Взаимодействие детского сада и семьи посредством театрализованной деятельности. Особенности интерактивного взаимодействия детского сада и семьи как диалога семейной и народной культуры

Сосипаторова М.Л., социальный педагог МБДОУ "Детский сад №117" Интерактивные формы взаимодействия с семьёй Сотрудничество семьи и образовательного учреждения является залогом успешного развития детей. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в "Концепции дошкольного воспитания", "Типовом положение о дошкольном образовательном учреждении" (Приказ Минобрнауки РФ от 27.10.2011 N 2562) , Законе "Об образовании" (2013) - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Так, в законе "Об образовании" в ст.18, п.1. записано, что "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте". П. 3. "Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений". Наше дошкольное образовательное учреждение в течение нескольких лет проводит планомерную работу с родителями с целью: "Создание единого образовательного пространства "детский сад - семья". В работе с родителями решаются следующие, выделенные нами как приоритетные, задачи: 1. Повышение педагогической культуры родителей. 2. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания. 3. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы. Взаимодействие с семьёй идёт в трёх направлениях: * Анкетирование, мониторинг; * Педагогическое просвещение родителей, информирование; * Вовлечение в образовательный процесс. Если рассмотреть этапность взаимодействия с семьями воспитанников, то можно увидеть следующее. 1. В основе - изучение потребностей семей, что определяет всю дальнейшую деятельность коллектива. 2. Важнейшим аспектом этой деятельности является установление позитивного взаимодействие с родителями, предоставление интересующей и актуальной для них информации об услугах детского сада. 3. На этой основе продумываются способы вовлечения родителей в жизнедеятельность группы, где находится их ребёнок. 4. Большую роль в этом процессе играет педагогическое просвещение родителей, которое организуется в разнообразных формах. Для изучения семей и их потребностей мы используем следующие методы: беседы с ребёнком, наблюдение за ребёнком, анкетирование, беседа с родителями. При этом учитывается дифференцированный подход к работе с родителями с учётом специфики каждой семьи; возрастной характер; обследование семьи с помощью проективных методик. Принципы: целенаправленность, систематичность, плановость, доброжелательность, открытость. Ежегодно мы проводим анкетирование, опросы для получения данных о семьях воспитанников, составляем социальные карты каждой семьи, социальный паспорт группы и детского сада. Соответственно, работа с семьями, как на уровне отдельной группы, так и на уровне детского сада в целом носит индивидуально - дифференцированный характер. Изучение семьи предполагает, прежде всего, выяснение ее воспитательных и организационных возможностей. Мы провели исследования стилей семейного воспитания. Считаем необходимым привести некоторые результаты исследования стилей семейного воспитания родителей воспитанников старшей группы детского сада, проведённого в октябре 2012 года. Исследование проводилось по методике АСВ (анализ семейных взаимоотношений) Эйдемиллера, охватило 20 семей дошкольников (85% семей воспитанников). Результаты исследования показали, что только в 30% присутствует гармоничный стиль воспитания, который основывается на доверии, уважении друг к другу, сотрудничестве. В 70% семей присутствуют те или иные нарушения в семейном воспитании детей, которые могут неблагоприятно сказываться на коммуникативных способностях и качествах личности дошкольника. Среди них в 29% диагностируется воспитательная неуверенность родителя. Результаты исследования семей поставили нас перед необходимостью подбора эффективных форм взаимодействия с семьями дошкольников в зависимости от стилей семейного воспитания. Формы работы с родителями можно разделить на традиционные и нетрадиционные. К традиционным относятся такие как: родительские собрания, конференции, уголки для родителей, праздники, консультации. Традиционные формы сотрудничества с семьями утрачивают свое значение из-за малой их эффективности и недостаточной обратной связи. Об этом свидетельствует и тот факт, что не все родители доверяют уровню профессиональной компетентности воспитателей детского сада, предпочитая находить необходимую информацию в иных источниках (Интернет, СМИ, детские развивающие центры, книги). Недоверие родителей педагогам, воспитывающим их ребенка, напрямую оказывает влияние и на детей: из года в год проблемы в развитии детей остаются всё те же - недостаточный уровень развития речи, самостоятельности, познавательной активности, мотивации к здоровому образу жизни, адекватной самооценки и др. Анкетирование родителей показало, что из разнообразных форм сотрудничества детского сада и семьи родители отдают предпочтение открытым показам деятельности с детьми, личным беседам с воспитателями, наглядной информации, семейным праздникам и досугам. Родительские собрания как одна из основных традиционных форм педагогического просвещения родителей не пользуется достаточной популярностью (32% опрошенных). Родители затруднялись назвать темы родительских собраний, вспомнить вопросы, затрагивающиеся на них. Посещаемость собраний стала низкой, а эффективность их проведения сомнительной. Поэтому, все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Нетрадиционные формы работы: дни открытых дверей, кружки, КВН, викторины, семейные конкурсы, выставки работ, выпуск газет, сайт ДОУ, экскурсии, оформление групп, благоустройство д/сада, соревнования. Всё шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребёнка.. Слово "интерактив" пришло к нам из английского языка от слова "interact", где "inter"- это взаимный, "act"- действовать. Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие. "Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю", говорится в китайской поговорке. Методология участия и взаимодействия полностью вовлекает в процесс воспитания. Цели интерактивного взаимодействия могут быть различными: - обмен опытом; - выработка общего мнения; - формирование умений, навыков; - создание условия для диалога; - группового сплочения; - изменения психологической атмосферы. Использование интерактивных методов позволяет решить несколько психолого-педагогических задач. Прежде всего, интерактивные методы ставят родителей в активную позицию. В обычной ситуации сделать это достаточно сложно: призывы педагога "высказать свое мнение", "предложить свои варианты", как правило, остаются безрезультатными. . Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе. Их применение повышает готовность родителей к взаимодействию с психологом, педагогами и другими специалистами. Специалист, организующий оригинальные, непривычные мероприятия, вызывает уважение и интерес. Интерактивные методы выполняют и диагностическую функцию, с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи, причем, поскольку их диагностическая направленность для родителя неочевидна, то можно получить информацию, на которую значительно меньшее воздействие оказывает фактор социальной желательности. Применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей. Они получают опыт непосредственного проживания и отреагирования, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков. Мы используем следующие интерактивные формы работы детского сада с семьями воспитанников, такие как: социально-педагогический проект, тематические акции, дистанционный родительский клуб, интерактивные игры (деловые и ролевые) и др... Интерактивной формой мы называем такую форму взаимодействия с семьями воспитанников, которая предполагает не только обмен информацией между сторонами, но и практическое сотрудничество, установление личных контактов между всеми субъектами взаимодействия. Наиболее подробно отражено на слайде атмосфера доверия и сотрудничества. Назовём некоторые общие признаки, характерные для всех форм интерактивного сотрудничества детского сада и семьи. Главным условием реализации подобных форм взаимодействия детского сада и семьи является диалоговое общение участников. Все они направлены на повышение родительской активности и родительской компетентности в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, создание в детском саду микроклимата, способствующего повышению диалогичности, партнёрских, субъект - субъектных отношений. Интерактивные формы взаимодействия детского сада и семьи успешны в решении задачи формирования ключевых компетентностей дошкольников. Проведя самоанализ своей педагогической деятельности педагоги пришли к выводу о необходимости изменения подхода к организации родительских собраний. На методических семинарах и консультациях изучили методику Н. М. Метеновой по организации собраний, оформлении наглядной информации для родителей, выделили наиболее эффективные методы и приёмы активизации родителей. Педагогами детского сада были разработаны сценарии родительских собраний с использованием интерактивных методов, где родители являются активными участниками. Формы проведения родительских собраний: -"Круглый стол", "педагогическая игра", "ярмарка педагогических идей", тематическая встреча, социально-педагогические тренинги. Методы и приёмы интерактивного взаимодействия: -Игровой тренинг, анализ и решение педагогических, проблемных ситуаций, ролевое обыгрывание, дискуссия, обсуждение проблемных вопросов, высказываний известных педагогов, обмен опытом родителей, работа в мини группах. На собрания мы готовимся вместе с детьми, делаем специальные открытки - приглашения, готовим показ какой-либо детской деятельности, особо следует отметить ценность обратной связи, полученной от родителей: "Очень важно, что вы об этом сказали". Необходимо благодарить родителей за участие, за внимание к детям, за помощь в совместной работе. В настоящее время, когда в обществе существует дефицит общения, эти встречи являются актуальными. Повысилась посещаемость родительских собраний. Многие родители сблизились и дружат семьями. Большой интерес у детей и родителей вызывают социально-педагогические проекты. Особенность социально-педагогического проекта заключается в том, что это инновационная форма длительного активного сотрудничества детского сада и семьи по вопросам воспитания, развития и образования дошкольников. Дошкольное образовательное учреждение в ходе реализации социально-педагогического проекта выступает как инициатор сотрудничества, организатор и координатор трёхстороннего взаимодействия: ДОУ - ребёнок, ребёнок - родитель, родитель - ДОУ. Задачами социально-педагогического проекта помимо вышеназванных общих для всех интерактивных форм сотрудничества с семьёй могут выступать формирование познавательного интереса у дошкольников, экспресс-диагностика уровня развития дошкольников, стиля семейного воспитания, а также создание условий для получения родителем опыта иного, конструктивного, положительного стиля взаимодействия с ребёнком. Социально - педагогический проект проводится в 3 этапа. Первый этап - подготовительный - включает в себя изучение проблемы, определение интересующей детей темы, вводные беседы, занятия с детьми на конкретную тему в детском саду, определение целей и задач проекта, обозначение проблемы для родителей, домашнее задание родителям и детям (создать альбом, коллаж, газету, фоторепортаж и др.). На втором, основном, этапе участники проекта самостоятельно выполняют задания в домашних условиях. Третий, завершающий, этап предполагает выполнение заданий продуктивного характера с целью экспресс-диагностики уровня развития дошкольников, стиля семейного воспитания, презентацию результатов совместной деятельности, а также интерактивная форма награждения участников проекта. Проекты: " О правах ребёнка", "Моя родословная", "Герб семьи", "Мой папа самый лучший", "Развитие мира социальных взаимоотношений", "Безопасность и дети". Также мы приняли участие в городских проектах по противопожарной безопасности, " Музей и дети", "Путь к олимпу", награждены за участие благодарственными письмами. Тематические акции - это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка. Данные акции могут быть как общесадовыми, так и групповыми. В результате проведения акций создаётся благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, формируются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного досуга. В ходе реализации тематических акций решаются следующие задачи семейного воспитания: физическое развитие ребёнка, трудовое и патриотическое воспитание, формирование экологической культуры, подготовка к семейной жизни и другие. Тематические акции, как интерактивная форма по взаимодействию с родителями, способствуют расширению представлений у детей и родителей по различным образовательным областям программы, в частности, они, могут быть направлены, на формирование ценностных отношений к родному городу, к его истории, основным достопримечательностям, способствовать повышению уровня знаний у дошкольников о родном крае, активизировать сотрудничество детского сада и семьи в решении актуальных вопросов патриотического воспитания. В ДОУ проводятся выставки совместных работ родителей с детьми: "Я знаю правила дорожного движения!" Книги стихов и рисунков, посвящённые различным знаменательным датам, юбилеям поэтов Сергея Михалкова и Корнея Чуковского. А также "Зимушка - хрустальная", "Наш город Владимир", Ко дню семьи дети по семейным фотографиям рассказывали о своих родных и мы оформили книгу "Устами младенца". Важно, что в процессе ознакомления с работами других участников выставки родители проявляют особую активность, подолгу рассматривают поделки вместе с детьми, обсуждают разнообразие творческих выдумок. Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала, не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, в ДОУ заранее вывешиваются интригующее, яркое сообщение. Родители не остаются равнодушными: собирают рисунки, готовят вместе с детьми интересные поделки. Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей. Одна из форм работы с родителями - это участие родителей в непосредственной образовательной деятельности. Целью является привлечение родителей к воспитанию детей трудолюбия и уважение к профессиям. Начиная с младшей группы детям говорим, о том, что всё, что нас окружает, сделано руками умелого человека. Родителей убедили в том, что они должны показать детям процесс труда. Встречи происходят регулярно, дети очень гордятся своими родителями. Мама показывала работу портнихи; как шьют платья, брюки для куклы. Папа показывал работу плотника: делал кормушку для птиц, ящик для выращивания лука. Бабушка показывала работу кулинара, пекла печенье. Мама показывала, как работает художник, рисовала картину. Родители частые гости у нас, они учат играть детей в шашки, учат вырезать снежинки, лепят снеговика и крепость, приводят своих домашних питомцев, показывают, как с ними надо обращаться. Мама-учитель вместе со своими учениками рассказала детям о нашем городе Владимире. Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники и развлечения проходят совместно с родителями. В "Осеннем капустнике" родители делали салат, играли в хороводные и народные игры, показывали кукольный театр, приносили вкусные пироги. В празднике, посвящённом дню матери семьи показывали свои умения быть дружной и сплочённой семьёй. А дети, готовясь к этому дню писали открытые письма своим самым любимым мамам. На празднике, посвящённом Дню защитников Отечества, дети играли со своими папами в "Весёлые старты". В празднике, посвящённом Дню семьи, родители готовили совместные выступления и активно участвовали в разнообразной деятельности вместе с детьми, готовили атрибуты и пособия. Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Тесный контакт со старшими членами семьи эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями. С целью повышения уровня знаний педагогов и родителей в вопросах развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста, оказания практической помощи в решении возникающих проблем родителям детей, в нашем детском саду функционирует клуб для родителей "Молодая семья". На заседаниях клуба выступают и дают рекомендации специалисты нашего детского сада, рассматриваются следующие темы: Мы организовали практические занятия по лепке из солёного теста, оформление ваз, изготовление рамок для картин, плетение салфеток, изготовление кукол для театра. Мы с детьми часто ходим на экскурсии, рядом всегда родители. У них появляется возможность побыть с ребёнком, завлечь, заинтересовать своим примером. Из этих походов дети возвращаются обогащённые новыми впечатлениями о природе, о мире искусства, об историческом прошлом России, о космонавтике. Организация неформального сотрудничества педагогов и родителей способствует установлению более тесного контакта между педагогами детского сада и семьи. Дискуссия является одной из важнейших форм деятельности, стимулирующей формирование коммуникативной культуры. Объектом дискуссии может стать действительно неоднозначная проблема, по отношению к которой каждый участник свободно выражает свое мнение, каким бы непопулярным и неожиданным оно ни было. Различают следующие формы дискуссии: круглый стол - самая известная форма; особенность ее состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого; симпозиум - обсуждение какой-либо проблемы, в ходе которого участники по очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы; дебаты - обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон и опровержений, после чего слово предоставляется для вопросов и комментариев участникам от каждой команды. Термин "интерактивные игры", подчеркивает два основных признака: игровой характер и возможность взаимодействия. Преимущества интерактивных игр: Интерактивные игры могут создать мотивацию. Они пробуждают любопытство участников, доставляют им удовольствие, усиливают интерес к взаимодействию между людьми. Интерактивные игры могут создать продолжительную заинтересованность в саморазвитии и в раскрытии своего человеческого и родительского потенциала. Они облегчают введение новых коммуникативных и поведенческих норм. Интерактивные игры помогают человеку увидеть особенности воспитательно - образовательного процесса в ДОУ, почувствовать всю сложность психических, социальных и организационных процессов, понять их взаимосвязь и научиться их использовать в воспитании детей. Интерактивные игры могут способствовать появлению у родителей новых представлений и ценностных ориентации, основанных на полученном опыте. Интерактивные игры могут сбалансировать активность участников. Интерактивные игры могут создать позитивную установку у родителей по отношению к педагогу работающему с их детьми и способствовать конструктивной полемике с ним. Интерактивные игры с родителями способствуют проработке важнейших проблем в воспитании детей дошкольного возраста. Дистанционный родительский клуб - инновационная форма сотрудничества, целью которой является активизация сотрудничества педагогов детского сада и родителей дошкольников с использованием компьютерных технологий. Задачи клуба: оказание профессиональной помощи родителям дошкольников по вопросам подготовки дошкольников к обучению в школе, создание в детском саду микроклимата, способствующего повышению партнерских отношений, диалогичности, взаимопомощи. Основная форма работы дистанционного родительского клуба - компьютерные презентации тематического характера и интернет - общение. Это сайт детского сада, где мы размещаем информацию о событиях, которые происходят в детском саду, каких успехов достиг педагогический коллектив. В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как "Дни добрых дел" - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе, налаживается атмосфера мира и теплых взаимоотношений между педагогами и родителями. Мы стремимся, чтобы детям в группе было хорошо, уютно. В зависимости от плана работы, сообща составляли график помощи родителей, обговаривается каждое мероприятие, решали проблемы. Благодаря этому, все дела проходят с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносит крупицы своего труда, умения, творчества. Вместе с тем отмечаем проблемы использования интерактивных форм работы, которые заключаются в том, что не каждый воспитатель сможет в полной мере реализовать интерактивные формы работы с родителями на практике в силу отсутствия или недостаточного развития коммуникативных качеств, толерантности. Другими словами, интерактивные формы сотрудничества детского сада с семьями воспитанников предполагают наличие обученных кадров Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 55% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 70% в оценке результатов. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 60% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. Интерактивные методы: Ставят родителей в активную позицию; Повышают готовность родителей к взаимодействию с педагогом; Проясняют родительские ожидания, представления; Позволяют углубить воздействие педагога на родителей.

Взаимодействие детского сада и семьи, родителей детей направлено на обеспечение единства и согласованности воспитательных воздействий. В этом заключается основная цель сотрудничества. При этом взаимодействие семьи и детского сада направлено на реализацию следующих функций:

  • – охрана и укрепление здоровья детей (материнская функция);
  • – развивающая (воспитывающая и обучающая);
  • – диагностическая и коррекционная;
  • – коммуникативная (определяющая стиль взаимоотношения); конструкторско-организаторская;
  • – координирующая;
  • – функция профессионального самосовершенствования.

В основе реализации данных функций в процессе интерактивного взаимодействия детского сада и семьи лежит принцип открытости ДОУ обществу , который даст возможность обоснования знакомства родителей с программами и условиями организации образовательного процесса в ДОУ, а также адаптации программного материала для родителей. При этом условиями гармонизации отношений педагога и родителей являются следующие принципы работы педагога с семьей :

  • соблюдение прав и свобод ребенка;
  • тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка;
  • правильная оценка достоверности информации, полученной в процессе исследования семьи;
  • понимание неизбежной субъективности точки зрения педагога;
  • учет в планировании и осуществлении педагогической деятельности запросов родителей.

Их реализация на практике осуществляется благодаря использованию разных форм и методов работы с семьей.

Основные особенности касаются планирования материала по организационным формам работы с детьми и родителями, так как именно они определяют динамику формирования сотрудничества семьи и детского сада как условия диалога семейной и народной культуры. Остановимся на них подробнее.

Взаимодействие с родителями воспитанников включает комплекс интроактивных и интерактивных форм общения: ресурсный круг, семейные гостиные, детско-родительские проекты, семейные экскурсии, совместные праздники, детско-родительский театр, коллективные творческие дела, семейный клуб и др. Например, в программе "Социокультурные истоки" указывается такая форма работы, как ресурсный круг .

Он проводится в несколько этапов:

  • 1. Подготовительный этап (5 мин), на котором педагог заинтересовывает родителей и детей, раскрывает суть задания, рассказывает о предстоящей работе.
  • 2. Основной этап , состоящий из диалога, когда дети советуются с родителями (2-3 мин); и делегирования, в процессе которого дети и взрослые формулируют совместное решение и определяют того, кто его выскажет педагогу (1 мин); высказываний "делегатов" в ресурсном круге и озвучивания педагогом своей позиции (5 мин).
  • 3. Рефлексия , в процессе которой педагог, его воспитанники и их родители анализируют и оценивают результат, устанавливают обратную связь друг с другом, в ходе обсуждения оценок внутреннего (детского) и внешнего (взрослого) круга, подводят итоги (3-4 мин).

Например, в конце проведения ресурсного круга на тему "Благодарение" рекомендуется всем участникам ответить на следующие вопросы:

  • – детям: как вы думаете, приятны ли слова благодарности взрослым? Почему эти слова являются ценными;
  • – родителям: какие чувства вы испытывали, слушая ребят, в чем ценность сказанных слов, что вас радует в детях.

Другая форма интерактивного взаимодействия связана в основном с нетрадиционными формами организации работы педагогов с родителями. В традиционном подходе они осуществлялись в виде индивидуальных и подгрупповых консультаций и родительских собраний. На смену групповым родительским собраниям пришли сегодня семейные гостиные, задачи которых формулируются следующим образом:

  • – формирование у детей и родителей понимания семейных ценностей и традиций, осознание того, какое это счастье – жить в семье;
  • – приобщение взрослых к педагогике ненасилия и возрождение традиционной культуры семейного воспитания;
  • – формирование единых принципов воспитания ценностных идеалов в детском саду и в семье;
  • – создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом, установлению дружеских взаимоотношений семей, чьи дети посещают детский сад.

Проведение семейных гостиных включается в годовой план. Тематика преимущественно касается социально-нравственного и духовно-нравственного воспитания детей в процессе взаимодействия с родителями, формирования семейных ценностей.

Для подготовки гостиных создаются творческие группы педагогов, которые готовят проекты их проведения. Проект семейной гостиной должен быть привлекательным и по форме, и по содержанию, отвечать задачам повышения педагогической компетенции родителей, включать арсенал средств и методических приемов для раскрытия темы.

Готовые проекты обсуждаются на педсовете, который дает возможность найти совместное решение: как эту тему раскрыть родителям, как донести ее нравственную суть. Например, с помощью конкурсов эскизов приглашений, обсуждения вариантов анкет для родителей, коллективной разработки проектов памяток для родителей выбираются лучшие педагогические находки, которые воспитатели заимствуют друг у друга.

Утверждается график проведения семейных гостиных по данной теме (еще 2-3 недели дается педагогам на их подготовку). При этом разрабатывается график индивидуальных консультаций у старшего воспитателя, психолога и других специалистов, которые могут помочь воспитателям в подготовке конкурсов, анкет, интервью, игр, которые оживляют семейные гостиные. Для содержательной части гостиных педагоги используют материал раздела "Семейный круг" программы "Наследие" М. Ю. Новицкой.

Семейные гостиные могут проходить в трех вариантах:

  • 1) семейная педагогическая гостиная, на которой присутствуют только родители;
  • 2) семейная гостиная, на которой дети присутствуют только в какой-либо части ее, демонстрируя фрагменты детской деятельности или выступлений. Дети могут подойти к концу проведения гостиной, которая заканчивается совместным чаепитием;
  • 3) семейная гостиная проводится совместно с детьми.

Вариант проведения гостиной зависит от темы, поставленных задач и выбора педагогов. В любом варианте они проходят празднично, интересно, на положительных эмоциях. Каждого из пришедших "хозяйка" гостиной (одна из мам) встречает чашкой чая, угощает домашними пирогами, которые мамы пекут сами. Чашка чая – непременный атрибут всех встреч. Ведь родители приходят с работы уставшие, чаще всего – проголодавшиеся, а чашечка ароматного чая и пирог показывают, что в детском саду их ждут, заботятся о них. И если еще рядом ребенок, то и торопиться родителям не надо. Вот и идет неспешный разговор, завязывается дружба между семьями.

В рамках работы семейных гостиных расширяются представления и взрослых, и малышей о семье, ее традициях, обычаях. Педагоги рассказывают, как устроить праздники в семье: День Ангела, Именины, праздники Святок, Масленицы и др., учитывая традиции русского гостеприимства. Обсуждение тем: "Роль отца", "Мудрость бабушки", "Сердце матери", "Братья и сестры в семье", "Младшие и старшие", "Воспитание мальчиков и девочек – разные подходы" вызывает живой интерес у родителей.

В ходе проведения гостиных педагоги объясняют, как создавать семейные фотоальбомы хроники с комментариями, и помогают их оформить, как хранить семейные реликвии, как рассказать о наградах членов семьи и составить генеалогическое древо. Семейные альбомы хранятся в группах и дети с удовольствием рассматривают их, с гордостью показывая друг другу. Вопросы сохранения семейных традиций живо интересуют родителей и помогают формировать у детей и взрослых осознание ценности семьи.

На мероприятиях обсуждаются волнующие вопросы воспитания детей, родители делятся опытом решения трудных проблем, получают новые знания из области семейной педагогики, а главное, согласовываются единые принципы в воспитании между педагогами и родителями по формированию социально-нравственных и духовно-нравственных идеалов и ценностей в жизни человека.

На семейных гостиных проходит защита детско-родительских проектов "Ценности Добра, Красоты и Правды в нашей семье", "Вербный базар", "Дорогая моя столица". Это тоже одна из нетрадиционных форм взаимодействия с родителями наших воспитанников по духовно-нравственному воспитанию детей. Например, семья совместно представляет проект (материал) посещения музея или выставки, памятников истории, достопримечательностей или просто прогулки по Москве. Защита проекта сопровождается презентацией, совместным рассказом родителей и детей о своих впечатлениях. Посещение с родителями музея всегда событие для ребенка и результаты семейных экскурсий и путешествий оформляются родителями вместе с детьми в виде фотоальманахов, видеоматериалов, аудио-интервью, комплектов рисунков для картинной галереи "Мы идем смотреть Родину", разнообразных поделок, других форм сотворчества.

Практическому усвоению данных ценностей, знакомству с художественным наследием нашего народа способствует такая форма работы, как семейные экскурсии , задачи которых формулируются следующим образом.

  • 1. Воспитание начал патриотизма, любви к родному городу, родному краю.
  • 2. Пробуждение у детей чувства восхищения красотой окружающей природы, достопримечательностями родного края.
  • 3. Воспитание чувств уважения к памятникам истории; достопримечательностям родного края, желание бережно относиться к ним.
  • 4. Улучшение детско-родительских взаимоотношений в семье, используя нетрадиционные формы работы с родителями, семейный досуг.

Уважительное отношение к истории, прошлому своего народа, памятникам и достопримечательностям родного города формируется у детей на совместных семейных экскурсиях в музеи, с которыми сотрудничает детский сад.

Детей и родителей экскурсовод в доступной для дошкольников форме знакомит с материалами краеведения, с архитектурным ансамблем и его особенностями. Цикл экскурсий включает знакомство и с природой, и с памятниками архитектуры.

После экскурсии проводятся совместные занятия детей и родителей в музее, и это – прекрасная возможность для детей отразить свои впечатления, вспомнить увиденное. Кроме того, такие занятия помогают организовать семейный досуг, наполнить его интересным содержанием. Например, результаты экскурсий воплощаются в виде альбомов детских рисунков и картинной галереи "Мы идем смотреть Родину", в детско-родительских художественных конструктивных проектах.

Большое место в приобщении детей к традиционной народной культуре и ее ценностным идеалам занимают совместные с родителями праздники. Это еще одна форма работы но формированию содружества детей, родителей, педагогов в русле духовно-нравственного воспитания. На таких праздниках родители – активные участники надевают русские костюмы, водят с детьми хороводы, ноют народные песни, помогают педагогам знакомить детей с традициями русской культуры, с ее идеалами любви, милосердия, трудолюбия, гостеприимства. Этому способствует то, что праздники проводятся по программе "Наследие", связаны с народным календарем и православными традициями: "Осенины", "Рождественские утренники", "Весенний прилет птиц", "Масленица – проводы зимы", "Пасхальная радость". Эта направленность, наличие внутреннего, духовного смысла годового цикла семейных и народных праздников очень трогает сердце и глубоко проникает в души детей и взрослых, объединяет их.

На сплочение семьи направлены специальные методы и приемы формирования умений и навыков партнерства для смешанного коллектива взрослых и детей:

1. В лекционной части занятий родительского лектория, семейных гостиных и семейного клуба используются методы выявления запроса родителей, метод сравнения и анализа всех аспектов развития и существования семьи в традиционном и современном обществе. При этом производится первичная и текущая диагностика детско-родительских отношений, социально-нравственной и патриотической воспитанности детей с помощью метода наблюдения, обсуждение результатов с помощью метода дискуссии и аргументации.

Методы аргументации делятся на следующие виды:

  • фундаментальный метод – один из методов аргументации, для которого характерно прямое обращение к собеседнику, которого мы сразу и открыто знакомим со всей информацией;
  • метод противоречия основан на выявлении противоречий в поведении и методике проведения занятия, доводах воспитателя или родителя;
  • метод двусторонней аргументации , в котором излагаются преимущества и недостатки отстаиваемой позиции;
  • – при использовании метода "кусков" сначала выделяются "слабые" и "сильные" стороны рассуждений, занятия и поведения собеседника и, не касаясь сильных и бесспорных доводов, акцентируется внимание на ошибочных;
  • – в методе "извлечения выводов" доводы излагаются не сразу, а постепенно – посредством частичных выводов собеседника – подводят к желаемому заключению;
  • – в методе акцентирования расставляются акценты на тех моментах, которые удовлетворяют обе стороны в соответствии с общими интересами;
  • метод "бумеранга" – один из методов аргументации в беседе или споре, в процессе применения которого аргумент "за" превращается в аргумент "против";
  • – в методе кажущейся поддержки точка зрения собеседника не опровергается, а дополняется. Затем, когда он изложит все, что думает по этому поводу, приводятся заготовленные контраргументы.

Данные методы используются наряду с методами анализа педагогических ситуаций и обсуждения опыта их решения родителями для формирования установок на эффективное педагогическое сотрудничество.

1. В практической части занятий осуществляется поиск форм и методов реализации, корректировки и формирования нового запроса, связанного с формированием ценностных ориентиров и семейных традиций посредством приобщения семьи к традиционной культуре.

Используются методы социокультурного круга. Основной этап начинается с осмысливания вопроса, самостоятельного поиска ответа. Далее делятся мнением с родителями или присутствующими взрослыми (2-3 мин). Затем в круге детям дается возможность высказать общее мнение, если нужно, взрослый помогает. Педагог или психолог также озвучивает свою позицию. Постепенно мнение детей становится более самостоятельным, и ресурсный круг делится на два равноправных, затем подводятся итоги общей работы.

Затем психолог и педагог дополнительного образования помогают сделать выбор соответствующего вида совместной продуктивной и творческой деятельности в зависимости от индивидуальных особенностей родителя и ребенка, объясняет смысл отдельных операций для формирования идентификации с членами своей семьи, представителями рода и народа, гармонизации взаимоотношений каждого члена семьи друг с другом и внешним миром.

Благодаря этому детям и взрослым становится легче обращаться в проблемных жизненных ситуациях к родовой этнической памяти, связанной с традиционными для данного народа способами разрешения внутренних и внешних конфликтов, а также с традиционным мировоззрением, что обусловливает иное, более гармоничное восприятие мира и помогает определению своего места и места своей семьи в нем, формированию у родителей правильных и четких педагогических установок на процесс становления ценностных ориентиров у сына или дочери. Большую роль в этом играет использование метода проектов и метода коллективных творческих дел: акций "Милосердия", встречи с ветеранами и др., а также методов педагогической рефлексии.

Благодаря использованию данных методов повышается эффективность интерактивных форм работы с родителями воспитанников. Например, теперь на их основе может быть организован социокультурный клуб , объединяющий разные формы взаимодействия детского сада и семьи. Это клуб по интересам родителей воспитанников всего детского сада. Выделяются следующие его цели и задачи:

– формирование устойчивых способов творческого взаимодействия детей и родителей в ходе совместного освоения ценностей традиционной культуры;

ознакомление детей и родителей с ежегодно повторяющимися календарными праздниками, воспитание уважения к традициям своего народа и культурам всех народов мира;

  • – создание педагогических условий для совместной игровой деятельности детей и родителей;
  • – формирование умений и навыков деятельного общения детей и родителей в процессе изготовления рукотворной куклы и разучивания народных игр.

Таким образом, занятия социокультурного клуба объединяют взрослых и детей, где они осваивают мастерство изготовления народных кукол, поделок из природного материала, используют это в игровом общении с ребенком дома.

Например, в рамках работы семейного клуба обсуждаются следующие темы, интересующие родителей всех возрастных групп:

  • – игры в семье: "Пестуем малыша", "Во что играют наши дети", "Народные игры", "Самодельные игрушки", "Игры для мальчиков и девочек", "Летние игры", "Зимние игры" и др.;
  • – семейное чтение: "Что читают наши дети", "Помощь родителям в отборе литературы", "Книги о Москве", "Святые наши имена";
  • – семейный театр: "Влияние сказки на создание положительного микроклимата в семье", "Посиделки", "Готовим к празднику наряд", "Как организовать домашний театр";
  • – компьютер и его альтернатива; и др.

В обсуждении данных тем и продолжению работы семейного клуба в виде детско-родительского творческого клуба участвуют старший воспитатель, социальный педагог, психолог, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель. Задачи клуба следующие:

  • – формирование общих детско-родительских интересов;
  • – формирование опыта совместной детско-родительской творческой деятельности;
  • – сплочение семей в процессе развития творческих способностей детей.

В основном используются диалоговые и проектные методы взаимодействия.

Главное в установлении диалога – это совместное устремление к общим целям, видение ситуаций, общность в направлении общих действий. Речь идет не об обязательном совпадении взглядов и оценок. Чаще всего точка зрения взрослых и детей различна, что вполне естественно при различиях опыта. Однако первостепенное значение имеет сам факт совместной направленности к разрешению проблем. Достичь этого в повседневном семейном общении с ребенком весьма трудно. Обычно стихийно возникающая позиция взрослого – это позиция "над" ребенком. Взрослый обладает силой, опытом, независимостью – ребенок физически слаб, неопытен, полностью зависим. Вопреки этому родителям необходимо постоянно стремиться к установлению равенства.

Начинать эту работу можно с организации совместных праздников родителей и детей – "В поисках клада", "Иван царевич спасает Василису" и др., – когда перед детьми и родителями ставятся задачи спортивного, музыкального и изобразительного плана. В веселье праздника родителям необходимо совместно со своим ребенком собрать игрушку оригами по схеме или технологической карте, создать узор на картоне из нитей и выполнить другие творческие задания. Тут и начинаются трудности: научить детей педагоги постарались заранее, но кто научит родителей понимать условные обозначения складывания из бумаги, кто обучит закономерностям переплетения нитей?

После совместного обсуждения организационных сложностей проведения таких праздников родителей можно подвести к решению наиболее сложных и актуальных для их детей видах творческой деятельности. При этом требование равенства позиций в диалоге опирается на тот неоспоримый факт, что дети оказывают несомненное воспитывающее воздействие и на самих родителей – и взрослые, не желая отставать от детей, сами обращаются с просьбой о создании клуба изобразительной направленности. Так возникают творческие мастерские в рамках детско-родительского творческого клуба.

Первые занятия творческих мастерских проводятся без участия детей, так как необходимо дать родителям необходимые сведения и знания, приемы работы с красками, бумагой, нитями и другими материалами, с которыми работают их дети, показать разнообразие техник изображения, дать необходимые педагогические знания в работе с ребенком.

Третий участник образовательного процесса не заставляет обычно себя долго ждать: всегда интересно, что делает мама без него, откуда она приносит домой красивые рисунки и работы, так похожие на то, что ребята делают в саду. В мастерских начинают появляться совместные пары: мама с ребенком. Работа переходит на новый виток – совместное выполнение заданий, творческая работа. На этом этапе возникают новые задачи: научить родителей действовать совместно с детьми, планировать деятельность, обсуждать замысел, делить обязанности; вызвать интерес к совместной деятельности родителей с детьми; научить родителей контактировать со своим ребенком не только на специально разработанных занятиях, но и в повседневной жизни.

Под влиянием общения с собственными детьми, включаясь в разнообразные формы общения и взаимодействия с ними, в значительной степени изменяются психические качества родителей, их внутренний душевный мир, отношение к собственным детям заметно трансформируется. На первый план выступает необходимость формирования ценностей сопереживания и партнерства, содействия. Вместе с тем постоянное тактичное всматривание, вчувствование в эмоциональное состояние, внутренний мир ребенка, в происходящие в нем изменения, в особенности его душевного строя – все это создает основу для глубокого взаимопонимания между детьми и родителями в любом возрасте. Для признания права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка – значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами. Поэтому так важно, что во время выполнения интересных изобразительных творческих задач, где дети могут на равных с папами и мамами использовать знакомые технические приемы, а также совместно освоить что-то новое, взрослые открывают для себя и другую сторону возможностей своих детей, зачастую видя в них равного партнера. Поэтому самые интересные творческие работы получаются именно у тех родителей и детей, где взрослый умеет принять индивидуальность мышления своего "напарника". Затем устраиваются выставки совместных поделок детей и родителей.

Согласно О. Л. Зверевой выделяются следующие критерии эффективности проведенной работы:

  • – проявление интереса родителей к содержанию разных форм и методов интерактивного взаимодействия детского сада с семьей (благодарность, вопросы, потребность в дальнейшем сотрудничестве);
  • – возникновение дискуссий по инициативе родителей;
  • – привлечение опыта самих родителей;
  • – появление размышлений о правильности методов, признание своих ошибок;
  • – повышение активности родителей при посещении открытых мероприятий, анализе педагогических ситуаций.

Кроме того, при оценке эффективности взаимодействия детского сада и семьи необходимо оценить удовлетворенность родителей образовательными услугами детского сада (обычно проводится с помощью их анкетирования) и провести "самооценку успешности реализации функций взаимодействия педагога с родителями". Для этого можно воспользоваться рекомендациями В. П. Дубровой и Е. П. Милашевич.

После заполнения экспертной таблицы старшим воспитателем детского сада просчитывается средний результат (в процентах) по оценке каждой функции взаимодействия педагогов и родителей. По результатам составляется обобщающая таблица.

Консультация для воспитателей.

Тема: «Интерактивные формы взаимодействия ДОУ с семьей».

В настоящее время в работе с родителями используются всевозможные методы и формы просвещения, как и уже утвердившиеся, так и новаторские, нетрадиционные.

Традиционные:

1. Посещение семьи ребенка

2. Наглядная пропаганда.

3. День открытых дверей.

4. Беседы.

5. Консультации.

6. Родительские собрания.

7. Родительские конференции.

С перестройкой дошкольного воспитания работники ДОУ ищут новые нетрадиционные формы работы с родителями.

1. Семейные клубы. В работе клубов является библиотека специальной литературы по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

2. Родительская почта

3. Телефон доверия.

4. Библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком.

5. Вечера вопросов и ответов.

6. Встречи за круглым столом

Интерактивные игры как средство взаимодействия с родителями

Интерактивная игра – это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью. Мир интерактивных игр позволяет участникам лучше познать и понять структуру и причинно – следственные взаимосвязи происходящего.

Термин «интерактивные игры» подчеркивают два основных признака:

1. Игровой характер.

2. Возможность взаимодействия.

Интерактивные игры могут быть классифицированы по разным основаниям:

1. Цели (задать себе вопрос)

2. Количество участников.

3. Время, для проведения.

4. Средства общения.

Четыре шага в работе с интерактивными играми:

1. Анализ групповой ситуации. Педагог оценивает ситуацию в группе, потребности каждого участника, чтобы понять активность родителей.

2. Инструктирование участников. Этап инструктирования содержит: информацию о целях проведения игры; четкие инструкции о процессе; уверенное поведение педагога; акцент на добровольности (у родителей не должно возникнуть впечатлений, что он обязан принимать участие в игре) .

3. Проведение игры.

4. Подведение итогов.

Мотивирующая сила интерактивных игр. Игру можно рассматривать как структурированную обучающую ситуацию.

Аспекты интерактивных игр:

Активное участие – участники могут наблюдать собственные сложные внутренние процессы, общаться вербально и невербально с другими, спорить друг с другом, принимать решение.

Обратная связь – участники экспериментируют с собственным и чужим поведением, проясняют для себя, что и как они сделали.

Открытые результаты – никто не знает, что получит он сам и группа в интерактивной игре, какие будут результаты, как будут реагировать другие участники. Игре не существует правильных и неправильных решений.

Учет естественных потребностей – родители могут перемещаться в пространстве, устанавливать вербальный и невербальный контакт друг с другом.

Соревнование и сотрудничество.

Преимущества интерактивных игр:

Могут создать мотивацию.

Облегчают введение новых коммуникативных и поведенческих норм.

Помогают увидеть особенности воспитательно – образовательного процесса в ДОУ.

Могут способствовать появлению у родителей новых представлений и ценностных ориентаций, основанных на полученном опыте.

Игры могут сбалансировать активность участников.

Создать позитивную обстановку у родителей по отношению к педагогу.

Игры с родителями способствуют проработке важнейших проблем в воспитании детей дошкольного возраста.

Тематические акции

Тематические акции – это еще одна из интерактивных форм работы с родителями. Они направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребенка.

В ходе реализации тематических акций решаются следующие задачи семейного воспитания:

Физическое развитие ребенка;

Трудовое и патриотическое воспитание;

Формирование экологической культуры;

Подготовка к семейной жизни и другие.

Тематические акции как интерактивная форма взаимодействия с родителями способствует расширению представлений у детей и родителей о различных образовательных областях программы.

Большая подготовительная работа воспитателей к проведению таких акций способствует повышению их профессионального мастерства, расширению имеющихся представлений о работе с детьми и родителями.

Алгоритм подготовки, создания и проведения тематических акций:

Определение целей и задач;

Составление плана акции;

Интерактивные формы взаимодействия с родителями дошкольников (консультации, интерактивные игры, беседы, анкетирование, нетрадиционные родительские собрания, домашние задания, конкурсы) ;

Различные формы работы с детьми;

Совместные мероприятия с родителями и детьми;

Подведение итогов по поощрению детей и родителей в результате проведенных акций.

Тематические акции могут использоваться в работе с родителями воспитанников разного дошкольного возраста, но особенно актуальными они становятся при организации интерактивного взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного возраста.

Взаимодействие семьи и детского сада – это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания.

Разнообразие интерактивных форм с родителями позволяет педагогам улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей.

Цель интерактивного взаимодействия – обмен опытом, выработка общего мнения, формирование умений, навыков, создание условий для диалога.



Литература:

1. Н. М. Сертакова. Инновационный формы взаимодействия ДОУ с семьей. Издательство «Учитель» 2014г.

2. Н. М. Сертакова. Инновационный формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей. Методическое пособие. С – Пб. Детство – пресс 2013г.

3. Н. А. Кочетова, И. А. Жёлтикова, М. А, .Тверенина. Взаимодействие семьи и ДОУ. Волгоград. Издательство «Учитель» 2014г.


Интерактив (англ.) «interact» взаимный, действовать.

Основные характеристики «интерактива» :

  • это специальная форма организации
  • все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения
  • диалоговое общение
  • каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад
  • исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения
  • анализ услышанной информации и обстоятельств
  • формируется уважение к чужому мнению
  • участник может отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее
  • участники учатся участвовать в дискуссиях, профессионально общаться
  • показателем эффективности групповой деятельности продуктивность группы и удовлетворенность членов группы совместной деятельностью.

Цели интерактивного взаимодействия

  • обмен опытом;
  • выработка общего мнения;
  • формирование умений, навыков;
  • создание условия для диалога;
  • группового сплочения;
  • изменения психологической атмосферы
  • Нетрадиционное родительское собрание

Правила организации интерактивного обучения:

В работу вовлечены все участники.

Психологическая подготовка участников.

Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Оптимальное количество участников - 25 человек.

Подготовка помещения для работы.

Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента.

Отнеситесь со вниманием к делению участников семинара на группы.

Тематические акции

Общесадовские Групповые

Интерактивные игры – как средство по взаимодействию с родителями

Четыре шага в работе с интерактивными играми:

Предполагаемые результаты использования интерактивных форм в работе с родителями

Повышение интереса родителей к жизни и деятельности ребенка в группе и группы в целом

Формирование и развитие у родителей коммуникативных навыков и умений, эмоциональных контактов

Формирование и развитие аналитических способностей

Заключение

Взаимодействие семьи и ДОУ-

это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания.

Список литературы

  • Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С.88 – 94.
  • Арнаутова, Е.П. Планируем работу с семьёй. [Текст] / Е. П. Арнаутова. // Управление ДОУ. - 2006. - №4. – С. 66 – 70
  • Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия[Текст] / Борисова Н. П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. управление. – 2007. - № 2. – С. 5-6
  • Глебова, С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия [Текст] / С. В. Глебова, Воронеж, «Учитель» , 2008. – 111с.
  • Давыдова, О.И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями[Текст] / О.И. Давыдова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС» , 2013. – 128с.
  • Евдокимова, Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями. [Текст] / Н. В. Евдокимова. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144с.
  • Елисеева, Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия [Текст] / Т. П. Елисеева. – Мн.: Лексис, 2007. – 68с.
  • Лебедева Т. В. Интерактивные формы работы с родителями в ДОУ. Электронный ресурс:
  • Осипова, Л.Е. Работа детского сада с семьёй [Текст] / Л.Е. Осипова. – Изд. центр «Скрипторий» , 2011. – 72с.
  • Тонкова, Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. [Текст] / Ю. М. Тонкова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы межд. заоч. конфер. - Пермь: Меркурий, 2012. – С. 71 – 74.
  • Хаснутдинова, С.Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада с родителями. [Текст] / С. Р. * Хаснутдинова // Воспитатель ДОУ. - 2011. -№11. – С. 82 – 97.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и воспитания детей.

Важным моментом в работе является организация предметно-развивающей среды. В группе создан уголок театрализованной деятельности. В нем собрано множество видов театра: пальчиковый, настольный, плоскостной, конусный и другие. Иллюстрации к сказкам, детские рисунки, поделки, различные атрибуты (ленточки, шары, платочки, шапочки различных персонажей, маски, костюмы) периодически обновляются и дополняются.

Внедрение ФГОС ДО позволяет организовывать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно. Для полноценного и современного развития ребёнка в дошкольном возрасте важно, чтобы родители и педагоги стали партнёрами и совместно реализовали свои возможности в воспитании детей. Совместной деятельностью принято считать деятельность, возникающую при объединении людей для достижения общих целей. Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в системе «педагоги – родители – дети» является удовлетворение потребностей ребенка, имеющих ведущее значение для его развития. Одной из форм такой деятельности является создание «Семейного клуба», целью которого является развитие взаимодействия детского сада с семьями дошкольников, открывающего новые возможности для совместного творчества, приобщение к театральному искусству. Родители всегда принимают активное участие в театрализованной деятельности детей: помогают готовить спектакли, шьют костюмы, изготавливают декорации, готовят афиши, пригласительные билеты и самое главное они сами становятся полноправными героями действа.

Любовь к театру остаётся у детей не только ярким воспоминанием, но и ощущением праздника проведенного в детском саду вместе со сверстниками, родителями и воспитателями.

Среди разнообразных форм взаимодействия семьи и детского сада важное место занимает совместная художественная деятельность воспитывающих взрослых и детей. Самой простой и доступной формой является проведение мастер-классов. Для развития взаимоотношений педагогов и родителей, родителей и детей, а также взаимоотношений между семьями воспитанников был проведен мастер-класс «Кукла на ложке».

Кукла – самая распространённая в мире игрушка. «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает» – гласит народная поговорка. Для ребёнка кукла – это не только забава. Это и первый учитель и врачеватель. Из каких только материалов не делают кукол!

Мы пригласили всех желающих на мастер-класс по изготовлению кукол на скорую руку из одноразовых ложек. Эти куклы очень просты в изготовлении. С ними удобно играть – удобно держать за ручку.

Назначение: для театрализованной игры в группе, а также можно использовать в качестве подарка.

Материалы и инструменты:

– одноразовые пластиковые ложки;

– маркер разных цветов;

шерстяные нитки;

– ткань разных цветов;

– ножницы.

Для более удобного изготовления «Куклы на ложке» выпустили буклет, в котором представили технику выполнения работы. Все куклы получились разные и у каждого по-своему красивые.

Главной целью нашей работы было привлечение родителей к театральному искусству, к театрализованной деятельности, что способствовало повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду. Это способствовало сплочению родительского коллектива, вовлечению в жизнедеятельность группового сообщества и развитию творческих способностей родителей.

Занимаясь с детьми театром, мы делаем их жизнь интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное – навыки, полученные в театрализованных играх и представлениях, дети смогут использовать в повседневной жизни.

Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий. И как результат – новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

Таким образом, использование театрализованной деятельности с семьями воспитанников детского сада дает положительные результаты. Всей своей работой мы доказываем родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что это хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.