Золотые правила поощрения и наказания. Поощрение ребёнка в семье

Многие родители думают, что поощрение – неотъемлемая часть воспитания. Поощрять ребенка можно и нужно, но при этом важно знать, что некоторые хвалебные слова действуют на детей положительно, а некоторые – отрицательно. Похвалив ребенка, вы можете как помочь ему, так и навредить. Поэтому каждой семье обязательно нужно знать, как правильно поощрять ребенка.

Быть родителем – это целая наука. А воспитание ребенка – настоящее искусство. Вы сами создаете будущего взрослого человека, прививая ему в семье те или иные привычки, качества, манеры. И, в конце концов, выпускаете в общество сформировавшегося человека со своими достоинствами и недостатками. Чтобы ваше чадо выросло достойным человеком, отнеситесь ответственно к тому, как можно поощрять его поведение. В итоге чрезмерные похвалы могут обернуться против вас – став взрослыми людьми, ваши дети не будут уважать вас, то есть родителей, и всех окружающих в целом. Они будут избалованными, постоянно требующими то, что им вздумается.

Основные правила поощрения

Самое главное, что вам нужно знать – это что нельзя разбрасываться хвалебными словами просто так, каждый человек должен это заслужить. Зачастую дети, которых постоянно хвалят, вырастают капризными и не контролируют свое поведение. Все дело в том, что они слышат постоянные похвалы и думают, что им можно вести себя хуже – ведь все равно похвалят. Поэтому хвалите заслуженно: поощряйте хорошее поведение в семье, в детском саду, на улице.

Хвалите именно поступки ребенка, а не его личность. Говорите, какой он молодец, что помог вам, хвалите за выполнение какого-то задания или поручения. Постоянно говоря малышу о том, какой же он прекрасный и самый красивый на свете, вы в итоге вырастите самовлюбленного эгоиста. Разумеется, такие слова нужно говорить своим детям, но необходимо знать меру. Обращайте внимание на любую мелочь сделанную ребенком: если он убрал за собой посуду, сам помыл свою кружку или подал вам что-то – обязательно это отметьте. Но не стоит говорить: «Какой ты хороший, ты самый лучший на свете, потому что подал мне пульт!» Лучше использовать такой вариант: «Сегодня ты помыл свою кружку, тем самым помог мне. Ты молодец!». Не нужно поощрять детей за то, что они и так должны делать. Например, самостоятельно одеваться или чистить зубы.

Следующее полезное правило заключается в том, что нельзя оплачивать все хорошие поступки ребенка. Не нужно давать ему деньги просто за хорошее поведение. Так дети привыкают к тому, что деньги им легко достаются и будут всю оставшуюся жизнь «сидеть на шее» родителей. Если вы желаете давать время от времени детям деньги на карманные расходы, это не запрещается, но они должны осознавать, что эти деньги действительно заслужили. Можно заранее договориться с ребенком, что вы будете давать ему в конце недели карманные деньги в том случае, если он всю эту неделю был полезным и помогал вам. Конечно, в любой семье существуют свои правила, но в любом случае карманные деньги не должны быть крупной суммой. Пусть это будет постоянная неизменяемая сумма, которой хватит, чтобы купить себе перекусить или, например, начать откладывать деньги на что-то более дорогое, но очень желанное. Так у ребенка появится привычка тратить на игрушки и развлечения свои деньги, а не родителей.

Можно поощрять добрым словом за его примерное поведение в детском саду или в школе. Говорите, что вам нравятся его рисунки и поделки, сделанные на занятиях, но не бойтесь и критиковать его – осторожно, не чрезмерно и мягко. Например, можно сказать, чтобы он делал в следующий раз аккуратнее, чтобы старался. Тогда у него появится понимание того, что если сделал что-то спустя рукава, это будет замечено и не останется без внимания. Так вы приучите его делать все старательно и в полную силу.

Ласка и нежность – тоже способ поощрения хороших поступков, особенно для маленьких детей. Кроме того, вы можете в качестве награды провести с малышом больше времени, чем обычно: погуляйте с ним вдвоем, поиграйте, почитайте книгу. Время, проведенное наедине с родителем, бесценно и навсегда отложится в памяти у человека. Для более взрослого ребенка отличным методом поощрения будет нечто, запрещаемое ему раньше. Например, разрешите ему погулять на час дольше или сделать уроки позже. Но таким способом лучше не увлекаться, иначе несоблюдение обычного режима войдет в привычку. Самым лучшим поощрением любого возраста станет исполнение заветного желания. Но такую награду нужно действительно заслужить.

В каждой семье со временем складываются свои принципы воспитания и это отчасти правильно. Потому что никто кроме родителей на само деле не знает, что именно нужно их сыну или дочке. Однако все приходит с опытом и каждому родителю обязательно нужно прислушиваться к советам педагогов, психологов, друзей, а также своих мам и пап. В процессе воспитания можно сильно обжечься, вырастив в итоге капризного, непослушного, не уважающего других человека. Вся ответственность за то, каким человеком в будущем станет ваше чадо, целиком и полностью находится на вас. Ласковые и похвальные слова важны детям – без этого они вырастут озлобленными на весь мир и всегда будут помнить, что в детстве в семье их никогда не хвалили. Однако важно помнить, что чрезмерные похвалы способны испортить ребенка, приучить его не к тем манерам, к которым нужно. Осознание золотой середины придет к вам с годами и, прислушиваясь к советам специалистов, вы обязательно вырастите достойного человека.

Родители каждого ребенка, желая воспитать его послушным, прибегают к различным методам: объяснениям, наказаниям, убеждениям и, конечно, поощрениям. Но для того чтобы достичь по-настоящему достойные результаты, необходимо знать, как правильно вознаграждать малыша. Можно ли перехвалить детей? Следует ли использовать деньги в качестве поощрения? Как и за какие поступки нужно хвалить ребенка?

Мы покупаем детям мороженое, если они послушны, шоколад, если они тихо себя ведут, иногда даже выдаем деньги, если они приносят из школы хорошие отметки. Мы называем их «хороший мальчик» или «хорошая девочка», если они делают то, что нас радует. Для современных и взыскательных родителей дисциплинарные методы воздействия – уже пережитки прошлого. Зачем использовать кнут, если под рукой есть пряник? Между тем, вознаграждение и похвала таят в себе много хитрых и подчас коварных моментов.

Когда поощрения могут навредить ребенку

Чтобы похвала и награда стимулировали развитие ребенка, убедитесь, что они не вредят вашим с ним отношениям.

  1. Награды заставляют детей искать одобрения. Вместо того чтобы получать удовольствие от процесса творчества или получения знаний, они стараются произвести впечатление на других людей. Слушая же восклицания обожающих его бабушек: «Умница! Самый умный ребенок на свете!» – ребенок рискует стать эгоистом.
  2. Когда детей подкупают вознаграждениями за «хорошее» поведение, то они скоро учатся понимать, как манипулировать родителями, играя ту роль, которую от них ждут. Они становятся послушными поверхностно, чтобы польстить взрослым или произвести на них впечатление. Честность же при этом страдает.
  3. Не принижайте при похвале достоинства другого ребенка: «Твой рисунок в тысячу раз лучше, чем у Димы». Если малыш и будет соревноваться, то пусть он делает это только с самим собой, улучшая каждый раз свои результаты.

Правила поощрения детей

Если вы хотите добиться действительно достойных результатов в воспитании своего малыша, следует знать, как правильно его поощрять.

  • Хвалите не самого ребенка, а его поступки

После чрезмерных восхвалений у ребенка может появиться и высокое самомнение. Если вы хотите похвалить его за убранные игрушки, не спешите говорить: «Какой ты молодец!» Лучше скажите: «Комната после твоей уборки стала чистой. Так приятно теперь сюда заходить». Будьте уверены, он должным образом оценит ваши слова и постарается еще раз их заслужить.

Если ваша дочка принесла вам красивый рисунок, не говорите опрометчиво: «Ты настоящая художница и рисуешь лучше всех!» Девочка может расстроиться, если следующий рисунок не получит столь высокой оценки или выйдет не таким удачным. Обратите ее внимание на те моменты, которые вам особенно понравились: «Какое красивое дерево ты нарисовала. Оно совсем как живое. А сколько рядом с ним забавных зайчат!» Так вы не только проявляете неподдельный интерес к творческим способностям ребенка, но и избегаете оценки его личности.

Составляйте так свою похвалу, чтобы малыш сам мог сделать вывод о своих умениях. Если ваш сын помог перенести тяжелую коробку, можно вместо утверждения «какой же ты сильный у меня» сказать о том, как непросто было ее поднять. Ребенок самостоятельно сделает вывод: он сильный, мама и папа в нем нуждаются.

Вместо того чтобы хвалить ребенка или награждать за работу, научите его сосредотачиваться на том удовольствии, которое он получил от процесса выполнения. Дети рождаются с естественным интересом к творчеству и деятельности, а каждое новое достижение наполняет их восхищением и радостью. Именно эти эмоции подпитывают детскую настойчивость и стремление достичь цели. Когда вы видите, что малыш научился кататься на «железном коне», поддержите его: «Я вижу, тебе понравилось, что ты теперь ездишь сам на велосипеде» или «Я рада, что у тебя это получилось. Ты выглядишь очень довольным собой!» Ну а в качестве закрепления навыков можно организовать велосипедную прогулку в парке. Кстати,

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • Не хвалите детей за естественные вещи

Психологи и педагоги не рекомендуют считать социальность маленького ребенка чем-то необычным. Если малыш совершил что-то полезное, например, сам оделся, убрал за собой посуду, не выражайте восхищенными восклицаниями удивление его социальными навыками. Хвалебные фразы: «Ты у меня такая умница!», «Надо же, ты смог помыть посуду!» – заставляют ребенка усомниться, что вы верите в его силы. Он должен понимать, что сам способен на многие поступки, без дополнительной и зачастую неуместной похвалы.

  • Не поощряйте деньгами

Дети, которые получают деньги за вымытую посуду или вынесенный мусор, часто ориентированы лишь на внешний результат. Тарелки могут быть помыты некачественно, мешок с мусором выброшен рядом с домом – главное, родители должны выдать им оговоренную сумму. Гораздо важнее, чтобы ребенок ощущал удовольствие от процесса: счастье от помощи родителям, радость от новых знаний.

Если вы хотите, чтобы старший дошкольник учился распоряжаться деньгами, не стоит платить за творческую деятельность или помощь по дому. Когда он станет школьником, то вы сможете давать карманные деньги на ежедневные расходы.

Что можно использовать для поощрения вместо денег

Если вам нравится сама система награды за правильное поведение, но вы не хотите, чтобы ребенок «зарабатывал» деньги, попробуйте подобрать любой удобный для вас аналог. Это могут быть пуговицы, яркие бусины или кофейные зерна. Затем нужно выработать вместе с малышом систему, согласно которой, например, уборка в комнате будет «стоить» два кофейных зерна. И обязательно заведите ему специальную баночку, в которой он будет прятать свои сокровища.

Помните, что поощрение обязательно должно быть разумным. Малыш должен суметь за неделю заработать на что-то крупное, иначе у него не будет стимула двигаться дальше. В качестве поощрения может выступать совместное посещение детского центра, поход в цирк или кинотеатр.

И все же у данного метода немало противников, которые считают, что таким образом ребенок может вырасти избалованным и будет слушаться родителей только тогда, когда получает вознаграждение.

При выборе формы поощрения ребенка всегда учитывайте его индивидуальность. Похвалу и награду нужно применять крайне осторожно, так как чрезмерное их использование может превратиться в прямую обязанность взрослых. Постарайтесь сделать так, чтобы ваши благие намерения не стали причиной избалованности малыша.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Путем поощрения и наказания родители оказывают влияние на своего ребенка. Таким образом они показывают свое отношение к поступкам, которые малыш совершил. Поощрение детей – довольно действенный метод воспитания, в результате которого у ребенка появляется стимул вести себя хорошо. Если он совершил хороший поступок, не забудьте его похвалить. Однако, прибегать к поощрениям надо в меру, иначе его избыток может оказать пагубное влияние на формирование ребенка, как личности. Зачем поощрять и как хвалить ребенка?

Ребенок сделал что-то хорошее? Значит необходимо его поощрить. Но как сделать это правильно?

Похвала и наказание

По совету психологов, часто хвалить ребенка не стоит, иначе это может привести к развитию негативных черт характера, малыш может стать капризным, эгоистичным и инфантильным. Есть мамы и папы, для которых поощрение и материальная награда - схожие понятия. Они стремятся заполучить детское послушание при помощи денег. Поощрение оказывает сильное влияние на поведение и способствует быстрому приобретению хороших навыков малыша. Однако не любое поощрение приведет к пользе, как и не всякое наказание нанесет вред.

В воспитании приемы не делятся на плохие и хорошие, а бывают уместные и неуместные. Существует два вида поощрения и наказания: материальное и психологическое. В настоящее время предпочтение отдается материальной форме поощрения и наказания, т. е. «куплю игрушку – не куплю игрушку».

Это распространено и в семье, и в школе. К психологическим методам прибегают не часто. Они характеризуются взаимодействием и взаимоотношением людей, для которых свойственно проявление одобрения (внимания малышу, сопереживания ему, поддержки, веры и прочее) и наказания (огорчения, обиды, равнодушия, сердитости, в некоторых случаях гнева). При применении психологических приемов потребуется затратить намного больше душевных сил, а также прибегнуть к актерскому мастерству. Как писал А. С. Макаренко, для того, чтобы стать учителем, необходимо уметь говорить фразу «Подойди сюда» с 20 различными интонациями в голосе. Если использовать лишь материальные методы поощрения и наказания, человек вырастет зависимым, с низким самоконтролем, действующий по ситуации: «Накажут – не накажут». Для человека, воспитанного на психологических методах воздействия, главным фактором, контролирующим поведение, будет совесть.


Психологический метод наказания наиболее сложен, так как благодаря ему ребенок должен понять, что он сделал проступок. А родителям в этом случае необходимы актерские навыки

Отсюда можно сделать вывод, что похвала может оказаться как полезной, так и вредной в процессе воспитания. Во избежание многих ошибок, необходимо усвоить некоторые простые правила, благодаря которым вы научитесь правильно применять методы поощрения.

Чем можно поощрять ребенка?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Для различных ситуаций есть много эффективных методов одобрения крохи. Как поощрять ребенка в семье? Психологи рекомендуют следующие формы поощрения:

  1. Обычная похвала. Это наиболее известный широко применяемый способ, при котором влияние оказывается с помощью слов. Это означает, если малыш повел себя хорошо, родителям нужно поддержать его, похвалить, одобрить действия. Похвала сопоставима с действием наркотика, так как ребенок, который привык, что его хвалят, постоянно будет ощущать в этом потребность. Слишком частая похвала может нанести вред. Необходимо соблюдать следующие ограничения:
    • не хвалите кроху ни за его собственные достижения (например, за красоту, здоровье, ум, силу и тому подобное);
    • поощряйте за одно конкретное достижение только один раз;
    • не хвалите ребенка из жалости;
    • не поощряйте, чтобы понравиться.
  2. Ласка. Это тоже достаточно эффективный метод, для которого характерны поцелуи, объятия, ласковые поглаживания по спине и голове. Иногда они более действенные, чем простые слова. Данные меры обычно используют в воспитании маленьких детей.
  3. Совместные игры и развлечения. Это довольно интересный метод, к которому обычно прибегают, если хотят заставить малыша что-то сделать. Например, «мы пойдем гулять, если ты приберешь в комнате».
  4. Снятие ограничений. Когда более взрослые дети совершают добрые поступки, оказывают помощь взрослым, в качестве награды можно расширить их права или убрать запреты на некоторые действия. Например, если малыш в школе получает отличные оценки, ему можно разрешить ложиться спать на часок позже.
  5. Получение вознаграждения. Помочь заставить детей совершать нужные поступки могут различные игрушки, сладости или другие поощрения. Недостаток этого метода состоит в том, что часто дети начинают требовать такие вознаграждения за каждый совершенный поступок.

Вознаграждение, выдаваемое деньгами или конфетами могут испортить ребенка. В дальнейшем ему не захочется делать свои обязанности просто так. А сладкое в большом количестве вообще вредно

Для достижения большего результата, нужно применять разные формы поощрений. При этом необходимо учитывать возраст малыша и его психологические особенности.

Родительские ошибки при поощрении детей

Ранее было уже сказано, что слишком частое использование похвалы может негативно сказаться как на ребенке, так и на ваших с ним отношениях. Убедитесь, что вы не допускаете следующих ошибок во время общения с малышом:

  1. Случается так, что из-за желания оставить приятное впечатление или получить вознаграждение, дети отличаются хорошим поведением только в присутствии других людей. Чаще всего это является последствием чрезмерной похвалы родителями или бабушками: «Ты у нас самая красивая на свете!».
  2. Бывает, что некоторые дети начинают манипулировать взрослыми. Это происходит по вине родителей из-за частого «подкупа» малышей разными вознаграждениями за каждый совершенный поступок. Например, когда ребенок дал поиграть свою игрушку братику или сестренке, родители спешат наградить его, купив ему новую.
  3. Родители совершают ошибку, когда расхваливают свое дитя и принижают достоинства других деток. Например: «Ты нарисовал машинку намного лучше, чем Ваня». Не стоит этого делать, будет правильнее, если вы скажите малышу, что с каждым достижением он становится все умнее и опытнее.

Хвалить ребенка надо только за его поступки, при этом нельзя сравнивать с другими детьми. Даже если у малыша не очень получилось, но он очень старался, найдите маленький повод похвалить, может в этот раз он написал упражнение (хоть и с ошибками), но более ровным почерком?

Как поощрять ребенка за хорошее поведение?

Поощрения должны быть грамотно применены, и выглядеть искренне, иначе кроха может не правильно их понять. Как же необходимо хвалить ребенка? Приведем некоторые рекомендации, которых желательно придерживаться при воспитании детей:

  1. Каждую похвалу малыш должен заслужить справедливо. Не надо его хвалить за обычные поступки, свойственные в его возрасте: малыш не в первый раз сам надел кофту или завязал ботинки. Наоборот, необходимо отметить его значительные достижения: малыш донес маме сумку или красиво нарисовал рисунок.
  2. Будет лучше, если вы похвалите не самого дитя, а его правильный поступок. Например, если малыш убрал игрушки в комнате, не нужно ему говорить: «Какой ты у меня умница». Здесь предпочтительнее сказать: «После твоей уборки в комнате стало намного чище. В ней так приятно находиться». Общая фраза тоже не подойдет, к примеру: «Какой прекрасный рисунок». Лучше заострите внимание на деталях, которые вам пришлись по душе больше всего: красивых цветах, веселых медвежатах и т. д.
  3. Чаще всего дети не нуждаются в похвале или награде, им важнее достичь удовлетворения от самой проделанной работы. В таком случае родителям надо выразить чувства малыша и оказать ему поддержку в стремлении к совершенствованию. «Я так рада, что ты смог научиться кататься на велосипеде. И ты очень доволен. Теперь можно попробовать покататься вместе».

Наверняка, каждая семья создает свои индивидуальные правила поощрения и похвалы. Важно помнить, чтобы они способствовали крепким взаимоотношениям между членами семьи и не мешали воспитанию ребенка.

Доска поощрений

В магазине сейчас можно найти интересный набор в виде доски с клеточками и звездочками в комплекте. Туда надо вписать имя малыша и обязанности, которые он должен выполнить (заправить постель, вымыть посуду, убрать комнату и т. д.). За каждое выполненное задание необходимо клеить одну звездочку и в результате выполненной работы ребенок должен получить какое-либо вознаграждение (оговаривается заранее).


Некоторые родители организовывают список дел для ребенка. В случае выполнения всех пунктов в конце недели (дня, месяца) ребенка ждет награда

Этот метод характеризуется следующими особенностями:

  • Способ хорошо подойдет детям в возрасте от 3-10 лет, но не забывайте учитывать индивидуальные особенности ребенка.
  • На доске не пишите больше 5 пунктов.
  • В каждом пункте прописывайте конкретное действие! Не стоит писать: «хорошо себя вести». Пишите конкретно: «сходить в детский садик», «лечь спать в свою кроватку», «убрать игрушки».
  • У метода должна быть положительная мотивация. Если вы приклеили наклейку, забрать ее уже нельзя.
  • Благодаря этому способу у малыша не только появится мотивация, но и возможность научиться считать и изучить дни недели.
  • За выполнение обязанности в конце каждого дня ребенок должен получить свое вознаграждение – звездочку.
  • В конце недели придумайте дополнительную награду, например, прогулка в парк, любимый торт или что-то другое. Эмоции намного лучше материального. Если такой возможности нет, можете купить киндер.
  • Такая доска, для детей старше пяти лет, может превратиться в семейную. Подобная игра поможет наладить отношения с детьми 7 лет и старше. К примеру, малышу интересно будет наблюдать за папиным чтением или готовкой мамы (эти пункты не особо значимые), но для ребенка это имеет важное психологическое значение. Приз соответственно тоже должен быть семейный.
  • Лучше заниматься такой игрой 5 дней в неделю, а в выходные немного побаловать малыша и все равно преподнести награду.

Можно ли поощрять ребенка деньгами?


Вознаграждение деньгами, например, за учебу может навредить ребенку. Он будет стараться получать побольше отметок, но качество учебы по трудным предметам может снизиться

Насчет денежного метода имеется неоднозначное мнение. Сторонники данного способа говорят о том, что если выплачивать каждую неделю ребенку небольшие суммы за хорошие отметки или за другой поступок, то это побуждает его к дисциплине. Противники, напротив считают, что получение малышом денег за повседневные дела, приводит к тому, что он оценивает лишь внешний результат.

Некоторые психологи сомневаются в пользе денежных вознаграждений. Как считают специалисты, домашнюю работу дети должны выполнять просто так. Если вы хотите научить малыша распоряжаться финансами, лучше подождать, пока он немного вырастет. Школьнику в младших классах можно уже давать немного денег на карманные расходы.

Если метод денежного вознаграждения вам не подходит, родители с большим опытом советуют заменить его альтернативным способом. Например, вместо монет, можно выдавать цветные бусинки, красивые пуговицы. Можете разработать с малышом свою систему оплаты, где, например, вымытая посуда будет приравниваться к двум пуговицам.

Чтобы у крохи появилось желание продолжать двигаться, за неделю он должен получить весьма стоящее вознаграждение. Наградой может послужить совместное посещение кинотеатра, цирка или детского развлекательного центра.

Зачем, за что и как хвалить ребенка? В любом случае, выбор всегда остается только за родителям. При выборе не забывайте учитывать индивидуальные качества вашего дитя. Какой способ вы ни выбрали, не увлекайтесь излишней похвалой и наградой, иначе это может превратиться в родительскую обязанность.

Анастасия Репина
Поощрение детей: как и зачем поощрять

Когда дети ведут себя плохо – они обращают на себя всеобщее внимание, когда они ведут себя хорошо – это никого не удивляет. Тем не менее, дети очень часто ждут одобрений своих действий, стараются заслужить похвалу.

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье – каким образом поощрять и наказывать , чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. И у каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка .

Большинство родителей, как показывает практика, отдают предпочтение – наказанию, а психологи, которые занимаются проблемами поведения и подсказывают родителям приёмы эффективного взаимодействия с детьми, делают акцент на позитивном подходе. Они советуют родителям переключить внимание с проступков ребёнка на его хорошие поступки. Позитивный подход выражается, прежде всего, в поощрениях и наградах , то есть в благоприятных последствиях.

Поощрение – это признание , одобрение действий, согласие с ними. Это метод прямо противоположный наказанию. Он объясняет детям, что такое «хорошо» , как можно и нужно поступать. Поощрение является позитивной составляющей полноценного воспитания. К сожалению, ему не уделяется должного внимания, о нем мало говорят и мало пишут. Все о нем знают, но каждый представляет и использует поощрение по-своему . Кто-то отдает ему основополагающую роль и в воспитании пользуется только им. Кто-то считает, что главное пресечь плохие поступки, а поощрение лишь балует детей . Сколько людей, столько и мнений.

Важность поощрения детей

Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к поощрениям . Слова одобрения, похвала взрослых являются для них стимулом самоутверждения в положительных поступках, уверенности в собственных возможностях. Одобрение, высказанное вовремя и умело, пробуждает в ребенке здоровое самолюбие : медлительный старается быть проворным, небрежно выполняющий задание стремится подтянуться и делать все лучше.

Для того чтобы поощрение являлось оценкой детского поведения и приобретало нравственный оттенок, надо, чтобы оно содержало в себе такие конкретные определения, как «послушный» , «добрый» , «вежливый» , «трудолюбивый» , «внимательный» , «заботливый» , «честный» , «щедрый» и т. п. Этими словами как бы подчеркивают нравственный смысл того или иного поступка. Несмотря на разногласия, поощрение играет большую , значимую роль в воспитании детей . Формирует личностные качества, направляет на верное поведение. Благодаря поощрению ребенок чувствует себя включенным в жизнь, замеченным, небезразличным, нужным. Это с хорошей стороны отражается на психологическом состоянии, эмоциях. Кроме того, поощрение учит хорошим поступкам, показывает, что они действительно нужны людям.

С помощью этого метода воспитания развиваются следующие качества, черты характера : доброта; ответственность; справедливость; аккуратность; честность; способность к обучению; уверенность; самоконтроль и многие другие.

Но есть в поощрении свои особенности . Не всегда оно несет в себе положительную линию. Бездумное, неправильное его применение чревато не самыми лучшими последствиями. Если регулярно поощрять без повода , просто так, или, что хуже, за плохие поступки, то ребенок станет показывать свою избалованность. Проявляться это будет в его капризности, нежелании слушать родителей, считаться с мнением кого-либо. Плохие поступки, действия, слова участятся, при этом ребенок искренне будет думать, что он все делает правильно, как надо.

Не все так просто, как кажется. Поэтому важно знать, как пользоваться таким легким и доступным методом воспитания.

Способы поощрения

Поощрение используется во всех сферах деятельности и имеет свои результаты. Работает не зависимо от возраста на детях и взрослых. Например, для мотивации хорошего качественного труда, выполнения должностных обязанностей работники награждаются премиями, почетными грамотами. Уже из этого можно сделать выводы об эффективности воздействия поощрения . Для детей используют свои способы.

Похвала – это самое распространенное, широко используемое, универсальное поощрение . Предполагает словесную форму воздействия. За хорошие поступки малыша хвалят, говорят ему, что он сделал правильно, его действия поддерживаются, одобряются со стороны взрослых. При использовании этого способа надо выбирать слова и интонацию. Хвалить нужно не самого ребенка (это вы можете сделать в любое время, а его конкретный поступок. Например, слова «какой ты у меня молодец» лучше заменить на «спасибо, ты мне очень помог, я ценю это» .

Ласка направлена на проявление нежности. Сюда можно отнести объятия, поцелуи, одобрительные поглаживания по голове, спине. Ребенку они важны не менее слов родителей и говорят о многом. Главное, что он чувствует любовь, теплоту. Такая форма похвалы применяется чаще к маленьким детям.

Дополнительное время совместных игр, занятий, развлечений. Это способ мотивирующего поощрения . Часто используется для того, чтобы добиться от ребенка необходимых действий. То есть для получения вознаграждения ему предлагается выполнить какое-либо условие. Например : «как только ты приберешь игрушки, мы пойдем играть на площадку» .

Снятие запретов, расширение прав. Если ребенок образцово себя ведет, помогает родителям, его можно поощрить , разрешив делать то, что раньше ему запрещалось. В зависимости от возраста и самостоятельности, например, ложиться спать на час позже обычного, принимать решения совместно со взрослыми. Этот способ поощрения может быть использован при общем хорошем поведении, не зависимо от каждого отдельного положительного поступка.

Великолепное воздействие оказывает на детей поощрение , когда родители привлекают ребенка к совместной работе. Известно стремление малышей стирать, шить, готовить обед, мастерить, как мама или папа. В качестве поощрения можно , например, разрешить постирать носовые платки, помочь маме накрывать стол для гостей или помочь папе чинить велосипед, проверять исправность полотера. Участие в делах взрослых, конечно, является для дошкольника большой радостью. А сколько гордости испытывает малыш, когда рассказывает в детском саду своим сверстникам : «Мы с папой починили…» «Мы с мамой принимали гостей!» и т. д. Безусловно, поощрение – трудом требует от взрослых учета возраста ребенка и его интересов.

Сладости, игрушки, другие вознаграждения являются очень сильной мотивацией. Чтобы в дальнейшем не случилось так, что ребенок будет ждать, требовать материальный стимул за каждое хорошее дело, пользоваться таким способом необходимо с осторожностью. Лучше не привязывать подарки к конкретным действиям ребенка. Либо использовать их как вознаграждение за дела, требующие длительного выполнения, например, окончание с отличием учебного года.

Наилучший результат поощрения достигается при одновременном использовании нескольких его способов.

Правила поощрения

Для того чтобы поощрение выполняло воспитательную функцию, объясняло о том, что такое «хорошо» , обучало поступать так, как этого требует ситуация, необходимо правильно им пользоваться. Вот несколько правил, которых следует придерживаться.

1. Любое поощрение должно быть справедливым, соответствовать поведению и поступкам детей . Нецелесообразно хвалить, снимать запреты, одаривать подарками за все мелочи, особенно однотипные : сам надел колготки, футболку, застегнул куртку и т. д. И наоборот, нельзя оставлять без внимания более значимые и учащие чему-то поступки : малыш помог маме прибраться дома, вымыл посуду, подросток помог перейти дорогу пожилому человеку.

2. Не следует поощрять детей из чувства жалости . Предположим, малыша обидели, толкнули. Не правильно будет успокаивать его шоколадкой, конфеткой. Ему нужна поддержка, помощь. Лучше дайте ему совет, как поступать в аналогичных ситуациях.

3. Если целью является расположить к себе ребенка, понравиться ему, то подкуп похвалой, лаской и подарками неуместен. Первым делом необходимо наладить дружеские доверительные отношения с ним посредством общения.

4. Надо постепенно отучать ребенка от постоянного материального вознаграждения за конкретные действия. В противном случае он начнет требовать свои законные, как ему будет казаться, подарки. Поступки должны совершаться просто так, бескорыстно.

5. Хваля детей , всегда говорите, какое действие вы поддерживаете, чтобы они знали, что делать можно и нужно.

Когда поощрение может нанести вред ?

Как уже говорилось выше, необдуманное использование поощрения может принести больше вреда, чем пользы. Дети не будут видеть границ дозволенного, определять, где заканчивается «можно» и начинается «нельзя» . Развивается перфекционизм, когда стремясь к наилучшему результату, они не в состоянии принять несовершенства, сильно переживают в случае неудач. Особенно тяжело таким детям во взрослой жизни, которая будет преподносить сложные задачи, создавать препятствия. Всегда быть первым, лучшим не удастся. Из-за чрезмерной похвалы у детей формируется завышенная самооценка, эгоизм, восхищение собой. Уважения к родителям, взрослым, сверстникам не будет.

Поощрение – это неотъемлемая часть воспитания. Пользуйтесь им, направляйте детей на благие поступки , прививая только положительные качества, которыми должен обладать человек.

В беседах с родителями воспитатель должен разъяснять, что поощрения несовместимы с потаканием любой вздорной прихоти ребенка. Только в сочетании с возрастающими требованиями они приносят желаемый результат. Поощрения тогда имеют педагогическую ценность, когда содействуют удовлетворению разумных потребностей, развивают в ребенке желание порадовать взрослых своим поведением.