Организация прогулки. Консультации. Тема: Организация и проведение прогулки с детьми дошкольного возраста в ДОУ

Пребывание детей на свежем воздухе в летний оздоровительный период имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становится более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывании на участке или ни улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях се зонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Воспитатель знакомит детей с родным городом, его достопримечательностями, с трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги. При этом подчеркивается коллективный характер труда и его значение: все делается для того, чтобы людям жилось удобно, красивой радостно. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному городу.

Малыши трудятся в цветнике – сажают цветы, поливают их, рыхлят землю. У них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать ее красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамика – все это вызывает даже у самых маленьких радостные переживания.

Важный момент в организации прогулки – одевание детей и выход их на участок. Как только часть детей оденется, воспитатель, чтобы не задерживать этих ребят в помещении, выходит с ними на улицу, остальные продолжают одеваться под присмотром помощника воспитателя. Четкость и организованность сборов на прогулку достигается в результате системы работы по развитию навыков самообслуживания детей.

Нельзя допускать, чтоб на прогулке дети находились длительное время в однообразной позе. Нужно переключать их на другую деятельность, менять место игры.

Важно, чтобы на протяжении всей прогулки ребенок был в состоянии теплового комфорта. Для этого одежда и обувь соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям.

Необходимо остановиться на основных компонентах прогулки.

Наблюдения

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т. д.

Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить I их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдения за трудом взрослых.

Подвижные игры и физические упражнения

Согласно учебной программе дошкольного образования подвижные игры на первой и второй прогулке ежедневно отводится для детей 3-5 лет 20-25 минут, для детей 5-7 лет– 25-30 минут. Продуктивно и эффективно при составлении воспитателем перспективного плана по подвижным играм и физическим упражнениям согласовывать планирование с руководителем физвоспитания.

Выбор игры зависит от погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками.

Во время прогулок могут бы и широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такими как бабки, серсо, кольцеброс, кегли, а в старших группах– элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.

Полезны игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Воспитатель дает детям кубики, лото, поощряет игры в семью, космонавтов, пароход, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал.

Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные упражнения. Летом– это езда на велосипеде, плавание (при наличии бассейна или водоема. Очень важно постоянно поддерживать у дошкольников интерес к двигательной деятельности. Достигается это с помощью приемов и форм работы, воздействующих на эмоциональную и волевую действенно-практическую сферы личности ребенка. В первую очередь здесь следует назвать совершенствование движений; усложнение упражнений с помощью дополнительных заданий, варьирования условий. Например, ребенку, проезжающему на самокате, велосипеде, предлагают снять ленту, позвонить в колокольчик, объехать предмет.

Во-вторых, введение в игры, упражнения, спортивные развлечения элементов соревнования: чей мяч дальше отскочит после удара о стену?! Чей обруч дольше вращается? Кто быстрее добежит к флажку? и пр.

В-третьих, проведение игр-эстафет (бессюжетные подвижные игры с элементами соревнования). С их помощью совершенствуют навыки в основных видах движений, быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве. Они содействуют воспитанию положительных взаимоотношений между детьми.

Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других - упражнение в равновесии, для третьих - спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.

Трудовая деятельность

Приобщая детей к труду, важно создать все необходимые условия для того, чтобы он оказывал благотворное влияние и на развитие трудовых навыков, умений, и на здоровье ребенка. При организации работ на участке необходимо подобрать инструменты и инвентарь в соответствии с возможностями детей. Работа должна быть для них посильной и проходить в благоприятной гигиенической обстановке. Воспитатель обязан следить за тем, чтобы в процессе работы дети сохраняли правильную позу. Чтобы избежать ее однообразия, он при необходимости переключает ребят с одного вида деятельности на другой. В летний период года, когда дети работают на участке (на огороде, цветнике), важно не допустить их перегревания. Поэтому лучше всего работы, связанные с уходом за растениями, с обработкой почвы, проводить в нежаркое время дня.

Длительность труда дошкольников колеблется (в зависимости от их возраста, от конкретных погодных условий) от 10-15 до 30-35 мин. Характер деятельности также необходимо менять.

Важно, чтобы воспитатель обращал внимание и на поведение детей во время трудовой деятельности.

От организации труда дошкольников зависит и то, будут ли привиты им навыки трудолюбия, возникнет ли у ребят стремление и желание работать. Интересная, посильная работа приносит детям радость, вносит разнообразие в их деятельность, формирует сознание полезности своего труда, способствует их лучшей социальной адаптации и улучшению взаимоотношений со сверстниками.

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа проводится исходя из интересов и потребностей детей. Педагог организует индивидуальную работу по основным видам деятельности: развитию речи, игровой, физкультурно- оздоровительной, художественно-эстетической деятельности, используя при этом разнообразные приемы и методы исходя из личностных и типологических особенностей каждого ребенка.

Самостоятельная деятельность

Индивидуальные особенности воспитанников больше всего проявляются в самостоятельной деятельности. Одни дети предпочитают спокойные игры и могут ими заниматься в течение всей прогулки, другие постоянно находятся в движении. Воспитателю следует помнить, что наиболее благоприятное состояние физиологических систем организма обеспечивается равномерной нагрузкой, сочетанием различных по интенсивности движений.

Грамотно организовать самостоятельную деятельность, предоставить разнообразную игровую среду согласно интересам ребенка– основная задача педагога при реализации этого компонента прогулки.

Важно помнить, что день, проведенный без прогулки, потерян для здоровья.

В режиме дня детского сада предусматриваются две прогулки: в первой половине дня и во второй. Во время прогулки в полной мере должны реализовываться воспитательно-образовательные задачи.

Оздоровление детей.

Физическое развитие.

Развитие самостоятельности.

Расширение кругозора.

Ознакомление с окружающим миром.

Воспитание эстетических чувств, культуры поведения.

Педагог способствует развитию у детей элементарных естественно — научных представлений о физических свойствах окружающего мира, формированию географических представлений (в соответствии с возрастными возможностями) и экологической культуры, эмоционально положительного отношения к живой и неживой природе.

В целях успешной реализации вышеперечисленных задач необходимо тщательное перспективное планирование этого режимного момента.

При планировании прогулки воспитатель должен учитывать множество разнообразных факторов: погодные условия, возраст и контингент детей, наличие инвентаря и соответствующего оборудования, предыдущие занятия в группе и многое другое.

Структуру прогулки условно можно представить следующим образом:

Наблюдение, рассматривание;

Трудовая деятельность детей;

Подвижные игры;

Индивидуальная работа детьми;

Самостоятельная деятельность детей;

Индивидуальные беседы с детьми;

Организация свободной деятельности детей;

Индивидуальная работа с детьми (развитие речи, познавательное развитие);

Работа по звукопроизношению, разучивание стихотворений.

Разновидности прогулок

Типовая - максимально свободная деятельность детей (максимум атрибутов).

Комбинирование: целевая прогулка и свободная деятельность.

Прогулка – экскурсия — поход.

Спортивные эстафеты.

Наблюдения - это в первую очередь наблюдения за сезонными явлениями в живой и неживой природе. Важно закреплять представления детей о том, что эти изменения влияют на жизнь животных и человека, научить делать выводы о взаимосвязях различных природных явлений. Предпочтительно планировать наблюдения на прогулке по дням недели.

Наблюдение развивает пытливость, любознательность. Воспитатель поддерживает интерес детей к приметам времени года, задает вопросы, которые направляют внимание ребенка и побуждают его к дальнейшим наблюдениям. Полученные наблюдения можно закрепить последующими зарисовками, составлением рассказов. На летней, весенней, зимней, осенней прогулке педагоги периодически обращают внимание детей на цветовую гамму окружающих детский сад деревьев.

Использование стихотворений на определенную тему при наблюдениях и рассматривания помогает усилить впечатления детей от осенней прогулки.

Стихи о природе, загадки, народные приметы и пословицы - все эти нехитрые словесные приемы позволяют сделать прогулку более эмоциональной, направить наблюдение детей в нужное русло.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Детей привлекают к сбору семян: с клумбы, осенних листьев для гербария и украшения групповой комнаты, пересаживанию цветы с клумбы в горшки для уголка природы, поддержанию порядок на прогулочном участке и верандах. Для успешного решения задач по развитию самостоятельно и аккуратности, привитию трудолюбия очень важно правильно подобрать детский инвентарь - грабли, лопатки, совки, ведерки. Большое значение при организации работы с детьми на прогулке имеет эмоциональное отношение к делу, которое задает воспитатель еще до начала работы. Не всегда сама работа будет интересовать детей, иногда их привлекает цель, поставленная воспитателем, а во время выполнения работы захватывают общность интересов, слаженность, соревновательного момента.

Не менее важно создать правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом. Детей старшей группы следует подводить к пониманию того, что нужно делать не только интересную работу, но и необходимую разнообразить и скрасить монотонную деятельность, воспитатель может предложить детям отгадать загадки.

Чтобы правильно руководить наблюдениями и трудовой деятельностью детей на прогулке, воспитатель должен пополнять свои знания по биологии растений и животных, владеть практическими умениями и навыками в этой области, а также методикой проведения наблюдений, экскурсий, организации труда детей старшего дошкольного возраста.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Подвижные игры планируются и проводятся воспитателем самостоятельно, с учетом пожеланий детей, по рекомендациям узких специалистов или тематически. Они могут быть весьма разнообразны, поэтому во избежание монотонности целесообразно спланировать подвижные игры по дням недели. Такое планирование позволяет учесть интересы каждого ребенка, полностью охватить программный материал по разделу подвижных игр, организовать деятельность воспитателя. Обязательно две подвижных игры.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. При этом учитываются рекомендации узких специалистов. Это может быть закрепление, каких- либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа по рекомендации педагога – психолога. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Самостоятельная деятельность детей на прогулке также нуждается в грамотном руководстве. Воспитатель может предложить детям организовать сюжетно — ролевую или подвижную игру, занимательные задания, игрушки или инвентарь для труда и т.д. Необходим постоянный контроль за самостоятельной деятельностью детей.

Как театр начинается с вешалки, так и прогулка начинается с раздевалки. Немаловажным фактором, влияющим на здоровье ребенка, является его одежда. Педагогический коллектив детского сада должен проводить беседы с родителями по этому вопросу одежды и обувь ребенка. Одежда и обувь ребенка должны быть легкими, подходить по размеру, стеснять движений, быть из натуральных материалов и соответствовать температурному режиму и погоде. В противном случае возможны перегрев или переохлаждение детского организма, различные потертости кожи, травмы.

Важным моментом в одевании детей на прогулку является одновременность и последовательность, т.е. дети должны одеваться по возможности одновременно, чтобы в ожидании медлительного ребенка болееловкий, не успел вспотеть. Педагоги широко используют соревновательный метод, поощрения, а также раздельное одевание с использованием загадок и поговорок. Например, загадывается загадка про какой-либо элемент одежды, и те дети, кто отгадал, должны быстро и молча его надеть. Даже те дети, которые не отгадали загадку, глядя на своих друзей, быстро надевают одежду, чтобы не оказаться последними. Таким образом, ребенок не только готовится к выходу на прогулку, но и развивает фантазию.

Обращая внимание на каждого ребенка, воспитатель постоянно должен держать в поле зрения всех детей: вовремя предотвратить возникающий конфликт, похвалить тех, кто по собственной инициативе навел порядок на веранде. Так создаются хорошие условия для всестороннего развития и воспитания детей на прогулке.

Прогулки будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатитьзнания детей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если настоящий воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.

Пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье и закаливает организм . Ребенок дошкольного возраста должен гулять (даже в холодное время года ) 4-5 часов в день .

Первый этап «Подготовительный »:

- подготовка к прогулке воспитателя ;

- одевание детей на прогулку .

Воспитатель к проведению и организации прогулки готовится так же , как и к занятию (продумывает и планирует организацию деятельности и ее целесообразность ).

Важный момент в организации прогулки - одевание детей и выход на участок . Как только часть детей оденется , воспитатель , чтобы не задерживать этих ребят в помещении , выходит с ними на участок , остальные продолжают одеваться под присмотром помощника воспитателя , который выводит их гулять позже . Чтобы ускорить процесс одевания , можно с трех летнего возраста использовать так называемый фронтальный метод одевания детей , когда они одновременно : снимают сандалии , ставят в шкаф ; снимают шорты , кладут в шкаф ; берут носки ; рейтузы одевают ; берут сапоги ; кофты ; шапки ; затем одевают пальто . Но и в этом случае также нужна помощь взрослых . Участие помощника воспитателя в подготовке детей к прогулке обязательно в любой возрастной группе . Недопустима , чтобы она в этот момент занималась другими делами , так как воспитателю сложно одному проследить за одеванием всех детей , помочь медлительным и своевременно вывести на участок всю группу .

Четкость и организованность сборов на прогулку достигается в результате согласованной работы воспитателя и помощника воспитателя , а также развитых навыков самообслуживания у детей . Практика показывает , что время одевания составляет 8 - 12 минут , если оно превышает 15-25 минут , значит навыки не сформированы и необходимо научить детей одеваться быстрей . Используя различные приемы : игровой , соревновательный , мотивационный , но не в коем случае не сравнения ребенка с ребенком , наказание , осуждение , оскорбление .

Прогулка проводится в любую погоду , за исключением неблагоприятных условий (температура ниже 15 - 20 градусов с усиленным ветром ). При небольшом дожде ее можно организовать на веранде или под навесом . В этом случае с детьми проводят беседу , читаю , организуют спокойные игры , для которых не требуется большое пространство . Иногда длительность прогулки можно сократить , но полностью отменять ее не следует , решение о сокращении проведения прогулки принимает медик . В дни, когда выйти с детьми на участок нельзя . В группе открывают с одной стороны окна или фрамуги и с тепло одетыми детьми проводят игры средней подвижность . Важно помнить , что день , проведенный без прогулки , потерян для здоровья (Г.Н. Сперанский ).

Чтобы длительность ежедневного пребывания детей на воздухе соответствовала физиолого-гигиеническим рекомендациям, следует:

- утренний прием детей проводить на участке в течение всего года;

- проводить на участке часть физкультурных занятий;

- четко выполнять все режимные процессы в течение дня, что позволит своевременно выходить на прогулку и обеспечить достаточную ее длительность;

- проводить разъяснительную работу среди родителей, о необходимости вечерних прогулок и о прогулках в выходные дни.

Выполнение требований возможно лишь, когда важнейшие компоненты режима проводятся методически правильно, в отведенное для них время в режиме дня, а это говорит о хорошем общем уровне педагогической работы в дошкольном учреждении.

В течение дня в детском саду ребенок испытывает разнообразные нагрузки, связанные с необходимостью выполнения многих требований режима и программы обучения. На самостоятельную деятельность у дошкольника остается сравнительно мало времени. В этом отношении прогулка особенно важна и необходима, поскольку детям предоставляется возможность проявить свои творческие способности, поиграть в любимые игры, используя оборудование участка, игрушки и пособия, которых нет в группе, побегать.

Воспитатель планирует содержание каждой прогулки (ставит перед собой определенные педагогические и оздоровительные задачи), делая ее целенаправленной. Согласно «Программы…» правильная организация прогулки предполагает использование подвижных и спортивных игр, физических упражнений, наблюдений, труда, самостоятельной деятельности и др., а эффективность реализации всех компонентов прогулки полностью зависит от воспитателя.

Индивидуальные особенности воспитанников больше всего проявляются в самостоятельной деятельности. Одни дети предпочитают спокойные игры и могут ими заниматься в течение всей прогулки, другие постоянно находятся в движении. Воспитателю следует помнить, что наиболее благоприятное состояние физиологических систем организма обеспечивается равномерной нагрузкой, сочетанием различных по интенсивности движений, в последние 8-10 минут прогулки детей лучше всего заняться спокойными играми, убрать игрушки, привести в порядок площадку.

Нельзя допускать, чтобы на прогулке дети находились длительное время в одной позе. Нужно переключать их на другую деятельность и менять место игры. Важно, чтобы на протяжении всей прогулки ребенок был в состоянии теплового комфорта. Для этого одежда и обувь должны быть удобна и соответствовать погоде. Необходима большая информационно - разъяснительная работа в родителями. Одежда должна быть комфортная из натуральных тканей, при температуре от +3 до - 3 трехслойная, при температуре от - 4 до -10 четырех слойная, при температуре воздух -11 - 15, рекомендуется зимнее пальто с четырьмя слоями одежды. Длительность прогулки сокращается при температуре ниже - 18-22 градуса.

С детьми рекомендуется проводить пешеходные переходы по территории детского сада и за пределы его. С младшими детьми прогулка за пределы участка целесообразно проводить примерно 1-2 раза в неделю в первую половину дня на небольшие расстояния; со старшими детьми 2 -3 раза в неделю.

Организация и проведение наблюдений.

1. Необходимо продумать организацию обстановки (объектов наблюдения, отбор и расположение объекта). Размещение детей.

2. Приемы привлечения внимания детей к наблюдению и возбуждения интереса (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация), их действенность.

3. Характер заданий и вопросов, последовательность их постановки (логика занятия). Характер и содержание ответов детей.

4. Включение обследовательских действий в ход наблюдения, их характер, результативность.

5. Использование приемов активизации умственной деятельности (поисковые вопросы и действия, сравнение, использование детского опыта и др.).

6. Проявление интереса детей в ходе наблюдения (эмоции, вопросы, сосредоточенность внимания).

7. Индивидуальные проявления детей и индивидуальный подход к ним.

8. Использование результатов повседневных наблюдений, проводимых детьми.

Дидактическая игра.

1. Воспитательно-образовательное значение выбранной игры (какими знаниями оперировали дети в процессе игры, какие умственные операции использовали, их оценка). Что нового внесла игра в знания и умения детей?

2. Ошибки и затруднения детей, их причины (недостаток знаний, отсутствие знаний, внимания, необходимых умственных умений).

3. Приемы руководства, их действенность (способы привлечения детей, способы объяснения правил игры и игровых действий, руководство ее ходом).

Трудовая деятельность.

1. Организация условий труда (объекты труда, оборудование, инструменты, их размещение), их рациональность.

2. Организация детского коллектива, формы работы по организации труда (звенья, пары, конвейер, мальчики-девочки, поручения, подгруппа вся группа).

3. Приемы постановки и объяснения трудового задания.

4. Знания и умения, необходимые для выполнения задания; новые знания и умения, формируемые на занятии.

5. Результативность трудовых действий детей, качество навыков и умений.

6. Взаимодействие детей в процессе труда.

7. Отношение к труду (с интересом, безразличное).

8. Оценка деятельности (детьми, воспитателями), ее содержание, формы.

9. Экологическая направленность труда детей.

Подвижная игра.

Подготовка воспитателя к игре (площадка, атрибуты, знание правил, слов и т.д.)

Приёмы руководства.

Индивидуальный подход в процессе игры.

Индивидуальная работа по разделам программы.

Подготовка воспитателя.

Организация обстановки.

Приёмы руководства и мотивации.

Самостоятельные творческие игры.

Организация обстановки (атрибутика).

Взаимодействие детей во время игры.

Приёмы руководства, их действенность (способы привлечения детей, отговаривание игровых действий).

Общие принципы организации двигательной деятельности детей

на прогулке.

Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно правильно выбирать время для проведения игр и упражнений. Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счёт времени самостоятельной деятельности детей.

Выбор времени проведения и упражнений на прогулке зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры и упражнения в середине или конце прогулки, а в самом её начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями.

В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности.

В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения). В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и др.)

При проведении упражнений, основных видов движений следует использовать разные способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный). Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации.

Например, применение подгруппового способа организации является наиболее важным при сочетании процесса обучения и совершенствования двигательных навыков. При этом одна группа детей осваивает новый вид движений под руководством взрослого, в то время как другие дети самостоятельно упражняются в хорошо знакомых движениях.

В связи с особенностями выполнения некоторых движений (лазание по гимнастической лестнице, упражнения в равновесии, прыжки в длину и высоту с разбега) используются поточный и индивидуальные способы.

Сочетание разных способов организации значительно повышает эффективность проведения игр и упражнений во время прогулки. Например, упражнение в лазании выполняется детьми поочерёдно, а упражнение с мячами - фронтально, т. е. всеми детьми одновременно.

Упражнения детей в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, в зависимости от степени подвижности детей (см стр. 16, "Двигательная активность ребёнка в детском саду", автор М. А. Рунова). Каждая подгруппа выполняет своё задание. Например, дети первой и второй подгруппы (с высоким и средним уровнем подвижности) выполняют упражнения, требующие концентрации внимания, координации и ловкости, при этом воспитатель осуществляет контроль. Дети третьей подгруппы (с низким уровнем подвижности) упражняются в разных видов прыжков через скакалку.

Длительность организованной двигательной деятельности составляет 30-35 минут .

Подвижную игру воспитатель может проводить со всей группой и повторять её 3-5 раз. При организации известных игр воспитатель может предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание игры, правила.

При разучивании новой подвижной игры необходимо чёткое, лаконичное объяснение её содержания. Отдельные элементы можно показать и даже проиграть. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и по ходу игры уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети.

В подвижных играх ведущие роли выполняют сами дети. При организации игр соревновательного характера, игр-эстафет важная роль принадлежит воспитателю, который должен помочь детям разделиться на команды, подобрав их с учётом уровней подвижности и физической подготовленности (необходимо, чтобы в обеих командах приблизительно поровну было и тех, и других детей).

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведение в игровой деятельности.

К обсуждению результатов игры целесообразно привлекать самих детей, надо приучать их оценивать своё поведение и поступки товарищей. Это будет способствовать в дальнейшем более осознанному выполнению заданий и правил игры, а также налаживанию взаимоотношений в процессе совместных действий.

На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры эстафеты), при этом разучено 3-4 новые игры.

Общая длительность игры составляет 10-12 минут.

В плане воспитательно-образовательной работы записывается:

1. Название п/и, цель.

2. Основное движение, способы организации с учётом уровней подвижности.

3. Спортивное упражнение, например, элементы игры в волейбол: перебрасывание мяча друг другу двумя руками от груди на месте и в движении.

Современные программы дошкольного образования обязательно должны основываться на комплексно-тематическом принципе построения, предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, а также предлагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Таким образом, режимный момент - прогулка, который по времени занимает большую часть дня в детском саду, когда дети находятся в состоянии бодрствования и не привлечены к участию в непосредственной образовательной деятельности, обязательно должен быть использован с максимальной пользой для развития детей, и должен включать решение программных образовательных задач.

Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырех часов в день. Летом это время значительно увеличивается. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней. Зимой рекомендуются прогулки: для детей ясельных и младших групп до -12 єС, для детей средних групп до -15 єС, для детей старших групп до -20 єС, для детей подготовительных групп до -22 єС. При сильном ветре, морозе - зимой и при осадках в теплое время года продолжительность прогулки может быть сокращена или вовсе не проводится.

Для осуществления задач всестороннего развития детей на прогулке большое значение имеет озелененный, в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями спланированный и оборудованный участок на территории детского сада. Желательно, чтобы каждая возрастная группа располагала отдельным участком, отгороженным от других групп кустарником. На этом участке выделяются места для проведения подвижных игр и развития движений детей. На участке должно быть оборудование для развития движений: заборчики для лазанья, бревно для упражнения в равновесии, горка, инвентарь для упражнений в прыжках, метании. Все это должно иметь привлекательный вид, быть прочным, хорошо обработанным, закрепленным и соответствовать возрасту и силам детей. Кроме постоянного оборудования, на площадку выносятся игрушки, пособия в соответствии с намеченным планом работы. Игровые площадки заканчиваются дорожками, по которым дети могут кататься на велосипедах, самокатах. Помимо игровых площадок на участке необходимо иметь закрытые беседки для защиты от дождя и солнца. В зимнее время на участке следует устроить горку, ледяные дорожки и снежные сооружения, каток (если позволяют условия). Содержание деятельности детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста. Традиционно прогулка в детском саду включат в себя следующие компоненты: наблюдение, игры (большой, малой и средней подвижности; дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские), труд детей на участке, индивидуальная работа с детьми по развитию движений и физических качеств, самостоятельная игровая деятельность детей. Рассмотрим эти структурные компоненты прогулки более подробно:

Наблюдение (Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Во время наблюдения педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску: педагог задает четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение, стимулируя дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений развивают в дошкольниках наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и животных и их связи со средой обитания. С наблюдением сочетается такой вид деятельности как заполнение различных календарей: это может быть календарь погоды, календарь наблюдений за птицами, календарь роста растения. Заполнение календаря - важная совместная практическая деятельность. Особенно ценно то, что в календарях отражаются закономерные изменения природы: рост и развитие растений, сезонные изменения живой и неживой природы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения) ;

Игры (В подвижных играх развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. В сырую, дождливую погоду следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью. Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами (бабки, кольцеброс, кегли), а в старших группах - элементы спортивных игр (волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей). В жаркую погоду проводятся игры с водой. Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения и упражнения. Летом - это езда на велосипеде, классики, зимой - катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах. Полезны игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Воспитатель дает детям кубики, лото, поощряет игры в семью, космонавтов, пароход, больницу и др. Педагог помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал);

Труд детей на участке (Содержание и формы организации трудовой деятельности детей на прогулке зависят от погоды, времени года, возраста детей. Труд в природе включает наблюдение труда окружающих и собственную трудовую деятельность ребенка. Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы дети выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца. Процессы труда необходимо чередовать, учитывая его характер: менее напряженные процессы должны сменяться более напряженными. При организации трудовой деятельности на участке следует соблюдать следующие правила: работать не в жаркие часы дня, а утром или вечером. Рабочая поза должна быть правильной. Труд, как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду, имеет важное значение: непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растений и уходом за ними человека - все это положительно влияет на развитие мышления у детей. Систематический труд детей в природе повышает интерес детей к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию высоких нравственных качеств. Систематический коллективный труд объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им удовольствие и радость. Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, укрепляет нервную систему, способствует развитию наблюдательности).

Индивидуальная работа с детьми по развитию движений и физических качеств (Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других - упражнение в равновесии, для третьих - спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков).

Самостоятельная игровая деятельность детей (Дети сами выбирают, чем им заняться, воспитатель при этом играет роль направляющего детской деятельности. В младшем дошкольном возрасте ребенок еще не может занимать себя долго, поэтому самостоятельная деятельность в этом возрасте носит непродолжительный, периодичный характер и нуждается в постоянном направлении воспитателя. С возрастом у детей меняются интересы: начиная со среднего возраста, дети предпочитают общество сверстника. Поэтому в самостоятельной деятельности появляется больше разнообразия, однако на протяжении всего дошкольного детства основной деятельностью ребенка остается игровая. Во время прогулки дети могут самостоятельно организовать подвижные игры, выученные с воспитателем, могут придумать новые игры, за основу взяв сюжет из прочитанного произведения, из просмотренного фильма или из жизни. Также во время прогулки большое внимание детей уделяется сюжетно-ролевой игре, содержание которой усложняется с возрастом детей. Таким образом решаются задачи социально-коммуникативного развития детей).

Рассмотренные структурные компоненты прогулки не имеют строгой регламентированной последовательности. Они протекают на фоне самостоятельной игровой деятельности детей, включаясь в нее и направляя ее содержание. Однако планирование содержания прогулки является обязательным и должно соответствовать целям и задачам программы, реализуемой в ДОУ.

В целях решения воспитательно-образовательных задач программы воспитатель организует наблюдения детей за общественной жизнью и явлениями природы и за пределами участка. С этой целью организуются целевые прогулки. В младшей группе целевые прогулки проводятся раз в неделю на небольшое расстояние, по улице, где находится детский сад. Со старшими детьми такие прогулки проводятся два раза в неделю и на более далекие расстояния. Детям младшей группы воспитатель показывает дома, транспорт, пешеходов, средней - здания общественного назначения (школа, Дом культуры, театр и т. п.). Со старшими детьми проводятся целевые прогулки на другие улицы, в ближайший парк или лес. Дети знакомятся с правилами поведения в общественных местах и правилами уличного движения.

На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие. Длительная ходьба во время прогулки требует от детей определенной выдержки, организованности и выносливости.

При проведении прогулки за пределами детского сада обязательной является подготовка к прогулке. Во время подготовки воспитатель должен: определить вид прогулки, установить цель, разработать маршрут, ознакомиться с ним, выбрать место проведения, определить затраты времени на прогулку, разработать задание, наметить виды деятельности участников, составить конспект прогулки. Также необходимо предупредить родителей воспитанников о прогулке заранее, чтобы одежда и обувь детей соответствовали погоде; сообщить детям цель прогулки, рассказать о маршруте и заданиях, указать порядок следования по маршруту, провести инструктаж по ТБ.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе воспитательно-образовательной работы во время прогулки заложены большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка. При правильном планировании и организации, на прогулке представляются уникальные условия для всестороннего развития дошкольника, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром. Чем больше дети соприкасаются с природой, тем эффективнее проходит обучение и формируется осознанное отношение ко всему живому. Прогулки дают возможности не только для оздоровления и закаливания, но и обогащения ума впечатлениями, а души ребенка - красотой и светлыми чувствами. Использование игр и практических заданий на прогулке развивает наблюдательность детей, активизирует их мыслительную деятельность.

(перспективный план занятий*)

Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь предоставляются уникальные условия для все­стороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомле­нии с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возраст­ных особенностей малыши не могут самостоятельно использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.

В течение года прогулки проводятся ежедневно. В летнее время дети проводят на воздухе практически все время с момента прихода в дошкольное учреждение, заходя в помещение лишь для приема пищи и сна.

В зимнее время прогулка проводится два раза в день. Общая продолжительность прогулки - до 4 часов. Только температура воздуха ниже -15 °С или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены.

Для того чтобы дети охотно оставались на прогулке положенное по режиму время, необходимо им создавать условия для разнообразной дея­тельности.

Время проведения Тема и цель 1-й недели Тема и цель 2-й недели Тема и цель 3-й недели Тема и цель 4-й недели
Сентябрь Тема Листопад Подвижная игра «Листопад» У цветочной клумбы Подвижная игра «Вейся, ве­нок» Большая лейка Подвижная игра «По узенькой дорожке» Где что растет? Подвижная игра «Беги к тому, что назову»
Цель Показать многообразие кра­сок золотой осени. Раскрыть новое понятие -«листопад» Познакомить с названия­ми нескольких цветов - флок­сы, ноготки. Закреплять понятие цвета Наблюдать за работой дворника. Познакомить с названием «поливочная машина» Дать понятие о фруктах и яго­дах. Напомнить строение рас­тений
Октябрь Тема Мы поможем Подвижная игра «Лохматый пес» Что нам осень подарила? Подвижная игра «У медведя во бору» Ласковый щенок Тишка Подвижная игра «Раздувайся, мой шар!» Поход в лес (парк) Подвижная игра «Поедем в лес»
Цель Закрепить знания об ово­щах, их форме, величине, цвете. Наблюдать, как работают дети старших групп на огороде (сбор урожая овощей) Закреплять знания о рас­тительном мире, о том, где что растет. Наблюдать, как старшие дети убирают с участка листву Познакомить с частями тела щенка, их названиями. Уточнить, как называют маму щенка Уточнить названия:дерево, куст. Познакомить с понятиями «гладкий», «колючий», «тя­желый», «легкий», «длин­ный», «короткий», «толстый», «тонкий»

Составлен на основе: Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. M.: Мозаика-Синтез, 2008.


Продолжение табл.

з
Ноябрь Тема Красота нашей улицы Экскурсия по улице. В гости к светофору Подвижная игра «Чья машина появится первой» Хмурая осень Подвижная игра «Птички и дождик» Легковой автомобиль Подвижная игра «Вышли дети в садик»
Цель Наблюдать за украшением улицы к празднику Расширять представления о разных видах машин, о на­значении светофора Познакомить с наиболее типичными особенностями поздней осени. Уточнить названия и на­значение предметов одежды Уточнить представления» ,. о легковом автомобиле, его основных частях
Декабрь Тема Зима холодная Подвижная игра «Дед Мороз» Снегопад Подвижная игра «Снег кру­жится» Птицы зимой Подвижная игра «Собачка и воробей» Морозный, солнечный денек Подвижная игра «На елку»
Цель Формировать первые связные представления об этом времени года Познакомить с основным сезонным явлением - снего­падом Формировать желание заботиться о зимующих птицах. Учить узнавать птиц, назы­вать части их тела Рассказывать о том, как живут звери зимой. Стимулировать добрые чувства по отношению к жи­вотным
Январь Тема Елочка-красавица Экскурсия по улице. Куда уходит снег с дорожки? Подвижные игры со снежками: «Кто бросит дальше», «Кто по­падет в цель» Помощники Подвижная игра «Ворона и собачки» В гостях у Снегурочки Подвижная игра «Коза ро­гатая»
Цель Знакомить с тем, как ук­рашают город к празднику П о з н а к ом и т ь с трудом дворника в зимнее время. Учить оказывать посильную помощь Воспитывать уважение к труду взрослых. Формировать желание помогать окружающим Познакомить с березкой, елью, с их отличительными внешними признаками. Упражнять в пространст­венной ориентации
Февраль Тема Кролик серенький, зайка бе­ленький Подвижная игра «Заинька, выйди в сад» Экскурсия по улице Подвижная игра «Паровозик» Зимние забавы Подвижная игра «Ладушки-оладушки» Где спит медведь? Подвижная игра «Мыши водят хоровод»

Продолжение табл.

Цель Закрепить знания о строе­нии тела животных. Уточнить название частей тела кролика (зайца). Формировать бережное отношение к животным, жела­ние заботиться о них Закреплять знания о транс­портных средствах. Учить: - называть различные виды транспорта; - узнавать транспортные сред­ ства на картинках Закреплять знания о на­значении снежных построек. Уточнить знания о назва­нии птиц, частей тела, голосо­вых реакциях Учить: - выполнять необходимые дей­ ствия, получая результат; - заботиться об окружающих, не тревожить их напрасно
Март Тема Солнышко пригревает Подвижная игра «Птички -раз. Птички - два» Где чей дом? Подвижная игра «Непослуш­ный козел» Кругом вода! Подвижная игра «Два гуся» Веселые воробьи* " Подвижная игра «Веселый во­робей»
Цель Дать первые представления о ранней весне: почему снег растаял, куда исчез снег, что появилось на деревьях и кус­тарниках Закреплять представления о весне, показать почки и пер­вые весенние листья. Уточнить названия разных домов Показать разнообразные действия с талым снегом: хо­рошо лепится, превращается в воду под воздействием сол­нечных лучей Расширять представления о весне. Обогащать знания новыми словами и понятиями
Апрель Тема Солнышко на траве Подвижная игра «Солнечный зайчик» Желтые, пушистые Подвижная игра по стихотво­рению Т. Волгиной «Цыплята» Где моя мама? Подвижная игра «Мы - весе­лые ребята» Мячики Подвижная игра «Ой, что за народ!»
Цель Познакомить с первым весенним цветком, его строе­нием Познакомить с внешним видом цыплят, особенностями их поведения, частями тела Повторить, как зовут мам звериных детенышей, как они созывают своих детей Показать детям, что весна зеленая. Выучить стихотворение А. Барто «Мячик»
Май Тема Кому установили памятник? «Колобок» (русская народная сказка) Инсценировка сказки Кто нам построил дом? Экскурсия на ближайшую строительную площадку Какие гости появились на участке?
Цель Знакомить с подвигами воинов, которым установили памятник. Объяснять как важно пом­нить людям о героях Закреплять умение расска­зывать с помощью взрослого знакомую сказку Учить наблюдать за трудом взрослых на строительных площадках. Прочитать стихотворение о строителях Понаблюдать за появив­шимися на участке бабочками, летающими на паутинке пауч­ками, тружениками-муравьями
Июнь Тема Лето красное пришло Подвижная игра «Цыплята и собачка» Музыкальные ребята Подвижная игра по стихотво­рению П. Золотова «Лягушата» Тонут - плавают Подвижная игра «Козлята и волк» Ждем гостей Подвижная игра «Зайка серый»

Окончание табл.

Цель Закрепить представления о временах года. Учить бережно относиться ко всему живому Формировать правильное отношение к живым объектам. Учить правильному (безопас­ному) обращению с животными (не бояться, не обижать их) Уточнить знания о свойст­вах воды: льется, имеет раз­ную температуру; одни пред­меты тонут, другие плавают в воде Уточнить знания о том, ка­кие животные что едят и как, для чего им нужна пища. Воспитывать доброе от­ношение к животным
Июль Тема Наши дочки Подвижная игра «Гуси» Сыплем, лепим Подвижная игра «Кошка и мышки» Красная девица в темнице Подвижная игра «Мой козлик» У цветочной клумбы Подвижная игра «Каравай»
Цель Учить аккуратно обращать­ся с водой. Уточнить порядок дейст­вий при раздевании кукол Пополнить знания о свойствах песка (сухой сы­плется, из мокрого можно лепить). Учить пользоваться лейкой Дать Представление о расте­ниях на огороде (морковь). Учить заботиться о растениях Познакомить с цветами (тюльпан, ромашка, коло­кольчик). Закрепить представления о строении цветка
Август Тема Зоопарк Подвижная игра «Бусинки» Что нам лето подарило? Подвижная игра «Слышим -делаем» Ягода-малина Дидактическая игра «Найди пару» Кто помогает сохранять чис­тоту? Экскурсия в прачечную дет­ского сада
Цель Закрепить представления о животном мире. Уточнить знания о том, чем питаются живые существа. Закреплять представления о растительном мире Закрепить представления о растительном мире. Обратить внимание детей на траву (густая, зеленая, вы­сокая, стелется ковром и т. п.) Уточнять знания о том, что на кустарниках поспевают ягоды, они растут, их можно есть - они созрели. Учить определять знакомые ягоды Расширять представления о труде прачки. Воспитывать чувство бла­годарности к сотрудникам дет­ского сада, уважительное от­ношение к труду прачки

ОБУЧЕНИЕ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ*

Игрушки и игровое оборудование: автобус, поезд с железной дорогой, машины легковые, грузовые (разных размеров и цветов), куклы, велосипеды, коляски, конструктор дере­вянный, разные предметы зеленого и красного цветов (мячи, шары, кубы, круги), пирамидка «Светофор» из конструктора.

Многофункциональные игрушки в группе раннего возраста можно использовать с целью за­крепления видов транспорта, цвета и размера; развития внимательности, наблюдательности. Такими игрушками могут быть черепаха, удав, божья коровка, украшенные разноцветными пу­говицами красного, зеленого цвета. На эти игрушки пристегиваются из ткани кружочки, маши­ны (легковые, грузовые, автобус, трамвай, поезд) разных размеров и цветов к пуговицам анало­гичного цвета. Кроме пуговиц можно использовать шнуровку красного и зеленого цвета.

Наглядно-дидактические пособия: альбом с сюжетными картинками с изобра­жением общественного транспорта: автобус, трамвай, поезд, легковые машины с людьми, гру­зовые с овощами, песком; картины с изображением дороги, железной дороги, двухцветного све­тофора; картинки с изображением частей машины; картина «Дети катаются на санках».

Атрибуты к сюжетным играм: «Шофер» (руль и маски); «Поезд» (шапочки для машиниста, сумочка с билетами); «Птицы и автомобиль» (маски птиц, и машина, нарисованная на картоне); «Зайчики перебегают» (маски для зайчат); «Автомобиль»; «Светофорик» (шапочки красного и зеленого цвета).

Дидактические игры: «Угадай, на чем повезешь», «Правильно - неправильно», «Раз­решено - запрещено».

Дети. Знакомы с видами транспорта (автобус, трамвай, грузовик, поезд, легковая маши­на); умеют называть и различать составные части транспорта (руль, колеса, кабина, кузов, двери, окна, вагоны). Имеют представления о том, для чего нужна грузовая машина («На ней перево­зят песок, картошку, дрова, капусту») и легковая машина («На ней ездят люди»). Знают профес­сии людей, управляющих транспортом (машинист, шофер). Имеют представления о том, что узкая дорожка для людей, широкая дорожка - дорога для транспорта. Знают цвета: красный, зеленый. Имеют представление о светофоре («Он стоит на дороге и помогает соблюдать поря­док, если красный свет горит, «сердится» и не разрешает идти людям через большую дорогу, а зеленый свет горит, он «улыбается» и разрешает перейти дорогу, держа за руку маму или па­пу»). Дети ориентированы в пространственных отношениях - низ, верх, близко, далеко. Знают, что поезд ходит по железной дороге (по рельсам). Имеют представление о скорости: машина едет быстро, машина едет медленно. Знают, как правильно себя вести при катании на санках в зимний период.

Воспитатели. Развивают у детей внимание на различие красного и зеленого цветов. Создают условия для развития у детей наблюдательности (за ездой машин по дороге на прогул­ке). Знакомят детей с общественными видами транспорта. Закрепляют у детей умения различать на светофоре красный свет, на который «мы стоим», зеленый свет, на который «мы идем». Соз­дают предметно-развивающую среду, способствующую ознакомлению детей с элементарными правилами поведения на дороге.

Родители. Принимают активное участие в закреплении знаний детей, полученных в дет­ском саду. Знают сами, как правильно и безопасно вести себя на дороге. Знают, как правильно пе­реводить ребенка через дорогу. Имеют представление о том, как доступно объяснить ребенку, чем опасна дорога.


* Из опыта работы ДОУ № 334 г. Волгограда.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Месяц Неделя Задачи по ознакомлению детей с правилами дорожного движения Тема, цель занятия Совместная деятельность воспитателя и детей Взаимодействие с узкими специалистами
Сентябрь I Формировать пред­ставления о цвете (красный, зеленый) Занятие 1. Принимаем в гостяхкук­лу Машу Познакомить со значе­нием слов машина, шофер. Учить называть состав­ные части машины: руль, колеса. Развивать восприятие красного и зеленого цветов Рассматривание игрушки-машины
II Познакомить с транс­портом (машиной) и ее со­ставными частями (рулем, колесами) Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой «Мы шоферы»
III Знакомить со значением слов шофер, машина Игра «Красный - зеленый». Цель: закрепить знания, что на зеле­ный цвет - топать ножками, на красный -стоять Игровая ситуация
IV Развивать наблюдатель­ность и восприятие цвета Конструирование «Машина». Игровая ситуация «Куклы едут на машине в гости»
Октябрь I Занятие 2. Грузовая машина Учить отличать грузовые машины от других. Дать понятие, что у гру­зовой машины есть кузов, в котором можно перево­зить песок, игрушки Подвижная игра «Машины едут». Цель: закрепить знания о том, что маши­ны едут по дороге
II Учить отличать грузовые машины от других Подвижная игра «Бегите ко мне»
III Знакомить с тем, что у грузовых машин есть ка­бина и кузов Рассматривание грузовой машины. Ситуация общения «Из чего состоят ма­шины» Игровая ситуация «Со­бери урожай». Цель: закрепить зна­ния о том, что перево­зят в грузовой машине (музыкальный руково­дитель)
IV Знакомить с назначени­ем грузовых машин Рассматривание машин - автомобиля и большой грузовой машины. Цель: учить различать виды транспорта

Продолжение табл.

г*----------------------- 1 . 2
Ноябрь I Продолжать упражнять в различении цветов Занятие 3. Узкая и широкая дороги на улице Дать понятие, что на ули­це есть дороги широкие, по которым ездят машины, и узкие, по которым ходят дети с папами и мамами. Учить различать ситуа­цию, когда машина едет быстро. Продолжать работу по закреплению умения воспринимать красный и зеленый цвета Игра «Найди машину, которую назову». Цель: закрепить умение различать маши­ны - автомобили легковые и грузовые Рисование «Дорога для машин» (педагог по изобразительной дея­тельности)
II Знакомить с транс­портом Игровая ситуация «Собери урожай». Цель: закрепить знания детей о том, что перевозят в грузовой машине
III Дать представление о том, что такое дорога Конструирование «Широкая, узкая до­рожка» Ситуация общения
IV Игровое упражнение «Кто внимательный»
"; Декабрь I Формировать пред­ставления о том, на чем лю­ди ездят (автобус, машины) Занятие 4. На чем людиездят Закрепить знания о том, что на грузовых ма­шинах перевозят грузы: песок, картошку, яблоки, а на маленьких ездят люди. Дать понятие, что по ши­рокой дороге ездят грузо­вые и легковые машины и автобусы, которые могут перевозить много людей | Игра «Найди машину, которую назову». Цель: закрепить умение различать маши­ны - автомобили легковые и грузовые. Подвижная игра «Птицы и автомобиль». Цель: воспитать наблюдательность
п Закрепить знания о транспорте Игровое упражнение «Кто внимательный». Чтение стихотворения А. Барто «Гру­зовик» Сюжетная игра «Мы едем на автобусе» (музыкальный руково­дитель)
III Учить различать узкую дорогу для взрослых и де­тей и широкую дорогу для машин (грузовых и лег­ковых) Дидактическая игра «Угадай, на чем пове­зешь». Наблюдение сюжетно-ролевой игры «Шофер». Ситуация общения «Чем опасна дорога зимой»

Продолжение табл.

IV Знакомить с таким ви­дом транспорта, как авто­бус, и его назначением Конструирование «Широкая, узкая дорож­ка на улице». Рассматривание картины «Зимой на про­гулке» Рисование «Билеты и рельсы для игрушеч­ной железной дороги» (педагог по изобрази­тельной деятельности)* "
Январь I Продолжать знакомить с видами общественного транспорта (поезд, который идет по рельсам (железная дорога)) Занятие 5. Поезд и железная дорога Познакомить с таким видом общественного транспорта, как поезд. Дать понятие: - что поезд идет по рель­ сам (железная дорога); - поезд очень длинный и состоит из вагонов, в ко­торых можно перевозить людей. Знакомить с профес­сией машиниста Игра-инсценировка «К нам едут гости» (использовать виды транспорта). Рассматривание поезда. Игра в поезд Дидактическая игра
II Учить отличать поезд от других видов транспорта Игра «За рулем». Цель: расширение словарного запаса Развлечение «Маленькие ножки бегут по дорожке» (инструктор по физиче­скому развитию)
III Знакомить с профессией машиниста. Игра «Сонный поезд». Игровое упражнение «Паровоз»
IV Знакомить с правилами катания на санках зимой Конструирование «Строим железную дорогу» Сюжетная игра «Путе­шествие на поезде» (музыкальный руко­водитель)
Февраль I Продолжать работу по закреплению знаний о транспорте Занятие 6. Что такое трамвай? Познакомить с осо­бенностями такого транс­порта, как трамвай. Учить отличать его от других. Продолжать работу по закреплению знаний о транспорте Игра «На санках». Рассматривание трамвая. Подвижная игра «Поезд»
II Продолжать знакомить с видами общественного транспорта (трамвай) Конструирование «Автобус, трамвай». Ситуация общения «Чем опасна дорога зимой» Рисование «Колеса и светофоры»
III; о ~2 Учить отличать трамвай от других видов транспорта Дидактическая игра «Паровоз» Игровая ситуация «Мы шоферы и машинисты» (музыкальный руково­дитель)

Продолжение табл.

IV Закреплять умение раз­личать красный и зеленый цвета Игра «Поезд и туннель». Подвижная игра «Воробушки и автомобиль». Цель: воспитывать наблюдательность Рисование «Дорога для зверей» (педагог по изобразительной деятельности)
Март I Формировать знания о светофоре и о его назна­чении на дороге Занятие 7. Друг на дороге Знакомить: - с элементарными прави­ лами дорожного движения со светофором, - рассказать о назначении светофора в целом. Формировать навыки соблюдения правила до­ рожного движения: зеле­ ный - иди, красный - стой. Дать представление о пространственных отно­шениях: вверху, внизу Дидактическая игра «Собери светофор». Подвижная игра «Паровозы, машины» Рисование «Два глаза светофора (красный «сер­дится», зеленый «улыба­ется») (педагог по изобра­зительной деятельности)
II Тренировать в умении различать транспорт Дидактические игры: «Угадай, на чем по­везешь», «Правильно - неправильно»
III Закреплять умение раз­личать части транспорта. Дать представление о про­странственных отношени­ях: внизу, вверху Игра «Шоферы-машинисты». Конструирование «Дорога для машин»
IV Формировать навыки соблюдения правил дорож­ного движения: зеленый -иди, красный - стой Дидактическая игра «Найди и собери». Цель: закрепить знания о частях машин и их отличии. Подвижная игра «Паровозы, машины»
Апрель I Знакомить с элемента­ми правил поведения на до­роге (быть осторожными, не бегать) Занятие 8. Осторожно - дорога Закрепить знания о транспорте. Учить: - правилам дорожного дви­ жения (на дороге не отвле­ каться, идти только с взрос­ лым, держась за руку); - быть внимательными на дороге, (на дороге есть Светофорик, который на красный идти запреща­ет, а на зеленый разрешает) Игра-инсценировка «Как машина зверят катала». Дидактическая игра «Разрешено - запре­щено»
II Учить быть вниматель­ными, дорогу переходить на красный свет нельзя, по дороге идти только с взрослым, держась за руку Наблюдение за ездой машин. Подвижная игра «Воробушки и автомо­биль» Рисование «Дорожка для зверят» (педагог по изобразительной деятельности)
III Развивать у детей на­блюдательность, умение правильно оценивать дви­жение на дороге (быстро -медленно, едут вперед -назад, близко - далеко) Наблюдение игры детей старшей группы на транспортной площадке

Окончание табл.

IV Учить быть внимательным (дорогу переходить на крас­ный свет нельзя, по дороге идти только с взрослым, держась за руку) Игра-инсценировка «К нам едут гости» (с использованием различных видов транс­порта) Рисование «Дорожка для машины» (педагог по изобразительной деятельности)
Май I Закреплять полученные знания о дороге и правилах поведения на ней Занятие 9(итоговое). Разрешено и запрещено Закрепить знания о правилах поведения на дороге, используя сю­жетные картинки. Повторить известные стихотворения и загадки о светофоре, транспортных средствах. Предложить детям рассказать о случаях на дороге, в транспорте, когда кто-либо поступал в соответствии с правила­ми дорожного движения или нарушал их Наблюдение игры «Шофер». Конструирование «Трамвай» Игровая ситуация «Уга­дай по звуку». Цель: учить различать звук машин от других (музыкальный руково­дитель)
II Продолжать работу по закреплению знаний о назначении светофора на дороге Дидактические игры: «Разрешено - запре­щено»; «Собери светофор»
III Закреплять знания об изученном транспорте Конструирование «Автобус». Игра на транспортной площадке. Катание машин и езда на велосипедах Ситуация общения «Цвет и форма» (педа­гог-психолог)
IV Закреплять знание правил поведения на дороге Игра на транспортной площадке. Катание машин и езда на велосипедах Дидактическая игра «Найди свой цвет». Цель: закреплять уме­ние находить предметы зеленого и красного цвета (педагог-психолог)

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Время проведения Тема и цель занятия 1-й недели Тема и цель занятия 2-й недели Тема и цель занятия 3-й недели Тема и цель занятия 4-й недели
Сентябрь Тема Что есть на участке детского сада? Путешествие по территории участка Что есть в групповой ком­нате? Путешествие по комнате Кто у нас хороший, кто у нас пригожий Про девочку Машу и Зайку Длинное Ушко
Цель Приучать участвовать в коллективном мероприятии, слышать и понимать предло­жения воспитателя, охотно выполнять их (что-то прого­ворить или сделать) Вызывать симпатию к сверстникам. Помогать: - запоминать имена товарищей; - преодолевать застенчивость Помочь понять, что ут­реннее расставание пережи­вают все малыши и все мамы. Упражнять впроговарива-нии фраз, которые можно произнести, прощаясь с мамой (папой, бабушкой)
Октябрь Тема Немецкая народная песенка «Три веселых братца» Дидактическая игра «Пору­чения». Дидактическое упражнение «Вверх-вниз» Русская народная сказка «Репка» Дидактические упражнения: «Кто что ест?», «Скажи «а». Дидактические игры: «Пору­чения», «Лошадки» Л. Н. Толстой «Спала кошка на крыше», «Был у Пети и Маши конь» Песенка «Разговоры». Звук [у] Игры и упражнения на звуко-произношение (звук [у]). Рассматривание сюжетых картинок (по выбору воспита­теля)
Цель Прочитать детям песенку. Формировать умения: - слушать стихотворный текст; - проговаривать звукоподра­ жательные слова; - выполнять движения, о ко­ торых говорится в тексте пе­ сенки; - отчетливо произносить сло­ ва вверх и вниз, по просьбе вос­ питателя выполнять действия, соответствующие этим словам. Совершенствовать уме­ ние понимать речь воспитателя. Напомнить содержание сказки «Репка». Вызывать желание расска­зать сказку вместе с воспита­телем. Уточнять представления о том, какое животное что ест («Мышка грызет корочку сы­ра, собака - косточку» и т. д.). Активизировать вречи глаголы «лакать», «грызть», «есть». Учить: - отчетливо произносить звук [а], небольшие фразы; Прочитать детям рассказы. Приучать слушать рассказ без наглядного сопровождения. Упражнять в отчетливом произношении гласных звуков [а], [и]. Учить рассматривать кар­тинку. Совершенствовать уме­ние слушать рассказ без на­глядного сопровождения Прочитать детям песенку. Закреплять правильное произношение звука [у] (изо­лированного и в звукосочета­ниях). Учить: - понимать что изображено на картинке; - осмысливать взаимоотно­ шения персонажей, отвечая на вопросы; - способствовать активизации речи

Продолжение табл.

Поощрять попытки само­стоятельно осуществлять дейст­вия с предметами и называть их. Помочь понять значение слов вверх, вниз - дослушивать задание до кон­ ца, осмысливать его и выпол­ нять соответствующие действия; - различать действия, проти­ воположные по значению (подняться вверх - спуститься); - произносить звук [и]
Ноябрь Тема Потешка «Наши уточки с ут­ра...», А. Барто «Кто как кри­чит?» Дидактическая игра «Кто при­шел? Кто ушел?». Дидактическое упражнение «Ветерок». Русская народная потешка «Пошел котик на Торжок...» Дидактическая игра «Это я придумал». Дидактические упражнения и игры с кубиками и кирпичи­ками Чтение сказки «Козлятки и волк» (обработка К. Ушин-ского) Игра-инсценировка «Добрый вечер, мамочка» Мама моет посуду (рассказ по картине) Рассматривание сюжетных картин (по выбору воспита­теля). Дидактическое упражнение «Выше - ниже, дальше -ближе»
Цель Прочитать детям потешку, стихотворение. Совершенствовать уме­ния: - понимать вопросы; - вести диалог со сверстниками. Развивать внимание. Учить: - различать и называть птиц, о которых упоминается в по­ тешке; - с помощью султанчиков мед­ ленно вдыхать воздух через рот (подготовительные упражнения для развития речевого дыхания). Познакомить со стихотво­ рением-загадкой. Совершенствовать рече­ вой слух Закреплять умения объе­динять действием 2-3 любые игрушки, озвучивать получен­ный результат при помощи фразовой речи. Познакомить с народ­ной песенкой «Пошел котик на Торжок...». Упражнять: - в различении и названии цве­ тов (красный, синий, желтый); - в выполнении заданий воспи­ тателя («Сделай так-то»), рас­ считанных на понимание речи и ее активизацию Познакомить с содержа­нием сказки «Козлятки и волк» (в обработке К. Ушинского). Вызывать желание поиг­рать в сказку. Рассказать о том, как луч­ше встретить вечером маму, вернувшуюся с работы, что сказать ей (либо любому дру­гому родному человеку) Помочь: - понять содержание картины; - в процессе рассматривания активизировать речь. Учить договаривать слова, фразы. Упражнять в определе­нии местоположения объекта и правильном его обозна­чении. Развивать память

Продолжение табл.

Декабрь Тема Сказка В. Сутеева «Кто ска­зал «мяу»?» Артикуляционные игры и ди­дактические упражнения на произношение звуков [м] - [м"],[п]-[п"],[б]-[б"]. Дидактическая игра «Кто ушел?» СказкаВ. Сутеева «Кто ска­зал «мяу»?» Дидактические упражнения на произношение звука [ф]. Дидактическая игра «Далеко -близко» Инсценирование сказки Сказка В. Сутеева «Кто ска­зал «мяу»?»; песенка «По­шел котик на Торжок...» Дидактическая игра «Подбери перышко» Стихотворение К. Чуковско­го «Котауси и Мауси» Рассмотрение сюжетных кар­тин (по выбору воспитателя). Дидактические упражнения на произношение звука [к]
Цель Формировать умения: - четко произносить звуки [м]-[м"Ип]-[п"Иб]-[б"] в звукосочетаниях; - различать на слух близкие по звучанию звукосочетания; - совершенствовать память и внимание. Познакомить с содержа­нием сказки (читать эмоцио­нально, выразительно, стара­ясь доставить удовольствие от восприятия сказки) Доставить удовольствие от восприятия знакомой сказки. Привлекать к воспроизве­дению диалогов между щен­ком и животными, которые попадались ему на глаза. Укреплять артикуляцион­ный и голосовой аппараты, предлагая на уточнение и закре­пление произношение звука [ф]. Учить: - произносить звукосочетания с различной громкостью; - определять расстояние до на­ блюдаемого объекта(далеко, близко) и использовать в речи соответствующие слова Приучать: - рассматривать иллюстрации и рисунки в книжках; - рассказывать о сверстниках, которые внимательно рас­ сматривают иллюстрации. Повторить народную пе­ сенку «Пошел котик на Тор­ жок...». Учить: - различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый; - повторять фразы вслед за воспитателем Учить: - рассматривать картинку, ра­ доваться изображенному; - отвечать на вопросы по со­ держанию, делать простейшие выводы. - правильно и отчетливо про­ износить звук [к]; - способствовать развитию голосового аппарата (произне­ сение звукоподражаний с раз­ ной громкостью); - активизировать словарь. Познакомить с содержа­ нием художественного произ­ ведения (читать выразительно, эмоционально)
Январь Тема Сказка Л. Н. Толстого «Три медведя» Дидактические игры: «Это зима?», «Кто позвал?» Где и как живет моя кукла (игрушка)? Рассказывание без наглядного сопровождения. Дидактическая игра «Устроим кукле комнату». Дидактическое упражнение нащк>ианошеыиеan.ков \ \Л - Гл"1 Знакомые сказки. Потешка «Огуречик, огуречик...» Упражнения на совершенст­вование звуковой культуры речи Животные и их детеныши Дидактическое упражнение «Чья мама? Чей малыш?».

Продолжение табл.

3 *
Цель Познакомить со сказкой Л. Н. Толстого «Три медведя». Приучать внимательно слушать относительно боль­шие по объему художествен­ные произведения. Учить: - распознавать на слух звуко­ подражательные слова; - узнавать сверстников по го­ лосу (игра «Кто позвал?»); - рассматривать раздаточные кар­ тинки (зимние сюжеты) и объяс­ нять, что на них изображено Развивать: - способность понимать со­ держание рассказа без нагляд­ ного сопровождения; - умение слушать тот же сюжет в сокращенном и полном ва­ рианте. Упражнять в правильном назывании предметов мебели. Учить четко и правильно произносить звукоподража­тельные слова Вспомнить знакомые сказки. Помочь: - драматизировать отрывки из произведений; - запомнить новую потешку. Упражнять в отчетливом произношении звуков [т] - [т"]. Развивать голосовой аппа­ рат с помощью упражнения на образование слов по ана­ логии Учить: - называть домашних живот­ ных и их детенышей; - угадывать животное по опи­ санию. Повторить материал, ко­торый вызвал затруднение * "
Февраль Тема Сказка «Теремок», русская народная песенка «Ай, ду-ду, ду-ду> ду-ду» Составление рассказа на тему «Как мы птичек кормили». Упражнение на звукопроиз-ношение и укрепление арти­куляционного аппарата Потешка «Наша Маша ма-ленька...», стихотворение С. Капутикян «Маша обедает» Дидактическая игра «Чей, чья, чье?» Сказка «Теремок» Рассматривание иллюстраций к сказке. Дидактическое упражнение «Что я сделала?». Инсценирование сказки РассказЯ. Тайца «Поезд» Рассматривание сюжетной картины
Цель Познакомить со сказкой «Теремок» (в обработке М. Булатова) и песенкой-присказкой. Помочь понять содержание потешки, обратить внимание на слова аленька, черноброва. Вызывать желание слушать потешку неоднократно. Дать почувствовать (на ин­туитивном уровне) взаимосвязь между содержанием литератур­ного текста и рисунков к нему. Совершенствовать уме­ние слушать рассказ без на­глядного сопровождения.

Продолжение табл.

Учить: - следить за рассказом воспи­ тателя; - добавлять слова, заканчивать фразы. Упражнять в отчетливом произнесении звука [х] (изо­лированного, в звукоподража-. тельных словах и во фразах) Познакомить со стихо­творением С. Капутикян «Маша обедает». Учить: - договаривать звукоподража­ тельные слова и небольшие фразы, встречающиеся в сти­ хотворении; - согласовывать слова и пред­ ложения. Вызвать удовольствие от восприятия знакомого произведения и совместного чтения Учить правильно называть действия, противоположные по значению Помочь запомнить сказку, вызвать желание воспроизве­сти диалоги между сказочны­ми персонажами (приобщение к театрализованной игре) Учить передавать содержа­ние картины более полно, раз­нообразно * >
Март Тема Сказка «Три медведя» Рассматривание иллюстраций к сказке, сюжетных картин (по выбору воспитателя). Дидактическая игра «Чья кар­тинка?». Стихотворение К. Чуковско­го «Путаница» Рассматривание иллюст­раций. Дидактическое упражнение «Что я делаю?» Рассказ К. Ушинского «Гуси»(без наглядного со­провождения) Игра-инсценировка «Как ма­шина зверят катала» Стихотворение Г. Сапгира «Кошка» Дидактические упражнения «Не уходи от нас, киска!», «Как можно медвежонка по­радовать?»
Цель Дать возможность убедиться в том, что рассматривать ри­сунки в книжках интересно и полезно (можно узнать мно­го нового). Продолжать учить согла­совывать слова в предложениях. Учить: - понимать сюжет картины; - отвечать на вопросы и вы­ сказываться по поводу изо­ браженного Познакомить с произве­дением К. Чуковского «Пута­ница». Продолжать учить рас­сматривать рисунки в книжках. Активизировать (с по­мощью упражнения) в речи глаголы, противоположные по значению Продолжать учить: - слушать рассказ без наг­ лядного сопровождения; - участвовать в инсцени­ ровках. Развивать способности: - следить за действиями вос­ питателя; - активно проговаривать про­ стые и более сложные фразы; - отчетливо произносить тук [э], звукоподражание «эй» Учить: - разнообразным играм с иг­ рушками, возможности разго­ варивать с ними; - повторять за воспитателем и придумывать самостоятель­ но несложные обращения к игрушке. Продолжать учить играть и разговаривать с игрушками, употребляя разные по форме и содержанию обращения

Продолжение табл.

Апрель Тема Русская народная сказка «Маша и медведь» (обработ­ка М. Булатова) Рассказ об иллюстрациях к сказке «Друзья»(главы из книги Ч. Янчарского «Приключения Мишки Ушастика») Дидактическое упражнение «Я ищу детей, которые полю­били бы меня...». Наши любимые животные. Куклу Катю искупаем Рассматривание картин из серии «Домашние жи­вотные». Купание куклы Кати (прак­тикум) Сказка Д. Биссета «Га-га-га» * ^
Цель Познакомить с русской народной сказкой «Маша и медведь» (в обработке М. Булатова). Учить: - рассматривать рисунки- иллюстрации; - разыграть отрывок из сказки «Маша и медведь». Прививать интерес к дра­ матизации Привлечь внимание детей к новой игрушке. Учить рассказывать о том, как с ней играть. Вызвать чувство радости за Мишку Ушастика, нашед­шего друзей, желание узнать что-то новое про симпатично­го медвежонка Помочь увидеть различия между взрослыми животными и детенышами. Обогащать и активизиро­вать словарь, развивать инто­национную речь. Помочь запомнить и учить употреблять в речи названия предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, мыльница, полотенце, намыливать, смы­вать мыло, вытирать, горячая, холодная, теплая вода. Показать, как можно инте­ресно играть с куклой Вызывать симпатию к ма­ленькому гусенку, открываю­щему мир. Упражнять в произноше­нии звукоподражаний. Помочь с помощью разных приемов вспомнить сказки, прочитанные на предыдущих занятиях, побуждая к инициа­тивным высказываниям
Май Тема Сказка А. и П. Барто «Де­вочка-ревушка» Рассматривание картины «Дети кормят курицу и цыплят». Игра «Мы цыплятки, дружные ребятки» Рассказ Г. Балла «Желтя­нок», стихотворение А. Бар-то «Кораблик» Дидактическое упражнение «Так или не так?». Песенка «Снегирек», сказ­ка В. Бианки «Лис и Мы­шонок» Дидактическое упражнение «Так или не так?». «Здравствуй,весна!» Чтение, рассказывание из­вестных произведений о весне

Окончание табл.