Emanuel Ungaro (Эмануэль Унгаро). Биография и карьера

(Emanuel Ungaro, род. 13 февраля 1933, Экс-ан-Прованс, Франция) – модельер французского происхождения. Основатель Модного дома Emanuel Ungaro.

«Мой стиль сложился сразу, с самого начала. Интеллект и желание соблазнять, вот эта двойственность - его основа».

Биография и карьера

Семья

Эмануэль Унгаро родился 13 февраля 1933 года в Экс-ан-Провансе, на юге Франции. Его родители были итальянскими эмигрантами, покинувшими родную страну во время фашистского режима Муссолини. Отец Эмануэля, Козима Унгаро, владел небольшим швейным ателье. Мать будущего дизайнера шила одежду и занималась домом. У Эмануэля было четверо братьев и сестра.

«Нас было шестеро детей, вы представляете? Пятеро сыновей и одна дочка. Я второй по порядку. Как отец и мать управлялись с этой оравой, я сейчас ума не приложу. Кошмар! Но они как-то умудрялись всех нас даже любить, а не только обувать-одевать-вытирать носы…»

По признанию Эмануэля Унгаро, в их доме чтили культуру и традиции Италии: «Отец, ревностно следил, чтобы дети говорили по-итальянски, ели спагетти и пели после обеда итальянские оперные арии».

С раннего детства любимой игрушкой Унгаро стала швейная машинка. Как отмечает сам дизайнер, уже тогда он знал, что хочет связать себя с модой. В семилетнем возрасте Унгаро начал работать в ателье своего отца.

  • Начало карьеры. Создание собственного бренда

В 1955 году Эмануэль Унгаро переехал в Париж и устроился стилистом в ателье Maison Camps tailors.

В 1958 году Эмануэль Унгаро устроился в подмастерья в Balenciaga. Через год начинающий дизайнер уже участвовал в разработке коллекций для Модного дома.

В 1964 году Унгаро покинул Balenciaga и перешел в Courréges, где проработал около двух лет.

В 1965 году Эмануэль Унгаро вместе со своей подругой Соней Кнапп, художницей по тканям, арендовали небольшое помещение в одном из зданий на аvenue Mak Mahon в Париже. Здесь они окрыли салон Emanuel Ungaro. Одежда, созданная Эмануэлем Унгаро, стала пользоваться спросом среди самых взыскательных клиенток.

В 1967 году салон Emanuel Ungaro переехал на фешенебельную улицу — avenue Montaigne.

В 1968 году Эмануэль Унгаро представил первую коллекцию женской готовой одежды.

В 1969 году дизайнер удостоился награды Neiman Marcus Award.

  • Успех

В 1970-х гг. клиентками Эмануэля Унгаро стали Жаклин Кеннеди, Анук Эме, Катрин Денев, Изабель Аджани и пр. Наряды от Emanuel Ungaro отличались безупречным кроем, женственными силуэтами, высококачественными материалами. При создании коллекций модельер использовал различные драпировки и аппликации, яркие принты. В одном комплекте Унгаро часто сочетал множество оттенков и орнаментов. В начале его карьеры специалисты критиковали дизайнера за «излишнюю пестроту и яркость используемых тканей», ставшие визитной карточкой Эмануэля.


В 1973 году Эмануэль Унгаро выпустил первую мужскую коллекцию.

В 1977 году под собственным брендом дизайнер представил свой первый аромат — женский парфюм U de Emanuel Ungaro.

В 1983 году Эмануэль Унгаро выпустил второй женский аромат под названием Diva.

В 1988 году Унгаро женился на итальянке Лауре. В браке у пары родилась дочка Козима, которую назвали в честь отца Эмануэля.

В 1991 году был выпущен первый мужской аромат бренда — Ungaro pour L’Homme I.

В 1995 году дизайнер запустил линии постельного и столового белья, а также купальных костюмов.

В 1996 году Эмануэль Унгаро продал контрольный пакет акций компании Salvatore Ferragamo SpA.

В 1998 году Эмануэль Унагро пригласил Джамбаттиста Валли в качестве своего помощника.

В 2000 году была запущена линия джинсовой одежды Fever.

В 2001 году Джамбаттиста Валли занял должность креативного директора Emanuel Ungaro. Унгаро также продолжал участвовать в создании коллекций.

В 2005 году Модный дом Emanuel Ungaro был продан частному инвестиционному фонду Aimz Acquisition, владельцем которого является американский бизнесмен пакистанского происхождения Асим Абдулла. Стоимость сделки составила 84 миллиона долларов. В этом же году Эмануэль Унгаро покинул Модный дом.

  • Модный дом после ухода Эмануэля Унгаро

В течение 8 лет, в разные годы, над созданием коллекций для Emanuel Ungaro работали Винсен Дарре, Питер Дундас, Эстебан Кортасар, Линдси Лохан, Джайлс Дикон и команда дизайнеров марки.

Эмануэль Унгаро — один из известнейших французских кутюрье итальянского происхождения, основатель модного дома Ungaro. Свою профессиональную деятельность начал в ателье Balenciaga, а позднее открыл собственный дом моды. Сотрудничал со многими знаменитыми женщинами, в числе которых Жаклин Кеннеди, Катрин Денев, Изабель Аджани и другие. Отмечен множеством наград и премий в области моды. В настоящее время, после продажи бренда Ungaro, отошел от дел.

«Если вас поразила красота женщины, но вы не помните ее одежду, значит она была одета идеально»

Биография и карьера

Где проживает Поющий Портной? В местечке Экс-эн-Прованс таких вопросов никто не задавал. Потому что этот дом было невозможно перепутать ни с каким другим: обоняние прохожих будоражил аппетитный запах лазаньи, а из окон доносилась импульсивная итальянская речь вперемешку с фрагментами оперных арий. Аккомпанементом к руладам служило стрекотание швейной машинки – то одной, а то сразу двух. Сеньор Козима Унгаро и его супруга славились умением шить: в его небольшом ателье одевались местные щеголи, а у нее заказывали платья прованские модницы.

Первые ноты, первые стежки…

В начале тридцатых к пению неунывающего портного присоединился детский голосок. За ним второй, третий… И вот уже они распевают хором: отец, мать, шестеро сорванцов и девочка, такая же бойкая, как братья. Маленькие итальянцы то и дело посматривают в окно: ведь бегать со сверстниками гораздо веселее, чем выводить арии! И лишь один из детей не рвался поиграть в прятки или погонять мяч: его любимой игрушкой была мамина швейная машинка. Этого мальчика, родившегося 13 февраля 1933 года, звали Эмануэль.

Жили они небогато: чете Унгаро пришлось бросить все имущество, спасаясь от режима Муссолини. Бежали из Бриндизи (это «каблук» Итальянского Сапога) до границы, через весь Апеннинский полуостров. Обживались с нуля. Поэтому даже такой «помощник», как пятилетний Эммануэль, был весьма кстати. Сначала его научили прокладывать ровную строчку, потом – аккуратно стачивать два лоскутка, потом… К семи годам он стал настоящим помощником, без кавычек.

Способный мальчик мечтал об учебе. Вопрос о профессии не стоял – она и только она, Высокая Мода! Но, увы, война внесла свои коррективы – среднюю школу Эмануэль окончил лишь к 20 годам. К тому же в семье росли младшие дети, и он, второй по старшинству, помогал родителям их поднимать.

Как тянутся годы в провинции! Невыносимо медленно, даже если эта глубинка – благословенный Прованс… Но вот, свершилось: с разрешения отца двадцатидвухлетний Эмануэль покидает родной дом. Его ждут в Париже, в ателье Maison Camps tailors.

От ремесла – к искусству

За два с лишним года, с 1955 по 1957, Эмануэль проделал путь от рядового закройщика до стилиста. Однако на этом не успокоился. Он мысленно прокладывал путь на самый верх, на Олимп высокой моды. И вот, однажды…

Нет. Не однажды. Работы начинающего стилиста много раз попадали на глаза Кристобалю Баленсиаге. Да, тому самому, «кутюрье кутюрье». Что именно привлекло внимание мэтра, уже никто и никогда не узнает. А может быть, сыграли свою роль восторженные отзывы Марио де Лука, тогдашнего владельца Maison. Так или иначе, Эмануэль оказался на собеседовании, а потом и в Модном Доме Balenciaga.

Его взяли на работу, в качестве… нет, не стилиста. Не дизайнера. Не предложили место закройщика или, хотя бы, портного. «Начнем все с нуля» — сказал Мастер – «Смотри. И учись».

Помощник портного. Ну как так? После двух лет работы в столичном мужском ателье – и подавать булавки?? К тому же пришлось оставить Париж и переехать в Барселону. Но Эмануэль был счастлив. Мечта не только исполнилась, судьба преподнесла куда более щедрый подарок: он будет личным учеником самого знаменитого кутюрье Франции. Да что Франции – мира!

Весь следующий год Унгаро не отходил от своего наставника, внимательно наблюдая, как тот священнодействует с тканями. Попутно молодой человек выслушивал ворчливые лекции мэтра – о том, что кутюрье мало уметь шить. Он, то есть кутюрье, должен быть художником, архитектором и философом. О том, что накладные бедра и бюсты – это «ужасное насилие», и не в пример лучшего результата можно добиться, используя особенности структуры тканей… и о многом, многом другом.

Эмануэль слушал и запоминал. Следить за движениями рук учителя было чрезвычайно интересно – процесс драпировки в исполнении Баленсиаги можно было сравнить разве что с игрой Паганини. Строгий твид слушался его точно так же, как нежный шелк. Потом, в одиночестве, стажер пытался проделать то же самое… Увы! Результат обескураживал. Тот же манекен, точно такой же отрез тафты – а в итоге получалось нечто, похожее на заученные скрипичные гаммы.

Но неудачи только подстегивали настырного итальянца. Он тщательно распарывал все, что сделал, отглаживал отрез. Ставил пластинку с любимой классикой. И начинал все заново.

Постепенно взгляды наставника становились благосклоннее, зарплата – выше, а доверяемые ткани – дороже. Новый, 1956-й год Эмануэль встретил уже, будучи дизайнером. К началу 60-х его повысили в должности до главного дизайнера, а затем и директора филиала: Кристобаль доверил любимому ученику Мадридское представительство Дома Balenciaga.

Шесть лет, проведенные под началом Баленсиаги, Унгаро вспоминает как самые счастливые. Сын Поющего Портного перенял у блистательного наставника его мастерство, виртуозно овладел приемами кроя. Освоил искусство драпировки: без предварительных эскизов, расчетов и чертежей, прямо на манекене. И – высший пилотаж – сразу на той, которой предстояло носить этот наряд.

Всякий талантливый ученик не оставляет попыток превзойти своего учителя. Порой, используя для этого весьма необычные средства. Эмануэль Унгаро не был исключением. Идею подсказала сама эпоха: начало шестидесятых, мир прислушивается к новостям с орбиты и бредит межгалактическими экспедициями. И Эмануэль Унгаро отправился в Космос.

Нет, кутюрье не пришлось облачаться в скафандр астронавта. Но на его эскизах появились стилизованные обтекатели ракет, антенны, солнечные батареи и прочие фрагменты орбитального оборудования.

К сожалению (или к счастью), традиции Дома Balenciaga оказались неподвластны новым веяниям – и в конце 1963 мятежный дизайнер покинул воспитавшее его предприятие. Всю последующую жизнь он будет тепло отзываться о своем учителе, и даже в точности воспроизводить загадочные «ритуальные» действия, которыми мэтр начинал работу с каждым новым куском ткани.

Унгаро недолго оставался наедине со своими творческими замыслами: нашлась родственная душа. Andre Courreges, один из воспитанников Баленсиаги, уже имел собственный бизнес. Отъявленный футурист, Андре Курреж встретил единомышленника с распростертыми объятиями! Они стали творить дуэтом. При участии Унгаро разработаны самые удачные модели за всю историю дома Courreges, в том числе знаменитое шокирующее платье с «иллюминаторами».


Ungaro для Andre Courreges

Своя игра

Далеко не сразу Унгаро решился отправиться в самостоятельное плавание. Две художницы по тканям — швейцарка Соня Клапп, вместе со своей подругой Еленой Бруна Фассио, все же убедили его попытать удачу. И вот, в 1965 году в Париже, по адресу Avenue Mak-Mahon, 6а, открылся Дом Моды с фирменной литерой “U” на вывеске. Впрочем, Дом – это громко сказано. Помещение в 40 квадратных метров, в котором ютились четыре швеи, и бутиком-то можно было назвать с натяжкой…

Первый же показ разрешил все сомнения: в июле 1965-го в мире моды зажглась новая звезда! Даже не новая, а Сверхновая – столь мощным был накал.

Жизнерадостная, страстная, не стесняющаяся себя; элегантная, чертовски соблазнительная, но без малейшего намека на вульгарность; и при всем при том – интеллектуальная. Такой была женщина от Ungaro. Образ захотели примерить на себя как светские львицы, так и актрисы, в их числе Катрин Денёв и Франсуаза Дрейфус (известная зрителю под псевдонимом Анук Эме).


Творчество Эмануэля Унгаро в 60-е годы

Выручки от продажи дебютной коллекции хватило на то, чтобы оставить тесную мастерскую на Авеню Мак-Мэхон и переехать в более фешенебельные апартаменты – на Avenue Montaigne, в эпицентр парижской моды. Планка клиентуры взлетела сразу же, и на максимальную высоту: такие имена, как Жаклин Кеннеди-Онассис, принцесса Ира фон Фюрстенберг, Мари-Элен де Ротшильд и дочь основателя L’Oreal Лилиан Беттанкур, говорят сами за себя.

Куда ведут Параллели

В конце 1968 году вышла знаменитая Parallele. Силуэты были подчеркнуто просты – завораживали ритмы принта и сила цветовой гаммы. Популярность Параллелей была так высока, что решено было открыть одноименный бутик. Многие из тех работ хранятся в мировых музеях моды.


По популярности с Параллелями может сравниться разве что Ungaro Flower Power, увидевшая свет в начале восьмидесятых.

Версальская битва

Еще одно крупное событие в карьере дизайнера – так называемая Версальская битва, The Battle of Versailles Fashion Show. Состоялась она 28 ноября 1973 года. Благотворительный показ превратился в грандиозную дуэль между Старым и Новым Светом. Дом Ungaro представлял Европу наряду с такими гигантами, как Christian Dior, Pierre Cardin, Yves Saint Laurent и Givenchy.

В сражении, как говорится, победила дружба. Но «водораздел» между европейским coutur и американским ready-to-wear оформился окончательно. А Эмануэля Унгаро причислили к Большой Модной Пятерке.

Жизнь в стиле U

Первым ароматом поклонницы брэнда смогли насладиться в 1977 году – конечно же, он назывался «U» (вернее, U-de-Emanuel Ungaro)! В 1983 году принимала овации легендарная Diva, а в 1987 – страстный Senso. На сегодня их более сорока. Некоторые (как мужской Ungaro Pour L’Homme) имеют по две и три версии. Хиты XXI века – Desnuda (2001) и Apparition (2004). Парфюмы от Ungaro отличаются приятным дизайном (флакон Diva, например, повторяет одну из драпировок мастера), богатой, чувственной гаммой, стойкостью и невысокой ценой.


Не обойден вниманием и сильный пол (как-никак, путь Эмануэля начинался в мужском ателье). В 1975 году вышла коллекция U for Men, а в последующем – еще три линии готовой одежды для мужчин.

В середине девяностых были запущены линии постельного и столового белья, чуть позже – одежда больших размеров. Любимая марка не покидала модников даже в морских волнах: к их услугам были купальники и солнцезащитные очки от Ungaro.

Традиционно, линии одежды сопровождает обувь и аксессуары от того же брэнда: сумки, пояса, очки (офтальмологические в том числе). Критики моды отмечают качество и тщательную проработку деталей.

Запас прочности

Показатель таланта – вещи Унгаро, созданные в 60-х и 70-х, актуальны до сих пор! Несмотря на то, что сменилось не одно поколение модниц. Его выбирали и выбирают Николь Кидман, Кайли Миноуг, Патрисия Каас; Селин Дион и Анджелина Джоли, супермодель Иман и Пенелопа Крус. В этом списке и русская икона стиля – Эвелина Хромченко.


Кристина Эпплгейт, Миранда Керр, Анжелина Джоли, Кэмерон Диаз в Emanuel Ungaro

На сегодняшний день, преодолев трудности, возникшие после ухода основателя от дел, брэнд, возглавляемый дизайнером Фаусто Пуглиси, продолжает развиваться. Годовой оборот составляет свыше 700 млн. долларов США.

Награды

Первую награду, Neiman Marcus Award (1969), принесли Параллели. В активе мастера два Золотых Наперстка (1980 и 1981 годы), Dallas Fashion award (1995), а так же свыше десятка других премий и орденов, не только Франции, но и США, Японии, Германии и Мексики.

Красноречивая деталь: Эмануэль Унгаро был первым кутюрье в истории, которому предложили выступать с лекциями в Оксфордском Университете.

Стиль Ungaro. Диссидент, ведомый музыкой

«И это – стиль?? Какофония цвета и хаос орнаментов!» – критики не стеснялись в выражениях. В ответ кутюрье шел наперекор тенденциям с утроенным энтузиазмом. Сочетание клетки и полоски считается дурным вкусом? Замечательно! Добавим к ним еще и горох, а для полноты впечатления – что-нибудь этакое, абстрактное. Сколько, вы говорите, цветов положено сочетать в одном комплекте? Не более трёх? Спасибо огромное… теперь точно, сделаю не меньше четырех. А то и все пять!


Из разных коллекций

Он всегда ухитрялся идти против течения. Вычурности конца пятидесятых противопоставлял лаконичные А-силуэты, засилию монохромности 70-х – бурю красок, а унисексу девяностых – женственные «песочные часы» и изысканную ручную вышивку. И при этом спрос на его одежду только рос!

Над рабочим местом Эмануэля Унгаро можно было бы повесить табличку с изречением Жана Кокто: «Отстаивай и культивируй то, за что тебя критикуют. Ведь это и есть она – Индивидуальность». Прозвище «Диссидент» прочно закрепилось за дизайнером.

Если дух противоречия и играл в его творчестве какую-то роль, то отнюдь не главную. К постулатам своего учителя о том, кем должен быть кутюрье, Унгаро добавил свой собственный: истинный кутюрье – отличный психолог.

В человеке уживаются два взаимоисключающих желания: быть как все, и выделиться из толпы. Унгаро сделал ставку на второе, и не прогадал. Кроме того, каждая его работа – фейерверк эмоций, порой явных, а чаще скрытых. На них-то и откликаются сердца. Мастер и сам говорил: «я не шью — я создаю чувства». Откуда он черпал вдохновение? Женщины, музыка, живопись – отвечал мастер. Темпераментный итальянец по крови, галантный француз по воспитанию, первое место он отводит даме.


Из разных коллекций

Живопись последняя в списке. Однако стоит упомянуть художника, оказавшего на Унгаро мощное влияние: Густав Климт. На его полотнах та же буря цвета, а присмотревшись повнимательнее, можно найти прототипы знаменитых принтов Ungaro.

Интересный факт: люди, знавшие Эмануэля лично, и в то же время не чуждые музыке, угадывали, кто из классиков звучал в мастерской во время создания той или иной модели: Моцарт, Бетховен или Вагнер. Они узнавали Стравинского, Равеля и других, воплотившихся в линиях кроя и ритмике узора. Порой это даже служило поводом для пари.

Так, под звуки классики, сложился стиль «U»: уникальность, узнаваемость, удобство.

Визитной карточкой Ungaro стал цвет; сильнее прочих полюбились мастеру все оттенки фуксии. И, конечно же, качество. Но не только. Очарование Ungaro – в драпировке, особенно в ее диагональной разновидности. Симфония ткани рождалась экспромтом. Если драпировки Баленсиаги напоминали скрипичную классику, то из-под пальцев его повзрослевшего ученика выходила импровизация, чем-то похожая на джаз.

Личная жизнь. О неотразимости блондинок

И в молодости, и позже Унгаро был обожаем женщинами! Но независимый итальянец не спешил связать себя узами брака. Какое-то время его гражданской супругой была вышеупомянутая Соня Клапп, дизайнер тканей и соратница по бизнесу. Но со временем судьба развела две творческие натуры.

Эмануэль вел жизнь завзятого холостяка, отшучиваясь, что его дом – ателье. Пока в 1988 году не встретил Её – свою первую блондинку, красавицу флорентийку Лауру Бернабей. Скоропостижно предложил ей руку и сердце, а через год у счастливой пары родилась дочка, такая же белокурая, как мама. Назвали девочку Козима, в честь деда. И да, она тоже отлично поёт.


Семья Эмануэля Унгаро

В 2005 году Унгаро продал свое предприятие американскому мультимиллионеру пакистанского происхождения Асиму Абдулле (цена сделки составила 84 млн. USD), и вместе с семьей вернулся на родину, в Прованс.

Из интервью

Когда сформировался ваш стиль?

Э: Я следую своему стилю с самого начала. Его главные составляющие – интеллект и соблазнение. В моей одежде женщина чувствует себя свободно, не задумываясь о границах и рамках.

Каждый модельер мечтает работать в Париже, столице мировой моды, а вы этого хотели?

Э: Конечно. Я родился на юге Франции и для меня Париж был мечтой. Я сделал все, чтобы приехать в Париж: оставил свою семью, Прованс, который так люблю. У меня было только две рубашки, пара брюк и ни одного сантима.

Ваша мечта сбылась. Вы начали работу в Париже…

Э: Хемингуэй написал книгу о жизни в Париже «Праздник, который всегда с тобой». Я мог бы подписаться под каждым его словом. В то время, в середине 50-х годов, я жил на Монпарнасе среди художников. Это было похоже на деревню. Помните Ива Кляйна? Я одним из первых увидел его знаменитые синие картины.

Каков Париж сейчас?

Э: Этот город снова привлекает много людей. Это по прежнему лучшее место в мире для творцов и людей искусства.

Существует огромное количество парфюмов и косметических средств, которые обладают превосходным дизайном и прекрасным названием. Ведь именно над этим долгое время трудились маркетологи, имиджмейкеры и прочие специалисты в области рекламы. Но далеко не все из духов могут похвастаться идеальным соотношением названия, оформления и превосходными качествами. Средства под торговой маркой «Эмануэль Унгаро» сочетают в себе отличный дизайн и качество. Преимущественно это крем для лица и парфюмированная вода. О них мы и расскажем далее.

Немного информации о создателе бренда

Эмануэль Унгаро - это имя известного модельера, являющегося автором именитого бренда. Изначально кутюрье даже и не задумывался о создании косметических средств и парфюмов под своим именем. Наоборот, его главной задачей было создать линейку одежды, о которой он мечтал с самого своего детства.

По словам модных критиков, Эмануэль Унгаро, как и большинство творческих личностей, - человек неординарный, не соблюдающий правил и не признающий никаких рамок. Данные черты характера автору удалось перенести в свою коллекцию одежды, а позднее они проявились в парфюмах и косметических средствах.

Сотрудничество с другими специалистами

Поскольку мэтр в большей степени специализировался на дизайне одежды, при создании туалетной воды «Эмануэль Унгаро» ему приходилось сотрудничать с десятком различных специалистов. Это были не только маркетологи, но и довольно известные парфюмеры. Например, среди его фаворитов были такие известные личности, как Domitille Michalon, Jacques Polge, Max Gavarry, Emilie Coppermann, Alienor Massenet, Philippe Romano и другие.

Первые знаковые парфюмы

В тандеме с экспертами модельеру удалось создать такие замечательные духи, как «Дива» от "Эмануэль Унгаро".Презентация данной туалетной воды, которая впоследствии стала знаковой, состоялась в начале 1983 года. Несколькими годами позже автор решил повторить свой успех и создал целую коллекцию женских ароматов, в каждом из которых присутствовала небольшая частичка от «Дивы».

Несколько слов о парфюме

По словам многих пользователей, «Дива» - это уникальный парфюм, обладающий чрезвычайно мягким, ярким и одновременно объемным ароматом. Его вполне реально назвать шлейфовым, так как после себя он оставляет небольшой, но очень легкий и приятный шлейф. Этот парфюм «Эмануэль Унгаро» обладает немного терпким, сладковатым и пудровым запахом с богатым цветочным «послевкусием».

В его букете отчетливо слышен дерзкий и девственный ирис, дикий мох. Тонкие амбре специй придают ему особую изысканность и пикантность. Как говорят пользователи, это очень стойкий и невероятно приятный аромат, прекрасно подходящий для любого времени суток.

Самые известные ароматы коллекции «Унгаро»

По предварительным данным, под торговой маркой «Эмануэль Унгаро» было выпущено свыше 56 различных ароматов. Все они представлены в сдержанном стиле, а также содержат нечто общее в немного необычном и прекрасно "накладывающемся" на тело запахе. Одним из самых первых и вполне удачных ароматов стал парфюм, выпущенный в начале 1977 года. Последний же датирован началом 2017 года.

Общие характеристики парфюмов мэтра

Большинство парфюмов, выпущенных под маркой талантливого модельера, обладают превосходными внешними данными. Причем это касается не только первичной упаковки, но и самого флакона. Чего только стоит изящная стеклянная бутылочка Emanuel Ungaro Diva! Это прозрачный ребристый флакончик, внешне напоминающий необычайно красивую хрустальную вазу.

Он сделан в форме полуарки. Сам флакон не гладкий, а с ребристой поверхностью, напоминающей множество прозрачных колец, пересекающихся в самом центре бутылочки. В форме арки выполнен и прозрачный колпачок духов. Сама бутылочка представлена в белых и золотых оттенках, что придает парфюму особую привлекательность и эстетичность.

Другие духи тоже обладают прекрасным внешним видом и характеризуются необычайно стойким и приятным запахом, идеально подходящим для женщин разного возраста.

Крем для лица от «Эмануэль Унгаро»

Несмотря на огромную популярность парфюмов и линии одежды, дизайнер не стал останавливаться на достигнутом. Наоборот, он решил пойти дальше. В конце концов ему удалось наладить производство косметических средств, среди которых наибольшей популярностью пользовались кремы для лица. Например, одним из первых подобных продуктов стал l"Eau d"Ungaro Face Cream.

Данный крем для лица создавался на основе широко известной туалетной воды. В нем присутствует похожий цветочный и немного сладковатый запах с небольшим терпким амбре. Выпускается он в небольшой тубе белого цвета. В его оформлении нет ничего лишнего - только название бренда и крема. Он очень густой, приятно пахнущий и немного жирный.

По рассказам пользователей, данный крем, как и большинство других аналогичных средств этой фирмы, имеет следующие свойства:

  • прекрасно ложится на лицо;
  • легко впитывается;
  • не оставляет после себя жирных следов;
  • не скатывается на лице;
  • не забивается в мелкие морщинки;
  • великолепно тонизирует и охлаждает кожу.

После таких кремов, говорят пользователи, кожа становится гладкой, мягкой и даже немного бархатистой. Вот только здесь стоит не переборщить с нанесением средства. Делать это нужно очень аккуратно и в небольшой дозировке. Достаточно нанести на палец крохотную капельку крема и интенсивно растереть его по лицу.

Другие кремы для лица от Эммануэля

Многие другие кремы данной торговой марки отличаются своей консистенцией. Одни из них более густые, а другие - очень нежные и больше походят на легкую эмульсию или косметическое молочко. Все они беловатого или светлого кремового цвета. На большинстве из них нет указания, для кого они рассчитаны. Поэтому трудно сказать, кому они лучше подходят: мужчинам или женщинам. Но в целом кремы и парфюмы ТМ Emanuel Ungaro - довольно недорогие и очень приятные косметические продукты, которые стоит покупать для себя любимой время от времени.