Как жили в старину русские женщины? Женщины в средневековье

Зачастую кинофильмы, чей сюжет затрагивает жизнь в восточных гаремах, показывают нам буквально идиллическую картину: красивые полуодетые женщины, журчащие фонтаны, роскошные дворцы, расслабляющие хаммамы и постоянное блаженство. Однако зрителям не стоит забывать о том, что на самом деле те времена были жестокими, а жизнь женщин - весьма тяжелой. Так давайте же разберемся, какими султанские гаремы были в реальности.

Если мы обратимся к значению слова «гарем», то увидим, что в переводе с арабского оно означает «отделенное, запрещенное». Иными словами, это место в доме, которое скрыто от чужих глаз и тщательно охраняется слугами. Там всегда проживало огромное количество женщин, их численность порой могла равняться нескольким тысячам. Главенствующую роль в гареме занимали либо наложница, которой удалось первой выйти замуж за султана, либо евнухи.

Жен и наложниц для правителя всегда выбирала его мать. Но ввиду большой конкуренции, далеко не каждой удавалось подарить падишаху наследника и уж тем более завязать с ним прочные отношения, да что говорить, многие за всю свою жизнь могли так ни разу и не увидеть своего суженого. Поэтому, чтобы заслужить почетное место в гареме и внимание «мужа», требовались большой ум, хитрость и расчетливость.

Впрочем, даже получив заветное, нельзя было позволить себе расслабляться. Иначе султан мог увлечься другой девушкой, а замозолившую глаза жену приказать казнить. Самым простым способом казни было удушение шелковым шнурком, но были варианты куда более жестокие. Например, наложницу помещали в туго завязанный мешок со змеями и бросали в море с камнем на ногах.

Любопытным является тот факт, что изначально в Османской империи, а если верить документам, то именно там появились первые гаремы, падишах мог взять в жены только наследницу христианских правителей. Уже позднее, во времена правления Баязида II, султаны перестали ограничивать себя брачными узами и могли женить на любой из своих наложниц.


Будущих рабынь могли покупать в возрасте 5-7 лет. Родители продавали своих дочерей и подписывали отказ от прав на них, после чего девочек увозили во дворец, где они росли и воспитывались до достижения половой зрелости - 12-14 лет. За это время их учили грамоте, сурам Корана, этикету, светскому общению и навыкам того, как доставить мужчине удовольствие.

К наложницам в гареме хорошо относились, и даже рабыни каждый день получали выплаты, размер которых устанавливал сам султан. Но за провинности их жестоко наказывали кнутами и палками. У девушек, которые сумели стать фаворитками правителя, жизнь менялась кардинально. Им доверяли заниматься организацией благотворительных фондов и финансированием строительства мечетей.

Если рабыня прожила в гареме 9 лет, то с позволения падишаха она могла стать свободной и уйти. Если султан одобрял ее выбор, то он и его мать, валиде-султан, покупали ей дом, дарили приданное и помогали найти мужа.

Чтобы можно было легко уличить наложницу в измене, всех евнухов привозили из Африки. Ведь в случае беременности у девушки появился бы на свет чернокожий ребенок. Впрочем, такое могло случиться нечасто, поскольку большинство евнухов попадали в гарем уже кастрированными.

В современной Турции гаремов больше нет. Последний из них исчез в начале 20 века. Вместе с тем многоженство среди элиты все еще распространено.

Инструкция

Во времена, предшествовавшие монголо-татарскому игу, женщина на Руси еще пользовалась определенной свободой. Позднее отношение к ней претерпело резкие изменения. Азиатские захватчики подали русским людям далеко не лучший пример, наложив на их жизнь отпечаток грубости. В середине 16 века был создан знаменитый «Домострой» - свод правил и наставлений, которым подчинялся весь жизненный и семейный уклад. По сути, домострой сделал женщину домашней рабыней, обязав ее во всем угождать и беспрекословно подчиняться отцу или мужу.

В крестьянских семьях девочку считали бесполезным существом уже с самого рождения. Дело в том, что когда рождался мальчик, крестьянская община выделяла на него дополнительный земельный надел. На девочку не полагалась, поэтому она редко была желанным ребенком. Грамоте девочек практически не учили. Поскольку роль женщины ограничивалась ведением домашнего хозяйства, считалось, что образование для нее совершенно излишне. Зато на ее плечи ложилась вся тяжесть домашней работы. Если у нее не хватало сил, чтобы справиться со всеми своими обязанностями, домострой предписывал различные наказания, включая физические.

О том, насколько естественным в русских семьях считалось рукоприкладство, говорит и известная пословица: «Бьет – значит, любит». Рассказывали даже такую историю. Один из обосновавшихся на Руси немцев женился на русской девушке. Через некоторое время он обнаружил, что молодая жена постоянно и часто . В ответ на его расспросы, женщина сказала: «Ты меня не любишь». Муж, очень нежно относившийся к супруге, был очень удивлен и долго не мог ничего понять. Оказалось, жена была совершенно уверена в том, что любящие мужья должны бить своих жен.

В христианской традиции было распространено отношение к женщине как к объекту греха и соблазна. Поэтому девушек из знатных семей взаперти держали в теремах. Даже царице не было позволено показываться народу, а выезжать разрешалось только в закрытой повозке. Самыми несчастными из русских были царевны. По сути, они обрекались на одиночество и вечные слезы и молитвы в своих теремах. Замуж за подданных их не выдавали, так как подобный брак считался неравным, а чтобы стать женой иностранного государя, необходимо было принять его веру (хотя такие браки иногда все же случались).

Девушек из дворянских и крестьянских семей выдавали замуж, не спрашивая их согласия. Часто невеста до самой свадьбы не была со своим женихом. В костюме замужней женщины из любого сословия также существовали строгие ограничения. К примеру, волосы должны были быть полностью скрыты головным убором. Открыть их - считалось страшным позором и грехом. Отсюда и «опростоволоситься». Интересно, что простые крестьянки жили гораздо дворянок. По хозяйственным делам они могли совершенно беспрепятственно выходить из дома. Зато их уделом был тяжелый, непосильный труд.

Положение женщин из дворянских и купеческих семей изменилось с приходом к власти Петра I. Познакомившись с европейскими традициями, царь запретил держать женщин взаперти и даже обязал посещать балы и собрания. В результате, почти весь 18 век прошел под знаком женщин-правительниц.

Женщины – это товар, который передается от отца к мужу. Афганка не может себе позволить почти ничего, в том числе и выйти на улицу без мужчины, заговорить с прохожим. Она будет женой того, кого выберут ей родители, и тогда, когда они захотят.

Тут становятся мамами в подростковом возрасте, ежедневно умирают при родах, стыдятся дочерей, клеймят позором тех, кто не способен подарить мужу сына.

Отправляясь в Кабул, журналист Дженни Нордберг не рассчитывала, что знакомство с афганкой-политиком Азитой откроет для нее совершенно другой мир с дикими для современного общества традициями.

В семье Азиты четыре дочери, но одна из них – сын. Это явление носит название «бача пош». Для многих афганок лжемальчики становятся спасением от позора и сплетен – самых сильных орудий общества, в котором не существует прав женщины. Если твоя репутация будет испорчена, не пожалеют даже родные, они же могут забить камнями…

Здесь в каждой школе есть одна-две девочки, переодетые в мальчиков. В будущем им предстоит стать настоящими женщинами, если их психика сможет адаптироваться к такой «смене пола». Подобная практика не фантастика, это норма, коллективная ложь во спасение, которая существует столетиями, но о ней не принято говорить вслух.

Книга Нордберг «Подпольные девочки Кабула» показывает не изнанку, а реальную жизнь женщин в одной из самых закрытых стран мира. Она неприятная, отталкивающая и местами нечеловеческая. Подобные вещи хочется забыть сразу после прочтения. Но это не сборник ужасов из разряда «как страшно жить», а другая, привычная другим людям реальность, окунувшись в которую заново осознаешь ценность простых, обыденных для тебя и невероятных для сотен тысяч женщин Афганистана вещей.

У нас есть свобода и мы сами как личности, а не как чья-то собственность.

«Подпольные девочки Кабула». Глава 4

Здесь заботятся о каждом изможденном, с запавшими глазами ребенке, внутрь приглашают каждую беременную женщину. Мужчины будут ждать снаружи, рядами рассевшись на скамьях вдоль желтой каменной стены на фоне заснеженных гор, в то время как в больнице решается судьба их семей. Большинство одето в типичную деревенскую одежду, состоящую из белых хлопчатобумажных брюк, кафтанов и закрученных тюрбанов, с открытыми сандалиями или пластиковыми тапочками-сланцами, даже в самую ледяную зиму.

Внутри же смуглые, раскрашенные хной руки стягивают с тел и лиц бурки, хиджабы и платки. Эти руки часто выглядят старше, чем лица под одеждой – лица с нежными щеками и глазами, еще не обведенными морщинами. Некоторые будущие матери сами лишь достигли подросткового возраста.

Каждые несколько часов старания какой-нибудь женщины родить сына завершаются здесь, внутри отделанной белым кафелем палаты, где три гинекологических кресла покрыты черными пластиковыми мешками. Младенец мужского пола – это победа, успех. Младенец женского пола – унижение, неудача.

Барановская написала книгу об Аршавине

  • Подробнее

Мальчик - бача, так называют ребенка-сына. Девочка - «другая», дохтар. Дочь. Женщину, которая возвращается домой с сыном, могут чествовать церемонией нашрах, во время которой играет музыка и возносятся молитвы. Гостей будут обильно кормить и поить. Новоиспеченной матери преподнесут подарки: дюжину кур или несколько фунтов сливочного масла, чтобы помочь ей кормить грудью своего маленького сына - пусть тот растет здоровым и сильным. Она получает более высокий статус среди женщин. Та, что способна рожать сыновей, - успешная, достойная зависти женщина; она - воплощение удачи и образа хорошей жены.

Если же рождается дочь, молодая мать нередко покидает родильное отделение в слезах. Она вернется в свою деревню с опущенной от стыда головой, и, возможно, ее станут высмеивать родственники и соседи. Ей могут несколько дней отказывать в пище. Муж может избить жену и выгнать из дому, ей придется спать вместе со скотиной в качестве наказания за то, что принесла в семью еще одно бремя – дочь.

А если у матери новорожденной уже есть несколько дочерей, над ее мужем станут потешаться как над слабаком, с которым отказывается сотрудничать природа, называя его мада пошт. Перевод: «тот, чья женщина родит только девочек».

Любое древнее общество - это доминирование мужчин, и если отстраниться от истории Древней Руси, то, к примеру, Древний Рим, Древний Египет, Древний Восток или Греция, также выстроены по общественным принципам, в которых женщине отводилось второстепенное положение. Что касается положения женщины в Древней Руси , то, к примеру, в древнейшем летописном своде "Повести Временных лет" сообщений, связанных с представительницами слабого пола, в пять раз меньше, чем посвященных мужчинам. Женщины и дети в древнерусском обществе рассматриваются как дополнение к мужчине. Именно по этой причине на Руси девицу до замужества часто называли по отцу, но не в виде отчества, а в притяжательной форме, например "Володимеряя". После вступления в брак в той же "владельческой" форме называли по мужу, подразумевая "мужняя жена", то есть "принадлежащая мужу". Женщины в Древней Руси были ограничены в своих правах, как и во всех древних обществах. Вместе с тем это не означает, что женщины были отстранены от участия в государственных делах. Ярким примером могут служить княгиня Ольга, дочери Ярослава Мудрого и внучки Владимира Мономаха, которые были вполне социально активными и яркими личностями.

Княгиня Ольга (около 890-969 гг.) была первой христианской киевской княгиней. Будучи женой первого великого князя Киевского Игоря(годы правления: 912-945 гг.), после его смерти управляла государством до совершеннолетия их сына Святослава. Обычай кровной мести, который существовал в раннесредневековой Руси, заставил Ольгу покарать убийц ее мужа. Княгиня Ольга сочетала в себе энергию, незаурядный ум и редкие государственные качества. Она впервые создала систему управления княжеством, вела успешную борьбу с соседним племенем древлян, нередко угрожавшим ее государству, а также стремилась к расширению связей Руси с сильнейшими державами того времени - Византией и империей Оттона. Ольга, по сути дела, провела первую в истории Руси финансовую реформу, установив фиксированный размер дани, порядок ее сборов и их систематичность

Исторические документы свидетельствуют о том, что княгини принимали участие в государственных делах. Так подписи княгинь стояли на важнейших законодательных документах того времени. Подпись жены князя Владимира Святославовича (годы правления: 980-1015 гг.) Анны стояла на Церковном уставе. Более того, без ее подписи документ не имел бы законодательной силы, так как Анна, будучи сестрой византийского императора, действовала от имени византийского духовенства. Другим примером может служить документ более позднего времени (XVвек) - Устав новгородского князя Всеволода, где наряду с подписями самых влиятельных лиц Новгорода стояла также подпись жены князя, "княгини Всеволожей". Участие княгинь в деятельности законодательной и исполнительной власти является показателем высокого уровня развития государственной, социальной, правовой и культурной систем Древней Руси.

Летопись "Повесть временных лет" упоминает о сестре Ярослава Владимировича (Ярослава Мудрого) - Предславе, которая являлась активной участницей борьбы за его воцарение на киевском престоле в 1015-1019 гг.

Дочь Ярослава Мудрого - Анна Ярославна (годы жизни: около 1024 - не ранее 1075 г.) вышла замуж за короля Франции Генриха. Она являлась правительницей Франции в период малолетства их сына Филиппа. Зная латынь (официальный язык того времени), Анна обладала привилегией ставить свою подпись на документах государственной важности, что было уникальным явлением для французского королевского двора того времени.

Внучка Ярослава Мудрого, дочь великого князя киевского Всеволода Ярославича Анна Всеволодовна основала в 1086 г. при киевском Андреевском монастыре первую известную в истории Руси школу для девочек.

Женщины в Древней Руси , принадлежащие к княжескому сословию или имевшие духовный сан (в частности, игуменьи) становились основательницами монастырских школ. В летописях упоминаются имена многих боярынь и княгинь, принимавших участие в политической жизни отдельных княжеств, а также правивших единолично.

Ордынское иго существенно изменило общую картину социально-правового положения женщин в русских удельных княжествах. Русские летописи середины XIIIвека почти не упоминают об участии женщин в политической жизни. Жены и дочери русских князей в основном представлены как объекты захвата, насилия и плена. Однако и в этот период можно привести в качестве примера жену Дмитрия Донского - суздальскую княжну Евдокию, сыгравшую большую роль в истории Московского княжества.

Однако столь заметную роль в истории доводилось играть только женщинам из привилегированного сословия, именно они могли быть полноправными представительницами в своей вотчине или в княжестве, обладательницами личных печатей, символизировавших их власть, а также регентами или опекунами. Знатные женщины в Древней Руси отличались высоким уровнем образования и культуры по тем временам, именно это позволяло им участвовать в государственных делах и управленческой деятельности. Более того, княгини обладали очень серьезными имущественными правами, им подчас принадлежали целые княжеские волости, которыми они могли распоряжаться по своему усмотрению, в том числе и решать, что из этих земель достанется их сыновьям. Что касается представительниц низших сословий, то тут значение женщины было существенно иным.

Многие историки пишут о деспотических порядках, царивших в рядовой древнерусской семье. Муж, глава семейства, был холопом по отношению к государю, но при этом был полноценным государем для своей семьи в собственном доме. Все домочадцы полностью были ему подчинены, и прежде всего это касалось женской половины дома. , будучи еще не замужем, не имела права самостоятельно выходить за пределы родительской усадьбы. Мужа ей подыскивали родители, до свадьбы она его не видела. После замужества новым ее "хозяином" становился муж. не могла без разрешения мужа выходить за пределы дома, включая и посещение церкви. Знакомится, вести с кем-нибудь разговоры, дарить подарки и вообще осуществлять общение вне дома женщина также должна была только испросив разрешение супруга. Доля женского труда в русских крестьянских семьях всегда была необычайно велика, женщине даже приходилось браться за соху. Очень тяжела была доля младшей невестки в семье (жены самого младшего брата), которая, переехав в семью своего мужа, оставалась пожизненной служанкой в доме.

Неписанные законы общества диктовали определенное поведение мужа и отца. В его обязанности входило "поучение" домашних, которое состояло в систематических побоях жены и детей. В древнерусском обществе считалось, что если муж не бьет жену, то он "о своей душе не радеет", и будет "погублен". Только в XVIвеке были предприняты попытки как-то защитить жену и ограничить произвол мужа. В частности "Домострой" (памятник русской литературы XVIвека, который является сборником советов, правил и наставлений во всех сферах жизни человека и семьи) вводит некоторые ограничения в устоявшуюся систему домашнего насилия. Рекомендуется бить жену "не перед людьми, наедине поучить" и "никако же не гневатися" при этом, и "по всяку вину" (из-за мелочей) "ни по виденью не бите, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колотить, никаким железным или деревяным не бить". Видимо, в обыденной жизни женщины в Древней Руси подвергались серьезным избиениям, поскольку автор "Домостроя", давая советы мягче обращаться с женами, поясняет, что у тех, кто "с сердца или с кручины так бьет, много притчи от того бывают: слепота и глухота, и руку и ногу вывихнут и перст, и главоболие, и зубная болезнь, а у беременных жен (значит били и их) и детем поврежение бывает в утробе". Именно поэтому давались советы наказывать жену не за каждую, а лишь за серьезную провинность, и не чем и как попало, а "соймя рубашка, плеткою вежливенько (бережно) побить, за руки держа"

В то же самое время следует отметить, что женщина в Древней Руси домонгольского периода обладала целым рядом прав. До выхода замуж она могла стать наследницей имущества отца. Самые высокие штрафы, согласно древнерусскому законодательству, платились виновными в "пошибании" (изнасиловании) и оскорблении женщин "срамными словами". Рабыня, живущая с господином в качестве жены получала свободу после смерти господина. Появление подобных правовых норм в древнерусском законодательстве свидетельствовало о широкой распространенности подобных случаев.

Широкие имущественные права женщина в Древней Руси получала после смерти мужа. Вдовы пользовались большим уважением в древнерусском обществе, они становились полноправными хозяйками в своем доме. Фактически, с момента смерти мужа, роль главы семейства переходила к ним. Имущественная правоспособность женщин в Древней Руси , особенно в привилегированных сословиях, была весьма значительной по сравнению с правоспособностью их современниц в западноевропейских государствах. Однако ее нельзя считать равной с правоспособностью мужчины, поскольку женщина находилась в семье под властью мужа или отца, и мужчины могли своей властью свести на нет все преимущества, прописанные для древнерусских женщин в законодательстве. В случаях, когда женщина не находилась под властью мужчины, например, будучи вдовой, она получала практически равную с мужчинами имущественную правоспособность.

Как живут женщины в Дагестане?

Во все времена в Дагестане почитали женщин. Основная часть правил этикета для жителей Дагестана включает в себя принципы поведения мужчины при встрече с женщиной. Домашний очаг женщины и ее красота принадлежат только ее мужу, ни один другой мужчина не имеет права вступить в это пространство.

У дагестанцев есть очень интересные обычаи, связанные с женским полом. Женщине Дагестана под силу остановить любую кровопролитную битву.

Если мать усыновит убийцу своего дитя, то вражда между семьями немедленно заканчивается. Или если убийца коснется своими губами груди женщины (естественно, против ее воли), то возмездия удастся избежать, так как после этого ритуала убийца считается молочным сыном женщины.

Любая перепалка вмиг прекращается, если женщина кинет между противниками платок, снятый с головы.

Очень достойно и сдержано мужчине необходимо вести себя с женщинами. Неаккуратное слово или движение в танце, непристойные разговоры и намеки — все это строго осуждается.

Женщина всегда должна идти справа от мужчины или между ними, если их двое.

Очень строго в Дагестане наказывается насилие. Представителя сильного пола, избивающего свою женщину, считают трусом.

Как распределяют роли в дагестанской семье
В обществе Дагестана существуют разграничения пространства на мужскую территорию и женскую. Мужчина — главный, он обеспечивает, бережет и защищает свою семью. Жена ведет дом. Мужу нельзя показываться на кухне, даже во время приема пищи муж и жена сидят в разных помещениях.

Представительнице женского пола Дагестана нельзя сидеть без дела. В течение всего дня она должна заниматься домашними делами. Женщина обязана научить дочку всем премудростям работы по дому, в противном случае ее ждут проблемы в доме мужа.

Поэтому с самого раннего детства дочек привлекают к посильной помощи по хозяйству. Женщинам необходимо уметь хорошо готовить, заниматься рукоделием, соблюдать чистоту и не лениться.

Домашняя иерархия
В жизни семьи у представительниц женского пола есть свои права и обязанности, в зависимости от положения женщины они постоянно меняются.

Очень часто в Дагестане под одной крышей проживали сразу несколько поколений. И у женской части семьи были свои обычаи. За всем порядком в доме следила самая старшая из женщин — обычно свекровь.

Она контролировала всех своих невесток и дочерей, давала им задания по дому, решала ссоры и конфликты между остальными подопечными. Меньше прав было у самой молодой невестки и больше у старшей.

Обет молчания
Невестка не могла разговаривать со своими свекрами. Точнее, заговаривать с ними первой. Свекровь очень часто снимала запрет сразу после свадебного торжества и получала за это подарок от невестки, это мог быть коврик или молитвослов.

Свекор же мог хранить обет молчания годами. На протяжении всего времени женщине было запрещено заговаривать с ним первой, только отвечать на его вопросы. После снятия обета свекром, устраивалось настоящее торжество. Невестка задаривала подарками отца своего мужа. У кумыков невесте необходимо было дать имена всем своим родственникам и называть их так с момента свадьбы.

Среди аварцев существовал обычай «избегания». Жена и дети жили в отдельной комнате от мужа. После достижения пятнадцатилетнего возраста сыновья переезжали в отцовскую комнату. Спустя время отношения становились более мягкие, но заговаривать со свекром невестке так же не разрешалось.

Была невестка, стала свекровь
Кардинально все менялось при беременности и после родов. В случае рождения мальчика младшая невестка становилась на одну ступень со старшими.

Дагестанский мужчина не прислушивался к мнению женщины, если та не его мать. С матерью — совсем другое дело. Ее слово — закон для детей, если оно не перечит воле отца. Чем старше дети, тем выше положение в семье и обществе у их матери. Кстати, именно мать выбирала невесту своему сыну.

Очень часто мужчины вынуждено оставляли семью. Уходили воевать или зарабатывать. В таком случае женщина, которая сама материально обеспечивает свою семью наряду с ведением быта, становилась гораздо свободнее.

У некоторых народов Кавказа женщины имели собственное имущество, которое сохранялось и после расторжения брака. Дети всегда оставались со своим отцом, так как считалось, что они принадлежат мужу. В некоторых населенных пунктах мать могла приходить к своим детям, в других же это было запрещено законом.