Кратко передайте содержание поэмы демон. Лев Толстой: "Дьявол" - предпоследнее произведение Льва Николаевича

Лев Толстой - один из самых знаменитых писателей, реформаторов и моралистов в истории русской культуры. Его религиозные взгляды ко времени написания произведения уже сформировались, так же как и взгляды на отношения мужчин и женщин. Влияние Толстого на русскую и зарубежную литературу невозможно переоценить; многочисленные монографии и научные исследования о Толстом публиковались ранее и продолжают издаваться сейчас.
"Дьявол" представляет собой историю из жизни Толстого. Роман повествует историю знатного дворянина, который не в силах обуздать свою страсть к крепостной крестьянке.
Толстой нравоучительно рассуждает как плотские желания разрушают человека доводя его до погибели, сначала духовной, а затем телесной.

Женщина, на его взгляд, гораздо более испорченное создание, - оно не испытывает моральных страданий после наслаждения запретной связью.
Евгений Иртенев - примечательный молодой человек, показан как идеальная во всех отношениях личность с полагающимися добродетелями: внешний вид, родословная, образование, правильные ценности.
Автор не жалеет слов в описании своего героя положительного во всех отношениях: в социальном, духовном, моральном и идеологическом.Его будущее рисуется идеально. Основная тема произведения базируется на единственном пороке Евгения - неудержимом сексуальном влечении, но даже она свидетельствует о его прекрасном здоровье и соответствующем физическом и духовном развитии.
Евгений представлен идеальным русским дворянином, строителем будущего России, государственной опорой и надеждой.
После смерти отца, Евгений решает осесть в деревне и стать эффективным землевладельцем. Он отказывается от карьеры жертвуя ею ради строительства светлого будущего русских аграриев.
Через несколько месяцев тяжелой работы в жизни Евгения остается только одна проблема, не позволяющая ему полностью сосредоточиться на поставленной цели. Это неподконтрольное ему половое желание.
Евгений обладает достаточным опытом отношений с женщинами и осознает необходимость ограничения плотских стремлений. Секс, по его словам, допускается постольку, поскольку это необходимо для физической и интеллектуальной разрядки. С помощью доверенных лиц он находит в деревне Степаниду и использует ее как инструмент поддержания организма в форме. Поначалу он необращает внимания на ее социальный статус как замужней женщины (т.к. супруг находится где-то в городе) и каждый раз после близости чувствует себя расслабленным и безмятежным. Он даже не присматривается к ней в течении пятнадцати минут совместного времяпровождения.

Через какое-то время Евгения охватывает беспокойство, и он вдруг замечает что оно не обезличенно, а имеет объектом определенную женщину. Постепенно он привязывается к Степаниде вплоть до сексуальной зацикленности, хоть и старается уверяться себя в обратном.
Он понимает, что она просто гулящая, веселая, свободных взглядов уличная девка, но не может удержать себя от влечения к Степаниде. Он осознает, что деревенские бабы знают о стыдной привязанности и насмехаются над ним, но не может отказаться от своей пагубной привычки. В конце концов он даже ревнует Степаниду к мужу!
На каком-то этапе Евгений знакомится с Лизой Анненской, будущей невестой, женщиной одного с ним круга, которая позже становится его женой. Он свято относится к семейным узам и не хочет осквернять их связью со Степанидой.
Но через год после свадьбы они случайно встречаются. Мужское желание, неудовлетворяемое в браке, загорается с новой силой. Как если бы Степанида служила катализатором чувств Евгения, оспаривала его волю, возбуждая и стимулируя, вооудушевляя на желания. Чем более привлекательнее она выглядит, тем сильнее Евгений ее обожает, и тем скучнее и незначительнее кажется ему жена.

Разрываясь между долгом и страстью, Евгений ощущает свою ничтожность, отвращение, унижение, презрение. Он готов отдать все на свете - честь, жену, семью, бизнес - за одно прикосновение к Степаниде. Он безоружен в борьбе с собственной похотью, он теряет самоконтроль. Евгений нуждается в благоразумном совете.
Все идеалы Евгения, все его достоинства под угрозой уничтожения - из за окружающих его женщин. Как Раскольников, точно также, вокруг Евгения есть плохие женщины, как Степанида и другие, стремящиеся доминировать над мужчиной. Но есть и хорошие, как его жена, мать, теща, неспособные поддержать Евгения в его борьбе. Они считают себя слабыми женщинами а его, как главу семьи, рассматривают отсветственным за их судьбу. Его жена Лиза, не очень остроумная и не особо красавица, сама направляет внимание Евгения на энергичную Степаниду, еще более ухудшая ситуацию. Его мать привыкла полагаться во всем сначала на мужа, а теперь и на сына. Наличие тещи, живущий в одном доме с Евгением, также не улучшает обстановки. Он окружен простыми и безотстветственными женщинами которые по собственной глупости толкают Евгения в пропасть. Они потратили жизнь на бесконечные дамские сплетни. Они не поняли Евгения, при этом будучи уверены в собственной способности решить проблемы Евгения, окажись они на его месте. Они невежественные и непоследовательные создания,непривлекательные и почти бесполые. Более того, к досаде Евгения, они навязываются себя ему, делая ситуацию невыносимой. В итоге оказывается, что их присутствие в определенный момент способствует трагическому развитию событий.
Евгений чувствует что только мужчина может помощь другому мужчине улучшить положение, в данном случае это - муж Степаниды, чье возвращение остепенит несчастную. Но как и любой мужик, включая Евгения, ее муж занят в более серьезных делах жестокой действительности, зарабатывая деньги в городе. Евгений остается беззащитным перед лицом всех этих женщин. Только мужчина может поддержать его, только мужчине можно полностью довериться, и ни в коем случае не женщине, пагубному созданию ищущему падения мужчины через соблазнение и, таким образом, доведения его до скотского состояния.
Старый дядя живущий с ними дает Евгению мудрый совет: уехать на неделю в Крым и забыть о страданиях. Мужчина смог прочувствовать духовное напряжение и боль Евгения и оказался в состоянии найти решение в казалось бы безисходной ситуации. Два месяца в Ялте действительно лечат Евгения, и он возвращается домой в полном здоровье и вполне счастливым. Наконец то он становится успешным помещиком с положением в высших кругах общества, счастливый муж и гордый отец. Он снова берет контроль над судьбой в своих руки и восстанавливает самооценку.
И вдруг, он опять, непреднамеренно, видит черные глаза и красный платок Степаниды, только для того что бы все начать сначала! Опять эти муки! Опять страх и ужас, и нет спасения!
Уничтожив что еще совсем недавно было близким и родным, неподконтрольный себе, он входит к ней в дом. Крестьянка, увидевшая Евгения на дороге насмехается над ним. Снова и снова его счастье публично разрушено коварной женщиной, получающей удовольствие на грани садизма, наблюдающей над духовной агонией другого человека с радостью.
Именно она инициирует интимную близость, и для собственного удовольствия. Евгению остается только оборонятья. Он совращен супротив воли, пленен, и ранен. В итоге он представляет собой посмешище.
В отличии от глупых аристократок дома у Евгения, злобные деревенские бабы понимают его сексуальные импульсы - но используют их для того что бы опустить Евгения до своего уровня, для того, что бы влавстовать над мужчиной. Степанида и другие крестьянки превращают его мужскую самооценку в ничто, лишая Евгения самоконтроля, уж не говоря о контроле над ними. Он лишается духовной гордости как мужчина и чувствует себя евнухом, как если бы Степанида долго насиловала Евгения, в итогде кастрировав (после получения собственного удовлетворения). Из ужасного лабиринта Евгений не видит выхода. Как ему продолжать жить? Евгений сталкивается с выбором продолжить унизительную жизнь, что хуже смерти, или умереть самому, до этого убив в наказение Степаниду.
Полностью опустошенный, он приходит к мысли об убийстве: "Убить?... так дальше жить невозможно".
Толстой полагает, что если мужине нравится женщина, даже если он этого не хочет но не может справиться с желанием, женщина несет ответсвенность за поражение мужчины во внутренней борьбе. В первой редакции романа Евгений убивает себя. Но, очевидно, Лев Николаевич Толстой не мог согласиться с такой развязкой потому что, по его мнению, виновато здесь совсем другое лицо - Степанида, оставшаяся безнаказанной. Десять лет спустя Л.Н. Толстой перепишет концовку. В новой версии Евгений застреллит Степаниду.
Степанида, в сердце Евгения вызывает чувства сексуальной страсти, зла, мести за испытанные унижения. Он хочет уничтожить ее, уничтожить следы ее бытия. Удовлетворив указанное желание, он утоляет свою злость, также как убийца гулящей женщины, удовлетворившись ее телом, утоляет свою злобу ее убийством.
Присяжные заседатели признают Евгения сумасшедшим и приговаривают к общественным работам. В обоих редакциях Евгений погибает, так как Толстой приравнивает моральное разложение к физической смерти. Смерть Евгения символизирует обреченность будущей России, поскольку он представлял лучших ее сынов, и все почему? Из за женщины, необремененной моралью.

Одним из гениев, прославивших русскую поэзию, по праву является Михаил Лермонтов. «Демон», краткое содержание которого обязан знать даже школьник, считается лучшим произведением поэта. А ведь начал он писать эту поэму, когда ему было всего лишь 15 лет! Удивительно, как в столь юном возрасте можно было знать так много о любви и пламенной страсти. Но главное, с каким мастерством молодой писатель раскрывает перед нами, читателями, эти чувства. Этого мог добиться только настоящий, непревзойденный талант.

Уже с первых строк становится понятным, почему так назвал свою поэму Лермонтов - «Демон». Краткое содержание ее тоже может представить это произведение как настоящий гимн всепоглощающей любви, которой подвластны даже инфернальные создания. В конце концов, мы проникаемся сочувствием к этому падшему ангелу. Но начинается повествование с того, что мы видим Люцифера, летящего над землей. Алмазной гранью проплывает под ним вершина Казбека, и вот уже под крылом мелькают зеленые долины Грузии. Но ничего, кроме скуки и тоски, Демон не испытывает. Даже зло наскучило ему.

Однако хандра его рассеивается, когда он замечает где-то внизу радостное копошение. Это идут приготовления к свадьбе: Гудал, местный князь, выдает замуж свою единственную дочь. По старинной грузинской традиции невеста в ожидании жениха должна на кровле дома, устланной коврами. Эту невольную аллюзию с танцем библейской Саломеи специально вызывает у читателей Лермонтов. Демон - краткое содержание поэмы все же дает нам возможность передать некоторые нюансы - вырывается из плена безразличия. Ведь если древнееврейская принцесса попросила за свой танец голову Предтечи, то княжна Тамара пробудила своими легкими движениями страсть у падшего ангела.

Влюбившийся «Сын эфира» за неимением лучших идей, решил первым делом убрать со сцены жениха, спешащего к дому невесты со свадебными дарами. По наущению Демона на караван нападают абреки - разбойники, которые убивают молодого князя. Верный конь приносит тело во двор Гудала, плач и стенания сменяют песни и веселую музыку. Тамара у себя в горнице рыдает по своему суженому, как тут слышит голос. Он обещает утешить ее. Но кто произносит эти слова? Вокруг никого! Но недолго держит нас в неведении Лермонтов. Демон (краткое содержание, а вернее, его пересказ не дает нам возможность передать это поэтически) устремляется к возлюбленной. В первую же ночь княжна видит сон: к ее изголовью спускается прекрасный как ангел юноша. Однако вокруг его головы не сияет нимб, и Тамара догадывается, что это - «дух лукавый».

Она просит отца отправить ее в монастырь, под защиту святых стен. Гудал артачится - ведь руки Тамары домогаются новые выгодные женихи, но под конец сдается. Однако и в обители княжну не покидают видения: сквозь и клубы ладана, она видит все тот же взгляд, пронизывающий, как лезвие кинжала. Тамара страстно сопротивляется своей любви, пробует истово молиться, но страсть преодолевает крепость ее сердца. Поняв, что влюблена, послушница сдается. Однако понимая, что за миг близости с ним земная девушка заплатит жизнью, падший ангел медлит, хоть он и Демон. Лермонтов, краткое содержание поэмы которого мы здесь пересказываем, не отказы

вает своему герою в позитивных чертах.

Человеческое сострадание и нежность вдруг охватывают сына погибели: он даже готов отказаться от своего первоначального плана соблазнить Тамару, чтобы сохранить ей жизнь. Но поздно - страсть охватила и его. Он просто не в силах удалиться. В одну из ночей он является в келью молодой затворницы уже в виде материального мужчины, из плоти и крови. Но путь к ложу Тамары преграждает ангел-хранитель. Демон с презрением объясняет ему, что земля - это его владение, и херувимы не вправе здесь распоряжаться. Он признается Тамаре в любви, и она, тронутая жалостью, отвечает ему взаимностью. Но первый же поцелуй ее убивает. Пока Гудал хоронит свою дочь в горном мавзолее, читатель узнает посмертную судьбу Тамары. Она достигла рая, а вот для ее возлюбленного все пути к Спасению уже закрыты. Но таково только краткое содержание. «Демон» - Лермонтов очень любил эту свою поэму - всегда останется для нас загадкой.

Над Землей летит «печальный Демон» и с космической высоты обозревает чудный мир центрального Кавказа: бурные реки, высокие горы – ничего не привлекает демона. Испытывает он только презрение ко всему, устал от вечного одиночества, бессмертия и от неограниченной власти над землей. Под крылом демона сменился ландшафт, и он видит пышные долины Грузии, но и они не впечатляют его. Вдруг внимание Демона привлекло праздничное оживление во владениях одного знатного феодала.

Князь Гудал сосватал единственную дочь, и в его усадьбе готовится праздничное торжество.

Родственники уже собрались, рекой льется вино, к вечеру должен прибыть жених княжны Тамары (молодой властитель Синодала), а пока слуги стелют старинные ковры. По обычаю, невеста, еще до появления жениха, должна исполнить на устланной коврами кровле свой танец с бубном. Тамара начинает танцевать, и ничего прекрасней этого танца невозможно себе представить. Она так хороша, что даже Демон залюбовался чужой невестой. Разные мысли кружат в голове юной княжны. Она покидает отцовский дом, где ни в чем не знала отказа, а что ждет ее в чужом краю – неведомо. Нет, она не против выбора жениха, он молод, красив, богат, влюблен - все, что нужно для счастья.

И Тамара гонит сомненья прочь, отдавая всю себя танцу. Демон не может оторвать взгляд от прекрасной княжны, он чувствует, что очарован ее красотой. И поступает, как настоящий тиран, по его велению на жениха княжны нападают разбойники, он ранен, но скачет на верном коне к дому невесты, а прискакав, падает замертво.

Плачут гости, убит горем князь, рыдает в своей постели Тамара. Но вдруг она слышит необычный, приятный голос, который утешает ее и обещает посылать волшебные сны. Ночью во сне княжна видит прекрасного юношу, проснувшись, она понимает, что сам лукавый искушает ее. Она просит отца отдать ее в монастырь, надеясь там найти спасенье. Отец не сразу согласился, грозил проклятьем, но потом сдался.

Княжна в монастыре, но ей не стало легче, она понимает, что влюблена в искусителя, хочет молиться святым, а молится ему. Демон понимает, что физическая близость с ним убьет девушку и в какой-то момент решает оказаться от коварного замысла, но он уже не властен над собой. Ночью Демон проник в ее келью в своем крылатом, но прекрасном облике, она не узнала в нем юношу из своих снов. Княжна испугалась, но Демон открывает ей душу, говорит страстные речи, так похожие на слова любого мужчины, когда в его «крови горит огонь желаний!» Она просит его поклясться, что он не обманывает ее, и Демон клянется. Что ему стоит?! Их уста сливаются в страстном поцелуе. Сторож, проходя мимо дверей кельи, слышит странные звуки, а затем слабый предсмертный крик княжны.

Гудалу сообщили о смерти дочери. Он решает похоронить ее на высокогорном семейном кладбище, где его предки воздвигли небольшой храм. Княжну наряжают, ее облик прекрасен, на нем нет печати смерти, а на устах будто застыла улыбка. Мудрый Гудал все сделал правильно. Давно смыло время с лица земли его самого, его усадьбу и двор, а храм и кладбище остались невредимы. Природа сделала могилу возлюбленной Демона недоступной для времени и человека.

Пересказ для Вас подготовила nadezhda84

Часть 1

Печальный Демон, дух изгнанья,
Летал над грешною землей,
И лучших дней воспоминанья
Пред ним теснилися толпой;

Он вспоминает те дни, «когда в жилище света блистал он, чистый херувим», когда он жаждал познанья, «когда он верил и любил», «не знал ни злобы, ни сомненья».

Давно отверженный блуждал
В пустыне мира без приюта:
Вослед за веком век бежал,
Как за минутою минута,
Однообразной чередой.
Ничтожной властвуя землей,
Он сеял зло без наслажденья.
Нигде искусству своему
Он не встречал сопротивленья -
И зло наскучило ему.

Демон пролетает над вершинами Кавказа, следует описание дикой природы, олицетворения жизни, ее красоты:

Под ним Казбек, как грань алмаза,
Снегами вечными сиял,
И, глубоко внизу чернея,
Как трещина, жилище змея,
Вился излучистый Дарьял,
И Терек, прыгая, как львица
С косматой гривой на хребте,

Ревел, - и горный зверь и птица,
Кружась в лазурной высоте,
Глаголу вод его внимали;
И золотые облака
Из южных стран, издалека
Его на север провожали;
И скалы тесною толпой,
Таинственной дремоты полны,
Над ним склонялись головой,
Следя мелькающие волны;
И башни замков на скалах
Смотрели грозно сквозь туманы -
У врат Кавказа на часах
Сторожевые великаны!
И дик и чуден был вокруг
Весь божий мир; но гордый дух
Презрительным окинул оком
Творенье бога своего,
И на челе его высоком
He отразилось ничего.

Демон видит перед собой «роскошной Грузии долины», поля, залитые светом, реки,

Ho, кроме зависти холодной,
Природы блеск не возбудил
В груди изгнанника бесплодной
Ни новых чувств, ни новых сил...

Покрыта белою чадрой,
Княжна Тамара молодая
К Арагве ходит за водой.

Гудал сосватал дочь и готовится выдать замуж, «на пир он созвал всю семью».

Девушки, подруги Тамары, «проводя досуг» поют.

Они поют - и бубен свой
Берет невеста молодая.
И вот она, одной рукой
Кружа его над головой,
То вдруг помчится легче птицы,
То остановится, глядит -
И влажный взор ее блестит
Из-под завистливой ресницы;
То черной бровью поведет,
То вдруг наклонится немножко,
И по ковру скользит, плывет
Ее божественная ножка;
И улыбается она,
Веселья детского полна.
Ho луч луны, по влаге зыбкой
Слегка играющий порой,
Едва ль сравнится с той улыбкой,
Как жизнь, как молодость, живой.

В последний раз она плясала.
Увы! заутра ожидала
Ее, наследницу Гудала,
Свободы резвую дитя,
Судьба печальная рабыни,
Отчизна, чуждая поныне,
И незнакомая семья.

Пролетая над аулом, Демон видит танец:

И Демон видел... На мгновенье
Неизъяснимое волненье
В себе почувствовал он вдруг.
Немой души его пустыню
Наполнил благодатный звук -
И вновь постигнул он святыню
Любви, добра и красоты!..
И долго сладостной картиной
Он любовался - и мечты
О прежнем счастье цепью длинной,
Как будто за звездой звезда,
Пред ним катилися тогда.

Тем временем жених, нагруженный дарами, спешит к аулу. «Он сам, властитель Синодала, ведет богатый караван».

И вот часовня на дороге...
Тут с давних лет почиет в боге
Какой-то князь, теперь святой,
Убитый мстительной рукой.
С тех пор на праздник иль на битву,
Куда бы путник ни спешил,
Всегда усердную молитву
Он у часовни приносил;
И та молитва сберегала
От мусульманского кинжала.
Ho презрел удалой жених
Обычай прадедов своих.
Его коварною мечтою
Лукавый Демон возмущал:
Он в мыслях, под ночною тьмою,
Уста невесты целовал...

На караван нападают, поднимается стрельба. Караван разграбляют. Великолепный скакун жениха, не раз спасавший его в битвах от смерти, выносит его и на этот раз.

Скакун лихой, ты господина
Из боя вынес как стрела,
Ho злая пуля осетина
Его во мраке догнала!

Конь с мертвым женихом приходит в аул. Гудал и его семья в горе.

Тамара рыдает, но в это время ей слышится голос «нездешний», который утешает ее, говорит, что ее жених теперь среди ангелов, а потому не стоит печалиться о его судьбе. Советует не горевать:

На воздушном океане,
Без руля и без ветрил,
Тихо плавают в тумане
Хоры стройные светил;
Средь полей необозримых
В небе ходят без следа
Облаков неуловимых
Волокнистые стада.
Час разлуки, час свиданья -
Им ни радость, ни печаль;
Им в грядущем нет желанья
И прошедшего не жаль.
В день томительный несчастья
Ты об них лишь вспомяни;
Будь к земному без участья
И беспечна, как они!

Пришлец туманный и немой,
Красой блистая неземной,
К ее склонился изголовью;
И взор его с такой любовью,
Так грустно на нее смотрел,
Как будто он об ней жалел.
То не был ангел-небожитель,
Ее божественный хранитель:
Венец из радужных лучей
He украшал его кудрей.
То не был ада дух ужасный,
Порочный мученик - о нет!
Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь, - ни мрак, ни свет!..

Часть 2

Тамара упрашивает отца не пытаться выдать ее еще раз замуж, говорит, что ее «терзает дух лукавый неотразимою мечтой», просит отправить ее в монастырь:

Я гибну, сжалься надо мной!
Отдай в священную обитель
Дочь безрассудную свою;
Там защитит меня спаситель,
Пред ним тоску мою пролью.
На свете нет уж мне веселья...
Святыни миром осеня,
Пусть примет сумрачная келья,
Как гроб, заранее меня...»

Тамару отвозят в монастырь, но в сердце ее по-прежнему остается «беззаконная мечта»:

В часы торжественного пенья,
Знакомая, среди моленья,
Ей часто слышалася речь.
Под сводом сумрачного храма
Знакомый образ иногда
Скользил без звука и следа
В тумане легком фимиама;
Сиял он тихо, как звезда;
Манил и звал он... но - куда?..

Следует описание монастыря, расположенного уединенно в горах, окружающей природы, величественного Казбека, который виден из окна кельи. Однако Тамара чувствует себя в заточеньи, тоскует об образе, который ей являлся.

И целый день, вздыхая, ждет...
Ей кто-то шепчет: он придет!
Недаром сны ее ласкали,
Недаром он являлся ей,
С глазами, полными печали,
И чудной нежностью речей.
Уж много дней она томится,
Сама не зная почему;
Святым захочет ли молиться -
А сердце молится ему,
Утомлена борьбой всегдашней,
Склонится ли на ложе сна:
Подушка жжет, ей душно, страшно,
И вся, вскочив, дрожит она;
Пылают грудь ее и плечи,
Нет сил дышать, туман в очах,
Объятья жадно ищут встречи,
Лобзанья тают на устах...

Демон долго не решается пройти в святую обитель, был даже близок к тому, чтобы оставить свое намерение. Однако приблизившись к келье, видит, что затворница кого-то ждет. Она поет песню, которая рождает в сердце Демона любовь.

Тоску любви, ее волненье
Постигнул Демон в первый раз;
Он хочет в страхе удалиться...
Его крыло не шевелится!
И, чудо! из померкших глаз
Слеза тяжелая катится...
Поныне возле кельи той
Насквозь прожженный виден камень
Слезою жаркою, как пламень,
Нечеловеческой слезой!..
И входит он, любить готовый,
С душой, открытой для добра,
И мыслит он, что жизни новой
Пришла желанная пора.
Неясный трепет ожиданья,
Страх неизвестности немой,
Как будто в первое свиданье
Спознались с гордою душой.

Однако, входя, Демон видит перед собой «посланника рая, херувима, хранителя грешницы прекрасной», который загораживает ее крылом. От него исходит свет, и Демон «вместо сладкого привета» слышит «тягостный укор». Херувим заявляет, что его никто не звал, чтобы он уходил прочь от находящейся под его охраной Тамары.

Злой дух коварно усмехнулся;
Зарделся ревностию взгляд:
И вновь в душе его проснулся
Старинной ненависти яд.
«Она моя!-сказал он грозно,-
Оставь ее, она моя!
Явился ты, защитник, поздно,
И ей, как мне, ты не судья.
На сердце, полное гордыни,
Я наложил печать мою;
Здесь больше нет твоей святыни,
Здесь я владею и люблю!»
И Ангел грустными очами
На жертву бедную взглянул
И медленно, взмахнув крылами,
В эфире неба потонул.

Демон приходит к Тамаре, она спрашивает, кто он. Демон отвечает:

Я тот, которому внимала
Ты в полуночной тишине,
Чья мысль душе твоей шептала,
Чью грусть ты смутно отгадала,
Чей образ видела во сне.
Я тот, чей взор надежду губит;
Я тот, кого никто не любит;
Я бич рабов моих земных,
Я царь познанья и свободы,
Я враг небес, я зло природы,
И, видишь, - я у ног твоих!
Тебе принес я в умиленье
Молитву тихую любви,
Земное первое мученье
И слезы первые мои.
О! выслушай - из сожаленья!
Меня добру и небесам
Ты возвратить могла бы словом.
Твоей любви святым покровом
Одетый, я предстал бы там,
Как новый ангел в блеске новом;
О! только выслушай, молю, -
Я раб твой, - я тебя люблю!
Лишь только я тебя увидел -
И тайно вдруг возненавидел
Бессмертие и власть мою.
Я позавидовал невольно
Неполной радости земной;
He жить, как ты, мне стало больно,
И страшно - розно жить с тобой.
В бескровном сердце луч нежданный
Опять затеплился живей,
И грусть на дне старинной раны
Зашевелилася, как змей...

Тамара боится того, что Демон ей говорит, просит оставить его, спрашивает, зачем он ее любит. Демон отвечает:

Зачем, красавица? Увы,
He знаю!.. Полон жизни новой,
С моей преступной головы
Я гордо снял венец терновый,
Я все былое бросил в прах:
Мой рай, мой ад в твоих очах.
Люблю тебя нездешней страстью,
Как полюбить не можешь ты:
Всем упоением, всей властью
Бессмертной мысли и мечты.

Демон говорит, что ему тяжело жить

...для себя, скучать собой
И этой вечною борьбой
Без торжества, без примиренья!
Всегда жалеть и не желать,
Все знать, все чувствовать, все видеть,
Стараться все возненавидеть
И все на свете презирать!..

Лишь только божие проклятье
Исполнилось, с того же дня
Природы жаркие объятья
Навек остыли для меня;
Синело предо мной пространство;
Я видел брачное убранство
Светил, знакомых мне давно...
Они текли в венцах из злата;
Ho что же? прежнего собрата
He узнавало ни одно.
Изгнанников, себе подобных,
Я звать в отчаянии стал,
Ho слов и лиц и взоров злобных,
Увы! я сам не узнавал.
И в страхе я, взмахнув крылами,
Помчался - но куда? зачем?
He знаю... прежними друзьями
Я был отвергнут; как эдем,
Мир для меня стал глух и нем.
По вольной прихоти теченья
Так поврежденная ладья
Без парусов и без руля
Плывет, не зная назначенья;
Так ранней утренней порой
Отрывок тучи громовой,
В лазурной вышине чернея,
Один, нигде пристать не смея,
Летит без цели и следа,
Бог весть откуда и куда!
И я людьми недолго правил,
Греху недолго их учил,
Все благородное бесславил
И все прекрасное хулил;
Недолго... пламень чистой веры

Легко навек я залил в них...
А стоили ль трудов моих
Одни глупцы да лицемеры?
И скрылся я в ущельях гор;
И стал бродить, как метеор,
Во мраке полночи глубокой...
И мчался путник одинокой,
Обманут близким огоньком;
И в бездну падая с конем,
Напрасно звал - и след кровавый
За ним вился по крутизне...
Ho злобы мрачные забавы
Недолго нравилися мне!
В борьбе с могучим ураганом,
Как часто, подымая прах,
Одетый молньей и туманом,
Я шумно мчался в облаках,
Чтобы в толпе стихий мятежной
Сердечный ропот заглушить,
Спастись от думы неизбежной
И незабвенное забыть!
Что повесть тягостных лишений,
Трудов и бед толпы людской
Грядущих, прошлых поколений,
Перед минутою одной
Моих непризнанных мучений?
Что люди? что их жизнь и труд?
Они прошли, они пройдут...
Надежда есть - ждет правый суд:
Простить он может, хоть осудит!

Тамара спрашивает, зачем он ей жалуется, говорит, что их могут увидеть. На слова Демона, что они одни, Тамара говорит, что их видит бог. Демон отвечает:

На нас не кинет взгляда:
Он занят небом, не землей!

Тамара
А наказанье, муки ада?

Демон
Так что ж? Ты будешь там со мной!

Тамара признается, что слушает Демона «с отрадой тайной», еще раз просит пощадить ее, недоумевая: «На что душа тебе моя?» Затем требует дать клятву:

Клянися мне... от злых стяжаний
Отречься ныне дай обет.
Ужель ни клятв, ни обещаний
Ненарушимых больше нет?..

Демон клянется «небом и адом» и всем, что есть на свете, что «отрекся от старой мести», «отрекся от гордых дум», говорит, что «хочет с небом примириться», и продолжает:

Хочу любить, хочу молиться,
Хочу я веровать добру.
Слезой раскаянья сотру
Я на челе, тебя достойном,
Следы небесного огня -
И мир в неведенье спокойном
Пусть доцветает без меня!
Тебя я, вольный сын эфира,
Возьму в надзвездные края;
И будешь ты царицей мира,
Подруга первая моя;
Без сожаленья, без участья

Смотреть на землю станешь ты,
Где нет ни истинного счастья,
Ни долговечной красоты,
Где преступленья лишь да казни,
Где страсти мелкой только жить;
Где не умеют умеют без боязни
Ни ненавидеть, ни любить.
Иль ты не знаешь, что такое
Людей минутная любовь?
Волненье крови молодое, -
Ho дни бегут и стынет кровь!
Кто устоит против разлуки,
Соблазна новой красоты,
Против усталости и скуки
И своенравия мечты?
Нет! не тебе, моей подруге,
Узнай, назначено судьбой
Увянуть молча в тесном круге
Ревнивой грубости рабой,
Средь малодушных и холодных,
Друзей притворных и врагов,
Боязней и надежд бесплодных,
Пустых и тягостных трудов!

Демон просит Тамару любить его, приближается.

И он слегка
Коснулся жаркими устами
Ее трепещущим губам;
Соблазна полными речами
Он отвечал ее мольбам.
Могучий взор смотрел ей в очи!
Он жег ее. Во мраке ночи
Над нею прямо он сверкал,
Неотразимый, как кинжал.
Увы! злой дух торжествовал!
Смертельный яд его лобзанья
Мгновенно в грудь ее проник.
Мучительный, ужасный крик
Ночное возмутил молчанье.
В нем было все: любовь, страданье,
Упрек с последнею мольбой
И безнадежное прощанье -
Прощанье с жизнью молодой.

Тамара умирает. Она лежит в гробу, «как пери спящая мила».

И ничего в ее лице
He намекало о конце
В пылу страстей и упоенья;
И были все ее черты
Исполнены той красоты,
Как мрамор, чуждой выраженья,
Лишенной чувства и ума,
Таинственной, как смерть сама.
Улыбка странная застыла,
Мелькнувши по ее устам.
О многом грустном говорила
Она внимательным глазам:
В ней было хладное презренье
Души, готовой отцвести,
Последней мысли выраясенье,
Земле беззвучное прости.

Тамару хоронят. Гудал (отец) везет по горам траурный поезд, которому до места идти три дня:

Один из праотцев Гудала,
Грабитель странников и сел,
Когда болезнь его сковала
И час раскаянья пришел,
Грехов минувших в искупленье
Построить церковь обещал
На вышине гранитных скал,
Где только вьюги слышно пенье,
Куда лишь коршун залетал.
И скоро меж снегов Казбека
Поднялся одинокий храм,
И кости злого человека
Вновь успокоилися там;
И превратилася в кладбище
Скала, родная облакам:
Как будто ближе к небесам
Теплей посмертное жилище?..
Как будто дальше от людей
Последний сон не возмутится...
Напрасно! мертвым не приснится
Ни грусть, ни радость прошлых дней.

Ангел несет вновь упокоившуюся душу в рай. Внезапно перед ними

Свободный путь пересекая,
Взвился из бездны адский дух.
Он был могущ, как вихорь шумный,
Блистал, как молнии струя.
И гордо в дерзости безумной
Он говорит: «Она моя!»
К груди хранительной прижалась,
Молитвой ужас заглуша,
Тамары грешная душа.
Судьба грядущего решалась,
Пред нею снова он стоял,
Ho, боже! - кто б его узнал?

Каким смотрел он злобным взглядом,
Как полон был смертельным ядом
Вражды, не знающей конца, -
И веяло могильным хладом
От неподвижного лица.

«Посланник неба» отвечает, что власть Демона кончилась, что «благо божне решенье»:

Дни испытания прошли;
С одеждой бренною земли
Оковы зла с нее ниспали.
Узнай! давно ее мы ждали!
Ее душа была из тех,
Которых жизнь - одно мгновенье
Невыносимого мученья,
Недосягаемых утех:
Творец из лучшего эфира
Соткал живые струны их,
Они не созданы для мира,
И мир был создан не для них!
Ценой жестокой искупила
Она сомнения свои...
Она страдала и любила -
И рай открылся для любви!»
И Ангел строгими очами
На искусителя взглянул
И, радостно взмахнув крылами,
В сиянье неба потонул.
И проклял Демон побежденный
Мечты безумные свои,
И вновь остался он, надменный,
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви!..

Следует описание полуразвалившихся остатков монастыря, дикой буйной природы, которая почти поглотила его, дома, где когда-то жила семья Тамары, от которого не осталось и следа.

Ho церковь на крутой вершине,
Где взяты кости их землей,
Хранима властию святой,
Видна меж туч еще поныне.
И у ворот ее стоят
На страже черные граниты,
Плащами снежными покрыты;
И на груди их вместо лат
Льды вековечные горят.
Обвалов сонные громады
С уступов, будто водопады,
Морозом схваченные вдруг,
Висят, нахмурившись, вокруг.
И там метель дозором ходит,
Сдувая пыль со стен седых,
То песню долгую заводит,
То окликает часовых;
Услыша вести в отдаленье
О чудном храме, в той стране,
С востока облака одне
Спешат толпой на поклоненье;
Ho над семьей могильных плит
Давно никто уж не грустит.
Скала угрюмого Казбека
Добычу жадно сторожит,
И вечный ропот человека
Их вечный мир не возмутит.

Над просторами Грузии в тишине и одиночестве летает демон. Он грустен и разочарован - ему давно наскучило бессмертие, власть над людьми и жестокие забавы. Демону остается только бесцельно метаться между небом и землей, не зная покоя и ненавидя все вокруг.

В это время в богатом доме князя Гудала празднуют свадьбу его единственной дочери – Тамары. Веселье в самом разгаре, столы ломятся от щедрого угощения, а вина льются рекой. Молодая невеста, по обычаю предков, исполняет свадебный танец с бубном.

Пролетающий неподалеку демон покорен красотой юной княжны и влюбляется в нее. Но на свадебный пир уже спешит жених Тамары. Он нетерпеливо погоняет своего коня, желая поскорее обнять свою суженую, а вслед за ним идет караван с богатыми дарами.

В спешке молодой человек забывает помолиться у придорожной часовни, и демон обретает над ним власть. Томимый злобой и ревностью, посланник ада убивает нареченного Тамары руками разбойников. Его бездыханное тело верный конь приносит к порогу усадьбы Гудала.

Несчастная Тамара безутешна – не успев выйти замуж, она становится вдовой. С закатом солнца к ней является демон, утешая сладкими речами и обещая приходить каждую ночь. Девушка смущена и взволнована, вскоре она постепенно начинает влюбляться в неземной образ. В тоже время княжна понимает, что новое чувство грозит ей бедой, ведь от демона веет злом.

Отвергнув предложения руки и сердца новых женихов, Тамара просит разгневанного ее поведением отца позволить уединиться в монастыре. Но и в келье девушке нет покоя – демон продолжает преследовать ее, соблазняя благами внеземной жизни. Искреннее чувство заставляет его терзаться сомнениями и жалостью к своей возлюбленной, в какой-то миг он даже готов отказаться от нее.

Все решает роковой поцелуй – княжна умирает, но тем самым спасается от соблазна - ее душе уже уготовано место в раю. Демон снова остается в одиночестве.

Поэма учит простой истине: пока человек во власти сомнений, его душа принадлежит демону. Только преодолев их, можно очиститься и вернуться к Богу.

Читать подробное краткое содержание Демон Лермонтова

Высоко в небе летал Демон. Он летал испокон веков и его не привлекало ничего внизу, а только вызывало бурю ненависти и злобы. Злой дух повсюду, где только видел, сеял ненависть в сердцах людей для собственного удовлетворения. Его власть была безгранична.

Однажды, как всегда безразличный ко всему происходящему внизу, Демон летел над Кавказом, над Грузией, над высокими горами, над быстрыми реками, над лугами и городами. В это время в доме князя Гудала начиналось празднование по поводу свадьбы его единственной дочери прекрасной Тамары. Тамара – молодая и красивая девушка была влюблена в зажиточного Синодала. Она была счастлива от того, что выходит замуж за любимого по благословению родителей.

Усадьба князя уже была полна гостей и празднование уже шло полным ходом. По обычаю невеста, в ожидании жениха должна станцевать свой последний танец в родительском доме. Ей подготовили место для танца – постелили ковры, заиграла музыка. Тамара начала свой прощальный танец, погрузившись в волнительные раздумья. Это последний день, когда она незамужняя девушка, а потом ей придется уехать в чужой дом, жить с родными жениха – как они ее примут, она не знала. Единственная мысль, которая согревала сердце молодой красавицы – это мысль о скорой встрече с любимым Синодалом. Тем временем Синодал со своими людьми ехал по горной дороге в имение Гудала.

Очарованный красотой и пластикой Тамары злой Демон влюбился до безумия. Сгорая от ревности, он натравил разбойников на караван молодого Синодала. Разбойники, хорошо зная местность, беспощадно убили весь караван, и только жениху удалось выбраться их очага боя благодаря своему быстрому коню. Но, не успел Синодал скрыться от преступников, как пуля настигла его и смертельно ранила. Доехав до княжеского дома, он умер на руках возлюбленной.

Долгое время Тамара плакала, не спала ночами, думая о своем женихе. Злой коварный Демон приходил к ней и шептал слова любви, он являлся к ней в образе прекрасного молодого мужчины. Поначалу Тамара думала, что это видения и чтоб они исчезли, попросила отца отправить ее в монастырь. Она решила посвятить остаток своей жизни молитвам и служению богу. Долго Гудал не решался – она же у него единственная, но все же внял просьбам дочери. Даже в монастыре Демон не оставил в покое Тамару. А она в свою очередь стала все больше и больше думать о нем, даже когда молилась, то думала о загадочном призраке.

Демон действительно по-настоящему был влюблен в княжну. Он хотел с ней близости, но знал, что если прикоснется к ней, Тамара умрет. На какое-то время Демон оставил мысли о своих желаниях, дабы не навредить девушке, но ослепленный любовью однажды решился предстать перед ней воочию. Однажды злой дух в виде юноши, только с крыльями, вошел в келью Тамары, но путь ему преградит светлый Ангел. Слушая сладостные речи Демона, Тамара поверила в его доброту и бескорыстность – в таком случае Ангел был бессилен и отступил. Но Тамара не подозревала, что может таиться под нежными объятиями и страстными поцелуями Демона. Она позволила ему себя поцеловать, и этот поцелуй для нее стал последним. Предсмертный крик Тамары услышал, проходивший мимо служитель монастыря.

Демон решил забрать не только жизнь у красавицы, но и ее душу, и теперь на защиту стал Ангел и не отдал злому духу чистую душу Тамары.

Мертвая Тамара была такой же прекрасной, как и при жизни, а на устах осталась предсмертная страстная улыбка. Ее нарядили в самые красивые одежды и похоронили на семейном кладбище высоко в горах. Много времени прошло с тех пор, даже дом Гудала разрушился, но могила красавицы Тамары все еще цела на вершине горы.

Кратчайшее содержание. Суть и тема.

Картинка или рисунок Демон

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Не все коту масленица Островского

    Ипполит, приказчик богатого купца Ахова тихонько ходит вокруг дома, заглядывая в окна. Агния, дочь обедневшей купчихи Кругловой нетерпеливо просит его войти. Ипполит оглядывается по сторонам, не услышит ли его мать Агнии, и признаётся девушке в любви.

  • Краткое содержание Омон Ра Пелевин

    Герей романа рядовой советский мальчик с нерядовым именем Омон, особенностью характера которого является рьяная страсть к небу. Омон поступает в летное училище, а позже становится космонавтом, впереди у которого подготовка к полету на луну.

  • Краткое содержание Бумажная победа Улицкая

    Повествование Бумажная победа вошедшее в серию произведений Людмилы Улицкой под названием Детство 49, рассказывает о мальчишке по имени Гена Пираплетчиков. Помимо глупой фамилии, которую парень расценивал, как оскорбление

  • Краткое содержание Железников Троп

    На солнце стояла большая собака по кличке Троп и перебирала ногами. Но вот на крыльце появилась бабушка с маленьким мальчикам Петя на руках. Ребенок повернулся ка псу и когда тот радостно открыл пасть, это напугало мальчугана и тот заплакал

  • Краткое содержание Островский Волки и овцы

    У ворот дома пожилой дамы Меропии Давыдовны Мурзавецкой дворецкий разгоняет взбунтовавшихся рабочих, требующих деньги за свой труд. Следом за ними прибывает Чугунов, который ведет дела помещицы. Он также занимается имением вдовы Купавиной и хвастается