Производство малярных кистей. Как открыть своё дело

В древнем Китае считалось, что каждый уважающий себя образованный человек должен уметь обращаться с такими предметами как кисть, бумага, тушь и тушечница. Это были настолько важные атрибуты в жизни образованного общества, что их так и называли «Четыре драгоценности ученого».

В этой статье мы поговорим о первой драгоценности, то есть о кисти. А точнее о технологии изготовления кистей для живописи в Китае.

Процедура производства кистей очень сложная, каждый шаг ответственный и влияет на другой. Каждая маленькая ошибка на любом этапе может сильно повлиять на качество кисти.

Высококачественные кисти для живописи и каллиграфии делаются руками мастеров, и до сих пор никакая машина не сможет заменить работу выполнимую человеком. Поэтому количество и качество производимых кистей сделанными вручную никоим образом нельзя сравнивать с товарами, производимыми промышленными способами.

Этапы производства китайских кистей для живописи и каллиграфии:

    Выбор шерсти.

    Кисти делают из шерсти животных. На сегодняшний день выбор широк: ласка, коза, лошадь, свинья, лиса, заяц, олень, волк и т.д.

    Так же в Японии производят искусственную эластичную шерсть (нейлон), которую добавляют при производстве некоторых кистей.

    Чтобы зафиксировать красивую и гладкую форму кисти в основание добавляют растительный материал – джутовую пряжу.

    Каждая готовая кисть имеет ряд характеристик и предназначается для различных задач стоящих перед художником. Поэтому и шерсть для кистей подбирают в соответствии с назначением изделия.

    Например, мягкие кисти изготавливают из шерсти козы, а более жесткие из шерсти ласки, лошади, свиньи, нейлона. Кроме того учитывается длина, толщина, возраст животного и время года когда делают заготовки шерсти.

    Заготовка.

    Шерсть и идет с кожей, от которой надо избавиться. Для этого надо сырье замочить в воде для размягчения кожи. Потом надо разделить шерсть на маленькие рулоны и срезать кожу.

    Приводим в порядок заготовки.

    Теперь эти рулончики приводятся в порядок. С помощью специальной расчески избавляются от пуха. Выравниваются волокна по длине и лишнее у основания обрезается.

    Обычно каждая кисть изготавливается из 2-3 видов шерсти. Но распределить, сколько куда, может только опытный мастер.

    Толщина, длина и форма кончика кисти сильно влияет на ее свойства. Придание формы это, пожалуй, самый ответственный шаг.

    Теперь надо, при помощи расчески сделанной из кости, расположить волокна шерсти равномерно, чтобы готовая кисть во время работы не поменяла форму.

    После того как шерсть стала причесанной, её скатывают в ладонях сильно сжимая. Если основание не ровное его подрезают.

    После того как заготовки уплотнили их смачивают водой и регулируют кончик будущей кисти.

    Теперь заготовки высушивают и фиксируют нейлоновой нитью.

    Выбор ручки.

    Материалов для изготовления ручки много: бамбук, дерево, нефрит, керамика, слоновая кость, рог быка, пластик и т.д. Для дорогих, высококачественных кистей используют материалы наподобие рога быка, а для более бюджетных экземпляров берут бамбук или пластик.

    Это последний шаг. Раньше для того чтобы закрепить головку использовали сосновую смолу, а теперь для этого применяют суперклей.

    В завершении кисти очищают от маленьких шерстинок, используя специальных клей из водорослей.

    Чистое украшательство, но куда же без этого. Красиво выполненная резьба добавляет особый шик готовому изделию, делая его престижней и богаче.

    Шрифт на ручке бывает: «два ножа», «половина ножа» и «один нож». «Два ножа» — используют горизонтальный нож и вертикальный нож, шрифт называется KAI SHU. «Один нож» — используют горизонтальный нож, шрифт называется XINGSHU, CAOSHU. «Половина ножа» — после резьбы горизонтального ножа обработать вертикальным ножом, шрифт называется XINGSHU, KAI SHU.

Андрей Бяков, генеральный директор компании «Живописные кисти»:
«Кисти для художников отличаются от школьных кистей настолько же, насколько «Мерседес» отличается от «Жигулей». Для производства качественных кистей используется другое сырье, другие технологии и станки тоже нужны другие. Кистевяз, проработавший 10 лет на производстве школьных кистей, попадая на производство кистей для художников, снова превращается в ученика. Переучивать такого мастера бывает иногда сложнее, чем взять нового человека с улицы. Каждый хочет иметь качественную кисть, но если кисть нужна для разового потребления и результат при этом не имеет большого значения, то кисть нужна дешевая, одноразовая! Ведь и на «Жигулях» в нашей стране ездит людей больше, чем на «Мерседесах».Любая кисть состоит из трех основных частей: волосяного пучка, металлической обоймы и деревянной ручки (черенка).
Волосяной пучок – это рабочая часть кисти из натурального или синтетического волоса, собранного в пучок определенной формы и размера. Волосяные пучки для кистей вяжутся вручную, только так получается действительно качественный художественный инструмент. Именно себестоимость волосяного пучка главным образом влияет на конечную цену кисти. Обойма служит для придания формы, сохранности пучка и соединения его с ручкой. Обойма для кистей изготавливается из металла. Обоймы бывают шовные и цельнотянутые. Для школьных кистей иногда используется шовная жестяная обойма, для художественных более дорогая – медная цельнотянутая.Даже у такого «расходного материала» как школьная кисть могут быть другие конкурентные преимущества, помимо цены: прежде всего, товарно-привлекательный внешний вид, этим производители сегодня озабочены не в последнюю очередь. Эстетический вид товара – то, что способно выделить его среди аналогов на прилавке. «Гамма», например, сделала определенный шаг в сторону розницы: выпустив для школы белку с первого по десятый номер, четыре номера колонка, пони, щетину, козу и пять номеров синтетики, позаботилась о том, что каждый вид кисти имел свой цвет ручки: пони – красная, белка и колонок – «маренное» дерево» и так далее. Кисти, предназначенные для продажи отдельными номерами, для удобства заключены в специальные прозрачные «пеналы».Поскольку розница, особенно розница формата самообслуживания, очень любит наборы, в блистере или пленке с европодвесом, они есть в ассортименте практически каждого производителя. «Гамма»: набор «Малыш» – кисти из щетины, набор «Школьник» – кисти из волоса пони, набор «Лицей» – синтетические кисти. «Питер Арт Сервис»: наборы «Цветик» – кисти из волоса белки, колонка, свиной щетины, лисы, пони козы (каждый из наборов имеет подробную аннотацию и снабжен таблицей, благодаря которой можно безошибочно подобрать номер и тип кисти для выполнения конкретной работы»), наборы «Сонет» – по 3 и 5 штук. ООО «Художественные материалы»: 38 наборов разного уровня – от дошкольника до профессионала, от недорогих до подарочных в инкрустированных шкатулках. Самыми популярными школьными наборами являются «Школьник», «Малыш» и «Радуга». Быстрыми темпами растут продажи наборов-ассоциаций «Зебра», «Светофор», «Триколор».Несмотря на все сложности, производители кистей заявили, что готовы к школьному сезону 2010 года.

Художественные кисти изготавливаютиз волос различных животных , а также из щетины. Особо ценятся кисти из волос хвостов песчанок, барсуков, колонков, белок. В зависимости от назначения делают плоские и круглые кисти с удлиненной или укороченной волосяной частью. В настоящее время, в связи со значительной стоимостью традиционных кистей для живописи из волос вышеперечисленных животных, все чаще для кистей используют волосы от других животных, причем не только волосы, но и шерсть. К таким новым поставщикам сырья для кистей относят: лисицу, песца, норку, причем здесь вполне пригодный для кистей волос является отходом меховых фабрик и ремонтных меховых мастерских. Еще для изготовления кистей подходят: шерсть длинношерстных собак, верблюдов и овец, а также человеческие волосы. Конечно, применение тех или иных волос зависит от того, для каких работ будут использоваться соответствующие кисти: для акварельной или масляной живописи, для графических работ и так далее. Так, рисующие тушью китайские и японские художники предпочитают кисти исключительно из верблюжьей шерсти.

Многие любители рисовать иногда пытаются изготовлять кисти самостоятельно, но, не зная технологии этого специфического производства, получают кисти, малопригодные для работы.

Изготовление кистей для живописи

Итак, для изготовления кистей для живописи в первую очередь необходимо заготовить свиную щетину или волосы соответствующих животных. В приведенном ниже описании кистей указаны животные, из волос которых делают кисти, а также даны характеристики кистей, изготавливаемых из тех или других волос. Заметим также, что все кисти, перечисленные ниже, выполнены из обработанного волоса хвостов животных.

Песчанковые. Выпускаются только плоские кисти с удлиненной или укороченной волосяной частью.

Волос очень мягкий, малоэластичный. Применяется в основном для работы темперой, гуашью и акварелью, при работе масляными красками, для лессировок лаковых покрытий, для нанесения тонкого живописного слоя и т. д.

Барсуковые. Форма кистей плоская и круглая. Кисти несколько жестче кистей из волос песчанок. Применяют в масляной живописи.

Колонковые. Круглые и плоские кисти с удлиненной или укороченной волосяной частью. Кисти отличаются исключительной упругостью и эластичностью при удовлетворительной мягкости. Их применяют во всех видах живописи, но совершенно незаменимы они в работе гуашью и акварелью, когда от кисти требуется большая упругость. В масляной живописи их используют при выполнении мелких деталей, в стенописи для проведения длинных контурных линий применяют круглые кисти, для нанесения тонких живописных слоев - плоские. Колонковые кисти удобны для лессировки по сырому.

Беличьи. Выпускаются только круглые кисти. Эти кисти отличаются большой мягкостью и эластичностью, применяются главным образом в акварельной живописи по бумаге, в живописи по фарфору. Заметим, что лучшими кистями для акварели считаются кисти из куницы или соболя, а крупные кисти для акварели изготовляют из более грубой верблюжьей шерсти.

Практическое применение кистей мягких или жестких, плоских или круглых зависит от индивидуальных требований мастера, от того, в какой технике он решает определенные живописные задачи.

К группе так называемых школьных кистей, которые изготавливаются обычно из волоса белки, лисы, медведя, колонка относятся кисти девяти номеров: 2; 4; 6; 8; 10; 12; 14; 16; 18 (см. таблицы 1 и 2).

Таблица 1. Кисти для живописи плоские
№ кисти Ширина пучка волоса у обоймы, мм Длина выпуска волоса, мм
Щетинные Беличьи, куньи Колонковые, сусликовые, песчанковые, норковые
дл. ср. кор. дл. ср. кор. дл. ср.
2 2 13 11 7 - - - 6 5
4 4 15 13 9 - - - 8 6
6 6 17 15 11 10 8 8 11 9
8 8 19 17 13 12 10 8 13 11
10 10 21 19 15 14 12 10 15 13
12 12 23 21 16 16 14 12 17 15
14 14 26 24 19 18 16 14 21 18
16 16 29 27 22 20 18 16 24 21
18 18 32 30 25 22 20 18 27 24
20 20 35 33 28 25 22 19 - -
22 22 38 36 31 27 24 21 - -
24 24 40 39 34 29 25 29 - -
26 26 44 42 37 31 25 25 - -
28 28 47 45 40 33 30 37 - -
30 30 49 47 42 35 32 29 - -

Таблица 2. Кисти для живописи круглые
№ кисти Диаметр пучка у втулки, мм Длина выпуска волоса, мм
Щетинные Беличьи, куньи Колонковые, сусликовые, норковые Барсуковые, песчанковые
длинный короткий средний
1 1 7 8 8 6 6
2 2 9 10 11 9 8
3 3 15 12 13 11 10
4 4 19 14 16 14 12
5 5 24 17 20 17 14
6 6 28 20 20 21 16
7 7 30 24 26 23 22
8 8 32 28 28 25 26
9 9 34 30 30 27 28
10 10 36 33 - - 30
11 11 38 36 - - 33
12 12 40 38 - - -
13 13 42 - - - -

Удалив из пучка ненужные отдельные волоски, его подравнивают (с нерабочей стороны волос) и подрезанной частью вниз ставят в узкий стаканчик с плоским дном. От легкого постукивания дном стаканчика об стол все волоски пучка осядут и подравняются.

После этого волосяной пучок перевязывают (рис. 1) и вычесывают из него ненужные волоски, пользуясь частой расческой с острыми зубцами. Вычесанный пучок обязательно дополнительно перевязывают, после чего обезжиривают в бензине. Пучок выдерживают в баночке с бензином не менее 2...3 суток (баночка должна быть плотно закрыта). Далее волосы несколько раз промывают в чистом бензине, а затем кипятят в 10%-ном растворе алюмокалиевых квасцов, являющихся дубителем. (В результате подобной обработки волосы становятся негигроскопичными.)


Пучок просохших волос заворачивают в газету (в один слой), перевязывают и закаливают волосы, выдерживая их при температуре 140...150°С обычно в течение 50...60 минут. Вообще-то время закаливания волос зависит от их вида. Так, волосы собаки нагревают в течение 1,5 ч. При этом тонкие волосы требуют более высокой температуры закаливания.

Для определения температуры нагрева обычно пользуются следующим простым способом. Если помещенная в печь (духовку) бумага слегка пожелтеет, это значит, что температура ниже 150°С и для закалки она недостаточна. Когда бумага приобретает цвет светлой охры, можно считать, что температура близка к 150°С, то есть достигнута температура, необходимая для закалки волос. Обугливание бумаги указывает на слишком высокую температуру, которая явно выше 150°С. Учтите, такая температура непригодна для термообработки волос, так как перегрев делает волосы ломкими.

Отрегулировав температуру в печи, приступают к закалке. Лучше всего пучок волос в печи положить на металлическую сетку или подвесить, чтобы волосы равномерно прогревались горячим воздухом.

Прогрев волосы, их снова причесывают и удаляют из лучка короткие или непригодные волоски, пользуясь бритвой. Для этого пучок кладут на ладонь (обрезанной частью к ладони) и, придерживая его пальцами, бритвой подрезают ненужные волоски. Затем пучок раздвигают и из середины также удаляют ненужные волоски, вынимая их пинцетом. Обработанный таким образом волосяной пучок снова заворачивают в газету, перевязывают и вторично закаляют, применяя те же режимы.

Для выяснения качества закалки волосы смачивают водой. Если волосы недостаточно прогреты, на части волосков образуются завитки. Тогда пучок смачивают водой и волосы снова прокаливают. О качестве закалки волос можно судить и по их цвету. Так, при достаточной закалке белые волосы приобретают желтоватый оттенок. Используя это свойство, в пучок волос темного цвета при нагреве вкладывают несколько контрольных белых волосков, пожелтение которых и будет знаком достаточной степени закалки всех волос в пучке.

Из прошедших закалку волос уже можно вязать кисти. В зависимости от номера (см. таблицы 1 и 2) из пучка берут некоторое количество волос, опускают их в заранее заготовленную формочку с коническим дном, сделанную из жести или пластмассы. Понятно, такие формочки должны иметь размеры в зависимости от соответствующих номеров кистей. Итак, вложив в формочку нужное количество волос, постукивая по формочке, пучку волос придают форму заготовки для кисти (рис. 2). Затем пучок вынимают, перевязывают его, отрезают лишний волос, нерабочую сторону пучка покрывают лаком и вставляют заготовку в металлический капсюль (обойму). Подобные капсюли бывают цельнотянутыми или сформированными из тонкой металлической полоски, края которой соединены внахлестку (с пропайкой соединения). Делают капсюли обычно из белой жести или из латуни, размеры их зависят от номера кисти.

Ручки кистей вытачивают из древесины березы, сосны, бука или ольхи, затем шлифуют, покрывают бесцветным лаком или окрашивают в различные однотонные цвета. Вставленный в капсюль пучок заливают с открытого (широкого) конца капсюля водостойким лаком или синтетическим клеем, чтобы клей (лак) достиг конца пучка волос, находящегося в капсюле. После сушки капсюль с волосяным (щетинным) пучком соединяют с деревянной ручкой, на которой капсюль для крепости дополнительно обжимается. Ручку готовой кисти покрывают лаком. Длина выпущенного из капсюля волоса зависит от его упругости. Замечу, правильный выпуск волоса имеет важное значение, так как очень длинно выпущенные волосы делают кисть растрепанной, а недостаточно выпущенные - будут набирать мало краски. Готовую кисть смачивают водой, расчесывают до тех пор, пока волос кисти не станет ровным.

Натуральные растительные красители

При изготовлении кистей в первую очередь необходимо заготовить соответствующий волос или щетину животных. Заготовлять волос для кистей рекомендуется в марте - апреле, когда происходит линька животных. Стричь волос надо на небольшом участке, сразу же сортировать его по длине, упругости и связывать в пучки.

Удалив из пучка ненужные отдельные волоски, его подравнивают (с нерабочей стороны волос) и ставят в узкий стаканчик, с плоским дном, например в узкую баночку подрезанной частью вниз.
От легкого постукивания дном баночки все волоски пучка осядут и выровняются. После этого волосяной пучок перевязывают и вычесывают из него ненужные волоски. Для вычесывания пользуются металлической расческой с острыми зубцами.
Вычесанный пучок дополнительно перевязывают
Подготовленный волосяной пучок обезжиривают в авиационном бензине или бензине, применяемом для зажигалок. Для этого его кладут в банку с бензином и плотно закрывают крышкой. Пучок выдерживают в бензине не менее 2-3 суток, после чего его несколько раз промывают в чистом бензине и кипятят в 10%-ном растворе алюмокалиевых квасцов, являющихся дубителем. Обработка алюмокалиевыми квасцами делает волос негигроскопичным.

После кипячения просохший волос заворачивают в газету (в один слой), перевязывают и закаливают при температуре 140-150° в течение 50-60 минут.

Время закаливания пучков волоса зависит от вида волоса. Так, пучки из волос собаки или коров закаливают в течение 1 часа 20-30 минут. Тонкий волос требует более высокой температуры закаливания.

Для определения температуры можно пользоваться следующим простым способом: если бумага, в которую обернут волосяной пучок, слегка пожелтеет, это значит, что температура для закалки недостаточна, т. е. она ниже 150°; если бумага приобретет цвет светлой охры, это будет означать, что температура близка к 150°, т. е. достигнута температура, необходимая для закалки волоса; если бумага обуглится, это указывает на слишком высокую температуру, т. е. выше 150°, такая температура непригодна для закалки волоса - перегрев сделает его ломким.

После того как температура печи будет отрегулирована, приступают к закалке. Лучше всего пучки волос класть на сетку или подвешивать в печи, чтобы они равномерно прогревались горячим воздухом.

Прокалив волосяные пучки, их снова прочесывают и уравнивают концы волосков кисти, придавая пучку конусообразную форму. После чего из него удаляют короткие или непригодные волоски, пользуясь бритвой. Пучок кладут обрезанной частью к ладони, при этом придерживают его пальцами и бритвой, как бы подрезая волоски, и удаляют ненужные. Затем пучок раздвигают и из середины вынимают ненужные волоски пинцетом. Обрезанный волосяной пучок снова заворачивают в газету, перевязывают и вторично закаливают. Для определения качества закалки волос пучок смачивают водой; на волосках, недостаточно прогретых, будут образовываться завитки. Такой пучок смачивают водой и снова прокаливают.

Проверяют качество закалки волоса по его цвету. Так, при достаточной закалке белый волос приобретает желтоватый оттенок. Волосы черные или темного цвета проверяют путем вкладывания в пучок нескольких контрольных белых волосков, пожелтение их будет указывать на достаточную степень закалки волоса.

Подготовив волос, приступают к вязке кистей. Перед изготовлением кисти из пучка берут некоторое количество волоса (в зависимости от номера кисти), опускают его в заранее заготовленную коническую формочку, сделанную из жести или пластмассы. При этом она должны иметь коническое дно. Такие формочки должны заготавливаться в зависимости от различных номеров кистей.

Вложив пучок, путем постукивания по формочке подравнивают заготовку для кисти. Затем вынимают пучок, перевязывают его, после этого пучок перевязывают еще 2 раза.

Затем отрезают лишний волос и нерабочую сторону пучка тщательно покрывают лаком и вставляют в металлический капсюль (обойму). Капсюли изготовляют цельнотянутые или соединяемые внахлестку (с припайкой соединения) из черной (холодного проката) или белой жести или из латуни, величина капсюля зависит от номера кисти. Капсюли из черной жести и из латуни никелируют. Ручки изготовляются из древесины березы, осины, бука или ольхи, шлифуются, покрываются бесцветным лаком или окрашиваются в различные однотонные цвета. Вставленный в капсюль пучок заливают с широкого конца капсюля водостойким - лаком или синтетическим клеем. Клей (лак) проходит до самого конца волоса (щетины), заключенного в капсюль.

После сушки капсюль с волосяным (щетинным) пучком соединяют с деревянной ручкой. Капсюль на ручке дополнительно закрепляется путем обжима. Длина выпущенного волоса определяется по его упругости. При этом правильный выпуск волоса имеет важное значение, так как очень длинно выпущенный волос делает кисть растрепанной, а недостаточно выпущенный будет набирать мало краски. Готовую кисть смачивают водой, расчесывают до тех пор, пока волос кисти не станет ровным.

Ручка готовой кисти покрывается лаком.

Кисть - самое острое оружие на земле (китайское выражение)

Эта статья - "История и производство кистей на западе" - диссертация мисс Лулу Велтер. Мы печатаем ее с разрешения институту изучения музейного дела в государственной академии изобразительного искусства в Штутгарте.

Работа разделена на три основные части:
1. объяснение понятий и историческое отступление
2. изучение материалов с точки зрения исторического и современного подхода.
3. история и искусство изготовления кистей.
(части 1 и 2 были опубликованы в номерах 2 и 3 / 2005г.)

Немецкая щетина считалась мягкой и обладающей средней прочностью, белая, серая и серовато-коричневая встречалась намного чаще, чем черная. Самыми распространенными видами были гессенская и баварская жесткая щетина. Чистая черная или белая щетина ценились дороже, чем красная, желтая или серо-коричневая.

До середины 18в. в Германии свиней обычно угоняли в лес, где животные искали пищу в земле под присмотром пастуха. Такая же система была распространена и в России до введения коллективных хозяйств в 1917г. Под влиянием природных условий у свиней, выращиваемых на открытом воздухе, щетина была более длинная и прочная. В возрасте трех-четырех лет они давали до 2кг годной к употреблению щетины, известной своим качеством.

Тем не менее, когда способ выращивания свиней в теплом хлеву получил распространение, количество и качество щетины начало снижаться.

В 1784г. Кройниц писал: "Многие люди думают, что щетина тех свиней, которых откармливали в лесу, была лучшего качества, но это неверно, поскольку кончики волосков часто расщеплялись, когда животные искали корм под кустами. Щетина свиней, выращенных в хлеву, лучше." (Возможно, он не знал о явлении расщепленных кончиков?)

В 18в. в Германию начали завозить русскую щетину. Торговля щетиной не была новым направлением для России; щетину экспортировали в Англию с начала 15в.

С 1740г. ввозимую щетину стали разделять по качеству. В начале 19в. Английские торговцы щетиной создали первые мастерские по обработке щетины в Санкт-Петербурге, где щетину подготавливали, а т.е. обрабатывали четырьмя разными способами:
1) Русский способ: тщательный отбор
2) Польский способ: поверхностный отбор
3) Тиктинский способ: отбор, промывание и сушка
4) по-парижски: отбор, кипячение и сушка (=обработка)

Когда в Советском Союзе после 1917г. была введена система центрального планирования экономики, щетину собирали, обрабатывали под контролем государства и экспортировали государственной торговой компанией - "Госторг".

Тем не менее, свиней выращивали не только ради щетины. Сегодня их окармливают на забой в течение 9 месяцев, и направленность на мясо может подорвать получение достаточного количества качественной щетины.

Щетина сегодня

Китай является лидером по торговле щетиной. Китайская щетина впервые появилась на американском рынке в 1859г. Виды щетины называются по месту происхождения, названию торговой компании или фирмы по обработке. Следующие виды наиболее известны:

Тиентсин (Тяньцзинь)

Черная и серая, тонкая структура, маленькая вершинка, очень прочная и мягкая, узкий диаметр и маленькие расщепления.

Ханкоу (Ханькоу)

Средняя прочность, маленькая вершинка, сужающийся кончик, длинные расщепления, очень жесткая.

Чангкинг (Чунцин)

Высококачественная черная, белая и, высшего сорта - коричневая. Намного длине, чем Тиентсин, слегка сужается. Очень жесткая, длинные расщепления, очень блестящая. Применение - изготовление художественных кистей.

Щетина уже сама по себе целая наука. На рынке представлено множество видов, и их свойства необходимо изучать, если вы не хотите допустить ошибки. Многие компании изготавливают на заказ по индивидуальным требованиям смеси видов щетины.

С 1950-х в Китае также основной целью выращивания свиней стало мясо, что означает, что животных забивают в раннем возрасте. Поэтому длинная щетина стала редкостью.

Обработка щетины

Обработка щетины - процесс, в ходе которого материал из сырья становится готовым к использованию продуктом.

Отбор сырья

После доставки щетину сортируют по цвету - белая, черная или серая, при этом учитывается и длина волоса.

Срезание

Отобранный материал помещается в специальную машину, отделяющую пучки щетины от кусочков кожи, на которых они держаться. На этом этапе удаляется также пыль и мелкие частицы.

Промывание

Затем очищенный материал помещается в отмочной бак с химическими препаратами, чтобы подготовить его к промыванию. Очень важна плотность воды, чем мягче вода, тем слабее используются пластифицирующие добавки. Щетина промывается в машине и постепенно центрифугируется.

Выравнивание щетины

Волоски щетины выравниваются в прочесывающей машине, т.е. ложатся параллельно друг другу.

Прочесывание

Пух с подшерстка и волосков вычесывается.

Выравнивание

Так как щетина обладает естественным изгибом от 4 до пяти см, пучки плотно связываются, чтобы снизить его проявление или устранить совсем.

Кипячение

Затем щетина помещается в бак и кипятится два часа. Эта процедура смягчает чешуйки щетины и одновременно очищает и дезинфицирует ее.

Быстрая сушка позволяет чешуйкам оставаться в той форме, в которой они были связаны. Высушенная один раз, щетина остается выпрямленной. После кипячения ее складывают на поддоны и сушат при температуре 120°С. Температура должна постоянно контролироваться, так как пересушенная щетина становиться ломкой

Смешивание

Высушенные пучки развязывают, трясут, прочесывают, снова трясут, а затем "вытаскивают". Чтобы получить смесь волоса, пучки раскладываются на рабочем месте тонкими слоями, и одна пригоршня щетины кладется на другую. Сегодня для смешивания используются машины. Преимущество состоит в том, что материал в смеси обладает равномерным цветом и одинаковой прочностью.

После того как пучки разных размеров и степени заострения развязаны, их помещают на мешальную машину ровным рядом в одном направлении. В машине используются несколько лент, двигающихся назад и вперед, которые захватывают волоски и перемешивают их. Это происходит, когда одна партия щетины спадает с одной ленты на другую, где уже находится другая партия и т.д., пока все полностью не перемешается (но волоски остаются в одном направлении). Это перемешивание занимает примерно десять минут.

Сортировка щетины

После того, как щетина была разложена, ее сортируют по длине; если эта операция выполняется вручную, ее доверяют только специалисту. Маленький пучок берется в руку вместе с палочкой для замера, в другой руке нож. С помощью ножа работник достает самые длинные волоски. Они называются "верхушки". Затем он вытягивает менее длинные и продолжает, пока не дойдет до самых коротких, называемых "основа". Выщипывание происходит по пучкам с разницей в 5мм. На сегодняшний день эта операция практически везде автоматизирована. В зависимости от требований может выщипываться материал длиной от 50 до 55мм. Смесь щетины помещается в машину, где выщипывается необходимое количество щетины (определяемое по весу), чтобы получить материал для изготовления кисти необходимого размера.

Далее следует операция, при которой убираются все неприкрепленные волоски. Если она производится вручную, ножом проводят по верхушке. В то время как заостренные волоски проскользнут по нему, толстые кончик зацепится. Если операция производится механически, пучки щетины раскладываются вниз вершинкой на крутящуюся просверленную металлическую пластинку. Вершинки попадают в так называемый просеиватель и выхватываются.

Упаковка

Щетина связывается нитью или обжимается манжетой и упаковывается в бумагу.

(Продолжение следует)

ИСТОРИЯ И ПРОИЗВОДСТВО КИСТЕЙ - ЧАСТЬ 3

Волос делится на две категории, а именно жесткий или длинный волос и тонкий волос. Жесткий или длинный волос берется с гривы или хвоста лошадей и кисточек на хвостах скота.

Тонкий волос берется от различных пород пушных зверей, в соответствии с немецкими индустриальными нормами DIN 68346 он должен иметь естественную верхушку. Нижняя часть волоса, расположенная ближе к шкуре, не считается тонким волосом.

Волос - тонкий, эластичный, волокнистый выступ или вырост эпидермиса животного. Выступает из эпидермиса, но растет из волосяного мешочка, расположенного глубоко в коже.

У большинства видов волос естественное заострение от кожи к вершинке, в то время как у других, к примеру, у волоса лошади или человека, нет тонкой вершинки.

Волос состоит из внутренней коры, которую составляют веретенообразные клетки, и внешней оболочки, называемой кутикула. В каждой клетке находится множество фибрилл (тонких волоконец- прим.пер.), расположенных параллельно оси волоса, а между ними есть мягкий материал, называемый матриксом. Волос растет из волосяного мешочка. Волосяной мешочек отвечает за механическую прочность волоса. Он состоит из чешуеобразных слоев.

В человеческом волосе обычно 6-8 слоев кутикулы. В шерсти только один, а в волосе других животных может быть намного больше.

Мех животных обычно состоит из следующих видов волоса:

Сенсорные волоски

Это очень чувствительные волоски, имеющих рецепторную функцию, растут вокруг глаз, на морде и на лапах, на животе и боках большинства млекопитающих.

Защитные волоски

Верхний слой волос, состоящий из более длинных и прочных, прямых волосков, торчащих сквозь подшерсток. У большинства млекопитающих этот видимый слой содержит больше всего пигментов.

Подшерсток

Это нижний слой, состоящий из шерстинок. Они короче, уплощеннее, изогнутее и гуще, чем волосы верхнего слоя.

Только защитные волоски важны для производителей кистей, точнее только защитные волосы, взятые с хвоста животного в зимний период, тем не менее, иногда применяется и волос с тела, а также с ушей скота.

Применение волоса в древности

К сожалению, не известно, волос какого животного использовался для создания кистей, найденных в Альтамире. В древнем Китае и Японии использовали волос лани, а также енота, лисы, куницы, зайца, кошки и козы. Кроме того, говорят, что в 4-м веке использовали мех китайских крыс.

В 994г. Гераклиус упоминал кисти, сделанные из волоса осла. А в 1100г. нашей эры в своей работе "Shedula Diversarum Artium" монах Теофилус фон Хельмаршаузен описывал кисти из хвостового волоса куниц и "гризиумов", белок, кошек и грив ослов. Термин "гризиум" уже не встречается в современных энциклопедиях, вероятнее всего он обозначал гризонов (Grison Vittatus).

Ченнини придерживался точки зрения, что только хвостовой волос белки годится для изготовления кистей. В других работах упоминается хвостовой волос барсука, причем внимание обращается на тот факт, что использоваться должен только волос с кончика хвоста, а не с боков. В то же время многие предпочитали волос с нижней части конечностей быка или верхней челюсти мула.

Валентин Больтц в. Руффах в 1549г. упоминал хвостовой волос белки и хорька.
В 1620г. де Майернс отмечал, что кисти изготавливались из меха выдры и белки.
В 1633г. Виченте Кардуччо говорил о волосе белки, мангуста, козы и собаки.
А Франциско Пачеко в 1649 - о волосе козы, мангуста и соболя.
Антонио Паломино у Веласко в 1724г. рекомендовал использовать хвостовой волос козы, собаки, белки, кошки, мангуста и особенно барсука.
Дж. М. Грёкер в 1729г. упоминал волос хорька, горностая и, как и Валентин Больц, белки.

Понятию "рыбий волос" (fish hair) даются различные интерпретации. Бергер переводил "poil de poisson" как волос рыбы (выдры). Об испанском слово "peje" Велиц говорил, что оно могло означать форму кисти, напоминавшую рыбу. Меррифилд предполагал, что "рыбий волос" мог означать волос тюленя.

В начале 20-го века фирма по производству кистей Комет подразумевала под этим понятием смесь волоса козы, медведя и хорька. Тем не менее, высказываются предположения, что оно могло быть просто неверное заимствование староанглийского слова fitch - хорек.

Применение волоса в наши дни

Колонок - это особая порода норки, принадлежит к семейству куньих: группе млекопитающих с мускусными железами, живущих одно время на Кольском полуострове в западной части России и служивших источником отличного волоса красного соболя.

На сегодняшний день на этой территории не осталось колонков. Этот вид находится на грани вымирания и является охраняемым в России. Тем не менее, название "колонок" до сих пор используется для обозначения волоса азиатской норки и сибирской куницы, обитающей в Сибири, северной Корее и Китае. Ее называют также сибирский горностай, сибирская ласка или гималайская ласка - рыжеватый родственник ласки от 48 до 66см от головы до хвоста с пушистым хвостом длиной от 12 до 25,5см.

Окрас сибирской куницы - бледно-коричневый на спине, ниже постепенно переходящий в еще более светлый, желтоватый.

Защитные волоски, взятые с хвоста самца колонка, обладают показателями качества, лучшими для изготовления кистей для живописи. Часть волоса, наиболее близкая к коже, светлая, постепенно волос темнеет по направлению к вершинке. Волос колонка очень тонкий, но в то же время у него прочная тонкая вершинка, и он обладает высокой эластичностью. Волос достаточно толстый в середине и заостряется к вершинке. Так как его прочность и эластичность проявляются лучше всего между серединой и вершинкой, при изготовлении кисти половина волоса остается в обойме.

Благодаря прочности, упругости, капиллярности качественного волоса колонка кисти из него считаются лучшими для акварели и других видов искусств, требующих, чтобы кисть достаточно долго удерживала воду, и вершинка в намоченном состоянии оставалась тонкой.

Один грамм волоса колонка стоит дороже золота, причем длинные волосы (50мм) значительно дороже коротких (25мм). Волосы длиннее 55мм встречаются редко, да и проигрывают в качестве.

Волос колонка иногда смешивают с волосом ласки. И отличить эту смесь нелегко не только любителю, но зачастую и профессионалу.

Используется для:

  • изображения символов
  • каллиграфии
  • акварели
  • письма легким маслом

(продолжение следует)