Приучаем ребенка к порядку в доме, или как воспитать помощника. Как приучить ребенка к порядку: советы родителям маленьких нерях

(9 голосов : 4 из 5 )

Аккуратность редко бывает врожденной чертой характера, скорее, это приобретенное качество. Когда в доме есть активные, много играющие дети, бывает трудно поддерживать безупречную чистоту. И в то же время упорядоченный мир нужен детям. Представление о порядке многие берут из семьи, но, даже если родители направят все силы на то, чтобы дети были чистоплотными, нет гарантии, что они обязательно станут собранными и педантичными. Играет роль темперамент, особенности характера, возрастные кризисы. Взрослые стараются научить детей быть внимательными к внешнему виду, порядку в комнате и общей организованности. Но не менее важно подойти к воспитанию аккуратности так, чтобы стремление к чистоте не превратилось в одержимость и не оказывалось больной темой как для старших членов семьи, так и для младших.

Объяснить ребенку, для чего нужен порядок в делах и вещах – задача не из легких. Дети не любят нотации, а причины, которые имеют значение для взрослых, могут не срабатывать с детьми. Поэтому в каждом индивидуальном случае нужно почувствовать, какая мотивация может сработать:

Порядок – это удобно. Когда ничего не забываешь, а нужные вещи находятся на своих местах. Подскажите ребенку, что важный номер телефона не потеряется, если его записать не на клочке бумаги, а занести в записную книжку или телефонный контакт-лист. Купите несколько папок с разделителями, в которых можно хранить художественные работы, и пусть во время следующего приезда бабушки с дедушкой ребенок продемонстрирует им свои рисунки, а вы порадуетесь вслух: как удобно показывать гостям альбом, в котором рисунки хранятся аккуратно.

Порядок – это необходимо. В учебе аккуратность пригождается при умении писать в прописях, обводить по пунктиру, проверять ошибки в диктанте и при выполнении многих других заданий. Похвалите малыша за то, что не зашел за контур, раскрашивая картинку, а школьника – за то, что обошелся без помарок, переписывая упражнение из учебника. Получив хорошую оценку за аккуратное выполнение работы или услышав учительскую похвалу за красивый почерк, дети прочувствуют всю важность тщательного подхода.

Порядок – это приятно. Отличная мотивация для детей – это гости-сверстники, которых им нравится приглашать в свою чистую комнату. Пусть ваш дом будет открыт для друзей, и тогда детям будет в удовольствие наводить порядок перед их визитом.

С аккуратным человеком комфортно окружающим. Приятно общаться с тем, кто опрятно одет, не забывает, во сколько нужно прийти на дружескую встречу и не устраивает беспорядок на территории, которую делит с другими (например, за школьной партой или в общей комнате летнего лагеря). Может быть, вы вспомните, как недавно пришлось пропустить начало мультфильма в кинотеатре, а затем, извиняясь, пробираться через половину ряда из-за того, что дома долго не могли найти ключи, не повешенные на привычный крючок, а почему-то оказавшиеся в варежке. Или в вашем семейном опыте найдется другая похожая история. Иногда детям необходимо увидеть минусы от невнимательного отношения к вещам, ко времени или к порядку, чтобы в будущем быть аккуратнее.

Как помочь ребенку навести порядок

Родители могут быть удивлены тому, что у детей существует собственное представление о порядке, которое отличается от заданного в семье. Однажды знакомая призналась, что ее восьмилетний сын, у которого талант – захламлять пространство вокруг себя, во время семейного путешествия и проживания в отеле убирал вещи на место. Когда его спросили, почему дома он не делает то же самое, ребенок ответил, что ему нравится, что в отеле мало лишнего, поэтому не хочется загромождать красивый номер беспорядком. Это откровение стало для родителей поводом подумать, что, возможно, в домашней детской комнате слишком много вещей. Так было принято решение избавляться от лишнего. Если похожая проблема существует и в вашем доме, нужно просто с чего-то начать:

— вместе с ребенком разделить комнату на квадраты и убирать по квадрату в день. При таком способе большое задание, которое сначала представляется невыполнимым, разбивается на маленькие, и их удобно делать по шагам. Помогите ребенку в начале пути: покажите, куда сложить машинки, а куда мягкие игрушки, рассортируйте несколько предметов вместе, а затем оставьте малыша заканчивать дело;

— предложить детям украсить комнату по их вкусу: с большей охотой они будут поддерживать порядок в комнате, если им будет нравиться, как она выглядит. Также важно, чтобы дети чувствовали, что это их территория, даже если речь идет не о целой комнате, а об игровом или творческом уголке в квартире. Признавая ответственность за порядок в своем уголке, дети могут организовать хранение вещей по своему вкусу, а не только так, как подскажут взрослые;

— отказаться от большого количества игрушек. Скопление машинок, кукол и разных мелочей обычно и является главной причиной хаоса в доме. Если сократить общее количество покупаемых игрушек не удается, договоритесь о том, чтобы держать на виду лишь часть игрушек, а остальные убирать на антресоли или балкон, периодически меняя их местами;

— определить для каждой вещи свое место. Чтобы у ребенка был ориентир – что и куда класть, родители могут сфотографировать комнату с правильно разложенными вещами и повесить фото на стену;

— организовать пространство так, чтобы уборка была простой, а вещи можно было легко найти. Используйте контейнеры с понятными ребенку надписями или наклейками, папки с файлами для школьных бумаг, перегородки для носков и белья, чтобы они были сложены отдельно и аккуратно, а также ящики для строительных инструментов с прозрачными отсеками, в которых удобно хранить мелкие детали конструкторов;

— ввести ежедневные обязанности, которые станут детским вкладом в наведение домашнего порядка. Разрешите детям выбирать из предложенных обязанностей те, с которыми они будут лучше, по их мнению, справляться;

— прибегать к помощи электронных устройств и наглядных помощников: маркерных досок, ярких стикеров, календарей, органайзеров в компьютере или телефоне. Подскажите, что оповещения в телефонном календаре помогут не забыть о днях рождения друзей и родственников, стикеры удобно использовать как текстовые закладки-напоминания в книгах, учебниках или дневнике, а на доске можно написать распорядок дня или список дел и заданий которые необходимо сделать.

Также можно постепенно научить детей некоторым приемам, благодаря которым поддерживать порядок будет не так утомительно:

— убирать по пути, класть на место то, что взял, закрывать то, что открыл, уроненную вещь поднимать с пола, а снятую с вешалки форму вешать обратно после учебного дня;

— сделать традицией ежевечерние пять минут легкой уборки перед сном, чтобы утром было приятно заходить в комнату;

— перед тем как начать новую игру, убрать на место ту, которую только что закончил;

— начинать уборку с того, что больше нравится. Например, сначала расставить музыкальные диски, а потом разобраться с одеждой и т.д.

Часто умение организовать свой быт удобным образом переходит от родителей. У ребенка с детства впечатывается в подсознание то, что вы после подъема заправляете постель, а перед сном убираете мелочи, оставленные на поверхностях мебели. Или дети видят, что родители ежедневно принимают душ, и воспринимают эту привычку как естественную и для них тоже.

И хотя положительный пример – это всегда первый шаг, бывает, что и простые правила дети отказываются соблюдать, просто потому что это им неинтересно. С малышами в таком случае срабатывает выдумка и игра. Тогда чистка зубов по таймеру превращается в борьбу с микробами, которых разноцветная щетка выгоняет за две минуты, а уборка игрушек становится соревнованием: кто получит больше очков, метко забросив мягких зайцев и мишек в корзину.

С детьми постарше можно придерживаться следующих стратегий:

— сохранять непринужденное отношение к наведению порядка. Если дети видят, что родители вздыхают и долго собираются с силами, прежде чем пропылесосить комнату, то и они будут воспринимать уборку как мучительное мероприятие. Поэтому поддержание порядка в доме лучше воспринимать как часть семейной жизни – такую же естественную, как покупка продуктов или традиционный поход в кино по выходным;

— определить вместе, что для вас и детей означает «чистая комната» и попросить их придерживаться этого списка. Он, например, может состоять из следующих пунктов: заправленная постель, аккуратно сложенная одежда, чистый письменный стол;

— просить детей не просто выполнить что-то, а помочь вам – набрать воду в ведро для мытья пола или рассортировать одежду по цвету для будущей стирки. Так они, во-первых, учатся от взрослых, как именно наводить порядок, а во-вторых, чувствуют взаимную вовлеченность в общее дело.

Как не перегнуть палку

Тяжело, когда для кого-то из членов семьи аккуратность – навязчивая идея. В этом случае уборка висит над остальными домочадцами дамокловым мечом. Психологи считают, что одна из причин чрезмерного внимания к чистоте и порядку – неуверенность в себе и желание защититься физическим порядком от любого внешнего воздействия. Для таких людей характерна повышенная раздражительность из-за незакрытого тюбика зубной пасты или чашки, поставленной не на ту полку. Устанавливая правила чистого дома, необходимо помнить о том, что порядок – хотя и важная, но все-таки не главная составляющая семейного уюта и благополучия. Должно оставаться и свободное время и радость от того, что в домашней обстановке можно расслабиться.

Когда родители применяют авторитарный подход и ставят порядок главной целью, устраивая еженедельные генеральные уборки, контролируя мельчайшую деталь и со вздохом вмешиваясь в то, что, по их мнению, у ребенка получается плохо, дети начинают сопротивляться и демонстративно отказываться от уборки. Так они выражают протест против жесткого контроля и давления.

Лучший вариант — придерживаться золотой середины. Не быть диктатором, проверяющим пальцем пылинки на книжном шкафу, но и не оставаться равнодушным к детской аккуратности. Можно с пониманием отнестись к тому, что у ребенка была сложная школьная неделя, и не загружать его поручениями в выходные. А можно спокойно напоминать о том, чтобы он убрал посуду со стола в мойку, собрал с вечера школьный рюкзак, приготовил одежду на утро – все в порядке естественных просьб, которые вы озвучиваете детям и на которые отзываетесь сами.

Многие дети не желают заниматься уборкой из-за того, что ставят в приоритет массу других интересных вещей: компьютер, друзей, книги, прогулки. В таких случаях некоторые родители применяют метод последствий. Например, договариваются, что, пока письменный стол не будет очищен от скопившихся бумаг, на компьютере играть нельзя. С одной стороны, может показаться, что это ультиматум, против которого ребенок может восстать. Но с другой стороны, дети – члены семьи, в которой каждый своим малым вкладом обеспечивает общий комфорт. Важно, чтобы они осознавали это с малых лет.

Выбор – быть аккуратными или нет – дети делают сами. Иногда глядя на родителей и беря с них пример (мама перед приходом гостей заставляла протирать посуду до блеска, скорее всего, и дочь будет наводить лоск перед визитом друзей). Часто дети сами дорастают до понимания того, что порядок – синоним комфорта. В некоторых счастливых случаях аккуратность – просто черта характера. Но пока дети маленькие, родители подсказывают, как стремиться к аккуратности, и это лучшее, что они могут сделать. Есть вероятность, что дети все-таки возьмут данные советы на вооружение, когда в будущем сами станут хозяевами собственного дома.

Краткое содержание: Домашние обязанности. Как бороться с ленью. Чистоплотность, аккуратность, бережливость.

Этот вопрос задают себе многие родители.

Двухлетний Кирилл активно помогает убирать постель в тумбу. Пыхтит, засовывая непослушную подушку, непременно хочет справиться с нею сам и, естественно, мешает мне. От привычного: “Отойди, я сама” меня удерживает лишь опыт подруги, которая уже отчаялась приучить своего семилетнего сына самостоятельно застилать постель.

Дети не рождаются ленивыми. Ленивыми их делаем мы, родители.

Едва научившись ходить, малыш стремится навести свой порядок в шкафах и тумбах, в кастрюлях и ботинках. Подражая взрослым, он как мама размахивает веником и орудует тряпкой, до слез спорит, пытаясь отвоевать право помыть чашку или тарелку. Только в таком нежном возрасте человек способен получать искреннее наслаждение от наведения порядка. Родителям важно не упустить этот момент. Ничего, что на полу лужа воды, а мусор просыпан мимо ведра. Главное, что энтузиазм юного помощника вовремя подкрепляется вашей похвалой: “Спасибо, мой дорогой! Что бы я без тебя делала?!”

Но чаще в ответ на хозяйственную инициативу детей мы говорим совсем другое: “Не лезь”, “Не мешай”, “Тебе рано”, “Иди, поиграй. Ты еще маленький”. Пройдет всего несколько лет и диалог с ребенком будет иным: “Ты должен”, “Убери”, “Сколько можно тебе говорить, ведь ты уже взрослый”. А теперь ребенок не хочет, не убирает, капризничает, плачет, потому что не привык. “Ты уже большой. Ты должен помогать маме”, - слышит он в один прекрасный день. То, что было когда-то запретным и желанным, стало обязательным и скучным.

“Привычка - вторая натура”, - говорит народная мудрость.

Привычные ритуалы для ребенка - основа и надежность его жизни. Изменить сложившийся стереотип поведения малышу тяжело. Примерно так же, как и взрослому. Хотите, чтобы ребенок соблюдал порядок? Постарайтесь включить уборку в режим дня, чтобы она стала такой же привычной процедурой, как мытье рук или поцелуй перед сном.

Работа в компании кажется вдвое легче.

А в одиночку даже легкий труд может показаться непосильным. Помню, как мне в возрасте лет восьми предписывалось регулярно подметать пол. Какой невыносимо тяжелой казалась мне эта работа, какими огромными становились наши две небольшие комнаты! Но стоило к уборке подключиться прочим членам семьи, как дело сразу становилось намного легче и приятней.

Не бросайте малыша один на один с беспорядком. Пожалейте его, возьмитесь за работу вместе. Вы увидите, с какой радостью малыш будет наводить порядок, мыть, убирать. Не бойтесь, этим вы его не разбалуете. Наоборот, научите сопереживать и помогать.

Ох уж эта спешка!

Нам всегда не хватает пяти минут именно тогда, когда ребенок решил помочь. У кого-то нервы сдают сразу: “Не мешай, отойди!”. У кого-то через пару минут: “Вот видишь, ты плохо помыл. Лучше бы я сама”. Второй вариант даже хуже, чем первый, ведь он уничтожает не только инициативу, но и веру в свои силы у ребенка. А представьте себе, как это обидно, когда на ваших глазах кто-то переделывает только что законченную вами работу!

Не бросайтесь при малыше перемывать посуду, перестирывать вещи. Не смейтесь над его неумелостью, не ругайте, если чашка разбилась, а вода вылилась на пол: с кем не бывает! Ловкими и умелыми в одночасье не становятся. И легче приобретать этот житейский опыт, когда он сдобрен щедрой похвалой. Не бойтесь перехвалить ребенка. Благодарите за помощь, за труд, за поддержку. Они ведь действительно - самое ценное для нас.

Побольше разнообразия!

Наверно, многим знакомы “авралы”, которые периодически постигают семейство перед большими праздниками. Случались и в нашей семье такие “мероприятия”. Мама, обычно, отправлялась на кухню готовить что-то особенное, мне же всегда поручалось лишь одно - уборка в квартире. А как хотелось вместе с мамой колдовать над пирогами!..

Дети терпеть не могут однообразия. А уж сваливать на них свою самую нелюбимую работу и вовсе нечестно. Если вы хотите, чтобы ребенок с готовностью откликался на наши просьбы помочь, нужно предоставить ему право выбора. “Сегодня нам нужно вытереть пыль и навести порядок в буфете. Что ты выбираешь?”

Пусть обязанности вашего ребенка меняются.

Одна мама поручила дочери следить за отсутствием пыли в квартире. Эта девочка пришла в гости, посмотрела вокруг: “Ой, у вас на подоконнике столько пыли!” А на подоконнике кроме пыли были еще необычные минералы, красивые ракушки, глиняные поделки, цветы. Но маленькая “заведующая пылью” этого не заметила…

Возьмите ребенка с собой на кухню. Возможно, он не так мелко порежет овощи и не так тщательно вымесит тесто. Но ведь если его не пускать сейчас, то когда же он научится это делать лучше? Вы же не хотите, чтобы в 16 лет ваша дочка не умела чистить картошку, а сын не знал, как нужно держать в руках молоток?

Убирать, так с музыкой!

Ребенок не любит убирать за собой? Капризничает, ноет, отлынивает всеми доступными способами? А как относитесь к быту вы сами? Никогда не жалуетесь: “Ох, как же надоели мне эти кастрюли, уборки, стирки, готовки!” Ваше чадо расставляет вещи по местам с физиономией великомученика? Посмотрите на себя в зеркало пред тем, как заняться наведением порядка в своем шкафу. Не показалось ли вам знакомым это горестное выражение? Возможно, ваш отпрыск просто берет пример с мамы и папы?

У наших предков дело быстрее спорилось под песню. Даже рутинная, тяжелая работа становилась легче и веселее. А если по-новому разложить в старом шкафу книжки, тетрадки или одежду, даже старый шкаф станет новым и необычным. Согласитесь, ведь это уже не скучно, а интересно! Так попробуйте превратить страшное название “генеральная уборка” в праздник, “Праздник Полного Порядка”.

Когда дочка была маленькой, у нас не было стиральной машины. Все вещи мы стирали руками в большом тазу. Надя пристраивалась в маленьком передничке со своим маленьким тазиком и старательно мылила носочек или носовой платок. Плеск воды, мыльная пена, похожая на мороженое, сверкающие пузыри, сознание собственной взрослости превращало наш нелегкий труд в Праздник Большой Стирки. А вечером дочка гордо показывала папе сохнущие на веревке носочки и платочки: “Смотри, это все я сама постирала!”.

Игрушки - атрибут счастливого детства и причина семейных конфликтов. Ведь именно они, равномерно разбросанные по квартире, являются причиной несметного количества ссор и обид, капризов и наказаний. Так что же с ними, все-таки, делать?

Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - обязательно приведи в порядок свою планету”, - говорил Маленький Принц у Сент–Экзюпери. Значит, для того, что бы у вашего маленького принца или принцессы была возможность наводить порядок, им необходима своя “планета”, пусть даже маленькая. Убирать свой уголок намного приятнее и интереснее.

Не пропустите периоды, когда дети сами стремятся убирать и расставлять вещи по своему вкусу. Первый, обычно, наступает в возрасте около двух лет. Малышу хочется проявить свою самостоятельность, кроме того он старается во всем подражать маме. Второй - года в четыре. У многих детей в это время просыпается чувство красоты. Если у малыша есть свой угол, ему хочется организовать его красиво и уютно. В 7-8 лет у детей появляются свои секреты, и они стремятся наводить порядок в своих вещах без участия взрослого.

Постарайтесь устроить детскую так, чтобы наводить порядок в ней было легко. Для кукол, мягких зверушек, машинок подойдут открытые стеллажи и полки. Мелкие игрушки, кубики, шишки и прочие сокровища очень удобно складывать в большие корзины или коробки.

Вместе с ребенком составьте расписание его дня. Помогите малышу вспомнить все дела, которые он делает за день; листочек с расписанием пусть он украсит и повесит на стенку. И пусть там окажется специальный пункт “Наведение порядка”. Тогда каждый вечер вы сможете апеллировать к этому свидетельству ваших договоренностей.

Для малышей уборка станет веселее, если ее сопровождать “специальной” песенкой. Вы можете выбрать ее по своему вкусу. У нас дома сигналом к началу уборки в детской служит такой напев: “Бом-бом, тили-бом, убираем все кругом. Будет чистым наш дом, тили-бом, тили-бом”.

На помощь может прийти сказка. Одно дело убирать комнату просто так, а совсем другое - готовить ее к ночному визиту эльфов. Волшебные малютки любят танцевать на ковре в детской, но если на полу разбросаны игрушки, резвиться им просто негде. А может быть вечером к вашему малышу в гости приходит Оле-Лукойе, известный сказочник? Этот добрый гномик - очень большой чистюля. Увидев беспорядок, он так расстраивается, что не может вспомнить ни одной сказки.

Не нужно угрожать: “Не уберешь - выброшу все игрушки в мусор!”. Но если ребенок не заботится о своих “друзьях”, бросает их где попало, однажды ночью (ведь по ночам игрушки оживают, вы же знаете) они могут обидеться и уйти. Потом, конечно, пожалеют хозяина и вернутся при условии, что он даст честное слово заботиться о них.

Другие публикации по теме данной статьи:

«У тебя в комнате свинарник!» - это чуть ли не самый частый возглас родителей подростков. Но как, как из маленького ангела вырос поросенок? Увы, вы сами его вырастили, вы и никто другой! Нет, гены дяди Пети и бабы Нюры тут ни при чем, и он вовсе не лентяй и неряха, а просто жертва вашей педагогической ошибки.

Ваш ребенок еще только ходит в садик, но задатки матерого поросенка уже проклевываются? Узнайте, что вы делаете не так, и как все сделать правильно!

Поросенок семи нянек

Нет, не обязательно такое дитя останется без глаза, но в семье, где единственного ребенка опекают сразу и родители, и бабушка с дедушкой, а то еще и няня, у него остается слишком мало стимулов к деятельности. Если целый день слышишь: «Не трогай, я уберу», «Не бери, я подниму», «Не надо, ты испортишь», то поневоле впадешь в апатию и бездействие. Ну, то есть не совсем бездействие, но просмотр мультиков лежа на диване не считается.

Что делать?

Оставьте ребенку поле деятельности, которое вы считаете немного небезопасным - то, где он может «накосячить», но без трагических последствий. Ну да, скорее всего он разольет, разобьет, рассыплет, возможно, пару раз ушибется. Зато он будет действовать, а это главное!

Совет: конечно, ребенок не сразу поверит, что «всё, теперь можно». Но это не значит, что инициатива все время должна исходить от вас! Не командуйте, а почаще предлагайте ему несколько альтернативных занятий, например: «Сейчас мы будем убираться, ты хочешь подметать пол или вытирать пыль?», и вскоре он станет находить себе полезные занятия сам.

Поросенок-холерик и поросенок-флегматик

Зачастую родители обвиняют детей в лени просто потому, что не могут приспособиться к их природным темпераментам. Ребенок-«живчик», который ни минуты не сидит на месте, бросает все полезные начинания на полпути, и постоянно слышит, что он лентяй - не доделал, не убрал, не домыл… Что уже говорить про маленького флегматика, мишку-топтыжку, у которого каждое дело растягивается на целую вечность - а ведь он не ленится, он просто живет с «другой скоростью».

Что делать?

Научиться жить со скоростью ребенка. Для гиперактивного - разбивать задания на такие куски, которые он сможет выполнить за 5-7-10 минут, насколько у него хватит терпения. Пусть не убирает комнату, пусть уберет, скажем, вещи, разбросанные на полу в центре комнаты, а беспорядок на столе подождет еще полчаса. Для медлительного… то же самое! Ставьте задачи так, чтобы ребенок мог справиться с ними за разумное время. Ерунда, что одну книжную полку он будет протирать столько же, сколько вы - целый шкаф. Чем дольше он занят, тем медленнее делается, так что пусть задания будут разбиты частями и выполнены на протяжении дня.

Совет: подружите ребенка с часами, это поможет вам настроиться на одну волну. Ведь пять минут - это пять минут, даже если вы ощущаете их как сущий пустяк, а ребенок - как вечность (или наоборот).

Скучающий поросенок

Ребенок ничего не делает, потому что ему скучны предлагаемые занятия. Да, да, не такой уж это редкий случай! Не настолько уж увлекательны наши повседневные домашние дела, чтобы вызвать у ребенка приступ энтузиазма - да и у вас-то они восторга не вызывают, признайте честно. Так что не стоит винить ребенка за то, что он отлынивает от всякого занудства, просто он может это делать, а вам отступать некуда!

Что делать?

Превратить уборку в игру! Пусть убирает не комнату, а драит палубу на пиратском корабле или будет доброй Золушкой перед балом. Петь, пританцовывать, декламировать стихи - рекомендуется!

Совет: за неприятным, но добросовестно выполненным делом должна следовать награда - уделите пять минут совместному чаепитию! Да, и чай должен быть с вареньем!

Поросенок в недоумении

Порой дети просто не понимают взрослых «правил игры». Зачем утром заправлять постель, а вечером снова разбирать? Зачем собирать кубики после игры, если утром планируешь снова строить город? Зачем убирать штанишки в шкаф, если снова их доставать? Согласитесь, в этом есть своя логика!

Что делать?

Ничего не поделать, придется формулировать ответы на все вопросы «зачем», и учтите, они должны быть убедительными! Объясните, что о брошенную игрушку можно споткнуться и больно ушибиться (не говоря уж о том, что это не пойдет на пользу самой игрушке). А расправленная постель становится пыльной (для эксперимента можно не вытирать пыль с какой-нибудь полированной поверхности несколько дней и наглядно показать, как много пыли скопится на подушке и простынке).

Совет: если вы и сами не до конца убеждены, что вещи нужно развешивать на плечики, а не скидывать на стул - сочиняйте сказки! Например, про веселых шебуршунчиков, которые ночью вылезают погулять, а днем забираются спать под покрывало. А если постель не заправлена - то они не высыпаются и горько плачут!

Поросенок без цели

Разновидность поросенка в недоумении - поросенок, который не понимает рутину как таковую. Он с удовольствием поможет вам убраться перед приходом гостей, перед праздником, приездом бабушки, но если ничего подобного не намечается, то он впадает в недоумение. Раз нет события, к которому надо поторопиться, то зачем спешить? Почему бы не отложить неприятное занятие на потом и еще раз на потом?

Что делать?

Никаких обманов «Ой, приедет тетя Люба (которая, разумеется, и не собиралась к вам), давай уберемся!». Придется воспитывать внутреннюю потребность в чистоте. Постоянно подчеркивайте, как вам приятно находится в убранной комнате, и старайтесь поддерживать в малыше любые положительные эмоции, которые, возможно, зародятся случайно.

Совет: если внутренней потребности в чистоте нет и не предвидится, придется идти на хитрость. Убираться «для солнышка, которое заглянет в комнату после обеда и огорчится, увидев пыль», для «кукол, которым нравится сидеть в кукольном домике»… Да хоть для котенка или щенка, которые иначе «привыкнут к беспорядку и станут хулиганами».


Убейте в себе внутреннего поросенка!

«Помни это каждый сын, знай любой ребенок вырастет из сына свин, если сын - свиненок» , - сообщил детям поэт Владимир Маяковский и был, разумеется, неправ. Прежде чем вырасти в свина, свиненок воспитывается в семье свинок, это и есть основная причина свинства. Ребенок никогда не будет аккуратнее, чем вы сами, сколько бы правильных слов, поучительных сказок, педагогически верных мотиваторов вы не изобретали, ведь воспитывают не слова, воспитывают поступки.

Поэтому, прежде чем требовать от ребенка безупречного порядка, подумайте - а нужно ли? Пылинки красиво танцуют в солнечных лучах, в постели днем «досыпают» кукла, зайка и мишка, а работы по строительству лего-замка запросто могут растянуться на месяц, несмотря на протесты игрушечных обманутых дольщиков… Нет, мы не призываем вас жить в свинарнике, просто напоминаем, что никакая чистота и порядок не заменят любви, радости и счастливых часов, проведенных вместе с ребенком.

Не превращайте жизнь с ребенком в череду повинностей, старайтесь получать удовольствие и от чистоты, и от уборки, и от минуток приятной лени тоже!

Приучать ребенка к порядку нужно с раннего возраста

Психологи считают, что выполнение ребенком домашних обязанностей способствует формированию личности. Если он в детстве будет убираться в спальне, мыть посуду, чистить картофель, из него с большей вероятностью вырастет самостоятельный и уверенный в себе человек, чем если мама освободит его от забот. Помогайте малышу, но не делайте все за него!

Как приучить к порядку ребенка 2-5 лет

Малыши часто сами рвутся помочь родителям, главное не отталкивать их, а поощрять. Трехлетние дети берут пример с взрослых: если в доме бардак, им будет трудно объяснить, что нужно поддерживать порядок.


Малыши охотно учатся помогать родителям

Не отказывайтесь от помощи ребенка, если он ее вам предлагает. Поручите ему протирание полок от пыли или другую несложную работу. Он будет чувствовать себя нужным маме с папой: для крохи это невероятно важно. Труд – способ заслужить похвалу, то есть, получить подтверждение родительской любви.

Хороший метод научить ребенка убираться – игра. Например, попросите его отнести игрушечные машинки в «гараж» – коробку, где они хранятся. Не все бытовые приборы безопасны для детей. Подарите ребенку детскую бытовую технику (например, пылесос).

Вначале детям нужно давать легкие задания, постепенно переходя к более трудным. Если малыш не сможет справиться с поручением, он потеряет уверенность в своих силах и ему будет сложнее взяться за выполнение следующей задачи.

Позаботьтесь о том, чтобы в детской было достаточно ящиков, стеллажей, открытых полок: у игрушек, книг, одежды должно быть свое место, иначе порядок будет поддерживать крайне непросто.

Дети и порядок в доме – несовместимые понятия. Чтобы вам не пришлось ежедневно разбирать завалы, оставленные вашим ребенком, портить себе нервы, заставляя его заправить постель или мыть свою тарелку, его нужно приучать к порядку с раннего детства, примерно с 3-х лет.

Чтобы ребенок не превратился в неряху

Большую роль в приучении ребенка к порядку играет собственный пример. Глупо требовать аккуратности, если вы живете в беспорядке. Показывайте на личном примере, что такое чистота в доме. Объясните преимущества порядка. Например, если вещи находятся на своем месте, всегда можно без труда найти все, что необходимо. Вместе убирайте игрушки,складывайте одежду и прибирайте со стола.

Возможно, вы заметили, что дети в 3-4 года проявляют интерес к действиям родителей и стараются во всем им подражать. Этим необходимо воспользоваться. Если малыш проявляет желание вам помочь, например, в протирании пыли или подметании пола, не нужно его прогонять и говорить, что он для этого мал. Не бойтесь дать ему веник в руки. Активно привлекайте ребенка к домашней работе, пусть даже такая помощь только добавит вам забот. Давайте ему самые простые задания, а со временем начинайте их усложнять. В детстве для него это будет увлекательной игрой, а в дальнейшем станет привычным делом. Главное, не забывайте хвалить малыша, даже если он справился с заданием неидеально. Дайте ему почувствовать значимость, пусть он будет уверен, что его труд не напрасен и вы высоко цените его старания.

8 правил приучения ребенка к порядку

В основном родители жалеют детей и делают все за них, в итоге от повзрослевшего ребенка не могут добиться даже элементарного. И тогда перед ними встает вопрос о том, как приучить ребенка к порядку. По мнению психологов, этого можно добиться, если следовать несложным правилам.

  1. Если ребенок не хочет убирать игрушки, постарайтесь подойти к проблеме с фантазией. Например, неприятный процесс можно превратить в игру: устройте соревнования, кто быстрее или больше соберет предметов. Хорошими помощниками станут красивые, яркие коробки для игрушек, в которые все можно аккуратно разложить. Для машинок можно придумать гараж, для кукол – замок или домик. Полезно придумать ритуал, например, собирать игрушки перед сном.
  2. Если у ребенка нет своей комнаты, постарайтесь отвести для него хотя бы уголок, за порядком в котором он будет следить самостоятельно.
  3. Приучайте малыша к тому, что каждая вещь должна иметь свое место. Например, пластилин должен лежать в коробке, карандаши в пенале, альбомы и тетради в ящике.
  4. Доверьте малышу несложное ежедневное задание. Например, в обязанности ребенка по дому может входить кормление рыбок, выгул собаки или вынос мусора. Это не отнимет много сил и времени, зато приучит к ответственности, трудолюбию и аккуратности.
  5. Давайте ребенку четкие указания, конкретно говорите, что он должен сделать. Многим детям помогает список дел, с ясными, понятными формулировками: вынеси мусор, вымой посуду, протри пыль на столе и пропылесось ковер.
  6. Распределите домашние дела между всеми членами семьи, чтобы каждый отвечал за определенный участок работ. Пусть ребенок видит, что все вносят вклад в поддержание чистоты и порядка. Это позволит осознать, что ребенок является частью коллектива, основанного на взаимопомощи и поддержке.
  7. Не ругайте и не критикуйте ребенка, если он что-то сделал не так, иначе вы отобьете у него всю охоту вам помогать.
  8. Помощь детей по дому должна быть регулярной, а не от случая к случаю. Например, если вы требуете от ребенка, чтобы он убирал постель, он должен это делать ежедневно.