Дипломная работа: Игровые упражнения как средство коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Ребенок с ЗПР в школе. Почему он себя так ведет

Оснач Татьяна Васильевна
Особенности поведения детей с ЗПР и его роль в формировании личности

Что такое поведение ?

Поведение по Ефремовой :

1. Совокупность поступков и действий по отношению к окружающим.

2. Умение вести себя в соответствии с установленными правилами распорядка.

3. Реакция организма на то или иное воздействие, раздражение.

Поведение по Ожегову :

Образ жизни и действий

Поведение в Энциклопедическом словаре :

Поведение - присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, включающее их двигательную активность и ориентацию по отношению к этой среде. Поведение животных и человека изучается этологией, психологией, социологией. В широком смысле говорят о поведении объектов самого разногорода (напр., электрона в магнитном поле и т. д., с сер. 20 в. термин известной условностью применяют к сложным автоматическим системам современной техники.

Поведение по Психологическому словарю :

Поведение - целеориентированная активность животного организма, служащая для осуществления контакта с окружающим миром. В основе поведения лежат потребности живого организма, над которыми надстраиваются исполнительные действия, служащие их удовлетворению. Генезис форм поведения обусловлен усложнением условий среды обитания, в частности переходом из гомогенной в предметную, а затем социальную среду.

Механизмы поведения

Поведение человека напоминает музыкальную партитуру, в которой одновременно звучат мимика, поза, жест и все каналы коммуникаций. Однако на каждом последующем шаге поведение вполне прогнозируемо и зависит от ведущего механизма поведения . Выделяют :

Прямое проявление поведения , которое осуществляется, когда нет препятствий для достижения цели.

Усиление поведения - интенсивность поведения возрастает при наличии препятствия, соответствует увеличению агрессивного радикала.

Ослабление поведения и вакуум активности . Препятствия приводят к истощению энергии действия и «параличу» активности (вакуум активности) . В патологии соответствует ступору.

Переадресация поведения . При невозможности направить поведение на конкретную цель в результате препятствия оно переключается на иную цель. Может переадресовываться любое поведение , например сексуальное, пищевое или агрессивное. В патологии механизм заметен при патологическом аффекте, парафилия.

Смещение поведения . При невозможности достижения цели происходит переключение на иное поведение . Например, при невозможности реализовать сексуальное поведение возникает агрессия . При патологии обнаруживается в клинике бреда, обсессивно-компульсивных расстройств, неврозах.

- Поведение социального «облегчения» - увеличение активности или имитация поведения при наблюдении аналогичного поведения у окружающих . При патологии заметно при зависимых расстройствах личности , наркоманиях и гебефрении.

Ритуализация. Обычное поведение достижение цели приукрашивается личными или социальными ритуалами и маркерами. К поведению такого рода в норме относится ухаживание как этап сексуального поведения . При патологии ритуализация заметна при диссоциативных расстройствах и обсессивно-компульсивном расстройстве.

Амбивалентность. Одновременное существование двух противоположных мотивов и способов достижения целей или противоположных целей. Наиболее часто усиливается при кататонии и обсессивно-компульсивном расстройстве.

Альтруистическое поведение . Отказ от достижения цели с целью предоставления возможности ее достижения окружающим. Одной из версий является фиксация на этом поведении при некоторых формах анорексии и суицидальной активности.

В норме присутствуют все механизмы поведения , но при патологии возникает фиксация на одном из них.

Дети с задержкой психического развития имеют явные сложности с поведением . Эта может проявляться в самых разнообразных формах . Ограниченные способности самообслуживания и социальных навыков. Болезненное восприятие критики, ограниченный самоконтроль , странное или неуместное поведение , так же как агрессия или даже собственное членовредительство. Задержка психического развития, включая расстройства поведения , может сопутствовать ряду генетических заболеваний. В целом, чем сильнее степень задержки развития, тем сложнее проблемы с поведением .

Особенности поведения у детей с ЗПР

1. Адаптивное поведение - ежедневная деятельность ребёнка, обеспечивающая взаимодействие с другими детьми, у детей ЗПР адаптация снижена.

2. Агрессивное поведение - действия ребенка , направленные на нанесение физического или психического вреда (ущерба) другому человеку или самому себе. Ребенок также может проявлять агрессивность против животных или материальных объектов. Агрессивность детей может проявляться в нанесении ударов кулаками родителям и незнакомым, а также в том, что ребенок мучает животных, разбивает посуду, портит мебель, рвет тетради, книги братьев и сестер, кусается, забрасывает сверстников камнями. Нередко агрессивность детей направляется на самого себя : они рвут свою одежду, наносят себе раны, головой бьются о дверь и т. д.

3. Гиперактивное поведение - состояние , при котором активность и возбудимость человека превышает норму. В случае если подобное поведение является проблемой для других, гиперактивность трактуется как поведенческое расстройство . Гиперактивность чаще встречается у детей и подростков , чем у взрослых людей, так как вызывается эмоциями. Гиперактивность является признаком слабой нервной системы, с быстрым переутомлением. Относится к легко протекающим синдромам, не требующих какого-либо медицинского вмешательства. Ребёнок находится в постоянном движении, не может себя контролировать, быстро и много говорит, перебивает, не дослушивает. Его невозможно уложить спать, ребёнок не реагирует на запреты и ограничения.

Коррекция адаптивного поведения у детей ЗПР

1. Работа с родителями (совместные занятия, режимные моменты) ;

2. Музыкально-двигательная игротерапия;

3. Игры-драматизации (проигрывание сказок, рассказов) ;

4. Игры-тренинги (имитационные подражания, пантомимические упражнения) .

Коррекция агрессивного поведения у детей ЗПР

1. Любовь родителей.

2. Контроль собственных агрессивных импульсов.

3. Выражение своих чувств.

4. Объятия.

5. Уважение ребёнка.

6. Неэффективность агрессивного поведения .

7. Социальные правила поведения .

8. Похвала.

9. Беседа о поступке.

10. Сказкотерапия.

11.«Сердитая подушка» .

Коррекция гиперактивного поведения у детей ЗПР

1. «Спокойствие, только спокойствие» . Создать ему определенные условия жизни. Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться на славу).

2. Чёткий распорядок дня. Придется и родителям потрудиться. Если вы сами - очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно везде опаздываете, торопитесь, то пора начинать работать над собой. Мы больше не несемся сломя голову в сад, постоянно поторапливая ребенка, стараемся поменьше нервничать и пореже менять планы "по ходу дела". Скажите себе : "Четкий распорядок дня" и постарайтесь сами стать более организованными.

3. Малыш не виноват, что он такой "живчик", поэтому бесполезно его ругать, наказывать, устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы добьетесь только одного - снижение самооценки у него, чувство вины, что он "неправильный" и не может угодить папе с мамой.

4. В воспитании необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований. Нельзя допускать вседозволенности : детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях . Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.

5. Необходимо оберегать детей от переутомления , связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер, избегать мест с повышенным скоплением людей (магазинов, рынков) .

6. "Движение - это жизнь", недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать.

7. Правильное питание. Обдумывая рацион ребенка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному малышу больше, чем другим деткам необходимо придерживаться золотой середины в питании : поменьше жареного, острого, соленого, копченого, побольше вареного, тушеного и свежих овощей и фруктов. Еще одно правило : если ребенок не хочет, есть - не заставляйте его!

8. Пассиввные игры.

Приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим. Даже если вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним ("Тебе интересно это, давай посмотрим…", но после удовлетворения интереса постарайтесь возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его до конца.

9. Расслабление. Научите малыша расслабляться. Возможно, ваш с ним "рецепт" обретения внутренней гармонии - это йога. Для кого-то больше подойдут другие методы релаксации. Хороший психолог подскажет вам, что это может быть : арттерапия, сказкотерапия.

Используемые Интернет-ресурсы :

1. http://ru.psyznaika.het) ;

2. http://ru.wikipedia.org ;

3. http://deteimir.ru//

4. http://eva.ru/kids ;

5. http://psyznai ;

Самым основным, ядерным нарушением при аутистическом типе дизонтогенеза (отклоняющегося развития) является нарушение коммуникации. Именно поэтому, когда ребенок «просто плохо разговаривает» очень важно исключить данный тип нарушений.

И вот, дверь кабинета открывается, и маленький человек входит в помещение. У него модная прическа, ямочки на щеках и дивные голубые глаза, с длиннющими ресницами.

Я улыбаюсь ему и говорю: «Привет! Давай знакомиться. Как тебя зовут?». Но малыш, не обращая на меня ни малейшего внимания, проходит мимо, и уверенно идет к шкафчику с игрушками. У меня возникает стойкое ощущение, что я для него – как мебель, как часть интерьера, не более.

«Сын почти не разговаривает, хотя ему уже скоро будет четыре года» - поясняет мама. Забегая вперед, скажу - как правило, именно так начинается беседа с родителями ребенка с нарушением развития аутистического спектра .

Я подхожу, и сажусь на корточки перед ребенком. «Здравствуй, где твои глазки? Посмотри-ка на меня…». Скользнув по моему лицу мимолетным и безразличным взглядом, мальчонка тянет руку к игрушке…

читайте также:

История одной ЖИЗНИ (как быть с ДИАГНОЗОМ) С позволения одной моей пациентки решила описать её случай. Историю выживания в нашем постсоветском пространстве с диагнозом шизофрении.

Кого спасаем первым: маму или ребенка? Давайте представим ситуацию: самолет в полете терпит крушение или происходит разгерметизация. Экипаж отдает распоряжения, раздается команда...

«Он почему-то никому не хочет говорить, как его зовут» - вступает в диалог мама. «А сколько слов в словаре?» - спрашиваю я. «Около двадцати». «Он употребляет эти слова в зависимости от контекста ситуации, или просто так, когда захочет?». Обескураженная мама, начинает понимать, что дело принимает более серьезный оборот, и морщит лоб, пытаясь припомнить, как это обычно происходит. «Кажется, только когда что-то сильно хочет… А в остальное время, просто так…».

Дальше начинается стандартная процедура. Задавая вопросы, параллельно я наблюдаю за действиями ребенка. Вот он рассматривает машинку, крутит колеса, пробует открыть дверцу. Дверца не открывается и машинка летит в угол. Затем малыш видит коробку с игрушками, вытаскивает ее и начинает методично выбрасывать игрушки на пол. Мама порывается прекратить эту явно неконструктивную деятельность, я останавливаю ее. Тем временем, в коробке обнаруживается погремушка с зеркальцем и ребенок с довольным видом начинает ходить по кабинету и потряхивать ее.

Затем заприметив на шкафу разноцветную пирамидку, подходит к матери и начинает тянуть ее за руку. Мама, улавливает что он хочет и достает игрушку. Ребенок бросает погремушку и начинает изучать новый предмет.

«Понимаете, он делает только то, что хочет. А заставить делать то, что нужно вообще невозможно. Он такой упрямый » - немного кокетливо сообщает мама. Я вздыхаю. Эту фразу, от родителей аутичных детей, я слышала уже несколько сотен раз…

Когда ребенок проходит мимо нас, я протягиваю руки и пытаюсь привлечь его к себе. Дитя, мгновенно бросает игрушку, и возмущенно выкрикивая что-то вроде «ня-ня-ня», начинает усердно вырываться. Отпускаю. Еще несколько секунд ребенок возмущенно потряхивает кистями рук на уровне груди. «Видите, это двигательные стереотипии» - говорю я. «Ой, а я как-то не обращала на это внимания…» - произносит женщина, удивленно поднимая брови.

В это время, малыш с обиженным видом залазит маме на руки.

Воспользовавшись моментом, и уже хорошо зная, какой именно будет реакция, я даю ему сортер – специальную досточку, в которой вырезаны отверстия для фигур различной формы. Один взмах руки и доска тоже летит в угол. «Вот видите, с ним невозможно заниматься» - сообщает мама. Ребенок освобождается из ее объятий и лезет на стол. «Форд» - неожиданно произносит он, глядя в окно. «Он знает все марки машин, у него чудесная память» - продолжает пояснять мама ребенка.

Я не оставляю попыток увлечь ребенка заданиями, но делаю это уже ненавязчиво, и как бы ненароком, подталкиваю доску с фигурами к нему поближе. Малыш легко справляется с заданием. Но затем начинает снова и снова выкладывать и вкладывать фигурки. Когда я делаю попытку ему «помочь», он возмущенно, но по-прежнему не глядя на меня, отталкивает мою руку.

Именно так выглядит типичное поведение ребенка-аутиста, в возрасте от 2,5 – до 4 – 4,5 лет, с теми или иными нюансами.

Кто-то из детей сразу же начинает выстраивать игрушки в длинные ряды, кто-то обнюхивает или облизывает игрушки, кто-то сразу же демонстрирует протестные реакции и попросту расшвыривает все, окружающее его предметы.

Но, так или иначе, таких деток объединяет одно – нарушение коммуникативной функции. Независимо от уровня интеллекта, наличия или отсутствия речи (недоразвитие которой, в данном случае, является вторичной проблемой) - такие детки не способны вступать в социальное взаимодействие на уровне, соответствующем их уровню развития. Имея возможность сравнить, мы увидим, что ребенок с умеренной степенью умственной отсталости, речь которого, не развивалась именно по этой причине, способен гораздо более явно и адекватно просигнализировать о своих желаниях и потребностях – пользуясь общепонятными жестами, звуками. Иными словами, ребенок с нарушением развития аутистического спектра может иметь великолепную память, но избирательно запоминать только то, что его увлекает – марки машин (как в вышеописанном случае), местонахождения кондитерских магазинов или рекламных щитов с любимыми логотипами. Также он может знать и произносить довольно сложные слова («хеллоуин», «аквапарк») но не пользоваться ими в нужной ситуации.

Я не буду углубляться в вопрос, зачем и кому нужно говорить о сложности постановки данного диагноза, необходимости углубленных исследований и длительных наблюдений. Скажу лишь одно – ребенка с отклонениями аутистического спектра видно сразу. Как говорили старые врачи – «от дверей». Только в редчайших случаях это не столь очевидно – например, тогда, когда отдельные признаки аутистического развития (например, двигательные стереотипии и эхолалии) сочетаются с поведенческими проявлениями не характерными для аутистического спектра – реакциями застенчивости, относительно неплохо развитой коммуникацией.

Эта статья предназначена для того, чтобы молодые родители могли оценить, насколько поведение их ребенка напоминает поведение ребенка с аутистическим типом развития. Ведь, как правило, строгие и четкие клинические критерии МКБ или ДСМ не дают достаточно явного представления об этом.

Ведь, каждый из представленных критериев, имеет свои нюансы – и, то, что специалисты называют «двигательными стереотипиями» или «феноменом тождества» может иметь различные проявления в поведении, которые, однако, оказываются сходными по своей природе.

Важно также понимать, что на каждом этапе своего развития, в зависимости от своих интеллектуальных способностей и сохранности эмоциональной сферы, у таких деток, возникают свои, не присущие для детей с нормативным развитием, проявления. Так, если в три года ребенок выглядит «гиперактивным», «упрямым» и «плохоговорящим», то уже к шести-семи годам, он может стать весьма разговорчивым и даже навязчивым, однако его речь останется весьма специфичной (эхолаличной), а мышление – непоследовательным.

Аутистический спектр. Нюансы.

Итак, важные признаки искаженного развития при расстройствах аутистического спектра в возрасте от 2,5 до 4-4,5 лет :

  1. Трудности сонаправленного внимания - ребенок не использует или очень поздно начинает использовать указательный жест, чтобы обратить внимание родителей или других людей на то, что привлекло его внимание, вызвало интерес (то есть не выражает жестами и не готов разделить эмоцию удивления - "ой, какая собака огромная, посмотри скорее!"). При этом ребенок может использовать указательный жест, когда хочет получить желаемый предмет (такой жест, подразумевающий «дай, хочу» называется протоимперативным), либо показывать рукой в нужном направлении или брать руку находящегося рядом человека, чтобы воспользоваться ей как подходящим инструментом.
  2. Двигательные стереотипии - это преимущественно взмахивания кистями рук, либо выкручивание рук - которое напоминает то, как в младенчестве дети бурно радуются - подпрыгивая и взмахивая руками. Иногда, дети с аутизмом разглядывают свои руки, что опять-таки, напоминает игру трех-четырех месячного младенца.
  3. Нарушения мышления - родители иногда называют это "отсутствием логики", или описывают так: "он/она когда что-то рассказывает, понять это могут только близкие люди, которые знают о чем речь, понимают контекст ситуации". То есть ребенок не стоит свой рассказ последовательно: "вчера мы с бабушкой были в планетарии, там показывали планету Уран... и т.п.", а скажет что-то наподобие: " такие здоровые пятна… все фиолетовое… стульчики еще были...". Однако, нужно учитывать, что плохо говорящие дети с органикой, тоже иногда так могут говорить...
  4. О себе такой ребенок может долго, примерно лет до пяти-шести, а иногда и позже, говорить "ты" вместо "я" , "Мальчик", "Миша". На вопрос "Ты хочешь супчик? - ребенок может отвечать "ты хочешь" (утвердительно) или "мальчик хочет". В иностранной литературе такой симптом называют «реверсией местоимений».
  5. Ребенок не пользуется общеупотребительными жестами в достаточной степени. Например, не кивает головой, когда произносит «да» или «нет», не сопровождает свою речь жестикуляцией. Однако, важно отметить, что жесты отрицания, формируются у детей с аутистическим типом развития, как правило, значительно раньше, чем жесты подтверждения, хотя это тоже происходит с запозданием.
  6. Сниженный зрительный контакт - не обязательно, что ребенок не смотрит в глаза, он просто может делать это значительно реже чем другие дети – например, задать вопрос, но не дожидаться ответа, а смотреть в другую сторону с отсутствующим видом... Иногда, зрительный контакт устойчив, однако ребенок недостаточно учитывает невербальные знаки и мимику собеседника и не соотносит с ними свое поведение. Он просто смотрит на взрослого, но не «читает» на его лице эмоции, которые оно выражает.
  7. Часто такие детки в 3-4 года избирательно отзываются на имя . Если говоришь просто: "Миша!", а ребенок в это время чем-то увлечен (а занят «своими делами» он почти всегда – обернется, в лучшем случае, после десятого раза… Но стоит только сказать "Миша, на конфету" - мгновенно прибежит...
  8. Склонность к стереотипной деятельности , может также проявляться по-разному. Это и бессмысленная беготня по кругу («манежный бег»), и выстраивание игрушек в ряды, перебирание веревочек, кручение колесиков, наблюдение за стиральной машинкой и долгие игры с водой или песком. Также ребенок может методично и последовательно каждым цветом рисовать штрихи и точки, но просьба «нарисовать домик» или «человечка» может вызвать бурное сопротивление. Сюда же относятся и сверхценный, повышенный интерес к определенным логотипам, Иными словами – это все то, что ребенок делает долго, увлеченно, а главное – бесцельно. Вид, как правило, у ребенка в такие моменты отсутствующие, а попытки переключить его на более конструктивное занятие – вызывают протест.

Я не буду описывать подробно такие признаки как избирательность в еде, особенности мимики, специфический характер привязанности к матери, сниженное чувство опасности, сенсорные нарушения и некоторые другие. Все это описано в специальной литературе, но не характерно абсолютно для всех детей с нарушением развития аутистического спектра. Что-то из этого списка может наблюдаться в поведении ребенка, что-то – нет. Но еще раз повторюсь – самым основным, ядерным нарушением при данном типе дизонтогенеза (отклоняющегося развития) является нарушение коммуникации. Именно поэтому, когда ребенок «просто плохо разговаривает» очень важно исключить данный тип нарушений.

Наталья Науменко, клинический психолог 08/11/2012

В настоящее время можно констатировать, что агрессивное поведение подростков это не просто тревожное явление, а серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема.

Агрессивные подростки драчливы, легко возбудимы, раздражительны, обидчивы, несговорчивы, упрямы, враждебны к окружающим. Их отношения с близкими, сверстниками и педагогами всегда напряжены и амбивалентны. Агрессивные разряды подрывают здоровье детей, приводя их в состояние трудно коррегируемого возбуждения .

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют следующие:

недостаточное развитие интеллекта;

сниженная самооценка;

низкий уровень самоконтроля;

неразвитость коммуникативных навыков;

повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травм, болезни и пр.) .

Агрессивное поведение отмечается в случае целого ряда нервных и психических расстройств, например, при неврастении, а также у больных шизофренией, эпилепсией, при органических поражениях головного мозга, вследствие травм, менингита, энцефалита и пр.

Этиологическими факторами патологического агрессивного поведения у детей являются:

Дисгармоничное воспитание;

Безнадзорность;

Пример агрессивного поведения в ближайшем окружении ребенка/ подростка;

Социальная неуспешность ребенка, его непопулярность среди сверстников;

Врожденные физические аномалии;

Хронические соматические заболевания;

Органические заболевания или иные поражения головного мозга;

Нарушения интеллектуального развития;

Поведенческие расстройства детского подросткового возраста; .

Большинство из вышеперечисленных этиологических факторов и их признаков свойственны детям с ЗПР. Она является одной из наиболее распространенных форм психической патологии данного возрастного периода. Круг социально-психологических факторов, прямо или косвенно влияющих на задержку психического развития ребенка, широк (6 с.49).

Неблагоприятные социальные факторы усугубляют отставание в развитии, но не представляют единственную или главную причину ЗПР. Учебные трудности подростка, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребёнок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребёнок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может. Во многих случаях эти болезненные признаки нельзя расценивать только как осложняющие, так как они играют существенную патогенетическую роль в формировании самой ЗПР. Так, например при ЗПР психогенного происхождения, дети интеллектуально пассивны, продуктивной деятельностью не заинтересованы, их внимание неустойчиво. В их поведении проявляются индивидуализм, необъективность, повышенная агрессивность или, наоборот, чрезмерная покорность и приспособленчество.

Так И.А. Фурманов делит агрессивное поведение детей на две формы:

1) Социализированная;

2) Несоциализированнная.

При первой форме поведения дети обычно не имеют психических нарушений, у них низкий моральный и волевой уровень регуляции поведения, игнорирование социальных норм, слабый контроль. Они обычно используют агрессию для привлечения внимания, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции.

Во втором же случае дети обычно страдают какими-нибудь психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, органическое поражение головного мозга), с негативными эмоциональными состояниями (тревога, страх, дисфория). Отрицательные эмоции и сопровождающая их враждебность могут возникать спонтанно, а могут быть реакцией на психотравмирующую или стрессовую ситуацию. Личностными чертами таких детей являются высокая тревожность, эмоциональное напряжение, склонность к возбуждению и импульсивному поведению. Внешне это проявляется чаще всего прямой вербальной или физической агрессией. Эти ребята не пытаются искать сотрудничества со сверстниками, часто сами не могут внятно объяснить причины своих поступков. Обычно агрессивным действиями они либо просто разряжают накопившееся эмоциональное напряжение, либо получают удовольствие от причинения неприятностей другим. Дети с ЗПР имеют тягу к контакту с детьми более младшего возраста, которые лучше их принимают. А у некоторых детей возникает страх перед детским коллективом, и они избегают его. Из-за неблагополучия в сфере межличностных отношений у детей создается отрицательное представление о самом себе: они мало верят в собственные способности и низко оценивают свои возможности. В результате отрицательной обратной связи у этих детей зачастую формируется агрессивно-защитный тип поведения. В ситуациях постоянного отвергания или неудач дети с ЗПР реагируют обычно на уровне более низкой стадии развития, используя примитивные реакции, так как найти конструктивный выход из таких ситуаций они не в состоянии. У детей с ЗПР наблюдается несколько способов разрешения конфликтных ситуаций: агрессия, направленная или непосредственно на объект, каким могут быть дети младшего возраста, физически более слабые дети, животные, или на вещи; бегство. Ребенок "убегает" от ситуации, с которой он не может успешно справиться, например, отказывается от посещения школы. Наиболее специфической формой бегства является "уход в болезнь", что может проявляться в невротических соматических реакциях, например в утренней рвоте, болях в животе, головных болях и пр.

Одна из самых распространенных ошибок взрослых является стремление подавлять всяческие проявления детской агрессивности. В свою очередь, дети, которых регулярно наказывают за агрессивное поведение, тоже начинают подавлять их. К сожалению, это опасно: подавленная агрессия не исчезает, а накапливается в бессознательном ребенка. В один отнюдь не прекрасный день она вырвется наружу в виде яростного взрыва.

Нарушения поведения у подростков обнаруживают связь с различными видами неполноценности ЦНС, большей частью - резидуально-органического генеза, реже - психопатиями, акцентуациями характера.

Следствием неполноценности нервной системы являются такие имеющие значение для декомпенсации в подростковом возрасте факторы, как нарушения познавательной деятельности, эмоциональная незрелость, отклонения темпа полового созревания. В формировании нарушений поведения бесспорная роль принадлежит социальному фактору: неблагоприятным условиям воспитания и окружения, неадекватным условиям обучения, явлениям микросоциальной и педагогической запущенности. Нарушения поведения могут иметь как непатологический, так и патологический уровень. Наличие последнего обусловлено массивностью этиологического фактора: как биологического (выраженностью недостаточности нервной системы, более тяжелой степенью нарушений интеллектуального и эмоционального развития, дисгармонией процесса полового созревания), так и социального (грубыми дефектами воспитания, хронической психотравмирующей ситуацией, приводящими к патологическому формированию личности) - либо сочетанием этих факторов 15, с.472.

Значительная часть нарушений поведения имеет и половые различия: аффективная возбудимость у мальчиков чаще проявляется в раздражительности, взрывчатости, у девочек имеет выраженный истериформный оттенок; в расторможенности влечений у мальчиков чаще выступает склонность к алкоголизации, побегам, агрессии, у девочек - повышенная сексуальность.

Формирование нарушений поведения тесно связано и с явлениями педагогической запущенности, в происхождении которой, помимо недостаточности уровня интеллектуального развития и умственной работоспособности, большое значение имеют эмоционально-волевые расстройства органического и социального генеза, дефицитарное формирование личностных установок.

Каждому из вышеописанных вариантов нарушений поведения соответствует свой тип асинхронии развития.

Так, нарушения поведения по типу психической неустойчивости коррелируют с незрелостью эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы, задержкой полового и физического созревания.

Асинхрония психического развития проявляется в разрыве между органически-инфантильной структурой личности, с одной стороны, и стремлением к имитации внешних форм поведения, соответствующих паспортному возрасту. Эта асинхрония усугубляется и другим социальным фактором - требованиями со стороны взрослых, также ориентированными на паспортный, а не на реальный уровень психического развития подростка.

В формировании психической незрелости бесспорное место принадлежит типичным для этой группы детей неблагоприятным средовым факторам в виде многолетней безнадзорности.

Нарушения поведения по типу повышенной аффективной возбудимости коррелируют с ускоренным темпом полового и физического созревания, утрированностью подростковых психологических проявлений и наличием установок на более взрослый образ жизни.

Асинхрония развития проявляется в сочетании этой "односторонней" зрелости с недостаточностью интеллектуальных интересов. В формировании аффективной возбудимости значительная роль принадлежит и специфике неблагоприятного средового фактора: авторитарности воспитания, проявлениям принуждения, жестокости 11, с.29.

Нарушения поведения по типу расторможенности влечений также коррелируют с ускоренным темпом полового и физического созревания, установкой на образ жизни, обеспечивающий реализацию потребностей, связанных с влечениями.

Асинхрония развития проявляется в диссоциации между ранним пробуждением влечений либо между их патологическим усилением и выраженной незрелостью эмоционально-волевой, личностной сферы. Этот наиболее тяжелый тип нарушений поведения коррелирует и с самыми неблагоприятными средовыми условиями (грубыми, асоциальными проявлениями у членов семьи). 23, с.29.

Анализ нарушений поведения у подростков с ЗПР подтверждает мнение о роли благоприятных условий обучения и воспитания в профилактике декомпенсации поведения в подростковом возрасте. В условиях специального обучения асинхрония развития, свойственная психическому инфантилизму, в значительной мере сглаживается за счет целенаправленного формирования как личностных свойств, так и навыков произвольной деятельности.

Нарушения поведения у подростков связаны, как правило, не с одним из вышеперечисленных биологических или социальных факторов, а их комплексом, специфическим для каждого из указанных типов. Характер нозологии имеет значительно меньшее значение.

Как известно, физиологическая гетерохрония, обусловленная сложной церебрально-эндокринной перестройкой, имеется и в нормальном подростковом возрасте. В случаях же задержки, акселерации либо другой патологии этой перестройки под влиянием недостаточности нервной системы различного генеза возникает значительная диссоциация между уровнями физической, психической и социальной зрелости подростка. 19, с.84.

Так, бурное физическое, половое созревание требует большой моторной активности, способствует аффективной возбудимости, перестройке иерархии потребностей и влечений, рождает стремление к более взрослому, самостоятельному образу жизни. 12, с.62.

В то же время подросток с органической неполноценностью нервной системы либо микросоциально и педагогически запущенный всегда отличается той или иной степенью психической незрелости. При наличии установок на более взрослый образ жизни он часто не имеет реальных планов и представлений о ней. Недостаточность интеллектуальных интересов еще более усугубляет отрицательное отношение к школе, которая для него ассоциируется с неприемлемым "детским" образом жизни.

Таким образом, можно сделать вывод следующего характера. Агрессивное поведение подростков с ЗПР классифицируется как грубость, жестокость, вспыльчивость, враждебность, мстительность, конфликтность поведения, негативизм, агрессивное поведение, сквернословие, демонстративное поведение, лживость, невыполнение учебных заданий, уклонение от участия во внеклассных мероприятиях, несоблюдение школьного распорядка, недисциплинированное поведение, драчливость, воровство, хулиганство, асоциальное поведение, уходы из дома, прогулы занятий в школе, побеги, бродяжничество. Кроме того, перечисленные нарушения поведения являются для детей привычным способом реагирования на неблагоприятные факторы внешней среды и представляют собой своеобразную поведенческую стереотипию, которая проявляется в персистентности нарушений поведения. 8, с.101.

Перечисленные формы агрессивного поведения неблагоприятным образом сказываются на личностном развитии учащихся с ЗПР, а главное, препятствуют социализации таких детей. А это свидетельствует о необходимости поиска путей, методов, средств, способствующих как профилактике агрессивного поведения, так и формированию адаптационных социальных механизмов личности ребенка

Выводы к главе 1

1. Теоретические подходы, объясняющие агрессивное поведение, включают в себя биологическое и психологическое направления рассуждений и исследований. Биологические модели обращаются к эволюционному и генетическим принципам толкования агрессии. Этологический подход трактует открытое проявление агрессии как функцию внутренней агрессивной энергии, высвобождаемой внешними сигналами, которые связаны с агрессией. Первые психологические модели агрессивного поведения тоже рассматривали агрессию как врожденную предрасположенность к определенного рода реакциям. Выдвинутое Фрейдом предположение о том, что агрессия - это инстинкт, действующий согласно принципу удовольствия, дало толчок для развития фрустрационной теории агрессии. Согласно данной теории, агрессия побуждается желанием преодолеть фрустрацию. Более поздние психологические подходы расширили понимание взаимосвязи между фрустрацией и агрессией, и в их рамках была разработана более общая модель отрицательных эмоций, где подчеркивалась роль когнитивных факторов, научения и процессов принятия решений в предсказании агрессивных реакций. Общим для психологических объяснений агрессии является положение о том, что агрессивного поведения можно избежать: вероятность его возникновения зависит от влияния множества способствующих и препятствующих агрессии факторов, связанных как с самой личностью, так и с внешней средой.

2. В этот период складываются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования. Подростков характеризует неустойчивость настроений, поведения, повышенная возбудимость, постоянные колебания самооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость, неадекватность реакций, повышенная обидчивость, страх плохой оценки со стороны окружающих. Все это может порождать неуверенность в себе, которая часто становится причиной отклонений в поведении, дезадаптации . Отклонения в психическом развитии детей школьного возраста обычно соотносят с понятием "школьной неуспеваемости". Такие дети отличаются замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности. У таких детей наблюдаются слабость памяти, внимания, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость .

Поведение - наиболее интегральный внешний показатель внутреннего состояния личности ребёнка (адаптации-дезадаптации, эмоционального благополучия, настроения, мотивационных и нравственных установок и т.д.).

Поведение регулируется общественными условиями (нормами, традициями, запретами и т.д.), но определяется индивидуальными особенностями человека, зрелостью эмоционально-волевой сферы, психическим здоровьем, системой отношений личности и действительности, а также особенностями центральной нервной системы, темпераментом. Правосообразное и культурное поведение - одна из важнейших целей воспитательного процесса и одновременно условие для успешной деятельности и социализации ребёнка.

Для достижения воспитания социально одобряемого поведения педагог должен решить ряд конкретных задач: помощь ребёнку при включении его в систему социальных отношений; формирование состояния социальной значимости; формирование навыков удовлетворения социальных потребностей общественно приемлемым нормам; воспитание умения осознанно подчиняться нормам и требованиям общественной морали. Отклонения в поведении индивида отрицательно сказываются на развитии самой личности.

Произвольную саморегуляцию личности в её взаимодействии со средой обеспечивает так называемая аффективно-волевая сфера, что обозначает психо-эмоциональный потенциал личности, который обеспечивает силу, сбалансированность и волевую подконтрольность эмоций и психических состояний.

Расстройства в аффективной сфере заключаются в снижении возможности произвольной регуляции поведения, что проявляется либо в повышенной возбудимости, либо в заторможенности.

У детей с ЗПР реализация задач по воспитанию нормального поведения осложнена, так как у них расстройства в аффективной сфере наблюдаются значительно чаще, чем у нормальных детей. Нередко причиной является выраженная церебральная недостаточность, отставание в развитии нервной системы. Длительные наблюдения за воспитанниками с ЗПР (Т.А. Власова, М.С. Певзнер; Л. 6) позволяют выделить несколько групп детей в зависимости от их психических особенностей и поведения - уравновешенные, заторможенные и возбудимые.

К первой группе можно отнести детей, поведение которых относительно спокойно и уравновешенно. Они достаточно активны, у них не обнаруживается больших отклонений в эмоционально-волевой сфере, в поведении. Детей этой группы можно разделить на две подгруппы. Одни из них - наиболее активные, исполнительные, ответственно относящиеся к своим обязанностям, проявляющие некоторую инициативность. Они пользуются уважением товарищей, могут организовать весь детский коллектив. Другие - менее активны, но они от общественных поручений не отказываются. В детском коллективе они не могут выполнять функции организаторов и не стремятся к этому. Круг их общения мал.

В процессе воспитания данной группы детей наиболее эффективны такие методы воздействия, как убеждение, беседы, порицание. Они прислушиваются к замечаниям педагога и стараются исправиться. На замечания реагируют спокойно, могут признать свою вину, хотя и не всегда сразу. В затруднительных ситуациях сами просят помощи.

Несмотря на многие положительные качества таких детей, упускать их из-под контроля нельзя, так как они не обладают устойчивыми положительными навыками и привычками, могут внести разлад в коллектив, пойдя по неправильному пути, увлечь за собой остальные и т.д. Не следует часто использовать похвалу для этой категории, это может сформировать завышенную самооценку. Похвалу следует адресовать одновременно нескольким детям, что предупредит появление чувства превосходства над остальными.

Дети второй группы обычно вялы, инертны, заторможены, не общительны, безынициативны, не уверены в себе, не исполнительны. Среди этих детей встречаются эмоционально обделённые, равнодушные к окружающему миру; они слабо реагируют на замечания педагога, товарищей. Не хотят принимать участие в общественных делах, но от выполнения задания, как правило, не отказываются.

Часть детей отличается неадекватными эмоциональными реакциями. Они обидчивы, плачут по малейшему поводу, болезненно переживают свои неудачи, уединяются, замыкаются в себе. В работе с ними педагогу необходимо развивать общественную активность и потребность в общении, помочь преодолеть безразличное отношение к товарищам, к делам коллектива, развить интерес к поручаемым заданиям, воспитывать адекватные эмоциональные реакции, уверенность в своих силах. Эти дети постоянно нуждаются в дополнительной стимуляции: более частых вызовах к доске и обращениях к ним, индивидуальных заданиях, связанных с необходимостью обращаться к сверстникам, вовлечении в игры, постоянном одобрении и эмоциональной оценке их успехов, хотя бы и не очень больших, посильных заданиях с учётом интересов и склонностей ребёнка.

Третью группу составляют легковозбудимые дети. В их поведении преобладают стойкая (повышенная) аффективная возбудимость, расторможенность, психическая неустойчивость.

Для психически неустойчивых детей характерно сочетание импульсивности с повышенной внушаемостью, заражаемостью. Основные мотивы поведенческих реакций у этих детей - получение удовольствия или подражание, неспособность противостоять внешнему влиянию: они легко и бездумно поддаются любому совету, примеру, образцу, призыву; быстро оказываются в подчинении у лидеров; отличаются повышенной энергетикой; физически неутомимы, двигательно активны, назойливы и болтливы. Их поведение характеризуется также повышенной зависимостью от сиюминутного настроения, как правило, неустойчивого. Они некритичны к своим поступкам, не могут сопротивляться вредному влиянию в силу несформированного самосознания.

Для детей с повышенной аффективной возбудимостью характерно преобладание таких психических состояний, как импульсивность, бурные реакции (слезы, гневливость, ярость, резкие движения), склонность к агрессии (физическая и словесная), конфликтность, драчливость, грубая реакция протеста, отказ от контакта с педагогом. В связи с тем, что у большинства детей с ЗПР имеются недостатки развития нервной системы, аффективные вспышки нередко оканчиваются головной болью, повышением температуры, состоянием усталости. Дети с данным типом поведения часто являются лидерами в группе, подчиняют и ведут за собой психически неустойчивых и пассивно заторможенных сверстников. Нередко аффективное поведение сочетается со склонностью к асоциальным поступкам.

Дети с ЗПР особенно зависимы от неблагоприятных внешних факторов: асоциальная среда, условия безнадзорности, ослабленное воспитательное поведение, а никем не контролируемые и не подавляемые импульсы закрепляются как привычная форма поведения.

Прогноз развития указанной аномалии целиком и полностью зависит от внешних обстоятельств воспитания: от степени массирования воспитательных воздействий, от характера социальной сферы, в которой живет ребёнок.

Таким образом, поведение дошкольников с ЗПР, кроме того, что оно соответствует значительно более младшему возрасту, характеризуется такими специфическими особенностями, как выраженная зависимость функционирования моральных норм от внешнего контроля, «размытость» моральных норм, зависимость функционирования моральных норм от условий ситуации, в которой она реализуется (чем свободнее и абстрактнее поведение ребёнка, тем в большей степени оно аморально), видение окружающих сверстников как людей, способных в основном на аморальное поведение, становление нравственности в сторону её прагматичности. Все описанные выше негативные особенности не являются специфическими и вытекающими из интеллектуального дефекта при ЗПР. На взгляд некоторых специалистов в этой области, они скорее носят социальный характер. Это как бы служит подтверждением высказанной Л.С. Выготским мысли о том, что «решает судьбу личности в последнем счете не дефект сам по себе, а его социальные последствия, его социально-психическая реализация».

ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИИ ПОДРОСТКАМИ С ЗПР ВСЛЕДСТВИИ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ. Зубкова Светлана Игоревна НГПУ им.Козьмы Минина 2 курс СДП-12 Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Кудрявцев Владимир Александрович Аннотация: В данной статье рассмотрены некоторые психологии поведения, проявления агрессии подростками, в частности подростками, имеющими задержку психического развития (ЗПР). Агрессивность детей подросткового возраста с ЗПР проявляется чаще и своеобразнее, в сравнении с детьми с нормативной динамикой развития, что может быть обусловлено многими факторами, но один из главных факторов нарушения поведения это незрелость эмоционально-волевой сферы. При агрессивном поведении у подростков необходимо выявить особенности эмоционально-волевой и ценностно-нормативной сфер личности. Ключевые значения: задержка психического развития (ЗПР), подростковый возраст, нарушение поведения, особенности эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР, подростковая агрессивность. Проблема проявления агрессии и агрессивного поведения детей подросткового возраста с ЗПР является весьма актуальной в современной коррекционной психологии. Подростковая агрессивность – это комплексное личностное образование, а причинами агрессивного поведения могут быть как психологические, так и социально - психологические факторы. В данной статье анализируется проявление агрессивного поведения у детей в подростковом возрасте с ЗПР вследствие особенностей эмоционально-волевой сферы. Подростковый период-это период между детством и взрослостью. Этот возраст считается самым проблемным и трудным в жизни человека. О хронологических рамках этого периода споры ведутся до настоящего времени, существует несколько точек зрения: Л.С. Выготский выделяет пубертатный возраст 14-18 лет и два кризиса: кризис 13 и 17 лет; по Э. Эриксону подростковый возраст приходится на стадию идентичности (диффузии идентичности), которую человек проходит с 15 до 20 лет. ; Л.Ф. Обухова говорит, что подростковый период охватывает почти десятилетие – от 11 до 20; А.М. Прихожан указывает, что это период длится с 10-11 до 1617 лет, совпадая в современной российской школе со временем обучения детей в 5-11 классах. Как отмечал Ремшмидт. Х. в подростковом возрасте характерны изменения в личностной сфере. При нормальном развитии данный период протекает очень проблематично и сложно. При нарушении в развитии, в частности при ЗПР, возможны более серьёзные нарушения и более тяжёлое протекание этого периода. Трудности интеллектуального развития детей с ЗПР в значительной мере обусловливает: мотивационная незрелость, необъективная самооценка, эмоциональная неврологической неустойчивость симптоматикой и незрелость, зачастую влекут к отягощённые возникновению эмоциональных нарушений, которые в свою очередь перерождаются в нарушение поведения. Поведение-это значительный показатель состояния личности. Отклонения в поведении в большей степени сказываются на развитии личности и социальном благополучии подростка. У детей с ЗПР воспитание нормального поведение усложнено, так как у них чаще чем у детей с нормой наблюдаются расстройства аффективной сферы. Незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие познавательной деятельности из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля. В своё время и Т.А. Власова и К.С. Лебединская в своих исследованиях выделяли 3 типа поведения у детей с ЗПР: уравновешенный, заторможенный и возбудимый. Возбудимый тип, безусловно является наиболее распространённым, для него характерна повышенная двигательная активность, перепады настроения проявления агрессии, плаксивость, повышенная внушаемость. Расстройства аффективной сферы нередко становятся причиной развития психической декомпенсации. Агрессивное поведение - одна из наиболее распространенных форм психической декомпенсации, результатом которой является общая аффективная дезадаптация личности подростка с нарушением интеллекта, в том числе и с ЗПР. Агрессивное поведение складывается из 3 компонентов: познавательного(осознание ситуации, мотивов для проявления агрессии), моционального(это возникновение различных отрицательных эмоций) и волевого(целеустремлённость, решительность) Для исследования агрессивности подростков необходимо выявить те особенности личности эмоционально-волевой ребенка, которая в и ценностно-нормативной критических обстоятельствах сфер могут способствовать возникновению у него агрессивных форм поведения. Агрессивность современных подростков, а так же подростков с ЗПР носит в себе определенные психологические особенности: затрагивает как окружающих людей, так и создаёт трудности для ребёнка во взаимодействии с окружающими. Агрессивное поведение определяет развитие всей его личности и различных сторон. Благоприятные условия обучения и воспитания будут выступать как профилактика декомпенсации поведения. При этом, важно понимать, что работа с агрессией должна носить полисубъектный, системный и систематический характер. Самым сильным «оружием» против агрессии остаётся принятие и понимание, дружелюбие и открытость. Список литературы: 1. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. / Х. Ремшмидт. - М.: Мир, 1994. – 320 с. 2. Власова Т.А., К.С. клинического изучения Лебединская. задержки Дефектология. 1975. №6 с. 8-11 Актуальные психического развития проблемы у детей// 3. Николаенко Я.Н.Агрессивное поведение подростков с нарушением интеллекта: кандидат психологических наук Николаенко Я.Н.автореф.дис.СПб-2009 г