«я хочу любить и больше не бояться»: истории лгбт-подростков. «бумага. «в семье тому, что я гей, просто не поверили»: истории российских лгбт-подростков

12 июня в галерее Red Square на Электрозаводе должна была открыться фотовыставка «Будь собой: Истории ЛГБТ-подростков». После того как арендатора пространства вызвали на допрос в УВД, о запланированной площадке пришлось забыть, но организаторы решили во что бы то ни стало провести выставку и использовали для этого стенды на Гоголевском бульваре. Мы решили также представить фотопроект на нашем сайте.

Как появилась идея сделать выставку? То есть практика анонимных признаний ЛГБТ-подростков уже не так нова, этим занимается, например, группа «Дети-404». Почему вы решили посвятить этому фотопроект?

Мария Гельман, организатор: Изначально планировалось провести выставку, посвящённую ЛГБТ-подросткам, 1 июня, в День защиты детей. Таким образом хотелось напомнить о тех детях, которых не существует ни для депутатов, ни для социальных работников и о которых не принято говорить в обществе. Государственная политика направлена на стимулирование гомофобных настроений. От этого страдают и подростки. Они не находятся в безопасности. Дома, в школе, в обществе. В 2013 году приняли «Закон о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних». С этого момента вне закона стали горячие линии помощи ЛГБТ-подросткам, помощь психологов и любая общественная дискуссия о проблемах гомосексуалов.

«Дети-404» - это группа для самих подростков, группа помощи и взаимопомощи, это очень важно. Наш фотопроект - попытка вынести эти истории из виртуального пространства с помощью фотографии. Для этого проводилась фотовыставка, чтобы в реальном времени обсудить увиденные истории и тем самым начать общественную дискуссию. Она только усилилась при перенесении выставки на бульвар. Это было политическое высказывание, акт интервенции в пространство города.

Фотопроект обращён не просто к другим таким же подросткам, а ко всему обществу. Мы хотели дать возможность ребятам рассказать о своих проблемах, желаниях и мечтах, показать их всем.

Выставить проект на Гоголевском бульваре было смелой идеей. Как реагировали прохожие? Быстро его свернули?

После двух сорванных полицией открытий нашей выставки было решено: если они не дают нам провести выставку в галерее, мы сделаем весь город нашей галереей. Это было вынужденное решение организаторов, которое связано с давлением со стороны властей.

Выставка продлилась около четырёх часов, люди оживлённо реагировали, обсуждали, интересовались и фотографировались. Всё было мирно и спокойно. Одна женщина, проходя мимо, выразила благодарность и сказала, что это очень интересный фотопроект. Через четыре часа «православный» активист на роликах вызвал полицейских, и они забрали все фотографии.

НАСТЯ, 14 ЛЕТ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

«Меня часто называют глупой, шлюхой или вообще „девочкой, идущей против природы“.

На сегодняшний день всё хорошо, так как я гуляю в компании и с гетеро вообще не контактирую.

Мечтаю, что когда-нибудь все мы сможем рассказать о своей ориентации и никто не будет нас за это судить».


Кит, 17 лет, Санкт-Петербург

«В семье довольно патриархальных взглядов в то, что я гей, просто не поверили. Вот так мы и зависли в положении мирного нейтралитета: никто не начинает об этом разговор, все молчат и делают вид, что ничего не происходит.

С учителями сложнее - они в большинстве своём закалены огнём красной революции, и убеждать их в чём либо я не берусь и не собираюсь - не их дело в конечном итоге. Не раз слышал что-то вроде „Вот ты не мужчина“ или „Я знаю, что предмет ты знаешь, но как человек ты мне не нравишься“.

Каким трогательным было то время, когда ты был просто малышом, когда мир был такой добрый, сказочный и каждый день встречал тебя бурей новых эмоций и открытий; когда не было в нашей жизни ненависти. Увы, всё меняется - мы растём, и всё сложнее становится сопротивляться стене непонимания и слепой би-/гомо-/трансфобии».


Софья, 17 лет, Санкт-Петербург

«Замечала, что папа подозревает - иногда он странно шутил, задавал наводящие вопросы, но меня мало что выдаёт. Как-то попросил посмотреть мою страницу во „ВКонтакте“ - как же я испугалась! Заставила подругу зайти и всё поудалять.

Папа начал заливать про парней, которых я якобы водила бы к нему домой, и, не в силах это слушать, я коротко отрезала: „Парни меня не интересуют“. И выдала историю своей на тот момент влюблённости в одну замечательную девушку. Папа замолк. Вы не представляете, как надолго затянулось молчание с его стороны. Всё перебила его жена, начав говорить, что чувства - это прекрасно, какими бы они ни были. Мы ехали и молчали. Выйдя из машины, папа подошёл, обнял меня и сказал только одно: „Ты моя дочь, и я буду любить тебя всегда, несмотря не на что“, а я расплакалась.

Мне невероятно повезло с родителями. Очень жаль, что не все дети с нетрадиционной сексуальной ориентацией могут этим похвастаться. Эти люди понимают и уважают меня, ценят и любят. И огромное им спасибо за это. После мы с папой говорили на эту тему лишь раз, он на самом деле ещё постоянно говорит про то, каким должен быть мой муж и всё в этом роде, но я считаю, это нормально.

Как-то раз моя девушка забирала меня с учёбы, и при встрече мы поцеловались. Некие барышни это увидели, и на следующий день прямо во время урока прозвучал заветный вопрос - ну а мне нечего скрывать, я не боюсь этого и не стесняюсь. Все стали бурно это обсуждать, говорить глупости, обвинять меня. А я сказала только одно: „Пока я вас не трогаю, это вас не касается“».


Матвей, 14 лет, Санкт-Петербург

«Мама сказала, что примет меня любым и что любит меня. Но где-то через две недели прошерстила всю мою комнату в качестве уборки, а, найдя листовки со дня молчания, выкинула, порвав их перед этим.

Некоторые приняли меня таким, какой я есть. Другие до сих пор пытаются меня поменять и не понимают, что я - это просто я, тот же самый парень.

Есть люди, которые меня поддерживают и любят, за что я им благодарен. Мечтаю, чтобы все были равны между собой и чтобы никто никого не дискриминировал».


Ева Пьерова-Ленская, 18 лет, Москва

«Встреча лицом к лицу с обществом, которое не то что не признаёт меня, но и старательно пытается сделать вид, что меня вообще не существует, поражает.

Я просто мечтаю быть собой, ничего не скрывая и ничего не опасаясь, в стране, которую я люблю.

Когда мне было 13 лет, я влюбилась. В то время я не задумывалась о поле и возрасте человека, для меня это никогда не имело значения».


Антон Тёмный, 16 лет, Москва

«В один прекрасный день я рассказал друзьям о своей ориентации. Меня побили и сказали, что я ошибка этого мира. Я замкнулся в себе и в то лето ни разу не вышел из дома. В первый месяц я просто резал свои руки. Заживало - снова резал. Пока на них не осталось живого места.

Своей подруги детства я лишился, так как она по нелепой ошибке судьбы умерла. Понял, что я более не хочу жить без неё... Я раздобыл таблетки, алкоголь и умер ровно на семь минут. Проснулся в реанимации.

Мои родители никак не могут принять то, что я не натурал. Мне наплевать, я понимаю, что это не столь важно, главное - оставаться самим собой».


Аким, 15 лет, Санкт-Петербург

«Понял, что меня привлекают мальчики, ещё в детстве, года в три-четыре. Я этого не боялся и считал это нормальным. Потом я понял, что это не очень хорошо, и перестал общаться с мальчиками - чтобы они не заметили, что я не просто так с ними общаюсь.

Каминг-аута не было: знакомая рассказала всей школе о моей ориентации. Реакция окружающих была негативная, ситуация на сегодня не изменилась».


Галина, 17 лет, Санкт-Петербург

«У меня много друзей и приятелей, которые готовы встать за меня горой и даже пойти со мной на ЛГБТ-митинг, зная, какая общественная реакция их может ожидать. Однако два года назад произошло событие, которое дало мне ясно понять: не всё так безоблачно. Мой каминг-аут перерос в аутинг. В течение примерно получаса в присутствии учителя мне пришлось выслушать ряд оскорбительных высказываний в свой адрес».

Предупреждение 18+. Статья содержит материалы, не предназначенные для просмотра несовершеннолетними.

Люди далеко не всегда принимают тех, кто одновременно относится к ЛГБТ-сообществу и является членом христианской церкви. Но выбора между любовью к Господу и самим собой вообще не должно происходить. Эшли Ригден (Ashleigh Rigden) погружается в мир ЛГБТ-христиан.

Сидя в на диване, Джеймс трясся от ярости, пока истерически рыдающие родители спрашивали у него, сколько раз он спал с мужчинами и почему он решил стать таким и изменит ли он это. Если бы кто-то узнал об этом, его отца перестали бы принимать всерьез как пастора в церкви, потому что гомосексуальность считается грехом.

Джеймс — с детства член церкви адвентистов седьмого дня. В этой христианской конфессии есть очень строгие правила — например, не праздновать Рождество и не есть «нечистое мясо», то есть свинину или моллюсков. Но прежде всего, однополые отношения совершенно выходят за рамки дозволенного этой религией.

Недавнее исследование показало, что 6 из 10 христиан верят, что гомосексуальность неправильна всегда или почти всегда. Некоторые христианские группы могут быть более принимающими, чем другие. Джеймс знает истории ЛГБТ-людей в своей церкви, и из-за этого ему все сложнее оправдывать свою веру. Он говорит: «Они думают, что это выбор, и они говорят, что это отвратительно, и что мы попадем в ад, и что вопрос в том, зачем нам это делать. И такие разговоры окружали меня, пока я рос».

Каждую субботу проводятся службы для молодых членов общины, и они дискутируют о гипотетических ситуациях, включая те, с которыми они не согласны. Джеймс объяснил: «Они говорили о сексуальности, о том, как две женщины в нашей церкви жили вместе, и они обсуждали, как бы поступили в этой ситуации.

И они говорили так — зачем бы им это делать, это неправильно, и если они не понимают, что это неправильно, то мы ничем не можем помочь». Обычно традиционные взгляды ассоциируются со страшим поколением, но это не всегда так. Даже чаще эти ценности разделяются молодыми людьми. Джеймс сказал: «Когда они переходят в новую религию, они из кожи вон лезут. Как раз они и хотят делать все как надо, соблюдать все правила. Они ко всему относятся предельно серьезно.»

Во многих строгих христианских общинах, детям и подросткам не рассказывают о вопросах сексуальности. Они могут прочесть об этом где-то еще или увидеть по телевизору. «Я не знал, как это называется. Я рос, и меня все больше привлекали парни, и я не знал, что происходит, потому что никто не говорил об этом со мной», — признался он.

Камин-аут перед родителями — всегда важный и сложный момент, который многие ЛГБТ-люди никогда не забудут. Он может построить отношения с семьей или разрушить их. Однажды вечером Джеймс проговорился, что он гей. Давление, которое он чувствовал из-за необходимости скрывать свою идентичность, рвало его в клочья. Он признался: «Я сделал камин-аут перед родителями случайно, потому что сказал им, что хочу съехать и жить с другом. Они поняли, что это мальчик, и начали давить на меня и спрашивать, почему на самом деле я хочу съехать от них». Тогда он признался, что «испытывает гомосексуальные мысли», на что его отец хмыкнул и сказал: «Ну он хотя бы признал это.»

Джеймс глубоко вздохнул и продолжил свой рассказ: «Моя мама начала спрашивать, был ли у меня секс, сколько раз, сколько лет им было. Я сказал ей, что у меня был секс с одним человеком, и это было ложью. Тогда она спросила, соврал ли я, и я сказал, что да, у меня было двое. И это все еще было неправдой. Тогда она спросила — у тебя был секс с двумя одновременно? Она подумала, что раз я гей, то я участвовал в абсолютно любых вариантах секса, какие только есть в мире.» Камин-аут Джеймса закончился тем, что он сказал родителям, что изменится. Они все еще верят в это. Он признает, что ему стало их жалко. Они истерически рыдали над чем-то, с чем на самом деле ничего нельзя поделать.

Несмотря на обещание родителям, сейчас Джеймс встречается с парнем. Он объяснил: «Теперь они знают, и я сказал им, что меняюсь. Может быть, однажды, когда они увидят моего парня, я скажу им, что у меня не получилось.»

Его мать, тем не менее, очень четко дала понять, что она думает об ориентации Джеймса. Он смеется: «Однажды мама сказала, что если я приведу домой парня, она спросит его, хочет ли он чаю. Потом она принесла бы ему чай и вылила бы ему на колени — «случайно», чтобы его позлить.»

Часто религиозные группы обвиняют людей в том, что они стали частью ЛГБТ-сообщества. Многие христиане верят, что через гомосексуальность проявляется вытесненная детская травма. Джеймс прошел через такие разговоры: «Многие христиане пытаются найти причину, почему ты такой. Например, они думают, что отца не было рядом, или семья была насильственная — и, увы, в моем случае и то, и другое вполне правдиво. У меня было насильственное детство, а отец не всегда был рядом, но я не верю, что это сделало меня геем. Да, это случилось, но это не сделало меня тем, кто я есть».

Некоторые люди рождаются в неподходящем для них теле, так что когда они делают трансгендерный переход и могут быть самими собой, они наконец-то освобождаются. Но этих людей нечасто принимают в христианских церквях, точно так же как и семьям таких людей требуется время, чтобы принять трансгендерных родственников. Исследование, проведенное МВД Великобритании, показало, что 70% трансгендеров не вовлечены в общественную и/или политическую жизнь. Вот история трансгендерной женщины Анны-Джейн.

Анна-Джейн была членом трех разных церквей за несколько последних десятилетий. Она начинала в Евангелической церкви, которая “расшумелась на тему того, что они меня принимают, когда я сделала камин-аут.» В результате, рассказывает она «священников поувольняли, и новое руководство попросило меня уйти. Они нашли мне англиканскую церковь неподалеку.»

С тех пор, как Анна-Джейн совершила камин-аут, она выступала на конференциях и рассказывала свою историю и давала советы людям, оказавшимся в схожей ситуации. Она объяснила: «Очень легко прожить жизнь, пытаясь заслужить одобрение людей, хотя на самом деле все, что мы можем делать — делать как лучше.»

Траснгендерный камин-аут перед родителями может иметь свои последствия, и об это Анна-Джейн тоже, к сожалению, знает все. Она вспомнила, как это произошло: «Мои родители переехали, не сказав мне, а я в это время разводилась Я тоже переехала, и это не было моим выбором.

Я нашла новый дом, сделала переход и получила последнюю открытку на Рождество от моих родителей. Они послали ее на мое предыдущее имя, и это было ужасно.» Она попыталась связаться с родителями после того, как старый сосед рассказал ей, куда они переехали. Она вспоминала: «Я позвонила папе, хотя до того шесть лет никак не проявлялась, и я сказала, что люблю его несмотря ни на что, а он бросил трубку.»

50 интересных и занимательных фактов из истории ЛГБТ.

1. Самое древнее порно в мире, созданное более 3000 лет назад, изображает как гетеросексуальные, так и однополые (и женщина-женщина, и мужчина-мужчина) пары.

2. Старейший из известных нам комплиментов, сказанных для соблазнения объекта страсти, по-видимому, был произнесен мужчиной в адрес другого мужчины. Мифологический сюжет эпохи 20 династии Древнего Египта рассказывает о том, как Гор и Сет в течение 80 лет спорили о том, кто должен править. Сет убеждал Гора переспать с ним, сказав: “Как прекрасны твои ягодицы! Как мускулисты твои бёдра!”. После этого они занялись сексом.

3. В Египте двое смотрителей королевского маникюра Хнумхотеп и Нианххнум были найдены похороненными вместе в общей гробнице, подобной тем, в которых часто хоронили супругов. Посвященная им надпись гласит: “Вместе в жизни и вместе в смерти”. Они жили в 25 веке до н.э. и считаются самой древней зарегистрированной однополой парой.

4. Некоторые известные гомосексуальные и бисексуальные исторические личности превращали своих любовников в богов. Александр Великий хотел сделать своего любовника Гефестиона богом после смерти последнего, но ему позволили назвать его лишь божественным героем. Римский император Адриан, в честь которого назван Адрианов вал, был успешнее Александра Великого в этом вопросе, сделав своего любовника Антиноя богом, после того как юноша утонул в Ниле.

5. Церковь освящала однополые браки в эпоху так называемых Темных веков. Один из примеров – Византийский император Василий I (867-886) и его партнер Джон.

6. В мифе о творении, рассказанном Аристофаном, говорится о трех полах: существа с 2 мужскими головами, которые происходили от солнца, существа с 2 женскими головами, которые происходили от земли, и существа с мужской и женской головой, которые происходили от луны. Недовольный ими, Зевс разделил их на 2 части. С того самого дня, как говорит история, мы ищем свою половинку, чтобы снова соединиться в единое целое. Этот сюжет рассказывает о происхождении любви.

7. Гермес представляет гармонию мужского и женского начал. Согласно мифам, Гермес был отцом Гермафродита, который имел как женские, так и мужские половые органы.

8. Древние греки не верили в гомосексуальность и гетеросексуальность, но говорили об активном и пассивном начале. Наиболее распространенной формой однополых отношений были отношения между более страшим мужчиной (эрастес – любящий), который выступал в качестве наставника и любовника, и юношей (эроменос – любимый). Древние греки считали, что сперма является источником знаний, которые можно было принять в себя.

9. Существовал отряд из 150 пар воинов-геев из Фив, которые победили спартанскую армию, оставаясь непобедимыми в течение 30 лет.

10. В древнем Китае гомосексуальность передавалась словами “отрезанный рукав” или “удовольствия от надкушенного персика”.

11. До конца 1400-х годов слово “girl” (современное “девушка”) обозначало просто ребенка любого пола. Если нужно было обозначить разницу между мальчиком и девочкой, про мальчиков говорили “knave girls” (девочки-валеты), а про девочек – “gay girls” (девочки-геи).

12. Слово “drag” (женская одежда, надеваемая трансвеститами), по-видимому, является акронимом, режиссерским указанием, придуманным Шекспиром, означавшим для его современников “Dressed Resembling A Girl” (Одетый, напоминая девушку).

13. Суд в Вирджинии в 1629 году впервые зафиксировал гендерную неоднозначность среди американских колонистов. Слуга по имени Томас(ина) Холл был официально провозглашен губернатором одновременно “мужчиной и женщиной”. Чтобы никого не смущать, Холл был обязан носить каждый день предметы одежды обоих полов.

14. В начале 17 века в Лондоне существовал гей-бордель. На том же самом месте сейчас находится Букингемский дворец.

15. Николас Бидл, один из первых исследователей Америки, узнал в 1806 году, что среди индейского племени минитариев было принято отправлять мальчиков, которые демонстрировали симптомы изнеженности и девичье поведение, к девочкам, их воспитывали вместе с девочками, одевали, как девочек, и иногда выдавали замуж.

16. В Уганде был король-гей. Известно, что король Мванга II, правивший с 1884 по 1888 год, имел связи со своими слугами-мужчинами.

17. В 19 веке словом “gay” называли женщин-проституток, а мужчина-гей – это мужчина, который переспал со множеством женщин.

18. Гомосексуальные мужчины в Лондоне 1900-х годов создали целый сленговый язык, чтобы общаться в общественных местах без опасения быть арестованными, – полари (Polari). Некоторые из слов полари дожили до наших дней, например: “naff” (безвкусный, дрянной (об одежде, стиле, произведении искусства)), “TBH” – “to be honest” (быть честным) или “to be had” (поиметь) и “tjuz” (прихорашиваться).

19. “Кармилла” (Carmilla) – история о вампире-лесбиянке, которая охотилась на молодых женщин, появилась на 25 лет раньше “Дракулы”.

20. Вероятно, в США уже был президент-гей – Джеймс Бьюкенен. Он сожительствовал в течение 10 лет с будущим вице-президентом Уильямом Руфусом Кингом. Президент Эндою Джексон называл Бьюкенена “Мисс Нэнси” и “Тетушка Фэнси”.

21. Современное использование слова “gay” происходит от слова “gaycat”, сленгового слова в среде бродяг, обозначавшего мальчика, сопровождавшего более старого, более опытного бродягу, подразумевая сексуальные услуги в обмен на покровительство.

22. Хотя монокли и вышли из употребления, но они были сильно распространены в кругу “стильных лесбиянок в начале 20 века”.

23. Первой знаменитостью, совершившей камин-аут, стал Билли Хейнс, который “вышел из шкафа” в 1933 году.

24. Старейшая из существующих в мире ЛГБТ-организаций – нидерландский “Центр культуры и досуга” (Center for Culture and Leisure (COC)), основанный в 1946 году и использовавший маскирующее название, скрывавшее запрещенные тогда цели.

25. Гомосексуалы – жертвы Холокоста, носившие обращенный к низу розовый треугольник, остались преступниками даже после освобождения из концентрационных лагерей. Часто их снова отправляли в тюрьму отбывать их наказание.

26. Менса (крупнейшая, старейшая и самая известная организация для людей с высоким коэффициентом интеллекта), основанная в 1946 году, утверждает, что название организации происходит от слова “Mensa” (в переводе с латинского языка “стол”), что подразумевает идею круглого стола, где все равны. На самом деле первоначально организацию планировали назвать “Mens” (по-латыни “ум”, “разум”). Однако это название было отвергнуто из опасений, что будет путаница с названием мужского журнала. “Не такое и умное решение”, – отмечает редакция портала GayStarNews.

27. В 1950-х геи пытались заменить слово “homosexual” (гомосексуал) на “homophile” (гомофил), надеясь, что акцент на однополой любви (гомо-фил, “фил” – любить), а не на сексе (гомо-секс-уал), сможет помочь.

28. В течение десятилетий “Плейбой” является любимым журналом натуралов, но его репутация была основана на коротком рассказе о геях. Хью Хефнер оказался единственным, кто в 1955 году согласился опубликовать фантастический рассказ о гетеросексуалах, оказавшихся меньшинством в обществе, где преобладали геи. Когда хлынул поток писем, он сказал: “Если считать неправильным преследование гетеросексуалов в гомосексуальном обществе, тогда обратное – тоже неправильно”.

29. В течение 1950-х годов в Королевском флоте имелся ряд патрульных кораблей, в названии которых было слово “gay”, в том числе Gay Bruiser (bruiser – “силач, здоровяк”) и Gay Charger (charger – “заряжающий”).

30. Все знают о ханки-коде (от английского “handkerchief code” – код носового платка), однако не так известно, что лесбиянки носили голубые звезды на своих запястьях в 1950-х и в 1970-х, чтобы находить друг друга в клубах.

31. Джими Хендрикс (американский гитарист-виртуоз, певец и композитор) притворился геем, чтобы покинуть армию в 1962 году.

32. В 1969 году научно-фантастический роман предсказал широкое принятие ЛГБТИ-людей. Также в романе был предсказан рост Китая как мировой экономики, Евросоюз, видеорекордеры, спутниковое ТВ и лазерные принтеры.

33. В 1960s-х года термин “AC/DC” стал популярным сленговым обозначением бисексуальности. Термин происходит от сокращенных названий 2 типов электрического тока (от англ. alternating current/direct current – переменный/постоянный ток) .

34. Барбара Джордан в 1973 году стала первой афроамериканкой, избранной в Техасе. Она была женщиной, представителем демократической партии, гомосексуалом. Позже она стала первой чернокожей женщиной, выступившей с речью на Национальном съезде Демократической партии.

35. Серийный убийца Дудлер (Doodler) убивал геев в 1970-х годах в Сан-Франциско. Он рисовал своих жертв обнаженными, перед тем как расправиться с ними (Своё прозвище преступник заработал неслучайно. Английское слово “Doodler” примерно можно перевести как “что-то машинально рисующий человек, думающий о чем-то своем”). Хотя три его жертвы выжили и подозреваемый был идентифицирован, никто из них не пожелал раскрыться, чтобы выступить против подозреваемого.

36. Имя Брюса Баннера было изменено на Дэвид Баннер в 1970 году во время показа шоу “Невероятный Халк”, так как имя “Брюс” стереотипно считалось гейским.

37. Первая открытая гей-кукла Гей Боб (Gay Bob) была выпущена в 1977 году. У куклы был пирсинг в ухе, а ее упаковка была выполнена в форме шкафа.

38. Леонард Мэтлович стал первым открытым геем среди американских военнослужащих. Когда он умер, он был похоронен без имени и известен только как “Гей-ветеран Вьетнамской войны”. Его эпитафия гласит: “Когда я служил в армии, мне дали медаль за то, что я убил двоих, и отобрали ее за то, что я любил одного”.

39. В начале 1980-х Военно-морская следственная служба расследовала дело о гомосексуализме в Чикаго. Следователи слышали, что геи называют себя “друзьями Дороти”, и начали искать неуловимую женщину с таким именем (термин обязан своим происхождением сказке “Волшебник страны Оз”, где у главной героини, девочки по имени Дороти, было несколько друзей: Страшила, Трусливый лев и Железный дровосек. Все они, как и геи, считались странными и отвергнутыми социумом, и только Дороти их любила и понимала. В одноименном фильме 1939 года роль Дороти сыграла одна из ярчайших гей-икон всех времен и народов Джуди Гарленд. “Друзьями Дороти” геев стали называть благодаря этому совпадению фактов).

40. В фильме “Назад в будущее” (1985) была вырезанная сцена, где Марти говорит Доку, что волнуется из-за того, что ухаживание за его матерью может сделать его геем.

41. Режиссерский дебют Бена Аффлека в 1993 году назывался так: “Я убил жену-лесбиянку, повесил ее на мясной крюк, и теперь у меня контракт с Диснеем на три фильма”.

42. Считается, что правительство США работало над производством “гей-бомбы”. Ученые в 1994 году утверждали, что если над вражескими войсками распылить женские половые феромоны, то солдаты начнут испытывать сексуальное влечение друг к другу.

43. Сыгравший в сериале “Доктор Кто” Джон Барроумэн, не скрывающий, что он гей, почти получил роль адвоката-гея Уилла в сериале “Уилл и Грейс” в 1998 году. Но продюсеры посчитали, что он “слишком гетеросексуален”. В итоге роль гея досталась натуралу Эрику МакКормаку.

44. Питер Тэтчелл (Peter Tatchell), австралийский борец за права геев, который живет в Британии, предпринял попытку гражданского ареста президента Зимбабве Роберта Мугабе в 1999 году. Он подошел к Мугабе, схватил диктатора за руки и сказал: “Президент Мугабе, я арестовываю вас за пытки”.

45. В 2004 году австралийские ЛГБТИ-активисты основали виртуальное Королевство геев и лесбиянок на островах Кораллового моря у берегов Австралии. Национальный флаг государства – радужный флаг, официальная валюта – евро. Государство существует до сих пор.

46. В 2008 году группа жителей греческого острова Лесбос требовала судебного запрета на использование гей-организациями слова “лесбиянка” в своих названиях, заявляя, что это “оскорбляет” их. Иск не был удовлетворен.

47. Китайское новостное агентство Синьхуа в 2009 году сделало расплывчатое сообщение о том, о существовании города в Швеции, где 25000 лесбиянок запрещено разговаривать с мужчинами. Несколько шведских туристических сайтов легли из-за наплыва посетителей из Китая.

48. В 2010 году Microsoft запретила пользоваться сетевым игровым сервисом Xbox Live игроку, который указал в качестве своего адреса город Форт-Гей (Fort Gay). Когда он попытался объяснить, что Форт-Гей действительно существует в Западной Вирджинии, понадобилось даже обращение мэра города, чтобы исправить ситуацию.

49. Миллиардер из Гонконга пообещал $65000000 мужчине, который сможет добиться руки его дочери-лесбиянки и жениться на ней, но это не сработало.

50. Первый гей-поцелуй, показанный на экранах Саудовской Аравии, датирован 2012 годом. Это был поцелуй из британского сериала “Бруксайд”, в котором впервые в Англии на телеэкранах был показан поцелуй лесбиянок в 1993 году. Это стало возможно только благодаря церемонии открытия Олимпийских игр в Лондоне в 2012 году.

Во многих странах мира в июне проходят гей-парады и празднования сексуальных меньшинств. Большинство из них проходит примерно в годовщину Стоунволлских бунтов 1969 года, когда постоянные посетители гей-бара «Stonewall Inn» в Нью-Йорке устроили серию демонстраций против полицейского рейда и ввели моду на движения за права геев. Но есть страны, где жить, открыто заявляя о своей нетрадиционной сексуально ориентации, сложно или даже опасно. Эти три человека из сегодняшнего поста на себе испытали, что значит минимальное принятие. Их истории рассказывают три фотографа Али Сонг рассказывает историю Сяо Као – артиста из Шанхая, Аднан Абиди – историю Симы, проститутки из Нью-Дели, а Тобин Джонс – историю Морин, парикмахерши из Найроби.

(Всего 33 фото)

1. Сяо Као, 57-летний гей, в образе красного гвардейца времен Культурной революции. Сообщество геев в Китае всегда находилось в тени, но постепенно становится все более открытым. Безработный Као – один из тех, чья жизнь приподнимает завесу тайны над далеко не романтичным взглядом на китайское гомосексуальное сообщество. Он живет в центре Шанхая, в комнатке в 8 кв.м., расположенной за общественным туалетом. Сяо Као получает социальное страхование в размере 500 юаней (79 долларов США) в месяц, выступает с танцами на публике и сидит с друзьями в гей-клубах. (Aly Song/Reuters)

2. Сяо Као переодевается в своей комнатке в центре Шанхая. (Aly Song/Reuters)

3. Сяо Као разговаривает по телефону у себя дома. (Aly Song/Reuters)

4. Старые фотографии Сяо Као в его квартирке в Шанхае. (Aly Song/Reuters)

5. Сяо Као переодевается в пустой комнате для собраний в Шанхае. (Aly Song/Reuters)

6. Сяо Као наносит макияж перед тем, как выступить на публике в общественном парке в Шанхае. (Aly Song/Reuters)

7. Сяо Као готовится к танцевальному выступлению в парке в Шанхае. (Aly Song/Reuters)

8. Сяо Као меняет костюмы между выступлениями. (Aly Song/Reuters)

9. Сяо Као выступает в парке Шанхая в образе феи из китайского фольклора. (Aly Song/Reuters)

10. Выступление Сяо Као в парке в Шанхае. (Aly Song/Reuters)

11. Сяо Као поет в гей-клубе в Шанхае. (Aly Song/Reuters)

12. Сяо Као танцует в шанхайском гей-клубе. (Aly Song/Reuters)

13. Сяо Као смотрит телевизор в своем доме в Шанхае. (Aly Song/Reuters)

14. Сима, 33 года, в местном офисе неправительственной организации, которая помогает сексуальным меньшинствам в Нью-Дели. Сима – транссексуал, один из сотен тысяч хиджр в консервативной Индии. Их часто обижают, позорят и вынуждают заниматься проституцией, ведь их позиция жизни не признана законом. (Adnan Abidi/Reuters)

15. Сима танцует в офисе неправительственной организации. (Adnan Abidi/Reuters)

16. Сима сидит дома со своей женой и детьми в Нью-Дели. (Adnan Abidi/Reuters)

17. Сима выщипывает щетину с подбородка, пока его жена готовит обед. (Adnan Abidi/Reuters)

18. Сима кормит свою дочь. (Adnan Abidi/Reuters)

19. Сима со своей фотографией в женском образе. (Adnan Abidi/Reuters)

20. В офисе неправительственной организации, где висит ящик с презервативами, Сима готовится выйти на улицы Нью-Дели на работу. (Adnan Abidi/Reuters)

21. Сима на лестнице офиса неправительственной организации. (Adnan Abidi/Reuters)

22. Автомобили проносятся мимо, пока Сима ждет клиентов. (Adnan Abidi/Reuters)

23. Сима ждет клиентов на улице в Нью-Дели. (Adnan Abidi/Reuters)

24. Если в западном сообществе люди стали более терпимы к нетрадиционной сексуальной ориентации некоторых своих сограждан, то в большинстве стран Африки люди все еще не принимают тех, кто не выбирает для себя традиционные ценности. Однако в некоторых городах власти разрешили проживать сообществам геев. Транссексуал Морин живет в Найроби, Кения. (Tobin Jones)

25. Мало кто признает себя транссексуалом. Кенийское правительство до сих пор считает Морин мужчиной, хотя он сам с детства считал себя девушкой. (Tobin Jones)

26. Хотя Морин не может иметь собственных детей, он чувствует материнский инстинкт. На этом фото его (или ее?) племянник смотрит, как Морин наносит макияж. (Tobin Jones)

27. В отличие от таких стран, как Индия, в Кении нет истории транссексуалов. В результате то, как их видит сообщество и то, как они сами себя ощущают, - все это новая территория. Морин наносит воск на лицо, чтобы удалить ненужные волосы. (Tobin Jones)

28. Морин – владелица салона красоты, так что на работе она спокойно может быть женщиной. (Tobin Jones)

29. У Морин отличная репутация по всей Найроби, и женщины со всей столицы приходят к ней, чтобы сделать прическу. (Tobin Jones)

33. Хотя благодаря своему салону красоты, Морин и смогла выбраться из нищеты, она все равно живет недалеко от трущобного района, в котором родилась. (Tobin Jones)

Движение ЛГБТ - это общественно-политическое движение представителей сообщества лесбиянок, геев, бисексуальных и трансгндерных людей (ЛГБТ). Его целью является равноправие граждан вне зависимости от их различных признаков и характеристик, соблюдение прав человека, борьба с дискриминацией иксенофобией.

Во второй половине 19 века начали появляться первые общественные активисты и группы, выступающие за права гомосексуалов. Особенно выраженно эти процессы происходили в Германии.

Немецкий юрист Карл Ульрихсв серии книг «Исследование загадки любви между мужчинами», написанной в 1860-х годах, разработал теорию сексуальности человека и ввёл термин «уранизм» . В 1867 году на заседании юристов в Мюнхене он впервые предложил не рассматривать гомосексуальные отношения с позиции правонарушений. Он также создал организацию «Союза уранистов», за что был осуждён на два года, а позже был вынужден эмигрировать.

В 1869 году публицист Карл Мария Кертбени, занимавшийся вопросами прав человека, анонимно издал листовку, в которой высказывался против прусского «антисодомитского» уголовного законодательства. В своих исследованиях Кертбени в 1886 году впервые ввёл термин «гомосексуал» .

В 1897 году усилиями врача Магнуса Хиршфельда был основан Научно-гуманитарный комитет. Одной из целей Комитета была отмена175 параграфа (антигомосексуальное положение уголовного кодекса Германии, действовавшее с 1871 по 1968 годы). В 1901 году Хиршфельд опубликовал предназначенную для широких масс статью «Что должен знать народ о третьем поле». В 1919 году Хиршфельдом был основан Институт сексуальных наук. Институт активно контактировал в своих исследованиях с гомосексуалами и трансгендерами. В исследованиях института гомосексуалы рассматривались как представители третьего пола наряду с мужчинами и женщинами, поэтому они не должны быть преследуемы из-за наличия у них определённого врождённого качества. В этом же году режиссёром Рихардом Освальдомв соавторстве с доктором Хиршфельдом был снят фильм «Не такой как все» , считающимся сегодня первым в мире фильмом, затрагивающим тему гомосексуальности.

В 1923 году Фридрих Радсцувайт основывает «Союз за права человека», который находит множество сторонников в обществе. Кроме того, Радсцувайт в 1920-1930-е годы издаёт лесбийский журнал «Подруга» и альманах «Третий пол».

Похожие процессы происходят и в других странах. Так, писателем Джорджем Сесилем в 1897 году было создано общество «Орден Херонее». В 1924 году в Чикаго в США основывается «Общество за права человека» по примеру немецких организаций, однако через несколько месяцев оно закрывается американской полицией, а все его члены арестовываются.

Вторая мировая война значительно изменила уклад жизни и идеологии в обществе, что дало толчок развитию ЛГБТ-движения, наиболее важные процессы в котором происходили в США. После войны вследствие ряда объективных причин начали образовываться гей-кварталы и сети гей-баров .

Стоунволлское восстание - серия беспорядков и спонтанных демонстраций против полицейского рейда, которые начались в ночь на 28 июня 1969 года в гей-баре Стоунволл-инн. Эти столкновения часто приводятся в качестве первого случая в истории, когда представители ЛГБТ оказали сопротивление узаконенной государством системе преследования сообщества. Считается, что бунты стали определяющим событием, ознаменовавшим начало массового движения за соблюдение прав человека в отношении ЛГБТ в США и во всём мире.

В 1960-х годах полицейские рейды на гей-бары в США являлись обычным делом. Но в июне 1969 года полиция быстро потеряла контроль над ситуацией, так как около Стоунволл-инн собралась толпа, неожиданно оказавшая сопротивление. Это столкновение в последующие дни продолжилось в массовых протестах и беспорядках. В течение нескольких недель жители гей-квартала быстро организовались в группы активистов, концентрирующих усилия на создании мест для геев и лесбиянок, где можно было бы открыто говорить о своей сексуальной ориентации, не боясь при этом быть арестованными.

После Стоунволлских бунтов геи и лесбиянки Нью-Йорка преодолели гендерные, классовые и поколенческие различия, став сплоченным сообществом . В течение шести месяцев были сформированы две правозащитные гей-организации, концентрировавшиеся на активной протестной тактике, и учреждены три газеты для поддержки прав геев и лесбиянок. В течение нескольких лет организации по защите прав гомосексуалов были основаны в США и во всем мире. 28 июня 1970 года в память о бунтах проведены первые манифестации гей-прайда в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Чикаго, Сан-Франциско, Атланте и Торонто. Позднее подобные марши были организованы в других городах и странах.

Гомомонумент - мемориал в историческом центре Амстердама, сооруженный в память обо всех геях и лесбиянках, которые подвергались угнетению и преследованию из-за своей сексуальной ориентации. Монумент был создан, чтобы поддержать и вдохновить гомосексуальных мужчин и женщин в их борьбе против дискриминации и репрессий. Памятник, построенный по проекту нидерландской художницы Карин Даан, был торжественно открыт 5 сентября 1987 года на площади Вестермаркт. Он представляет собой абстрактную композицию из трёх треугольников розового гранита. Данная символика имеет исторические предпосылки - розовый треугольник служил меткой узников-гомосексуалов в нацистских концлагерях . Причём, в отличие от аналогичных знаков других категорий заключенных, он был бо́льшим по размеру, чем остальные - чтобы всем издалека была видна принадлежность к одной из самых презираемых групп. Смертность гомосексуалов в концлагерях превышала среднюю на 60 %, по разным оценкам в ходе политики истребления погибло до 50 тысяч геев. Впоследствии розовый треугольник стал символом эмансипации ЛГБТ-сообщества и его борьбы за свои права .

Была зарегистрирована в 1946 году в Амстердаме, Королевство Нидерландов. Полное название Центр культуры и отдыха (гол. CultuurenOntspanningscentrum ). Организация поддерживает сообщество ЛГБТ в сфере прав человека, сексуального и репродуктивного здоровья как внутри страны, так и за рубежом. COC Нидерланды одна из немногих организаций ЛГБТ в мире, которая имеет специальный консультативный статус при Организации Объединенных Наций.

Символика ЛГБТ

Сообщество ЛГБТ имеет свою собственную символику . Эти знаки, имеющие разное происхождение и смысловое наполнение.

Они демонстрируют единение сообщества, его открытость и гордость.

До второй половины XX века во многих обществах полагали, что сексуальная ориентация, отличающаяся от таковой у большинства, является признаком греха или болезни. Часто такие люди преследовались по закону. Гомосексуалы были вынуждены скрывать свою природу, чтобы избежать издевательств, заключения или даже убийства. Движение ЛГБТ создало официальную систему символов для самоидентификации и манифестации своего единства.

Символика ЛГБТ со временем претерпевает изменения. Некоторые старые символы уступили место более универсальным новым. Сегодня самые известные из них - радужный флаг, розовый треугольник и лямбда .

Розовый треугольник

Старейший и один из наиболее узнаваемых символов сообщества ЛГБТ. Своим происхождением он обязан нацистской Германии, где гомосексуалы стали одними из жертв Холокоста. По разным оценкам, в Третьем рейхе по 175-му параграфу в тюрьму было отправлено от 50 до 100 тысяч гомосексуальных мужчин, а от 5 до 15 тысяч человек было депортировано в концентрационные лагеря. В них на одежде таких заключённых делалась нашивка в виде розового треугольника. Согласно исследованиям, более 60 % из осужденных гомосексуальных мужчин погибло, поскольку они испытывали жестокое обращение не только со стороны охранников и администрации, но и со стороны других заключённых.

В начале 1970-х годов ЛГБТ-организации Германии и США начали популяризировать розовый треугольник как символ движения. Таким образом они проводили параллель между преступлениями нацистов и продолжающимися притеснениями, и дискриминацией гомосексуалов в современном мире. Сейчас розовый треугольник используется для увековечивания памяти о трагическом прошлом, манифестации борьбы заправа человека и выражения надежды на новую эру свободы, открытости и гордости.

Традиционно его полотно состоит из шести продольных полос, цвета которых идут в соответствии с природным порядком радуги, сверху вниз: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий и фиолетовый. Флаг призван отображать единство и разнообразие, красоту и радость сообщества ЛГБТ. Он является олицетворением гордости и открытости.

Радужный флаг был разработан художником Гилбертом Бейкером специально для гей-прайда в Сан-Франциско в 1978 году. Этот год стал для сообщества ЛГБТ в США историческим - впервые в Калифорнии открытый гей Харви Милк был избран на политический пост (в качестве члена городского наблюдательного совета). Затем шестицветный флаг распространился из Сан-Франциско в другие города и стал широко известным символом сообщества ЛГБТ во всем мире. В 1985 году Международная ассоциация лесбиянок и геев официально признала его в этом качестве.

В 1970 году строчная греческая буква лямбда по предложению графического художника Тома Доэрра была выбрана в качестве символа организации «Альянс гей-активистов», являющейся одной из самых активных групп освободительного движения геев.

Активисты пояснили выбор символа тем, что лямбда, обозначающая в физике «покоящийся потенциал», «изменение энергии» и «длину волны», является удачным олицетворением грядущих перемен с положением гомосексуалов в обществе, перспектив гей-движения. По их мнению, она была призвана стать символом «обязательства мужчин и женщин как гомосексуальных граждан добиваться и защитить свои права человека».

Лабрис (др.-греч. λάβρυς) - топор с двумя лезвиями, использовавшийся в качестве оружия всредиземноморском регионе. Он был известен вДревней Греции как символ ряда негетеронормативных божеств: Зевса Лэбрэндеуса (изображающегося в виде андрогина с бородой и несколькими грудями), Деметры (её культ включал обряды лесбийского характера) и минойской богини-женщины. Согласно античной мифологии, двусторонний топор также был оружием женщин-воительниц амазонок, которые жили матриархальной общиной и славились однополыми связями.

В 1970-х годах лабрис был принят лесбийскими феминистками как символ силы, самостоятельности и солидарности. Он также обозначает неоднозначную сексуальность и гендерную принадлежность.

Гендерные символы применялись для схематического обозначения биологического пола с XVIII века. Начиная с 1970-х годов наложенные гендерные знаки используются ЛГБТ-активистами. В лесбийском значке совмещаются два «зеркала Венеры» (♀), а в гейском - два «щита и копья Марса» (♂). Используются также фигурные гендерные знаки.

Аналогичный трансгендерный символ представляет собой совмещенные воедино «зеркало Венеры» и «копье и щит Марса», иногда к этому добавляются совмещённые стрелка и крест. В 1999 году был создан трансгендерный флаг , полотно которого состоит из продольных полос голубого, розового и белого цвета. Его автор, транссексуалка Моника Хелмс объясняет, что голубые и розовые полосы символизирую мужской и женский пол соответственно, тогда как белый - другие состояния (интерсексуальность , трансгендерность , неопределенный гендер). Флаг призван обозначить равноценность всех гендерных форм.

В 1970-х годах большой популярностью в качестве гей-символа пользовалось изображение отпечатка ладони фиолетового цвета («пурпурная рука»). Являющийся одной из самых активных групп освободительного движения , «Фронт освобождения геев » сделал его своей эмблемой.

Данный символ обязан своим происхождением одному происшествию в Сан-Франциско, когда работники выпускавшей гомофобные материалы типографии, вылили чернила на головы протестующих рядом с ней гей-активистов, а те в свою очередь оставили следы своих ладоней на здании конторы.

ЛГБТ , гарантированы равные права и уважение, и где эти люди могут быть открытыми в своём самовыражении, свободными и чувствовать себя в безопасности и дома, и на работе, и в обществе». Логотип организации, представляющий собой синий квадрат с жёлтым знаком равенства на нём, является популярным символом равноправия для ЛГБТ.

Флаг бисексуалов был разработан художником Майклом Пэйджем в 1998 году и с тех пор приобрел популярность по всему миру. Он представляет собой прямоугольное полотно из трёх горизонтальных полос: широкой розовой полосы в верхней части, символизирующий гомосексуальное влечение, широкой полосы синего цвета снизу, означающей гетеросексуальное влечение, и полосы пурпурного цвета, занимающей центральную часть как слияние двух областей, которая символизирует бисексуальность.

Некоторые символы имеют историческое значение. Например, благодаря Оскару Уайльду зелёная гвоздика использовалась в качестве символа гомосексуалов в викторианской Великобритании. Красный галстук или шарф стали таковыми в связи с творчеством художника Паула Кадмуса, а аир - поэта Уолта Уитмена.

Существует целый ряд других символов (например, пурпурный носорог, единорог, бабочка) и флагов, но они не получили широкой известности.

Гетеронормативность – это мировоззрение, при котором гетеросексуальность понимается как социальная норма сексуального поведения человека.