Детское воровство. Что делать, если ребенок ворует? Коррекционная работа школьного психолога с детьми, склонными к обману и воровству

Содержание статьи:

Ребенок начал воровать - это сигнал тревоги, который игнорировать нельзя. Некоторые родители, боясь общественного осуждения, закрывают глаза на пагубную привычку своего чада. Они уверяют себя, что сами куда-то положили деньги и забыли об этом. Чужую же вещь, по мнению таких горе-воспитателей, их нечистый на руку отпрыск взял по ошибке. Если реагировать на случившееся подобным образом, то из милого малыша вырастет профессиональный вор. Необходимо со всей серьезностью отнестись к решению этой проблемы, которая способна разрушить счастливую жизнь целой семьи.

Почему ребенок начал воровать

В первую очередь, родителям нужно понять, что ребенок не рождается с данной пагубной привычкой. Следовательно, необходимо разобраться с причинами его воровства, которые могут заключаться в следующих факторах:

  • Неправильная модель воспитания . Иногда родители настолько заняты собой, что не замечают негативных изменений в поведении своего потомства. Встречаются даже такие индивидуумы, которые не считают зазорным, если их чадо взяло чужую игрушку. Связана такая реакция или с педагогической неграмотностью родителей, или с элементарной их распущенностью.
  • Пример взрослых . Если папа и мама находились в местах не столь отдаленных за кражу, то не стоит удивляться тому, что их отпрыск полез в чужой карман. Особенно этот факт касается подростков, которые уже все осознают и копируют поведение своих родителей, если те пользуются у них авторитетом.
  • Плохая компания . Как показывает жизненная практика, дурной пример однозначно заразителен. Существует такое понятие, как стадный инстинкт. Именно он зачастую подталкивает детей даже из вполне благополучных и обеспеченных семей к воровству.
  • Деформация личности . Если ребенку с раннего детства не объяснили нормы морали, то последствия такой безответственности не заставят себя ждать. Дети - это глина, из которой взрослые способны вылепить самодостаточную личность. Упустив момент начала присвоения чужих вещей, можно потерять своего ребенка навсегда.
  • Вымогательство . Иногда более старшие дети требуют у своей жертвы удовлетворить их финансовые потребности. Ребенок боится хулиганов и вымогателей, поэтому ему легче украсть деньги у родителей, чем открыть им истину. В дальнейшем он начнет выносить из дома ценные вещи, если малолетние преступники войдут во вкус, чувствуя свою безнаказанность.
Родители и только они виноваты в том, что их ребенок признается со временем асоциальной особой и попадает в колонию для несовершеннолетних. Подобную склонность реально устранить при желании видеть в будущем свое чадо счастливым. 90% малолетних преступников-воришек попадают за решетку именно из-за безразличия к ним родителей.

Разновидности вредной привычки у детей


Исходя из причин возникновения патологической привычки, специалисты четко разграничили подобное асоциальное поведение у ребенка. Существует 6 разновидностей данной патологии, которые выглядят таким образом:
  1. Импульсивное воровство . При психической травме, повышенной возбудимости или олигофрении дети довольно часто посягают на чужое имущество. Именно за подобным контингентом детей необходимо внимательно следить во избежание совершения ими кражи.
  2. Воровство-протест . Обычно данная проблема возникает у заброшенного ребенка. Он может даже воровать деньги у своих обеспеченных родителей, чтобы затем раздать их нуждающимся людям. Любой ценой такие дети пытаются привлечь к себе внимание слишком занятых взрослых.
  3. Воровство-вседозволенность . Некоторые безответственные родители считают предприимчивость их чада отличной чертой характера. Их логические выводы заключаются в том, что все надо нести в дом. Сыну или дочке они внушают, что прощелыгам всегда везет по жизни и без куска хлеба с икрой они никогда не останутся.
  4. Воровство-зависть . Далеко не каждая семья может похвастаться стабильным материальным положением. Одаренные дети иногда попадают в элитное заведение, где учатся дети обеспеченных родителей. Соблазн позаимствовать у них какую-либо дорогую вещь бывает настолько велик, что ребенок осуществляет кражу.
  5. Воровство-бравада . Очень часто ребенок ворует деньги не потому, что они ему остро необходимы. Причина его девиантного поведения кроется в том, что в некоторых детских коллективах этот поступок считается проявлением храбрости. Если кто-либо из класса украл деньги или какой-либо товар в магазине, то его сразу объявляют героем и великим ловкачом. Подобная реакция сверстников подталкивает юного воришку к повторным противоправным действиям.
  6. Клептомания . В данном случае речь идет о довольно редком психическом расстройстве. Следует сразу оговориться, что дети клептоманией практически не страдают. Некоторые маленькие хитрецы, когда их поймали на горячем, просто имитируют у себя данное заболевание. Их обычные оправдания при этом озвучиваются тем, что они вовсе не хотели, но неведомая сила потянула их руку украсть.

Что делать, если ребенок стал воровать

При уже свершившемся факте необходимо вплотную заняться воспитанием своего потомства. Подходить к данному вопросу необходимо с учетом возраста ребенка.

Коррекция асоциального поведения у дошкольника


Родителям следует помнить о том, что уже с 3 лет их малыш прекрасно осознает факт присвоения себе чужой вещи. Однако при этом он не осознает аморальность своего поступка. Крики и обвинения в данном случае однозначно не помогут, поэтому действовать необходимо по-иному:
  • Не ругать ребенка . Самой главной ошибкой родителей является попытка устроить суд Линча своему малышу. Этим можно только напугать детей, но не избавить их от желания присвоить то, что им не полагается. Исключительно беседа в спокойном тоне поможет донести до юного воришки, что так поступать нельзя. Если он решил присвоить себе чужую игрушку, то надо подвести его к той мысли, что ее нужно в срочном порядке вернуть владельцу. В виде примера рекомендуется попросить малыша описать свои эмоции при случае, если у него забрали его любимую вещь.
  • Выявить причину проступка . Иногда родители изумляются, что кражу их ребенок совершил для того, чтобы сделать приятное близким. Следует объяснить провинившемуся, что подарки дорогим людям таким образом не преподносятся. Также рекомендуется показать малышу, как можно изготовить презент собственными руками. Он должен понять, что тот же рисунок или поделка будут приятны папе или маме, а не ворованная вещь. Если же причина кражи заключалась в желании обладать какой-либо игрушкой, то необходимо научить ребенка копить на ее приобретение.
  • Проявлять больше заботы . От детей ни в коем случае нельзя откупаться деньгами или дорогими подарками. Ребенок даже в этом возрасте остро чувствует подмену понятий. Необходимо дать ему возможность почувствовать собственную значимость для родителей. Иногда детям важнее, чтобы их лишний раз похвалили, чем купили очередную безделушку.
  • Узнать подробности происшедшего . Иногда ребенка обвиняют безосновательно, просто переложив всю ответственность на него. Прежде чем устраивать наказание подозреваемого, рекомендуется выяснить суть случившегося инцидента. Если вина доказана безоговорочно, то следует наблюдать за реакцией малыша. Хуже всего будет выглядеть тот факт, что он наотрез откажется признаться в воровстве. В данном случае придется поработать не только над главной проблемой, но и над тем, чтобы объяснить ребенку о недопустимости лжи по отношению к другим людям.
  • Требовать просить разрешения на любые действия . В благополучной семье всегда и везде поведение малыша контролируется взрослыми. Эта непреклонная истина должна быть заложена в сознании ребенка с раннего детства. Вседозволенность приводит со временем к печальным последствиям, поэтому необходимо воспитывать у детей дисциплину.
  • Организовать просмотр мультфильма . В данном случае подойдет «Малыш и Карлсон», где в юмористическом стиле продемонстрировано разоблачение главным героем похитителей чужого белья. Психологи также рекомендуют организовать просмотр мультфильма «Бюро находок», где промышляла ловкая сорока-воровка. Обязательно после такого ознакомления необходимо сделать акцент на том, что главные герои являются положительными персонажами и борются с кражами.
В этом возрасте довольно легко корректировать поведение малыша. Если благоприятный момент упущен, то родителям придется бороться с осознанным желанием у своего потомства воровать.

Что делать, если ворует ребенок-школьник


В данном случае речь пойдет уже о ребенке, который четко понимает неправильность своего поведения. При вопросе, что делать, если ребенок ворует, стоит предпринять следующие меры воздействия на подрастающего отпрыска с девиантными наклонностями:
  1. Изучить круг общения своего чада . Вероятность того, дети начали присваивать себе чужие вещи из-за плохого влияния, довольна велика. Необходимо тщательно проанализировать поведение друзей своего ребенка, чтобы сделать окончательные выводы. Делать это нужно тактично и ненавязчиво, чтобы еще больше не усугубить возникшую ситуацию.
  2. Поддерживать тесную связь с классным руководителем (воспитателем) . При проблеме, как отучить ребенка воровать, без помощи педагогов не обойтись. Именно они могут подсказать, кто может плохо влиять на их подопечного. Грамотный специалист сам обратится к родителям, если заметит какие-либо отклонения в поведении ребенка.
  3. Следить за появлением в доме чужих вещей . Дети любят обмениваться игрушками и сувенирами, но это не может быть постоянным явлением. Любого родителя должен насторожить тот факт, что их ребенок приносит из садика или школы довольно дорогие вещи. При этом он объясняет это тем, что нашел их совершенно случайно. Дороги не вымощены ценными предметами, о чем не стоит забывать папам и мамам.
  4. Учить ребенка копить на дорогую вещь . На многие торжественные события родственники детям преподносят презенты в виде денежного эквивалента. Следует объяснить своему чаду, что транжирство часто приводит к тому, что потом в кармане гуляет ветер. Для приобретения заветной вещи не нужно воровать, а стоит немного потерпеть и накопить нужную сумму.
  5. Устранить двойные стандарты воспитания в семье . Если один из родителей сквозь пальцы смотрит на кражи его ребенка, а второй активно с ними борется, то можно поставить крест на желании избавиться от существующей проблемы.
  6. Постоянно поощрять ребенка . Ему станет однозначно стыдно, если после плохого поступка родители предложат ему посетить какой-нибудь аттракцион, кино или кафе. Делать это нужно как можно чаще, чтобы малолетний воришка понял, что папа и мама любят и доверяют ему.
  7. Не замалчивать о факте кражи . Стыдно, обидно, но не смертельно огласить ее в случае, когда любимый отпрыск был пойман на горячем. В семьях, где не выносят сор из избы, затем происходят самые необратимые последствия.
  8. Пересмотреть запросы ребенка . Иногда родители ограничивают своего ребенка в самом необходимом. Именно эта причина заставляет детей похищать вещи и деньги у своих ровесников. Необходимо следить за тем, чтобы сын или дочь не стали белой вороной в коллективе, который бывает довольно жесток в своей оценке.
  9. Объяснение последствий воровства . Незнание законов не освобождает от уголовной ответственности за правонарушения. Необходимо напоминать своему ребенку о том, что кража не является невинной шалостью, а считается серьезным проступком, который карается Законом. Подростку можно продемонстрировать кинофильм «Пацаны», где без лишних слов показана судьба детей с девиантным поведением.

Профилактика детского воровства


Беду можно и нужно предотвращать, а не сетовать затем на судьбу. Детское воровство реально ликвидировать на корню, если вести себя следующим образом:
  • Ликвидация соблазна украсть . Зачем тревожить лихо, пока оно тихо? Не стоит держать ценные вещи на видном месте, провоцируя таким образом несформировавшуюся личность. Деньги также следует припрятать подальше, чтобы полностью ограничить доступ к ним сына или дочки. Некоторые родители считают такие меры предостережения унижением достоинства ребенка. Однако потом очень удивляются тому факту, что в доме пропадают вещи и их приглашают к инспектору по делам несовершеннолетних.
  • Четкое разграничение понятий «мое - чужое » . Во избежание воровства необходимо предельно ясно дать понять своему ребенку о неприкосновенности того, что ему не принадлежит лично. Говорить при этом необходимо спокойно, но довольно твердо и безапелляционно.
  • Выделение карманных денег . Некоторые родители считают, что таким образом балуют своих детей. Придерживаясь этого мнения, они лишают ребенка даже мелочи на поход в кино или школьный завтрак. Они не думают о том, что их отпрыску будет гораздо приятнее подкрепиться в столовой вместе с друзьями, чем есть в одиночестве заготовленные мамой бутерброды. К тому же ребенок имеет право выбрать сок и булочку по своему усмотрению. Родителям главное при этом следить, чтобы их чадо карманные деньги не тратило на вредную для его подрастающего организма пищу в виде чипсов и кока-колы.
  • Использование личного примера . Ни в коем случае нельзя при ребенке показывать свою зависть к более обеспеченным людям. Именно такие гневные речи формируют у детей чувство социальной несправедливости и желание отнять дорогую вещь у ровесника с богатыми родителями. День изо дня необходимо рассуждать вслух о том, что воровство - это очень плохой поступок, на который способны только непорядочные люди. Ребенок словно губка впитывает то, что говорят его родители. При этом важно обращаться не к нему, а просто произносить данные истины во время любой беседы.
Что делать, если ребенок ворует - смотрите на видео:


При вопросе, почему ребенок ворует, рекомендуется, прежде всего, проанализировать взаимоотношения, которые существуют в семье. Необходимо также пересмотреть свою модель воспитания сына или дочери, которые начали посягать на чужое. В особо проблемных случаях следует обратиться за помощью к психологу.

Причины воровства у детей

Рано или поздно практически все родители сталкиваются с тем, что их ребенок приносит домой чужую игрушку или какую-то другую вещь. Этот факт, конечно же, вызывает негативные эмоции, заставляет переживать и волноваться. Родители начинают думать, что неправильно воспитывают своего ребенка, злятся, испытывают чувство стыда и страха. Их мучает мысль: что же делать в такой ситуации, что заставляет ребенка брать чужие вещи?

Для начала не следует сразу впадать в панику, ведь бывают ситуации, когда появление в доме чужой вещи не является кражей. Возможно, малыш обменял ее на другую свою вещь, поэтому, прежде чем бить тревогу, необходимо все же выяснить, где ребенок эту вещь взял. Но обратить внимание на ее появление, конечно, стоит.

Итак, попробуем разобраться, почему дети берут чужие вещи. Каковы причины детского воровства?

Малыш пока еще не понимает, где его вещи, а где - чужие

Такая ситуация присуща детям двух-четырех лет. Само понятие собственности пока еще размыто. Ребенок берет любую понравившуюся ему вещь, не считая, что это плохо. Он действует под импульсом возникшего интереса и желания взять понравившуюся игрушку. Чтобы избежать неприятностей со стороны владельцев вещей, необходимо в каждой конкретной ситуации объяснять малышу, что вещь принадлежит другому человеку. Причем это касается и членов семьи. Впоследствии он начнет воспринимать границы своего и чужого и перестанет брать без спроса вещи, ему не принадлежащие.

Подражание взрослым, копирование поведения

Иногда взрослые обсуждают дома ситуации, когда люди получают что-то нечестным способом или кто-то в семье может приносить что-то с работы домой. Нельзя допускать, чтобы ребенок видел это или слышал подобные разговоры. Иногда примеры воровства малыш может увидеть по телевизору в фильмах о мошенниках и скопировать ситуацию. За тем, что ребенок смотрит, нужно очень тщательно следить.

Желание обладать вещью

Бывают случаи, когда ребенок настолько сильно хочет иметь какую-то игрушку или вещь, что не может удержаться от того, чтобы не взять ее при возможности. Причем он сам не осознает в этот момент, что украл ее. В этой ситуации во многом виноваты родители, так как они зачастую игнорируют желания малыша. Возможно, нужно обращать больше внимания на потребности своих детей. Конечно, не следует сразу же бежать в магазин и покупать ребенку то, что он украл. Это позволит ему думать, что за кражей последует покупка вещи, поэтому случаи воровства в следующий раз могут повториться. Но обратить внимание на то, о чем мечтает ребенок, все же следует. Если у родителей нет возможности купить вещь или игрушку, то малышу надо дать понять, что он получит ее к какому-то событию, например, в подарок на день рождения или после того, как родители получат заработную плату. Если вы видите, что у ребенка есть устойчивое желание чем-либо обладать, постарайтесь, чтобы это желание хотя бы частично удовлетворялось, иначе это может вызвать у него чувство тревоги и сильного напряжения. Например, если он мечтает о дорогой игрушке, которую вы не можете себе позволить купить, предложите ему более дешевый аналог. Однако в этом вопросе желательно не переусердствовать и не кидаться выполнять любые сиюминутные желания ребенка. Этим вы его только избалуете.

Ребенок может пойти на кражу той вещи, которая стала причиной обиды

Например, сверстник может похвастаться перед малышом, показывая обладанием вещью свое превосходство над ним: «У меня есть, а у тебя нет!» В такой ситуации родителям нужно выбрать правильную позицию и поддержать ребенка, объяснить ему, как себя вести с обидчиком.

Нередки случаи, когда дети прибегают к воровству из-за недостатка родительского внимания

Ребенок совершает кражу, родители об этом узнают и начинают заниматься проблемой. Малыш получает то, чего добивался, - внимание родителей, пусть и в негативной форме. Если причина воровства кроется в недостатке внимания, то родителям нужно наладить контакт с ребенком, проводить с ним больше времени, общаться. Малыш должен почувствовать искреннюю заботу о нем и внимание. Нужно чаще хвалить его, даже за самые незначительные успехи. У него должно сформироваться чувство значимости, нужности, признания и понимания, тогда он начнет ценить одобрение со стороны родителей, поймет, что лучше делать хорошие поступки и получать похвалу, чем навлекать на себя гнев и недовольство близких людей.

Эта причина вытекает из предыдущей. Ребенку не хватает внимания, он нуждается в признании окружающих. Не находя поддержки в семье, он пытается показать свою значимость друзьям. Решать эту проблему нужно через изменения отношений ребенка с родителями. До него необходимо донести информацию, что. совершая кражи, он вряд ли добьется авторитета среди друзей. Скорее всего, наоборот. Он должен понять, что завоевать уважение и получить признание можно другими, более достойными способами. Если для ребенка важно, что думают о нем сверстники, можно устраивать детские вечеринки, пикники, где ребенок будет выступать хозяином праздника. При этом нужно показать его друзьям, что в семье его уважают и признают. Это повысит самооценку малыша и научит его дружить со сверстниками. На празднике ребенок может показать свои таланты, например, спеть или станцевать, что также хорошо сказывается на поднятии самооценки.
Очень часто кражи в подростковой среде могут совершаться на спор или как «кражи престижа», чтобы утвердиться в компании. Здесь родителям стоит присмотреться, с кем дружит их ребенок.

Нередко воровство совершается ребенком из-за вымогательства со стороны более старших детей и подростков

Если такой факт обнаруживается, то родители обязаны пресечь попытки вымогательства, шантажа, нужно защитить своего ребенка от подобного произвола. Он должен видеть в вас защитника, должен знать, что в любой момент может обратиться к вам за помощью. Необходимо тщательно продумать меры борьбы с вымогателями, которые бы решили проблему преследования и не навредили вашему малышу.

Клептомания

Это психическое заболевание, которое в реальной жизни встречается крайне редко. Если вы применили все возможные меры к пресечению воровства, но ребенок продолжает красть чужие вещи, то нужно показать его специалисту.

Если кража, совершенная ребенком, - свершившийся факт, то родителям необходимо знать несколько важных моментов о том, как вести себя правильно в сложившейся ситуации.

Во-первых, рассмотрим то, чего ни в коем случае делать нельзя.

1. Не устраивайте скандалов или истерик. Это делу не поможет, а только все усугубит. В эмоциональном порыве вы можете неадекватно воспринять происходящее, наговорить много лишнего, что отрицательно скажется на психике малыша, да и на вашей собственной. Ситуация щекотливая, поэтому в ней нужно сохранять спокойствие и трезвость мысли.

2. Нельзя сразу ставить на ребенке крест и считать, что с ним произошло нечто непоправимое. Все люди совершают ошибки. Нужно выяснить мотивы совершения поступка, оценить ситуацию и продумать пути выхода из нее.

3. Если ребенок взял какую-то вещь по причине того, что не смог справиться с желанием обладать этой вещью, нельзя специально, в наказание, лишать его этого. У детей пока несколько иные ценности, чем у взрослых. Возможно, эта вещь - его самая большая мечта на данный момент, поэтому он и взял ее у другого ребенка. Наказав малыша таким образом, вы лишаете его мечты. Конечно, не следует со всех ног мчаться в магазин и покупать ему такую же вещь, какую он только что украл, но пообещать ему, что он обязательно получит ее честным путем, - необходимо.

4. Нельзя не обращать внимания на окружение вашего ребенка. Присмотритесь к тем его сверстникам, с которыми он общается. Возможно, причина воровства кроется именно в плохой компании его друзей, в дурном влиянии.

5. Нельзя не обращать внимания на факт воровства или, тем более, одобрять его. Кража произошла, и ребенок должен осознать, что он совершил плохой поступок, заслуживающий порицания и наказания.

6. Ни в коем случае нельзя обвинять малыша в воровстве, если его вина не доказана. Презумпция невиновности распространяется не только на взрослых, но и на детей. Не стоит набрасываться на ребенка с обвинениями, пока не станет ясно, что он действительно совершил кражу.

7. Многие родители практикуют публичное раскаяние ребенка в содеянном, требуют от малыша в присутствии чужих людей признания своей вины. Этого ни в коем случае делать нельзя. Подобными действиями вы унижаете ребенка.

8. Не вешайте на малыша ярлык вора. Нельзя называть его вором и другими оскорбительными эпитетами. Он оступился, ошибся, а ассоциация его с преступником может только усугубить ситуацию. Люди склонны совершать те поступки, на которые его толкает общество. Он будет думать, что если его называют вором, то почему бы не украсть еще что-нибудь.

9. Нельзя в этой ситуации сравнивать малыша с другими детьми или с собой, ставить ему кого-либо в пример.

10. Нельзя требовать от ребенка обещаний и клятв, что это было в последний раз, что он никогда больше так не поступит.

11. Ни в коем случае не обсуждайте проблему воровства своего ребенка в присутствии посторонних людей. Не забывайте о том, что ребенок - это развивающаяся личность, которая нуждается в уважении и поддержке со стороны близких людей.

Все перечисленные выше запреты необходимо соблюдать, иначе проблему будет решить гораздо сложнее. Малыш может замкнуться в себе, перестать общаться с вами, доверять вам и продолжит совершать кражи.

Если всего этого делать нельзя, как же все-таки следует поступать в подобных обстоятельствах? Прежде всего, если вы обнаружили у ребенка чужую вещь или незнакомую вам игрушку, с ним необходимо поговорить. Говорить нужно спокойно, без присутствия посторонних людей. Выясните, откуда взялась новая игрушка или вещь. Один момент - в разговоре следует говорить не «своровал», а «взял». Попытайтесь узнать, кому вещь принадлежит, при каких обстоятельствах она попала к вашему малышу, в каких отношениях ребенок с хозяином вещи, что он собирается с этой вещью делать дальше. Ответы на эти вопросы позволят вам понять причину его поступка. Возможно, в разговоре выяснится, что он просто обменялся с другим ребенком на свою личную вещь, а вы зря тревожились.

Если вы видите, что малыш испытывает чувство вины за содеянное, предложите ему представить, что чувствует в данный момент владелец вещи, которую ребенок у него забрал. Возможно, он сейчас ищет ее, переживает, плачет, потому что эта вещь ему очень дорога. Если малыш не осознает своей вины и не испытывает по поводу содеянного никаких угрызений совести, то факт кражи нужно осудить. Причем осуждать всегда надо именно поступки, а не ребенка.

Итак, если вы выяснили, что вещь он все же украл, то ее необходимо вернуть законному владельцу. Пойдите к хозяину вещи вместе с малышом и верните ее так, как будто ребенок нашел ее или случайно забрал вместе со своими вещами. Если потребуется, защищайте вашего малыша. Он должен знать, что в любой сложной ситуации может рассчитывать на вашу поддержку. Если есть возможность, то постарайтесь, чтобы процесс передачи украденной вещи прошел без лишних свидетелей.

Когда вещь возвращена хозяину, с ребенком нужно провести беседу. Объясните ему, что брать без спроса можно только те вещи, которые принадлежат ему. Чужие вещи или игрушки брать нельзя, если только сам хозяин не разрешил ему это сделать.

Дети часто подражают своим родителям. Станьте для него хорошим примером для подражания. Не допускайте при ребенке неприличных высказываний, а тем более недостойного поведения. Если вы стали свидетелем кражи, скажите ребенку об этом открыто. Дайте понять вашему малышу, что вы не одобряете воровства ни в каких его проявлениях. Возвращайте владельцам не только дорогие вещи, но даже мелочи, дешевые безделушки.

В ребенке с раннего возраста нужно воспитывать нравственность. Это можно делать в игровой форме, на примере литературных или анимационных героев. Научите признавать свои ошибки, сознаваться в них. Не наказывайте малыша, если он сам признался в не слишком хорошем поступке.

Если вы заметили, что у ребенка есть склонность к воровству, постарайтесь дома исключить ситуации, провоцирующие малыша на совершение кражи. Например, не стоит держать деньги или драгоценности в доступном месте.

Все эти рекомендации помогут установить с ребенком тесный контакт, помогут выяснить истоки воровства и найти выход из неприятной ситуации в случае ее возникновения. Если малыш будет чувствовать вашу поддержку, то станет вам больше доверять, уважать, ценить. Это поможет ему повысить самооценку, обрести хороших друзей, найти интересное занятие в жизни. У него не будет причин, чтобы воровать.

В данной статье говориться о том, как родители могут распознать и в дальнейшем бороться с воровством ребенка.

Иной раз многие родители обращают внимание на то, что из кошелька исчезают деньги, а среди игрушек их ребенка они видят чужие вещи.

Детское воровство является очень распространенным явлением, с которым нередко сталкиваются взрослые.

Если малышу еще нет 4 лет, и он уже был замечен в воровстве, то родителям пока не стоит беспокоиться. Потому что такие детки пока не делят вещи на свои и чужие. Однако, если ребенку уже от 4 до 6 лет, и он был замечен в присвоении чужих вещей, то это уже можно считать воровством. И родителям уже нужно волноваться по этому поводу, объяснять ему без крика и ругани, что воровать нельзя.

Основными причинами воровства являются:

1. Ребенок не знает, что вещь, которую он взял, принадлежит другому человеку. Например, учительнице, соседу либо сверстнику. В данном случае, родители обязаны поговорить с ним, о том, что этого не стоит делать, при этом приводя аргументы и яркие примеры из жизни.

2. Иногда ребенок без разрешения берет чужую вещь благодаря эмоциям, из-за импульсивного порыва. Потому, что он не может устоять перед вещью, о которой он всегда мечтал, но ему родители не покупали. А тут можно просто протянуть руку, и получить долгожданную вещь. В данном случае, родители обязаны вырабатывать у ребенка силу воли, учить жить, а также играть, при этом придерживаться правил. А еще объяснять, что не всегда можно подчиняться эмоциям.

3. Бывает, что хозяин вещи применял ее как доказательство своего преимущества. В этом случае взрослые обязаны объяснить своему малышу, что воровство является очень плохим методом, для отстаивания собственного достоинства.

4. Иногда малыш занимается воровством, если не чувствует родительской ласки и любви. Даже если семья имеет материальный достаток. Тем самым стараясь привлечь к себе внимание. И если родители не смогут изменить свое отношение к ребенку, то в итоге они и их ребенок, просто отдаляться друг от друга.

Что же стоит делать родителям, если ребенок попался на воровстве?

В первую очередь, после того, как преступление раскрылось, и ребенок не отрицает вину, родители обязаны его за это наказать, но не физически. Просто нужно разъяснить малышу, зачем он обязательно должен исправить собственную ошибку.

Затем следует убедиться, что он раскаивается и ему очень стыдно. И постараться найти для него наказание, которое будет соответствовать содеянному. Даже когда малыш сам вернет ворованную вещь, уже можно посчитать неплохим наказанием. Он поймет, что воровать нельзя. После того, как ребенка простят, ему не стоит постоянно напоминать о его проступке. Так как он посчитает, что потерял доверие родителей и сам перестанет им доверять.


Коррекция детского воровства

1. Не стоит ребенка провоцировать. То есть родители не должны оставлять на видном месте ценные вещи, которые могут соблазнить ребенка. Он же не всегда может контролировать собственные желания.

2. Следует обязательно с ребенком вести разговор по поводу денег. Он не всегда понимает цену вещам, не знает, сколько они стоят. Поэтому нужно попросить его купить какую-нибудь вещь, а также разъяснить, как зарабатываются деньги, взять на свою работу и провести там небольшую экскурсию. И всегда надо советоваться с ним, при покупках, при этом рассказывая, куда и на что траться деньги семьи.

3. Всегда развивать чувство собственного достоинства. Малыш обязан иметь свои личные вещи, с которыми он может делать все, что захочет. Даже если, что-нибудь поломает, потеряет либо испачкает. Через время он приучиться дорожить собственными вещами и поймет, почему другие люди всегда тревожатся о своих вещах.

Воровать могут не только дети из бедных семей, но также и из богатых. Просто взрослые, когда увидят в своем доме чужую вещь, обязаны выяснить причины этого плохого поступка со стороны ребенка, поговорить с ним и постараться, чтобы этот поступок не был совершен в другой раз. Следует просто научить малыша осознавать свои ошибки и обязательно показать ему, что его любят и доверяют.

Дети и воровство (Видео)

Младший школьный возраст является наиболее опасным периодом в плане формирования девиантного поведения. Стремление к познанию всего нового, необычного, желание поскорее стать взрослым, перенять привычки и способы поведения старших, боязнь отстать от сверстников, выглядеть в их глазах смешным - все это часто при неблагоприятно сложившейся ситуации приводит младшего школьника к отклоняющемуся поведению.

Нарушениями поведения называются такие состояния, в которых главная проблема заключается в появлении социально неодобряемых форм поведения. Как бы ни были разнообразны эти формы, они почти всегда характеризуются плохими отношениями с другими детьми, которые проявляются в драках и ссорах, или, например, агрессивностью, демонстративным поведением и разрушительными действиями или лживостью. Они также включают в себя антиобщественные поступки, такие, как воровство, прогулы школы и поджоги. Между этими различными формами поведения существуют важные связи. Они проявляются в том, что те дети, которые в раннем - возрасте были лживыми и лукавыми, став старше, с большой вероятностью станут проявлять склонность к асоциальному поведению.

Трудности в развитии эмоциональной сферы могут быть обусловлены отношения окружающих к ребенку. Условно можно выделить 3 наиболее выраженные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере .

Агрессивные дети. Безусловно, в жизни каждого ребенка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, но, выделяя данную группу, мы обращаем внимание прежде всего на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных, вызвавших аффективное поведение.

Эмоционально расторможенные дети. Относящиеся к этому типу дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то в результате своего экспрессивного поведения заводят весь класс; если страдают, их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими.

Слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети. Они постесняются громко и явно выражать свои эмоции, будут тихо переживать свои проблемы, боясь обратить на себя внимание .

Проблема детского воровства очень сложна, и однозначно ответить на вопрос «Почему ребенок ворует?» нельзя. Существует несколько причин, по которым ребенок начинает брать чужие вещи или деньги. Самая очевидная и наименее часто встречающаяся причина - отсутствие денег в семье.

Некоторые дети воруют, чтобы «отомстить родителям», заставить их изменить отношение к себе. Это может происходить в тех случаях, когда взрослые, демонстрируя на людях свои родительские чувства, на самом деле игнорируют ребенка, отдавая все свои силы и время карьере - «светской» жизни. Кражами ребенок сигнализирует окружающим: у нас все совсем не так хорошо, как они говорят, они «все врут», помогите мне. Одновременно этот сигнал и для родителей: если вы не измените свое поведение, я не позволю вам притворяться перед окружающими, что вы хорошие родители.

В современной науке существует множество типологий семьи, которые способствуют формированию асоциального поведения детей. В данном случае необходимо обратить внимание на типологию семьи, учитывающую специфику десоциализируюшего влияния, оказываемого семьей на своих членов.

Семьи с десоциализирующим влиянием демонстрируют асоциальное поведение и антиобщественные ориентации, выступая, таким образом, институтами десоциализации. Это криминально-аморальные семьи, в которых преобладают криминальные факторы риска, и асоциально-аморальные семьи, которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями .

Наибольшую опасность по своему негативному воздействию на детей представляют криминально-аморальные семьи. Жизнь детей в таких семьях из-за отсутствия элементарной заботы об их содержании, жестокого обращения, пьяных дебошей, сексуальной распущенности родителей зачастую находится под угрозой. Это так называемые социальные сироты (сироты при живых родителях), воспитание которых должно быть возложено на государственно-общественное попечение. В противном случае ребенка ждет раннее бродяжничество, побеги из дома, полная социальная незащищенность как от жестокого обращения в семье, так и от криминализирующего влияния преступных образований.

Асоциально-аморальные семьи требуют иного подхода. К данному типу семей относят семьи с откровенно стяжательскими ориентациями, в которых отсутствуют моральные нормы и ограничения. Обстановка в этих семьях может выглядеть благопристойной, уровень жизни -- достаточно высоким, но духовные стремления подменены исключительно стяжательскими целями с весьма неразборчивыми средствами их достижения. Такие семьи также оказывают на детей десоциализирующее влияние, непосредственно прививая им антиобщественные взгляды и ценностные ориентации. Данная категория семей и несовершеннолетних особенно трудна для коррекционно-профилактической работы. Несмотря на негативное влияние, которое оказывается на детей родителями, как правило, нет формального повода для принятия решения об изъятии ребенка из таких семей (как в предыдущем случае). Здесь высокий уровень материального благосостояния, трезвый образ жизни, стремление родителей заботиться о своих детях .

Кроме того, существует типология по типу воспитательных ошибок. Семьи с ошибками в воспитании также могут способствовать формированию асоциального поведения, а именно, детским кражам. Из данной типологии необходимо остановиться на одном из видов. Отстраненно-равнодушный стиль воспитания возникает, как правило, в семьях, где родители, в частности мать, поглощены устройством своей личной жизни. Выйдя вторично замуж, мать не находит ни времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака, равнодушна как к самим детям, так и к их поступкам. Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушно-отстраненное отношение матери. Такие дети с благодарностью воспринимают заинтересованное, доброжелательное отношение со стороны старшего, способны привязаться к шефу, воспитателю, относятся к ним с большой теплотой, доверием, что помогает в воспитательной работе .

Кража может быть способом мести не только родителям, но и другим людям. Например, ребенок может украсть вещь, которую он просил на время, но получил отказ: «Я у тебя просил, и ты не дал. Так вот тебе!». Такая месть может закрепиться и стать патологической привычкой. Чаще это происходит с детьми, которые не выражают, открыто свои обиды, негодования и т.п. Отрицательные эмоции требуют выхода и находят его в кражах и других подобных поступках (например, порче вещей обидчика).

По мнению Л.Б. Шнейдера для некоторых детей воровство является: а) случайным, противоречащим общей направленности личности; б) возможным с учетом общей неустойчивости личностной направленности, но ситуативным с точки зрения повода и ситуации; в) результатом общей отрицательной ориентации личности, обусловливающей выбор среды, времяпрепровождения и непосредственного варианта действий при наличии подстрекательства, примера асоциального поведения и т. п.) .

Кража может быть интересным приключением для скучающего, ничем не занятого ребенка, и свидетельствовать, что в обычной жизни он не находит применения своим силам. Для подростков-правонарушителей характерно совершение воровства в группе, так как некоторые из них, участвуя в действиях своего сообщества, смелеют и даже наглеют, поскольку это одобряется групповым авторитетом. Криминальную направленность группы характеризуют следующие качественные характеристики: 1) участие в группе ранее судимых, которые не работают и не учатся, злоупотребляют алкоголем или наркотиками, занимаются азартными играми, 2) наличие в группе осознанного лидера, авторитарный стиль управления группой, 3) формирование субкультуры группы (жаргон, специальные клятвы, особый ритуал поведения и т. д.).

Групповое совершение воровства, по сравнению с индивидуальным, имеет более высокую общественную опасность. Как правило, группой совершаются более масштабные и дерзкие правонарушения. В процессе совместной противоправной деятельности происходит объединение индивидуальных способностей, знаний, умений, криминальных навыков. В результате взаимовлияния, подражания у членов группы нередко появляются новые, совершенно не свойственные им ранее черты -- жестокость, агрессивность, мстительность .

Кражи совершаются стереотипно, без учета ситуации и попыток их скрыть. Редко выявляются состояния с очерченной структурой истинной клептомании, то есть импульсивного, немотивированного влечения к воровству. Характерными являются неожиданность появления влечения, непреодолимая потребность удовлетворить это стремление, чрезвычайная аффективная напряженность. По выполнении желаемого действия такой ребенок испытывает сильное чувство облегчения, удовлетворения. Весьма характерной для клептомании особенностью является отсутствие направленности действия на какой-либо определенный предмет, значение имеет сам факт совершения кражи, украденный предмет часто не соответствует материальному и социальному положению подростка.

Лишь когда под влиянием взрослых или других детей со стяжательскими установками у несовершеннолетнего укрепляются стяжательские привычки, кражи начинают приобретать признаки истинного воровства («достижение материальных выгод», узкий круг посвященных, полное использование в личных целях каждой похищенной вещи). Мотивы психологической защиты и самооправдания при кражах иные: «все воруют, а не только я один», «взял то, что все равно пропало бы», «государство не обеднеет» и др.

О причинах детского воровства известный детский педиатр Бенждамин Спок пишет следующее: «В большинстве случаев такой ребенок чувствует себя несчастным и одиноким. Может быть, ему не хватает родительской ласки или он не может найти друзей среди своих сверстников (это чувство покинутости может возникнуть даже у ребенка, который пользуется любовью и уважением товарищей). Я думаю, тот факт, что воруют чаще всего семилетние дети, говорит о том, что в этом возрасте дети особенно остро чувствуют, как они отдаляются от родителей. Если они не находят настоящих друзей, то чувствуют себя покинутыми и никому не нужными. В любом возрасте одна из причин воровства неудовлетворенная потребность в любви и ласке. Другие причины индивидуальны: страх, ревность, недовольство» .

Таким образом, детское воровство - это преступление, в основе которого лежит агрессия. Но, имея в виду того, что появление детских краж может быть в более раннем возрасте, необходимо производить профилактическую работу, начиная с дошкольного или младшего школьного возраста.

Воровство, является одним из самых распространенных преступлений. Характеристический признак, отличающий воровство от других имущественных посягательств, состоит в тайном способе действия.

Причины детского воровства связаны с ошибками семейного воспитания, отрицательным влиянием в семье, подстрекательством со стороны преступных элементов. Особенности несовершеннолетних -- недостаток жизненного опыта, склонность к подражанию, трудность правильной оценки некоторых явлений, эмоциональная возбудимость и др.-- усиливают опасность усвоения отрицательных взглядов и привычек в случае попадания под нежелательное влияние, особенно тогда, когда не обеспечивается должное воспитательное воздействие и контроль над поведением детей. Отрицательное влияние старших членов семьи (пьянство, скандалы, проявления жестокости и др., подстрекательство со стороны преступных элементов -- в 20 -- 30 % ит.д.

Социальный педагог призван решать сложные проблемы, связанные с социальным и эмоциональным развитием этой категории детей, оказывать им всестороннюю помощь и поддержку, способствуя предотвращению появления детского воровства. Этого можно добиться через проведение направлений социально-педагогической деятельности по профилактике склонности к детскому воровству.

- это особая форма психологической работы, направленная на разрешение ваших проблем и повышение качества вашей жизни. Эта форма психологической работы создана для здоровых людей. В процессе психологического консультирования Вы сможете выявить и осознать причины Ваших жизненных неурядиц, нейтрализовать их, увидеть выход из сложной жизненной ситуации и получить ресурс для дальнейшей жизни. Визиты к психологу уже стали неотъемлемой нормой жизни благополучных людей.

Записаться на консультацию можно по телефону: 8-916-099-54-93 (мтс), e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , скайп: nataalisa777

Я провожу

индивидуальные и семейные психологические консультации

на темы:

Отдельно хочу выделить тему, с которой я работаю:

Любовная зависимость

По этой теме проводится индивидуальная и групповая работа.

В особо сложных случаях мы прибегаем к помощи врача-психотерапевта

Психологическое консультирование рассчитано на 5 - 10 встреч. Оно характеризуется индивидуальным подходом к клиенту и конфиденциальностью. Глубинная проработка проблемы требует более длительной работы.

В своей работе я интегрирую различные психологические подходы. Я использую методы гештальтподхода, краткосрочной психотерапии, техники восточной версии НЛП (Ковалев С.В.), методы трансмодальной субъектной психотерапии, метод системных семейных расстановок.

Отдельно хочу выделить метод символдрамы (метод направленного воображения), который я очень люблю. Этот метод приятен для клиента, позволяет проработать бессознательные комплексы и получить ресурс. Также он развивает воображение и активизирует творческие способности. Жизнь начинает незаметно меняться. Этот метод хорошо работает как с детьми, так и со взрослыми.

Для того, чтобы работать методом символдрамы, не обязательно иметь четко сформулированный запрос. Возможно, в вашей жизни что-то не ладится, Вы чувствуете себя некомфортно, но не понимаете, что происходит. С помощью этого метода Вы можете за 15-20 встреч проработать безсознательные причины вашего дискомфорта, улучшить ваше эмоциональное состояние и получить доступ к ресурсам вашего безсознательного.

Метод системных семейных расстановок по Б.Хеллингеру я использую в индивидуальном консультировании и в групповой терапии. Этот метод позволяет найти родовые корни ваших личных проблем и проработать их.

помогает проработке проблем, связанных с общением, построением межличностных отношений, разрешению конфликтов, проблем одиночества, страхов, повышенной тревожности. Хорошие результаты дает групповая работа при работе с эмоциональной (любовной) зависимостью от партнера и созависимостью.
В группе создается атмосфера принятия. Проводится групповая работа с индивидуальными запросами участников группы. Участники группы получают эмоциональную поддержку и обратную связь, а также новые возможности в разрешении своей жизненной ситуации. Это помогает обрести уверенность в себе, избавиться от одиночества, найти себя.
В групповой работе используются все психологические подходы, перечисленные выше .