Нет наказания — нет проблемы, или как бороться с детским непослушанием. Непослушный ребенок

Непослушный ребенок – частая проблема, с которой сталкиваются родители при воспитании детей. Причин такого поведения много, и следует разобраться в них прежде, чем принимать меры. Отметим, что нужно различать нервность и непослушание детей, хотя эти понятия и тесно связаны друг с другом. В статье мы разберем причины непослушного поведения малыша в 2-3 года, рассмотрим симптомы нервозности в раннем возрасте и узнаем, как бороться с этими проблемами.

Особенности поведения ребенка в 2-3 года

Родители практически не сталкиваются с проблемой непослушания, пока малышу не исполнится два года. По мнению психологов, после двухлетнего возраста формируется личность малыша. Ребенок начинает осознанно высказывать недовольство и проверять родителей на прочность.

В три года начинается перестройка взаимоотношений малыша с родителями и окружающим миром. Этот период педиатры и психологи называют “кризисом трех лет”. Ребенок все чаще говорит “нет” и воспринимает предложения родителей негативно, даже если любит это занятие. Такой этап длится 3-4 месяца, и при грамотном поведении мамы и папы постепенно проходит, малыш становится послушным и управляемым.

Непослушный малыш – не трагедия, и такое поведение можно исправить. Педиатры выделяют семь причин непослушания ребенка. Давайте рассмотрим каждую и узнаем, что делать, если малыш не слушается родителей.

Чрезмерная любознательность

Такое поведение свойственно для детей в два года, однако периодически встречается и у малышей постарше. В этом возрасте только формируется “внутренний барьер”, ребенок только накапливает опыт. Конечно, после года малыш уже понимает слово “нельзя”, но прислушивается к нему далеко не каждый раз.

Чем больше слов знает малыш, тем легче объяснить ему, что можно делать, а что нельзя. Но будьте готовы, что беседа с малышом в два года будет не столь эффективна, как хотелось бы. Так как ребенок в этом возрасте не всегда понимает, что от него требуют.

При разговоре старайтесь не кричать и не срываться на малыша. Нужно запастись терпением и несколько раз объяснять одно и тоже. Крик только напугает младенца и не приведет к нужному результату. Включайте в объяснения действия, превратите это в игру. Если малыш разбросал вещи и игрушки, собирайте предметы вместе наперегонки.

Недостаток внимания

Дети часто плачут, капризничают и плохо себя ведут, когда хотят привлечь внимание родителей. Для каждого малыша в любом возрасте важно внимание мамы и папы. Старайтесь больше проводить времени с детьми. Ведь многие дела можно делать вместе. Вместе кушайте и гуляйте, вместе делайте зарядку и смотрите телевизор, вместе слушайте музыку. Чаще читайте книги, играйте и разговаривайте с малышом.

Дети нуждаются во внимании и общении. Общение с родителями – основа эмоционального и психологического развития детей. Важно понимать и то, что упустив воспитание малыша в 2-3 года, наладить связь между родителями и детьми в последующем будет тяжело.

Проверка реакции родителей

Частая причина плохого поведения у детей любого возраста. В 2-3 года ребенок изучает мир и иногда выбирает такой путь для поиска подходящего способа общения с папой и мамой. Малыш хочет узнать, что будет, если он не сделает то, что просят родители.

В данном случае педиатры тоже рекомендуют подождать и перетерпеть этот период. Реагировать на непослушание нужно спокойно. При этом важно не идти на поводу и не спешить выполнять каждый каприз. Дайте понять, что вы слышите и понимаете ребенка, но не можете выполнить требование сейчас. Будьте последовательны и настаивайте на своем! Через какое-то малышу надоест провоцировать вас, он потеряет к этому интерес.

Отсутствие мотивации для выполнения требований

Недостаточно просто требовать что-то от детей, нужно мотивировать и объяснять просьбы. Ребенок должен понимать, зачем он что-либо делает. Это не означает, что за каждое правильное действие он будет получать игрушки или сладости. Нужно доходчиво объяснять малышу, зачем он должен так вести себя.

Объяснить малышу, зачем что-то делать, бывает трудно. Для начала объясните это в доступной форме сами себе. Подумайте, что вас побуждает делать то или иное действие. Используйте слова, смысл которых понятен и доступен малышу. Ищите, какую выгоду можно извлечь из того или иного поступка.

Например, требование “прибраться в комнате, чтобы был порядок” непонятен для ребенка. Да и мало кто понимает в 2-3 года, что означает слово “порядок”. Объясните малышу, что если он разложит мягкие игрушки по местам, в комнате будет больше места для игры в кубики. Или что, если он не будет разбрасывать одежду, не нужно тратить время на уборку. Вместо этого можно поиграть или порисовать.

Большое количество запретов

Многие родители грешат тем, что слишком много запрещают и слишком много требуют. Даже если ребенок послушный, тихий и спокойный, он часто слышит “нет” и “нельзя”. Более того, некоторые родители ограничивают детей даже в творческом развитии. У каждого человека, даже такого маленького, просто заканчивается терпение.

Не подавляйте желания и проявления детей! Если малыш хочет играть с кубиками, не заставляйте его рисовать. Не наказывайте кроху, если он хочет надевать зеленую кофту, а не красную. Пересмотрите подход к воспитанию, меньше запрещайте и поощряйте малыша за стремление что-либо сделать, за самостоятельность и за проявление положительных качеств.

Родители требуют то, что не делают сами

Большая ошибка родителей в том, что часто они сами не выполняют то, что требуют от детей. Малыши в 2-3 года повторяют за родителями, берут пример с мамы и папы. Причем в этом возрасте они делают это безосновательно. Почему они должны выполнять то, что не выполняете вы?

Проанализируйте “больные места” в поведении ребенка с собственным поведением. Если вы редко убираетесь в квартире, не следует требовать порядка в своей комнате и от малыша. Если вы не делаете зарядку по утрам, то и дети не станут.

Помните, что личный пример – мощный мотиватор и инструмент воспитания! Когда вы что-то требуете от малыша, используйте и этот аргумент в качестве объяснения. Говорите ребенку, если он хочет быть как мама или папа, он должен сделать так же.

Недоверие к родителям

Такая причина плохого поведения не возникает в 2-3 года, она появляется после четырех лет. Если ранее малыши считают себя виноватыми в упреках родителей, то после 4-6 лет они начинают понимать, что родители тоже бывают неправы. Например, если мама привыкла “срываться” на ребенке или папа часто несправедливо наказывает. В результате дети теряют доверие к родителям, а непослушание становится целенаправленным.

В данном случае родителям нужно скорректировать поведение, пересмотреть методы и формы воспитания, внимательно рассмотреть и разобрать сложившуюся ситуацию, выявить и исправить ошибки. Подходящим вариантом для решения такой проблемы станет обращение к семейному психологу, чтобы вернуть прежнее доверие к родителям.

Чтобы избежать подобной проблемы, нужно правильно выстраивать поведение уже в раннем возрасте младенца. Старайтесь быть справедливым и спокойным. Разговаривайте с малышом и объясняйте, что и как правильно нужно делать и не срывайте злость на детях.

Что делать, если ребенок не слушается

  • Определите причину такого поведения. Чтобы это сделать, задавайте наводящие вопросы, типа “Почему ты не хочешь кушать этот суп?”, “Может быть, ты будешь кушать кашу вместо супа?”, “Этот суп не вкусный?” и пр.;
  • Предлагайте альтернативный вариант. Если малыш не хочет рисовать, предложите поиграть, если не хочет кушать суп, предложите второе блюдо и пр.;
  • Объясняйте ребенку, что вы хотите, четко и понятно. Используйте простые слова и фразы. Учитесь договариваться с малышом;
  • Разговаривайте спокойно и не кричите, не используйте повелительный тон и не показывайте власть, не пытайтесь подавить ребенка с помощью силы или авторитета. Важно, чтобы малыш “не закрылся” от родителей;
  • Детские психологи не рекомендуют наказывать детей до трех лет, так как они не понимают за, что их наказывают.;
  • Ведите себя последовательно и выполняйте обещания. Введите несколько постоянных запретов, которые ни родители, ни дети не должны нарушать. Например, каждое утро выполнять зарядку;

  • Если вы были не правы, несправедливо наказали малыша или “сорвались”, обязательно извинитесь!;
  • Не забывайте показывать ребенку, что любите его, даже если он совершил плохой поступок. Объясняйте, что вы злитесь на поступок или конкретное поведение, а не на него самого. Не угрожайте малышу, что разлюбите его или бросите, если он будет плохо себя вести!;
  • Если наказываете ребенка, убедитесь, что он понимает за что. Не следует наказывать малыша в присутствии других детей или взрослых людей. Объясните наедине, почему он неправ;
  • Иногда дети в 2-3 года плачут и истерят без видимой причины. Такое бывает, если нервная система малыша перегружена. Просто дайте ему выплакаться;
  • Переключите внимание малыша, когда тот сильно капризничает или плачет. Однако такой способ подходит только для детей до 3-4 лет;
  • Не забывайте, что вы – пример для своих детей! Составьте распорядок дня и придерживайтесь графика вместе;
  • Хвалите малыша, ищите и развивайте его способности, меньше говорите “нет”.

Нервный ребенок: болезнь или непослушание

Нервное поведение не всегда связано с формированием личности и непослушанием. В редких случаях это свидетельствует о нервном заболевании и расстройстве. Исследования показывают, что причины детской нервозности кроются в неправильном воспитании малыша еще в раннем возрасте. С нервным ребенком трудно общаться. Такое заболевание характеризует неадекватное поведение, раздражительность и излишняя возбудимость, плаксивость и беспокойный сон.

Хрупкая нервная система малышей в 2-3 года еще только формируется, поэтому она крайне подвержена неврозам и расстройствам. Постоянные стрессы и запреты, недостаток внимания могут вызвать невроз. Это заболевание проявляется к 5-6 годам, однако некоторые признаки заметны уже и в 2-3 года.

Первые признаки невроза у детей:

  • Повышенная возбудимость или, наоборот, чрезмерная замкнутость;
  • Тревожность и страхи;
  • Частая агрессия и раздражительность;
  • Нарушение сна и аппетита;
  • Частые истерики и чрезмерная плаксивость;
  • Нет стремления к общению и интереса к окружающему миру.

Причинами невроза становятся ситуации, которые травмируют неокрепшую психику младенца. Алкоголизм или развод родителей, продолжительная разлука с мамой и папой, частые переезды, нездоровая атмосфера в семье, поход в детский сад и сложная адаптация в подобных учреждениях. На поведении может негативно отразиться сильный испуг, недостаток во внимании и жестокость родителей, рождение сестры или брата. При появлении еще одного малыша в семье, обязательно уделяйте должное внимание старшим детям!

Если вы наблюдаете признаки невроза, нужно срочно обратиться к доктору. Без вмешательства эксперта, такие симптомы нередко перерастают в заболевания и нарушения, которые мешают полноценной жизни. У ребенка может возникнуть заикание, нервный тик или энурез.

Спасибо.Я с ней всегда очень строга на людях,и дома как ВЫ правильно написали я её тискаю потому что она хорошенькая,милая,каждые 15 мин лезет целоваться,обнимает и милым голоском говорит ммаааама.юбимая мая.и ВСё прекрасно и послушная и всё такое. Но вот проблема как только в её полезрения появляется моя сестрёнка ей 14 лет или мама или папа,или муж,или мои подруги или детки чужие у неё крышу сносит. Сейчас тк в моём доме идёт ремонт я на 3 мес привезла её к родителям поближе к морю,думала буду ходить с ней воздухом морским дышать и чисто вокруг,деревенька просто чудо. но выйти с ней из дома для меня каторга.как только выходим за двор ей срочно нужно идти по бардюру,окей пошли она начинает падать с него и при этом не хочет держать меня за руку,потом начинает истерить от того,что у неё не получается идти самой падает на землю и орёт я поднимаю идём еле-еле,потом начинает проситься на руки и тоже с истериками пока не возьмёшь,беру на руки начинает раскачиваться и нести её сложно 12 кг всё таки. отпускаю пройтись пешком опять истерики,приходим к месту назначения и у неё срывает крышу,сразу всех толкать с качель,потом с горки потом с песочницы всех выгоняет и всё это с криками.сказать что жадная и эгоистка не могу. Дома всегда со всеми всем делиться даже печеньку одну пополам со мной ломает. Я переживаю хоть бы нас садика не выгнали. Для неё нет авторитетов вообще не дядю не тётю посторонних(кот ей говорят так себя вести нельзя) не слушает только меня дома и только наедине тогда ангелочек. и ещё проблема в том,что моя мама всегда её защищает,только я ей грубо скажу что-то мама сразу в позу не трогай ребёнка ты плохая мать и ищи проблемы в себе.малаячувсвует защиту и садиться на голову ещё больше короче капец...

Ну вот, я вам в начале своих мыслей и написала фразу ’непревзойденный мамин авторитет’, то есть только вы знаете, как правильно, простите, но тут надо всем родственникам рот затыкать. Это важно, психологи все твердят, важно, чтобы все абсолютно родственники придерживались маминых правил, а не шли наперекор при ребенке, что первый звоночек и отправная точка для манипулирования вами вашем же цветочком. Я своим говорю, так, я сказала! Вы не чувствуете себя главной в воспитании, может, из-за того, что не обеспечиваете семью, не знаю. Но вы должны дать понять всем, что повоспитание дочери - приоритет и вы главная именно в этом вопросе.

И еще, мой сын весит больше 16 кг уже и до года уже 11 весил... Так тисканья у нас только сидя, приучала, что девочкам тяжести вредно поднимать, так что истерики с падениями не пройдут.

Пожалуй, в возрасте 2 — 3 лет все дети кажутся взрослым непослушными . Родители уверены, что, кроха все делает наоборот, а то и совсем не обращает внимания на их слова. Праздник непослушания, не иначе! Наказывать, шлепать и ставить в угол, как правило, бесполезно. Но и на самотек пускать такое безобразие страшновато. Какие методы применять, чтобы он перестал упрямиться?

Причины непослушания в возрасте 2 — 3 лет

Дело в том, что малыши становятся с каждым днем самостоятельнее, а родители это не всегда принимают во внимание. Вчера еще ребенок не умел, а сегодня научился расстегивать пуговицы, вчера не умел, а сегодня уже закрывает сам дверь. Пустяки? Нет. Рост самостоятельности толкает детей на новые «подвиги», хочется своими руками повертеть, подергать, выключить, бросить. Это нередко раздражает взрослых-те запрещают дергать, выключать, бросать и т. д. А ребенок просто не может перестать - вот вам и непослушание. Взрослый сердится, наказывает малыша, а тот становится только еще непоседливее, еще непослушнее. Он настаивает на своем. Такая «борьба» может завести далеко…

Что же делать, если ребенок в 2 — 3 года вдруг стал непослушным?

Прежде всего, попробовать пересмотреть свои собственные действия. Всегда ли вы правы и даже логичны? Ведь невозможно же ничего не разрешать малышу делать самому. Нельзя все время говорить только «нельзя»! Вот забивают гвозди, мальчик кричит: «Дай я!» Проще, конечно, отказаться: ты, мол, маленький, тебе рано. Но лучше сказать: «И ты будешь. Бери по одному гвоздику и подавай мне. Вот вместе и забили».

Ну а в тех случаях, когда запретить необходимо, следует проявить твердость. Увидели, что сын влез в ботинках на диван - скажите, что так делать нельзя. Если, несмотря на запрещение, ребенок продолжает упорствовать, можно применить разные меры воздействия.

Сначала попробовать отвлечь. Допустим, несмотря на предупреждение, мальчик шумит, кричит. Подойдите и шепотом скажите на ухо: «Вон там в углу спрятались мышки. Давай тихо-тихо, на цыпочках пройдем мимо так, чтобы они нас не услышали». Или предложите какое-то привлекательное дело: «Иди скорее сюда! Помоги собрать спички - я их нечаянно рассыпала». Малыш отвлечется, забудет о капризах.

Если эти уловки не помогают, попробуйте сделать сердитое лицо, сказать: «Не хочу на тебя смотреть!» И уйдите в другую комнату, в кухню. Малыш, оставшись без «зрителя», довольно часто быстро входит «в норму».

Если маленький упрямец продолжает делать по-своему и это уже неприятное, серьезное прегрешение, можно отказать в том, что малыш очень любит: сегодня не будешь смотреть передачу «Спокойной ночи, малыши!» И, несмотря на слезы, просьбы, сдержать слово. Ребенок должен усвоить, что мама ничего просто так не говорит.

Воспитание прутиком?

В 2 два года дети все активнее проявляют характер, словно испытывают родителей на прочность, определяя для себя рамки дозволенного. Непослушный ребенок для родителей — проблема. Конечно, прут - никудышный воспитатель, даже и в том случае, если им «только пугают».

Способность ребенка слушаться (а точнее говоря - управлять своим поведением) воспитывается совсем иными способами. Как физкультурник начинает тренировки с простых упражнений, так и послушание надо тренировать начиная с легких, посильных для малыша заданий. Вы весело и приветливо говорите ему: «Пойди ко мне!» и маните его. Если он сразу послушался и пришел, подхватите его, подбросьте (дети это очень любят), приласкайте, похвалите.

Если же ребенок не идет сразу, скажите веселее: «Беги ко мне, топ-топ!». «Топ-топ»-элемент игры, это ваша помощь ребенку. Приласкайте его, похвалите, как хорошо он умеет «топать». Это первое «упражнение» в науке послушания повторяйте почаще, вырабатывая своего рода рефлекс «зовут - иду».

Предположим такую ситуацию: вы говорите: «Полей цветочки». Ребенку не хочется, послушание его «под сомнением». Надо ему помочь - и вы продолжаете говорить, словно не замечая его нежелания: «Посмотри, как цветам хочется пить. На кружечку, иди скорей, полей!» Если замечаете, что слова ваши не действуют, скажите: «Пойдем вместе поливать, ты мне поможешь».

Если вам надо, чтобы ребенок сделал что-то выходящее из рамок его психических силенок (например, надо идти гулять, а он увлечен новой игрой), в этом случае помогите ему, - расскажите о том, что можно увидеть интересного во дворе.

Кое-кто из родителей возразит, что часто нет времени на все эти отвлечения и переключения. Это неверно. Проще потратить какие-то минуты на отвлечение, чем гораздо больше времени на возню с орущим и противодействующим ребенком.

в заключение

Каждый раз старайтесь применять разные методы. Но не забывайте, что нередко то, что взрослые называют упрямством, на самом деле всего лишь проявление энергии, которую ребенок не знает куда приложить. Направляя энергию на «мирные» цели, вы сможете избежать проявления капризов и упрямства.

Статья основана на материалах печатных изданий и собственных наблюдениях

Метки: воспитание непослушного ребенка 2 — 3 года, непослушный ребенок в 2 и 3 года, воспитание детей дошкольного возраста.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Детство — уникальная пора каждого человека, где закладываются его привычки, повадки и особенности характера. Для того, чтобы подросток не ощущал, что весь мир ополчился против него, нужно грамотно подавлять его детские приступы непослушания . Иначе, та пропасть непонимания будет только расти. Чтобы исключить подобное, в первую очередь стоит разобраться в мотивах по которым ребенок не слушается. Ведь решение любой проблемы кроется в её истоках.

Зачастую, чтобы отвлечь непослушного ребенка от шалостей родители пробуют его отвлекать, шутить, запрещать, но ничего не получается. Тогда родители в растерянности и задаются вопросом — что делать, если ребенок не слушается?

Если ваш ребенок не слушается — причины детского непослушания

Главные факторы, влияющие на то, что ребенок не слушается:

  1. Возрастной кризис

Специалистами выделимы определенные возрастные периоды, когда возможен данный кризис (1 год, 3 года, дошкольный и подростковый период, а также переходный возраст.)

Для каждого детского периода взрослые устанавливают определенные рамки поведения и дозволенности. В год малыш овладевает навыками хождения, пытается быть самостоятельным и с любопытством рассматривает мир вокруг. Родители, пытаясь избежать детских травм, многое ему запрещают, вызывая этим недовольство со стороны ребенка.

  1. Взрослые предъявляют много требований и ограничений

Когда ребенок постоянно слышит запреты, то это рано или поздно спровоцирует бунт с его стороны. Обязательно соизмеряйте количество, сказанных вами «нельзя». Проведите исследование, к примеру посчитайте количество запретов, наложенных вами за определенный промежуток времени (это может быть 30 минут или весь день). Если запретов чересчур много, то максимально уменьшите их число. Оставьте только те из запретов, которые ограждают малыша от увечий и несут охрану его жизни (шалости на проезжей части, игры с лекарственными препаратами, исследование розеток и электроприборов). Не нужно постоянно нести запреты на громкий смех, беготню и разбрасывание игрушек. Помните, что перед вами непоседливый ребенок, который с интересом познает мир.

  1. У родителей отсутствует последовательность


Зачастую родители закрывают глаза на маленькие детские шалости, поэтому дети считают, что делают все правильно. Но случаются ситуации, когда у взрослых преобладает плохое настроение в следствии стресса, тяжелого дня на работе или просто головной боли. И когда — наказывают его. Тогда у ребенка возникает внутренний конфликт, он испуган и пребывает в замешательстве. Ребенку сложно проследить цепь событий и выявить, почему всегда «это» было можно, а сейчас за «это» наказывают. Если такие ситуации войдут в привычку, то это вызовет у ребенка непослушание.

  1. Вседозволенность

Когда ребенок не ощущает абсолютно никаких запретов со стороны взрослых, то он привыкает к этому. И в какой-то момент родители начинают замечать, что их ребенок стал неконтролируемым. Тогда они стараются привить ему основные нормы морали и уважения, но время упущено, и единственное, что они получают от чада, это то, что ребенок не слушается.

  1. Слова и поступки взрослого не соответствуют друг другу

Дети являются малыми копиями своих родителей. Поэтому, если взрослые пообещали о чем-то крохе, но не выполнили, и такие случаи происходят часто, то в итоге родители получат непослушного ребенка. Малыш решит, что взрослого слушать не обязательно, он все равно обманет.

  1. Члены семьи предъявляют разные требования

Часто можно наблюдать ситуацию, когда один из взрослых балует малыша, а второй достаточно строг. Эта ситуация может возникнуть как между самими родителями, так и между родителям с бабушками/дедушками. К примеру, строг отец, а мама позволяет вольности. Тогда возможны два варианта. Первый вариант — малыш решит, что раз папа строг, то его слушать нужно обязательно, а маму можно не слушать, она ведь все равно все простит. Второй вариант — ребенок не слушается папу, ведь мама при любом раскладе защитит его от папы-тирана. Это касается и бабушек/дедушек, привыкших баловать внуков, а родители потом страдают от этого, получая непослушного ребенка.

  1. Уважительное отношение к ребенку отсутствует

Некоторые родители думают, что ребенок не может иметь своего мнения. Это большая ошибка с их стороны, ведь каждый кроха — индивид и у него обязательно должно сформироваться личное представление обо всем в мире. При таком раскладе, чувствуя несправедливость в свой адрес, ребенок не слушается.

  1. Нередкие ссоры в семье, развод


Непослушный ребенок может быть следствием того, что ему не хватает внимания и заботы. Если родители слишком увлечены ссорами между собой, то на ребенка уделяется время только лишь затем, чтобы поругать его за шалость. Со временем такая ситуация войдет в привычку и ребенок не будет слушаться родителей только лишь затем, чтобы те обратили на него внимание.

Если говорить о разводе родителей, то для любого ребенка, сколько бы ему не было лет — это большой стресс. У крохи, как правило, развивается вызывающая манера поведения. Ребенок не слушается родителей, так как считает, что тем самым сплотит их.

Как наказать непослушного ребенка


Если ребенок непослушный, то это нужно пресекать. А именно:

  1. Соизмеряйте наказания и поощрения. За тяжелые проступки, которые могут причинить ущерб самочувствию и жизни, ребенка нужно наказать обязательно. На мелкие проступки изредка можно не обращать внимания, и главное не забывать про похвалы и поощрения за послушное поведение.
  2. Контролируйте свое поведение во время предъявляемых запретов. Пытайтесь говорить смирной и ровной интонацией, не переходя на крик. Не утаивайте своих эмоций. Честно признайтесь крохе, что вы ощущаете от его данной шалости.
  3. Привлекайте детское внимание к вашим просьбам иными методами. Случается, что оторвать кроху от какого-либо увлечения бывает просто невозможно. Тогда можно попробовать позвать его шепотом, применить мимику или жесты. Как правило, ребенок сразу прочувствует изменение вашего поведения.
  4. Не нужно повторять одну и ту же просьбу несколько раз. Иначе произойдет привыкание к таким повторениям и ребенок не будет слушать вас с первого раза. Для начала сделайте первое предупреждение, при выполнении которого ребенок избежит наказания. Если же малыш проигнорировал ваши слова, то наказание следует провести незамедлительно. Но бессменно всегда объясняйте ребенку истоки его наказания. С помощью такой отработанной схемы чадо придет к сознанию того, что ему выгоднее сразу откликаться на первое ваше предупреждение.
  5. Старайтесь при разговоре с ребенком исключить частицу «не». Нередко ребенок не слушается, так как не воспринимает слова с негативным смыслом. Попробуйте сменить выражения («не бегай», « » и прочие) на схожие по смыслу («попробуй ходить медленнее», «а ты умеешь говорить тише?»).
  6. Если непослушный ребенок начинает истерику, постарайтесь не нервничать и игнорировать это. После того, как ребенок будет в состоянии выслушать вас, озвучьте свои требования еще раз. Попробуйте перевести детское внимание на другой предмет.
  7. Строго придерживайтесь последовательности в своих высказываниях, поступках, просьбах. Это должно касаться всех членов семьи. Иначе, при малейшем проступке с вашей стороны кроха не будет слушаться.
  8. Не забывайте уделять ребенку должного внимания, как бы заняты вы не были. И речь тут идет не столь о количестве, уделенного вами времени, а о его качестве. Ведь 30 минут увлекательного времяпровождения вместе не сравнить с часами малоэффективного общения. Если ребенок непослушный, то данный совет, как нельзя лучше подойдет вам.
  9. Терпимо воспринимайте взросление своего чада. Ребенок не слушается родителей особо в период взросления. Возможно под давлением друзей или просто, пытаясь выказать свою независимость ребенок становится крайне непослушным. В такой момент главное не потерять доверие ребенка и найти грамотный выход.
  10. Если по каким-либо причинам вы утратили свой авторитет перед ребенком, то постарайтесь вернуть его. Чаще проявляйте заинтересованность к его жизни и чувствам.

Как бороться с причинами детского непослушания?

Если ребенок не слушается, то для начала восстановите доверительные отношения с ним. Основа доверия ни в коей мере не кроется в беспрекословном подчинении вам. Ребенок должен иметь возможность безбоязненно задавать вам вопросы на интересующие его темы. Ребенок должен ощущать, что возникшая дилемма может решиться по-разному. Для этого родителям также необходимо задавать встречные вопросы («Как, ты думаешь?», «Могу я рассматривать твою помощь?»).


При изъявлении своих требований не забывайте физического контакта (обнимите ребенка, поцелуйте, погладьте). Такие движения будут куда действеннее нежели окрики и запугивания. И ребенок при этом прочувствует двухстороннюю заинтересованность в выполнении просьбы. Прикосновениями вы выразите не озвученные слова — «Мы вместе, и это самое важное».

Так же важно соблюдать и зрительный контакт. При строгом взгляде ребенок на подсознательном уровне начнет оборонительный процесс, а любая просьба с вашей стороны будет рассматриваться, как угроза в его адрес.

Помните о поощрениях и благодарностях за уже выполненные просьбы. Так ребенок будет чувствовать свою нужность и значимость.

Ребенок должен осознавать, что в непредвиденных ситуациях при угрозе жизни и здоровью, он неукоснительно должен слушаться старшего.

Среди ошибок, совершаемых родителями при воспитании особо выделяются три из них. А именно:

  1. Идти у ребенка на поводу. Несмотря на то, что каждый ребенок — индивид, нужно осознавать, где необходимо поставить черту вседозволенности.
  2. Обсуждать поведение ребенка между собой при нем. Ребенок смекнет, что если присутствуют обсуждения между родителями по поводу его поведения, то существуют и разногласия. Такого быть не должно.
  3. Крик на ребенка.

Что делать, если ребенок все равно не слушается?

Если ребенок не слушается родителей, то он обязательно должен понести наказание.

Наказывая ребенка, родители должны учесть следующее:

  1. Не опирайтесь на свое настроение. Если по-вашему мнению ребенок совершил проступок, то не зависимо отличное у вас настроение или плохое — накажите чадо. Будьте последовательны в действиях.
  2. Ребенок должен осознавать причины наказания.

Если ребенок не слушается, то наказание не должно для него быть чем-то противоестественным. Этому и нужно научить ребенка, чтобы он понимал, что наказание неизбежно, если он не исправит свое поведение и не будет придерживаться общих правил. Можете сослаться на жизненные примеры (Проехав на красный свет светофора — можно спровоцировать аварию; пойти зимой на прогулку без шапки — легко заболеть).

Перед тем, как наказать , обязательно поведайте ему о последствиях его непослушания. Но разъяснения ведите со спокойной и ровной интонацией. Ваш тон должен выражать твердость, и не терпеть пререканий.

Правильное воспитание и развитие темперамента чада вероятно следованию следующих правил:

  1. При наказании лишайте ребенка именно тех вещей, которые для него действительно важны.
  2. Наказание должно следовать сразу же за свершенным проступком. Откладывать наказание, даже на незначительное время, нельзя. Дети по иному воспринимают временное пространство, и по прошествии какого-то времени соотнести наказание и шалость у них не получится. Что приведет к непониманию со стороны ребенка и затаенной на вас обиды.
  3. Пред тем, как что-то запретить ребенку, обдумайте данный запрет ни один раз, чтобы в дальнейшем не менять свою позицию. Если вы озвучили слово «нет», то это решение должно быть неукоснительным и не поддающимся изменению. Иначе, вскоре ребенок поймет, что вас легко уговорить. Тогда рамки поведения будет ставить он, а не вы.
  4. Чтобы у ребенка не возникло агрессии и не развились комплексы, ни в коем случае не поднимайте на него руку.
  5. Не пытайтесь взять полный контроль над поведением вашего крохи. Это может спровоцировать его несостоятельность во взрослом периоде. К примеру, среди наркозависимых очень много таких личностей, которые не могут сами принимать решения, а подвержены мнению со стороны.

В каких моментах наказания не применимы:

  1. Во время принятия пищи.
  2. При болезни.
  3. После сна или перед ним.
  4. В моменты увлеченности самостоятельными играми.
  5. Если ребенок хотел сделать вам сюрприз, но нечаянно что-то попортил.
  6. При посторонних.

Зачастую причины детского непослушания кроются в оплошностях, допущенных родителями при воспитании.

Например, ребенок захвачен игрой или просмотром передачи, тогда его внимание сложно переключить на что-то еще и зрительный контакт в этот момент потерян. А при озвучивании просьбы взгляд глаза в глаза просто необходим.

Если перед ребенком стоят слишком сложные задачи, то вы будете видеть непослушного ребенка, не выполняющего ваши требования. А в действительности, малыш в тупике и не понимает чего от него хотят. Не требуйте исполнить сразу много поручений. Делите требования на легкие и маленькие этапы.

Ребенок не слушается родителей , если те неправильно формируют просьбу. К примеру, вы подметили, как кроха хулиганит и всюду разбрасывает свои игрушки. В данной ситуации нужно сказать напрямую: «Перестань разбрасывать игрушки» , а не задавать вопрос о том, сколько он еще собирается это проделывать.

Если вы говорите слишком много слов, то ребенок вряд ли вас поймет. Сводите просьбы к простому и понятному для крохи изложению. Не используйте витиеватых фраз.

Непослушный ребенок не сможет успокоиться, если в свой адрес будет слышать крики. Держите под контролем свои эмоции и не позволяйте крику вылезти наружу.

Возможно вы ждете слишком быстрой реакции. Проявите терпение, ведь для дошкольников нужно больше времени для осознания ваших слов.

Непослушному ребенку не пойдут на пользу ваши частые повторения. Это лишь усугубит дело и превратит малыша в безынициативную личность.

Расклейте по дому картинки-напоминалки, ведь у деток очень хорошо развита зрительная память. В ванной повесьте плакат о пользе мытья рук и очистки зубов, в спальне — о пользе чистоты и том, что игрушки должны лежать на местах, а на кухне расположите картинку о том, какими приборами нужно пользоваться во время еды.

Старайтесь искоренить в диалоге с крохой частицу «не» , заменив похожей по смыслу фразой. К примеру, вместо «не ходи в грязь» , скажите «Давай лучше обойдем эту лужу по травке» .

Характер ребенка и вероятность его послушания зависят также от стиля воспитания:

  1. Авторитарный. В этом случае воля ребенка полностью подавляется родительской.
  2. Демократический. Родители общаются с детьми в форме беседы, а не приказов. Не во всех вопросах, но все же ребенок имеет право голоса.
  3. Смешанный. Родители используют методику «кнута и пряника». Дают небольшие послабления ребенку от «порки» до «порки» .

Непослушный ребенок — что советует доктор Комаровский (видео):

В современной детской психологии давно считается, что наказания - пустая трата времени, если мы хотим, чтобы ребенок слушался. Чем же нужно заменить наказания?

Допустим, у вас ребенок с характером. Может быть, он бьет братьев и сестер. Или просто не хочет надевать туфли, чтобы ехать в школу, а вы опаздываете на важное совещание. Что вы делаете в таких случаях? Орете на него? Приводите аргументы? Угрожаете поркой? Скорее всего, вы делаете что-то из этого, верно?

Алан Каздин, директор Йельского центра воспитания детей утверждает, что, наказывая, мы только помогаем себе снять напряжение, но никак не влияем на поведение ребенка.

Условно всех родителей можно поделить на три группы. Первая - идеальные родители , которые делают «все как надо ». Они четко следуют всем советам педиатров и детских психологов, всегда берут в поездку только органические овощи для перекуса. Но таких родителей не так уж и много.

Вторая группа - родители, которые очень часто наказывают детей, иногда и вовсе незаслуженно . «Ежовые рукавицы » - вот их стандарт воспитания. К счастью, таких родителей тоже наперечет.

Третья группа находится где-то посредине . Они и не супер-родители, и не те, кто будет наказывать без повода. Сегодня они прощают детям любые шалости, а завтра вдруг становятся непомерно строгими. Именно к этой группе принадлежит абсолютное большинство современных мам и пап.

Где же люди берут свои принципы воспитания? Что определяет, какими мы будем родителями?

Алан Каздин считает, что мы не можем знать наперед какими родителями мы будем, но часто на это влияет то, какими методами нас воспитывали в свое время наши родители.

То как ведут себя мама и папа влияет на поведение ребенка и в детском возрасте и, когда он сам уже становится взрослым.

Например, если родители саркастичны с ребенком, то чаще всего ребенок будет использовать сарказм в общении со сверстниками . Если к ребенку в семье применяют физические наказания, то не удивительно, если он будет решать споры с другими детьми этим же способом.

Наш мозг так устроен, что мы лучше запоминаем что-то плохое, чем что-то хорошее.

Например, если кто-то из близких 10 раз сделал для нас что-то хорошее, а на 11-й раз - что-то, что нам не понравилось, то мы запомним именно этот последний негативный опыт.

Воспитывая своих детей, мы также будем «вытаскивать » из памяти те методы воспитания, которые запомнились нам из детства лучше всего. И в большинстве случаев это будут именно наказания.

Конечно, на наше собственное поведение будут влиять и личностные особенности, такие как темперамент.

То есть на то, какими мы становимся мамами и папами, влияют методы наших родителей, наши личные характеристики, опыт наших сверстников и, конечно же, постоянных стресс, в котором мы живем.

Никто не говорит, что воспитывать ребенка легко. Иногда мы кричим, иногда пытаемся уговаривать, иногда думаем, что мы замечательные родители. Иногда даже, что мы величайшие родители в мире.

Если ребенок делает что-то плохое, то мы пытаемся все ему объяснить так, как будто мы говорим со взрослым человеком.

Доктор Каздин считает, что это действительно хорошая практика - так мы можем влиять на то, как ребенок думает. И это развивает его интеллектуальные способности, это не изменит его поведения.

И как только мы понимаем, что это не работает, мы тут же впадаем в отчаяние и выдаем ребенку свои любимые шаблонные фразы: «я же тысячу раз тебе говорила », «я же тебя предупреждал, что так и будет » и т. д.

На планете вряд ли найдется хотя бы один курильщик, который скажет: «Что?! Курение вредит моему здоровью! Почему мне не сказали об этом раньше? ». Говорить людям о вреде чего-либо можно, но это не изменит их поведения.

Многие родители не только объясняют «что плохо, а что хорошо », а также кричат на ребенка или используют физические наказания. Но верный способ избавиться от плохого поведения - перестать наказывать . Даже такие, казалось бы, не жесткие наказания, как игнорирование или уговоры, не работают.

Как же изменить поведение ребенка, не наказывая его?

  1. то, что предшествует поведению;
  2. само поведение;
  3. результат поведения.

Чтобы изменить поведение ребенка, нам в первую очередь нужно научиться управлять тем, что ему предшествует. Например, ребенок отказывается что-то сделать - он просто говорит «нет, я не буду ».

Это очень легко изменить, но мы не хотим этого делать. Нам проще сказать «делай так, как я говорю », «сделай это немедленно » и т. д. Это очень типичная ситуация.

Но что нам в действительности следует сделать?

Есть два варианта. Первый - это не давить на ребенка и давать любые инструкции ласково . Например, «Сложи, пожалуйста, игрушки ». Нужно быть дружелюбным и не слишком настойчивым.

Второй вариант - это выбор . Например, «Какую куртку ты хочешь надеть - красную или зеленую? ». Сам выбор не принципиален, но его наличие дает ребенку больше свободы.

Это то, что предшествует поведению. А теперь само поведение.

Если ребенок сделал то, чего мы от него хотели, то мы должны обязательно его похвалить . Не бойтесь быть несдержанными в своем поощрении - ребенок должен наверняка понять, что он все сделал правильно.

В Йельском центре воспитания специалисты работают с двумя группами детей. С очень агрессивными детьми, у которых серьезные психические проблемы. И с обычными детьми, родителям которых просто необходима небольшая помощь психологов.

У детей бывают 45-минутные истерики, они падают на пол, могут бить родителей, ломать вещи и т.д. Родители наказывают детей за истерики, но это делает только хуже.

Основной вопрос, с которым родители приходят к доктору Казди: «Вы можете хоть что-нибудь сделать с истерикой моего ребенка? ». В ответ на это психолог предлагает родителям и ребенку сыграть в игру.

Суть игры - повторить ситуацию, в которой как правило возникает плохое поведение. Отличие в том, что во время игры никто не напряжен - ни ребенок, ни родители. Никто не кричит, не падает на пол и не применяет физического насилия.

Мама говорит ребенку с улыбкой и как можно ласковее: «Ты не сможешь сегодня вечером посмотреть телевизор ». Ребенок спокоен, у него нет истерики.

Это игра и ребенок это понимает. Скорее всего он даже будет улыбаться. Мама с большим энтузиазмом хвалит ребенка: «Невероятно! Я не могу поверить, что ты так хорошо себя ведешь! ».

Ребенок запоминает похвалу и будет стремиться и в будущем ее получить. Чтобы это стало его привычкой, нужно повторять игру снова и снова, желательно каждый день.

Конечно через какое-то время реальная истерика повторится вне игры, но поведение ребенка обязательно станет немного лучше. Обязательно нужно похвалить ребенка за это. Поощрение должно быть очень эмоциональным. Изменения, как правило, занимают около трех недель .

Конечно, это только один из примеров плохого поведения. На самом деле это могут быть и намного более серьезные проступки - поджог в школе, избиение сверстников и т. д. Или наоборот какое-то мелкое непослушание - отказ есть овощи или нежелание делать уроки.

Но основной принцип один и тот же - что предшествует плохому поведению и что родители могут сделать, чтобы изменить его. Заблокировать его похвалой? Или наказать? Как видим наказание не совсем действенный способ.

Данный метод воспитания работает для всех возрастов - в том числе и для подросткового.

Алан Каздин называет это положительно противоположным поведением: Всякий раз, когда мы хотим избавиться от чего-то, мы должны понимать, что именно мы хотим увидеть на этом освободившемся месте.

Доктор предлагает хвалить подростков не только тогда, когда они делают что-то хорошо. Но и в тех ситуациях, когда они просто не делают ничего плохого. Это будет стимулировать ребенка к хорошему поведению, и он не будет чувствовать такого сильного давления со стороны взрослых.

Родителям сложно перестать наказывать и только хвалить детей. Ведь такие методы противоречат всему тому, что они уже знают о воспитании.

Многие следуют принципу, если ребенок не делает то, чего мы от него хотим - его нужно наказать. Но когда и наказания не работают, то родители впадают в отчаяние от осознания того, что они никак не могут повлиять на ситуацию.

Психолог считает, что мы не можем изменить своих детей. Но мы можем измениться сами как родители и тем самым повлиять на детское поведение.