Проектно-исследовательская работа "геометрические основы русского национального костюма". Модная геометрия

Министерство образования Республики Башкортостан

Филиал основного общего образования муниципального

Бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа села Старопетрово, села Бекмурзино муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

Исследовательская работа

Элементы геометрических фигур

в узорах декоративно-прикладного искусства народов мари

Бирск 2011г

Введение………………………………………………………………

Глава 1. Симметрия – принцип устройства мира…………………….

Глава 2. Орнаментальные мотивы марийской вышивки……………..

Глава 3. Заключение…………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………….

Приложение…………………………………………………………….

Введение

В начале третьего тысячелетия, когда современного человека окружает мир новейшей техники, у людей повышается интерес к ручному труду, люди все больше обращают свой взор и внимание к прикладному творчеству.

Народное искусство марийцев имеет глубокие многовековые традиции. С древности марийский народ свое отношение к красоте, богатство творческой фантазии и тонкость эстетического вкуса выражал в украшениях бытовых, хозяйственных и ритуальных предметов, одежды, головных уборов . Вышивка занимала ведущее место в марийском народном искусстве. Искусством вышивки владела каждая женщина-марийка, приучаясь с детства ткать и вышивать. Вышитые узоры широко применялись в повседневной, праздничной и обрядовой одежде, в предметах внутреннего убранства избы, в подарочных изделиях. Вышивкой украшали и отделывали все детали костюма: рубашки-платья и кафтаны, головные уборы и передники, свадебные головные покрывала и поясные полотенца, которые можно назвать подлинными произведениями народного мастерства.

Колорит одежды, обилие вышитых узоров и украшений свидетельствуют о вкусах и традициях марийского народа, о его понимании красоты и гармонии.

История мари нашла свое отражение в декоративно - прикладном искусстве, древние традиции которого получили свое яркое воплощение художественной обработке дерева , в узорном ткачестве, аппликации . Но наиболее яркой и выразительной была вышивка. Ее самобытность и высокие художественные достоинства привлекли мое внимание.

Актуальность исследования обусловлена рассмотрением состава орнаментального мотива композиции в марийских узорах с точки зрения математики.

Цель работы - исследовать геометрические узоры в орнаменте марийской вышивки

Задачи:

1.Выявить виды симметрии в орнаментальных формах марийских узоров

2. Охарактеризовать композиционные особенности узоров

3. Рассмотреть расположение орнамента на костюмах мари

Объект исследования: вышивка на костюмах мари

Предмет исследования: геометрия узоров в вышивке

Симметрия – принцип устройства мира

Красота и гармония тесно связаны с симметрией, это подметили еще древние архитекторы и художники. Слово симметрия происходит от греческого слова, которое означает «такая же мера».

Каждый человек имеет хотя бы интуитивное представление о симметрии. Достаточно оглянуться вокруг, чтобы убедиться, что это так: рыбы и птицы, животные и насекомые, обезьяна и человек, цветы и листья, грибы и водоросли – во всем в жизни симметрия! Что такое симметрия?

Геометрический объект считается симметричным, если с ним можно сделать что-то такое, после чего он останется неизменным. Например, пятиконечная звезда, будучи

повернута на 72=(360: 5), займет первоначальное положение

Симметрия, воспринимаемая человеком как закономерность структуры, как внешнее проявление внутреннего порядка, обладает эстетической ценностью, воспринимается как красота.

В искусстве орнамента используются такие типы геометрической симметрии, как бордюр, розетки, сетки.

Орнаментальные мотивы марийской вышивки

БОРДЮР – это периодически повторяющийся рисунок и представляет собой тип переносной симметрии, когда каждая предыдущая фигура совпадает с последующей при поступательном перемещении вдоль бордюра на постоянный интервал (шаг симметрии).

Любой бордюр может быть совмещён сам с собой параллельным переносом. При рисовании бордюров кроме параллельного переноса используется симметрия относительно прямой и центральная симметрия.

Бордюр является характерным в композициях вышивок голо­вных уборов замужних женщин у марийцев- в шарпанах и нашмаках.

Рисунок образован из нескольких рядов орнаментальных полос, размещенных одна над другой па­раллельно узкому горизонтальному краю полотна. В эти полосы включены различные геометрические элементы: крестики, зигза­ги, прямые и диагональные пересекающиеся линии, треугольники, ажурные звездочки и ромбы и т. д. В каждой из полос один и тот же элемент повторяется или чередуется с другим.

На характер узоров в основном повлияли счетные швы. Поэ­тому все элементы орнамента прямолинейные и геометризированные; самыми распространенными мотивами являются ромбы, квадраты, треугольники и другие геометрические фигуры, кото­рые образуются прямыми и ломаными линиями, различными криволинейными образованиями.

Наиболее распространенным является ромб с продленными сторонами; его построение имеет различные вариации с продленными сторонами по всем четырем углам, по двум противополож­ным сторонам (с крючкообразными завитками); ступенчатый ромб; ромб, образованный из гребенчатых мотивов; ромб с ровны­ми краями и т. д.

Бордюром вышивку располагают и на переднике: широкой по­лосой по подолу и узкой - в местах соединения полотнищ. Пе­редник часто шили из трех узких полотнищ холста.

Бордюром часто пользуются для маскировки швов или под­черкивали края отдельных деталей как мужских, так и женских костюмов, как например, линии подола, обшлага рукава, край ворота. На женском шовыре (кафтане) вышивка выделяла линию талии на спине, подчеркивала рукава и край подола.

Во всех случаях, где использовали бордюр, имело место при­менение мелкого узора из различных геометризированных зоо­морфных и растительных мотивов.

Бытование орнаментальных узоров зооморфного происхождения связано с древними верованиями и магическими обрядами. Наиболее выразительны сюжеты с парным изображением водоплавающих птиц, обращенных друг к другу, парой стилизованных лосей-оленей. Древние марийцы боготворили зверей и птиц, почитали медведя, оленя, лошадь. Изображение этих животных и птиц по преданиям охраняли мари от бед, а также эти значки говорили о занятиях народа. Олень – охота, конь – земледелие. Все, что изображалось на вышивке, отражало окружающую природу, быт и уклад народа.

Кони, олени часто комбинируются с растительными фор­мами цветка, листка, небольшой хвойной ветки, с мотивом крюч­ка или рогов в виде двух противоположных завитков. Цветочно-растительные мотивы также разнообразны. Они образованы из розеток, ромбов, прямых и наклонных линий и составляют прооб­разы стилизованных «кустов» с ветками и цветами.

Орнамент, вписанный в круг или в правильный многоугольник, называется розеткой. Этот вид орнамента замкнут и ограничен определенной геометрической формой. Как правило, основообразующей формой розетки служит круг. Для исполнения своего замысла круг разбивается на части, в одной части рисует геометрическую фигуру, а потом с помощью симметрии повторяет ее в других частях круга.

Маритÿр (марийская вышивка) дорога нам прежде всего как проявление национальной культуры, традиций и особенностей, которые определяют неповторимый облик народного декоративного искусства мари.

Вышивка применялась для отделки во всех деталях женского национального костюма: верхней одежды, головных уборов, свадебных платков и покрывал, поясов, для украшения мужских рубашек. Но основной принадлежностью марийской одежды в прошлом являлась рубаха, украшенная вышивкой. Вышивка шла на груди, спине, по подолу и на концах рукавов. На груди она была более широкой и состояла из различных узоров геометрического характера. Женский костюм помимо вышивки отличался разнообразием отделок.

Сетчатые орнаменты

В искусстве орнамента нередко используется заполнение плоскости одинаковыми прямолинейными фигурами. В математике такое замощение называется - сетчатые орнаменты. Известно, что только два рода фигур - различные параллелограммы (включая прямоугольники, квадраты и ромбы) и шестиугольники с попарно параллельными сторонами заполняют плоскость сплошь, без пропусков и наложений, с помощью одних лишь переносов, сохраняя ориентацию

Обращение к марийской вышивке представляет интерес для народа и сегодня. В каждой семье сохранились изготовленные в прошлом вышитые изделия. Одни бережно сохраняют их как память о своих предках, другие пользуются ими на национальных праздниках, смотрах художественной самодеятельности, в выступлениях профессиональных художественных коллективов и фольклорно-этнографических ансамблей, на концертах.

Тепло рук и любовь, вложенную в изделие ручного труда, ощущают те, кто соприкасается с ним. Поэтому, надев национальный костюм, чувствуешь себя совершенно по-другому, он преображает человека.

Орнамент как один из видов синкретического искусства уходит своими корнями в древнейшие времена человеческой истории. Тогда декоративные формы несли на себе магическую, защитную, идентифицирующую, декоративную функции. И по сей день орнаментальные мотивы окружают людей повсюду. Их использование можно наблюдать в отделке национальных костюмов, дизайнерских интерьерных решениях и многих других сферах человеческой деятельности.

В национальных костюмах приёмы декорирования, воссоздающие орнамент из геометрических фигур, являются непременным атрибутом отделки рукавов, подолов, горловин рубах и платьев.

В формировании интерьерного ансамбля большинством дизайнеров также используются подобные формы искусства, имеющие своей целью сделать акцент на какой-либо национальной черте.

Классификация орнаментов

У каждого этноса существуют свои стили орнаментов, обусловленные менталитетно-географическими особенностями. Сами мастера тоже нередко комбинируют различные элементы и таким образом создают новые типы декорирования. Поэтому имеет смысл рассмотреть классификацию, построенную на техническом исполнении.

Виды орнамента представлены графическим, живописным и скульптурным. По форме он бывает геометрическим или растительным, иногда принимает фантастические формы.

Основными классификационными признаками орнаментального искусства служат его происхождение, назначение и содержание.

Виды орнамента отличаются по построению и называются розеттой, бордюром и раппортом.

  • Розетта - это замкнутая композиция, построенная с применением плоскости или оси симметрии. Ее разновидности следующие. Зеркальная, осевая (поворотный вариант) и на основе которой строится узор в круге.
  • Бордюр - это замкнутая композиция, орнамент, схема которого имеет ритмический повтор элементов в две противоположных стороны. Он образует полосу.
  • Раппорт, или статический сетчатый орнамент, представляет собой неограниченную композицию, в которой прямые (или плоскости симметрии) пересекаются друг с другом, образуя сетку.

Шумеро-вавилонская форма орнамента

Развитая шумеро-вавилонская культура в лице шумеров, вавилонян, ассирийцев и аккадцев с 4-го тысячелетия нашей эры доносит до современного человека неповторимые формы месопотамского искусства. Оно, в силу религиозных и ментальных особенностей, отличается унифицированностью и рационализмом. Жертвоприношения, травля зверей и прочие моменты повседневной жизни вавилонян ярко отражены в декоративно-прикладном изобразительном искусстве.

Чётко разделяя фон и само изображение, месопотамский орнамент из геометрических фигур имеет предельно простой ритм. Сочетание треугольников, простых кругов, квадратов являлось доминирующим декоративным мотивом, контрастируя с крупными центральными изображениями. Отсутствие кривых линий, преобладание пирамидальных форм делают орнамент, фото которого дано ниже, гармоничным и уравновешенным.

Орнамент Древнего Египта

Древний Египет оставил определённый отпечаток в Религиозные догмы ставят египтянина выше земной. Поэтому орнамент из геометрических фигур, украшающий стены гробниц, саркофаги и предметы быта, которые клали в могилу, имеет магическую функцию. Он как будто стремится заполнить собой основное пространство изображения.

Наиболее любимыми древнеегипетскими рисунками, вписываемыми в состав линейного орнамента, были бутоны лотосов и цветки. Египтяне также использовали различные цвета, структурированные согласно человеческой психологии. Большое количество светлых тонов, тёмная обводка и чёрные контрастные элементы.

Орнамент эгейской культуры

К эгейской цивилизации относились народы, населявшие территорию Малой Азии, Балкан, а также окружающие острова Киклады и Крит. В связи с тем, что эгейская культура представляет собой синтез минойской и микенской, отсутствие религиозного и художественно-канонического давления способствовало расширению площади орнаментов на всю внутреннюю поверхность стен зданий. Без очерченных углов, фризов, поясов, сформировав ритмическую композицию бесконечно развёртывающихся и сходящихся линий. Мотивы ленточных спиралей, обтекающих розетку, волны и гибкие спиралевидные завитки, сердцевидные ленточные фигуры, вписанные в них листья растений и фигуры животных - все эти элементы орнамента представляли собой бесконечную композицию в крито-микенском интерьере. В распоряжении древних мастеров также находились многочисленные цветные природные пигменты, которыми они придавали узору живой динамичный вид.

Очень редки в орнаментальных композициях мотивы зигзага и шашечной сетки. Учёные рассматривают их как древние прообразы изображения воды.

Орнамент Древней Греции

Орнаментальное искусство Древней Греции развивалось и преобладало в двух направлениях. А именно вазопись и архитектура. Через них можно проследить все этапы развития греческого изобразительного искусства. Декор из простейших волнообразных мотивов и концентрических кругов эволюционируют в орнамент из геометрических фигур: картинки слева демонстрируют новый этап художественного осмысления символов.

Происходит разделение композиции орнамента на пояса: верхний "небесный", центральный и морской как отражение жизни людей на море. Здесь появляется линейный меандр - геометрический зигзаг, охватывающий тело сосуда сплошными поясами и воспринимающийся в качестве символа воды.

Новым для древнегреческого искусства было появление пальметты - листообразно раскрывающейся формы, встраивающейся в линейные орнаментальные ряды, венчающей капители колонн с обрамлением завитками валют, которые ставились на памятные плиты.

Таким образом, произошло объединение внутренних интерьерных форм зданий, связывающихся общими элементами в области декорирования архитектурных форм и

Орнамент Древнего Рима

В Древнем Риме было два периода развития художественного искусства. Первый, дореспубликанский, связан с преобладающим влиянием культуры этрусков. Второй, собственно римский, знаменуется победой греческого искусства, которое модифицировало римские стилистические и художественные приёмы декорирования.

Этруски являлись носителями богатейшей культуры форм. Они использовали для декорирования одежды, зданий, надгробий натуралистические изображения растений, животных, грифонов и пальметты. В римском костюме были запечатлены этрусские формы украшения ткани крестиками, вписанными в круги точками.

Римляне расширили декоративную цветовую гамму, начали применять игру размеров элементов для достижения иллюзии внутреннего увеличения здания. Римский орнамент, фото которого представлено слева, имеет натуралистические растительные формы, располагающиеся вертикально, симметричные, ритмичные, прекрасно сочетающиеся с основной художественной композицией росписи и дополняющие её. В нём используются предметы обычной жизни: алтари, факелы, музыкальные инструменты, плоды растений.

Архитектурный римский стиль триумфален и перегружен деталями. Использование коринфской капители и украшение её огромным количеством валют, пальметт и завитков стало визитной карточной римского здания. Цветовая гамма такого орнамента яркая и насыщенная, полна необычных сочетаний.

Арабский орнамент

До принятия ислама арабы не имели собственной культуры. Но, завоевав Палестину, Египет, Сирию и Персию, они в кратчайшие сроки создали свой неповторимый художественный пласт, тесно связанный с религией. Запрет Корана на изображение живых существ вывел художественное воображение древних мастеров на новый уровень. Он сгенерировал роскошный своей бесконечностью и витиеватостью известный человеку, далёкому от ислама. Арабскими художниками используется как орнамент из геометрических фигур, так и стилизованные изображения растений, переплетающиеся друг с другом и создающие роскошное, захватывающее дух сложностью покрытие. Оно располагается на внешних и внутренних архитектурных и интерьерных частях храмов, покрывает ковры и одежды людей, печатается как иллюстрации в книгах и наносится на предметы обихода.

Принципы построения орнаментальной композиции

Орнаментальная композиция может носить как самостоятельный, так и дополняющий характер.

В первом случае каждый элемент подчинен своему теоретическому смыслу и расположен относительно классической композиционной структуры или согласно канонам древних мастеров. Например, детали могут быть размещены как с помощью золотого сечения, так и без него; с реализацией реалистичной передачи объёмов и форм либо с применением приёмов увеличения главных элементов и уменьшения второстепенных и так далее.

Если орнамент используется только как дополняющий картину компонент, его внешний вид и смысл отнюдь не сводятся к простоте. Однако в этом случае габариты самого изображения бывают сильно уменьшены, а для композиционного строя характерна некоторая цикличная повторяемость, призванная не отвлекать внимание зрителя от центра, но дополнять его смысл своей символикой.

Использование орнаментальных мотивов в декорировании предметов

Применение национальных орнаментальных мотивов в украшении вещей и предметов обихода всегда носило повсеместный характер. Для современной жизни характерно употребление таких узоров в процессе создания индивидуального стиля жилища. Орнамент может украшать предметы садово-паркового ансамбля. Декорирование одежды национальными элементами настраивает людей на дружественный лад, стимулирует интерес окружающих к персоне её владельца и просто вносит в образ человека индивидуальную изюминку.

Детский орнамент

Детские орнаменты, относящиеся к народному искусству, не имеют каких-то существенных отличий от остальных узоров. Исключение здесь составляют ритуальные одежды, предназначенные для празднования каких-либо возрастных дат и жизненных этапов человека.

«Орнамент» - Создание орнамента с помощью осевой симметрии и параллельного переноса. Сетчатый орнамент применяется для оформления пола, потолка, стен помещения. Крестьянские избы украшались резным узором. Русский орнамент очень разнообразен. Примеры русского орнамента. Плоскостной. Параллельный перенос. Как получен орнамент:

«Костюмы народов Поволжья» - Женская обувь – кожаные галоши (кебис). Верхняя одежда тулуп и шубы, халаты и бешметы. Наряду с вышивкой применялась на повседневной одежде обшивка каймою из цветной материи. Элементы национальных орнаментов. Замужняя женщина не имела права появляться при посторонних с открытой головой. Татарский костюм.

«Башкирский народный костюм» - Чайник с башкирским орнаментом. Накосник женский. История костюма. Резьба по дереву. Геометрические орнаменты. Аппликация из кожи и замши, вышитый вручную башкирский орнамент. Ювелирные изделия. Башкирский орнамент. Техника: геральдическая резьба. Тема урока: «Башкирский народный костюм». Kостюм людей молодого и среднего возраста отличался у башкир яркостью.

«Русский народный костюм» - В былые времена вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом. Зелёный – крапива. По одежде можно узнать о традициях и обычаях своего народа. Если рукава опускали, то сделать какую либо работу было невозможно. Сверху одевали душегрею. А замужние женщины обязательно одевали кокошник или платок.

«История костюма» - В 20-е года ХХ века впервые появились чулки телесного цвета. Мода 1795 - 1820 становится подражанием античности. Костюм эпохи возрождения. Классицизм, Империя, Ампир (1795 – 1820). Костюм раннего средневековья. Эпоха турнюров. В качестве верхней одежды очень популярны были фигаро, накидки, ротонды. Вторая половина XIX века.

«Национальные костюмы» - Национальные костюмы. Мы познакомились с киргизскими национальными костюмами. Женский национальный костюм. Национальный мужской костюм. Вывод. Все костюмы красиво украшены орнаментами. Узнали названия женских и мужских головных уборов. В прошлом киргизский костюм имел территориальные отличия, связанные с расселением племен.

Вот уже много лет одежда с геометрическими фигурами и просто линиями не выходит из моды.

Ответить на вопрос, кто и когда решил сделать геометрию частью моды, невозможно. Геометрические узоры были частью национальных костюмов уже давно, и не удивительно, что они плавно перешли и в мир современно моды.

Каждый год дизайнеры обращаются к этим геометрическим узором, чтобы сделать свои произведения еще интереснее и моднее. Почему же этот простой узор такой популярный?

Это стильно

Несмотря на явную простоту геометрических узоров на одежде, они выглядят очень стильно и необычно. Платье самого обычного фасона смотрится гораздо эффектнее и привлекательнее, если на нем будут присутствовать геометрические фигуры. Не важно, что это - круги, ромбики или квадраты, обладательница такого наряда не останется незамеченной.

Это лаконично

Одежда с геометрическими фигурами лаконична и вместе с тем именно она придает образу целостность и завершенность. Однотонная юбка и юбка с геометрическими узорами — отличный вариант, если вы хотите заявить о себе ненавязчиво и спокойно.

Это эксцентрично

А вот умелое и удачное совмещение геометрического низа и верха сделает вас яркой и эксцентричное, но здесь самое главное не переборщить, иначе ансамбль может смотреться наляписто и неудачно.

Это свежо

Простые полоски способны вдохнуть свежесть даже в самый простой наряд. К тому же они как ничто другое напоминают нам о лете, море, теплом морском ветерке и шуме прибоя. Летняя одежда с полосками смотрится свежо и действительно по-летнему.

Это нарядно

Те же самые простые полоски, придающие свежесть нарядам, могут с легкостью превратить наряд в еще более элегантный и изысканный.

Это смело

Ну и напоследок, такая одежда - это смело, ведь не каждый решится облачиться в геометрические узоры, привлекая всеобщее внимание.

Однако далеко не все предпочитают носить такую одежду, и все из-за того, что горизонтальные и вертикальные линии, клетки, квадраты и прочие узоры могут полнить.

При выборе такой одежды стоит не забывать о следующих правилах.

Выбирая вертикальные линии, отдавайте предпочтение свободным и струящимся силуэтам. Если ткань с такими линиями плотно прилегает к телу, то они, разумеется, искажаются, и смотрятся весьма не эстетично. Вертикальные линии обычно вытягивают силуэт и делают нас стройнее.

Тем не менее, лучше избегать широких полосок. Если уж вы не можете от них отказаться, то пускай они будут располагаться не на ваших проблемных местах, а наоборот, подчеркивать ваши достоинства. Так, если у вас полные бедра, то юбка с вертикальными полосками только подчеркнет недостаток. А вот блуза с таким узором наоборот будет смотреться выигрышно.

Горизонтальные линии больше подойдут тем обладательницам стройных фигурок, и при умелом сочетании смогут даже укрупнить нужные части тела и обратить на них внимание.

Одежда с квадратами, треугольниками и прочими фигурами в идеале должна быть сделана не из блестящей ткани, так как такая ткань только укрупняет этот узор. Однако, если для вас это не помеха и вы знаете, что можете себе позволить и блестящую ткань, не задумывайтесь, такая одежда смотрится очень выигрышно. Если же вас все-таки волнуют ваши формы, то лучше не располагать крупные фигуры на проблемных местах, тем самым укрупняя их еще больше.