Нужно ли ребенку ползать? Просмотр полной версии

Ника самозабвенно ползает. Год скоро исполнится, а она всё на четырёх... Все её ровесницы уже ходят, Машка, вон, бегает вовсю. А эта... Невесёлые мысли заставили маму Ники обратиться к ортопеду. А тот сказал: - Радоваться надо, мамочка! Крепче и здоровее будет. Развивается по возрасту, отклонений никаких нет!

Что такое ползание?

Вы думаете, что ребёнок ползает - когда на четвереньках бегает? Ошибаетесь. Это понятие гораздо шире.

Скачайте таблицу с показателями физического развития детей до 1 года, и будьте уверены, что кроха развивается согласно нормам!

Первые намётки ползания можно увидеть уже в 3-5 месяцев , когда кроха, лёжа на животе, поднимает голову, пытается отталкиваться ножками, а руками как бы подгребает под себя одеяльце или пелёнку. Сдвинуться с места он может буквально на сантиметры, но, можно констатировать начало этапа ползания. А если впереди его что-то заинтересует, то проползти он может до полуметра!

Дальше - больше. В 4-6 месяцев кроха начинает активно осваивать ползание по-пластунски. Лёжа на животе, он приподнимается на предплечьях и переставляет их поочерёдно вперёд. Затем подтягивает туловище, помогая пока ещё лежащими на поверхности ногами (просто упираясь ими). Таким образом некоторые дети передвигаются уже даже на несколько метров, если ситуация (пространство и мама) позволяет.

С пяти месяцев некоторые детки начинают шустро ползать на четвереньках. Перед этим они осваивают «качалку» - становятся на четвереньки и качаются взад-вперёд. Затем возможны варианты. Некоторые дети:

  • начинают двигаться «задним ходом»;
  • перемещаются вбок;
  • передвигаются вперёд методом, напоминающим прыжки лягушки - сначала он выбрасывает вперёд обе руки, а затем подпрыгивает одновременно ногами.

Чуть позже практически все дети начинают ползать традиционным способом, на четвереньках, постепенно наращивая скорость и ловкость.

Почему ползание так важно для развития ребёнка?

Ползание развивает у ребёнка:

  • мышечную силу;
  • связочный аппарат;
  • моторику;
  • координацию;
  • баланс;
  • межнейронные связи.

Оно формирует правильные изгибы позвоночника и обеспечивает нормальную работу костно-мышечного аппарата. Кроме того именно ползание активно развивает межполушарные связи, что способствует быстрой обучаемости и хорошей памяти.

А что, если ребёнок сразу начинает ходить, пропуская этап ползания?

Родители ожидают, когда же пойдёт их малыш и всячески стимулируют его к этому: водят за ручки, хвалят, поддерживают. Дети обучаются прекрасно и как только у них появляется малейшая возможность ходить - они радуют родителей первыми самостоятельными шагами. Хорошо, когда кроха худенький, маловесный. Если же первые шаги без ползания делает упитанный бутуз - последствия проявляются быстро. Под весом тела искривляются ноги. Просто ненатренированные должным образом мышцы и связки не могут удержать ножки в правильном положении. Затрагиваются не только конечности. Нарушается архитектоника всего позвоночного столба. И вот, пожалуйста, ранние проблемы с опорно-двигательным аппаратом гарантированы.

Вторая опасность - не успевают дозреть некоторые межнейронные связи, что по мнению неврологов, выливается в те самые минимальные дисфункции головного мозга, которые впоследствии мешают детям спокойно заниматься и хорошо усваивать учебный материал.

Как научить ребёнка ползать?

До 7-8 месяцев специально учить не стоит. Просто во время выкладывания на животик кладите впереди малыша яркую притягательную игрушку. Он будет стараться её достать, напрягая все свои мышцы. И это - то, что надо. Конечно же, гимнастика по возрасту, массаж и плавание тоже должны быть в жизни младенца этого периода.

В 7-8 месяцев, если кроха не пополз сам - помогите ему :

  • сделайте «поводок» из большой косынки, два конца протяните подмышками и один - между ножек, возьмитесь за концы и приподнимите младенца так, чтобы он мог перебирать ручками и ножками - восторг обеспечен и тренировка ползания тоже;
  • положите кроху животиком на крупный мяч - покатайте;
  • хвалите, целуйте, поощряйте.

Как только механизм ползания станет дитятке понятен и мышцы окрепнут, он поползёт.

А если ребёнок не ползал, а сам пошёл сразу?

В медицине нет догм. Если ваш ребёнок пошёл, минуя этап активного ползания, это его право. Однако в этом случае он обязательно доберёт своё во время подвижных игр. Вспомните - в 3-4 года и даже в дошкольном возрасте многие детские игры связаны с ползанием. Мамы не успевают колготки на коленках штопать или приобретать новые. Не ругайте малыша - ему это нужно. Такое игровое ползание с успехом заменит малышу «развивашки», так как оказывает многокомпонентное воздействие и всяко полезнее, чем неподвижное сидение в кабинете в компании незнакомой тёти.

И ещё

Ходунки и прыгунки - зло. Ребёнок без вреда для своего здоровья может в них находиться не более пяти минут в сутки и то не в один раз. Эти приспособления нарушают нормальное положение мышц и суставов, затрудняют кровообращение, мешают формированию нормальных навыков ходьбы и ползания.

Детки повышенного питания начинают ползать и ходить позже просто в силу того, что им это тяжелее сделать, чем более худым ровесникам. Не страшно.

Ползающий ребёнок передвигается быстро и мгновенно интересуется всем, что попадается на его пути. Особенно - неизвестным, к примеру: грязной обувью, собачьей миской, розетками, помойным ведром. Поэтому как только кроха стал делать первые шаги на четвереньках, нужно организовать ему безопасное пространство. Закрыть: розетки заглушками, дверцы шкафов - замками, обувь - выставить за дверь. Полы придётся мыть пару раз в день и пылесосить ковры тоже.

Оставлять малыша вне зоны зрения не стоит - риск получения им травмы очень велик.

Моя дочь в 9 месяцев стащила на себя скатерть с посудой со стола. После этого мы отказались совсем от скатерти на несколько лет. А у вас были какие-то курьёзы, связанные с ползанием ребёнка?

Недавно на одном форуме, посвященном воспитанию детей, встретила вопрос примерно такого содержания: “Сыну 10 месяцев, не ползает. Посоветуйте, какие купить ходунки”. При этом далее выяснялось, что участковый невролог не видел проблем с ребенком, поэтому мама была спокойна на этот счет. И далее другие мамы всерьез советовали, какие купить ходунки, подбадривая личными историями о том, как “мой тоже не ползал, зато сразу побежал” или даже “я сама тоже не ползала, и ничего страшного, умная выросла!”

Почему-то считается важным момент, когда ребенок пойдет (и это можно понять), а вот ползание — как будто что-то необязательное. Некоторые мамы даже бравируют тем, что ребенок пропустил этот этап, как будто он перескочил через один класс школы, оказался в чем-то смышленее.

Важно ли ползание, если многие современные дети его перескакивают?

Не всё так однозначно
Давайте разберемся…
В развитии человека такой фундамент, на котором дальше будет строиться и речь, и многие другие функции — это моторное развитие. Развитие крупной моторики.

И здесь есть этапы , которые человеку очень важно проходить именно в том порядке, в котором это задумала природа. То есть время начала какого-то этапа и скорость прохождения — разные у всех детей, можно говорить только о усредненной норме.

Но вот последовательность должна сохраняться, нельзя перескакивать через что-то. Это так, потому что один этап вытекает из другого, и во время каждого этапа моторного развития происходит параллельное развитие других систем. Моторные навыки и когнитивная функция — это один и тот же неврологический процесс.

Эти этапы можно легко найти в литературе, поэтому рассмотрим вкратце.

Этапы моторного развития ребёнка:

— 1,5 — 2 месяца — ребенок удерживает голову.
— 2,5 — 4 месяца — удерживает голову и поворачивает. Может лежать на животе с опорой на локти, подняв голову, голова на оси с туловищем. Этот навык нужен для начала формирования вертикальной оси тела.
— 3–4 месяцам – лежа на животе, ребенок опирается на раскрытые ладони.
— 4-5 месяцев — переворачивается со спины на живот. Чуть позднее — с живота на спину.
— 5-6 месяцев — ребенок вертится в положении на животе вокруг пупка. Это также нужно для формирования вертикальной оси тела и подготовки мышц к ползанию, сидению и прямохождению.
Следующий этап – раскачивание на четвереньках. Ребёнок опирается на колени и ладони, пытается начать движение, но мышцы пока еще плохо слушаются его, поэтому движения получаются только качательные.
5 -7 месяцев — ползание.
6 — 7 месяцев — сидение.
Ходить ребенок начинает к 1 году (без опоры).

К чему может привести пропуск этапа ползания?

Теперь вынимаем из нашего фундамента (моторного развития) ползание. К чему это может привести?

Доктор Карл Декалато, автор новой практики, известной как Декалато-терапия, выдвинул идею о том, что задержка когнитивного развития может быть связана с пропуском некоторых стадий моторного развития ребенка: дети, которые в 6-7 месяцев не ползали на руках и коленях, а сразу пошли, имели те или иные задержки или асимметрии развития.

Часть декалато-терапии, или сенсорной интегративной терапии, заключается в обучении ребенка любого возраста пропущенным этапам развития. И чаще всего в ходе терапии оказывается, что ребенком пропущен именно этап ползания. Поэтому именно ползанию обучают детей, порой, достигших и 10-12 лет, у которых обнаруживаются стойкие проблемы с обучением в школе.

Итак, на что конкретно может влиять пропуск ползания в будущем?

Ползание необходимо для координации движений нижней и верхней половины тела, для поочередного включения правого и левого полушария головного мозга. Развитая координация движений, работа каждого полушария в отдельности и межполушарное взаимодействие важны для большого спектра движений, таких как бег, прыжки, ловля мяча, вырезание ножницами, рисование, письмо, и других.

Соответственно, у детей, у которых наблюдается отставание в формировании основных моторных навыков или пропуск этапов моторного развития, может наблюдаться неуклюжесть, проблемы с удержанием равновесия и координацией движений.

Многие дети, имеющие дислексию и дисграфию (нарушения чтения и письма), пропустили стадию ползания.

Неуклюжие дети могут отказываться заниматься спортом или играть в подвижные игры, так как боятся, что окружающие заметят их проблемы с координацией.

Ползание связано с развитием умения фокусировать взгляд на ближайшей точке, примерно на том расстоянии, с которого мы читаем, рисуем, пишем, лепим и т.д.

На этапе ползания закладываются навыки пространственной ориентации. Если пространственные связи недостаточно усвоены, будет искажено восприятие пространства, которое так важно и для способности правильно писать, для ориентации во времени (отсюда могут быть проблемы с чувством времени, с организованностью), для овладения геометрией и т.д.

Ползание развивает тактильную чувствительность, формируются пространственные представления о собственном теле (схема тела), о соотношении тела и внешних объектов, а это важно понимания и правильного употребления предлогов и слов в будущем, правильного восприятия сложных речевых конструкций – пространственно–временных, причинно–следственных. То есть ползание формирует и предпосылки для освоения грамматики родного языка.

Таким образом, нарушение программы моторного развития, пропуск ползания, может в дальнейшем оказывать отрицательное влияние на целый спектр когнитивных функций, в том числе и речь.

Здесь важно понять, что речь идет о рисках, а не о прямом следствии. Мозг человека, особенно ребенка, удивительно пластичен. Многие проблемы частично или полностью могут быть скомпенсированы в будущем.

Но чем младше ребенок, тем легче осуществить такую коррекцию. И проще всего проблему предупредить. Поэтому самым правильным шагом будет стимулирование ползания, обеспечение ребенку максимума комфорта и свободы на полу, а также отказ от ходунков, манежей и длительного нахождения в кроватке во время бодрствования.

Если ребенок уже научился ходить, а фазу ползания “проскочил”, то важно научить его ползанию как можно скорее и проводить с ним игры на полу, побуждая его ползать.

(с) Копирование материалов статьи возможно только с указанием активной ссылки на эту страницу.

С самого рождения мой ребенок отказывался соответствовать "нормам", которых ждали от него участковый невролог, ортопед и педиатр. Я отношусь к тем мамам, которые не воспринимают слова врачей как истину в последней инстанции, а все стараются проверить-перепроверить. Особенно это касается тех врачей, которые тратят на осмотр ребенка в лучшем случае 5 минут, либо вообще не удосуживаются провести осмотр (бывали и такие), но зато очень быстро ставят диагнозы и назначают лекарственную терапию.
Первое назначение в виде таблеток мы получили у невролога в 2 месяца. Проверив концентрацию зрения и способность держать голову у спящего ребенка, врач назначила нам лекарство. Далее - в 5 месяцев мой сын еще не переворачивался, и мы получаем очередное назначение.
Такой подход врачей вызывал у меня, как у мамы, не только недовольство, но и беспокойство. Все-таки у меня нет мед. образования - а вдруг невролог права, и нам действительно нужна "стимуляция" в виде таблеток? Я бесконечно штудировала Интернет, и систематически показывала ребенка другим педиатрам (по рекомендациям), которые никаких отклонений у моего пупса не находили.
А надо сказать, что сын мой на чисто грудном вскармливании прибавлял в весе первые месяцы жизни до 2 кг, дальше меньше, конечно, но был он все равно пухляк еще тот. Первый переворот (со спины на живот) у нас случился в 5, 5 месяцев. Обратно - в 7 месяцев. По мнению большинства врачей, в этом возрасте ребенок уже должен ползать, а мы еще только крутиться научились.
На очередном осмотре педиатр настойчиво порекомендовала все же прислушаться к рекомендациям невролога, ведь как это - "должен", а не делает. Меня так и подмывало спросить - кому должен? Неврологу? Вам? Мне? Или себе?..
Тем не менее, я испугалась, а начитавшись в очередной раз про скрытые формы ДЦП, снова вызвала платного доктора (ранее уже обращались к ней не раз), которая как раз специализировалась на таких детках. Она можно сказать покрутила у виска, когда услышала мои опасения, порекомендовала спокойно ждать, параллельно проводя с малышом гимнастику и массаж дома.

Очередной курс массажа прошли, когда сыну было 7 месяцев. Тогда мы с массажисткой его всячески пытались простимулировать начать становиться на четвереньки (для дальнейшего ползания), но он настойчиво плюхался на живот и отказывался выполнять наши требования. Еще тогда массажистка мне сказала, что ребенок может поползти даже и в 10 месяцев, и нет в этом ничего страшного.

Через месяц после массажа в одно прекрасное утро малыш самостоятельно сел. И было ему на тот момент уже 8,5 месяцев. Сидел недолго, пару недель, после чего стал становиться на четвереньки, раскачиваться, и в конце концов пополз. Как раз где-то около 10 месяцев. Никаких ходунков для дальнейшей стимуляции я не использовала.
В год мы были на плановом осмотре у участкового ортопеда, который меня просто "убил" вопросом: "Почему вы не бьете тревогу, что ваш ребенок только начал ползать в то время, как все остальные дети уже ходят?" Что можно сказать такому доктору? Поменьше смотрите в свои таблицы, тогда вы сможете видеть каждого конкретного ребенка!
Ходить сын начал лишь в год и два. Тоже очень внезапно. Просто в одно утро слез с кровати, встал у опоры и пошел. Падал, вставал, снова мелкими перебежками передвигался. И больше практически не ползал. Просто пришло время.
Пока мы проходили все эти этапы, я постоянно читала форумы, где мамы были озабочены теми же вопросами типа: "ребенок 8 месяцев не ползает". Я написала нашу историю для того, чтобы успокоить мам, у которых малыши развиваются, как и мой сын, в своем темпе. Если волнуетесь, поищите толкового специалиста и покажите ребенка ему. Но только такого, кто не просто возьмет деньги, а кто действительно способен увидеть проблему, если она есть. Если же у вашего малыша все в порядке, не волнуйтесь - он никому не должен, а врачей, которые смотрят на ребенка как на таблицу из учебников (чаще всего советских) по педиатрии, лучше посещать как можно реже.

Когда ребенок начинает ползать? Тогда, когда его организм к этому готов. Это значит, что окрепли мышцы спины, шеи, ног и рук, ребенок хорошо держит голову и спину в вертикальном положении, умеет переворачиваться со спины на живот и обратно. Часто дети начинают ползать сначала по-пластунски, а потом на четвереньках. Иногда ребенок сначала учиться сидеть самостоятельно, а потом ползать, иногда наоборот. Некоторые дети начинают осваивать ползание уже с 4х месяцев, некоторые в 8-9 месяцев, но большинство начинает самостоятельно передвигаться в 6-7 месяцев.

Почему так важно для ребенка научиться ползать?

Ползание - необходимый этап развития ребенка. Развитие малыша на первом году жизни называется психомоторным , то есть развитие двигательных навыков неотделимо от развития интеллекта, психики, речевых навыков. Ребенок развивается последовательно, освоив один этап, переходит к следующему. Перешагнув или пропустив какой-то из этапов, мы оставляем в развитии ребенка пробел, заполнить который другими навыками невозможно.

Ползание готовит ручки малыша к манипуляциям с мелкими предметами, мышцы спины - к нагрузке прямохождением. Во время ползания укрепляется связь между правым и левым полушариями мозга – это влияет на развитие интеллекта и речи . Ползание – это универсальное упражнение, укрепляющее все мышцы тела. Кроме того, свободное ползание дает малышу первый опыт самостоятельного передвижения в пространстве, укрепляет его уверенность в собственных силах, питая его любознательность и настойчивость в достижении цели.

Часто в результате ползания уходят или компенсируются небольшие нарушения тонуса, асимметрия, кривошея и другие подобные проблемы. Иногда с началом ползания становятся видны скрытые особенности развития мозга (недостаточная связь между некоторыми отделами мозга) - когда ребенок упорно, больше 2-3 недель ползает неким специфическим образом: подволакивает или подгибает одну руку или ногу, ползает только назад. Если в этот момент помочь ребенку научиться ползать правильно , то это скажется благоприятно и на развитии мозга, возможно скомпенсировав особенности развития.

Самое главное - предоставить ребенку возможность научиться ползать. Для этого ему нужно пространство, время и ваше неравнодушное участие. Обеспечить это просто – положите ребенка на пол ! Да-да, на пол. Научиться ползать на большой кровати или диване – не получиться, слишком мягко, а вот упасть оттуда проворному грудничку просто, достаточно пару раз резво оттолкнуться ногами. На полу падать некуда , зато вокруг открывается новый, неизведанный и манящий мир.

Выкладывать ребенка на пол можно уже начиная с 2-3х месяцев , когда малыш научится хорошо переворачиваться. Возьмите себе за правило – снимая ребенка с рук или вынимая из слинга, кладем его на пол , а не кроватку, пеленальник или в шезлонг. Сначала кладите его ненадолго на , заодно сочетая это со временем «без подгузника».

Современные легкие. упругие и приятные на ощупь коврики для ползания подходят для детей с первых месяцев жизни. Коврики для ползания, состоящие из нескольких частей, скрепляемых между собой по принципу пазла, можно легко собрать в один большой ковер или длинную дорожку в зависимости от размеров и формы комнаты. Удобнее, когда плитки такого коврика-пазла большие (например, 33см х 33см) и без мелких деталей внутри. Чем крупнее детали коврика, тем меньше стыков у коврика и однороднее поверхность, а значит - легче поддерживать чистоту. Однако большие плитки для коврика сложнее купить, неудобно перевозить и места они занимают больше.

Выбирайте момент, когда малыш сыт, доволен и проявляет активность. Положите его на живот, рядом, на расстоянии его вытянутой руки – новую яркую игрушку (или вещь, которую он давно приметил и тянулся, например, яркую большую ложку для салата, ненужный журнал или что-то подобное). Порадуйтесь вместе с малышом его добыче, когда он сможет до нее дотянуться. Через пару дней расстояние до новой «приманки» можно увеличить.

Ползать на животе, на четвереньках или…

Все дети разные и развиваются в своем ритме. Кто-то начинает ползать на пузе, а затем быстро учиться вставать на четвереньки и скоро становится мастером перекрестного ползания . Кто-то, освоив ползание по-пластунски, так и ползает. Мы опишем общую последовательность развития навыков , а сроки обучения зависят от конкретного ребенка и его семьи. (Подробнее о стадиях развития ребенка читайте книгу Беверли Стоукс «Удивительные малыши. Необходимое движение ребенка в первый год жизни» )

Новорожденный ребенок, лежащий на животе, учиться поднимать и держать голову. Затем, за пару-тройку месяцев он обучается выше приподнимать верх туловища, опираясь на свои руки. Когда малыш из положения лежа на животе с упором на руки способен приподняться почти до живота, он обнаруживает, что может двигаться назад, отталкиваясь руками . В этот момент важно, чтобы маленькие кулачки начали раскрываться, не зажимая внутри большой палец.

Ползание на животе назад, по сравнению с простым лежанием на месте, привлекательное занятие. Ребенок может ползать так и неделю, и две. Через какое-то время он начнет отталкиваться и ногами, постепенно вставая на четвереньки. В этот период ребенок может довольно долго стоять, раскачиваясь на одном месте и пытаясь согласовать усилия рук, толкающих назад, с ногами, двигающими тело вперед. Часто такие попытки заканчиваются стремительным броском «лбом об пол» и громким плачем. Сохраняйте спокойствие, это безопасно, набив «шишек», ребенок быстро научится быть осторожнее и лучше рассчитывать силы. Подбодрите малыша, он уже на половине пути к полноценному перекрестному ползанию на четвереньках.

Стадия « Я самолетик» или как оторвать живот от пола

Перед тем, как научиться вставать на четвереньки, дети проходят стадию «самолетика». Ребенок лежит на животе и одновременно отрывает от пола и руки и ноги, слегка раскачивая себя. Сдвинуться с места таким образом не удается, поэтому малыш громко кричит и требует внимания к своим опытам.

Вы можете помочь юному испытателю, подложив ему под живот валик, мягкий тряпичный мяч подходящего размера или свернутое одеяло. Сначала валик может быть небольшим , подложите его под грудку ребенка. Затем попробуйте валик побольше, можно слегка покачать ребенка вперед-назад, показав ему, что так он сможет двигаться на четвереньках. Вместо валика подойдет и ваша нога, если вы сядете вместе с ребенком на пол.

Так же в это время будет полезен профессиональный массаж , который поможет закрепить новые умения и даст толчок к постижению новых двигательных возможностей. Некоторые упражнения вы можете выполнять с ребенком сами.

(Подробнее об упражнениях и детском массаже ).

Хочешь поползти? Спроси меня как!

Если, несмотря на все усилия, ребенок не проявляет интереса к ползанию, попробуйте подать хороший пример. Самое эффективное – позвать в гости хорошо ползающего ребенка примерно того же возраста. Устройте веселое ползание всей семьей, это упражнение не только удивит и развлечет кроху, но и поможет отдохнуть «спиной» уставшим маме и папе.

Используйте трек для ползания , невысокую детскую горку или просто широкую доску (дверцу шкафа). Сделайте небольшой наклон, так, чтобы каждое движение малыша помогало продвигаться вперед. Подбадривайте и замечайте каждый успех. Пусть вначале малыш преодолеет десять сантиметров, главное – он поймет, что может. Помните о «приманках», показывайте и расхваливайте недоступную цель , но не давайте ее ребенку, даже если он будет кричать и возмущаться. Зато какая радость самому дотянуться и, наконец, достать желанную игрушку!

Ребенка на пол? Там же…

Холодно ? Если вы не живете в избе с земляным полом, или не ходите дома по голому бетону, то ребенку на полу будет достаточно тепло. Первое время, когда малыш учится двигаться, используйте . Важно, чтобы коврик для ползания не скользил, был достаточно упругим и легко моющимся. Шерстяное одеяло теплое и натуральное, но в качестве коврика для ползания быстро сбивается под напором энергичного начинающего ползуна. Можно использовать и туристическую пенку, но такой коврик для ползания слишком узкий, поэтому одной пенки мало, лучше использовать две или три. Опытные родители советуют использовать коврики размером не меньше квадратного метра, а лучше полтора или два, если помещается в комнате.

Скоро малыш научится сползать с теплого места. Если вам кажется, что на полу все-таки холодно, для большего комфорта ребенка и вашего спокойствия наденьте ему шерстяное боди (термобелье ) или штанишки из шерсти мериноса . Шерсть овец-мериносов теплая, мягкая и не колется, поэтому подходит для малышей. Шерстяные штанишки и боди - лучшая экипировка начинающего ползать ребенка. Такая одежда достаточно теплая, чтобы не дать малышу переохладиться, и достаточно тонкая и мягкая, чтобы не мешать ему двигаться. Чем меньше на ребенке одежды, тем проще научиться ползать. Шерстяные штанишки из мериносовой пряжи свяжите сами, если умеете, или купите готовые, из систем естественного пеленания и тд.

Грязно ? Упростите уборку, сняв на время дорогие ковровые покрытия. (Помним, что скоро придет время освоения горшка). Протереть деревянный пол или ламинат можно быстро. В прихожей и других быстро загрязняющихся местах выручат коврики, которые можно стирать в стиральной машине. Если времени на ежедневную уборку не хватает, приобретайте робот-пылесос, который справится и с ковролином.

Если, начиная с 2-3х месяцев жизни ребенка, родители «перейдут жить на пол » вместе с ребенком, это поможет постепенно, еще до начала активного ползания, решить вопросы с пылью, сквозняками и т.п. Это поможет уберечь ребенка от травм (на полу падать некуда).

Микробы ? Для нормального формирования иммунитета ребенку нужно жить в реальном, а не стерильном мире. Понятно, что облизывать уличную обувь не полезно для здоровья, но встреча с « домашними » микробами неизбежна . Не стоит мыть пол агрессивными химическими средствами, они еще менее полезны для здоровья. Для дезинфекции при уборке можно использовать аромамасла, обладающие антимикробными свойствами (масло чайного дерева, можжевеловое и тп).

До того, как малыш научился полноценно ползать на четвереньках, родителям нужно самим буквально проползать весь дом на коленях. Во-первых, вы подадите ребенку замечательный пример, а во-вторых, сможете проинспектировать свое жилище, чтобы заранее обнаружить все опасные для малыша предметы, заглянуть в укромные уголки и поднять повыше ценные и дорогие сердцу вещи. Сделайте дом максимально безопасным для ребенка.

Спрячьте мусорное ведро и уберите как можно выше и дальше всю бытовую химию, стиральные порошки, удобрения, корм для животных, горшки с комнатными растениями и т.п. Обратите внимание на низко расположенные электрические провода (ребенок может попробовать их на зубок) и розетки, свисающие края скатерти и другие опасные или мелкие предметы. Учтите, что ребенок обязательно захочет попробовать на вкус , все, что найдет.

Создайте в каждой комнате небольшой уголок с интересными и безопасными для малыша вещичками. Это может быть полка внизу шкафа или маленькая коробка, но такой маячок стоит сделать в каждом помещении квартиры, даже в коридоре или ванной комнате, если она не закрывается на замок. Добравшись до нового места, ребенок увлечется «местными достопримечательностями», и, если повезет, не успеет без вашего присмотра залезть куда-то еще.

Помните, что от начала ползания до 2,5 лет – период закрепления любви к порядку . Самое время для родителей познакомиться с системой М. Монтессори , чтобы ввести в домашний обиход удобные для жизни принципы.

Самые привлекательные для начинающего ползунка игрушки – это небольшой тряпичный мячик со звенелкой внутри и неваляшка. А также все небольшие шумящие предметы, которые удобно схватить маленькой рукой и легко бросить, чтобы полетело-покатилось, а потом самому догнать. В период, когда малыш только начинает передвигаться и больше раскачивается и перекатывается на одном месте, будьте внимательны к игрушкам, которые находятся на полу вместе с ребенком. Выбирайте безопасные и мягкие игрушки, которые не поранят ребенка, если он на них наткнется или упадет.

Ходунки, прыгунки и прочие «полезности»

По данным врачей остеопатов, ранее (до начала ползания) обучение стоянию и ходьбе плохо сказывается на развитии всей опорно-двигательной системы ребенка. Для нормального формирования скелетно-мышечного каркаса, необходимого для начала самостоятельного хождения, ребенку нужно проползать два - три месяца . После начала ползания ребенок учится самостоятельно садиться, вставать на колени, затем стоять у опоры. Все эти этапы малыш должен проходить последовательно и самостоятельно, не нужно форсировать события и преждевременно обучать ребенка ходить. Не стоит водить за обе ручки ребенка, который еще не научился ползать и самостоятельно без опоры стоять.

Ходунки и прыгунки – это предметы, которые не должны появляться в доме у заботливых родителей. Если использование манежа – это просто ограничение ребенка в свободе, своеобразная тюрьма , мешающая малышу развиваться физически, психически и интеллектуально, то ходунки и прыгунки за счет ранней вертикальной нагрузки наносят неокрепшим мышцам и связкам весьма ощутимый вред. Вертикальная поза вместе с весом ребенка создает на межпозвоночные диски чрезмерную нагрузку , к которой они еще не готовы. Происходит их сминание (компрессия), что в будущем грозит проблемами с позвоночником в любом возрасте. Большую преждевременную нагрузку в ходунках испытывает и формирующаяся стопа.
Можно понять желание уставших родителей немного передохнуть и заняться своими делами, пока чадо самостоятельно развлекает себя прыжками. Но научившись ползать, ребенок будет исследовать окружающий мир , развивая себя и укрепляя свое здоровье. Дети, привыкшие к ходункам и прыгункам, значительно позже начинают ползать , чаще и вовсе пропуская этот важный этап своего развития. Стоят ли этого полчаса вашего спокойствия?

Если ребенок не ползает…

Иногда можно слышать, как родители с гордостью говорят: « А мой не ползал, сразу пошел . Наверное, они не знают, что если ребенок не ползал в положенное ему время, это может отозваться в будущем неправильной осанкой, болями в спине и искривлением позвоночника. Такие проблемы зачастую возникают на фоне плохой наследственности (у родителей ребенка и их родителей наблюдались какие-то проблемы с опорно-двигательным аппаратом), больших нагрузок, например, в школе, и во время скачков роста ребенка.

По данным врачей-остеопатов, современным детям, которые не ползали, а сразу пошли, противопоказаны повышенные нагрузки , связанные с ранним интенсивным занятием спортом (участие в соревнованиях, профессиональный спорт). Стоит исключить катание на роликах и скейтбордах. Во время обучения в школе нужно обязательно заниматься лечебной физкультурой , плаванием и регулярно наблюдаться у врачей-ортопедов, чтобы вовремя выявить нарушения осанки или другие заболевания позвоночника (например, преждевременное старение межпозвоночных дисков).

Всех этих проблем легче избежать , чем вылечить. Если ваш ребенок еще не ползает, но уже начинает вставать, стоит обратить на это особое внимание. Ваши вовремя приложенные усилия помогут ребенку научиться ползать, сохранив позвоночник здоровым, и сделав его развитие более гармоничным.

Еще не пополз. Когда нужно начинать волноваться?

Все дети развиваются в своем темпе. Никто не знает вашего малыша лучше, чем вы сами. Для того чтобы не пропустить состояния, требующие коррекции, регулярно показывайте ребенка врачам-специалистам, которым вы доверяете . Обращайте внимание сами и рассказывайте вашему педиатру об особенностях и темпах развития ребенка в соответствии с его возрастом.

Если здоровый ребенок в 8 месяцев еще не делает никаких попыток к самостоятельному ползанию,пора обратить на это особенное внимание. Посоветуйтесь с педиатром, покажите ребенка ортопеду, сделайте массаж, посетите врача-остеопата. Убедитесь, что ребенок здоров и у него есть все возможности, чтобы начать ползать : свободная одежда, много времени на полу и ваша поддержка. Можно использовать трек для ползания. А время пребывания в манеже или кроватке стоит максимально сократить. Если малыш уже научился стоять у опоры, но почти не ползает, отвлекайте его и всячески поощряйте попытки передвигаться на четвереньках.

Теперь не догонишь!

С началом ползания ребенка в жизни семьи наступает новая эра . Теперь ваш малыш это уже не тот милый карапуз, размахивающий ручками-ножками в своей кроватке или важно восседающий на материнских руках. Родители осознают, что рядом с ними теперь живет еще одна личность, со своим характером и интересами, скоростью и любовью к свободе.

Разделите с ребенком радость первооткрывателя и насладитесь этими замечательными моментами. Ведь совсем скоро ваш малыш научиться ходить, бегать, лазить и разговаривать. Подготовьтесь к этому времени вместе, не торопите его, пусть ползет !

Ника самозабвенно ползает. Год скоро исполнится, а она всё на четырёх... Все её ровесницы уже ходят, Машка, вон, бегает вовсю. А эта... Невесёлые мысли заставили маму Ники обратиться к ортопеду. А тот сказал: - Радоваться надо, мамочка! Крепче и здоровее будет. Развивается по возрасту, отклонений никаких нет!

Что такое ползание?

Вы думаете, что ребёнок ползает - когда на четвереньках бегает? Ошибаетесь. Это понятие гораздо шире.

Скачайте таблицу с показателями физического развития детей до 1 года, и будьте уверены, что кроха развивается согласно нормам!

Первые намётки ползания можно увидеть уже в 3-5 месяцев , когда кроха, лёжа на животе, поднимает голову, пытается отталкиваться ножками, а руками как бы подгребает под себя одеяльце или пелёнку. Сдвинуться с места он может буквально на сантиметры, но, можно констатировать начало этапа ползания. А если впереди его что-то заинтересует, то проползти он может до полуметра!

Дальше - больше. В 4-6 месяцев кроха начинает активно осваивать ползание по-пластунски. Лёжа на животе, он приподнимается на предплечьях и переставляет их поочерёдно вперёд. Затем подтягивает туловище, помогая пока ещё лежащими на поверхности ногами (просто упираясь ими). Таким образом некоторые дети передвигаются уже даже на несколько метров, если ситуация (пространство и мама) позволяет.

С пяти месяцев некоторые детки начинают шустро ползать на четвереньках. Перед этим они осваивают «качалку» - становятся на четвереньки и качаются взад-вперёд. Затем возможны варианты. Некоторые дети:

  • начинают двигаться «задним ходом»;
  • перемещаются вбок;
  • передвигаются вперёд методом, напоминающим прыжки лягушки - сначала он выбрасывает вперёд обе руки, а затем подпрыгивает одновременно ногами.

Чуть позже практически все дети начинают ползать традиционным способом, на четвереньках, постепенно наращивая скорость и ловкость.

Почему ползание так важно для развития ребёнка?

Ползание развивает у ребёнка:

  • мышечную силу;
  • связочный аппарат;
  • моторику;
  • координацию;
  • баланс;
  • межнейронные связи.

Оно формирует правильные изгибы позвоночника и обеспечивает нормальную работу костно-мышечного аппарата. Кроме того именно ползание активно развивает межполушарные связи, что способствует быстрой обучаемости и хорошей памяти.

А что, если ребёнок сразу начинает ходить, пропуская этап ползания?

Родители ожидают, когда же пойдёт их малыш и всячески стимулируют его к этому: водят за ручки, хвалят, поддерживают. Дети обучаются прекрасно и как только у них появляется малейшая возможность ходить - они радуют родителей первыми самостоятельными шагами. Хорошо, когда кроха худенький, маловесный. Если же первые шаги без ползания делает упитанный бутуз - последствия проявляются быстро. Под весом тела искривляются ноги. Просто ненатренированные должным образом мышцы и связки не могут удержать ножки в правильном положении. Затрагиваются не только конечности. Нарушается архитектоника всего позвоночного столба. И вот, пожалуйста, ранние проблемы с опорно-двигательным аппаратом гарантированы.

Вторая опасность - не успевают дозреть некоторые межнейронные связи, что по мнению неврологов, выливается в те самые минимальные дисфункции головного мозга, которые впоследствии мешают детям спокойно заниматься и хорошо усваивать учебный материал.

Как научить ребёнка ползать?

До 7-8 месяцев специально учить не стоит. Просто во время выкладывания на животик кладите впереди малыша яркую притягательную игрушку. Он будет стараться её достать, напрягая все свои мышцы. И это - то, что надо. Конечно же, гимнастика по возрасту, массаж и плавание тоже должны быть в жизни младенца этого периода.

В 7-8 месяцев, если кроха не пополз сам - помогите ему :

  • сделайте «поводок» из большой косынки, два конца протяните подмышками и один - между ножек, возьмитесь за концы и приподнимите младенца так, чтобы он мог перебирать ручками и ножками - восторг обеспечен и тренировка ползания тоже;
  • положите кроху животиком на крупный мяч - покатайте;
  • хвалите, целуйте, поощряйте.

Как только механизм ползания станет дитятке понятен и мышцы окрепнут, он поползёт.

А если ребёнок не ползал, а сам пошёл сразу?

В медицине нет догм. Если ваш ребёнок пошёл, минуя этап активного ползания, это его право. Однако в этом случае он обязательно доберёт своё во время подвижных игр. Вспомните - в 3-4 года и даже в дошкольном возрасте многие детские игры связаны с ползанием. Мамы не успевают колготки на коленках штопать или приобретать новые. Не ругайте малыша - ему это нужно. Такое игровое ползание с успехом заменит малышу «развивашки», так как оказывает многокомпонентное воздействие и всяко полезнее, чем неподвижное сидение в кабинете в компании незнакомой тёти.

И ещё

Ходунки и прыгунки - зло. Ребёнок без вреда для своего здоровья может в них находиться не более пяти минут в сутки и то не в один раз. Эти приспособления нарушают нормальное положение мышц и суставов, затрудняют кровообращение, мешают формированию нормальных навыков ходьбы и ползания.

Детки повышенного питания начинают ползать и ходить позже просто в силу того, что им это тяжелее сделать, чем более худым ровесникам. Не страшно.

Ползающий ребёнок передвигается быстро и мгновенно интересуется всем, что попадается на его пути. Особенно - неизвестным, к примеру: грязной обувью, собачьей миской, розетками, помойным ведром. Поэтому как только кроха стал делать первые шаги на четвереньках, нужно организовать ему безопасное пространство. Закрыть: розетки заглушками, дверцы шкафов - замками, обувь - выставить за дверь. Полы придётся мыть пару раз в день и пылесосить ковры тоже.

Оставлять малыша вне зоны зрения не стоит - риск получения им травмы очень велик.

Моя дочь в 9 месяцев стащила на себя скатерть с посудой со стола. После этого мы отказались совсем от скатерти на несколько лет. А у вас были какие-то курьёзы, связанные с ползанием ребёнка?