Нетрадиционная сексуальная ориентация: требуется ли "лечение"? Причины нетрадиционной сексуальной ориентации

Выбор - это сходить в Макдональдс или Бургер Кинг.

Когда человек растет с ним происходит огромные изменения, то, что природа вложила в него. Одним из таких вложений является врожденное влечение к чему-то. Уже в детстве по суб-признакам и явным признакам можно судить о том, в каком направлении ребенок развивается - гуманитарном или техническом, в художку или в музыку, в танцы или солдаты. По тем же признакам можно определить ориентацию ребенка до полового созревания. И это не игрушки или походка ребенка (как в нам представляют в Ворониных), это определенные наборы психологических признаков. В американской психологии, да и в целом западной, эта тема настолько разработана и продумана, что для выявления подобных признаков для детей даже был разработан аналог теста Люшера.

Но это всего лишь зачаток, который при желании на время можно погасить. К началу полового созревания подросток, как правило, находится в "подвешенном" состоянии: к 12 -14 годам мальчики (к 11-13 девочки) задаются вполне логичными вопросами - что, как, где в сексуальном мире. И от этих вопросов рано или поздно подросток приходит к отношениям с противоположным полом. В этот момент родители отдаляются от ребенка, ребенок стесняется всего и вся, особенно своей начинающейся сексуальной жизни. И естественно ему не с кем обсуждать свою ориентацию, и он гуглит все, что с этим связано. К 15 годам гомосексуальные, бисексуальные, пансексуальные и т.д подростки уже знают о том, что они "другие". Я тоже осознал, что я гей в 15 лет, когда стал понимать, что мне приятно общение с девушкой только как с другом, когда к парням я чувствовал что-то иное. В этот момент я находился в такой самоненависти, в таком гневе к самому себе, что просто не знал стоит ли мне жить. ВГТРК и Первый Канал особенно помогали осознать, что я дивиант, и таким как я место в специализированных клиниках. Но слава психологии, которая уберегла меня от этого ужаса пропаганды, и я ничего с собой не сделал, в отличи от абсолютного большинства своих ЛГБТ+ коллег.

Ориентация - это в первую очередь жизнь человека. И на протяжение своей жизни до камингаута самому себе все сталкиваются с некими сигналами. Человек не может выбирать структуру своего организма, своей личности. А ориентация это нечто среднее между организмом и личностью человека. Безусловно, если ребенок, с врожденной направленностью в гомосекусальность будет жить не зная о ней или же он будет непробиваемо "защищен" от всей пропаганды и т.п. он не раскроет свою ориентацию, так как она будет погашена и информация об этом будет скудна, но рано или поздно человек вновь придет к своей ориентации, потому что человек не может приказать самому себе не любить, не может сказать себе не жить.

Причины возникновения нетрадиционной ориентации

Уважаемый «сторонник традиционного подхода», сейчас так много шума вокруг подхода нетрадиционного, что создается иллюзия, что «меньшинство» уже практически сравнялось с «большинством», хотя я полагаю, что все это шум и мода. И честно говоря, рассматривать это как явление социальное, мне кажется, не входит в круг наших интересов, а вот истоки, причины… Что это - особенности физиологии, психологическая предрасположенность, брак социализации?

Существуют социальные иллюзии о так называемой нетрадиционной сексуальной ориентации. Это, как мне представляется, происходит прежде всего от вынужденных способов получения физиологического удовольствия в условиях изоляции, как, например, на острове Лесбос или как, например, в тюрьме. Кроме того, проблемы у мужчин часто возникают от страха перед женщинами.

А у женщин отклонения в ориентации возникают от самомнения, уровень которого даже трудно представить: будто бы только они являются носителями сексуальных ценностей, а без них род человеческий вообще бы не состоялся. Какая патология имеет место - это надо разбираться в каждом конкретном случае.

Из книги Введение в социальную философию: Учебник для вузов автора Кемеров Вячеслав Евгеньевич

§ 2. Проблема ориентации сознания общества Для нас, для нашей философии вопрос перехода от гносеологических трактовок сознания людей к онтологическим – это не только вопрос теории. Это – вопрос реального функционирования культуры, ее сохранения и возможного

Из книги Бытие и время автора Хайдеггер Мартин

§ 12. Разметка бытия-в-мире из ориентации на бытие-в как таковое В подготовительных разборах (§ 9) мы уже выделили черты бытия, призванные доставить надежный свет для дальнейшего разыскания, но вместе с тем сами получающие в этом разыскании свою структурную конкретность.

Из книги Логические ошибки. Как они мешают правильно мыслить автора Уемов Авенир

III. Каковы причины возникновения логических ошибок Почему люди делают логические ошибки? В чем причина того, что в одних случаях, например, в рассуждении «2 + 2 = 4, Земля вращается вокруг Солнца, следовательно, Волга впадает в Каспийское море», логическая ошибка ясна каждому

Из книги Том 12 автора Энгельс Фридрих

К. МАРКС ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕНЕЖНОГО КРИЗИСА В ЕВРОПЕ Денежный кризис в Германии, начавшийся около середины сентября текущего года, достиг кульминационного пункта 26-го того же месяца, после чего он стал постепенно ослабевать, подобно денежной панике 1847 г. в Англии,

Из книги Великая Триада автора Генон Рене

Глава VII. ВОПРОСЫ ОРИЕНТАЦИИ В изначальную эпоху человек был сам по себе совершенно уравновешен относительно дополнительности инь и ян. С другой стороны, он был инь, или пассивным по отношению к одному только Принципу, и ян, или активным по отношению к Космосу или к

Из книги Мадэализм - концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории) автора Шулицкий Борис Георгиевич

5. Причины возникновения новых философских концепций и современная действительность Как уже отмечалось в разд. 4, новые, революционные теории должны быть ориентированы прежде всего на молодежную среду. В этом аспекте имеет смысл рассмотреть «азбучные» положения,

Из книги Сущность человека автора Бугера Владислав Евгеньевич

2. Революционно-социалистическая психология раннего пролетариата: причины ее возникновения и исчезновения Среди левых течений вот уже сто лет длится дискуссия о том, каким именно образом в рабочем классе возникает классовое, революционно-социалистическое сознание.

Из книги Революция надежды. Избавление от иллюзий автора Фромм Эрих Зелигманн

Потребность в границах ориентации и подчинения Существует множество возможных ответов на вопрос, поднимаемый в связи с человеческой экзистенцией. Они сосредоточены вокруг двух проблем: одна - необходимость в ориентации в мире, а другая - необходимость системы

Из книги Гуманистический психоанализ автора Фромм Эрих Зелигманн

Ценностные ориентации и объект почитания Самосознание, разум и воображение - все эти новые свойства человека, которые далеко выходят за рамки инструментального мышления самых умных животных, требуют создания такой картины мира и места человека в нем, которая имеет

Из книги Человек среди учений автора Кротов Виктор Гаврилович

(2) Типы характера: непродуктивные ориентации (а) Рецептивная ориентация Человек, обладающий рецептивной ориентацией, полагает, что «источник всех благ» находится во внешнем мире, и считает, что единственный путь обрести желаемое - будь то нечто материальное или какое?то

Из книги Расовый смысл русской идеи. Выпуск 2 автора Авдеев В. Б.

Уровни ориентации Философия внутренне связана с ориентированием настолько, что вполне можно говорить, например, о "философии муравейника" или о "мировосприятии амёбы". Это будет забавно, но понятно: разглядеть своего рода философию уже на нижних уровнях ориентации.То же

Из книги Человек для себя автора Фромм Эрих Зелигманн

О сменах ценностной ориентации в Германии ХХ века В ХХ веке трижды: в 1920-х, в 1930-х и в 1950-х – происходил разворот в ценностной ориентации немецкой семьи.Какие из разворотов принесли «плюс» в развитии немцев как народа, а какие «минус» – это может показать динамика «цифр»

Из книги Душа человека. Революция надежды (сборник) автора Фромм Эрих Зелигманн

(2) Типы характера. Непродуктивные ориентации (а) Рецептивная ориентация При рецептивной ориентации человек полагает, что «источник всего хорошего – снаружи», что единственный способ получить желаемое – будь это нечто материальное, привязанность, любовь, знания,

Из книги Антология реалистической феноменологии автора Коллектив авторов

(4) Ориентации в процессе социализации Как отмечено в начале этой главы, жизненный процесс предполагает два вида отношения к внешнему миру: ассимиляцию и социализацию. Если первая подробно рассмотрена в этой главе, то последняя детально описана в «Бегстве от свободы»;

Из книги автора

3. Потребность в системе ориентации и привязанности На вопрос, поднятый человеческим существованием, возможны разнообразные ответы. Они концентрируются вокруг двух проблем: одна – потребность в системе ориентации и другая – потребность иметь некоторый круг

Из книги автора

3. Причины волевого акта; причины воли или мотивы Сначала нужно привести некоторые примеры, в каковых нечто является причиной волевого решения в совершенно особом, отличном от уже рассмотренных случаев смысле. Это отношение причины к волевому решению не истолковывается

Клинический психолог центра Ember, ответит на вопросы родителей, касающиеся сексуальной ориентации подростков, в первую очередь тех, которые посвящены нетрадиционной сексуальной ориентации.

Ирина Юрьевна, скажите, пожалуйста, как человек становится геем или лесбиянкой? Есть ли какой-то набор стандартных причин?

Единого мнения по этому вопросу нет даже среди экспертов. Есть специалисты, которые полагают, что это врожденная особенность, выявлен так называемый ген гомосексуализма. Есть специалисты, которые считают, что это результат воспитания. Обычно под этим подразумевается «дурное» воспитание. Но в целом формирование сексуальной ориентации происходит на очень глубоких слоях психики в достаточно ранние периоды жизни, и потом это только развивается и усугубляется.

Можно ли сказать, что имеет место наследственность в данном вопросе?

Однозначных научных данных на эту тему нет. И даже более того, ни в одном исследовании не установлено, что дети, выросшие в семьях гомосексуалистов в тех странах, где это разрешено законом, демонстрировали гомосексуальную ориентацию чаще, чем другие дети.

А как можно определить, что ребенок является геем или лесбиянкой?

Человек это определяет сам для себя. Определить это снаружи невозможно, потому что за различным поведением человека могут стоять разные мотивы, не очевидные для окружающих. Человек может испытывать влечения и потребности, которые не выражаются во внешнем поведении. То есть изначально распознавание сексуальной ориентации происходит внутри ребенка.

Ирина Юрьевна, если какой-то родитель (папа или мама) узнал, что их ребенок гомосексуалист или лесбиянка — как вести себя в такой ситуации, что делать и куда обращаться?

В первую очередь не надо горячиться. Здесь очень важно быть осторожными и деликатными, потому что это тот момент, когда достаточно легко совершить лишние действия, последствия которых будет сложно исправить. Во-первых, если у родителей появились предположения, что сексуальная ориентация их ребенка отличается от общепринятой, то имеет смысл понаблюдать за ребенком некоторое время, за его интересами, о чем он общается и т.д. Имеет смысл в это время повысить свою информированность – проконсультироваться со специалистами или изучить специальную литературу. После этого, если сомнения не рассеиваются, имеет смысл аккуратно побеседовать с ребенком. Надо быть готовыми к тому, что ребенок не захочет пускать родителей в свою жизнь. Но в любом случае лучше разговоров с ребенком ничего не может быть, никакие запреты не могут изменить сексуальную ориентацию.

Скажите, а что стоит делать ребенку? Стоит ли детям обсуждать эту тему в семье, с друзьями? Ведь самый главный вопрос, который беспокоит ребенка – что обо мне подумают, если узнают о моих гомосексуальных желаниях?

Если ребенок или подросток распознал у себя гомосексуальные интересы или желания, то здесь первый совет такой же – не нужно ломать дрова. Потому что в сфере сексуальности, как и во многих других сферах жизни, существует лишний опыт, не надо стараться узнать все. Есть такое понятие — транзиторный подростковый гомосексуализм , который говорит о том, что многие подростки проходят через стадию интереса к своему полу. Этот интерес не обязательно должен получать подкрепление в реальной жизни. То есть если у ребенка есть интерес к сверстникам своего пола, это не значит, что он гомосексуалист. Истинный интерес к своему полу должен сформироваться задолго до полового созревания. И он должен превалировать над интересом к другому полу.

Давайте еще раз выделим, нужна ли специализированная помощь самим родителям таких детей? И какое поведение родителей может усугубить ситуацию в семье?

В любом аналогичном случае специализированная помощь психолога или психотерапевта нужна, потому что эта ситуация отличается от общепринятой, и сталкиваться с трудностями придется постоянно. Нельзя включать никаких острых, жестких запретов. Нельзя идти у подростка во всем на поводу. Главное, что надо делать родителям – это стараться сохранить со своим ребенком доверительные отношения. Мальчики-подростки находятся в более уязвимом положении, чем девочки, потому что мужские гомосексуальные отношения больше подвергаются осуждению в обществе, чем женские. Поэтому мальчики попадают в группу риска чаще, чем девочки. Лучшее, что могут сделать родители, это сохранять доверительные отношения и обратиться на семейную консультацию.

Очень часто приходит вопрос о том, можно ли исправить ориентацию подростка с помощью опытных психологов? И нужно ли вообще перевоспитывать ребенка?

Ориентацию просто так исправить нельзя. У подростков гомосексуальное поведение часто бывает обусловлено не гомосексуальной ориентацией, а реактивным поведением, протестная реакция. Таким образом они могут спорить с устройством семейных ценностей. Другой вопрос – насколько это адекватное поведение. Но, тем не менее, такая причина бывает чаще, чем истинная гомосексуальная ориентация.

Ирина Юрьевна, скажите, если родителями было принято решение показать своего ребенка , но сам ребенок не желает этого, как можно мотивировать ребенка?

Если семье никак не удается организовать совместную консультацию у специалиста, то бывает проще договориться с подростками, если вопрос немного перевернуть. То есть не мы пойдем, чтобы с тобой что-то сделали, чтобы тебе объяснили, что ты не такой, что ты неправильный. А поставить вопрос таким образом – может быть, мы в чем-то не правы, мы не понимаем, мы перегибаем палку, мы не видим своих ошибок? Многие подростки к такой постановке вопроса относятся гораздо лояльнее и приходят. Если не срабатывают никакие методы, то могут записаться на прием только взрослые. Но тогда это будет разговор о том, что могут в такой ситуации сделать родители. Что могут они поменять в себе, в своих установках, в своем поведении, чтобы разрешить проблемную ситуацию.

Продолжаем цикл статей, посвященных борьбе с гомофобией. Сегодня мы будем развеивать миф о том, что гомосексуальность является болезнью. Это второй излюбленный аргумент гомофобов, который идет в ход сразу после утверждения о неестественности гомосексуальности. Напомним, что этот миф был опровергнут в предыдущей статье, где были приведены .

Мнение учёных о нетрадиционной сексуальной ориентации

Как было сказано ранее, в данной статье мы обсудим утверждение «гомосексуализм — это болезнь». Всемирная организация здравоохранения не признает гомосексуализм болезнью, и из международной классификации болезней он был исключен 17-го мая 1990 года, а МКБ — это основной международный документ, являющийся классификационной основой здравоохранения во всем мире.

Врач не имеет права лечить пациента от несуществующего диагноза, это просто незаконно. Незаконным является и его игнорирование. Кстати, там же выделены три нормы сексуальной ориентации: гетеро, би и гомо, которые совершенно равнозначны.

Более того, американская ассоциация психологов еще с 1974 года призывала снять эту стигму с гомосексуальности. Исследования не обнаружили никакой взаимосвязи между сексуальной ориентацией и паталогическими личностными и психическими изменениями.

На данный момент, в научном сообществе достигнут однозначный консенсус на счет того, что гомосексуальность наряду с гетеро и бисексуальностью является абсолютной нормой, не имеющей к болезни никакого отношения. Научные исследования показывают, что сексуальная ориентация может варьировать в диапазоне от влечения исключительно к другому полу до влечения только к лицам собственного.

И еще в 1948 и 1953 годах Альфред Кинси опубликовал две свои монографии, которые просто взорвали британские стереотипы. Даже в целомудренной, религиознобрезгливой, табуированной Америке 1940-х и 1950-х годов около 46% опрошенных мужчин хотя бы единожды испытывали влечение к лицам своего пола и 37% имели хотя бы один гомосексуальный контакт. И если эти данные покажутся Вам преувеличенными, то отметим, что за все годы ожесточенной полемики, проверки и перепроверки его отчетов числа практически не изменились.

Гомосексуализм – не болезнь, а норма

Кинси разработал шкалу, измеряющую сексуальную ориентацию от 0 до 6, где 0 — абсолютная гетеросексуальность, а 6 — абсолютная гомосексуальность. И по данным Кинси, хоть 37% мужчин и имели однополый контакт, лишь 4% из них оказались абсолютно гомосексуальны. По данным 2011 года у всего чуть более 8% американцев хоть раз в жизни занимались однополым сексом, но только 3,5% отнесли себя к ЛГБТ.

Сексуальная ориентация и поведение — не одно и то же. Не всякий, кто называет себя гетеросексуалом, имеет сексуальные связи исключительно с лицами противоположного пола и наоборот. Все это к тому, что сексуальная ориентация очень похожа на спектр, а не дискретное разделение.

Мир выглядит черно-белым лишь в глазах гомофобов. В 20-м веке у них имелось немало стремлений к «излечению» гомосексуалов, а самым радикальным и скандальным из них, пожалуй, можно считать эксперимент Роберта Хита.

В его статье 1972-го года описывается, как мужчине-гею в возрасте 24 лет просверлили отверстие в черепе и вставили электроды в область мозга, связанную с чувством удовольствия. Этот человек известен как пациент B -19.

При просмотре традиционного порно стимуляция электродами доводила его до оргазма, позже ему привели проститутку, с которой он согласился заняться сексом в обстановке полной проводов, подключенных прямо к его мозгу. Подобные методы относятся к репаративной или конверсионной терапии, якобы способной изменить сексуальную ориентацию.

Но важно сказать, что сегодня все основные международные психиатрические организации выражают сомнение и даже недовольство такими методами лечения, якобы способствующими изменению сексуальной ориентации. Нет никаких научных исследований, которые бы показали, что такое изменение вообще осуществимо.

Возможна ли смена сексуальной ориентации?

Американская психиатрическая ассоциация дает отрицательный ответ на этот вопрос. Множество гомосексуальных людей, выросших в религиозной консервативной среде, страдают от предрассудков, направленных на их сексуальную ориентацию. Взращивание в религиозной среде приводит к тому, что эти люди сражаются сами против себя и зачастую единственный выход из такой борьбы для них – суицид.

Все эти предубеждения против геев и лесбиянок – это лишенные всякого здравого смысла мракобесные заблуждения, лишающие гомосексуальных людей возможности принять себя. В то время как принятие человеком собственной сексуальной ориентации и ее интеграция в собственную жизнь-это очень важный момент, способствующий благополучию и психическому здоровью.

Но несмотря на то, что гомосексуальности нет в МКБ, несмотря на консенсус наиболее авторитетных психологических и психиатрических мировых научных организаций, несмотря на однозначную позицию научного сообщества в этом вопросе, в России 62% психиатров рассматривают этот вид ориентации как болезнь. И ¾ из них видят в этом проявление аморального поведения, тем самым поддерживая возражения против защиты прав и использования завуалированных схем увольнения геев и лесбиянок из различных государственных учреждений.

На этой печальной ноте мы и закончим сегодняшнюю статью. Подводя итог, можно со стопроцентной уверенностью сказать, что утверждение «гомосексуальность-это болезнь» лишь миф, активно поддерживающийся российскими психиатрами и психологами, как и , распространяемый , или еще более распространенный миф о том, что . Читайте больше статей на ВикиНауке на данную тему, тогда Вы узнаете, какие еще существуют связанные с этим предрассудки.

В нашей стране отношение к полу и сексуальности на протяжении долгого времени было неоднозначным. Совсем недавно ученые стали говорить на «запретные» темы открыто. Проблемы нетрадиционной сексуальной ориентации никогда не были для человека безразличными, но всегда решались по-разному. Их научное изучение началось в XIX в. с исследования причин гомосексуального поведения (Каган, 1991). Но при этом работ по этим вопросам на сегодняшний день недостаточно. Однако распространенность данной аномалии сексуальной ориентации в обществе постепенно увеличивается, и возрастает потребность в ее изучении.

Цель: выявление общих личностных, а также внешних характеристик у девушек нетрадиционной сексуальной ориентации, создание типологии психологических причин женской нетрадиционной сексуальной ориентации.

Объект: нетрадиционная сексуальная ориентация у девушек возраста от 17 до 35 лет. Предмет: совокупность специфических личностных характеристик и характеристик внешнего вида у девушек нетрадиционной сексуальной ориентации.

Гипотеза: у девушек нетрадиционной сексуальной ориентации наблюдается совокупность общих специфических личностных характеристик и характеристик внешнего вида.

Задачи

    Проанализировать понятия «нетрадиционной сексуальной ориентации», «лесбиянство», «половая идентичность»

    Рассмотреть исторический аспект исследуемого явления.

    Изучить процесс формирования половой идентичности у девочек.

    Проанализировать имеющийся материал по причинам данного явления и на этой основе составить свою общую типологию причин женского гомосексуализма.

    Определить конкретные личностные характеристики, исследуемые в данной работе.

    Составить диагностический комплекс.

    Провести пилотажное исследование.

    Провести математическую обработку полученных данных с помощью статистических критериев.

    Провести анализ результатов математической обработки и их интерпретацию.

    Сформулировать выводы.

Проанализировав литературу по данной теме, а также, изучив исследования, проведенные институтами различных стран, в том числе и в России, мы не встретили четких научных классификаций причин женского гомосексуализма. Поэтому мы предлагаем авторскую типологию этих причин.

Модель взаимоотношений с родителями как основа сексуальной ориентации.

Формирование комплексов, подготавливающих благоприятную почву для развития гомосексуальных наклонностей, может происходить как от отца, так и от матери.

1 ) Отсутствие модели поведения женщины в образе матери: мать для девочки – это образец женственности, выражающий специфику ее самоидентификации с представительницей женского пола. Если отец выступает в роли образа будущего сексуального партнера, то мать – это образ ее самой (Колесов, 1986).

2) Строгие стандарты отца или его отсутствие: взаимоотношения дочери с отцом – это первый в ее жизни опыт общения с мужчиной, с него начинается формирование мужского образа будущего сексуального партнера. Стро гие отцовские стандарты не позволяют дочери добиться его элементарного внимания и уважения, не говоря уже о доверительных отношениях и ласке. Воспитание только матерью не дает возможности девочки сформировать понимание отношения к мужчине и своей роли во взаимодействии с ним (Колесов, 1986).

Оба эти фактора влекут отрицание девушкой своей женской сущности и размышление о том, какое же место следует занять в мире «вне дома», в кругу друзей, подруг и знакомых, чтобы ощутить себя более или менее комфортно.

Вышеуказанные причины являются возможными факторами нарушения процесса формирования половой идентичности. Далее описаны дополнительные причины, которые могут повлиять на формирование нетрадиционной сексуальной ориентации у женщины, даже на основе адекватной половой идентификации.

2 Женское любопытство. Это довольно веская причина, по которой люди решают испробовать что-то новое, незнакомое раньше. Именно оно толкает человека на разного рода эксперименты. И в этом смысле экспериментом является любой новый опыт, включая и гомосексуальный.

3 Потребность соответствовать моде. Многие девушки имеют не достаточно устойчивую систему мировоззрения, они зачастую подвержены социокультурному влиянию, которое диктует не всегда целесообразные установки, идеалы и ценности (Кон, 2003).

4 Желание женщины удовлетворить партнера – мужчину. Иногда или даже очень часто возникают ситуации, в которых женщина идет на все, желая удовлетворить потребности мужа. На сегодняшний день существуют данные о том, что мужчины перестают получать сексуальное удовлетворение от простого полового акта со своей партнершей. Он просит ее прибегнуть к интимным отношениям с женщиной. По этой, а также по ее, возможно, и неосознаваемым, скрытым причинам женщина становится лесбиянкой.

5 Неудовлетворенность женщины сексуальным поведением мужчины. Некоторые женщины получают удовольствие от гетеросексуальных отношений только мнимо. Они ищут более острых ощущений, новых партнеров, и нередко ими становятся представители именно женского пола, которые, по мнению СМИ, гораздо более чувственные, нежные и понимающие, нежели мужчины, неспособные удовлетворить свою партнершу. 6 Психологическая травма у женщины. Детские комплексы, насмешки мальчиков, неудачный первый сексуальный опыт с мужчиной, совращение, соблазнение, насилие – это и т.п. являются важными причинами приобщения женщины к людям гомосексуальной ориентации. На этом фоне женщины, которых травмированная психика распознает как «своих», а значит, безопасных и понятных, становятся единственным возможным объектом сексуального влечения (Кон, 2001).

7 Желание женщины проявить свою индивидуальность. Среди повседневной суеты и серости многие женщины хотят показать свою уникальность. Каждая из них решает эту проблему по-своему, используя различные средства. Кто-то носит яркую одежду и безумную прическу, гоняет на шикарных автомобилях, фанатично занимается самообразованием, а кто-то приобщается к сексуальным меньшинствам, меняя своих сексуальных партнеров с мужчин на женщин.

Итак, однозначных и обособленных причин быть не может, так как человек пронизан как внутренними, так и внешними стимулами, отношениями, установками, которые формируют его мировоззрение и стиль жизни.

Нами проведено пилотажное исследование (2009–2010 гг.), направленное на выявление специфических личностных характеристик девушек нетрадиционной сексуальной ориентации. Экспериментальные данные были получены в исследовании 30 девушек гомосексуальной ориентации (Эг – экспериментальная группа) и 30 девушек гетеросексуальной ориентации (Кг – контрольная группа). В целом в исследовании приняли участие 60 девушек от 15 до 35 лет. В качестве испытуемых выступали студентки очного и заочного отделений вузов г. Волгограда и г. Волжского Волгоградской области.

направлена на получение биографических данных об испытуемом, его предпочтениях и вкусах. Ему предлагается 13 вопросов. Ответы предполагают выбор наиболее близкого варианта для испытуемого, а также наличие своего собственного индивидуального мнения.

представляет собой набор из 20 шкал, каждая из которых сформулирована как утверждение с раздваивающимся окончанием: два противоположных варианта окончания задают полюса оценочной шкалы, между которыми возможны семь градаций предпочтения. Испытуемому предлагается выбрать наиболее подходящую из семи градаций и обвести ее кружком. Данная методика может показать, на что направлена жизнесмысловая нагрузка человека: цели, процесс, результат, локус контроля-Я, локус контроля-жизнь.

предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном « Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. Мы использовали шкалы этого опросника и предъявляли его испытуемым только один раз, для выявления определенных личностных черт. Испытуемому предлагается 128 характеристик личности. Его задача – отметить в специальном бланке кружком характеристики, свойственные ему, а несвойственные – зачеркнуть.

Адаптированный опросник креативности Джонсона: опросник фокусирует внимание на тех элементах, которые связаны с творческим самовыражением. Это объективный контрольный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению или самонаблюдению. Испытуемому предлагается 8 характеристик. Необходимо оценить каждое утверждение по возможным оценочным баллам от 1 до 5.

Интерпретация полученных данных

Авторская биографическая анкета: в результате исследования выяснилось, что большинство девушек, имеющих гомосексуальную ориентацию, воспитывались в семье, состоящей только из матери и дочери либо бабушки и внучки. Тогда, как 83 % девушек гетеросексуальной ориентации в основном воспитывались в полной семье. Эти данные подтверждают одну из причин предложенной нами типологии. Также мы получили результаты по предпочтениям в музыке и стилях одежды. Основными были выбраны рок – распространенный вариант ответа у девушек Эг и поп – у девушек Кг. Девушки гомосексуальной направленности предпочитают в основном спортивный стиль одежды, что, возможно, связано с неадекватным процессом формирования половой идентичности. Проведенное исследование показало, что у 77 % девушек Эг гетеросексуальный опыт имел место быть. Смена их ориентации на гомосексуальную можно связать с наличием психологической травмы у девушки, которая произошла в процессе общения с представителем мужского пола, что также подтверждает нашу типологию причин.

Тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева: по результатам проведения данной методики в обеих группах существенных различий выявлено не было. Для анализа были выбраны две шкалы, по которым наблюдаются самые высокие показатели: «Цели» и Процесс». Используя статистический критерий t Стьюдента для независимых выборок была проведена математическая обработка данных по представленным шкалам этой методики, получены следующие результаты: по шкале «Цели» различий между Эг и Кг не наблюдается; по шкале «Процесс» можно отметить наличие различий между Эг и Кг при вероятности P<10%.

Полученные результаты могут говорить о том, что у девушек обеих групп прослеживается высокая целеустремленность, это придает жизни человека осмысленность, направленность и временную перспективу. При этом для них важны интерес к жизни и ее эмоциональная насыщенность, единственный смысл жизни для них состоит в том, чтобы жить, можно сказать, что они удовлетворены настоящим моментом своей жизни. Отсутствие различий по данной методике, возможно, связано с тем, что возраст большинства испытуемых 17–25 лет. В этот период для человека открыты множества путей, по которым можно пойти, направлений, которые можно выбрать. У него уже накоплен определенный опыт, которым можно пользоваться и самое главное – ему открыта дорога в будущее для реализации своего потенциала.

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири: статистический анализ полученных данных с помощью статистического критерия t Стьюдента для независимых выборок по всем шкалам опросника показал: по шкалам «Авторитарный» и «Зависимый» в Эг и Кг различий не выявлено; по шкале «Эгоистичный» в Эг и Кг выявились различия при вероятности P<10%; по шкалам «Агрессивный», «Дружелюбный» и «Альтруистичный» выявлены различия в Эг и Кг при вероятности P<5 %; шкалы «Подозрительный» и «Подчиняемый» имеют существенные различия при вероятности P<1 %.

В процессе качественного анализа полученных данных средних показателей Эг по всем шкалам можно выделить три наиболее яркие: «Подозрительный», «Подчиняемый» и «Зависимый». Такое соотношение средних показателей может говорить о том, что внутреннее состояние человека не всегда, и чаще всего, не соответствует его внешним проявлениям. Необязательно, что только эти черты будут ярко проявляться у девушек гомосексуальной направленности, ведь не стоит забывать о том, что каждый человек – уникальность.

Адаптированный к данному исследованию опросник креативности Джонсона:

был произведен статистический анализ данных с помощью критерия t Стьюдента для независимых выборок, который подтвердил наше предположение. Результаты показали, что различия между Эг и Кг существенны при вероятности P<5 %. Т. е. уровень креативности у девушек гомосексуальной ориентации довольно высокий, а у девушек адекватной сексуальной ориентации – нормальный, средний.

Таким образом, наши предположения подтвердились лишь частично. Анализ специфических личностных характеристик у девушек нетрадиционной сексуальной ориентации выявил несущественные различия в сравнении с девушками адекватной сексуальной ориентацией. Важный отличительный аспект был проявлен только в исследовании уровня креативности у Эг и Кг. При качественном анализе также выявилось существенное различие в яркости и разнообразии показателей между Эг и Кг.