Проблемы подростков. Конфликты подростка с обществом. Подростковые конфликты и их решение. Проблемы молодежи. Проблемы подростка

Классный час-практикум по оказанию поддержки учащихся 7-го класса в решении подростковых проблем с участием педиатра, психолога, музыковеда и тренера по волейболу.

Оборудование: весы, ростомер, таблица с данными физического развития уч-ся за 5–6-й класс, цветные карандаши, листочки на столах, особая форма расстановки столов, музыкальное сопровождение, перед каждым учеником его психологический портрет, составленный с помощью школьного психолога /пока закрытый/, психологические тесты по определению темперамента.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Занятие с музыкальным сопровождением.

1 этап

Организационный момент, разминка “снежный ком”, составление синквейна на заданную тему.

Ознакомление учащихся с гостями, тема пока не называется.

Проводится разминка “снежный ком”, т.е. задаются вопросы, ученики не задумываясь, отвечают: Сколько тебе лет? Как тебя зовут? Где ты живешь? Номер твоего дома? Любишь ли ты мороженое? Как зовут твою маму? Какое время года сейчас? Как называется ваш район? Сколько лет вашему району? Как зовут директора школы?

Составление синквейна. Напоминаем правила написания:

1 строка – имя существительное /говорит учитель/,

2 строка – 2 прилагательных,

3 строка – 3 глагола,

4 строка – краткое утвердительное предложение,

5 строка – синоним первой строки. Например:

1 строка. Ученик.

2 строка. Интересный, умный.

3 строка. Читает, пишет, рисует.

4 строка. Получает нужные знания.

5 строка. Школьник. И др.

2 этап

Учитель дает слова, а учащиеся называют антонимы – слова, имеющие противоположное значение. Приложение 1.

  1. Мягкий – твердый.
  2. Грубый – нежный.
  3. Застенчивый – раскованный.
  4. Рассеянный – внимательный.
  5. Активный – пассивный.
  6. Медлительный – быстрый.

Эти слова можно использовать для характеристики определенного типа людей.

Кому они присуще? ПОДРОСТКУ.

Слово учителя: Продолжим наше занятие, /называется тема/. Сегодня мы с вами поговорим о подростке, о его физическом, психологическом и гражданском становлении. Речь пойдет о тех трудностях и задачах, которые приходится ему решать, вступая в общество. Будем говорить о том риске, которому он может подвергнуться в течение жизни, о тех последствиях, к которым приводят его поступки. Разговор поведем как партнеры. Свою работу будем оценивать по 5 балльной системе, учитывая активность, желание совместно работать (красный жетон – 5 баллов, синий – 4, желтый – 3 и полоски для остальных баллов). Нам помогут и наши гости.

Сколько возрастов у человека? Где же границы подросткового периода? Как ни странно, но на поставленный вопрос никто точно ответить не может. Этнографы, обобщившие данные, собранные в разных странах и на разных континентах, пришли к такому выводу (Приложение № 2):

Младенчество /2–3 г./ – детство /2–3 до 6–7 лет/ – отрочество /с 6–7 до 13–15 лет / – юность /с 13–15 до 18–25 лет/ и потом взрослая жизнь.

И в современном обществе на эту тему нет единого взгляда. Ученые стараются их свести в систему, создают стройные теории. Согласно одной из них, можно выделить шесть фаз в развитии человеческой личности:

Младенчество – детство – малолетний возраст – подростковый период – юность – зрелость.

Подростки – до 18 лет, молодежь – от 18 до 24 лет, “молодые взрослые” – 25–29 лет.

В Кении у народов нанду – 28 возрастных групп, в Нигерии – у нупе – 3, в США возрастные градации такие: младенчество – детство – подростки – молодые взрослые – средний возраст – старший.

Существует такое деление: младенчество – детство – юность. Даем слово педиатру, психологу, которые (с их точки зрения) характеризуют младенца, дите. Следующий этап – юношеский, т.е. подростковый. Слово психолога: используя тесты, определяет темперамент, характер учеников. Появляется на доске эти данные. Приложении № 4. Раскрываются листочки на столах

Слово учителя:

Юношеский возраст, т.е. переход от детства к взрослости, продолжается, по мнению американского психолога Арнольда Геззелу, от 13 до 21 года, из которых особенно важны первые 5 лет /11–16 лет/. 10 лет, по его словам – это золотой возраст, когда ребенок уравновешен, легко воспринимает жизнь, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности. В 11 лет начинается перестройка организма, ребенок становится импульсивным, проявляется негативизм, частая смена настроений, ссоры со сверстниками, бунт против родителей. В 13 лет такая проблема частично проходит, отношение к миру становится более позитивным. Растет автономия подростка от семьи и одновременно – влияние сверстников. Ведущее свойство в 13 лет – обращение внутрь. Подросток склонен к уходу в себя. Самокритичный и чувствителен к критике; начинает интересоваться психологией. Критически относится к родителям; становится избирательным в дружбе; настроение постоянно меняется. В 14 лет – общителен, интерес к другим людям и различиям между ними, любит обсуждать и сравнивать.

Ведущей деятельностью 11–15-летних становится общение в системе общественно-полезной деятельности, как спортивная, художественная, трудовая. Внутри этой деятельности подростки овладевают способностью строить общение в зависимости от различных задач и требований жизни, способностью ориентироваться в личных особенностях и качествах других людей. Сознательно подчиняться нормам, принятым в коллективе.

В социальном плане все подростки этого возраста – школьники, находящиеся на иждивении родителей и государства. Социальный статус их мало, чем отличается от детского. Психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития. Подростковое чувство взрослости – новый уровень притязаний. Отсюда – типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. В целом, это период завершения детства и начала “вырастания” из него.

Познавательные процессы и способности тоже меняются.

Они развиваются в двух направлениях: качественном и количественном.

  • т.е. “невоспитанность” внимания, неумение сосредоточиться, переключаться и отвлекаться от каких-то раздражителей – одна из главных причин плохой успеваемости в связи с этим психологические и социально-педагогические проблемы;
  • быстрее, эффективнее, важно не то, какие задачи, а то – каким образом. Часто отвлеченные рассуждения, споры. Разбросанность, отсутствие системы, внимания по интересам, т.к. подростку в короткий период приходится осваивать взрослую сферу во всей ее сложности.

Слово педиатра:

В то же время начинается физиологическая перестройка организма. Изменяется активность эндокринной системы, что приводит к выраженным колебаниям вегетативных функций (потливость, покраснение, побледнение, похудание, и др.).

С учащимся проводится практическая работа.

На доске появляется таблица, показывающая их физиологическое развитие в 5–6-х классах. В пустующую графу учащиеся будут записывать данные за 7-й класс. Для этого по ходу работы используются весы и ростомер. Ученики сравнивают данные, находят изменения. Педиатр продолжает свое выступление.

Подростки становятся эмоционально неустойчивыми, ранимыми. Часто ускоренность физического и раннего полового развития не совпадают, что создает большие психологические и межличностные трудности.

Подростки и взрослые люди живут в разном временном измерении, а отсюда проистекают различия в оценках одних и тех же событий, явлений (одежда, прическа, мода…).

Подростки сами не могут уяснить смысл изменений, происходящих с ними.

Объективная основа сложностей:

  • нарушение эмоциональной сферы;
  • неразвитая воля;
  • поверхностные чувства и быстрое угасание;
  • бедная эмоциональная жизнь.

В подростковом периоде происходит разрыв некоторых социальных связей, формирование новых способов самоутверждения.

Как исправить этот дефект? Слово педиатра, психолога, музыковеда, тренера по баскетболу.

Интенсивно общаться с окружающими; ходить в кружки, секции; участвовать в школьных вечерах, конкурсах…

Именно в подростковом возрасте половая принадлежность обретает для человека реальное социальное значение. Различие между мальчиками и девочками быстро и резко усиливается, и иногда достигает разницы в 1,5 или 2 года. В связи с этим изменяется и характер требований к подростку. Внешние физические особенности начинают играть все более широкую роль, обращение становиться на “вы”.

Станет ли человек личностью, это зависит только от него самого. К 12–14-ти годам вы уже должны знать: кем, и каким хотите стать ! Т.е. заняться самовоспитанием. Мы живем в эпоху всевозрастающих нагрузок.

Срывы чаще всего случаются, потому что человек не умел и не умеет пользоваться громадными запасами своих сил, способностью своего тела быстро восстанавливать энергию. На помощь придут наша природа, резервы и защитные силы нашего организма,… если, конечно, мы научимся ему помогать.

Предлагается система самовоспитания. Приложение № 5.

  1. Целеустремленность.
  2. Воспитывайте волю – умение делать то, что надо.
  3. Укрепляйте тело – тренировать, как мышцы, (тренер показывает как).
  4. Берегите и укрепляйте свой мозг – тренировать его можно, как мышцы. Для освежения с 3 до 20 циклов (тренер и педиатр показывают).
  5. Учитесь есть – завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин дай врагу.
  6. Будьте чисты в своих помыслах и поступках.

Психолог с комментариями предлагает учащимся буклет с описанием жизненных задач, предложенную американским психологом Робертом Хэвигхерстом, желает удачи.

Подростковый возраст неспроста считается кризисным периодом, ведь многим детям приходится страдать из-за комплексов и постоянных проблем со сверстниками. Какие же основные трудности подростков можно назвать, и почему они возникают.

Проблемы с внешним миром

Подросток и общество — на данную тему читают лекции многие преподаватели, и об этом рассуждают простые родители. Внезапно вчерашний ребенок перестает ощущать себя счастливым, осознавая, что мир не совершенен, собственно, как и он сам.

Главная проблема, с которой сталкивается ребенок — это возрастающие требования к нему и необходимость самоопределения. К возрасту 14-ти лет подросток уже должен выбрать экзамены для сдачи ГИА, при этом определившись с профессией. Необходимость самоопределения, насаживаемая обществом, сильно влияет на ребенка, личность которого сформировалась не до конца. В результате чего, школьник все больше замыкается в себе, не допуская к решению проблем даже друзей и родителей.

В подростковом возрасте и мальчики, и девочки начинают испытывать первые серьезные чувства, и с этим связана еще одна трудность. Не имея возможности высказать свои чувства открыто, ребенок переживает серьезные душевные кризисы. Если в школе попутно возникают конфликты с преподавателями или другими учениками, это еще больше осложняют социальную адаптацию. Многие дети в подростковом возрасте чувствуют себя не похожими на основную массу людей, испытывая так называемый комплекс изгоя.

Если ребенок достиг подросткового возраста, родителям очень важно сохранить с ним близкие доверительные отношения. Именно сейчас формируется характер школьника, его взгляды на мир и общество. Если эти взгляды будут формироваться под дурным влиянием не самых порядочных сверстников, подросток станет поистине неуправляемым. Сохраняя дружеские отношения с ребенком, взрослые смогут направлять его в нужное русло саморазвития, не позволяя допускать серьезных жизненных ошибок.

Еще одна трудность, с которой сталкиваются многие подростки — это желание доказать взрослым свою самостоятельность и взросление. В стремлении показаться взрослыми дети порой переходят всякие границы, наталкиваясь на осуждение окружающих. Как результате, школьник вступает открытый конфликт с обществом, который выливается в серьезные проступки и нарушение внутренней целостности.

Ребенок в возрасте 14-17 лет перестает воспринимать взрослых, как непререкаемый авторитет. В результате, дети начинают грубить и учителям, и родителям, пытаясь доказать им свою правоту. Собственное мнение для ребенка выходит на первый план, а взгляды взрослых кажутся абсолютно несправедливыми и глупыми. На фоне всего этого ухудшается и внутреннее состояние подростка.

Проблемы с внутренним миром

Пожалуй, главная проблема с внутренним миром, которая возникает у ребенка — это ощущение собственной ненужности и непохожести на окружающих. Если к этому прибавляются еще и комплексы из-за внешности, то школьник и вовсе чувствует постоянный психологический гнет.

Ощущая себя непохожим на окружающих и странным, ребенок пытается найти отдушину в музыке, в творчестве, в общении со сверстниками. Постепенно учеба уходит на второй план, а ребенок погружается в, как ему кажется, «взрослую» жизнь.

Одновременно с этим в подростковом возрасте дети внезапно обнаруживают все несовершенство этого мира. Детские мечты об идеальной любви и профессии рушатся, и ребенок уже не получает такого удовольствия от жизни. Если к этому еще прибавляются неудачи в любви, то ситуация становится совершенно плачевной.

Не стоит забывать, что в подростковом возрасте ребенок переживает еще и половое созревание. Постоянные внутренне перестройки организма оборачиваются нервными срывами и истериками. Школьник больше не чувствует себя ребенком, но и к взрослым отнести себя не может. Это странное промежуточное состояние давит на него, заставляя совершать опрометчивые и порой совершенно глупые поступки. Борясь с внутренними демонами и повышенной нагрузкой в школе, подросток может абсолютно потерять контроль над собственной жизнью и психологическим состоянием.

Конфликты бывает разных видов. Один подразумевает бунт против чего-то или кого-то, неповиновение кому- либо. Подростки проявляют непослушание, резко реагируют на любые замечания и т. п.

Другой вид мятежа подразумевает восстание против чего-нибудь или кого-нибудь, преступление границ, нарушение правил. При этом виде мятежа подростам свойственно лгать, воровать, затевать ссоры, приходить в ярость по пустякам.

Третий вид мятежа подразумевает уклонение от каких-либо действий. Это связано с моралью. Подростки сознательно вместо хорошего делают что-то плохое, непристойное, пошлое.

Четвертым видом мятежа является поведение подростка, руководимое его упрямством. По этой причине они отказываются подчиняться учителям на уроках и родителям дома.

Еще одной формой мятежа является открытая вражда, непризнание авторитета взрослых, восстание против чьих-либо законных полномочий.

Мятеж является проявлением порочной натуры. Он основан на гордости и упрямстве подростка. Подросток сознательно выбирает восстание и мятеж, в соответствии с чем начинает действовать.

Американские ученые провели исследования в мужской тюрьме. На протяжении 16 лет они наблюдали за поведением и исследовали психологию 225 мужчин. В ре-зультате они пришли к выводу, что люди идут на преступные действия не потому, что на них оказали влияние окружение или условия жизни. Преступления являются следствием соответствующего образа мыслей. То есть склонность к преступлениям вырабатывается не в результате употребления наркотиков, неблагополучного детства, душевных болезней, бедности и т. п., а в результате существования определенного стереотипа мышления. Из двух человек, выросших в одинаковых условиях, один может стать преступником, а другой — нет. Все зависит от выбора, доброй воли человека. А выбор, в свою очередь, человек делает на основе собственных убеждений. На выбор также влияет и эмоциональное состояние.

Таким образом, мятеж подростка чаще всего обусловлен его ложными убеждениями и эмоциональной неуравновешенностью, резкие скачки которой подталкивают его на совершение отчаянных, действий. Хотя иногда мятеж может быть спровоцирован жестокостью или равнодушием как родителей, так и учителей. Вполне естественно, что дети, начиная взрослеть, восстают против всякого рода тирании.

Дети постоянно испытывают волю взрослых и границы дозволенного, но в юности они могут решиться на открытое противостояние. В этом случае воля подростка противостоит воле взрослого. Такие отношения могут перерасти в настоящую войну. Если взрослые проявят слабость и воля подростка окажется сильнее, тот пойдет дальше — будет попирать авторитет взрослых.

Противостояние подростка выражается по-разному — от жалоб и ворчания до отрицания всякой власти. Начинается мятеж с неприязни к взрослым и с неприятия их мировоззрения, жизненных принципов, ценностей. Подростки отказываются жить по советам родителей и учителей. Появляется раздражение, стоит им напомнить о каких-либо правилах. Отвергая авторитет взрослых, молодой человек может полностью обособиться от их мира, создать собственный, чтобы отгородить себя от влияния неприятных ему людей. В крайнем случае подросток на-чинает отвергать всякое требование взрослого.

Если между подростком и учителем или родителем идет непрерывная война, то стоит уступить ему в нескольких битвах, как мятеж глубоко укоренится в его душе. Но и насильственное подавление воли молодого человека не даст положительного результата. Оно лишь заставит его выполнять определенные действия, но мя-тежный дух останется и обязательно будет проявлять себя в дальнейшем.

Как решать конфликты? Как остановить развитие мятежа.

Мятеж подростков глубоко ранит как их самих, так и людей, которым они противостоят. Первыми признаками возникновения Конфликтной ситуации является непо-нимание друг друга, трудности в общении. В отношениях между подростком и учителем возникает натянутость. Они могут вообще перестать разговаривать друг с другом. Попав в такое положение, учитель должен приложить все усилия, чтобы восстановить отношения с учеником. Необходимо разъяснить подростку, чего от него ожидают, и в то же время постараться дать понять, что его уважают и ценят и не отвергают из-за плохого поведения.

Налаживать отношения с подростком, который постоянно раздражается и выходит из себя, очень трудно. Главное — не закрываться от ученика. Сколько бы битв ни было пройдено, надо быть всегда готовым сделать шаг навстречу в общении с подростком. Его можно вызвать на откровенный разговор. Но делать это надо осторожно, с большим тактом и терпением.

Преодоление неприятия. Очень важным моментом в налаживании отношений с подростком является преодоление чувства боли и огорчения, которое причиняет его враждебное поведение. Видя, как ученик отвергает все, что ему говорят и делают, учитель порой просто отчаивается. Чтобы справиться с этим состоянием, надо подумать о том, что на самом деле отвергает подросток.

Он отвергает, во-первых, заботу и хорошее расположение. Это проявляется в его холодности, грубости, открытой ненависти.

Во-вторых, подросток намеренно отвергает моральные принципы и жизненные ценности взрослого. Обычно человек отождествляет себя со своими жизненными убеждениями, поэтому их отрицание воспринимает как личное оскорбление.

В-третьих, ученик может отвергать стиль жизни взрослого — это не только одежда и интерьер, но также образование, музыкальные и литературные вкусы, круг общения, увлечения, работа и т. д.

Несмотря на то что резкое отвержение причиняет боль, необходимо научиться терпеть ее и не терять благорасположения к ученику. Это очень тяжело, но необходимо. Преподавателю стоит подумать о том, что подросток не обязан принимать его заботу, имеет право иметь собственную систему ценностей и собственные принципы, а интересы — всего лишь дело вкуса. Требовать от подростка определенного отношения к перечисленным вещам — такого права у взрослых нет.

Признание ограниченности своих возможностей . Учитель не должен винить себя одного в том, что уче-ник стал неподконтрольным на уроках. Преподаватель может допустить ошибки в воспитательной работе, но ведь не только он влияет на подростка. Он не должен брать на себя полную ответственность за поведение старшеклассника. Следует помнить, что не все во власти учителя. Его сфера влияния на школьников довольно ограничена.

Вместо того чтобы винить себя и пересматривать ошибки, допущенные в воспитании, нужно задать себе следующие вопросы:

■ Как на данный момент я могу наладить взаимоотношения с учеником?

■ Чем мне могут помочь родители ученика? Какой урок я могу извлечь из этой ситуации? Классный руководитель должен признавать свои ошибки, но он не несет ответственности за все поступ-ки, совершаемые учениками. Если подростки ведут себя хорошо, также нельзя всю заслугу за это присваивать себе. Ответственность учителя имеет свои границы. Стоит помнить об этом и «не перегибать палку».

Различение настоящей и ложной вины . Анализируя проделанную работу по воспитанию школьников, классный руководитель находит целый список неправильных действий и ошибок. После этого он может начать терзать себя мыслями: «Если бы я сделал так-то...» или «Если бы я не сказал того-то...» и т. п. Но далеко не всегда поведение ребенка является прямым следствием именно того или иного действия учителя. Поэтому, даже если бы преподаватель поступил иначе, более правильно, на его взгляд, это не удержало бы ученика от бунта. Излишние и ненужные обвинения приведут только к унынию и отчаянию. Следует реально оценивать свои недочеты и продолжать работать.

Как дать подросткам свободу . Как уже было сказано выше, в юности школьники стремятся к большей свободе. Но мир, которым руководят взрослые, полон ограничений, особенно в школе. Зачастую из-за этого возникает множество конфликтов и противостояний между подростком и учителем. Чтобы ослабить напря-женность в отношениях, вызванную этими конфликтами, необходимо уметь давать старшеклассникам свободу. Однако следует знать, когда и как можно предоставлять им эту свободу.

В первую очередь необходимо освободиться от иллюзии власти над учениками. Учителю дана определен-ная власть, но она очень ограниченна и узка. Не стоит самовольно расширять ее границы.

Во-вторых, старшеклассникам необходимо дать возможность делать что-то самостоятельно. Ничто не подходит для этого лучше, чем классный час — его подготовка, проведение, участие в процессе.

В-третьих, предоставление свободы означает дать возможность подростку учиться на собственных ошибках, позволив ему пострадать, если нужно, пожав плоды, которые он посеял. Пусть ученики столкнутся с последствиями своих поступков. При этом классный руководитель должен объяснить ученикам, что когда они принимают решения самостоятельно (не слушая советов взрослых), то несут полную ответственность за последствия таких решений.

В-четвертых, дать свободу означает отказаться от права сохранять репутацию класса или школы. Ученик — не марионетка в руках преподавателей, а школа — не показательный образец на выставке товаров и услуг. Нельзя применять жесткие меры только ради того, чтобы сохранить или поправить репутацию школы. За-дачей преподавателя является забота об ученике, каким бы он ни был, забота о том, что принесет пользу личности, а не организации.

Это касается и самого классного руководителя. По крайней мере, ученик и его благополучие должны быть на первом месте, а репутация педагога — на втором. Да, это неприятно, когда другие педагоги низко оценивают тебя как воспитателя и преподавателя. Но надо дать ученикам право не поддаться воспитанию. Это тоже часть их свободы. Такое отношение поможет избежать ненужных негативных эмоций, связанных с ощущением собственной некомпетентности. Ученики не обязаны становиться гордостью своего преподавателя.

В-пятых, классный руководитель должен отказаться от права на спокойную жизнь. Он должен смириться с тем, что у его учеников будет возникать множество проблем, причем довольно серьезных (например, наркомания, беременность, хулиганство с причинением вреда, травмы, попытки самоубийства и многое другое). Никуда от этого не деться. Преподаватель должен быть готов немедленно реагировать на существующие нужды старшеклассников и возникающие в классе проблемы. Допускать, что такое возможно, и быть готовым всегда прийти на помощь тоже означает дать свободу.

Проявить любовь. Все ученики должны быть любимы классным руководителем, даже если они мятежники, и это очень трудно. Несмотря на плохое поведение, можно пытаться оказывать внимание такому ученику. Очень важно уметь слушать. У подростков есть что сказать. Порой это неприятные слова. Но следует запастись огромным терпением. Надо дать понять старшекласснику, что его не просто слушают, но и слышат.

В разговоре с мятежным учеником важно постараться дать ему понять, что преподавателю небезразличны его внутренние переживания, что он принимает искреннее участие в нем. Старшеклассники должны знать, что классному руководителю небезразлично, что с ними происходит, что все его слова и действия продиктованы заботой об учениках.

Круглый стол

«Подросток и общество».

Цели: 1) помощь подростку в понимании своего места в жизни; сознание своей роли в жизни общества, нацеливание на созидательную деятельность в настоящем и будущем.

2) помощь в осознании необходимости сохранения здоровья, необходимости строгой самооценки для противодействия вредным воздействиям извне.

3) воспитать умение владеть собой, формирование нравственных качеств, убежденности, мужества, воли.

Вступительное слово

Ведущий1

Здравствуйте уважаемые гости, учителя, ребята. Сегодня у нас мероприятие- круглый стол. За круглым столом собираются друзья, чтобы обсудить насущные проблемы.

Тема нашего разговора- «Подросток и общество». Это значит, что мы будем говорить о том, как помочь подростку найти свое место в жизни, правильную дорогу и избежать неприятных ситуаций. Для этого мы пригласили компетентных гостей:

Заместитель комитета по делам несовершеннолетних и защите их прав – Воробьева Галина Григорьевна,

Главный нарколог наркологического диспансера Галиев Амирьян Хатипович.

Ребята, мы с вами в первый раз проводим круглый стол.

Об истории круглых столов нам расскажет социальный педагог Фахртдинова А.Р.

А сейчас предлагаем посмотреть сценку из школьной жизни в исполнении обучающихся 7в класса. Такая история может произойти и в нашей жизни. Вас я, ребята, попрошу отметить какие правонарушения или даже преступления совершили наши герои и какие ошибки к этому привели.

Итак, ситуация 1. Вариант1.

Антон.

Вася.

Да, нет. Я лучше на уроки.

Антон

Вася

Нет, нет..

Антон

Вася

Антон

Вася

Нет

Антон

Тетенька

Антон

Тетенька

Антон

Бабушка

Вася

Здорово, пошли за жвачкой.

Антон.

(уходят со сцены).

(выступает Воробьева Г.Г.)

Ситуация 1. Вариант2.

Антон.

Вася.

Нет, Антон, я пойду на уроки и тебе не дам уйти, иначе какой я тебе друг. А про невыполненное задание лучше честно признайся учительнице.

Вашему вниманию предлагается еще одна ситуация. Вас я попрошу отметить какие правонарушения, преступления совершили наши герои и какие ошибки к этому привели?

Ситуация 2. Вариант 1

По улице идут парень с девушкой. Навстречу двое парней, в руках у одного пиво. Он пьян. Этот парень начинает приставать к девушке, тянет ее за руку.

Эй, Светка, пойдем со мной, погуляем, пивка попьем.

За нее заступается друг девушки.

Ты пьян. Не трогай ее!

Пьяный парень толкает его:

Да ты, отвали, не мешай.

Начинается драка. Раздается где то свисток.

Какие правонарушения или преступления совершили ребята? Какие ошибки привели к правонарушениям?

(каждый класс высказывает свою точку зрения)

А теперь попросим прокомментировать эту ситуацию специалистов. Слово предоставляется Галиеву А.Х.

Вывод хочется подвести поговоркой : брага да драка вместе идут, до добра не доведут.

А теперь Вариант2 этой же ситуации.

По улице идут парень с девушкой. Навстречу двое парней, весело разговаривают о чем то. Встречаются, здороваются. Один из них делает комплименты девушке.

Света, ты сегодня великолепно выглядишь.

Девушка отвечает:

Спасибо за комплимент. Вы куда идете?

Парень:

Мы пошли в ЦРТДиЮ на кружок. Приятной вам прогулки. Пока, пока..

(прощаются, уходят).

Вашему вниманию предлагается еще одна ситуация. Вас я попрошу отметить какие правонарушения совершили наши герои и какие ошибки к этому привели?

1 девочка

Как мы весело проводим время! Погода хорошая, так и хочется гулять и гулять.

2 девочка

(смотрит на часы)

Ой, время уже десять часов.. Надо скорее идти домой.

1 девочка

Да еще рано. Уроков завтра мало. Тем более родители во вторую смену работают, никто ничего не узнает. Давай еще погуляем- весело же!

2 девочка

(подумав)

Ну ладно, давай!

Ребята, ваши мнения! Что должна была сказать вторая девочка?

Следующая ситуация

«На улице ко мне подошли парни и отняли у меня любимый телефон. Что мне делать?»

Как бы вы поступили в этом случае?





3.Сообщи приметы хулиганов
4.Поставь в известность родителей.

А за какие правонарушения вас могут доставить в милицию?
Правильно:



4.Незаконная продажа.
5.Злостное неповиновение.








Помни, в любой жизненной ситуации ты должен вести себя достойно, справедливо и уважать и соблюдать закон.
Именно, правые знания помогут тебе поступить так, чтобы не пришлось сожалеть ни тебе, ни твоим родителям, ни другим окружающим тебя людям.

Итак, ситуация 1. Вариант1.

Антон.

Слушай, Вась, давай удерем с урока. Я уроки не успел вчера сделать.

Вася.

Да, нет. Я лучше на уроки.

Антон

Пошли. Думаешь, охота двойку получать? Пошли, а?

Вася

Нет, нет..

Антон

Боишься, да? Еще друг называется.

Вася

Ну, ладно, пошли. А куда пойдем?

Антон

Айда, в магазин. У тебя деньги есть? У меня на жвачку не хватает!

Вася

Нет

Антон

Ничего, счас добудем. (канючит).тетенька, тетенька, я денежки на хлеб потерял. Теперь от мамы попадет. (вытирает слезы).

Тетенька

Нет, у меня на вас денег. Кыш, попрошайки.

Антон

Тетенька, дайте, пожалуйста, денежки.

Тетенька

Да, нет у меня денег. Было бы, дала.

Антон

Бабушка, бабушка. Дайте денег, а то я на хлеб потерял.

Бабушка

Конечно, внучек. Вот, возьми.

Вася

Здорово, пошли за жвачкой.

Антон.

Жвачку мы и так добудем. Давай лучше сигареты купим.

(уходят со сцены).

Какие правонарушения совершили ребята? Какие ошибки в поведении привели к правонарушениям?

А теперь попросим прокомментировать эту ситуацию специалистов. Слово предоставляется Воробьевой Галине Григорьевне.

(выступает Воробьева Г.Г.)

Наши герои все поняли и хотят показать эту сценку еще раз.

Ситуация 1. Вариант2.

Антон.

Слушай, Вась, давай удерем с уроков. Я уроки не успел вчера сделать.

Вася.

Нет, Антон, я пойду на уроки и тебе не дам уйти, иначе какой я тебе друг. А про невыполненное задание лучше честно признайся учительнице

Классный час для старшеклассников

классный час для старшеклассников . Сценарий классного часа посвящен проблеме правонарушений

Мысли Мудрых
-Народ должен защищать закон,
как свой оплот,
как охранительную стену. (Гераклит)

Никто не должен быть умнее закона (Аристотель)

Нравы – это люди,
Законы – разум страны! (О.Де Бальзак)

Учитель:
Ребята, я предлагаю вам сегодня совершить путешествие в мир «Права».
Давайте вместе подумаем над возможными последствиями тех или иных поступков, как вести себя в различных жизненных ситуациях; узнаем, когда можно и нужно обращаться к помощи государства и закона.
Потому что «Право» существует для того, чтобы мы жили в согласии, и оно всегда отстаивает наши справедливые интересы.
Право – согласие и справедливость
ситуация
поступок
закон

Помни, в любой жизненной ситуации ты должен вести себя достойно, справедливо и уважать закон.
Именно, правые знания помогут тебе поступить так, чтобы не пришлось сожалеть ни тебе, ни твоим родителям, ни другим окружающим тебя людям.

Разберем раздел «Я и милиция»

В любом государстве есть правоохранительные органы. Для чего они существуют? Каковы их задачи? (ребята высказывают своё мнение).
Правильно, они призваны защищать человека, его права и свободы. И обеспечивать общественный порядок, безопасность граждан. Милиционер должен в критических ситуациях первым встать на защиту людей в случае посягательств на их жизнь, здоровье, собственность.
Пожалуйста, поделитесь с нами, если вы или ваши друзья попадали в такие сложные жизненные ситуации. (Ребята рассказывают примеры из непростых ситуаций и как поступали представители милиции).
Рассмотрим другой пример. А если кто-то сам нарушает закон, совершает правонарушения. Что тогда делает милиция? Правильно, тогда необходимо защищать интересы людей от нарушителя – хулигана.
Приведите примеры (ребята высказываются).

Ребята, а как вы думаете, вправе ли представитель закона задержать вас на улице в позднее время? И почему? (Ребята высказываются, приводят примеры).
Конечно, они беспокоятся о вашем здоровье, о вашей жизни.
А как надо себя при этом вести вам: вырываться, кричать, убегать? (ребята говорят).
Во-первых, отвечать спокойно на вопросы милиционера, не бояться, не говорить неправду. Например: вы с друзьями поздно возвращаетесь с тренировки…
Во-вторых, вы можете сообщить представителям закона номер телефона родителей или позвоните им сами.
Рассмотрим следующую ситуацию:
(на школьной доске) «На улице ко мне подошли парни и отняли у меня любимый телефон. Что мне делать?»
Как бы вы поступили в этом случае? (ребята отвечают)
Во-первых, это преступление! Вы согласны?
Раскрытие этого преступления зависит и от твоих правильных действий
1.Скорее позвони по телефону «02»
2.Внятно объясни, где и когда совершено преступление
3.Сообщи приметы хулиганов
4.Поставь в известность родителей.
Как вы думаете, надо ли с собой носить документы, удостоверяющие личность? И почему? (ребята отвечают).
Вы правы! Лучше всего с собой иметь ксерокопии паспорта (страничка с фотографией и домашним адресом) или ученический билет (удостоверение, справку). Это желательно, но нет закона. А за какие правонарушения вас могут доставить в милицию?
Правильно:
1.Нарушение правил дорожного движения
2.Распитие спиртных напитков и пива в общественных местах (т.е. любое место за пределами твоей квартиры) и появление в пьяном виде.
3.Мелкое хулиганство (драка, злословие и т.д.).
4.Незаконная продажа.
5.Злостное неповиновение.

А теперь поговорим о наших правах.
1.Если вас не задерживают, а просто предлагают пройти побеседовать. Ваши действия? (ребята отвечают).
2.Вы правы. Не грубите, а вежливо, но твердо откажитесь.
Но вас могут пригласить в качестве очевидца происшествия. Что в этом случае делаете вы? (ребята отвечают).
Да. В этом случае вы можете пойти в отделение милиции только по доброй воле. При этом вы должны знать, что вас не могут пригласить в качестве свидетеля: такое приглашение должно быть оформлено в виде повестки, которую вручает почтальон, вы имеете право отказаться от свидетельских показаний – вам не грозит за это ответственность, если вам нет 16 лет.
А чем «очевидец» отличается от «свидетеля»? Как вы думаете? (ребята отвечают).
Очевидец – не несет ответственности за свои слова, он говорит то, что видел или то, что думает по поводу происшествия. Поэтому может сказать неправду.
Свидетель – это лицо, на которое указал подозреваемый или потерпевший. Он несет уголовную ответственность за дачу ложных показаний.
Предположим, вас привели в отделение милиции. Знайте, дежурный должен немедленно сообщить о вашем задержании родителям, Если вы совершили незначительное правонарушение, то после составления протокола вас должны немедленно отпустить или дождаться ваших родителей, чтобы они забрали вас домой.
Если вы совершили более серьезное правонарушение, то вас могут задержать в административном порядке – не более 3 часов (время после составления протокола).
Вас не имеют права помещать в камеру предварительного заключения (КПЗ), если там уже находятся взрослые!
Вас могут заключить по стражу, если вы подозреваетесь в совершении тяжкого преступления. Это решение принимает только суд.
Допрос несовершеннолетнего должен проходить при психологе или педагоге, при адвокате. При этом родители могут присутствовать, но их присутствие не обязательно. Помните, любые действия сотрудников милиции вы можете обжаловать!
А теперь я вам предлагаю открыть правовой словарь (на одной стороне слово не другой что оно значит).
Открыта часть слова: первое слово
Кодекс - что это по-вашему? (ребята поясняют)
Сейчас проверим, открываем правую сторону – это правовые нормы (правила) определяющие отношения в какой-либо сфере нашей жизни. Уголовный кодекс определяет, какие бывают преступления и какие наказания за них следуют.
Ответственность – поясните (ребята отвечают).
Правильно, это обязанность отвечать за свои поступки перед законом. Если человек поступил не правильно в отношении других людей, он должен понести наказание и исправить свои ошибки.
Поступок – это нарушение человеком правила или правовой нормы.
Штраф – деньги, которые берутся с человека, нарушившего какие-то нормы или правила.
Какие еще слова вы бы включили в наш «Правовой словарь»?
Арест, тюрьма, конституция, свидетель, обвиняемый, потерпевший, терроризм, право.
Итак, поясните слово «Право» (ребята отвечают).
Значит, это разработанные людьми правила поведения человека в обществе; законы, которые в обязательном порядке должны исполнять все граждане государства, независимо от пола, национальности, профессии, положения в обществе и занимаемой должности.
А знаете ли вы, что существует отдельный закон «Об образовании» Как вы думаете, о чем он гласит? (ребята высказываются).
На экране статья 14 Закона «Об образовании». «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений».
В этом законе гарантировано ваше право на доступность и бесплатность основных ступеней образования независимо от происхождения, места жительства, возраста, состояния здоровья и так далее.
Я уверена, что вы четко знаете все свои права и обязанности в «Школьном государстве».
Но рассмотрим следующую жизненную ситуацию, в которой я верю, вы легко сейчас разберетесь.
В каждой школе найдутся лентяи, которым не хочется учиться. Звонок в милицию «В школе заложена бомба!». После оказалось, что это была шутка, чтобы сорвать контрольную. Как вы оцените этот поступок? Это преступление или шутка? (ребята высказываются).
Конечно, «заложенная бомба» - это терроризм! Значит, представляет серьезную проблему, как у правоохранительных органов, так и для граждан. Отвлекает силы и средства органов правопорядка. Создают нервозность и панику в обществе.
Как вы думаете, за подобные «шутки» с какого возраста человек отвечает по всей строгости закона? (ребята отвечают).
Правильно, с 14 лет. Кроме этого родители будут вынуждены возместить весь материальный ущерб в связи с затратами служб, выезжавших на место происшествия. И прокуратура города может привлечь родителей к ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей.
И в статье Уголовного кодекса предусматривается наказание за заведомо ложное сообщение об акте терроризма: штрафом в размере до двух сот тысяч рублей или исправительными работами на срок от одного года до 2х лет, либо арестом на срок от 3х до 6ти месяцев, либо лишение свободы на срок до 3х лет.
Так что, помните, с законом шутки плохи!

Итак, мы поговорим сегодня только по одному разделу Права «Я и милиция» и немного остановимся на ступеньке «Я и школа».
Есть еще многое, о чем бы хотелось побеседовать с вами «Я и семья», «Я и сверстники», «Я и медицина», «Я в чрезвычайных ситуациях» и т.д.
Тему следующей беседы я предлагаю выбрать вам.
(Ребята на полосках бумаги пишут название темы и кладут в «тайный ящик»). Возможность узнать тему предоставляется желанием учащихся.

Меньшова Полина

Изучение проблем социализации подростков является одним из направлений социологии молодёжи - интересной отрасли, которая в наше время становится очень значимой для общества.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Введение

Изучение проблем социализации подростков является одним из направлений социологии молодёжи - интересной отрасли, которая в наше время становится очень значимой для общества. Вот что говорит об объекте социологии молодёжи И.С. Кон: “Молодёжь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально - психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации.”

Употребление терминов “психологический”, «социально-психологический кажется нам вполне оправданным, т.к. социализация личности изучается и с точки зрения психологии. Для нас в таком случае важно различать психологический подход к проблеме - с точки зрения значимости процесса для самой личности и социологический - с точки зрения значимости его для общества.

Проблемами социализации детей занималась знаменитый американский антрополог Маргарет Мид. По результатам своей первой экспедиции в 1925 - 1926 гг. На о. Тау (Самоа) Мид опубликовала материал, ставший научной сенсацией, - вывод об отсутствии в архаичной культуре специфических конфликтов подросткового возраста, из чего следовало, что проблемы молодёжи на Западе (это в полной мере относится и к современной России) имеют чисто социальные источники.

В нашей стране изучением процесса социализации молодёжи занимался основатель Ленинградской школы социологии молодёжи В.Т. Лисовский. Немалый вклад в изучение проблем молодёжи внесли учёные Свердловской школы (Л.Я. Рубина, М.Н. Руткевич, В.И. Чупров и др.) Несомненно, проблемы социализации связаны с другими направлениями в социологии молодёжи: социологией образования, семьи, изучением жизненных ценностей молодёжи. (И здесь можно отметить такие имена, как В.И. Шубхин, М.Х. Титма, С.Н. Иконникова). Поэтому проблемы молодежи исследуются как в контексте всего общества, его основных характеристик, структурных сдвигов и изменений, так и дифференцировано - как особой социальной группы, с присущими ей признаками и свойствами.

Итак, что же определило выбор темы?

Подростковый возраст по многим причинам принято считать кризисным, поэтому неудивительно, что подростки, переживающие кризис, в процессе адаптации в обществе могут столкнуться с различными проблемами.

Актуальность работы обусловлена тем, что социализация возможна только при взаимодействии индивидов. Этот процесс строится на межличностных отношениях, и в результате происходит передача физиологического и нравственного опыта, социальных норм, человеческих ценностей.

Проблема заключается в том, что не у всех социализация проходит гладко. Большинство подростков сталкиваются с трудностями, стремясь приспособиться к жизни в современном обществе.

В начале исследования была выдвинута гипотеза : процесс социализации подростка может быть облегчен при понимании проблемы и наличии оптимального пути её решения.

Цель работы: выяснить, что может препятствовать социализации современного подростка и предложить способы, которые помогут избежать трудностей во время адаптации к жизни в обществе. Для выполнения данной цели необходимо решить следующие задачи :

  1. Провести социологический опрос и выяснить, насколько респонденты осведомлены о проблемах социализации и видят ли пути их решения;
  2. Дать определение социализации, выяснить, какие проблемы социализации подростков выделяются в научной литературе и какие пути решения предлагаются авторами;
  3. Сопоставить факты и результаты социологического опроса, сделать вывод о грамотности опрошенных, об осознании ими проблем социализации и об эффективности предложенных путей решения;
  4. Предложить собственный путь решения проблем социализации подростков, усовершенствовав один из рассмотренных методов.

Объект исследования: социализация

Предмет исследования: проблемы социализации подростков

Использовались следующие методы исследования : анализ научной литературы, социологический опрос, сравнительный анализ результатов исследования.

Глава 1. Социализация

1.1 Понятие социализации

Социализация подразумевает под собой процесс усвоения человеком правил поведения, социальных норм, моральных ценностей, умений, навыков, знаний и психологических установок, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с остальными людьми. Если у животных все отношения обусловлены биологическими мотивами, то у человека как биосоциального существа немаловажен процесс развития социальных навыков. Люди постоянно рождаются и умирают, и процесс обновления общества идет постоянно. Новые члены общества изначально не знают ни норм, ни правил поведения в нем. Процесс приспособления к жизни в обществе – и есть социализация.

1.2 Виды, этапы, факторы и институты социализации

Социальное развитие личности имеет свои виды и этапы. Каждый индивид должен пройти все стадии взаимодействия с окружающими людьми, чтобы достичь определённого уровня самосознания. Основная цель данного процесса заключается в том, чтобы перевести человека из биологического состояния в самостоятельную социальную личность, обладающую самосознанием. Человек, который осознаёт собственный образ, понимает своё отличие от других, находит своё место и играет свою роль в обществе.

Формально социализация делится на два этапа: ранний (детство, отрочество, юность; возраст от 0 до 18 лет) и поздний (молодость, зрелость, старость; возраст от 18-20 лет до конца жизни). Возрастное разделение имеет условный характер, так как каждому индивиду свойственно собственное развитие и способность восприятия окружающей действительности и людей. Социализация личности не имеет чётких границ. Человек может перенимать опыт и обучаться взаимодействию с другими индивидами на протяжении всего своего существования. Однако в психологии и социологии выделяют несколько стадий социального развития личности. Каждая из стадий имеет свои особенности и критерии оценки сформированности социальных навыков.

Кроме первичной (происходящей на первом этапе) и вторичной (наступающей вслед за первичной и длящейся всю оставшуюся жизнь) социализации, различают и другие ещё четыре типа адаптации человека в обществе.

Групповая социализация – социализация внутри какой-то конкретной социальной группы. То есть, в среде, в которой ребенок проводит большую часть времени (общество родителей, учителей или друзей). Её правила и нормы он и усваивает в первую очередь.

Гендерная социализация – социализация по половому признаку. Мальчики усваивают, как должны себя вести мальчики, а девочки, соответственно, учатся быть девочками.

Организационная социализация – процесс социализации во время трудовой деятельности (человек учится вести себя с коллегами, начальством, подчиненными, относиться к труду, соблюдать дисциплину и т.д.).

Досрочная социализация – вид социализации, который является своеобразной репетицией будущей деятельности, приступать к которой еще рано (игра девочек в дочки-матери).

Выделяют следующие институты социализации:

  • семья;
  • сверстники;
  • образовательные учреждения;
  • религия;
  • правовая система;
  • средства массовой информации.

В социологии существует также такое понятие, как десоциализация – утрата человеком какого-либо социального опыта. Это явление может проходить в виде легкой социальной дезориентации вследствие стресса, либо сильной десоциализации по причине попадания в экстремальные ситуации (война, концентрационный лагерь, тюрьма, форс-мажорные обстоятельства по вине стихийных бедствий).

Индивид становится социальной или асоциальной личностью под воздействием различных внешних факторов. К ним относятся микрофакторы (пол ребёнка, его физиологическое и психологическое развитие, эмоциональное окружение), мезофакторы (регион проживания индивида, субкультуры, существующие в нём), макрофакторы (географическое положение, климатическая зона, окружающая среда (природа), экономика и политическое устройство государства, гражданином которого является личность), мегафакторы (земля как планета для жизни индивида, космос, вселенная). С цикличностью жизни человека связана периодическая смена ролей, обретение новых статусов и иного окружения, отказ от старых привычек и традиционного образа жизни. Всю жизнь индивид чему-то учится и вынужден реагировать на воздействие окружения. От этого меняются его взгляды и социальные устои.

Глава 2. Социализация подростков в современных условиях

2.1 Проблемы социализации подростков

Проблема социализации молодежи в современных условиях – одна из основных. Особенно остро она ощущается при решении проблем подросткового возраста, когда молодые люди стремятся как можно перестать подчиняться старшему поколению, при этом не имея достаточного опыта «взрослой жизни».

Воспитательный потенциал школы как одного из институтов социализации находится в кризисном состоянии. Появление новых типов образовательных учреждений (лицеев, гимназий, элитных школ) усиливает социальное расслоение, вносит социальную напряженность в среду молодежи. Происходит формирование личности подростка, имеющего достаточно противоречивые личностные и социальные свойства.

Происходят изменения семейного образа жизни: ликвидация трехпоколенной семьи, которая приводит к разъединению старших, средних и младших поколений; минимизация родственно-родительских связей, смещение центра общения с совместного супружества на формы внесемейного и внесупружеского, одиночно-индивидуального образа жизни. Эти факторы приводят к ослаблению родительского авторитета, неприятию “мира взрослых”, негативизма к старшим. Общество изменяется стремительно, и многое из того, что родители способны передать своим детям, становится устаревшим к тому времени, когда дети станут взрослыми. В результате молодые люди все чаще обращаются за советами и консультациями к своим сверстникам. Авторитет родителей, педагогов сменяется авторитетом сверстника, удачно устроившегося в жизни, даже если это потребовало войти в противоречие с законом.

2.2Особенности социализации подростков

Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. В процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между степенью адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс между адаптацией в обществе и обособлением от него. Очень часто именно в подростковом возрасте труднее всего найти этот баланс. Этот возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. У учащихся этого возрастного периода переплетаются черты детства и черты, во многом присущие юности, но еще находящиеся в стадии становления и развития. Вот почему подростка иной раз характеризуют как полуребёнка и полувзрослого. Как полувзрослый, он ощущает быстрый рост физических сил и духовных потребностей; как полуребёнок, он еще ограничен своими возможностями и опытом, чтобы удовлетворить все возникающие запросы и потребности. Этим объясняется сложность, противоречивость характера, поведения и развития подростков, что дает основание считать этот возраст в определенной мере трудным для воспитания. В период взросления подростки сталкиваются с несколькими проблемами :

  1. Общение со сверстниками . Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками.
  2. Одиночество . Подростки могут испытывать чувство одиночества из-за того, что им трудно установить контакт с окружающими в силу низкой самооценки, в силу испытываемых чувств тревоги или подавленности, из-за недоверия к людям или скептического отношения к своим возможностям в тех или иных ситуациях. Самостоятельные подростки справляются со своим одиночеством, ставя перед собой какие-то цели; зависимые преодолевают его, полагаясь на внешнюю поддержку.
  3. Подросток и взрослые . Первый источник этой проблемы - непонимание взрослыми внутреннего мира подростка, их ложные или примитивные представления о его переживаниях, мотивах тех или иных поступков, стремлениях, ценностях. У подростков ярко выражены как стремление противопоставить себя взрослым, отстоять собственную независимость и права, так и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, важность их одобрения и оценок. Значимость взрослого отчетливо проявляется в том, что для подростка существенна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека.
  4. Самопознание, самореализация . Анализ содержания и динамики переживаний подростков на протяжении этого возраста говорит о том, что и для младших, и особенно для старших подростков характерны переживания, так ли иначе связанные с их отношением к себе, к собственной личности. Но вот что примечательно. Почти все переживания, относящиеся к процессу познания подростком самого себя, оказываются отрицательными. Количество таких переживаний с возрастом все растет.

В разных возрастных периодах существуют типичные опасности, влияющие на дальнейшую социализацию личности. Для подросткового возраста это пьянство, алкоголизм, аморальность родителей; нищета семьи; гипо- или гиперопека; компьютерные игры; ошибки педагогов и родителей; курение, токсикомания; изнасилование, растление; одиночество; физические травмы и дефекты; травля со стороны сверстников; вовлечение в антисоциальные и преступные группы; частые переезды семьи; развод родителей.

Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального решения. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему возрасту. Это связано с тем, что период активной ценностно-созидательной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включённостью молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых черт и качеств - стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.

2.3 Пути решения проблем социализации подростков

Все перечисленные проблемы социализации и их решение являются объективной необходимостью для личности. В случае осознания таких проблем она вполне способна их плодотворно решать. При наличии необходимых объективных предпосылок для этого человек выступает субъектом собственного развития, субъектом социализации.

Однако нужно иметь в виду, что если какие-либо проблемы социализации не решаются на том или ином ее этапе, это может тормозить процесс развития личности, делать его неполноценным. Осмысление такой ситуации может заставить человека ставить перед собой новые цели, менять способы их достижения. В целом это не страшно. Гораздо хуже, если нерешенные или не решаемые проблемы не будут осознаны личностью, и она не станет искать никаких поворотов в процессе социализации.

В этом случае может возникнуть явление, которое некоторые авторы применительно к такой личности определяют термином «жертва социализации». Дело в том, что процесс социализации противоречив. С одной стороны, он предполагает успешность освоения личностью социальных ценностей, норм, стандартов поведения, с другой – способность человека определенным образом противостоять обществу в том случае, если оно (или его отдельные структуры) мешают удовлетворению его потребностей в социализации.

Следовательно, необходима, с одной стороны, идентификация личности в обществе, с другой – обособление от него. Здесь возможны две крайности, которые приводят личность к тому, что она становится «жертвой социализации». Во-первых, в случае полной идентификации в обществе и «абсолютного» принятия его ролевых предписаний и ролевых ожиданий, неспособности хоть в чем-то ему противостоять личность превращается в конформиста. Во-вторых, неприятие многих социальных требований способно превратить человека в борца против общественных устоев (это особенно характерно для тоталитарного или авторитарного режима). Острота этого противоречия сопряжена с характером не только общества, но и процесса социализации, а также с влиянием социальных факторов на личность.

Социализация связывает разные поколения, через нее осуществляется передача социального и культурного опыта. Центральное звено социализации – значимая деятельность. И если ее нет, энергия направляется на «дискотечно-потребительское» времяпрепровождение, утверждение себя лишь в сфере развлечений. Постоянное навязывание потребительской психологии и бездуховности нашей молодежи привело к кризису нравственных идеалов и смыслообразующих целей, культивированию сиюминутных удовольствий, что способствует широкому распространению девиантно-делинквентного поведения. Таким образом, подросткам необходимо помочь выбрать правильный путь, определить род их деятельности и предоставить все необходимые условия. Кроме того, важно популяризовать те или иные виды деятельности среди представителей молодого поколения, пробудить в них интерес к труду на благо общества.

Самое опасное в нынешнем состоянии российского общества – усиливающееся ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего происходящего, которое зримо охватывает все новые и новые слои россиян. Ломка ценностных ориентаций отражается в настроениях молодежи. Самое главное и основное здесь – нарастание разочарованности в перспективах, распространение правового нигилизма, снижение нравственных критериев. Молодое поколение оказалось в нелепой, тяжелой и сложнейшей ситуации, когда оно, призванное продолжать развитие на базе унаследованных материальных и духовных ценностей, вынуждено, находясь в стадии становления, участвовать в выработке этих ценностей, зачастую осуществлять эту работу самостоятельно, нередко вопреки рецидивам старого мышления своих отцов, их попыткам реставрировать прошлое. В результате естественные противоречия «отцов и детей» в нашем обществе приняли гипертрофированный характер и также стали источником конфликтов на фоне процессов отчуждения молодежи в обществе, снижения ее социального статуса, сокращения социальных молодежных программ, возможностей получения образования, работы, политического участия. В этой ситуации имеет смысл создание различных молодёжных организаций и привлечение в них подростков.

Кроме того, подростки, испытывающие трудности в процессе социализации, в первую очередь должны работать над собой. Одним из путей решения проблем социализации может являться самоизменение, направленное на:

  • самосовершенствование, развитие, преобразование имеющихся задатков, черт, знаний
  • самостроительство, взращивание, формирование желаемых свойств

2.4.Собственный путь решения проблем социализации подростка

Чтобы разработать собственный путь решения, решено было объединить и доработать методы, найденные в научных статьях и предложенные респондентами.

Участниками опроса был рассмотрен вариант проведения психологических тренингов для подростков. Респонденты, считающие этот метод наиболее эффективным, предполагали, что организациями таких встреч должны являться взрослые, уже прошедшие период социализации и в какой-то степени разрешившие конфликты, которые ему сопутствуют. Однако во время исследования выяснилось, что для молодых людей, переживающих кризис подросткового возраста, авторитетом являются успешные сверстники.

Таким образом, имеет право на существование создание клубов, объединяющих подростков, которые испытывают трудности в процессе социализации. Встречи членов подобных клубов будут проходить в неформальной обстановке. Возглавлять такие объединения должны также подростки, которые либо не испытывают проблем при адаптации в обществе, либо сумели найти для себя оптимальные пути их решения.

Целью организации клубов является предоставление подросткам возможности найти друзей со схожими интересами и взглядами на жизнь, преодолеть стеснительность и робость в общении с людьми, обрести друга (или друзей), тем самым сделав важные шаги на пути социализации. Кроме того, клубы предполагают обмен опытом со сверстниками – как с возглавляющими клуб, так и с гостями (приглашёнными на встречу молодыми людьми, которые успешно справились с препятствиями, возникшими на их пути в процессе социализации).

На встречах клуба (после того как его члены познакомятся и получше узнают друг друга) могут обсуждаться различные актуальные проблемы современного общества. Подобные дискуссии помогут подростку не только осознать, что он имеет право на собственное мнение, но и научиться его отстаивать, не превращаясь в конформиста. Подростки, которые, наоборот, склонны отвергать нормы, принятые в обществе, выработают в себе такие качества, как умение выслушать собеседника, грамотно объяснить причину своего несогласия с ним и найти компромисс.

Создание молодёжных клубов по интересам способно развить все те навыки, которые так необходимы и которых так не хватает современным подросткам. Являясь членом такого объединения, молодой человек уже не будет чувствовать себя одиноким. Он будет понимать, что его взгляды не должны мешать ему жить в человеческом обществе, что его «непохожесть» на других может не оттолкнуть, а, наоборот, привлечь к нему людей. Кроме того, он перестанет считать различие во мнениях препятствием для общения, что особенно важно в процессе социализации. Дискуссии и споры на разные темы сделают подростка более уверенным в себе, научат доказывать свою правоту, не отрицая при этом правоту других.

Таким образом, в качестве самостоятельного метода решения проблем социализации подростка в современных условиях можно выделить нечто среднее между психологическим тренингом и формальной молодёжной организацией – создание неформальных молодёжных клубов.

Глава 3. Социологический опрос и анализ общественного мнения

Первым шагом исследования стал социологический опрос учащихся и учителей школы, а также пользователей социальной сети «ВКонтакте». Респондентам было предложено дать определение социализации, опираясь исключительно на собственное мнение; сформулировать проблемы социализации подростков в современном обществе и предложить пути их решения.

Более 70% опрошенных дали верное определение социализации, использовав следующие формулировки: «адаптация человека в обществе», «приспособление человека к жизни в обществе», «формирование личности, социального статуса», «нахождение общего языка с окружающими», «освоение различных социальных ролей, культурных норм и традиций». Остальные респонденты затруднились объяснить значение этого термина.

Были названы следующие проблемы социализации: стеснительность подростков, заниженная или завышенная самооценка, отсутствие чувства юмора, отсутствие или притупление коммуникативных навыков, давление общественного мнения, стереотипы, царящие в обществе, чрезмерная опека родителей, недостаток внимания, расхождение интересов подростка с интересами общества, недостаток живого общения, обусловленный популярностью социальных сетей, а также несоответствие действительности ожиданиям.

Респондентами были предложены различные пути устранения выделенных ими проблем. Часть опрошенных видит решение в упорной работе подростков над собой. По их мнению, представители молодого поколения должны относиться к себе с юмором, не придавать большого значения общественному мнению, подавлять в себе стеснительность и быть открытыми для общения. Вторая группа участников опроса считает, что помочь подросткам приспособиться к жизни в обществе должны окружающие его люди. Родители – показать, что доверяют своему ребёнку и считают его полноценной личностью, разрешить ему самостоятельно выбирать, с кем общаться, и в целом расширить круг дозволенного. В школах, как считают опрошенные, подросткам должны предоставить больше свободы для самореализации. Было предложено даже организовать различные тренинги, чтобы не только помочь подросткам преодолеть психологический барьер в общении со сверстниками, но и помочь им выбрать правильный жизненный путь, определиться с профессией, тем самым облегчив процесс формирования личности молодых людей. Рассматривался и вариант создания аналога пионерскому и комсомольскому движениям с целью «построить общество единения, а не потребления».

Заключение

В зависимости от возраста, пола, индивидуальных особенностей, места жительства, этноконфессиональной и социокультурной принадлежности человека части общества, с которыми он взаимодействует, существенно различаются.

Но в любом случае взаимодействие имеет неорганизованный, нередко спонтанный характер. Оно регулируется набором ценностей, норм, обычаев, нравов, неформальных санкций и других средств.

В ходе исследования был выдвинут собственный метод решения проблем подростковой социализации, который может быть применён, так как создание подросткового клуба по интересам в ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть-Кинельский вполне возможно.

Подводя итог, можно сказать, что изменения, возникающие в обществе, влияют на все сферы его жизнедеятельности, и в особенности на молодое поколение. Молодежь всё время вынуждена приспосабливаться к этим изменениям. В связи с этим возникают новые проблемы в процессе социализации, поэтому в современном российском обществе возникла острая необходимость осмысления основных проблем социализации молодежи. Пути решения, рассмотренные в данной работе, безусловно, помогут подросткам проанализировать свои собственные проблемы и выбрать для себя наиболее подходящий метод и, как следствие, облегчить социализацию.

Список использованной литературы

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. Екатеринбург. -1999.

2. Бандура А. Подростковая агрессия. - М. , 2012.

3. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. –М. : Издательский центр «Академия», 2001 .

4. Дементьева И. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних, как следствие семейного неблагополучия. //Социальная педагогика. -2005. - № 1.

5. Каргина М. Проблемы социализации подростка. //Воспитание школьников -2003. - №4 .

6. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М. , 1979.

7. Котляков В. Ю. Подростки смутного времени. //Социс. -1998 - №8

8. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. М.,2002.

9. Лисовский В. Т., Иконникова С. Н. Молодёжь о себе, о своих сверстниках. Социологическое исследование. Л., 1969

10. Мерсина В. С. Возрастная психология. - М. , 1973.

11. Мид М. Культура и мир детства. М.,1988.

12. Мухина В. С. Возрастная психология. Хрестоматия. М. , 2001.

13. Руткевич А. М. Психоанализ. Истоки и первые этапы развития. М., 1997 .

14. Степанов С. Толпа компания коллектив. //Школьный психолог. -2000-№ 8.

15. Фельдштеин Д. И. Психолгогия современного подростка. М. , 2015.

16. Фонарева А. М. Развитие личности ребенка. М. , 1987.

Приложения

Приложение 1

Результаты социологического опроса

  1. Как вы понимаете термин «социализация»?
  1. С какими проблемами сталкивается современный подросток в процессе социализации?