Сценарий праздника «Русской берёзки. Проект по экологии «Белая березонька

Светлана Козлова
Сценарий экологического праздника. «Люблю березку русскую»

Познавательное развлечение «Люблю березку русскую »

Цель. Обобщить представления детей о значении природы в жизни людей; о деревьях, животных, о среде их обитания; об изменениях, происходящих в природе в течение года. Вызвать эмоциональный отклик на произведения народного творчества разных жанров. Прививать любовь к Родине, родной природе.

Дети в русских костюмах под музыку водят в зал.

1 ребенок. Нет лучше и милей Росси.

И лучше наших песен нет!

Тебе поем, что всех красивей.

Тебе несем мы свой привет

2 ребенок. Тебе, Россия, мы танцуем,

Ведем свой вечный хоровод,

Тебя от всей души мы любим

И прославляем наш народ.

Ведущий. Не случайно мы начали наш праздник «Люблю березку русскую… » с этих слов. Березка – символ России , символ молодости, прекрасного, поэтического.

Где бы ни росла русская березка , везде она людям радость, везде она людям свет! Стоит она красавица русского леса и ветерок шелестит ее ветвями, благодатный дождик поливает ее, живительное солнце греет ее. Какое сердце не отзовется радостью, глядя на нашу березку ! Это же сама Россия наша, гордыми и светлыми очами смотрит в мир!

Песня о Родине

Ведущий. Удивительная судьба у русской березки . На миру она – радость, в любви – помощница, в грусти – верная подруга. Прекрасные слова сказаны поэтами о березе . Поэт С. Есенин называл Россию страной «березового ситца » , а березку – нежной юной , чистой девушкой.

Ребенок. Улыбнулись сонные березки ,

Растрепали шелковые косы,

Шелестят зеленые сережки.

И горят серебряные росы.

Танец «Русский перепляс »

Ведущая. Береза – единственное дерево с белой корой. Это делает ее особенно красивой трогательной, нежной. Прекрасна береза в любое время года , осенью – в золотом убранстве, зимой – сверкающая в ажурном инее, летом – длиннокосая, кудрявая, весной – ослепительно-белая на фоне изумрудной травы.

Ребенок. Мы всех приглашаем в гости к березке .

На перекрестке русских дорог и песен .

Звучит негромкая музыка, ребенок читает стихотворение об осени.

Ведущая. Осенью листочки начинают желтеть, сначала наверху, а потом внизу. Порывистый ветер налетает, гнет дерево, треплет его ветви и срывает листья. Они словно золотые монетки, падают на темную сырую землю.

Игра «Собери листья»

Ведущая. Любят березку птицы , любят грибы» лисички, сыроежки и конечно подберезовики . Березовый лес не бывает пустым. Здесь каждому найдется место. Здесь всегда кипит жизнь.

Какие ягоды вы знаете, которые растут в нашем лесу? Посмотрите, какие ягоды брусники поспели.

Девочки в шапочках ягод исполняют песню «Брусника» .

Ведущая. Хочу напомнить вам, ребята, что в лесу нельзя рвать цветы и ломать ветки деревьев. Лес – это дом, в котором живут птицы, звери и их детеныши. Зачем портить чужой дом! Если вы нашли в лесу куст орешника, то не обрывайте все орехи, оставьте угощение белочкам, дятлам и бурундукам, которые в это время года готовят запасы на зиму.

Стихотворение «Осенние заботы»

Звучит негромкая музыка, ребенок рассказывает стихотворение и зиме.

Меняется декорация осенней березы на зимнюю .

Песня «Первый снег»

Ведущая. Немало стихов, песен и загадок сложено про деревья. Есть такая загадка : «Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре угодья : от тьмы – свет, разбитому – связь. Больному здоровье и людям некопаный колодец». У народной загадки отгадка очень простая. Дерево это, конечно, береза . В старину темными зимними вечерами при свете березовой лучины женщины занимались рукоделием : пряли, ткали. Вышивали. Печь топили звонкими березовыми дровами : и жара и света много. Разбитые вещи связывали гибкой и прочной берестой . Из березовых почек и бересты готовили лекарства , а березовыми веничками парились в бане- хворь выгоняли. Некопаный колодец – это сладкий и целебный березовый сок . А скучно станет, достанет крестьянин деревянные ложки, да сыграет и споет веселую русскую песню .

Оркестр на народных инструментах.

Ведущая. А что же в лесу зимой делается. Тихо. Березы стоят в белоснежных нарядах. Почему в лесу так тихо? Где звери и птицы? Никого не видно и неслышно.

Ответы детей. Птицы улетели в теплые края, медведь, еж впали в спячку.

Игра «Кто был под березой »

Под березой лежат , клочок рыжей шерсти, перо, обглоданная ветка, «следы» волка, мыши. Дети по предметам отгадывают животное.

Подвижная игра «Ай, дили-дили мы кого-то видели…»

Звучит музыка, меняется декорация.

Ведущая. Едва повеет теплом, как березы окутывается легким прозрачным изумрудно-зеленым облаком. Это свернутые почки начинают разворачиваться в пахучие глянцевые березовые листики . Светло и празднично весной в березовой роще . Березки принарядились в белые атласные сарафаны. На белой бересте четко выделяются черточки, через которые береза дышит .

Береза - щедрое доброе дерево! Весной звери и птицы с удовольствием пьют березовый сок . Любят сладкие березовые слезы медведь , глухарь, муравьи и бабочки. Многие люди собирают березовый сок . Он очень полезен, богат витаминами. После сокосбора ранку на стволе необходимо замазать, чтобы дерево не болело, не погибло. Не зря в русской пословице говорится : «Береза плачет кровавыми слезами»

Ребенок. Роща юная, белоствольная на заре росой умоется.

Звоны слышатся колокольные - Воскресение светлое, Троица

Ведущая. На Руси всегда любили белоствольную березку-красавицу . Считали символом девичьей нежности и красоты. На троицу ветками берез украшали дома и храмы, пели песни, водили хороводы, украшали березку лентами .

Ребенок. Разбежались по лужайке беззаботной, легкой стайкой,

Словно девочки-подростки белоствольные березки .

За руки взялись и вот - закружился хоровод.

Девичий хоровод с платками.

Ведущая. Отзвенят Троицкие хороводы – тут и весне конец, а лету- начало. После Троицы можно траву косить, ломать ветки на веники, ждать урожай, а в свободное время - отдыхать и играть.

Ведущая. А вы слышите в лесу какой-то шум.

Драматизация экологической сказки «Обмен квартир» .

Участвуют родители, дети, воспитатели.

Малоподвижные игры «Липкие пеньки» , «Ежики»

Ребенок. Ты можешь удивиться, узнав, - Земля наш дом!

Живут все звери, птицы, и мы с тобой живем.

Ребенок. Мы хотим, чтоб солнце грело, и березка зеленела ,

И под елкой жил смешной красивый еж,

Чтобы белочка скакала, чтобы радуга сверкала,

Чтобы лил веселый дождь!

Песня «Если все вокруг подружатся»

Название Праздник русской берёзки Ведущий Дата конвертации08.04.2013 Размер62.91 Kb. Тип Документыисточник

Праздник русской берёзки

Ведущий. Берёзку милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Берёзка воспета в поэзии и прозе, в музыке, живописи и фольклоре. Россия и берёза! Эти два понятия неразделимы.

Красавицей русских лесов называют люди берёзу. Стройная, с длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О берёзе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Её все знают, это самое распространённое дерево. Символ и гордость русского народа.

Прекрасна белая берёза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне. А белые стволы берёзовой рощи на фоне летней травы и ярких цветов – такая картина запоминается на всю жизнь!

1 ученик . Русь моя, люблю твои берёзы! С первых лет я с ними жил и рос,

Потому и набегают слёзы на глаза, отёкшие от слёз.

2 ученик . Зацветает берёза на исходе апреля и в первых числах мая, следом за орешником и ивой. Цветки у неё скромные – серёжки. А когда появятся на берёзе желто-лимонные листья, - значит, сентябрь на дворе. Плоды берёзы легко разносятся ветром. Она быстро идёт в рост там, где на лесной вырубке ещё не могут расти другие деревья, поэтому берёзу называют пионером лесов.

3 ученик . Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночующий обоз

И на холме средь жёлтой нивы чету белеющих берёз.

4 ученик. Ты до того, берёзонька, красива и в полдень жаркий, и в час росы,

Что без тебя немыслима Россия, и я не мыслим без твоей красы.

5 ученик . Растёт берёза быстро. За четверть века (25 лет) поднимается на высоту пятиэтажного дома, особенно на сырых почвах. Из них дерево выкачивает за тёплые летние сутки до сорока ведер влаги. берёзы достигает порой 120 лет.

6 ученик . И всё из берёзы идёт на дело. Из почек приготавливают лекарства. Из ветвей делают мётлы и веники. Из бересты – она отделяется тонкими, как бумага, слоями – народные умельцы мастерят туески, лукошки для сбора грибов и ягод. Берёзовые дрова – лучшее топливо в русской печке. Нельзя представить себе жизнь наших предков без берёзы. Источником света им служила берёзовая лучина, которая много веков освещала их жилища. Из древесины изготавливают фанеру, мебель. Прочные лыжи, добывают скипидар, древесный спирт, уксус.

"Березы, русские березы..."... Но почему именно русские???

"Березы, русские березы..."... Но почему именно русские??? Почему считается, что береза "российский" символ? С таким же успехом ее можно назвать и белорусской, и украинской... Вот это я снял с вагона поезда Минск - Киев на поезде к Коростеню...

7 ученик . На поляне, на пригорке, под окном, среди полей

Белокорая берёзка – символ Родины моей.

11 ученик . Всего насчитывается более 140 видов берёз. Они растут по всему северному полушарию – от субтропиков до тундры. В нашей стране их до 70 видов. Но некоторые виды берёз из-за неразумных вырубок исчезают. Ныне занесены в Красную книгу четыре вида дальневосточных берёз и мегрельская, растущая на Кавказе.

12 ученик . Вот уж вечер. Роса блестит на крапиве.

Я стою у дороги, прислонившись к иве.

От луны свет большой прямо на нашу крышу.

Где-то песнь соловья вдалеке я слышу.

Хорошо и тепло, как зимой у печки.

И вдали за рекой, видно за опушкой,

Сонный сторож стучит мёртвой колотушкой.

13 ученик. Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком,

И журавли, печально пролетая, уж не жалеют больше ни о ком.

14 ученик . У красы-берёзки платье серебрится,

У красы берёзки зелёные косицы.

Со двора к берёзке выскочили козы,

Стали гнуть берёзку, а берёзка в слёзы.

Защитить берёзку мы бежим гурьбою, чтоб краса-берёзка выросла большою.

Ведущий. Кто из нас не любит берёзовый сок или настоянный на нём квас? Если надрезать ранней весной ствол берёзы, из него заструится прозрачная, чуть сладковатая жидкость – берёзовый сок. Он идёт на приготовление напитков и кваса. Но как гласит пословица; «Берёзовицы на грош, а лесу на рубль изведёшь». Раненое дерево лишается своих запасов, которые должны пойти на образование молодых побегов и листвы, дерево истощается. Кроме того, через ранку в ствол попадают вредные микробы и вызывают болезни дерева. Лучше уж оставить в покое берёзу и не калечить её.

А вот умелое её использование в лечебных целях не повредит дереву. Целебными свойствами обладают молодые листья берёзы, нераскрывшиеся почки, гриб-тутовик – чага: плодовые желвакообразные наросты с растрескавшейся чёрной поверхностью. Их собирают круглый год. Но, собирая почки и листья, обязательно помните о том, что это нужно делать не во вред дереву.

15 ученик . Средь избранных дерев берёза не поэтически глядит;

Но в ней – душе родная проза живым наречьем говорит.

Милей всех песней сладкозвучных от ближних радостная весть.

Хоть пара слов собственноручных, где сердцу много что прочесть.

16 ученик . Почтовый фактор на чужбине нам всем приятель дорогой;

В лесу он просек, ключ в пустыне нам проводник в стране чужой.

Из нас кто мог бы хладнокровно завидеть русское клеймо?

Нам здесь и ты, берёза, словно от милой матери письмо.

Ведущий. Удивительна судьба русской берёзки. В мирное время она радость, подруга, советчица, а в войну она – воин.

17 ученик . За селом, вдали на перекрёстке полевых, едва заметных троп

Я узнал знакомые берёзки, у которых рыл себе окоп.

И невольно вспомнил, как стонали ветки их от взрывов и огня…

Возле тех берёзок подобрали чуть живым товарищи меня.

С той поры остались на берёзках чёрные глубокие рубцы,

С той поры с любовью о берёзках говорили часто мне бойцы:

Ты бы злую смерть не пересилил, ты бы тяжких ран не перенёс,

Если б мы тебя не напоили светлыми слезинками берёз…

Ведущий. В грозные годы войны берёза была символом непобедимой Родины. Очень хорошо об этом рассказал в своём романе «Белая берёза» М. Бубённов.

«…Всё поле было сплошь изрыто снарядами и минами. Местами первый снег был сметён начисто. Словно железной метлой. Местами густо перемешан с землёй и покрыт пороховой гарью. Всюду по полю чернели группы металла..

А среди этого страшного поля, где целый с неистовой силой бушевали огонь и железо, где всё было попрано смертью, на небольшом голом пригорке, как и утром, стояла и тихо светилась в сумерках одинокая белая берёза.

Стоит! – изумлённо прошептал Андрей. Сама природа поставила её здесь для украшения бедного в убранстве поля, и значит, сама природа даровала ей бессмертие. И ещё сильнее почувствовал Андрей то, что пришло к нему впервые в жизни. Но теперь он знал: это счастье победы».

18 ученик . Затихли военные грозы, свинцовый не цокает град,

Но горькие раны берёзы, как память о прошлом хранят,

Их ливни целуют косые, ласкают их ветры, трубя,

Никто, никогда их, Россия, не в силах отнять у тебя.

Летела б во мраке планета, и трудно бы людям жилось

Без этого доброго света исконных российских берёз.

19 ученик . Хотелось мне постичь простую прелесть – увидеть вас, кудрявых, на ветру,

Ребята, а вы знает, какими ласковыми словами называют берёзку? (берёзка - белоствольная, берёзка - стройная, берёзка - кудрявая).

Ребёнок:

Ёе узнаешь по простой примете:

Нет деревца белей ее на свете!

Ребенок:

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Березка зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Ведущая: Ребята, пойдёмте в гости берёзке.

Цели:

    расширить знания детей о русской березке;

    познакомиться с именами художников и поэтов, прославлявших красоту этого дерева;

    представить березу как символ России, как символ русских традиций;

    воспитывать эстетический вкус детей, чувства к природе;

    воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине.

Оборудование: выставка детских рисунков, плакатов, посвященных празднику Русской березы, литературно-музыкальный монтаж.

Звучит фонограмма песни «С чего начинается Родина» (сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера)

Ведущий.

Берёзку милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Березка воспета в поэзии и прозе. В музыке и живописи. Россия и береза! Эти два понятия не разделимы.

Красавицей русских лесов называют люди березу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О березе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Ее все знают. Символ и гордость русского народа.

Прекрасна белая береза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне. А белые стволы березовой рощи на фоне летней травы и ярких цветов… такая картина запоминается на всю жизнь!

Ведущий.

Какое милое, очаровательное дерево! Ни одно из деревьев не рождает столько образов и сравнений. Где бы ты ни был, всматриваясь в березовый лес. Разглядывая летящие к небу стройные, белые стволы, ты всегда вспоминаешь нашу Родину.

^ Ученик №1.

Хороша ты любою порою.

И недаром, всем сердцем любя,

Богатырского леса красою

Называли повсюду тебя.

И недаром тебе лишь вручали

Все невесты отчизны моей

И девичей мечты, и печали,

Словно старшей подруге своей

Ведущий.

Нельзя представить жизнь наших предков без березы.

В старину в народе говорили о берёзе «как о дереве об четырёх делах»:

Стоит дерево цветом зелено:

В этом дереве четыре угодья:

Первое-больным на здоровье

Другое- от теми свет,

Третье – дряхлых, вялых пеленать.

А четвертое- людям –колодец

(береза угодила нам четырежды)

Первое дело – мир освещать (убогие избы лучиной освещала),

Второе дело – крик утешать (давала дёготь, чтобы колёса у телег смазывать),

Третье дело – больных исцелять (лечила больных своими почками, соком, фитонцидами листьев),

Четвёртое дело – чистоту соблюдать и сок березы испивать (банными вениками и мётлами обеспечивала крестьянскую санитарию и гигиену).

Ведущий.

Береза…Сколько стихов и песен посвящено этой красавице!

Ученик №2

Как будто в свадебном наряде

Берёзка русская стоит.

Ей ветер нежно кудри гладит,

Серёжки солнце золотит.

Под нею раннею весною

Девчата водят хоровод.

Её красавицей лесною

Зовёт недаром наш народ.

В ней столько нежности и света

И как тут не сказать, друзья,

Что для меня берёзка эта –

Мой край родной и песнь моя.

(звучит аудиозапись песни «Береза» в исполнении Н. Расторгуева и группы «Любе»)

Ученик №3

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную!

С. Прокофьев.

Ведущий.

Ребята, а кто из вас знает загадки о березе?

В белом сарафане

Встала на поляне.

Летели синицы,

Сели на косицы.

Стоит Алена,

Платок зеленый,

Средняя группа

(экологический праздник)

Цель: Продолжить приобщение детей к духовным ценностям природной

культуры. Создать радостное настроение. Воспитывать бережное, заботливое отношение к деревьям, желание любоваться ими и охранять их.

Оборудование зала: макет березки (коллективная работа детей по изодеятельности, листочки березки выполнены ладошками детей, солнце, птицы и цветы на центральной стене.

Действующие лица: Ведущий, «Берёза», Баба Яга, Василиса Прекрасная –

взрослые.

Ход праздника:

Муз. руководитель:

Вот и лето наступило, солнце греет целый день,

Веселиться, петь, резвиться, думаю нам всем не лень!

Солнышко лучистое, доброе, проснись,

В хороводе праздничном с нами покружись!

Хоровод «Солнышко» Е. Железновой

Муз. руководитель:

Кто-то бросил мне в оконце,

Посмотрите, письмецо.

Может, это лучик солнца,

Что щекочет мне лицо?

Может, это воробьишко,

Пролетая, обронил?

Может, кот письмо, как мышку

На окошко заманил?

Ведущая: Ребята, от кого пришло письмо,

Вам хочется узнать?

Тогда надо постараться

Загадку отгадать:

Лето красное встречает – и сережки надевает.

Накинута на спинку зеленая косынка.

А платьице – в полоску, ты узнаешь… (березку)

Ведущая: Приглашаю вас ребята

Я на летний луг гулять!

Будем вместе веселиться,

Петь, играть и танцевать.

Летняя разминка: Вот идем мы в летний лес полный сказок и чудес.

(раз-два, раз-два)

Мы шагаем по тропинке, не помнем мы не травинки.

(вдох-выдох, вдох-выдох)

Тут березки на пути – надо к ним нам подойти.

А какие березки бывают? (большие и маленькие) (вдох, руки вверх – выдох, руки вниз)

Вдруг поднялся сильный ветер. Он – сильнее всех на свете.

А высокие деревья – на ветру качаются – ветру подчиняются.

Зашуршали листики. Листики зеленые, к веткам прикрепленные.

Ведущий: Посмотрите-ка, ребята, какая красивая березовая роща, а вот и наша берёзонька.

Ребята, а вы знаете пословицы, поговорки о березе? Расскажите.

Если с березы и дуба листья не опали полностью – жди суровой зимы.

Когда береза станет распускаться – сей овес.

Осенью листья с берез начнут желтеть с верхушки – весна ранняя. Снизу – поздняя.

Бела береза, да черен деготь.

Ведущая: Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о родной русской природе, о красавице березке.

Ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Мила она русскому человеку. Любит наш народ зеленую красавицу за ее красоту и за пользу, которую она приносит.

Песня «Берёзонька» Н. Соловьёвой

1 реб. - День рождения, день рождения у красавицы лесной!

Мы подарим ей веселье, ленты в косы заплетем!

И красивые сережки будут ей как раз к лицу!

Как березке без сережек? Не бывает так в лесу!

2 реб. – Берёзонька, красавица, мы к тебе пришли,

Ленточки цветные в подарок принесли.

3 реб. – Станем мы берёзку украшать,

Веточки в косички заплетать,

Ленточки шелковые – в косоньки зелёные.

(дети украшают березку ленточками, звучит «волшебная» музыка и березка оживает)

Березка: Это я, березка, в новом сарафане!

Хочется мне, дети, веселиться с вами.

Нравлюсь ли вам в платье белом, серебристом,

С веточками кудрявыми - зелеными косицами?

Березонька – беляночка, красавица лесов,

К воде пошла, умылася, обсохла под лучом,

Над речкой наклонилася, березовым плечом.

С березкой рядом рощица, семья ее подруг,

И так узнать ей хочется, что нового вокруг?

Березонька – подруженька немного отдохни

И хоровод, Березонька, ты с нами поводи

Хоровод «Ай, да, берёза» муз. Т. Попатенко, сл. Ж. Агаджановой

Ведущая: Грохот, шум, тарарам,

Это кто стучится к нам? (вбегает Баба Яга с метлой)

Ведущая: Это Баба-Яга, костяная нога.

Что тебе надо от детского сада?

Баба – Яга: Я летела на метле, очутилась на земле.

Долго к вам я собиралась (достает зеркало, смотрится в него)

Так старалась, наряжалась (убирает зеркало)

Баба – Яга: Вы меня к себе не звали, вы меня совсем не ждали.

Вас за это накажу, всех вас праздника лишу.

Я березку обломаю, веточек насобираю,

Чтобы новая метла в небеса меня несла.

Ведущая: Веточки ломать не надо, лучше уходи из сада.

Мы березку защитим и в обиду не дадим.

Входит Василиса Премудрая

Василиса: Мимо шла я по делам, да услышала шум, гам.

Если надо вам помочь, сделать это я не прочь.

Ведущая: Василиса, дорогая, нам не справиться с Ягой.

Бегает она, хлопочет, заломать березку хочет.

Василиса: Не ругайся, старая, ты уймись, Яга,

Ведь на праздник к детям привела тебя судьба.

Баба-Яга: А меня вы не боитесь? Ну, тогда скорей сюда.

Крепче за верёвочку беритесь, начинается игра.

Игра «Перетягивание каната»

Василиса: После игр, бабуленька, сядь и отдохни,

И пляску с платочками нашу посмотри.

Пляска с платочками - Ю. Селиверстова. Сл. - О. В. Долгалёва, на мел. укр. песни «Зiмонька»

4 реб. - Берёзка-лебедь белая, рядком с тобой стоим,

Тебе, моя, несмелая, стихи мы говорим.

5 реб. - Лопочет белая березка, что ей для разудалых кос,

Сейчас желательна расческа, и пудра, чтоб присыпать нос.

И поясок подпоясаться, на длинный белый сарафан.

И зеркальце полюбоваться, на свой изящный легкий стан.

Василиса: Звонкие, резные

Ложки расписные.

От зари до зари

Веселятся ложкари.

Видеокараоке «Лесной оркестр»

Баба-Яга: Ну, ребята, удружили, вы меня развеселили.

Не могу я устоять, так и хочется плясать.

Пляска Бабы-Яги и Василисы (русская народная мелодия)

Василиса: Славно мы повеселились, поиграли, порезвились,

А теперь пришла пора расставаться, детвора.

Баба-Яга и Василиса прощаются и уходят.

Березка: Вы много знаете песен и стихов о моих подружках березках.

Береза – самое красивое дерево России. Шумит оно листвой,

украшает лес, нашу жизнь, но иногда и грустит, как - будто на кого-то жалуется.

Ведущая: Да, бывает, что в лес приходят недобрые люди. Ломают деревья,

обижают птиц, разоряют муравейники. Такие люди наносят вред лесу. Расскажите, как же должны вести себя друзья природы?

6 реб. - Белая берёза – милая сестра,

Ты расти, не бойся звона топора.

Белая берёза, птицы по ветвям!

Я тебя в обиду никому не дам.

7 реб. - Будем березку любить, охранять,

Будем мы взрослым во всем помогать.

Реки, поля и леса сбережем,

Помним о том, что природа – наш дом.

8 реб. - Белая берёза, мой поклон тебе:

Ты в судьбе России и в моей судьбе…

Белая берёза, русская земля:

И печаль, и радость, и любовь моя.

Березка: Каждый куст берегите, ребята, где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата, березняк иль малинник густой.


Курочкина Ирина Александровна

Действующие лица:

  1. Ведущий.
  2. Старичок – лесовичок.
  3. Воспитанники старшей группы.

(Встречают гостей дети (6 пар) и ведущий, одетые в русские народные костюмы с хлебом и солью. Звучит русская народная песня.)

Ведущий: Здравствуйте гости – господа, мы ждем вас с самого утра.

1 ребенок: Нам начинать досталась роль.

2 ребенок: Мы принесли вам хлеб да соль.

Ведущий: Нашим хлебом угощайтесь, да за работу принимайтесь.

(Ведущий предлагает гостям угоститься хлебом да солью.)

Ведущий: В народе говорят, что с хорошими песнями и плясками и работа спорится. Давайте работать и веселиться.

Ведущий: Мы приглашаем вас пройти и посмотреть, что же растет на наших участках.

(Ведущий предлагаем гостям, вместе с детьми, пройти на территорию участка средней группы. На дереве висит письмо.)

Ведущий: Ой, смотрите, какое-то письмо! Ребята, вы не видели, кто его принес? Давайте его прочитаем? (Ведущий читает письмо)

«Дорогие мои друзья! Я приглашаю вас в гости, к себе и к моим верным друзьям: деревьям, зверюшкам, насекомым, птицам. Мы пройдем с вами по волшебной лесной тропинке, в конце которой вас ждет сюрприз. Но чтобы до него дойти нужно очень постараться. Если вы готовы, тогда в путь. Желаю вам удачи!

Старичок-лесовичок».

Ведущий: Ну что ребята, вы готовы отправиться в путешествие? Тогда, в путь!

(Все, под музыку, идут «в лес» (на участок средней группы.)

Ведущий: Вот мы и добрались. Давайте прислушаемся к природе. У каждого цветочка, у каждого листочка, у каждой веточки есть своя неповторимая песня. Закройте глазки, послушайте эту песню. (Дети закрывают глаза и слушают звуки природы.)

Как – будто мы очутились в лесу. Приветливо встретил нас лес. Давайте и мы с ним поздороваемся.

1 ребенок: Будь здоров, зеленый лес,

Стой в торжественном наряде

Парты, книжки и тетради

Ты нам дал, зеленый лес.

2 ребенок: Чтобы в мире не исчез

Зверь лесной и птица тоже

Процветай, наш друг хороший

Будь здоров, зеленый лес.

3 ребенок: Здравствуй лес, дремучий лес,

Полон сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной грозовою?

4 ребенок: Кто в глуши твоей таиться?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи

Ты же видишь – мы свои!

Ведущий: Когда любуешься природой, становиться на душе светло и радостно. Хочется всему миру пожелать этой радости: солнцу, земле, всему живому. И как же страшно, что есть на свете люди, которые не любят природу, губят ее красоту. А ведь как в лесу чудесно, правда, дети? Так чудесно и радостно, что хочется петь.

(Дети исполняют песню. Появляется старичок- лесовичок.)

Старичок-лесовичок: Ох, хорошо пели, напевно так, но очень громко. А вы разве не знаете, что лес любит тишину и покой? Ведь даже хруст ветки может спугнуть маленького зайчишку под кустом и птицу, высиживающую птенцов.

Ведущий: Какой же ты добрый старичок-лесовичек.

Старичок-лесовичок: Я – старичок-лесовичек

В бороде травы клочок

Я хожу с клюкой вокруг

Сторожу и лес и луг.

Я давно за вами наблюдаю, и сейчас вам предлагаю.

Отгадайте-ка, ребятки, вы мои загадки.

1 загадка: Нам в дождь и в зной поможет друг, зеленый и хороший,

Протянет нам десятки рук, и тысячи ладошек. (Дерево.)

Старичок-лесовичок: Правильно, это дерево. Деревья – это украшение Земли, их нужно беречь. А эта загадка, о каком дереве?

2 загадка: В белом сарафане стала на поляне.

Летели синицы, сели на косицы.

Её узнаешь по примете –

Нет деревца белей на свете. (Берёза.)

Старичок-лесовичок: Давайте поспешим, ребятушки, к берёзке – заждалась она нас, принарядилась красавица.

(Дети, со старичком-лесовичком подходят к берёзке, на стволе повязан платочек, обнимают её за ствол, снимают письмо.)

Старичок-лесовичок: Вот и письмо она для нас приготовила. Прочти его девица. (Отдает письмо ведущему.)

«Милые детки! Наконец-то вы ко мне пришли. Уж как я вас ждала, как ветвями качала, надеялась, что вы меня услышите».

Ведущий: Поэт Сергей Есенин называл Россию страной березового ситца, а березку – нежной, юной, чистой девушкой. А давайте, вокруг березки хоровод заведем, да песню запоём.

(Дети исполняют хоровод «Во поле березка стояла».)

Старичок-лесовичок: Ох и славный вы хоровод завели, но надо отправляться дальше. Вот смотрите, что это за дерево? (Показывает на тополь.) Правильно, это могучий и важный тополь. Надо же, он тоже приготовил для нас письмо. (Снимает письмо с ветки и отдает ведущему.)

«Здравствуйте, ребята! Я сильный, старый тополь. Мои корни глубоко уходят в землю, поэтому мне не страшны ни какие бури. Стою я здесь на одном месте, а как бы мне хотелось пуститься с вами в пляс. Может, порадуете меня, исполните что-нибудь веселое».

Ведущий: А что ребята, порадуем тополь?

(Дети исполняю «А мы просо сеяли», затем «Во саду ли, в огороде».)

Старичок-лесовичок: Ребята, посмотрите вокруг, какие еще деревья нас окружают? Конечно – яблоня. Посмотрите, какая она красивая, раскидистая. Давайте с ней поздороваемся. (Дети обнимают яблоньку за ствол.)

А как вы думаете, кто сильней, вы или яблонька? Ну, конечно же, яблонька. А как думаете, почему? (Выслушиваются ответы детей.)

А что ее в земле держит?Конечно, корни. Смотрите ребята, яблонька нам сказать что-то хочет. (Лесовичок слушает шум веток.)

Старичок-лесовичок: Яблонька интересуется, а умеете ли вы играть в «Гори - гори ясно»? Давайте порадуем яблоньку и поиграем.

(Проходит игра «Гори – гори ясно». Ведущий предлагает гостям присоединиться к игре.)

Ведущий: Спасибо тебе Старичок-лесовичок за интересное путешествие.

Старичок-лесовичок: Я так рад, что познакомился с вами и подружился. Вы много знаете о лесе, умеете себя правильно вести, знаете, как охранять природу.

Ребенок: Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

Старичок-лесовичок: Каждый куст берегите ребята,

Где росток ты увидишь простой

Может вырасти дуб в три обхвата

Березняк иль малинник густой.

А уж сколько орехов и ягод

Свято помни, что лес – наша радость

Вместе с лесом и сам ты растешь.

Ведущий: Старичок-лесовичок, к нам сегодня гости пришли, чтобы сделать наш детский сад еще краше, зеленей. И для этого они привезли с собой саженцы. Я предлагаю сейчас, всем вместе, высадить эти саженцы в землю.

(Ведущий приглашает всех пройти к приготовленному месту для посадки саженцев. Дети также помогают высаживать саженцы в землю: кто поливает, кто поддерживает саженец, кто подает инвентарь, …)

Старичок-лесовичок: Друзья мои, как мы славно потрудились, теперь пора и отдохнуть. Ребята, вы когда-нибудь видели в лесу деревья, на которых растут конфеты? (Ответы детей и гостей.)

Не знаю как в других лесах, а в моем лесу точно есть такое дерево. Хотите я вам его покажу? Тогда в путь!

(Лесовичок ведет всех к дереву, на ветках которого навязаны конфеты, угощает детей и гостей конфетами.)

Старичок-лесовичок: Хорошо мне было с вами, но меня ведь и другие ребята ждут. Буду рад видеть вас у себя в гостях. До встречи! (Лесовичок уходит.)

Ведущий: До свиданья Старичок-лесовичок, нам тоже надо возвращаться обратно в детский сад.

(Дети благодарят гостей и, попрощавшись уходят в группу.)

Учебные дисциплины: окружающий мир, русский язык и литература, история, ИЗО.

Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 7-11 лет.

Тип проекта: учебный проект.

Задачи проекта:

  • Развивающие :
    • развивать умение отбирать необходимый материал;
    • развивать коммуникативные навыки;
    • развитие связной письменной и устной речи учащихся;
    • выработка навыков выразительного чтения поэтического произведения, его эстетического восприятия.
  • Обучающие :
    • расширить знания учащихся о жизни березы;
    • выяснить, что означает слово «береза»;
    • выявить роль березы в подержании жизни на Земле.
  • Воспитательные :
  • Практические :
    • создать мини-энциклопедию «Все о березе»;
    • провести праздник «Береза – символ Родины моей».

Результат проекта (продукт): разработка сценария защиты проекта, мини-энциклопедия «Все о березе».

ХОД ПРАЗДНИКА

Ты до того, березонька красива
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя немыслима Россия,
И я немыслим без твоей красы.

– Ребята! Во время праздника будьте очень внимательны. Вы познакомитесь со многими интересными сведениями о березе. Эти знания помогут вам ответить на вопросы викторины, которую мы проведем в конце праздника, и пригодятся в жизни.

(Звучит мелодия песни «С чего начинается Родина»).

Чтец. (Слайд 3)

С чего начинается Родина?
Наверное, с белых берез,
С их царства сквозного молочного
И с пухлых ребяческих грёз.

Чтец. (Слайд 4).

Русь моя! Люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос,
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.

Чтец. (Слайд 5)

Чтец. (Слайд 6)

Мы много книг перечитали
И материалы отбирали,
Мы рисовали, сочиняли,
Стихи березке посвящали.
Писали мы ученые конспекты,
И вот пред вами все наши проекты!

Раздел «Вдохновение»

Чтец. (Слайд 7)

Березы, березы... Вы всегда бескорыстно и надежно дружите с людьми. В глубокой древности вы пришли в их жилища, в далекие времена были для них источником тепла и света – самой светлой лучиной, самым жаркими дровами в печи. В Древней Руси служили для написания письма берестяные грамоты, летописи.

Чтец. (Слайды 8, 9)

Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её на Руси всегда сравнивали с нежной и красивой девушкой, ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники. Сколько песен, стихов сложено о белоствольных русских красавицах! Стихотворение «Берёза» Сергея Есенина с детства хорошо знакомо всем.

Белая береза (Слайд 10)
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

Чтец. (Слайды 11, 12).

И ныне березка – постоянный спутник человека. Береза – одно из распространенных деревьев Северного полушария, но только в северной и средней полосе России (да еще в Белоруссии) растет береза чистыми сплошными рощами, которые называются березняками. Поэтому и называют березку русским деревом. Какие добрые, красивые чувства рождает в душе русская березка, как хороша она в любое время года. Её скромная красота вдохновила и нас, мы тоже посвятили березке свои сочинения в стихах и прозе.

Дети зачитывают свои сочинения о березке. (Слайды 13-21)

Раздел «Рисуем русскую березку»

Чтец. (Слайд 22)

Для защиты проекта «Рисуем русскую березку» мы подготовили панно «Вечно жить березовым рощам», на котором представлены живописные работы учащихся.

Художник. (Слайды 23-30)

Для этой выставки картин
Трудился вовсе не один –
Весь 3-й А проект готовил:
Одни писали реферат,
Трудились много дней подряд,
Другие рисовали лес,
В нем мир березовых чудес...
Плечом к плечу трудились рядом,
Помочь друг другу были рады.

Чтец. (Слайды 31-33)

Русскую березку запечатлели на своих картинах художники Пластов и Левитан, Куинджи и Саврасов. Писатель В.Гаршин, глядя на картину А.Саврасова «Грачи прилетели», сказал: «Я назвал эту картину «Чувство Родины»». И, действительно, когда вы смотрите на это полотно, то испытываете до боли пронизывающее вас чувство слитности со своим Отечеством. И весенняя звонкая капель, и дымка, и тонкие березки – все это такое знакомое и такое родное. И эта удивительная картина рождает любовь к Родине, России.

(Идет показ картины А. Саврасова «Грачи прилетели»).

Чтец. (Слайды 34)

Россия, сторонка веселая,
Дорогой бежит проселочной,
Тонкой березкой качается,
В светлых дождях купается!

(Идет показ картины А. Куинджи «Березов роща»).

Чтец. (Слайд 35)

Перед картиной «Березовая роща» А. Куинджи испытываешь особую радость. Так бывает, когда в летний день входишь в березовую рощу и ощущаешь красоту своей Родины. Вокруг стоят зеленокудрые, тихие и молчаливые березки.

Чтец. (Слайд 36)

На полянке, на пригорке,
Под окном среди полей
Белокорые березы –
Символ Родины моей.

Чтец. (Слайд 37)

Ты так мила мне, до любой росинки, В твоих просторах дремлет тишина. Березовая русская Россия – Ромашковая добрая страна!

Раздел «Солдатские березки»

Чтец. (Слайд 38)
Какой человек не любит красавицу березку! Утомленному она обещает желанный отдых, жаждущему прохлады дарит тень.
Тихо стоят березы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии Великой Отечественной войны! Лучших свидетелей не найти. Последний привет умирающие солдаты посылали ей, как символу Родины.

Чтец. (Слайд 39)

За селом, вдали, на перекрестке
Полевых едва заметных троп
Я узнал солдатские березки,
У которых рыл себе окоп.
И невольно вспомнил, как стонали
Ветки их от взрывов и огня...
Возле тех березок подобрали
Чуть живым товарищи меня.
С той поры с любовью о березах
Говорили часто мне бойцы:
«Ты бы злую смерть не пересилил,
Ты бы тяжких ран не перенёс,
Если б мы тебя не напоили
Светлыми слезинками берез...»

Чтец. (Слайд 40)

Затихли военные грозы,
Свинцовых не цокает град,
Но горькие раны березы,
Как память о прошлом, хранят.
Их ливни целуют косые,
Ласкают их ветры, трубя:
«Никто, никогда их, Россия,
Не в силах отнять у тебя».
Летела б во мраке планета,
И трудно бы людям жилось
Без этого доброго света
Исконных российских берез.

Чтец. (Слайд 41)

Для меня березка – часть России.
Есть она, и будет, и была...
Вот березку росы оросили,
И стоит она белым-бела.
Сколько раз осколки били в каску,
Но живым я вышел из огня:
Верил я не в присказку, не в сказку,
А в березку, ждущую меня.
Ты, березка, искренне поведай
Эту быль подснежника весны,
Как ждала меня, ждала меня с победой
Сорок с лишним месяцев войны! ...
Снова у родного перекрестка
Я стою, взволнованный, с утра –
Вот она, заветная, березка,
Теплый образ света и добра!

Раздел «Березовое царство – хорошее лекарство»

Чтец. (Слайд 43)

Милая наша березка не только всесторонне обогащает нас, она еще универсальный врачеватель, исцелитель и предсказатель погоды. Это дерево может заменить собою компас, если вы заблудитесь в лесу. Из березовых почек и листьев изготавливают отвары, настои, мази, активированный уголь, масла. А как ароматен и полезен настой березового гриба-чаги! Не зря его называют березовым бальзамом. Полезен и приятен освещающий древесный эликсир – березовый сок!

Чтец. (Слайд 44)

А русская баня с её щедрым жаром! Березовый веник – символ, страж чистоты, хорошее лекарственное средство. Листья у березового веника широкие, мягкие; хорошо запаренный, он выделяет эфирные масла и другие целебные вещества, благотворно действует на кожу человека.

Сценка 1. (Слайд 45)

Кабинет врача. Входит, хромая, пожилая женщина на костылях. Здоровается.
Врач: Проходите. Садитесь.
(Больная, скрипя и охая, садится).
На что жалобы, хорошая вы моя?
Больная: Ох, доктор, скрючило меня!
Слышь, как суставы щелкают, скрипят.
Врач: Так...Поясница, ноженьки болят?
(Больная кивает головой).
Врач (подает бутылочку) :
Принять лекарство «Сок березы» вы должны,
Две полных чайных ложки вам нужны.
(Больная пьет... Выпрямляется).
Врач: Что, полегчало, милая немножко?
Как ваши поясница, ручки, ножки?
Больная (с легкостью встает) :
Да, очень, очень полегчало!
Спасибо, доктор, я спешу!
Пока-пока! Я поскакала!
(Убегает, забыв про костыли) .

Сценка 2.

Врач: Следующий.
(Входит больная, задыхаясь, кашляя и чихая) .
Вас слушаю.
На что есть жалобы, больная?
Больная (сквозь кашель) :
Удушье, доктор, видно, доконает.
И кашель напрочь одолел!
Бронхит до смерти надоел!
Врач: Мне эти жалобы знакомы.
У вас и астмы все симптомы.
(Больная приходит в ужас) .
Врач: Да не рыдайте, дайте срок –
Болезни лечит из березы сок.
(Достает бутылочку) .
Примите ложечку-другую
(Больная принимает лекарство) .
Ну что? Я верно вам толкую?
Больная: Да, белый свет я увидала!
Не кашляю! Свободно задышала!
Спасибо, доктор, побегу.
Теперь и прыгать я могу!
(Убегает) .
Врач: У кого удушье, астма,
В горле боль или отек,
Пейте чудное лекарство –
Из березы русской сок!

Раздел «Если рядом с тобою береза»

Чтец. (Слайд 46).

Если хотите узнать, какое будет лето, то внимательно присмотрись к березам. Если весной из березы течет много сока, то лето будет дождливое. А какой будет весна, береза рассказывает осенью. Листья начинают желтеть с верхушки – ждите ранней весны, снизу – поздней. И зиму березы могут предсказать: в начале октября с них лист не опал – снег ляжет поздно.

Чтец. (Слайды 47-50)

Известно более 100 видов берез. Березы бывают белокорые, тонкокорые, низкорослые, карликовые, бородавчатые, пушистые и другие. Встречаются березы с желтой, фиолетовой, серой, даже чёрной корой. Царским деревом называют карельскую березку.

Чтец. (Слайд 50)

Русь, Россия испокон века была крестьянской страной, где сочетались труд и нужда, горе и радость... Березка – воистину крестьянское дерево. Она напоминает про ситцевый платок, побеленную хату, русскую печь, половик, холщовую рубашку, курочку Рябу, каравай хлеба...

Звучит песня в исп. С.Безрукова «От чего так России березы шумят…». (Слайд 51)

Чтец. (Слайд 52)

Есть у березки и свой праздник. Он так и называется – Праздник русской березы. Отмечают его в день летнего солнцеворота, когда самая короткая ночь в году.

Чтец. (Слайд 53)

Береза является символом самого любимого на Руси праздника – Троицы. Этот день проводили в лесу вокруг березы. Девушки надевали на голову березовые венки, березку украшали лентами и цветами. Вокруг не водили хоровод.

Чтец. (Слайд 54)

Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево, – ведь оно живое! Много бы жалоб поступило от березы, если бы они могли говорить. Особенно весной плачут они горькими слезами. Чтобы напиться сока, люди по-варварски разрубают топором, губят тем самым белую кору.

Чтец. (Слайд 55)

Ввесенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору березы –
И капли сока, точно слёзы,
Текли прозрачною струёй.
Пастух кору надрезал у березы,
Склоняясь, тянет сладковатый сок.
За каплей капля падает в песок
Березы кровь прозрачная, как слёзы.

Чтец. (Слайд 56)

Много ран наносит природе человек. Чтобы не повредить хороших деревьев, заготовку сока, почек, листьев и веников рекомендуется вести на участках, специально отведенных для рубки леса. Сохраним природу для будущих поколений! Люди, не губите березы!

Чтец. (Слайд 57)

Охранять березку
Станем мы гурьбою,
Чтоб краса-березка
Выросла большою!

Раздел «Мы посадим березы кругом»

Чтец. (Слайды 58-60)

Мы разработали план озеленения в нашем городе и предлагаем ввести в традицию школы посадку берез 1 сентября родителями 1-классников и выпускников 11-классников.

Раздел «Что делают из березы»

Чтец. (Слайды 61-69)

Из белоствольной красавицы получают тысячи вещей. Само дерево используют как строительный и поделочный материал. Древесина березы очень крепкая и идет на изготовление мебели, лыж, лучших сортов фанеры. Из бересты можно сделать различные корзины, коробки, кузова, сумки, подкладки для рельсов, зубчатые колеса, ружейные ложа.
Из березовых почек и листьев изготавливают различные краски, нафталин, дёготь.

Раздел «Береза – талисман»

Чтец. (Слайд 70)

Для людей, родивших 24 июня и 22декабря, береза является деревом талисманом. Люди, родившие в эти дни, как правило щедры, жертвенны. Любят общество. Трудолюбивы. Красивы, стройны. Не выносят грубости. Любят дарить и получать подарки. В час невзгод, неприятностей надо найти березу, прикоснуться к ней, обнять её ствол руками, прислониться спиной, довериться ей и попросить помощи. Общаться с ней нужно 20-30 минут и вам станет намного легче, вы обретёте душевное спокойствие.

Раздел «Березка - символ Родины моей»

Чтец. (Слайды 71-72)

Молодые тоненькие, прямые березки похожи на стройных, с гибкой талией, с русыми косами светлооких русских девушек. Где бы ни росла береза – всюду она приносит людям радость и свет. Береза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому
что вечен наш народ, вечна земля Русская!

Чтец. (Слайды 73)

Береза – сама Россия – ее верная примета, радость, гордость и счастье! А счастье всегда хрупко, и надо много усилий, терпения, ума и доброты, чтобы сохранить его.

Чтец. (Слайд 74)

Опять о них, кудрявых и белесых...
А что тут делать, если на Руси
У всех дорог встречаются березы,
Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси!

(Звучит песня «Вы шумите, берёзы!» в исполнении» ансамбля «Сябры».)