитару и связаться с преподавателем, который дает уроки игры на гитаре по скайпу.

Результат будет заметен уже после 2-х уроков. Ваш ребенок полностью отвлечется от виртуального мира и будет вовлечен в мир гармонии и искусства играя на гитаре.

Дистанционное обучение игре на гитаре по Skype - это удобно, дешево и быстро.

Преимущества уроков игры на гитаре по Skype:

* Не требуется приглашать на дом преподавателя или куда-то ездить.
* Стоимость урока в 3 раза ниже чем у репетитора работающего с выездом на дом.
* Постоянная связь с преподавателем через интеренет, при возникновении дополнительных вопросов.

Экспресс - курс игры на гитаре по скайпу (логин: skoval-gitar)

Занимаемся 1 раз в неделю! (по 30 минут)
Всего 15-20 занятий (3-4 месяца - это зависит от Вашего стремления) и Вы уже легко сможете самостоятельно исполнять свои любимые песни.
Уроки игры на гитаре для взрослых и детей от 10-ти лет.

Учебная литература - бесплатно!
Индивидуальная программа.
Камертон и Метроном - бесплатно!

Звоните в Skype: skoval-gitar
* Если у Вас еще нет скайпа Вам необходимо зарегистрироваться и скачать Skype - наберите запрос в Яндексе!

Добрый день!
Снимаем сюжет на Первом канале. Нужен Ребенок + 9, который имеет доступ, а возможно, уже зависимость от современных гаджетов (компьютер, телефон, планшет) и его родители.
Снимаем дома, на улице, в зависимости от истории героев.

Вы знаете, и все равно от компьютера и PSP никуда не деться. Представьте себе ребенка первоклассника - второклассника и работающих вдвоем его родителей. Бабушки нет. Самое большое, что им (родителям) доступно - забрать быстро чадо из школы, привезти домой и снова на работу, оставив его одного дома - да, с массой наставлений о поведении в быту, выполнении уроков, едой и... компьютером. Его единственным развлечением в ожидании вас после выполнения уроков будет именно эта техника, потому что выпустить ребенка на улицу в этом возрасте одного вы не рискнете, а чем ему еще заниматься? Читать книги в этом возрасте еще не каждому ребенку по силам, смотреть ТВ быстро надоедает, занять себя сам он может тем, что ему более доступно и интересно - ПК. И это 5 дней в неделю, весь учебный год. И даже рад порой, что есть у него хоть это занятие, в нашем детстве мы просто сидели под замком... поймите, я совсем не за то, чтобы дети сутками просиживали за ПК. Внимательное отношение к ребенку и интерес к его жизни - это наша родительская обязанность вообще, и не как средство замены компьютерных игр. Одно другому не мешает. Компьютер имеет развивающее значение, кстати. Нужно просто стараться беречь глаза своего чада. В современном мире цифровых технологий оставаться в стороне от этих цифровых технологий - нонсенс.

А можно развернуть интерес ребенка в сторону "полезного" использования компьютера. Наш ребенок любит фотографию, и особенно фотографировать зверюшек и цветы, а в школе это никак не выразишь, и на оценки это хобби не влияет. А выразить-то хочется... И выход нашелся - это возможность создавать сайт - свой собственный о том, что интересно. Первые шаги нашего ребенка - [ссылка-1] Посмотрите, может стоит попробовать?

Комментировать статью "Чем отвлечь ребенка от компьютерных игр?"

Конференция "Раннее развитие". Раздел: -- посиделки (как отвлечь ребенка от мультиков). моя дочка смотрит много. гораздо больше, чем в среднем по конференции:) причем смена деятельности у нее сейчас идет в основном - на компьютерные игры:) вот сейчас у нее...

Обсуждение

М-да... НЕ стоит идти на поводу, однозначно. Я вообще до 3 лет не сажала к ТВ, но давала смотреть презентации-развивающие и обычные сказки, там 1 слайд меняется в 1-2 сек, а в сказках вообще редкая смена слайда, там же не 1 слово, а 2-3 предложения, те. это далеко не 24 кадра в секунду, как в ТВ, принцип скорее диафильма или книги, и нет той нагрузки на глаза. При этом, монитор лучше ЖК, конечно. А в 3 года уже можно ребенку поставить условие - смотрим мультф, но только 10 минут - вот таймер-зазвонит-выключаем, ОК? ОК! Если неОК - не смотрим.

Я в таком случае говорю,что телевизор сломался(он же иногда машинки или игрушки свои ломает,значит знаком с таким понятием как "СЛОМАЛОСЬ")иногда срабатывает...

25.03.2006 21:40:21, nafnaf 22.03.2017 20:52:46, Темпера

такая же проблема, 6 класс. ждет пока я приду с работы. в результате вечер-ад из не сделанных урок, орущих родителей и брошенной младшей дочери. мелкая, 3 класс, приходит из школы и сразу за уроки. сделает и балдеет пол-дня. а старшая злится...я думаю это вопрос не собранности лени. другое дело: как это преодолеть. выхода тоже не вижу...

Раздел: Жена и муж (вместо секса компьютерная игра что делать). Должны быть интересы и помимо ребенка. Тем более что ребенок еще мелкий и не так много времени отнимает. 19.12.2002 18:29:43, Скарлетт.

Обсуждение

Выгнать мужа из-за компа и самой полночи играть. Очень увлекательно:)))

у меня муж тоже любит за компом посидеть:))..но это совершенно не означает, что он мне не помогает..Есть силы сидетьза компом- значит, не очень то устал после работы.Когда родилась Саша, муж по привычке продолжал засиживаться за компом..поскольку я тогда сидела дома и кормила грудью, никакие домашние обязанности на мужа не возлагались..потом Сашу начали кормить смесью, и у папы тоеж появилась обязанность вставать по ночам и т.д..и как-то расхотелось за компом то сидеть.Силушек не оставалось..А про секс- ну так и скажите- маловато будет, дорогой..и посмотрите. что Вам скажут в ответ:))так и скажите- мне мало, поэтому я злюсь, вот если б почаще, так и я бы была понежнее и попонятливей:))

2. Поговорить с воспитателем, что бы следил за речью.

Как отвлечь ребенка от компьютера

Компьютер стал непременным атрибутом повседневной жизни каждой семьи. И вместе с этим «благом цивилизации» возросли опасения родителей за будущее детей. По статистике, каждая шестая семья обращается к психологу по поводу компьютерной зависимости ребенка. Эта зависимость, кроме психологических, создает проблемы и со здоровьем: сухость глаз, нарушение сна, отсутствие аппетита, головные боли, нарушение осанки. Но совсем исключить компьютер из жизни ребенка невозможно, да и не нужно.

Речь должна идти о дозированном и разумном его использовании. Как это можно сделать?

1. Установить ограничения
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста, пока их увлечение компьютерными играми не вошло в устойчивую привычку, можно просто ввести ограничивающее правило. Разрешить использование компьютера до 30 минут в день с перерывами через 15 минут и ни минутой больше.

При этом включать его только с разрешения взрослых. Под контролем родителей должны быть и варианты игр для ребенка. Лучше всего предлагать развивающие и обучающие игры, вариантов таких игр можно найти достаточно.

2. Помочь вернуться ребенку в реальную жизнь

При решении проблемы с детьми более старшего возраста задача родителей усложняется, если у ребенка к этому времени не выработан стойкий иммунитет к времяпровождению у компьютера.


Виртуальная реальность привлекательна для таких детей прежде всего тем, что там они могут реализовывать себя так, как хотят, без особых потерь и неприятностей. Компьютер занимает центральное место в жизни ребенка, если у него нет друзей, или связь с реальным миром по разным причинам нарушена. Игрой или общением в интернете он пытается это компенсировать.

Задача родителей - вовремя на это среагировать и оказать реальную поддержку. Нужно найти время для того, чтобы поговорить с ребенком, понять его чувства, переживания. Общение с вами или просто с интересными людьми должно стать для вашего ребенка более привлекательным занятием, чем общение с бездушной машиной. Необходимо научить ребенка справляться с периодически возникающими у него проблемами.

ужно ставить перед ним посильные задачи, решая которые, ребенок будет повышать свою самооценку. Самые незначительные успехи при этом взрослыми должны быть замечены и поощрены.

Разумеется, претворить это в жизнь будет гораздо сложнее, чем просто махнуть рукой, позволяя детям сидеть в интернете часами напролет.

3. Полная занятость ребенка

У детей должно быть очень мало времени на то, чтобы отвлекаться на компьютерные игры. Для этого необходима максимальная занятость ребенка не в виртуальном, а в реальном мире. Секции, кружки, факультативы могут эту задачу с успехом решить.


Можно устраивать совместные небольшие путешествия в свободное время, походы в кино, театр, посещение бассейна, есть еще масса всевозможных отвлекающих мероприятий. И, при этом, присутствие и участие в этих мероприятиях взрослых играет очень большую роль для ребенка.

Рыбалка, поход на природу, лыжные прогулки зимой - все это доставит колоссальное удовольствие не только вашим детям, но и вам самим.

4. Превратить компьютер в инструмент для развития

Не следует относиться к увлечению компьютером, как к совсем вредной привычке. При правильном подходе он станет инструментом для обучения и совершенствования ребенка. Предложите сыну или дочери компьютерные курсы, которые помогут понять, что интернет - это не только игры, а огромные возможности для развития, если их использовать разумно, с толком.

И самое главное! Чтобы отвлечь ребенка от компьютера, нужно в семье создать такие условия, чтобы ребенок ощущал, что он один из членов дружной, понимающей, любящей семьи, а не просто жилец в одной квартире с родителями.

Алевтина Ютелене

Прочитано 9360 раз