Что можно и чего нельзя делать в рождественский сочельник. Народные приметы на сочельник

Рождественская еда делится на два застолья: постный стол 6 января в канун Рождества — Сочельник, или Святвечер, и щедрое угощение 7 января в рождественский вечер. Мы расскажем о том, что приготовить на Рождество — что подать на постный стол 6 января. Какие мясные блюда подавать 7 января на Рождество.

Вечер накануне Рождества - последняя трапеза . В день перед Рождеством ничего не ели до самого вечера - пока на небе не появлялась первая звезда. В это время, как следует из Библии, и родился Иисус Христос.

После появления звезды, в сумерках, до наступления темноты, приступали к праздничной трапезе из 12 блюд, согласно числу апостолов, которые участвовали в тайной вечере. Вся еда должна быть постная — ввиду продолжающегося Рождественского поста.

На следующий день, 7 января, заканчивается Рождественский пост и начинается празднование Рождества Христова. Пришло время разговляться — в рождественское меню включают мясные блюда.

Что едят 6 января, в Сочельник (Святвечер) — канун Рождества Христова

1. Кутья

В Сочельник трапезу начинают с кутьи - каши, сваренной из цельных зерен - символа воскресения, а сладкий мед которым ее поливают, обозначает райское блаженство.

2. Узвар

Узвар на Рождество традиционно подают к кутье.

Кутья (кутя) и узвар — основные блюда. С остальными 10 блюдами импровизируйте по принципу «чем богаты, тому и рады». Главное — придерживаться той традиции, что блюда в Сочельник постные.

3. Салаты

Салат из моркови и свеклы

Свекла, морковь, грецкие орехи — ингредиенты этого полезного и вкусного салата.

Салат из краснокочанной капусты

Кроме красной капусты, в составе салата есть яблоко, зеленый лук и орехи.

4. Перец, фаршированный овощами

Рис, перцы мясистые, морковь, зелень, лук, помидоры.

5. Вареники

Вареники можно подавать с любой начинкой — с картофелем, грибами, ягодами. Тесто по традиции готовится без яиц и молока.

6. Овощное рагу

В рагу используйте любые овощи — например, приготовьте картофель с грибами и луком.

7. Постный борщ с грибами

Борщ с капустой, томатом, грибами вешенками.

8. Ленивые голубцы без мяса

Голубцы по этому рецепты готовят из капусты, риса и моркови.

9. Рыбные котлеты

В рождественское меню желательно включать рыбные блюда.

10. Соленья

Заготовки из овощей, квашеная капуста — традиционное дополнение рождественского стола.

11. Постные пироги и пампушки


Пироги и пирожки можно начинять грибами, картошкой, капустой. Важное правило: такая выпечка не должна содержать яйца и молочные продукты.

Пирог с тушеной капустой

Пирог формуется в виде отдельных пирожков.

12. Фрукты, запеченные с медом и орехами

Запеченные яблоки и груши — полезное и вкусное блюдо.

Также на сладкое можно подавать , рулет с вареньем и др.

Что едят на Рождество 7 января

На следующий день 7 января, начинают праздновать Рождество Христово. В этот день к постным рождественским блюдам подают мясные блюда, поскольку Рождественский пост завершен.

На рождественский стол желательно подавать мясо представителей трех стихий: земли, воздуха и воды (то есть млекопитающие, птица, рыба).

В конце трапезы подаются два вида сладкого: сочное, из ягод и фруктов, и сухое — конфеты, печенье.

1. Цыпленок, фаршированный рисом

Используйте цыпленка или курицу, рис, изюм.

2. Курица с яблоками в духовке


– последний день Рождественского поста, канун Рождества Христова. В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову. Службы и пост Сочельника имеют ряд особенностей, поэтому именно в эти дни на наш сайт приходит множество вопросов о том, как правильно провести Сочельник. ссылка

Как питаться в Рождественский сочельник

Последний день Рождественского поста называется сочельником, потому что уставом в этот день положено есть сочиво. Сочиво готовится из зерен пшеницы, риса. Есть сочиво принято, видимо, в подражание посту Даниила и трех отроков, воспоминаемых перед праздником Рожества Христова, которые питались от семен земных, чтобы не оскверняться от языческой трапезы (Дан. 1,8), – и согласно со словами Евангелия: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его (Мф. 13,31-36).

В сочельник у православных христиан сохраняется благочестивый обычай ничего не есть до первой вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на востоке, возвестившей о рождении Иисуса Христа.

В Рождественский сочельник трапеза предписана один раз после Божественной Литургии. На трапезе правилами Церкви постановлено вкушать «с елеем. Сыра же и подобных ему, и рыб, никакоже дерзнем ясти».
Как приготовить сочиво


По церковному уставу, в дни сочельников – Рождественского и Богоявленского – православным христианам предписывается употреблять в пищу сочиво. Вот как его приготовить.
1 стакан зерен пшеницы,
100 г мака,
100 г ядер грецких орехов,
1-3 столовые ложки меда,
сахар по вкусу.
Зерна пшеницы толкут в деревянной ступе деревянным пестиком, периодически подливая немного теплой воды, чтобы оболочка пшеницы отошла. Затем ядро отделяют от шелухи, просеивая и промывая. На воде из чистых зерен варят обычную рассыпчатую постную жидкую кашу, охлаждают, подслащивают по вкусу.
Отдельно растирают мак до получения макового молочка, добавляют мед, все перемешивают и добавляют к пшенице. Если каша густая, ее можно разбавить охлажденной кипяченой водой. В конце добавляют толченые ядра грецких орехов.
Иногда сочиво готовят из риса, но рис следует приготовить особо – стакан риса залить полутора стаканами кипятка, плотно накрыть кастрюлю крышкой, варить рис три минуты на сильном огне, шесть – на среднем, три – на маленьком. Еще двенадцать минут не открывать крышку, давая рису настояться на пару. Соотношение всех компонентов для сочива сохраняется. Иногда добавляют изюм, но это необязательно. Для подслащивания лучше использовать только мед.
Как проходил сочельник раньше.

Появления первой звезды ждали с нетерпением дети, их радостное сообщение о ее появлении было сигналом для начала трапезы. Трапеза начиналась с общей молитвы, затем самый почитаемый член семьи женского пола (как правило, хозяйка дома) поздравлял всех с праздником. У католиков обряд начинался с обмена облаткой - символом хлеба, богатства и благополучия. Хозяйка дома сначала делилась облаткой с мужем, затем с сыновьями по старшинству, потом с дочерьми тоже по старшинству, с внуками и всеми остальными. Обряд этот заканчивался, когда все присутствующие обменялись облаткой, пожелав друг другу счастливого Рождества, прощая все обиды. Это был момент всеобщего примирения. У православных трапеза начиналась с приема кутьи. У католиков ее наличие не было обязательным. Варили кутью из пшеницы, гороха, риса, обдирного ячменя. Приправляли медом, маковым, конопляным, подсолнечным или другим постным маслом. Зерно было символом воскресающей жизни, а мед или сладкая приправа означали сладость благ будущей блаженной жизни.
Порядок приема пищи регламентировался строгими правилами: сначала подавались закуски (селедка, рыба, салаты), затем красный (слегка подогретый) борщ, грибной или рыбный суп. К борщу, грибному супу подавались ушки или пирожки с грибами, а у православных сочни - жареные на конопляном масле мучные лепешки. Под конец трапезы на стол подавались сладкие блюда: рулет с маком, пряники, медовики, клюквенный кисель, компот из сухофруктов, яблоки, орехи.
За столом каждый должен был отведать все приготовленные блюда. Не допускалось проявление своих индивидуальных вкусов. Такое требование - хороший воспитательный момент для детей. Трапеза была безалкогольной. Все блюда были постными, жареными и заправленными растительным маслом, без мясной основы, без молока и сметаны. Не подавались горячие блюда, чтобы хозяйка постоянно находилась за столом.

Во время трапезы велась непринужденная беседа только о добрых делах. Несмотря на то, что это был сугубо семейный праздник, считалось необходимым пригласить к столу одиноких знакомых, соседей (независимо от их вероисповедания). За стол усаживался каждый случайный гость, в том числе и нищий. Существовало поверье, что в этот день в виде нищего может предстать Бог. Вообще все религиозные праздничные традиции были направлены на укрепление гуманизма, доброжелательного отношения друг к другу и к окружающей среде. В сочельник хозяин поздравлял с праздником домашних животных, выносилось угощение и бездомным животным (на крыльцо, за порог выставлялась миска с едой).

Потом начиналась самая веселая часть сочельника - раздача подарков. При наличии в доме детей один из домочадцев переодевался в Деда Мороза - Святого Николая. Он же и приносил подарки в мешке. Раздавая их, высказывал пожелания, согласно необходимым требовани-ям, предъявляемым к получающему. Для детей это был хороший воспи-тательный момент, в отношении к взрослым он был окрашен долей шутки. Вообще большинство трад-ций и обрядов Рождества было направлено на воспитание у детей самодисциплины, внимания к присутствующим, соблюдения и участия в ритуальной стороне, терпения, выдержки. Это был один из немногих случаев, когда дети садились за стол вместе со взрослыми. А что касается подарков, это был хороший обычай дарить их друг другу, притом ценились подарки, приготовленные своими руками. Они нарядно оформлялись цветной бумагой, веточками ели, ленточками. Содержание подарков должно было быть сюрпризом. Все было овеяно таинственностью и поднимало настроение. Подарки тут же разворачивались, радость и благодарность хозяйке и друг другу переполняли сердца всех.

Ночь перед Рождеством. Время, наполненное таинственностью и загадочностью. Именно в рождественскую ночь, которая начинается с момента появления на небе первой звезды, случаются чудеса. Сегодня исполняются самые заветные желания, если их загадать, увидев падающую звезду. И этот святой вечер, который получил название Сочельник, имеет еще множество интересных обрядов, традиций, примет.

Для многих из нас Сочельник ассоциируется с вечером перед Рождеством. Действительно вечер 6 января по всем церковным канонам и называется Сочельником. Но встретить подобное название еще можно в канун других великих христианских праздников. О сочельнике упоминается перед Крещением, то есть в вечер 18 января. Упоминается сочельник в церковной литературе и перед Благовещением, а также в первую субботу Великого поста в честь памяти Феодора Тирона.

Традиции Рождественского Сочельника

Фактически в сочельник христиане готовятся к празднованию важнейших церковных событий. А название такие вечера получили, так как на стол подается особое блюдо – сочиво.

Готовится сочиво из пшеницы, которую размачивают в подслащенной воде или в соке семян. Реже сочиво готовят из гороха, ячменя или чечевицы. В него положено добавлять мед, фрукты, семена, орехи.

Вкушают такое блюдо обязательно первым за вечерней трапезой. Традиция эта очень древняя.

Особое значение христиане придают сочельнику перед Рождеством, так как этот праздник один из самых величественных и главных. Предшествует Рождеству зимний пост, что приближает верующих к торжественному моменту. В ночь перед Рождеством идет торжественная служба, проводится ночная литургия. Таких служб на протяжении года не так много, поэтому она особенно торжественная и уникальная.

Традиционно за стол в сочельник никто не садится до первой звезды. Именно этот знак связывают с Вифлеемской звездой, но в самом церковном уставе никаких пометок на этот счет не существует.

Именно с рождественского сочельника начинаются народные зимние гуляния, которые будут длиться целых две недели, вплоть до Крещения. Эти гуляния получили название Святки.

История праздника

Первые христиане самым главным праздником считали Пасху. Традиция отмечать Рождество появилась только к концу III века.

Интересно, что Рождество и Крещение сразу не разделялись. А был единый праздник – Богоявление, который по старому стилю приходился как раз на 6 января. Такая традиция сохранилась, например, в Армянской церкви.

Но православная церковь московского патриархата отмечает два праздника. Это Рождество 7 января и Крещение – 19 января. Поэтому и зимних сочельников стало два, перед каждым январским христианским праздником.

Современные и древние обычаи сочельника

Первое, что приходит на ум при упоминании сочельника – это веселые колядки. Молодежь носит по селению ряженую коляду, распевая ритуальные песни.

Но сочельник это еще множество интересных обрядов, традиций. Не все они имеют отношение к церковным канонам, но с удовольствием соблюдаются православными и атеистами.

Большое значение придается тому, что будет стоять на столе во время вечери. Так как рождественский пост еще не закончился, а 6 января считается особенно строгим в отношении питания, пищу стараются не употреблять в течение дня.

К вечере хозяйки готовят 12 постных блюд, каждое из которых имело свое значение. Стол мог быть достаточно обильным, но обязательно постным. Выставляли на столы:

  1. кутью, символизирующую жертвенность;
  2. горох, как возрождение;
  3. капусту – символ надежности;
  4. борщ – воспитание силы воли;
  5. голубцы – знак Божьей любви;
  6. рыбу – символ христианства;
  7. кашу – продолжение рода;
  8. вареники – достаток;
  9. блины – символ света;
  10. пирожки – здоровья;
  11. узвар – символ жизни и очищения;
  12. пампушки – символ вечной жизни.

И только на следующий день, когда заканчивался Рождественский пост, накрывались богатые столы, и начиналось празднование Рождества.

Поздравления в Сочельник

В каждый дом пришел рождественский сочельник. Значит совсем скоро Рождество. За окном кружатся снежинки, в камине трещат дрова. Это теплый, уютный домашний вечер. И пусть в твоем доме будет добро и счастье. Ведь сегодня над Вифлеемом зажглась звезда. Пусть в канун Рождества каждая мелочь, каждое мгновение приносят радость и, конечно, сердце переполняется верой.

И в Рождественский сочельник

Мы пойдем колядовать.

Будем счастье и здоровье,

В каждой дом мы зазывать.

Соберет пусть всех сочельник

Нас за праздничным столом.

Пусть сегодня семья вместе.

Призовет достаток в дом.

Лариса , 6 декабря 2016 .

, канун Рождества Христова . В Сочельник день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову . Службы и пост Сочельника имеют ряд особенностей, поэтому именно в эти дни на наш сайт приходит множество вопросов о том, как правильно провести Сочельник. Ответить на эти вопросы мы попросили иерея Александра Ильяшенко. – Отец Александр, самый часто задаваемый нашими читателями вопрос – как правильно поститься в Сочельник, до какого времени нужно воздерживаться от вкушения пищи? Что значит “пост до первой звезды”? Одинакова ли мера воздержания для работающих и неработающих в этот день? Сколько длится пост до причастия? В этом году Сочельник приходится на субботу, поэтому Царские часы совершаются в пятницу. В сам же день Сочельника пост уже не такой строгий, как в предшествующие дни самой строгой недели .

Действительно, Типикон предписывает пост до конца вечерни. Однако служба вечерни соединяется с Литургией, служится утром, поэтому и постимся мы до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождеству Христову.

Очевидно, что находящиеся в храме люди постятся, многие в этот день . Хорошо, если и те, кто не могут быть на службе в храме, кто работает, почтят этот день более строгим постом. Мы помним, что, по русской пословице «Сытое брюхо к молитве глухо». Поэтому и более строгий пост готовит нас к грядущей радости праздника.

Те, кто причащаются на ночной Литургии, по церковной традиции, вкушают пищу в последний раз не менее, чем за шесть часов до времени Причастия, или примерно с 6 часов вечера. И здесь дело не в конкретном количестве часов, что 6 или 8 часов нужно пропоститься и ни минутой меньше, а в том, что устанавливается некая граница, мера воздержания, помогающая и нам соблюсти нам меру.

– Батюшка, много вопросов приходит от людей больных, которые не могут соблюдать пост, спрашивают, как им поступить?

Больные люди, конечно, должны соблюдать пост в той мере, в какой это согласуется с приемом лекарств и с предписаниями врачей. Речь идет не о том, чтобы немощного человека уложить в больницу, а в том, чтобы укрепить человека духовно. Болезнь – это уже . И здесь человек уже должен стараться определить меру поста по своим силам. Любую вещь можно довести до абсурда. Например, представьте себе, что священник, который придет причастить умирающего человека, станет спрашивать, когда человек последний раз ел?!

– Как правило, верующие стараются встретить на ночной праздничной литургии. Но во многих храмах служится еще и всенощная и Литургия в обычное время – 5 вечера и утром. В связи с этим часто спрашивают, не грех ли молодому человеку, не немощному, без детей, пойти на службу не ночью, а утром?

Посетить ночную службу или утреннюю – это нужно смотреть по силам. Встретить праздник ночью – конечно, это особая радость: и духовная, и душевная. Таких служб в году очень мало, в большинстве приходских храмов ночные литургии служатся только на и – особо торжественные службы по традиции совершаются ночью. А вот например, на Афоне воскресные всенощные бдения служатся ночью. И все равно таких служб не так много, чуть более 60 за год. Церковь так устанавливает, учитывая человеческие возможности: число ночных бдений в году ограничено.

Торжественные ночные службы способствуют более глубокому молитвенному переживания и восприятию Праздника.

– Закончилась праздничная Литургия, начинается праздничное застолье. И здесь два вопроса нам задают. Первый – можно ли праздновать Рождество сначала в приходе, а не сразу устраивать семейное торжество?

– Второй вопрос связан с тем, что на Рождественской Литургии многие причащаются. И люди испытывают некоторое смущение: ты только что причастился, в книгах святых отцов написано о том, что для удержания благодати нужно стараться оградить себя от разговоров, тем более смеха, и постараться провести время после причастия в молитве. А тут праздничное застолье, пусть даже и с братьями и сестрами во Христе…Люди боятся потерять молитвенный настрой..

Те правила, которые отцы – пустынники предлагали монашествующим, нельзя в полной мере переносить на мирскую жизнь, тем более нельзя переносить их на большие праздники. Речь идет о подвижниках – аскетах, особенно богато наделенных благодатными дарами Божиими. Для них внешняя часть второстепенна. Конечно, духовная жизнь стоит на первом месте и для мирян, но мы не можем здесь провести такую же четкую грань между духовным и земным.

Апостол Павел заповедовал нам “Всегда радуйтесь . Непрестанно молитесь. За все благодарите Господа” (1Фес 5:16-18). Если мы встречаем праздник с радостью, молитвой и благодарностью Богу, то мы исполняем апостольский завет.

Конечно, этот вопрос нужно рассматривать индивидуально. Конечно, если человек чувствует, что за шумным торжеством он теряет благодатный настрой, то, возможно, ему стоит ненадолго сесть за стола, уйти раньше, сохранив духовную радость.

– Отец Александр, а не стоит ли здесь разграничить нам самим в себе два состояние – когда мы действительно боимся расплескать полученное в храме чувство, и когда своим отказом от участия в празднике мы можем огорчить ближних, и нередко отказываемся от совместной радости с немирным сердцем. Родственники смирились с тем, что их ревностный член семьи наотрез отказался встретить с ними новый год, казалось бы, пост закончился, человек должен бы «вернуться» к семье, разделить вместе радость праздника, а он опять хлопает дверь и говорит «Какое «посиди с нами», у меня праздник великий, такая благодать, потеряю с вами весь молитвенный настрой!!»

Своему молитвенному состоянию в таком случае человек едва ли повредит, так как подобное поведение говорит о том, что человек в нем не пребывает. Состояние созерцания, молитвенности всегда связано с приливом духовной радости, благодати, которую Господь щедро изливает на своих рабов. А такое отношение к ближним больше похоже на ханжество и фарисейтво.

– Обязательно ли посещение вечерней службы в сам день праздника – вечер праздника Рождества?

– Это каждый должен решить для себя сам. После ночной службы нужно восстановить силы. Не все, из – за возраста, здоровья и духовного уровня способны пойти в храм и принять участие в службе. Но нужно помнить, что Господь вознаграждает за каждое усилие, которое ради него человек делает.

Вечерняя служба в велики праздники этот день недлинная, особенно одухотворенная, торжественная и радостная, на ней возглашается Великий Прокимен, поэтому, конечно, хорошо, если получится ее посетить.

Поздравляю всех читателей нашего сайта с грядущим праздником Христова Рождества !

Вопросы подготовили Лидия Доброва и Анна Данилова

День 6 января - последний день Рождественского поста и день накануне праздника Рождества Христова - имеет особенный ритм, традиции, и свое особое имя. Даже два имени: бытовое, домашнее - "Рождественский сочельник", и церковное - "Навечерие Рождества Христова".

Знакомое нам из русской классики название "сочельник" произошло от слова "сочиво" - блюда из вареной пшеницы с медом (сейчас, правда, чаще варят рис), блюда, которое принято есть в сочельник "после первой звезды". А вот слово "навечерие", читаем в словаре Даля, означает "день накануне праздника". Сочельник и сам можно было бы назвать праздником, настолько все 6 января пронизано предвкушением наступающего Рождества, но, все-таки, это время самого строгого поста.

Мы часто в своей суетливой нетерпеливости уже горим желанием с головой окунуться в атмосферу еще ненаступившего Рождества, но Церковь предуготавливает нас к встрече праздника постепенно, и это неслучайно. Давайте разберемся, в чем тут дело, и как правильно провести Рождественский сочельник.

1. Подготовка верующих к Рождеству началась за сорок дней до самого большого после Пасхи христианского праздника - праздника в честь родившегося Христа. Подготовка эта заключалась и в сорокадневном Рождественском посте, и в том, что неделя, предшествующая празднику Рождества Христова, была особо строгой, хоть и попадает она на наш светский-советский Новый год. А еще в том, что богослужения в Церкви постепенно и с нарастающим напряжением готовили нас к встрече с родившимся Христом. Рождение в нашем мире Богомладенца, Боговоплощение - вот центр праздника Рождества Христова, а вовсе не магазинная суета в поисках рождественских подарков, не рождественские скидки, и даже не рождественские утренники, или рождественский стол.

Как бы ни старались все маркетологи мира, розовощекий Санта Клаус с веселыми позывными "Джинг Беллз", и рядом не стоит с вестью о том, что две тысячи лет назад в темноте Вифлеемской ночи произошло событие, имеющее надмирное измерение - Бог принял человеческую природу, человеческую плоть, он стал одним из нас, Всесильный пришел в этот мир самым беззащитным - Младенцем, "Бог становится человеком, чтобы человек стал Богом" - это и называется тайной Боговоплощения. Поэтому оставим околорождественскую мишуру на периферии сознания, и сосредоточимся на главном. Именно к главному и готовит нас Церковь. Во время богослужений Рождественского поста в храмах читаются отрывки из Священного Писания, рассказывающие о долгом ожидании человечеством прихода Спасителя, о тех пророчествах, которые обещали Его Пришествие. Эти отрывки из Ветхого Завета и Евангелия не просто напоминают об истории человечества, они погружают нас в нее, приобщая к общечеловеческой памяти. И чем ближе к Рождеству, тем сильнее внутреннее напряжение: мы готовимся к встрече родившегося Христа. Поэтому и неслучайно, что день накануне праздника Рождества Христова - Рождественский сочельник - день самого строго поста.

2. Теперь о том, что и когда можно есть в Сочельник? Установление о том, что есть можно только "после первой звезды" нигде не прописано. Это благочестивая традиция самих верующих, ей не одно столетие, и соблюдается она в память о том, что Рождение Христа сопровождалось появлением на Востоке новой звезды. Какую же звезду ждут верующие, чтобы, наконец, поесть? Уж точно не наградную, как Александр Васильевич Суворов в растиражированном ТВ-анекдоте. В Церкви "первая звезда" символизируется большой свечой, которую после утренней службы торжественно выносят на середину храма и перед которой поют тропарь Рождеству Христову (тропарь - это краткое песнопение, раскрывающее сущность праздника). Значит, по окончанию литургии утром 6 января, после выноса большой свечи, придя домой, можно отведать сочива.

Теперь вспомним, что верующие стремятся причаститься в сам праздник Рождества, на литургии в ночь с 6-го на 7-е января. По церковной традиции мы перестаем принимать пищу не менее чем за шесть часов до времени Причастия (принятая граница воздержания). То есть, если мы решили причаститься на Божественной литургии в Рождество, после 18-00 вечера мы уже ничего не едим. И кончается Рождественский пост праздничным застольем после ночной литургии, уже в сам день праздника Рождества. Кстати, в России раньше было в ходу специальное слово, обозначающее вкушение скоромной пищи по окончанию поста - слово "разговение", не правда ли, знакомое нам из классической литературы? Так вот, разговляемся мы после Рождественского поста уже 7 января, после ночного праздничного богослужения с ночной литургией - Всенощного бдения. Понятно, что подобная строгость в еде не самоцель, а только способ уйти от нашей вечной привязанности к пище, к нашему плотскому, и включиться в напряженный ритм внутренней подготовки своей души и сердца к встрече Рождающегося Христа.

3. "В Сочельник, под Рождество, - бывало, до звезды не ели, - читаем у И. С. Шмелева. - Кутью варили, из пшеницы, с медом; взвар - из чернослива, груши, шепталы (сушеные абрикосы или персики)… Ставили под образа, на сено. Почему?.. А будто - дар Христу. Ну.., будто, Он, (Младенец Христос!) на сене, в яслях". Ожидание Рождающегося Христа пронизывало весь быт Рождественского сочельника. В центре дома стояла елка, заранее украшенная звездами, под ней вертеп - игрушечное изображение пещеры, в которой родился Младенец Иисус. Заранее готовились не только рождественские подарки близким, но и вещи, деньги, провизия, выделяемые в помощь неимущим, сиротам, вдовам, обездоленным и заключенным. Благотворительность была неотъемлемой составляющей праздника Рождества Христова. Все это готовилось заблаговременно, с радостью и убеждением, что "не оскудевает рука дающего". Все это и было даром человека Христу.

4. Но главные события Рождественского сочельника, конечно, происходят в храме. Службы в этот день удивительно красивые. Пересказывать их не имеет смысла, их надо видеть, слышать, в них надо участвовать. Отметим только, что во время богослужений Рождественского сочельника читаются т. н. "царские часы", получившие свое название в связи с тем, что на них в России непременно присутствовали цари (а в Византии императоры). Читаются на богослужениях в Рождественский сочельник и пророчества, за несколько столетий предсказавшие рождение Спасителя. И все праздничные песнопения, весь ход службы, готовят нас к принятию тайны Боговоплощения, тайны Рождества Христова.

В Рождественский сочельник принято исповедоваться - с тем, чтобы чистыми и обновленными встретить Родившегося Христа.

5. Поэтами замечено, что дни Рождественского сочельника и Рождества особенные - будто сама вечность, разрывая оковы обыденности, в эту Рождественскую ночь входит в нашу жизнь. Надо только открыть свое сердце чуду Рождения Христа. "Сегодня будет Рождество, весь город в ожиданье тайны…", впереди праздник.