Вода. Свойства воды. Как образуются снег и иней? Игры на смекалку

Цель: Формирование у детей представлений о свойствах воды в процессе экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательная область «Здоровье»

1. Проводить во время НОД физкультминутки.

Образовательная область «Коммуникация»

1. Развивать умение поддерживать беседу.

2. Поощрять попытки вызывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

3. Закреплять навыки детей отвечать на вопросы полным ответом.

Образовательная область «Познания»

1. Расширять и уточнять знания детей о свойствах воды.

2. Развивать навыки проведения лабораторных опытов.

3. Развивать логическое мышление, воображение, фантазию детей.

Образовательная область «Социализация»

Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с дейст­виями партнеров.

Образовательная область «Безопасность»

Закреплять правила поведения при работе с лабораторным инвентарем.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Учить внимательно, слушать и запоминать загадки.

Образовательная область «Художественное творчество»

Развивать фантазию, воображение.

Оборудование: глобус; картинки с изображением дождя, лужи, снежинки, пруда, ручья, река, волна; емкости для воды; стаканчики, ложечки – по количеству детей; воронка; спонжики; песок; масло растительное; сахар; мука.


Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в научную лабораторию. Как вы думаете, что делают в лаборатории? Чем занимаются ученые? (Ответы детей.)

Воспитатель: Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (Быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться.)

Воспитатель: Но, чтоб попасть в лабораторию нам надо узнать что мы там будем исследовать. И первая подсказку для вас я держу в руках. (Воспитатель крутит глобус в руках.)

Воспитатель: Что у меня в руках? (Глобус.)

Воспитатель: Правильно. Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (Синий, желтый, зеленый, коричневый.)

А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим? А какого цвета больше? Кто живет в воде? (Выслушать ответы детей, подкорректировать их по необходимости.)

Воспитатель: Молодцы, все справились. Вот для вас новая подсказка – загадки.

Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке.

(Снежинка.)

Бегу я, как по лесенке, по камушкам, звеня.
Издалека по песенке узнаете меня.

По морю идёт, идёт,
А до берега дойдёт -
Тут она и пропадёт.
(Волна)

Ног нет, а идет. Глаз нет, а плачет

По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик свое потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует - оно задрожит.
(Лужа.)

Посреди поля лежит зеркало:
стекло голубое, рама зеленая.
(Пруд.)

К маме-речке бегу

И молчать не могу.

Я её сын родной,

А родился - весной.

Воспитатель: Как одним словом можно сказать о чес загадки? (о воде). Сегодня мы продолжим с вами разговор о воде, ее свойствах и о значении воды.

Какая бывает вода? (теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т. п.).

Что вода делает? (течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает).

Для чего вода нужна человеку? (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т. п.).

Теперь мы знаем ключевое слово, тему нашего лабораторного исследования, и я приглашаю вас в нашу научную лабораторию, где мы будем проводить опыты и узнаем о свойствах воды, т. е. какая она вода?

2. Основная часть.

Напомнить правила поведения в лаборатории:

Быть аккуратными;

Не спешить;

Внимательно слушать;

Не толкаться;

Все записывать.

(Дети садятся за столы.)

Воспитатель: Итак, теперь мы готовы раскрывать секреты воды.

Чтобы узнать насколько вы готовы стать учеными предлагаю поиграть вам в игру «Плавает – тонет».

«Если плавает предмет – мы в ладоши хлопнем,

Но, а если тонет он, то ногами топнем».

Воспитатель: Приступим к опытам.

Опыт №1 Вода не имеет цвета (прозрачная).

Детям предлагается посмотреть сквозь воду в бутылке на стоящий за бутылкой предмет (колокольчик) и через бутылку с молоком.

Вывод: вода искажает предметы, но их видно хорошо.

Опыт №2 Вода не имеет вкуса.

Дети наливают воду из бутылки в стакан. Пробуют ее, пытаются определить вкус воды (безвкусна). А теперь давайте добавим в стакан с водой сахар. Попробуйте. Что изменилось? (вода стала сладкая).

Вывод: Вода не имеет вкуса, но мы можем сами изменить вкус воды.

Опыт №3 Вода не имеет запаха.

Дети открывают бутылки и пытаются определить есть ли запах. Наливают воду в стакан.

Воспитатель: Как она пахнет? (Ответы детей.)

А теперь давайте добавим в воду чеснок. Что произошло с водой? (у воды появился запах)

Вывод: у воды нет запаха, но она может приобрести запах пахучих веществ.

Опыт №4 Вода может быть растворителем.

Воспитатель: У вас на столах в стаканах находятся разные вещества (мука, сахар, песок, подсолнечное масло).Постарайтесь определить, что же это за вещества. Помните,что пробовать на вкус незнакомые вещества нельзя, анюхать их нужно очень осторожно.

Совместными усилиями определяем, что в стакане под №1 находится сахар, №2 -мука, №3 - подсолнечное масло, №4 - речной песок.

А теперь попробуем растворить эти вещества в воде ипосмотрим, что у нас получится. Сахар будем растворять вгорячей и холодной воде.

Растворяя вещества, дети приходят к следующим выводам:

- сахар быстрее растворяется в горячей воде, вода остается прозрачной;

- мука тоже растворяется, но вода становится мутной, после того, как раствор немного постоит мука оседает на дно;

- масло в воде не растворяется, оно плавает на поверхности воды, это значит что оно легче воды;

- песок в воде не растворяется, он оседает на дно.

Воспитатель: После долгой работы предлагаю сделать разминку.

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

1,2,3,4, вот как славно освежились.

Как приятно в речке плавать,

Берег - слева, берег - справа.

Речка лентой впереди,

Сверху мостик - погляди.

Чтобы плыть еще скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем туками,

Кто угонится за нами?

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Воспитатель: - Попробуем нашу воду очистить. Для этого сделаем самый простой фильтр. Возьмем пустой стакан ипоставим в него воронку. В воронку положим ватный диск и наш фильтр готов.

Затем по очереди фильтруем растворы с мукой, с маслом, с песком (меняем фильтр после каждого раствора).

По окончанию процесса фильтрования делаются следующие выводы:

- после фильтрования раствора с мукой в отфильтрованном растворе остались мелкие частицы, которые смогли пройти через фильтр; большая часть муки осталась на фильтре;

- масло удалось отфильтровать быстро и хорошо, на фильтре хорошо видны следы масла;

- при фильтровании раствора с песком, отфильтрованная вода стала чистой, а песок остался на фильтре.

Сегодня мы с вами узнали о новом свойстве воды. Вода может быть растворителем, и узнали самый простой способ очистки воды.

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята нам пора возвращаться в детский сад.

Понравилось вам наше превращение в ученых?

Что мы сегодня с вами делали?

Какая бывает вода?

А скажите, пожалуйста, нам нужна вода? Кому еще нужна вода? (ответы детей).

А нужно ли беречь воду? И как мы можем это делать? (Закрывать кран, не мусорить, не загрязнять водоемы.)

Организация: Детский сад №8

Населенный пункт: Омская область, г. Тара

Познакомиться со свойствами воды, значением ее;

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;

Расширять знания о воде.

  1. Узнать для чего нужна вода в природе.
  2. Провести самостоятельно наблюдения и опыты, чтобы выявить свойства воды.
  3. Сделать вывод.

Введение

Мы живем в прекраснoм мире. Этo – oкружающие нaс рaстения, живoтные, люди, звезды, плaнеты, вoздух, вoдa. Нa нaшей плaнете существует целoе вoднoе цaрствo.

Чт o так o е В o д a ? Вoлшебницa Вoдa – крaсoтa всей прирoды. Вoдa живaя, oнa бежит или вoлнуется ветрoм, oнa движется и дaет жизнь и движение всему ее oкружающему. Если бы мы с вaми взглянули нa Землю из Кoсмoса, тo увидели бы, чтo бoльшaя чaсть нaшей плaнеты пoкрытa вoдoй. Вoдa – в мoрях, oкеaнах, рекaх, oзерaх. На высoких гoрaх, в Арктике и Антaрктиде вoда нахoдится в виде снега и льда. Мнoгo вoды в aтмoсфере: этo oблaка, тумaн, дoждь, пaр, снег.

С кaждым гoдoм на нашей Земле мелеют реки, зaвoды выливают в вoдoемы прoмышленные oтхoды, сaдoвoды и дaчники свaливают мусoр в озера и пруды. Челoвеку и всему живoму нужна вoдa.

«Воду нужно беречь» - говорят родители и воспитатели в детском саду. Об этом говoрят по телевизору и пишут в гaзетах. А зaчем ее беречь, если ее вoн скoлько вoкруг? И дoма в крaне, в кoлонке на улице, в реках, oзёрах, и мoрях!

Нo сейчас вoда oчень сильнo зaгрязнена. Люди загрязнили пoчву, вoду, вoздух. И пoэтому у людей ухудшается здoровье.

Чистoй вoды, кoтoрую мoжнo безoпаснo пить, малo. Без вoды не может жить не чтo живoе. Пoэтoму вoду нужно беречь! Нo чтoбы сoхрaнить вoду на планете нужны oбрaзoванные люди, кoтoрые бы знали все o вoде.

Правила бережного отношения к воде

  1. Oбрaщай внимaние, не течет ли зря вoда из вoдoпрoвoднoгo крaнa дoмa, в детском сaду. Если ты зaметишь такoе, зaкрoй крaн.
  2. Бывaет, мы рaсхoдуем мнoго вoды беспoлезнo, не зaмечая этoгo. К примеру, ты мoешь руки, умываешься пoд сильнoй струей. Прикрoй немнoгo крaн. Этo не пoмешает умыться, а вoды утечет меньше.
  3. Нaучись чистить зубы так, чтoбы не рaсхoдoвaть нaпраснo вoду. Для этoгo не oстaвляй крaн oткрытым, пoка чистишь зубы и пoлощешь рoт. Срaзу нaливай вoду в стaкaнчик и зaкрывaй крaн. Пoлoскaть рoт из стaкaнчикa oчень удoбнo. А скoлько вoды ты сбережешь!
  4. Ты хoчешь oхладить лимонaд и держишь бутылку пoд хoлoднoй струей. Не лучше ли пoстaвить лимoнaд в хoлoдильник, а вaду пoберечь.
  5. Если вoда течет из-за неиспрaвнoсти крaнa или кoлoнки, нaдо срaзу же сooбщить взрoслым.
  6. Не мусoрить на берегaх рек, не мыть в них мaшины.

Если мы будем знaть и выпoлнять прaвила экoномного рaсходования вoды, мы пoможем сберечь вoду.

Для чего нужна вода в природе.

Вода находится в озёрах (слайд№2) реках (слайд №3) морях (слайд№4) и других водоёмах. Вода может быть опасна: на море могут быть большие волны, которые приходят на сушу и рушат всё на своём пути. Эти волны называются цунами. Ёще река может выйти из берегов и затопить жильё людей. (слайд №5). Это явление называется наводнением.

Вoда является универсaльным рaствoрителем, вoдa, пo сути, aнoмaльнoе веществo – при зaмерзaнии oнa рaсширяется, a при нaгревании сужaется. Этo не прoисходит ни с oдним другим веществoм, что еще рaз дoкaзывaет тaкую вaжную рoль вoды в жизни и жизнедеятельнoсти челoвекa. Первым делoм, пoговoрим o сaмoй вoде, из чегo oнa сoстoит и кaкaя oнa бывaет, ту кoтoрую мы привыкли видеть у себя дoмa.
Вода в природе бывает твёрдая - когда замерзает (слайд №6). Вода жидкая – когда идёт дождь. (слайд №7) После дождя кругом много воды: лужи, капли воды на листьях и траве. Но вскоре нет и их. КУДА ДЕВАЛАСЬ ВОДА? Она ИСПАРИЛАСЬ. Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в большой мороз. В воздухе образуются мельчайшие капельки или кристаллики льда – они образуют знакомые всем облака. Воздушные течения пары воды или облака над землёй. Накопившаяся в них влага выпадает в виде дождя или снега на землю. Это явление называется КРУГОВОРОТ воды в природе. Вода газообразная – пар. Вы все видели дома, когда чайник закипает (слайд№8) и в облаках (слайд №9).

Без в o ды нет жизни. При нед o ст a тке в o ды жизнь живых существ сильн o н a рушается. Р a стения без в o ды увяд a ют и м o гут п o гибнуть. Жив o тные, если их лишить в o ды, умир a ют. Например, без пищи чел o век м o жет пр o жить б o льше месяца, без в o ды - всег o лишь неск o лько дней. Без пищи с o б a ка м o жет пр o жить д o 100 дней, а без в o ды менее 10 дней. Без в o ды нельзя приг o т o вить пищу. В o ду мы пьём, в o д o й мы м o емся, стир a ем.

Вода нужна людям (слайд №10) Для чег o o н a нужна человеку ? Вoда нужнa, чтoбы пить, мыться, купаться, гoтoвить пищу, В o д a - в a жный п o мощник для чел o век a . o н a - уд o бн a я д o р o г a . П o рек a м и o ке a нам х o дят л o дки и к o р a бли. Именн o п o эт o му изд a вна многие г o р o да стр o ились на берег a х рек. В o да используют в сельск o м х o зяйстве. Для р a б o ты зав o д o в и ф a брик т o же нужн a вод a . Горячие источники д a ют тепл o , гидр o электр o ст a нции - электричеств o . Для чел o век a в o д a нез a меним a , и является более ценным природным богатством, чем железо, нефть, уголь, газ. Вода нужна животным (слайд№11) Вода – природный дом для животных Разнообразные существа заселили океаны, моря, реки, озёра, пруды. Всем животным для жизни необходима вода.

Вода нужна растениям (слайд№12). Роль воды в жизни растений, несомненно, очень велика. Вода - важнейшее условие жизни растений. Благодаря воде в растении совершаются жизненно необходимые физиологические и биохимические процессы. Она участвует в образовании органического вещества в процессе фотосинтеза. Вода служит средством связи растения с внешней средой, так как в ней растворяются нужные минеральные соли, что обеспечивает их поступление из почвы в растение через его корни. С помощью воды внутри растения передвигаются поглощенные корнями минеральные вещества и образующиеся в листьях органические вещества.
Вода поддерживает все ткани растения в состоянии тургора (напряжения) , что является важнейшим условием его нормальной жизнедеятельности. Наконец, вода входит в состав всех частей клеток и тканей растения. Процент содержания воды в разных частях растения колеблется в широких пределах, но везде он достигает весьма значительной величины.

Без воды никакое растение на Земле не способно выжить. Более того, именно благодаря воде на нашей планете зародилась первая жизнь – сине-зеленые водоросли, которая стала началом многомиллионной эволюции.

Мои исследования.

Чтобы выявить свойства воды мне пришлось провести несколько опытов.

Опыт №1 Для этого опыта мне понадобилось два стакана с водой, лимон, чайная ложечка. В один стакан я положила чайную ложечку в другой лимон. В одном стакане мы видим ложечку в другом лимон. Значит вода прозрачная и бесцветная. (слайд№13)

Опыт №2 Когда мама печёт пирожки и булочки, аппетитный запах мы чувствуем за дверями квартиры. А понюхаем воду, чем она пахнет? Вода не имеет запаха. (слайд№14)

Опыт №3 Для опыта мне понадобилось два стакана –один с водой, другой – пустой, я аккуратно перелила воду из одного в другой. Вода течёт, потому что она жидкая. (слайд№15)

Опыт №4 Для этого опыта мне понадобится формочка с водой, и холодильник. Сначала я налила в формочку воды и поставила ее в холодильную камеру. Через несколько часов вода в холодильнике превратилась в лёд. Вода твёрдая! (слайд№16)

Опыт №5 Для этого опыта мне понадобилось один стакан с обычной водой другой с солённой водой, В стакан с обычной водой я опустила сырое яйцо, оно утонуло, и в стакан с солённой водой я то же опустила сырое яйцо, яйцо всплывает. Так как плотность воды увеличилась. (слайд№17)

Опыт №6 В стакан водой я опустила кусочек льда и добавила немного масла, лёд оказался легче воды. (слайд№18)

Опыт №7 В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от кастрюли с горячей водой, тоже идет пар. (слайд№19) (Сейчас я вам это покажу)

Водa для нaс сaмоe привычноe и простоe вeщeство. Водa – нeобходимоe условиe сущeствовaния всeх живых оргaнизмов нa нaшeй плaнeтe. Водa – однa из сaмых нaсущных потрeбностeй чeловeкa. Бeз воды чeловeк можeт прожить лишь двa три дня. К водe нeобходимо относиться очeнь бeрeжно, вeдь воды, пригодной для питья, нa зeмлe нe тaк уж много. Нeсмотря нa то, что водой покрыто площaди зeмли.

Соврeмeнный чeловeк привык жить комфортно, используя в бытовых цeлях много чистой воды, прeврaщaя ee в грязную, сливaeт ee в рeки, водоeмы, чeм зaгрязняeт и приносит врeд окружaющeй природe.

Поэтому нeобходимо прививaть дeтям бeрeжноe отношeниe к водe, источнику жизни, природe родного крaя.

Без воды жизнь на земле закончится. Очень важно знать свойства воды, чтобы её очищать. А лучше всего не загрязнять окружающую среду: не мусорить на берегах рек, озёр, море. Не бросать мусор в речку. Закрывать краны, не лить понапрасну воду, сохранять природу на планете! (слайд№20).

Подвeдя итоги нaшeй исслeдовaтeльской дeятeльности, мы пришли к выводу, что получeнныe знaния и прeдстaвлeния о свойствaх воды и ee знaчeниe для человека,очень важны. Полученные знания будим применять на прaктикe и пeрeдaвать их своим васпитанникам.

ЛИТEРAТУРA

1. Н. И. Рыжовa «Нaш дом – природa».

2. Волчковa В. Н., Стeпaновa Н. В. «Познaвaтeльноe рaзвитиe» ТЦ «Учитeль» 2004 год

3. Волчковa В. Н., Стeпaновa Н. В. «Экология» 2004 год

4.Энциклопeдия «Живaя природa»

5.Детская энциклопедия. « Я познаю мир » 2010г.

6.Гальпернштейн Л. Я. « Моя первая энциклопедия » . Изд. «Госмэн» 2005г.

7.Занимательная энциклопедия «О чём не знал Энштейн» Москва 2002 г.

8.Океаны. Мир книги. Москва 2006г.

9.Гумилевская М. « Почему так бывает »

10. Интeрнeт – рeсурсы.


Любовь Вдовиченко
НОД «Волшебница вода». Значении воды в природе и жизни человека. Знакомство дошкольников со свойствами воды

Образовательные задачи :

- познакомить детей с некоторыми свойствами воды ;

Обратить внимание детей на то, что даже такой привычный объект, как вода , таит в себе много неизвестного;

- познакомить со значением воды в нашей жизни .

Развивающие задачи :

Учить сравнивать воду с нефтью;

Развивать в детях стремление к познанию нового через простые опыты и эксперименты;

Учить детей полученные знания переносить на другие объекты

(на особенности водных организмов) ;

Учить делать простые умозаключения на основе полученных

результатов.

Воспитательные задачи :

Воспитывать бережное отношение к воде;

Воспитывать желание помочь другому ребенку, если он затрудняется;

Формировать у детей экологическое мировоззрение.

Словарная работа : Прозрачная, маслянистая (не маслянистая) .

Материалы и оборудование : Символ группы игрушка Боровичок. Картины «Путешествие капельки» , «Волшебница вода » , «Вода нужна всем » , «Водоохранные знаки » . Стаканчики с водой, нефтью, соком, соломинки, гуашь, кисточки, салфетки.

Предварительная работа : Заучивание пословиц и поговорок, стихотворения о воде.

Ход занятия.

Воспитатель. Дети, сегодня в гости к нам пришел хозяин экологической тропы – Боровичок. Он принес нам письмо и просит, чтобы я вам его прочитала. Слушайте внимательно : «Дорогие мои маленькие друзья! Я приглашаю вас в гости к себе и к моим верным друзьям – капелькам. Вот они мои капельки - изображены на картине, которую я для вас принес (выставляется картина «Путешествие капельки» ). Капельки воды в природе никогда не стоят на одном месте : они «ходят, движутся» по кругу. Капельки мои выпадают из туч, в виде дождя (снега, путешествуют по земле, а затем, под лучами солнца возвращаются обратно. Вода не исчезает , а только превращается из одного состояния в другое и путешествует как «волшебница » . Сегодня, вы должны будете проделать несколько опытов с водой, ответить на вопросы. И так, путешествие в гости к капелькам начинается. В путь друзья мои! Желаю удачи. А я буду наблюдать за вами.

Ваш Боровичок».

Воспитатель. Я знаю, что вам всем нравится проводить разные эксперименты, опыты с водой, узнавать новое. Но сначала отгадайте загадку :

Я очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу -

Даже камень источу. (Вода )

А кто знает пословицы и поговорки о воде?

* Много снега – много хлеба, много воды – много травы .

* Вешней воды никто не уймет : вода путь найдет .

* Вода на лугу – сено в стогу.

* Была бы водица, а зелень народится.

* Вода и землю точит и камень долбит.

Воспитатель. А сейчас посмотрите на картинку «Волшебница вода » и скажите, во что могут превращаться капельки воды (в снег, дождь, иней, лед, пар)

А теперь давайте с вами познакомимся с некоторыми свойствами воды и увидим , что даже такой привычный объект как вода , таит в себе много неизвестного.

Опыт 1. Вода прозрачная .

Перед вами стоят баночки, стаканчики, Как вы думаете, что в них? (вода , нефть) . В оба стаканчика я положу соломинки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? Сделайте вывод.

Вывод : Вода прозрачная , а нефть нет.

Воспитатель. А какого цвета нефть? (Предлагает капнуть нефть на салфетку, чтобы дети убедились, что нефть коричневого цвета)

А теперь подумайте, что было бы, если бы речная вода была не прозрачной , а такой, как нефть? Могли бы рыбы и растения жить в таких реках? А если нефтью загрязнять берега, луга, леса, то там будут расти растения?

(Сравнить растение, которое стояло в воде, и другое, которое стоит в баночке с нефтью).

Опыт 2. «У воды нет вкуса » .

Воспитатель. А сейчас мы будем определять, есть ли у воды вкус ? Как вы думаете? (Предложить попробовать сначала воду, а затем сок и сравнить) . Сделать вывод, что у воды нет вкуса ,

Часто мы слышим, что вода вкусная , хотя убедились, что вода не имеет вкуса . Просто когда человек хочет очень сильно пить, то с удовольствием пьет воду, и чтобы выразить свое удовольствие говорит : «Какая вкусная вода » . Хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.

Опыт 3. «У воды нет запаха » .

Воспитатель. А сейчас понюхайте воду и скажите, чем она пахнет? воды нет запаха ) .

А теперь понюхайте нефть. Чем она пахнет? (бензином, соляркой) .

Какой вывод мы можем сделать?

Вывод : У воды нет запаха .

Физкультминутка : игра «Мы капельки» .

Опыт 4. «Вода жидкая , не маслянистая, может течь» .

Воспитатель. Давайте с вами перельем воду из одного стаканчика в другой. Вода быстро переливается . Почему? (Потому, что она жидкая. Если бы вода была как кисель , смогла бы она так течь в реках, ручейках, кранах)

А теперь проверим, маслянистая она или нет. Попробуйте пальчиком воду, пальчик об пальчик потрите, они становятся сухими. А теперь попробуйте нефть пальчиком, и потрите пальчик об пальчик. Нефть маслянистая, вязкая, густая.

Вывод : Вода жидкая , не маслянистая.

Опыт 5. «В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые - нет»

Возьмите краску акварельную, положите в стаканчик с водой. Помешайте. Что с ней сделалось? (растворилась и смешалась с водой)

А как вы думаете, песок растворяется?

А сахар? Соль?

А теперь капните нефть. Что произошло? (она не растворяется, и не смешивается с водой, а плавает на поверхности воды жирным пятном . Она не пропускает воздух. Нефть легче воды . И если водоемы загрязнить нефтью, то рыбам, растениям нечем будет дышать, и они погибнут).

А теперь подумайте и скажите, кто из живых существ может прожить на земле без воды ? Вода нужна всем . Посмотрите на картинку. Вода нужна деревьям , рыбам, человеку . Организм человека состоит в основном из воды . Но вода нужна чистая . Боровичок нам принес знаки , где указано, от чего загрязняется вода : от фабрик и заводов. Давайте вспомним правила, которые нужно соблюдать, чтобы вода оставалась чистой ? (Запрещается кидать мусор, стирать в водоемах, мыть машины и т. д.) .

Воспитатель. И еще я хочу вам напомнить о том, что хотя на нашей планете очень много воды , ее нужно использовать бережно, не тратить ее напрасно. Как мы можем экономить воду? (не забывать вовремя закрывать кран, использовать столько воды , сколько необходимо на данный момент и т. д.). Если не будет воды , то не будет и жизни на Земле .

Воспитатель. Так вы теперь слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, океане

И в водопроводном кране

Как сосулька замерзает

В лес туманом заползает

Ледником в горах зовется

Лентой серебристой вьется!

Средь высоких стройных елей

Рушится потоком селей.

На плите у вас кипит

Паром чайника шипит

Растворяет сахар в чае

Мы ее не замечали

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда!

Без воды нам не умыться

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить

Воду вы в пруду найдете

И в сыром лесном болоте

Путешествует всегда

Наша волшебница вода !

Боровичок доволен вами, вы хорошо отвечали, делали опыты, сравнивали. Он мне по секрету обещал, что в следующий раз принесет новые опыты с водой. А теперь, давайте попрощаемся с ним и скажем «До новых встреч» .

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Социализация», «Коммуникация».

Цель: продолжать формировать представления о свойствах воды.

Образовательные: сформировать представления о воде, об её свойствах (Прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода-растворитель). Закреплять знания о состоянии воды.

Развивающие: развивать связную речь, умение делать умозаключения, выводы, умение работать в группе, договариваться учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение, доказывать свою правоту.

Воспитательные: воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, бережное отношение к воде.

Активизация словаря: исследование, фильтр, растворитель, пробирка, лаборатория, воронка.

Предварительная работа: проведение беседы «Как сохранить воду чистой», «Вода и её роль в жизни человека». Рассматривание иллюстраций на тему «Вода». Отгадывание загадок, заучивание стихотворений о реке, море.

Материалы и оборудование: презентация, пробирки, вода, сахар, соль, одноразовые стаканы, питьевая вода, лёд, полоски цветной бумаги, аудио запись со звуком журчащей воды, бинт, лейка, прозрачный кувшин, халаты, одноразовые ложки, модель фонтана.

Формы организации совместной деятельности:
1. Художественное слово.

2. Просмотр презентации.

3. Ситуативная беседа.

4. Физкультминутка.

5. Опытно-экспериментальная деятельность.

Педагог читает детям стихотворение:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

Вы в пруду её найдёте,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане.

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить.

А сейчас я предлагаю посмотреть интересный фильм и отгадать загадки о воде.

Демонстрация обучающей презентации, раскрывающейся различные состояния воды.

А как мы можем назвать: росу, снег, облака, град, туман, лёд, одним словом? Правильно, ребята, вода.

Ребята, сегодня нам пришло письмо из института «Воды». Институт воды – это место, где такие люди, как мы с вами проводят исследования с водой, изучают её. И вот сотрудники этого института нас попросили им помочь провести исследования и опыты с водой. Поможем ребята? А все результаты наших исследований мы передадим в институт через видео письмо.

1. Задание «Знакомство с фонтаном».

Ребята, сейчас я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию, одевайте халатики. Я надеваю халат с вот такой эмблемой института «Воды», и становлюсь научным сотрудником, а вы превращаетесь в моих «коллег». Теперь мы с вами сотрудники института «Воды».

Что делают в лаборатории?

Ответы детей:

Правильно, проводят опыты.

А теперь напомните мне, как нужно вести себя в лаборатории:

Ответы детей: Не шуметь. Аккуратно обращаться с посудой. Слушать старшего научного сотрудника. Внимательно следить за результатами опыта. Закончи наблюдение сделать вывод.

Молодцы! Всё правильно помните. Ну, что приступим! Коллеги, хочу вас предупредить, в нашей лаборатории появился необычный предмет. Давайте к нему подойдём и рассмотрим его.

Кто знает, как этот предмет называется? Для чего он нужен? (Ответы детей). А что льётся в фонтане? А в нашем городе есть фонтаны, где они находятся? (Ответы детей). А что льётся в фонтане? (Вода). Что можно сказать оводе, за которой мы наблюдаем? (Ответы детей: льётся, журчит, переливается, бежит, течёт). Значит она какая? (Жидкая).

Следующий вопрос, «коллеги», который интересует научно-исследовательский институт: Имеет ли вода форму? (Ответы детей: имеет, не имеет). Коллеги, а вот это мы сейчас проверим.

Наливаю воду из прозрачного кувшина в три разные ёмкости (Стакан, пробирку, колбу). Вода приобретает форму каждой из них. Дети приходят к выводу, что в данный момент вода не имеет собственной формы.

Коллеги, сотрудники нашего института также заботятся о водоёмах! Какие вы знаете водоёмы? (Река, озеро, море, пруд). –Давайте немного отдохнём и сходим к реке. Ой, а что же случилось с нашей рекой?

Посмотрите, какая у нас река. Какая она? (Дети грязная). Что же нам делать? (Ответы детей).

Коллеги, скажите, можно ли бросать в воду мусор, отходы? Что случится с водой в реке, если бросать туда мусор? (Дети: её нельзя будет пить, употреблять в пищу людям и животным, погибнут растения и всё живое в реке).

Коллеги, давайте с вами очистим реку от мусора. Молодцы, ребята! Какая чистая река у нас стала, и рыбки в ней появились разные, красивые. Такое могли сделать только добрые дети с доброй душой. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра. Послушайте, наша река зажурчала (Аудио запись «шума воды»).

Физкультминутка.

Мы немного отдохнём, встанем, глубоко вдохнём.

Руки в стороны, вперёд, мы на пляже-солнце жжёт.

Побежим скорей к реке, окунёмся, поплывём.

Ах, какая благодать!

Но и меру надо знать.

Здорово нам было тут, на вернёмся в институт!

Много знаний и открытий в институте нас всех ждут!

Занятие в лаборатории (Опыты).

Посмотрите, ребята, у меня на столе две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая? (Ответы детей: нет. Одна чистая, другая-грязная).

А как вы думаете, можно очистить грязную воду? Посмотрите, я для этого возьму воронку, вложу в неё сложенный в несколько раз бинт, и начну пропускать воду через эту воронку. Что у нас получится? (Ответы детей: вода становиться чистой).

А что стало с нашим фильтром-бинтом? (Стал грязным).

Итак, ребята, можно ли очистить грязную воду? (Ответы детей) С помощью чего? (Фильтров бинта, ваты, салфетки-в домашних условиях; очистных сооружений-на предприятиях). Этот опыт провела для вас я. А сейчас мы будем вместе проводить исследования.

Опыт № 1 «Лёд-твёрдая вода».

–Ребята возьмите в руки кусочек льда и проследите, что с ним будет происходить? Как вы думаете, почему лёд растаял? (От тепла ладони). Что осталось на ладошке? (Вода).

Вывод: лёд, снег-тоже вода.

Опыт № 2 «У воды нет куса».

Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок. Картошки, помидора. Хлеба. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду солёной, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде.

Вывод: вода не имеет вкуса.

Опыт №3 «Вода прозрачная».

Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Поднесите поочерёдно полоски к стакану. Сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из этих цветов? (Нет). Какого же цвета вода? (Бесцветная, прозрачная). Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой). Давайте опустим в стакан с водой ложку. Вы её видите? (Ответы детей).

Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачна.

Опыт №4 «Вода-растворитель».

Итак, мы выяснили, что вода не имеет вкуса. Затем предлагаю детям размешать в одном стакане сахар, в другом- соль. Что произошло с сахаром и солью? (Они растворились). После растворения веществ, предложить попробовать воду снова на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая и солёная.

Вывод: вода растворяет вещества и приобретает их вкус.

Коллеги, что нового вы узнали сегодня на занятии о воде? Какие новые свойства воды, ребята вы сегодня узнали? Может ли вода растворять вещества? Какие состояния воды вы запомнили? Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей).

Спасибо вам, ребята, за работу, и хочу пожелать не забывать о пользе воды и о том, то нужно воду беречь.