Уважение к родителям почитай отца и мать. Святые отцы: Отношение к родителям. Влияние почтения к родителям на собственную семью

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 20:12).

Хотя Бог есть любовь, но в этой заповеди Он говорит о почтении. Почтение - это высшая форма любви. Можно любить, но не почитать, но не бывает почтения без любви. Почтительное отношение включает в себя глубокое уважение и благоговейное чувство благодарности. Истинное почтение подразумевает обращение на «вы», оно не позволяет обидеть человека, повысить голос, тем более руку поднять.

Антиподом почтения является фамильярность. Фамильярность - это грех, который встречается на каждом шагу. Когда человек ведет себя с родителями, лидерами, руководителями панибратски, развязно, бесцеремонно, он теряет благодать. «Как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его» (Пс. 132:2). Елей течет с головы, поэтому, когда мы ставим родителей на один уровень или даже ниже себя, теряем великое множество благословений, которые могли бы получить только через вертикаль власти.

Бог - ТВОРЕЦ вселенной. Отец, мать - ТВОРЦЫ наших жизней. Бог наделил их этим статусом. Бог доверил нас именно нашим родителям, поэтому отношение к ним должно быть таким же трепетным, почтительным, священным, как к Богу. Если человек почитает родителей, он будет почитать Бога. Если человек не почитает родителей - он не почитает Бога. Потому что только бесы и злые духи могут толкать сына или дочь к превозношению над матерью, отцом, к презрительному отношению, надменности или безразличию. Отношение к родителям - это прообраз нашего отношения к Богу.

Часто мы не будем понимать своих родителей: «Родители не так сказали, не так сделали или вообще ничего не сделали. Меня воспитывала улица, а не родители. Отец - алкоголик или вообще не было отца». Возможно, что родительское мнение идёт вразрез с нашим менталитетом, жизненными принципами, не соответствует нашему пониманию ситуации. Возможно, что родители, действительно были не правы. Сам Бог будет открывать недостатки, промахи, огрехи родителей. И в этом надо видеть доверие от Бога! Бог доверяет увидеть «наготу» родителя (пастора, руководителя)! Это значит, что Бог посчитал вас достаточно взрослым, зрелым христианином, решил перевести на более высокий уровень!

Слабость отца, матери, лидера - это не предлог для насмешек, сплетен, презрительного отношения. Это не повод оставить отца, мать, ранить их своим равнодушием, непризнанием родительского авторитета. Это, наоборот, время доказать сыновью верность, оказать поддержку, проявить благородство, истинную, а не потребительскую любовь и почтение.

УНИЖАЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЧЕЛОВЕК УНИЖАЕТ САМОГО СЕБЯ, НО ПОКРЫВАЯ ИХ, ОН ВОЗВЫШАЕТСЯ.

Даже если вас действительно обидели, не помогли, бросили, ненавидели или ненавидят - вы не имеете права отвечать тем же! НЕТ ОПРАВДАНИЯ НЕПОЧТЕНИЮ!

Истина сильнее фактов и нашей правды! А истина взывает: «ПОЧИТАЙ ОТЦА и МАТЬ!» Только когда мы любим истину, придерживаемся её, в нашу жизнь приходит рост, благополучие и успех. Истина поднимает, даёт долголетие и благие дары.

Пример: мы знаем, что ребеночек связан с матерью пуповиной. Он растет, развивается, живет, благодаря пуповине, но если этой связи нет, ребёнок гибнет. Пуповина - это символ тесных, почтительных взаимоотношений. Когда мы почитаем своих родителей, то будем иметь жизненный успех, рост, благополучие! Но если не проявляем почтения, не имеем глубокой благодарности в сердце - сами, своими руками разрываем пуповину счастливой, успешной, здоровой жизнедеятельности, подписываем себе приговор, рубим сук, на котором сидим.

Давайте посмотрим на младенца! Он абсолютно беспомощен, не понимает, что происходит, его жизнь полностью в руках родителей. Он не рассуждает о том, кто сильнее, умнее, превосходнее - родители для него источник всего! И мы когда-то были такими младенцами! Давайте не будем забывать об этом никогда! Наши дети будут относиться к нам так же, как мы относимся к своим родителям.

Безответственность перед родителями, непослушание, пренебрежение, равнодушие ведет к смерти, сложностям в бизнесе, отсутствию счастья (даже если человек зарабатывает много денег), потере будущности, неудовлетворенности, неспособности найти призвание или исполнить его. Многие люди скитаются по жизни, не задерживаются подолгу на работах - это всё признак проклятия из-за непочтения родителей. Если прервана связь с родителями, то человека по жизни преследуют бесплодие, невозможность выйти замуж или жениться, рожать детей, постоянные разводы.

Вывод: даже если родители ненавидят вас, пусть. Бог им судья. Но вы обязаны любить, благословлять, доказать свое почтение родителям делами!

«Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир или смятение, - ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой. Нравственное невежество, как и дикость в любви, приносит людям много горя и обществу - вред», В.А. Сухомлинский.

Непочтение приводит к смерти не только детей, но и родителей: ПРОЯВЛЯЯ НЕПОЧТЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ, ЧЕЛОВЕК ОТРЫВАЕТ ИХ ОТ ИСТОЧНИКА ЖИЗНЕННОЙ ЭНЕРГИИ.

Пока ребенок мал, родители отдают ему все силы, время, энергию, и, следуя духовному закону, эта энергия должна вернуться к ним, когда они уже ослабели. Этот обмен энергиями представляет собой замкнутый цикл жизнеобеспечения, но своим непочтением к родителям человек прерывает его!

Когда дети надменно относятся к родителям, не делятся любовью, не оказывают почтение - перекрывают кислород, доступ к источнику энергии, и те очень рано умирают (в среднем к 60-65 годам).

Своим почтением или непочтением мы влияем на весь род, потомков, страну.

Из-за непочтения родителей, в первую очередь, самого первого «родителя» - Бога, нет передачи энергии любви, теряется сотрудничество, взаимосвязь, преемственность поколений. Последствия - ранняя смерть родителей. Последующие поколения повторяют ошибки непочтения. Последствие то же - смерть. Круг замыкается. Таким образом, происходит вымирание целого рода, всей нации.

Пример: Маленькие дети умирают от онкологии и других серьезных «недетских» болезней. Дети несут наказание, «заработанное» родителями, бабушками, дедушками неправильным отношением к Богу, своим родителям.

«Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, ибо сын не имеет права быть равнодушным к матери», Ги де Мопассан.

Каким образом мы возвращаем родителям энергию? ЗАБОТЯСЬ О СВОИХ РОДИТЕЛЯХ, обеспечивая их финансово, делая полезные, практичные подарки, помогая им в лечении или санаторном отдыхе, оказывая простые, элементарные знаки внимания. Например, принеся маме с работы красивую розу или спросив житейского совета у старенького отца.

Забота о родителях, даже если они достаточно богатые и обеспеченные, жизненная необходимость каждого сына, дочери. Даже если отношения разрушены, пути разошлись, никогда не поздно начать всё с начала, восстановить отношения уважения, любви и почтения. Никогда не поздно всё поставить на твердое основание, которое есть Христос. Это необходимо для того, чтобы освободить себя и последующие роды от проклятия. С Богом возможно всё!

Почтительность - это та дань, которую может и обязан приносить родителям каждый благодарный сын.

«От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар - жизнь. Они вскормили и взрастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда они стары и больны, наш долг - вылечить и выходить их, покрыть заботой, любовью, благодарностью и почтением!»

Для более глубокого изучения этой темы рекомендую прочитать следующие книги:
«Благодарное сердце», «Чествуйте людей» - автор Сандей Аделаджа, «Почтение - путь к величию» - авторы Сандей Аделаджа, Ольга Быкова.

С великим почтением к вам,
Старший пастор «Посольства благословенного Царства Божьего для всех народов»
Сандей Аделаджа

«Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле». Пятая заповедь о почитании родителей — единственная, в которой Господь обещает человеку великую награду уже в нынешней жизни. Вдумайтесь: «да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле», то есть время нашей земной жизни и благополучие человека непосредственно связаны с исполнением заповеди о почитании родителей. О том, каковы последствия пренебрежения главной обязанностью детей поговорим с настоятелем Михаило-Архангельского храма села 2-е Пересыпкино Гавриловского района священником Владимиром Авсеенко.

— Батюшка, почему отношение к родителям так важно для Господа?

Если посмотреть в начало бытия, то мы увидим, что Господь создал Свой закон — закон совести, по которому жили люди. Но с течением времени, произошло страшное событие - богоотступничество. За это люди в лице Адама и Евы были изгнаны из благостного состояния рая и стали забывать нравственный закон. Господь, желая спасти людей, через пророка Моисея на горе Синай дает второй закон на скрижалях. Это было десять заповедей, которые образно разделены на две части. Первая часть напутствует на любовь к Богу, а вторая — определяет отношение человека с ближними своими. Так вот сразу после заповедей о любви к Богу следует заповедь о почитании родителей. Потом уже идут: «Не убий», «Не укради» и все остальные. Уже из этого можно заключить, какое значение придает Сам Господь исполнению Его воли о почитании родителей.

Дети, рожденные в ветхозаветное время, за непочтение к родителям или произнесенные скверные слова в их адрес могли лишиться жизни. Так страшно наказывались чада за преступление пятой заповеди.

— В чем должно выражаться почтение родителям?

В первую очередь родителей нужно любить, быть им искренне благодарными, слушаться их во всем, что не противоречит воле Божией. Также не судить их поступки, быть терпеливыми к их немощам, заботиться о них до самой их смерти, а по отшествии их из этого мира, усердно молиться об их упокоении. Все это – наш святой долг перед Богом, перед самими родителями, перед нашими детьми, которые воспитываются, в первую очередь, не на словах, а на наших поступках. И, несомненно, долг перед самими собой, если мы хотим себе благо в жизни, как и сказано в заповеди.

— Отец Владимир, часто современные дети пренебрегают исполнением заповеди о почитании родителей. Отчего это происходит?

От своеволия, гордыни, от того, что человек забывает, кому он обязан своей жизнью и своим бытием. Почтение родителей — значит почтение Богу. Исполняя пятую заповедь, мы призываем имя Божие и, смиряясь, призываем благодать и силу Его.

Очень важно учиться смирению от самих родителей. Оно берется от уважения и почтительного отношения супругов друг к другу. Если в семье нет уважения и почтения, то это плохой пример. Дети не должны видеть недостойное отношение к старшему поколению в семье, иначе они обязательно переложат на своих родителей такое же отношение.

Что делать, если кто-то из родителей оказался в беде – пристрастился к алкоголю, хуже того, к наркотикам – как помочь? И самое главное, как научиться и в этом случае оставаться почтительным к родителю?

— Конечно, очень трудно, когда родители занемогли. Как поступать детям? Как Господь поступал с нами, когда пришел в этот мир спасти нас. Помним ведь, что Господь сказал, когда пришел на землю: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию».

Кто окружал нашего Господа Иисуса Христа, когда Он был на земле и освящал святыми стопами землю? В основном это были страшные грешники, блудники, истерзанные нуждой и прочими тяготами жизни, отпавшие от Бога. Они тысячами ходили за Ним. Их сердце было в простоте, и они чувствовали, что Бог есть любовь, и они шли за Ним, раскаиваясь. Для нас это должно быть примером.

Снисхождение к немощи, оказание милости падшим – вот чему учит нас Спаситель. В случае с родителями это больно и тяжело. Есть дети, которые понимают и относятся с печалью, но и проявляют усердие по уходу за ними. А бывают и те, которые в тяготах забывают о пятой заповеди.

Разумеется, это очень страшно, когда родители выпивают или принимают наркотики. Как поступать в такой ситуации? Надо приходить к Богу и просить Его об исцелении. Мы получили такой недуг не от Бога, а по причине того, что отошли от Него. Теперь надо трудиться и искренне просить Его, как дети просят родителей, и тогда Господь услышит нас и ниспошлет нам милость Свою: дух крепкий и здравие для наших родителей.

— Каковы последствия непочитания родителей детьми?

Последствия эти очень серьезные и приводят к печальному концу. Это болезни и потрясения, разрушение семьи и общества, ранняя смерть. Заповеди Божии непреложны, их силу и действие никто не может отменить. Когда сегодня говорят о крайне низкой продолжительности жизни в нашей стране, о невысоком благосостоянии, почему-то забывают вспомнить о миллионах брошенных стариков, о страшном порой отношении к старшим, которое смертельно поражает наше общество уже из поколения в поколение.

А стоило бы ведь только обратить внимание на стариков, воздать им должное и в духовно-нравственном и в материальном смысле – как многое бы переменилось!

Будем просить Бога, чтобы укреплялась наша вера и были здоровы родители. Будем почитать родителей — тех, кто дал нам жизнь, и Бог даст нам счастье. Не зря Господь говорит: «Родительское благословение созидает дома детей ».

— Спаси Вас Господь за интересную беседу.

В культурном центре «Покровские ворота» продолжается цикл лекций психолога протоиерея Андрея Лоргуса. Предлагаем вниманию читателей лекцию, посвященную и исполнению пятой заповеди.

Андрей Лоргус

Должные ли выросшие дети слушаться родителей? В чем разница между почитанием и подчинением? Как относились к своим родителям библейские праотцы? Как относиться к родителям ребенку, который вырос в приемной семье?

В том, что выполнение пятой заповеди вызывает у современного человека определенные проблемы, ведущие вечера, практические , знают по своему профессиональному опыту, а протоиерей Андрей Лоргус - еще и по опыту пастырскому. Именно с этими проблемами люди часто приходят на консультацию к психологу и задают вопросы священнику на исповеди и в личных беседах.

В аудитории культурного центра «Покровские ворота» вопросы по теме детско-родительских отношений тоже накопились у многих, и в конце вечера была возможность их задать. «Должен ли я во всем слушаться маму, чтобы быть хорошим сыном?» - спросил у психологов мужчина лет сорока, и вопрос этот был выстраданным.

Что нам делать с родителями?

Проблемы возникают не с пониманием пятой заповеди, а именно с ее исполнением. Конечно, я люблю своих родителей, они - мои самые родные люди. Но что такое особенное Церковь велит мне по отношению к ним делать? Почитание - это что-то возвышенное, что-то важное? Представляется, что почитание это - очень сложная и трудноисполнимая вещь.

С другой стороны, воплотить тот идеал любви к родителям, который хотелось бы, оказывается в жизни непросто. Часто нам, взрослым детям, приходится слышать от мамы упреки. Значит, наши отношения - несовершенны?

С тех пор, как психология стала популярна, взаимоотношения человека с родителями стали притчей во языцех. Тезис о том, что во всех проблемах человека виновата семья, в которой он вырос, что называется, «пошел в народ», и родители оказались виноваты во всем - от детских травм до пресловутого Эдипова комплекса, о котором сейчас рассуждают даже бабушки на лавочке. Проблемы действительно есть, но какое все это имеет отношение к выполнению пятой заповеди? С этим мы и попробуем разобраться.

Главная проблема заключается в том, что наше субъективное отношение к родителям, которое начало складываться с первых месяцев нашей жизни, и даже еще раньше, до нашего рождения и современное представление о том, как мы должны к ним относиться, между собою, мягко говоря, не совпадают. То, как мы должны относиться к отцу с матерью и то, как мы реально к ним относимся, оказывается очень разными вещами. Почему так?

Праотцы не были «папенькиными сынками»

Что подразумевает Церковь, говоря о почитании родителей? Эта норма взята из десяти заповедей, данных Моисею, и в ней сказаны очень важные вещи, на которые стоит обратить внимание. «Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». То есть почитай родителей и хорошо тебе будет на земле, долговечен ты на ней будешь.

Здесь есть определенная выгода. В этой заповеди звучит не обязанность почитать родителей, а предлагается по сути дела, прагматический подход: если будешь почитать родителей, тебе будет хорошо, а, кроме того, ты приобретешь еще и долголетие.

Почему? Ведь все примеры из современной нам жизни говорят об обратном. Разве хорошо детям, которые попали в зависимость от родителей? Маменькин сынок, не имеющий своего мнения, и взрослая дочь, которая всю жизнь просидела возле маминой юбки - разве мы видим их счастливыми и долголетними?

Весь наш современный опыт говорит о том, что дети, которые находятся в зависимости у родителей, в своей жизни терпят бедствие. Они не могут наладить свою семейную жизнь, неуспешны в профессии, а психологически они бывают разрушены, или просто не состоялись как личности. Разве это подразумевается под послушанием, такая зависимость, такая привязанность? Конечно - нет!

Обратите внимание, на героев самых известных библейских сюжетов о почитании родителей. Как ведут себя Сим или Исаак, которые прославились еще и как патриархи, праотцы? Эти люди в свое время проявили совершенно феноменальное послушание, но оно не помешало им всю жизнь поступать независимо, принимать решения самостоятельно. Любовь к родителям, которую они проявляли, не мешала им совершать смелые, необыкновенные и довольно неожиданные поступки, они сами определяли свой жизненный путь.

Вот уж точно Исаак не «папенькин сынок»! Он совершенно другой человек, мощный, мужественный, величественный. Когда Авраам собирался принести его в жертву, ему было около 14 лет, и послушание, проявленное им в этом возрасте, нисколько не помешало ему стать великим, точно так же как не помешала стать великим Симу добродетель, проявленная в почитании отца.

В Библии есть много других сюжетов, которые подтверждают нам библейскую заповедь о почитании родителей. Но почитание родителей не отрицает поколенческой свободы, творчества, риска, самостоятельности.

Ветхий завет - анатомия родства

Если мы посмотрим на Ветхий Завет, то увидим очень важную закономерность. Перед нами - книга потомств, книга родов. Ветхий завет не мог бы состояться, если бы в отношениях между поколениями не существовало согласованности и глубоких связей. Причем, это не вещи, связанные с духовным подвигом, но некая антропология, анатомия родства, анатомия благоденствия семьи, человека, рода. И в основании этого благоденствия лежит почитание родителей. Это почитание, которое нисколько не отнимает у следующего поколения его свободы, творчества, риска. Это и есть библейский идеал почитания родителей.

Но есть вещи, которые связаны с волей родителей. Одна из таких вещей, которые достаточно жестко прослеживаются в жизни Авраама, Исаака, Иакова - отношение к Богу, вторая - благословение на брак. Это принципиальные моменты, за которыми отцы очень строго следили.

Новозаветное отношение к почитанию родителей несколько шире. Новизна здесь такая - Господь говорит апостолам: «Бросайте все и идите за Мною». Спрашивали ли апостолы благословения родителей, чтобы пойти за Христом? Скорее всего - нет. Скорее всего, это был достаточно смелый и неожиданный поступок.

От идеализации - к принятию, от подчинения - к почитанию

Глядя на здорового ребенка, который растет в полной семье, мы можем обнаружить следующие этапы развития отношений с родителями.

Дети 6–9 лет (у девочек это период от 6 до 8 лет, у мальчиков - от 7 до 9) родителей идеализируют, относятся к ним совершенно некритично: «Папа все может», «Мама самая красивая». При этом своих родителей дети не очень знают, скорее, воспринимают их, как неких всемогущих и всезнающих существ. Привязанность ребенка к родителям и эмоциональная и физическая, зависимость - полная. Мы привыкли говорить, что ребенок родителя слушается. На самом деле, речь идет о подчинении и повиновении.

Послушание, как духовная добродетель - это не для детей. Просто мы привыкли использовать это слово. Почему ребенок повинуется и подчиняется? Потому что у ребенка еще нет своей воли, она только формируется, ребенок еще себя плохо контролирует и за себя еще не отвечает. Ребенку предстоит постепенно овладеть своей волей и привыкнуть к ответственности. В этот период родителям очень важно его не перегружать, а с другой стороны - давать ему возможность научиться ответственности.

В подростковом возрасте все меняется. Одна женщина сказала: «Когда я пришла в первый класс, меня постигло страшное разочарование - я увидела, что моя мама не самая красивая». В школьном возрасте ребенок начинает родителей сравнивать, у родителей появляется конкурент - первая учительница. В пик подросткового возраста отношения с родителями претерпевают очень серьезные изменения, происходит обесценивание родительских фигур. Если подросток говорит: «Я никогда не буду такой дурой, как моя мама», или «таким дураком, как мой папа» - это здоровый подросток.

Зачем нужно обесценить родителей? Зачем нужно проявлять независимость и неповиновение? Подростку нужно почувствовать себя отдельной личностью, другим, не таким, как родители. Ведь ему потом жить-то придется одному! Если он останется в этой идеализации, ему невозможно будет потом уйти в свою жизнь. В этот период дети ни в чем не хотят быть похожими на родителей. Это - нормально, точнее это - нормальный этап развития личности. Иначе сложно будет оторваться от родительского гнезда.

Взрослый человек в норме воспринимает своих родителей реально. Он видит и сильные их стороны, и слабые. При этом взрослый человек родителей принимает и ценит. И на этом этапе, обладая свободой, самостоятельностью, волей и ответственностью, взрослый человек может проявить по отношению к своим родителям почитание. Почитание - это осознанный выбор. Ребенок почитать не может, он может только подчиняться.

Застревание взрослого человека в детстве (идеализация родителей) или в подростковом возрасте (обесценивание родительских фигур) ведет к перекосу в отношениях взрослых детей с родителями, к инфантилизации отношений.

Когда от взрослых уже людей родители, апеллируя к тому, что их надо почитать, требуют повиновения и подчинения, это относится не к заповеди почитания, а к младшему школьному возрасту. От взрослых людей, у которых есть своя воля и своя ответственность, требовать полного подчинения и повиновения, значит - возвращать их в детство, инфантилизировать, а это можно приравнять к жестокому обращению.

Заповеди - не для детей!

Исполнить заповеди может только взрослый человек, и не просто взрослый по возрасту, а духовно зрелый. Если человек инфантилен, никаких заповедей он исполнить не может.

Мы можем наблюдать, как люди застревают на той или иной стадии отношений с родителями. Например, можно услышать от взрослого мужчины, что его мама - лучшая женщина в его жизни. Отношение к родителям как к святым, лучшим на свете, действительно, похожи на идеализацию. Слабости и недостатки есть у каждого из нас, идеализируя своих родителей, человек становится слепым и невольно повторяет родительские ошибки. Легко ли человеку, для которого лучше папы и мамы никого нет, найти себе пару? Зачастую такие люди, всю жизнь остаются в родительских семьях, не находя пары. Здоровая критичность в общении для взрослых людей необходима.

Родители - не идеальны, но и монстрами они, как правило, не являются. Но, тем не менее, значительная часть людей застревает именно в подростковом периоде. Узнавая в себе папу, или маму, человек начинает с собой бороться. Люди тратят существенные усилия не на то, чтобы найти свой путь, а на то, чтобы «не повторить путь родителей». Это ни к чему хорошему не приводит.

Но мы рассмотрели, как развиваются отношения в здоровой, идеальной ситуации. Но бывают ситуации, когда в детстве ребенку очень сложно идеализировать своих родителей, когда их поведение не только не дает повода для идеализации, но и вызывает у ребенка страх и тревогу.

Тогда идеализация, мечта о хорошем родителе, будет жить в сердце у человека. Это - опасно. Потому что с этой мечтой об идеальном родителе сложно не только принять реального родителя, но и зачастую - невозможно построить нормальные супружеские отношения, потому что в них будет воспроизводиться детско-родительская модель. Выбирая супруга, такой человек либо ищет родителя, либо «усыновляет» партнера.

Казалось бы, человек, у которого в сердце живет некий идеальный родитель, должен сам быть родителем, как минимум, неплохим. Но это, к сожалению, не так. Такие люди, как правило, либо предъявляют к своему родительству завышенные требования, изо всех сил воплощая идеал в жизнь, либо вовсе отказываются от воспитания детей, перепоручая их кому-то, становясь«матерями-ехиднами»по принципу: «зачем пытаться, если идеального родителя из меня все равно не получится?»

Как же должно выглядеть отношение взрослого человека к своим родителям? В идеале оно должно состоять из 4-х компонентов: признания, принятия, уважения и благодарности. Заметьте, здесь нет ни подчинения, ни принятия родительских ценностей, ни соглашения. Для того, чтобы исполнить пятую заповедь, не нужно подчиняться родителям, не нужно спрашивать у них разрешения, не нужно согласовывать свои действия и свои свободные выборы с их волей. Все это не входит в почитание родителей.

Спасибо за то, что родили!

Что такое признание? Казалось бы, какие проблемы - мой отец - мой отец, моя мать - моя мать. Но нередко возникают попытки отказаться, не принять родителей: «Ты мне не отец!», «Ты мне не мать» - иногда это фразы, бросаемые в пылу ссоры, а иногда - выношенные в сердце злобные подростковые мечты. Это и есть тяжкий грех не почитания - непризнание своих родителей родителями.

Принятие означает, что я принимаю родителя, как часть себя, часть своей природы. Это принятие осуществляется не умом, а сердцем, это - некая решимость человека принять своих родителей.

А как быть, если родители - алкоголики? А если они бросили младенца в роддоме? У нас могут быть причины непринятия своих родителей. Но заповедь настаивает на принятии. В ней не написано: «Чти отца и мать своих за то, что они для тебя сделали», - там вообще нет никаких условий. Почитай родителей - долголетен будешь.

Уважение к родителям не должно зависеть от их качеств и поступков, оно должно быть не за их добродетели, а уже по самому факту рождения (безусловное уважение).

Благодарность родителям - акт принятия того дара, который они нам передали. От них, мы приняли самый большой подарок, нашу жизнь. Ведь с подарком можно поступить по-разному, например, сказать дарителю: «Спасибо, но мне не надо», или «Заберите, я этого не хотел!» Не почитание родителей, неуважение к ним лишает человека силы. Причем, мы лишаем силы не только себя, но и своих детей, вырываем себя из рода.

Э то заповедь Божья. Заповедь с обещанием, с благословением, которое к ней прилагается. Это заповедь с оттенком особой важности и чести. Заповедь, имеющая отношение ко всей жизни человека, от начала до конца. Она применима и дома, и в церкви, и на работе. Эта заповедь – основа стабильного общества. А общество, тем не менее, игнорирует эту больше других. Правильнее было бы назвать эту заповедь «забытой». В списке десяти главных заповедей она пятая: почитай отца своего и мать.

Сегодня я начинаю небольшую серию статей об этой заповеди, особое внимание уделю самому малоизученному аспекту ее исполнения: что это значит для взрослых людей? Нам легко понять, как эту заповедь должны применять дети, когда мы учим их почитать и слушаться маму и папу. Но прекращается ли действие этой заповеди, когда дети выросли, обрели новую семью и съехали от своих родителей? Прекращается ли действие заповеди, когда родители умирают или когда оказывается, что они не заслуживают нашего уважения? Применима эта заповедь к тем, кого бросили или над кем совершали насилие? Меняются ли правила соблюдения этой заповеди для повзрослевших и ставших независимыми? Для кого-нибудь наши вопросы окажутся важными и практичными: «Каковы мои обязательства перед родителями? Должен ли я поддерживать своих родителей финансово? Должен ли я подчиняться им, если я уже взрослый человек?» Все эти вопросы следует задать, если есть желание почтить Бога и Его заповедь.

Не буду скрывать, на эту серию статей я возлагаю большие надежды. Я хочу, чтобы в основе ответов на вопросы была Библия, как основной источник истины, единственный стандарт, имеющий право требовать от нас подчинения и взывать к нашей совести. Я также хочу, чтобы эта серия была практичной, отвечала на реальные вопросы из реальной жизни. Чтобы она подходила для ситуаций из разных культур, чтобы люди разных происхождений и географических точек могли все это применить для себя. Чтобы истина оставалась истиной для молодых и старых, родителей и находящихся под родительской заботой, для тех, кто зависит от кого-нибудь, и тех, от кого зависят другие, для тех, кому принадлежит крыша, под которой живут все остальные, и для тех, кому она не принадлежит.

Главным нашим отправным отрывком будет Второзаконие 5:16: «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» . От этого стиха мы будем отталкиваться, когда прочитаем и другие отрывки по теме: в Исходе, где рассказывается об ужасных последствиях неисполнения Божьих заповедей, в Притчах, где мы восхищаемся Божьим обещаниями благословений для тех, кто серьезно относится к Божьему закону. И, конечно, мы прочитаем отрывки из Нового завета, где Сам Иисус учил и показывал пример почитания родителей. Мы прочитаем послания апостола Павла, где он говорит о применении древних заповедей (а иногда и об их неприменимости) в жизни современных верующих.

Я надеюсь, что вы присоединитесь ко мне в этом исследовании заповеди, нами почти забытой.

Три причины узнать и подчиниться это заповеди

Начнем мы разговор с причин, заставляющих нас знать и исполнять пятую заповедь.

Мы все дети. Это основы биологии: каждый человек на земле был рожден от двух других людей. Некоторым из нас повезло знать и уважать обоих родителей. Кто-то в своей жизни знал только одного родителя, кто-то вырос в приемной семье. Некоторые выросли в детском доме. Некоторые потеряли родителей еще в детстве. Тем не менее, пятая заповедь ко всем нам непосредственно относится по причине того, что МЫ ВСЕ ДЕТИ. Нет человека вне зоны действия пятой заповеди, потому что нет человека, у которого не было бы родителей.

Конечно, мы также знаем, что Божьи заповеди следует воспринимать и буквально, и принципиально. Применение заповеди выходит за рамки отношения детей к родителям, распространяясь на другие ситуации взаимодействия начальствующих и подчиненных. Правильный порядок семейного управления, церковного управления, гражданского управления зависит от этой заповеди. В какой-то мере эта заповедь универсальна. Мы все дети, мы все подвластны кому-то, поэтому нам всем нужно слушать внимательно.

К заповеди прилагается обещание. Вторая причина – к этой заповеди прилагается обещание. Исполняющий заповедь поступает мудро, ибо сможет наслаждаться обещанными благословениями. Соответственно, глупо и безрассудно было бы отказаться от исполнения данной заповеди и потерять возможность получить обещанное. Когда Павел обращается к детям в Ефесе, он напоминает им о Божьих обещаниях за послушание: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф. 6:1-3). Бог обещает долголетие и хорошую жизнь тем, кто соблюдает эту заповедь. Ему приятно, когда мы послушны, поэтому Он изливает на нас Свои благословения (Кол. 3:20). О природе этих благословений мы поговорим очень скоро.

Бог отводит этой заповеди особое место. Есть еще и третья причина понимать и исполнять пятую заповедь: Бог отводит этой заповеди особое место. Верующие люди давно уже поделили десять заповедей на две группы, две таблицы. В первой описываются наши обязательства перед Богом, во второй – наши обязательства перед другими людьми. Пятая же заповедь каким-то образом попадает в обе группы, напоминая нам о том, что родители играют уникальную роль в жизни людей. Наши родители являются божественными представителями, чтобы чтя и подчиняясь родителям мы таким образом чтили и подчинялись Самому Богу. Нет подчинения и любви к Богу без подчинения и любви к родителям. Если мы убираем пятую заповедь, мы разрушаем все десять, впадая в серьезное, опасное непослушание.

Мы все – дети, нам нужно стремиться к Божьим благословениям и уделять особое внимание особой Божьей заповеди. И именно поэтому мы больше не можем игнорировать эту забытую заповедь.

Подписывайтесь:

Слово предостережения

Перед тем, как завершить эту первую статью из цикла, я бы хотел предупредить. Внутри каждого человека есть скрытый механизм, который срабатывает каждый раз, когда мы слышим какую-нибудь заповедь: мы немедленно начинаем искать исключение из правила. «Но вы не знаете моих родителей». «Но я не знаю моих родителей». «Но мои родители от меня отказались». «Мои родители били меня» . Об исключениях мы тоже поговорим, мы увидим, что «почитание родителей» принимает разные формы и адаптируется к различным ситуациям. Но прежде чем говорить об исключениях, требуется усвоить сами принципы. Мы обсудим, как поступать в ситуациях, когда родители проявляли насилие к детям, когда взаимоотношения были особенно трудны. Мы не будем оправдывать то, что не имеет оправдания. Но перед началом разговора нам нужно понять и принять, что в пятой заповеди нет никаких условий «если». Мы должны почитать наших родителей. Всех, без исключения.

Заключение

Разрешите мне закончить эту статью анонсом того, что последует далее. В следующий раз мы поговорим о том, что почитание и послушание – это простейшие способы исполнять пятую заповедь. Затем мы обсудим роль культуры (например, культуры честь/стыд или виновность/невиновность) в понимании и подчинении заповеди. Мы поразмышляем о роли родителя в «достойности почитания» и разберем случаи насилия, пренебрежения или отказа от детей, когда почитание кажется трудным, а подчинение было бы грехом. И в самом конце мы поговорим о практических способах почтить Бога через почитание наших родителей.

Почитание родителей в православии

Почитание родителей - это первая обязанность детей. Еще в дохристианские времена у всех народов незыблемым правилом было то, что младшие всегда почитали и уважали старших. В особенности дети своих родителей.

Почитание родителей требует, прежде всего, сама природа: ведь благодаря родителям мы призваны к жизни. И уже за одно это должны ценить мать и отца. И не только за это. Родители воспитали нас, дали образование, ухаживали, зорко смотрели за каждым шагом, помогали, когда мы имели нужду в посторонней помощи. Перенесли в своем сердце величайшие скорби, трудности, болезни, неудачи. И, конечно, все это учит детей чтить, уважать своих родителей.

В Священном Писании можно найти множество примеров любви родителей к своим детям. И даже пороки детей, неверные их поступки материнская и отцовская любовь может простить их. Поэтому дети должны помнить это и стараться быть благодарными своим родителям. Тяжко оскорбил Авессалом своего отца, царя и пророка Давида, восстав против него со своими негодными подданными. Но послушайте, что Давид говорит своим военачальникам: сберегите мне отрока Авессалома (2 Цар. 18, 5), а когда Авессалом погиб, Давид глубоко скорбел, плакал, рыдал и говорил: «сын мой, сын мой Авессалом! о, кто дал бы мне умереть вместо тебя... (2 Цар. 18, 33). Припомним и из новозаветной истории, какой душевной скорби исполнено обращение хананеянки к Спасителю: «помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется» (Мф. 15, 22). Дочь страдает, но мать вдвойне страдает. Поэтому она говорит: помилуй меня, Господи! Вот такова нежная любовь родителей по отношению к своим детям. И дети этого забывать не должны. На эту любовь родительскую дети также должны отвечать взаимною, нежною любовью к ним.

«Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле», говорится в пятой Заповеди Божьей (Исх. 20, 12). Примечательно, что эта заповедь следует непосредственно сразу после заповедей о любви к Богу. Потом уже идут: «Не убий», «Не укради» и все остальные. Уже из этого можно заключить, какое значение придает Сам Господь Бог исполнению Его воли о почитании родителей. Кроме того, эта заповедь уникальна и еще по одной причине: она единственная, в которой Господь нечто обещает человеку, а именно великую награду за исполнение этой заповеди уже в нынешней жизни. Вдумайтесь: «да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле». Время нашей земной жизни и благополучие человека непосредственно связаны с исполнением заповеди о почитании родителей. И еще сказано: злословящий отца или мать смертью да умрет (Мф. 15, 4). И множество есть таких примеров, когда родительское благословение низводило благодать на души своих детей. И наоборот - проклятие родительское подвергало ужасным страданиям, мучениям детей непокорных.

Святитель Николай Сербский пишет, что почитание родителей означает то, что: «прежде того, как ты узнал что-либо о Господе Боге, знали об этом твои родители. И этого довольно, чтобы им поклониться и воздать хвалу и почитание. Поклонись же и почтительно поблагодари всякого, кто прежде тебя познал Высшее Добро на этом свете». В подтверждение своей мысли он приводит пример: «Один богатый юноша-индиец путешествовал со своей свитой через долину Гиндукуша. В долине ему встретился старец, пасущий коз. Нищий старец в знак почтения склонил голову и низко поклонился богатому юноше. Юноша же, быстро соскочив со своего слона, распростерся перед старцем на земле. Удивился старец такому поступку юноши, удивились и все его слуги. Юноша же сказал так: «Кланяюсь твоим очам, которые прежде моих увидели этот свет, дело рук Всевышнего, кланяюсь твоим устам, которые прежде моих произнесли Его святое имя, и кланяюсь твоему сердцу, которое прежде моего затрепетало от радостного открытия Отца всех людей на земле - Царя Небесного и Господа всяческих.»

Как же правильно почитать отца и мать? Конечно же, в первую очередь любить их, быть им искренне благодарными, слушаться их во всем, что не противоречит воле Божией, не судить их поступки, быть терпеливыми к их немощам, заботиться о них до самой их смерти, а по отшествии их из этого мира, усердно молиться об их упокоении. Все это - наш святой долг перед Богом, перед самими родителями, перед нашими детьми, которые воспитываются, в первую очередь, не на словах, а на наших поступках. И, несомненно, долг перед самими собой, если мы хотим себе благо в жизни, как и сказано в заповеди.

«День и ночь упражняйся, сыне, почитать мать свою, ибо так научишься почитанию всех других матерей на земле, - говорит Святитель Николай Сербский. - Воистину, дети, неправильно почитать только своих отца и мать, а других отцов и матерей не замечать. Ваше почитание своих родителей необходимо для вас как школа уважения всех людей и всех женщин, которые в муках рожают и в трудах и страданиях воспитывают своих детей. Запомните это и живите по этой заповеди, чтобы Бог вас благословил на земле.»

Да, всегда надо помнить свои обязанности по отношению к родителям. Святитель Тихон Задонский по этому поводу говорит:
«Всегда воздавай должное родившим тебя, и тебе за это будет великое благо. Помни, что родители - это величайшие твои благодетели. Вспомни все их скорби, труды, переживания, которые они подъяли при твоем воспитании. И, памятуя это, всегда достойно их за это благодари. Не оскорбляй их, оказывай им во всем послушание. Но это послушание должно быть разумным. Послушание должно быть согласно со словом Божиим и не противоречащим воле Божией. Ничего без совета и благословения родителей не делай и не предпринимай. Если родители тебя и наказывают, если это наказание ты считаешь справедливым, действительно ты виноват, то с кротостью перенеси это наказание. Потому что родители наказывают тебя с благой целью, чтобы тебя исправить, чтобы ты был добрее. Если ты считаешь, что это наказание несправедливое, ты не виноват, то скажи им об этом, потому что ты их чадо. Не оставляй своих родителей в нужде, помогай им, в особенности в их старости. Если и заметишь какие-либо немощи, слабости своих родителей, то убойся осуждать их, тем паче разглашать об этом другим. Не подражай Хаму - сыну Ноеву, который, увидев наготу отца своего, оповестил о том братьев. А если в чем-либо ты оскорбишь своих родителей, то непременно быстрее проси у них прощения. Слово Божие нам повелевает просить прощение у каждого ближнего, оскорбленного нами, тем паче - у своих родителей, которых мы должны любить и почитать более других людей».

Дети, непочтительно относящиеся к своим родителям, лишаются благословения Божьего. Они лишаются милости Божьей. Священное Писание, многочисленные примеры из нашей жизни учат нас, как мы должны относиться к своим родителям. Ведь родители в раннем нашем детстве как бы заменяли нам собою Бога. Всякая власть основана на власти Божией, утверждена Господом. Тем более, родительская власть утверждена Господом. Поэтому Господь исполняет волю родителей в этом случае. Будем и в своей жизни стараться эту заповедь Божию исполнять.












Copyright © 2015 Любовь безусловная

Библейский взгляд на почитание родителей
Библейский взгляд на почитание родителей. http://сайт/publ/ljubov/k_roditeljam/p/12-1-0-373

Библейский взгляд на почитание

Хванг Сан Хо

Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость.
Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием.
Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.
Еф. 6, 1-3

Христианство требует от верующих в первую очередь почитание Бога, а затем почитание отца и матери.
Слово «почитание» заключает в се6бе четыре смысла: бояться, хорошо относиться, уважать и воздавать честь.
Но нынешний век спесив и надменен, горд и переполнен непочтительностью. Сегодня мы отказываемся почитать не только Бога, но даже собственных родителей, наставников и пасторов.

Дорогие братья и сестры! Если до сих пор мы относились к родителям пренебрежительно, грубо и неблагодарно, то, прослушав данную проповедь, давайте покаемся в содеянных прегрешениях и изменим наше отношение.

Дорогие верующие! Давайте приступим к анализу основного текста. Прежде всего, он учит нас тому, что почтение к отцу и матери должно быть богоцентричным. В первом тексте сказано: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе». Во Второзаконии 5, 16 сказано: «Почитай отца твоего и матерь твою».

Последователи буддизма и конфуцианства, а также мирские люди утверждают почтение к плотской части человека и к усопшим родителям. В большинстве случаев такое почтение приводит к идолопоклонству и суеверию. Заповедь заключается не в слепом повиновении, характерном для раба. Обратите внимание, если в первом стихе основного текста сказано «повинуйтесь», то во втором «почитай». Таким образом, почитание выше повиновения. В свое время Лютер сказал: «Мы должны превозносить своих родителей, но после Бога». В знак признательности за Божью благодать мы должны почитать Бога. Мы должны почитать родителей за их благодеяния.

Дорогие верующие! Почитание родителей является обязанностью детей. Из первого стиха следует: «Ибо сего требует справедливость». Другими словами, дети обязаны повиноваться родителям. Мы обязаны их почитать, потому что они произвели нас на белый свет, воспитали нас и дали нам всё необходимое для этой жизни. А Бога мы обязаны почитать, потому что Он возродил, усыновил и возлюбил нас. Наш Бог – Отец нашего духа. Для нас Бог является духовными родителями.

Дорогие братья и сестры! Не следует нам забывать, что почитание родителей угодно Богу.
В 1 Тим. 5, 4 Павел призывает нас «воздавать должное родителям: ибо сие угодно Богу».
Мы знаем, что Богу угодны наши восхваления, молитвы, материальные пожертвования, мученическая смерть и почитание родителей. Это – жертвы, угодные Богу.
Почитание родителей является первой ступенькой лестницы, ведущей нас к почитанию Бога. Человек, не почитающий своих родителей, не может любить и почитать Бога, Которого не видит. Поэтому почитание родителей является знаком или символом почитания Бога. Любовь и почитание к невидимому Богу не деле может проявляться только в любви к нашим родителям.

Через четыре заповеди, высеченные на первой скрижали, Бог учит нас почитанию и любви к Нему. Мы должны любить Бога всем сердцем, всей душой и всеми силами. Остальные шесть заповедей указывают нам, как мы, испытывая страх к Богу, должны обращаться с ближними своими. Мы должны любить ближних, как самих себя. Самыми ближними для нас являются наши родители. Поэтому мы обязаны любить их, как самих себя. Другими словами, о родителях мы должны заботиться так, как мы заботимся о себе. При этом мы обязаны заботиться не только об их плоти, но и об их душах.

Дорогие братья и сестры! Мы обязаны почитать своих родителей из признательности за их благодеяния. Благодать, которую Господь изливает на детей Своих, и благодеяния, которые совершали наши родители по отношению к детям, нельзя описать никакими словами и измерить никакими мерниками. На протяжении всей жизни дети не смогут отплатить им за то добро, которое они сделали для нас.

Библия учит нас, как мы должны почитать родителей. Мне бы хотелось подчеркнуть совершенный пример сыновней любви, которую показал Сам Иисус Христос. На протяжении тридцати лет Иисус Своим повседневным трудом разделял семейные тяготы. Завершив земное служение, умирая на кресте, в предсмертных муках Иисус не забывал о Своей матери и поручил ее своему любимому ученику Иоанну. Иоанн сразу же взял Марию в свой дом и с того времени нежно заботился о ней.

Дорогие верующие! Здесь стоит вспомнить женщину-моавитянку по имени Руфь, которая несмотря на все уговоры своей свекрови Ноеминь возвратиться в родительский дом, решила остаться с престарелой вдовой, чтобы быть для нее поддержкой и утешением.

Дети! Доставляйте как можно больше радости своим родителям. В Прит. 23, 25 сказано: «Да веселится отец твой и да торжествует мать твоя, родившая тебя».

Законы Хамураппи гласили так: «Тому, кто избивает и поднимает руку на родителей, отсекайте руку. Блудного сына лишайте права наследования!»

Дорогие верующие! Сколько раз вы вбивали гвоздь в сердца своих родителей? Сколько раз вы вынуждали их обливаться кровавыми слезами? Сколько раз вы пренебрегли их вниманием и унижали их? Сколько раз вы вызывали у них головную боль и лишали их сна? Наверное. Несчетное количество.
В Прит. 23, 22 сказано: «…не пренебрегай матери твоей, когда она и состареет».
В Прит. 15, 20 сказано: «…глупый человек пренебрегает мать свою».
В Прит. 12, 1 сказано: «…кто ненавидит обличение, тот невежда».

Говорят, что белый аист – необычная птица. В старости, когда птица-мама становится беспомощной, детеныш не покидает ее. Он приносит в клюве пищу и кормит ее.

Дорогие верующие! Порой мы ведем себя хуже этих птиц. Мы никак не реагируем, когда заболевают наши родители. Но стоит заболеть нашим детям, мы не жалеем никаких средств и бросаемся в поисках лучших клиник и врачей. Мы быстро забываем материнскую любовь, которая на протяжении несколько десятилетий обогревала нас. Но зато как мы радуемся сиюминутному вниманию, проявленному нам со стороны своих сыновей.

Отправив по почте определенную сумму денег родителям, многие дети успокаивают себя мыслью: «Я свой сыновний долг исполнил!» Сегодня дети категорически отказываются принимать какие-либо советы, наставления и обличения своих родителей, объясняя это разницей поколений.

Дорогие братья и сестры! Самым высшим почтением является забота о родительских душах. Ведь служить родителям, обеспечивать их деньгами, заботиться об их здоровье, внешнем виде и отправлять их в путешествия могут и неверующие. Их позиция по отношению к родителям такова: «Живите хорошо на этой земле, а затем благополучно отправляйтесь в ад!» Их никак не волнует проблема родительской души. Их не интересует, веруют ли родители в Бога или не5т. Живут ли они благочестивой жизнью или нет? Если есть среди вас такие, то покайтесь!!! Если мы не молимся ради своих родителей, не переживаем за их души, не вразумляем их верой и не беспокоимся о том, где они будут пребывать после смерти, то имеем ли мы право называться детьми, почитающими своих родителей?

Библия показывает нам, к чему приводит непослушание детей, которые проявили непокорность родителям. «Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольние, и сожрут птенцы орлиные» (Прит. 30, 17). «Кто ударит отца своего или мать свою, того должно предать смерти» (Исх. 21, 15).

В качестве примера можно упомянуть Авессалома и сыновей священника Илии: Офни и Финееса.
Библия рассматривает непокорность родителям как тягчайший грех и считает ее страшнее убийства, блудодеяния и воровства.

Дорогие верующие! Чтобы показать нам, насколько покорность угодна Богу, к этой заповеди добавлено обетование. Суть обетования сводится к следующему: тем, кто «повинуется своим родителям, будет благо и будут они долголетни на земле». Под благом здесь подразумеваются земные и духовные благословения…

Во Втор. 5, 16 сказано: «…чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на земле». Долголетие, не сопровожденное благословением, является проклятием.
В Прит. 1, 8-9 сказано: «Слушай, сын мой, наставление отца твоего… потому что это – прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей».

Дети! Не предавайте забвению благодеяния своих родителей! Не смейте роптать на родителей, срывать на них свой гнев и пренебрегать ими!

У наших родителей могут какие-то недостатки и пороки. Нельзя упускать из виду и то, что между детьми и родителями существует разница в возрасте и мышлении. Но, невзирая ни на что, мы обязаны повиноваться родителям.

Порой мы кичимся полученным образованием и говорим родителям: «Ты – невежда!» Но я вас хочу спросить: «А благодаря кому вы накопили весь интеллектуальный и практический опыт? Благодаря кому вы стали верить в Бога?!»

Дорогие братья и сестры! Если вы не раз наносили душевные травмы родителям, если вы когда-нибудь отвергали их, если вы много раз были причиной материнских слез, если вы когда-нибудь обманывали их, если вы ни разу не свидетельствовали им и не заботились об их душах, то давайте во всем покаемся сейчас!
Аминь.