Специфика работы хореографа в доу. Детские танцы в детском саду

« Зачем нужна хореография в детском саду

Хореография – искусство, любимое детьми. И работать с ними – значит ежедневно отдавать ребенку свой жизненный и духовный опыт, приобщать маленького человека к миру прекрасного.

Хореографическое искусство обладает редкой возможностью воздействия на мировоззрение ребенка. Просмотры спектаклей, видеофильмов, посвященных танцу – все это нужно и важно.

Наиболее эффективной представляется собственная хореографическая деятельность детей, где каждый ребенок становится на время актером, творчески осмысляющим происходящее.

Преподавателю необходимо суметь привить каждому ребенку нравственные качества, уметь понимать внутренний мир каждого ребенка, уметь проникнуть в этот мир, стать человеком, открывающим малышу красоту танца, музыки, - вот каким должен быть педагог, работающий в дошкольном учреждении. Кроме требовательности к детям, необходима требовательность к самому себе. И здесь все имеет значение: интонация, взгляд, настроение, внешний вид.

Ребенка легко ранить окриком, грубым бестактным замечанием. Но так же легко и потерять его доверие, излишне умиляясь его успехами. В общении с детьми нужна приветливая, уважительная, спокойная интонация. Каждый ребенок должен чувствовать, что в него верят, его любят и понимают.

Обучение хореографии – это всегда диалог преподавателя и ребенка.

Первостепеннуюроль на занятияхиграет музыкальное сопровождение. Музыкальные произведения, используемые для сопровождения занятия очень разнообразны: по жанру, стилю, форме, размеру, темпу и т.д. Но при всем этом, музыкальныепроизведения доступны пониманию детей, музыкальны, выразительны, пробуждаютудетейфантазиюивоображение. Все это позволяет сформировать у детей наиболее полное представление о разнообразии музыкальных произведений, обогатить их эмоциональными и эстетическими переживаниями, помогает в воспитании музыкального вкуса.

Чтобы учебный процессудетей4-7летбыл эффективным, назанятияхпохореографии, максимально используется ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника – игра. Используя игровыеупражнения, имитационныедвижения, сюжетно-творческие зарисовки усиливают эмоциональное восприятие музыки детьми ипомогают полнее и всестороннеерешитьпоставленныезадачи.

Отдельныеигровыеупражнения могут быть использованы на занятиях в качестве динамических пауз – физкультминуток – в том случае, если достаточно большая часть занятия проводится сидя на стульях; или же наоборот – для отдыха – если всё занятие проводится в достаточно большом темпеиподразумеваетмногодвижений.

Комплексыигровыхупражненийвключаются в различные части занятия: в разминку или в занятие целиком. Комплексы объединяются сюжетом, темой или предметом – атрибутом, с которым выполняются движения.

Вработе над выразительностью движений, над пластикой, над эмоциональнойнасыщенностьюобраза,включаютсяназанятияхимитационныедвижения, которыеоченьценныдлядошкольноговозраста. Формируетсяэстетическийвкус, помогаятемсамымприводитьвгармониювнутренниймирребёнка. Движения под музыку рассматриваютсякак важнейшее средство развития телесного опыта ребенка и, следовательно, развития его личности в целом.

Занятия хореографией призваны:

Развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость, координацию движений, умение преодолевать трудности, закалять волю;

Укреплять здоровье детей;

Способствовать становлению чувства ритма, темпа, исполнительских навыков в танце и художественного вкуса;

Формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность телодвижений;

Избавлять от стеснительности, зажатости, комплексов;

Учить радоваться успехам других.

Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи называют этот период « возрастом двигательной расточительности».

И именно занятия хореографией помогают творчески реализовать эту потребность.

Нужно отметить, что дети, занимающиеся хореографией, гораздо реже болеют, чем их сверстники. И если занятия ведутся грамотно, продуманно, то обязательно вызывают у детей положительные эмоции, желание заниматься.

Именно детство особенно восприимчиво к прекрасному – музыке, танцу. И это позволяет нам смотреть на хореографическое воспитание как на важный и нужный процесс развития детей в дошкольном учреждении.

    Занятия по ритмике в детском саду.

Хореография в детском саду

Хореографическое искусство – это самостоятельная форма, где по-новому соединились движения, музыка, свет и краски, где тело действительно обрело свой язык. Хореографическое искусство убеждает людей в том, что искусство есть продолжение жизни и постижения себя, что им может заниматься каждый, если преодолеет в себе лень и страх перед незнакомым.

В формировании эстетической и художественной культуры ребенка хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания. Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Дети стремятся увидеть это на балетных спектаклях, в художественных альбомах, видеофильмах. Последующие их самостоятельные мнение и суждение порой заслуживают уважения. Доктор Селия Спарджер, автор книги «Анатомия и балет» , бывший консультант Королевского балета Англии, отмечала, что «балет является слишком сложным средством воспитания осанки, дисциплинированного и красивого движения, быстрой мозговой реакции и сосредоточенности, чтобы ограничить его изучение лишь для немногих избранных» . В российском образовании уроки по хореографии становятся обязательными. Они воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку у ребенка привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты.

Занятия хореографическим искусством в учреждениях дошкольного образования способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Это гармоничное занятие привлекает детей и родителей. Ребенок, владеющий балетной осанкой, восхищает окружающих. Но ее формирование -процесс длительный, требующий многих качеств от детей.

Хореографическое искусство у ребенка является дополнением и продолжением его реальной жизни, обогащая ее. Занятия этим искусством приносят ему такие ощущения и переживания, которых он не мог бы получить из каких-либо иных источников.

Воспитательная работа в учреждениях дополнительного образования - процесс сложный, многогранный. Он связан с реализацией обширной программы организационно-педагогических и художественно-исполнительских мер. Каждое направление в практике педагога-руководителя имеет свою внутреннюю логику, свои закономерности и принципы реализации. Без их познания, критического анализа невозможна достаточно эффективная организация не только художественно-творческой, учебной, образовательно-репетиционной деятельности, но и обеспечение педагогического процесса в целом.

Специфика воспитательной работы в учреждении дополнительного образования обусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных моментов в ее проведении и обеспечении. Усилия педагога направлены на формирование у детей мировоззрения, на воспитание высокой нравственной культуры, на художественное и эстетическое развитие. Эти задачи решаются с вовлечением детей в художественно-исполнительскую деятельность, с организацией учебно-творческой работы. Поэтому первый уровень воспитания ребенка средствами хореографии в учреждении дошкольного образования - это образование и обучение его как исполнителя. Второй уровень воспитания - это формирование ребенка как личности, развития в нем гражданских, нравственно-эстетических качеств, общей культуры.

Эффективность дошкольного образования детей во многом зависит от состояния здоровья воспитанников. Живя в период бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок становится заложником быстро развивающихся технических систем: телевидение, компьютеры, сотовая связь – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения.

Современная педагогика стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда «дух» и «тело» находятся в гармонии, необходимы меры целостного развития, укрепления и сохранения здоровья детей. Определяющим фактором в системе сохранения и развития здоровья подрастающего поколения может стать обоснованный образовательно - воспитательный процесс в дошкольном учреждении. Ребенок, приходя в детский сад, имеет ограниченный запас двигательных навыков, с нарушенной осанкой, координацией. Многие скованны, неподвижны, медлительны, другие - разболтаны и суетливы.

Хореографическое искусство способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия хореографией направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.

Ребенок имеет индивидуальную форму развития и претендует на право сопровождения его индивидуального обучения. Адаптироваться к системе образования и воспитания должны не дети, а программы и методы обучения должны адаптироваться к ребенку и формировать у него осознанную мотивацию к получению знаний и развитию собственного здоровья.

Развитие ребенка-дошкольника идет благодаря активности, проявляющейся в различных формах деятельности, среди которых важное место занимает игра – особая форма усвоения ребенком окружающей действительности. Игра выступает как универсальное средство развития и обучения, как средство, стимулирующее творческую деятельность детей и формирующее начальные хореографические умения. Это основной и главный путь эстетического воспитания и приобщения к искусству в этом возрасте.

Задача педагога дополнительного образования состоит в том, чтобы создать условия для поиска характерных особенностей пластики персонажей, деталей их поведения. Выразительность исполнения образных движений, воссоздавая образ в целом. В основном это мир природы, окружающей нас, игрушки, добрые сказочные персонажи. Детям предлагаются этюды, небольшие по содержанию рассказы, яркие короткие музыкальные произведения для освоения образа, задания для импровизации танцевальных движений, игры с импровизациями.

Таким образом, хореографическое искусство одно из средств эстетического воспитания и воспитания детей в учреждениях дошкольного образования. Хореографическое искусство, как и любое другое искусство, способно приносить глубокое эстетическое удовлетворение. Ребенок, который хорошо танцует, испытывает неповторимые ощущения от свободы и лёгкости своих движений, от умения владеть своим телом, его радуют точность, красота, пластичность, с которыми он исполняет сложные танцевальные движения, что служит источником эстетического удовлетворения.

В мире хореографического искусства красота и совершенство формы неразрывно связаны с красотой внутреннего содержания танца. Исполнение танца, несёт в себе элементы художественного творчества. Танцующий ребенок в учреждениях дошкольного образования стремится в красивой, эстетически совершенной форме танца выразить своё настроение, эмоции, проявляет свои внутренние качества, выражает своё мировоззрение. Осваивая танцевальную лексику, ребенок не просто пассивно воспринимает красивое, он преодолевает определённые трудности, проделывает определённую работу, для того чтобы эта красота стала ему доступна. Познав красоту в процессе творчества, ребенок глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях: в искусстве, и в жизни. Хореографическое искусство является эффективным средством организации досуга ребенка в учреждении дошкольного образования, культурной формой отдыха.

О хореографии в детском саду Хореография – искусство, любимое детьми. Хореографическое искусство обладает редкой возможностью разносторонне воздействовать на ребенка. Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности». Занятия хореографией помогают творчески реализовать эту потребность, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувство ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и стимулировать память, внимание, мышление и воображение ребенка. Также нужно отметить, что дети, занимающиеся хореографией, гораздо реже болеют, чем их сверстники. В современных детских садах музыкально - двигательное воспитание имеет устоявшиеся традиции: программу, методику. Обучение хореографии – это всегда диалог, даже когда ученик совсем еще маленький человечек, но все равно, от его настойчивости, целеустремленности в желании постигать тайны искусства танца зависит успех совместного труда. Хореография – искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и, в целом, психического развития детей.


Занятия хореографией призваны: укреплять здоровье детей; развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость, координацию движений, умение преодолевать трудности, закалять волю; способствовать становлению чувства ритма, темпа, исполнительских навыков в танце и художественного вкуса; формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность телодвижений и поз; избавлять от стеснительности, зажатости, комплексов; учить радоваться успехам других и вносить вклад в общий успех.


Уважаемые родители! С древности движения, выполняемые под музыку, применялись в воспитании детей и почитались как занятия, приносящие здоровье физическое и духовное. Возникновению системы ритмического воспитания мы обязаны швейцарскому педагогу и композитору Э. Жак - Далькрозу. Ритмика – исполнительный вид музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движении. Основа ритмики – музыка, а движения используются, как средство более глубокого ее воспитания и понимания. Программное содержание ритмики подводит детей к ощущению гармоничной слитности своих движений с музыкой, что способствует развитию творческого воображения. Восприятие музыки это активный, слуха-двигательный процесс. Через движение ребенок ярче и эмоциональней воспринимает музыку, закрепляет знания о средствах музыкальной выразительности.


«Я хочу танцевать!» Ребенок, занимающийся каким-либо видом танцевального искусства, всегда выделяется среди своих сверстников. Красивая осанка, грациозная походка, опрятный благородный вид – неотъемлемые черты "танцующего" ребенка. Первым шагом Вашего ребенка в этот удивительный мир танца могут стать занятия в кружке хореографии. Занятия хореографией для детей среднего дошкольного возраста в детском саду построены в игровой форме и включают в себя элементы ритмики, пластики, растяжек и конечно основы классической хореографии. Самое важное - это привить ребенку интерес к занятиям, желание танцевать, и любовь к танцу. Конечно, не каждый родитель видит своего ребенка, танцующим на сцене в пачке и пуантах. Но это не значит, что его занятия в кружке не принесут ему пользы. Ведь такие занятия – это и недостающая современному ребенку двигательная активность, и эмоциональная разрядка, и формирование правильной осанки, и воспитание эстетических качеств - необходимые для нормального роста и развития Вашего малыша. Ритмический компонент занятий включает развитие чувства ритма, т.е. двигаться в такт музыке, различать темп и настроение движений. Пластика позволяет отработать плавность движений, научиться чувствовать свое тело. Растяжки – неотъемлемый компонент занятий хореографией. Растяжки повышают эластичность связок, мягкость мышц, расширяют диапазон доступных ребенку движений.


Ритм в музыкальном развитии детей Вместе с развитием музыкальных способностей детей мы уделяем самое серьезное внимание ритмическому воспитанию. В развитии чувства ритма должно участвовать все тело. Еще одно важное наблюдение касается того, что в основе чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки. То есть не менее важна эмоциональная природа ритма. Использование обеих категорий в системе музыкального развития детей дает исключительно положительный результат. Для того чтобы ребенок действительно проникся чувством ритма все нужно начинать с простых движений под музыку (ходьба, бег, прыжки). Основная задача на этом этапе – добиться у ребенка быстрой реакции. Ритм присутствует во всех моментах музыкальных занятий: в пении, слушании музыки. Часто к этому добавляется звучащий жест (хлопки, шлепки по коленям, притопы и т.д.). Также много ритмической работы ведется в музицировании на музыкальных инструментах. Постепенно ритмические формулы усложняются. Они становятся более длительными, вводится прерванный ритм, синкопа. Ритмические композиции составляются вместе с разнообразными движениями (имитационными, танцевальными, общеразвивающими). Они позволяют выразить различные эмоциональные состояния, сюжеты, образы. Интерпретируя музыку, ребенок приобретает опыт творческого переосмысления музыки. Именно этот опыт позволит ребенку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды творческой деятельности. Ритм присутствует в нашей жизни всюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях. Наша речь, овладение чтением и письмом так же требуют развитого чувства ритма. Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт.


Для чего нужны занятия хореографией? К движению под музыку приобщаются как одаренные дети, так и те, кому нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах. Доказано, что двигательные упражнения развивают мозг, позволяют выразить эмоции, реализовать энергию. Для достижения результата при построении занятия используется принцип радости. Что дают занятия хореографией? Занятия хореографией развивают творческие способности, воспитывают вкус, развивают координацию движений и чувство ритма. Развивается умение ориентироваться в пространстве, формируется правильная осанка и красивая походка. В то же время происходит развитие психических процессов (восприятия, внимания, воли, памяти, мышления) и общее оздоровление. Что входит в программу занятий хореографией? - Знакомство с основными движениями хореографии: позиции рук, ног, отдельные движения из exercice. - Танцевальные этюды. Подвижные игры. - Разучивание танцев: полька, галоп, гавот, русский танец, полонез, вальс (облегченные варианты). По мере усвоения пройденного материала усложняется рисунок танца, добавляются новые композиции. Занятия сопровождаются музыкальными произведениями различных жанров: классическая музыка, народные мелодии, современные ритмы, обработки детских песен. Форма для занятий у мальчиков – белая, желательно без надписей, футболка и черные или темные шорты. На ногах белые носки и чешки или балетные туфли. У девочек должен быть белый купальник или белая футболка и короткая белая юбка. На ногах то же самое, что и у мальчиков.


Взрослые вопросы о детских праздниках Новый год, праздник весны, праздник осени - это так называемые календарные праздники, когда мы приглашаем всех родителей в детский сад. Педагоги хотят показать, чему научились дети на занятиях, родители хотят увидеть, как их дети блестяще поют, танцуют и читают стихи. Иногда все проходит чудесно, но иногда праздник прямо с самого начала идет не так, как вы себе это представляли. Именно ваш ребенок вдруг начинается прижиматься к вам и отказывается идти на «сцену» или стоит с другими детьми, нервно теребя рукав, и смотрит в пол, явно не получая никакого удовольствия от всего происходящего. Для кого же такой праздник? К организации детского праздника можно подходить по-разному. Если у праздника только одна цель – чтобы дети повеселились от души и получили подарки – все очень просто. Приглашаются артисты, которые играют с детьми, развлекают их. Затем угощение и вручение подарков. Календарные праздники - это совсем другое. Здесь артистами становятся сами дети. Иногда такой праздник превращается в серьезное испытание для детей, особенно если они младше 5 лет. Почему так происходит? Вы задумывались о том, что не все люди (даже взрослые) любят выступать публично, тем более, когда от них ждут демонстрации каких-то результатов. Но ведь ребенок, в отличие от взрослого, не может об этом сказать. Более того, родителям хочется видеть, что он не только все делает лучше всех, но и радуется тому, что он делает. Когда ожидания от праздника не совпадает с тем, что вы увидели, настроение портится у всех: у вас, у ребенка и даже у педагога. Педагогу ведь тоже хочется, чтобы праздник прошел хорошо. Проблем много, но такие праздники все равно очень полезны для детей, ведь это самый настоящий психологический тренинг - тренинг ответственного поведения в ситуации, когда от ребенка требуется максимальная собранность. Способность вести себя адекватно ситуации, выполнять правила – один из признаков социальной зрелости ребенка. И эта зрелость не наступает неожиданно сама по себе, она – результат опыта.


Что же делать родителям? Вы можете очень помочь своему ребенку и нам. Для того чтобы ребенок действительно получил удовольствие от праздника, мы советуем вам придерживаться следующих правил. Отнеситесь к празднику позитивно и, самое главное, спокойно. Не надо говорить ребенку, что он обязан быть лучше всех или, что вся семья (а особенно папа!) очень расстроится, если он выступит плохо. Пожалуйста, доверяйте педагогу. Не огорчайтесь, если ваш ребенок получил второстепенную, на ваш взгляд, роль. Поверьте, педагог никого не хочет выделить или, наоборот, обидеть. Мы заинтересованы в том, чтобы каждый ребенок показал себя с самой лучшей стороны. Педагог хорошо знает возможности каждого ребенка: кто-то лучше умеет двигаться под музыку, кто-то петь, а кто-то читать стихи. Кто-то пока не готов петь соло, но замечательно поет в ансамбле и получает от этого удовольствие. Отнеситесь очень внимательно к выбору праздничной одежды для ребенка. Иногда причиной капризов малыша может быть то, что ему просто жарко в меховом маскарадном костюме или неудобно двигаться в платье с кринолином. Лучше, если одежда будет соответствовать тематике праздника или будет просто удобной. Например, вы смогли бы исполнить танец зайчика в костюме пирата? Наверно, с трудом. Если ребенок боится выступать, расскажите ему, что вы тоже в детстве ходили в детский сад и участвовали в праздниках. Не надо заставлять ребенка что-то делать на празднике насильно. Не расстраивайтесь и не раздражайтесь, если ребенок ведет себя не так, как вам хочется. Не все дети прирожденные артисты, кому-то нужно больше времени для адаптации. Постарайтесь поменьше фотографировать во время выступления. Во-первых, такие фотографии очень редко получаются удачными, ведь дети постоянно двигаются. Во- вторых, родители, которые бегают по залу с камерами, пытаясь поймать в объектив своего ребенка, очень мешают всем детям сосредоточиться. И самое главное: пожалуйста, улыбайтесь во время праздника. Ваш ребенок все время смотрит на вас и ваше выражение лица для него очень важно. Ведь он так хочет Вам понравиться!


Различают несколько видов осанки: 1. «Отличная осанка» - передняя поверхность грудной клетки выступает над поверхностью живота, спина равномерно волнообразная, что зависит от позвоночных изгибов. 2. «Хорошая осанка» - голова чуть наклонена вперёд, передняя поверхность живота выступает над передней поверхностью грудной клетки, равномерная волнообразность изгибов спины несколько нарушена. 3. «Удовлетворительная осанка» - грудная клетка несколько плоская, передняя поверхность живота значительно выступает над передней поверхностью грудной клетки. Волнообразность спины нарушена, особенно в поясничном отделе позвоночника. 4. «Плохая осанка» - голова выдвинута вперёд, грудь впалая, спина сутулая. При нормальной осанке изгибы позвоночника выражены умеренно. Направление линии позвонков при этом строго вертикально. Правая и левая части симметричны: шейно-плечевые линии на одном уровне, углы лопаток на одной высоте и на одном расстоянии от позвоночника, треугольники талии (пространство между линиями туловища и вытянутыми вдоль руками) одинаковы. В нормальной осанке ось тела, проходя через общий центр тяжести, проецируется на середину площади опоры, что обеспечивает устойчивое равновесие тела (апломб). «Равновесие – состояние неподвижности, покоя, в котором находится какое-либо тело под воздействием равных, противоположно направленных и поэтому взаимно уничтожающих сил» - так определяют понятие равновесия словари русского языка. Но в хореографии термин «устойчивость» понимается шире – как умение (или способность) сохранять без колебаний позы на всей стопе, на одной ноге, на полупальцах, а также сохранять равновесия в сложных двигательных ситуациях. Достичь устойчивости могут лишь те, кто обладает правильной осанкой, хорошим зрением, нормальной работой вестибулярного аппарата, координацией, общим хорошим физическим развитием и здоровой нервной системой.


7. Разрешите ребенку иметь личную жизнь. Уважайте Вашего ребенка так, как Вы уважаете других людей. 8. Не скупитесь на ласку: поцелуи, объятия, ласковые слова - все это нужно и Вам, и ребенку. 9. Не занимайтесь воспитанием, когда Вы раздражены, устали, плохо себя чувствуете. Сначала отдохните. 10. Не защищайте ребенка от жизненных обстоятельств и последствий его поведения, потому что дети учатся только на собственном опыте. 1. Дети рождаются от любви и для любви. Радуйтесь Вашему ребенку! 2. Не ждите, что дети осуществят Ваши мечты. Они имеют свои мечты, помогите детям осуществить их. 3. Не жертвуйте для ребенка своей жизнью, работой, любовью. Детям эти жертвы не пойдут на пользу. 4. Относитесь с уважением к детским чувствам, делам. Детство - это не подготовка к жизни, детство - это тоже жизнь. 5. Когда ребенок с Вами - разговаривайте, слушайте его внимательно, сопереживая. 6. Не испытывайте честность ребенка, если не хотите, чтобы Вас обманывали. Советы родителям



Хореография в детском саду – это одно из любимейших детских занятий. Малыши настолько переполнены жизненной энергией, что абсолютно не могут усидеть на месте и обязательно всем видам деятельности предпочитают ту, где нужно двигаться. Поэтому и урок хореографии в детском саду, который обычно проходит под веселую музыку, кажется малышам заманчивым и привлекательным.

Программа для детей по хореографии

Хореография в детском саду имеет довольно обширную программу – ребятишек обучают базовым движениям, развивается пластика, грация, координация движений. Здесь закладываются азы, и если у ребенка есть наклонность к танцам, обычно это видно уже на этом этапе. Разумеется, кружок хореографии в детском саду не ставит целью превратить детишек в профессиональных танцоров и балерин – программа предполагает только обучить детей базовым движениям, объяснить понятия танцевальных позиций и обучить первичному пониманию сути танца.

Именно поэтому хореография в саду не может полностью заместить посещение дополнительных курсов танцев, если ваш ребенок действительно тянется к освоению этого умения. К тому же, детсадовские занятия ни к чему не обязывают и не являются путем к развитию в сфере танцев. Только если вы отдадите ребенка в специализированный кружок хореографии и танцев для детей, ваш сын или дочь смогут действительно отточить какие-либо умения и принимать участие в различных танцевальных соревнованиях и выступлениях. Разумеется, хореография для детей 3 лет еще не предполагает такие перспективы на ближайшее будущее, но приблизительно после семи лет детей из кружков активно привлекают на городские мероприятия.

Если же ваш ребенок посещает хореографию для детей 7 лет и не теряет интереса на протяжении нескольких лет, вероятно, в вашей семье растет действительно талантливый танцор, и нужно поддерживать и поощрять его развитие.

Основы хореографии для детей: польза

Как уже говорилось выше, воспитание детей искусством хореографии способствуют творческой реализации потребностей малышей в двигательной активности. Однако кроме банального удовлетворения потребностей в этом также существует немало плюсов:

Современная хореография для детей действительно имеет множество плюсов. К тому же, малышам легко и приятно заниматься бегом, прыжками и подскоками, и ребенок заряжается позитивной энергией. Трудности возникают там, где необходимо задействовать мелкие движения, связанные с пальцами рук – однако и это легко преодолимо. К тому же, такие жесты, освоенные в раннем детском возрасте, способствуют более четкому рисованию и раннему освоению письма.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Рассмотрено Утверждаю на педагогическом совете Директор МБОУ ДО ДДТ протокол № 2 ___________ О.В.Гончарова

от « 1 » января 2016г. « 1 » января 2016 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

по хореографии

«КАРАМЕЛЬКИ»

художественная направленность

возраст обучающихся 5 - 7 лет,

срок реализации – 2 года

Петрова Наталья Анатольевна

Ст. Тацинская

2016 г.

Паспорт дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы

«КАРАМЕЛЬКИ»

Ф.И.О. Петрова Наталья Анатольевна

Место работы: МБОУ ДО ДДТ

пер. Пионерский, д. 23

Адрес: ст. Тацинская

Телефон: 89185119357

Должность: педагог дополнительного образования

Направленность ОП

Социально-педагогическая

Возраст обучающихся

Дошкольники 5-7 лет

Срок реализации ОП

2года

Нормативно - правовая база

Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ (ред. 07.05.2013 г.)

«Об образовании в РФ»;

Конвенция ООН «О правах ребенка»

«Федеральная программа развития образования 2011-2015г.г.», утвержденная постановлением Правительства РФ от 07.02.2011г. №61;

Примерные требования

к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06 - 1844).

Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» учреждениям дополнительного образования детей»

Год разработки и редактирование ОП

2016г. создание образовательной программы

СОДЕРЖАНИЕ

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    1. Актуальность и новизна программы

      Цели и задачи

      Отличительные особенности и возраст обучающихся

      Сроки реализации, продолжительность образовательного процесса

1.7 Формы и режим занятий

1.8 Ожидаемые результаты образовательного процесса

1.9 Формы подведения итогов

    УЧЕБНЫЙ ПЛАН

    Учебно-тематический план 1-го года обучения

Учебно-тематический план 3-го года обучения

    МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

3.1 Формы занятий и подведения итогов, приемы и методы

3.2 Дидактический материал

3.3 Техническое обеспечение занятий

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Карамельки» - художественная.

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов сферы дополнительного образования детей относятся такие, как создание целостной системы обучения хореографии, которая позволила бы:

    выявить и развить личностные качества обучающихся, их одарённость;

    организовать полноценный досуг обучающихся, наполняя его активно-деятельным, эмоционально и психологически комфортным содержанием;

    привить им музыкально - эстетический вкус, умение ценить красоту;

    приобщить к культурным ценностям классического наследия;

    помочь обучающимся организовать здоровый образ жизни.

Таким образом, важно осуществлять процесс обучения хореографическому искусству с дошкольного возраста.

Актуальность программы состоит в том, что она ориентирована на духовно-нравственное развитие дошкольников, формируя у них чувство принадлежности к своей малой Родине, уважение к хореографическим традициям Донского края, толерантное отношение к самобытному танцевальному творчеству народов, проживающих в Российской Федерации.

Представленная программа является фундаментом для развития хореографических способностей детей дошкольного возраста, так как включает теоретические знания по истории этого предмета, хронологическую последовательность важнейших направлений, стилей, явлений и событий в эволюционном пути развития хореографии в России и за рубежом, и в этом ее актуальность и значимость.

Новизна данной программы – это своеобразие темы «Элементы современного танца », в которую входит не только изучение современной пластики движений, постановки в современных ритмах, но и танцевальной аэробики , которая в настоящее время популярна своей простотой и доступностью. Детям нравится энергично двигаться под ритмичные популярные мелодии. Таким образом, обучающиеся, постепенно преодолевают трудности первых шагов на пути к вершине мастерства.

Занятия танцем дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии, ритмике движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей.

Педагогическая целесообразность

Обучение детей по данной программе, предполагающей изучение основ танцевальной культуры, умение красиво и пластично двигаться под различные танцевальные ритмы и темпы музыки, сопутствует физическому развитию и повышению уровня общего образования и культуры детей.

Целесообразность данной программы состоит в том, что необходимо продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения, заложенные природой, т.к. музыкально-ритмическое творчество может успешно развиться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.

Занимаясь по программе, дети имеют возможность попробовать овладеть различными направлениями танцевальной культуры.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, их запросы и интересы, занятия хореографией проводятся в игровой форме, большое внимание уделяется музыкальным играм, импровизации. В музыкальных играх, создавая тот или иной образ, дети слышат в музыке и передают в движении разнообразные чувства.

На занятиях хореографией подбор упражнений соответствует возможности и подготовленности детей. Система упражнений выстроена от простого к сложному, с учетом всех необходимых музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения при условии многократного повторения заданий, что помогает успешному выполнению требований Программы.

В процессе прохождения программы дети знакомятся с основами танцевального искусства, осваивают репертуар, показывают свое мастерство на детских праздниках и концертах.

Музыкальный материал подбирается по следующим принципам:

    соответствие возрасту;

    художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;

    разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки, детских песен, музыки из мультфильмов.

На основе подобранного музыкального материала создается танцевальный репертуар. Репертуар к программе подбирается для каждого возраста детей.

Цель программы - формирование у детей творческих способностей через развитие музыкально-ритмических и танцевальных движений.

Задачи:

развивающие:

    развитие физических данных ребенка, улучшение координации движений;

    развитие у детей музыкально-ритмических навыков;

    умение ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, динамикой;

воспитательные:

    воспитание патриотизма, гражданственности нравственности, толерантности;

    психологическое раскрепощение ребенка;

обучающие:

    обучение дошкольников приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;

    обучение навыкам правильного и выразительного движения в области классической, народной и современной хореографии.

Отличительные особенности

Учебно-тематический план 1 года обучения

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

Сценический шаг

Современный танец

Народный танец

Постановочная работа

Репетиционная работа

Танцевальные этюды

Публичные выступления

Итоговое занятие

ИТОГО:

108

6

102

В возрасте 5-6 лет ярко выявляется индивидуальность ребенка, его инициативность, попытки собственной интерпретации при исполнительстве, эмоционально осознанное восприятие.

Развитое чувство ритма характеризуется чутким улавливанием метра, акцентов, пульсации, ритмического рисунка, музыкальной формы, темпа произведения.

1. Вводное занятие

Теория. Вспомнить с детьми правила поведения на занятиях, правила проведения занятия (поклон).

2. Познакомить с требованиями к внешнему виду.

3. Разговор о технике безопасности на занятиях.

4. Провести начальную диагностику на элементарных движениях.

2. Сценический шаг

Теория. Мелодия, ритм, темп. Музыкальные размеры 4\4, 2\4. Такт и затакт. Правила и логика перестроений. Понятие - танцевальный шаг. Прослушивание музыки – тактирование- выделение сильной доли.

Практика. Поклон. Марш под музыку на месте, по кругу, вокруг себя, вправо, влево.

Рисунки танца: круг, диагональ, линия, строй, шахматный порядок, звездочка.

Шаги: танцевальный шаг, пружинистый шаг, приставные шаги, шаги на носках, на пятках, шаги накрест, шаги с остановкой (носок у колена), боковые шаги с носка и каблука. Бег: бег на носках, бег с захлестом голени назад, бег ножницами, подскоки, галоп.

Комбинации на координацию движений, общеразвивающие упражнения, хлопки, притопы, приставные шаги, упражнения для рук, ходьба, сидя на корточках, прыжки «мячик», прыжки по6-ой позиции, по точкам, повороты вправо, влево; прыжки - разножка, прыжки с поджатыми ногами.

3. Современный танец

Теория : Особенности исполнения движений современного танца. Основы ритмических движений.

Практика : упражнения длярук, локтей, кистей, шеи, плеч, корпуса, бедер, ног и стоп.

    приставной шаг, с хлопком, с каблуком, с ладошками, с plie . Те же элементы с шагом накрест.

    Поворот на шагах, поворот на месте

    шаги вперед-назад. «уголок»

    бег на полупальцах

    прыжки по точкам по VI п. (2-4-6-8),подскоки с подниманием колен с продвижением, на месте.

Элементы разминки:

    наклоны головы (крестом), повороты, вращение

    работа плеч: поочередное, одновременное поднимание и опускание, качалочка, круги вперед-назад.

    Работа стоп: на demiplie по II п., поочередное, одновременное поднимание и опускание пяток, качалочка.

    Упражнения на растяжку: выпады, «паучок», и т.п.

Виды движений для развития подвижности позвоночника:

Наклоны торса с прямой спиной вперед, назад, в стороны

Изгибы торса

4. Народный танец

Теория: Особенности русских народных движений. Позиции ног: открытые, закрытые, прямые. Позиции рук. Положения рук и кисти, головы, корпуса. Лирический и быстрый танец.

Практика: Русский народно-сценический танец .

Поклон в русском характере.

Положения рук . Раскрывание и закрывание рук на талию, в кулачках. Полочка.

Подготовительное положение рук, кисти загнуты вверх и др.

Удары стопами в полуприседе, притоп, шаг с притопом, притоп с подскоком.

Танцевальные движения: «Гармошка». Припадание на месте, с продвижением в сторону по 6-ой, 3-ей поз. « Ковырялочка». «Моталочка». «Молоточки».Комбинации.

Рисунки танца. Переходы в парах, линиях, по кругу: « прочес», «змейка», «до – за - до», «воротца».

5. Постановочная работа

Теория : Передача образа в танцевальной постановке. Рисунок танца.

Практика: Разучивание комбинаций, отработка их. Постановка.

Примерный репертуар: «Мама», « Марш снеговиков», «Гномики», танец снежинок…

6. Репетиционная работа.

Теория : беседы об особенностях и отличиях при исполнении классических, народных и спортивных танцевальных номеров. Поведение на сцене: выход и уход. Эмоциональность исполнения и передача образа.

Данный раздел включает в себя общеразвивающие упражнения, отработку сложных движений, изучение рисунка танцевальной композиции и работу с отстающими детьми. Показ танца является необходимым этапом постановочной работы. Во время выступления учащиеся воспитывают отношение к публичному выступлению и самоутверждаются. Репертуар постановок планируется в соответствии с актуальными потребностями и творческим состоянием группы. В связи с этим каждый год делается анализ педагогической и художественно-творческой работы коллектива, определяется новый репертуар музыкальный репертуар

7. Танцевальные этюды

Теория: педагог корректирует исполнение отдельных элементов, фигур, рисунка. Занятия групповые и индивидуальные (по востребованию).

Практика: танцевальные этюды педагог ставит сам: они служат ступенью, подготовкой к дальнейшим номерам.

танцевальные этюды – обучающиеся импровизируют под музыку. Это поиск пластического образа, состояния настроения.

8. Публичные выступления

Практика: Итогом деятельности детей становятся выступления на концертах, родительских собраниях. Радость детей, желание показать свои умения, смешивается со страхом: выход на сцену - очень ответственный шаг. И преодоление этого страха послужит детям в преодолении жизненных трудностей.

9. Итоговое занятие

К концу первого года обучения обучающийся будет

знать:

    основы хореографических упражнений этого года обучения;

уметь:

    хорошо ориентироваться в зале при проведении музыкально-подвижных игр;

    выполнять специальные упражнения для согласования движений с музыкой,

    исполнять ритмические, народные, бальные танцы и комплексы упражнений, а также двигательные задания по креативной гимнастике этого года обучения;

    владеть навыками искусства танца, способности и желание продолжать занятия хореографией после освоения программы.

Учебно-тематический план 2-го года обучения

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

Эмоционально-творческое развитие

Танцевально-ритмическая гимнастика

Классический танец

Народный танец

Танцевальные этюды

Композиция и постановочная работа

Репетиционная работа

Публичные выступления

Бальный танец

Итоговое занятие

ИТОГО:

108

10

98

1. Вводное занятие.

Введение в программу. Входящая диагностика. Проведение инструктажа по охране труда, правила поведения на занятиях в танцевальном коллективе, ПДД, ППБ. Организационное начало, игры на знакомство «У тебя, у меня».

Цель : знакомство с воспитанниками, определение работы в коллективе решение организационных вопросов, определение музыкальных и танцевальных данных воспитанников; знакомство с техникой безопасности на занятиях, ППД, ППБ.

Форма работы: групповая.

2.Эмоционально-творческое развитие.

Теория: Сюжетно - ролевые игры, подвижные игры, обще развивающие игры.

Практика: Сюжетно - ролевые игры, подвижные игры, обще развивающие игры, игры для создания доверительных отношений в группе, игры направленные на развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, игры на развитие слуха, чувства ритма: «Звук настанет и удары ладош». «Пропоем, про хлопаем, любимую мелодию». «Я в музыке услышу кто ты, что ты». «Музыкальный теремок». «Игры на развитие актёрского мастерства».

3. Танцевально-ритмическая гимнастика.

Особенностью обучения 3-го года обучения является включение в программу знаний по музыке, урок ритмики. Музыка для детей становится возможностью выразить себя, найти свою музыку для души. Сегодня образцом для подражания становятся исполнители часто звучащие в эфире. И за мишурой аранжировки слушатели дошкольники не замечают пустоты текста, примитивных мелодий. Уроки ритмики раскрывают перед детьми иные грани музыки достойные внимания. Целью урока ритмики является развитие слуха, чувства ритма, формирование музыкального восприятия и представлений о выразительных средствах музыки.

    Игра-ритмика

    Игра-гимнастика

    Пластические и ритмические этюды.

Цели: развитие общей физической подготовки (силы, выносливости, ловкости), развитие танцевальных данных, изучение танцевальных элементов, развитие ритмичности, музыкальности, эмоциональной выразительности, фантазии ребенка.

Форма работы: коллективная, групповая, парная.

4. Классический танец:

    теоретические и практические основы техники исполнения классического танца;

    осуществление тесной взаимосвязи, взаимовлияния работы у станка и на середине зала;

    позы классического танца;

    аdagio, allegro;

    история балета.

Цели: добиться целенаправленности физических усилий, прокладывая и осуществляя на каждом занятии глубокие внутренние связи между словом педагога и мышечным ощущением воспитанника, добиться наиболее точного пластического выражения, услышанного в музыке.

Форма работы : коллективная, групповая, индивидуальная.

5. Народно-сценический танец.

    Знакомство с основными элементами народного танца.

    Изучение и исполнение упражнений у станка и основных танцевальных элементов на середине зала.

    Овладение техникой, стилем, манерами исполнения народных танцев разной национальности.

    История возникновения народного танца.

    История возникновения народно-сценического танца.

Цели: овладение знаниями в области танцев народов мира их характером и манерой исполнения, в том числе самобытными особенностями народного танца своей области, развитие музыкальности, координации, сценической выразительности, творческой активности, воспитание чувства патриотизма, любовь к своей родине через любовь к танцу.

Форма работы: коллективная, групповая.

6. Танцевальные этюды

    Сценическое движение.

    Сценический грим.

    Тренинг и игры на эмоциональное раскрепощение.

    Этюды на эмоциональную выразительность.

Цели: овладение умением передавать образы в танцевальных композициях, умение перевоплощаться, передавать настроение людей, вовлекая зрителя в общий замкнутый круг действий.

Форма работы: коллективная.

    Композиция и постановка танца.

    Сочинение танцевальной миниатюры.

    Этюдная работа.

    Постановка танца.

    «Драматургия танца».

Цели: знакомство с законами драматургии, развитие эмоционально-творческой деятельности, художественного вкуса, волевых качеств, действенно-практических способностей, самоконтроля и самооценки, формирование личностных качеств воспитанника (умение работать в коллективе, решать творческие споры, оказывать помощь участникам деятельности), умение применять полученные знания с пользой для себя и окружающих.

Форма работы: групповая , коллективная.

    Репетиционная работа

Постановочно-репетиционная деятельность:

а) подборка музыкального материала;

б) предварительный отбор выразительных средств;

в) сочинение композиционного построения – рисунок танца.

    Публичные выступления.

    Открытые занятия

    Родительские собрания

Цели: приобщение к концертной деятельности, развитие мотивации и личностной успешности, внимания и выносливости, самостоятельности и творческой активности, навыков коллективного взаимодействия, воспитание культуры поведения на сцене и во время репетиций.

Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

    Тема: Бальный танец

Теория: подготовка детей к выпускному балу из детского сада. Разучиваются элементы и фигуры фигурного вальса.

Практика: Изучение основ танца «Вальс»: «лодочка» с поворотом, «окошко», вальс крестом, «елочка», «ручеек», шеен.

основные элементы:

«качели»,«вальсовая дорожка»,«перемена»;вalance (покачивание в разные стороны);работа в паре:положение рук в паре,вращение «звездочка»;

простые танцевальные комбинации.

11.Итоговое занятие.

    Подведение итогов за учебный год.

    Отчетный концерт.

Цели: развитие мотивации, личностной успешности; развитие навыков группового взаимодействия; отслеживание результата приобретения воспитанниками знаний, умений, творческих, личностных и социально значимых достижений.

Форма работы: коллективная.

К концу второго года обучения обучающийся будет

знать:

Правила поведения на занятии и ПДД;

Позиции рук и ног;

Программный материал подготовительного этапа;

уметь:

ориентироваться в пространстве;

Различать характер музыки, темп, размер, части, фразу;

Выполнять движения согласно характеру музыки;

Держать осанку, апломб, подбородок, правильно держать руки;

Выполнять пластические, гимнастические и образные этюды.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

3.1 Формы занятий и подведения итогов, приемы и методы по каждой теме

беседа,

практическое занятие

Диагностика хореографических данных

2

Сценический шаг

беседа,

практическое занятие

наглядный практический вербальный

3

Классический танец

беседа,

практическое занятие

наглядный практический вербальный

Выступления, открытые занятия

4

современный танец

беседа,

практическое занятие

наглядный практический вербальный

Выступления, открытые занятия

5

Народный танец

беседа,

практическое занятие

наглядный практический вербальный

Выступления, открытые занятия

6

Бальный танец

беседа,

практическое занятие

наглядный практический вербальный

Выступления, открытые занятия

7

Постановочная работа

беседа,

практическое занятие

наглядный практический вербальный

Выступления, открытые занятия

8

Репетиционная работа

практическое занятие

наглядный практический вербальный

Выступления, открытые занятия

9

Танцевальные этюды

беседа,

практическое занятие

наглядный практический вербальный

Выступления, открытые занятия

10

Публичные выступления

беседа,

практическое занятие

практический

Выступления, открытые и итоговые занятия

Дидактический материал Техническое обеспечение занятий Компьютер

Видеозаписи Коврики

Аудиозаписи Форма

Колонки

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. БуренинаА.И. по ритмической пластике для детей ред. «Ритмическаямозаика»

2. Барышникова Т. «Азбука хореографии» Москва. «Айрис-пресс» 2000г.

3. Володина О.В. Самоучитель клубных танцев, «Феникс» 2005

4. Воронина Н.В., Михайлова М.А. Танцы, игры, упражнения для красивого движения, Ярославль 2004

5. ЗарецкаяН., РоотЗ. «Танцы в детском саду» Москва 2003г.

6 . Овчаренко Е., C молянинова Н. История и теория народно-сценического танца. – Барнаул, 2000.

7. Потуданская О.В., Программа школа-студия эстрадного танца «Саманта», МЦЭВДиМ г. Новочеркасск

8. Сайкина Е.Г.,ФирилеваЖ.Е. «Танцевально-игровая гимнастика для детей» Санкт – Петербург 2003г.

9. Черемнова Е.Ю. Танцетерапия: танцевально-оздоровительные методики для детей - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008