Оборудование для экспериментов в средней группе. Календарь природы для средней группы

Работа воспитателя по ознакомлению с природой детей подготовительной к школе группы направлена в основном на углубление полученных ими ранее знаний, на формирование более полных и точных представлений о сезонных изменениях в природе, на уяснение некоторых новых, неизвестных детям связей и закономерностей.

Целенаправленно проведенные наблюдения, экскурсии на природу, закрепление воспринятого в последующих беседах, детском рассказывании подводят ребят к пониманию некоторых связей и зависимостей в неживой природе, к пониманию зависимости изменений в неживой природе.

Постоянное наблюдение за явлениями неживой природы невозможно без организации кабинета природы в ДОУ.

Кабинет природы - это разновидность комнаты природы с тем лишь отличием, что кабинет оборудован еще и столами для занятий с детьми. Такой кабинет может быть использован как для плановых регулярных занятий, так и для кружковой работы со старшими дошкольниками. Важно при этом иметь в виду, что животные, находящиеся в помещении - это сильный раздражитель для дошкольников, поэтому не все плановые занятия по природе могут проходить в таком кабинете, а только те, которые по содержанию связаны с его обитателями. На занятиях, не связанных тематически с комнатой природы, дети будут отвлекаться, им трудно будет сосредоточиться.

Зимний сад (салон природы) может быть устроен при наличии большого и хорошо освещенного помещения. Высокий потолок, изобилие дневного света, повышенная влажность создают хорошие условия для выращивания экзотических (тропических) растений. Различные пальмы, кофейное дерево, лавр хорошо дополняет ассортимент местной флоры. Большого внимания заслуживают сорта цитрусовых, выращиваемые в помещении (лимон, мандарин и др.) В зимнем саду в полусвободном режиме могут жить птицы.

При наличии бассейна в его водах хорошо содержать золотых рыбок - они постоянно растут и достигают больших размеров. Бассейн может быть устроен с фонтаном и обеспечивает условия для тропических растений. Для зимнего сада хорошо подходит каменное или деревянное оформление (скульптуры, скамейки, дорожки и пр.) Педагогическое назначение зимнего сада такое же, как и комнаты природы: обобщение детей с обитателями, наблюдение за ними, посильное участие в создании и поддержании необходимых условий.

Находясь на практике в ДОУ, мы провели ряд занятий в зимнем саду и несколько экскурсий. Так вашему вниманию мы предлагаем сценарий похода-развлечения на тему: «Прогулки по зимней стране».

Выйдя на прогулку, дети находят в сугробе конверт, в нем телеграмму от Красавицы-Весны: Ребята, помогите! Освободите меня из замка Зимушки-зимы! Без вашей помощи мне не обойтись!» Воспитатель говорит: «Дети, чтобы получить ключ от замка, необходимо пройти длинный путь по снежной зимней стране. Дорога будет нелегкая, нас ожидает много препятствий, трудных заданий. Согласны ли вы все преодолеть, чтобы освободить Весну?» К телеграмме прилагается карта снежной тропы и компас. На карте обозначены пункты остановок с интересными названиями.

Воспитатель задает детям вопросы:

1. Что с собой берут путешественники, чтобы не сбиться с пути? (компас)

2. Как без компаса можно определять стороны света? (по звездам, стать лицом к полярной звезде - это север, сзади - юг, справа - восток, слева - запад; по солнцу - всходит на востоке, садится на западе; по веткам деревьев: с северной стороны веток меньше, ствол покрыт мхом; по муравейникам: размещаются с южной стороны дерева, там теплее).

Воспитатель говорит: «Молодцы! Надеюсь мы не собьемся с пути, будем внимательно рассматривать карту, ориентироваться по компасу. Сначала попробуем определить стороны света по приметам». (Дети выбирают характерный ствол дерева, покрытый мхом, с преобладанием веток на одной стороне. Затем сверяют правильность своих выводов с показаниями компаса).

«Чтобы найти первую остановку, давайте посмотрим, в какую сторону нам надо идти», - продолжает педагог.

Дети ориентируют карту по сторонам света, с помощью воспитателя определяют направление движения по компасу и идут к первой остановке - «Зимний лес». Не доходя 10-15 м до стоянки, воспитатель предлагает каждому определить на глаз, сколько шагов осталось, а затем сосчитать свои шаги - кто определил точно (разрешается подгонять количество шагов - увеличивать или уменьшать длину шага). Остановка должна быть на открытом пространстве, с которого удобно рассматривать многоярусность смешанного леса: верхний ярус - сосны (самые высокие деревья); ярус пониже - лиственные деревья, ели; следующий ярус - высокие кустарники (сирень, черемуха и подрастающие деревья); самый нижний ярус - травы. Зимой нижний ярус находится под снегом.

В лесу человек - гость, он должен соблюдать правила поведения, чтобы не нарушить жизнь леса и его обитателей. Дети вспоминают эти правила: не задевать ветки кустов - зимой они очень хрупкие и легко ломаются; не шуметь, чтобы не напугать лесных жильцов и услышать их голоса и шорохи; не оставлять после себя мусор, горящий костер. Проводится подвижная игра «К названному дереву беги».

Дидактическая игра «Узнай, с какого дерева ветка?» Воспитатель раздает каждому из детей по небольшой веточке, подготовленной заранее. Дети должны определить, с какого дерева ветки, объяснить, почему они так решили (Использованные веточки не выбрасываются).

Сверить по карте-схеме дальнейший путь. Следующая остановка - «Птичья столовая». До нее дети идут, подражая движениям животных и птиц. На поляне висит кормушка, видны следы птиц.

Воспитатель загадывает загадку про кормушку: «В зимний день среди ветвей стол накрыли для гостей». Дети насыпают в кормушку принесенное лакомство для птиц, вешают кусочки сала, нанизывают на ветки ломтики хлеба.

Воспитатель загадывает загадки:

Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку. Как зовут ее? (синичка)

Уличный мальчишка в сером армячишке.

По двору гуляет, крошки собирает. (воробей)

Каждый год я к вам лечу. Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой ярко-красный галстук мой. (снегирь)

Дети отгадывают загадки. Проводится подвижная игра «Найди свой дом». Каждый играющий получает эмблему с изображением птицы. На полянке обозначаются птичьи дома «Север» и «Юг». По сигналу каждый бежит в свои дом (перелетные птицы - на юг, зимующие - на север). Затем дети меняются эмблемами, и игра повторяется. Каждый вспоминает приметы о птицах: вороны и галки садятся на верхушки деревьев - к морозу; ласточка прилетала - скоро гром загремит; увидев грача - весну встречай и т.д.

Дети прощаются с кормушкой и отправляются к следующей остановке. По дороге они время от времени сверяют свой путь с картой (особенно на развилке дорог, проходя помеченные на карте условные приметы).

Следующая остановка «След и лед» делается на берегу водоема. Воспитатель загадывает загадку про снег: «Скатерть белая все поле одела», спрашивает детей: «Что такое снег, лед, гололедица? Из чего они? Почему снег белый? Чем он полезен? Чем опасна гололедица? Какой бывает снег? (липкий, рассыпчатый, рыхлый, наст и т.д.) Дети через цветные стеклышки рассматривают снег, лед. Проводится игра «Попади в цель». Дети бросают снежки в обозначенную цель (в ствол дерева, в пенек, на лед, в лунку на реке и т.д.)

К следующей остановке дети идут след в след. Воспитатель спрашивает: «Чьи же это следы? Может мышка бежала или ворона прыгала, а может это слон оставил следы? К нам Весна шагает быстрыми шагами, и сугробы тают под ее ногами. Дети подходят к замку Зимы (заранее строится из снежных сугробов и украшается цветными ленточками, веточками и т.д.) Их встречают три сторожа - три зимних месяца. Дети должны отгадать их.

Декабрь. Землю снегом одеваю, елку наряжаю. Кто я?

Январь. А я середина зимы.

Февраль. А я злой, холодный, ветреный и голодный.

Дети снежками разбивают замок Зимы, оттуда выходит Красавица-Весна и благодарит детей. Все вместе поют песню о Весне. Короткой дорогой возвращаются домой. Каждый несет веточку дерева, использовавшуюся в игре, чтобы поставить в вазу с водой. Распустившаяся в последствии веточка - подарок весны.

Детям экскурсия очень понравилась, поскольку дети принимали активное участие в выполнении заданий, и задавали вопросы. И в дальнейшем просили воспитателей организовать еще такую же экскурсию.

Растения и животных, находящихся в детском саду, можно по-разному расположить и сгруппировать, создавая интересные «экологические пространства» для проведения разнообразной педагогической работы. «Экологическое пространство» - это небольшая территория или отдельное функциональное назначение. Наиболее традиционными «экологическими пространствами» как формами организаций зеленой зон в детском саду являются групповые уголки природы.

Уголок природы в группе детского сада

Главная особенность и преимущество уголка природы - непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками. При наличии даже небольшого пространства уголок природы целесообразно иметь в каждой возрастной группе. Расположить его можно в групповой комнате, раздевальном помещении. Последний вариант особенно хорош - растения и животных будут видеть родители, вместе с детьми наблюдать за ними, обсуждать разные моменты, связанные с их жизнью. Родители смогут увидеть, как дети трудятся в уголке природы, что немаловажно для единства воспитания дошкольников в семье и детском саду.

Уголки природы в старших группах включают аквариум с рыбами, птицу в клетке, кого-нибудь из наземных животных (хомячка или черепаху) и растения. Старшим дошкольникам целесообразно видеть в уголке природы таких животных, которые имеют интересные приспособительные особенности, могут продемонстрировать закономерные взаимосвязи в природе. Для аквариума старшей группы подойдут золотые рыбки в сочетании с карасем - их диким предком. Это дает возможность показать хорошую приспособленность дикого животного и ее отсутствие у декоративной разновидности.

Для аквариума подготовительной к школе группы подойдут рыбы разных слоев воды, на которых можно показать не только приспособленность к разному образу жизни, но и экологические ниши в одной экосистеме. Это могут быть: гуппи или меченосцы (рыбы верхних слоев воды), сомики (донные рыбы), барбусы (обитатели средних слоев воды). Сухопутная черепаха и золотистый хомячок, устроенные в просторных помещениях с «естественным»оформлением, обеспечивают богатое экологическое содержание познавательной деятельности детей 5-7 лет. Из птиц предпочтительнее волнистые попугаи - на них можно показать маскировочную окраску, хорошую приспособленность к лазанию (что доступно и интересно и старшим дошкольникам).

Видовой состав растений в уголке природы любой группы не имеет принципиального значения - педагогическую работу можно проводить с теми представителями флоры, которые давно находятся в помещении и хорошо себя чувствуют. Важно, как мы уже говорили, не количеств, а ухоженность растений, их благополучное состояние, правильное размещение, красивое оформление. Комнатные растения - это не учебные пособия, а живые существа, которых надо любить и о которых следует заботиться - их сосуществование с человеком взаимовыгодно. И поэтому их не следует подменять искусственными растениями.

Кроме постоянных растений и животных в уголке природы могут находиться временные объекты природы, например, миниогород на окне - лук, чеснок, овес и др. культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года. Особенно важны лук и чеснок - витаминная добавка в питание детей. Кроме того, эти растении выделяют фитокциды и тем самым оздоравливают воздух помещения. Весной воспитатель с детьми выращивает цветочную рассаду однолеток для участка, в конце зимы делает выгонку веток.

Уголок природы должен быть правильно оборудован - без этого он становится витриной, которая мало используется в педагогическом процессе. В каждой возрастной группе должно быть два функциональных места - для выполнения трудовых операций и для хранения кормов и предметов ухода за обитателями уголка природы. Место для труда - это небольшой столик, на котором можно разместить клетку с птицей или поддон из нее, емкости с кормами, доску для резания овощей и прочие предметы.

Оборудование по уходу за водными обитателями включает следующие предметы: сифон для очищения дна аквариума; резиновая трубка диаметром 0,5-1 см и длиной 80-120 см для переливания воды и очищения дна, губка для мытья стекол аквариума, плавающая кормушка для рыб, водный термометр, компрессор, сачок из мягкой ткани. Для ухода за птицами нужны небольшое сито для просеивания песка, совок для его сбора, ведерко с песком, кормушки и поилки, маленькие коробочки для выращивания зелени. Для содержания млекопитающих, сухопутной черепахи необходимы ведерко с опилками, небольшого размера совок и щетка для их смены, разделочная доска, безопасный нож, терка для приготовления овощного корма, коробочки для проращивания овса. Банки с любыми сухими кормами имеют плотные крышки и этикетки с изображением тех животных, для которых они предназначены. Необходимы также лейки небольшого размера и с длинными носиками для полива растений (3-4 штуки), фартучки для детей. Все это оборудование не должно нарушать эстетику помещения, поэтому оно хранится в шкафу, тумбе или на закрытой полке, фартуки могут висеть в туалетной комнате.

Помимо уголков природы в помещении детского сада могут быть созданы другие «экологические пространства»: комната или кабинет природы, зимний сад. Это возможно, если имеется отдельное помещение, в котором красиво и с учетом условий, необходимых для жизни растений и животных, можно расставить вольеры с птицами, большие аквариумы с различными водными обитателями или черепахами, большие клетки с курами или кроликами. В разных местах - на полу и стенах, отдельно и в композициях - устраиваются растения. Если это кабинет, то должно быть также место для столов, за которыми дети смогут заниматься. Преимуществом «экологических пространств» являются хорошие условия для растений и животных, а недостатком - трудность содержания и то, что они большую часть времени проводят в одиночестве. Должны быть продуманы организация обслуживания и методика использования в педагогическом процессе и жизнедеятельности ДРУ комнаты природы, зимнего сада. В равной степени эти «экологические пространства» могут использоваться для отдыха, для углубленной познавательно-ознакомительной деятельности детей и взрослых (персонала, гостей сада, родителей), для нравственно-трудового (гуманистического) воспитания дошкольников.

Вывод

Непонимание ребенком взаимосвязей между животными и неживыми в природе, неумение объяснить свои наблюдения, сделать правильные выводы ведет к нарушениям экологических норм и законов. Постоянное наблюдение за явлениями неживой природы невозможно без организации кабинета природы в ДОУ.

Педагогическое назначение зимнего сада такое же, как и комнаты природы: обобщение детей с обитателями, наблюдение за ними, посильное участие в создании и поддержании необходимых условий. Главная особенность и преимущество уголка природы - непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками.

Помимо уголков природы в помещении детского сада могут быть созданы другие «экологические пространства»: комната или кабинет природы, зимний сад. Это возможно, если имеется отдельное помещение, в котором красиво и с учетом условий, необходимых для жизни растений и животных, можно расставить вольеры с птицами, большие аквариумы с различными водными обитателями или черепахами, большие клетки с курами или кроликами.

Код работы___________

Методическая работа по теме:

««Удивительный мир природы»»

«

«В гости Капитошке»

Методическая работа по теме:

««Удивительный мир природы»»

для воспитателей, работающих с детьми средних групп;

Тема методической разработки.

«

«В гости Капитошке»

Участник конкурса

Венедиктова Екатерина Витальевна

Воспитатель,

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Подсолнушек»

2017

Актуальность

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать (прописано в основной образовательной программе).

Назначение 2017 года Годом экологии подтверждено официально указом президента РФ от 01.08.2015 под номером 392 «О проведении в РФ Года особо охраняемых территорий». Во всем мире экологи бьют тревогу и утверждают, что наша природа гибнет с каждым днем. Россия не пожелала остаться в стороне и решила нацелить всеобщее внимание на эту важную проблему, касающуюся каждого из нас.

Многие люди и дети задаются вопросом: для чего нужна вода и какую пользу вообще она может приносить? Ведь в ней нет никаких витаминов, полезных веществ либо минералов. Но если только об этом задуматься, то ответ напрашивается сам собой. Наш земной шар на 70% покрыт водным пространством, а организм человека содержит в себе примерно 75–80% жидкости. Получается, что вода – это основа всей жизни на планете Земля.

Ведь вода – это не просто обычная жидкость. Это самое распространенное вещество в природе и главная составная часть всех живых организмов. Сколько воды на Земле? Много или мало? Землю иногда называют «Голубой планетой».

В природе ею заполнены чаши океанов, моря, озера, реки, болота. Есть и искусственные водоемы – пруды, водохранилища и каналы. Она есть также и в глубине Земли, и в ее атмосфере.

В своей методической разработке я расскажу и покажу воспитанникам для чего и зачем нужна вода. Проведем опыты с водой, поиграем в дидактические и настольные игры, отправимся в гости к «Капитошке».

Целью моей работы является: Формирование основ экологической культуры у детей.

Для себя я определила следующие задачи:

    Образовательные:

    знакомить детей с богатством природы – водой,

    формировать у детей представления о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии; расширение кругозора детей;

    уточнять представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ; без неё не могут жить растения, животные и человек.

    Развивающие:

    Развивать познавательную активность и творческие способности детей;

    совершенствовать мыслительные операции: анализа, обобщения, сопоставления; развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия; развитие эстетических представлений и художественного вкуса детей.

    Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека.

    Воспитательные:

    воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природы, осознание своей значимости в решении экологических проблем;

    воспитывать у детей интерес к изучению природы родного края.

    воспитывать усидчивость, аккуратность, любознательность.

    Прививать бережное отношение к воде.

Содержание.

Моя методическая разработка проводится в рамках экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

Образовательная область «Познание». Раздел «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора».

В результате самостоятельных элементарных опытов и исследований, направленных на изучение воды и ее значения в жизни человека, у детей формируются естественно - научные представления.

В ходе моей разработки дети, совместно с взрослыми создадут различные продукты деятельности (индивидуальные и совместные): плакаты, рисунки,

Считаю, что целью экологического воспитания дошкольников являются:

Вопросы, рассматриваемые мною в теме:

    «Вода вокруг нас».

    Что такое вода и зачем она нужна?

    Можем ли мы один день обойтись без воды?

Я помогаю детям проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопрос, искать на него ответ (самостоятельно и совместно с взрослыми), привлекаю внимание взрослых и детей к явлениям, связанным с водой.

В своей работе я использовала в основном методы и приёмы педагогического воздействия:

сюрпризные моменты,

игровые образы,

игровые ситуации.

Упражнения, с дидактическим материалом, в этом случае служат учебным целям и приобретают игровое содержание, целиком подчиняясь игровой ситуации.

Основным этапом было проведение занятий по формированию экологического воспитания с использованием дидактических игр.

Непосредственно образовательная деятельность была построена мною с учётом возрастных особенностей детей, составлена в игровой форме. В процессе её проведения, происходила постоянная смена видов деятельности. Дети принимали участие в непосредственно образовательной деятельности не как слушатели, а как действующие лица.

В работе с родителями были подготовлены и проведены консультации:

    «Нужно детям закаляться»

    «Закаливание-шаг к здоровью»

    «Как закаливать свой организм»

    «Зачем нужна вода»

На заключительном этапе я проанализировала результаты проведенной работы. Конечный результат: использование на экологическую тему способствовало закреплению представлений у детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных (воздух, вода). Получение знания помогли научить детей замечать изменения в природе, бережно к ней относиться и беречь окружающий мир.

Описание материала: предлагаю воспитателям методическую разработку по теме экологии на тему «Удивительный мир природы» с разработкой непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы « В гостях у Капитошки»,где дети познакомятся со свойствами воды и узнают для чего нужна нам всем вода?.

Оборудование и материалы:

Демонстрационные :

    Капли воды, изготовленные из бумаги.

    ИКТ презентация «Значение воды на Земле»,

    «Капиташка» вязанная игрушка в виде капли.

    Воздушные шарики с наполнителем (крахмал) для мелкой моторики рук.

Раздаточные:

Ёмкости для опыта (стаканы), воронка, бумажные салфетки, тряпочки, клеёнка, молоко, сахар, соль, песок, ложка.

Место проведения: группа, музыкальный зал.

Предварительна работа:

Оборудование в группе уголка экспериментирования и экологических исследований;

- дидактические игры, способствующие реализации цели («Кому нужна вода?» «Где спряталась вода?», «Хорошо-плохо», «Что было бы, если…», «Тонет-не тонет»);

- наблюдения на прогулках за живой и неживой природой; наблюдения в группе за комнатными растениями;

- чтение художественной литературы: « Путешествие Капельки»,

«Рассказ о круговороте воды для детей» С.Добрицкой, К. Чуковский «Мойдодыр», М. Булатова «Водичка-водичка», Е. Полянский «Березовый дождь»

- беседы: «Что такое вода?», «Где «живет» вода?», «Что умеет вода?»; «Круговорот воды в природе», « Если б не было воды», «Почему воду надо беречь?»

- опыты и эксперименты с водой («Исчезновение воды», «Появление воды из воздуха», «Спрячь игрушку в воде», «Фильтрация воды», «Все ли вещества растворяются в воде?»);

Просмотр союзмультфильмов, «Мойдодыр» «Вода и погода», «Секреты воды», «Капля». «Капитошка»

Экскурсия в бассейн «Альбатрос»

Этапы моей методической разработки представлены в таблице.

/п

Название работы

приложение

1

Знакомство «для чего нужна вода», видео- презентация.

Приложение 1

2

Приложение 2

3

Здоровье сберегающие технологии

Приложение 3

4

Опыты с водой

Приложение 4

5

Взаимодействие с родителями

Приложение 5

6

Просмотр союзмультфильмов

Приложение6

7

Приложение 7

7

НОД «« В гостях у Капитошки»

Приложение 8

Приложение 1.

Видео презентация «Для чего нужна вода»?

Цель : формирование и систематизирование знаний детей о воде, о её назначении, для чего ее используют.

Задачи: обучать бережному отношению к воде; формировать познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность; активизировать мыслительную деятельность при проведении опытов.

Дети наша планета земля такая красивая, потому что большая её поверхность покрыта водой. Именно поэтому она такая голубая. (Продемонстрировать детям глобус и объяснить, что голубой цвет на нем, – это вода. Обратите внимание на то, что воды, голубого цвета, на нем больше чем суши. На то, что на глобусе есть и белый цвет – найти его вместе с детьми. Белым цветом обозначается тоже вода, но только особенная – это льды и снега, которые никогда не тают). Вода основной источник жизни на Земле: без неё не было б ни растений, цветов, деревьев, фруктов, овощей, животных, птиц, рыб, людей. А как вы думаете, почему? Зачем вода всем нужна? Дети по одному рассказывают о том, что известно. Воспитатель подводит итог сказанному. (Вода нужна людям, растениям, животным, насекомым, рыбам, птицам, без воды жизнь не возможна. Люди ее пьют, готовят пищу, стирают, моют, поливают и т.д.). Для этого я вам и родителям подготовила и предлагаю посмотреть видео презентацию «Кому и для чего нужна вода? Вода и её свойства .




Увлекательная экскурсия в бассейн «Альбатрос»

Целью данной экскурсии является преемственность в сотрудничестве с городским бассейном «Альбатросом», воспитание культуры здорового образа жизни.

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вам фотоотчет экскурсий в бассейн "Альбатрос".

Экскурсии – это увлекательные мероприятия, которые «на ура» воспринимаются детьми. С одной стороны, они имеют большую познавательную ценность, с другой – это возможность сменить обстановку (выход за пределы ДОУ, получить новые незабываемые впечатления.)

Экскурсии – очень перспективный и интересный вид обучения дошкольников, хотя достаточно сложный в подготовке, если речь идет о выходе за пределы дошкольного учреждения.

Приложение 2.

Настольно печатные и дидактические игры

Многолетние наблюдения за детьми дают право говорить об огромной

роли развивающей настольно-печатной игры в жизни ребенка.

«Игра побуждает детей к усиленной умственной деятельности, требует от

них значительных напряжений, появляется возможность для развития

интеллекта» (Б.П. Никитин). Развиваются: внимание, помять, воображение,

зрительное и слуховое восприятие, умение находить зависимости и

закономерности. Участие детей в таких играх развивает обще учебные

навыки, умение планировать свою деятельность, коммуникативные и

организаторские способности. Удовлетворить детскую любознательность,

вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему

овладеть способами познания связей между предметами и явлениями живой

и неживой природы позволяет игра, прежде всего дидактическая.

1. Дидактическая игра:

«Отгадай и сравни загадки о неживой и живой природе».

Подготовка к игре: Наблюдение за живой и неживой природой во время прогулок, экскурсий. Рассматривание иллюстраций о живой и неживой природе.

Материал и оборудование: рисунки и иллюстрации по теме, о которых говорится в загадках, игрушечные животные.

Правила игры: Воспитатель загадывает загадки, ребёнок называет отгадку, объясняет, относится это к живой или неживой природе. Перед сравнением двух отгаданных отгадок об одном и том же, ребёнок повторяет их свойства. За правильное сравнение ребёнок получает фишку.

Описание игры: Воспитатель напоминает детям о различиях между живой и неживой природой, затем загадывает загадки. В случае верного ответа соответствующая игрушка или картинка (рисунок) ставится к изображениям, символизирующим живую и неживую природу.

Дошкольники отгадывают загадки, доказывают правильность ответов. Затем сравнивают пары загадок:

    а) Часто умывается, а с водой не знается. (КОШКА)
    б) С усами родится, и на усатых охотится. (КОШКА)

    а) Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (СОБАКА)
    б) Лает, кусает, а в дом не пускает. (СОБАКА)

    а) Зимой белый, летом серый. (ЗАЯЦ)

б) В гору бегом, а с горы кувырком. (ЗАЯЦ)

4) а) Зимой греет, весной тлеет, летом умирает. (СНЕГ)
б) Скатерть бела весь свет одела. (СНЕГ)

5) а) Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает? (ДОЖДЬ)

б) Шёл долговяз, в сыру землю увяз. (ДОЖДЬ)

6) а) Еду, еду - следу нету,

Режу, режу - крови нету, Рублю, рублю - щепок нету. (ВОДА) б) Меня пьют, меня льют, всем нужна я. Кто такая? (ВОДА)

7) а) Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (РЕКА)

б) Летом бежит, зимою спит, весна настала - опять побежала. (РЕКА)

8) а) Стеклянный домик на окне с прозрачною водой,

С камнями и песком на дне и с рыбкой золотою. (АКВАРИУМ)

4. Дидактическая игра: «Знаем, знаем!»

Цель: научить определять по описанию обитателей водоёмов (рек и озёр),(обитателей морей и океанов), научить правильному и точному их описанию.

Дети стоят в кругу. Воспитатель стоит в центре и описывает одного из обитателей рек и озёр, например, щуку. Потом он выходит из круга, дети поворачиваются к нему лицом, выставляют руки вперёд и говорят: «Знаем, знаем!»

Ведущий дотрагивается до руки одного из играющих. Тот должен назвать обитателя водоёмов. Если отвечающий ошибается, то ведущий подходит к. другому. Кто отвечает правильно, встаёт на место ведущего.

Также провести игру по закреплению обитателей морей и океанов.

5. Дидактическая игра: «Плавает - не плавает».

Цель: закрепить плавающих обитателей рек, озёр, морей и океанов.

Дети стоят в кругу. Ведущий с мячом в руках находится в центре. Он называет различных зверей, птиц, рыб и т.д. Если названное животное плавает, дети должны поймать мяч, если животное не плавает, дети мяч не ловят. Кто ошибается, выходит из игры, побеждает тот, кто долго продержался в круге.

6. Дидактическая игра: « Зверь рыба, птица, небылица».

Цель: закрепить животных леса, луга, водоёмов и проч.

Играющие располагаются в круг. Ведущий проходит мимо них и повторяет: «Зверь, рыба, птица, небылица». Внезапно он останавливается напротив одного из игроков, называя одно из перечисленных слов и считая при этом до пяти. Игрок, против которого остановился ведущий, должен назвать соответственно зверя, рыбу, птицу, пока не закончен счёт, а если надо назвать небылицу, ребёнок называет то, чего в лесу, в воде, на лугу не бывает. Не сумевший выполнить задание выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше даст правильных ответов.

7. Дидактическая игра: «Разрезные картинки».

Цель: закрепить водоёмы: (ручей, река, озеро, болото, море, океан), обитателей этих водоёмов.

Картинки с изображениями водоёмов (рек, морей, океанов, озёр, болот, ручейков) разрезают на 6-8 частей. Картинки с изображениями обитателей водоёмов (рек, озёр, морей, океанов) разрезают на 8-10 частей каждую. Играющим предлагают из этих частей сложить изображённый на картинке рисунок, назвать его и рассказать о нём.

Настольно печатная игра «Очень нужная вода»

Здоровье сберегающая технология с использованием ИКТ

Игра – ведущий вид деятельности ребенка. Поэтому в своей практике я уделяю большое внимание развитию игровой деятельности. Ведь именно в игре ребенок развивается как личность. Игровые моменты, ситуации и приемы включаю во все виды детской деятельности. Повседневную жизнь детей стараюсь наполнить интересными играми. Моя цель состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть дошкольникам многообразие мира игры. Игра сопровождает детей в течении всего пребывания в детском саду.

Непосредственную образовательную деятельность я планирую в игровой форме, открываю широкий путь игре, не навязываю детям свои представления, а создаю им условия для высказывания своих представлений. Детям интересней не узнать, а догадаться, не получить формальный ответ, а использовать свой вопрос, как повод для создания интересной ситуации.

Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение их физического, психического, нравственного и духовного состояния. Особенно это ощущают те, кто работает с ними, то есть мы, педагоги. Поэтому в своей работе использую системный подход к сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения, внедрению здоровье сберегающих технологий в образовательный процесс.

    Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровье сберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.

«В пучине морской»

«Солнце тучка и одуванчик»

«Снежинка»

2.Упражнение на дыхание. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательная функция необычайно важна для нормальной жизнедеятельности детского организма, так как усиленный обмен веществ растущего организма связан с повышенным газообменом. Однако дыхательная система ребенка не достигла полного развития. Дыхание у детей поверхностное, учащенное. Следует учить, детей дышать правильно, глубоко и равномерно, не задерживать дыхание при мышечной работе.

Моя идея заключается в тренировке дыхательной мускулатуры у детей, причём в игровой форме и знакомиться с геометрическими фигурами

(круг, квадрат).

Цель: С помощью дыхательных гимнастик сократить число простудных заболеваний.

3 . Физминутки.

По данным ученых-физиологов образовательная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. Во время непосредственной образовательной деятельности у дошкольников любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении. Внешними проявлениями утомления являются потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности. У некоторых детей излишняя подвижность сменяется вялостью: они начинают отворачиваться от воспитателя, потягиваться, зевать, переговариваться друг с другом. Малейшие признаки поведения малышей, подобные перечисленным, являются очевидным сигналом для воспитателя, что детям срочно требуется физминутка!

Согласно СанПин 2.4.1.3049-13, утверждённым Постановлением №26 Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года "в середине времени, отведённого на образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки". Таким образом, физкультурные минутки – необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в ДОУ, независимо от возраста детей.

    Гимнастика для мелкой моторики рук и пальцев «Играем с Капитошкой»

Цель: развивать мелкую моторику рук и пальцев.

Приложение 4.

Опыты с водой.

В мире столько всего интересного и любопытного, что все дети, начиная с возраста, когда они научились говорить, растут большими почемучками. Как занять ребенка, чтобы время прошло с пользой, и малышу было интересно? Опыты с водой для детей - это отличный вариант для проведения совместного досуга. Вода имеет вкус и плотность, но не имеет запаха. Она встречается в трех состояниях: газообразном, жидком и твердом. Для дошкольников, и не только, опыты с водой - отличная возможность познакомится с ней поближе. 3 Физминутки.

Проведем 1.опыт

    Но исчезла ли соль?

    (Нет, она растворилась.)

    Проведем 2.опыт.

    Давайте нальем воду в стакан.

    - Какую форму она приняла?

    (Форму стакана.)

    Что же такое вода?

    (Жидкость.)

    Жидкость не имеет своей формы

    (а принимает форму сосуда, в котором находится.)

    Жидкость легко изменяет свою форму,

    ( растекается.)


Посмотрите на аквариум с рыбками.

Что можно сказать о воде? Что вы там видите?

Как доказать, что вода прозрачна?

Проведём 3. опыт.

На столе два стакана.

В один наливаем воду, в другой – молоко.

В оба опускаем ложки. Что вы видите?

Что можно сказать о воде и о молоке?

(Молоко – белое, а вода – прозрачная.

Какого цвета вода? (Прозрачная.)


Приложение 5.

Взаимодействие с родителями

Дети - дошкольники все чаще страдают от воспалений верхних дыхательных путей. Эти заболевания отрицательно влияют на здоровье

ребенка и иногда становятся причиной его хронических недомоганий

в последующие годы.

Основные средство предупреждения простудных заболеваний - естественные оздоровительные факторы. Целесообразное использование

воздуха, солнца и воды помогает выработать у ребенка приспособительные реакции к меняющимся внешним условиям.

Воздушные ванны применяются с целью приучать детей к непосредственному соприкосновению всей поверхности тела с воздухом.

При этом, кроме температуры, имеют значение влажность и движение

воздуха.

Жарким летом, когда дети весь день ходят только в трусиках, особой

необходимости в приеме специальных воздушных нет. Весной же,

когда еще привычки к воздуху, и в прохладные дни, которые случаются и в летнюю пору, они очень полезны.

Я предлагаю несколько консультаций для родителей.

Приложение 6.

Просмотр союзмультфильмов

Просмотр советских мультфильмов про цирк

Основная цель: формирование у дошкольников взгляда на анимацию с позиции творческого человека, имеющегося коллективный опыт создания мультфильмов в контексте образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» по ФГОС.

Задачи:

- Образовательные

Сформировать у детей элементарное представление о тайнах мультипликации. Обогатить словарный запас детей. Способствовать становлению у ребенка осознанного отношения к выбору и оценки качества потребляемой им мультпродукции.

- Развивающие

Развивать познавательную активность детей, расширение кругозора, а также художественно-творческие способности и образно-художественное восприятия мира детей младшего дошкольного возраста средствами мультипликации;

- Воспитательные

Воспитывать интерес, внимание и последовательность в процессе создания мультфильма, воспитание общей культуры, умение договариваться, распределяя роли в совместной игре, воспитание коллективизма и гуманизма.

Художественно эстетическое развитие

Художественно-эстетическое воспитание - это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного, формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. Задача же художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса. Именно поэтому проблема целей и задач художественно-эстетического воспитания требует особого внимания.

    Чтение художественной литературы.

Цель: учить внимательно, слушать художественное произведение, понимать тему и содержание рассказа, отвечать на вопросы. Развивать внимание, речь, реакцию.

Загадки пословице и поговорке о воде.

Загадки.

По морю идёт-идёт,
А до берега дойдёт -
Тут и пропадёт. (Волна)

Течёт, течёт - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит. (Речка)

Чтобы не было беды,
Жить нельзя нам без … (Воды)

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)

Нет ног, но на месте она не стоит,
Ложе есть, но не спит,
Не котёл, но бурлит,
Не гроза, но гремит.
Нет рта, но она никогда не молчит. (Река)

Пословицы и поговорки.

Вода всему госпожа: воды и огонь боится.

Не плюй в колодец: пригодится водицы напиться.

Под лежачий камень вода не течет.

Он из воды сухой выйдет.

С водой и огнем не поспоришь.

На обиженных воду возят.

Воду в ступе толочь.

В решете воду не носят.

Как с гуся вода.

Глубокая вода не мутится.

Вода с водой – не гора с горой: сольются.

Как в воду канул.

Вода – сама себе царь.

Богато живем – сполна воду пьем.

И тихая вода крутые берега подмывает.

Концы – в воду.

Вода себе путь найдет.

Молчит, словно воды в рот набрал.

Это еще на воде вилами писано.

Мир силен, как вода.

Приложение 8.

НОД

« В гостях у Капитошки»

Ход:

Дети в ходят в зал и садятся на стульчики, поставленные по кругу.

Здравствуйте, дети. Садитесь на стульчики, возьмитесь за руки, нежно пожмите друг другу руки и улыбнитесь своему соседу.

А теперь закройте глаза и посидите тихо.

Мы вместе,

мы дружные,

мы все здесь!

Звучит спокойная мелодия дождя – Бетховен.

Мотивация:

Воспитатель: Дети открывайте глаза и посмотрите сегодня у нас в гостях Капитошка. (держит в руках вязанную капельку)

Он затерялась и просит отыскать своих родных.

Прежде чем отправиться на поиски мы должны убедить капельку в том, что мы многое уже знаем и умеем.

Воспитатель: Дети наша планета земля такая красивая, потому что большая её поверхность покрыта водой. Именно поэтому она такая голубая.

Показывает слайд1.

(Продемонстрировать детям глобус и объяснить, что голубой цвет на нем, – это вода. Обратите внимание на то, что воды, голубого цвета, на нем больше чем суши. Обратить внимание на то, что на глобусе есть и белый цвет – найти их вместе. Объяснить, что белым цветом обозначается тоже вода, но только особенная – это льды и снега, которые никогда не тают).

Вода основной источник жизни на Земле: без неё не было б ни растений – цветочков, деревьев, фруктов, овощей, ни животных, ни птичек, ни рыбок, ни людей. А как вы думаете, почему? Зачем вода всем нужна? Дети по одному рассказывают о том, что известно. Воспитатель кратко подводит итог сказанному. (Вода нужна людям, растениям, животным, насекомым, рыбам, птицам, без воды жизнь не возможна. Люди ее пьют, готовят пищу, стирают, моют, поливают и т.д.)

Воспитатель:

    Какие условия необходимы для жизни на Земле?

Воспитатель: А где мы с вами чаще всего встречаем воду?

Дети : В кране.

Воспитатель: А как вы думаете, откуда она берется? И если мы каждый день пользуемся её, почему она не кончается? Дети, потому что, в кране вода из реки, или подземного озера.

Воспитатель: А как вы думаете, нужно ли беречь воду, заботиться о её сохранности и чистоте? Дети отвечают, как они могут сберечь воду, что нужно закрывать кран, не засорять водоёмы и т.д.
– Отгадайте, что необходимо для жизни на Земле?

В морях и реках обитает,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу.

(Вода.)

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу.

(Вода.)

Воспитатель: включает слайд.

Воспитатель предлагает вместе с ребятами и капелькой отправиться по экологической тропе в поисках капельки в группе или в зале.

Первая остановка в уголке природы: возле растений.

Дети: Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут – им нужна вода.

Вторая остановка – у аквариума.(аквариум с водой и резиновыми рыбками. Можно закрепить счет, форму, величину).

Дети: Рыбки живут в воде, без неё они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать.

Воспитатель: Какая чистая вода в аквариуме. Это вы, ребята, хорошо ухаживаете за рыбками, чистите аквариум, меняете воду; следите, чтобы рыбкам было в нём уютно. (Приклеивают маленькую капельку).

Третья остановка

Зрительная гимнастика используется:

для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз; «В пучине морском» (Приклеивают маленькую капельку).

Четвертая остановка – возле стола с тазиками и ведрами.

Трудовая деятельность в игровой форме «Принеси воды».

Развивать трудолюбие и ответственность.

Дети: Помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убирать в группе. (Дети приклеивают маленькую капельку).

пятая остановка – в игровом уголке.

Дети: Вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Дети приклеивают капельку).

Гимнастика для мелкой моторики рук и пальцев «Стирка»

В таз, наполненный водичкой,

Кто насыпал порошок,

Блузку постирал сестричке,

Дедушке – один носок,

Маме – шарф, себе - трусишки,

Бабушке – цветную шляпу,

Носовой платок и книжку –

Чтоб порадовался папа…?

Шестая остановка – в туалетной комнате.

Дети: Вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования. (Дети приклеивают капельку).

Седьмая остановка – у стола, на котором стоит графин с водой.

Дети: Вода нужна, чтобы мы могли её пить. (Дети приклеивают капельку).

Воспитатель: Вот, Капитошка, сколько в нашей группе сестричек- капелек живёт, которые приносят нам большую пользу.

Капитошка, а я предлагаю тебе в месте с ребятами провести Экспериментальную деятельность.

Для начало нам нужно показать Капитошке физминутку.

Слайд 3 «Веселый Капитошка».

Воспитатель: Ребята, теперь посмотрите: перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?

Дети: Нет! В одной ёмкости вода чистая, а в другой – грязная.

Воспитатель : Ребята, а какую воду вы хотели бы выпить, эту или ту?

Дети : Вот эту.

Воспитатель : Почему?

Дети: Потому, что здесь вода чистая, а в этом кувшине – грязная. Воду нужно пить чистую.

Воспитатель: Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём эту воронку, вложим в неё листок специальной бумаги и начнём пропускать грязную воду через эту воронку. Посмотрите, что у нас получается.

Дети: Вода стала чистой.

Воспитатель: А что стало с нашей бумагой?

Дети: Бумага стала грязной.

Воспитатель : Ребята, что мы с вами сейчас делали с водой?

Дети: Мы очистили воду от грязи. Грязь осталась на бумажке, а вода стала чистой. Теперь ей можно мыть руки и посуду, стирать бельё, а пить можно только кипячёную воду.

Воспитатель: Ребята, теперь вы знаете, для чего и кому нужна вода?

Дети : Да, знаем! (Ответы детей).

Воспитатель: Возьмите стакан с водой. Насыпьте соль и размешайте её. Что происходит с кристаллами соли?

(Они становятся все меньше и меньше и скоро совсем исчезнут.)

Но исчезла ли соль?

(Нет, она растворилась.)

Проведем аналогичный опыт с сахаром. Что произошло?

(Сахар тоже растворился в воде.)

Следующий опыт проведем с речным песком. Возьмем стакан с водой и добавим речной песок. Что произошло?

(Песчинки падают на дно стакана и лежат там, не изменяясь.)

Воспитатель: мы все вмести провели чудное время с Капитошкой рассказали очень много о пользе воды и её свойствах, поиграли и провели опыты, но нашему новому другу нужно идти к своим друзьям. Ведь в наше время многие люди потеряли связь с природой. В итоге изменилось и поведение. Люди стали брать от природы всё, ничего не отдавая ей взамен. Человек не чувствует природы, не контактирует с ней. Поэтому в последнее время возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию.

Ребята, спасибо вам за то, что вы так хорошо знаете моих сестричек-капелек. Я дарю вам на память о себе Волшебную Капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.

Воспитатель от имени Капитошки дарит каждому ребёнку капельку.

Рефлексия:

Ребята вам понравилось наша научное путешествие по экологической тропе?

Я предлагаю вам на нашем панно отметить и прикрепить капельки для веселой летней тучки и грустной осенней тучке, если вам все понравилось, и вы все поняли то прикрепите капельки к летней серой тучки, а если у вас были затруднения, то темной осенней тучке.

    Капитошка для мотивации

    Панно «Тучки» для рефлексии.


1. Введение

Актуальность

Анализ внешней среды

Анализ внутренней среды

Проблема

2. Основная часть

- ​ Цель проекта

Задачи проекта

Ожидаемый результат

- ​ Реализация проекта

Ресурсное обеспечение

Мониторинг проекта

3. Заключения. Выводы

Список литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 р.п.ТатищевоТатищевского муниципального района Саратовской области»

Педагогический проект

«Войди в природу другом»

1. Введение

  • Актуальность
  • Анализ внешней среды
  • Анализ внутренней среды
  • Проблема

2. Основная часть

  • ​ Цель проекта
  • Задачи проекта
  • Ожидаемый результат
  • ​ Реализация проекта
  • Ресурсное обеспечение
  • Мониторинг проекта

3. Заключения. Выводы

  • Список литературы

1 . ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Низкая эффективность предпринимаемых усилий приводит к необходимости повышение уровня экологической воспитанности дошкольников Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников.

Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов. Содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта:

  • образовательная деятельность,
  • опытно-экспериментальная деятельность,
  • игры, развлечения,
  • наблюдения и экскурсии,
  • работа с родителями,
  • природоохранные акции

Анализ внешней среды . Благоприятные факторы : Подкрепленная законодательная база: Конвенция дошкольного образования; Конвенция о правах ребенка; Закон «Об образовании» РФ и ФГОС к структуре основной образовательной программы; Наличие вариативных программ ДОУ, адаптированных ФГОС; Типовое положение о ДОУ. Активность родителей в оказании помощи в работе с детьми.

Неблагоприятные факторы: Сложности переходного периода в системе образования на современном этапе; Потребительское отношение людей к природным ресурсам и экологии; Молодые родители не уделяют должного внимания экологическому воспитанию своих детей, недооценивая положительное влияние природы на полноценное и гармоничное развитие детей дошкольного возраста;

Ухудшение экологической обстановки неблагоприятно сказывается на физическом здоровье детей и взрослых;

Непомерные нагрузки по обеспечению возросшего документооборота в деятельности воспитателей;

Во многих семьях родители заняты зарабатыванием денег, из – за чего у них нет свободного времени для проведения культурного досуга с ребенком на природе; Разнородность социального статуса родителей.

Анализ внутренней среды .

Сильные стороны : Программно- методическое обеспечение: Наличие программ и технологий Методическое обеспечение: учебно- методическая литература. Конспекты занятий и развлечений. Материально техническое обеспечение: Предметно пространственная среда. Уголок природы.Огород на окне. Огород на участке. Наглядный и демонстрационный материал. Библиотека книг с экологическим содержанием. Маски животных и растений.

Слабые стороны: Незнание детьми правил поведения в природе. Неспособность предусмотреть последствия своих действий. Отсутствие экологических знаний и педагогического опыта у родителей.

Проблема

В конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.

Поэтому экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Цель проекта:

  • Формирование системы осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  • Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле;
  • Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
  • Формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.

Ожидаемые результаты: Мы предположили к концу года получить следующие результаты: Дети: будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе. Поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней,животным, птицам, насекомым. Разовьется интерес к явлениям и объектам природы. Получат опыт экспериментирования. Педагоги : Приобретут новый опыт работы по воспитанию экологической культуры у дошкольников. Родители: повысится уровень экологических знаний родителей, Экологической культуры, появиться понимание необходимости в экологическом воспитании.

План реализации проекта.

1 этап – подготовительный (теоретический)

Ресурсное обеспечение

Кадровый потенциал: педагоги, родители, дети, музыкальный руководитель

Материально-техническая база:

Предметно – пространственная среда

Уголок природы в группе;

Огород на участке;

Огород на окне;

Наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);

Библиотечка книг с экологическим содержанием;

Маски животных, растений.

Методическое обеспечение: теоретическая и методическая литература

материалы по передовому педагогическому опыту.

Информационное обслуживание проекта:

Интернет-сайты;

2 этап – деятельный (практический)

Девиз проекта:

Мы любим природу и бережём,

В обиду её никому не даём.

Чтоб природа человеку была рада,

Охранять её нам надо!

Сроки реализации проекта: 01.04.2015г. – 04.05.2016

Работа с детьми:

1. Беседа «Мой край родной», «Планета земля в опасности». «Отчего плачут деревья», «Какую тайну мы знаем», «О чём мечтала поляна», «В природе всё взаимосвязано». «Что мы знаем о природе и её охране», «Правильное обращение с животными», «Зеленое царство нашей группы 2.Использование в нод экологических ситуаций и задач: «Что нужно для того, чтобы воздух был чистым?», «Почему умирает лес?», «Что ты можешь сделать для сохранения и приумножения природы?» и т.д.

3.Творческое задание: «Придумай и нарисуй природоохранительные и запрещающие знаки».

4.Игра-фантазирование «Что мы увидели в летнем…осеннем лесу?»

5.Чтение и обсуждение книг о природе и её охране.

6.Изготовление подарков для деревьев, кустарников и другой растительности.

7.Наблюдение на участке детского сада за явлениями неживой природы и их влиянием на объекты природы.

8.Трудовые экологические операции:снегозадержание. Побелка деревьев.

9. Экскурсии и целевые прогулки на которых рассказывается о правилах поведения в природе.

10.Конкурс «Знатоки природы» 11.Выставка поделок «Природа и фантазия».

12.Викторина «Знаешь ли ты природу родного края» ,«Что, где, когда растёт», «Зелёный друг»

13.Выставка рисунков «Как прекрасна земля», «Как прекрасен этот мир».

14. «Зелёная аптека» - Знакомство с лекарственными растениями; «Птицеград» - сбор кормов для подкормки птиц;

15.Экологический день «День природы».

16. «Слушание песен о природе.

17.Развлечение: «Цветочная гостиная».

18. Час экологических подвижных игр «По лесной тропинке», «В лес по загадки», «Ключ старого леса», «Тропой Робинзона».

19.НОД «Береги свою планету». «Очем шептались камушки», «Как поздравить землю».

20.Дыхательная гимнастика «Вдыхаем ароматы цветов,травы, деревьев, луга, ».

21.Сочинение сказки о любимом дереве, цветке, животном и т.д.

22.Аппликация «Цветущее дерево».

23.Лепка «Животные нашего края».

24.Загадки, пословицы о природе.

25.Чтение Е.А.Алябьевой «Сказки о явлениях в неживой и живой природе»,В.Бианки «Синичкин календарь».

26.Экологические игры «Представь себе, что ты паучок», «Если бы ты был бабочкой», «По муравьиной тропе», «Пчела защищается вынужденно», «Природа создала репейник, чтобы он приставал», «Бездомному всегда плохо», «Представь себя маленьким червяком».

27.Пальчиковые игры и логические задачи по экологии.

28.Уроки нравственности с элементами экологии.

29.Изучение экологических знаков.

30.Опытная деятельность с водой, природным материалом.

31.Мини проект: «Дерево», «Зеленый лук для Чиполлино».

32.Рассказ воспитателя: «Почему снег белый», «Сколько лучей у снежинки», «Законы природы».

33.Экологическая акция: «Поможем птицам зимой»

34.Просмотр познавательных фильмов о природе.

35Игровые обучающие ситуации «А что будет, если…»

Работа с родителями:

1. Выставка книг «Родная природа» (с фотографиями растений и животных занесённых в Красную книгу).

2.Наглядная информация:о правилах поведения в природе

3.Выставка поделок из природного материала.

4.Беседа «Проблема мусора – мы можем это решить», «Общаемся с природой по правилам».

6.Консультации: «Экология души», «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья», « Наши зеленые друзья» , «Воспитание добротой» ,«Питьевая вода и здоровье ребенка».

3 этап - оценочный (аналитический)

Мониторинг реализации проекта

Оценка результативности проекта происходит на основании диагностирования детей.

Цель диагностики: выявить уровень экологической воспитанности детей.

Критерии сформированности экологической воспитанности у детей: Познавательный интерес к природе и ее изучению,

Знания об окружающей природе,

Восприятие красоты природы и желание любоваться ею

Проявление бережного отношения к природе;

Практические умения и навыки по охране природы.

Критерии наблюдений за детьми:

Частота проявлений бережного отношения;

В каких случаях проявляется и на что направлено.

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Выводы:

Проведенная с детьми в течение года работа по экологическому воспитанию позволила прийти к следующим результатам:

Дети: стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;

У детей сформировались первоначальные представления о себе (человек- часть природы и подчиняется ее законам), о самоценности природы, положительное отношение к ней,

у детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.

То есть, реализация деятельности по проекту способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.

При организации образовательного процесса по экологическому воспитанию по проекту было обеспечено единство целей и преемственности всех участников проекта, совместная деятельность позволила:

Педагог : повысить свое профессиональное мастерство по экологическому воспитанию дошкольников;

Родители: проект помог понять значимость выработки у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту, приобретению детьми умений, позволяющих им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы.

Сравнительные данные об уровне экологических знаний:

УРОВНИ

Апрель

Май

Кол-во детей

Кол-во детей

ВЫСОКИЙ

СРЕДНИЙ

НИЗКИЙ

Из таблицы видно, что наблюдается положительная динамика развития экологической воспитанности у детей.

Результаты проведенной нами работы по развитию экологической воспитанности у детей подтвердили правомерность выдвинутой гипотезыПолученные данные свидетельствуют, что в итоге реализации педагогического проекта уровень развития экологической воспитанности у детей был качественно и количественно выше, чем в начале проекта. Достижению положительной динамики по развитию экологической воспитанности детей способствовала разработка и реализация мероприятий. Важным педагогическим условием является использование простейших методов проблемного обучения – вопросов, экспериментальной деятельности в уголке природы и на участке, проблемных ситуаций, которые имеют тенденцию к усложнению.

Таким образом, при системном, комплексном проведении намеченной работы мы достигли намеченных целей.

ЛИТЕРАТУРА

1.​ Бурштейн Л.М. Вода – это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.

2.​ Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина,Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.

3.​ Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.

4.​ Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.

5.​ Н.В.Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» (сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003.

6.​ Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000.

7.​ Л.П. Молодцова «Игровые экологические занятия с детьми» Минск «АСАР» 2001.

8.​ Наш дом – природа.//Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.

9.​ Николаева С.Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.: Педагогическое общество России, 2003.

10.​ Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995.

11.​ Природа сложнее чем нам кажется // Обруч.-1997. №2

12.​ День Земли // Обруч. – 1997. – №2.

13.​Предвидеть + научить =уберечь Н.Александрова

14.​ Почему дети обижают животных - Обруч. – 1997. – №2.

15.​ Н.А.Рыжова «Воздух - невидимка» / пособие по экологическому воспитанию/ Москва LINKA – PRESS 1998.

16.​ Н.А.Рыжова «Не просто сказки» / экологические сказки, рассказы и праздники/ ЛИНКА-ПРЕСС Москва 2002

17.​ Азбука экологииН.Рыжова

18.​ Рыжова Н.А., Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.

19.Простые опыты –М.Султанова

20.​ В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич «Прогулки в природу» , - Москва «Просвещение» 2002.

21.​ Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленников, А.А Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2011

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ

1.​ Энциклопедия для любознательных «Что, зачем и почему» Москва «Махаон» 2008

2.​ В. Бианки «Лесные разведчики», - М., Издательство «РИПОЛ классик», 2011

3. О редких животных мира И.П.Сосновский Москва «Просвещение»1982

3. Егупова В.А. Изучаю мир вокруг. Для детей 5-6 лет. Часть 1, 2, - М., Ломоносовская школа, 2009

4. Лесные сказки Н.Сладков «Лабиринт – К» Москва.


Составила: старший воспитатель МБДОУ №2 Гапоненко Марина Сергеевна, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №2 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно — речевому направлению развития воспитанников» г. Кемерово. 2016г.

Цель: раскрыть воспитательно-образовательное значение уголков природы в дошкольных учреждениях, подбор и размещение объектов уголка природы.

«Природа так обо всём позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться»
Леонардо да Винчи.

Уголки природы в дошкольном образовательном учреждении - это неотъемлемая часть образовательной среды каждой группы. Считаем важным, в рамках ознакомления детей с окружающим миром, с помощью уголков природы привлечь детей к постоянному непосредственному общению с ней.

Цель работы — средствами уголка природы в ДОУ осуществлять экологическое воспитание, обучение, развитие и социализацию воспитанников.

В работе с детьми ставим перед собой следующие задачи:

  • средствами природы воспитывать эстетические и патриотические чувства,
  • развивать умение видеть связи между явлениями,
  • формировать умения и навыки по уходу за растениями и животными,
  • воспитывать заботливое отношение ко всему живому.

Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы в ДОУ украшает групповую комнату, доставляет удовольствие детям, дает возможность проводить интересные наблюдения, ухаживать за растениями в течение года.
В уголке природы дети сосредотачивают свое внимание на большом количестве объектов, что обеспечивает их глубокое познание. На основе знаний и навыков, которые приобретают дошкольники, формируется интерес к природе, бережное отношение ко всему живому, чувство ответственности. Уголок природы должен быть эстетичен, не перенасыщен атрибутами, находится в чистоте, а так же соответствовать возрасту детей.

Труд и наблюдения детей за растениями и животными, в уголке природы организуют в течение всего года (зимой, поздней осенью и ранней весной). Поскольку в условиях средней полосы труд и наблюдения детей на участке в эти периоды значительно сокращаются, уголок природы обеспечивает возможность для непрерывной систематической работы по ознакомлению детей с природой.

Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, по возможности, можно организовать экологическую комнату для всего детского учреждения. Ее можно использовать для пополнения обитателей уголков природы возрастных групп.

Уголок природы в ДОУ может быть оформлен природными материалами: ракушками, камешками, шишками, веточками, поделками детей.

При отборе растений и животных для уголка природы следует учитывать требования, предъявляемые образовательной программой ДОУ. Только при этом условии можно обеспечить воспитательное и образовательное воздействие на детей труда и наблюдений.

Оборудование уголка природы в группах содержит:

  • календарь природы,
  • комнатные растения (в соответствии с требованиями возрастной группы и безопасности, таблички и паспорт на каждое растение),
  • инвентарь для ухода за ними (ящики для рассады, лейки, совочки, палочки для рыхления, тазики, тряпочки, фартуки, грабельки.),
  • оборудование для экспериментирования (мини-лаборатория для продуктивной и исследовательской деятельности, рисунки детей по результатам наблюдений и экспериментов),
  • природные зоны (макеты),
  • дидактические игры по экологии, презентации о природе,
  • уголок дежурств (начиная со средней группы),
  • наглядный материал (альбомы и их сериация по темам: изображения природы в разные времена года, животных, насекомых, растений и т. д.)
  • природный материал для поделок,
  • образцы семян растений, гербарии,
  • аудиозаписи звуков природы,
  • природоведческая литература (методическая и детская),
  • материал для работы с родителями по вопросам экологического воспитания (памятки, консультации, конспекты мероприятий и т. д.).

Иллюстративно-наглядный материал, используемый в уголках природы, помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно (например, показать диких зверей или домашних животных других климатических зон можно только на картине).

Перечисленное содержание уголка природы, может быть использовано как критерии оценки уголков природы в ДОУ.
В каждой группе находятся комнатные растения для наблюдения и ухода за ними. Существуют примерные требования к содержанию растений в ДОУ.

При отборе растений в уголок природы в ДОУ мы педагоги должны учитывать ряд требований, что помогает избежать ошибок и обеспечивает эффективность воспитательно-образовательного воздействия наблюдений детей:

  • растения должны быть типичными для той или иной систематической или экологической группы, что дает возможность познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений,
  • растения должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание детей дошкольного возраста,
  • необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений, это дает детям возможность увидеть в объектах не только общие, но и индивидуальные признаки, подводит ребят к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов,
  • растения должны быть абсолютно безопасными для здоровья дошкольников.

Уголок природы в ДОУ — место посильного труда и наблюдений детей. Уход за его обитателями по качеству и затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при помощи воспитателя). Поэтому подбираются неприхотливые растения, не требующие для своего содержания сложного оборудования.
Необходимо, так же учитывать возможности нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений в условиях помещения дошкольного учреждения с его повышенной температурой, сухостью, наличием шума.

По вопросу подбора растений нами была создана презентация-консультация для воспитателей В ней подробно рассказывается о разных видах комнатных растений, и полезных и в том числе о ядовитых растениях, которые нужно убрать из группы или поставить в недосягаемое для детей место.

Задача взрослых помочь увидеть своеобразие и тайны жизни растений, их красоту, ради которой они содержаться дома и в детском саду.

В группах должно быть наличие достаточного количества растений в соответствии с возрастом детей. Внешний вид растений обязательно должен быть ухоженный. По необходимости на каждое растение прикрепляют таблички с названием и способами ухода за ними. Табличка может быть следующего содержания: название растения, его происхождение, схематичное изображение способов ухода (светолюбивость, полив и т. д.).

В рамках педсовета по экологическому воспитанию дошкольников воспитателями нашего ДОУ были представлены авторские игры по экологическому воспитанию, которые используются в группах. Родители воспитанников оказывали помощь в изготовлении календарей природы и других дидактических материалов.

В течение года уголки природы пополняются пособиями, наглядным и демонстрационным материалом, приобретенным, а так же изготовленным руками воспитателей и родителей воспитанников.

Татьяна Галашова
Центр природы в ДОУ

Консультация для воспитателей

Центр природы в группе

Подготовила старший воспитатель

Галашова Татьяна Васильевна

Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы , необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу. В рамках деятельности ДОУ это возможно путем создания разнообразных центров природы в группе .

Центр природы – это одна из игровых и учебных зон групповой комнаты.

Уголок природы , который органично вписывается в интерьер, будет украшением групповой комнаты и позволит детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность. Кроме этого, дошкольникам прививаются такие чувства, как ответственность и забота, так как дети учатся ухаживать за животными и растениями.

Значение центра природы :

Общение с природой положительно влияет на ребенка.

Возможность хорошо рассмотреть объект, наблюдать за ним длительное время.

Развитие познавательных процессов.

Формирование трудовых навыков и трудолюбия.

Воспитательное значение природы трудно переоценить . Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей . Ознакомление детей с природой требует постоянного непосредственного общения с ней.

В центре природы дети имеют возможность хорошо рассмотреть растения, наблюдать за ними длительное время. Во время работы в центре природы у детей развиваются познавательные процессы : восприятие, мышление, воображение, память. Дети устанавливают причинно-следственные связи, запоминают названия обитателей, придумывают игры с использованием объектов центра природы .

Во время ухода за обитателями центра природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.

Задачи центра природы :

Младшая группа - формировать интерес к растениям и животным, воспитывать бережное, заботливое отношение со стороны человека.

Средняя группа - сформировать первые представления о растении, как о живом организме; учить устанавливать несложные взаимосвязи и зависимости в мире природы ; знакомить с видами растений.

Старшая группа - знакомить с растениями разных климатических зон, с разным уходом (разные стебли, без стебля)

Проведение педагогической работы в центре природы позволит детям увидеть :

Неразрывную связь живого организма с внешней средой,

Многофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания,

Появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы,

Специфику живого организма, его отличие от предметов,

Многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой и многое другое.

Для выполнения своей роли центр природы в ДОУ должен соответствовать определенным требованиям :

Лучше меньше, да лучше – т. е. использовать небольшое число объектов, но здоровых, ухоженных и красиво вписывающихся в интерьер помещения

При организации центра природы обязательно выяснить вопрос об аллергичности детей к тем или иным растениям или животным

Отбираемые объекты должны быть красивы, типичны, с ярко выраженными признаками

Растения и животные должны быть безопасны для детей, т. е. не ядовиты, без колючек, не агрессивны и т. д.

Обитатели центра природы должны быть неприхотливы и доступны в уходе. Обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями.

Подбор растений и животных осуществляется с учетом возрастных особенностей детей, руководствуясь ООП ДО и СанПиН. На цветах желательно иметь таблички с названием.

Стеллажи и полки обязательно должны быть закреплены

Оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки) располагается в контейнерах с закрывающимися крышками

Природный материал должен размещаться в контейнерах в доступном количестве

Оборудование для опытов, экспериментов должно быть безопасным

В каждой группе должен быть календарь природы

В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 п. 6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.

Комнатные растения издавна украшали жилище человека. Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют красивую листву, стебли их разнообразны (прямостоячие, вьющиеся, лежачие, восходящие и т. д.) .

Большинство комнатных растений – выходцы из тропических и субтропических стран, жарких пустынь и саванн, тропических влажных лесов и болот, горных склонов и долин. В зависимости от места произрастания в природе комнатные растения требуют различного ухода (разной почвы, поливки, степени освещенности и т. д.) .

Интересны комнатные растения и тем, что каждый вид имеет свои сроки и периоды активной вегетации.

Комнатные растения – ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями центра природы .

Всех обитателей центра природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных.

Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения :

В средней группе число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов. Это будут растения с разной формой и величиной листьев. Например, аспарагус, агава, хлорофитум.

В старшей группе в уголок природы помещают 6-7 видов растений по 2-3 экземпляра с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся, имеющие луковицы и клубнелуковицы. Например, традесканции, плющ, амариллис и другие.

В подготовительной группе в уголок природы размещают 6-7 видов растений, которые размножаются различными способами : луковицами, живородящие. А также цветы с разными условиями произрастания. Например, бриофиллюм, камнеломка, циперус.

Временные обитатели уголка природы – это объекты , которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени :

Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также в старших группах поделки из природного материала .

Зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев.

Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов.

Для кратковременного наблюдения можно принести в группу рыбку в банке, хомячка, птичку в клетке. Конечно, если позволяют площади детского сада, то можно организовать экологическую комнату. В ней разместятся растения и животные, птицы и пресмыкающиеся, наблюдения за которыми предполагает Программа воспитания.

Можно сделать «сухой» аквариум.

Для этого нужно наполнить аквариум цветными камешками, на заднюю стенку приклеить обои с изображением подводного мира, на дно поместить игрушечных обитателей моря (черепаху, рака, краба и других, на заднюю стенку изнутри аквариума приклеить объёмные наклейки-рыбы, на камешки – наклейки-улитки, морские звёздочки. Дополнить морской пейзаж искусственными водорослями. Аквариум готов.

В младшей группе можно повесить картину с изображением сезона, например, осенний пейзаж. И в уголке природы обязательно находится кукла, одетая по сезону.

В средней группе это может быть пособие, на котором нарисованы картинки с изображением состояний погоды с подвижной стрелкой посередине. После возвращения с прогулки и обсуждения погоды дети передвигают стрелку на нужную картинку. Также в уголок природы помещают детские рисунки на тему наблюдений.

В старшей и подготовительной группах дети знакомятся с условными знаками для обозначения погоды. Ребята ежедневно отмечают погоду условными знаками. В конце месяца состояние погоды сравнивают, считают, сколько было ясных, пасмурных, дождливых и ветреных дней, и делают выводы о погоде.

Кроме этого, в уголке природы в каждой группе необходимо иметь :

Натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи.

Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.

Альбомы «Времена года» ; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные; картины известных художников.

Рисунки детей о природе и поделки из природного материала .

Материал для труда. Фартуки, леечки, лопатки, палочки для рыхления, тряпочки пригодятся для ухода за комнатными растениями. Метёлочки и совочки – для поддержания чистоты в уголке природы и группе .

Оборудование для экспериментов. Формочки, воронки, лопатки, сита будут нужны для игр с песком. Для игр с водой можно использовать пипетки, одноразовые шприцы, ёмкости разной формы. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал (ракушки, камешки, шишки, жёлуди, каштаны, веточки) . Для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами.

Дидактические игры природного содержания «Кто что ест?» , «Чей домик?» , «Чей малыш?» и другие.

Наполнение необходимым материалом зависит от возраста и от требований программы. Оформление центра природы требует от воспитателя знаний программы и методики ознакомления детей с природой , а также эстетического вкуса. Кроме того, он должен сам любить природу , бережно относиться к ней.

Но не наличие центра природы в группе сделает процесс ознакомления детей с природой эффективным , а организация деятельности по его наполнению и использованию в ходе воспитательно-образовательной работы.

Центр природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы .

Таким образом, центр природы нужен не только как оформление группы, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении.