Замкнутый ребенок советы психолога. Замкнутый ребенок. Что делать родителям? Советы психолога

Нередко родители начинают бить тревогу по поводу замкнутости их детей. И обращаются за советом к психологу. И, надо сказать, что совершенно правильно делают, так как эту проблему невозможно решить нахрапом, тем более нельзя спрашивать о замкнутости самого ребенка.

Такой подход только может все ухудшить, потому что на смену замкнутости может прийти еще большая замкнутость. Психолог постарается помочь найти причины замкнутости, а потом совместно с родителями и близкими сможет выработать правильную тактику действий, чтобы эта проблема постепенно сводилась на нет.

Симптомы замкнутости ребенка

Поначалу стоит четко уяснить, что замкнутость - это защитный механизм, именно в ней ребенок находит спасение и подзаряжается энергией. Внешний мир в некоторых его проявлениях может быть болезненным, поэтому ребенок и старается отделиться от него. Многие дети могут замыкаться в себе в различных ситуациях, но наличие определенных симптомов, должно насторожить родителей и побудить к действиям. Какие это симптомы?

  • Ребенок очень мало разговаривает, может вообще ничего говорить или говорит шепотом.
  • В любой новый коллектив входит очень трудно, держится особняком от всех.
  • Ребенок избегает выражать свое мнение.
  • Боязнь заняться чем-то новым.
  • У ребенка либо мало друзей, либо нет вообще.
  • Ребенок не поддерживает разговор, очень часто прекращает его стандартной фразой «я не знаю».
  • Ребенок излишне осторожен в словах и поступках, отсутствуют спонтанные проявления, хотя есть внутреннее желание.
  • Необычное хобби или желание завести экзотическое животное: змею, лягушку, хамелеона, различных насекомых.

Кроме симптомов в поведении у замкнутых детей проявляются психосоматические проявления:

  • У замкнутых людей наблюдается неглубокое дыхание.
  • Замкнутость часто сопровождается болями в области живота.
  • Жестикуляция у замкнутых детей отсутствует. Очень часто такие дети держат руки в карманах или за спиной. Руки могут быть крепко прижаты к телу или безвольно висеть как плети.

Не стоит путать замкнутость ребенка с интроверсностью. Для того чтобы отличить одно от другого потребуется помощь психолога, который путем простых тестов и наблюдений сможет сделать это. Для интровертов свойственна определенная замкнутость и в этом ничего страшного нет. Такая уж особенность темперамента.

Замкнутый ребенок может даже производить хорошее впечатление, казаться воспитанным и сдержанным. В школе он может показывать хорошие результаты в учебе, и педагоги могут ставить их в пример другим ученикам. Причем замкнутость мальчиков и девочек воспринимается обществом по-разному, ввиду сложившихся стереотипов.

От мальчиков всегда ожидают большей, чем у девочек активности, поэтому замкнутость обнаруживают легче. А замкнутость девочек часто воспринимают как добродетель: скромность, воспитанность. И поздно диагностированная девичья замкнутость в итоге может привести к большим, чем у мальчиков проблемами в дальнейшем.

Причины замкнутости

Любая замкнутость ребенка является следствием каких-либо причин, которые привели к такому состоянию. Каковы наиболее типичные причины этого?

Прежде всего, замкнутость может возникнуть вследствие обиды на что-то или огорчения от действий или бездействия взрослых и сверстников. Например, ребенок попытался выразить свои искренние чувства, а в ответ получил насмешки от окружающих сверстников или отсутствие всякой реакции от родителей или учителей. Слишком строгое, а иногда и жестокое наказание за проступок тоже часто приводит к затаенным обидам.

В семьях, где уделяется излишнее внимание к «правильному» поведению ребенка, очень часто к нему предъявляют повышенные требования. Это выражается в том, что в школе он должен иметь только отличные оценки по всем предметам независимо от склонностей к определённым наукам.

В спорте от ребенка ждут только громких побед, а в быту его нагружают массой трудновыполнимых обязанностей. Естественно, что любую, неизбежно периодически приходящую, неудачу такие родители моментально перекладывают на плечи их чада, а это только способствовует замкнутости.

В жизни любого человека – и взрослого, и ребенка, - возникают сложные ситуации, которые требуют решения. И вместо того, чтобы научить ребенка сложную проблему делить на ряд простых, взрослые отправляют его самого искать решение. Очень часто дети не могут самостоятельно справиться с этим, что и рождает чувство неполноценности, приводящее к замкнутости.

Тяжелая болезнь ребенка или частая болезненность, болезнь близких и тревога за них — тоже могут стать причинами замкнутости. Потери домашних животных, своих любимцев, в детстве воспринимаются особенно тяжело. Если к этому добавляется непонимание и равнодушие взрослых, то очень часто это приводит к замкнутости.

Любой член семьи, в том числе и ребенок, должен участвовать в семейных делах. Если не спрашивают мнение ребенка или ему не доверяют, то он может ощутить себя ненужным и лишним. Детям свойственно перекладывать это на себя, поэтому неполноценность они проявляют излишней замкнутостью.

Чаще всего родителям замкнутого ребенка сложно самостоятельно разобраться в причинах, поэтому помощь профессионального психолога будет очень кстати.

К чему может привести замкнутость ребенка в дальнейшем?

Чем больше сохраняется замкнутость ребенка, тем больше она укрепляется и прогрессирует, а во взрослой жизни, уже конкретно поселившись, будет создавать массу проблем и даже сильно влиять на судьбу. Какими могут быть последствия нерешенных еще в детстве проблем?

  • Неразрешенная детская замкнутость приводит к тому, что из ребенка вырастет крайне нерешительный взрослый, неспособный на решительные шаги.
  • Насмешки окружающих не только будут продолжаться, но и усугубляться. Это может перерасти в стойкий комплекс неполноценности.
  • Детская замкнутость легко перерастает в проблемы при общении с противоположным полом. Нередко замкнутые и нерешительные люди не могут рассказать о своих чувствах, что может повлечь одиночество.
  • Удовлетворение социальных, материальных, сексуальных, личностных и психологических проблем для замкнутых людей большая проблема.
  • Постоянный внутренний излишне самокритичный самоконтроль не позволит свободно реализоваться даже в любимом деле.
  • Неразрешенная проблема с замкнутостью может стать причиной серьезных психических расстройств, требующих принудительного лечения или даже суицида.

Родителям, обнаружившим состояние замкнутости у ребенка, надо постараться поскорее решать это, при этом не форсируя события. Как это проблема пришла не за один день, так и ее решение может продлиться какое-то время. Поэтому терпение и грамотный подход будут лучшими союзниками.

Что делать?

Применение силы при решении проблем замкнутости ребенка является наихудшим решением, поэтому нужно проявлять, во-первых, сдержанность, а во-вторых, последовательность. Выработать правильную последовательность самостоятельно может быть очень трудно, поэтому не надо избегать помощи психолога.

Большинство проблем с замкнутостью ребенка – типичны, они уже имеют эффективные решения, а психолог, прежде всего, выявляет и помогает решать типичные проблемы.

  • Замкнутость чаще всего сопровождает интеллектуально развитых людей, поэтому стоит воспринимать ребенка такого, какой он есть и учитывать его способности к самокритике, которые очень смогут помочь во взрослой жизни.
  • При общении с ребенком следует помнить, что у человека два уха и один рот, поэтому слушать мы должны минимум в два раза больше, чем говорить. Нужно давать больше возможности говорить именно ребенку, не давя родительским авторитетом.
  • В разговорах с детьми никогда не говорить, что замкнутость - это серьезная проблема.
  • При общении нужно отмечать, что страхи – это всего лишь неисследованные возможности. После того как человек будет делать страшные для него вещи, они со временем станут обыденными и несущими огромные возможности.
  • Ребенку всегда надо доверять и любые вопросы, касающиеся всей семьи, надо обсуждать совместно.
  • Всегда надо позволять ребенку самореализоваться через рисование, пение, рассказы и другие творческие занятия. Главное – не ограничивать ни в чем.
  • Спокойно рассказывать ребенку о взаимоотношениях с противоположным полом. Отмечать, что поводов для хорошего взаимодействия в общении гораздо больше, чем для конфликта.
  • Когда ребенок напрямую спрашивает о своей проблеме замкнутости не надо стараться обойти этот вопрос, говоря, что такой проблемы нет. Лучше постараться совместно все обсудить, обозначить все страхи и обиды, а также постараться сотрудничать в решении проблем.
  • Похвала за хорошие поступки или наказание за проступки должны следовать незамедлительно, причем ребенок должен четко знать, почему родители действуют именно так.

Главным при решении всех психологических проблем у ребенка все-таки является искренность. Если родители по-настоящему любят своих детей, то они всегда найдут правильный подход и привлекут нужных специалистов.

Второй немаловажный фактор – это своевременность. Любая вовремя невылеченная проблема может перерасти в хроническую форму, с которой бороться будет сложнее. Поэтому надо любить своих детей и всегда помогать им. Поймите, им на самом деле бывает очень трудно!

Бывает, что родители, со временем взросления своего ребёнка, начинают замечать, что их чадо ни с кем не общается, у него нет друзей. Такое бывает, когда он замыкается в себе. Главное, заметить эти процессы и помешать им развиваться дальше, чтобы этот период никак не повлиял на дальнейшую жизнь ребёнка.

По каким же «симптомам» можно узнать, что ребёнок начинает замыкаться в себе?

1) В детском саду или школе ребёнку сложно ужиться в коллективе, он ни с кем не общается – это уже сигнал.
2) Такие дети обычно очень мало разговаривают, а если и говорят что-то, то негромко или даже шепотом.
3) Замкнутые дети не высказывают свою точку зрения, всегда отмалчиваются.
4) Присутствует боязнь заняться чем-то новым.
5) На любые вопросы чаще всего отвечают «не знаю».
6) Обычно у таких детей необычные хобби или мечты. Например, они хотят завести себе змею, сову или хамелеона, иметь домик на дереве.
7) Жесты и мимика у замкнутых детей слабо развиты. Руки по швам, на поясе или же просто висят, никаких резких движений.

Можно перепутать замкнутость и интровертность. Статью о том, кто такой интроверт, можете почитать . Если отвести ребёнка к психологу, то с помощью лёгких тестов он сможет определить, существует ли замкнутость или проблема надумана.

В обществе замкнутые дети воспринимаются по-разному, но чаще всего со стороны они кажутся сдержанными и воспитанными. Это качество хорошо для учебы, такой ребёнок, будет концентрировать всё своё внимание только на уроках.

Замкнутость у девочек диагностировать сложнее, чем у мальчиков. От последних всегда ожидается большая активность, поэтому, если ребёнок не слишком резв, родители замечают это сразу. А вот у девочек такое поведение часто прикрывается скромностью, хорошими манерами, воспитанием. Поэтому нужно внимательно следить за детьми, ведь, чем позже диагностировать замкнутость, тем тяжелее будет от неё избавиться.

Причины замкнутости у детей

Причина в этой проблеме играет большую роль, ведь если избавиться от неё, то можно избавиться и от самой проблемы.

Первая причина – неуважение к чувствам и словам ребёнка, насмешливое отношение, особенно, если такое было не один раз.

Вторая причина – завышенные ожидания от ребёнка. Это означает, что в школе, спорте, других соревнованиях от таких детей ждут самого наилучшего результата, побед. И если у ребёнка этого не выходит, то его родители недовольны, могут даже наказывать и ругать, вследствие чего ребёнок становится замкнутым.

Причина четвёртая современные технологии. Виртуальный мир в больших дозах незаметно и быстро меняет психику ребенка.

Что же делать с ребёнком, который замыкается в себе?

Хвалите своего ребёнка чаще. Увидите, как в ответ на вашу искреннюю похвалу он расцветёт.
Не ограничивайте его, если он хочет петь или танцевать, не забирайте его мечту.
Доверяйте ребёнку – пусть он принимает участие в обсуждении и решении некоторых семейных вопросов.
Если ребёнок говорит о своей замкнутости, никогда не говорите ему, что это серьёзная проблема.
В разговоре с ребёнком не закрывайте ему рот, разговаривайте с ним наравне.
Не позволяйте долго сидеть за компьютером. Свободное время ребенку лучше проводить со сверстниками. Идеальный вариант – кружок или секция по интересам.

Если вы своевременно сможете найти причину детской замкнутости, то избавиться от неё не составит большого труда.

Добрый день, уважаемые родители! Иногда с нашими детьми происходят совершенно непонятные метаморфозы. Вчера он был веселый, общительный мальчишка, бегающий по двору и собирающий бабочек. А сегодня он молчит, не обращает внимания на ваши замечания, не хочет выходить из своей комнаты и даже любимый мультик не идет смотреть. Почему так происходит, кто такой замкнутый ребенок, что делать и к кому обращаться?

Как это может проявляться

Давайте разберемся, какие существую признаки замкнутости у детей. Если мы с вами говорим про поведенческие симптомы, то среди них можно отметить излишнюю молчаливость, сложности в общении в новом коллективе и немного странное увлечение.

В разговоре малыш не высказывает свое мнение, он не отвечает на вопросы, говорит чаще шепотом. В компании других детей такой ребенок будет держаться отдельно, у него или совсем мало или нет друзей, а новые контакты он не заводит. Вести диалог с таким малышом практически невозможно, он, скорее всего, ответит «я не знаю», на чем разговор и закончится.

Среди необычных увлечений можно встретить любовь к насекомым, желание завести ящерицу, хамелеона или другое подобное животное, некоторые собирают несвойственные для детей вещи: пуговицы, бумажки с улицы, камни и так далее.

Порой очень сложно отличить замкнутого от застенчивого. Помните о том, что каждый человек обладает определенным темпераментом и характером , что сопровождается некоторыми особенностями. Не начинайте бить тревогу сразу, может быть, ваш малыш интроверт и для него нормально схожее поведение.

А вот если ваш обычно веселый, жизнерадостный малыш вдруг стал совсем закрытым и необщительным, тогда стоит задуматься. Почему такое происходит с детьми?

Откуда это берется

Замкнутость - это защитный механизм на негативное влияние внешней среды. Когда с человеком происходят сильные потрясения, то он больше склонен закрыться в себе, нежели радоваться и общаться со всеми подряд.

Вспомните себя в тяжелый жизненный момент. Хотелось ли вам улыбаться и ходить по развлекательным заведениям? Вряд ли. Если вы поймете, почему ваш ребенок замкнулся в себе, то вам будет гораздо легче помочь ему справиться с этим.

Чаще всего замкнутость вырастает из-за обиды. Иногда взрослые или сверстники совершают поступок, который оставляет сильный отпечаток на ребенке. Например, малыш хотел выразить свое мнение, но взрослые отодвинули его на задний план, высмеяли его идею или просто даже не заметили.

Если ребенок живет в семье, где родители требуют неприкосновенного выполнения их правил, слишком жестоко наказывают за непослушание или наваливают на плечи малыша огромные обязанности по дому, то и в таком случае он может замкнуться в себе.

Некоторые родители так нагружают своего малыша уже в дошкольном возрасте, что он просто ни физически, ни психологически не способен справиться с нагрузкой.

Частые болезни родственников или самого ребенка могут стать серьезной причиной для ухода в себя. , а также домашних животных может привести к подобному поведению.

Возможные последствия

Если не вырвать больной зуб вовремя, то он начинает болеть сильнее и в итоге приводит к ужасающим последствиям. Также и здесь. Если долгое время ничего не делать и не помогать малышу, то последствия могут быть весьма плачевными.
Из таких деток обычно вырастают совершенно нерешительные и несамостоятельные взрослые. Они не умеют делать выбор, предпочитают отсиживаться и не брать на себя ответственность, не берут на себя инициативу.

Замкнутых детей очень легко обидеть и задеть. Над ними часто посмеиваются и издеваются. Если ваш малыш уже стал объектом насмешек в школе или саду, то вам помогут статьи: « » и « ». Со временем эта проблема никуда не уходит, в институте такой человек станет белой вороной, а потом и на работе.

Помимо обычных проблем в общении, у таких людей возникают сложности при взаимодействии с противоположным полом. Чаще всего замкнутый человек не может признаться в своих чувствах, выразить симпатию или даже просто подойти к другому человеку. А это, в свою очередь, ведет к серьезным проблемам в личной жизни.

Замкнутые люди не умеют решать свои проблемы, они гораздо хуже приспособлены к действительности, они пасуют перед препятствиями.

Что с этим можно сделать

Какие есть рекомендации для родителей, которые беспокоятся за своего малыша? Для начала необходимо действительно убедиться, что у ребенка проблемы. Распознать замкнутость в детях не всегда так просто как кажется. Многие взрослые в замкнутом малыше видят обычную воспитанность, вежливость и учтивость.

Особенно тяжело заметить проблемы у девочек, ведь их нерешительное поведение можно списать на скромность и стеснительность, что является не такими уж плохими качествами для будущей барышни.

Помогайте ребенку реализовываться через творческие занятия: рисование, пение, лепка из глины, поделки из папье-маше и так далее. Помните, многие талантливые люди были замкнутыми в себе детьми. Помогите развить малышу его потенциал.

Главный совет психолога - воспринимать малыша таким, какой он есть, любить, поддерживать и одаривать его вниманием.

Воспитание - это тяжелая работа. Ни в коем случае не говорите ему, что замкнутость - это ужасная проблема. Помогайте ему справляться со страхами. Объясняйте, что все неизвестное и пугающее может стать великолепной возможностью.

Обязательно давайте ребенку возможность участвовать в семейных делах. Не принимайте важных решений без его участия, спрашивайте его мнение, советуйтесь с ним. Он важный член семьи и должен знать и чувствовать это.

Конечно, вам сильно поможет беседа с психологом. Иногда родителям не справится в одиночку. Не бойтесь и не стесняйтесь обращаться за помощью. А пока можете прочитать книгу Алевтины Луговской «Если ваш малыш замкнут ».

Не переживайте и рвите на себе волосы. Любую проблему можно решить. Любите своих детей, доверяйте им и помогайте раскрывать их способности. Каждый малыш уникален и гениален, так помогите ему найти свой путь в этой жизни. Ваша поддержка очень важна для детей!

Давно ли вы заметили перемены в поведении у ребенка? Знаете ли вы какой темперамент у ваших деток? Как у вас обстоят дела с мужем: часто ли вы ссоритесь, ругаетесь ли при детях; позволяете себе кричать друг на друга?

Удачного вам дня!

Без дружбы можно обойтись, как без философии или искусства. Она не нужна для выживания, но это одна из тех вещей, ради которых и стоит выживать.

С. Льюис

Если вы спросите, как научить ребенка общаться и дружить, многие родители удивятся и ответят: «Никак. Главное, не мешать». Огромное количество родителей не задумываются о таких вещах. Им столько всего нужно успевать. А дети сами себе легко обеспечат круг общения, научатся делить машинки в песочнице, драться и мириться, знакомиться и забывать друг друга.

Интересно, что взрослые не всегда придерживаются мнения, что ребенку нужны друзья. Причины озвучиваются разные: «Я сам был необщительным, и мой ребенок такой же. Это такой характер. С этим все равно ничего не поделаешь». Или: «Все придет само, нужно подождать». «Он сам должен решать свои проблемы общения. Дети не любят, когда взрослые вмешиваются. Все это искусственная социализация». «В детском возрасте — это еще не дружба».

Но есть и родители с противоположной точкой зрения. Иногда к этому подталкивает собственный жизненный опыт, опыт воспитания старших детей. Иногда — явные особенности развития самого ребенка. Бывает и так, что у ребенка действительно мало месат и времени для общения, и родители это прекрасно понимают.

Думаю, сейчас научить ребенка общаться и дружить — такая же задача родителей, как и все остальное. Более того: это уж точно больше никого не волнует. Воспитателям в детском саду нужен послушный ребенок. Педагогам — умный. Врачам — здоровый. Общение нужно ему самому, но он этого еще может не знать. В три года сын тащил меня в сторону от детской площадки со словами «Мама, пойдем туда, где нет детей».

Все написанное — наш личный опыт, который дорого нам стоил. Это решенные и нерешенные проблемы. Это обобщение услышанных и прочитанных советов и мнений. На данный момент улучшить ситуацию удалось. Сейчас сын тащит меня туда, где дети есть. Соседского ребенка я не могу выгнать, сыну звонят одноклассники, на горке обнаруживается знакомый, с которым он ходил в кружок, на даче он самостоятельно находил себе приятеля. И продолжение, я очень надеюсь, еще следует.

Что же можно предпринять родителям, особенно если раз за разом оказывается, что ребенок не в состоянии ни с кем познакомиться, нормально общаться и играть, подружиться?

Когда он еще малыш, наблюдайте, насколько ребенок общителен. Часто дети до трех лет вообще почти не бывают в детской компании. Но даже на детской площадке попробуйте отпустить его в самостоятельное плавание и посмотрите, пойдет ли он к детям или предпочтет играть сам? Сможет ли попросить понравившуюся игрушку или дать ее? Для этого даже не нужно уметь говорить. Ребенок сядет на качели с детьми? Он будет бегать вокруг горки за кем-то? Он охотно поздоровается или спрячется за маму? Должно настораживать, если ребенок откровенно пугается других детей (и взрослых), игнорирует их или проявляет излишнюю агрессивность.

Если общение ребенка катастрофически не складывается, паниковать не стоит, хоть вам и захочется укрыться в пределах собственной квартиры в ожидании, что все решится само собой. Это самый простой путь. Однако в случае с замкнутым ребенком приспосабливаться и стучаться в закрытую дверь придется родителям. Не ожидайте, что все будет быстро меняться. Но настройтесь на положительный результат.

  1. Ребенка нельзя сравнивать с собой. Жизнь очень изменилась.
  2. У маленьких детей нет большого понимания собственных проблем или достижений. Информацию о себе они черпают от родителей. Если вы скажете малышу, что Вася — его друг, вполне возможно, со временем Вася станет им, пусть вы немного забегаете вперед.
  3. Стоит дружить по детям. Возможно, в круг ваших интересов вовсе не входит обсуждение моделей памперсов или детских болезней, но этого не избежать. Не ждите, пока дети пойдут в сады. Начните их общение раньше.
  4. С возрастом ребенка нужно учить знакомиться. У нас это хорошо получалось с надетыми на руку игрушками. Причем на английском лучше, чем на русском. Нужно уметь представляться. Здороваться. Прощаться. Иногда это может выглядеть немного формально, но это вовсе не лишнее.
  5. Ребенок подрастает. Не ждите, что он будет знакомиться сам. Если он этого не делает, подойдите, познакомьте малыша с кем-то, спросите, кого как зовут. Многие дети охотно идут на контакт, подходят сами. Это особенно ценные ваши союзники, обращайте на них внимание. Поиграйте втроем. Впятером. Зачем отсиживаться на лавочке, если можно поучаствовать в автогонках, приготовить вместе обед из песка.
  6. Если ребенок внешне чем-то сильно выделяется среди сверстников, стоит подумать, что можно сделать. Внешний вид, книжная или, напротив, неважная речь, неловкость — все это делает ребенка особенным.
  7. Вовсе не обязательно сразу общаться с ровесниками. Детям необщительным намного проще бывает найти общий язык с младшими или старшими. Они долго могут быть не готовы для полноценных отношений со своим возрастом.
  8. Сказки и книжки — все сослужит вам хорошую службу. У нас самыми любимыми были сказки, которые я сочиняла сама. В сказке любимой машинке помогали друзья. Подъемный кран, самый высокий и большой, не хотел дружить, но заскучал один. Терморегулятор в аквариуме хотел поговорить с рыбками. Немного фантазии есть у всех.
  9. Может быть, кому-то не с кем оставить ребенка? Вы тоже заинтересованы в компании. На семейных сайтах вы можете познакомиться с теми, кто живет рядом, если других возможностей недостаточно.
  10. Если вы пригласили маленьких детей домой, тоже уделите им всем время. Не предоставляйте детей сразу самим себе. Есть масса игр для компании детей и взрослых. Даже лото, домино, прятки лучше беспорядочной беготни. Родители приглашенного ребенка обычно рады, когда их малышу, который их изрядно выматывает дома, уделяется время.
  11. Найдите что-то особенное для незнакомого ребенка, пусть это будет раритетный фильмоскоп, разобранный компьютер, что угодно. Ваша коллекция сувениров. Можно заранее поинтересоваться, что интересует маленького гостя. Ваш ребенок может не догадаться предложить интересную игру. А гость захочет прийти снова.
  12. Можно привлечь внимание гостей к своему ребенку, сказать о его увлечениях... Ведь они не знают, что ваш сын — специалист по электронным игрушкам или хомячкам. Обычно мы рассказываем взрослым об успехах детей, но здесь будет не грех помочь своему ребенку показать себя.
  13. Дозируйте общение. Дети неконтактные истощаются быстро, устают. Не стоит сразу стремиться к играм часами. Интенсивное общение для вашего ребенка — большая нагрузка, он может вдруг раскапризничаться.
  14. Если вы поручаете ребенка кому-то, и у вас есть выбор, пусть это будут общительные и дружелюбные люди, которых не просто не раздражает детский крик и возня. Если ваша бабушка охотно болтает с соседкой, внуки скорее будут играть вместе, пусть даже недолго. Если у няни есть ребенок, это плюс.
  15. Напоминайте ребенку о его товарищах. Маленькие дети обычно знакомятся и забывают одинаково быстро. Но ваш знакомится редко, а забывает с такой же скоростью.
  16. Хорошо бы вообще помнить имена детей, напоминать ребенку о том, как кого зовут. Где бы вы ни были, нужно сделать безликую детскую тусовку опознаваемой для ребенка. Когда забираете ребенка с занятий, спросите, мальчика, с которым они вышли, как того зовут, поинтересуйтесь его успехами, как ему нравится на занятиях.
  17. Хорошее подспорье для этого в школе и саду — детские фото. Попросите ребенка рассказать о детях по фото.
  18. Если в сад ребенок не ходит, нужно искать такие занятия, где обращают внимание именно на взаимодействие, общение, совместные игры. К сожалению, в большинстве развивающих детских центров главное — это обучение. И если ребенок играть с другими не умеет, то и там он не научится.
  19. Если педагог, который ведет занятия, открыт, общителен, доброжелателен и настойчив — это то, что вам нужно. Похвала, терпение — на первом месте. Критика в этом возрасте может и подождать.
  20. При поиске школы отдайте предпочтение той, где есть подготовительные занятия. Вам нужны не сами занятия, а знакомство с будущими его одноклассниками и учителями. Если с ребенком из садика, двора кто-то пойдет в один класс, это тоже хорошо.
  21. В школе если у ребенка сложились хорошие отношения с соседом по парте, попросите их не рассаживать, т.к. детей часто меняют местами из разных соображений.
  22. «Закрепите» успех, познакомьтесь с родителями, приглашайте детей в гости. В школе детям часто некогда даже поговорить. Ваш ребенок может стесняться приглашать в гости, помогите ему.
  23. Если вы идете в кино, в театр, в океанариум, в музей, приглашайте других детей, одноклассников. Выступать в роли многодетной матери не всем нравится, но детям это на пользу. Пусть у них будет больше тем для обсуждения.
  24. Ценными для нас оказались поездки на юг, в маленький поселок, где по старинке дети гуляют сами, где еще выжили игры в войнушку, в космические путешествия, ножички и крышечки, строительство шалашей.
  25. В конце концов, если ребенку нужен друг, вы — тоже подходящая кандидатура. Общение со сверстниками это не заменит, но и лишним не будет.

И, наконец, нужно вовремя остановиться в оказании этой помощи...

Татьяна Симбирцева

Обсуждение

Доброго времени суток! Моему ребенку 7 лет и уже с малых лет,где - то с 2, мы заметили,что ребёнок не тянется к детям,он как бы не видит их,не нуждается,проблема в том,что это продолжается до сих пор,что мы только с мужем не делали пытались внедрить в детскую среду,включались в игру сами, втискивая ребенка в компанию детей,но увы, и ах. При этом ребёнок не аутист,очень подвижный,но возраст его как бы отстаёт, как - будто недозрел,суждения, и поступки его слишком маленького ребенка,хотя ходит в 1 класс и программу тянет на пять(интеллект непоражен). Муж плюнул,хотя раньше гнал на улицу,сейчас, не тревожит сына,с тем, чтобы ребёнок пошёл на улицу. Что делать? Как быть? Может у кого - то было такое? Пройдёт или нет? Заранее Спасибо!

10.05.2018 21:03:48, Жанна

Из этих советов дейстенными будут 2-3, которые действительно помогут. А вообще, все гораздо проще. Надо стараться быть с ребенком друзьями и все наладится.

Комментировать статью "Необщительный ребенок: как ему помочь? 25 советов"

Относитесь к нему как к ребёнку и пазл сложится. Конечно, все дети разные и то, что помогает одному, может не помочь другому. Может быть проблема одноклассника не в маме-бабушке за ручку, а в его робком и необщительном характере?

Обсуждение

А почему комп под запретом? Ведь вот мама, например, в соцсетях...;) Телевизор, наверное, тоже где-то там же? Я категорически против всего категорического. Ибо боком может вылезти.
По сути, я согласна с высказанным ниже - нормальный активный ребенок. И скорее всего еще дааалеко не в переходном возрасте. Пока судя по описанию еще совсем-ребенок.
Я слушала Петрановскую о переходном возрасте. Очень мне показалось близким к реально происходящему с моей старшей. Жду. Жду, когда можно будет разговаривать с ней нормально, хотя б примерно;).
Кать, тебе пожелаю терпения, любви безграничной и поменьше безосновательных запретов.

не эндокринолог а невролог и психолог
сходить стОит
принимать сразу все на веру - нет, фильтровать
единственное, что может помочь - ваш авторитет в его глазах
он у вас есть? надо его демонстрировать - как отношение окружающих к вам
тогда можно разговаривать стремление к лидерству - наличие комплекса неполноценности
найдите ему внешкольное занятие где он обретет уверенность в себе и где будет конструктивно соревноваться
на даче такой есть, то есть был - стремился быть лидером
а потом нашел себя в туризме и хотя сейчас он самый подростковый подросток из всей компании он самый спокойный - ему пофиг на неформальное лидерство где-то еще, кроме своей секции

На пункт 4 требуется отдельный ответ. Потому что к этому времени у женщины как раз и случается истерика (хотя она может произойти в любое время).
Про мысли. Здесь очень поможет книга [ссылка-1] . М и ж мыслят неодинаково в принципе. И никогда от женщины Вы не добьетесь простых мыслей. Мы всегда говорим одно, а подразумеваем многое. Я имею в виду вариант истерики на пустом месте, конечно (а не вариант "надо бы за продуктами сходить, купить то-то и то-то". Здесь все четко как раз. Что написала, то и надо купить, строго по списку,кол-ву,наименованию и марке). И в этот момент зачастую не надо нам, женщинам, Ваших там советов, или пониманий особых. Просто выслушайте, и скажите "конечно, дорогая, я все понимаю..." И уже легче, уже отлегло. И главное,- не нужно все воспринимать на свой счет и считать себя виноватым во всех смертных грехах.
Вот как Вы работаете с 6 до 21, так и жена дома все это время(я так понимаю, на работу не ходит). Замкнутое пространство, концентрация на ребенке, Вас с работы ждет, - а Вы уставший, и Вам не до нее. Какая там любовь при таком режиме работы - после 21 поужинать и спать только, предполагаю. А она Вас ждала, хотела внимания, ласки... Еще у нее что-то деть днем натворил, голова разболелась. Все это копилось, копилось. И вдруг, к примеру, из рук падает и разбивается вдребезги ее любимая чашка! Все! Вот это прямой повод к истерике. Ни с чего. Вы стоите с круглыми глазами, "да бог с ней, с этой чашкой, дорогая, другую купим!" И не понимаете... А у нее слезы рекой текут, и тут вспоминается все! В режиме обратного хода - как днем ребенок нашалил, как позавчера например ужин подгорел,как не пожелали Вы ей спокойной ночи, как на 8 марта Вы забыли ей цветы подарить, что вообще не любите ее и т.д.и т.п.
И вот здесь просто выслушайте. Не так, "про между прочим", а внимая ей. Смотря на нее, кивая головой. НО! НЕ принимая ВСЕ на свой счет. Женщинам очень важно и нужно вентилировать свои чувства. Вот в форме истерик это случается чаще у некоторых. Когда уже через край все...
Еще есть такой момент, про мысли мужчины. При разборе полетов, когда мужчине задаешь конкретный вопрос, к которому он не готов, он отвечает первое, что придет в голову. Но у вас, мужчин, действительно есть такая беда-не умеете выражать мысли словами. У меня уже супруг научился отвечать так: " я об этом не думал, подумаю - дам ответ." Я все понять не могла, зачем думать? Оказывается, что мысли не так-то просто выстроить в предложения, да еще и сказать это так, чтобы женщина поняла Вас и не увидела ничего другого за этими словами и не обиделась. (Помните, - мы говорим одно, а думаем о многом. И поэтому в ваших словах тоже ищем тайный смысл, как правило).
Что посоветовать женщине? Пусть книгу эту почитает. Мне в свое время очень психолог помог. Понимаете, все это идет все же от нереализованности. Как только растворяешься в муже и детях, так и начинаются конфликты. Хотя, наверняка есть женщины, для которых вот это и есть полная реализация.
А вообще лучшее лекарство - это работа вне дома. Или хобби. Ребенка в садик.
По поводу ребенка - сложилось ощущение, что не ему не хватает Вашего внимания, а Вам не достает общения с ним. Если хоть по полчаса каждый день и все выходные вместе, - то этого вполне достаточно, ИМХО. Шалости пусть мама учится пресекать, а папа вечером поддакнуть может.

1. Найдите в себе силы сохранять спокойствие. Представьте себе что-то приятное, например, вкус любимого напитка, массируйте виски, считайте до 10-15-100... Но ни в коем случае не повышайте голос на ребенка. Так Вы вредите и ему, и себе. 2. Уйдите из «эпицентра». Необходимо физически вывести и себя, и ребенка из ситуации. Если Ваш ребенок устроил истерику в общественном месте, лучшее, что можно сделать – вывести его. Вывести из общественного транспорта, из магазина, с пляжа. Смена обстановки...

Школьный КАРНАВАЛ НЕЧИСТОЙ СИЛЫ HALLOWEEN с веселыми и ужасными привидениями для МЛАДШИХ и СРЕДНИХ КЛАССОВ! Бал нечисти, байки из склепа, секреты из жизни привидений… Почему детям не только интересно, но и полезно провести праздник с такой тематикой? И вообще, почему дети любят страшилки и ужастики? Детские психологи уважают Хэллоуин за уникальную возможность провести игровую терапию по работе со страхами. Для детей...

Говорите своему ребенку: 1. Я люблю тебя. 2. Люблю тебя, не смотря ни на что. 3. Я люблю тебя, даже когда ты злишься на меня. 4. Я люблю тебя, даже когда я злюсь на тебя. 5. Я люблю тебя, даже когда ты далеко от меня. Моя любовь всегда с тобой. 6. Если бы я могла выбрать любого ребенка на Земле, я бы все равно выбрала тебя. 7. Люблю тебя как до луны, вокруг звезд и обратно. 8. Мне понравилось сегодня с тобой играть. 9. Мою любимое воспоминание за день, когда мы с тобой...(что вы делали...

И старайтесь, чтобы понемножку он помогал младшему. знаете,вам нужно искать совета и помощи только у тех,у кого такая же ситуация-здоровый+больной ребенок в семье.напишите на нашей конфе,что ли... вы ему мать,вы, а не ваш подросток. он не будет так же как вы...

Обсуждение

> "Отдала всю душу, воспитывала без баловства. "
Этого вообще не понимаю. Как можно ребенка не баловать? Если его только "дрючить", то дивно желать, чтобы он это еще и ценил.

> "Толстокожий, не доходит до него, что мать в лепешку, отец в лепешку. Работа, труд, плюс у нас еще есть в семье РЕБЕНОК-ИНвалид (младший брат нашего сына-подростка). ..."
Т.е. весь пафос ситуации, что Вы с мужем разбиваетесь в лепешку ради младшего, а что старший, не получая свою часть родительского тепла (в идеале, равную с младшим) ведет себя соответственно? Вы ведь даже не пишите, что старший нуждается в общении с родителями, пишите только "даже порой и на уборку не хватает времени и на сильный контроль его тоже", т.е. если о старшем, то никаких сантиментов, только "контроль" и то после уборки.
В конце концов, сколько давать младшему (раз все равно полностью не успеть и здоровым он не станет) - это ваш выбор. Можно - столько, можно вдвое меньше, а если кого-то нанять, то и втроем "разбиваться" хватит. Остановитесь и подумайте о приоритетах. Если так важна школа младшего, то правильно пишут - логично к ней переехать. Как - вопрос другой (обменять квартиру или сдать свою и снять там). Если можно в школу поближе - это тоже вариант, всего в жизни не ухватить. Нельзя ли в вашей школе хоть иногда оставлять младшего на ночь (если не на пятидневку)?

Подумайте еще об одном моменте. Дети растут, родители стареют. В какой-то момент им становится нужна помощь взрослых детей. Младший Вам не опора, дай Бог, чтобы сам как-то себя обеспечивал (если сможет). А старший (при продолжении текущего) уйдет из дома с мыслью, что он там никому не нужен, что родители любят ТОЛЬКО младшего и так далее, захочет ли он при подобных мыслях общаться с родителями, простит ли? А Вы, наверное, еще хотите, чтобы старший младшему в будущем помогал... Поймите, сейчас все ваши ХОТЕЛКИ: и убирать или нет, и возить ли младшего в эту дальнюю школу, и сколько каждому из детей уделить времени... И правильно пишут, что через несколько лет отношения со старшем будет не вернуть. А Вы, как следует из темы, человек авторитарный. Не верите конфе - поговорите с семейным психологом.

Не в тему может быть, но переехать поближе к школе(я так поняла, специальной) не задумывались? Вы в цейтноте, и тут мало что можно сделать, кроме того, что уже, я думаю, и так делается.
А у старшего подростковый кризис. Просто кризис. Про него много сказано и написано. Основная суть у всех психологов: надо просто переждать, стараться общаться ровно, вкладывать в ребенка, сколько возможно, но не ждать результатов сейчас, их не будет; маленький человек становится взрослым через ломку, и это нормально (вот без ломки не всегда нормально:)), он ищет и отвоевывает себе место в мире взрослых, заставляя окружающих считаться с его мнением, желаниями и даже просто присутствием. Взрослым часто хочется или прибить, или изгнать это новое существо, которое вдруг появилось в семье, и это тоже нормально.
Извините, если длинно и не совсем резонансно.

Многие родители часто слышат: «У вас невнимательный ребенок», «все ошибки в тексте из-за невнимательности». Да и сами родители, скорее всего, замечают, что их ребенок не может сосредоточиться на одной теме, часто отвлекается, может пропускать буквы при чтении, делать ошибки и не замечать их, задавать вопрос на одну тему и сразу перескакивать на другую. Все это - невнимательность. Воспитатель детского сада, учитель или психолог могут помочь Вам определить есть ли проблемы со вниманием у вашего...

Всегда была убеждённой сторонницей садиков. Но глядя на моего очень необщительного, неадаптивного и своенравного ребёнка, мне становится всё страшнее и страшнее: как ему будет в садике? Стоит ли вообще туда идти? Я, в принципе, и дома могу поработать... Вот статья про положительные стороны детского сада ([ссылка-1]). Но так и не знаю, относится ли всё это и к нам тоже?

Обсуждение

Попробовать и если не понравится забрать вы всегда сможете.

Очень актуально - вышло продолжение статьи, на которую я ссылалась. Там как раз аргументы против детского сада ([ссылка-1]). Правда, я уже начала реально во всём этом сомневаться))

До 7 лет у детей преобладают так называемые природные страхи, основанные на инстинкте самосохранения. В 7-10 лет наступает как бы равновесие между природными и социальными страхами (одиночества, наказания, опоздания). Если описать это более подробно, то можно выделить конкретные страхи, свойственные каждому периоду жизни. Первый год жизни - Страх новой окружающей среды - Страх отдаления от матери - Боязнь посторонних людей От 1 до 3 лет - Боязнь темноты (основной страх в этом возрасте)...

Часто слышу, что с подростком невозможно договориться: не слушает, от советов отмахивается, а то и грубит… Но ведь можно договориться, можно! Просто надо настроить ребёнка на разговор. Ну, отвык он, или считает, что вы его не поймёте, что вам его мысли неинтересны; а если расспрашиваете – так только затем, чтобы придраться и/или дать наставления. Так как же поговорить по душам, если ребёнок разговаривать не желает? Для начала стоит попробовать поймать подходящий момент. Бывают моменты, когда...

В подростковом возрасте вообще труба.... сейчас ничего, журналистом работаю:)) Не самая, гм, необщительная профессия Сколько не прошу помочь мне с переговорами с аборигенами - ноль, ни в какую. Хотя помощь бывает реальна нужна. 09.03.2011 21:27:18, химчанка.

Обсуждение

постепенно ребенок сам начнет адаптироваться, и так или иначе заговорит

Сегодня только спрашивала про Диану, она тоже такая. Психолог посоветовал отстать от ребенка. Мы ее вообще не критикуем и хвалим с утра до ночи, но она все равно стесняется.

Дара,МоЗайка,К.,Яснотка,Lariska из дома, hanhi и всем остальным спасибо за советы. 15.01.2009 13:30:57, МатьИстеричка. А почему не водить-то?! Неужели это так сложно - помочь ребенку одеться??!

Обсуждение

Дара,МоЗайка,К.,Ясно-тка,Lariska из дома, hanhi и всем остальным спасибо за советы.

15.01.2009 13:30:57, МатьИстеричка

Всем спасибо за высказанные мнения. Вы все безусловно правы. Проблема в том что я ничего не могу изменить. Весь день муки совести и тяжело на душе после содеянного. Может быть плюнуть действительно на всё и не водить его ни на музыку, ни на спорт, и т.д. пусть ничего не знает но зато будет со здоровой психикой. И дочь тоже никуда не водить. А потом они меня за это укорять не станут? Почему не дала, если могла дать? То что мне пить препараты надо это точно.

14.01.2009 21:42:23, МатьИстеричка

частичный отказ! мол ей меня жалко, муж меня бросит с больным ребенком. и она мне это Светочка, милая, у меня для Вас только один совет - как можно скорее заберите малыша Дай-то Бог Ванюше поправиться... 26.04.2007 00: 25:10, Горсточка. ох уж эти добрые врачи...

Обсуждение

Вот о чем я подумала: в больнице боишься за ребенка и начинаешь вести себя смиренно, полагая, что врач - это Бог. Да, хорошо, если этот врач такой. Наверно, в реанимации врачи хорошие. Но в отделении сестры - часто просто случайные, мимо проходящие люди, с ними просто НЕЛЬЗЯ вести себя смиренно. Там действует принцип детского садика "Вот у этого ребенка мама склочная - следи за ним получше...." Там и склоки-скандалы на благо ребенка хороши, и материальное вознаграждение авансом за спецвнимание абсолютно нелишне, на время отсутствия мамы, или для дополнительных условий, которые вроде бы не положены. Там постоянно, наверно, надо помнить о том, что ребенок только твой, нужен только тебе, только ты за него в ответе и только на тебя он может положиться. Ванюше скорейшего выздоровления. Стойте за него горой, он у вас единственный сейчас. В отделении с ребенком можно уже лежать? Должны разрешать, хотя бы негласно, круглосуточно, не покидая его, если только помыться и т.п., с подменой. Хоть на полу спать, на матрасах, самим. Выздоравливайте@@@@@@@

Ну ничего себе:(((Как вообще до такого могло дойти?! :(((Светочка, держитесь, в реанимацию - это неплохо, там уход хороший, а с бякой этой быстро справитесь.. очень похоже на вирус.. И переводиться надо обязательно на другое отделение. У нас хоть и было значительно лучше, но тоже что-нибудь да и происходило: в мое отсутствие поставили зонд..так кормить проще... зондом поранили желудок - кровило.. иногда вместо моего молока смесь давали.. молоко-то еще греть надо, а смесь готовую привезли... :((
За ними глаз да глаз нужен! А нет возможности вместе с ним лечь? Это был бы лучший вариант.
И предложения об отказах пропускай мимо.. не стоит даже задумываться, как они могут такое предлагать... Знаю, больно даже слышать такое..Не раз приходилось.. Первое мне предложение было - оставить умирать моего ребенка:(((А не пошли бы....
Наши кулаки Ванюше и тебе сил побольше! Держись, милая! Мы молимся о вас..
Увлажнитель буду покупать, наверное. С мокрыми полотенцами не набегаешься.

Самое лучшее срочно найти младенца с отличным аппетитом у мамы которого нет молока. Это лучше всего - когда именно ребонок опустошает грудь. Я знаю по своему опыту. Пробовала сцеживать - мучительное, долгое занятие. К тому же, практически невозможно полностью грудь опустошить. Вся надежда была на дочку. И она справилась. Сосала хорошо. Пока ребенок хорошо сосет, стимулируется выработка молока. К тому же у вас не всегда будет такое количество молока, со временем оно будет убывать. Успехов.

25.05.2001 14:45:17, Юлия

Неустойчивых, с плохим аппетитом, нарушениями сна на фоне общего снижения настроения при малейших изменениях в его непростой детской жизни..

Такие дети сторонятся чужих людей, они скованно ведут себя, попадая в новую ситуацию. Обычно они сильно привязаны к матери, и даже ее непродолжительное отсутствие могут переносить болезненно. Им достаточно уютно и комфортно в своем замкнутом пространстве, не так-то просто выманить их и разговорить. Но сделать это крайне важно!

От застенчивых детей замкнутые отличаются нежеланием и неумением общаться. Застенчивые же стремятся к общению, не смотря на то, что не умеют. А замкнутый ребенок живет внутри своего собственного маленького мирка, допуская в него лишь самых близких. Родители часто совершают роковую ошибку, считая замкнутость своего чада признаком гениальности. Дескать, моему таланту с обычными детьми неинтересно. И всячески поощряют отказ ребенка общаться с себе подобными. А на самом деле замкнутые дети, как чеховский человек в футляре, личности глубоко несчастные — им невероятно трудно сходиться с людьми, строить отношения и приспосабливаться хоть как-то к чуждому для них миру.

Причины замкнутости

Специалисты утверждают, что на степень замкнутости ребенка непосредственно влияет... продолжительность беременности. Сильно недоношенный ребенок, как правило, становится интровертом (человеком, для которого внутренний мир гораздо важнее мира внешнего). Видимо, виной всему длительное пребывание в кувезе сразу после рождения, где выхаживают недоношенных детей. Но это лишь одна причина из многих.


Ребенок может уйти в себя, когда устал, заболел, . Но такие уходы обычно кратковременны. Гораздо серьезнее обстоит дело, когда причиной замкнутости становятся внешние обстоятельства (насмешки сверстников по поводу внешности, родительские ссоры и др.). В подобных ситуациях большинство детей считает виноватыми себя, поэтому стараются стать как можно менее заметными, тем самым якобы помогают родителям помириться. Частые болезни и связанная с этим изоляция от других детей тоже провоцирует замкнутость. Сначала малыш расстраивается, потом смиряется и привыкает видеть рядом только маму и бабушку.

Как быть родителям с таким ребенком?

Если все время быть внимательными по отношению к своему чаду, то можно вовремя внести коррективы. Если у малыша нет ста друзей, и он может долго играть сам — это еще не признак замкнутости. Особенно, если родители—экстраверты часто ходят в гости и принимают друзей у себя. Для них чуть ли не катастрофа, если их чадо довольно сдержанно реагирует на гостей. Неужели ему неинтересно общаться с людьми? Караул!

На самом деле у их ребенка свой несколько отличный от родительского темперамент. И вовсе не факт, что у экстравертов дети обязательно копируют их характер.

Ребенок может с удовольствием ходить в садик и но дружбу заводить только с избранными — это тоже не замкнутость. Так же как и если все дети гоняют мяч, а ваш сидит и наблюдает за букашками.

Иное дело, если ребенок замыкается в себе, не делится школьными и другими новостями, уходит от общения, и это заметно. Значит, настала пора мягко вмешаться, помочь разобраться в себе, в проблеме, справиться с мнимыми и вполне реальными страхами, наработать уверенность, без которой невозможна полноценная жизнь, учеба, дружба и любовь.

Лучше всего, конечно, обратиться к специалисту. Но даже и без родителям многое по силам.

  • Проявляйте внимание и заботу. Они нужны как воздух и 2-хлетнему и 12-летнему. Тискайтесь, целуйтесь — испортить детей может потакание их желаниям, но не объятья и поцелуи.
  • Щедро хвалите за малейшие успехи! Это укрепляет их самооценку и поднимает уверенность.
  • Регулярно встречайтесь с друзьями, особенно если их дети — сверстники вашим. Детвора в привычной обстановке быстро адаптируется друг к другу, раскрепостится и начнет благополучно общаться.
  • Поощряйте детей при гостях выступать. Стихи, песни, загадки, игры, конкурсы помогут вытащить замкнутого малыша из состояния привычной апатии, если ему помогать почаще выигрывать.
  • Проявляйте такт, не наседайте с вопросами типа «Что случилось? Не молчи, выкладывай!». Вы ведь и сами не захотите откровенничать, если точно так же насесть на вас.
  • Любые новшества добавляйте по чуть-чуть, постепенно. Замкнутые дети нуждаются в четком режиме. Новая еда, мультик вместо привычной сказки не должны быть резкой неожиданностью. Для малыша главное — чтобы он ощущал стабильность. Говорите ему, чем вы собираетесь с ним заняться, заранее и несколько раз, чтобы он морально готовился.
  • Новую еду можно обыграть — вместе купить и приготовить, пусть помогает по мере сил — тогда на тарелке не будет для него неприятной неожиданностью.
  • Страх перед улицей «лечится» интересными любимыми игрушками, лежащими на пороге — и ребенок откроет дверь с интересом, а не испугом. В своем доме это сделать проще, чем в этажке.
  • Постепенно, но терпеливо и настойчиво внедряйте чадо в общество. Даже если он брыкается. Это лучше, чем если он загонит свои эмоции вглубь. Если вы, как родители, сдадитесь, то кто будет помогать детям социально адаптироваться?

Во всех перечисленных рекомендациях ресурса сайт главное — проявлять постепенность. Боится малыш подойти к детской площадке — не уговаривайте, пусть пока привыкнет, поиграет сам, но рядом с детьми. Потом вы его потихонечку начнете сближать со сверстниками, очень мягко и ненавязчиво.

Чтобы преодолеть замкнутость, времени понадобится много. За день, неделю или месяц такие вещи не проходят. Пусть вам помогут мудрость, терпение и здравый смысл.