Краткая история мужской моды XVIII — начала XX века. Быт и нравы англичан в первой трети XIX века


Листая старинные журналы мод.Англия,Франция, 19 век - ч.1.

Из апрельского номера журнала мод.1831г.Париж.

XIX век вполне можно считать «колыбелью» многих нынешних стилей: именно в конце теперь уже позапрошлого столетия зародились все те тенденции, которыми многие модные дизайнеры руководствуются и по сию пору. Разумеется, мода XIX столетия не обошлась без революций, подарив миру и самых первых кутюрье. Уже довольно долго главным средством для внесения моды были различные журналы мод. С 1829 года журнал Эмиля Жирарди "La mode" всегда был лидером среди подобной литературы. Здесь вся информация придерживалась общественно-философского стиля изложения. А главное все сопровождалось изображениями, которыми занимался Поль Гаварни - знаменитый художник во Франции. С первым журналом в иллюстрации моделей мог соперничать другой Венский журнал. Здесь их выполнял профессор Королевской академии искусств Франц Штебер.1830 г. для многих стран Европы стал временем, когда романтизм стал преобладающим стилем в искусстве. Здесь очень ценились такие качества, как сила личности, стремление к свободе, борьба за нее и т.д. Средневековые времена для романтизма стали идеальной моделью жизни. Романтизм преобразил внешность людей и придал им черты страсти, возвышенности, так же ценилось богатство души и мечтательность. Костюм для мужчин не меняется конструктивно, однако, много внимания уделяется различным дополнительным элементам. Применяются ткани из дорогой шерсти или тонкого льна. Бальный фрак выполнялся бархатом, а жилет шили из парчи разных цветов. Так же характерным для средневековья было возвращение плащей и туфлей с острыми длинными носами. Женские костюмы в основном всегда носили с жестким корсетом, делающим талию очень узкой, а рукава от верха до локтя были невероятно широкими. Уровень плеча заниженный, а юбка достигала щиколоток и была достаточно широкой. Платье шилось из атласа светлых оттенков и бархата. Ленты и кружева с оборками являются основными украшениями такого платья. На голове - объемный головной убор с двумя или тремя перьями страуса или цветами. Присутствовали и драгоценности. Одежда мужчин и женщин романтизма имеет общие характерные черты: плечи, расширенные рукава, широкие бедра и обтянутая грудь с талией.

Парижская мода, январь 1831г.

Парижская мода, февраль 1831г.

1831г.

1831г.

май 1831г.

май 1831г.

июнь 1831г.

Июнь 1831г.

Англия, 1831г.

Английская мода, сентябрь 1831г.

Англия 1831г.

Англия, октябрь 1831г.

Англия, 1831г.

Англия, март 1831г.

Англия, декабрь 1831г.

Англия, декабрь 1831г.

1829г.

1800-1840-е годы.Англия.

Англия, 1808г.

Англия, 1808г.

1826г.

1826г.

1829г.

1829г.

1835г.

Вторая половина 19 в. стала временем, когда в журналах не просто изображаются модельные работы, но и более детальное рассмотрение элементов туалетов. Для некоторых было весьма полезно знать, например, как шьется такая одежда, как делают украшения, всевозможные советы. Иллюстрации теперь могут показать отдельные приемы при формировании костюма, акцентировать внимание на изгибах и разных дополнениях. Развитие техники позволило публиковать в журналах фотографии моделей. Не менее важным средством введения моды был театр. Ведь знаменитые актеры служили реальным примером, которому хотелось подражать.

Англия, 1869г.

1866г.

Во второй половине 19 века женская одежда кардинально изменилась. Внешний облик женщины этих времен определялся исключительно их родом занятий в обществе буржуазии. Занятий у женщин было не много: развлечения в светском обществе и искусство. Они являлись лицом достижений своего мужа. Так оценивался его достаток, положение в обществе, поэтому всевозможным дорогим украшениям уделялось максимально возможное внимание. От этого сильно пострадала практичность и удобство одежды. Ткань применялась только дорогая, отделывались платья огромным количеством украшений. Мода менялась весьма резко с целью шокировать. Эклектика - это сочетание различных стилей. Этот принцип применяется во всем искусстве буржуазии XIX в. Здесь и античные времена, и готический стиль, и барокко, и ткани с орнаментом и т.д. В 40-50-х гг. женский костюм обрел четко пропорциональный силуэт. Больше естественности придается линиям тела. Резко изменилось представление о красоте прически - теперь это пробор с опускающимися по обе стороны лица волосами. Характерные черты - это хрупкая тонкая шея, и плавно переходящие в узкий рукав плечи.
Корсет гармонирует с юбкой, которая имела своеобразный каркас из конского волоса. Такой подход позволил создать юбку до 3 м в диаметре. Такие гигантски юбки увешивались воланами, каймой, фестонами и т.д. В целом этот период историки описывают как второе рококо. Для женщин ассортимент одежды был так велик, что костюмы подразделялись даже на утренние, для прогулок, обеденные и вечерние. Всевозможные дополнительные элементы, как зонтик или перчатки, а так же ювелирные изделия. Шляпки так и сохранились капорными с довольно высокой тульей. Обувью служили в это время туфли на низком каблуке и квадратным носом.

1869г.

В период с 70-х по 80-е годы мужские костюмы подразделяются по случаям, когда их необходимо надевать, а так же все более строго стандартизируются формы. Мода этого времени диктует перемены лишь в мелочах. Этот век завершается вместе с практически полным отказом от индивидуального пошива одежды на заказ. Все больше делается упор на массовость, ведь текстильная промышленность теперь может обеспечить такие объемы выпуска мужской одежды. Женская же одежда вновь меняет общее представление о моде, при этом выбор применяемых тканей становится гораздо шире. В моду входит дорогое красивое белье.

Роман Э. Золи "Дамское счастье " дает хорошее представление разнообразие Французских тканей, белья и кружевных изделий. Здесь описаны виды атласов (атлас а-ля рэн, атлас ренессанс и другие), шелк ("Зеленый Нил", "Индийское небо", "Майская роза", "Голубой Дунай"). Ткань более плотной структуры - это атлас мервейё и шелк дюшес, которые, как правило, были мягче и теплее по цвету и делались волнистыми. Низ костюма был отделан узорами из тяжелой ткани, такой как дамА, парча, а так же шелк с вшитым жемчугом. Обрамление этих узорчатых деталей платья выполнено бархатом разных цветов, основой которого был тот же шелк или атлас. Центральная часть отдела содержала выставку из шелка летнего варианта. Здесь переливались все цвета радуги. Нежнейшие тона превращали этот зал в место, где восходит солнце. Футляры из материала нежнее облака, сюра - самая легкая ткань, китайский шелк атласной выделки, как нежнейшая кожа молодых китайский красавиц. Понже из Японии, тюсор и кора из Индии. Естественно, здесь присутствовал лучший шелк Франции. Его текстура была в мелкую клеточку, полосатый, а так же с различными изображениями цветов. Французский шелк погружал посетителей в представление, будто женщина в платье с оборками майским утром вышла подышать свежим воздухом в парк. Колонны зала увешены кружевами мехельнска и валансьенска, а прилавки несли на себе блонды из Испании, такие легкие, как слабый ветерок. Аппликации из Брюсселя, покрытые узорами больших цветов на фоне нежных кружев ручной работы.

Дорогие красивые ткани вместе с кружевами идеально сочетаются с оригинальной модной отделкой.
Каркас платья претерпевает изменения в форме. Пышные округлости, диктуемые предыдущей модой, сменились относительно узкой и прямой юбкой. Верх - это облегающий лиф с длинными рукавами из гладкой ткани. Юбка - прямая с треном - это складки ткани в виде банта. Также трен выполнялся драпировкой на турнюре, обычно, чуть ниже делался из складок, которые часто с изнаночной стороны закреплялись тесемкой. Боковые швы юбки довольно часто делались в виде сосборена. Интересным элементом была верхняя юбка. Она была пришита поверх основной юбки в нижней части лифа. Верхняя юбка обязательно была окантована, покрыта вышивкой, плиссирована и с массой кружевных элементов с бантами. Задняя часть верхней юбки укорочена для того, чтобы был виден трен. При этом всем великолепии, фигура женщины в корсете походила на русалку. В целом женский костюм был сделан в декоративных целях. Разнотипные и разноцветные ткани с множеством украшений и дополнений - это все про женскую одежду этого времени.

Новые решения в проектировке костюмов рождаются ближе к концу 70-х гг. Теперь больше внимания обращается на одежду для народных масс, где преобладают восточнее мотивы. Новым так же стал морской стиль. Но это вовсе не означало тотально подражание стилю. Элементы прошлой моды и новые решения переносились на новую модную одежду, создавая совершенно другой стиль и образ.
Женская домашняя одежда становится все больше похожа на современный домашний халат с рукавами в виде кимоно. Развитый спорт к концу века накладывает свой отпечаток на специфическую спортивную одежду. Для мужчин появляются такие элементы, как укороченные брюки (похожи на современные гольфы), курточки из легких тканей, удобные рубашки разных расцветок и мягкая шапка. v Специально для женщин созданы различные костюмы для спорта. Это свободные брюки и широкие юбки вместе с коротким жакетом. Главный принцип здесь, при разработке костюма, это отсутствие излишеств, удобство и целенаправленность для конкретного вида спорта. Блузка, юбка и жакет - это самый популярный набор английского костюма для женщин. Белый поставленный воротник взят из мужского костюма, галстук и манжеты - это и есть все украшения такого строгого делового платья.

В 90-е годы появляется новый современный стиль модерн. Он зародился на основе полного отрицания искусства буржуазии и предложил миру новый взгляд на моду. Новые костюмы говорили о том, что красота - это, прежде всего, чувства. Только с их помощью можно ощутить настоящую красоту. Платье модерн выглядело примерно так: лиф довольно узкий, переходящий в тонкую талию; юбка расклешенная; рукава спускались от зауженного плеча и были узкие внизу с широким откатом; воротник закрытый и высокий. От корсета и здесь не отказались, однако он был сделан для того, чтобы придать фигуре s-образную линию. В таком корсете у женщины была поднята грудь, узкая талия и плоский живот. Главная особенность стиля - это прогиб линии спины от талии. Все декоративные элементы, изгибы и швы повторяли такой изгиб. Подобный прием в истории модной одежды очень часто встречается в разные времена для создания эксклюзивный стиль, который соответствовал представлению модной одежды на конкретный период. Шляпы на момент перехода к новой моде были высокими с маленькими полями, но с увеличением в высоту прически становятся похожими на небольшие наколотые накладки с всевозможными украшениями в виде цветов или чучел птиц. Обязательными элементами являлись перчатки, сумки и муфты. Видов обуви было масса: это высокие прошнурованные ботинки (так же был вариант на пуговицах); туфли имели большее разнообразие в видах. Их делали из окрашенной кожи с шелком, а в качестве украшений применяли банты, розетки, пряжки и все это крепилось на платформе с высоким изогнутом каблуке.

1870г.

В 70-х гг. Франция становится свидетелем появления Домов моды знаменитых модельеров - профессионалов в своем деле. Один из таких кутюрье Ворт предложил проводить регулярно выставки и показы мод. Этот же модельер Ворт в Париже в 1865 г. организовал фирму "От кутюр". Эта фирма занималась пошивом модельной одежды массово. Это значит, что костюмы шились на модели. Некоторые костюмы особой высокой моды продавали для дальнейшего копирования. Появление манекенщиц на подиумах показа мод означало, что многие стали стараться копировать этот образ. Чтобы распространять актуальную моду придумали еще один весьма эффективный способ - показ готовой одежды. Высокопоставленные личности становятся регулярными посетителями таких демонстраций.

1863г.

1863г.

1863г.

1863г.

1863г.

1866г.

1865г.

1865г.

1865г.

1865г.

1865г.

1865г.

1866г.

1868г.

1868г.

1868г.

1868г.

1868г.

1868г.

Low muslin waist, with braces; the braces and sleeves are made of embroidered insertion and lace edging.

Начало 19 века знаменуется культом античности. В моду вошли туники (шмизы) из муслина или тонкого льняного полотна. А законодательницей этого направления была Англия. Именно ее вкусам подражала Европа 19 века.

Женская мода 19 века

В начале века платья в античном стиле – шмиз – носят с глубоким вырезом и сильно завышенной талией, юбка спадает мягкими длинными складками, плавно переходящими в шлейф. Но мода скоротечна, и уже к 1810 году шлейф исчезает, уменьшается декольте и укорачивается длина платья. Однако эти легкие наряды никак не подходили к суровому климату некоторых стран. И в Европе 19 века появляется мода на с длинными рукавами и уменьшенным вырезом. Также использовались более тяжелые ткани – шелк и бархат.

С приходом на престол королевы Виктории в Англии наступает новый период, который и получил название . В это время происходит возврат к корсетам и широким юбкам. Но некоторые новшества все же в английской моде 19 века были – появился очень пышный рукав, пожалуй, самый пышный за всю историю дамской моды. Силуэт платья стал напоминать песочные часыпышная юбка на кринолине, узкая «корсетная» талия, пышный рукав. Викторианскую эпоху еще называют эпохой пуританства и в моду второй половины 19 века входят глухие, полностью закрытые женские платья с кружевными воротничками, рюшами, оборками, буфами. Открытыми могли быть только лицо и кисти рук. Хотя выходить на улицу без перчаток и шляпки считалось верхом неприличия.

После кончины Виктории прошла быстрая переоценка ценностей. Значительные перемены произошли и в женской моде. В конце 19 века в моду не только Англии, но и всей Европы входит турнюр. Но на смену ему быстро приходит просто узкое платье с нижней юбкой. Появляется интерес к этнике и гардероб англичанок наполняются нарядами с индийскими мотивами. Обязательным атрибутом становится зонтик, защищавший от солнца – дань моде на бледную, «алебастровую» кожу.

Думала просто повыкладывать фотографии с выставки Васильева ("Мода в зеркале истории") из зала 19 века,а потом поняла что интереснее будет все-таки добавить немного истории костюма.

Итак,мода на рубеже 18 и 19 столетий и первых двух десятилетий 19-го.

к началу 19 века Франция стала мировым лидером не только в политике,но и в искусстве.эталоном для подражания стала Римская империя,благодаря имперским амбициям французов и раскопкам в Помпеях.

волна увлечением стилем ампир (от фр.empire-имперский) охватила весь мир.

Россия в правление Александра 1-го,убаюканная патриархальным устоем,"спала".

русская аристократия во всем подражала Франции:говорила и одевалась по-французски.

но если в женской моде законодателем была Франция,то в мужской моде-Англия.античная идея в мужской моде провалилась.придворные щеголи вообще перестают украшать себя лентами,кружевами,перьями.драгоценностям и и мушками.

вот что пишет о мужской моде тех лет Делеклюз в своих "Воспоминаниях за шестьдесят лет":"аристократизмом в мужчине является талант,а в женщине красота.современные мужчины одеваются,а не наряжаются".

женщины же носят исключительно те наряды,которые подчеркивают их физические достоинства.

мужчины носят узкие,наглухо закрытые костюмы;женщины одеты в в легкие платья без сорочек.

мужчины носят сапоги с гвоздями,женщины-едва заметные туфельки без каблуков,с такой узенькой подошвой,что при малейшей сырости они не могут ходить пешком-недаром "Модный журнал для дам" за 1801 год утверждает:"нельзя быть модницей,не имея экипажа".

Давид,автопортрет.
художник во время работы в домашнем халате с белым жабо;ненапудренные волосы указывают на послереволюционную эпоху

творцами мужской моды были английские лорды,артисты и денди.
некий лорд Кэтогэн оказал влияние на всю Европу своей прической;лорд Спенсер-своим жилетом,а лорд Кэррик своим плащом с несколькими воротниками.
английский костюм для верховой езды переняли многие молодые поэты Германии,например,Гете,преобразовав его в светский костюм "редингот" (redingot)-который вскоре стал самой распространенной одеждой и в остальных странах Европы.

по поводу женского костюма журнал "Московский Меркурий" в 1803 году высказывается следующим образом:
"в нынешнем костюме главным почитается обрисовывание тела.если у женщины не видно сложения ног от башмаков до туловища,то говорят,что она не умеет одеваться или хочет отличаться странностью.когда нимфа идет,платье искусно подобранное и позади гладко обтянутое.показывает всю игру мускулов ее при каждом шаге".
для создания таких нарядов требовались и особые ткани.
в этот период пользуются популярностью батист,муслин,тафта,креп и кисея.

Законодательницами моды периода Директории(1795-1799) - так называемые "Merveileuses"-были Тереза Тальен,Жозефина Богарне(будущая императрица) и мадмуазель Ланж.

про светскую даму,подругу Жозефины Богарне(Бонапарт),Терезу Тальен журнал "Зеркало Парижа" писал следующее:
"она имеет вид выходящей из ванны и нарочно показывает свои формы под прозрачными тканями"


Тереза на картине Давида

ей не уступала мадмуазель Ланж,французская актриса и куртизанка-она позировала художникам обнаженной и вообще всячески поддерживала эту новую моду,получившую название "а-ля соваж"(a-la sauvage-нагая)

мадмуазель Ланж в образе Венеры на картине Жирозе Триозона,1798 год

английская карикатура Джеймса Гилрея(1806 г) "Тереза Тальен и императрица Жозефина танцуют голыми перед Баррасом зимой 1797 года"(Бонопарт подсматривает справа)
***Поль Баррас-один из видных деятелей Великой Французской революции,был мужем Терезы Тальен

крой платьев напоминал рубашечный силуэт,созданный с оглядкой на античные пеплосы и хитоны.
под платья-туники надевали рубашку или трико телесного цвета,эта рубашка называлась "шмиз" ("chemise").

шмизы,1800 год


карикатура:мужчина принимает даму,одетую по моде,за нищенку (что она стоит "в одной рубашке") и подает ей монету


карикатура "три грации":намек на то,что далеко не всем шел новый свободный фасон платьев

в России моды "саваж" никогда не было,у дам на балах всегда присутствовали нижние юбки.

во Франции же период революционных вольностей сошел на нет когда Наполеон стал императором.
общий силуэт сохранился,но оголяться дамы стали меньше;декольте поползло вверх.
ближе к 1804 году платье становится закрытым до шеи,появляются рукава,а шлейф исчезает полностью.

однажды Наполеон,увидев молодую даму в очень смелом наряде,громко вызвал ее из толпы и сказал:"мадам,вы раздеты,идите и оденьтесь!"-на этом "голая мода" ушла в прошлое.
также в период Империи вошли в моду тяжелые античные орнаменты,золотое шитье на шлейфах платье-их дизайн был разработан к коронации Бонапарта.

"посвящение императора Наполеона"

большой вырез платья,выходя на улицу.прикрывали пелериной.с легкими платьями надевали легкое кружевное манто на подкладке,которое застегивали спереди на крючки.также носили рединготы (пальто из легкой шерстяной ткани прилегающего силуэта) и спенсеры(короткий жакет с длинными рукавами на утепленной ватной или меховой подкладке).
очень модными были шали,особенно кашмировые шали-они стоили целые состояния.также декольте прикрывали прозрачными косынками-"фишю".это был тонкий треугольный или сложенный по диагонали квадратный платок из легкой ткани(муслина,батиста) или кружев,подчеркивавший шею и декольте.
появился в в одежде французских женщин нижних и средних слоев общества в 17-м веке.


Кристиан Галлагер "Элизабет Сьюл Солсбери",1789 год.
светлый платок на шее-фишю

замужние женщины и женщины в возрасте носили боа.

прически были гладкие,с пробором посередине в подражание греческим и римским образцам.

портрет мадмуазель де РИвьер
эталонное платье ампир;прическа с пробором

А.Молинарти 1809
портрет В.Ф.Вяземской
прическа под названием "а-ля Титус"(или "Жертва")-призвана была напоминать о казнях во времена Великой франц.революции1789 года.выбривались волосы на затылке,как это делал палач Самсон;женщины отрезали себе волосы на затылке до корней


Давид,портрет мадам Рекамье
она одета в шлиз,прическа-опять а-ля ТИт:легко завитые волосы придерживаются надо лбом лентой

рисунок из журанла "Журнал де дам",1799 год.шмиз,который книзу расширяется до шлейфа,украшенного искусственными цветами.
прическа-"а-ля олландэз"(a la hollandaise)

сзади волосы убирают в пучки("узел Психеи")-из своих волос или из шиньона,закрепленного гребнями,шпильками,заколками или сетками.
лицо обрамляли локонами-плоскими,круглыми,спиральными и т.д.
на лоб часто спускались челки

Боровиковский,1807 год.
портрет М.Ф.Барятинской
челка на лбу и волосы заколоты сзади


Жерар,портрет мадам Рекамье
шлиз из тонкой белой тканис большим вырезом,обнажающим плечи.платье дополняет шаль,заменяющая собой плащ.
волосы собраны в пучок с декоративной иглой "а-ля грек"

также голова украшалась диадемами и обручами,также использовались венки из искусственных цветов,колосьев и лавровых листьев.в период Директории были популярны парики(господствовал принцип:"утром светлый парик,вечером темный")

из украшений очень популярны были браслеты на руках и ногах;ножные надевались на щиколотку и выше колена,ручные браслеты и кольца надевали поверх перчаток.
круглыми и овальными брошами закалывали модные кашмировые шали.
очень популярны были камеи-на какое-то время они затмили бриллианты и проч.
"теперь модные женщины носят камеи на поясах,в ожерельях,в каждом браслете,в диадеме"-писал модный журнал Jurnal des Dames в 1805 году.


Каролина и Элиза (сестры Наполеона) в камеях


корона Наполеона-старинные камеи.мода на резные камни усугубилась после его итальянской компании в 796 году


Гортензия Богарне в тиаре с камеями

а вот шляпы находятся в стороне от античной моды.головные уборы делались на восточный образец:тюрбаны,чалмы,"китайские шляпки",на которые шли легкие муслиновые и шифоновые ткани,перевивая бусами и укрепляя на них перья брошью,а также береты со страусовыми перьями.
также носили шляпы наподобие капора с большими полями спереди,отделывая их лентами и кружевом,подвязывая лентами под подбородком.


"Журнал де дам"1799 год;сельский чепчик украшенный тюлем-парижская мода конца 18 века

1797 год,рисунок из модного английского журнала-шляпа с широкой лентой в профиль закрывает лицо


рисунок из модного журнала,1803 год
шляпки и чепцы к выходным платьям

Ну а теперь- экспонаты с выставки Васильева:

платье дамское,хлопчатобумажная ткань 1810-е годы,Россия

платье-хлопчатобумажная ткань,Франция 1810-е годы
шаль-батист,вышивка;Франция 1810-е годы


платье с шалью
Россия,1810-е годы
атлас,отделка шелковыми полосами и шнуром в тон


платье с шалью
платье:муслин,вышивка "французским узелком",Франция 1800-е годы
шаль:батист,вышивка гладью;Франция 1800-е годы


платье дамское:хлопчатобумажный батист,Россия 1800-е
кашемировая шаль,Россия 1800-е годы



кость,шелк,вышивка блестками
Франция,1800-е годы


радикюль в форме ладьи:тисненый картон,шелк,стальные блестки
Франция,!800-е годы
гребень-диадема:латунь,искусственный жемчуг
Франция,1810-е годы

еще веера в стиле ампир:

кость,черепаха,шелк,вышивка,блестки
1800-1815 годы

веера и пудреница-табакерка

вот здесь получше видно:


пудреница-табакерка с миниатюрой
дерево,слоновая кость,акварель,металл


латунь,золочение,хрксталь,искуственный жемчуг
Фпанция 1810-е годы

(вышивка бисером,вязание льняной нитью;РОссия,Испания,Франция 1810-1820-е годы)




туфли бальные,атлас
Este,Париж 1810-е

лорнет:меиалл,стекло;1810-е

веер-опахало в стиле ампир;картон,гравюра,дерево
Франция,1800-1810-е

трубка-одноглядка:латунь,кость,перламутр
Франция,1810-е

женский портрет-миниатюра-дерево,слоновая кость,акварель,масло
Франция,1801810-е годы

столик для рукоделия:


дерево,резьба,фанеровка,лак


зеркало настенное:дерево,лак,резьба
РОссия,первая половина 19 века

столик:дерево,мрамор,бронза,литье
Россия,конец 19 в

часы настольные со скульптурой античного бога:бронза,стекло,литье,золочение,эмаль цветная
Франция,начало 19 века

Ну а остальное с выставки выложу в следующих постах.

Публикации раздела Традиции

Краткая история мужской моды XVIII - начала XX века

В месте с порталом «Культура.РФ» вспоминаем, как менялся мужской облик на протяжении нескольких столетий.

Пышные наряды и щеголи-петиметры

Костюм Петра I. Повседневный кафтан, камзол. Полушелк, шерстяная ткань, льняная рубчатая ткань, бахрома. Начало XVIII в. Фотография: reenactor.ru

Мужской кафтан. XVIII в. Фотография: mylitta.ru

Костюм Петра I. Праздничный кафтан, камзол, штаны. Сукно, атлас, хлопчатобумажная байка, шелковая нить, вышивка. Рубеж XVII - XVIII вв. Фотография: reenactor.ru

Очень долгое время - до XVIII века - мужской костюм не уступал женскому в яркости и обилии декоративных деталей. Одежда той эпохи отличалась от современной, но основа мужского костюма из трех предметов сформировалась уже тогда. Сегодня это пиджак, жилет и брюки, а в XVIII веке - кафтан, камзол и кюлоты.

Кафтан, как правило, шили так, чтобы он плотно облегал торс до талии, а вот полы - длиной до колен были широкими. Просторными были и манжеты на длинных рукавах. Кафтан обходился без воротника, застегивали верхнее одеяние только частично или не застегивали вообще: под ним виднелся камзол. Он почти полностью повторял фасон кафтана, но обычно был без рукавов.

Кюлоты - так их называли во Франции - короткие штаны, прерогатива людей знатных и состоятельных. Во времена Великой французской революции восставших простолюдинов называли «санкюлотами», то есть «безкюлотными»: они носили длинные брюки, в которых было удобно работать.

Повседневные мужские костюмы шили из шерсти и сукна, парадные - из бархата, шелка, атласа. Почти все детали кафтана и камзола портные старались подчеркнуть декором - вышивкой, золотыми и серебряными галунами, а манжеты и воротник сорочки отделывали кружевами.

Под камзол мужчины, как и женщины, надевали сорочку. В то время она играла очень важную гигиеническую роль, ведь нередко остальную одежду из дорогих тканей стирать было нельзя. Аристократы предпочитали сорочки из тонкого белоснежного полотна. С короткими штанами носили чулки, самыми нарядными также считались белые.

Большое внимание европейские аристократы уделяли не только одежде, но и обуви, аксессуарам. Туфли на высоких по современным меркам каблуках украшали пряжками. Сапоги тоже носили, но реже: они были обувью для поездок, путешествий и охоты. На голову надевали парик, обильно посыпанный пудрой. Самый популярный его тип - искусственная прическа с туго завитыми локонами по бокам и хвостом, прихваченным черным бантом. Поддерживать парик чистым и ухоженным было сложно, однако все равно проще, чем если бы приходилось укладывать собственные длинные волосы. Завершали костюм шляпа-треуголка, длинный плащ и множество декоративных деталей: перчатки, табакерка, трость, перстни и прочие украшения. Сборы для выхода в свет у тогдашнего щеголя, или, как их называли во Франции, «петиметра», отнимали немногим меньше времени, чем у дамы.

«Великий мужской отказ» и денди

Мужской костюм. Фрак. XVIII в. Фотография: letopis.info

Мужской костюм. XVIII в. Фотография: costumehistory.ru

Мужской костюм. Сюртук. Начало XIX в. Фотография: foto-basa.com

К концу XVIII века модная одежда стала и проще, и удобнее. Хотя законодателем моды в ту эпоху была Франция, в области мужского костюма эта роль постепенно перешла к Англии. В отличие от французских аристократов, которые в основном проводили время при королевском дворе, английские джентльмены большую часть года жили в своих загородных поместьях, а самыми популярными развлечениями были скачки и охота. Это требовало соответствующего костюма. Мужчины начали носить сюртуки - одеяния вроде кафтанов, но простые и свободные. Они были оснащены и воротником, и застежками - удобная защита от непогоды.

Позже в моду вошел фрак - разновидность сюртука со срезанными полами. Со временем полы фрака становились все более узкими, и постепенно превратились в фалды. И на кафтанах, и на сюртуках, и на фраках сзади обязательно делали разрез, чтобы удобно было ездить верхом. Под фрак надевали не длинный камзол, а короткий жилет, который уже очень напоминал современный. И постепенно костюм для активного образа жизни превратился в элегантный городской.

Силуэт костюма менялся в целом: он становился все более вытянутым. А вместе с ним менялись и идеалы мужской красоты. Предметом гордости теперь становилась стройная и подтянутая фигура.

В конце XVIII века мужчины отказались от парчи и шелка и стали носить лишь шерстяные и суконные одеяния. Ушли в прошлое и роскошная отделка, и кружева на сорочках, и пудреные парики, и треуголки. Вскоре «отменили» и короткие штаны - их, как и белые чулки, стали надевать только в самых торжественных случаях, например на бал. В повседневной жизни перешли на длинные штаны: сначала узкие облегающие панталоны, а затем и привычные нам сегодня брюки. Это было время, которое иногда называют «великим мужским отказом» - отказом от пестрого костюма.

Сначала в Англии, а затем и в остальной Европе, зародился дендизм - культурный канон, который включал в себя и костюм, и манеру поведения. Денди отличались сдержанностью и изысканной лаконичностью наряда. Былую роскошь сменил минимализм. Но каждая деталь элегантного костюма - цвет жилета, ткань сорочки, узел галстука - была тщательно продумана. При этом выглядеть полагалось непринужденно, как будто подбор костюма не стоил его хозяину никаких усилий. Знаменитая пушкинская строка «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей» говорит о такой важной составляющей жизни денди, как уход за собой. Холеный, идеально выбритый, в безукоризненно белоснежной сорочке, стройный - вот образ, к которому стремились мужчины первой четверти XIX века.

В XIX веке мужской костюм менялся медленно, важную роль в нем играли именно детали. Фрак стал самым главным предметом гардероба, уместным в любой ситуации. Со временем изменялась ширина лацканов, линия плеча и длина фалд, но в целом он оставался все тем же. Кроме сюртуков и фраков мужчины стали носили визитки - нечто среднее между двумя этими одеяниями. Самым модным головным убором больше чем на полвека стал цилиндр. А забавное слово «шапокляк», знакомое многим с детства, на самом деле означает особый цилиндр со скрытой пружиной. Высокий головной убор можно было сложить, чтобы он не мешал, когда мужчина входил в помещение. Единственно относительно ярким предметом в гардеробе оставались жилеты. Сшитые из бархатных или шелковых тканей, в том числе узорчатых, они контрастировали с темными фраками и светлыми брюками. Способов завязывания галстука существовало неимоверное количество, и в моде были то одни, то другие.

Сдержанная классика и «изящные мужчины»

Мужской костюм. 2-я пол. XIX в. Фотография: mir-kostuma.com

Мужской костюм. 2-я пол. XIX в. Фотография: mir-kostuma.com

К 1840-м годам фрак начал переходить в разряд парадного, вечернего костюма, а повседневной одеждой стал более удобный сюртук. Еще через десять лет его начал вытеснять пиджак. Постепенно функциональность одежды брала вверх и формировался мужской костюм, аналогичный современному. «Героем времени» становился деловой человек, для которого главным было удобство. С середины XIX века из мужского костюма окончательно исчезли нарядные ткани. Даже жилеты теперь стали сдержанными, их шили обычно под цвет брюк. Появился костюм-тройка, в котором все три предмета сшиты из одного материала. Воротнички рубашек, прежде высокие и неудобные, снизились, а галстуки, которые до того были шейными платками, превратились в узкие полоски ткани. Изменилась и верхняя одежда: вместо объемных накидок и плащей в моду вошло пальто. Цилиндры еще носили, но с появлением котелка - шляпы с округлой, очень жесткой тульей - они стали принадлежностью исключительно вечернего туалета. Словом, сложилась та система повседневного и вечернего костюма, которая существует и по сей день.

Со временем одежда становилась все более свободной, ведь на нее, помимо прочего, начал влиять спорт. Мужчины принялись носить укороченные брюки, блейзеры, куртки, твидовые пиджаки, мягкие касторовые шляпы и соломенные «канотье». Появился смокинг как вид вечернего костюма.

Сформировавшись, базовый мужской гардероб менялся медленно: классический костюм стал достаточно удобным, его покрой хорошо маскировал недостатки фигуры. К тому же он был практически универсален - костюм могли носить и скромные чиновники, и аристократы.

Фабрики готовой одежды сделали модную современную одежду более доступной и распространенной. Поэтому щеголям рубежа XIX и ХХ века приходилось еще тщательнее продумывать детали своего костюма, чем петиметрам и денди. Существовало множество нюансов, что и в какой ситуации уместно надеть. Выходили даже специальные статьи и издания с наставлениями вроде «Настольной книги изящного мужчины». Однако и в начале ХХ века мало было прочесть ее и заказать портному хороший гардероб - без таланта и вкуса или положения в обществе было не обойтись.

И хотя кажется, что с тех пор многое изменилось, современный мужчина, если только соглашается взглянуть на моду серьезно, может найти немало общего между собой и модниками прошлого.

Женское платье - одно из самых удачных изобретений человечества, ведь только оно способно наделить свою обладательницу очарованием, в котором есть особая грация и загадка. Начиная рассказ о том, что собой представляет платье 19 века, следует отметить, что его длина никогда не поднималась выше щиколоток. Укорачиваться этот предмет одежды стал уже в стремительном 20-м веке.

Каким было платье в начале 19-го века

История одежды самым тесным образом связана со стилями, господствовавшими в искусстве той или иной поры. Начало XIX столетия отмечено появлением в Европе стиля ампир. Это название произошло от французского слова «империя» и апеллирует к военным успехам Наполеона, которого буржуазия обожала. От уходящего в историю классицизма ампир отличался большей торжественностью и помпезностью.

Вместо нежных цветовых переливов он предложил выразительные контрасты. А линии костюма напоминали собой высокие стройные колонны. Чтобы сходство было наиболее полным, в изготовлении платьев использовали плотные однотонные ткани с симметричными узорами в отделке. Струящийся силуэт позволяли создать тонкие ткани - газ, муслин, батист, которыми обшивали плотную основу наряда. Пропорции оставались теми же, что и в XVIII веке - высокая талия и прямая юбка в соотношении 1:6. Зато декоративных деталей было намного больше: рюши и оборки, кружева и вышивка. Платье 19 века (начала) имело низкое декольте и рукав-фонарик на манжете. Нередко оно украшалось шлейфом. Дополнением наряда могла быть шаль - шелковая или шерстяная, с бахромой или каймой в виде орнамента.

Как менялся фасон

К началу тридцатых годов 19-го столетия высокая талия стала возвращаться на свое законное место. Царивший в искусстве романтизм воспевал чувственность и «нездешние» миры, а в стиле одежды требовал, чтобы фигура казалась утонченно-хрупкой. Вместо стройной и неприступной античной богини, женщина напоминала теперь легкую изысканную статуэтку. В моду вошли узкие корсеты, платье должно было подчеркивать тонкость талии его обладательницы. Чтобы визуально усилить этот эффект, дизайнеры расширили юбки, которые стали напоминать колокол, и уменьшили их длину. Платье 19 века открыло изящные женские щиколотки и потребовало элегантных чулок в качестве аксессуара. Изюминкой нового стиля стал особенный крой рукава - так называемый gigot («баранья нога»). Рукав был очень широким в плече, и сильно сужался от линии локтя к манжете. Декольте предназначалось для вечерних выходов в свет, днем же дамы прикрывали его косынками, шалями или пелеринками. Платье щедро декорировалось лентами и кружевами.

Платье 19 века: сороковые и пятидесятые годы

В этот период корсеты затягивали талии еще туже, а юбки расширялись за счет обилия нижних слоев. Самая нижняя юбка изготовлялась из конского волоса и плотного льна, так родился термин «кринолин». Длина платьев вернулась к прежней, силуэт рукавов стал не столь вычурным, как десятилетие назад. Украшения на одежде тоже стали сдержанней. В 50-х годах кринолины стали делать из китового уса или даже из стальной проволоки. Они были большими и очень напоминали круглую птичью клетку. Юбки были невероятно широкими. Горизонтальные воланы в несколько рядов украшали их внизу. Вошел в моду белый воротничок и манжеты. Сияющие шелка из Лиона были самым востребованным материалом, из которого шилось и бальное платье 19 века, и изысканный наряд для летней прогулки. Правда, первые дополнялись еще роскошными украшениями.

Турнюры и фижмы

К концу шестидесятых годов силуэты платьев изменились.

Сзади они были объемными и пышными, зато спереди и с боков стали узкими и плоскими. Такой эффект достигался за счет использования накладных элементов - турнюров, которые помещались сзади ниже линии талии. Объем нижней части платья подчеркивался складками ткани на спине. Спереди нижнюю часть платья украшала отделка из вышивки, бантов, кружев или плиссировка. Силуэт казался стройным и сказочно изящным. Изобилие декоративных элементов отличает женские платья 19 века 70-80-х годов. Чем сложнее и изобретательнее украшения, тем лучше. Воланы, фестоны, вышитые жемчугами узоры и т. д. скрывали от глаз естественную фигуру дамы. Лишь одним стилевым исключением из правила стало так называемое платье «принцесса», оно было цельнокроеным и открывало взору натуральные очертания фигуры.

Переходное время

Конец 19-го столетия и начало нового века прошло под знаменем модерна. Эстетика искусственности в моде прошлого уступила место прагматично-естественным силуэтам. Турнюр сменился на трен - длинное, собранное в сборки, полотно позади. Лиф стал более облегающим и узким. Платье в стиле 19 века (конца) имело характерный S-образный силуэт: «голубиная грудь» уравновешивалась пышной задней частью. Постепенно юбки приобретали более простую, клешеобразную форму, ворот платья становился высоким и закрытым. Вспыхнувшая было мода прошлого на рукава «баранья нога» быстро угасла, уступив место простым контурам.

Французский вкус

Законодательницей мод, как и в прежнем столетии, оставалась Франция. Парижские фасоны беспрепятственно «шагали» из страны в страну, не миновав даже ортодоксальной Японии. Дизайнерские разработки галльских кутюрье определяли облик платья 19 века (фото). Англия откликнулась более сдержанными моделями в плане открытых частей тела, Россия строго придерживалась заданных форм. Германия внесла коррективы в предложенные образцы, сообразуясь со своим несколько прямолинейным отношением к действительности.


Бальное платье 19 века

Современники вспоминали, что балами той поры можно было любоваться как античными барельефами или этрусскими вазами. Столь дивными и занятными были женские наряды. Обязательным элементом было декольте: глубокое - у замужних дам, и менее вызывающее - у незамужних. Длинные, переходящие за линию локтей вверх перчатки белого или пышный веер, обувь на устойчивом и невысоком каблуке - детали женского бального костюма. Возраст определял фасон наряда. Молодежь красовалась в изящных невычурных светлого тона платьях, тогда как женщины постарше демонстрировали великолепие дизайнерских изысков во всю мощь. Но в том и другом случае женщина на балу 19-го столетия напоминала изысканно приготовленный бисквитный торт со сливками и кремом.