Развитие, социализация, воспитание-что это? Курсовая работа: Воспитание и социализация

Эссе «Что сильнее - социализация или воспитание? За чем будущее?»

Есть такое мнение, что человек существо социальное и без общества ему ну никак.

Так ли это? Как любят говорить мои коллеги, что все мы родом из детства, так может заглянуть в детство и найти там корни социализации и потребности в обществе?

Чтобы хоть как–то прикоснуться к этой обширной и спорной теме, давайте рассмотрим то, как социализация и воспитание проявляется в обычной жизни.

Согласно классиков психологии на формирование личности влияют две фигуры, это мать и отец.

Мать отвечает за то, как ребенок строит отношения с внутренним миром.

А отец за то, на сколько ребенок социально адаптируется.

И тут не большой момент: не обязательно биологическая мать передает этот базис, это может быть учительница, сестра, бабушка в конце концов, или еще кто – то, от кого ребенок примет данную модель.

То же самое относиться и к отцовским установкам, это может быть дед, брат или сосед со двора.

Тут ребенок сам выбирает от кого взять модель, и если родители особо не занимаются своим чадом, то ребенок ищет сам с кого он снимет данную модель.

И что он снимает, или так сказать впитывает?

Если мать уравновешена и психически сбалансирована, то она предаст ощущение уверенности и самодостаточности. Однако такое бывает крайне редко.

Обычно передается программа о том, что человек по сути своей ничтожен.

Как это делается? Если ребенок провинился в чем – либо, то вместо адекватного наказания идет посыл, который можно озвучить фразой «Ты плохой, я на тебя обиделась». Как это считывается ребенком? Ответ прост: «Меня не любят, я никуда не годен». В дальнейшем ребенок начинает завоевывать любовь и расположение матери.

А потом из-за этого начинаются классические проблемы с тем, что человек не может полюбить себя, полюбить другого человека, да и вообще встретить любовь, ибо даже если она к нему прикоснется, он ее элементарно не узнает.

Ибо идет подмена любви жалостью. Любит ли его мать, которая такие посылы посылает ребенку? Однозначно нет, она его жалеет. Естественно, это не проблема отдельно взятого человека, что вместо любви он только может дать жалость или сожаление. Как женщина может дать любовь ребенку, если она не умеет любить себя и не может любить отца ребенка? Вместо этого химия страсти по началу, затем игра в то, кто кого прогнет под себя, торги за внимание, и т.д.

И в итоге взрослый человек может построить отношения на жалости, на покупки к себе расположения, но не на взрослых зрелых чувствах. На этой почве много проблем в личной жизни формируется.

Роль отца и мужского воспитания - это адаптация с внешним миром.

По сути задача заключается в том, чтобы научить свободно жить в этом мире, это как передача ремесла от мастера ученику происходит. Но вместо того, чтобы передавать этот навык в большинстве случаев идет разделение на плохое и хорошее, на добро и зло. И в процессе воспитания судит прав ребенок или нет, достоин он наказания или поощрения, таким образом вместо наставника отец становится надсмотрщиком с плетью. В итоге ребенок учится врать, увиливать, в будущем такой человек вырастает в приспособленца.

Есть еще второй вариант, когда ребенок достигает подросткового возраста, то он может так сказать свергнуть власть отца над собой. Это мощный конфликт, который формирует следующие: доминируй и властвуй.

В чем особенность? Когда человек взрослеет, ему необходимо постоянное общение, чтобы снять этот конфликт, или унизить кого – то и почувствовать тем самым свое превосходство, или отобрать власть. А также постоянно такие люди ищут одобрения извне, ибо внутри то они уверены, что они не соответствуют той роли, на которую замахнулись. А это уже из–за материнские подачи восприятия самого себя, как ничтожества.

Конечно, есть и осознанные родители, которые любят свих детей и стараются передать им свой навык.

Так вот теперь если посмотреть на такое слепое утверждение о том, что человек существо социальное и ему необходимо общение, так ли это?

Общение необходимо потому, что нужно снять этот конфликт и напряжение, которые мы рассмотрели.

Ведь человек, если промаринован в таком воспитание, то ему в дальнейшем необходима постоянная доза жалости и сострадания о том, какой он хороший и это в наше время называют любовью.

А также нужно социально состояться, занять соответствующее положение в обществе, ездить обязательно на определенной марки машины, и получать стимулы извне, что все отлично.

Это потребность в обществе, как форма наркомании. То есть человек становится зависимым, и без этой дозы от социума у него начинаются ломки, ибо воздействия конфликта сильнейшее.

Подумайте над этим и в первую очередь восстановите себя, как личность, а дальше уже легче будет общаться, строить отношения и любить, тем более воспитывать.

Процесс, о котором мы говорим «социализация и воспитание » не прекращается никогда.

Мы постоянно растем и развиваемся, ну или в обратном случае деградируем, но на месте точно не стоим, и то что мы делаем сейчас в это плане зависит то, как мы будем жить в будущем.

Но воспитывать без социума невозможно, точно так же как социализация без воспитания. Значит будущее без социализации и воспитания невозможно.

Каждого человека с самого момента его рождения уже можно считать социальным существом. На развитие его индивидуальности, на поведение и характер на различных этапах взросления влияет множество факторов: собственный опыт, отношение окружающих, их поведение. Когда речь идет о формировании личности, упоминают и воспитание, и социализацию. Чем же отличаются друг от друга эти понятия? Попробуем разобраться.

Определение

Социализация – процесс, включающий усвоение человеком образцов поведения, норм, ценностей, установок, навыков, принятых в обществе, к которому относится данный индивид.

Воспитание – процесс целенаправленного развития личности, специально созданные условия для восприятия новым поколением нравственных, этических норм и правил, знаний и умений.

Сравнение

Понятие социализация – очень широкое, и включает в себя в том числе и воспитание . Процесс воспитания не в силах охватить все возможные влияния на личность, а потому может лишь способствовать социализации. Социализация – это долгосрочная цель деятельности любого педагога-воспитателя. Система воспитания стремится упорядочить процесс социализации, по возможности придать ему основу, целеустремленность, стройность. Чем отличаются воспитание и социализация, рассмотрим в компактной таблице.

Воспитание Социализация
Связано с отношениями «человек – человек» (участвуют два субъекта). Отношения в контексте «человек – общество», (субъектом является только человек).
Воспитание – это целенаправленный, сознательно контролируемый процесс. В этом случае специально создаются оптимальные духовные, материальные, организационные условия для восприятия подрастающим поколением накопленного историей предыдущего опыта, чтобы подготовить его к дальнейшей общественной жизни. Социализация – процесс стихийный, даже спонтанный: хотим мы или не хотим, явления действительности в политической, культурной, социальной сферах не оставляют нас равнодушными, мы не можем их не учитывать, «отгородиться» от них, они на нас влияют. Социализация – процесс, которым нельзя управлять искусственно, он не поддается манипулированию.
Воспитание – дискретный, то есть изменяющийся, дробный, прерывистый процесс, который реализуется в семье, дошкольном учреждении, средней школе, творческом коллективе дополнительного образования. Социализация – процесс непрерывный.
Воспитание осуществляется здесь и сейчас конкретными субъектами воспитания. Это родители, воспитатели, социальные педагоги, учителя, вожатые, которые сознательно настроены на процесс воспитания или специально к нему подготовлены. В процессе воспитания должна учитываться индивидуальность, самобытность каждого ребенка как личности. Социализация – многогранный процесс, он осуществляется многие годы, начинаясь с рождения и не прекращаясь на протяжении всей человеческой жизни. Мы осваиваем не одну, а множество социальных ролей до глубокой старости, меняя взгляды, вкусы, привычки, правила поведения.

Выводы сайт

  1. Воспитание – составная часть сложного процесса социализации.
  2. В воспитании участвуют два субъекта («человек и человек»). Социализация представлена в контексте «человек и общество», субъект здесь только один.
  3. Воспитание – целенаправленный, контролируемый процесс, создающий оптимальные условия для подготовки нового поколения к дальнейшей общественной жизни. Социализация – процесс стихийный, в чем-то даже спонтанный. Им нельзя управлять, манипулировать.
  4. Воспитание – прерывистый, дробный процесс, социализация – непрерывный.
  5. Воспитание осуществляется здесь и сейчас, социализация происходит на протяжении всей человеческой жизни.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Социализация как самостоятельная междисциплинарная область исследований, ее сущность и основные этапы. Средства социализации человека, ее психологические и социально–психологические механизмы. Воспитание как одна из основных категорий педагогики.

    реферат , добавлен 14.10.2011

    Принципы воспитательного процесса и его специфические особенности. Роль обучения и самообучения в развитии личности. Общественная направленность социализации и формирования личности. Исследование проблем социализации молодёжи в современных условиях.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2011

    История развития российского образования в XVIII веке, его краткая характеристика. Первый кадетский корпус в России. Патриотическое воспитание в кадетских корпусах в современной Российской Федерации. Содержание кадетского воспитания и образования.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2017

    Семейное воспитание как повышение человеческого потенциала общества. Первостепенность семьи в формировании личности ребенка. Традиция как компонент культуры и условие социализации ребёнка. Влияние ценностей культурных традиций на семейное воспитание.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2015

    Характеристика макро-, мезо- и микрофакторов социализации личности. Семья как важнейший институт социализации личности, негативное влияние ее деформации на развитие личности ребенка. Сущность понятия "гипопротекция", компоненты воспитательной системы.

    контрольная работа , добавлен 06.11.2009

    Социальные аспекты информационных технологи. Анализ влияния информационной культуры личности на воспитание и социализацию студентов среднего профессионального образования. Разработка внеклассного мероприятия акции протеста "Нет СПИДу и наркотикам".

    курсовая работа , добавлен 18.02.2011

    Проект "Национальной доктрины образования в Российской Федерации". Воспитание патриотов России. Приобщение ребенка к культуре своего народа. Формирование бережного отношения к природе и всему живому. Развитие чувства гордости за достижения страны.

    Академия дополнительного профессионального образования

    Программа профессиональной переподготовки

    Учитель математики. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС (620)

    Дисциплина: Педагогика

    Практическое задание 2, Модуль 2. Взаимосвязь педагогики с другими науками. Сущность педагогической деятельности

    Выполнил:

    Слушатель Стрельникова Елена Сергеевна

    Преподаватель:

    Сухоруков Александр Александрович

    Г. Курган – 2017

    Задание 1. Установите иерархию следующих понятий: обучение, развитие, образование как социокультурный феномен, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие. Покажите стрелками их взаимосвязь.

    Задание 2. Воспитание в широком социальном смысле нередко отождествляют с социализацией. Приведите аргументы (не менее двух) в защиту этого утверждения или против него.

    Человек приходит в этот мир беспомощным и неприспособленным к жизни. Социализация – это процесс, он происходит не в один момент, а на протяжении всей жизни. Человек проходит его в несколько этапов. Навыки, приобретенные на одном этапе, совершенствуются на другом и становятся базой для освоения новых характеристик социализации. Первый опыт общения - самые близкие люди (мама, папа ит.д.) Слова, прикосновения, первая улыбка, первое слово. Поле общения расширяется по мере взросления. Навыки действий с предметами, игрушками, выражение эмоций (негативных и позитивных). Дошкольный возраст сопряжен с новыми впечатлениями - общение со сверстниками, другими взрослыми, освоение игровой деятельности как ведущей, примеряются новые роли, мир вызывает множество вопросов, расширяется круг общения, осваиваются первичные навыки: что такое хорошо и что такое плохо. С приходом в школу начинается новый важный этап социализации - освоение учебной деятельности. Практический опыт, полученный на предыдущем этапе, подкрепляется новыми знаниями, умениями, появляется новый авторитет – учитель, эти отношения отличаются от родственных, требуют определенных правил, норм поведения. В подростковом возрасте происходит освоение новых знаний, активное взаимодействие со сверстниками, интерес к противоположному полу. Подросток или принимает нормы и требования общества или может их отрицать, пытаясь таким образом самоутвердиться. Юношеский возраст-период полового созревания, человек становится более самостоятельным, окончание школы, выбор дальнейшего жизненного пути(учеба, работа и т.д.), часто покидают родной дом, несут полную ответственность за свои поступки. Личность развивается социально и профессионально. До 65 лет – период самообразования, самосовершенствования и самореализации. В пенсионный возраст человек реализует себя в своей семье (лучше, если это многопоколенная семья), творчестве, хобби и т.д. Таким образом, на протяжении всей жизни человек не перестает работать над собой, в противном случае (ведя асоциальный образ жизни) просто деградирует.

    Задание 3. Поразмышляйте: «Внешние, прежде всего стихийные влияния на современного ребёнка преимущественно отрицательны: факторами социализации стали бездуховность и преступность, равнодушие, часто переходящее в жестокосердие, даже гуманность порой выглядит всего лишь модным словом. Можно ли в этих условиях вырастить духовно богатые, нравственные поколения? Что же сильнее - социализация или воспитание? За чем будущее?»

    Оформите свой ответ в виде эссе.

    Лишь бы хуже не стало…

    Как страшно жить… Иногда просто хочется закричать всему миру: «Остановитесь, что же вы делаете!» страшно за детей, молодежь. Что ждет их в будущем? Вспоминаю свое детство, или правительство было такое мудрое, или что-то другое, но детство было ограждено от всего негативного. С экрана телевизора только успехи, достижения, всеобщая радость, ликование, грандиозные праздники, демонстрации, чувствовалось какое-то, почти родственное единство. Может быть, это не всегда была правда…

    Информация в наши дни – это товар рыночной экономики, кто-то хорошо на этом зарабатывает! Сегодня, что ни канал, причем их сотни, то либо скандал, катастрофа, жестокость, непристойность даже в дневное время, никакой цензуры… И все это на глазах детей, с неокрепшей психикой, неустойчивыми нормами поведения. Что видит ребенок по телевизору или в интернете, когда родители на работе? Сегодня страшно даже предположить, что знает ребенок в свои 10-12 лет. Отдельной проблемой стала компьютерная зависимость, дети теряют реальное представление о мире, живут в своих фантазиях, наивно верят в то, что происходит с ними в игре, радуются: «Я его убил!». А дальше? На улицу, попробовать в реальности. Увлечение гаждетами, общение СМС, селфи-мания (самолюбование).

    Обмельчали идеалы, теперь это силиконовые куклы или зарубежные вымышленные «супер-герои», безголосые певички, которые исполняют песни с подтекстом, потерявшие мужской облик «свободные от традиций» юноши. Зачем нашим детям эта дешевая подделка? Где герои, на которых можно равняться? Впору закрыться дома, выключить телевизор и телефон и замереть в полной тишине, хотя бы на сутки. То войны, то катастрофы, то дебаты (о чем???), то сплетни, то выдуманные рейтинги. Молодежь ориентируют на праздный образ жизни, чуждый нашему обществу. Где добрые, веселые, наивные комедии, тонкий юмор, чистая поэзия, душевная песня…, детские образовательные программы? Не мешало бы навести порядок на телевидении. А если еще и семья неблагополучная, куда деваться бедному ребенку? Если он предоставлен сам себе и улице? Кто находится рядом с ребенком в данный момент, тот его и воспитывает.

    Слава Богу, что мой ребенок вырос в деревне. Закрытый, далекий от такой реальности мир, тишина, свежий воздух, все открыты друг для друга, все на виду, а значит надо быть порядочным, трудолюбивым, честным. Если что не так, осудят так, что на улицу не выйдешь. Традиционный уклад, старшие и младшие, все заняты делом. Этнопедагогика в действии. Если семья неблагополучная, сразу на контроль, помогут, присмотрят. Наши дети, уезжая в город, уже имеют нравственные установки, главное, чтобы в новых условиях они не поддались дурным соблазнам.

    Так много сейчас говорится о воспитании, образовании, принимаются важные документы, с трибун рапортуют о инновациях, какое-то это все показное, оторванное от реальной жизни. Реализовать эти инновации в сельской школе практически невозможно. Материальная база не изменяется уже на протяжении нескольких лет. Да есть у нас примитивные условия и для занятий спортом, творчеством, учителя-универсалы, способные помочь детям, да и большинство родителей, я все-таки надеюсь, заинтересованы в том, чтобы их дети выросли достойными людьми, чтобы они им гордились, никто не хочет, чтобы они выросли асоциальными.

    Воспитание – это целенаправленный, сознательно контролируемый процесс. Если рядом с ребенком порядочные люди, для него создаются благоприятные условия, а если нет? Процесс воспитания прерывистый, ребенок находится даже в течение дня в разных ситуациях (дома, в школе, и т.д.) и каждый раз это новое влияние. Воспитание осуществляется здесь и сейчас конкретными людьми: родители, воспитатели, тренера. Воспитание и есть направленное воздействие на личность с помощью семьи, учебных заведений, органов правопорядка, с целью формирования знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей, подготовки к жизни. Социализацию нельзя отделить от воспитания. Человек развивается внутри социума, прямо или косвенно оно воздействует на каждого, что примет ребенок, каково будет его развитие как личности, зависит от окружающих его людей, событий, условий. Социализация – процесс стихийный, даже спонтанный. Хотим или не хотим, мы не можем отделиться от действительности: политики, культуры, социальной сферы. Они не оставляют нас равнодушными, спрятаться, отказаться от них, практически не возможно, положительно или отрицательно, но они на нас влияют. Социализация – процесс, которым нельзя управлять искусственно. Он длится многие годы, начинаясь с рождения и не прекращаясь на протяжении всей человеческой жизни. Мы осваиваем не одну, а множество социальных ролей до глубокой старости, меняя взгляды, вкусы, привычки, правила поведения. Воспитание лишь может способствовать социализации, т.е. помочь человеку освоиться в обществе. Как бы ни было печально негативное настоящее, всегда есть надежда на лучшее. Лишь бы хуже не стало…

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    КУЙБЫШЕВСКИЙ ФИЛИАЛ ГОУ ВПО

    «НОВОСИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

    Факультет математики и информатики

    Кафедра педагогики


    Социализация и воспитание ребенка

    Реферат по дисциплине «Социальная педагогика»


    Куйбышев 2007


    Введение

    О понятии «социализация»

    Сущность социализации

    Этапы социализации

    Средства социализации

    Механизмы социализации

    Воспитание

    Заключение

    Список литературы


    Введение


    Проблемой данного исследования является вопрос о социализации и воспитании ребенка, что является актуальной проблемой психологии и педагогики.

    В этом реферате рассматривается, что из себя представляет понятие «социализация» и какую роль социализация играет в воспитании подростков.


    1. О понятии «социализация»


    В гуманитарные науки термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т.п. Автором термина «социализация» является американский социолог Ф.Г. Гиддингс, который в 1887 г. в книге «Теория социализации» употребил его в значении, близком к современному, - «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».

    К середине XX в. социализация превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследований. Сегодня проблему социализации или ее отдельные аспекты изучают философы, этнографы, социологи, психологи, криминологи, представители других наук.

    Попутно отметим, что почти до 60-х гг. ХХ в., говоря о социализации, почти все ученые имели в виду развитие человека в детстве, отрочестве и юности. Лишь в последние десятилетия детство перестало быть единственным фокусом интереса исследователей, а изучение социализации распространилось на взрослость и даже старость.


    Сущность социализации


    Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.

    Приспособление - процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды. Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реалиями социальной среды. Таким образом, адаптация - процесс и результат становления индивида социальным существом.

    Обособление - процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса - потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых, потребность иметь собственные привязанности, потребность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению. Таким образом, обособление - это процесс и результат становления индивида социальным существом.

    Из сказанного следует, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс адаптации и обособления.

    Социализация человека в современном мире, имея более или менее явные особенности в том или ином обществе, в каждом из них, обладает рядом общих или сходных характеристик.


    Этапы социализации


    В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не является общепризнанной. Она весьма условна, но достаточно удобна с социально - педагогической точки зрения.

    Будем исходить из того, что человек в процессе социализации проходит следующие этапы: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1 - 3 года), дошкольное детство (3 - 6 лет), младший школьный возраст (6 - 10 лет), младший подростковый (10 - 12 лет), старший подростковый (12 - 14 лет), ранний юношеский (15 - 17 лет), юношеский (18 - 23 года) возраста, молодость (23 - 30 лет), раннюю зрелость (30 - 40 лет), позднюю зрелость (40 - 55 лет), пожилой возраст (55 - 65 лет), старость (65 - 70 лет), долгожительство (свыше 70 лет).


    Средства социализации


    Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и уходи за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; стиль и содержание общения, а так же методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных или иных социализирующих организациях; последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений основных сферах его жизнедеятельности - общении, игре, познании, предметно - практической и духовно - практической деятельностях, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах.

    Каждое общество, каждое государство, каждая социальная группа вырабатывают в своей истории набор позитивных и негативных санкций - способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, мер принуждения и давления вплоть до применения физического насилия, способов выражения познания, отличия, наград.

    С помощью этих способов и мер поведение человека и целых групп людей проводится в соответствии с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями.


    5. Механизмы социализации


    Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Существуют различные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации. С точки зрения педагогики, можно выделить несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и часто использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах.

    К психологическим и социально - психологическим механизмам можно отнести следующее.

    Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов.

    Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

    Подражание - следование, какому - либо примеру, образцу.

    Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

    Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д.

    К социально - педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие.

    Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов.

    Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями.

    Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры.

    Множественный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами.


    Воспитание


    Воспитание становится относительно автономным в процессе социализации на определенном этапе развития каждого конкретного общества, когда он приобретает такую степень сложности, что возникает необходимость в специальной деятельности по подготовке подрастающих поколений в жизни социуме.

    Воспитание - одна из основных категорий педагогики. Тем не менее, общепринятого определения воспитания нет. Одно из объяснений тому - его многозначность. Воспитание можно рассматривать как общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как систему и т.д. Каждое из этих значений справедливо, но ни одно из них не позволяет охарактеризовать воспитание в целом.

    Воспитание - относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, более или менее последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется. Это определение не является общепринятым. Оно лишь одно в ряду многих.

    Определяя объем понятия «воспитание», многие исследователи выделяют:

    воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на человека общества в целом, т.е. фактически отождествляют воспитание с социализацией;

    воспитание в широком смысле, имея в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений;

    воспитание в узком педагогическом смысле, а именно - воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений;

    воспитание еще в более узком значении - решение конкретных воспитательных задач.

    С точки зрения характера отношений участников процесса воспитания его определяют как целенаправленное воздействие представителей старших поколений на младшие, как взаимодействие старших и младших при руководящей доли старших, как сочетание того и другого типа отношений.

    Воспитание - конкретно - историческое явление, тесно связанное с социально - экономическим, политическим и культурным состоянием общества, а также с его этноконфессиональными и социально - культурными особенностями. Результаты и позитивная эффективность воспитания в условиях социального обновления общества определяются только тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводства человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к социальной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений. Важнейший результат воспитания - готовность и способность человека к самоизменению.

    Заключение


    Проведенное исследование позволяет говорить о том, что социализация очень важна в воспитании подростков. Мы рассмотрели, что из себя представляет социализация, ее этапы и значение в воспитании подростков.


    социализация человек воспитание педагогика

    Список литературы


    1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1988. - С. 331 - 348.

    Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1988. - С. 133 - 166.

    Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997. - С. 26 - 59.


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.