Исследование цветовосприятия детьми младшего школьного возраста. Восприятие цвета и его развитие у учащихся младших классов. Цвет и интеллектуальная деятельность детей

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Введение

Система образования в современных условиях является основным механизмом наследования культурного наследия государства. В связи с этим особенно важное значение приобретают вопросы культурного развития и эстетического воспитания школьников. Но формирование эстетической культуры невозможно без качественных изменений в сознании человека, отношении к искусству. Задача гораздо сложнее - необходимо сформировать у них умение творить прекрасное в повседневном труде, в человеческих отношениях (В. Сухомлинский, М. Стельмахович).

Современные наблюдения дают основания ученым сделать вывод, что колористическая безграмотность современного работника приводит к практической необходимости преодолеть барьер на пути к качеству в различных отраслях промышленности. Часто непреодолимой преградой во многих направлениях производства является чисто физическая слепота к цвету, его тональности, насыщенности оттенка. В связи с этим академик С.В. Вавилов писал: «Знание цветным видением чрезвычайно повышает ценность зрительного восприятия. Цветное видение дает возможность очень быстро и по-новому различать предметы и элементы среды ".

Цветное видение человека - явление уникальное и закономерно. Проблематика, связанная с данным явлением, постоянно привлекает внимание ученых. Сегодня уже понятно, что раскрыть это сложное явление, рассматривая его лишь на каком-то одном уровне (физическом, физиологическом, психологическом, эстетическом) практически невозможно. Нужно рассматривать систему целостно и теоретические концепции апробировать в педагогическом процессе художественно-эстетического развития младших школьников.

Отдельные педагоги-энтузиасты (Б. Неменський, А. Мелик-Пашаев, В. Щербаков, Б. Юсов и другие) пытались работать в данном направлении, но педагогические исследования в области художественного развития школьников должной поддержки не нашли. Ситуация радикально меняется, изобразительное искусство, как предмет гуманитарно-эстетического цикла, в современной педагогической науке все чаще становится объектом переосмысления и экспериментального изучения.

Пересматриваются устаревшие и создаются более совершенные программы, пособия по данному предмету, методика преподавания обогащается новыми научно-теоретическими и практическими выводами и исследованиями. Однако в практической деятельности общеобразовательных школ используются далеко не все возможности искусства, в частности роль цвета в изобразительной деятельности младших школьников недостаточно рассматривалась в научной среде.

Последовательной систематизированной разработки данной проблемы нет. Таким образом, значимость цвета, как одного из важнейших средств изобразительной деятельности школьников, развития цветного видения и восприятия, отсутствие исследования специфики обучения школьников основам колористики дают основание считать тему данного исследования актуальной.

1.Восприятие цвета и его развитие у учащихся младших классов

изобразительный школьник цвет эстетический

Образом восприятия является отражение, но не зеркальное, а творческая реконструкция предмета (объекта) в сознании человека. Диалогичность общения является неотъемлемым условием реализации эстетического опыта в процессе педагогического общения. Способность учителя выстраивать общение не «от себя», а от того, кто учится (В.А. Кан-Калик) с опорой на субъективный опыт ученика, с целью вызвать психологическую реакцию, которая способствовала бы его внутренним обогащениям, предусматривает владение учителем навыками коммуникативности. Это позволяет практически реализовать приобретенные знания и умения, а также в непосредственном контакте с детьми обогащать и собственный опыт общения. Это дает возможность создавать и использовать игровые моменты, которые проявляют "интерес" у учащихся к теме урока.

В процессе решения задач эмоционально-образного выражения языком цвета, возникает необходимость овладения такими навыками как мышление, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение, конкретизация и систематизация.

Это позволит расширить спектр владения цветовыми эталонами, системами, усовершенствует навыки дифференциации цветов в процессе восприятия цвета как в окружающей среде, так и в сложных структурных образованиях (живописных композициях), сформирует базу для реализации цвета, как средства эмоционально-образного выражения.

Недооценка овладения младшими школьниками основами аналитико-синтетической деятельности в процессе анализа произведений искусства, объектов окружающей среды допускается частью учителей и методистов, порождает трудности в организации занятий по формированию восприятия цвета при анализе картин, приводит к непониманию детьми цвета, как выразительного средства. Активно используя возрастную сенситивность ребенка к цветным впечатлениям, педагог должен в раннем возрасте развивать способность к созданию выразительных цветовых решений, т.е. реализовать цвет, как язык эмоционально-образного выражения собственных впечатлений.

В младшем школьном возрасте происходит переход от применения таких предметных образцов, полученных в результате обобщения личного сенсорного опыта, к использованию общепринятых сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны - это выработанные человечеством представления об основных варианта каждого вида свойств и отношений: цвета, формы, размеры предметов, их расположение в пространстве, высота звуков и т.д. . Например, при восприятии формы эталонами служат представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, овал и т.д.), при восприятии цвета - представления об основных семь цветов спектра, при восприятии пространства - представление о направлениях (слева, справа, спереди, сзади), при восприятии времени (вчера, сегодня, завтра).

С распространением действующих связей ребенка с внешним миром ее анализаторы совершенствуются, повышается их способность различать свойства окружающих предметов и явлений. Это касается абсолютно всех чувств . Так, младенец различает только светлые и темные цвета, а в 4-5 месяцев уже может различать и основные цвета. Ощущение у детей раннего и дошкольного возраста развиваются преимущественно в процессе игровой деятельности. Манипулируя с предметами, дети в процессе игры познают размер, цвет, форму. В период от 3 до 7 лет у ребенка очень быстро развиваются зрительные, слуховые, осязательные и двигательные ощущения. Большую роль в этом процессе играет язык, который помогает детям не только различать отдельные свойства предметов, но и воспринимать их, фиксировать в своей памяти.

Необходимые условия для освоения общепринятых эталонов впервые создаются в продуктивных видах деятельности. Когда перед ребенком ставят задачу воспроизвести на рисунке, конструкции, аппликации тот или иной предмет, он старается сопоставить особенности этого предмета с особенностями имеющегося материала. Осложнения продуктивных видов деятельности ведет к тому, что ребенок постепенно усваивает все новые эталоны, формы и цвета и примерно до 4-5 лет овладевает полным их набором .

Быстрое сенсорное развитие ребенка в младшем школьном возрасте приводит к тому, что младший школьник имеет достаточный уровень развития восприятия: у него высокий уровень остроты зрения, слуха, ориентации на форму и цвет предмета .

Сначала ребенка привлекает сам предмет и в первую очередь внешние яркие признаки. Сосредоточиться и подробно рассмотреть все особенности предмета и выделить в нем главное, существенное дети еще не могут. Эта особенность проявляется и в процессе учебной деятельности.

У младших школьников существенно меняется зрительный и осязательный выбор заданной фигуры среди других фигур, о чем свидетельствует сокращение времени, необходимого на зрительный и осязательный поиск . Результаты выполнения задач на выбор форм улучшаются под влиянием тренировки. При этом не только уменьшается время на поиск фигур, но и сужается диапазон индивидуальных различий в выполнении таких задач.

В процессе тренировки заметно повышается уровень. Однако у первоклассников случаются трудности в восприятии формы и ее отражения. Некоторые из них допускают ошибки в изображении фигур, написании букв или цифр. Наблюдается, что у одних детей быстро проходят такие особенности в восприятии и воспроизведении объектов, а у некоторых они влияют на трудности в письме и чтении .

Работа педагога всегда должна быть направлена??на развитие способности учащихся анализировать, сравнивать свойства предметов, выделять главное. Необходимо учить детей концентрировать внимание на предметах учебной деятельности независимо от их внешней привлекательности. Все это приводит к развитию произвольности, осознанности, а вместе с тем и к другой избирательности восприятия - избирательности по содержанию, а не по внешней привлекательности. Уже к концу 1 класса ребенок умеет воспринимать предметы в соответствии с потребностями и интересами, которые возникают в процессе обучения и своего предыдущего опыта. Педагог продолжает учить детей "технологии" восприятия, показывает приемы осмотра или прослушивания, порядок выявления особенностей . Все это стимулирует дальнейшее развитие восприятия. Появляется наблюдение, как специальная деятельность, развивается наблюдательность, как черта характера.

Наиболее доступными для детей сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра. Сенсорные эталоны формируются в деятельности. Лепка, конструирование, рисование - способствуют ускорению сенсорного развития.

У детей в процессе развития повышается острота зрения и чувство цвета, значительно возрастает точность оттенков цвета предметов. У младших школьников восприятие становится произвольным, целенаправленным процессом. Воспринимая новые для них предметы и явления, дети стремятся относить их к определенной категории объектов . Особенности восприятия младших школьников оказываются в выполнении заданий на выбор объектов в определенной совокупности. Выбирая предметы, они ориентируются в основном на их цвет и форму. В одних случаях характерный признак предмета они берут форму, а в других - цвет. Чем старше ученики начальных классов, тем больше роль в их восприятии принадлежит форме. Растет и точность различения цвета предметов.

О качественных изменениях восприятий у школьников, прежде всего зрительного, можно судить по данным о том, как они воспринимают предметы в затрудненных условиях (например, при постепенном увеличении их освещенности). В таких условиях процесс восприятия увеличивается.

У учащихся третьих классов совершенствуется работа анализатора, повышается их чувствительность к различным свойствам предметов. Точность различения цветов и цветовых оттенков, например, увеличивается на 45% по сравнению с учениками первых классов. О совершенствовании у младших школьников различия цветов свидетельствуют данные выполнения ими задач на их дифференциацию и выбор. Девочки лучше дифференцируют предметы по цвету, чем мальчики. Под влиянием обучения совершенствуется дифференциация цветов как у мальчиков, так и у девочек. У детей увеличивается количество слов, которыми они означают цвета и их оттенки (бледно-розовый, светло-зеленый и т.д.) .

Различия младшими школьниками цветов, их оттенков зависит не только от возрастных особенностей детей, но и от работ, которые проводят взрослые.

Быстрыми темпами развивается у детей способность различать оттенки хроматических цветов. Данные показывают, что ошибки в различении оттенков хроматических цветов с возрастом довольно резко уменьшаются. Так, если четырехлетки делают в среднем 70% ошибок, дети 5-6 лет - 50%, то семилетки лишь 10% .

Ребенок, который приходит в школу, имеет уже достаточно развитые ощущения. В процессе школьного обучения их развитие продолжается. Например, за период от 6 до 14 лет остроту зрения учащихся повышается на 60%; способность различать цвета с 7 до 10 лет - на 45%, а с 10-12 лет - на 60%. Этому особенно способствует то, что с 10 лет дети начинают учиться рисовать красками под руководством учителей-специалистов, хотя соответствующая подготовка к этой деятельности была начата еще с дошкольного возраста .

Преподаватель на каждом уроке, при изложении материала должен давать нормальную нагрузку для всех органов чувств детей: зрения, слуха, осязания. Важно, чтобы дети не только прослушали тот или иной материал, но и сами его почитали, записали, обрисовали. Для совершенствования и развития ощущений следует широко использовать наглядные пособия, коллекции, гербарии, организовывать экскурсии, прогулки со специальными задачами . Надо углубленно воспитывать у детей способность различать звуки, уроки по рисованию красками с натуры, развивая у детей восприимчивость к цвету, глазомер и остроту зрения.

Дальнейшее совершенствование ощущений происходит в процессе развития изобразительной (изобразительной) деятельности, более сложной по своему строению.

2. Восприятие цвета в системе эстетического воспитания школьников

Умение чувствовать красоту и создавать красоту делают жизнь человека осмысленной, богатым и ярким. Хорошие книги, музыка, произведения изобразительного искусства, которые довелось прочитать, услышать, увидеть, наполняют радостью и смыслом нашу жизнь. Стремление к прекрасному в природе, в человеческих отношениях, в быту, понимание красоты творческого труда - естественное свойство человека.

Прекрасное не только приносит удовольствие, радует, восхищает. Оно "облагораживает и возвышает человека, вдохновляет ее на высокие чувства и мысли, на великие дела и подвиги. Прекрасный мир звуков и цветов, очарование поэзии, красота природы, красота поступков и дел человека открываются тому, кто пытливый ум и обостренные чувства, кто много читает, наблюдает, думает, переживает ".

Предметы эстетического цикла - чтение, изобразительное искусство, музыка обеспечивают ученикам элементарные знания и навыки практической творчества, эстетического поведения . Во внеклассной работе эстетическое воспитание проводится в различных творческих объединениях учеников, творческих объединениях школьников, в художественных кружках, студиях, клубах, театрах и тому подобное. Способствуют эстетическому воспитанию учащихся экскурсии на природу, вечера и утра, посвященные творчеству выдающихся украинских и зарубежных художников, выставки, праздники и прочее.

Эстетическое восприятие произведений искусства направлено на формирование у школьников эстетической культуры, то есть способности к полноценному восприятию, правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности, стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты. Задачи и содержание художественно-эстетического воспитания определяются объемом понятия "эстетическая культура", что в своем содержательном пространстве содержит развитие эстетических вкусов, чувств, потребностей, знаний, идеалов; выработка художественно-эстетических умений и творческих способностей .

Искусство является наиболее полным и концентрированным выражением прекрасного в жизни и средством формирования эстетической культуры человека. Художественное познание действительности наряду с научным является важным средством отображения и объяснения действительности, мощным орудием эстетического воспитания людей.

В эстетических представлениях детей значительное место занимает природа, общественная жизнь, меньшую роль играют произведения искусства и труд. Это объясняется тем, что учителя, чрезмерно анализируя произведения искусства, иногда разрушают этим воспитательное воздействие самого образа. С возрастом расширяются источники представлений детей .

Эстетические представления детей богатые, разнообразные и реалистичные по своему содержанию. В них проявляется непосредственность эстетических переживаний, зависимость этих представлений от суждений взрослых людей, окружающих ребенка, детерминированность их условиями жизни, воспитанием и знаниями ребенка.

Эстетическое восприятие - это активная деятельность, и остается ею только при том условии, когда оно дает, по выражению К. Д. Ушинского, "светлую радость", "то особое чувство, что вроде бескорыстной радости, и в увлечение, которое называется эстетическим наслаждением" . Итак, эстетический объект должен пробудить чувство восторга, радости и наслаждения, иначе он теряет свое эстетическое значение.

Чем совершеннее произведение искусства, тем большее наслаждение он дать человеку. Но сила и глубина наслаждения зависит от подготовленности человека к восприятию произведений искусства, потому что это уже субъективный фактор. Если эстетическое наслаждение человек испытывает регулярно, то эти переживания становятся важным фактором ее жизни, ее нравственным капиталом. Эстетические переживания духовно обогащают человека, обостряют ее чувства, развивают ее вкусы.

Цвета и процесс цветовосприятия значительно обогащает эстетическую сферу человека. В цветных ощущениях ярко выраженный эмоциональный тон, поэтому не случайно говорят о теплый и холодный цвет .

Наблюдения показывают, что ловкость зрительных органов, которая связана с некоторыми профессиями, значительно повышает зрительную (цветную) чувствительность . Известно, например, что рабочие-текстильщики, которые работают над покраской черных тканей, способны различать более 30 оттенков черного цвета. Этот факт подтверждают и высокоразвитый глазомер у мастеров точной механики, развитая остроту зрения у моряков, снайперов, охотников.

Доказано, что черный цвет сигнализирует об опасности, удручает. Зеленый цвет - цвет растений - успокаивает, как сигнал живого. Голубой цвет ассоциируется с открытым пространством. Он может успокаивать, вызывать радость, но может вызвать и озабоченность. Красный вызывает возбуждение, чувство опасности.

Развитое зрение, способно различать незначительные оттенки цветов, не раз помогало полярном летчику В.И. Масленникову распознавать «возраст» (толщину) льда во время посадки самолета. Сквозь пелену облаков, под крыльями самолета трудно отличить поверхность земли от поверхности воды, земля, покрытая мхом, и морская вода с большой высоты кажутся почти одинаковыми по цвету и только по оттенку они несколько отличаются: цвет земли имеет "теплый" оттенок, а цвет воды - "холодный" .

Можно привести еще немало примеров, когда умение рисовать, знания изобразительной грамоты способствовало успешному выполнению различных исследовательских и производственных задач. Воздействие цвета на эмоциональное состояние человека учитывается при окрашивании рабочих помещений. Цвет стен классной комнаты должен соответствовать требованиям психологии и технической эстетики, вызвать бодрое настроение у школьников и, наоборот, в спальной комнате для детей - успокаивать . Эмоциональное воздействие цвета используется и в искусстве.

Зрительный анализатор позволяет различать яркость цвета и этим способствует выделению предмета из фона. Черное на белом или белое на черном очень хорошо видно. Этот закон контраста положен в основу различия плоских черно-белых изображений . Чем хуже освещенный предмет и чем дальше расположен от человека, тем больше должен быть контраст для безошибочного различения раздражителя. Закон контраста ставит определенные требования к схемам, плакатов, наглядных пособий, выполненных как в ахроматических, так и в хроматических цветах (цветовой контраст).

Экспериментально подтвержден факт разного психофизиологического воздействия цвета на человека: зеленый - успокаивает, красный - возбуждает. Из двух одинаковых по весу ящиков, окрашенных в белый и черный цвет, первый кажется легче. Особые ощущения, идущие от внутренних органов, определяют самочувствие человека, его эмоциональный тонус .

Сравним рисунок, сделанный с натуры, и этюд, выполненный красками. На рисунке предметы изображены с помощью линий и светотени. Здесь много условностей, поскольку каждый предмет имеет цвет. Однако светотеневая характеристика предмета, воспроизведения на бумаге его материальной формы помогает нам "узнавать" предмет. Живописи не свойственна такая большая условность рисунка. В живописи красками воспроизводятся предметы такими, какими видит их наш глаз . Краска, цвет в неразрывном единстве с светотенью и линией - методы живописи. Цвет - основное средство живописи. Цветом художник передает свои чувства и мысли, создает образы на плоскости, формы и объемы реальных предметов.

Перед нами на темном полированном столе лежит кипа книг в разноцветных обложках. Рядом - кресло, обтянутое пестрой тканью. На полу - яркий красный ковер. Каждый предмет имеет определенную форму, своеобразные цвета и находится на определенном расстоянии от нас. Как передать все это на бумаге или холсте?

Ученик, подбирая краски, близкие к цвету предметов, находящихся перед ним, кладет их на рисунок, сделанный карандашом. Неискушенному глазу изображение кажется похожим на натуру. И, вглядываясь внимательнее, нетрудно заметить, что кроме не связанных между собой цветовых пятен, на бумаге или холсте не нарисовано ничего. Не выявлена форма предметов, нет глубины и пространства, все напоминает аппликацию .

Ошибка кроется в том, что ученик свел все богатство природных форм и цветовых отношений к декоративному узору. Чтобы избежать таких ошибок, нужно помнить о цветовом единстве и гармонии. Истинно, эмоциональное изображение создать нельзя, если живописец не возьмет все краски на рисунок в гармонии и единстве.

Гармония и цветовое единство зависят прежде всего от основного источника света. Это и является как бы составной частью всех красок природы. Солнечный свет объединяет освещеные поверхности, вечернее искусственное освещение придает всему желто-оранжевый оттенок, а рефлекс от неба предоставляет теням прохладные оттенки; утром преобладают золотисто-розовые оттенки, вечером - желто-оранжевые, в пасмурный день - нейтральные серебристые; в сосновом лесу на все ложится зеленый цвет. Итак, все цвета получают оттенок цвета освещения .

В нашем примере натуры, если солнечный свет, проникая через окно, падает на яркий красный ковер, то все, что есть в комнате, будет слегка подкрашенное красным того же оттенка, что и ковер. Когда за окном растет дерево, то от солнечного летнего дня в комнате все предметы освещены зеленоватым светом. В этом случае на гармонию и цветовое единство влияет уже не основное, а отраженный свет.

Работая над пейзажным этюдом, сначала нужно выяснить условия, которые определяют гармоничную цветовую построение и общую гамму красок, в которой строить отношения: более светлых или темных, в холодных или теплых тонах, степень интенсивности цвета. Затем необходимо выяснить степень освещенности частей каждого объекта. Все это можно назвать "колоритом" пейзажа и т.д. .

Немалую роль в создании правильного, эмоционального изображения играет чередование холодных и теплых тонов.

Во время рисования много внимания уделяется вопросам восприятия цвета, так как один и тот же цвет в разных средах воспринимается по-разному. На красной поверхности ровно-окрашенного шара цвет везде одинаковый, но нам кажется, что он разный: в тенях - один, в полутени - другой, в светлых местах - еще другой и т.д. .

Ученики должны знать, как меняются цвета при ярком и слабом освещении. При ярком свете все цвета в природе отбеливаются, становятся менее насыщенными, желтоватыми или беловатыми. При постепенном ослаблении света мы перестаем различать цвета, начиная с красных и кончая синими, которые остаются видимыми дольше. При постепенном же усилении света, например, на рассвете, все происходит наоборот: быстрее становятся видимыми синие цвета, позже - красные. В сумерках все кажется бесцветным. Различными цвета видятся и при свете. При дневном свете светлыми желтые цвета, а в сумерках - голубые .

Таким образом, восприятие цветов зависит от их окружения в природе, на картине; и в живописи, сравнивая один цвет с другим, нужно добиваться таких же взаимоотношений, как и в натуре.

Ознакомившись детей с основными цветами, переходим к изучению составляющих цветов, учим их подбирать нужные оттенки цвета смешиванием красок. Готовым цветом пользоваться не рекомендуется, так как это приводит к пассивному подбору красок. Всю гамму различных оттенков одного цвета ученики должны изучить в ходе практической работы. Постепенно в процессе обучения рисованию знакомим детей с различными свойствами цвета .

Важным средством развития чувства цвета является экскурсия в природу, которая всегда была источником вдохновения. Задача учителя в процессе экскурсий заключается в том, чтобы обратить внимание учащихся на восприятие всего пластического богатства окружающего. Так, учитель может предложить второклассникам принести па урок рисования осенние листья. Каждый ученик отбирает листок лучшего окраску. После показа учителем способов работы гуашью ученики начинают работу.

Цвет - лучшее изобразительное и эмоциональное средство живописи. С помощью цвета передается красота и богатство красок реального мира, материальность предметов, их естественная окраска. Цвет является одним из неотъемлемых признаков любого предмета. Настоящий цвет предмета в зависимости от его пространственного положения, силы освещения и окружающей среды изменяется по ясности, цветовым тоном и насыщенностью. Цвета вызывают у людей разные эмоции, влияют на настроение и работоспособность.

По мере удаления предмета от зрителя меняется не только видимая величина его, но и цвет, потому что меняется количественный и качественный характер светового потока отражаемого этим предметом. Изменение тона, ясности и насыщенности цвета предметов зависит от количества и величины частиц влаги и пыли в воздухе, которые затрудняют прохождение цветных лучей и влияют на изменение цвета. Умение видеть цвета, распознавать их оттенки помогает нам не только правильно передавать цвет предметов в рисунках, но и создавать прекрасное в жизни.

Цвет, как свойство предметов окружающей действительности и одна из характеристик человеческих чувств, непосредственно связан со зрительными ощущениями и восприятием. С распространением действующих связей ребенка с внешним миром ее зрительные анализаторы совершенствуются, повышается их способность различать цвета. Осложнения продуктивных видов деятельности ведет к тому, что ребенок постепенно усваивает все новые цвета и постепенно овладевает сравнительно полным их набором. В процессе тренировки заметно повышается уровень перцептивного различия форм и цвета объектов. Дальнейшее совершенствование ощущений происходит в процессе развития изобразительной (изобразительной) деятельности.

Средством получения цвета есть краски. Они состоят из разноцветных пигментов, крупинки которых соединяются вяжущими материалами. В работе красками, особенно в декоративном и тематическом рисовании, большое значение имеет умение гармонично сочетать цвета. Сочетание цветов может быть контрастным и близким по цвету и тону. Гармоничное сочетание цветов зависит от количественного соотношения цветов.

Учеников начальных классов знакомят с шестью цветами спектрального круга, тремя основными и тремя производными. После ознакомления детей с основными цветами следует перейти к изучению составляющих цветов, учить их подбирать нужные оттенки цвета смешиванием красок. Готовым цветом пользоваться не рекомендуется, так как это приводит к пассивному подбору красок. Всю гамму различных оттенков одного цвета ученики должны изучить в ходе практической работы. Постепенно в процессе обучения рисованию учитель знакомит детей с различными свойствами цвета.

Список использованной литературы

1. Аксенов Ю.Г., Левидова М.М. Цвет и линия. - М.: Сов. художник, 1986. - 326 с.

2. Алексеев В.В. Изобразительное искусство и школа. - М.: Педагогика, 1968. - 184 с.

3. Алексеев С.С. В колор. - М.: Изобраз. искусство, 1974. - 176 с.

4. Алексеева В. Что такое искуство? - М.: Сов. художник, 1985. - 260 с.

5. Алёхин А.Д. Изобразительное искусство: художник, педагог, школа. - М.: Педагогика, 1984. - 254 с.

6. Алисийчук А.С. Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников. - М.: Академия, 2001. - 160 с.

7. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. - М.: Наука, 1979. - 168 с.

8. Беда Г.В. Живопись. - М.; Просвещение. 1986. - 190 с.

9. Беличко Ю.В. Украинская живопись. - М.: Искусство, 1989. - 191 с.

10. Беседы о живописи в школе. - М.: Искусство, 1966. - 96 с.

11. Бучинский С.Л. Основы грамоты по изобразительному искусству. - М.: Искусство, 1981. - 178 с.

12. Величко Ю.В. Украинская живопись. - М.: Искусство, 1989. - 191 с.

13. Ив В.А. Искусство и художественное развитие учащихся. - Л.: Наука, 1977. - 116 с.

14. Виноградова Г. Рисование с натуры. - М.: Сов. школа, 1976. - 118 с.

15. Возрастная психология / Под ред. С. Костюка. - М.: Сов. школа, 1976. - 270 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Физиологический механизм восприятия человеком цвета, его особенности и значение в жизни. Отличительные признаки восприятия цвета детьми дошкольного возраста, условия его формирования и использование их в руководстве творческой деятельностью малышей.

    контрольная работа , добавлен 22.05.2009

    Расширение представления о символическом и эмоциональном значении цвета в декоративной композиции. Техника симметричной вырезанки. Развитие абстрактного мышления, цветового восприятия. Формирование эмоционально-эстетического отношения к изображаемому.

    конспект урока , добавлен 20.03.2017

    Развитие эстетического восприятия младшими школьниками окружающего мира. Природа как эстетическая ценность. Особенности эстетического восприятия мира в младшем школьном возрасте. Основные формы и методы эстетического образования и воспитания учащихся.

    курсовая работа , добавлен 30.04.2012

    Значение художественных средств выразительности в развитии восприятия младших школьников. Содержание процесса формирования понимания детьми произведений. Разработка педагогической технологии воспитания уяснения посредством изобразительной деятельности.

    дипломная работа , добавлен 08.09.2017

    Образное восприятие и образные представления. Знакомство с акварельными красками и их особенностями. Умение передавать форму и особенности овощей по их описанию. Развитие эстетического восприятия, образного представления, чувства цвета и композиции.

    разработка урока , добавлен 13.11.2011

    Психолого–педагогические проблемы использования инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Особенности восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста. Развитие творческих способностей и цветового восприятия дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2011

    Теоретические основы проблемы развития музыкального восприятия младших школьников. Формирование у школьников эмоционального отношения к музыкальному образу. Последовательность и особенности развития музыкального восприятия у младших школьников.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2014

    Восприятия и их свойства. Определение восприятия. Характеристики образа восприятия. Восприятие пространства. Восприятие времени. Восприятие движения. Восприятие и представление. Искусство и технология воспитания.

    реферат , добавлен 20.03.2007

    Теоретический аспект проблемы развития зрительного восприятия младших школьников с помощью предметов окружающего мира. Применение психодиагностических методик для его изучения. Разработка комплекса занятий, направленных на развитие зрительного восприятия.

    дипломная работа , добавлен 03.02.2010

    Проблема восприятия художественной литературы младшими школьниками. Обдумывание заголовка и выделение главной мысли. Фрагментарный, констатирующий, аналитический и концептуальный уровни восприятия литературного произведения, их специфика и выявление.

изобразительный школьник цвет эстетический

Образом восприятия является отражение, но не зеркальное, а творческая реконструкция предмета (объекта) в сознании человека. Диалогичность общения является неотъемлемым условием реализации эстетического опыта в процессе педагогического общения. Способность учителя выстраивать общение не «от себя», а от того, кто учится (В.А. Кан-Калик) с опорой на субъективный опыт ученика, с целью вызвать психологическую реакцию, которая способствовала бы его внутренним обогащениям, предусматривает владение учителем навыками коммуникативности. Это позволяет практически реализовать приобретенные знания и умения, а также в непосредственном контакте с детьми обогащать и собственный опыт общения. Это дает возможность создавать и использовать игровые моменты, которые проявляют "интерес" у учащихся к теме урока.

В процессе решения задач эмоционально-образного выражения языком цвета, возникает необходимость овладения такими навыками как мышление, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение, конкретизация и систематизация.

Это позволит расширить спектр владения цветовыми эталонами, системами, усовершенствует навыки дифференциации цветов в процессе восприятия цвета как в окружающей среде, так и в сложных структурных образованиях (живописных композициях), сформирует базу для реализации цвета, как средства эмоционально-образного выражения.

Недооценка овладения младшими школьниками основами аналитико-синтетической деятельности в процессе анализа произведений искусства, объектов окружающей среды допускается частью учителей и методистов, порождает трудности в организации занятий по формированию восприятия цвета при анализе картин, приводит к непониманию детьми цвета, как выразительного средства. Активно используя возрастную сенситивность ребенка к цветным впечатлениям, педагог должен в раннем возрасте развивать способность к созданию выразительных цветовых решений, т.е. реализовать цвет, как язык эмоционально-образного выражения собственных впечатлений.

В младшем школьном возрасте происходит переход от применения таких предметных образцов, полученных в результате обобщения личного сенсорного опыта, к использованию общепринятых сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны - это выработанные человечеством представления об основных варианта каждого вида свойств и отношений: цвета, формы, размеры предметов, их расположение в пространстве, высота звуков и т.д. . Например, при восприятии формы эталонами служат представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, овал и т.д.), при восприятии цвета - представления об основных семь цветов спектра, при восприятии пространства - представление о направлениях (слева, справа, спереди, сзади), при восприятии времени (вчера, сегодня, завтра).

С распространением действующих связей ребенка с внешним миром ее анализаторы совершенствуются, повышается их способность различать свойства окружающих предметов и явлений. Это касается абсолютно всех чувств . Так, младенец различает только светлые и темные цвета, а в 4-5 месяцев уже может различать и основные цвета. Ощущение у детей раннего и дошкольного возраста развиваются преимущественно в процессе игровой деятельности. Манипулируя с предметами, дети в процессе игры познают размер, цвет, форму. В период от 3 до 7 лет у ребенка очень быстро развиваются зрительные, слуховые, осязательные и двигательные ощущения. Большую роль в этом процессе играет язык, который помогает детям не только различать отдельные свойства предметов, но и воспринимать их, фиксировать в своей памяти.

Необходимые условия для освоения общепринятых эталонов впервые создаются в продуктивных видах деятельности. Когда перед ребенком ставят задачу воспроизвести на рисунке, конструкции, аппликации тот или иной предмет, он старается сопоставить особенности этого предмета с особенностями имеющегося материала. Осложнения продуктивных видов деятельности ведет к тому, что ребенок постепенно усваивает все новые эталоны, формы и цвета и примерно до 4-5 лет овладевает полным их набором .

Быстрое сенсорное развитие ребенка в младшем школьном возрасте приводит к тому, что младший школьник имеет достаточный уровень развития восприятия: у него высокий уровень остроты зрения, слуха, ориентации на форму и цвет предмета .

Сначала ребенка привлекает сам предмет и в первую очередь внешние яркие признаки. Сосредоточиться и подробно рассмотреть все особенности предмета и выделить в нем главное, существенное дети еще не могут. Эта особенность проявляется и в процессе учебной деятельности.

У младших школьников существенно меняется зрительный и осязательный выбор заданной фигуры среди других фигур, о чем свидетельствует сокращение времени, необходимого на зрительный и осязательный поиск . Результаты выполнения задач на выбор форм улучшаются под влиянием тренировки. При этом не только уменьшается время на поиск фигур, но и сужается диапазон индивидуальных различий в выполнении таких задач.

В процессе тренировки заметно повышается уровень. Однако у первоклассников случаются трудности в восприятии формы и ее отражения. Некоторые из них допускают ошибки в изображении фигур, написании букв или цифр. Наблюдается, что у одних детей быстро проходят такие особенности в восприятии и воспроизведении объектов, а у некоторых они влияют на трудности в письме и чтении .

Работа педагога всегда должна быть направлена??на развитие способности учащихся анализировать, сравнивать свойства предметов, выделять главное. Необходимо учить детей концентрировать внимание на предметах учебной деятельности независимо от их внешней привлекательности. Все это приводит к развитию произвольности, осознанности, а вместе с тем и к другой избирательности восприятия - избирательности по содержанию, а не по внешней привлекательности. Уже к концу 1 класса ребенок умеет воспринимать предметы в соответствии с потребностями и интересами, которые возникают в процессе обучения и своего предыдущего опыта. Педагог продолжает учить детей "технологии" восприятия, показывает приемы осмотра или прослушивания, порядок выявления особенностей . Все это стимулирует дальнейшее развитие восприятия. Появляется наблюдение, как специальная деятельность, развивается наблюдательность, как черта характера.

Наиболее доступными для детей сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра. Сенсорные эталоны формируются в деятельности. Лепка, конструирование, рисование - способствуют ускорению сенсорного развития.

У детей в процессе развития повышается острота зрения и чувство цвета, значительно возрастает точность оттенков цвета предметов. У младших школьников восприятие становится произвольным, целенаправленным процессом. Воспринимая новые для них предметы и явления, дети стремятся относить их к определенной категории объектов . Особенности восприятия младших школьников оказываются в выполнении заданий на выбор объектов в определенной совокупности. Выбирая предметы, они ориентируются в основном на их цвет и форму. В одних случаях характерный признак предмета они берут форму, а в других - цвет. Чем старше ученики начальных классов, тем больше роль в их восприятии принадлежит форме. Растет и точность различения цвета предметов.

О качественных изменениях восприятий у школьников, прежде всего зрительного, можно судить по данным о том, как они воспринимают предметы в затрудненных условиях (например, при постепенном увеличении их освещенности). В таких условиях процесс восприятия увеличивается.

У учащихся третьих классов совершенствуется работа анализатора, повышается их чувствительность к различным свойствам предметов. Точность различения цветов и цветовых оттенков, например, увеличивается на 45% по сравнению с учениками первых классов. О совершенствовании у младших школьников различия цветов свидетельствуют данные выполнения ими задач на их дифференциацию и выбор. Девочки лучше дифференцируют предметы по цвету, чем мальчики. Под влиянием обучения совершенствуется дифференциация цветов как у мальчиков, так и у девочек. У детей увеличивается количество слов, которыми они означают цвета и их оттенки (бледно-розовый, светло-зеленый и т.д.) .

Различия младшими школьниками цветов, их оттенков зависит не только от возрастных особенностей детей, но и от работ, которые проводят взрослые.

Быстрыми темпами развивается у детей способность различать оттенки хроматических цветов. Данные показывают, что ошибки в различении оттенков хроматических цветов с возрастом довольно резко уменьшаются. Так, если четырехлетки делают в среднем 70% ошибок, дети 5-6 лет - 50%, то семилетки лишь 10% .

Ребенок, который приходит в школу, имеет уже достаточно развитые ощущения. В процессе школьного обучения их развитие продолжается. Например, за период от 6 до 14 лет остроту зрения учащихся повышается на 60%; способность различать цвета с 7 до 10 лет - на 45%, а с 10-12 лет - на 60%. Этому особенно способствует то, что с 10 лет дети начинают учиться рисовать красками под руководством учителей-специалистов, хотя соответствующая подготовка к этой деятельности была начата еще с дошкольного возраста .

Преподаватель на каждом уроке, при изложении материала должен давать нормальную нагрузку для всех органов чувств детей: зрения, слуха, осязания. Важно, чтобы дети не только прослушали тот или иной материал, но и сами его почитали, записали, обрисовали. Для совершенствования и развития ощущений следует широко использовать наглядные пособия, коллекции, гербарии, организовывать экскурсии, прогулки со специальными задачами . Надо углубленно воспитывать у детей способность различать звуки, уроки по рисованию красками с натуры, развивая у детей восприимчивость к цвету, глазомер и остроту зрения.

Дальнейшее совершенствование ощущений происходит в процессе развития изобразительной (изобразительной) деятельности, более сложной по своему строению.

Наталия Сигарева
Формирование цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста

Дидактические игры – это игры обучающие. Возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление : она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста , и формой обучения , и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности.

В педагогическом процессе дошкольного учреждения дидактическая игра выступает прежде всего как самостоятельная деятельность детей . Необходимо создавать условия для дидактических игр : подбирать соответствующий дидактический материал, игрушки, игры, развивать у детей навыки самоогранизации, творческое отношение к игре.

В целях развития цветовосприятия детей младшего возраста дидактические игры традиционно соединяют в себе несколько задач :

Развитие произвольного внимания

Развитие речи

Накопление сенсорных впечатлений

Формирования различных сенсорных эталонов (цвет , форма , величина)

Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет , реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь.

Цветовосприятие – одна из важных составляющих сенсорного воспитания детей .

Интерес к цвету , по мнению Я. А. Каменского, формируется у детей постепенно и должен строится с учётом возрастных возможностей . Цвет предметов имеет большое значение в развитии эстетического восприятия детей и может выступать для ребёнка как один из признаков предмета.

По мнению Я. А. Коменского, цвет имеет большое значение в развитии эстетического восприятия детей и может выступать для ребенка как один из признаков предмета. Поэтому отношение детей к цвету может строиться на основе их отношения к данному предмету (ребенку понравился по вкусу ярко - красный, сочный помидор, и на основе этого он положительно относится к красному цвету ).

Взгляды Я. А. Коменского полностью разделял Ф. Фребель. Он считал, что в процессе изобразительной деятельности дети учатся различать и использовать различные цвета и оттенки . Особое значение Ф. Фребель предавал качеству изобразительных материалов, отбору цветов и оттенков для работы с детьми. Он рекомендовал использовать те цвета , которые характерны для предметов и явлений природы, окружающих ребенка. Ф. Фребель считал, что при формировании у детей представлений о цвете педагог должен учитывать их интересы, эмоциональные от ношения к тому или иному цвету . Поэтому он считал необходимым предоставлять детям возможность самим выбирать тот цвет краски , который им приятнее и ближе других. Если дети испытывают затруднения в цветовом решении , то следует предложить им повторно рассмотреть предмет и с помощью наводящих вопросов помочь отобрать соответствующий цвет для его изображения .

Впервые специальному исследованию цвета в дошкольной педагогике была посвящена работа Е. А. Флериной "Изобразительное творчество детей дошкольного возраста " (1965г.) . Было установлено, что на первых этапах работы детей с изобразительными материалами каждый новый цвет краски воспринимается ими как большая эстетическая ценность. Но, научившись смешивать краски и получать новые оттенки и цвета , ребенок уже не может и не желает ограничиваться одним цветом , а тяготеет к их разнообразию. Е. А. Флерина подчеркивала, что педагоги при обучении дошкольников обязательно должны учитывать эмоциональный характер цветового решения . Ведь цвет выступает для ребенка как средство выражения его эмоционального состояния. (Красная елка, потому что праздничная, красивая) .

Большую работу по формированию чувства цвета у детей провела Т . С. Комарова. Было определено, что малыши не стремятся к разнообразному цветовому решению и могут весь рисунок нарисовать одним цветом . Т. С. Комарова объясняет это тем, что ребенка привлекает в первую очередь форма предмета , но не цвет .

Ученые педагоги и психологи считают, что у детей необходимо целенаправленно развивать восприятие цвета и чувство цвета , а также подчеркивать важность проведения специальных наблюдений, игр и т. д.

Работа по развитию восприятия цвета должна проводиться в процессе специальных мероприятий : НОД, наблюдений в природе, в повседневной жизни, в разнообразных играх.

В младшем дошкольном возрасте складываются предпосылки для усвоения детьми системы основных цветов и некоторых оттенков. Как и в постижении других свойств предметов, дети первоначально усваивают основные, бессознательно отбрасывая детали.

Характерно, что в этом возрасте в процессе продуктивной деятельности усвоение названий цветов происходит как бы «незаметно» , словно без обучения. Но это не так. Окружающие взрослые в процессе общения в повседневной жизни многократно повторяют ребёнку название того или иного цвета и устанавливают взаимные связи между цветами окружающих объектов , цветами изобразительных средств и цветами – определениями .

По мнению Е. А. Флериной, к 3-4 годам у детей возникает потребность знать, называть и различать 5-6 различных цветов . Основное внимание дети обращают на передачу формы и строения предмета , а передачу цвета производят лишь в отдельных случаях, когда цвет интенсивен , ярок, пробуждает эмоции, привлекает внимание детей .

Без обучения могут быть усвоены только часто встречающиеся цвета : красный, зелёный, жёлтый, синий. Названия цветов – серый , голубой, розовый – устанавливаются позднее и обычно после особого к ним внимания. Вследствие небольшого опыта особую трудность для детей представляет то , что не все предметы и их цвета соответствуют представлениям о них детей .

Формирование цветовосприятия у детей :

Формировать у детей умения различать предметы по цвету , называть цвета , подбирать сходные по цвету предметы и использовать в художественной деятельности такие цвета : красный, синий, зелёный, жёлтый, белый, чёрный и оттенки – голубой, розовый.

Прежде всего детей следует знакомить с реальным, основным цветом предметов : трава, листья на деревьях, ёлочка зелёного цвета ; помидоры красные, одуванчики, лютики и некоторые другие цветы жёлтого цета

Вместе с тем рассматривая, созданные человеком : игрушки, предметы быта (одежду, посуду и др., транспорт, здания – обращать внимание на их окраску, спрашивая, а что есть ещё такого же цвета . Это способствует образованию у детей ассоциативных связей на основе общности цвета ; у них формируется умение объединять предметы по сходству по одному из признаков – цвету .

Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие, в частности на формирование чувства цвета , обладают большими возможностями : позволяют знакомить детей с цветом . В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов , называть цвета и оттенки , сравнивать предметы по цвету , группировать их по сходству цвета , дифференцировать по основному цвету и оттенкам . Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете , способствуют формированию чувства цвета . Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовят детей и к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.

При работе над цветовосприятием и цветоразличением надо учитывать то , что младшие дошкольники , как правило, связывают цвет с образом предмета : зелёный, как трава, ёлочка; желтый, как солнышко, цыплёнок и т. д. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины прежде всего тем, что оно может осуществляться только при помощи органов зрения, т. е. цвет обязательно нужно увидеть. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребёнок видит их одинаковость или неодинаковость. При этом он может еще не владеть восприятием цвета , но видеть, что оба предмета красные или один из них красный, а другой желтый, то есть видеть, что цвета одинаковые или разные.

На основе практических действий по различению цвета и системы эталонов и цветовых образов предметов ребёнок учится определять цвет предмета в "уме", т. е. мысленно, уже не прибегая к практическим действиям : эти же действия он начинает выполнять в умственном плане и происходит мгновенное различение цвета .

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат хроматические (цветные ) цвета спектра радуги и ахроматические цвета : белый, черный, серый. Хроматические цвета делятся на две группы : тёплые (красный, оранжевый, желтый) и холодные тона (голубой, синий, фиолетовый) . Зелёный находится посередине спектра и считается нейтральным. Каждый хроматический цвет имеет определённую светлоту и насыщенность. Светлота – это степень близости данного цвета к белому , а насыщенность – степень его чистоты.

Последним этапом цветового восприятия у младших дошкольников формируется умение сопоставлять цвета и их сочетания и оттенки. Когда обозначают оттенки цвета , обычно указывают на их светлоту (тёмно-зелёный, светло-желтый, имея в виду яркость. Младшим дошкольникам вполне достаточно усвоить изменяемость цветовых тонов по светлоте и соответствующие названия оттенков.

Таким образом, дидактические игры, признанные исследователями, педагогами и психологами, эффективным средством формирования цветовосприятия дошкольников , имеют огромное значение для сенсорного развития детей . Они позволяют целенаправленно и ускоренно формировать восприятие цвета , помогают обнаружить пробелы и устранить пробелы в восприятии ребёнка; позволяют в доступной и интересной форме развивать ведущий познавательный процесс дошкольного возраста .

Приобретая опыт видения многоцветья мира , ребенок получает определенный эмоциональный тонус. Он способен радоваться многообразию цветов , восхищаться ими. Благодаря этому, его эстетическое восприятие расширяется, обогащается палитра изобразительных средств, с помощью которых он сможет более тонко выразить свои чувства и отношение в процессе создания изображения.

Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико , так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие цветов может в дальнейшем проявляться у ребёнка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений.

Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Только мы, взрослые, можем помочь детям увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета .

Мы живем в ярком, красочном мире, наполненном сотнями цветов и оттенков. Он для нас обычен и привычен, мы редко обращаем внимание на цвет вечерних облаков, игру теней в кронах деревьев или сочную зелень молодой травы.

А ведь ребенок только открывает для себя этот мир, роскошное богатство красок, изменчивое, непостоянное и удивительное. Задача взрослых – помочь малышу освоиться в этом многоцветье, научить понимать сущность цвета, чувствовать его красоту.

Психическая деятельность взрослого человека во многом подчинена разуму, регулируется рациональной сферой нашего сознания. А вот ребенок полностью открыт миру, он живет чувственным восприятием. Именно оно является для него основным, и малыш как губка впитывает все внешние воздействия: свет, звуки, запахи, зрительные образы, тактильные ощущения и, конечно, цвет, который оказывает на развитие ребенка огромное влияние.

Мир ребенка – мир непосредственных, чувственных образов, и цветовые впечатления, пожалуй, самые яркие впечатления детства. Свет и цвет – это одни из первых явлений действительности, на которые обращают внимание дети. Если реакция на свет, особенно у новорожденного, в значительной степени рефлекторна, то выделение цвета требует сосредоточенности и возникновения чувства интереса. За яркую игрушку или занавеску малыш словно цепляется взглядом.

Цвет и развитие сенсорно-чувственной сферы

Цвет – это тот же свет, только разной длины волны. Отражаясь от предметов, он попадает на сетчатку глаза, вызывает нервный импульс, который рождает в зрительном отделе головного мозга цветовой образ. И развитие зрительного восприятия малыша во многом связано с его цветовым окружением. Ведь цвет новорожденный начинает различать раньше, чем узнавать форму предметов.

Как показали исследования, младенцы первыми начинают видеть цвета теплой части спектра:

  • оранжевый,

И именно они оказывают наибольшее позитивное воздействие на формирование детской психики. Известный исследователь психологии цвета Б. А. Базыма назвал эти оттенки цветовыми витаминами, необходимыми для развития малышей.

Не менее важны и другие цвета:

  • успокаивающий ;
  • прохладный ;
  • нежный и теплый бежевый.

А вот темные оттенки дети не любят, и их воздействие может носить негативный характер.

Влияние цветового окружения на детей настолько велико, что длительный недостаток «разноцветных витаминов» может привести к проблемам в развитии и состоянии детского организма в целом:

  • ухудшается общее самочувствие;
  • появляется тревожность, раздражительность, капризность;
  • возникает задержка психического развития;
  • снижается общая активность.

В отличие от взрослых, детей не раздражают яркие краски, они стимулируют их физическую и умственную активность, благотворно влияют на настроение и реакцию на окружающее.

Цвет и эмоции детей

Сильнее всего цвет оказывает влияние на эмоциональную сферу. Это замечают даже взрослые, не говоря уже о детях. У малышей неустойчивая нервная система, они еще пока не умеют управлять своими чувствами и чутко реагируют на все происходящее вокруг них. Контролировать с помощью волевых усилий свои эмоции они тоже пока не могут – плохо у них развита волевая сфера. Это не недостаток, а объективный факт, особенность их возраста, с которой взрослому нужно считаться.

Вот как раз цветовое окружение детей во многом и выступает как регулятор их эмоционального состояния. Правда, с точки зрения эмоциональной, цветовосприятие детей отличается от взрослого. То, что красный и оранжевый возбуждают, а синий и успокаивают – общеизвестный факт. Но если говорить о детях, то здесь все не так просто.

Особенности цветового воздействия, нельзя механически переносить на детей.

  • Например, в некоторых популярных изданиях или на сайтах интернета можно встретить советы оформлять детские комнаты чрезмерно возбудимых, гиперактивных детей в холодных сине-голубых тонах. Однако психологи, серьезно занимающиеся вопросами воздействия цвета на детей, не рекомендуют злоупотреблять в окружении малышей такими цветами, как синий и фиолетовый. Ведь они угнетают их чувствительную нервную систему и даже могут привести к депрессии.
  • А вот красный и оранжевый, возбуждающе действующие на взрослых, детей часто успокаивают, несут ощущение тепла и уюта.

Как считает ведущий специалист в области психологии цвета Б. А. Базыма, нервная система здорового ребенка «объективно нуждается в энергетическом воздействии длинноволновой части спектра (красный, оранжевый и желтый цвета); яркие, светлые оттенки оказывают на центральную нервную систему влияние, без которого она обойтись не может».

Цвет и интеллектуальная деятельность детей

Цвет влияет не только на эмоциональную, но и на интеллектуальную сферу малышей. Это влияние связано с двумя факторами:

  • Во-первых, есть оттенки, которые связаны с интеллектуальной деятельностью и взрослого человека и стимулируют ее даже на психофизиологическом уровне. К этим цветам относится зеленый, синий и фиолетовый. Детям они тоже необходимы, но в виде более мягких, светлых, нежных, «разбелённых» оттенков: желто-зеленого, салатового, светло-изумрудного, нежно-голубого, светло-сиреневого.
  • Во-вторых, цвет настолько привлекает внимание малышей, что стимулирует все их познавательные процессы. Развитие образного мышления и воображения, памяти, способности сравнивать и анализировать трудно представить вне цветового восприятия ребенка. Какого цвета апельсин, а какого цвета яблоко? Почему летом листочки зеленые, а осенью оранжевые и желтые? Зеленая лягушка прячется под зеленым листочком, а белого зайку незаметно зимой на снегу. Все познание окружающего мира, его связей, взаимозависимостей идет в тесном контакте с цветовосприятием. Именно цвет делает это познание предметным, живым, реалистичным.

Особенности развития детского цветовосприятия

Все мы хотим, чтобы наши дети выросли здоровыми и хорошо развитыми, поэтому родители нередко беспокоятся, когда их малыши плохо различают цвета, не знают их названия, не могут сказать, какого цвета тот или иной предмет. Эта тревога понятна, но часто бывает необоснованной, потому что развитие восприятия цвета у ребенка носит постепенный характер.

От рождения до 3 лет

Это очень ответственный возраст не только в плане физического развития, но и в плане познания малышами окружающего мира. Мозг такого крохи получает и перерабатывают огромную массу разнообразной информации. Есть такая точка зрения: если все знания, весь опыт, накопленный человеком в течение жизни, разделить на два, то половина придется как раз на первые три года жизни.

В первые месяцы жизни восприятие младенца еще очень несовершенно. Например, зрительное восприятие формируется постепенно в течение 6–8 месяцев. Это связано не с несовершенством органов зрения, а со способностью мозга анализировать образы. И в развитии этой способности огромную роль играет разнообразное окружение ребенка, в том числе цветовое:

  • яркие игрушки;
  • погремушки;
  • красочные обои на стенах детской комнаты;
  • занавески;
  • одежда.

Все это привлекает взгляд крохи, заставляет его сосредотачиваться, рассматривать, развивать свое зрительное восприятие.

Однако до 3 лет малыш еще не использует свое зрение в полную силу, цвет привлекает его внимание, но не связан с предметами, которые ребенок различает по форме, а не по окраске. Да и видит кроха пока немного цветов, преимущественно оттенки желтого, оранжевого и красного. А другие цвета он научится выделять из многоцветья мира только к 5 годам.

3–4 года

Это возраст активных игр, в которых малыш осваивает предметный мир. Именно в этом возрасте цвет становится важной характеристикой вещей и частью представлений о мире. Правда, пока для ребенка яркость оттенка важнее реалистичности. Вот и появляются на детских рисунках красные лошадки, зеленые собачки, голубые киски. Ведь коричневые, серые и черные цвета такие скучные!

Однако именно в этом возрасте должны закладываться правильные представления о цветовой гамме объектов. Потому что это важный период формирования сенсорных эталонов - выработанные человечеством устойчивые представления о характеристиках и свойствах вещей и явлений. Это имеет отношение и к цветам.

К 3–4 годам ребенок способен различать 5–6 цветов и начинает обращать внимание на цветовые характеристики объектов. Поэтому «неправильную» окраску объектов на своем рисунке может объяснять очень оригинально, с фантазией: зеленая лошадка такая, потому что валялась в травке, а голубая пила водичку; розовая киска, потому что она хочет быть красивой, а оранжевый зайчик, потому что белого на листочке бумаги не видно.

В этом возрасте малыши интересуются цветом игрушек («Не хочу зеленую машину, а хочу красную!»), с удовольствием рассматривают цветные картинки в книжках, радуются яркой одежде. А разрисовывая фломастерами стены или свои ручки и ножки, дети искренне хотят, чтобы вокруг было все красиво.

Хорошо различая цвета, дети тем не менее могут путать их названия, особенно если это касается похожих цветов, например, красного и оранжевого или желтого и оранжевого. Да и в самих цветах, бывает, путаются. Так, для большинства детей младшего дошкольного возраста красный и оранжевый – это один цвет. А темно-синий и голубой – совершенно разные. Первый воспринимается как темный, не вызывает положительных эмоций и редко используется в рисовании. А вот голубой оценивается как светлый и позитивный, хоть по популярности, несомненно, проигрывает красному и желтому.

У некоторых детей до 5 лет возникают сложности с запоминанием цветов. До трех лет малыши часто не связывают название цвета с ним самим. И красным могут назвать синий или зеленый мячик. Да и нередко слово «красный» для малышей становится синонимом «красивый», а то и вообще «приятный», «хороший». Устойчивой связи между названиями цветов и конкретным цветом еще не образовалось. Но это временное явление.

5–7 лет

К 5–6 годам познавательная сфера ребенка уже достаточно развита, он много знает, умеет анализировать информацию, сравнивать, делать выводы. Недаром детей этого возраста называют маленькими мыслителями и фантазерами. Неистощимая любознательность ребятишек проявляется во всем, в том числе и в желании знать цвет предметов, причины его изменения, особенности смешивания цветов. Так, дети приходят в восторг от открытия, что смешав голубую краску и желтую, они получают зеленую.

Кроме основных цветов, ребенок 6–7 лет различает множество оттенков и стремится знать их названия. Ведь процесс познания тесно связан с речевой деятельностью.

Наряду с познавательной, цвет начинает выполнять в этом возрасте и функцию эстетическую. Он становится важной частью представлений о красоте окружающего мира. Это заметно и в рисунках детей, и в выборе одежды, и в речи. Ребенок старается также выйти за рамки цветовых стереотипов и с огромным удовольствием изобретает собственные цвета, смешивая краски.

Наш мир удивителен и ярок именно многообразием цветов и оттенков. Умение видеть это многообразие не только наполнит жизнь ребенка красками, но и будет способствовать развитию его восприятия, интеллекта и творческих способностей.

Упражнения и игры по развитию детского цветовосприятия

Развитие восприятия вообще и цвета, в частности – это естественный процесс. Однако его целенаправленная организация взрослыми сделает этот процесс не только более эффективным, но и более увлекательным и интересным для малыша. Тем более с цветом связано много ярких, красочных и позитивных явлений в жизни ребенка.

Каждый ребёнок воспринимает мир по-своему. Поэтому становление и развитие чувства различения цветовых тонов происходит в разнообразных видах деятельности:

  • рисование,
  • конструирование,
  • знакомство с природой,
  • произведения искусства.

Но наиболее эффективным средством в развитии цветовосприятия является игра.

Разноцветные игры

Эффективность детских развивающих игр во многом зависит от степени участия в них взрослых. Это игры, которые требуют взаимодействия, ведь ваш ребенок – социальное существо, и контакт с вами - лучший стимул для его развития. А многие игры с цветом предполагают и совместное изготовление «пособий». Подарите своему ребенку радость творчества – творите вместе с ним.

Игра «Разноцветные полянки» (2,5–4 года)

Постелите на пол коврик (салфетку, пеленку или лист цветной бумаги) определенного цвета. Лучше, чтобы это был чистый цвет, без сложных оттенков (красный, зеленый, синий, желтый). Это у вас будет полянка. Попросите малыша найти и принести игрушки соответствующего цвета.

Вначале, возможно, потребуется ваша помощь. Даже не потому, что ребенок не понимает, что от него требуется, а потому, что ему скучно играть одному, и он не чувствует «вкуса» игры. Его нужно увлечь. Можно даже устроить веселое соревнование – кто больше найдет и принесет игрушек нужного цвета. (Разумеется, здесь надо подыграть малышу.) В процессе игры не забывайте называть цвет вещей.

Игра «Цветы и бабочки» (2,5–4 года)

Вырежьте из цветной бумаги красные, синие, желтые и зеленые цветы и приклейте их на белый лист. Попросите малыша назвать цвета. Если ребенок уже хорошо ориентируется в этих четырех цветах, то можно добавить оранжевые и фиолетовые цветы.

Спросите, где растут цветы, и какой краской надо закрасить полянку? Предложите ему нарисовать травку нужным цветом (карандашом или фломастером).

Затем из бумаги тех же цветов вырежьте бабочек. Бабочки у вас прилетели на полянку, и надо посадить их на цветы нужного цвета. Попросите это сделать малыша.

Не забывайте предлагать ребенку называть цвета. Если он затрудняется, не настаивайте, просто называйте сами. Знание цветов придет со временем.

Игра «Что не так?» (3–4 года)

Берем раскраски со знакомыми ребенку предметами и раскрашиваем их неправильно, используя нехарактерные для этих предметов цвета, например, огурец – красным, клубничку - синим. Показываем ребенку и спрашиваем, правильно ли все нарисовано? Что не так? Как должно быть?

Игра «Цвета природы» (4–6 лет)

В эту игру можно играть и дома, и на прогулке. Она очень разнообразна, поэтому вы и сами можете придумывать новые вариации этой игры. Вот два примера.

  1. Упражнение «Какого цвета мир зимой (летом)».

Попросите ребенка вспомнить или просто заглянуть в окно и сказать, какой цвет главный зимой. Он, несомненно, назовет белый, но вы попросите присмотреться внимательнее (заодно и сами посмотрите). И, конечно, вы заметите на белом снегу голубые, сиреневые, серые тени, и коричневые стволы деревьев, и синее или жемчужно-синее небо, и еще много-много разных оттенков. Такое же упражнение можно провести и летом, и весной, и осенью.

  1. Упражнение «Какой цвет в огороде растет?»

А правда, какой? Дети с удовольствием вспоминают «огородные» цвета: зеленый огурец, оранжевая морковь, желтая дыня, фиолетовая слива и т. д.

Можно еще придумать массу таких игр-упражнений, ориентируясь на интересы и увлечения своих детей. Например, с девочкой играть в оттенки цветочков, а с мальчиком в цвета автомобилей.

Но играя с ребенком, помните, что любые игры только тогда будут ему полезны и интересны, когда и вы сами в них играете с интересом и увлечением. Наши дети очень эмоционально чувствительны, и мы своими эмоциями их подпитываем, настраиваем на деятельность, учебу, творчество.

У учащихся младших классов процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последу­ющим называнием предмета. В начале обучения учащиеся не способны к тщательному и детальному рассматриванию предмета. Восприятие учащихся 1-2 классов отличается слабой дифференцированностью. Часто первоклассники путают предметы, сходные между собой в том или ином отношении. Например, цифры 6 и 9, буквы 3 и Э и др. Частой ошибкой является зеркальное перевертывание фигур, букв, цифр при изображении. Чтобы младшие школьники не допускали таких ошибок, необходимо их научить сравнивать сходные предметы, научить находить раз­личия между ними.

С возрастом дети должны овладеть техникой восприятия, научиться смотреть, слушать, выделять главные, существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей. У школьников, обучающихся в среднем звене, восприятие превращается в целенаправленный, управляемый, созна­тельный процесс.

В развитии произвольного восприятия огромное значение имеет слово. У учащихся 1-го класса слово завершает процесс восприятия. Назвав пред­мет, дети перестают его детально анализировать. Учащиеся 2-3-го класса, назвав предмет, продол­жают описывать его в словесной форме. Если в 1-2-м классах восприятие словесного материала нуждается в наглядности, показе, то уже в 3-4-м классах это требуется в меньшей степени.

Уже при подготовке детей к обучению в школе необходимо развивать восприятие таких простран­ственных средств, как форма предметов, а также цвет.

У младших школьников возрастает точность раз­личения и правильность называния геометрических фигур (квадрата, круга, треугольника). Но они испытывают затруднение в названии объемных фи­гур. В развитии восприятия формы и пространства существенную роль играют уроки природоведения, труда, физической культуры.

В младшем школьном возрасте идет совершен­ствование восприятия сюжетной картинки. Дети уже могут устанавливать пространственные связи между частями картины. Немецкий психолог В. Штерн выделил три стадии восприятия детьми картинки:

Перечисление (от 2 до 5 лет),

Описание (от 6 до 9-10 лет),

Интерпретация, или объяснение (после 9-10 лет).

Эти стадии зависят от опыта детей, от степени развития восприятия.

Очень важно, с каким вопросом при рассмот­рении картинки взрослые обращаются к ребенку. Если задан вопрос «Что на картинке?», то ребенок начинает перечислять предметы. А если задан вопрос «Какие события изображены на картинке?», то требуется более высокое восприятие, объяснение, толкование.

В процессе обучения школьника в начальной школе «восприятие становится думающим» (Элько-нин Д. Б.). Восприятие становится:

а) более анализирующим;

б) более дифференцирующим;

в) принимает характер организованного наблюде­ния;

г) изменяется роль слова в восприятии предметов и явлений.

Развитие восприятия не может происходить само собой. Очень велика роль учителя, родителей, ко­торые могут организовать деятельность детей по восприятию тех или иных предметов или явлений, учат выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений.

Психологические исследования показали, что од­ним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким, количество ошибок уменьшается.

В начальной школе дети начинают более пра­вильно воспринимать время. Причем восприятие минуты от класса к классу становится более пра­вильным. По данным психолога Шабалина Н. С. большинство учащихся преуменьшает реальную дли­тельность минуты, а вот длительность таких про­межутков времени, как 10-15 минут, преувеличивают. Необходимо учить младших школьников воспринимать такие промежутки времени, как час, сутки, неделя, месяц.